В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.
Причастие
Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.
Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.
Действительные
Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.
Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».
Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.
Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».
Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.
Страдательные
Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.
Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».
В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.
Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени
Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.
Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.
У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.
Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.
Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.
Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени
Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.
В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.
У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.
И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.
С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.
В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.
Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.
Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).
Задания
На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.
Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.
Например:
- колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
- говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
- брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
- обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).
Определи спряжение глагола.
В причастиях, образованных
от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий , читающий .
от глаголов 2-го спряжения - -ащ (-ящ) : любящий, видящий
Обрати внимание: Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:
зна ет, зна ют – 1-е спряжение, основа зна + суффикс -ющ →знающий, люб ит, люб ят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ →любящий.
2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый
Определи спряжение глагола.
В причастиях, образованных от глаголов
1-го спряжения, пиши суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,
2-го спряжения - -им: любимый, видимый
Обрати внимание: Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:
поднима ет, поднима ют - 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем → поднимаемый, люб ит, люб ят - 2-е спряжение, основа люб + суффикс - -им → любимый .
Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.
Суффиксы причастий прошедшего времени
1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший
В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: вид е вший←вид е ть, слыш а вший←слыш а ть.
2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный
Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.
Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов
с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я ): потерянный ← потерять ,
с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн- пиши букву е : наполненный ← наполнить.
Выполняй задания
Задание из демоверсии ФИПИ 2015:
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
преобразу...мый
распущ...нный
засмотр...шься
сломл...нный
омыва...мый
Выполнение:
1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: засмотр...шься - засмотреться.
2. Определи спряжение: засмотреться - глагол 2 спр. Это производный глагол от глагола смотреть, значит, это исключение.
3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: засмотр и шься. Пропущена буква И.
4. Определи гласные в суффиксах причастий: преобразуемый, распущенный, сломленный и омываемый .
1) преобразу...мый, омыва...мый - страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глаголов, от которых они образованы: преобразу...мый - от преобразовать (1-е спр.), омыва...мый - от омывать (1-е спр.), пишем гласную е : преобразуемый, омываемый.
2) распущ...нный, сломл...нный - страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: распущ...нный - от распустить, сломл...нный - от сломить . Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом и, пишется суффикс енн, то пишем гласную е : распущенный, сломленный .
ЗАДАНИЕ А16
Что следует знать
ученикам для правильного выполнения задания:
1. Правописание личных окончаний глаголов
· Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола.
·
Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным
является
его личное окончание.
·
Для этого следует поставить глагол в третье лицо единственного числа (он,
она, оно) и
посмотреть, какая гласная отчетливо слышится:
·
Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол первого спряжения:
плыть -
плывёт.
·
Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол второго спряжения:
лететь -
летит.
· Если глагол с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.
I СПРЯЖЕНИЕ |
II СПРЯЖЕНИЕ |
1.
Глаголы
-
исключения
:
БРИТЬ,
С
ТЕЛИТ
Ь
, 2. Все глаголы, оканчивающиеся в начальной форме не на -ИТЬ (кроме глаголов ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ) ЗАПОМНИТЬ: СЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ, ТAЯТЬ, ЛАЯТЬ, КАЯТЬСЯ, РЕЯТЬ, БЛЕЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАШЛЯТЬ, ЧУЯТЬ, НАДЕЯТЬСЯ (данные глаголы нередко ошибочно классифицируются как глаголы II спряжения, потому что при их произношении ять звучит как ить ) . |
1. Глаголы, оканчивающиеся в начальной 2.
Глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, |
· Если мы определили, что глагол относится к I спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся гласные буквы Е, У, Ю:
I СПРЯЖЕНИЕ
единственное число |
множественное число |
1 лицо (я) -У, -Ю |
(мы) -ЕМ |
2 лицо (ты) -ЕШЬ |
(вы) -ЕТЕ |
3 лицо (он, она, оно) -ЕТ |
(они) -УТ, -ЮТ |
·
Если мы определили, что глагол относится ко
II
спряжению, в его безударных личных
окончаниях пишутся гласные буквы И, А, Я:
II СПРЯЖЕНИЕ
единственное число |
множественное число |
1 лицо (я) -У, -Ю |
(мы) -ИМ |
2 лицо (ты) -ИШЬ |
(вы) -ИТЕ |
3 лицо (он, она, оно) -ИТ |
(они) -АТ, ЯТ |
Ход рассуждений:
v глагол КРИЧАТЬ имеет ударное окончание, в котором отчетливо слышится буква И (он кричИТ), следовательно, это глагол второго спряжения, в окончаниях которого пишутся гласные И, А.
v
БОРОТЬСЯ - этот глагол с безударным
личным окончанием (В 3-ем лице единственного числа неотчетливо слышится, какую
гласную букву следует писать в его окончании: Е или И). Выбрать правильное
написание позволит знание спряжения этого глагола.
Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по начальной
форме. Что делать? - бороться, оканчивается не на ИТЬ, не входит в число глаголов-
исключений второго спряжения (ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ,
СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ), поэтому этот глагол
первого спряжения, в безударных личных окончаниях которого
пишутся гласные буквы Е, У, Ю: борешься, борется, боремся, боретесь, борются.
v
Глагол КЛЕИТЬ - этот глагол с
безударным личным окончанием (в 3-м лице единственного числа неотчетливо
слышится, какую гласную букву следует писать в его окончании: Е или И). Выбрать
правильное написание позволит знание спряжения этого глагола. Спряжение глагола
с безударным личным окончанием определяется по начальной форме. Что делать? -
клеить, оканчивается на -ИТЬ. Поэтому этот глагол второго спряжения, в
безударных личных окончаниях которого пишутся гласные буквы И, Я (вспомним
слово-пароль для глаголов второго спряжения - ослика ИА): клеишь,
клеит, клеим, клеите, клеят.
Примечани е :
1
.
Причиной неправильного написания личных окончаний глагола нередко является
произвольное изменение вида рассматриваемого глагола. Надо уметь различать
видовые пары глагола, так как в зависимости от вида начальной формы глагола
может меняться его спряжение.
Помните, что все формы рассматриваемого глагола должны быть только одного вида.
Утешать (что делать?): я утешаю, ты утешаешь, он утешает, мы утешаем, вы утешаете, они утешают.
Утешить (что сделать?):
утешу, утешишь, утешит, утешим, утешите, утешат.
Решиться - решаться,
обидеть - обижать,
отличать - отличить,
отпускать - отпустить,
оставлять - оставить,
уступать - уступить,
объявлять - объявить,
совершать - совершить,
слушать - слышать,
гонять - гнать,
заставлять - заставить,
отделять - отделить,
прекращать - прекратить,
расширять - расширить и т. д.
2. Обратите внимание на часто встречающийся в задании А 16 глагол молоть, относящийся к первому спряжению:
МОЛОТЬ - МЕЛЕТ - МЕЛЮТ.
2. Правописание суффиксов причастий
1. Правописание суффиксов причастий -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ЕМ-, -ИМ-
зависит
от спряжения исходного глагола, от которого они образованы.
Исходный глагол |
Действительные причастия на стоящего времени |
Страдательные причастия на стоящего времени |
Глагол 1-го спряжения |
Образуются от основы настоя- щего времени исходного глаго- па при помощи суффиксов УЩ- ЮЩ- Шептать (l спряжение) - шепчУТ - шепчУЩий; Стелить (1 спряжение) - стелЮТ - стелЮЩий |
Образуются от основы настоящего времени исходного глагола при помощи суффикса ЕМ- (-ОМ-) Вести (1 спряжение)
- ведУТ - |
Глагол 2-го спряжения |
Образуются от основы инфинитива исходного глагола при помощи суффиксов АЩ-, -ЯЩ-. Дышать (2 спряжение) -дыщАЩий, Красить (2 спряжение) - |
Образуются от основы инфинитива исходного глагола при помощи суффикса -ИМ- Видеть (2 спряжение) - видИМый Исключение: движИМый |
2. Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий прошедшего времени
-ВШ-, -НН-
Гласная буква перед
суффиксом -ВШ- |
Гласная буква перед
суффиксом -НН- |
Перед суффиксом -ВШ- пишется та же гласная буква, что и перед ТЬ в начальной форме глагола: увидЕть - увидЕвший, услышАть - услышАвший, растаЯть - растоЯвший. |
Если исходный
глагол оканчивается в начальной форме на -АТЬ или -ЯТЬ, то гласная посеЯть - посеЯнный. Если исходный
глагол оканчивается на - ИТЬ или -ЕТЬ, то перед НН пишется только увидЕть - увидЕнный,
|
3. Правописание гласной перед суффиксом -Л- прошедшего времени глагола.
Перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве перед –ТЬ: зависЕл-зависЕТЬ.
Алгоритм выполнения задания
1) Выясните, в какой части слова пропущена гласная буква:
· в окончании
· в суффиксе
2) Если гласная буква пропущена в окончании,
то по неопределенной форме установите
спряжение глагола:
- в личных окончаниях глаголов первого спряжения пишутся гласные буквы Е, У, Ю.
· в личных окончаниях глаголов второго спряжения пишутся гласные буквы И, А, Я.
3) Если гласная буква пропущена в суффиксе, то проанализируйте характер орфограммы:
·
пропущена гласная буква в суффиксах причастий - УЩ-, -ЮЩ- , -АЩ-, -ЯЩ-, -
ИМ-, -ЕМ-.
· пропущена гласная буква перед суффиксом причастий -ВШ- и -НН-.
4)
Правописание суффиксов причастий - УЩ-, -ЮЩ- , -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-, -ЕМ-
зависит
от спряжения исходного глагола:
·
в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения, пишутся суффиксы
-УЩ-, -ЮЩ-, -ЕМ-;
·
в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения, пишутся суффиксы
-АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-;
5) Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий -ВШ-
и -НН- зависит
от того, на АТЬ, ЯТЬ, ИТЬ ИJIИ ЕТЬ оканчивается начальная форма исходного
глагола:
·
если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -АТЬ или -ЯТЬ, то
гласная буква А, Я сохраняется перед НН в страдательных причастиях прошедшего
времени:
·
если исходный глагол оканчивается на -ИТЬ или -ЕТЬ, то перед НН пишется
только Е;
· перед суффиксом -ВШ- и –Л- сохраняется та же гласная, что и перед окончанием ТЬ в начальной форме.