Кто есть скифы. Этноним скифы и его упоминание. Евразийский степной пояс

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Южная Россия

впервые была политически организована

киммерийцами (1000 – 700 гг. до н.э.),

затем скифами (700 – 200 гг. до н.э.)

В 7-м веке до н.э. происходит нашествие скифов из восточной Европы и навсегда выбивает киммерийцев из Крыма…

В Европе киммерийцы воевали дольше. В союзе с тевтонскими племенами “кимвры”, как их именовали римляне,

продолжали успешно сражаться с Древним Римом еще несколько веков. Но в 101 году до н.э. римский консул Гай Марий

одерживает окончательную победу при Верцеллах: “более 65 тысяч варваров было убито, а остальные проданы в рабство”…

На этом история Киммерии закончилась.

Да, скифы мы!

Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.

С Дуная

Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.

Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.

Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.

Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.

Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Скифы - таинственный древний народ

На конях, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. С 700 по 300 годы до н. э. они господствовали в степях Евразии. Затем они исчезли, оставив о себе след в истории. О них упоминается даже в Библии. Это были скифы

.

Скифские племена

Фукидид (IV в. до н.э.) утверждал, что по военной силе и количеству войск со скифами не могли сравниться никакие царства. В Азии, писал он, нет народа, который мог бы противостоять один на один со скифами, если они будут единодушны. Военный опыт скифов был впитан войсками Чингис-хана через народы, вошедшие в его империю.


Веками их племена с огромными табунами диких лошадей кочевали по необозримым степям, простирающимся от Карпат до территории, известной сейчас как юго-восток России. К VIII веку до н. э. в результате военного похода, предпринятого китайским императором Сюань, они были вытеснены на запад. Поселившись на новых землях - в предгорье Кавказа и на территории Северного причерноморья, - скифы изгнали живших там киммерийцев.

В поисках сокровищ скифы захватили и разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Позднее, объединившись с Ассирией, они напали на Мидию, Вавилонию и другие древние государства. Их набегам подверглась даже северная часть Египта. Само название города Скифополь (северо-восток Израиля), ранее известного как Беф-Сан, говорит о том, что, скорее всего, этот город также был когда-то захвачен скифами.

Со временем скифы обосновались в степях на территории, которую сейчас занимает Румыния, Молдова, Украина и южная часть России. Такое выгодное месторасположение принесло им немалый доход: они стали посредниками между греками и племенами хлеборобов, жившими на территории, которую сейчас занимает Украина и южная часть России. В обмен на зерно, мед, мех и скот скифы получали от греков вино, ткани, оружие и украшения. Так скифские племена нажили себе огромное состояние.

Скифы - жизнь в седле

Конь для скифских воинов был то же, что верблюд для жителей пустыни. Скифы слыли прекрасными наездниками. Одними из первых они стали использовать седла и стремена. Они ели конину и пили кобылье молоко. Известно, что скифы приносили лошадей в жертву. Когда умирал скифский воин, его коня закалывали и погребали со всеми почестями. Вместе с конем в могилу также клали сбрую и попону.

Согласно сообщению историка Геродота, у скифов существовали жестокие обычаи, например из черепов своих жертв они делали чаши для питья. Они беспощадно убивали своих врагов, пуская в ход железные мечи, боевые топоры, копья и трехгранные стрелы, разрывающие ткани тела.

Скифские могилы для вечности

Полынный, пыльный и ковыльный,Вершиной спрятавшись в туман
Стоит над степью он, всесильный,Седой, как прадед мой, курган.
А прадед мой с вершины этой Смотрел внимательно в простор
И, вражьи орды чуть заметив,Сейчас же разводил костер…


Скифы занимались колдовством и шаманством, а также поклонялись огню и богине-матери. Могилы скифов считались жилищем для мертвых. Рабы и домашние животные также приносились в жертву умершему хозяину. Драгоценности и прислуга, согласно поверьям скифов, должны были "отправиться" вслед за хозяином в "мир иной". В усыпальнице одного скифского царя были обнаружены скелеты пяти его слуг. Ногами они были обращены к своему хозяину, - словно в любой момент эти верноподданные были готовы подняться и служить ему.

Когда умирал царь, скифы не скупились на жертвоприношения, а во время траура пускали себе кровь и обстригали волосы. Вот что сообщает Геродот: "Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами".

Скифы оставили после себя тысячи курганов (могильных холмов). Вещи, найденные при раскопках скифских курганов, знакомят нас с жизнью, бытом и культурой этого древнего народа. В 1715 году русский царь Петр I начал собирать скифские сокровища, и сейчас эти шедевры древнего искусства представлены в музеях России и Украины. На изделиях, выполненных в характерном для скифов зверином стиле, изображены фигуры таких животных, как лошадь, орел, сокол, кошка, пантера, лось, олень, гриф и грифон (крылатое фантастическое чудовище с львиным телом и орлиной головой).

Библия и скифы

В Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: "Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос". Когда апостол Павел писал это письмо, слово "скифы" перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям.

Некоторые археологи полагают, что название "Аскеназ", упомянутое в Иеремии 51:27, - это эквивалент ассирийского слова "ашкузы", которым называли скифов. Согласно клинописным табличкам, в VII веке до н. э. этот народ вместе с царством Маны объединился против Ассирии. До того, как начал пророчествовать Иеремия, путь скифов в Египет проходил через иудейскую землю, однако скифы не причиняли никакого вреда ее жителям. Поэтому для многих пророчество Иеремии о нападении на Иуду народа с севера казалось невероятным (Иеремия 1:13-15).

Некоторые библеисты полагают, что в Иеремии 50:42 говорится о скифах: "Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона". Однако в первую очередь эти слова относятся к мидянам и персам, захватившим Вавилон в 539 году до н. э.


Скифы содействовали исполнению пророчества Наума о разрушении Ниневии (Наум 1:1,14). Халдеи, скифы и мидяне разорили Ниневию в 632 году до н. э., что привело к распаду Ассирийской империи.

Таинственное исчезновение скифов

Скифский народ исчез с лица земли. Но почему? "Честно говоря, этот вопрос остается загадкой", - говорит ведущий украинский археолог. Некоторые исследователи убеждены, что скифов погубила их неуемная любовь к роскоши, и между I и II веками до н. э. они были вытеснены сарматами - объединением кочевых племен.


Другие исследователи полагают, что причиной исчезновения древних скифов были их межплеменные войны. Третьи же считают, что скифы стали предками осетинов. Как бы то ни было, этот таинственный древний народ оставил неизгладимый след в истории - даже само слово "скиф" давно уже стало нарицательным, синонимом слову "жестокий"

Почти тысячелетие на нынешней территории России господствовали Скифы. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы…

Кто такие скифы

Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки.

Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.


Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов.

А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.

«Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры.

Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.


Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».

Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».

Борьба

Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией.
После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории.

В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.


Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.

В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.

Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.


На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами.

В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

Исчезновение скифов

В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов.

Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.


Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих.

Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные.

Как Уже было сказано полиическая организующая сила скифов в южной Руси сменилась сарматами (200 г. до н.э.– 200 г. н.э .),

затем последовали готы (200 – 370 гг. н.э.),

смененные гуннами (370 – 454 гг. н.э.).

В большинстве случаев подавляющая масса местного населения, признавая политический контроль пришельцев, отчаянно держалась за свои старые дома или же селилась вновь неподалеку от прежних мест обитания. В свою очередь, каждая вновь прибывшая группа добавляла новый этнический штрих к множеству уже существующих. Итак, кроме начальной массы местного населения Южной Руси, которую Николай Map назвал яфетидами, постепенно сформировалась этническая надстройка варьирующейся природы, но в целом присутствовала определенная последовательность расового напряжения. Возвращаясь к киммерийцам, можно принять мнение, что они составляли лишь правящий класс страны. Проблема их этнического происхождения, таким образом, более узка, нежели вопрос об этническом базисе населения Южной Руси как целого.

Вклад скифов в сокровищницу мировой культуру уже по достоинству оценен

Что мы знаем о скифах

Этноним скифы и его упоминание

Скифы, как и другие близкородственные им народы, обитавшие в I тыс. до н.э. в евразийских степях, не имели своей письменности, и потому их социальную и политическую историю приходится воссоздавать преимущественно на основе сведений, сохраненных в инокультурных источниках, и по археологическим данным.

Имя скифов, известное нам прежде всего из сочинений греческих и латинских авторов, использовалось там в разных значениях. Зачастую древние писатели именовали скифами широкий круг народов, обитавших в ту эпоху на обширных пространствах евразийского степного пояса и обладавших во многом сходной культурой. Но тщательное изучение употребления этого имени в древних источниках свидетельствует, что сами себя именовали так лишь обитатели Северного Причерноморья и Приазовья или даже первоначально только одно племя, в первые века I тыс. до н.э. подчинившее себе прочее население этого региона и создавшее на этой основе мощный союз племен, позже переросший в раннегосударственное образование. Греческие поселенцы, начавшие с VII в. до н.э. активную колонизацию северного побережья Черного моря, первоначально вошли в соприкосновение именно с этим народом. Со временем, все более расширяя круг своих знаний об обитателях евразийских степей и обнаруживая в их культуре и образе жизни много сходного с тем, что уже было известно им о скифах, греки стали обозначать все народы этого круга именем того из них, который был знаком им раньше и лучше других. Так термин «скифы» приобрел расширительное значение. Но многие античные авторы сохранили понимание и его конкретного этно-исторического смысла и отличали собственно скифов от других степных народов, имена которых также были им известны, - от савроматов, массагетов, исседонов и т. д.

Изображение хищника. Курган Кулановского. Крым.

Язык

Историческая наука Нового времени издавна проявляла внимание к сведениям о скифах, сохраненным греко-римской традицией - в сочинениях Геродота, Страбона, Плиния Старшего и других авторов. Критический анализ этих текстов приобретал все большую глубину по мере накопления археологических данных, сопоставимых с древними свидетельствами. Интерес к древностям причерноморских скифов пробудился еще в конце XVIII в. Современная наука имеет уже достаточно полное представление об истории и культуре скифов и других народов широко понимаемого «скифского мира» евразийских степей.

К сожалению, почти полностью отсутствуют данные о скифском языке. Все, чем располагают ученые, - некоторое число личных имен и географических названий, оставшихся в иноязычных текстах. Но и этих остатков оказалось достаточно, чтобы определить: скифский язык принадлежал к иранской группе, входящей в индоиранскую ветвь индоевропейской семьи языков. Этноязыковая принадлежность других народов евразийского степного пояса остается более гипотетичной, но кое-какие данные имеются и на этот счет. Так, о савроматах - ближайших восточных соседях скифов - Геродот сообщает, что они якобы произошли от браков скифских юношей с амазонками и говорят на скифском языке, но «издревле испорченном». Иными словами, язык савроматов по существу диалект скифского. Отдельные дошедшие имена и названия свидетельствуют, что в евразийских степях обитали и иные ираноязычные народы.

Происхождение

Вопрос о происхождении скифов решается путем синтеза письменных и археологических данных. Из древних авторов наиболее подробно пишет об этом Геродот. Согласно его рассказу, скифы пришли в Причерноморье из Азии, вытеснив отсюда киммерийцев. Перекликается с этим известием сообщение Диодора Сицилийского, повествующего, что некогда скифы были слабым и немногочисленным народом и обитали на берегах Аракса, но затем усилились и завоевали Предкавказье и все северное побережье Черного моря. К сожалению, неясно, какую именно реку Диодор называет Араксом - древние авторы именовали так разные реки, и потому в науке существуют различные мнения о первоначальной зоне обитания скифов. Иногда, опираясь на Геродота, ее локализуют очень далеко на Востоке, к примеру в Центральной Азии. Но если вспомнить, что древние географы считали границей между Азией и Европой р. Танаис (совр. Дон), то правомерность этой гипотезы окажется серьезно поколебленной.

Скорее всего прародина скифов находилась не восточнее бассейна Волги (в некоторых древних источниках она именуется Ра, может быть, это и есть Аракс?) или, в крайнем случае, Урала. Кстати, такое предположение лучше согласуется с данными лингвистики о зоне формирования иранских языков. В предскифское время в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье обитали носители одной археологической культуры - срубной. Видимо, одно из передвижений в пределах этого культурно однородного ареала, археологически почти неуловимое, и запечатлено в предании, зафиксированном Геродотом и Диодором.

Некоторые этапы истории скифов

Приход в Причерноморье

По мнению Геродота, в первоначальный период истории скифов , они изгнали всех киммерийцев со своей земли. Но это не подтверждается археологией: многое в культуре скифов обнаруживает прямую преемственность от культуры Причерноморья предшествующей поры. Скорее всего скифский союз племен образовался в ходе завоевания пришедшим с востока племенем близкородственных ему обитателей этой территории. Не исключено, что завоеватели были прямыми предками того из скифских племен, которое Геродот в V в. до н.э. знает под именем «скифов царских», сообщая, что они господствуют над остальными скифами, считая их своими рабами. Вероятно, именно это племя первоначально и было носителем самоназвания «скифы».

Оборотная сторона зеркала. Деталь. Келермесский курган. Кубань.

Согласно рассказу Геродота, после покорения Причерноморья скифы, преследуя бежавших киммерийцев, вторглись в Переднюю Азию. Это сообщение подтверждается данными древневосточных текстов, в которых вторгшийся народ именуется «шкуда» - другая передача того же этнического названия. Чаще, впрочем, всех северных пришельцев восточные писцы именовали «гимирри» - киммерийцы, и такое обобщенное их именование лучше всего говорит за то, что скифы и киммерийцы были близки между собой этнически и культурно. Скорее всего в действительности имело место не единовременное вторжение обитателей Причерноморья на древний Восток, а постепенное - несколькими волнами - их проникновение сюда начиная по крайней мере с конца VIII в. до н.э.

Скифы в Передней Азии

На протяжении всего VII в. до н.э. скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражении, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях. Но пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры.

До упомянутых походов обитатели причерноморских степей (как и другие индоиранские народы на ранних стадиях их истории) не знали изобразительного искусства, ограничиваясь для декорирования своей бытовой и ритуальной утвари простейшим геометрическим орнаментом. Когда же социальное развитие скифского общества, особенно ускорившееся как раз в период завоевания скифами Причерноморья и походов их в Переднюю Азию, потребовало создания художественного языка, призванного воплотить определенные религиозно-мифологические концепции, связанные с представлениями об иерархической организации общества и о божественном происхождении института царской власти, для этой цели были использованы образы, заимствованные из древневосточного художественного репертуара.

Скифская культура

Звериный стиль

Переосмысленные в духе собственно скифских концепций, эти образы закрепились в скифской культуре. По не вполне еще понятным исследователям причинам наибольшую популярность в Скифии приобрели различные изображения животных, послужившие основой для формирования знаменитого скифского звериного стиля - наиболее интересного и самобытного элемента скифской культуры. Для этого искусства характерно воплощение строго определенных образов - по преимуществу копытных животных, прежде всего оленей, а также кошачьих хищников и птиц, - изображаемых в нескольких каноничных позах. Эти мотивы служили главным образом для украшения предметов воинского снаряжения, конского убора, ритуальных сосудов. Совершенно очевидно, что все эти изображения имели в глазах скифов некое важное содержание, но вопрос о семантике скифского звериного стиля до сих пор составляет предмет дискуссий.

Одни исследователи придерживаются мнения, что в его основе лежат магические представления - стремление обеспечить обладателя этих изображений теми выдающимися качествами, которые присущи воплощаемым животным. Другие связывают их со скифской мифологией, полагая, что скифы мыслили своих богов как имеющих зооморфный облик. Иногда звериный стиль рассматривают как своего рода символическую знаковую систему, призванную воплощать общие представления о строении мироздания. Вопрос о смысловой нагрузке скифского анималистического искусства требует еще углубленной разработки. Как бы то ни было, искусство звериного стиля, сложившееся на основе синтеза древнеиранских представлений о мире и древневосточной иконографии, превратилось в наиболее яркое и самобытное явление скифской культуры.

Сосуд из кургана Куль-Оба. Золото. Крым.

Фольклор скифов

Совершенно иной характер имело другое событие из истории взаимоотношений скифов с древним Востоком - их борьба против вторжения в их земли войск персидского царя Дария I. Нашествие огромных полчищ грозило Скифии большими несчастьями. Как это, однако, ни парадоксально, данный эпизод представляет для нас интерес прежде всего не как важная страница политической истории скифов, а с точки зрения исследования скифской культуры. Дело в том, что подробный рассказ об этой войне, сохраненный античными авторами (в первую очередь Геродотом), восходит, судя по целому ряду его особенностей, к собственно скифскому устному эпическому преданию. Фольклор любого народа отражает важнейшие аспекты истории его культуры, и его исследование чрезвычайно важно. Фольклор же скифов почти бесследно утрачен, и представления о нем можно составить лишь по скудным инокультурным его пересказам.

Согласно сохраненной Геродотом традиции, Дарий, переправившись через Дунай, в течение двух месяцев продвигался по причерноморским степям вслед за скифами, которые уходили, не принимая боя. Попытка персидского царя вызвать скифов на решающее сражение не принесла успеха. Скифы мотивировали свой отказ тем, что, не имея ни городов, ни обработанных земель, которые стоило бы защищать от врага, они не видят необходимости в активной борьбе, но просто продолжают вести обычный для них кочевой образ жизни. Тем не менее они постоянно тревожили персов мелкими набегами, нанося им существенный урон. В итоге войско Дария, пройдя по всей Скифии и некоторым соседним с нею землям, вынуждено было бежать из Причерноморья, понеся большие потери.

О реальных событиях скифо-персидской войны этот рассказ, судя по всему, содержит сведения весьма скудные. Даже описанный в нем маршрут не столько отражает истинный ход военных действий, сколько призван воплотить идею тотального характера конфликта и продиктован ритуально-магическими концепциями древних ираноязычных народов. Зато это повествование содержит интереснейшие данные о скифских обычаях, представлениях, культурных моделях. Примечательна описанная в нем величественная фигура вождя скифов царя Иданфирса - мудрого правителя и военачальника, - типичная для древнего эпоса.

Скифские курганы

После отражения персидского нашествия для Скифии наступает почти двухсотлетний период расцвета. Именно к этому времени относится абсолютное большинство исследованных археологами скифских памятников. Это по преимуществу погребальные курганы. Их размеры колеблются в значительных пределах: над погребениями рядовых воинов сооружались небольшие насыпи, которые теперь - после многовековой распашки и выветривания - едва возвышаются над уровнем земли; зато над могилами племенных вождей или царей сооружались гигантские земляные холмы, порой с применением и каменных конструкций.

Пектораль. Курган Толстая могила. Золото. Нижнее Приднепровье.

Так, один из самых известных царских курганов Скифии - Чертомлык - накануне раскопок имел высоту более 19 м. и окружность основания 330 м., а высота другого кургана - Александропольского - превышала 21 м. Под насыпью кургана размещалась могила. Чаще всего это так называемая катакомба - своеобразная пещера простой или усложненной конфигурации, вырытая под одной из боковых стенок глубокого (до нескольких метров) входного колодца. В погребениях знати таких камер могло быть несколько.

Обряд похорон

В пространстве камеры, а иногда и входной ямы размещался основной сопровождающий умершего инвентарь. В аристократических погребениях часто здесь же или в специальных дополнительных могилах укладывались тела погребаемых вместе с «владыкой» прислужников - оруженосца, конюха, служанки, а также предназначенных для умершего верховых коней.

В обряде похорон скифского вождя, по рассказу Геродота, участвовали все его подданные, силами которых и воздвигалась гигантская насыпь. Эти же люди были участниками тризны - поминального ритуала, следы которого часто находят при раскопках. Так, во рву, окружающем курган Толстая Могила (богатый, хотя и не слишком большой), были обнаружены кости такого количества съеденных в ходе тризны домашних и диких животных, которое позволяет полагать, что в похоронах принимало участие примерно 2,5-3 тыс. человек. Погребение рядового члена общества совершалось его ближайшими родственниками и друзьями.

Инвентарь

Набор инвентаря в скифских могилах достаточно традиционен, хотя в аристократических курганах он, конечно, неизмеримо богаче, чем в рядовых. В мужских погребениях это прежде всего предметы вооружения. Справедливость замечания Геродота, что каждый скиф - конный стрелок, подтверждает наличие в могиле бронзовых наконечников стрел, а иногда и остатков самого лука. С формой скифского лука древние авторы сравнивали очертания Черного моря, прямая линия южного берега которого соответствует тетиве, а северное побережье - древку с изгибом в том месте, где находилась рука стрелка. О том, насколько тугим был скифский лук и какая сноровка требовалась при обращении с ним, свидетельствует сохраненный Геродотом миф о трех сыновьях родоначальника скифов, который, чтобы выбрать из них достойного претендента на царский престол, в качестве испытания предложил им натянуть тетиву на его лук; преуспеть в этом испытании смог, согласно скифской традиции, лишь младший из сыновей.

Распространенным оружием у скифов были также копья и мечи-акинаки, но последние чаще встречаются в аристократических, чем в рядовых, погребениях. В женских могилах обычной находкой являются простые личные украшения - серьги, перстни, браслеты, а также зеркала.

Значительно разнообразнее набор предметов, находимых в погребениях знати. Основные категории вещей здесь те же самые, но типы их многообразнее, а убранство- богаче. Ножны акинаков и гориты - футляры для лука и стрел - часто украшены золотыми пластинами, снабженными ритуально-мифологическими изображениями. Пышно украшен золотыми накладками и ритуальный женский головной убор. Золотыми бляшками с изображениями расшивались одежда погребенных и покрывала, которыми завешивали стенки погребальной камеры. Очень часты в аристократических погребениях ритуальные сосуды различных форм - шаровидные кубки, ритоны, открытые чаши с двумя горизонтальными ручками. Подобные сосуды изготавливали из драгоценных металлов или из дерева с металлическими обкладками. Все эти предметы помимо указания на необычайное богатство скифской аристократии важны тем, что содержание украшающих их изображений отражает скифские представления о власти вождей и царей как о богоданном установлении: ее сакральный характер подтверждался композициями на мифологические сюжеты.

Влияние греческих мастеров

Многие изделия этого типа являются продукцией не собственно скифских, а греческих мастеров. Поскольку сами скифы по сути не знали изобразительного искусства, создать изобразительные воплощения их мифов предстояло эллинскому миру. Формирование специфического греко-скифского искусства - процесс, в котором были в равной мере заинтересованы обе стороны: для скифов это был путь к получению памятников, воплощающих их идеологические концепции, а для греков - обеспечение рынка сбыта своей художественно-ремесленной продукции.

Чтобы надежнее закрепиться на этом рынке, эллинские мастера не просто импортировали в Скифию свою серийную продукцию, но, приспосабливаясь к вкусам и запросам скифской знати, изготавливали памятники, специально предназначенные для сбыта в скифской среде. Разнообразные предметы этой серии, полученные в процессе раскопок богатых скифских курганов и украшающие музейные собрания России и других государств, по стилистическому облику принадлежат античной художественной культуре, воплощая высшие ее достижения - динамизм, пластичность, достоверность и жизненность в передаче человеческого и звериного тела. Но по содержанию большинство украшающих эти предметы изображений связано с присущими скифскому миру представлениями, и потому они служат бесценным источником для воссоздания присущих скифам идеологических концепций.

Войлочая седельная покрышка из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Так, на электровом кубке из кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму свыше 150 лет назад, представлены сцены уже упомянутого мифа о трех сыновьях скифского первопредка: два старших брата изображены в тот момент, когда они залечивают травмы, полученные при неудачных попытках натянуть тетиву на отцовский лук, а третий из братьев - преуспевшим в этом испытании. Тот же сюжет запечатлен на серебряном сосуде из кургана, раскопанного в окрестностях Воронежа, но его изобразительная трактовка в этом случае иная: мы видим изгнание из страны двух старших сыновей и вручение младшему отцовского лука как символа власти над Скифией.

Специального внимания заслуживает золотая ажурная пектораль из кургана Толстая Могила. Греческий художник запечатлел на ней сложную систему скифских космологических представлений: нижний фриз трехъярусной композиции символизирует потусторонний мир - зону господства хаоса и сил смерти, а верхний - мир людей, противостоящий хаосу «космос». В среднем фризе чудесное сплетение растительного орнамента символизирует «Мировое дерево», соединяющее два столь несхожих мира. В центральной сцене верхнего фриза представлено ритуальное действо - шитье одежды из овечьего руна, которому многие народы древности приписывали магическую способность обеспечивать богатство и, в частности, плодовитость скота.

Бытуют в греко-скифском искусстве и другие обрядовые или мифологические сцены. Так, на большой серебряной вазе из кургана Чертомлык плечики украшены сценами жертвоприношения коня в точном соответствии с описанием этого скифского ритуала, который сохранился у Геродота.

Многие парадные и ритуальные предметы из скифских курганов снабжены изображениями на сюжеты греческих мифов и сказаний. Здесь можно встретить Геракла, Афину, Горгону Медузу, эпизоды Троянской войны. Иногда эти композиции толкуются как свидетельство распространения в скифской среде эллинских культов, однако вероятнее, что подобные изображения переосмыслялись скифами, трактовавшими их как иллюстрации к собственным мифам и воплощение своих богов и героев.

Скифское общество и его упадок

Религиозные представления скифов

Согласно данным Геродота, особым почитанием у скифов пользовались семь главных богов. Первое место среди них принадлежало Табити - богине огня, стихии, считавшейся особо священной у всех индоиранских народов древности. Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару - божества неба и земли Папая и Апи, считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира. Четыре бога третьего «разряда» олицетворяли, видимо, этот земной, телесный мир. Среди них наиболее известен нам бог, воплощенный в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста гигантский алтарь, посвященный этому богу. Водруженному на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.

Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Общескифской святыней был, по-видимому, огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда - по одному от каждого воина - по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.

Общественная иерархия

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия- воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов - чаша, а для общинников - плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала, как мы знаем, и в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, - период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.

Вторжение сарматов

Лучше известны нам способствовавшие этому внешние факторы. Так, античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, - народа, принадлежавшего к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н. э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.

Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла. Остатки скифского населения сохранились, в частности, в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья - сарматами. Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально.

Евразийский степной пояс

Войлочные фигурки лебедей из V Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Необходимо кратко коснуться и культуры тех частей евразийского степного пояса, которые располагались к востоку от Скифии. Материальная их культура в результате раскопок сотен и тысяч курганов. Именно произведенные раскопки позволили выявить культурную близость обитателей евразийских степей и причерноморских скифов, хотя каждый из народов этого круга обладал и специфичными, лишь ему присущими культурными чертами. Курганы упомянутых племен были исследованы в низовьях Сырдарьи и в Центральном Казахстане, на Тянь-Шане, Памире и Алтае, в Минусинской котловине и даже в Восточном Туркестане.

Пожалуй, наибольшего внимания заслуживают памятники так называемой пазырыкской культуры, обнаруженные в Горном Алтае. Климатические условия, характерные для зоны распространения пазырыкских памятников, и особенности конструкции присущих им погребальных сооружений привели к образованию в подкурганном пространстве локальных линз вечной мерзлоты. Это обеспечило сохранение в могилах Пазырыка и некоторых других могильников данного региона предметов, изготовленных из органических материалов, обычно в земле бесследно разрушающихся. Среди них - одежда погребенных, украшения и утварь из резного дерева, войлочные и ворсовые ковры и т. д. Даже тела самих похороненных здесь людей, украшенные замысловатой татуировкой, хорошо сохранила вечная мерзлота.

С каждым поколением, даже с каждым полевым сезоном знания о жизни, быте, культуре давно исчезнувших народов неуклонно пополняются.

Культура меотов — соседей скифов в Приазовье

Новейшие замечательные находки связаны с исследованием памятников Кубани. Обитателями этого региона в I тыс. до н.э. были племена меотов, которые относятся к иберо-кавказской языковой семье. Первые упоминания о меотах античными авторами датируются VI в. до н.э. Судя по Геродоту, Страбону, многочисленным эпиграфическим памятникам Боспорского царства, эти племена обитали в Восточном Приазовье и на Кубани.

В 1982-83 гг. в Закубанье, близ адыгейского аула Уляп, Кавказская археологическая экспедиция ГМИНВ (Государственный музей искусства народов Востока) под руководством А. М. Лескова исследовала ряд меотских курганов и грунтовый могильник VI-IV вв. до н.э. Особый интерес представляют несколько меотских святилищ IV в. до н.э., сооруженных на уже существовавших насыпях бронзового века. В святилище уляпского кургана № 1 среди многочисленных костей животных и человека оказалось большое число различных находок (бронзовые котлы, античные амфоры и бронзовые сосуды, орудия труда, детали конского убора, предметы вооружения, разнообразные золотые украшения). Наибольший интерес представляют две крупные золотые пластины в виде фигур шагающих оленей. Голова, прямо посаженная на могучей шее, увенчана ветвистыми рогами, удивительно пропорциональное туловище на длинных стройных ногах как бы устремлено вперед. Таковы уляпские олени - замечательный образец скифо-меотского звериного стиля, где сочетаются реалистическая трактовка фигур этих благородных животных с условно переданными рогами в виде причудливого сочетания стилизованных головок грифонов.

Ритон. Уляп. V-IV вв. до н.э.

Самыми значительными находками из первого уляпского святилища являются два скульптурных навершия. Одно из них в виде лежащего на поджатых ногах кабана с вытянутым вперед рылом. Скульптура сделана из двух массивных штампованных серебряных пластин, крепившихся между собой на деревянной основе из орешника с помощью серебряных гвоздиков, на каждый из которых напаяна золотая шляпка. На пластинах имеются обрамленные рельефами вырезы для клыков, глаз и ушей. Они закрыты золотыми вставками, крепившимися на деревянной основе под серебряными пластинами. Нижние края пластин, хотя и загнуты под прямым углом к плоскости с изображением кабана и имеют отверстия для крепления к основе, не сходятся между собой. Этот факт свидетельствует о том, что скульптура кабана служила навершием, надевавшимся на плоскую основу, выступавшую ниже основания пластин. Видимо, эта основа и крепилась на шесте.

Навершие в виде головы оленя. Фрагмент. Уляп. V в. до н.э.

Пластины со стилистически близкими изображениями кабана известны в скифском искусстве (степи Украины и Придонья). Однако круглая скульптура кабана, при создании которой были использованы разные материалы и виды техники (штамповка, гравировка, пайка), встречена в скифо-меотском искусстве впервые. Навершия в виде кабана также не были известны ранее. Второе навершие в виде скульптуры оленя восстановлено лишь частично (серебряная пластина туловища еще находится в реставрации). Удалось восстановить голову оленя, посаженную на стройную длинную шею. Скупыми, лаконичными средствами (продолговатыми вдавлениями отмечены ноздри и рот животного, несколько сложнее изображены глаза) мастер добивается редкой выразительности. Завершенность образу придают массивные ветвистые серебряные рога. Скульптурная голова уляпского оленя, созданная без всякого схематизма, условности и стилизации, может быть поставлена в один ряд с лучшими образцами раннего скифо-меотского искусства.

Великолепный комплекс находок обнаружен на ритуальной площадке, расположенной на вершине уляпского кургана № 4, вокруг которого располагался грунтовый могильник IV в. до н.э. Здесь были обнаружены человеческий череп, три античных бронзовых сосуда, серебряная фиала, золотые гривна и бляшки, а также два ритона - золотой и серебряный. Золотой ритон в месте перегиба опоясывает пластина, все поле которой украшено проволочными накладками в виде буквы S со свернутыми спиралью концами. На основание ритона надет наконечник в виде трубочки, украшенной четырьмя плетеными поясками и завершающейся скульптурным изображением головы пантеры. Ее уши, имеющие треугольную, сердцевидную форму, помогают определить место производства ритона. Подобная трактовка уха восходит к древностям хетто-хурритского круга и Нуристана. Позднее такая форма уха встречается в наиболее ранних изображениях пантеры, выполненных в скифском зверином стиле (клад из Зивие).

Ритон. Уляп. V в. до н.э.

Уже с середины VI в. до н.э. в памятниках скифо-античной торевтики такое изображение уха не встречается, а значит, имеются все основания считать этот ритон привезенным из Ирана или Малой Азии. Второй серебряный ритон на стройной рюмкообразной ножке имеет прямое высокое тулово с чуть отогнутым краем. Венец сосуда изнутри и снаружи опоясывает накладная золоченая пластина, украшенная снаружи пальметами и стилизованными цветами лотоса, выполненными тиснением и гравировкой. Ниже по тулову сосуда размещены ряд накладных позолоченных пальмет и частично сохранившаяся фигурка Сатира. Плавно изгибаясь, ритон завершается протомой крылатого коня Пегаса, мощную шею которого венчает голова с золоченой гривой. Приподнятые уши, большие глаза, некогда инкрустированные янтарем, чуть приоткрытые губы, сквозь которые видны зубы и золоченый язык, раздутые ноздри, рельефно выделенные вены - таким представлялся мастеру божественный конь. Богатое золочение верхней части, а также могучие золоченые крылья, грива, ремни оголовья и поводок, ярко выделяющиеся на фоне серебра, придают ритону торжественный вид, достойный царственного стола.

Большой интерес представляет фриз, опоясывающий среднюю часть тулова сосуда. На позолоченной пластине высоким рельефом художник с незаурядным талантом изобразил шесть противоборствующих пар, познакомив мир еще с одним вариантом отражения в прикладном искусстве древнегреческого мифа о борьбе богов и гигантов (гигантомахия). Среди богов-олимпийцев легко узнать Зевса, поражающего своего противника «перунами», Гермеса, изображенного дважды с кадуцеем в левой руке, Гефеста с кузнечными клещами и зажатой в них огненной крицей. В сцене, где богу помогает лев, вероятнее всего, также следует видеть Зевса, ведь именно ему, любимцу матери богов Реи, помогает сопутствующий ей царь зверей. Если это предположение верно, то становится понятным, почему художник дважды использует оттиск с изображением Гермеса - тогда на двух крайних сценах обеих сторон фриза сражаются рядом одни и те же боги - Зевс и Гермес. Сложнее установить, какая из олимпийских богинь изображена на фризе. Не исключено, что это супруга Зевса Гера, атакующая гиганта храмовым ключом.

Судя по иконографии персонажей, изображенных на фризе, ритон был создан не позднее середины V в. до н.э., в эпоху высшего расцвета античного искусства и культуры. Именно тогда творил безвестный мастер прикладного искусства, подаривший миру этот шедевр. Уляпский ритон с протомой Пегаса по праву входит в число уникальных произведений древнего искусства, открытых отечественной археологией.

Скифское навершие в виде кабана. Уляп. IV в. до н.э.

Наследие скифов

Ни один из древних народов не уходит с исторической сцены бесследно. Его культурное наследие переходит к его преемникам. Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Среди этих народов, конечно, следует прежде всего назвать осетин - ираноязычный народ, родственный если не самим скифам, то племенам скифского круга. Ныне нартский эпос - достояние самых различных кавказских народов, и в каждой его версии можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов - народа, жившего на земле в далеком прошлом, но оставившего в истории мировой культуры заметный и самобытный след.

В древних письменах Геродота (V в. до н.э.) описывался народ, господствовавший в Северном Причерноморье. Этому народу даже удалось покончить с амбициями считавшего себя непобедимым Дария I. Имя это было настолько известно, что даже после исчезновения их в конце первого тысячелетия нашей эры, оно еще долго сохранялось в памяти и часто употреблялось по отношению к народам, к скифам отношения не имевшим, но проживавшим на территориях их бывшего обитания.

В частности скифами часто именовались восточные славяне. И даже в начале ХХ века Александр Блок в символическом смысле называл наш народ скифами. Хотя кое в чем он был не совсем прав, поскольку скифы были не обязательно азиатами, и не обязательно с раскосыми глазами.

Происхождение Скифов

Впрочем, по некоторым данным впервые этот народ, правда, без собственного названия упомянут еще в Илиаде Гомера, где описан как пьющий кобылье молоко. А откуда мы знаем, что это были скифы? Да потому что древнегреческий географ VIII в. до н.э. Гесиод ссылается на Гомера и уже именует их скифами. Если несколько предположений этого наименования.

Некоторые исследователи полагают, что оно происходит от самоназвания скифов – сколоты (стрелки-лучники), которое в греческом языке превратилось в скифы. Другие обозначают это имя как происходящее от древнеиранского слова, обозначающего их как остриженных. Хотя последнее представляется спорным, поскольку стрижка для скифских причесок была нехарактерна.

Для Гомера, давшего наиболее основательное описание скифов, это были жители степей северного Причерноморья и более северных районов, однако на самом деле их зона обитания простиралась и далеко на восток, через Сибирь вплоть до границ современной Монголии.

Нет единого строгого антропологического типа скифов, которые, расселившись от Черного моря до Байкала, смешивались с местными племенами, распространяя среди них свою культуру, но, в то же время, приобретая определенные черты этих племен.

Скифы в целом относились к ираноязычным народам, хотя среди них было значительное языковое разнообразие, поскольку само название, хотя и относилось к конкретному народу, использовалось также и в отношении большого количества племен: саков, массагетов, савроматов и других.

Различия отметил еще , который разделял их на царских скифов, господствовавших в районе р. Дон и Крыму, скифов-кочевников в западной части северного Причерноморья, скифов-пахарей в бассейне Южного Буга и Днестра, скифов-земледельцев бассейна Днепра.

Различия были связаны также и с тем, что главным фактором создания скифской цивилизации была не этническая близость, а культура.

Скифы различных территорий происходили от различных, даже не родственных народов. Они даже относились к разным расам, поскольку прослеживались племена с европеоидным типом и монголоидным, но при этом с общей скифской культурой.

Родоначальниками скифов по их собственным легендам был Таргитай и его сыновья: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В их времена с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Воспользовался ими по старой доброй сказочной традиции смог только младший – Колоксай, который и возглавил скифский народ.

Греки облекли эту легенду в свой антураж, согласно которому родителем Таргитая был либо , либо Геракл, который путешествуя в тамошних местах, вступил в связь с полуженщиной-полузмеёй, от которой родилось три сына, и младшего звали Скиф.

Поскольку отцом Геракла считается Зевс, противоречие здесь небольшое. Однако важная деталь – Геракл оставляет сыновьям свой лук, и тот, кто сможет его натянуть, тот и будет главой всех. Лук для кочевников имеет особое значение, которое и подчеркивает эта легенда. Натянуть, конечно, смог только Скиф.

Древнегреческие авторы дают характеристику скифам как народу воинственному, как это и свойственно кочевникам. Вообще можно сказать, что скифы были первыми по-настоящему кочевниками, воспринявшими кочевой образ жизни как основной в своей деятельности. Они первые всадники-воины в мировой истории.

Военное искусство скифов

Само утверждение скифов в Причерноморье происходит в виде военного вторжения, в ходе которого они изгоняют с этой территории древний народ киммерийцев. Их основным оружием были лук со стрелами с бронзовыми или железными наконечниками, короткие мечи-акинаки, которыми было удобно орудовать верхом, метательные дротики и копья.

В войнах участвовали и женщины, что послужило основой для греческих легенд об амазонках.

Конечно, всем известно столкновение скифов с могущественной Персидской державой, в ходе которого персидский царь Дарий I в конце VI в. до н.э. пытался их покорить. С огромным войском он перешел Дунай и начал преследование скифов. Догнать их не получилось, поскольку скифы отходили все далее на восток, заманив персов до бассейна Дона. При этом, как объяснил Дарию скифский царь Иданфирс, они вовсе не отступали, а просто перекочевывали исключительно по своему всегдашнему обычаю. Дарию пришлось бесславно возвращаться, да еще и с большими потерями.

Культура скифов

В общественно-политическом отношении скифы не образовали единого государства. Греческие источники называют скифских вождей царями, и наличие огромных курганных захоронений от Причерноморья до Алтая говорит нам о том, что в скифском обществе складывается социальное неравенство и появляется знать, но до уровня развитой государственности скифы так и не доросли.

Нужно отметить, что в отличие от многих кочевников, которые оставили после себя прежде всего следы их военной деятельности, скифы были создателями и распространителями мощнейшего культурного наследия. До нас дошло большое количество изделий скифского производства. В частности, скифы широко использовали различные металлы: для изготовления оружия – железо, медь, олово, или других изделий, например, золото. Поиск месторождений сам по себе подталкивал скифов на постоянные миграции, что может объяснить такую широту их расселения.

В нравственной системе ценностей скифов, как в основном кочевого народа без серьезного имущественного неравенства не было поклонения богатству. Золото, изделиями из которого славится их культура, не воспринималось как средство накопления и владения, а использовалось как удобный и красивый материал для творчества. Добыча, которую скифы захватывали во время набегов, служила также не средством накопления богатства, а являлась мерилом славы.

Скифская культура была настолько развита, что оказала влияние на огромное количество народов на обширной территории. Когда в 1923-24 гг. археологической экспедицией в Монголии были найдены курганы , там наряду со следами китайского влияния явно прослеживались элементы скифского звериного стиля.

Можно сказать, что скифы являлись цивилизационнообразующим народом на восточно-европейских и южно-азиатских просторах. И это при отсутствии у них государственной системы и письменности!

Закат скифов

Скифы практически исчезают из исторического поля зрения в III – II вв. до н.э., хотя упоминания о них еще встречаются и в начале новой эры, но неизвестно, идет ли в этих сообщениях речь о скифах или название применяется в отношении других народов, например, славян. Почему же скифы исчезли? Вроде бы в конце I тыс. до н.э. им не встречались враги могущественнее их в зоне их обитания.

Скорее всего, скифы не исчезли как народ, они исчезли именно как единая культура, распавшись на ряд племенных образований со своими названиями. Другими словами, они на самом деле никуда не исчезли. Они образовали новые комбинации племен, в которые влились новые народы.

Так причерноморские скифы в результате этих рекомбинаций, слияния с родственными им сарматами образовали сарматские союзы племен Дона, Днепра и Днестра, к которым вскоре примкнули восточные славяне, в конце концов, их ассимилировавшие. Так что скифы в какой-то степени и сейчас среди нас.

В результате двадцатипятилетних исследований доктор исторических наук, антрополог и скульптор установил, что существует закономерная зависимости между строением костей человеческого черепа и строением мягких тканей лица . Это открытие Герасимова открыло новые пути в изучении антропологии, этнографии и истории.

Появилась возможность изучения истории расселения человечества, перемещения племён и народностей по земному шару. Открытие М. М. Герасимова даёт возможность увидеть воочию портреты многих великих людей из исторического прошлого.

Применяя научную методику восстановления человеческого лица по черепу, Герасимов с большой точностью смог сделать документальное восстановление облика человека и создать скульптурный портрет, передающий облик некогда жившего исторического персонажа.

В VIII-II веках до н. э. в степях Причерноморья и Приазовья жили многочисленные племена скифов. Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Северному Причерноморью в в античную эпоху - в VI -V вв. до н. э. , в своей «Истории» рассказал об жизни, обычаях, религии, языке скифов. Из рассказов Геродота о сколотах мы узнаём, что скифские «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов – все вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами» (IV, 6.)


Геродот, очерчивая «скифский квадрат» племён , сообщает о кочевниках, степняках, не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений. Геродот говорит о них, как о людях, говорящих на другом языке, отличающимся от скифского. Например сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским». Геродот пишет о скифах: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов - сколоты (skolot, skolt… )

«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами».

Фатьяновская археологическая культура 2 пол. III - сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век)

По лингвистическим, археологическим, архаичным славянским гидронимам северная часть «скифского квадрата» Геродота абсолютно совпадает с последующей Чернолесской археологической культуры X -VIII вв. до н. э.

Царские курганы скифов указывают на иерархию скифского общества, артефакты, найденные в скифских курганах, свидетельствуют об искусном владении скифских мастеров технологиями обработки металлов, художественными ремёслами.

Исследуя сотни скифских курганов, учёные генетики пришли к выводу, что антропологический , а не иранский. Осетин по национальности, В.И. Абаев, знаток древних иранских наречий, составил включив в него слова из сарматских наречий, пришедших на территорию Скифии, когда самой Скифии уже не существовало. (Георгий Дремин «Скифо-сарматские» наречия и «скифский» словарь В.И. Абаева).

Скифы занимались скотоводством, охотой, земледелием, они были знакомы с добычей и обработкой таких металлов, как золото, бронза, железо, медь.

Геродот в Истории (II, 167) пишет, что более всего скифы-кочевники «почитают благородными тех, кто занимается военным делом…». Скифы были сильные и смелые войны, часто совершали они набеги на земли своих соседей.

В скифских племенах женщины были равноправны с мужчинами и наравне с мужчинами молодые женщины участвовали в военных походах.

На берегу Куры, недалеко от небольшого грузинского городка Мцхета археологи обнаружили развалины древней столицы Грузии.

Упоминания об этом богатом и красивом городе есть в древнеримских историках, о нём пишут и путешественники, побывавшие в этих краях в первых веках до нашей эры.

На Северном Кавказе, близ Мцхета было найдено погребение скифской амазонки, похороненной с оружием в руках. Прекрасная амазонка погибла в расцвете лет в 66 году до н. э. Это произошло во время Понтийских войн , когда Римская империя воевала с понтийским царем Митридатом Евпатором, а скифские племена, жившие на кавказском побережье Чёрного моря, были союзниками Митридата.

Скифы – это кочевые племена, которые жили в VII веке до н. э. – IV век н. э.

Кто такие скифы

До сих пор идет спор, кто они такие. Кто-то считает, что они монголы, другие называют их арийцами.

Но все же большинство ученых исследователей считают, что, это люди, пришедшие из глубин Азии и относят их к ветви индоевропейского племени (возможно иранского).

Скифы, завоевали земли у киммерийцев от Дона до Дуная и создали могущественное Скифское государство.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/


Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье - степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии - Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/ (Наука и жизнь, Скифы. Что мы знаем о них)

Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье - степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии - Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/ (Наука и жизнь, Скифы. Что мы знаем о них)

Историки разделяют скифов на четыре группы:

  • царские скифы,
  • скифы-земледельцы (занимались земледелиям и выращивали зерновые культуры),
  • скифы-кочевники (занимались скотством),
  • скифы-пахари (оседлые земледельцы лесной Скифии).

История скифов

Скифы появились в VII веке до н. э. на территории Северного Причерноморья. У скифского народа не было собственной письменности, и единственное, что мы знаем про скифский народ, дал великий труд отца истории Геродота – «История». Больше фактов мы также можно узнать, исходя из археологических находок.

возможно скифы были такие фото

Рассвет державы скифов приходится на VI-III века до н. э. У Скифской державы была столица Неаполь, и крупный административный центр Каменское городище. Скифы вели торговлю с греками-колонистами и их полисами. Великая Скифская держава просуществовала до III века н. э. и была разбитая и ассимилированная сарматами.

Религия скифов

Геродот пишет, что у скифов делали человеческие жертвоприношения. Прародителями скифского народа, как считали сами скифы, были:

    Папай и Апи (греческий аналог: Зевс и Гера). Папай – бог неба, а Апи – богиня земли, воды;

    Табити – бог огня и передающий жертву от людей к богам.

Жители лесостепной зоны, сооружали храмы для поклонения и жертвоприношения богам. Все божественные обряди совершались вождями или царями. Скифов хоронили в курганах (гробницы, которые представляют собой большие земляные насыпи).

Мертвого скифа помещали в овальную яму, на дне была выстелена кора дерева или шкуры животных. Возле умершего складывали его личные предметы: лук, стрелы, керамику, потом перекрывали яму бревнами, накрывали очеретом и засыпали землей.

Царских скифов хоронили со всеми почестями, вырывали яму, яма облаживалась деревом. Возле усопшего слаживали золото, оружие, доспехи, убитых животных, амфоры и другие изделия из керамики.

Войны скифов

Скифы – народ, который за всем время своего существования пребывал в бесконечных войнах. Скиф-воин – это человек, небольшого роста на коне с луком и стрелами, и акинаком (небольшой меч). Скифский народ воевал и сражался с Дарием I (персидским царем), которому при всем своем могуществе, так и не удалось завоевать скифов.

войны скифов фото

Воевали также с Римской империей, с Македонским царем Филипом II. Вели войну с Сирией, Палестиной и станами Ближнего Востока, постоянно нападая на них и разоряя чужие земли. Существуют источники, которые подтверждают факт нападения и ограбления территорий Египта скифскими всадниками.

Поскольку скифы, преимущественно, кочевой народ, то сражались они верхом на коне или же в пешем строю и только в легких доспехах, что позволяло им совершать быстрые маневры, навязывать противнику место боя и изматывать тяжелые войска, той же Персидской империи.

Культура скифов

Культура скифского народа очень богата. Скифы хорошо знали искусство ковки железа, изготовления керамики, ювелирных изделий, пошива одежды.


Одним из самых известных ювелирных изделий скифского периода является золотая Пектораль, как пример великой культуры скифского народа. Пекторалью называют нагрудное золотое украшение из чистого золота, весом в 1140 грамм, найденное в 1971 году, археологом Б. Н. Мозолевским, в кургане Толстая могила.

Война в 512 году до н. э. скифов с персами, закончилась тем, что Дарий I не смог завоевать скифов с семисот тысячной армией, скифские всадники измотали, персидскую армию и персидский царь был вынужден оставить скифов и все свои замысли о завоевании Северного Причерноморья. Существуют неопровержимые факты, доказывающие набеги скифов на территорию Египта и ограбления Египетских городов. Египетский фараон был вынужден давать скифам дань золотом, чтобы они не грабили его государство