Смотреть что такое "Яса" в других словарях. Великая яса чингисхана

Законы Чингисхана

«1. Предписывается верить, что существует только один Бог – создатель Небес и Земли, и только Он один дарует жизнь и обрекает на смерть, делает богатым или бедным, так, как Ему заблагорассудится, и имеет абсолютную власть над всем.

2. Духовные лидеры, проповедники, монахи, посвятившие себя служению Богу, муэдзины мечетей, лекари и те, кто обмывают тела умерших, освобождаются от налогов.

3. Запрещается кому бы то ни было и карается смертной казнью провозглашение себя императором, если таковым его предварительно не избрали на общем совете принцы, ханы, военачальники и прочая знать.

4. Запрещается вождям племен и народов, подчиняющихся монголам, носить возвеличивающие титулы.

6. Принцип, согласно которому армия делится на десятки, сотни, тысячи и десятитысячные тумены, должен быть сохранен. Эта установка позволяет в короткое время собрать армию и сформировать подразделения во главе с их командирами.

7. Как только наступает время кампании, каждый воин получает оружие из рук назначенного для этого командира. Воин должен содержать оружие в порядке и перед боем давать для проверки своему командиру.

8. Запрещается и карается смертью мародерство в стане неприятеля прежде, чем на то будет дано разрешение главного командования, но после того, как оно дано, рядовой воин имеет равное право с командиром и ему разрешается взять себе все, что ему удалось захватить, при условии, что он заплатил свою долю сборщику дани для императора.

9. Чтобы поддерживать боевую подготовку армии, каждую зиму надлежит устраивать большую охоту. По этой причине воспрещается кому бы то ни было убивать от марта до октября оленей, козлов, косуль, зайцев, диких ослов и некоторые виды птиц.

10. Запрещается перерезать горло животным, которых используют в пищу. Охотник должен каждого связать, разрезать грудину и вырвать руками сердце.

11. Разрешается пить кровь и есть внутренности животных, хотя раньше это делать запрещалось.

12. (Список привилегий и льгот, предоставляемых вождям и военачальникам новой империи.)

13. Каждый, кто не идет на войну, должен в течение определенного времени работать на империю бесплатно.

14. Уличенный в краже коня, или уздечки, или равноценной вещи наказывается смертной казнью, и его тело разрезается на две части. За более мелкую кражу наказание выносится в зависимости от ценности украденной вещи – семь, семнадцать, двадцать семь и до семисот палочных ударов. Но телесного наказания можно избежать, заплатив девятикратную стоимость украденной вещи.

15. Ни один подданный империи не может иметь монгола в качестве слуги или раба. Каждый, за редким исключением, должен служить в армии.

16. Чтобы не допустить бегства чужеземных рабов, запрещается укрывать их, давать пищу и одежду, что карается смертью.

17. Закон о браке предписывает каждому обзавестись женой и запрещает брак между родственниками первой и второй степени родства. Мужчина может взять в жены двух сестер или иметь несколько наложниц. Женщины должны заботиться об имуществе, делать покупки и торговать так, как им хочется. Мужчины должны заниматься только охотой и войной. Дети, рожденные от рабынь, считаются законными наравне с детьми, рожденными от жен. Отпрыск от первого брака почитается выше других детей и наследует все.

18. Прелюбодеяние карается смертью, и уличенный в нем может быть убит на месте.

19. Если две семьи хотят породниться, но у них еще юные дети, то они, если это мальчик и девочка, могут вступить в брак. В случае их смерти брачный контракт все равно может быть составлен.

21. Шпионы, лжесвидетели, предающиеся грязным порокам люди и колдуны осуждаются на смерть.

22. Военачальники и вожди, не справившиеся со своими обязанностями или не явившиеся на призыв хана, будут казнены, особенно это касается тех, кто находится в отдаленных районах. Если их проступок не очень серьезный, то они должны лично предстать перед ханом».

Эти выдержки из законов Чингисхана позаимствованы у Пети де ля Круа, который поясняет, что не смог отыскать полный список законов – «Ясы Чингисхана». Он собрал эти двадцать два установления из различных источников – у персидских летописцев, Гильома де Рубрука и Карпини. Приведенный перечень явно неполон и попал к нам из зарубежных источников. Объяснение необычного десятого закона, вероятно, может быть найдено исходя из существовавших религиозных предрассудков в отношении способа убийства предназначенного в пищу загнанного зверя. Одиннадцатое правило, похоже, предполагает заготовку запасов еды на голодное время. Двадцатый закон, касающийся воды и грозы, Рубрук объясняет необходимостью не дать монголам броситься в озеро или реку во время грозы, которая вызывает у них ужас.

Пети де ля Круа утверждает, что ясу Чингисхана перенял Тимур Ленг. Бабур, первый из Моголов Индии, говорил: «Мои предки и моя семья всегда с благоговением относились к законам Чингиса. В своем кругу, в своих дворах, на праздниках и во время развлечений, когда садятся и встают, они никогда не поступают вопреки уложениям Чингиса».

Из книги От Кира Великого до Мао Цзэдуна. Юг и Восток в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

При преемниках Чингисхана Вопрос 6.23В школе меня учили, что Русь заслонила собой и спасла Европу. Ничего подобного. Покорив Киев, Батый двинулся дальше. Разгромил поляков и тевтонских рыцарей, венгерского короля Белу Четвертого загнал на островок в Адриатическом море.

автора Акунин Борис

Прародители Чингисхана Легенда о Бортэ чоно, рожденном по благоволению Всевышнего Тэнгри Прародитель Чингисхана, рожденный по благоволению Всевышнего Тэнгри, – Бортэ чоно и его жена Хоо марал – переправились через воды реки Тэнгэс, пошли и сели в окрестностях горы

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Жизнеописание Чингисхана Сказ о сватовстве Тэмужина и смерти его отца Есухэй-батора От Огэлун ужин родилось у Есухэй-батора четверо сыновей – Тэмужин, Хасар, Хачигун и Тэмугэ. И родилась у них дочь, и нарекли ее Тэмулун. Когда Тэмужину исполнилось девять лет, Жочи

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Рассказ о прибытии Чингисхана в окрестности города Жунду, о том, как Алтан-хан в знак подчинения [Чингисхану] отправил ему свою дочь, о бегстве Алтан-хана в город Намгин, об осаде и завоевании Жунду войском Чингисхана …Чингисхан прибыл в пределы упомянутого выше города

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Рассказ о кончине Чингисхана, об убиении предводителя тангудов и всех жителей этого города, о возвращении нойонов в ставку с гробом [Чингисхана], объявлении о смерти Чингисхана, о его оплакивании и погребении Чингисхан, предвидя свою кончину от той болезни, дал наказ

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Самодержец пустыни [Издание 1993 г.] автора Юзефович Леонид

Тень Чингисхана Когда 18 ноября 1918 года Александр Васильевич Колчак стал Верховным Правителем России, Семёнов отказался его признать и потребовал в течение суток передать власть Деникину, Хорвату или атаману Дутову. Не получив ответа, он разорвал телеграфную связь Омска

Из книги Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники автора Доманин Александр Анатольевич

Приложение 2 Великая Яса и Билик Законы и изречения Чингисхана (сохранившиеся фрагменты) Яса 1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.2. Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью.3. Кто лжет с намерением или волхованием, или

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.- Законы царей.- Двенадцать таблиц децемвиров.- Законы, утверждавшиеся народом.- Декреты сената.- Эдикты должностных лиц и императоров.- Авторитет юристов.- Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.- I. Личные

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже Когда у римлян вор попадался с поличным, прежде чем успевал спрятать украденное, то кража называлась явною; если же вора обнаруживали лишь

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Наследники Чингисхана Два года после смерти Чингисхана, в положенном трауре, при временном правительстве, прошли для империи спокойно. Это свидетельствовало о том прочном и строгом административном порядке, который установил в своей империи ее великий основатель и

Из книги Бабур-Тигр. Великий завоеватель Востока автора Лэмб Гарольд

Под знаменами Чингисхана Махмуд-хан проявил подобающее своему положению гостеприимство и устроил племяннику самый сердечный прием. Хотя номинальный предводитель монголов и сам баловался стихосложением, однако на поднесенное Бабуром четверостишие он из осторожности

автора Николаев Владимир

ДВА ЧИНГИСХАНА У Сталина и Гитлера была одна и та же главная цель, которую они раз и навсегда поставили перед собой, - завоевание мирового господства. С маниакальной настойчивостью они шли к ней, не считаясь ни с чем. Это и погубило их обоих в конечном счете. Гитлер

Из книги Сталин, Гитлер и мы автора Николаев Владимир

Два чингисхана У Сталина и Гитлера была одна и та же главная цель, которую они раз и навсегда поставили перед собой, - завоевание мирового господства. С маниакальной настойчивостью они шли к ней, не считаясь ни с чем. Это и погубило их обоих в конечном счете. Гитлер

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Потомки Чингисхана Историки обратили внимание на то, что старинные рукописи в Европе хранятся в отрывках. Будто кто-то сознательно вырвал страницы, а с ними – Время. Или залил тексты краской, чтобы они не читались. Античная эпоха оставила намного больше документов, чем

1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.
2. Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью.
3. Кто лжет с намерением или волхованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого, также предается смерти.
4. Тот, кто мочится в воду или на пепел, также предается смерти.
5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
6. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.
7. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.
8. Когда хотят есть животное, должно связать ему ноги, распороть брюхо и сжать рукой сердце, пока животное умрет, и тогда можно есть мясо его; но если кто зарежет животное, как режут мусульмане, того зарезать самого...
10. Он (Чингисхан) постановил, чтобы на потомков Алибека Абу-талеба, всех до единого, не были наложены подати и налоги, а также ни на кого из факиров, чтецов аль-Корана, законодавцев, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих тела покойников не были налагаемы подати и налоги.
11. Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал, как средство быть угодным Богу.
12. Он запретил своему народу есть из рук другого, пока представляющий сначала не вкусит сам от предлагаемого, хотя бы он был князь (эмир), а получающий – пленник; он запретил им есть, что бы ни было в присутствии другого, не пригласив его принять участие в еде; он запретил насыщаться одному более товарищей и шагать через огонь трапезный и чрез блюдо, на котором едят.
13. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с лошади, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.
14. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды.
15. Он запретил мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится.
16. Он запретил говорить о каком-нибудь предмете, что он нечист; утверждал, что все вещи чисты, и не делал различия между чистыми и нечистыми.
17. Он запретил им оказывать предпочтение какой-либо из сект, произносить слова, употребляя почетные названия, а при обращении к султану или к кому другому должно употреблять просто его имя...
19. Он предписал, чтобы женщины, сопутствующие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин в то время как последние отлучались на битву...
21. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей хану (султану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей...
23. Он узаконил, чтобы старейший из эмиров, когда он проступится и государь пошлет к нему последнего из служителей для наказания его, отдавал себя в руки последнего и распростирался бы пред ним, пока он исполнит предписанное государем наказание, хотя бы то было лишение живота...
25. Он предписал султану учреждение постоянных почт, дабы знать скоро обо всех событиях в государстве.
26. Он предписал наблюдать за исполнением Ясы сыну своему Чагатаю бек Чингисхану...
28. От убийства (казни за преступление) можно откупиться пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет (барыш), а за китайца рассчитавшись одним ослом.
29. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой десяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана.
30. Чингисова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно, щадить страны и города, покоряющиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его.
31. (Яса предписывает): любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих, за нарушение – смертная казнь.
32. Чингисова Яса предписывает: человека, подавившегося пищей, протаскивать под ставкой и немедленно убивать, равным образом предавать смерти, кто ступил ногой на порог ставки воеводы.
33. Если нет уже средств от питья, то должно в месяц напиваться три раза; если перейдет за три раза – виноват; если в месяц напиваться два раза – это лучше; если один раз – еще похвальнее, а если совсем не пьет, то что может быть лучше этого? Но где же найти такое средство, а если найдут, то оно достойно всякого почтения.
34. Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства. Раздел имущества основывается на таком положении, что старший получает больше младших; меньший же сын наследует хозяйство отца. Старшинство детей рассматривается соответственно степени их матери, из числа жен одна всегда старшая преимущественно по времени брака.
35. По смерти отца сын распоряжается судьбою его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их замуж за другого.
36. Строжайше воспрещается пользоваться чем-либо из вещей покойного, за исключением законных наследников...
38. (Об освобождении духовных лиц всех исповеданий от повинностей.)
39. Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором (ханом), если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете.
40. Запрещается главам народов и племен, подчиненных монголам, носить почетные титулы.
41. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности...
46. (О соблюдении некоторых правил при убое животных в пищу.)
47. (О разрешении употреблять в пищу кровь и внутренности животных.)
48. (Список преимуществ по службе и льгот начальникам и офицерам Империи.)...
50. (Разные наказания, положенные за кражу: от смертной казни до телесного наказания – от 7 до 700 ударов.)
51. Никто из подданных Империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом. Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии.
52. (О запрещении под страхом смерти скрывать беглых рабов, кормить их и т.п.)
53. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки в первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц (далее следуют обязанности жены по дому и хозяйству). Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой (далее – о правах потомства от разных жен).
54. Прелюбодеяние наказывается смертью. Виновные в таковом могут быть убиваемы на месте преступления.
55. (О разрешении родителям заключать брачные условия между малолетними детьми и пр.)
56. Воспрещается купаться или мыть одежду в проточной воде во время грозы.
57. Шпионы, лжесвидетели, все люди, подверженные постыдным порокам, и колдуны приговариваются к смерти...
Когда Чингисхан устанавливал основные правила и наказания к ним и все передал письменно в книге, повествует ал-Макризи, он дал наименование Ясы или Ясака. Макризи далее сообщает: «Когда редакция книги была окончена, он (Чингисхан) велел эти законы вырезать на стальных досках, и сделал их кодексом для своей нации...»
(По разным источникам)

Билик Чингисхан сказал: дети их не слушали нравоучительных мыслей отцов, младшие братья не обращали внимания на слова старших; муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа, свекры смотрели неблагосклонно на невесток, а невестки не уважали свекров, большие не воспитывали малых, а малые не соблюдали наставления старших; вельможи стояли близко к сердцу служителей, а не приводили под власть людей внешних, люди богатые видели добро, но не делали могущественными правительствующих лиц и не давали укрепления; юсун, язык и путь разума и довольства не был известен.
По той причине были оппозиционеры, воры, лжецы, возмутители и разбойники. Таким людям в собственном их жилище не являлось солнце, т.е. они грабили; лошади и табуны не имели покоя; лошади, на которых ездили в авангарде, не имели отдыха, пока неизбежно те лошади не умирали, издыхали, сгнивали и уничтожались. Таково было это племя без порядка, без смысла.
Когда явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ, и он управлял ими посредством твердо укрепленного закона. Тех, которые были умны и молодцы, сделал беками (начальниками) войска; тем, которые были проворны и ловки, дав на руки их принадлежности, сделал табунщиками; глупых, давши им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой-то причине дело его (Чингисхана), словно молодой месяц, возрастает со дня на день; от Неба, силою Всевышнего Бога, нисходит победоносная помощь, а на земле помощью его явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликованья и пированья, а зимние кочевки приходились приятные и соответственные. Когда благостью Великого Бога я обрел эти значения и изыскал сам собой эти мысли, то по этой причине спокойствие, ликованье и пированье достигли и до сего времени. После этого и до пятисот лет, до тысячи, десяти тысяч лет, если потомки, которые родятся и займут мое место, сохранят и не изменят таковой юсун и закон Чингисхана, который от народа ко всему пригоден, то от Неба придет им помощь благоденствия, непрерывно они будут в веселье и пированье; Господь мира (Вселенной) ниспошлет им благоденствие; люди будут молиться за них, они будут долговечны, и будут наслаждаться благами. На это следуют следующие изречения:
1. От добротности, строгости – прочность государства.
2. Если у детей множества государей, которые явятся после этого (его), вельможи, богатыри и беки, находящиеся у них, не будут крепко соблюдать закон, то дело государства потрясется и прервется. Опять будут охотно искать Чингисхана и не найдут.
5. Всякий, кто может очистить внутри у себя, тот может очистить владение от воров...
7. Всякое слово, в котором согласились трое сведущих (умных), можно сказать всюду; в противном случае нельзя полагаться на него.
Сравнивай слово свое и слово других со словами сведущих: если оно будет в согласности, то можно сказать, в противном же случае никак не должно говорить.
8. Всякий, идущий к старшему, не должен говорить ни слова, пока тот старший не спросит; тогда сообразно вопросу пусть соответственно ответит. Если он скажет слово прежде – хорошо, коли услышит; в противном случае он кует холодное железо.
9. Всякая лошадь, бегущая хорошо и в жирном теле, и если она побежит также в полтеле, такую лошадь можно назвать хорошей.
Но нельзя назвать хорошей лошадь, которая бежит хорошо только в одном из этих положений...
12. Всякое слово, которое сказали, думаю, что оно сильно, если его скажут серьезно, а если шутя – нельзя исполнить.
13. Каким образом человек знает себя, пусть узнает и других.
14. Мужчина не есть солнце, чтобы являться во всех местах людям; жена должна, когда муж займется охотой или войной, держать дом в благолепии и порядке, так что если заедет в дом гонец или гость, увидит все в порядке, и она приготовит хорошее кушанье, и гость не будет нуждаться ни в чем, непременно она доставит мужу хорошую репутацию и возвысит имя его в собраниях, подобно горе, воздымающей вершину. Хорошие мужья узнаются по хорошим женам. Если же жена будет дурна и бестолкова, без рассудка и порядка, будут от нее видны дурные качества мужа. Полустишие к этому: в доме все походит на хозяина...
16. Мы отправляемся на охоту и убиваем много горных быков; мы отправляемся на войну и убиваем много врагов. Когда Всевышний Бог дает путь, и так облегчается дело, они забывают и изменяются...
19. После нас род наш будет носить златом шитые одежды, есть жирные и сладкие яства, ездить на добронравных лошадях, обнимать благообразных женщин, и не скажут: (все это) собрали отцы и старшие братья наши, и забудут нас и тот великий день, (когда это было).
20. Человек, пьющий вино и водку, когда опьяняется, не может ничего видеть и становится слеп. Когда его зовут, он не слышит и становится нем; когда с ним говорят, он не может отвечать. Когда становится пьян, то бывает подобен человеку, находящемуся в положении умершего: если хочет сесть прямо – не может; и будет словно человек, которому нанесли рану в голову, оставаться бесчувственным и ошеломленным. В вине и водке нет пользы для ума и искусства, нет также добрых качеств и нравов; они располагают к дурным делам, убийствам и распрям; лишают человека вещей, которые он имеет, и искусств, которые знает, и становятся постыдны путь и дела его, так что он утрачивает определенный путь. Государь, жадный к вину и водке, не может произвесть великих дел, мыслей и великих учреждений. Бек, жадный к вину и водке, не может держать в порядке дела тысячи, сотни и десятка. Простой воин, который будет жаден в питье вина, этот человек подвергается весьма большому столкновению, т.е. его постигнет великая беда. Человек простой, т.е. из черни, если будет жаден к питью вина, лишится лошади, стада и всего своего имущества и станет нищим. Слуга, жадный к питью вина, будет проводить жизнь непрерывно в смущении и страдании. Эти, вино и водка, не смотрят на лицо и сердце опьяненных, опьяняют и хороших и дурных и не говорят: дурен или хорош. Руку делают слабой, так что она отказывается брать и от ремесла своего; ногу делают нетвердой, так что отказывается от движения и прихождения, сердце и мозг делают слабыми, так что они не могут размышлять здраво: все чувства и органы разумения делают непригодными. Если нет уже средства от питья, то должно в месяц напиваться три раза: если перейдет за три – проступок; если в месяц два раза напиваться, это лучше, а если один раз – еще похвальнее, а если не пьет, то что может быть лучше того? Но где найдут такого человека, который бы не напивался? Если найдут, то он достоин всякого почтения.
21. Чингисхан во время, когда предпринял поход в области китайские и пошел войною на Алтан-хана, по способу, как было определено им, он один находился на вершине холма, развязал пояс, положил на шею, развязал завязки плаща, пал на колени и сказал: «О, древний Господь! Ты знаешь и ведаешь, что прежде Алтан-хан произвел смуту и начал вражду. Он убил безвинно Укин-Бархаха и Амбагай-хана, которых схватили племена татарские и послали к нему, а это были старшие братья отца и деда моего. Я есмь ищущий их возмездия и мщения. Если знаешь, что это намерение мое правое, ниспошли свыше в помощь мне силу и победоносность и повели, чтобы мне помогали свыше ангелы, люди, пери и дивы и оказывали мне вспоможение».
Такое он, молясь, произнес воззвание с наисовершеннейшим смирением. После того он отправился и двинулся. По причине чистоты и правого намерения он одержал победу над Алтан-ханом, который был такой могущественный и великий государь, у которого не было конца многочисленному войску, обширному государству и твердым крепостям его. Он овладел всеми теми его областями и детьми его.
22. Однажды Чингисхан остановился на холме, называемом Алтай, и, бросив взгляд на стороны и окрестности и, видя орды и служителей, сказал: стрелки и воины мои чернеют подобно многочисленным лесам; жены, невестки и девушки алеют подобно красноцветному пламени.
Попечение и намерение мое состоит в том, чтобы услаждать их рот пожалованием сладкого сахара, украшать перед, зад и плечи их парчовыми одеждами, сажать их на хороших меринов, напоить их из чистых и вкусных рек, соблаговолять их четвероногим хорошие и обильные травою места, приказывать удалять с больших дорог и путей, которые служат путями для народа, сор, сучья и все вредное; и не допускать расти в юрте комочкам и терну.
23. Если из нашего рода кто-либо попустит вопреки утвержденному закону один раз, пусть его усовещивают словом; если сделает вопреки два раза, пусть действуют на него красноречием; в третий раз же пусть пошлют его в отдаленное место Балджиюн-Хульджур. Когда он сходит туда и возвратится – он будет внимателен. Если же он не образумится, пусть посадят его в оковы и тюрьму. Если выйдет оттуда добронравным и образумившимся – очень хорошо; в противном же случае пусть соберутся все родственники, составят общее совещание и положат, что с ним делать...
26. Когда он послал Мухали-гована с войском в Нанкиясу (Китай) и тот, взяв 72 крепости той страны, отправил посла на служение к Чингисхану с извещением о своих завоеваниях и спрашивал, будет ли позволение возвратиться или нет, то последовало повеление ярлыка, чтобы не останавливаться до тех пор, пока не возьмет других крепостей. По возвращении посла Мухали-гован спросил: «Когда ты пришел на служение к Чингисхану и доложил речь, что он сделал?» Тот сказал: «Он сжал большой палец». Мухали-гован спросил: «Мне также положил палец?» Ответ: «Положил». Мухали сказал: «Посему не напрасно я до самой смерти служу и оказываю совершенное старание и усердие». Еще спросил: «Другой кому положил палец?» Положить палец знак повышения в заслугах. Посол ответил: «Он положил палец: Боорчу, Борохулу, Хубилаю, Джилогену, Хараджару, Джадаю, Бадаю и Кишлыку, всем им, и (Чингисхан) сказал: все они позади и впереди меня служили искусно помощью и пособиями, хорошо пускали стрелы, держали в поводу заводных лошадей, ловчих птиц на руке и охотничьих собак в тороках»...
28. «Однажды я ехал с Боорчу. Двенадцать человек на вершине горного хребта сидели в засаде. Боорчу ехал сзади. Я не дождался его и, понадеявшись на силу и мощь свою, кинулся в атаку на них. Все они двенадцать вдруг пустили стрелы, и со всех сторон около меня летели стрелы, а я шел в атаку, как вдруг одна стрела попала мне в рот. Я упал и от сильной раны впал в беспамятство. В ту пору Боорчу прибыл и увидел меня, что я от раны, подобно человеку, находящемуся в агонии, дрыгаю ногами по земле и катаюсь как шар. Тотчас он нагрел воды и принес. Я выполоскал горло и выплюнул запекшуюся кровь. Ушедшая душа опять пришла к телу: обнаружились чувства и движения. Я встал и кинулся в атаку. Они испугались моей крепости, бросились с той горы вниз и отдали душу. Причина тарханства Боорчу-нойона есть та, что в такое время он оказал похвальное старание».
29. Чингисхан во время молодости одним ранним утром встал со сна. Несколько темных волос в локонах его побелели. Собрание приближенных спросило: «О, Государь! Твой юношеский возраст счастливый, ты еще не достиг начала старости. Каким же образом явилась седина в твоих локонах?» Он сказал в ответ: «Так как Всевышний Господь восхотел сделать меня старшим и вождем тем и тысяч и водрузить чрез меня знамя благоденствия, то и явил на мне знак старости, который есть знак старшинства».
30. Однажды Чингисхан спросил у Боорчу-нойона, который был главой беков: «Наслаждение и ликование человека в чем состоит?» Боорчу сказал: «Состоит в том, чтобы человеку, взяв на руку своего сокола сине цветного, который питался керкесом и зимой переменил перья, и сев на хорошего мерина откормленного, охотиться ранней весной за синеголовыми птицами и одеваться в хорошие платья и одежды». Чингисхан сказал Борохулу: «Скажи также и ты».
Борохул сказал: «Наслаждение состоит в том, чтобы животные, подобные кречету, летали над журавлями, пока не низвергнут их с воздуха ранами когтей и не возьмут их».
После того спросил так же у детей Хубилая, они ответили: «Блаженство человека состоит в охоте и в умении заставить (по своему желанию) птиц летать». Тогда Чингисхан ответил: «Вы (все) нехорошо сказали. Наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его из корня, взять то, что он имеет (самого дорогого), заставить вопить служителей их, заставить течь слезы по лицу и носу их, сидеть на их приятно идущих жирных меринах, любоваться розовыми щечками их жен и целовать, и сладкие алые губы – сосать».
(По разным источникам)

Реферат

На тему: «ЯСА ЧИНГИСХАНА»

Выполнила: Шабанова Эсмира

Алматы 2010

1. Условия принятия Ясы

Образование Еке Монгол улуса («Великого Монгольского государства» – так стало

называться созданное Чингисханом государство с 1211 г.) в начале XIII в. вызвало

необходимость выработки общих, закрепленных письменно правовых норм и

законодательных уложений для управления обширной державой. К реализации этой

цели было приспособлено обычное право, подвергшееся кодификации и изменениям,

отвечающим новым условиям. Свод законов и установлений получил название «Великая

Яса» или просто «Яса» Чингисхана.

Яса (более полная форма «ясак»; монгольское – дзасак, йосун) означает

«постановление», «закон». «Яса» Чингисхана – санкционированный Чингисханом

монгольский свод законов и установлений. Новое законодательство формировалось

десятилетия, с одной стороны, долго, а с другой – моментально. Для всех монгольских

в 1206 году, одновременно с провозглашением Темучина Чингисханом всей Великой

степи. Но и после этого «Яса» дополнялась и расширялась. Это произошло в 1218 г.,

перед войной с Хорезмийским султанатом, и в 1225 г. перед завоеванием Тангутского

царства. Но элементы нового стереотипа поведения начали слагаться, надо полагать, до

1206 г., что вызвало резкое сопротивление всех ревнителей старины, для которых личная

свобода и безответственность были дороже государственного порядка. Вместе взятые,

все эти реформы и их воплощение создали основу нового монгольского императорского

закона – Великой Ясы Чингисхана.

В монгольской летописи «Чиндаманин Эрихэ» говорится: «По изгнании Алтан-

хана китайского и подчинения своей власти большей части китайцев, тибетцев и

монголов, Чингисхан, владея великим просветлением, так Думал: законы и

постановления китайцев тверды, тонки и непеременчивы. И при этой мысли, пригласив

к себе из страны народа великого учителя и 18 его умных учеников, Чингисхан поручил

им составить законы (йосон), из которых исходило бы спокойствие и благоденствие для

всех его подданных, а особенно книгу законов (хули-йосони билик) для охранения правления его. Когда, после составления, законы эти были просмотрены Чингисханом, то

он нашел их соответствующими своим мыслям и составителей наградил титулами и

похвалами».

«Яса» Чингисхана, которая возводила всякий проступок, даже простую

человеческую халатность или неосторожность в ранг преступления и предусматривала

строгое наказание, вплоть до смертной казни, признается «чрезвычайно строгой» даже

официальным историком Монгольской империи Рашид ад-Дином. «По мере того, как

русские знакомились с монгольским уголовным правом, они становились готовыми

принять некоторые принципы монгольского права, – утверждает Г.В. Вернадский. –

Даже Владимирский-Буданов, который в целом преуменьшал монгольское влияние на

Россию, признает, что и смертная казнь (неизвестная Русской Правде Киевской Руси), и

телесные наказания (применяемые только к рабам в Киевской Руси) были включены в

право Московии под влиянием монголов». В.А. Рязановский в своем исследовании

также отмечал, что в сфере русского уголовного права результатом монгольского

влияния было «введение смертной казни, наказания кнутом, пыток – чего не было в

Русской Правде и почти не было в Псковской судной грамоте».

Однако, как мы уже отмечали, не для всех «Яса» стала законом, который должен

был неукоснительно соблюдаться. Это касалось, прежде всего, Чингизидов. Чингисхан

повелел: «Если кто-нибудь из нашего уруга единожды нарушит Ясу, которая

утверждена, пусть его наставят словом. Если он два раза ее нарушит, пусть его накажут

согласно билику, а на третий раз пусть его сошлют в дальнюю местность Балджин-

Кулджур. После того, как он сходит туда и вернется обратно, он образумится. Если он

не исправился, то да определят ему оковы и темницу. Если он выйдет оттуда, усвоив

адаб (нормы поведения), и станет разумным, тем лучше, в противном случае пусть все

близкие и дальние его родичи соберутся, учинят совет и рассудят, как с ним

поступить».

Кроме того, в империи было немало людей из военной аристократии, которым сам

Чингисхан и его преемники даровали титулы, награды и привилегии за их особые

заслуги перед государем и государством. Такие привилегированные люди назывались

тарханами. По утверждению Джувейни, привилегии тарханов заключались в

следующем: 1) они были освобождены от всяких податей; 2) вся добыча, захваченная

ими на войне или на охоте, составляла их полную собственность; 3) во всякое время они

могли входить во дворец без всякого разрешения; 4) они привлекались к

ответственности только за девятое совершенное ими преступление (при этом, однако,

имелись в виду только те преступления, которые влекли за собой смертную казнь); 5) во

время пира тарханы занимали почетные места и получали по чарке вина.

Всюду в «Ясе» мы видим строгую соподчиненность в административно-

политическом отношении. Вот поэтому, видимо, российское самодержавие не имело

аналога на Западе и было так близко и понятно для степной зоны Евразии. В вассальных

уделах, в том числе и на Руси, монголами сохранялось прежнее правление. В то же

время, оставляя старую династию во главе местной администрации, монголы

одновременно ввели для контроля над деятельностью местных вассальных правителей

специально назначенных наместников – баскаков, осуществлявших надзор за

исполнением законов на местах, связь с метрополией, им было придано войско для

сбора дани.

Требовалось также определить имя народа, ядром которого стали верные

сторонники Чингисхана вместе с их семьями и домочадцами. Тогда они назывались

«монголы», и это название официально закрепили за вновь сформированным народом-

войском. Самым примечательным обстоятельством было то, что монгольское войско

выросло с тринадцати тысяч добровольцев до ста десяти тысяч регулярной армии.

Пополнение произошло за счет включения в орду побежденных народов – кереитов и

найманов. Важно, что, оказавшись в армии победителя, они ни разу не проявили__ нелояльности новому хану, а это значит, что для них были созданы приемлемые условия

существования. Ведь на каждого монгольского ветерана приходилось десять

новобранцев-военнопленных, привыкших бунтовать даже против своих племенных

ханов. Чингисхан «направил на путь истины всеязычное государство и ввел народы под

единые бразды свои». В этой армии сила была на стороне побежденных, но они быстро

стали верноподданными. Думается, что здесь сыграла решающую роль степная традиция

централизованной сильной власти, способной противостоять оседлым соседям:

чжурчженям, тангутам и мусульманам. Сменив кличку «цзубу» (прозвище, означающее

«пастухи-кочевники») на гордое имя «монгол», они ничего не проиграли, а те, кто не

хотели жить в объединенном государстве, ушли на запад и продолжили войну. Это были

меркиты и часть найманов. Остальные перенесли свои симпатии на Чингисхана.

Курултай стал высшим органом власти, и только он имел право доверить функции

управления определенному лицу, именуемому в дальнейшем ханом. Своеобразно

трактует его миссию Н.М. Карамзин: «Сей отрок, воспитанный материю в простоте

жизни пастырской, долженствовал удивить мир геройством и счастьем, покорить

миллионы людей и сокрушить государства, знаменитые сильными воинствами,

цветущими искусствами, науками и мудростию своих древних законодателей».

2. Общая характеристика Ясы.

Яса (более полная форма ясак, монг. – дзасак) означает «постановление», «закон».

В.А. Рязановский, занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: "Слово Яса означает запрет, устав, закон... Великая Яса представляет письменный законодательный памятник, изданный Чингисханом. Академик В.В. Бартольд в труде "Туркестан в эпоху монгольского нашествия" дал следующее научное пояснение этого слова: "Яса - постановление, закон, более полная форма ясак выход к арабскому слову (монг. Дзасак).

Академик Б.Я. Владимирцов в книге Чингисхан (1922 г.) писал: "Чингисхан... оставил своим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства, которые и были изложены им в его установлениях это Джасаке и его Изречениях - Билике. По мнению калмыцкого историка Эренжина Хара-Давана, Большой Джасак Чингисхана как бы состоял из двух крупных разделов.

Современный исследователь Чингисхана Е.И. Кычанов полагает, что Яса не являлась систематизированным сводом законов, она включала ярлыки - приказы, ясак - законы, билик - поучения. Несомненно, есть и другие высказывания и суждения по этому вопросу, но каждое из них заслуживает внимания и, бесспорно, может существовать как научная точка зрения. По словам Джувейни, законы и постановления Чингисхана были написаны на свитках («тумар») и хранились у наиболее авторитетных царевичей – знатоков Ясы. Яса не сохранилась в подлиннике и известна лишь в отрывках и сокращенных изложениях. Наиболее подробные сведения о постановлениях Ясы даны у Джувейни и у арабского писателя XV в. Макризи. Продолжительное время Яса оставалась для монгольских государей высшим авторитетом. Члены ханского рода, отступившие от Ясы, строго наказывались в соответствии с изречениями Чингисхана, называвшимися тюркским словом «билик» (знание).
Созданная Чингисханом система права отвечала запросам и потребностям феодализирующегося монгольского общества. В ней законодательным путем были закреплены лишь те из прежних норм обычного права, которые соответствовали интересам феодально-кочевой знати, а также вновь созданные.
Яса Чингисхана регламентировала лишь нормы кочевой жизни. В большинстве покоренных монголами стран, в частности, в Средней Азии, где издревле существовала своя правовая традиция, подчинить население новому праву было чрезвычайно трудно. Правовая система монголов, выработанная на основе обычного права кочевников и преимущественно для кочевников, в иных условиях оказывалась крайне неудобной.Многие стороны социально-бытовой и общественной жизни, в частности юга и юга-востока Казахстана, оставались вовсе не регламентированными Ясой, а отдельные ее предложения вступали в противоречие с мусульманским религиозным правом и обычаями местного населения. На этой почве возникали столкновения между блюстителями Ясы и местным населением, оборачивавшиеся, как правило, трагедией для последнего.
Однако с течением времени Чингизиды и военно-кочевая знать все больше воспринимали традиции мусульманской культуры и государственности и все менее следовали в своей жизни предписаниям Ясы. По словам Хамдаллаха Казвини, «у монголов нет обычая обитать в городах, и это противно Ясаку Чингисхана». Между тем именно это требование наиболее часто нарушалось самими Чингизидами, как в улусе Джучи, так и в улусе Чагатая. Особенно среди кыпчакской знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право – шариат.


История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана

Монголо-татары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингисхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы. Чем же была Монгольская империя и кем был Чингисхан, создавший ее ровно 800 лет назад?

В 12 веке на территории Монголии не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности - улусы. Вели они полуоседлый образ жизни. В конце 12 в. среди монгольских племен возвышается род Есугея, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа - «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была предана Темучину. В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Чингисхан, что означало «властитель океана». На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве.

«Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингисхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть.

В Ясе отчетливо прослеживаются идеи императорского государства и императорского права. Весьма вероятно, что одним из этих источников были китайские государственно-правовые понятия.

Так же вероятно, на Ясу повлияла христианская идея Вселенской Империи. В первой редакции Яса была утверждена Чингисханом вскоре после победы его над найманами и кереитами, а как раз среди обоих этих народов христианство - несторианского толка - было сильно развито. Известно, что в результате включения найманов и кереитов, а позже уйгуров, в монгольское государство христианство стало играть немаловажную роль при дворе самого Чингизхана и его преемников. Некоторые из влиятельных сановников молодой империи были христианами по вере. Можно думать, что именно через них христианская идея Вселенской Империи, покоящейся на религиозных основаниях, могла быть воспринята Ясою.

Но имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самого Чингисхана как творца Ясы. Следует признать, что Чингисхан был не только гениальным полководцем, но и государственный деятель крупного размаха.

По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Хранителем Ясы Чингис назначил еще при жизни своей старшего сына Джагатая.

Каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за это время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» - таков был указ первого хана Золотой Орды.

Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законодательства Чингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Сюда относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти прямо ссылаются на Великую Ясу, как основной источник указанной правоспособности ханов.

Мы должны отличать Великую Ясу от местных яс (судебников) улусного значения. Несмотря на наличие этих постепенно развивавшихся судебников, Великая Яса долго после распадения Монгольской Империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи.

Значение «Ясы» по нормам международного права

Общей задачей международного права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна была быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле Хана, или, при отказе подчинения - путем войны. В дошедших до нас фрагментах Ясы на эти общие цели международного права и международной политики монголов сохранились лишь намеки: «Когда (монголам) нужно писать к бунтовщикам или отправлять к ним послов, не надо угрожать надежностью и множеством своего войска, но только объявить: если вы подчинитесь, обретете доброжелательство и покой. Если станете сопротивляться - что мы знаем? Бог Всевечный знает, что с вами будет». Из этого предписания Ясы видно, что Чингисхан верил, что сам он и его народ находятся под покровительством и руководством божественного Провидения. «И в этом (монголы), - замечает Абуль Фарадж, - показали уверенность, возложенную ими на Господа. И этим они побеждали и побеждают». Чингисхан сам не принадлежал ни к одному из определенных вероисповеданий, но вероятно был проникнут глубоким религиозным чувством. Он подолгу беседовал с мудрецами различных вер относительно коренных вопросов жизни и правления, например, достоверно известно о его беседах с даосским монахом Чан-Чуем.

Задачи международной политики монголов довольно ясно выражены в дипломатической переписке монгольских ханов с Римским Папой и некоторыми европейскими государствами. Руководимый верой, или своими целями, Чингис и требовал вселенского признания своей власти. Все враги его империи в его глазах лишь «бунтовщики». Одним из основных положений международного права Ясы была определенная форма объявления войны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения.

Другим важным началом международного права монголов нужно считать неприкосновенность послов, хотя в дошедших до нас фрагментах Ясы об этом ничего и не говорится. Но поход на Туркестан в 1219 году предпринят был Чингисханом для отместки за убийство послов Хорезмшахом Мохаммедом. И русские князья в 1223 года навлекли на себя гнев монголов именно избиением монгольских послов, результатом чего и была катастрофа на Калке. О почете, с которым Чингис относился к послам видно из того, что согласно Ясе, послы имели право бесплатно пользоваться ямскою службою империи.

Управление государством и административные распоряжения по «Ясе»

Верховная власть, по Ясе, сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещается «давать (царям и знати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому, кто на троне сидит, один только титул приличествует - Хан или Каан».

С первоначальной точки зрения монгольского государственного права только монголы составляли государственно дееспособный народ в империи. И только в период междуцарствия народ монгольский мог осуществлять в полной мере свое право, принимая участие в избрании нового хана. Всякий новый хан должен по рождению принадлежать к дому Чингиса. После смерти правящего хана члены его рода, высшие сановники, войска, племенные и родовые старейшины сходятся вместе на Курултай, на котором и производится избрание нового хана. Избранным должен быть наиболее способный из потомков Чингисхана. Никто не может быть ханом без утверждения на Курултае.

С избранием нового хана политическая роль народа кончается. Курултаи, собираемые ханами по различным вопросам во время их царствований, были, в сущности, лишь совещаниями офицеров армии и родовых старейшин для принятия к сведению и исполнению решений хана по поводу предстоящего похода или других важных дел.

Общественный строй монголов и турок основан был на племенном и родовом праве. В сохранившихся отрывках Великой Ясы находим мало указаний на внутренние социальные отношения монгольских племен и родов.

Империя Чингисхана основана была на всеобщем прикрепления населения к службе государству. Каждый имел свое определенное место в войске или податном участке, и с этого места он не мог сойти. «Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка, где он был сосчитан. Иначе да будет казнен он сам и начальник той части, которой его принял».

Этот принцип крепости лица государству можно сравнить с Московским царством 16-17 веков.

В компиляции Ясы Пети де ла Круа мы находим такое постановление касательно обязательной службы:

«Чтобы изгнать праздность из своих владение, он (Чингисхан) повелел всем своим подданным работать на общество так или иначе. Те, кто не шел на войну, должны были в известное время года работать определенное количество дней на общественных постройках или делать иную работу для государства, а один день каждую неделю работать на Хана».

Каждый начальник, будь он даже высшего ранга, должен беспрекословно подчиняться всякому приказу Хана, хотя бы преданному через гонца низшего служебного ранга.

Женщины также обязаны были служебной повинностью, замещая мужчин, не являвшихся на призыв.

Прикрепление к службе соединятся с другим началом - равенства в несении служебных тягот. Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равное напряжение и не позволяется ни на кого возлагать чрезмерных тягот.

Равенство в труде требует равенства в пище. Яса воспрещает кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.

Некоторые группы населения могли быть изъяты из-под действия общего крепостного устава или освобождены от податной повинности. Такие изъятия делались иногда по религиозным соображениям (ханские ярлыки церквам), иногда же по соображениям особой ценности для государства изымаемых из общего крепостного устава групп (врачи, техники, ремесленники).

Изъятие делались в пользу упомянутых разрядов населения ввиду того, что от них ожидалась служба специального характера, которая не могла быть согласована с общим уставом.

О применении этого закона в действительной жизни лучше всего свидетельствуют ханские ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти обеспечивали русскому духовенству свободу от военной службы и податей. Они были возобновляемы при каждой смене хана в Золотой Орде. В ярлыках этих встречаем прямые ссылки на Великую Ясу.

Помимо духовенства, изъятия от действия крепостного устава давались врачам и юристам. Техники и ремесленники, будучи изъяты от действия общего устава, подлежали трудовой повинности по их специальности.

Общая задача управления, согласно Ясе, - поддержание мира и порядка: «…подчинились Чингисхану, он осудил некоторые их обычаи, как например воровство и прелюбодеяние, и решил уничтожить их, чтобы украсить свои государства порядком и справедливостью. Города и большие дороги стали свободны и открыты купцам всякого рода. Он хотел обеспечить из такой безопасностью и спокойствием, чтобы каждый в пределах его господства мог нести на голове золото без всякой опасности (быть ограбленным) так, как люди носят простые горшки».

Согласно с этими целями, одной из важнейших задач управления сделалось устройство почтовых станций (ямов) по всем имперским путям. Устройство ямов было распределено между населением страны так, что на каждые две тьмы возлагалось попечение об определенном участке дороги.

В добавление к таким основным отраслям внутреннего управления, как ямское и податное дело, по некоторым вопросам более узкого значения издавались особые указы, иные из которых включены были в Ясу. Было три таких вида указов:

Указ, предписывающий каждому под страхом смерти возвращать беглого раба законному собственнику.

Указы, предписывающие соблюдение известных правил убоя скота в соответствии с монгольскими обычаями.

Указы, предписывающие соблюдение известных правил для вхождения в воду и мытья одежды в воде или, в некоторых случаях, запрещение этих действий. Мотивы, обусловившие издание этих указов, двоякого характера. С одной стороны, здесь оказывается ритуалистический страх перед природой - боязнь осквернения человеком одной из основных стихий, что могло бы оскорбить Верховное Существо.

С другой стороны, тут действовали весьма практические – можно сказать, научные - соображения: желание избежать поражения людей молнией, в случаи если они соприкоснуться с водой во время грозы. Запрещение входить в воду и мыть одежду в воде первоначально имело силу лишь на время грозы.

Благодаря преобладанию так называемого натурального хозяйства у монголов и турок задачи финансового управления в первоначальном монгольском государстве не могли быть особенно сложными. Начальники и воины должны были сами озаботиться относительно коней, фуража и некоторого количества съестных припасов для похода. Во время похода монгольское войско продовольствовалось за счет врага и военной добычи.

Однако по мере расширения монгольской империи, содержание и ханского двора, и административных учреждений потребовало установления более постоянной системы обжалования. По всей вероятности, Яса содержала в себе довольно разработанный податной устав, но у Джувейна находим лишь краткую заметку об этом. «После того как страна и народы подчинены были владычеству (монголов), установлена была перепись и назначены податные титулы согласно участкам десятков, сотен и тысяч; также определены: набор армии, ямская служба повинности и фураж для скота, не говоря о денежных податях, да сверх всего наложен был еще копчур».

К вышеозначенным податным титулам следует прибавить еще тьмы, о которых говорится в ямском уставе. Податное устройство приспособлено было таки образом к войсковым частям. Следует заметить, что именно так и было организовано податное управление на Руси после монгольского завоевания.

Установлено были подати и натурой и деньгами. В расчет должна быть принята и трудовая повинность населения.

Важным источником дохода должна была являться и военная добыча, особенно в первое время расширения империи.

Собственность умерших должны унаследовать их дети, и нельзя ее переводить в государственный фонд.

Государство по ясе было военно-феодальным и управлялось военной силой. Командиры получили награды соответственно заслугам, а не по праву рождения. Воины были разверстаны по десяткам, сотням и тысячам и были обязаны служить с четырнадцати до семидесяти лет. Для наблюдения за порядком кроме стотысячной армии была создана десятитысячная гвардия, несшая службу по охране ханской юрты. Гвардия (кешикташ) была создана из знатных воинов, лично преданных Чингисхану. В составе гвардии выделялась также тысяча самых преданных и сильных воинов- «багатуров».

Наказаний было установлено два: смертная казнь и ссылка на пустынный север Монголии. Отличительной чертой этого установления было введение наказания за неоказание помощи в беде боевому товарищу. Этот закон назывался Яса, и хранителем Ясы (верховным прокурором) был назначен второй сын Чингисхана, Чагатай. В столь воинственном и разноплеменном людском скопище было необходимо поддерживать строгий порядок, для чего всегда требуется реальная сила. Чингисхан это предусмотрел и из числа наиболее проверенных воинов создал две стражи, дневную и ночную. Они несли круглосуточное дежурство в орде, находились неотлучно при хане и подчинялись только ему. Это был монгольский аппарат принуждения, поставленный выше армейского командного состава: рядовой гвардеец считался по рангу выше тысячника. Тысячниками же были назначены 95 нойонов, избранных войском.

В Ясе особое место отведено правилам охоты. «Когда нет войны с врагами, пусть предаются делу лова - учат сыновей, как гнать диких животных, чтобы они навыкали к бою и обретали силу и выносливость и затем бросались на врага, как на диких животных, не щадя (себя)».

Чингисхан рассматривал охоту как лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезное место в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним из важных факторов в экономической, социальной и государственной жизни монголов.

Большая облава требовала участия целых корпусов монгольской армии, чтобы окружать и загонять стада диких животных - хищных зверей, диких ослов, антилоп и т.д. Облава играла в подготовке армии приблизительно ту же роль, что большие маневры в настоящее время.

Вся кампания иногда растягивалась на два-три месяца. Каждая небрежность или нарушение приказа со стороны начальника и рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел право первенства в стрельбе; затем выступали сановники и военачальники, и наконец рядовые войны. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на разводку.

Известно, что Чингисхан придавал большое значение развитию торговли. Одной из главных задач его управления было обеспечение безопасности торговых путей. Принимая это во внимание, мы можем думать, что Яса содержала в себе более или менее разработанный торговый устав. «Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».

Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, то его должны были увещать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего рода должно было решить, что с ним делать.

В отношении общего судопроизводства можно здесь сослаться на один из существующих фрагментов Ясы. По этому фрагменту, для силы словесного утверждения необходимо три свидетеля. При наличии письменных документов правила были вероятно, другие.

Нормы разного вида права по Ясе

Основной задачей уголовного права Ясы является обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Эта задача обрисована армянским историком Магакией в таких выражениях: Яса предписывает «во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».

Основной своей идеальной задачи уголовное право Ясы стремится на практике достигнуть путем самых жестоких санкций.

Яса считает преступлением, подлежащим наказанию, следующие виды проступков: а) преступления против религии, нравственности и установленных обычаев; б) преступления против хана и государства; в) преступления против жизни и интересов частных лиц.

Главным видом этих преступлений против государства признается нарушение крепостного устава, в особенности со стороны высших начальников. К этому же разряду следует отнести то, что запрещалось употреблять монгола в качестве подневольного слуги. На первый взгляд эту норму кажется естественным отнести к следующему разделу (преступления против свободы лица). На самом деле истинным мотивом этого указа было намерение не давать людям ускользнуть в частную зависимость от крепостной служебной повинности государству.

Лишь один из дошедших фрагментов Ясы посвящен убийству, и в нем говорится об убийстве по отношению к специальным категориям лиц - мусульман и китайцев. Все другие случаи нарушения интересов частных лиц относятся к преступлениям против собственности. Главнейшие виды их следующие: увод или принятие чужого раба или пленника, конокрадство и увод скота, злостное банкротство.

В законе говорится: «Если дети не уважают родителей, младшие старших, жена не послушает мужа, подданный - управляющего, их следует серьезно наказать… Тех, кто распутствует с женами других, а мужчины между собой, их следует наказать казнью».

Чингисхан установил общественный порядок для укрепления господства монгольской империи и утвердил закон, который удерживал нацию кочевников в рамках твердого закона. Было указано: «Те, кто обманом уходят из дома (как будто для учебы в армию) и тайно бегут от уплаты налогов, то о них следует сообщить по службе и наказать совершившего преступление, чтобы таким образом прекратились случаи хитрого обмана и недостойного поведения».

Процитируем вкратце те положения закона, по которым следует наказание казнью: тех, кто убил людей, распутствовал с женой другого, мужчин, распутствовавших между собой, бежавшего раба и последовавших за ним, кто погубил других особо извращенным методом, кто поддержал одного из двух дерущихся, кто преднамеренно оклеветал других, кто лгал, кто третий раз растратил имущество других, находившееся на хранении, кто спрятал то, что нашел, кто не возвращал хозяину одежду, имущество и оружие, найденное в битве.

Эта строгость закона оказала благоприятное влияние на общественный строй и жизненный быт того времени, претворение закона было четким.

Дипломат Мин Хун Нанхядов в период правления Чингисхана не увидел внутри Монголии ссор и борьбы. Один писатель из далекой Аравии писал: «В Монголии не существовало краж лошадей». Посол Италии Плано Карпини, находясь в Монголии, писал: «В Монголии вообще нет внутренних распрей и борьбы, нет случаев убийства людей, все друг к другу относятся мирно и мягко, очень редко возникают какие-либо дела и тяжбы, так как нет воров и разбойников, сундуки и какие-либо вещи хранятся без замков. Иногда происходят случаи потери скота, нашедший его хранил у себя».

Уголовное право монгольского государства в рассматриваемом периоде и несколько позднее носило конкретный, казуальный характер. Многие из принятых и проверенных временем статей послужили в будущем основой для более поздних законодательств.

Сведения наши о частном праве Ясы весьма скудны. Это следует, вероятно, объясняет не дефективность существующих фрагментов Ясы, а тем обстоятельством, что вопросы частного права регулировались главным образом обычным правом, и потому Яса их касалась лишь отчасти.

В компиляции Пети де ла Круа находим известие, что Чингисхан издал закон о браке, в котором сказано было, «что мужчина должен покупать себе жену и что никто не должен жениться на девушке, с которой он в родстве первой или второй степени, но во всех других степенях брак разрешался…Многоженство было позволено, а также у употребление рабынь в качестве наложниц».

Сохранился фрагмент Ясы, согласно которому «по смерти отца сын распоряжается судьбой его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их за другого». Среди татар «управление имуществом семьи принадлежит женщинам. Они покупают и продают что и как найдут нужным. Мужчины занимаются охотою и войною и более ни во что не входят». «Дети, рожденные от рабынь, считаются столь же законными, как и рожденные от жен; но дети жен и в особенности дети первой жены пользуются особым почетом у отца».








План.

· История возникновения «Ясы».

· Влияние «Ясы» на право государства Чингисхана:

А. Международное право

Б. Государственное и административное право.

1. Верховная власть (Хан)

3. Крепостной Устав.

4. Тарханные привилегии (иммунитет)

5. Воинский Устав.

6. Охотничий Устав (Устав о лове).

7. Управление и административные распоряжения.

8. Податной Устав.

В. Уголовное право.

Г. Частное право.

Д. Торговое право.

Е. Судебное право.

Ж. Укрепление законов.

· Заключительный анализ.

· Список используемой литературы.

История возникновения «Ясы»

Монголотатары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингизхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы, Бичом Божьим, вторым Аттилой.

Но вот в конце XX века стали модные разнообразные «конкурсы» на звание «человека минувшего тысячелетия». И вдруг оказалось, что один из популярнейших кандидатов на эту роль – тот самый Бич Божий. «Вашингтон пост» написала, что никто не сделал превращения мира в современную «глобальную деревню» столько, сколько этот неграмотный кочевник. Так чем была Монгольская империя и кем был Чингизхан, создавший ее ровно 800 лет назад?

В XII в. на территории Монголии не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности – улусы. Вели они полуоседлый образ жизни.

В конце XII в. среди монгольских племен возвышается под Есучая, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа – «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была предана Темучину.

В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Денгиз-хан (Чингизхан), что означало «властитель океана». На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве.

Как удачно выразился историк Михаил Геллер: «Кочевое государство собой армию на марше».

«Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингизхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть.


В тех указах, что разсылал он по окружным странам, призывая их к повиновению, он не прибегал к запугиванию и не усиливал угроз, хотя правилом для властителей было грозиться множеством земель и мощностью сил и приготовлений. Наоборот, в виде крайнего предупреждения, он писал единственно, что если (враги) не смирятся и не подчинятся, то "мы-де что можем знать. Древний Бог ведает". В сем случае вспадает на ум размышление о слове тех, что полагаются на Бога: Рече Господь Всевышний: кто на Бога положится, то ему и довлеет, и всенепременно, что они в сердце своем ни возымели и чего ни просили, - все нашли и всего достигли.

Поелику Чингисхан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. Наоборот, ученых и отшельников всех толков он почитал, любил и чтил, считая их посредниками перед Господом Богом, и как на мусульман взирал он с почтением, так христиан и идолопоклонников миловал. Дети и внуки его по нескольку человек, выбрали себе одну из вер по своему влечению: одни наложили Ислам (на выи свои), другие пошли за христианской общиной, некоторые избрали почитание идолов, а еще некоторые соблюли древнее правило дедов и отцов и ни на какую сторону не склонились, но таких мало осталось. Хоть и принимают они (разные) веры, но от изуверства удаляются, и не уклоняются от Чингисхановой ясы, что велит все толки за один считать и различия меж ними не делать.

И еще у них похвальный обычай, что закрыли они двери чинопочитания, похвальбы званиями и (воспретили) крайности самовозвеличения и недоступности, кои в заводе у счастливцев судьбы и в обычае царей. Кто ни воссядет на ханский престол, одно имя ему добавляют Хан или Каан, и только. Более сего не пишут, а сыновей его и братьев зовут тем именем, что наречено им при рождении, будь то в лицо или за глаза, будь то простые или знатные. Когда пишут обращения в письмах, одно то имя пишут, и между султаном и простолюдином разницы не делают. Пишут только суть и цель дела, а излишние звания и выражения отвергают.

Ловитву Чингис Хан строго содержал, говорил, что-де лов зверей подобает военачальникам: тем, кто носит оружие и в боях бьется, надлежит ему обучаться и упражняться (дабы знать), когда охотники доспеют дичь, как вести охоту, как строиться, и как окружать дичь, по числу людей глядя. Когда соберутся на охоту, пусть высылают людей на дозор и осведомляются о роде и числе дичи. Когда не заняты военным делом, пусть непременно ревнуют об охоте и войско к тому приучают. Цель не только сама охота, а больше то, чтобы воины приобвыкали и закалялись, и осваивались со стрелометанием и упражнением. А как двинется хан на великий лов, - срок ему: едва наступит зимняя пора, - то рассылает приказы, чтобы те войска, что находятся в средоточии ставки и по соседству с ордами, готовились к лову, чтобы, как указано будет, столько то людей из десяти садилось на конь, и чтобы сообразно каждому месту, где будет охота, собрали они снасти, оружие и все другое. Тогда определяет (хан) правое и левое крыло и середину, распределяет их между великими эмирами, а (сам) выступает с катунями, наложницами, яствами и питиями. Кольцо для лова охватывается за месяц, либо за два-три месяца, и зверя сгоняют постепенно и полегоньку и берегутся, чтобы он не вышел за кольцо. А ежели каким разом выскочит зверь из круга, то станут обсуждать и расследовать причину до последней мелочи, и бьют на том деле палками тысяцких, сотников и десятников, часто случается, что и до смерти убивают. И ежели к примеру кто не соблюдает строя, что зовется у них перге, и выступят из него, либо отступят от него, наказание ему великое и спуску нет. Таким чином два-три месяца денно и нощно гонят они дичь, как будто стадо баранов и шлют послов к хану и дают ему сведение о звере и о его числе, что-де докуда достиг и откуда спугнут, пока, наконец, не сомкнется кольцо. Тогда на два-три фарсаха понавяжут вервий одно к одному и понабросают (на них) войлок. Войско стоит на местах, плечо к плечу, а дичь внутри круга голосит и волнуется, и разные звери мычанием и воем выражают, что де пришло возвещенное время, когда соберутся купно звери; тигры свыкаются с дикими ослятами, гиены содружаются с лисами, и волки собеседуют с зайцами. Когда стеснится кольцо до крайности, так что не станет мочи двигаться диким зверям, сперва хан с несколькими приближенными въедет в круг и с час времени пускает стрелы и разит дичь, а как прискучит ему, сойдет наземь на высоком месте среди нерге, чтобы полюбоваться и тем, как въедут царевичи, а за ними по порядку воины, начальники и простой люд. Таким родом пройдет несколько дней, пока из дичи не останется ничего, кроме одиночек или парочек, раненных и разбитых. Тогда старики и удрученные годами смиренно подступят к хану, вознесут мольбу и заступятся за продление жизни остатков зверья, чтоб выпустили его через то место, где ближе до воды и травы. Всю дичь, что побита была, собирают, и коль нельзя счесть, исчислить и перечислить разных пород зверья, считают токмо хищных зверей да диких ослов. Друг один сказывал, что во дни царствия Каана (Угедея) таким путем одной зимой охота была, и Каан, для ради любования и развлечения, сидел на холме. Звери всех родов устремились к его трону и под холмом подняли крики и вопли словно просили справедливости. Каан приказал всех зверей выпустить и отъять от них руки насилия. Он же приказал, чтобы посреди страны Хатайской, в месте зимовий, была построена стена из дерева и земли, и на ней двери, чтобы из дальних мест собиралось туда зверей множество и чтобы таким путем на них охотились. Тоже и в пределах Чагатаева Алмалыка да Куяша он устроил такое же место для охоты. (Не) таковы ли суть и обычаи войны, убиения, счета убитых и пощады остающихся; таковы они шаг за шагом, ибо то, что оставляется в живых в (покоренных) странах, состоит из горсти бедняков, немногих числом и немощных.

Что до устройства войска, то от времен Адамовых до сего дня, когда большинство климатов находится под владычеством и в повиновении рода Чингисханова, ни в какой истории не вычитано и ни в какой книге не написано, чтобы когда либо какому царю, бывшему господином вый народов, удалось иметь войско, подобное татарскому, что терпеливо в трудностях и благородно в спокойствии, что в радости и несчастии одинаково покорно полководцу, не из за чаяния жалованья и корма, и не из-за ожидания прибытка и дохода, - и сие есть наилучший порядок для войска. Львы, пока не взалкают, не идут на ловитву и не нападают ни на какого зверя. В пословицах персидских говорится, что "от сытой собаки охоты нет", и сказано есть: неволь гладом пса твоего да пойдет за тобою.

Какое войско в мире может быть как татарское, что (даже) среди (ратного) дела охотится для одоления и презрения диких зверей; в дни покоя и досуга ведет себя как баранье стадо, приносящее молоко, шерсть и многую пользу; а среди трудов и несчастий свободно от разделения и супротивности душ. Войско наподобие крестьян, что несут разные (повинности) поставок, и не выказывают докуки при выполнении того, что приказано, будь это копчур, аваризы, расходы на проезжих, содержание ямов, представление подвод, заготовка корма для животных. Крестьяне во образе войска, что во время ратных дел от мала до велика, от знатного до низкого - все рубят саблями, палят из луков и колят копьями и идут на все, что в ту пору потребуется. Коль возникнет опасение войны от врагов или козней от бунтовщиков, они заготовляют все, что в том случае пригождается: разное оружие и другое снаряжение, вплоть до знамен, иголок, веревок, верховых и вьючных животных, ослов и верблюдов. Таким образом, по десяткам и сотням, каждый выполняет свою повинность, а в день смотра предъявляют они снаряжение, и, если хоть немногого не хватит, то такому человеку сильно достается и его крепко наказывают. И хотя бы они находились среди самого сражения, все, что потребуется на разные расходы, через них же достается. Что до женщин их и людей, оставшихся при грузах или дома, то поставки, что производились, пока сам человек был дома, остаются в силе, до того, что, если случайно повинностью того одного человека будет его личная помочь, а мужчины не окажется, то женщина (того двора) выйдет лично и выполнит дело.