Харбин. Страницы русской истории. Как русские построили город в Поднебесной: история Харбина

Несмотря на все исторические события, произошедшие здесь, город пользуется бешеной популярностью у туристов.

Основан он был русскими, поэтому вся его культура изобилует русскими традициями и очень необычной для Китая архитектурой.

На сегодняшний день Харбин считается одним из самых больших городов с населением более 10 миллионов человек.

Его история четко пересекается с русским наследием, что придает Харбину особую изюминку. Несмотря на свою историю, известен он как «город льда». Ежегодно здесь проводится фестиваль ледяных фигур, собирая в гостях туристов со всех стран.

Название города

В ходе долгих исследований ученые выяснили, что название Харбин не имеет ничего общего с КНР. До сих пор расшифровать его не удалось, хотя есть предположение, что название произошло от монгольского слова «хараба», означающего «баранью лопатку».

Если судить с точки зрения географии, то такое объяснение вполне обосновано. Город Харбин расположился на возвышенности, которая с высоты птичьего полета очень напоминает лопатку.

Есть еще одна версия, по которой название произошло от маньчжурского и переводится как «переправа».

Благодаря огромному количеству живописнейших мест, город помимо официального имеет много других «украшающих» названий. Например, из-за своей изысканности Харбин прозвали «Восточной Францией».

История возникновения города

Долгое время Советский союз планировал объединить Сибирь с Востоком посредством железной дороги. Для этого требовалось согласие Китая.

В 1897 году начинается строительство Китайско-Восточной дороги. Именно в этот момент происходит основание Харбина. Много лет он считается русским городом. Через пять лет своего существования из небольшого поселения вырос большой процветающий мегаполис, где строились дома, школы, больницы, и начала развиваться торговля.

Но, несмотря на свое Китайское расположение, русские традиции навсегда отпечатались в быте и архитектуре города. Такой союз культур двух совершенно разных государств сделал Харбин уникальным городом, которому нет аналогов до сих пор.

В 1901 году город становится опорным пунктом пограничников Министерства финансов. При этом на страже безопасности стояла русско-китайская полиция. Приезжали в новый город не только рабочий люд, но и творческие лица, желающие сделать город лучше и возвысить его среди других.

В 1913 году Харбин населяло уже более 68 000 человек. Причем это были не только русские и китайцы. Здесь можно было встретить представителей из разных стран, говорящих на 50 разных языках. Город рос буквально по дням. Уже через пять лет его население составляло более 100 000 жителей.

Революция в России привела к тому, что население города увеличилось до 200 000 человек. Связано это было с большим числом беженцев, которые толпами бежали в единственный русский город в другой стране, не тронутый политикой.

К 1930 году население города Харбин составляло более 2 миллионов жителей. Причем китайское население не превышало 25% всех жителей.

В 1932 году начинается новый этап в жизни города. Маньчжурия переходит к Японии, а Россия отказывается от прав на дорогу. Из-за этого русскоязычное население уезжает на юг Китая.

К 50-му году остается лишь несколько тысяч человек русской национальности, жившие здесь с самого рождения.

С этого момента начинается новая история города. Появляются небоскребы, новые достопримечательности. Но россияне навсегда оставили свой след в истории Харбина. В нем до сих пор остались русские названия улиц и всемирно известные достопримечательности.

Город сегодня

В настоящее время город Харбин считается одним из самых важных стратегических центров Китая. Также он славится своими памятниками культуры. Ученые как-то насчитали здесь 58 памятных мест, из которых 17 самые интересные и удивительные.

В нем находится крупнейший аэропорт Китая. Отсюда самолеты отправляются в более 100 стран мира.

Ну и самое главное, город Харбин - частичка родины в чужой стране. Поэтому поездка сюда подарит незабываемые ощущения и даст почувствовать себя как дома.

Что посмотреть в городе самостоятельно

Благодаря переплетению культур, Харбин славится своими масштабными историческими комплексами. Познакомимся с некоторыми из них.

Солнечный остров

Это известное место не только в городе, но и во всей стране. Расположился он на побережье реки Сунгари. Это живописнейшее место с чистейшими озерами и экзотическими постройками.

Летом, благодаря приятной погоде, солнечный остров становится первым в списке на посещение, а зимой он превращается в рай для любителей зимних экскурсий. Ежегодно здесь проводится фестиваль ледяной скульптуры. Он представляет собой удивительное зрелище, ради которого многие туристы приезжают в Харбин.

Территория Солнечного острова занимает площадь в 3800 га. Она состоит из самого большого Солнечного острова и кучки островков поменьше. Однако всю территорию разделяют на три части. На одной из сторон находится мир животных. В самом центре расположился садовый центр. А на противоположной стороне от животного мира можно посетить многочисленные ледяные скульптуры.

Также рядом со скульптурами изо льда находится русский экзотический центр. В нем вы посетите русский ресторан, пройдетесь по аллеям и даже купите сувениры у местных ремесленников. Удивление и интерес вызывает деревня художников. Здесь представлены картины известных русских мастеров. В качестве бонуса, в деревне можно посмотреть русское кино и научиться танцевать.

Океанариум

Это еще одна из популярных достопримечательностей города Харбин. Здесь можно увидеть как морских, так и сухопутных представителей животного мира. Для желающих ежедневно проводятся целое шоу с участием животных.

Самым полюбившимся стало шоу с белухами. Здание океанариума не самое большое, но коллекция впечатляет. Здесь представлено все разнообразие морских обитателей: рыбы, черепахи, дельфины, пингвины и т.д.

Парк «Окно в Европу и Азию»

Если очень хочется посмотреть все мировые достопримечательности, можно приехать в Харбин. Здесь находится очень любопытный парк «Окно в Европу и Азию».

Каждый год его посещает более 200 тысяч человек. Славится парк своими копиями мировых достопримечательностей с Европы, Азии, Америки, Африки. Здесь собрано более 40 копий в человеческий рост, начиная с Кремля и заканчивая египетскими пирамидами. Пока взрослые будут путешествовать, детей развлекут пейнтболом и картингом. После экскурсии, уставшие и довольные туристы, могут отдохнуть в бассейне или поесть в ресторане.

В зимнее время в парке также устраивается выставка фигур изо льда, и проводятся уроки для начинающих скалолазов.

Парк Иосифу Сталину

Парк имеет площадь в 10 кв. км. и считается самым посещаемым в Харбине. Построен он был сразу после смерти Сталина. Китайцы очень уважают его, и каждый праздник вывешивают портрет политического деятеля рядом с Энгельсом и Марксом.

Никаких увеселительных заведений в парке нет, так как он предназначен для спокойных прогулок.

Парк Чжаолинь

Основан парк Чжаолинь в 1900 году. Он считается одной из первых построек города Харбин. Здесь находится могила известного китайского генерала Ли Чжаолиня, прославившегося во время Японской войны. В 1946 году произошло публичное погребение героя Китая.

В 1985 году парк был отреставрирован. Теперь здесь есть много разнообразных развлечений: живописные искусственные озера, аллеи, парк сирени и милые маленькие вагончики, которые провезут по всей территории парка.

Каждый год в парке Чжаолинь проводится традиционный фестиваль ледяных фонарей.

Заповедник амурских тигров

Это не только заповедник, но и один из популярнейших объектов посещения отдыхающими. Создателем парка-заповедника стал центр по защите тигров. Основали заповедник еще в 1986 году, но официальное открытие состоялось только через 10 лет. В самом начале своей деятельности здесь обитало только 8 тигров.

Заповедник делится на пять районов: инкубатор, территория со взрослыми тиграми, парк для молодняка, парк африканских львов и пешеходный район. Все районы парка кроме последнего разрешено посещать только на специальном автомобиле. При парке есть также музей, в котором вам расскажут историю происхождения тигров.

Старый квартал

В этом районе сконцентрированы только русские постройки, возведенные более ста лет назад. Несмотря на некоторую мрачность, экскурсии здесь всегда интересны и познавательны. На территории можно даже встретить лавки с антикварными предметами.

Музей Хэйлунцзян

Основан музей в 1904 году. До него в этом здании был магазин, называвшийся «Москва», а потом почта. Крыша музея представляет собой целое произведение искусства во французском стиле. Площадь всего музея составляет 12 тысяч кв. метров. З

а всю свою историю было собрано более 107 экспонатов. Коллекция музея Хэйлунцзян разделена на 3 зала. В первом собраны археологические находки, во втором - животные современного мира, а в третьем - доисторические животные.

Научно-технический музей

Строительство началось в 2001 году. Официальное открытие произошло в августе 2003 года. На нескольких этажах собрано более 200 экспонатов.

На первом этаже представлены экспонаты, относящиеся к точным наукам.

Второй этаж представлен предметами, олицетворяющими новейшие технологии.

И наконец, самый верхний этаж содержит экспонаты, относящиеся к государственным ресурсам.

Софийский собор

Это крупнейший храм на Дальнем Востоке. Основан он в 1907 году. Построен храм был из дерева для поднятия русского духа. Однако через несколько лет его обложили кирпичом, а еще через десять лет отреставрировали и сделали больше.

В 1932 году во время захвата города, храм пришел в запустение и использовался в качестве складского помещения.

В 1996 году его признают государственным наследием, и начинается сбор средств на реставрацию Софийского собора. После он открывается в качестве музея.

На сегодняшний день Софийский собор являет собой величественное сооружение в русском стиле. В нем собраны иконы известных святых и статуя Иисуса Христа.

Храм Цзилэсы

Построен храм в 1924 году. С начала своего основания храм Цзилэсы стал священным местом для буддистов. Функционирует он до сегодняшних дней, сохранив все буддийские традиции и каноны.

Ежегодно в город приезжают паломники и просто туристы со всей земли, чтобы отпраздновать день рождения Будды. Около Цзилэсы расположился сувенирный магазинчик религиозной тематики.

Свято-Покровский храм

Это единственный российский храм в Харбине, работающий в наше время. Он не закрылся даже во время оттока населения.

В наше время храм интересен больше для туристов, чем для паломников, так как службы, проводимые тут, не соответствуют стандартным канонам.

Никольский собор

Построен храм в 1897 году. Действовал он до 1966 года, когда во время культурной революции его не разрушили. Через некоторое время собор восстановили и сделали одной из туристических остановок.

Вот мы и познакомились с самыми интересными достопримечательностями города Харбин. На самом деле красивых и богатых историей мест по городу очень много, и описывать их можно довольно долго.

Но чего стоят слова, когда можно приехать в удивительный город Харбин и увидеть все воочию. И что самое главное, вы не будете чувствовать себя гостями.

Харбин - один из многих китайских городов, основанных европейцами, распиливавшими слабеющую страну в XIX веке. Вслед за успешным присоединением современного Дальнего Востока после второй Опиумной войны (1862) в России зрели планы отжать еще больше территорий на севере Китая. Была построена база флота в Порт-Артуре и железная дорога во Владивосток напрямую через территорию Китая (через Китай строить было проще, чем по диким территориям к северу от Амура). Харбин появился как станция, где от железной дороги из Читы во Владивосток начиналось ответвление на юг до Порт-Артура. Давно уже железная дорога перешла к Китаю, а Харбин теперь - город с населением в 10 раз больше, чем Владивосток.

После революции 1917 года в Харбине жило множество русских эмигрантов, но после прихода в Китай коммунизма общине наступил конец. Все, что осталось - церковь святой Софии, в которой находится музей архитектуры.



Русская архитектура? Скорее стилизация под нее.



Есть тут своя кремлевская башенка.



Больше общего с архитектурой более позднего периода. Иронично, что это здание построено, похоже, в год распада Советского Союза.



Барельеф с атлетами, затем башни Кремля, и затем - небоскреб.



Да, в Харбине, как в любом уважающем себя китайском городе, жилые здания соревнуются по высотности.



Там вдалеке стоит что-то похожее на Исаакиевский собор.



Вдалеке слева, кажется, тоже закос под Россию.



Но самый точный, пожалуй, вот этот. Похож на ДК.



Вот здесь хорошая лепнина.



В какой момент в Китае решили строить в стиле сталинского ампира?



Тогда же, когда стали расставлять в парках скульптуры в стиле соцреализма?



В любом случае сейчас тут строят капитализм, примерно как в Гуанчжоу .



Ангел указывает руками на две типичные китайские урны для раздельного сбора мусора.



О России еще напоминают названия пары улиц. Улица Гоголя (Гуогэли).



Улица Сталина (Сыдалин).



А вот, что стоит на улице Гоголя.



А вот, как выглядит улица Сталина.


Китайцы - грандмастера ночной иллюминации.





Вот так выглядит главная улица Харбина.





На ней есть пара забавных русских вывесок у магазинов.





Что еще типично китайского тут есть, так это замызганные дворы с кучами всякого хлама прямо в центре.





И, конечно, дворцы.



Какой Китай без дворцов?



Самый лучший, похоже, на другой стороне реки.



Река зимой замерзает, лед довольно грязный.



Мечеть.


Китайцы читают газеты на улице.



Харбинский драндулет. В отличие от своих южных собратьев, полностью крытый, чтобы защищать от холода.



Фигурки человечков с китайской сладостью - яблоками на палочке.



Как в любом серьезном 10-миллионном городе, в Харбине есть метро, пока что одна линия. Все метрополитены в Китае выглядят одинаково.



Даже в -20 китайцы выходят на улицу танцевать под медленную эстрадную музыку.



В конце февраля в Китае отмечают Новый Год (по китайскому календарю). В это время в Китай лучше не ездить, потому что весь транспорт и достопримечательности будут переполнены. Я благоразумно пропустил это событие, но, похоже, after-party продолжается еще некоторое время. По крайней мере в Харбине постоянно устраивали новогодние фейерверки по вечерам. Китайские фейерверки весьма специфичны. Они больше похожи на смесь петарды (когда я был маленький, было такое популярное развлечение) с бенгальскими огнями, потому что не летят вверх, а взрываются на земле. Когда их массово пускают во дворах, кажется, что вокруг идет перестрелка.


Харбин (трансл.: Хаэрбинь, кит. трад. 哈爾濱, упр. 哈尔滨, пиньинь Hāěrbīn) — город в северо-восточном Китае, административный центр провинции Хэйлунцзян (кит. трад. 黑龍江, упр. 黑龙江, пиньинь Hēilóngjiāng), согласно современному китайскому административному делению Харбин является городом субпровинциального значения. Харбин в административно-территориальном плане делится на
8 городских районов (Даоли, Наньган, Сянфан, Даовай, Пинфан, Сунбэй, Хулань, Ачэн),
3 города уездного уровня (Шанчжи, Шуанчэн, Учан) и
7 уездов (Фанчжэн, Бинь, Илань, Баянь, Тунхэ, Мулань, Яньшоу)

Население с пригородами — 9,5 миллионов жителей.

История

Город, изначально посад, был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали, из-за чего наиболее старые районы Харбина до сегодняшнего дня отмечены преобладанием архитектуры, типичной для Сибири. Одним из основателей города был Николай Сергеевич Свиягин, руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине). В 1901 году являлся штаб-квартирой Заамурского пограничного округа Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов, создан на базе Охранной стражи КВЖД. После Октябрьской революции многие дворяне, офицеры и белогвардейцы бежали в Харбин и внесли большой вклад в его развитие и возвышение. 26 мая 1931 года в Харбине, на 1-м съезде русских фашистов была образована Российская фашистская партия во главе с К. В. Родзаевским. В 1932 году город был оккупирован Японской императорской армией. После капитуляции Японии во Второй мировой войне Харбин был занят советскими войсками и передан под контроль китайских коммунистов, для победы которых промышленные мощности Харбина были крайне важны.

После основания Китайской Народной Республики роль Харбина как центра тяжёлой промышленности расширилась. В него были переселены многочисленные выходцы из южного Китая. В настоящее время Харбин стал одним из главных перевалочных пунктов в торговле с Россией, чему обязан своим нынешним бурным ростом.

Климат

Зимы в городе очень холодные, температура ночью может опуститься до −40°. Снег начинает выпадать в октябре, а конец морозов наступает лишь в апреле. Из-за этого урожайный период в округе довольно короток. Из-за приятно прохладных по сравнению с жарким южным Китаем летних температур Харбин является излюбленным местом для конференций.

Экономика

Крупный экономический центр. Транспортный узел, аэропорт. Машиностроение, в том числе электроэнергетическое, производство оборудования для нефтяной и химической промышленности, судостроение (речное), приборо-, станкостроение, вагоностроение, производство шарикоподшипников, сельскохозяйственное. Химическая, фармацевтическая, текстильная, кожевенная, пищевая (сахарная, маслобойная, мукомольная, консервная), деревообрабатывающая, бумажная промышленность, производство стройматериалов. Торговый центр богатого сельскохозяйственного и лесопромыслового района.

В последнее время город активно застраивается многоэтажными жилыми домами (высотой от 30 до 50 этажей). Ведётся активная работа по озеленению улиц Харбина. Современный Харбин обладает развитой инфраструктурой. Имеются современные фривеи и автобаны, которые проходят как внутри города, так и по направлению к пригородам, а так же и к китайскими мегаполисами (прежде всего Чанчунь, Пекин, Шанхай).

Наука

Крупный культурный и научный центр. Харбинский университет (Хэйда). Музей старых фотографий Харбина. Здесь учится огромное количество иностранцев, прежде всего из Австралии, США, Японии, Южной Кореи, Германии, Швеции и в последняя время из России (особенно студенты из Якутии и Приморского края).

В городе находится Центральное картографическое общество КНР.

Проблемы перенаселения

В силу своей перенаселённости, Харбин обладает всеми возможными благами современного города. Обладает развитой транспортной системой. Обладает высокоразвитой экономикой и имеет самую передовую интернет технологию в КНР.

Образование

Вузы, в том числе университеты.
Институт модернизации сельского хозяйства Академии наук КНР
Харбинский Политехнический Университет — 哈尔滨工业大学
Хэйлунцзянский Государственный Университет — 黑龙江大学
Харбинский Инженерный Университет — 哈尔滨工程大学
Северо-восточный сельскохозяйственный университет — 东北农业大学

Транспорт

Харбин — важный железнодорожный узел северного Китая. Аэропорт Харбин Тайпин. Речной порт. До 2008 года в городе существовала троллейбусная сеть. В настоящее время в Харбине ведется строительство метрополитена; запуск первой линии запланирован на 2010 год.


Достопримечательности

Детский парк в котором расположена детская железная дорога (открыта в 1956 году) и Музей науки и техники
Зоопарк
Ботанический сад
Музей провинции Хэйлунцзян
Театр оперы
Театр драмы
В окрестностях музей на месте Японского секретного полигона по применению бактериологического оружия (Отряд 731, с 1939)

Архитектура

Планировка прямоугольная. В центре преобладает русская архитектура начала XX века и японская застройка 1920-1940-х годов. Имеются православные Собор Св. Софии (1907 г.;с 1997 г. Дворец зодчества) и церковь Покрова (1907 г.;действующая). Обелиск Советской армии-освободительнице (1950-е гг.)

Утром 16 августа 1897 г. жители пограничных сел и станиц Южно-Уссурийского края - Покровки, Константиновской и других - наблюдали интересную картину: двадцать две тройки одна за другой мчались по почтовому тракту в сторону китайской границы. В тройках ехали гости, приглашенные на церемонию официального открытия работ по постройке Китайско-Восточной железной дороги. На противоположном, китайском, берегу реки Уши на возвышенности раскинулся большой круглый павильон в китайском стиле: с красными лакированными колоннами по периметру стен, с окнами, забранными резными деревянными решетками. По конькам и краям выгнутой черепичной крыши возвышались фигурки обезьян, собак, львов и драконов. Над павильоном развевался странный флаг: наполовину китайский, наполовину русский. По диагонали полотнище разделялось на два цвета - белый и желтый, на одной половине - солнце и дракон, на другой, в левом верхнем углу, - российский бело-синий-красный флаг. Это было знамя нового Общества КВЖД. Оно символизировало дружбу и сотрудничество России и Китая в постройке железной дороги. Русские строители железной дороги, как и все иностранцы в Китае, пользовались правом экстерриториальности. В соответствии со статьей 6 контракта на постройку КВЖД в полосе отчуждения постепенно были созданы все обычные институты русской административной системы: полиция, в которой служили русские и китайцы, а также суд. По договоренности с китайскими властями КВЖД обязательно выкупала у частных владельцев отчуждаемые ею для нужд дороги земли. Ширина отчуждаемой земли на перегонах между станциями устанавливалась в 40 сажень (85,4 м) - по 20 сажень в каждую сторону, но фактически была меньше: по 15 сажень (32 м) с одной стороны и по 18 сажень (38,4 м) - с другой. Под большие станции отчуждалось по 50 десятин земли (54,5 га), под остальные станции и разъезды -до 30 десятин (32,7 га).

Основание города Харбин

Под Харбин первоначально было отчуждено 5650,03 десятины (6158,53 га) несколькими отдельными участками, а в 1902 г. площадь отчуждения увеличилась до 11102,22 десятины (12101,41 га). На правом берегу Сунгари (Харбин) отчуждалось 5701,21 десятины, палевом берегу (Затон) -5401,01 десятины. Вся эта площадь была объединена общей границей. Строительство Южной линии было одной из первоочередных задач, поставленных русским правительством перед Обществом КВЖД. Забегая вперед, замечу, что 5 февраля и 29 июня 1899 г правительство поручило Обществу устройство морского пароходства на Тихом океане. К 1903 г. КВЖД располагала двадцатью крупными океанскими пароходами. Они обеспечивали грузовое и пассажирское сообщение между портами Приморской области, портом Дальний и крупными портами Кореи, Китая и Японии, осуществляли транзит пассажиров из Западной Европы на Дальний Восток. Забегая вперед, скажу, что в ходе русско-японской войны флот КВЖД был полностью уничтожен. В Маньчжурии на КВЖД выросли новые города: Дальний, Маньчжурия и Харбин. Последний стал сердцем КВЖД. Ее 107 станций вскоре превратились в цветущие поселки. К 1903 г. Обществом КВЖД в них было выстроено 294 061 кв. м жилых помещений, а к 1910 г. - 606 587 кв. м, то есть 467,9 кв. м на I км главного пути. В 1903 г.общее число служащих дороги достигало 39 112 человек, из них русских было 18 123, а китайцев - 20 948, австрийцев, итальянцев, швейцарцев и турок было вместе 17 человек, еще 17 японцев и 9 корейцев. Стоимость КВЖД, включая содержание порта Дальний и города Дальний, составляла к 1903 г. 318 640 236 руб. золотом. К 1906 г. она возросла до 375 млн руб. В последующие годы эта сумма приблизилась к 500 млн. Так сколько же стоила вся КВЖД? На этот вопрос дать точный ответ невозможно. Для сокращения сроков постройки дороги администрация КВЖД решила создать крупный опорный пункт непосредственно на самой территории Маньчжурии, который бы отвечал одному, но главному требованию: сюда с наименьшими затратами должен быть обеспечен подвоз огромного количества строительных материалов, необходимых для сооружения этого гигантского транспортного предприятия. Этим пунктом было выбрано место пересечения железнодорожной магистралью реки Сунгари. И назван он был просто: Сунгари, или железнодорожный поселок Сунгари. Так был основан город Харбин. Происхождение названия Харбин точно не установлено. Есть версия, что
оно произошло от названия китайской деревни Хаобин, или Хабинь, которое можно перевести как Хороший берег или Веселая могила (?). Деревня эта будто бы располагалась недалеко от будущего Харбина. Однако никаких документальных подтверждений этой версии и самого факта существования оной китайской деревушки нет. Г.В. Мелихов175 считает, что слово «Харбин» имеет маньчжурские корни, скорее всего от слова «харба», обозначающее брод, переправа. Русские, видимо, добавили суффикс ин. По такому принципу словообразования составились названия многих старинных русских городов, например, Калязин на Волге. Первоначальное значение корня этого названия - грязный, грязниться. То же в полной мере относится и к названию Харбин. В пользу этого толкования можно привести тот дополнительный аргумент, что в разговорной речи харбинцев длительное время сохранялось ударение на первом слоге - Харбин. Отношение русских к основанию Харбина хорошо выразил поэт А.И. Митропольский (псевдоним Арсений Несмелое):
Под асфальт, сухой и гладкий, Наледь наших лет, - Изыскательской палатки Канул давний след... Флаг Российский. Коновязи. Говор казаков. Нет с былым и робкой связи, - Русский рок таков.
Инженер. Расстегнут ворот. Фляга. Карабин. Здесь построим русский город, Назовем Харбин. Для приема грузов, предназначенных для постройки новой дороги, 12 апреля 1897 г. Обществу КВЖД была передана во временное пользование часть бухты Золотой Рог во Владивостоке, а именно пристань Эгершельд. В феврале - марте 1898 г. была произведена сводка всех данных, необходимых для начала строительных работ. Одним из важнейших подготовительных мероприятий к постройке дороги стала организация речной флотилии КВЖД. На нее ложилась основная тяжесть доставки в Маньчжурию огромного количества грузов и оборудования, необходимых для строительства. Работами по созданию флотилии руководил инженер С.М. Ваховский. В 1897 г. он был командирован в Бельгию и Англию, где заключил контракт на поставку для КВЖД мелкосидящих пароходов и металлических барж, пригодных для плавания по перекатам Сунгари. Морским путем в разобранном виде они были доставлены из Европы во Владивосток, а оттуда для сборки и спуска на воду их перевезли на станцию Иман Уссурийской железной дороги, а затем и на Красную речку под Хабаровском. «Работы по сборке и склепке судов были поставлены инженером Ваховским весьма умело и быстро, что вызывало немалое удивление даже у испытанных в этом отношении иностранцев, которым довелось увидеть столь сложное техническое оборудование и кипучую работу в неожиданном и глухом уголке безлюдного Приамурья»176. Первый пароход, так и названный «Первый», был спущен на воду 20 июля 1898 г. Вскоре был спущен и «Второй» пароход. Всего было собрано и спущено на воду 18 пароходов, получивших названия с «Первого» по «Восемнадцатый», 4 катера, 40 стальных и 20 деревянных барж и одна землечерпалка. За время строительства дороги и города Харбин эта флотилия перевезла не менее 650 тыс. т различных грузов. Вместе с пароходством КВЖД на Сунгари были созданы и другие частные пароходства: Товарищества Амурского пароходства В.Н. Лютикова и М.И. Кожевникова, Г.Н. Косицина, Б.А. Алексеева, М.З. Буянова, Курбатова, А.Л. Вертопрахова, А.К. Лукьянова и др. 6 мая 1898 г. из Хабаровска вверх по Уссури в Харбин отправился первый пароход. Это был пароход «Благовещенск», арендованный у частного Амурского общества. На борту его находились руководители строительного управления во главе с С.В. Игнациусом в сопровождении рабочих, служащих и казаков Охранной стражи. Плавание проходило трудно. Главным препятствием были многочисленные сунгарийские перекаты и мели. Вода в реке была низкая. Это вызвало недоумение у строителей, привыкших видеть реки Европейской России после таяния снегов наиболее полноводными. Но в Маньчжурии, где зимой снега почти не бывает, его таяние не вызывает повышения уровня воды в реках. Но в период интенсивных и частых муссонных дождей - в июле и августе - вода в реках достигает своей наивысшей отметки. Из-за многочисленных задержек на мелях, когда приходилось сгружать с парохода наиболее тяжелые грузы, например рельсы, и оставлять их на островках, это путешествие по Сунгари длилось более 20 дней. 28 мая 1898 г. пароход «Благовещенск» прибыл в Харбин. Этот день многие авторы считают днем основания города. Но следует заметить, что рейс «Благовещенска» получил такую известность из-за присутствия на его борту начальства. Фактически первым пароходом, шедшим в Харбин, стал «Святой Иннокентий», привезший туда из Хабаровска рядовой персонал КВЖД. Поселок Сунгари как по волшебству стал превращаться в город. 28 мая 1898 г. во временном бараке открылась первая железнодорожная больница. Первыми европейскими врачами в Харбине стали главный врач КВЖД М.И. Полетика и хирург Свентицкий, которые практиковали в этой больнице в Старом Харбине. Вскоре в Новом Харбине открылась капитальная, превосходно оборудованная центральная больница КВЖД. В одной из фанз бывшего завода «Сян-фан» открылась небольшая столовая для строителей, которой заведовал грузин Агрести - первый частный предприниматель в Харбине. Открылась первая, тоже частная, гостиница «Номера для проезжих Гамартели». Хоть была она маленькая и грязноватая, но номера там не пустовали. К июлю в одном из бараков начало свои операции отделение Русско-Китайского банка во главе с С.Б. Габриелем. Начала торговлю популярная на Дальнем Востоке фирма И.Я. Чурина. Ю.П. Нациевский первым открыл в Харбине кафе-кондитерскую. 12 августа распахнул свои двери первый парфюмерный и галантерейный французский магазин и парикмахерская Руссиаль (позднее - Бланша). Руководители постройки позаботились и о типографии. В 1898 г. в саманном доме были установлены первые четыре новенькие типографские машины. 6 декабря 1898 г. открылась первая начальная школа для детей рабочих и служащих.
В феврале 1898 г. в доме Анпера в Старом Харбине открылась первая маленькая домовая церковь. А первым православным священником в Маньчжурии стал отец Александр Журавский, живший там с 1897 г. С прибывшими в Харбин в 1899 г. частями Охранной стражи появился здесь и отец Сергей Брадучан. Позднее в Старом Харбине между улицами Офицерской и Армейской построили небольшую, но очень красивую трехглавую церковь. Первое время у строителей дороги были большие проблемы с продовольствием. Отсутствовали основные, привычные для русских продукты, так как китайцы не выращивали в Маньчжурии ни картофеля, ни капусты, не держали молочный скот, и на рынках почти не было говядины и молочных продуктов. В.Н. Веселовзоров в своих воспоминаниях, опубликованных в харбинской газете «Русский Голос», писал: «Жители и служители дороги страдали от отсутствия ржаного хлеба и гречневой каши. Дичь - фазаны, козулятина, изюбрятина- была в изобилии, но приедалась, а обыкновенной говядины достать было почти невозможно, так как она тоже была привозная. Русская капуста, картофель были редкостью во времена постройки города. Их так же, как и сливочное масло, привозили из Сибири. Зато спиртных напитков было в изобилии благодаря беспошлинной торговле и свободным портам Владивостоку и Порт-Артуру. Например, коньяк лучшей марки «Три звездочки» - Мартель стоил 1 рубль 20 копеек бутылка, а четверть водки стоила 30-40 копеек! За пустую бутылку крестьяне давали курицу, за сотню яиц брали четвертак (25 коп.), а за пару фазанов - 20 копеек! В то же время побриться у парикмахера стоило 2 рубля золотом». В 1899 г. в Харбине жило около 14 тысяч выходцев из Российской империи, в основном русских, но были и поляки, евреи, армяне и другие национальности. Еще в 1898 г. Харбин был соединен с Россией телеграфной линией, что существенно облегчило строительство дороги, и вместе с тем в первый период постройки передавалась масса смешных и пустячных телеграмм, которые шли по всем крупным станциям. Например, однажды со станции Пограничная Восточной линии оповестили всю дорогу о краже петуха и кур у помощника начальника станции. В телеграмме во всех подробностях передавались приметы украденных кур: «Петух красный, бесхвостый, стоимостью в 70 коп. и 5 кур, из них одна черная с белыми пятнами, одна с рябинами, одна желтая и две светло-желтые с рябинами, стоимостью по 70 коп. Прошу принять меры розыска». А одну из телеграмм вообще не могли понять: «В 11 часов вечера Кирилл В. нанес ножом рану в правую холку Степану Л.», далее сообщалось о принятых мерах. Когда стали выяснять, какая часть тела имелась в виду под «холкой», то оказалось, что это ягодица. Полицейский употребил простонародный термин, который телеграфист отказался передать, тогда и придумали «холку». А одна телеграфистка передала с Южной линии: «При забивке свай утопили женщину. Срочно пришлите другую». Оказалось, что слово «баба», стоявшее в первоначальном тексте, показалось телеграфистке слишком грубым, и она отказалась передавать его в Харбин. В начале XX века резко возрос объем строительства в Харбине. С 1901 г. площадь вновь построенных жилых помещений возрастала ежегодно на 22 750 кв. м. Одновременно строилось здание Управления дороги площадью около 16 800 кв. м, штабы охраны (более 2270 кв. м), мужские и женские коммерческие училища (более 7280 кв. м), Железнодорожная гостиница (около 3640 кв. м), почтово-телеграфная контора, школы для мальчиков и девочек и здание Общественного собрания, достраивалась центральная больница. В начале 1903 г. на Вокзальном проспекте выросло большое красивое здание РусскоКитайского банка. По итогам первой в истории Харбина переписи, проведенной 15 марта 1903 г., население полосы отчуждения Харбина составило 44 576 человек (38 983 мужчины и 5593 женщины). Из них русских подданных было 15 579, китайских подданных - 28 338, японцев - 462, прочих - 200. Так что трудно сказать, был ли в то время Харбин больше китайским, или русским городом. Замечу, что к этому времени в районе Порт-Артура -Дальнего было свыше 17 тысяч русских, а всего в Маньчжурии их жило около 83 тысяч. Администрация уделяла большое внимание культурному досугу русских строителей. Одним из развлечений было посещение по вечерам открывшегося 25 декабря 1898 г. в Старом Харбине Железнодорожного собрания. Что же ставилось в этом первом маленьком Железнодорожном собрании? Харбинцы очень любили хоры, как светские, так и церковные. Они всегда пользовались в Харбине чрезвычайно широкой популярностью. Первый самодеятельный хор пел на маленькой сцене Железнодорожного собрания. Любители играли на различных музыкальных инструментах, привезенных ими из России. Большим праздником для харбинцев стали первые концерты профессиональных артистов. В мае 1899 г. состоялся один из первых на территории города концертов камерной музыки, который дало приехавшее сюда чешское семейство Эрмль. В начале 1900-х гг. в Харбин приезжали знаменитый в России скрипач Костя Думчев и певцы - чета Фигнер. Со временем наряду с такими видами отдыха в Харбине быстро стали появляться и места отдыха и развлечений несколько иного типа, например кафешантан под громким названием «Бельвю». Среди строителей, в подавляющем большинстве своем молодых и холостых мужчин, заведение это было чрезвычайно популярно. Для офицеров Охранной стражи, месяцами живших на пустынных полустанках и разъездах линии дороги, Харбин был притягательнейшим местом отдыха. Расстояние в 200 и даже в 300 верст до Харбина считалось для молодых офицеров пустяком и часто преодолевалось ими в оба конца верхом. Так что дощатый кафешантан постоянно был набит публикой и работал всю ночь. «Окутанный облаками табачного дыма, при свете керосиновых ламп и свечей на эстраде-помосте гремел "румынский" оркестр, выступали "французские" шансонетки, отплясывал кордебалет. Это была, так сказать, эстрада. А рядом, в стороне, за зелеными столами, между завсегдатаями, случайными игроками и непременными участниками подобных компаний - шулерами шла азартная игра в девятку, железку, штос и банчок. Стопки золотых монет переходили из рук в руки. Возникавшие недоразумения иногда разрешались ссорами и драками, однако без стрельбы. Русские предпочитали орудовать не револьверами, а кулаками»178. Теперь вряд ли удастся установить автора названия «Желтороссия», данного полосе отчуждения КВЖД и прилегающим к ней районам. Главное, что к концу 1890-х гг. термин Желтороссия широко использовался не только населением, но и прессой. Как уже говорилось, в Желтороссии появилась и своя армия - Охранная стража КВЖД. Первым начальником Охранной стражи стал бывший командир 4-й Закаспийской стрелковой бригады полковник А.А. Гернгросс179. Личный состав Охранной стражи служил по вольному найму, большую часть его составляли казаки. Первоначально было сформировано 5 конных сотен: одна - из Терского казачьего войска, две - из Кубанского, одна - из Оренбургского и одна сотня смешанного состава. 26 декабря 1897 г. все пять сотен прибыли на пароходе «Воронеж» во Владивосток и приступили к службе в Маньчжурии. Жалованье в Охранной страже было куда больше, чем в армии. Так, рядовые получали 20 руб. золотом в месяц, вахмистры - 40 руб. с готовым обмундированием и столом. Для казаков Охранной стражи была создана и своя форма: черные открытые тужурки и синие рейтузы с желтыми лампасами, фуражки с желтым кантом и тульей. В соответствии с договором, Россия не должна была вводить в Маньчжурию частей регулярной армии. И чтобы еще больше подчеркнуть отличие Охранной
стражи от частей регулярных войск, погоны они не носили. На офицерской форме их заменяло изображение желтого дракона. Такой же дракон украшал сотенные значки и был на пуговицах и на кокардах папах, из-за чего в уральской сотне даже произошли волнения. Казаки решили, что дракон - печать антихриста и носить такое изображение христианину не подобает. Они отказались носить на себе драконов, но начальство пригрозило, и казаки нашли выход - стали носить папахи кокардами назад, ведь печать антихриста ставится на лоб, а насчет затылка ничего не говорится. Кроме того, офицеры носили наплечные позолоченные жгуты. Но они очень болезненно переносили отсутствие погон, особенно во время поездок в Россию. Замечу, что армейские офицеры не любили офицеров Охранной стражи, а саму Охранную стражу именовали «таможенной стражей» или «гвардией Матильды» - по имени супруги шефа всего корпуса Пограничной стражи С.Ю. Витте Матильды Ивановны. Интересно, что в Охранной страже КВЖД в разное время служили прапорщик А.И. Гучков- будущий министр Временного правительства, будущие генералы и вожди белых армий А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, а также Е.И. Мартынов - впоследствии главный начальник снабжения Красной армии и генерал-лейтенант.
Военное ведомство отстало от других стран с принятием на вооружение скорострельных (патронных) полевых пушек180 . А тратить деньги на старые полевые пушки обр. 1877 г. Витте не пожелал и закупил для КВЖД через Аргентину 75-мм пушки Круппа. Эта акция вызвала буквально бурю гнева у великого князя Сергея Михайловича и верхушки Военного ведомства. Несколько забегая вперед, скажу, что Охранная стража 19 января 1901 г. была включена в состав Особого Заамурского округа отдельного корпуса пограничной стражи с доведением ее численности до 25 тыс. всех родов войск - конницы, пехоты и артиллерии. К маю 1911 г. на вооружении Заамурского округа пограничной стражи имелось 62 пушки: из них восемь 3-дюймовых обр. 1900 г., двадцать 75-мм Круппа, двенадцать 3-дюймовых горных обр. 1904 г. и 22 легкие (87-мм) обр. 1877 г. После вхождения в корпус пограничной стражи у Охранной стражи появилось лишь новое начальство в среднем звене. Дело в том, что сам корпус был в ведении министерства финансов и подчинялся лично С.Ю. Витте, а сам Витте подчинялся лично царю. Судя по воспоминаниям и мемуарам участников строительства КВЖД, службу свою Охранная стража несла исправно. Главной ее задачей являлась охрана строителей, станций и линий железной дороги. Вся линия дороги была поделена на отрядные участки, которые делились на ротные участки. Непосредственно вдоль линии дороги были установлены посты пехоты (от 5 до 20 человек в каждом). У каждого поста строилась вышка для наблюдения и «веха» - высокий столб, обмотанный просмоленной соломой. Во время тревоги или при нападении солому поджигали, что служило сигналом для соседних постов. (Непрерывно от поста к посту проводилось патрулирование линии. В первое время нападения хунгузов181 на посты происходили довольно часто. Охранная стража отражала все нападения, затем преследовала разбойников и учиняла над ними жестокую расправу. В результате хунгузы были так напуганы русскими казаками, что практически перестали нападать на КВЖД. Формально Охранной страже вменялось в обязанность контролировать местность на 25 верст в стороны от железной дороги (сфера непосредственной охраны) и вести дальнюю разведку еще на 75 верст (сфера влияния). Фактически же Охранная стража действовала на расстоянии 100-200 верст от железной дороги. Кроме того, стража охраняла и пароходные сообщения по Сунгари (конвой на пароходах и посты вдоль берегов реки), крупные лесные заготовки дороги, исполняла судебно-полицейские функции. Из Харбина строительство дороги велось одновременно по трем направлениям: к русской границе на запад и на восток, и на юг - на Дальний и Порт-Артур. Одновременно дорога строилась и с конечных пунктов: от Никольска-Уссурийского, со стороны Забайкалья и Порт-Артура, а также на отдельных отрезках между этими пунктами. Была поставлена задача как можно скорее сомкнуть пути, хотя бы на временной основе. Скорейшая организация движения стала главной целью. Дорога проектировалась однопутной. Расстояния между станциями на равнинных участках не должны были превышать 35 км, а на горных - 25 км. Путевые казармы строились на расстоянии 13-19 км одна от другой, а между ними были еще полуказармы. Расстояния между главными и оборотными депо составляли 100-170 км. Станциями с узловыми депо были назначены Пограничная, Ханьдаохэцзы, Бухэду и Маньчжурия. Пропускная способность была принята в 10 пар паровозов с перспективой доведения ее в будущем до 16 пар, то есть почти до верхнего предела для однопутных железных дорог, который составлял 18 пар поездов в сутки. К лету 1901 г. укладка пути достигла Бухэду и стала подниматься к Хинганскому хребту. Подход к будущему тоннелю по крутым восточным склонам хребта инженер Н.Н. Бочаров спроектировал в виде полной петли радиусом 320 м, в которой нижний путь проходил в каменной трубе под верхним. Это было также обусловлено необходимостью уменьшить длину будущего тоннеля. Уже по проложенному пути на Хинган были доставлены необходимые для строительства машины, оборудование и строительные материалы. Петля и тоннель строились с марта 1901 по ноябрь 1903 г. А в это время железная дорога от Хингана ушла далеко на запад, и 21 октября 1901 г. у Унура произошла смычка Западной линии.

Открытие Китайской железной дороги (КВЖД)

Путь от Харбина до Владивостока был соединен еще 5 февраля 1901 г. у станции Ханьдаохэцзы, а от Харбина до Дальнего - 5 июля того же года. Укладка пути на КВЖД была, таким образом, закончена на всем протяжении, и дорога открыта для рабочего движения поездов. Осенью 1901 г. после прибытия необходимого оборудования начались интенсивные работы по пробивке тоннеля. До завершения работ по строительству тоннеля и петли поезда пропускались в обоих направлениях по системе временных тупиков, устроенных на восточном склоне Большого Хингана, и нижнему заезду петли. Рабочий поселок, выросший у восточного портала Хинганского тоннеля, получил название Петля. В первую очередь прокладывалось железнодорожное полотно и устраивались тупики, с помощью которых Бочаров успешно решил задачу преодоления железной дорогой Хинганского хребта. Эти знаменитые бочаровские тупики начинались сразу же за станцией Петля. Строительство их было обусловлено необходимостью организации временного обходного железнодорожного сообщения для подвоза стройматериалов и оборудования для строившейся линии, а также для доставки пассажиров до тех пор, пока не будет готов тоннель. Для этого и служила система железнодорожных тупиков - отрезков пути по полкилометра длиной каждый, расположенных в три яруса в виде зигзага по склону хребта. Тупики позволяли поездам как спускаться с крутого восточного склона Большого Хингана, так и подниматься с низу на самую высшую точку перевала и обеспечивали, таким образом, возможность непрерывной железнодорожной связи в обход.
Движение поездов по тупикам было разработано до мельчайших деталей. Стоит привести описание поездки по тупикам Н.А. Байкова в феврале 1902 г.: «С перевала поезд спускался на тормозах по тупикам, которых было всего шесть. Таким образом, поезд двигался то вперед головой, то хвостом. Уклон был так велик, что паровоз, становившийся всегда в голове поезда, несмотря на усиленный "задний ход", мчался с головокружительной быстротой. Из-под тормозов сыпались искры и пахло горелым железом. Буксы горели во многих вагонах. Во время этого сумасшедшего бега нас качало, как на море, и многие пассажиры читали молитвы, вручая свои души Богу. На всех лицах был написан панический страх и ужас, даже поездная прислуга крестилась и слышались возгласы: "Пронеси, господи!" Каждое колено тупика длиною в одну версту мы пробегали в 20-30 секунд и каждый раз ожидали того момента, когда поезд, не будучи сдержан тормозящим паровозом, выскочит из тупика и пойдет "вверх тормашками" вниз по откосу горы. Но, к счастью, этого не случилось; мы благополучно доехали до нижнего тупика, и все с облегчением вздохнули... "Вот это езда, так езда! " - сказал мой Михаил». 1 июля 1903 г. КВЖД перешла в регулярную эксплуатацию, хотя и с большим числом недоделок, оцененных в 57 млн руб. Тоннель через Большой Хинган еще не был достроен. Зимой 1903/04 г. между Москвой и портом Дальний еженедельно ходили четыре роскошно оборудованных пассажирских поезда. Они отправлялись из Москвы по понедельникам, средам, четвергам и субботам. В полдень на третьи сутки поезд прибывал в Челябинск, утром на восьмые сутки - в Иркутск. Затем была четырехчасовая переправа через Байкал на пароме (или езда по Кругобайкальской дороге после введения ее в эксплуатацию). В полдень на двенадцатые сутки поезд прибывал на станцию Маньчжурия, а еще через пять суток - в порт Дальний. Вся поездка занимала 16 суток вместо 35 на океанском корабле. В 1904 г. Транссиб представлял собой комплекс железных дорог, протяженность которых приведена в таблице. Стоимость строительства дорог Транссиба составила около одного миллиарда рублей, средняя стоимость 1 км пути доходила до 120 тыс. руб. С началом строительства Транссиба встал вопрос о дополнительных железнодорожных подходах к нему из европейской части России. Для этого в 1896 г. построили линию от Екатеринбурга до Челябинска длиной 252 км, а к 1899 г. - от Перми до Котласа через Вятку (866 км). Таким образом, появился выход на Северную Двину, по которой далее грузы попадали в Архангельск, и новый подход к Транссибу. Для обеспечения кратчайшего выхода к Великому Сибирскому пути с северозапада решили провести линию Петербург - Вологда - Вятка. Царский указ о ее строительстве вышел в 1902 г. Для предпостроечных изысканий и последующего сооружения линию разделили на две части: Петербург - Вологда протяженностью 599 км и Вологда - Вятка протяженностью 642 км.

Китайский город с русскими корнями - именно так часто называют Харбин. Ученые спорят, приводя все новые доказательства той или иной точки зрения. А туры в Харбин неизменно пользуются популярностью у россиян.

История

Существуют две основные точки зрения относительно основания этого города. Российские ученые говорят о том, что Харбин был основан как поселение для строителей Китайско-Восточной железной дороги. В связи с этим датой появления города считается 25 мая 1898 года. Китайские же специалисты настаивают на том, что и до этого времени на месте Харбина были деревни, так что с этой датой можно связать только начало "русского" периода. Аргументов у обеих сторон много, споры не прекращаются, но отрицать тот факт, что более полувека история города была тесно связана с Россией, просто странно.

Итак, строительство КВЖД крепко связало северо-восток Китая с соседней страной, ослабив здесь влияние Европы и Японии. Поэтому появление железной дороги стало вопросом не столько инфраструктуры, сколько политики. Конечно, она связала Сибирь с Дальним Востоком и стала важной транспортной артерией, но назвать упрочнение связи с Китаем второстепенной целью тоже нельзя.

Изначально народы, говорившие на разных языках, селились в Харбине отдельно. В русской части были открыты свои школы, все надписи были на "великом и могучем", даже архитектура разительно отличалась от второго района. Эта тенденция продолжилась и после Октябрьской революции, которая сделала город центром эмиграции в Азии. Кстати, в какой-то момент он чуть было не стал советским - начавшееся восстание, вдохновленное большевистски настроенными жителями, было быстро подавлено.

С середины XX века эмигранты начали покидать Харбин, уезжая обратно в Россию или другие страны. Немалую роль в этом, вероятно, сыграла возросшая неприязнь китайцев по отношению к иностранцам - русские не всегда вели себя корректно с хозяевами. Но основной причиной стала продажа Японии советской части собственности в городе.

Современность

Сейчас город стал совсем другим. Ничто не выдает тот факт, что история Харбина была тесно связана со "старшим братом", как раньше называли СССР китайцы. Разве что количество иностранцев, среди которых превалируют русскоязычные.

Современный Харбин является столицей провинции Хэйлунцзян, располагающейся на северо-востоке Китая. Его население составляет около 10 миллионов человек, несмотря на с суровыми зимами. Он является важным экономическим и промышленным центром КНР. И именно он - самый популярный у русских туристов город. Итак, что же предлагает путешественникам Харбин?

Достопримечательности

Несмотря на то что "русский давно закончился, в облике города все-таки проглядывает что-то родное. Многое было разрушено, но некоторые здания остались нетронутыми:

  • Центральная улица (Чжунен Додзе). Пешеходная зона протяженностью в 1,4 километра является настоящим музеем архитектуры под открытым небом. Здесь очень людно, поскольку даже местные жители очень любят прогуливаться.
  • Церковь Святой Софии. Это одно из немногих оставшихся православных строений в Харбине. Внутри, однако, ничего не напоминает обычную церковь - выставлены фотографии, иллюстрирующие "русский" период истории города.
  • Новая синагога. Белая разумеется, включала и евреев. И в этом здании выставлены экспонаты, рассказывающие об их жизни в Харбине. Неподалеку расположены также старая синагога и еврейская школа.
  • Телебашня. "Дракон" - так называется это здание. Оно является самой высокой стальной башней в Северо-Восточной Азии. На самом верху находится вращающийся ресторан, и те, кому недостаточно любоваться красивым видом из окна, могут выйти на крышу.
  • Солнечный остров. Здесь находится парк, где очень любят бывать местные жители, фотографироваться молодожены. Также здесь есть клетки с белками, оленями и пруд с черепахами.
  • Парк Этих прекрасных животных в мире осталось не так уж и много, и тем ценнее возможность увидеть их в естественной среде обитания, проехав в полностью закрытом автобусе по заповеднику. Животных можно даже покормить, так что посетить это место определенно стоит.

Тысячи туристов ежегодно приезжают в Харбин. Достопримечательности, которые они посещают, вовремя реставрируют, так что многие возвращаются сюда снова. Не последнюю роль в этом играют ежегодные фестивали.

События

Одним из самых интересных для туристов мероприятий не только в Харбине, но и во всем Китае, является знаменитый фестиваль снега и льда, который проходит здесь каждый год. История этого праздника насчитывает уже 3 десятилетия, но только недавно он приобрел нынешний масштаб.

15 тысяч скульпторов из разных стран каждый год в начале декабря прибывают в Харбин, чтобы показать свое мастерство, выстроив, например, четырехметровую скульптуру или замок высотой с пятиэтажный дом. Официальное же открытие фестиваля проводится 5 января. Примерно до середины февраля весь Солнечный остров превращается в настоящую зимнюю сказку. Неудивительно, что зимние туры в Харбин так популярны, и путешественники готовы терпеть мороз и длительные перелеты, чтобы попасть сюда.

Тем не менее, это не единственное событие, которое привлекает сюда жителей из самых разных стран. Международный фестиваль пива в августе, июльский музыкальный конкурс, Праздник фонарей, а также - все это достойно того, чтобы посетить Харбин. Достопримечательности, конечно, тоже интересны, но красочные ежегодные мероприятия подарят незабываемые впечатления.

Крупных городов вблизи Харбина нет, но это не значит, что выезжать за пределы города не стоит. Совсем неподалеку находятся несколько крупных горнолыжных центров, собирающих много любителей экстремального спорта. Потому для любителей зимних развлечений это еще один повод посетить Харбин. Достопримечательности, которые не увидеть в Европе, низкие цены, развитая транспортная сеть - для туристов с Дальнего Востока это прекрасный вариант как для непродолжительной, так и для достаточно длительной поездки.

Инфраструктура

Для многих жителей европейской части континента практически вся Азия - это Дальний Восток. Города находятся рядом, так что можно подумать, что из Петропавловска-Камчатского до Пекина можно добраться на автобусе. Конечно, это не так. И ближайший к Харбину крупный российский город - Владивосток - находится примерно в 500 километрах.

Тем не менее, добраться сюда несложно, ведь город является крупным транспортным узлом. Харбин (аэропорт "Тайпин") принимает самолеты международных компаний, таких как "Аэрофлот", Air France, KLM, Air China и многих других. Это одна из крупнейших авиагаваней на северо-востоке страны.

Здесь есть и большой вокзал, через который проходят поезда во многие китайские города. В скором времени планируется организовать скоростной маршрут в Казахстан. Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры в Харбине идет полным ходом.