Категория: ‘Художественные произведения’. Девочка со спичками. истинный смысл этой сказки Иностранные экранизации произведения майю лассила за спичками

Как-то давно мы не затрагивали тем связанных с литературой и кинематографом...
Поэтому предлагаю поговорить о произведении "За спичками", тем более что самой повести в этом году исполнилось ровно 100 лет, а блестящей экранизации Гайдая - 30 лет.

Не думаю, что нужно пересказывать сюжет, ибо кто не смотрел/не читал, тому вряд ли будет интересно все что дальше написано... :-)


Кстати, фильм Гайдая - это уже вторая экранизация повести Лассила, первый черно-белый фильм "Tulitikkuja lainaamassa " был снят в Финляндии еще в 1938 году.

Следуя хронологии событий, отметим, что на русский язык "За спичками " в 1951 году перевел яркий сатирик Михаил Зощенко - после исключения из Союза писателей, параллельно с работой в сапожной артели.

Своим переводом Михаил Михайлович очень гордился, и это была заслуженная гордость хорошо поработавшего мастерового человека. В Финляндии этот перевод высоко оценили, и в финских литературно-критических кругах поговаривали, что художественное значение творчества интересного и оригинального финского писателя Лассила стало для финских знатоков литературы особенно явственным и весомым, когда появился зощенковский перевод его повести. (Томашевский Ю. — Вспоминая Михаила Зощенко )

Летом 1978 года на самом высоком уровне было решено поручить Мосфильму снять в содружестве с кинематографистами Финляндии очередной полнометражный художественный фильм. Тут то финны и предложили в качестве драматургического материала сценарий по повести своего классика. Первоначально экранизировать ее должен был Георгий Данелия, но он был занят на постановке "Осеннего марафона", тогда обратились к Леониду Гайдаю, который не найдя в этом ничего крамольного (что было для него актуальным после мучений с экранизацией гоголевского "Ревизора "), сразу согласился.

В соглашении с "Суоми-филм" было четко оговорено, что у фильма должно быть два режиссера, с финской стороны им стал генеральный директор кинокомпании - режиссер и продюссер Ристо Орко . Кроме того, актеров тоже должно было быть поровну: 7 советских, и столько же финских (главную роль - Ихалайнена - должен играть советский актер, а Ватанена - финский). Поскольку натурные съемки должны были быть на территории Финляндии, Суоми-филм обязалась оснастить съемочную группу качественной аппаратурой: операторским автомобилем, операторским краном, переносной записывающей аппаратурой. И даже костюмы на своих актеров финны вызвались шить сами.

Тем не менее, в процессе подготовительного периода советская сторона добилась численного актерского превосходства - Ватанена должен был играть тоже наш актер, а финнам остались лишь две главные роли и все эпизоды. В кинопробах с нашей стороны были выставлены следующие актеры: на роль Ихалайнена - Евгений Леонов; на роль Ватанена - Вячеслав Невинный, Донатас Банионис, Леонид Куравлев (последний все-таки снялся в эпизоде); Кенонен - Георгий Вицин, Владимир Басов, Борислав Брондуков, Ролан Быков, Георгий Бурков, Игорь Ясулович; Кайса Кархутар - Галина Польских, Наталья Гундарева; Анна-Кайса - Елена Санаева, Вера Ивлева; жена Хювяринена - Нина Гребешкова; начальник полиции - Михаил Пуговкин; старик Хювяринен - Сергей Филиппов.

С финской стороны были выбраны актеры на главные роли - Rita Polster (Анна-Лииза), Ritva Valkama (Миина) и гигант Leo Lastumäki на роль Партонена и другие. Для этого, помощникам режиссера пришлось посетить несколько театров, где шли спектакли "За спичками".

Съемки фильма начались на "Мосфильме" с павильонных эпизодов, съемочная группа отправились на съемки натуры в Финляндию. Сохранился отзыв сценарно-редакционной коллегии объединения музыкальных и комедийных фильмов по поводу исполнения Г. Вициным роли портного ("Ай да Тахво, ай да Кенонен!"): "Настораживает его чрезмерная эксцентричность, он выбивается из общего актерского ансамбля, так как работа остальных актеров комедийно-реалистическая... " :-)

"Шумный, суетливый и загадочный" город Йоки снимали в Porvoo , который как нельзя лучше подходил для съемок начала века: каменные мостовые, старинные дворы и деревянные дома с маленькими садовыми участками за забором. Любители данного фильма в 2008 провели кропотливое расследование : как выглядят сейчас места съемки - рекомендую взглянуть !

Фильм сняли примерно за год и в марте 1980 года в крупнейшем кинотеатре Хельсинки "Ритц" состоялась премьера фильма , после которой Евгения Леонова избрали почетным членом Театрального общества Финляндии.

Что же касается географического вопроса "где же жили Ихалайнен и Ватонен?", то в 2008 году сотрудники Куркиёкского краеведческого центра в своем докладе на международной конференции в п. Хелюля (Сортавальский район), посвященной 140-летию со дня рождения Майю Лассиля, утверждали, что действие повести "За спичками" могло происходить в городке Куркийоки . Основой их серьезного исследования был тот факт, что здесь действовала небольшая спичечная фабрика, поэтому в Куркийоки за спичками часто ездили жители окрестных хуторов, а в 20 километрах от Куркийоки расположен поселок Ихала , а фамилия главного героя Антти Ихалайнена - в переводе означает "человек из Ихала ".

Я же позволю себе не согласиться с данной точкой зрения и готов предложить читателям свою версию.
Попробуем оттолкнуться от названия Липери - волости, откуда родом все основные герои. Оно есть и в современной Финляндии, в северной Карелии, неподалеку от Joensuu. И поскокольку нам нужно найти "ближайший город Йоки, до которого было чуть ли не тридцать верст, и в котором было чуть ли не три тысячи жителей, который липерцы считали невероятно шумным, суетливым и загадочным ", то это может быть только Йoнсуу , в котором в начале ХХ века жило как раз 3 000 человек. Тем более, что к этому времени из-за постройки Сайменского канала, он являлся уже одним из крупнейших портовых городов Финляндии и поэтому из него вполне можно было "отправиться в Америку".
Ну и в качестве последней капли: на восток от Йоки-Йoнсуу находится - волость, которую не посещают герои, но которая постоянно присутствует в повествовании как противопоставлении Липери. Именно оттуда все отрицательные герои, включая и кобылу Ватанена, туда убежавшую...

Автор книги тоже из этих мест - городок Tohmajärvi , где он родился находится менее чем в 50 км. А рядом с ним, можно даже найти хутор Luosovaara , где Лассила поселил старика Хювяриннена (в фильме не используется).

И напоследок надо вспомнить светлую песенку Дербенева-Зацепина в исполнении Кобзона, исполняющуюся на заключительных титрах:
"Как хорошо подняться в облака,
В облака, подняться в облака.
Если смотреть на жизнь издалека,
То она беспечна и легка..."

Ганс Христиан Андерсен

Девочка со спичками

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать - вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и... чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг... пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в пей стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но... спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но... спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

"Кто-то умер", - подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: "Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу".

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах - улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Аннотация к книге «Фокусы со спичками»

Главное правило, по которому отбирались фокусы для данного издания, - это простота секрета исполнения и ударность внешнего эффекта. Автор воздержался от размещения в брошюре фокусов с примитивным внешним эффектом.

В издании представлены главным образом фокусы, а не головоломки или занимательные физические опыты.

В издании представлены фокусы-автоматы, не требующие дополнительных тренировок и особой ловкости рук, которые получатся у каждого, кто знает их секрет. В то же время они достаточно эффектны. Некоторые из них могут служить основой для создания масштабных иллюзионов.

Фокусы, по возможности осовременены и будут, как надеется автор, способствовать содержательному проведению досуга читателей.

Всего страниц - 163, фокусов - 33, головоломок, шуток, розыгрышей - 7, цветных иллюстраций - 224, издание содержит глоссарий.

Возрастные ограничения: 18+

NB: Книга в электронном виде в формате.pdf.
После оплаты книга отправляется по электронной почте.

    Изотов Михаил Владимирович имеет 14 авторских свидетельств СССР и 3 патента РФ на изобретения. 15 из них посвящены иллюзионной тематике. Автор внедренного в практику иллюзионного изобретения, за что получил нагрудный знак «Изобретатель СССР». Награжден нагрудным знаком ЦС ВОИР «Отличник изобретательства и рационализации 1989 года».
    В 1977 году закончил Рижское высшее военное Краснознаменное училище им. Маршала Советского Союза Бирюзова С.С. Специальность — автоматизированные системы управления и контроля, квалификация — военный инженер по электронике.
    В 1990 году окончил Центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы, г. Ленинград. Защитил дипломную работу по совокупности своих иллюзионных изобретений на тему: «Некоторые вопросы создания новых технических решений в области иллюзионизма». Специальность — патентовед (специалист по охране интеллектуальной (промышленной) собственности).
    2004-2007 гг. — РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет), юрист.
    Контактная информация:

Пятница, Октябрь 23, 2009

Отличный небольшой рассказ с ожидаемым, но при этом неожиданным концом.

Вам может показаться, что одалживание спички на улице является простой вещью. Но любой человек, который хоть когда-либо попытался совершить это, заверит Вас, что это не так, и он будет готов поклясться в подлинности моего опыта в тот вечер.

Я стоял на углу улицы с сигарой, которую я хотел зажечь. У меня не было спички. Я подождал до тех пор, пока по улице не прошёл приличный, заурядно выглядящий мужчина. Тогда я сказал:

“Извините меня, сэр, но не могли бы Вы сделать мне одолжение, ссудив меня спичкой?”

“Спичкой? - сказал он. - Почему нет, конечно же”. Затем он расстегнул пуговицы своего пальто и засунул руку в карман своего жилета. “Я знаю, что у меня есть одна, - продолжил он. - Я почти готов поклясться, что она в нижнем кармане - или, не уходите, хотя, я догадался, она может быть в верхнем - только подождите, пока я поставлю эти пакеты на тротуар”.

“О, не беспокойтесь, - произнёс я, - это действительно не имеет значения”.

“Да никакого беспокойства, она у меня будет через минуту; я знаю, что где-то здесь у меня должна быть одна, - он рылся своими пальцами в кармане, когда это высказывал, - но, Вы понимаете, это не тот жилет, который я большей частью…”

Я увидел, что этот человек всё больше возбуждается по этому поводу. “Ну, ничего страшного, - запротестовал я, - если это не тот жилет, который Вы носите по большей части - с чего бы, это не важно”.

“Не уходите, сейчас, не уходите! - воззвал мужчина. - У меня где-то здесь одна из этих проклятых штук. Полагаю, что она может быть внутри моих часов. Нет, здесь её тоже нет. Подождите, пока я проверю своё пальто. Если бы этот проклятый портной был настолько сообразителен, чтобы сшить карман таким образом, чтобы до него можно было добраться!”

Он стал уже довольно сильно возбуждённым. Он отбросил свою тросточку и рылся в своих карманах вставной челюстью. “Это всё мой проклятый мальчишка, - шипел он, - всё из-за его дурачеств по моим карманам. Богом клянусь! Надеюсь, что не очень сильно отлуплю его, когда вернусь домой. Скажу, готов держать пари, что она в моём заднем кармане брюк. Вы только на секундочку подержите полы моего пальто, пока я…”

“Нет-нет, - снова запротестовал я, - пожалуйста, не принимайте на себя все эти хлопоты, это действительно совершенно не важно. Я уверен, что Вам не следует снимать с себя пальто, и, о, я Вас умоляю, не выбрасывайте свои письма и вещи из своих карманов на снег и не раздирайте свои карманы донизу подобным образом! Пожалуйста, пожалуйста, не растаптывайте Ваше пальто и не давите ногами коробки. Мне действительно неприятно слышать, как Вы поносите Вашего маленького мальчика с этим особенным подскуливанием в Вашем голосе. Не рвите - пожалуйста, не рвите так яростно на себе одежду”.

Внезапно мужчина издал рёв экзальтации, и вскинул свою руку вверх из-за внутренней подкладки своего пальто.

“Я её нашёл, - прокричал он. - Вот она!” Затем он поднёс её к свету.

Это оказалось зубочисткой.

Повинуясь мгновенному импульсу, я толкнул его под колёса троллейбуса и убежал.