На кавказских минеральных водах. Обитель особого назначения

Игумения Варвара (Шурыгина)

12 апреля 2018 года Свято-Георгиевскому женскому монастырю Пятигорской и Черкесской епархии исполняется 12 лет. На вопросы «Монастырского вестника» о том, как живет обитель, согласилась ответить его настоятельница игумения Варвара (Шурыгина)

Матушка Варвара, расскажите, пожалуйста, о своем монастыре. Его история, насколько мы знаем, началась совсем недавно. Какими были первые годы жизни обители?

Наш монастырь, действительно, молодой. В 2018 году исполнится двадцать лет со дня основания храма в честь Георгия Победоносца, который в 1998 году по благословению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона начали строить здесь двоюродные братья-греки Павел Музенитов и Константин Асланов. Прежде на этом месте даже церкви никогда не было.


В 2003 году на Пятигорскую кафедру был назначен епископ Феофан. Приехав сюда, владыка сказал, что для приходского храма место это достаточно отдаленное, а вот для монастыря очень даже подходит: оно расположено в стороне от города, но в то же время не слишком далеко, чтобы до него могли добраться прихожане, и благословил строить женский монастырь с детским приютом, поскольку тогда это было насущной необходимостью.

Тогда же, в 2003 году владыка благословил расширить храм, возвести большой сестринский корпус и начал искать благодетелей, которые могли бы финансово поддержать строительство. В 2006 году 3 февраля сюда приехали мы, я – монахиня, вместе со мной инокиня и еще одна девушка-мирянка, и уже 12 апреля монастырь был открыт.

Мы, конечно, боялись ехать на Северный Кавказ, но милостью Божией, Кавказ встретил нас добром, солнышком ясным... Помню, что в день нашего приезда нас встречал нынешний архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, который в те годы был секретарем епископа Феофана. И когда мы вместе пошли осматривать корпус, он спросил: «Матушка, какие ваши первые впечатления от Северного Кавказа?» А мы в тот день выехали из Черноостровского монастыря в пять часов утра, мороз стоял страшный, градусов 35, если не ошибаюсь, тучи, небо серое… На вокзале мы продрогли, казалось, до самых костей, а тут – солнышко весеннее, воздух теплый, капель и даже цветочки сквозь подтаявший снежок пробиваются... И так радостно было на душе! «Знаете, – говорю, – такое ощущение, что уже Пасха!»

Постепенно мы стали обустраиваться, молиться, трудиться... Корпус был не достроен, поэтому полгода мы прожили в Кисловодске, там ходили в Свято-Никольский собор к отцу Иоанну Знаменскому. Позже переехали в город Ессентуки, где находилось епархиальное управление, а на территории монастыря попросили поставить вагончик, чтобы можно было каждый день приезжать сюда, чтобы исполнять монашеское правило и потихоньку расчищать территорию. Помню, даже картошку мы здесь посадили. Ну, а на следующий год уже переехали в корпус, хотя стройка продолжалась еще много лет.

Вы приехали из Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце Калужской епархии. Правильно?

Да. Поскольку владыка Феофан видел на этом месте женский монастырь с детским приютом, он попросил священноначалие прислать сюда сестер из Свято-Никольского Черноостровского монастыря, у которого был необходимый опыт. Есть мнение, что приюты при монастырях – дело весьма сложное, но, слава Богу, оно у нас получилось, и какую-то пользу мы все-таки приносим. Девочки стали попадать к нам практически с первого года существования монастыря, но поначалу они часто менялись. К нам приводили из неблагополучных семей то одних, то других детей, но вскоре родители забирали их обратно, и только на второй год появились постоянные обитатели приюта.


Помню, мы тогда стали жаловаться владыке Феофану, что как же так, мол, вкладываешь-вкладываешь в ребенка, только какие-то результаты начинают появляться, а его забирают. Просто руки опускаются. А он и говорит нам: «Значит, будете выполнять роль “скорой помощи”». Позже Министерство образования помогло нам выбрать юридическую форму, которая закрепляла за приютом право на содержание детей из трудных семей. Их родители не лишены прав. Мы хорошо понимаем, что как бы ни старались, заменить ребенку семью мы не сможем. Ему нужны мама и папа, но, к сожалению, не все семьи имеют возможность заботиться о своих детях.

Изъявляют ли родители желание общаться со своими детьми?

Кто-то изъявляет… Одной маме мы сказали, когда она навещала ребенка, что у ее дочки проблема – она очень хочет домой. Так мама стала возмущаться: куда, мол, я ее возьму! А не так давно другая наша воспитанница, достигнув переходного возраста, сама решила вернуться к родителям. Мы позвали маму, поговорили с нею как могли, и разрешили девочке оставить приют и уйти к маме. Но уже через 15 минут она позвонила и попросила забрать ее поскорее обратно. Теперь милостью Божией Аня (имя изменено) продолжает жить, учится, трудится в монастырском приюте и не пытается нас больше покинуть. Даже наоборот. Как-то я говорю ей: «У тебя ведь есть куда вернуться – есть мама, есть бабушка, есть квартира». А она мне отвечает: «Вы только не вздумайте меня никуда отдавать!» С характером девчонка.

Каким Вы хотели бы видеть отношение девочек к родителям? Ведь у Ваших воспитанниц могут быть вполне обоснованные обиды на людей, которые обязаны их растить, но по разным причинам не делают этого.

Воспитанники детских домов – это люди особенные, их души изранены с самого детства. Ведь у человека должна быть семья, а ее нет. Мама хотя бы должна быть, а и мамы часто нет. Но я всегда говорю им: «Девчонки, вы изо всех сил должны стараться получить хорошую профессию, устроиться на работу и стать квалифицированными специалистами. Если вы будете работать, у вас обязательно появится возможность жить самостоятельно и помогать своим родителям. А уж мы в свою очередь вам обязательно поможем. Но связь эту терять нельзя».



Во время экскурсии по монастырю мы смогли убедиться, как много монастырь делает для своих детей. Девочки занимаются музыкой, танцами, рисованием, судя по фотографиям, летом отдыхают на море. Не каждая семья в наше время может предоставить детям такие возможности, какие дает монастырский приют. Расскажите, как выглядит духовная составляющая воспитательного процесса?

Мы преподаем девочкам Закон Божий. По воскресеньям дети ходят в храм, сами поют Литургию. Малышей водим в храм по субботам, когда народа бывает не так много. Дошколята тоже поют на клиросе. Больше стараемся воспитывать их личным примером.

Кто-нибудь из девочек говорит, что хочет стать монахиней?

Все хотят, пока маленькие, а потом взрослеют, и у них появляются другие желания. На монашество должна быть воля Божия, Господь Сам открывает сердце человека. Но ведь может быть и так, что поживут-поживут наши девочки в миру и, Бог даст, вернутся в свой монастырь.



Кроме детского приюта, какие еще в монастыре есть послушания?

У нас есть небольшая швейная мастерская, иконописная. Есть заказы на иконы, но и для своего храма все иконы мы писали сами. Понемногу стали заниматься мозаикой, но пока это дело идет сложно. Также монастырь принимает паломников. Заканчивается строительство нового корпуса, на первом этаже которого можно будет размещать девочек, приезжающих к нам на лето потрудиться и помолиться. На втором этаже этого здания уже действует небольшой домовый храм в честь Пресвятой Богородицы Игумении Горы Афонской. Не так давно его освятил архиепископ Феофилакт, и раз в неделю там совершаются ночные службы.

На летние каникулы к нам приедут старшеклассницы из детского дома. Надеемся, что к их приезду мы закончим строительство и ремонт помещений, предназначенных для паломниц.



Читая монастырский сайт, можно сделать вывод о том, что обитель все эти годы пользовалась поддержкой правящих архиереев. По Вашему мнению, насколько это важно для женских монастырей? Могут ли они сами справляться со всеми своими трудностями?

Думаю, что мы бы не справились без поддержки владык, хотя бы потому, что Северный Кавказ имеет свою специфику. Это в России мы могли сесть на машину, поехать к более опытным людям, посоветоваться, поплакаться... Здесь не так. Милостью Божией нас привез сюда епископ Феофан, и надо сказать, что владыка никогда не оставлял нас своим вниманием. Он бывал в нашем монастыре, наверное, чаще, чем на каком-нибудь приходе. Конечно, еще и потому, что неподалеку от монастыря находится аэропорт Минеральных вод, две республики по разным сторонам от города. Когда владыка ехал из какой-то республики, обязательно заезжал к нам. И всегда старался привозить людей, которые готовы были помогать монастырю. После владыки Феофана правящим архиереем стал архиепископ Феофилакт. Именно он, как я уже говорила, встретил нас в день нашего приезда на Северный Кавказ. И в бытность правления Его Высокопреосвященства мы снова не чувствуем себя оставленными. Владыка очень чуткий и внимательный человек, знает всех насельниц монастыря, лично постригает сестер.



Есть ли у сестер Вашей обители духовник? Во время обсуждения проекта «Положения о монастырях и монашествующих» на пленуме Межсоборного присутствия вопрос об окормлении женских монастырей стал предметом оживленной дискуссии.

Духовником сестер назначен настоятель Кресто-Воздвиженского храма в Кисловодске митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов. Батюшке 64 года, он довольно рано овдовел. Мы считаем отца Гермогена монахолюбивым священником. Каждый свой отпуск он проводит в Тверском монастыре на Орше, также окормляет братию Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря; исполняет послушание председателя епархиального суда.

Отец Гермоген с большой любовью относится к сестрам, понимает нас. В монастырях, исторически расположенных вблизи от мужских обителей, как, например, в Шамордино, что рядом с Оптиной пустынью, сестер окормляли монашествующие священники. Наверное, в этих монастырях сестры привыкли к такого рода духовному руководству и поддерживают эту традицию. Так было заложено изначально, и, раз так сложилось, не нужно, я думаю, ничего менять. Нам тоже нравилось, когда наш монастырь окормляли монахи Бештаугорского монастыря. Но, с другой стороны, монах есть монах, он призван к уединению, и если есть возможность оградить его от лишних соблазнов, то почему бы этого не сделать? Опытный, знающий женскую душу священник тоже может принести большую духовную пользу монахиням.


Матушка, что, по-Вашему, является самым сложным в игуменском послушании?

Для меня очень трудно совмещать духовную жизнь с административной нагрузкой. У нас довольно строгий устав в монастыре, и мне очень хотелось бы уделять больше времени молитве, больше заниматься с сестрами, но пока, к сожалению, это дается с трудом. У нас всегда есть перед глазами пример владыки Феофилакта, который ежедневно служит Литургию, старается удержаться на определенной высоте духовной жизни и сам подает пример братии, которая следует за ним по пути спасения.

Я в свою очередь тоже стараюсь всегда помнить о том, что мы пришли в монастырь, чтобы молиться, отсекать свою волю, терпеть и любить друг друга, а главное – любить Бога. И Господь Сам подаст нам всё, в чем мы нуждаемся. Наше дело – выполнять то, что нам заповедано. Я и сестрам говорю, когда они открывают мне помыслы о том, что считают себя плохими монахинями: Богу ничего не стоит нас изменить, но раз мы такие, значит, такими и должны принести себя Христу, работать настолько, насколько можем, и со смирением следовать за Ним.



Проводите ли Вы беседы с сестрами?

Да, мы собираемся здесь, в библиотеке, когда у нас появляется какая-то тема для беседы, или когда я, возвращаясь с монашеской конференции, хочу рассказать сестрам о том, что услышала и что считаю важным. Иногда мы остаемся после трапезы, чтобы побеседовать, иногда во время трапезы я рассказываю сестрам о прочитанном у святых отцов. Теперь еще читаем и обсуждаем материалы докладов и статьи журнала – издания Синодального отдела по монастырям и монашеству, и тоже находим это очень полезным. В какой-то момент даже решили на первой трапезе читать святых отцов, а на второй материалы собраний и конференций. И теперь уже сестры сами приходят ко мне и спрашивают: «Матушка, почему у нас такого-то сборника до сих пор нет?» Эти книги расходятся по кельям, и сестры их перечитывают уже самостоятельно.



Матушка, сегодня Ваша обитель выглядит процветающей и благоустроенной. Что бы Вы могли сказать в утешение молодым игумениям, которые недавно приняли на себя труды по возрождению закрытых в советские годы монастырей или строительству новых?

Хотелось бы пожелать матушкам никогда не забывать о том, что самое главное в монастыре – это молитва. Мы должны выполнять монашеское правило, бывать на службах, не отчаиваться, ведь Господь и Матерь Божия никогда не оставят нас. В нашем монастыре целых три года не было служб, и мы ездили в приходской храм, чтобы исповедоваться, причащаться, бывать на богослужениях, а в монастыре вычитывали правило. И нам было очень приятно, когда люди, приходя к нам, говорили: «У вас здесь такая благодать, наверно, здесь много служб бывает». Конечно, хорошо, когда архиереи поддерживают монастыри вверенных их попечению епархий, но и мы, в свою очередь, должны молиться за наших владык, ведь им во много раз труднее, чем нам. Если мы будем молиться за наших архиереев, то им будет гораздо легче нам помогать.




Ну, а Северный Кавказ за эти годы проявил ли себя как место неспокойное? Оправдались ли опасения, о которых Вы рассказывали в начале нашей беседы?

Нет, мои опасения не оправдались, у нас спокойно. В крае бывает довольно много курортников, и все они уезжают от нас утешенными. Мнение о напряженности обстановки на Северном Кавказе, я знаю, продолжает бытовать, но могу сказать, что Бог – Он везде. Иногда я и сама удивляюсь сестрам, которые приехали к нам из Москвы и Подмосковья, чтобы остаться здесь. Спрашиваю их, почему именно к нам захотели приехать? А они отвечают: «Мы прочли о монастыре на сайте, нам всё понравилось». Значит, Господь их привел. Православные монастыри должны ведь быть и на Северном Кавказе! До революции в горах Кавказа было довольно много обителей, в которых жили аскеты-отшельники. Мы надеемся, что наши православные храмы и монастыри будут возвращены Церкви, восстановлены, и в них снова затеплится монашеская жизнь.

Беседовала Екатерина Орлова

Как всё начиналось

После успешного завершения Великой Кавказской войны в 1864 году, царское правительство решило привлечь афонских монахов к делу повторной христианизации Западного Кавказа. Такую идею впервые высказал Наместник Кавказа в 1863-1881 годах Великий Князь Михаил Николаевич Романов.
Русские монахи, услышав такой зов с седого Кавказа и зная, что именно там, на Кавказе находится Иверия – первый удел Божией Матери, с радостью откликнулись на предложение о переносе афонской святости на Кавказ. И вот буквально за 30 лет здесь были основаны 4 второафонских мужских монастыря. Самый первый был основан в середине 70-ч годов 19 века на Новом Афоне и широко известен, как монастырь в честь св. апостола Симона Кананита. Вторым, основанном в Адыгее в 1877 году, является как раз наш монастырь в честь святого Архистратига небесных Сил Архангела Михаила. В 80-х годах 19 века на реке Большой Зеленчук был организован третий монастырь в честь святого благоверного князя Александра Невского (Свято-Александро-Афонский Зеленчукский мужской монастырь). И четвертый монастырь – в честь Успения Божией Матери вблизи г. Пятигорска (Второ-Афонский Свято-Успенский Бештаугорский монастырь).

История Свято-Михайло-Афонского монастыря

После окончания затяжной Кавказской войны и переселения казаков на новые территории начала налаживаться мирная жизнь. И хотя в некоторых станицах строились маленькие храмы, у казаков появлялась потребность к паломничеству в монастыри. Но удовлетворить ее они не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в горах.

Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь — на горном плато у горы Физиабго. Однако их ходатайство перед властьимущими успеха не имело.

Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.

Весной 1877 г. о.Мартирий со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.

Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи. Братия стала получать добровольные пожертвования и дары. О. Мартирий пожертвовал на строительство монастыря и свои средства — 55 тыс. руб. В короткие сроки были сооружены: храм, странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки. С открытием богослужения начался приток богомольцев.
В 1883 г. Святейший Синод преподал благословение на самостоятельное существование обители. Строитель ее о. Мартирий был возведен в сан архимандрита. По желанию братии было утверждено ее название: Свято — Михайло Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению — за р. Кубанью.
Постепенно трудами братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более 1000 молящихся. Преображенский храм на г. Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст.
В обители были построены: странноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. При монастыре находились мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная. К концу XlX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковно — приходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство, где разводили скот, вырыли и запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством.
К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба. Прихожане называли обитель «Казачьей Лаврой» и очень гордились близостью к ней. Такого благополучия обитель достигла трудами братии и под руководством архимандрита Мартирия.
Жизненный путь о.Мартирия — яркий пример бескорыстного служения Православной церкви и отечеству. Он родился 10 октября 1830 г. в Херсоне, в семье состоятельного мещанина Василия Островых. По окончанию церковноприходской школы Мартин — так звали о. Мартирия в миру, в течение 12 лет осваивал торговое ремесло, но затем неожиданно заболел. Два года он пролежал в постели, читая религиозную литературу и отдаваясь молитвам. В молитвах к Богородице юноша обещал оставить мир и уйти в монастырь, если Богу будет угодно дать ему выздоровление. Его молитвы были услышаны, и он встал на ноги. Мартин вновь устроился работать по торговой части и вскоре забыл о данном им обете. Так прошло 8 лет. Мартин уже собирался жениться и начать собственное дело, но перед этим решил совершить паломничество в Киев. На исповеди он рассказал священнику о своем обещании Богу и тот потребовал выполнить обет. Взволнованный Мартин вернулся домой и рассказал обо всем родственникам. Они уговорили его отложить принятие решения на 1 год. Мартин вскоре опять тяжело заболел, но после усердных молитв болезнь отступила. Выполняя обещание, молодой человек стал послушником в Киево-Печерской Лавре. Через год Мартин поселился на г. Афон, а в 1865 г. принял постриг в монашество под именем Мартирий. Усердное служение Богу привело Мартирия в Черниговский архиерейский дом, где за благолюбие он был возведен в сан иеромонаха. В 1876 году, попросив благословения на отпуск, о. Мартирий вместе с братией из 6 иноков прибыли на Афон. Там монахи приобрели Успенскую келью, приписанную к Котломужскому греческому монастырю. Из отпуска о. Мартирий в Чернигов не вернулся. Он принял решение остаться в монастыре, но вскоре оказался на Северо-Западном Кавказе. Возведение Михайлово-Афонской пустыни стало главным делом его жизни.

В 1909 г. о.Мартирия не стало. Зимой он возвращался из Ставрополя в монастырь по глухой дороге. Внезапно его повозку окружила стая волков. Испуганные лошади бежали, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на территории основанного им монастыря.

После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. В 1920 г. У него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены.
С началом Второй мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа.
После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов — был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».
С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято — Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.
Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.

В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники. С каждым годом растет известность монастыря и увеличивается количество прибывающих богомольцев и паломников.

История Ново-Афонского Симоно-Канонитского монастыря

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным - для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.
Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.
В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.
В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады, в 1960-1980-х годах использовалась для развлекательных нужд дома отдыха. В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Всего в обители шесть храмов: надвратный - Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».
В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888-1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального - 40 метров. Длина собора - 53,3 м, ширина - 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX - начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.
Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами - братьями Оловянниковыми

Пункты: гора Бештау, Второ-Афонский монастырь, Свято-Георгиевский Женский монастырь

Посещение Святых мест успокаивает душу и дает утешение, каждый может приклониться перед Всевышним и получить божественную благодать. На Кавказских Минеральных Водах располагаются два прекрасных монастыря: Второ-Афонский мужской монастырь на горе Бештау вблизи Пятигорска и Свято-Георгиевский женский монастырь недалеко от Ессентуков.

Первозданные виды, девственная природа и ухоженная территория монастырей завораживает не только верующих. Необычайной красоты места останутся в памяти на долгие годы, а поездка подарит вам гармонию в мыслях и душе. Наполните фотоальбом восхитительными снимками, а жизнь приятными впечатлениями, посетив чудесные уголки Северного Кавказа!

Гора Бештау

По дороге к Второ-Афонскому мужскому монастырю вы подниметесь на гору Бештау – главную достопримечательность территории Кавказских Минеральных Вод. Этот лакколит – самая высокая точка региона, давшая название городу Пятигорску.

Вас впечатлят реликтовый лес, разнообразие флоры и фауны этого священного места, необычный ландшафт и панорамные виды курортной зоны горы Бештау, которые описывал и прославлял М.Ю. Лермонтов в своих стихах.

Дорога к монастырю асфальтированная, поэтому восхождение на гору Бештау будет несложным. По пути вы увидите высеченные на скалах горы Бештау библейские цитаты и крест, насладитесь свежим воздухом и выпейте воды из источников с целебной минеральной водой.





Второ-Афонский мужской монастырь Пятигорска

Второ-Афонский мужской монастырь на горе Бештау считается одним из самых прекрасных мест региона. Святыня была основана на живописных холмах в ХХ столетии и на протяжении многих лет оставалась разрушенной. Только в начале этого века храм был восстановлен и открыл свои двери для паломников. Особенностью мужского монастыря стал летний храм под открытым небом, где проводились богослужения для большого количества людей. Там так же есть пасека, старинная библиотека и музей.

На территории мужского монастыря вы увидите трехэтажные келии в форме цилиндра, поклонный крест, возведенный пятигорскими казаками в честь возрождения храма, редкие иконы и мощи преподобных Киево-Печерской лавры. В фойе часто проводятся художественный выставки.

Свято-Георгиевский женский монастырь Ессентуков

Свято-Георгиевский женский монастырь (Ессентуки) в урочище Дубровка расположен на высоте более 700 м над уровнем моря и является одной из самых ярких достопримечательностей региона Кавказских Минеральных Вод.

Одни идут в храм, надеясь получить помощь, другие ищут исцеления и замаливают грехи, третьи - ставят свечки в память об усопших родственниках, четвертым важна культурная составляющая: они рассматривают строение как объект исторического и архитектурного наследия. сайт собрал самые важные и интересные святыни на Северном Кавказе.

Часовня Святого Феодосия Кавказского

Около Минеральных Вод, на кладбище посёлка Ленинский, долгое время покоилось святое захоронение. Там были погребены мощи святого Феодосия, выходца из Пермской губернии, который в три года осознанно посвятил себя Богу и отправился на Афон. После службы там, Феодосий отправился в Иерусалим, а после вернулся в Россию. Священнослужителя репрессировали. В Минводы Феодосий приехал уже после ссылки. Притворяясь юродивым, Феодосий он помогал людям - исцелял, давал напутствия каждому, кто за ними приходил. Приезжали к Феодосию даже после его смерти, чтобы побывать на могиле Святого. Сейчас его мощи покоятся уже не на кладбище. В 1996 году захоронение перенесли в храм посёлка Ленинский, а ещё спустя два года - в новый храм Покрова Божьей матери в Минеральных Водах.

Свято-Георгиевский женский монастырь

Свято-Георгиевский женский монастырь, построенный в честь великомученика Георгия, находится близ Ессентуков. В здании, облицованном белым мрамором, есть жилой корпус для монахинь и детский приют для воспитанниц. Кроме того, в монастыре есть две часовни, купальня и иконная лавка. Славится святое место своей реликвией - частицей мощей покровителя и частицей его хитона.

Второафонский мужской монастырь

Неподалёку находится Второафонский мужской монастырь. Здание было возведено в начале XX столетия и на своём веку пережило немало нападок: пожары, вооруженные нападения, изгнание служителей, бедность. В военные годы монастырь служил госпиталем для раненых солдат. Затем Второафонский монастырь переехал в новое здание, построенное на том же месте. В стенах монастыря хранятся частицы мощей преподобных отцов Киево-Печорских и ковчег с частицей мощей великомученика Пантелеимона Целителя.

Свято-Никольский собор в Кисловодске

В центре города-курорта расположен первый храм, построенный в честь Николая Чудотворца. Изначально церковь была деревянной, но уже в конце XIX века на её месте возвели каменную. Только вот прослужила она не долго - здание взорвали в 1936 году. Новое строение, сооруженное на том же месте уже в 90-х годах, сделали максимально похожим на предшественника. В стенах собора есть икона Николая Чудотворца с частицей мощей святого великомученика, которая чудом сохранилась при взрыве.

Нерукотворный лик Христа в Архызе

У посёлка Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии в одном из гротов на скале можно увидеть святыню, которая прославила эти места. На камнях отчётливо виден лик Христа: почти полтора метра в высоту, 80 сантиметров — в ширину. Происхождение этой наскальной иконы до сих пор окутано тайной: учёные не смогли выяснить, как и кем был сделан рисунок. Согласно одной из версий, автор изображения — византийский художник IX-X веков. В пользу этого предположения говорят и находки, сделанные археологами поблизости, среди которых есть языческие захоронения, датированные этими же веками.

Богоявленский Аланский монастырь в Северной Осетии

Женский монастырь, расположенный близ города Алагир, основан в 2002 году. Здесь проживают восемь мантийных монахинь, три схимонахини, две инокини и четыре послушницы. Каждый день они поднимаются в 5:30 утра, чтобы совершить молитву. Монастырь активно развивается: строятся новые здания, прогрессирует инфраструктура.

Свято-Георгиевский собор во Владикавказе

Собор святого великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе построен на месте старого кладбища. Сюда паломники и туристы приезжают, чтобы посмотреть на святыню — ковчег с мощами покровителя храма. Реликвию в 2010 году владикавказскому собору в дар передал Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Кроме того, в стенах храма хранится икона с мощами адмирала Ушакова.

Свято-Георгиевский собор. Фото: Википедия

В 102 километрах от Владикавказа, в центре республики, между селениями Лезгор и Донифарс Ирафского района, в Дигорском ущелье, можно найти огромный склеповый могильник. Здесь, на горных склонах, расположено 64 усыпальницы и 7 цыртов — поминальных столбов. Захоронения в этом городе мёртвых проводились с V по XIIX века, считают учёные.

Донифарско-Лезгорский некрополь. Фото: Кадр youtube.com

Женский монастырь Всесвятой Живоначальной Троицы и преподобного Серафима Саровского был построен на землях Кабардино-Балкарии больше 100 лет назад. Храм монастыря знаменит богатым убранством: бирюзовая отделка, цветные витражи в оконных проёмах. Но паломники приезжают в монастырь из-за небывалой концентрации святынь. Здесь есть источник Серафима Саровского, Архиерейская копия пояса Пресвятой Богородицы, мощи преподобных отцов Киево-Печерской лавры, мощи преподобного Никиты Столпника и месточтимые списки с чудотворных икон и образов.