Ф словарь сигил, символов, образов. Старославянская азбука. Старославянский алфавит - значение букв. Старославянские буквы

КГУ «Краснополянская средняя школа»

Выполнила: ученица 4 класса Краснополянской средней школы Тайыншинского района СКО Костюкевич Ксения.

Под руководством Пачко Людмилы Геннадьевны учителя начальных классов 2 категории 3 базового уровня Краснополянской средней школы.

2013 учебный год.

Тема: Самая удивительная буква русского алфавита

    Выполнила ученица 4 класса Костюкевич Ксения Леонидовна

    Под руководством Пачко Людмилы Геннадьевны

    Исследовательская работа посвящена изучению частоты использования буквы «Ф».

    Обратила внимание на редкое использование в речи буквы «Ф».

    Информацию подбирала в интернете, словарях, б

    иблиотеке.

    Выдвинула гипотезу: Предположим, что благодаря проведённому исследованию, учащиеся больше узнают о букве «Ф». У них появится интерес к изучению других букв русского алфавита, и как следствие, грамотность речи и письма повысится.

    Методы исследования:

1.Изучение произведений на содержание согласных букв;

2.Изучение литературных источников;

3.Наблюдение;

4.Практическая деятельность.

Содержание.

1.Аннотация_________________________________4-5

2.Введение. __________________________________6-7

    Из истории происхождения буквы «Ф». _______7-8

3.Частота использования буквы «ф»_____________8-10 4.Заключение.________________________________10-11

5.Список использованной литературы. ___________12

Аннотация.

Работа выполнена ученицей 4 класса Костюкевич Ксенией под руководством учителя начальных классов 2 категории 3 базового уровня Пачко Людмилы Геннадьевны.

Данная проектная работа посвящена изучению частоты использования буквы «Ф» в русской речи.

Актуальность

Объект исследования : буква «Ф».

Предмет исследования : источники литературы, словари, сказки, интернет.

Цель исследования

Задачи:

Методы исследования :

3.Наблюдение;

:

Гипотеза : Предположим, что благодаря проведённому исследованию, учащиеся больше узнают о букве «Ф». У них появится интерес к изучению других букв русского алфавита, и как следствие, грамотность речи и письма повысится.

В данной проектной работе освещена частота использования буквы «Ф» в произведениях А.С. Пушкина. Проведено исследование и о количестве согласных в других произведениях. Сделан вывод, что п рактически все слова, которые начинаются с буквы «Ф» отмечены, как чужеязычные, заимствованные из чужого языка. Любое слово, в котором буква "Ф" имеется в начале, в конце или в середине, почти безошибочно можно признать нерусским по происхождению.

Кроме работы с произведениями, Ксюша осветила результаты, которые она получила в результате работы со стен.газетой и словарём Даля.

В конце работы освещены выводы по проведённому исследованию:

    Буква «Ф» в русском языке не так давно. Она не является «родной» буквой русского алфавита. В ходе исследования поняла, что каждое слово русского языка, в котором в начале, на конце или в середине пишется буква «Ф», оказывается, по происхождению не русским, а пришедшим к нам из других языков

    И писатели, и поэты мало употребляли слова с буквой «Ф» не потому, что не любили её, а потому что писали на чистом, подлинном народном русском языке.

    Считает, что интерес у ребят, вызванный буквой «Ф», нужно поддерживать. В ближайшем будущем планирует предложить ребятам организовать кружок по изучению возникновения и содержания русского алфавита.

1.Введение

Знаете ли вы, сколько букв в русском алфавите? С первого класса я была уверенна, что тридцать три. Но всегда ли так было? Интересно, какие буквы исчезли, а какие существуют и сейчас? Какая самая редкая буква в русском алфавите? Вопросов много. Поэтому свою исследовательскую работу я решила посвятить изучению «удивительных» букв русского алфавита.

Актуальность работы заключается в том, что многие дети, да и взрослые, не интересуются источником происхождения алфавита, количеством и содержанием букв.

Объект исследования : буква «Ф».

Предмет исследования : источники литературы, словари, сказки, интернет.

Цель исследования : изучение частоты использования буквы «Ф» в русской речи.

Задачи:

1. Изучить несколько источников литературы о букве «Ф»;

2. Исследовать несколько стихотворений (различных по написанию) на количество содержания различных согласных и буквы «Ф»;

3. Сравнить полученные результаты;

4.Провести мини исследование о букве «Ф»;

5.Показать актуальность исследования.

Методы исследования :

1. Изучение литературных источников;

2. Изучение стихотворений на содержание согласных букв;

3.Наблюдение;

4.Исследовательская деятельность.

Практическая значимость исследования :

Данный вид исследования может стать основой для изучения других букв русского алфавита.

Гипотеза : Предположим, что благодаря проведённому исследованию, учащиеся больше узнают о букве «Ф». У них появится интерес к изучению других букв русского алфавита, и как следствие, грамотность речи и письма повысится.

2.Из истории происхождения буквы «Ф».

В самом начале своей работы я решила обратиться к школьному этимологическому словарю школьника. Знаете, что я заметила? Практически все слова, которые начинаются с буквы «Ф» отмечены, как чужеязычные, заимствованные из чужого языка. Любое слово, в котором буква "ф" имеется в начале, в конце или в середине, почти безошибочно можно признать нерусским по происхождению. Прочитайте и увидите: "фонарь" пришло к нам из Греции, "фиалка" - латинского рода", "кофе" - слово арабское, "кафтан" - тюркско-татарское, "граф" - родом немец, "жираф" - выходец из Аравии, и т. д. и т. п.

Почему же русским классикам не нравилась эта буква? Почему столь редко её использовали в произведениях? Чтобы найти ответы на эти вопросы, пришлось обратиться к истории происхождения русского алфавита. Если, к примеру, просмотреть слова на "я" - среди одиннадцати семь окажутся чисто русскими или же славянскими. А из тех, у которых в начале стоит "Ш" (правда, их всего четыре), чужестранцев и вовсе нет. Мне кажется, что тут нащупывается какая-то закономерность…

Оказывается, такая родная и близкая русскому сердцу буква «Ф» на самом деле является «чужой». И когда-то ее просто не было в русском алфавите (до кириллицы). В средневековой русской грамматике «Написание языком словенским о грамоте и о ея строении» (в «Энциклопедии для детей») автор в форме вопросов и ответов знакомит учеников со строением русского алфавита. Так, задаётся вопрос: «Сколько в алфавите согласных букв? Какие?», - автор перечисляет их, давая характеристику. Среди двадцати четырёх согласных он называет и три шепелявые буквы – В, Ф,  . Две буквы: «Ф» («ферт») и («фита») передавали один и тот же звук, и строгого распределения их употребления не было.

Стоит попробовать найти слова на букву «Ф», имеющие исконно славянское происхождение. Можете даже не тратить напрасно свое время, вы увидите только слова, заимствованные из других языков. Исходя из особенности буквы «Ф», можно даже вывести простое правило – если слово начинается на эту букву, значит, оно имеет иностранное происхождение. А если буква встречается в словах на других позициях, это также указывает на то, что данное слово пришло из другого языка.

3.Частота использования буквы «Ф»

Подбирая материал для своей работы, я нашла статью в интернете, в которой говорилось о количестве различных букв в произведениях писателей разного времени. И я очень удивилась!

Например, в известном стихотворении А. С. Пушкина "Сквозь волнистые туманы..." буква "И" в этих 16 строчках появляется 9 раз, "к" - 7 раз, "в" - 7. Другие буквы - по-разному. Буквы "Ф" нет ни одной. А что в этом интересного?

Взяли более объемистое произведение того же поэта - "Песнь о вещем Олеге". Провели и здесь такой подсчет.

В "Песне" около 70 букв "П", 80 с чем-то "к", более сотни "В"... Буква "Ф" и тут не встречается ни разу. Вот как? Впрочем, вполне возможно: случайность.

Проделали тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе: "Как весеннею теплою порою..." В ней также 60 букв "П", еще больше "к" и, тем более, "в". Но буквы "Ф" и тут не обнаружите ни единой . Вот уж это становится странным.

Что это - и впрямь случайность? Или Пушкин нарочно подбирал слова без "Ф"?

Эта статья меня очень заинтересовала, и я решила провести своё мини исследование. Для этого мы с руководителем оформили стенгазету «О самой удивительной букве русского алфавита», которую разделили на 3 колонки.

В первой колонке мы поместили интересный материал о появлении буквы «Ф» в русском алфавите.

С помощью второй колонки мы провели своё исследование, основанное на прочитанной ранее статье, которое назвали «Сосчитай и убедись!!!». Это задание было рассчитано на учеников начальных классов. Ребятам было предложено сосчитать количество согласных букв «С», «Б», «Р», ну и конечно «Ф» в сказках Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о Царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди » и в сказке Павла Петровича Бажова «Алмазная спичка».

Было отрадно видеть, что, несмотря на то, что газета была рассчитана на моих сверстников, привлечь внимание к ней удалось и более старших учеников. Все с большим интересом принялись считать буквы. Причём во время работы даже возник спор о количестве согласных в последнем стихотворении! Оказалось, что в первой сказке букв «С»-38, «Р»-26, «Б»-25, а «Ф»-0!!!, во второй - «С»-33, «Р»-40, «Б»-17, а «Ф» снова- 0!!!, ну и в третьей - «С»-44, «Р»-17, «Б»-11, а «Ф» только 2!!!

Название

произведения

«С»

«Р»

«Б»

«Ф»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о Царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди »

«Алмазная спичка».

В результате проведённых подсчётов, получилось, что буква «Ф»- самая редкая, а значит и уникальная буква русского алфавита. Мне становилось всё интереснее и увлекательнее, когда я анализировала частоту употребления буквы «Ф». Ведь раньше никогда не приходило в голову, что есть буквы, которые столь редко употребляются в литературных произведениях и речи.

Поэтому третья колонка нашей газеты призывала не верить полученным результатам, а проверить их на своих любимых произведениях.

Этому же примеру решила последовать и я (вдруг всё-таки ошиблась…) Для своего исследования я выбрала не художественное произведение, а словарь Даля. Чтобы работа не очень затягивалась, взяла для сравнения только 2 буквы: «О» и конечно «Ф». Результаты превзошли все ожидания!!! Слов начинающихся с буквы «Ф» я насчитала 336, а слов начинающихся с буквы «О»-3156!!! Думаю, что комментарии излишни!

Таким образом, получается, что, великие русские писатели и поэты-классики писали на чистом, подлинно народном русском языке. В обильном и богатом его словаре слова, пришедшие издалека, заимствованные, всегда занимали второстепенное место. Еще меньше среди них, содержащих в себе букву "Ф". Разве это не говорит о том, с каким удивительным искусством и вниманием выбирали великий поэты и писатели нужные слова?

3. Заключение

В ходе своей исследовательской работы я пришла к следующим выводам:

    Буква «Ф» в русском языке не так давно. Она не является «родной» буквой русского алфавита. Ведь в русском языке существовало две буквы, обозначающие один и тот же звук, а в ходе исследования я поняла, что каждое слово русского языка, в котором в начале, на конце или в середине пишется буква «Ф», оказывается, по происхождению не русским, а пришедшим к нам из других языков. Я нашла много слов, которые начинаются с буквы «Ф», но все они заимствованы.

    И писатели, и поэты мало употребляли слова с буквой «Ф» не потому, что не любили её, а потому что писали на чистом, подлинном народном русском языке. И редкость этой буквы в нашей литературе не случайность. Она – свидетельство глубокой народности, высокой чистоты русского языка у наших великих писателей.

    И, конечно, считаю, что интерес у ребят, вызванный нашей «иноземкой», нужно поддерживать. В ближайшем будущем планирую предложить ребятам организовать кружок по изучению возникновения и содержания русского алфавита.

Список использованной литературы:

1.А.С.Пушкин. Сказки.-М.: «Эскимо», 2004.

2. Успенский Лев «Слово о словах». – М.: Детская литература, 1986г.

3. « Этимологический словарь»: под редакцией Фасмера – М.: Сов. энцикл., 1972г.

4. «Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля». – М.: Государственное изд.иностр. и национ. Словарей.1956г.

5. nkj . ru / news /2126 «История оной буквы». Журнал «Наука и жизнь».

Слово обладает силой, а человек подвергается не только воздействию его звуковых вибраций, но и влиянию нумерологического значения. Последовательность букв и их числовых значений также не следует оставлять без внимания. Каждая буква алфавита представляет собой известную нумерологическую закономерность энергетической передачи, обозначаемой числом.

Алфавит имеет строгую энергетическую вибрацию, «поддающуюся числовому про счету». Код, содержащийся в буквах, как считают нумерологи, - это ключ к раскрытию тайн природы и человека, который является ее частью. Эти числовые коды не произвольны. их символика и рациональное деление по количественному и качественному значениям отрабатывались столетиями. Распознать код можно через нумерологические дешифраторы и формулы.

В прежние времена существовали алфавиты, где буквы одновременно являлись числами. Таким был и родной алфавит Пифагора - древнегреческий. Каждая буква в нем имела не только цифровое выражение, но и свое особое имя и отдельный смысл. Считается, что скрытое значение буквы ипсилон первым понял Пифагор (это вторая буква его имени). Буква ипсилон, по форме напоминающая развилку, символизировала выбор между дорогой добродетели и путем порока.

Правое ответвление буквы принято было изображать прямой чертой, направленной к небу: она и соответствовала добродетели. А левое ответвление - загогулина, повернутая книзу: она означала порок. Ипсилон даже прозвали пифагоровой буквой, и в древнем мире довольно долго бытовало выражение: «По пифагоровой букве выбирать дорогу», - то есть делать в жизни достойный выбор. Люди, посвященные в эти замечательные свойства греческого алфавита, могли применять его для предсказаний, а также тайнописи. Каждое слово, составленное из греческих букв, по особой системе преобразовывалось в ряд чисел. Их складывали и получали итоговое число.

Таким образом зашифровывались знания, предназначавшиеся не для всех. А само искусство шифрования называлось гематрицей, Числа обрели не только математический смысл, возникла наука об их магическом значении - нумерология. Когда в xv веке в Европе вошли в обиход арабские цифры, связь между числами и буквами стала менее явной, а наука - еще более тайной. Но современная нумерология постоянно развивается, открывается и познается пытливыми умами, благодаря чему можно систематизировать и вычислить значения букв.

Коды алфавитов

Выдающийся нумеролог нашего времени Александр Кисель в 1992 году выпустил книгу «Кладезь бездны». В этой книге он описал, как совершил прорыв к новой нумерологии, осуществив невероятные и доказательные исследования в сфере использования числовых и цифровых форм и их проявлений в реальной жизни.

А. Кисель полагает, что русский алфавит имеет строго скоординированное космосом математическое построение и его создание является математическим (нумерологическим) свойством нашего мышления. «Буквы - это слова, - пишет он, - совокупность слов - мысль, а вот мысли несутся в нашем мозге в математическом порядке, согласно каким-то формулам... когда мы говорим, то наша мысль имеет математический облик», Значит, мысль можно выразить числами или графиком. Заложенные в алфавит числа и формулы помогают выявить «числовые резонансы» между словами и понятиями, дополняя их смысловое значение новым уровнем нумерологического понимания. Как считает А. Кисель, благодаря этому устанавливается универсальная числовая взаимосвязь с окружающим миром, лучше понимаются его кармические предназначения и влияния на человека.

Исследованиями многих нумерологов доказана математическая стройность структуры алфавита, его числовая гармония и симметрия. А. Кисель, Каиро, с. Вронский и другие установили, что, образуя слова, буквы имеют «числовой резонанс» с теми явлениями и объектами природы, в структуре которых заложены эти же коды.

В нумерологии существует несколько видов нумерологических кодов алфавита. Все они проверены нумерологами, и каждый человек может выбрать для себя тот, который ему более импонирует.

Буквы и их числовые значения:

  • А - 1
  • Б - 2
  • В - 3
  • Г - 4
  • Д - 5
  • Е, Ё, Э - 6
  • Ж - 7
  • 3 - 8
  • И, Й, Ы - 9
  • К - 10
  • Л - 11
  • М - 12 = 3
  • Н - 13 = 4
  • 0 - 14 = 5
  • П - 15 = 6
  • Р - 16 = 7
  • С - 17 = 8
  • Т - 18 = 9
  • У - 19 = 10 = 1
  • ф - 20 = 2
  • х - 21 = 3
  • Ц - 22
  • Ч - 23 = 5
  • Ш - 24 = 6
  • Щ - 25 = 7
  • Ю - 26 = 8
  • Я - 27 = 9

В данном коде русского алфавита буквы Е, Ё и Э считаются одинаковой вибрацией 6, буквы И, Й, Ы - вибрацией 9, буквы Ь и Ъ собственных вибраций не имеют, поэтому при подсчете не учитываются. Таким образом, в этом коде буквы от А до И соответствуют натуральным числам от 1 до 9 (это основные числа нумерологии), поэтому и эти буквы тоже являются основными. Их характеристики будут в точности соответствовать характеристикам их числового значения. Буквы, соответствующие числам после 9, преобразованы в коде в натуральные числа. В нумерологии, учении об энергии чисел, подобный преобразовательный процесс, с одной стороны, ведет к усложнению числового корня буквы, а с другой - делает его разнообразнее, и это качество, как мы знаем, лежит в основе человечества.

Необходимо запомнить, что число 10 равняется 1, но, несмотря на это преобразование, оно не теряет своего значения как 10. Оно содержит в себе все свойства чисел от 1 до 9, и в результате преобразования 10 получается единица особого сорта. Она наделена вибрирующей комбинацией всех 10 значений, хотя после преобразования выступает в форме единственного числа. Поэтому, когда 10 становится 1, вокруг него создается вибрирующее пространство.

У букв латинского алфавита также есть свое нумерологическое значение.

  • А - 1
  • В - 2
  • С - 3
  • D - 4
  • Е - 5
  • Р - 6
  • G - 7
  • Н - 8
  • I - 9
  • J - 10 = 1
  • K - 11
  • L - 12 = 3
  • М - 13 = 4
  • N - 14 = 5
  • 0 - 15 = 6
  • Р - 16 = 7
  • Q - 17 = 8
  • R - 18 = 9
  • S - 19 = 10 = 1
  • Т - 20 = 2
  • U - 21 = 3
  • V - 22
  • W - 23 = 5
  • Х - 24 = 6
  • У - 25 = 7
  • Z - 26 = 8

В нумерологии используют также и другие методы кодирования.

Значения букв

В нумерологии форма каждой буквы имеет решающее значение. Хорошо написанная буква создаст макcимyM вибраций (это относится и к числам). Энергетические связи есть везде. Они создаются постоянным взаимодействием формы и пространства, которые необходимы для получения результата. Энергетические связи букв следуют тем же законам, что и энергетические связи чисел. Как учит нумерология, каждая буква имени человека придает ему определенные черты характера.

Буква А - «одиночка». Эта буква представляет собой заземленный символ, который стоит на двух ногах. Верхняя его часть - это направленная вверх Пирамида, нижняя часть - контейнер для энергии Земли. Буква А - единичная, заземленная и закрытая. Она символизирует отстаивание собственного мнения и людей, которые способны следовать голосу интуиции. Эта буква - символ начала: силы и желания что-то осуществить, стремления к духовному и физическому комфорту.

Буква Б - «гармонизатор». Эта буква состоит из полукруга, горизонтальной линии и соединяющей их вертикальной линии. Нижний полукруг символизирует энергию эмоционального и физического царств, верхняя горизонтальная линия - ментальный уровень. Таким образом, буква Б символизирует гармонию ума, сердца и тела, романтизм, постоянство и надежность в отношениях с людьми, а также инициативность, способность к преодолению трудностей, стремление к материальному благополучию.

Буква В - «творец». Данная буква состоит из двух уравновешенных полукругов. Они связаны слева вертикальной линией, которая проходит через точку соединения полукругов. Полукруги образуют два контейнера энергии. Верхний содержит духовную и ментальную энергию, нижний - энергию эмоционального и физического царств. Буква В символизирует равновесие и внутреннюю стабильность, постоянство, легкость в общении, умение быстро устанавливать контакты, адекватное восприятие действительности; единение с природой, творческий характер личности. Это буква строителя.

Буква Г - «любитель порядка». Состоит из длинной вертикальной линии и короткой горизонтальной. Энергетический поток собирает энергию неба и Земли. Эта буква представляет собой силу, с которой стоит считаться. Она символизирует деятельность и зачастую - духовную мотивацию, которая побуждает ко многому. Буква Г - это тяга к знаниям, стремление к раскрытию тайн, умение воспринимать все происходящее в жизни в тесной взаимосвязи, внимание даже к мелочам, добросовестность во всех делах.

Буква Д - «человек действия». Эта буква представляет собой изогнутый внутрь полукруг и вертикальные линии, которые соединены верхней и нижней горизонтальными чертами. Вертикальное направление потока энергии, который ограничивает полукруг, образует замкнутое энергетическое пространство. Цель этой буквы - быть вратами. Она надежная и спокойная, упорядоченная и заземленная. Символизирует осмысление, размышление перед началом любого дела. Означает основной ориентир на семью, стремление оказывать помощь нуждающимся; некоторую капризность, склонность к экстрасенсорике.

Буква Е - «ценитель уюта». Состоит из четырех прямых линий - трех горизонтальных одинаковой длины и соединяющей их вертикальной, в два раза длиннее. Горизонтальные линии выходят от верха, низа и из середины вертикально, создавая справа от нее два сбалансированных отдела. Энергетический поток буквы Е - сильная вертикальная линия, три горизонтальных энергетических потока направляют ее, разделяя на ментальную, духовную и физическую. Ментальная и эмоциональная энергии смешиваются в верхнем отделе, эмоциональная и физическая - в нижнем. Буква Е символизирует выдающиеся аналитические способности, способность понимать и структурировать. Она является очень стабильной, если связана с жизнью, и состоит в равных частях из духовной и ментапьной, эмоциональной и физической энергий. Буква Е - это стремление к самовыражению, потребность в обмене идеями, готовность к роли посредника в конфликтных ситуациях. Проницательность, интуитивное понимание мира тайного и непонятного. Иногда болтливость.

Буква Ё. Имеет такое же строение, как и буква Е, но ее энергетика усиливается двумя точками над ней. Символизирует эмоциональность натуры, энергичное самовыражение, не всегда сдерживаемые бурные страсти.

Буква Ж - «искатель». Эта буква образована тремя прямыми линиями, пересекающимися в центре. Их энергетические потоки получают энергию Земли и небес и собирают ее в центре. Эта буква символизирует выносливость, стойкость перед лицом невзгод, гармоничную личность, у которой богатый внутренний мир, а также некоторую скрытность, желания - как импульсы к действию.

Буква З - «уверенная сила». Буква З образована двумя полукругами, направленными в одну сторону - влево. Изгибы буквы соединяют небо и Землю, ее энергетические поля извиваются словно змея, поднимаясь к небесам. Эта буква символизирует мистическое и интеллектуальное знание, земную харизму, движение жизни и змеиную силу. Выражает сильное воображение, интуицию, стремление отгородиться от внешней действительности и жить в своем замкнутом мире; в сложных ситуациях - самоустранение от решения проблемы.

Буква И - «гуманитарий». Образована тремя прямыми линиями одинаковой длины - двумя вертикальными и одной диагональной, которая соединяет верх правой вертикальной линии и низ левой. Энергетический поток этой буквы поднимается от земли в небо. Диагональ притягивает силу неба и земли к точкам соприкосновения с вертикалями. Пустоты образуют собирающие энергию треугольники. Эта буква - жнец посеянного, она дает способность приумножать. Символизирует утонченность, чувствительность, доброту, стремление к гармонии с окружающим миром. Романтическая мягкая натура. В негативе: деловитость и практичность чаще всего являются ширмой для сокрытия истинной (и часто жесткой) сути.

Буква К - «справедливость». Эта буква образована сильной вертикальной линией и второй линией, изогнутой в середине и соединяющейся по диагонали с вертикальной. Энергетический поток вертикальной линии направлен к небесам и земле, как и поток диагональной линии, меняющей направление в середине. Внутреннее пространство образует открытую галочку, одинаково открытую и небу, и земле. Эта буква - духовный учитель, она символизирует духовные развитие и стабильность, равновесие между небом и землей. Выражает выносливость, силу духа, умение хранить тайны, проницательность; главный жизненный принцип - все или ничего.

Буква Л - «духовный новатор». Образована двумя диагональными линиями, встречающимися у вершины. Ее энергетический поток собирает энергию земли и направляет ее в небо. Буква Л твердо стоит на земле. Она воспринимает идеи и воплощает их в физическую реальность. Это величественная буква. Она символизирует тонкое понимание прекрасного, незаурядные артистические и художественные способности, желание делиться знаниями и впечатлениями, сознание недопустимости траты жизни впустую, необходимости поиска своего истинного предназначения.

Буква М - «творческая сила для себя и других». Эта буква состоит из двух параллельных вертикальных линий, соединенных двумя диагональными линиями, которые сходятся на уровне земли. Она получает энергию от сильной связи с землей, энергетический поток движется через основания направленных вверх треугольников. Но эта буква также содержит треугольник, направленный вниз и управляющий небесной энергией. Эта буква - воплощение приземленной женственности, заботливой, как умная мать, которая знает, когда применить кнут, а когда дать пряник. Символизирует стремление помогать другим, иногда застенчивость; неприятие хищнического отношения к природе; внутреннюю борьбу с искушением стать центром всеобщего внимания.

Буква Н - «сильный, творческий, организованный». Образована двумя сильными вертикальными линиями, середины которых соединяет «мостом» горизонтальная. Две точки контакта с небесами, а две - с землей. Они стабилизуются центральной линией, образующей два открытых «контейнера». Это очень сильная буква. Она символизирует людей, которые уверены в себе, сохраняют силу при давлении извне и обладают развитой интуицией. Эта буква - знак протеста, критического подхода к действительности; стремление к духовному и физическому здоровью. Усердие в работе, нелюбовь к монотонному и неинтересному труду.

Буква О - «воплощающий идеи в жизнь». Представляет собой замкнутую окружность, началом которой можно считать любую точку. У нее нет ни начала, ни конца. Эта буква символизирует широкий кругозор, развитое воображение и интуицию. Она контролирует глубинные внутренние ритмы и символизирует великую мудрость. Выражает сильные и глубокие чувства, потребность в самопознании, стремление понять свое предназначение, богатую интуицию, способность выделить самое существенное в суете жизни. Умение обращаться с деньгами.

Буква П - «верящий в себя искатель приключений». Состоит из двух вертикальных линий и соединяющей их сверху горизонтальной. Эта буква крепко стоит на земле и «упирается головой» в небо. Замкнутый сверху контейнер указывает на скрытую силу и энергию. Она символизирует богатство мыслей, устойчивые мнения, способность к обобщениям, стремление к постижению действительности в целом, заботу о своем внешнем виде.

Буква Р - «сила творческого анализа». Образована прямой вертикальной линией и полукругом, который связывает ее верх и середину. Вертикальная линия опирается на землю. Полукруг заключает в себе энергию небес и эмоций. Это изящная и добрая буква, могущественный строитель. Символизирует духовность, способность не поддаваться внешним воздействиям, умение вникать в сущность, уверенность в себе, стремление к активным действиям, храбрость, увлеченность. Иногда необдуманный риск, авантюризм, склонность к непререкаемым суждениям.

Буква С - «сильный и независимый». Эта буква состоит из одной линии, образующей незамкнутый круг. Буква изгибается вправо и также имеет изогнутые вершину и основание. Это - защищенный контейнер, восприимчивый, энергии в нем смешиваются. Его отношения с Землей - война и мир. Эта буква - надежная, спокойная, творческая и жизнерадостная. Она символизирует стремление к прочному положению и материальной обеспеченности, здравый смысл; раздражительность, властность, иногда капризность, понимание важности осознания своего назначения в жизни.

Буква Т - «битва с предназначением силы». Образована вертикальной линией, которая начинается на земле и заканчивается вверху, сверху ее накрывает горизонтальная линия, которая поддерживает небесную энергию с помощью логического анализа. Вертикальная линия притягивает эту силу на землю. Эта буква символизирует умение видеть возможности и делать правильный выбор. Эта буква склонна к компромиссам. Творческая личность, чувствительная натура, обладающая интуицией; постоянный поиск правды. Желания не всегда соизмеряются с возможностями. Символ креста напоминает о быстротечности жизни, поэтому не следует откладывать на потом дела, которые можно сделать немедленно.

Буква У - «великое духовное видение». Буква У образована тремя прямыми линиями, соединенными в центре. Две находятся выше точки соединения, а одна - ниже. Энергетические потоки этой буквы соединяются в центре, где верхние два объединяются и направляются к земле. Эта буква символизирует принятие решений. Она уравновешена и симвoлизиpyeт духовную мудрость, богатое воображение, великодушие, способность к сопереживанию, альтруизм, постоянное стремление достигать более высокого духовного уровня, осознание того, что правду не всегда следует оглашать на каждом перекрестке.

Буква Ф - «необходимость сделать выбор». Эта буква представляет собой вертикальную линию и два полукруга, смотрящих в разные стороны. Вертикальная линия опирается на землю, а два полукруга символизируют эмоциональную и духовную сферы. Это гармоничная буква, которая символизирует равновесие; стремление всегда быть в центре внимания, поражать окружающих своим блеском, дружелюбием, оригинальностью идей (в которых иногда действительно содержатся ценные зерна истины), желание делать людей счастливыми и самому получать от этого удовольствие, способность преподнести якобы необходимую ложь с самыми лучшими намерениями. Противоречивое мировоззрение - причудливая смесь самых разных философских учений.

Буква Х - «восприимчивое творческое начало». Образована двумя прямыми линиями, пересекающимися в центре. Ее энергетические потоки идут справа налево по диагонали, получая энергию земли и небес и собирая ее в центре. Эта буква символизирует выносливость и гармоничное будущее, храбрость, готовность помочь себе и другим. Стремление завоевать авторитет, занимать независимую позицию в жизни, повышенная чувствительность к оценкам со стороны окружающих. Соблюдение законов морали.

Буква Ц - «воплощение идей в физическом мире». Эта буква состоит из двух вертикальных линий, соединяющей их горизонтальной и «отростка», уходящего в землю. Буква Ц представляет собой открытый контейнер для небесной, духовной энергии, однако прочное основание и «отросток» дают возможность этой букве надежно стоять на земле. Лидерство, приверженность традициям, заносчивость и самомнение, неспособность существовать в одиночестве.

Буква Ч - «целенаправленный акт творению». Состоит из вертикальной линии и незамкнутой дуги, которая начинается в середине вертикальной линии. Верх буквы открыт для духовной энергии. Однако асимметричность буквы делает ее неустойчивой. Буква Ч - буква сомнений и колебаний. Ощущение себя неотъемлемой частью единого целого. Четкое ощущение ритма жизни.

Буква Ш - «сила, защитник слабых». Эта буква состоит из трех вертикальных линий и соединяющей их нижней горизонтальной перекладины. Буква Ш твердо стоит на земле, но устремлена в небо, олицетворяя собой гармонию физического, эмоционального и духовного мира. Это буква означает уверенность, справедливость, вдохновение. Символизирует особенное внимание к жизни, умение по малейшей детали оценивать происходящее; скромность, умение устраивать свои дела без шума; чувство юмора.

Буква Щ - «принимающий решение». Начертание буквы Щ почти полностью повторяет Ш, за исключением небольшого «отростка», уходящего в землю, поэтому Щ тяготеет скорее к земле, чем к небу. Эта буква символизирует физическую силу, плотские наслаждения. Великодушная и щедрая натура. Способность проникать в суть вещей, мощная движущая сила, устремленность вперед.

Буква Ъ - способность детализировать, раскладывать по полочкам; опасность влияния сильного и волевого партнера.

Буква Ы - сопричастность переживаниям других; тяготение к материальному, приземленность, практическая сметка.

Буква Ь - мягкость, умение сглаживать острые углы в отношениях.

Буква Э - «видеть и уметь». Состоит из линии, образующей незамкнутый круг, внутри которого он равноценно разделен горизонтальной линией. Буква изгибается влево и имеет изогнутые вершину и основание. Энергии четко разделены, поэтому могут преобладать положительные либо отрицательные потоки. Эта буква символизирует способность видеть скрытую суть событий, хорошее владение устной и письменной речью, чрезмерное любопытство, стремление показать свою принадлежность к хорошему обществу.

Буква Ю - «великая сила интуиции». Состоит из замкнутой окружности, вертикальной линии и перекладины, соединяющей окружность и вертикаль. Окружность символизирует широкий кругозор, развитое воображение и интуицию, а вертикаль - индивидуальный внутренний мир, способность понимать духовную мудрость и умение приспосабливать свою жизнь к своим потребностям. Эта буква означает приверженность идеалам всеобщего равенства и братства, стремление к истине, способность к самопожертвованию и одновременно к жестоким поступкам, необходимость которых определяется собственными соображениями.

Буква Я - «мягкость, сострадание». Эта буква образована прямой вертикальной линией, к которой слева сверху примыкает полукруг. От нижнего конца полукруга вниз отходит наклонная линия, другой конец которой упирается в землю. Эта буква получает энергию от прямой связи неба с землей. Полукруг содержит смесь ментальной и духовной энергий. Нижняя опора буквы Я проводит энергию физического плана. Эта буква символизирует принятие себя и общение с другими. Она улучшает карму. Буква Я - это чувство собственного достоинства, стремление добиться любви и уважения окружающих; способность получить желаемое.

Извените - под кат не лезет....
Буква «Ф» в русском языке «чужая» и ее носители-слова в языке чаще всего заимствованы из иностранных словарей. Украинцы, говорящие только на украинском, вообще не слышат «f», и сами говорят вместо Филипп – Пылыпп. Нет этой буквы и в литовском. И это не только у нас есть некоторые особенности слуха. Японцы тоже не слышат некоторые буквы. Вот что об этом пишет В. Откупщиков:
«Звуки и их сочетания. Фонетический (звуковой) строй разных языков не одинаков. В этом каждый из нас имел возможность убедиться при изучении иностранных языков. Например, в немецком языке нет исконных слов со звуком [ж], в английском – со звуком [ц], во французском – со звуком [ц] или [ч]. Ни в одном из этих языков нет слов со звуком [ы]. И, наоборот, – в русском языке отсутствуют многие звуки, обычные для немецкого, английского, французского и других языков.
В славянских языках когда-то отсутствовал звук [ф].
Попробуйте открыть словарь русского языка на букву «Ф» и найти там хотя бы одно древнее исконно славянское слово. На эту букву будут только заимствованные слова. С тем же самым явлением вы столкнетесь и в литовском языке, где вообще нет исконных слов со звуком [ф].
Уже на основании одного такого признака иногда можно прийти к выводу об иноязычном происхождении интересующего нас слова. В других случаях звук, хотя и обычный для данного языка, оказывается в необычной для него позиции.
Например, звук [ф] в исконно латинских словах встречается только в начальной позиции:
faba [фаба] – «боб»,
ferrum [феррум] – «железо»,
focus [фокус] – «очаг» и т.д.
Вот почему такие слова, как
scrofa [скро:фа] – «свинья» и
rufus [ру:фус] – «рыжий»,
считаются в латинском языке заимствованиями».
Это очень точное изложение положения со звуковыми разночтениями в различных европейских языках взято, как сказано выше, из цитированной уже не раз книги В. Откупщикова. Несколько замечаний-комментариев.
Чтобы цитаты не казались читателям абсолютной истиной, – как мы привыкли с классиками, – посеем ряд плодотворных сомнений.
Во-первых, на самом деле звук «Ы» в европейских языках есть. Т. е., по крайней мере, был. Об этом свидетельствует наличие буквы «Y» почти во всех европейских языках. Взята она из латыни, где называлась «ипсилон». В европейских «мовах» она называется «игрек», т. е., если верить западным грамматикам, это означает «И-греческое».
Какое же звучание должна иметь «Y», чтобы для его выражения понадобилось бы вводить новый знак для «И» по сравнению с существующим уже «I». Грамматики пока не отвечают на этот вопрос, ограничиваясь «примерами звучаний», в которых «Ы» действительно нет.
Однако если мы попытаемся записать какое-то слово (например, Рыжков), где уже звучит буква «ы», нам обязательно понадобится «Y»: Ryzhkov. А уж если, попытаемся прочесть английские слова, где стоит уже «у» через «ы», то у нас начнут иногда получаться удивительные звучания.
[!] Английские дамы, например,
Lady, читается - «лэди»
зазвучат как «Лады».
И от Англии начинает сладостно веять Рязанью.
Это может показаться случайным совпадением, если бы не следующая серия с буквой «Ф».
Если слова заимствованы из латыни, то
[!] Первое правило праграмматики - «правильное» звучание «F» – это «П».
Восстанавливая их подлинное звучание (правильное звучание – это выход на праязык, еще не искаженный!), будем часто получать чисто славянское (русское) звучание, совпадающее со смыслом слова:
[!] FLOT [флот] – ПЛОТ, шютация (всплывание, вместо иностр. «флотация»), плотоводцы, плотилия. В общем: «Летайте самолетами веероплота вместе со своими плото-водцами (флот – плот)».
FIRST [фё:ст] – первый, первенец – ПЕРСТ – палец руки, один как перст.
FLAME [флэйм] – пламя – ПЛАМЯ – не нуждается в комментариях.
FAKEL – ПАКЛЯ – не нуждается в комментариях.
FRESH [фрэш] – (ПРЕСНый) = ПРЕСН – пресный, – не нуждается в комментариях.
FILE [файл] – пила, напильник, строй, шеренга, картотека, список – ПИЛа = ПИЛА, – не нуждается в комментариях.
FLAT [флэт] – плоский – ПЛАТо.
Таких примеров подобрать можно много, разумеется, не все подряд слова, ввиду сложности происхождения языков, будут подчиняться одному правилу, но сомнений нет, обнаружено общее правило для всех языков индоевропейского происхождения. Попытки «избавиться» от чужой буквы «F» приводят к более древнему слою, ведут к праязыку, и эти слова праязыка оказываются зафиксированными в живых славянских языках.
Финикийская Финляндия или финиш с пинком
Слово «финиш», как обозначение остановки, конечной стадии пути или, вообще, окончания, есть практически во всех индоевропейских. Особенно – в европейских языках.
В большинстве из них это слово заимствовано из латыни, где «finis» означает конец, границу, остановку, цель, «замкнуть в пределах», «ограничить рубежом», «остановить на границе», «кончить».
В английском «final» – конечный.
В славянских языках, практически во всех, – слово заимствованное, употребляемое в узком спортивном смысле: «заключительный предел спортивного состязания на скорость», «конечный рубеж состязания». В этом узком спортивном смысле слово позаимствовано из английского.
Даже французским языком, откуда оно раньше взято англичанами (латынь из старофранцузского), в то время как во французском, в более широком смысле – «конец, окончание», это слово уже существовало в форме «fin».
Правильное написание этого слова в соответствии с первым правилом праграмматики – «пин», «pin». Если в латыни и французском сохранилось это слово из праязыка, а не является заимствованием из чужого языка, скажем, южнодравидского.
Русский язык, имея в лексиконе иностранных слов все евро-формы слова с «фин» – от «финиша» и «финансов» до «финика» и «Финляндии», каждый со своим чужим несвязанным и отдельным смыслом, в данном случае сохранил ряд родных слов праязыка с исходным пракорнем «пин»:
[!] «пинок»,
«запинка» – остановка речи,
«запинание»,
«пинать»,
«знаки препинания» (т.е. в подлинном значении «знаков финиша»),
с полной сохранностью исходного семантического смысла и полным совпадением по форме, за исключением поздней буквы «F».
В украинском – и мы можем прочесть это на каждой трамвайной остановке –
[!] «зупынка», –
тоже сохранился смысл праязыка. А, значит, и в древнерусском (общевосточнославянском). Есть ряд производных этого корня и в других, славянских языках.
Нам осталось разобраться только с обильным многозначием корня «фин», чтобы еще раз убедиться в выявляющейся праязычности словарного запаса русского языка и всех иных славянских языков.
Проще всего дело обстоит с «финансами» и «финансистами». Оказалось, что это не обобщенный термин всего обилия денежных отношений, а в первичном смысле их «завершение», «остановка», «прекращение» применительно к денежным сделкам. Значит, значение первичного смысла «pin» – «остановки», «прекращения» – сохраняло корень «пин», и этот смысл сберегался славянским корнем под чужой личиной применительно к денежным отношениям, а потом расширилось смысловое поле до всеобъемлющего символа обменно-денежных отношений и операций. И в этом расширенном смысле слово вернулось в русский язык как заимствование под чужой вывеской буквы «Ф» и заняло поэтому новое отдельное поле смыслов, уже не подлежащее этимологизации (исследованию происхождения) ввиду заимствования этого слова из иноязыка. А поле смыслов, хранящееся в корне праязыка, как это ни прискорбно для всей армии себялюбивых «ПИНансиетов» – это «кидала», т. е. слово несет оттенок внезапного «прекращения», «остановки» финансовых отношений.
Здесь обнаружилось очень важное явление – «заимствования не этимологизируются» в новом смысловом поле языка, что ограничивает системное совместное исследование индоевропейских языков. Ввиду значимости этого факта подробно процитируем В. Откупщикова:
[!] «…разработка принципов и методики исследования заимствованных слов явно отстает от соответствующей разработки в области этимологического изучения «своей» лексики. Во всяком случае, этимологические словари в статьях, посвященных заимствованным словам, часто ограничиваются простым указанием на факт заимствования, не подкрепляя этого утверждения какой-либо аргументацией. У греческого философа Платона в его диалоге «Кратил» можно найти интересное высказывание по вопросу о заимствованиях:
«При полной невозможности достичь какого-либо результата с помощью имеющихся в его распоряжении средств этимолог может объявить интересующее его слово заимствованием из языка варваров»
(варварами древние греки называли всех не-греков)».
В приведенном отрывке необходимо обратить внимание на два момента.
Во-первых, – и это очень важно! – заимствованные слова обычно не этимологизируются на материале «своего» языка. Это наблюдение Платона остается в силе и в наше время, являясь одним из важных критериев выделения иноязычной лексики.
Во-вторых, отсутствие надежной «туземной» этимологии у того или иного слова считается (еще со времен Платона!) достаточным основанием для того, чтобы объявить его иноязычным. После этого в каком-нибудь языке этимолог (обычно без особого труда) находит какое-нибудь слово с одинаковым или близким звучанием и значением – и вопрос о заимствовании считается решенным. Иногда в наши дни так и поступают авторы различных этимологических заметок.
Между тем этимологизация заимствованных слов – совсем не такое простое дело.
Для установления действительного (а не мнимого) происхождения иноязычного слова мало найти в одном из языков какое-нибудь близкое по своему звучанию и смыслу слово. При наличии большого количества разных языков такое слово где-нибудь обычно почти всегда находится.
Но сопоставление с этим словом в большинстве случаев еще ничего не доказывает. А для серьезного подтверждения предполагаемой этимологии нужна целая система доказательств. Причем, основные доказательства лингвистического порядка можно разделить на фонетические, словообразовательные и семантические. Нужно только иметь в виду, что во всех этих случаях этимологизация заимствованных слов будет отличаться некоторыми специфическими чертами.
Поэтому «для серьезного подтверждения» первичности смысла русского корня «пин» в целом веере производных значений (включая заимствованные) необходимо найти, куда делся при путешествиях смысл, содержащийся в слове «пинок», а также выяснить, как появились значения, содержащиеся в словах «финик», «Финляндия», «Финикия».
Для этого вновь обратимся к латыни, откуда Европа заимствовала все эти слова.
[!] Кстати в латинском и итальянском параллельно была «pina».
[!] По латыни pinus – сосна, ель, кедр, pinia – сосновый, pineal – шишковидный, pine-apple – ананас.
Поэтому этот корень должен быть во многих «лесных», «хвойных» и «пальмовых» местах.
[!] «Финляндия» хвойная, кедровая «Финикия» и даже сам «финик» того же «хвойно-пальмового» происхождения.
[!] У нас хвойные «Пинега», «Пинск», «Пинские болота», «Пина».
[!] Спектр смыслов, связанных с изделиями из дерева – «пинас», «пинка» – мореходное судно, «пинцет» (даже с глаголом «щипать») – кисть, палка, древко; PINch – зубило, пробойник, ограничивать, стеснять – круг замкнулся!
Правило сработало на исходный смысл корня «ПИН» в русском языке. Поэтому можно предположить, что «пинок» означал первоначально не только форму толчка, но и толчка палкой – «пином».
[!] В славянских языках сохранился смысл «пина» – палки в слове «спина» (первоначально – «позвоночник»).
[!] В испанском «spina» – шип, заноза, скрепка, смысл скрепки, скреплять есть и в словацком, кроме того, в русском есть смысл «пинать» – погонять и создавать помеху [С-11].
Попробуем сформулировать вывод из первого наблюдения как некое правило, которым следует пользоваться при встрече в индоевропейских языках со словами с буквой «F» как искажением, отступлением от праязыковой древней правильной совершенной формы, так как определялась эта форма слоговым написанием с четко определенной системой согласных и гласных.
Вывод из первого наблюдения. Во всех индоевропейских языках действует правило, характерное для русского языка:
более древний слой лексики получается, если заимствованное слово с чужой буквой «F» или слово собственной лексики, деформированное этой буквой, восстановить в правильном написании.
Именно в этом написании слова приобретают форму, более близкую к общеиндоевропейскому праязыку, часто совпадающую со славянской лексикой.
Следовательно,
[!] правило может служить индикатором при анализе древних языков с целью определения абсолютных временных шкал в языковых изменениях и исторических анализах развития наций.
А также служить ориентиром во внутригрупповых и межгрупповых исторических параллелях и сравнительных языковых сопоставлениях. Базой для сопоставления должны стать славянские языки, а воскрешение общеславянского праязыка становится первоочередной задачей.

Рыжков Л.Н.
Источник libereya.ru

Что зашифровано в «послании к славянам»? Сколько Государству Российскому стоила буква «ъ»? Кто на самом деле предложил использовать букву «ё»? Открываем тайны русского алфавита.

Привычный набор букв русской азбуки на самом деле ни что иное, как «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: “Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти”. Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!”

Считается, что буква «ё» пришла в русский язык из французского исключительно усилиями Карамзина. Как будто бы в 1797 году он переделал в одном из стихотворений слово «слiозы» и указал в примечании: «Буква с двумя точками заменяет «iо». На самом деле, буква была предложена к использованию княгиней Воронцовой-Дашковой (весьма образованной дамой, президентом Академии Наук) в 1783 г. На одном из первых заседаний она поинтересовалась у академиков, с чего бы это в слове «ioлка» первый звук изображается двумя буквами. Ни один из великих умов, среди которых были знатные сочинители Гавриил Державин с Денисом Фонвизиным, не решился указать княгине, что звуков-таки два: «й» и «о». Поэтому Дашкова предложила использовать новую букву «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матiорый, iолка, iож, iол». Пик популярности буквы “ё” пришелся на Сталинские годы: в течение целого десятилетия ей оказывался особый почет в учебниках, газетах и переизданиях классиков. Сегодня «ё» чаще увидишь в виде памятника букве(в России их несколько), чем в виде самой буквы в книге или газете.

Гроза гимназистов


Буква «ять» была своеобразной меткой, отличавшей среди русских слов «исконные», славянские. Объектом горячих споров для «западников» и «славянофилов» в вопросе реформы русской орфографии. Настоящем мучением для гимназистов. Впрочем находчивые молодые умы в помощь себе даже сочинили стишок, составленный только из слов с «ять»: Б?лый, бл?дный, б?дный б?съ Уб?жалъ голодный въ л?съ. Б?лкой по л?су онъ б?галъ, Р?дькой съ хр?номъ пооб?далъ И за горькiй тотъ об?дъ Далъ об?тъ над?лать б?дъ. Первым за отмену «ятя» в свое время выступил писатель и переводчик Дмитрий Языков: “Буква?… походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания”. Но уже в советское время Александр Солженицын, известный своим консерватизмом, ратовал за возврат в русскую грамматику «ятя» вместе с «ером».

Самая дорогая буква

Еръ — «немая» буква, которая не обозначала никакого звука и выполняла функции «твердого знака», который по традиции писался в конце слов после твердых согласных вплоть до орфографической реформы 1918 года Однако при этом «еръ» занимал более 8% времени и бумаги при печати и стоил России ежегодно более 400000 рублей. Настоящая буква-казнокрад, не иначе!

Мiру — мир!

Еще одной страшной мукой для гимназистов были буквы «и» и «i». Правда, когда филологи-реформаторы сели обсуждать, какую из двух букв удалять из русской азбуки, дело решилось голосованием! Настолько несущественными были доводы в защиту каждой из них. Дело в том, что в греческой азбуке «и» и «i» обозначали два различных звука. А в русском языке уже во времена Петра I их невозможно было отличить на слух! Буква «i» в корне встречалась только в слове «мiр» в значении «вселенная». Если подразумевался покой, отсутствие войны — то слово писалось как «мир». Соответственно писались и однокоренные слова: «мирные люди» и «мiровой порядокъ».

Как буква стала словом

В кириллице буква «ф» носила затейливое наименование «ферт». Появилось словосочетание «стоять фертом», подбоченясь, а затем и новое существительное «ферт», и даже уменьшительное «фертик».

Вообще в славянской азбуке было две буквы для обозначения звука «ф» – «ферт» и «фита», но это была настоящая путаница! Слово «Филипп» тогда писались через «ф», а «Фёдор», «арифметика» через «фиту». Поди разберись! (А чтобы разобраться вспомним: в греческом алфавите буква «ф» обозначает звук «пх», а «фита» или «тэта» — «тх»).

Существительное «ферт» со временем стало неодобрительным, полубранным. У А. Чехова: «Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает», у Пушкина: «У стенки фертик молодой стоит картинкою журнальной».

Э!

Буква «э» была узаконена в русской азбуке только в XVIII веке, когда в русский язык стали проникать заимствованные слова со звуком [э] в начале слова, и их написание и прочтение стало вызывать неудобства: как правильно читать – Еврипид или Эврипид, Евклид или Эвклид? Встретили букву неприветливо, а Михаил Ломоносов даже писал, что «если для иностранных выговоров вымышлять новые буквы, то будет наша азбука с китайскую». Но уже в начале XX века «Энциклопедический словарь Ф.Павленкова» для среднего интеллигентного читателя рекомендует: писать пенснэ, кэнгуру, кэтгутъ, кэксъ. Вообще в русском языке осталось ощущение, что «э» — буква чужеземка. Вспомните хотя бы как произносит слово «крЭм» героиня Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит», чтобы подчеркнуть статус косметики: импортный, дефицитный.

Буква солнца. Огонь жизни. Числовое значение как латинской буквы – 40. Шестая буква английского алфавита. Нет эквивалента в еврейском языке. Известны два варианта в кириллице – Ферть – 22-я буква, числовое значение 500 и Фита – 42-я буква в алфавите, числовое значение – 9. В русском языке буква Ф – 22-я буква в алфавите. Греческая буква – фи – 21-я в алфавите.
В таро – 21 – универсальный охранительный знак – основа жизни. Служит как вертикальная ось для привлечения Божественных энергий. Символизирует равновесие мыслей, тела и духа.

Статья из энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.
Ф – буква русского алфавита, обозначающая собою глухой губно-зубной спирант, звонкой парой которого является согласный в. При произнесении ф нижняя губа приподнимается к верхним зубам, вместе с которыми образует узкое отверстие; сквозь это отверстие идет воздушный ток, выдыхаемый легкими. Трение частиц этого воздушного тока о станки отверстия, образуемого нижней губой и верхними зубами, и дает тот немузыкальный шум, который мы называем согласным ф. Голосовые связки при его произнесении бездействуют, оставляя широкое отверстие для свободного прохождения воздушного экспиративного тока через голосовую щель. Не всегда, однако, глухой спирант ф обозначается этой буквой в общепринятом русском правописании. Есть довольно много случаев, где он изображается и буквой в: зубов – зубоф, лавка – лафка, все – фсо. Наоборот, иногда буквой ф изображается и звонкое в: афганец – ăвгáньец. Начертание Ф восходит к греческому прописному Ф. Соответствующего финикийского знака не было. Числовое значение Ф в старославянской азбуке было 500. Соответствующий нашему ф звук изображается в современных европейских алфавитах латинского происхождения посредством F f, реже Ph, ph (в греческих словах), а в немецкой графике – еще и через v.

Фита Θ – тридцать четвертая буква старого русского алфавита, имеющая то же звуковое значение, что и буква ф, то есть обозначающая такой же глухой губно-зубной спирант. Таким образом с фонетической точки зрения буква θ в настоящее время является совершенно излишней. Единственным мотивом в пользу ее употребления служит то, что при ее помощи является возможным указывать на разное происхождение вышеозначенного глухого губно-зубного спиранта, а именно буквой ф обозначать звук, отвечающий греческому φ, латинскому, германскому и романскому f (в заимствованных словах – философ, граф, фальшфейер, фанфарон, фетровый и т.д.), а буквой θ – такой же звук, возникший из греческого θ (θήτα).

Первоначальное произношение греческой θ, как это принято думать, было тождественно с английским th (интердентальный спирант), которое также нередко переходит в ф в англйских народных говорах, например в словах: кафедра (καθέδρα), католический (καθολικός), Афина ("Αθηνά или "Αθήνη), Феодосий (Θεοδόσιος), миф (μΰθος) и т.д. Нет сомнения, что мотив этот несостоятелен, тем более, что мы никогда не руководствуемся им в других подобных случаях: мы выкинули из употребления знак, получивший у нас одинаковое значение с знаком оу, и не различаем разное у в словах в роде трус, рука с одной стороны и ухо, дух с другой.

Точно так же мы не отличаем разное происхождение я в словах язык и ящик, в род. ед. воя (от вой) и в причастии воя и т.д. Не удивительно, если многие наши филологи вооружались против употребления θ, признавая ее ненужность и излишность (Ломоносов, И. И. Мартынов, Павский, Я. Грот, орфографическая комиссия Императорская академия наук 1904, и т.д.). Как начертание, θ восходит к греческой букве θήτα. В некоторых словах, видоизмененных по типу их ново-европейских (немецких, романских) параллелей, θ, писавшаяся некогда (главным образом в XVIII веке), теперь заменена знаком т (театр вместо θеатр, теория вместо θеория, библиотека вместо вивлвиоθика, математика вместо маθематика и т.д.). Числовое значение θ = 9 (только в кирилице).