Высокая и низкая самооценка личности. Главные признаки слишком завышенной самооценки и как одолеть этот комплекс

Понятие "самооценка" используется прежде всего в психологии. Это способность оценивать свои достоинства и недостатки по отношению к окружающему миру. Когда у человека завышенная самооценка, он переоценивает собственный потенциал, видит в себе только положительное, считает себя умнее всех. Негативные качества он видит в других людях, но только не в себе. Подобное восприятие имеет как положительные моменты, так и отрицательные. С одной стороны, это признак более уверенной личности, с другой – эгоизма.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Виды завышенной самооценки

Во время проявлений главных свойств личности формируется система представлений человека о себе, что заключается в оценке своих поступков индивида, внешности, восприятие собственных недостатков и достоинств. Все эти явления могут привести к выработке завышенной самооценки двух типов.

Адекватная Неадекватная
Наиболее характерна для взрослой сформировавшейся личности. Она подпитана реальными достижениями – профессиональными, социальными, семейными и другими. Такая самооценка приобретает своеобразную форму признания собственных заслуг. Однако, подобное восприятие может привести к искажению ощущения объективной реальности. Тогда становится необходима корректировка личностных установок и поведения Присуща преимущественно детям, подростками и людям, не реализовавшимся в социальном плане. Наиболее явные причины такого отношения к себе – это неудовлетворение собой и своими достижениями, желание приписать любые заслуги и достоинства на свой счет. У детей завышенная самооценка часто становится результатом воспитания в семье. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки завышают значимость самых обычных навыков и знаний ребенка в процессе взросления

Впоследствии людям с завышенной самооценкой сложно адаптироваться в социуме, наблюдаются проблемы с коммуникацией, решение повседневных дел отнимает больше энергии, и как результат – психоэмоциональное истощение, невротическое или психическое расстройство.

Причины возникновения

Научно установлено, что на этапе первичной социализации у исключительного большинства людей формируется самооценка во время:

Первичная социализация характерна для детей на всех этапах развития личности. У взрослых людей может произойти преобразование сформированных установок вследствие нескольких внешних и внутренних факторов:

  • результат психического насилия;
  • пережитая психотравмирующая ситуация;
  • развитие болезни (психическое или невротическое расстройство).

Психологи составили относительную классификацию факторов, которые чаще всего приводят к завышению самооценки. К наиболее распространенным из них относятся:

  • Детские комплексы и психологические травмы . Чаще всего возникают из-за нарциссизма родителей. В процессе первичной социальной адаптации они мало внимания уделяли эмоциональным потребностям ребенка. Возможно, он был лишь средством их самореализации в обществе. Завышенная самооценка является способом компенсации положительных эмоций, которые индивидуум недополучил в детстве.
  • Избалованность, или чрезмерное потакание прихотям ребенка . Обратная ситуация возникает, когда внимание взрослых было направлено только на ребенка в семье, а все его желания ставились на первое место и выполнялись, несмотря на другие потребности и препятствия, например, болезнь кого-нибудь в семье или безденежье.
  • Комплекс неполноценности . В результате ощущения себя нереализованным и не таким успешным и благополучным, как другие, завышенная самооценка служит защитой от внешнего мира.
  • Единственный в своем роде . Может проявляться у одного ребенка в семье, особенно долгожданного. В условиях работы это может быть, например, единственная девушка/парень в коллективе.
  • Внешние данные . Очень часто люди мужского и женского пола начинают превозносить себя над другими, потому что наделены от природы лучшей внешностью.
  • Знаменитость и звездность . Все публичные люди имеют завышенную самооценку. Она развивается в 99% случаев, поскольку пристальное внимание и любовь фанатов дают ощущение превосходства над другими людьми. Крайнее проявление этого - "звездная болезнь".
  • Подверженность влиянию . Восприятие себя как лучшего формируется под влиянием внушения извне. Например, это обычное дело на всевозможных тренингах по развитию и усовершенствованию личности, повышения самооценки и прочих.
  • Результат необоснованно положительного отношения окружающих . Нередко преподаватели выделяют определенного ученика на фоне всего класса. Зачастую семья воспитанника с высоким материальным достатком и социальным положением в обществе.
  • Неадекватная оценка своих сил . В стандартных условиях индивид справляется с поставленной задачей достаточно легко и успешно. Но, когда требования усложняются, требуется вложение дополнительных усилий. Если длительное время не было серьезных испытаний, человеку свойственно завышать свои заслуги.

В каждом конкретном случае причины завышения самооценки определяются с помощью психодиагностических методов. Полученные результаты будут определять дальнейшие установки коррекции поведения и исцеления расстройства.

Признаки, которые выдают неадекватно высокую самооценку

Для завышенного уровня самооценки характерны следующие признаки:

Характеристика
Субъект всегда уверен в собственной правоте даже при наличии неопровержимых доводов противоположного
Индивид постоянно стремится навязать свое мнение, а в случае неудачной попытки, делает это в агрессивной форме
При любом конфликте или споре последняя фраза должна быть за ним, причем какой именно она будет – не имеет значения
Человек не умеет извиняться и просить прощения за собственные ошибки
Он постоянно находится в режиме соперничества с друзьями и сотрудниками, желая показать свое превосходство над другими
В случае собственного промаха или неудачи вся вина возлагается на окружающих или обстоятельства, но только не на себя
Такому человеку свойственно определение себя как самого главного в обществе, а при разговоре часто проскакивает местоимение "Я"
Высокомерное отношение ко всем окружающим, что проявляется даже в интонации и приказном тоне
При возникновении проблемы он никогда не прибегнет к помощи других, поскольку боится показаться слабым и беззащитным
Во время беседы такой человек не дослушивает и постоянно перебивает собеседника
Неадекватно воспринимается критика со стороны окружающих; самокритика же и вовсе отсутствует
Он стремится быть самым лучшим, а если этого не происходит, глубоко переживает и впадает в депрессию
Всегда высказывается собственная точка зрения во всем, даже если о мнении не спрашивали
Собственные интересы и увлечения всегда стоят на первом плане
Отсутствие умения просчитывать риски, вследствие чего часто берутся и не заканчиваются самые сложные дела
Человек склонен постоянно учить других, что и как нужно делать, даже когда его об этом не просят
Индивид не признает других авторитетов и отрицает все правила, которые установлены кем-то другим, кроме него

В психологии людей со слишком высокой самооценкой считают отклонением от нормы. Причины, по которым индивид теряет оптимальную социальную адаптацию, и адекватное восприятие самого себя называются самые разные. Очень плохо, когда человек полностью оторвался от реальности и не замечает за собой своего высокомерного поведения по отношению к другим. Хорошо, когда завышенная самооценка придает уверенности в себе и при этом не переходит в патологический эгоизм.

В большинстве случаев же подобное восприятие приводит к неизбежным разочарованиям и негативным последствиям. Такому человеку сложнее найти общий язык с другими, поэтому он начинает жить в состоянии конфликта с окружающими.

Характеристика людей

По мнению специалистов, большинство людей, которые находятся в подобном состоянии, на самом деле глубоко одиноки в душе и не могут решить эту проблему самостоятельно. Необходима помощь грамотного психолога и усердная работа над собой.

В детском возрасте больше всего влияния оказывают родители. Они должны замечать за своими детьми склонность завышать свою значимость по отношению к сверстникам и взрослым, а также вовремя пресекать надменное поведение. В противном случае в конце концов он и их ни во что не будет ставить.

Люди с завышенной самооценкой рискуют остаться в полном одиночестве, если не пересмотрят свое отношение к окружающим. Индивид с высокой степенью самооценки имеет характерные признаки поведения:

  • у него почти никогда не возникает эмпатия по отношению к другим людям, а личные взаимоотношения носят поверхностный характер;
  • он проводят вслух сравнение себя с другими людьми в свою пользу, выделяя свои достоинства;
  • его поведение чаще всего надменное и высокомерное, на грани с агрессивностью;
  • вся его деятельность построена на поддержании своей значимости, получении одобрения от окружающих;
  • способ самоактуализации становятся и близкие отношения, в том числе - со своими детьми и партнером;
  • на любую критику следует болезненная реакция вплоть до злости, крика и плача;
  • его самоутверждение происходит только за счет оценки окружающих, а не самостоятельного осознания своей деятельности.

Властный мужчина всегда отличается завышенной самооценкой, которую он проявляет практически всегда и везде. Среди женщин это явление встречается реже, хотя и среди них подобных личностей тоже достаточно.

Способы корректировки

В решении проблемы специалисты рекомендуют людям с данной проблемой проговаривать ее. Однако, подобный прием может иметь обратное действие и спровоцировать конфликт. Именно етодика лечения должна подбираться специалистом с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Коррекцию высокомерного поведения у детей, проводят с некоторыми специфическими особенностями. Их главная концепция – изменить модель поведения родителей и близких родственников:

  • Ребенка следует хвалить за достижения, но не беспричинно.
  • Интересы детей не должны ставиться на первый план. Исключение составляют их здоровье, развитие, питание.
  • Нельзя смягчать последствия поступков ребенка. У него должно сформироваться объективное восприятие результата своих действий.

Перед самостоятельной корректировкой завышенной самооценки желательно проконсультироваться со специалистом. Людям с подобным поведением очень сложно адаптироваться в обществе. Если не снизить градус высокого мнения о своих достоинствах, можно остаться в полном одиночестве, разочароваться в жизни и ощущать душевную пустоту. Поэтому очень важно не отрываться от реальности и вовремя корректировать модель своего поведения в обществе.


В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная – недооценивание собственных сил;
  • завышенная – переоценивание собственных сил;
  • нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.


Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.


По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина

Считается, что завышенная самооценка – это признак плохого воспитания. Наверное, в этом утверждении есть львиная доля правды, так как все, что мы имеем во взрослом возрасте – все наши достоинства и недостатки, были заложены в детстве. Так что же такое завышенная самооценка, в чем ее недостатки?

Неприятности, связанные с завышенной самооценкой

Психологи утверждают, что завышенная самооценка, напоминает некую клетку, которая изолирует человека от реальности и не дает ему расти. Люди с завышенной самооценкой, как правило, живут в своем идеально-иллюзорном мире, в придуманной реальности и могут сталкиваться с массой проблем, которые для человека с нормальной самооценкой, проблемами не являются. Вот самые распространенные из них:

  1. Слишком завышенная самооценка, которая не оправдана реальными достоинствами, сковывает человека, мешает принимать адекватные решения и действовать. Чувство превосходства у таких людей не дает им возможности совершать ошибки, учиться на них, получать определенный жизненный опыт. Поэтому чтобы не «упасть лицом в грязь» такие люди просто отказываются от действий.
  2. Люди с завышенной самооценкой очень часто пребывают в состоянии внутриличностного конфликта. Другими словами, они никогда не признают собственные ошибки, поскольку убеждены, что люди, совершающие ошибки далеки от идеала. Высокая самооценка по определению исключает это. Внутренний конфликт на лицо, со всеми терзаниями и переживаниями по этому поводу.
  3. Как правило, никто не любит людей с завышенной самооценкой, как следствие проблемы в коммуникации. Для личностей с высокой самооценкой всегда присуще высокомерие и проявление неуважения к окружающим.
  4. Отсутствие возможности личностного роста – это одна из основных проблем людей с высокой самооценкой. Ведь «идеал» по определению не может уже ни к чему стремиться, а это, как известно путь в никуда, то есть деградация личностных показателей как таковых.

Как определить человека с завышенной самооценкой

Нет ничего проще на первой минуте разговора распознать человека, у которого самооценка «выше облаков»:

  • Человек считает, что центр вселенной – это он. Никогда не прислушивается к мнению окружающих, ставит себя выше всех.
  • Такие люди часто мечтают занимать руководящие посты. Как правило, только все и остается на уровне мечтаний.
  • В семье человек, с завышенной самооценкой, старается лидировать, иногда превращаясь в настоящего деспота или тирана.
  • Даже если факты свидетельствуют о том, что человек неправ, он будет утверждать обратное и спорить бесполезно.
  • Чужое мнение, которое противоречит мнению человека с завышенной самооценкой, автоматически является неверным.
  • Такие люди всегда высказывают свою точку зрения, даже если их об этом никто не просит.
  • Даже конструктивная критика в их адрес вызывает шквал негодования и не принимается.
  • Люди с завышенной самооценкой очень боятся сделать ошибку, они постоянно живут в этих тисках, но никогда не сознаются.
  • Зачастую такие люди отказываются от любой помощи, даже если она им очень необходима.

Неадекватно высокая самооценка очень опасна, она способна сделать человека несчастным на всю жизнь. Очень важно воспитывать в детях адекватную самооценку, учить их совершать поступки, но, при этом, не забывать расти над собой, совершенствоваться как личность.

Без сомнения, родители должны хвалить ребенка, но похвала должна носить адекватный информативный посыл. Хвалить надо за реальные поступки, за достижения, тем самым, стимулируя ребенка, снова делать что-то хорошее и самосовершенствоваться.

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой? " Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная — недооценивание собственных сил;
  • завышенная — переоценивание собственных сил;
  • нормальная — адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всём окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита — это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот — апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или, наоборот — страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обострённое чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.

Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они" . Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счёт других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период. Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период. Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям, и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребёнка.

Единственный ребёнок в семье , когда всё внимание сосредоточено на нём, всё только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребёнка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нём проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть ". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И, наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нём несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель , которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребёнку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом" . Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива — убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространённых причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребёнка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определённые стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это всё проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка — не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнёте видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнёте взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.

    Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своём теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.

  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.

Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по-своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это даёт реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чём причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации — они видятся по поступкам.

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь.

Что это значит?

"Иметь" — это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" — это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" — ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознаётся, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путём взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путём идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому — уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

Мнениями высок, да делами низок.

Русская пословица

Завышенная самооценка как качество личности – склонность иметь завышенные представления о важности своей личной деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках.

Беседуют двое приятелей. Один спрашивает: — Слушай, а у тебя с самооценкой, как дела обстоят? Тот ему в ответ: — Да, не особо… Мы Боги народ простой…

Завышенная самооценка — это когда человек слишком хорошего мнения о своих возможностях. Находясь под влиянием энергии страсти, он переоценивает свои способности, личностный потенциал, свои достоинства. Даниил Хармс шутит: «Послушайте, друзья! Нельзя же в самом деле передо мной так преклоняться. Я такой же, как и вы все, только лучше».

Существует три вида самооценки: завышенная, заниженная и адекватная. Завышенная самооценка – это когда, по мнению авторитетных, компетентных людей, она выше адекватной. Например, невежда, неуч-дилетант с ученым видом знатока начинает всех строить и учить. Это – бестактность, невоспитанность и завышенная самооценка.

Завышенная самооценка – мерило неадекватности личности. Человек неадекватно представляет свой образ и, соответственно, неадекватно видит то, чего может добиться этот образ. К примеру, мямля воображает себя уверенным и решительным. Люди быстро сканируют несоответствие между реальной личностью и ее представлениями о себе. Неадекватная, завышенная самооценка препятствует нахождению общего языка с людьми. Как найдешь общий язык, если с тобой разговаривают, как с мямлей, а ты вообразил себя решительным маршалом Жуковым? Достичь цели при таком разрыве чрезвычайно трудно.

Завышенная самооценка – сестра мании величия. Зачастую она самоутверждается за счет чужих ошибок, просчетов и неудач. Завышенец считает себя лучше других, думает, что все должны его слушаться и подчиняться.

— Вам не кажется, что у Вас завышенная самооценка? — Вы так говорите, как будто это я виноват, что я лучше Вас!

Ставя высокие требования к себе, он, зачастую, ставит перед собой амбициозные, недостижимые цели. Когда с достижением целей случается облом, он может даже заболеть. Завышенец приписывает себе несуществующие добродетели или переоценивает их по уровню развитости. Всегда получается либо сверх нормы, либо выше реально существующего уровня.

Завышенец демонстрирует искаженное развитие самосознания, проявленное в отсутствии строгости к себе, самонадеянности и самомнении. Будучи приверженцем завышенной самооценки, он поневоле взращивает в себе эгоизм, излишнюю самоуверенность и нездоровое себялюбие. Наталья Андреева в «Нити Ариадны» пишет: «Ещё одна странность, которая меня поражает в людях. Такое ощущение, что прежде чем посмотреть в зеркало, они наклеивают на него картинку из глянцевого журнала и глядят не на своё отражение, а на шедевр фотошопа. Девушка вполне заурядной внешности каждый раз видит фотомодель и гадает: - Почему я ещё не звезда?»

Казалось бы, что плохого в том, что человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле? Как правило, завышенная самооценка обычно является компенсацией ощущения неуверенности в себе. Иными словами, платформой завышенной самооценки обычно служит низкая самооценка, которую человек старается преодолеть, завышая свои заслуги. Как любая компенсация, неадекватная самооценка провоцирует постоянные усилия для поддержания иллюзии успешности у себя и других людей. Накачав свою самооценку, человек временно получает конкурентные преимущества, например, при кастингах, приеме на работу. Здесь побеждает, уверенность, амбициозность, успешность.

Но вскоре фальшивка обнаруживается. Выясняется, что приняли на работу поддельную уверенность и инициативность. После позорного изгнания с работы наступает депрессия, уныние. Самооценка падает. Человек ощущает себя неудачником.

Существует еще феномен, описанный Ирвином Яломом в книге «Когда Ницше плакал»: «Я знаю многих людей, которые не любят себя и пытаются поправить положение, добиваясь хорошего к себе отношения окружающих. Добившись этого, они сами начинают хорошо к себе относиться. Но это не решает проблему, это подчинение авторитету другого. Вы должны принять себя – а не искать пути для достижения моего признания».

Вот, по мнению психологов, несколько признаков наличия у человека завышенной самооценки:
Полная уверенность в своей непогрешимости и правоте в любой ситуации.
Непризнание авторитетов – если чье-то мнение идет вразрез с мнением такого человека, то это мнение для него является ошибочным.
Стремление спорить и всем доказывать свою правоту.
Абсолютная уверенность в том, что причиной его проблем и неудач является кто-то или что-то – некие обстоятельства, но никоим образом не он сам. Такой человек никогда не ищет причину проблемы в себе.
Желание быть лучше других, стремление получить признание окружающих, быть на первых ролях.
«Ячество» — он постоянно в своей речи использует местоимение «Я». (Кстати, один мой знакомый с завышенной самооценкой в письмах местоимение «Я» всегда писал с заглавной буквы)
Отказ от помощи. Просьба о помощи у такого человека говорит о том, что он сам с чем-то не может справиться, а это для него унизительно.
Резко снижена самокритика, а любая критика со стороны другого человека воспринимается агрессивно.
Страх совершить ошибку, желание все всегда делать лучше других.
Болезненное переживание по поводу неудач, которые по возможности тщательно скрываются от окружающих.

Материальный мир наполнен ложными самооценками. Мы оцениваем себя на уровне физического тела в контексте силы, красоты, здоровья, молодости. Но попробуй оценить себя на уровне души, и сразу обескураживающий результат. Души все равны, только по-разному обусловлены какими-то качествами личности. У одних энергия души преломляется подлостью, завистью, жадностью. У других — доброжелательностью, состраданием и заботливостью.

Психолог Василий Тушкин пишет: «И может так получиться, что люди настолько привыкли к своим оценкам, самооценкам на уровне физического, тонкого тела, что когда к ним приходит духовное знание, это их немного обескураживает. Представьте себе, что человек на уровне физической самооценки – большой, красивый, молодой, видный, замечательный, вот, и тонкое тело, в принципе, нормально – высшее образование, может быть несколько высших образований, и в общем-то он слывет умным человеком, а не глупым, и тут вдруг он узнает, что является духовным существом, которое отлично и от тонкого тела и физического тела. Это обозначает, что сразу же, мгновенно, все вот эти его достоинства на внешнем уровне, физическом, они почти ничего не стоят – всё. Потому что, мы говорим: «Я не тело. Я не тело, я не… у меня личная душа». А перед Богом все вот эти вот мои достоинства на физическом и тонком уровне могут просто смешными, потому что они, как бы, не много чего стоят в самой духовной жизни».

Петр Ковалев