Контроль загрязнения окружающей среды. Мониторинг загрязнения окружающей среды

Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха городов Республики Крым

за период с 13-00ч 18.10. по 07-00ч 22.10.2018 г

г. Армянск . По данным наблюдений 2-х стационарных постов (ул. Симферопольская,1; ул. Магдесяна 1; определяемые показатели — взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода, аммиак, формальдегид, фтористый водород) 18-22 октября 2018 года превышений ПДК не наблюдалось.

г. Керчь. По данным наблюдений 2-х стационарных постов (ул. Шлагбаумская, 39; ул. Энгельса, 1; определяемые показатели — взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, аммиак, формальдегид) 18-22 октября 2018 года превышений ПДК не наблюдалось.

г. Красноперекопск. По данным наблюдений 2-х стационарных постов (ул. 50 лет Октября; ул. Менделеева; определяемые показатели — взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода, аммиак, формальдегид, фтористый водород, хлористый водород) 18-22 октября 2018 года наблюдались превышения ПДК по: хлористому водороду – 1,35 ПДК; оксиду углерода – 1,04 ПДК.

г. Севастополь. По данным наблюдений одного стационарного поста (ул. Госпитальный спуск, 1; определяемые показатели — взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода, формальдегид) 18-22 октября 2018 года превышений ПДК не наблюдалось.

г. Симферополь . По данным наблюдений 3-х стационарных постов (ул. Снайперов, 31/47; ул. Крылова, 32; ул. Б. Хмельницкого, 27; определяемые показатели — взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода, формальдегид) 18-22 октября 2018 года превышений ПДК не наблюдалось.

г. Ялта . По данным наблюдений 2-х стационарных постов (ул. Маршака, 9; ул. Коммунаров, 8; определяемые показатели — взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, формальдегид) 18-22 октября 2018 года наблюдались превышения ПДК по диоксиду азота – 1,07 ПДК.

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха за сентябрь 2018 года

ФГБУ «Крымское УГМС» проводит систематические наблюдения за состоянием загрязненности атмосферного воздуха Крыма на 12 стационарных постах (ПНЗ), расположенных в городах: Армянск, Керчь, Красноперекопск, Севастополь, Симферополь, Ялта (рисунок 1). Наблюдения проводятся ежедневно 2–4 раза в сутки. Измеряются концентрации взвешенных веществ, диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота, формальдегида, бенз(а)пирена и ряда других загрязняющих веществ.

Рисунок 1 - Схема расположения постов мониторинга атмосферного воздуха и метеостанций на территории Республики Крым

Для оценки качества атмосферного воздуха, полученные концентрации загрязняющих веществ (в мг/м 3 или мкг/м 3) сравнивают с предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Средняя концентрация за месяц загрязняющего вещества сравнивается со среднесуточной ПДК (ПДК с.с.), наибольшая разовая концентрация – с максимальной разовой ПДК (ПДК м.р.).

* ПДК - санитарно-гигиенический норматив, установленный Минздравсоцразвития России (СанПиН 2.1.6.1032-01).

Используются два показателя качества воздуха: стандартный индекс (СИ) и наибольшая повторяемость (НП):

*СИ - наибольшая измеренная за короткий период времени концентрация примеси, деленная на ПДК м.р. , из данных измерений на посту за одной примесью, или на всех постах за одной примесью, или на всех постах за всеми примесями.

*НП - наибольшая повторяемость превышения ПДК из данных измерений на посту за одной примесью, или на всех постах за одной примесью, или на всех постах за всеми примесями (выражается в %).

Степень загрязнения атмосферы оценивается по четырем градациям значений СИ и НП в соответствии с таблицей 1.

Т а б л и ц а 1 - Оценки степени загрязнения атмосферы

Градации

Загрязнение

атмосферы

Показатели

Оценка
за месяц

Повышенное

Очень высокое

Если значения СИ и НП попадают в разные градации, то степень загрязнения атмосферы оценивается по наибольшему значению из этих показателей.

Оценка уровня загрязнения воздуха за месяц является ориентировочной. На основании полного объема полученных результатов за год будет проведена и представлена окончательная оценка.

Красноперекопск уровень загрязнения атмосферы определялся как повышенный. Загрязнение атмосферного воздуха города наблюдалось по пяти показателям: взвешенным веществам, оксиду углерода, диоксиду азота, диоксиду серы, хлористому водороду. Значение СИ для взвешенных веществ равно 1, значение НП равное 7%. Значение СИ для оксида углерода равно 2, значение НП равно 4%. Значение СИ для диоксида азота равно 1 значение НП равное 1%. Значение СИ для диоксида серы равно 1 значение НП равное 1%. Значение СИ для хлористого водорода равно 3 значение НП равное 1%.

В сентябре 2018 года по городу Армянск уровень загрязнения атмосферы определялся как повышенный. Загрязнение атмосферного воздуха города наблюдалось по пяти показателям: взвешенным веществам, диоксиду серы, оксиду углерода, фтористому водороду, хлористому водороду. Значение СИ для взвешенных веществ равно 1, значение НП равное 7%. Значение СИ для диоксида серы равно 1, значение НП равное 1%. Значение СИ для оксида углерода равно 1, значение НП равное 2%. Значение СИ для хлористому водороду равно 2, значение НП равное 2%. Значение СИ для фтористого водорода равно 1 значение НП равное 1%.

В сентябре 2018 года по городу Севастополь уровень загрязнения атмосферы определялся как низкий. Загрязнение атмосферного воздуха города наблюдалось по взвешенным веществам, значение СИ равно 1 значение НП равное 3 %.

В сентябре 2018 года по городу Симферополь уровень загрязнения атмосферы определялся как низкий. Загрязнение атмосферного воздуха города наблюдалось по взвешенным веществам, значение СИ равно 3 значение НП равное 2 %.

В сентябре 2018 года по городу Ялта уровень загрязнения атмосферы определялся как низкий. Загрязнение атмосферного воздуха города наблюдалось по диоксиду азота, значение СИ равно 2, значение НП равное 1%.

В сентябре 2018 года по городу Керчь уровень загрязнения атмосферы определялся как низкий.

Наблюдения за радиоактивным загрязнением окружающей среды

за сентябрь 2018 г.

В соответствии с государственным заданием Росгидромета, на территории Республики Крым и города Севастополя ФГБУ «Крымское УГМС» организован и проводится ежедневный радиационный мониторинг, который включает в себя:

1. Измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения (МЭД)

Систематические стационарные наблюдения за радиоактивным загрязнением окружающей среды проводятся на 17 метеостанциях путем ежедневного измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на местности (МЭД). Измерение МЭД на всех станциях производится согласно РД 52.18.826 – 2015 «Наставление гидрометеорологическим станциям и постам» в 09 часов утра ежедневно с помощью поверенных дозиметров типа ДРГ-01Т или ДБГ-06Т.

2. Отбор проб радиоактивных выпадений на измерение суммарной бета-активности.

Наблюдения проводятся ежедневно на 5 метеостанциях: Керчь, Севастополь, Симферополь, Феодосия, Черноморское ежедневно с помощью горизонтальных планшетов. Отобранные пробы радиоактивных выпадений отправляются на дальнейшее исследование в ИПМ ФГБУ «НПО «Тайфун», г. Обнинск.

Пункты наблюдений на территории деятельности ФГБУ «Крымское УГМС» представлены в Таблице и обозначены на Карте-схеме, номер пункта в таблице соответствует номеру на карте.

Перечень пунктов метеостанций ФГБУ «Крымское УГМС

на карте

Метеостанция

Адрес

М Алушта г. Алушта, ул. Чатырдагская, 7
Крымская Сс г. Белогорск, ул. Спаи, 3
М Владиславовка с. Владиславовка, ул. Пушкинская, 10
М Джанкой г. Джанкой, ул. Чехова, 7
МГ Евпатория г. Евпатория, пл. Моряков, 1а
М Ишунь с. Ишунь, ул. Ленина, 33а
ГМБ Керчь г. Керчь, ул. Вокзальное шоссе, 140
А Клепинино с. Клепинино, ул. Клепининская, 9
МГ Мысовое с. Мысовое, ул. Анджиевского, 8
М Нижнегорский пгт. Нижнегорский, с. Плодовое
М Раздольное пгт. Раздольное, ул. Горького, 11
МГ Севастополь г. Севастополь, ул. Госпитальный спуск, 1
АМЦ Симферополь г. Симферополь, пл. Аэропорта, 15
МГ Феодосия г. Феодосия, ул. Пушкинская, 16
МГ Черноморское пгт. Черноморское, ул. Фрунзе, 1б
МГ Ялта г. Ялта, ул. Коммунаров, 8
М Симферополь г. Симферополь, ул. Снайперов, 31/47

Схема расположения постов ФГБУ «Крымское УГМС»

В сентябре 2018 года мощность экспозиционной дозы гамма-излучений на территории Республики Крым изменялась в пределах фоновых значений. Превышений не обнаружено.

Мониторинг загрязнения морских вод Крымского побережья

за сентябрь 2018 г.

Мониторинг загрязнения морских вод Крымского побережья Черного и Азовского морей осуществляется на 4 станциях (№ 6,7,8,9), размещенных в Керченском проливе Азовского моря и 1 станции (№ 103) в Ялтинском заливе Черного моря по 15 показателям. В соответствии с планом работ ЛМЗС г. Керчь осуществляет наблюдения за качеством морских вод на станции ОГСНК ІІ категории в районе Керченского пролива, Северной узкости (разрез п. Крым — п. Кавказ), ЛМЗС г. Ялта — на станции ОГСНК І категории, расположенной в акватории Ялтинского торгового порта.

Качество морских вод оценивается на содержание в них загрязнителей таких как: непредельных углеводородов (НУ), синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ), фенолов, хлорорганических пестицидов (ХОП) и биогенного комплекса — фосфора общего, фосфора фосфатного, азота аммонийного, азота нитратного, азота нитритного, азота общего, растворённого кислорода, величины рН, солёности, общей щелочности и кремния. Анализ ХОП включает 8 показателей (ДДТ, ДДД, ДДЭ, α- ГХЦГ, γ-ГХЦГ, ПХБ, гептахлор, альдрин).

В сентябре 2018 года в районе Ялтинского залива наблюдались превышения ПДК по растворенному кислороду.

Мониторинг загрязнения поверхностных вод суши

за сентябрь 2018 года

На территории Республики Крым наблюдения за качеством поверхностных вод по гидрохимическим показателям осуществляется на 14 водотоках и 6 водоемах, в 22 пунктах (26 створах). Пункты наблюдений в системе ГСН на территории деятельности ФГБУ «Крымское УГМС» представлены в Таблице 1 и 2, и обозначены на Карте-схеме 1 и 2, номер пункта в таблице соответствует номеру на карте.

Отбор проб и анализ химического состава вод проводится в соответствии с требованиями нормативных документов Росгидромета. Методики, по которым выполняется химический анализ, входят в РД 52.18.595-96 («Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды» с учетом дополнений и изменений), утвержденный Росгидрометом и Госстандартом России.

Для оценки загрязненности природной воды в Росгидромете в качестве норматива используются предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов, а также водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, наиболее жесткие (минимальные) значения из совмещенных списков.

Наблюдения за химическим составом поверхностных вод, проводятся по стандартным программам, принятым на сети стационарных пунктов наблюдений. В соответствии с программой работ пробы воды на водных объектах отбираются в створах либо ежемесячно, либо один раз в квартал. Отбор проб приурочивается к основным фазам гидрологического режима (зимняя и летняя межень, весеннее половодье, осенний паводок и т.д.). В пробе воды, в зависимости от программы, определяются физические свойства, газовый состав, главные ионы, органические вещества, биогенные компоненты и загрязняющие вещества. Анализ проб проводится по 35 компонентам, а также определяются хлорорганические пестициды (6 показателей). Определяемые показатели гидрохимического состава поверхностных вод в полной мере отражают ситуацию на водотоках и водоемах Республики Крым.

Таблица 1. Черноморский гидрографический район

Номер пункта

наблюдений

на карте-схеме

Наименование водного объекта

Наименование пункта наблюдений

р.Альма пгт. Почтовое
р.Кача с. Баштановка
р.Бельбек с.Фруктовое
р.Биюк-Узенбаш с.Счастливое
р.Кучук-Узенбаш с.Многоречье
р.Черная с.Хмельницкое
р.Дерекойка г.Ялта
р.Демерджи г.Алушта
р.Улу-Узень с.Солнечногорское
р.Ускут с.Приветное
р.Таракташ г.Судак
вдхр. Партизанское с.Партизанское
вдхр. Счастливое с. Счастливое
вдхр. Чернореченское с.Озерное

КАРТА-СХЕМА (1) РАСПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТОВ НАБЛЮДЕНИЙ ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА

р.Биюк-Карасу г.Белогорск вдхр. Феодосийское г.Феодосия вдхр. Аянское с. Мраморное вдхр. Симферопольское г.Симферополь

КАРТА-СХЕМА (2) РАСПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТОВ НАБЛЮДЕНИЙ АЗОВСКОГО

В сентябре 2018г . отбор проб воды проводился в 9 пунктах (12 створах) было отобрано 12 проб воды. Кислородный режим рек и водохранилищ удовлетворительный.

Случаи высокого (ВЗ) и экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) водных объектов не обнаружены.

Превышения концентраций биологического потребления кислорода (БПК 5 ) были отмечены в створах: вдхр. Симферопольское, г. Симферополь, р. Салгир, 0,1 км ниже пгт. ГРЭС, вдхр. Счастливое, с. Счастливое.

Превышения концентраций азота нитритного были отмечены в створах: р. М.Салгир, 0,3 км выше г. Симферополя, р. Салгир, 0,1 км ниже пгт. ГРЭС, р. Салгир, 7 км выше пгт. ГРЭС, р. М.Салгир, в черте г. Симферополь.

Превышение органических веществ (по ХПК ) наблюдалось в створах: вдхр. Аянское, с. Мраморное, р. Салгир, с. Пионерское, вдхр. Симферопольское, г. Симферополь, р. М.Салгир, 0,3 км выше г. Симферополя, р. Салгир, 0,1 км ниже пгт. ГРЭС, р. Салгир, 7 км выше пгт. ГРЭС, р. М.Салгир, в черте г. Симферополь, р. Дерекойка, в черте г. Ялта, вдхр. Счастливое, с. Счастливое.

Превышения по нефтепродуктам были замечены в нескольких створах: р. Дерекойка, 0,5 км выше г. Ялта.

Превышения по анионным синтетически поверхностно-активным веществам (АСПАВ ) выявлены в створах: вдхр. Симферопольское, г. Симферополь, р. Салгир, 7 км выше пгт. ГРЭС, р. М.Салгир, в черте г. Симферополь, р. Дерекойка, в черте г. Ялта, р. Дерекойка, 0,5 км выше г. Ялта.

Государственная наблюдательная сеть за загрязнением окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды имеет следующий количественный состав (по состоянию на I января 2003 г.).

Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся регулярно в 258 городах и населенных пунктах Российской Федерации на 689 стационарных постах Росгидромета. В большинстве городов измеряются концентрации от 5 до 25 веществ.

Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производятся в 6 гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1186 водных объектов. Отбор проб ведется в 1814 пунктах (2486 створах) по физическим и химическим показателям с определением гидрологических показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 160 станциях в прибрежных районах 8 морей, омывающих территорию Российской Федерации. В отобранных пробах определяется до 24 ингредиентов.

Сеть станции наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу Российской Федерации. На 4 станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Пунктами сети наблюдении за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), отдельные лесные массивы зон отдыха и прибрежных зон. Отбор почв производился в хозяйствах, расположенных на территориях 190 районов. В отобранных пробах определялись пестициды 21 наименования. Наблюдением за загрязнением почв 24 ингредиентами промышленного происхождения занимаются 8 УГМС и Московский ЦГМС Росгидромета. Отбор проб проводился в районе 21 города.

Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности (СМЗР) насчитывает 30 постов, которые располагаются на территории 11 УГМС. Посты наблюдения организованы: вокруг крупных промышленных предприятий, где отмечаются серьезные повреждения лесов на достаточно больших площадях; в ценных лесах, отнесенных к памятникам природы; в районах ввода в действие новых крупных промышленных предприятий, выбросы которых в ближайшее время могут привести к ослаблению и повреждению лесонасаждений. Наблюдения проводятся на постоянных пробных площадях.

Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 119 станций федерального уровня, служащих для отбора на химический анализ суммарных проб, и 98 пунктов, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН. Пробы осадков на содержание от 11 до 20 компонентов анализируются в 8 кустовых лабораториях.



Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 535 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значения рН, а также бенз(а)пирен, тяжелые металлы.

Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии природной среды на территории Российской Федерации, на основании которой проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием антропогенных факторов. На территории России находятся 5 станций комплексного фонового мониторинга (СКФМ), которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.

Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей природной среды на стационарной сети осуществляются на 1312 пунктах. Гамма-спектрометрический и радиохимический анализы проб объектов окружающей среды проводятся в специализированных радиометрических лабораториях и группах РМЛ и РМГ.

Кроме того, в системе Росгидромета ведется работа по оперативному выявлению и расследованию опасных эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды и другими причинами.

Мониторинг загрязнения окружающей среды

В настоящее время наиболее употребимы два основных термина, касающихся оценки качества окружающей природной среды: мониторинг и контроль .

Мониторинг – система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного и производственного воздействия. Мониторинг не исключает задачи управления качеством окружающей среды, тогда как контроль подразумевает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды.

Различают довольно много видов мониторинга как по характеру, так и по методам или целям наблюдения. В соответствии с тремя типами (масштабами) загрязнений различают мониторинг глобальный, региональный, импактный; по способам – авиационный, космический, дистанционный; по задачам – аналитический и прогностический.

Глобальный мониторинг предусматривает слежение, за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.

Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы (страны), в пределах которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся по природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов.

Импактный мониторинг обеспечивает наблюдения в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.

Базовый мониторинг – это слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удалённые от промышленных регионов территории, в том числе биосферные заповедники.

При мониторинге качественно и количественно характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические изменения на исследуемой территории, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира.

В основе организации систем мониторинга используются общие теоретические и методологические принципы .

1. Структурно-организационный принцип – система мониторинга любого уровня, являясь многоуровневой иерархической структурой, должна строиться с учетом взаимодействия с высшими и низшими подсистемами.

2. Функциональный принцип – мониторинг функционирует во времени как взаимосвязанная и взаимообусловленная система цепи постоянных наблюдений, оценки, прогноза и управления.

3. Обучающий принцип – с течением времени в системе работающего мониторинга качество прогнозов и эффективность управления должны закономерно улучшаться, система мониторинга во времени должна непрерывно совершенствоваться и строиться как «самообучающаяся» система.

4. Пространственный принцип – пространственная структура системы пунктов получения информации формируется в зависимости от вида мониторинга и определяется природными геологическими и инженерно-геологическими особенностями территории, типом и особенностями инженерных сооружений на ней, состоянием экосистем.

5. Временной принцип – частота наблюдений и сбора информации во времени в системе мониторинга полностью определяется динамикой наблюдаемых (изучаемых) процессов.

6. Целевой принцип – система любого мониторинга должна строиться с учетом достижения его конечной цели – оптимизации управления, что достигается на базе прогнозных оценок ее развития путем выработки оптимальных управляющих решений и рекомендаций.

К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа. При исследовании окружающей природной среды, в зависимости от специфических характеристик объекта, используются различные приборы и системы мониторинга.

Методы химического и физико-химического анализа позволяют определить качественный и количественный состав загрязняющих веществ в окружающей среде (в воздухе, в почве, в воде). Оценка устойчивости природных экосистем к различным видам загрязнений проводится методом биоиндикации.

Биоиндикация – это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ.

Состояние окружающей среды, соответственно и среды обитания, непрерывно изменяется. Эти изменения различны по характеру, направленности, величине, неравномерно распределены в пространстве и во времени. Естественные, природные, изменения состояния среды имеют весьма важную особенность — они, как правило, происходят около некоторого среднего относительно постоянного уровня. Их средние значения могут существенно изменяться лишь в течение длительных интервалов времени.
Совсем другой особенностью обладают техногенные изменения состояния среды обитания, которые стали особенно значительными в последние десятилетия. Техногенные изменения в отдельных случаях приводят к резкому, быстрому изменению среднего состояния природной среды в регионе.
Для изучения и оценки негативных последствий техногенного воздействия возникла необходимость организации специальной системы контроля (наблюдения) и анализа состояния окружающей среды, в первую очередь из-за загрязнений и эффектов, вызванных ими в среде. Такую систему называют системой мониторинга состояния окружающей среды, которая является частью универсальной системы контроля состояния окружающей среды.
Мониторинг представляет собой комплекс мероприятий по определению состояния окружающей среды и отслеживанию изменений в ее состоянии.
Основными задачами мониторинга являются:
. систематические наблюдения за состоянием среды и источниками, воздействующими на окружающую среду;
. оценка фактического состояния природной среды;
. прогноз состояния окружающей среды и оценка прогнозируемого состояния последней.
С учетом обозначенных задач мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза состояния среды обитания.
Мониторинг является многоцелевой информационной системой.
Контроль состояния среды включает наблюдение за источниками и факторами техногенного воздействия (в том числе источниками загрязнений, излучений и т. п.) — химическими, физическими, биологическими — и за последствиями, вызываемыми этими воздействиями на окружающую среду.
Наблюдение осуществляют по физическим, химическим и биологическим показателям. Особенно эффективными представляются интегральные показатели, характеризующие состояние окружающей среды. При этом подразумевается получение данных о первоначальном (или фоновом) состоянии среды.
Наряду с наблюдением одной из основных задач мониторинга является оценка тенденций изменений состояния окружающей среды. Подобная оценка должна дать ответ на вопрос о неблагополучии положения, указать, чем именно обусловлено такое состояние, помочь определить действия, направленные на восстановление или нормализацию положения, или, наоборот, указать на особо благоприятные ситуации, позволяющие эффективно использовать имеющиеся экологические резервы природы в интересах человека.
В настоящее время различают следующие системы мониторинга.
Экологический мониторинг — универсальная система, целью которой являются оценка и прогноз за реакцией основных составляющих биосферы. Он включает геофизический и биологический мониторинги. К геофизическому мониторингу относится определение состояния крупных систем — погоды, климата. Основной задачей биологического мониторинга является определение реакции биосферы на техногенное воздействие.
Мониторинг в различных средах (различных сред) — включающий мониторинг приземного слоя атмосферы и верхней атмосферы; мониторинг гидросферы, т. е. поверхностных вод суши (рек, озер, водохранилищ), вод океанов и морей, подземных вод; мониторинг литосферы (в первую очередь почвы).
Мониторинг факторов воздействия — это мониторинг различных загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и других факторов воздействия, к которым можно отнести электромагнитное излучение, тепло, шумы.
Мониторинг сред обитания человека — включающий Мониторинг природной среды, городской, промышленной и бытовой сред обитания человека.
Мониторинг по масштабам воздействия — пространственным, временным, на различных биологических уровнях.
Фоновый мониторинг — базовый вид мониторинга, умеющий целью знание фонового состояния биосферы (как в настоящее время, так и в период до заметного влияния человека). Данные фонового мониторинга необходимы для ана-Аиза результатов всех видов мониторинга.
Территориальный мониторинг — включающий системы мониторинга техногенных загрязнений, в основу классификации которых положен территориальный принцип, так как данные системы являются важнейшей составной частью мониторинга окружающей среды.
Различают следующие системы (подсистемы) территориального мониторинга:
. глобальный — проводимый на всем земном шаре или в пределах одного-двух материков,
. государственный — проводимый на территории одного государства,
. региональный — проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств, например внутреннем море и его побережье;
. локальный — проводимый на сравнительно небольшой территории города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.,
. "точечный" — мониторинг источников загрязнения, являющийся по сути импактным, максимально приближенным к источнику поступления загрязняющих веществ в окружающую среду,
. фоновый — данные которого необходимы для анализа результатов всех видов мониторинга.
Классификация систем мониторинга по территориальному принципу представлена на рис. 1.
Глобальный мониторинг. В 1971 г Международный совет научных союзов впервые сформулировал принципы построения глобальной системы мониторинга состояния биосферы и определил показатели, за которыми следует установить постоянные наблюдения и контроль В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила эти основные принципы, а в рамках Программы ЮНЕП (Программа ООН по проблемам окружающей среды) в 1973-1974 гг. были разработаны основные положения создания Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Рис. 7.1. Классификация систем мониторинга по территориальному принципу


На совещании в Найроби (1974 г.) определены следующие задачи ГСМОС:
— организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
— оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;
— оценка количества и распределения загрязнителей биосферы, особенно пищевых цепей;
— оценка реакции наземных экосистем на загрязнение окружающей среды;
— оценка загрязнения океана и его влияния на морские Экосистемы;
— создание и усовершенствование системы предупреждения о стихийных бедствиях в международном масштабе.
Государственный мониторинг. С 1994 г. в Российской Федерации проводится в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Задачи ЕГСЭМ:
— разработка программ наблюдения состояния окружающей среды;
— организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга;
— обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений;
— организация хранения данных, создание специализированных банков данных;
— гармонизация банков и баз данных экологической информации с международными эколого-информационными системами;
— оценка и прогноз состояния окружающей среды, антропогенного воздействия на нее, откликов экосистем и здоровья населения на изменения состояния окружающей среды;
— организация и проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивных и химических загрязнений при авариях и катастрофах, прогноз последствий и оценка ущерба;
— обеспечение доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей (центральному и местному руководству, ведомствам и организациям, населению);
— информационное обеспечение органов управления состоянием окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасностью;
— разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.
Региональный мониторинг. На территории крупных регионов больших государств, например таких, как Российская Федерация, США, Канада и т. п., организуется региональный мониторинг. Он не только является частью государственного мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Основная задача регионального мониторинга — получение более полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воздействии на нее техногенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и государственного мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона.
Локальный мониторинг. Этот мониторинг является составной частью регионального и организуется для решения задач исключительно местного масштаба.
При организации и проведении локального мониторинга необходимо определить приоритетные загрязнители, за которыми уже ведутся наблюдения в рамках глобального, государственного и регионального мониторинга (или хотя бы большинство из них), а также загрязнители от имеющихся источников загрязнения или на основе изучения технологических регламентов (проектов) создаваемых производств.
По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут приостановить деятельность предприятий, приводящих к сверхнормативному загрязнению окружающей среды, до ликвидации аварийной ситуации и ее последствий или улучшения технологического процесса, устраняющего возможность загрязнения. В особых случаях может ставиться вопрос о полном закрытии предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.
"Точечный" мониторинг. Он представляет собой постоянное или эпизодическое наблюдение за конкретным объектом — источником загрязнения и фиксирование количественных параметров окружающей среды (ОС) в точке (зоне) первичного контакта среды с источником. Фактически мониторинг источника загрязнения вплотную смыкается с производственным (техническим) контролем технологических или других техногенных процессов, "открытых" во внешнюю среду, а также соответствующих объектов наблюдения (объектовый "точечный" контроль).
Мониторинг источника загрязнения (МИЗ) может являться составной частью подсистемы локального мониторинга окружающей среды, а может включать в себя только элементы объектового производственного контроля, практически полностью замкнутого на технологию, ее процессы и аппараты.
Организация мониторинга источников загрязнения на объектах осуществляется с целью получения оперативной и систематической информации о состоянии окружающей среды, прежде всего для обеспечения технологической и экологической безопасности самих контролируемых объектов, с приоритетом вопросов безопасности и комфортности условий труда работающего на них персонала.
В уголовном законодательстве РФ отражена концепция, рассматривающая природную среду не как "кладовую" природных богатств, которую надо охранять от разграбления, а как биологическую основу существования человека и всего живого на Земле. Она отражает и приоритет охраны интересов личности перед интересами общества и государства.
С этих позиций экологические преступления можно рассматривать и как преступления против человечества, здоровья, конституционного права на благоприятную природную сферу обитания посредством воздействия на окружающую природу. Изменяются также взгляды на степень общественной опасности данных посягательств, что нашло соответствующее отражение в санкциях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ).
Таким образом, в уголовном законодательстве представлена целая область, полностью охватывающая очень важную в наши дни сферу — экологию. Многие преступления, ранее остававшиеся безнаказанными, теперь довольно жестко наказуемы. Это вселяет определенную надежду на то, что шквал преступлений против природы будет остановлен.
Задача правоохранительных органов на современном этапе — широко и повсеместно внедрять новые нормы уголовного права в практику.
Все вышеизложенные вопросы далеко не исчерпывают пределов действия российского законодательства в области безопасности жизнедеятельности. Сфера его применения постоянно расширяется. Предмет правового регулирования охватывает все новые отношения в областях, где требуется обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

Задача контроля гарантировать выполнение природоохранных целей путем выявления отклонений от нормативных значений контролируемых величин: атмосферы, гидросферы, почвы, выбросов промышленных предприятий, предприятий переработки, горнодобывающих предприятий и т.д.

Методы экологического контроля - это совокупность средств и способов воздействия на деятельность предприятий в целях снижения давления на окружающую среду.

Требования к контролю:

  • - отражение в производственных планах природоохранной деятельности предприятий;
  • - организационное соответствие отражению планов защиты окружающей среды;
  • - индивидуальный подход к контролю.

К общим требованиям контроля относится прогноз, то есть предсказание изменения состояния среды обитания, выделение признаков приближения ее к опасному состоянию. Использование различных моделей, которые строятся с помощью ЭВМ путем отслеживания параметров изменения окружающей среды во времени и пространстве.

Существуют 3 способа контроля:

Прямой контроль. Осуществляется с использование всех технических средств по отслеживанию химических, физических, фотохимических, биологических параметров и факторов загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы. Большое значение имеет комплексная оценка окружающей среды. Для комплексной оценки состояния окружающей среды пользуются методом биоиндикации. Наиболее чувствительными к загрязнению являются лишайники - lechinoflora. Лишайники впитывают всей своей поверхностью дождевую и атмосферную влагу вместе с растворенными в воде компонентами, которая в загрязненных районах всегда подкислена. Индикаторами загрязнения являются также мхи и водоросли, по годовому приросту которых можно оценить качество среды.

Косвенный контроль основан на применении законодательных и административных рычагов управления. Правовое обеспечение контроля - это нормы правового регулирования использования почв, воды, атмосферного воздуха, недр и т.д. Сюда относится и лицензионное право на определенный вид деятельности организаций.

Комбинированный контроль основан на использовании прямого и косвенного метода. По способу проведения различают ручной и автоматический контроль. По способу анализа контроль бывает прямой и дистанционный. Дистанционный анализ состояния окружающей среды предусматривает бесконтактный процесс добычи информации с помощью аэрофотосъемки (АФС), высотной, космической съемки в различных областях спектра. Наиболее перспективным направлением контроля над состоянием окружающей среды являются лидары (дистанционный метод), с помощью которых исследования ведутся в любое время суток и при любых погодных условиях. Таким образом, типовая структура средств контроля включает: 1.сеть контрольно-измерительных приборов; 2.систему передачи информации, диспетчерский пункт сбора информации; 3. информационно-вычислительный центр; 4.принятие решений.

Экспертные системы контроля применяются обычно в сложных или критических условиях. Это прерогатива специалистов-экспертов высокого класса, способных взять на себя ответственность в принятии оптимальных решений в наиболее сложных экологических ситуациях.

Экспертная система - система искусственного интеллекта, копирующая поведение человека- эксперта при принятии решений в отдельных узкоспециализированных областях знаний, позволяет оценивать внешнюю ситуацию, определить взаимосвязь между факторами, характеризующими эту ситуацию, выработать набор возможных решений и объединить причины выработки именно этого набора.

Технологический контроль связан с соблюдением технологического режима производства и другой деятельности, которые регулируются действующими нормами и требованиями по обеспечению экологической безопасности среды производства и продукции. Средства экономического контроля окружающей среды подразумевают создание таких экономических условий производства, чтобы предприятию, ведомству, физическому или юридическому лицу было не выгодно производить экологически опасную продукцию, загрязнять среду обитания. Экономическое предпочтение отдается экологически чистой продукции. И, наоборот, налоговый прессинг должен возрастать в сторону вредного производства. В целях снижения давления на окружающую природную среду различают информационные, предупредительные и карательные методы. Информационные - включают мониторинг параметров изменения всех составляющих элементов окружающей среды. При этом выделяют прямые (ручные, автоматические), косвенные, комбинированные, дистанционные способы контроля за состоянием изменения параметров окружающей природной среды. Предупредительные - включают различные виды экологической экспертизы: административно-правовые (нормы права, экостандарты, разрешения, лицензии, экологическую экспертизу), административно- предупредительные (проверку деятельности определенных объектов, являющихся источником возможного загрязнения, экологический аудит, ОВОС и другие). Карательные - различные формы пресечения (от закрытия предприятия до уголовного преследования виновных), экономические и финансовые меры воздействия.