Где живут зайцы и роют ли они норы? Постановка целей урока

Шерсти. Зимой русак становится намного светлее, а беляк окрашивается в чисто белый цвет (отсюда и прозвище зверя). Где живут проживает в лесу. Это заяц лесной. Русак может обитать в полях и степях. Так что на вопрос о том, где живут зайцы, ответ не совсем однозначный.

Беляк: распорядок дня и питание

Днем заяц, как правило, спит там, где живет. Заяц в лесу только ночью выходит на кормежку. Зимой он питается, в основном, корой различных деревьев. Делает это беляк весьма оригинально, поднимаясь на задние лапы, чтобы дотянуться до коры понежнее, как бы стоя навытяжку. Беляк грызет ветви молодых осинок, березок, кору ивы, ветлы и других лиственных деревьев. Очень любит молодые плодовые растения.

Зимой беляк довольно легко может передвигаться по глубокому снегу, так как на ногах (даже между пальцами) у него растет шерсть. И тепло, и удерживаться на снегу намного проще. Нога становится шире, и заяц бежит, словно на лыжах. Кстати, когда заяц прыгает, он заносит задние ноги вперед, как белка, оставляя на снегу характерные следы.

В укрытии

Лежка - так называется зимнее (да и летнее) логово, где живет заяц в лесу время от времени. Добраться до потаенного места можно по следам беляка. Но, скорее всего, это сделать будет очень непросто. Перед тем как залечь, заяц усиленно путает следы, петляет и прыгает из стороны в сторону (делает сметки). И только окончательно всех запутав, животное, наконец, ложится в продолговатую ямку. В ней заяц прячется от всевозможных врагов, а их у него хватает: волки, лисы, совы, орлы, собаки, рыси. Также - охотники и браконьеры всех рангов и мастей.

В лежке можно укрываться и от пронизывающего осеннего и зимнего ветра. В сильную зимнюю вьюгу беляка может занести снегом, что называется, «по самые уши». Над ним формируется свод из снега и ледяной корки. Тогда спрятавшемуся зайцу, выходя на свет, приходится выкапываться из схрона. Так что на вопрос о том, где живут зайцы, можно ответить так: некоторую часть времени - в лежке. Там они прячутся от врагов и ветра.

Где живут зайцы-русаки?

Это полевые и степные животные (по большей части), в отличие от беляков, которые преимущественно живут в лесу. Днем зайцы почти всегда спят, а ночью - кормятся. Они раскапывают снег над озимыми и поедают зеленые ростки. Если русак не может по какой-либо причине (глубокий снег, лед, мороз) добраться до озимых, он прибегает на огороды, где ест оставшиеся кочерыжки или неподобранную морковь. Подбирается и к поедая сухую траву. Охотно лакомится в садах и корой плодовых деревьев - молодых яблонек. Русаки причиняют таким образом большой вред народному хозяйству - полям, садам и огородам. За это их недолюбливают селяне.

Где живут зайцы зимой и летом?

Эти животные обитают по одиночке или же парами. В отличие от своих братьев-кроликов, зайцы почти никогда не роют норы. Они сооружают свои гнездовища в небольших, уже готовых ямках. Заячье племя известно своей плодовитостью: зайчиха делает в год 3-4 помета (с марта по сентябрь), в каждом по 5-10 детенышей. Они рождаются с уже открытыми глазами и шерстью, довольно самостоятельные, но некоторые погибают от врагов в первые же месяцы своей жизни. Дело в том, что мать, накормив, через два-три дня убегает от малышей. Все это время они сидят, притаившись в траве. Спустя несколько дней зайчиха снова прибегает их покормить. Что интересно, это может сделать и другая самка, нашедшая зайчат.

Что выручает зайца?

Спасаясь от врагов, которых у зайца предостаточно, животное может пробегать в день до 70 километров, делая широкие круги и петляя по лесу или полю. Эти следы порой и умелому охотнику бывает трудно распутать. Так что спасает зайца его основная защита - способность быстро бегать. А еще пригождается беляку зимой и соответствующий цвет шкурки. Русак же, спасаясь от погони, иногда может останавливаться, как бы прислушиваясь и пытаясь увидеть врага. Но у зайца хорошо развит только слух, а зрение и обоняние - не очень. Так, к неподвижно стоящему человеку беляк может подойти достаточно близко, чем и пользуются бывалые охотники.

Лежка или нора?

Лежка, особенно если зайца особо не беспокоить, может использоваться им многократно, как место для временного укрытия. Но чаще всего заяц ищет новые места. А вот зимой, в он роет норы в снегу до полутора метров глубиной, в которых и проводит основное время, выходя наружу только в поисках корма или в случае опасности.

Интересно, что беляк лишь уплотняет снег, не выбрасывая его наружу. Зайцы, живущие в тундре, в зимнее время роют норы длиной до восьми метров, используя их в качестве постоянных убежищ. Беляки тундры при возникновении опасности не покидают нору, а затаиваются внутри и пережидают. А в летнее время в качестве убежищ используют пустующие земляные ходы сурков и песцов. Где живут зайцы? В норах, оставленных другими зверями. Там просторно и хватает места длинноухим.

Гуменник - Anser fabalis

Похож на серого гуся, но голова и шея темные, что хорошо заметно и у летящей птицы, спина и надхвостье темно-бурые, клюв черный с оранжевой поперечной полосой, лапы оранжево-розовые.


Гнездится отдельными парами по озерам, болотам, берегам рек в низменной кустарниковой тундре и в тайге. На пролете встречается по берегам водоемов, на полях и в степи. Тундровые гуменники обычно отличаются от таежных более светлым клювом (оранжевая полоса вдоль края надклювья доходит почти до углов рта). Голос - гогот, более протяжный, чем у серого гуся.

Один из основных охотничьих видов, особенно на Севере.

На берегах Баренцева моря может быть встречен короткоклювый гуменник - Anser brachyrhynchus, гнездящийся в Исландии и на Шпицбергене. От гуменника, молодых белолобого гуся и пискульки он отличается более светлой окраской и розовыми ногами, от серого гуся - темными головой и шеей, коротким клювом с черным верхом. Голос как у гуменника, но выше.


Энциклопедия природы России. - М.: ABF . Р.Л. Беме, В.Л. Динец, В.Е. Флинт, А.Е. Черенков . 1998 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Гуменник" в других словарях:

    ГУМЕННИК - муж. гумно ср. место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят; крытый ток или ладонь, ·собств. гуменце ср. и половня, а вблизи бывает и овин, осеть, клуня, шиш. Гуменник также гуменный домовой и | большой дикий гусь; | гуменце также самое темя … Толковый словарь Даля

    гуменник - ГУМЕННИК, диал. – Снегирь (прим. авт.). – Красногрудый гуменник, расправив крылышки, грелся на солнце (2. 43). Ср. СРНГ 7. 228: гуменник «птица, независимо от вида, постоянно кормящаяся на гумне» (урал.) … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    гуменник - 1. ГУМЕННИК; ГУМЁННИК, а; м. Нар. разг. Огороженное место около гумна (2 зн.), где ставят скирды немолоченого хлеба; ток. 2. ГУМЕННИК, а; м. Птица сем. утиных, обитающая в тундре и лесотундре. * * * гуменник птица семейства утиных. Длина около… … Энциклопедический словарь

    ГУМЕННИК - птица семейства утиных. Длина ок. 90 см. В Вост. Гренландии, на севере Евразии; главным образом в тундре и лесотундре. Объект охоты. В некоторых местах численность сокращается … Большой Энциклопедический словарь

    Гуменник

    Гуменник - I гум енник, гумённик м. местн. 1. Площадка для молотьбы; гумно 1., ток. 2. Помещение, сарай для сжатого хлеба; гумно 2.. II гум енник м. Птица семейства утиных, обитающая в тундре и тайге Евразии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Гуменник - I гум енник, гумённик м. местн. 1. Площадка для молотьбы; гумно 1., ток. 2. Помещение, сарай для сжатого хлеба; гумно 2.. II гум енник м. Птица семейства утиных, обитающая в тундре и тайге Евразии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ГУМЕННИК - (Anser fabalis), птипа сем. утиных. Оперение буровато серое. Клюв тёмный, с жёлтой или розовой перевязью перед вершиной. Лапы жёлтые или розовые. Масса до 4,5 кг. Распространён в Вост. Гренландии, на С. Евразии, в СССР в тундре и лесотундре; в… … Биологический энциклопедический словарь

    гуменник - сущ., кол во синонимов: 5 гумно (8) гумённик (1) гусь (46) огуменник (2) … Словарь синонимов

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Тема: Л.Н. Толстой. Зайцы.
Цель: развитие читательских умений.
Планируемые результаты
Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;
работать над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
Коммуникативные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные учебные действия:
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.

Ход урока
1. Организационный момент
- Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений.
- А как вы это понимаете? Слайд 2
Читательские умения – осознанность, правильность, беглость,
выразительность.
-Значит, будете читать, рассуждать, анализировать.
-Какие еще умения понадобятся?
(умение работать в группе или в паре)
2. Проверка домашнего задания:
- С каким произведением Вы работали дома? (Н.Рубцов. Про зайца.)
- Какое это произведение? Почему?
(художественное, вызывает чувства)
- Какие чувства будете передавать?
-Слушание стихотворения наизусть (2-3 чел.)
- Какой критерий будем оценивать?
Оценить рассказывание по четырехбальной шкале.
(На доске выстраивается шкала для оценивания.)
Вывод:
- Какую задачу ставили?
- Какие умения понадобились?
3. Методический прием «Корзина понятий».
-Вы узнали кто это?
-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 3.
Составление «Кластера»:
Вывод:
Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были - былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине - художественный – вызывает чувства
-Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.
4. Метод «Чтение с пометами».
-Все ли знаете об этом писателе?
При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.
V – уже знал
+ - узнал новое
? – хочу узнать

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.
Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.
б) Проверка.
-Что узнали нового?

Музей – усадьба Я́сная Поля́на - в Щёкинском районе Тульской области Слайд 6. (показать место на карте России).
Вывод: - Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

5. Работа над новым материалом.
Методический прием «Предположение».
- Посмотрите на рисунок, определите тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев). Слайд 7.
Тема: о животных.
- Что знаете об этих животных?
- Как бы Вы озаглавили?
- Определить жанр произведения.
Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» (по щелчку) Слайд 7
Задание до чтения: (Слайд 8)
1. Определить жанр произведения, вид текста.
2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?
Мозговой штурм после слушания текста.
- Определить жанр произведения, вид текста. Доказать.
- Что заинтересовало?
- А как о зайцах говорится?
- Определить вид текста. Докажите.
6. Лексическая работа.
- Значение каких слов не поняли? Слайд 9.
Озимями
На гумнах * (с.48)
Гуменники
- Как понимаете выражения?
-Зачитать толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)
Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.

-Какие умения понадобились?

Музыкальная физминутка.
7. Повторное аналитическое чтение по частям.
- Доказать, что в тексте содержатся научные факты.
Заполнение таблицы в парах.

Задание для работы в паре: заполнить таблицу.
Критерии – кратко сообщить факты.
Таблица 1









Виды зайцев Чем кормятся Кто их враги Как спасаются
Лесные Корою деревьев Охотники, собаки, волки, лисицы. путают следы
Полевые Озимями и травой Вороны, орлы. путают следы
Гуменники Хлебными зернами Люди, собаки. путают следы
Проверка (оценка работы по выбранным критериям)
по образцу на экране. Слайд 10.

- Что нового узнали из жизни зайцев? (1 пара у доски рассказывает)
- Какой литературный прием использует автор в произведении? (описание) Привести примеры. Слайд 11.
-Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.
-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
Сравнение. Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.
Что означает, литературный приём - противопоставление? Привести примеры.

- Задайте свои вопросы по тексту.
- Почему текст не заставил переживать?
Вывод: Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются. Слайд 12 -13.
Мотивация - Надо ли детям читать такие рассказы? Для чего?

-Вернемся к началу урока. Сравнить произведения.
-Что их объединяет? (тема одна – зайцы, а вид разный) Слайд 14.
- Какую задачу ставили? Справились? Докажите.
-Какие умения понадобились?
-Что хотелось бы сказать о произведении?
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?
Вывод: (Короткий рассказ, но много фактов)
8. Итог: составление «синквейна». Слайды 15-16.
1. Написать имя существительное по теме.
2. 2 имени прилагательных
3. 3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Домашнее задание: чтение с.48 – 49 подготовить рассказ о зайцах,
слайд 17.

Разделы: Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Продолжить знакомство с творчеством Л.Толстого, познакомить с биографией Н. Рубцова, новыми произведениями.

  1. Совершенствовать навыки чтения, формировать умения определять жанр и тему, развивать художественное восприятие при слушании стихотворения.
  2. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас учащихся, воображение.
  3. Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.

Оборудование: Рисунки детей, выставка книг Толстого, Рубцова, мультимедийный проектор, презентация.

1. Организационный момент (Слайд 1) .

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться “Доброе утро”.
“Доброе утро” улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера…

2. Актуализация знаний учащихся.

а) Литературная разминка.

Чтение детьми отрывков из сказок.

– Узнайте, из какой сказки герой?

“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”.

“Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. Заяц от собак ушёл”.

“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!”

– Кто главный герой сказок?
– Чем похожи зайцы из этих сказок?
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдение за повадками зверька.)

б) Сообщения о зайцах. (Слайды 2, 3, 4) . Приложение 1 .

Послушайте ещё интересные сведения, о зайце расскажут ребята.

– Что узнали интересного?

3. Постановка целей урока.

– Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями о зайцах, Л. Толстого и Н.Рубцова, и сравним, как по-разному можно рассказать об одном и том же.
– Рассмотрите портрет Л. Н. Толстого. (Слайд 5) .
– Что вы знаете о нём? Рассказ детей о писателе.

4. Изучение нового материала.

а) Подготовительная работа(Слайд 6).

ОХОТНИКИ
ПРОКЛАДЫВАЕТ
ПРОСЫПАЮТСЯ
ПРИТАИВШИСЬ
ПУГАЮТСЯ
ПУТАЮТСЯ
МЕТАТЬСЯ
ПОВЕРНЁТСЯ

б) Словарная работа. В тексте встретятся трудные слова.

– Что они обозначают (Слайд 7)?

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.

в) Первичное чтение учащимся.

– К какому жанру относится произведение? Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, в нём описано поведение зайца, мало действующих лиц.) (Слайд 8).
– С какой целью Л. Толстой написал рассказ? (Для крестьянских детей из школы в Ясной поляне. Своими рассказами Л. Толстой отвечал на самые трудные детские вопросы).
– Что нового узнали о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и братьями нашими меньшими?

г) Повторное чтение учащимися (про себя) .

– Чем кормятся зайцы?
– Каким образом трусость спасает зайца?
– Зачитайте, как заяц петляет, путает следы.
– Чему удивляются охотники наутро?

Физкультминутка.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись, а затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

д) Составление пословиц (в группах) .

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

– Проверьте, как вы составили пословицы. (Слайд 9). Объясните смысл последней пословицы. (Поймать зайца из всех наших животных может только борзая собака. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 км/ч. (Слайд 10)).

е) Первичное чтение стихотворения Н. Рубцова.

– Сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением, которое написал Н. Рубцов “Про зайца”. (Слайд 11).
– Читает учитель.
– Ваши впечатления?
– Какие чувства возникли в сердце?
– Какие картины нарисовали в своём воображении?

ё) Повторное чтение стихотворения учащимся. (Хором, вслух). Вопросы по содержанию:

– К какому жанру относится произведение? Обоснуйте. (Стихотворение – в стихотворной форме, рифма.)
– Где встретились автор и заяц?
– Как повёл себя каждый из них? Зачитайте.
– О чём думал после встречи с поэтом заяц? Зачитайте.
– Кто такой дедушка Мазай?

ж) Чтение стихотворения (в парах).

– Как автор относится к зайцу? (Добродушно, весело, с любовью.)
– Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей? (Зайцу одиноко, труслив зверь.)
– Кто думает, что хорошо подготовился к выразительному чтению?

з) Выразительное чтение стихотворения.

– Конкурс чтецов.
– Поаплодируйте ребятам.

Физкультминутка (Для глаз).

и) Знакомство с биографией поэта Н. Рубцова. Приложение 2 .

5. Сравнение произведений.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя произведениями.

– Чем отличаются произведения, с которыми мы познакомились на уроке? (Рассказ, стих.)
– Что общего? (Тема: про зайца.)
– Есть ли в рассказе Л.Толстого научные сведения? А в стихотворении Н. Рубцова?
– Какое произведение дало вам новые сведения о зайце? А затронуло ваши чувства?
– Где больше авторского вымысла в рассказе Л. Толстого или в стихотворении Н. Рубцова?
– Вывод: Произведения разные по жанру, объединены одной темой.

Рассказ даёт научные сведения, стихотворение затронуло чувства. (Слайд 12).

– В каких ещё произведениях по жанру встречается заяц? (Сказки, песни, познавательная литература (Слайд 13, 14)).

6. Рефлексия:

– Что больше всего запомнилось на уроке?
– Что заинтересовало вас? Что затронуло?
– Как считаете, вы работали на уроке?

На партах у вас лежат зайчики, напишите на них впечатление ваше от урока. Если урок понравился, поместите их в лес, нет – оставьте на парте.

7. Домашнее задание: (по выбору)

Список литературы.

  1. Ожегов С.И. – Толковый словарь – М.: Русский язык, 1985.
  2. Я познаю мир: Животные – М.: АСТ, 1999.
  3. http://ru.wikipedia.org

Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контролировать свои действия.Урок литературного чтения построен с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буйвол Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан

Класс: 2, УМК «Гармония».

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Тема: Л.Н. Толстой. Зайцы.

Цель : развитие читательских умений.

Планируемые результаты

Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;

работать над развитием читательских умений;

расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;

Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;

Коммуникативные действия :

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.

Оборудование : портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.

Ход урока

  1. Организационный момент

Задача нашего урока - продолжить работать над развитием читательских умений.

А как вы это понимаете? Слайд 2

Читательские умения - осознанность, правильность, беглость,

выразительность.

Какие еще умения понадобятся?

(умение работать в группе или в паре)

2. Проверка домашнего задания :

С каким произведением Вы работали дома? (Н.Рубцов. Про зайца.)

Какое это произведение? Почему?

(художественное, вызывает чувства)

Какие чувства будете передавать?

Слушание стихотворения наизусть (2-3 чел.)

Какой критерий будем оценивать?

Оценить рассказывание по четырехбальной шкале.

(На доске выстраивается шкала для оценивания.)

Вывод:

Какую задачу ставили?

Какие умения понадобились?

3 . Методический прием «Корзина понятий».

Вы узнали кто это?

Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 3.

Составление «Кластера» :

Вывод :

Л.Н. Толстой - писатель - рассказы - басни - сказки - были - былины - разножанровый -- о детях - о природе - о Родине - художественный - вызывает чувства

Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.

4. Метод «Чтение с пометами».

Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

V - уже знал

Узнал новое

Хочу узнать

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.

Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.

Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

Что узнали нового?

Музей - усадьба Я́сная Поля́на - в Щёкинском районе Тульской области Слайд 6. (показать место на карте России).

Вывод : - Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

5. Работа над новым материалом.

  1. Методический прием «Предположение» .

Посмотрите на рисунок, определите тему произведения (демонстрация на экране - рисунок зайцев). Слайд 7.

Тема: о животных.

Что знаете об этих животных?

Как бы Вы озаглавили?

Определить жанр произведения.

Слушание текста - аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» (по щелчку) Слайд 7

Задание до чтения : (Слайд 8)

1. Определить жанр произведения, вид текста.

2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?

Мозговой штурм после слушания текста.

Определить жанр произведения, вид текста. Доказать.

Что заинтересовало?

А как о зайцах говорится?

Определить вид текста. Докажите.

6. Лексическая работа .

Значение каких слов не поняли? Слайд 9.

  1. Озимями
  2. На гумнах * (с.48)
  3. Гуменники

Как понимаете выражения?

Зачитат ь толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)

Озимями - растения, семена которых вносятся в почву осенью.

Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;

Гумно - площадка для молотьбы сжатого зерна.

Гуменники - зайцы, которые живут на гумнах.

Бестолковый - непонятливый, бессмысленный.

Горестно - печально, тоскливо.

Какие умения понадобились?

Музыкальная физминутка.

7. Повторное аналитическое чтение по частям.

- Доказать, что в тексте содержатся научные факты.

Заполнение таблицы в парах.

Задание для работы в паре : заполнить таблицу.

Критерии - кратко сообщить факты.

Таблица 1

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

Проверка (оценка работы по выбранным критериям)

по образцу на экране. Слайд 10.

Что нового узнали из жизни зайцев? (1 пара у доски рассказывает)

Какой литературный прием использует автор в произведении? (описание ) Привести примеры. Слайд 11.

Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.

Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

Сравнение . Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.

Что означает, литературный приём - противопоставление ? Привести примеры.

Задайте свои вопросы по тексту.

- Почему текст не заставил переживать?

Вывод : Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются. Слайд 12 -13.

Вернемся к началу урока. Сравнить произведения.

Что их объединяет? (тема одна - зайцы, а вид разный) Слайд 14.

Какую задачу ставили? Справились? Докажите.

Какие умения понадобились?

Что хотелось бы сказать о произведении?

Вывод: (Короткий рассказ, но много фактов)

8. Итог: составление «синквейна». Слайды 15-16.

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Домашнее задание : чтение с.48 - 49 подготовить рассказ о зайцах, слайд 17.