Особняк набоковых. Особняк набоковых Фильм о писателе

Смыслы Набокова.

* Творчество деятельное.

ru.foursquare.com

Если в качестве сочинителя единственную отраду нахожу в личных молниях и посильном их запечатлении, а славой не занимаюсь, то - признаюсь - вскипаю непонятным волнением, когда перебираю в уме свои энтомологические открытия...

* Творчество разума.

(Источник забыт, возм. ru.foursquare.com).

Для этого сочинительства нужен не только изощренный технический опыт, но и вдохновение, и вдохновение это принадлежит к какому-то сборному, музыкально-математически-поэтическому типу. Бывало, в течение мирного дня, промеж двух пустых дел, в кильватере случайно проплывшей мысли, внезапно, без всякого предупреждения, я чувствовал приятное содрогание в мозгу, где намечался зачаток шахматной композиции, обещавшей мне ночь труда и отрады.

… Одно - загореться задачной идеей, другое - построить ее на доске. Умственное напряжение доходит до бредовой крайности; понятие времени выпадает из сознания: рука строителя нашаривает в коробке нужную пешку, сжимает ее, пока мысль колеблется, нужна ли тут затычка, можно ли обойтись без преграды, — и когда разжимается кулак, оказывается, что прошло с час времени, истлевшего в накаленном до сияния мозгу составителя.

… Когда же составление задачи подходит к концу и точеные фигуры, уже зримые и нарядные, являются на генеральную репетицию авторской мечты, мучение заменяется чувством чуть ли не физической услады…

* Чувственное творчество ("музеефикация").

2012-11-25

ru.foursquare.com

Мы сиживали на скамейках в Таврическом Саду, сняв сначала ровную снежную попону с холодного сидения, а затем варежки с горячих рук. Мы посещали музеи. В будни по утрам там бывало дремотно и пусто, и климат был оранжерейный по сравнению с тем, что происходило в восточном окне, где красное, как апельсин-королек, солнце низко висело в замерзшем сизом небе. В этих музеях мы отыскивали самые отдаленные, самые неказистые зальца, с небольшими смуглыми голландскими видами конькобежных утех в тумане, с офортами, на которые никто не приходил смотреть, с палеографическими экспонатами, с тусклыми макетками, с моделями печатных станков и тому подобными бедными вещицами, среди которых посетителем забытая перчатка прямо дышала жизнью. Одной из лучших наших находок был незабвенный чулан, где сложены были лесенки, пустые рамы, щетки. В Эрмитаже, помнится, имелись кое-какие уголки, — в одной из зал среди витрин с египетскими, прескверно стилизованными, жуками, за саркофагом какого-то жреца по имени Нана. В Музее Александра Третьего, тридцатая и тридцать третья залы, где свято хранились такие академические никчемности, как например картины Шишкова и Харламова, - какая-нибудь «Просека в бору» или «Голова цыганенка»: (точнее не помню), — отличались закутами за высокими стеклянными шкалами с рисунками и оказывали нам подобие гостеприимства, — пока не ловил нас грубый инвалид. Постепенно из больших и знаменитых музеев мы переходили в маленькие, в Музей Суворова, например, где, в герметической тишине одной из небольших комнат, полной дряхлых доспехов и рваных шелковых знамен, восковые солдаты в ботфортах и зеленых мундирах держали почетный караул над нашей безумной неосторожностью. Но куда бы мы ни заходили, рано или поздно тот или другой седой сторож на замшевых подошвах присматривался к нам, что было нетрудно в этой глуши, — и приходилось опять переселяться куда-нибудь, в Педагогический Музей, в Музей придворных карет, и наконец в крохотное хранилище старинных географических карт, — и оттуда опять на улицу, в вертикально падающий крупный снег Мира Искусства.

Набоков В. "Другие берега"

(Набоков В. Собрание сочинений в четырёх томах - М.: Правда, 1990 - Т 4; 480 с.)

Музей В. В. Набокова

Музей Владимира Набокова находится на улице Большая Морская, 47., это дом в котором в 1989 году родился писатель. К семье Набоковых этот дом перешел как приданое матери Владимира Владимировича. Юный Набоков жил в по этому адресу вплоть до 1917 года.

С 1998 года на первом, бывшем парадном этаже дома располагается единственный в мире Музей В. В. Набокова, с 2008 года - Музей В. В. Набокова Факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета.

Музей был открыт к столетию со дня рождения писателя, когда в доме не было почти ни одного предмета, оставшегося со времени жизни Набоковых. Однако за эти годы музей сумел собрать значительную мемориальную коллекцию и большую научную библиотеку, которая всегда открыта для посетителей. Сейчас музей занимает первый этаж дома, где сохранились помещения столовой, гостиной и библиотеки. Бывшая «комитетская» комната, в которой исторический интерьер не сохранился, используется как выставочный зал.

Коллекция музея В. В. Набокова формировалась в необычных условиях. После национализации дома и имущества семьи Набоковых в 1917 году наиболее ценная часть художественной коллекции и книжного собрания была передана в музеи и библиотеки России (в том числе Эрмитаж, Русский Музей, Российскую Национальную Библиотеку). К счастью, некоторая часть документов и фотографий сохранилась в зарубежных частных архивах родственников В. В. Набокова. Кроме того, часть предметов быта из дома Набоковых была сохранена в семьях петербуржцев, работавших в доме Набоковых.

Сын Набокова, Дмитрий Владимирович, подарил музею пенсне своего отца, его карандаши, рабочие карточки с рукописями, подписанную им игру "Скрэббл" и принадлежавший Набокову сачок для ловли бабочек.

Из частной коллекции Терри Майерса в музей Набокова поступило уникальное собрание первых изданий произведений писателя, не только выпущенных в виде отдельных книг, но и опубликованных в журналах.

Профессор МГУ Формозов подарил музею Набокова коллекцию бабочек, принадлежавшую писателю. Эта коллекция попала к нему из Музея Сравнительной Зоологии Гарвардского университета, где Набоков в свое время работал. Коллекция бабочек была подарена Музею Сравнительной Зоологии самим Набоковым. Ныне она украшает экспозицию Санкт-Петербургского музея Набокова.

В музее регулярно проводятся культурные программы (семинары, чтения, круглые столы, моноспектакли, литературно-музыкальные праздники, презентации книжных изданий), многие из которых рассчитаны на юную аудиторию. В настоящий момент сотрудники музея работают над созданием новой постоянной экспозиции, целью которой будет демонстрация наиболее ценных подлинных экземпляров коллекции.

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 47

Официальный сайт: http: //nabokov.museums.spbu.ru

Камерная коллекция размещена на первом этаже здания и занимает площадь 230 м². Силами исследователей творчества Набокова в трех комнатах восстановлена обстановка библиотеки, столовой и гостиной начала прошлого века. Предметы, книги, фотографии, оригинальная мебель, предметы быта и личные вещи появились в музее В. В. Набокова, благодаря родственникам и друзьям писателя. Очень много экспонатов было передано в дар музею от зарубежных коллекционеров.

В залах можно увидеть номер журнала «Time» с портретом писателя на обложке, а также другие зарубежные газеты и журналы со статьями о романах Набокова. В витринах выставлены издания набоковских произведений на разных языках, фотографии писателя, его родных и знакомых. Набоков был страстно увлечен энтомологией и всю жизнь занимался исследованием бабочек, поэтому музее экспонируется одна из коллекций бабочек, собранных писателем. Помещения красиво и стильно оформлены в традициях рококо и французского ренессанса. На окнах над входной дверью и в лестничных пролетах старого здания установлены витражи из цветных ромбов. На втором этаже можно увидеть комнату матери писателя – Елены Ивановны, отделанную панелями из красного дерева и ореха.

Владимир Владимирович Набоков называл дом на Большой Морской улице «единственным домом в мире». И для писателя это не было преувеличением, ведь семья Набокова никогда не имела в собственности никакого другого жилья после отъезда из Петербурга 15 ноября 1917 года.

Дважды в год здесь проходит международная конференция «Набоковские чтения», расписание которой заранее вывешивают на сайте филологического факультета СПбГУ. Кроме того, в музее часто проводят моноспектакли, семинары, литературные вечера и презентации книжных новинок.

Старый особняк

История дома, где сегодня разместился музей Набокова, начинается в 1730-е годы, когда была проложена Большая Морская улица. Старый особняк много раз менял своих владельцев и перестраивался. Чете Набоковых он стал принадлежать в 1897 году.

22 апреля 1899 года здесь появился на свет будущий писатель Владимир Набоков. Через несколько лет к дому надстроили третий этаж, переделали фасады в стиле раннего модерна, а во дворе пристроили новый флигель, в котором сдавали квартиры внаем. Семья Набоковых оставила родной дом в ноябре 1917 года и больше никогда не возвращалась сюда.

Фасад особняка отделан живописным фризом из мозаики, изготовленным в известной мастерской В. А. Фролова, а металлический декор сделан на заводе Карла Винклера. Кроме того, на здании можно увидеть много лепных украшений. В память о писателе на доме установлена мемориальная доска.

С тех пор внешний облик дома почти не изменился, прежним остался и его номер. Более того, Большая Морская улица долгое время именовалась улицей Герцена, но ей было возвращено исходное, «набоковское» название.

Фильм о писателе

В небольшом зрительном зале посетителям показывают получасовой фильм и жизни и творчестве Набокова, снятый режиссером Леонидом Парфеновым к 100-летию писателя. Этот фильм интересен не только рассказом о биографии Набокова. Режиссеру удалось взять интервью у сына и сестры писателя. Фильм Парфенова можно увидеть и в сети, но просмотр киноленты в музее Набокова придает ей особый шарм.

Информация для посетителей

Двери музея Набокова открыты со вторника по пятницу с 11.00 до 18.00, а по субботам с 12.00 до 17.00. Вход в музей бесплатный. Для посетителей проводятся платные экскурсии на русском и английском языке.

Как добраться

Музей Набокова разместился в трехэтажном здании недалеко от Исаакиевского собора, на улице Большая Морская, 47. От станций метро «Адмиралтейская», «Спасская» или «Сенная Площадь» до музея за 15 минут нетрудно дойти пешком. Если пользоваться наземным транспортом, к дому-музею можно подъехать на автобусах № 3, 22, 27 (остановка «ДК Связи») или № 10 и 70 (остановка «Исаакиевская площадь»).

После пожаров 1730-х годов был отдан Соляной конторе. Здесь был построен дом члена Соляной комиссии советника Якова Андреевича Маслова. Стоящее в правой части участка здание было одноэтажным на высоких погребах, в семь окон, с высоким фронтоном в центре фасада. Сам Маслов здесь не жил, сдавал помещения в наём. В доме Маслова проводились аукционы.

Маслов дослужился до чина действительного статского советника, но в 1775 году постригся в монахи Киево-Печерской лавры. Через четыре года его сын Михаил, "Соляного правления директор", продал дом Ефиму Васильевичу Рознотовскому за 8 000 рублей. Новый владелец участка был в отставке после активной общественной деятельности. Здесь он работал над переводами и изданием трудов Вольтера и Монтескье.

От Ефима Рознотовского дом №47 в 1790 году достался Каролине Антоновне Походяшиной. Её мужу ранее принадлежал дом на другой стороне улицы - № . Спустя три года Каролина Антоновне отдала участок своей матери Христиане Карловне, приехавшей в Петербург со своим супругом, действительным статским советником Антоном Васильевичем фон Энгельгардтом и сыном Егором. Последний впоследствии стал директором Царскосельского лицея, а тогда он заканчивал обучение и определялся на военную службу.

В 1797 году участок достался Петру Алексеевичу Обрескову, который тогда стал действительным статским советником и казначеем Капитула российских орденов. Через год он стал сенатором. Вскоре домом завладел граф Михаил Мартынович Валицкий. Новый владелец был чрезвычайно богат. Его апартаменты были обставлены с необыкновенной роскошью. Историк М. И. Пыляев подробно описал убранство дома, которое по его мнению составляли вещи, приобретённые на аукционе после возвращения в Петербург кругосветной экспедиции Крузенштерна. Но экспедиция вернулась в 1806 году, когда Валицкий жил уже в другом месте. Дом на Большой Морской улице ему принадлежал до 1804 года. Более поздние табели указывают владелицей участка Наталью Васильевну Юсупову.

Натальи Васильевны Юсуповой в знаменитой семье не было. В табели, вероятно, вкралась ошибка. Хозяйкой дома была Татьяна Васильевна Юсупова (урождённая Энгельгард), племянница князя Г. А. Потёмкина. Она приобрела этот дом после распада брака с владельцем дворца на Фонтанке Николаем Борисовичем Юсуповым.

К 1809 году участок был в руках действительного камергера Алексея Захаровича Хитрово. Он был женат на Марии Алексеевне Мусиной-Пушкине, а его брат - на дочери М. И. Кутузова Анне. Его мать, а затем сестра владели соседним домом № . В 1831 году супруга Хитрово подарила дом дочери Наталье Алексеевне Донауровой, жене штаб-ротмистра. Через четыре года участок был продан действительному статскому советнику Алексею Александровичу Лобанову-Ростовскому. Его двоюродные братья владели знаменитым "домом со львами" и домом № по Большой Морской. Алексей Александрович служил в Коллегии иностранных дел, потом в Министерстве внутренних дел. Живя здесь, он состоял генерал-контролёром Департамента гражданской отчётности.

В июле 1847 года дом купил внук фельдмаршала А. В. Суворова генерал-адъютант Александр Аркадьевич Суворов, граф Рымникский, князь Италийский. В следующем месяце владелец заложил здание в Государственном заёмном банке на 26 лет. Брат князя был женат на дочери прежнего владельца Елизавете Алексеевне Хитрово. С 1848 году Александр Аркадьевич был губернатором Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. В 1861-1866 годах он был военным губернатором Петербурга. Суворову удалось собрать большую коллекцию книг, которая после его смерти была передана в Публичную библиотеку. При Суворове дом уже был двухэтажным, фасад был оформлен классическим четырёхколонным портиком.

В 1873 году у Суворова дом выкупил коллежский регистратор Михаил Николаевич Рогов, для нового хозяина здание перестраивалось по проекту Льва Фёдоровича Яффа. Дом потерял классический облик: исчез фронтон, изменилась отделка фасада. Слева от основного здания появилась новая пристройка с парадной дверью и проездом во двор, над которым были устроены два полуциркульных окна. К 1886 году Рогов оказался в трудном финансовом положении и был вынужден дом продать. Его с аукциона приобрёл двоюродный племянник уже упомянутого А. А. Суворова граф Платон Александрович Зубов.

Менее чем через год участок купила Надежда Михайловна Половцова, хозяйка соседнего дома №52, супруга сенатора Александра Александровича Половцова. Здесь, в доме №47, жил их сын Александр с женой Софьей Владимировной (урождённой графиней Паниной).

В 1897 году дом приобрела за 300 000 рублей Елена Ивановна Рукавишникова, вышедшая замуж за Владимира Дмитриевича Набокова (юриста, одного из основателей партии кадетов, члена 1-й Государственной думы). В первый же год после покупки был отремонтирован лицевой флигель.

10 апреля 1899 года здесь родился будущий знаменитый писатель Владимир Владимирович Набоков. В книге "Другие берега" он писал:

В 1901-1902 годах построили новый флигель во дворе, надстроили лицевой флигель третьим этажом и изменили отделку его фасадов. Надстройка велась необычным способом: для сохранения ценных интерьеров сначала были возведены новые внешние стены и крыша, а уже затем разобрана старая крыша и построены новые внутренние перекрытия. Перестройкой здания руководили гражданские инженеры Михаил Фёдорович Гейслер и Борис Фёдорович Гуслистый. Мозаичный фриз был изготовлен в мастерской В. А. Фролова, работавшей тогда же над мозаиками для храма Воскресения Христова . Фасад здания был облицован тёсаным камнем, изготовленным мастерской К. О. Гвиди по моделям лепщика А. Н. Савина. Металлические детали убранства изготовлены на заводах К. Винклера и Ф. К. Сан-Галли.

Парадная лестница украшена витражом рижской фирмы Э. Тоде. Интерьеры особняка получили оформление в стилях барокко, итальянского и французского ренессанса, модерна. Детские комнаты были оборудованы в надстроенном третьем этаже, где и провёл детство В. В. Набоков.

В 1904 году Елена Ивановна подарила дом своему мужу. Тогда же Набоков предоставил его для одного из заседаний проходившего в Санкт-Петербурге с 6 по 9 ноября Первого съезда земских деятелей России. Делегаты съезда высказались на этом заседании за конституционную реформу, демократические права и свободы, уравнение всех граждан независимо от сословной и религиозной принадлежности.

В 1916 году живший здесь В. В. Набоков выпустил первую книгу своих стихов. В 1918 году дом Набоковых был национализирован за неуплату хозяевами городских сборов на сумму 4 467 рублей, в следующем году семья Набоковых уехала из России.

Сейчас в доме Набоковых находится Набоковский фонд, при нём открыт музей, на фасаде здания укреплена мемориальная доска.

Особняк Набоковых.

В этом доме родился жил поэт, прозаик, драматург, переводчик, лит. критик. Владимир Владимирович Набоков (Vladimir Nabokov). Тут прошло его детство, в англизированной обстановке петербургской аристократической семьи. Теперь здесь его музей, основанный в 1993 по инициативе Набоковского фонда. В. В. Набоков жил тут вместе с родителями до 15 октября 1917.
Дом выстроен на месте давней постройки, принадлежавшей Якову Маслову (Yakov Maslov). Маслов возвел здесь одноэтажный особняк с высоким фронтоном в центре фасада. Затем дом переходил из рук в руки — среди его владельцев были такие знаменитые фамилии, как Энгельгардт, Обресковы, Юсуповы (Татьяна Васильевна, по первому мужу Потемкина — и при этом родная племянница Светлейшего), Хитрово, Суворвы, Зубовы и наконец Набоковы.

Внук легндарного генралиссимуса, Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский (Alexander Arkadiyevich Suvorow) владел этим домом до 1873 года, и надстроил здесь второй этаж и украсил дом четырех колонным портиком. Современный же вид здание приобрело на рубеже ХХ века, когда в 1897 году его вначале отреставрировали, а затем, в 1901 и 1902 полностью переделали — надстроили третий этаж. Осуществлялась реконструкция архитекторами М. Ф. Гейслером и Б. Ф. Гуслистым (M.Geisler and B. Guslistyi). Для того, чтобы сохранить богатую внутреннюю отделку,вначале возвели наружные стены и крышу, а затем разобрали старую крышу и построили внутренние стены. Во дворе был построен новый флигель, а третий этаж украшен великолепным мозаичным панно, сделанном в мастерской Фролова. Фролов был женат на Бенуа и его мастерская участвовала в таких грандиозных проектах как внутреннее убранство храма Спаса на Крови, доходного дома Лейхтенбергского, а позже — оформлении станций Московского Метро… От старой постройки до-Набоковских времен сохранились два полуциркульных окна над подъездом.
В бывшей столовой, гостиной, комитетской, телефонной комнатах и библиотекеке размещены экспозиции: "История дома Набоковых", "Семейный альбом", "Жизнь и творчество В. В. Набокова", "Усадьбы". Среди экспонатов — семейные альбомы и часть коллекции бабочек, собранной писателем и переданной в дар музею Гарвардским ун-том. В музее проходят ежегодные Набоковские чтения, конференции, семинары, выставки, литературно-музыкальные вечера.