Сергей еремин стал мэром красноярска. Отчёт главы Красноярска депутатами горсовета назван программой развития

Чем увлекается избранный мэр Сергей Еремин, каким его знают бывшие и нынешние коллеги, а также что о его назначении думают красноярские политологи, расскажет корреспондент Максим Лебедев.

- Пельмени очень сильно люблю! Себя сдерживаю, но не могу зачастую отказаться (смеется).

После объявления результатов выборов Сергей Еремин разоткровенничался и рассказал о своих увлечениях. Новый мэр обожает машины, слушает музыку 80-х и песни Кикабидзе. Художественной литературе предпочитает техническую. Хотя сам написал книгу о Красноярском крае. Но пока свой труд никому не показывал.

Большая страсть Еремина - авиация. О ней он знает буквально все и коллекционирует модели авиалайнеров.

«Ну вот у меня есть коллекция самолетов в кабинете, достаточно большое уже количество экземпляров в кабинете, если кто хочет посмотреть», - рассказывает победитель выборов Сергей Еремин .

Семья у Сергея Еремина большая. Новый мэр женат, у него четыре дочери. Рассказывая о них Еремин вспомнил и о собственном воспитании.

«Я родом из деревни, вырос в деревне. Для меня цель родителей была привить к труду и дисциплине и порядку», - говорит Сергей.

Возможно, именно такое воспитание помогло Сергею Еремину стать эффективным управленцем. После окончания красноярского техуниверситета он восемь лет работал в Управлении автомобильных дорог Красноярского края. Затем продолжил карьеру уже в министерстве транспорта. 5 лет назад Сергей Еремин возглавил ведомство. Люди, с которыми он работал, отмечают трудолюбие нового мэра и умение смотреть на свои решения со стороны.

«К любому решению вопроса он подходил если не творчески, то достаточно с разных точек зрения. Прежде чем принять какое-то решение, он его обдумывал, рассматривал различные варианты и предлагал какое-то решение того или иного вопроса», - говорит начальник пресс-службы КГКУ «КрУДор» Александр Марков.

«Дисциплинированный, человек команды. То есть это вот комплекс таких качеств, по которым о нем судили в правительстве, как об одном из самых таких крепких министров. Министр слышал критику, это важный момент, и из этой критики выбирал очень важное», - рассказывает депутат Заксобрания края Сергей Попов.

Транспортные проблемы - одно из самых непростых направлений работы для краевого политика. Однако за годы работы Еремин не был участником ни единого политического скандала. Неоднозначных высказываний за ним тоже замечено не было.

По словам политолога Александра Чернявского, слабая сторона нового мэра - недостаток политического опыта. А главе города придется быть не только управленцем, но и находить общий язык с общественностью.

«Его минусом, на мой взгляд, является то, что он никогда не работал в системе муниципального управления, а она все-таки довольно существенно отличается от сферы госуправления. Если у него будет нормальная, работоспособная, умная команда, тогда, думаю, все заработает», - считает политолог Александр Чернявский.

Новый мэр пообещал кадровые перестановки, но конкретных фамилий не назвал.

При этом депутатов в горсовете не хватает, не представлено 300 тысяч избирателей. Впрочем, что толку вообще их поминать: 86% из них, по данным соцопроса, выступали за сохранение прямых выборов мэра, 10% было против. И что, помогло? Голос этих магических 86% голосов учитывают тогда, когда нужно.

Горожане впервые лишь наблюдали за выборами им мэра. Сначала претендентов отобрала 11 октября комиссия из представителей губернатора (пять человек) и городских депутатов (тоже пятеро). Было кандидатов 13, оставили четверых. Из них трое — чиновники, представители «ЕР» и еще один, охотно с «ЕР» блокирующийся и заключающий союзы, строительный магнат, миллиардер и депутат Владимир Егоров. Этот благостную картину не портил, наоборот, оживлял.

18 октября один из этих кандидатов, уже бывший мэр Эдхам Акбулатов заявил об отказе от дальнейшей борьбы: «Все рычаги управления надо сосредоточить в руках Усса».

24 октября, как и было предусмотрено — это «единороссами» не скрывалось — взял самоотвод еще один из них — глава администрации Советского района Владислав Логинов: «Я снимаю свою кандидатуру в пользу Сергея Еремина, поскольку два кандидата представляют одну партию». И Еремина начали поздравлять задолго до окончания действа. Потом, раз такое дело, и Егоров предложил голосовать за Еремина.

Тем не менее, эта операция только кажется гладкой — путь «ЕР» к этой победе выдался тернистым. Ведь 4 года назад «ЕР» проиграла выборы в горсовет «быковцам» — местным «Патриотам России», возглавляемым бывшим теневым хозяином Красноярска Анатолием Быковым, условно осужденным на 6,5 года за организацию покушения на убийство и амнистированным после осуждения за укрывательство еще одного убийства, и на тот момент являвшимся депутатом Заксобрания Красноярского края. В горсовет его люди пришли во главе с Валерием Быковым (племянником) под лозунгом «Анатолия Быкова — в губернаторы!» и взяли мандатов больше, чем другие партии. И понятно, что «ЕР» не смогла бы столь бесконфликтно проводить свои назначения на ключевые посты: у «ЕР» 12 голосов в горсовете, а минимум для прохождения мэра — 19. У «патриотов» было 14, однако к сегодняшнему дню осталось 4, фракция растворилась. Или, если угодно, ее растворили — «быковцев» банально купили, перевербовали и т.д. В частности, три депутата, включая племяша Валерия Быкова, после переговоров с мэром Акбулатовым, пообещав «ЕР» поддержку, получили доступ к кормушке — заняли руководящие посты в муниципальных предприятиях Красноярска.

31 июля активистка молодежного движения Дарья Тарбеева на форуме «Территория смыслов на Клязьме» спрашивала секретаря генсовета «ЕР» Сергея Неверова: «Действующий глава Красноярска хочет остаться на новый срок и, видимо, поэтому он раздал должности в муниципальных организациях Красноярска депутатам горсовета. Я считаю, что это подкуп. Почему партия власти не хочет дать право жителям городов самим решать, кого выбирать мэром?» Неверов ответил: «Если есть такие факты, то передайте их мне, и мы сделаем соответствующий запрос».

Быков тем временем публично отрекся ближайших соратников, в т. ч. от племяша: «Этот человек поставил на себе, на наших родственных связях крест. У меня больше нет племянника. Я открыто заявляю — я не знаю, кто он такой. Это сущность человека, который себя позволяет покупать и продавать. И предавать. Я ему даже предложил сменить фамилию».

И вскоре на родственника, фамилию пока не сменившего, завели уголовное дело, уличив в мошенничестве при получении субсидий из краевого бюджета. По версии следствия, Валерий Быков незаконно получил более 10 млн рублей в качестве компенсации затрат на строительство овощехранилища, предоставив сфальсифицированный акт приема-передачи объекта.

На момент получения субсидии Быков-младший являлся исполнительным директором сельскохозяйственной компании «Деметра», учрежденной его дядей (потом тот его уволил). В «Деметре» и в Минсельхозе прошли обыски. Сам депутат скрылся от следствия и его 18 октября объявили в розыск, попросив неравнодушных горожан сообщать в полицию, если где его увидят.

Семейно-клановая драма удивительным образом разрешилась в одни минуты с назначением мэра. Когда депутаты слушали претендентов в мэры, снимавших свои кандидатуры, пришло сообщение о задержании младшего Быкова.

Горсовет утвердил кандидатуру Еремина. За него проголосовало 23 депутата из 29 присутствовавших. Еремин ранее возглавлял краевое министерство транспорта. Ему 41 год.

Так завершился просмотр Красноярском двухнедельного представления о сути сложившейся в нем суверенной, непрямой, энергетической, сырьевой демократии. Все эти эпитеты призваны маскировать тот простой факт, что демократия или есть, или ее нет, и дополняющие определения не помогут. Лучше всего об ее исчезновении высказался бывший градоначальник Акбулатов: «Правильней сделать так, чтобы глава города был комфортен врио губернатора».

Какие горожане, какие интересы миллионного города, о чем вы? В этой фразе — всё, что следует знать, о сегодняшнем местном самоуправлении в России и невмешательстве в его дела государства. Никто уже не вспоминает про Европейскую хартию местного самоуправления, обязывающую государства гарантированно обеспечить независимость муниципалитетов, а их — работать в интересах местного населения. Эту хартию Россия когда-то подписывала, а президент Путин любил ее упоминать, говоря, что мэров, безусловно, должны выбирать горожане.

Во вторник, 24 октября, на внеочередной сессии городского совета Красноярска был избран новый мэр города. Им стал и Сергей Еремин, ранее работавший министром транспорта региона. Сам ход отбора кандидатов, когда самоотвод взял бывший мэр Красноярска Эдхам Акбулатов, снялся Владислав Логинов, а затем еще один кандидат – Владимир Егоров – призвал депутатов голосовать за Еремина, наблюдатели расценили неоднозначно, хотя всем понятно, что за его кандидатуру выступает врио губернатора Красноярского края Александр Усс. Одни эксперты полагают, что новый глава региона зря берет на себя ответственность за непредсказуемое городское хозяйство в преддверии губернаторских выборов. Другие удивлены, что врио губернатора неожиданно удалось консолидировать вокруг себя элиту региона. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Ситуация вокруг смены красноярского градоначальника очень туманна, что характерно для непрямых выборов, – заявил «ФедералПресс» исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов. – Непонятно, почему именно Еремин, в чем его преимущество перед другими кандидатами».

Впрочем, опрошенные «ФедералПресс» политологи уверены в одном. «Ясно, что Усс просто не хотел работать с Акбулатовым, – отметил Вячеслав Данилов. – Врио свою задачу решил, но одновременно с этим взял на себя политические риски, связанные с возможными неудачами нового мэра».

Впервые глава Красноярска был выбран по новым правилам. Происходило это не через прямое голосование, в котором бы участвовали все горожане, а по конкурсу. Вначале основных претендентов на этот пост определяла конкурсная комиссия, затем из них главу города должны были выбрать депутаты. Первоначально конкурсная комиссия, рассмотрев документы, поданные претендентами на должность главы Красноярска, допустила к участию в конкурсе десятерых из них.

Позже комиссия, куда входили 5 депутатов горсовета и 5 представителей губернатора, назвала четырех основных претендентов на пост главы Красноярска. Тогда на первом месте по сумме баллов оказался и. о. министра транспорта Сергей Еремин, обогнавший главу администрации Советского района города Владислава Логинова на 69 баллов. Сенсацией стало третье место действующего мэра Эдхама Акбулатова, который, правда, обошел по количеству баллов Владимира Егорова, депутата горсовета и владельца компании «Сибиряк».

К этому моменту, когда спикер заксобрания Красноярского края Александр Усс был назначен временно исполняющим обязанности губернатора региона, а Виктор Толоконский, проработавший руководителем региона три года, ушел в отставку, было понятно, что выборы нового мэра Красноярска принимают серьезную политическую окраску. Свидетельством этого стал во многом неожиданный самоотвод Эдхама Акбулатова, который заявил об этом неделю назад.

«Работая вначале в краевом правительстве, а затем на посту главы города, Акбулатов всегда подчеркивал свою системность, государственность. И этот шаг – логичное продолжение этой его позиции, – заявил «ФедералПресс» политолог Андрей Копытов. – Кроме того, предыдущий политсовет ЕР единогласно поддержал кандидатуру Акбулатова на пост мэра. Но поскольку сейчас среди кандидатов есть еще двое единороссов, Еремин и Логинов, то Акбулатов как бы отдал долг коллегам, поступив тем самым честно по отношению к однопартийцам, за которых также предстоит голосовать депутатам».

Но и сегодняшняя сессия горсовета также началась с сюрпризов, когда свою кандидатуру снял Владислав Логинов, а Владимир Егоров, формально продолживший участвовать в конкурсе, но подчеркнувший, что делает это исключительно для того, чтобы конкурс был признан состоявшимся, призвал депутатов голосовать за Еремина. В итоге Сергей Еремин получил 23 голоса из 29 и стал главой города.

«Тот факт, что депутаты консолидированно проголосовали за Сергея Еремина – представителя региональной власти, – это вполне ожидаемый результат, – отметил Андрей Копытов. – После того как кандидат, считавшийся основным претендентом на победу в конкурсе, Эдхам Акбулатов, взял самоотвод, все гадали только об одном: сколько именно голосов наберет Еремин. В его победе сомнений практически не было».

Сергей Еремин родился в Красноярске в 1976 году. Выпускник Красноярского государственного технического университета, он фактически всю свою жизнь был связан с транспортной отраслью. Он успел поработать инспектором организационно-аналитического отдела УГИБДД Красноярского края, ведущим инженером отдела планирования и организации работ по содержанию федеральных автодорог. В «нулевых» он трудился руководителем отдела безопасности дорожного движения и дорожного сервиса, а потом – отдела эксплуатации автомобильных дорог и безопасности дорожного движения КРУДОРа. Семь лет назад у Сергея Еремина начался новый виток карьеры, когда он стал заместителем министра транспорта Красноярского края, а чуть позже – министром.

«Александр Усс избрал своего мэра Красноярска и теперь целиком и полностью отвечает за то, что происходит в муниципалитете, – заявил «ФедералПресс» директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. – Верная ли это стратегия? Не уверен. Ведь даже учитывая процедуру назначения мэра (сити-менеджера) через совет депутатов, можно было допустить хотя бы видимость конкуренции».

Как отмечает политолог, в преддверии губернаторских выборов любой негатив на мэра не проецировался бы непосредственно на Усса. «Но, по всей видимости, экс-мэр Эдхам Акбулатов, взяв ранее самоотвод, был удален с поля по причине личного к нему отношения, поскольку работал еще в команде Александра Хлопонина (губернатор Красноярского края с 2002 по 2010 год. – Прим. ред.), – отметил Илья Гращенков. – И выборы стали очевидным продавливанием кандидата со стороны врио. Теперь Усс стал более уязвим, так как муниципалитет всегда таит опасность, случись какая беда, прорвет трубу, не вывезут мусор. Кто виноват? Мэр и назначивший его».

«Недавно назначенный врио губернатора Александр Усс открыто, в том числе в СМИ, не раз заявлял, что его не устраивают подходы Акбулатова к руководству городом, – отметил Андрей Копытов. – Если врио дает понять, что видит на посту мэра другого человека (ведь именно по его инициативе и появились в качестве кандидатов в главы Красноярска фигуры Еремина и Логинова), понятно, что в данной ситуации сопротивляться этому, «бодаться» – было бы странно и неправильно».

В то же время политологи считают избрание Сергея Еремина крупной победой врио губернатора Красноярского края. «Очевидно, что красноярская элита пока выражает готовность консолидироваться вокруг Усса, – считает исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов. – Сохранится ли эта готовность до президентских выборов – покажет время».

Фото правительства Красноярского края

Красноярск получил нового мэра — им стал и.о. министра транспорта края Сергей Еремин. «Проспект Мира» рассказывает, что известно о главе города.

И.о. министра транспорта Сергей Еремин заявил о своем выдвижении в мэры внезапно, когда казалось, что никакой интриги на выборах нет и город во второй раз возглавит Эдхам Акбулатов. Документы Еремин подал 5 октября, буквально в самый последний момент, придя в горсовет с белым пакетом с надписью «Я люблю Красноярск». Этими же словами он объяснил журналистам свое решение участвовать в мэрском конкурсе: люблю город, хочу, чтобы он стал одним из лучших.

Как говорит политолог Александр Чернявский, выдвижение Сергея Еремина не было таким уж неожиданным. Фамилия министра, по данным Чернявского, среди прочих обсуждалась как альтернатива Акбулатову «еще до октября». Но тогда в крае губернаторствовал Виктор Толоконский, который настаивал на втором сроке действующего мэра.

После отставки Толоконского и назначения Александра Усса и.о. губернатора ситуация изменилась, и в списке кандидатов помимо Акбулатова оказались еще два единоросса: Еремин и руководитель администрации Советского района Владислав Логинов.

Скриншот: tvk6.ru

Сергея Еремина политологи и СМИ при этом прямо называли кандидатом Александра Усса. Политаналитик Сергей Комарицын вспоминал, например, что Усс был хорошо знаком еще с отцом красноярского министра транспорта (Сергей Еремин — сын экс-депутата заксобрания края Василия Еремина, скончавшегося в 2005 году ).

Сам Сергей Еремин, впрочем, заявил , что Усс не просил его участвовать в предвыборной гонке, хотя краевую поддержку он действительно чувствует. Александр Усс, в свою очередь, по этому поводу сказал : «Кто будет мэром, решит не Усс, а депутаты горсовета».

Так или иначе, но на первом этапе конкурса мэра 11 октября фаворитом стал Еремин, Акбулатов занял лишь третье место, пропустив вперед также и Логинова. Эдхам Акбулатов спустя несколько дней снял свою кандидатуру из предвыборной гонки, Логинов на самой сессии 24 октября взял самоотвод, а Егоров призвал депутатов голосовать за Еремина, что депутаты и сделали.

И.о. министра транспорта и новый мэр города родился 14 мая 1976 года в Красноярске. Отец главы города Василий Еремин с 2001 года был депутатом заксобрания края по Березовскому избирательному округу от КПРФ. Он был известным в крае агрономом и с середины 1980-х возглавлял совхоз «Таежный» (в 97-м реорганизованный в одноименный племзавод) в Сухобузимском районе. В августе 2005 года Василий Иванович скончался от сильного перепада артериального давления в возрасте 52 лет.

Еремин-младший по стопам отца не пошел. В недавнем интервью ТВК он признавался, что в детстве хотел быть летчиком, но не получилось. «Ну, вот, [как министр транспорта теперь] авиацией края руковожу. Коллекционирую модели самолетов», — говорил Еремин.

В 1998-м он получил диплом инженера по специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» в КГТУ. Спустя семь лет получил также юридическое образование, а с 1999-го Еремин три года работал в ГИБДД инспектором организационно-аналитического отдела.


После этого он устроился в краевое управление автодорог (КрУДор), откуда спустя семь лет перешел в министерство транспорта на должность помощника министра. Уже через три месяца Сергей Еремин стал заместителем руководителя министерства.

В 2012 году Еремин возглавил КрУДор, сменив на этом посту Сергея Зяблова, которому тогда грозил штраф от антимонопольщиков в 1,3 миллиарда рублей. КрУДор обвиняли в перерасходе 600 миллионов рублей в пользу компании «Трансмост», акционером которой был губернатор Лев Кузнецов. Впрочем, позже решение УФАС отменили, Зяблов стал депутатом заксобрания, а КрУДором Еремин в итоге поруководил всего два с половиной месяца. Оттуда он снова вернулся в министерство — уже в кресло министра.

Тогдашний министр транспорта края Захар Титов проходил свидетелем по делу о хищении одного миллиона рублей из филиала компании «РЖД-строй», работником которой он раньше был. Тогда же у Титова нашли порошок, похожий на кокаин. В результате министра отстранили от должности, а на его место назначили Сергея Еремина.

Еремин и Логинов, фото: newslab.ru

Чем запомнился на работе министра

За время работы министром Еремин, например, объяснил, что ямы на дорогах в крае и Красноярске возникают в том числе из-за некачественной проверки асфальта. В интервью каналу «Енисей» в 2014 году он прокомментировал и другую проблему Красноярску — отсутствие ливневок. В целом, по мнению министра, система ливневок в городе не удовлетворяет современным требованиям. Но при этом надо учитывать, что в том же центре прокладке ливневой канализации мешает историческая застройка и коммуникации, отмечал Еремин.

Кроме того, именно при Еремине в 2015 году в Красноярске запустили один из важнейших дорожных объектов в Красноярске — четвертый мост через Енисей. Правда, он по-прежнему работает вполсилы: полтора года назад Еремин признавал , что пока не будет достроена дорога на Волочаевской, главная миссия моста — просто связывать два берега, и ее он выполнил. «Просто мы привыкли к тому, что должны стоять на мосту в пробке, — сказал министр транспорта, отвечая на критику. — Мост работает, как и должен работать в спокойном, безопасном, динамичном режиме».


В прошлом году Сергей Еремин, подводя итоги года, сказал , что впервые за последние 15 лет в крае стало «хороших» дорог больше, чем плохих. А в 2017 году край получил два миллиарда рублей на масштабный ремонт дорог, из них рекордные 1,7 миллиарда достались Красноярску.

Личное.

В недавнем интервью ТВК он рассказал, что увлекается автомобилями и квадроциклами, а также коллекционирует самолеты. Вместе с женой он воспитывает четырех дочерей: старшая сейчас учится в медуниверситете, младшим двойняшкам — пять лет. Сам себя Еремин назвал «технократом».

За прошлый год министр заработал 1,786 миллиона рублей, его супруга — 1,39 миллиона. В собственности четы два жилых дома площадью 51,6 и 179,9 квадратов и квартира в 107 квадратных метров. Сергею Еремину также принадлежит автомобиль Jeep Wrangler, а его жене — Toyota Land Cruiser Prado.


Фото здесь и на обложке: press-line.ru

Что теперь будет.

В интервью ТВК Еремин рассказал, что намерен предпринять, если он станет мэром. Например, чтобы не тормозить с ремонтом дорог, нужно проводить конкурсы на выбор подрядчиков уже в январе, а с апреля выпускать технику на объекты.

«У нас есть объекты, которые нас «топят» — легендарный проспект Мира. Раздражающим фактором является то, что мы мучились-мучились, а это мучение не заканчивается. Все понимают: строительный сезон должен закончиться. Но это мучение продолжается, тянется и разрушает всю оптимистическую картину», — рассказал Сергей Еремин.

Чтобы избавить город от пробок, по мнению министра-мэра Красноярску не хватает качественной системы диагностики транспортных потоков. «Хватит диагностировать смерть города от тромбоза — пора выявить причины, которые к нему привели», — призывал он, представляя свою программу 11 октября.

Кроме того, Еремин анонсировал перемены в структуре городской администрации. Например, он не против объединить департамент транспорта с отделом департамента горхозяйства, курирующим ремонт дорог, а также создать отдельную структуру для ЖКХ.

При этом, по мнению Еремина, чиновника нужно чаще общаться с горожанами по интернету, а сайт мэрии в его нынешнем виде он назвал «наглядной демонстрацией ограниченности доступа к информации».

Сергей Еремин, если верить его программе, также противник «диванного управления». «Миллионный город не может управляться из кабинета. Надо ездить по дорогам и улицам, заезжать во дворы — только так можно увидеть реально происходящее», — говорил он.

«Для меня более приемлемый способ управления — видеть проблему изнутри, — резюмировал Еремин в интервью. — В крае решения не принимались до тех пор, пока я не пройду сам по болоту, дороге, не посмотрю предприятие лично. Без этого невозможно воспринять чьими-то глазами и убеждениями проблемы. Ты должен «пощупать» проблему сам, потому что спросят в конечном итоге с тебя».