Краткое житие

В Юрьеве-Польском — под сенью — родился и вырос Никон Радонежский , ученик и один из самых известных — после Сергия, разумеется, — игуменов Троицкой Лавры, выдающаяся и деятельная .

Согласно данным Жития, преподобный Никон Радонежский:

«рождение и воспитание имяше град, Юрьев зовом: сын родителю христиану, паче же благоверну и благочестием сиаюгцу: от юнаж возраста и от младых ногтей изволи Богу работати».

Еще в очень нежном возрасте он услышал о том, что неподалеку живет равноангельной жизнью игумен Сергий с братией, и пришел к нему, прося принять его в монастырь.

Преподобный Сергий, увидев перед собой почти мальчика, «голоуса суща», рассудил за лучшее испытать его и отослал к своему другу, преподобному Афанасию Высоцкому:

«мужю добродетелну сущу и зело искусну иноческаго пребываниа».

Афанасий принял отрока «не гладостне, ниже сладце». На просьбу «сотворить его иноком» он сурово отвечал: «Не можеши», — и стращал пришлеца жестокостью монашеского жития. Никон в ответ только плакал и смиренно просил не прогонять его.

Испытав Никона «на прочность», прп. Афанасий все же совершил над ним постриг и некоторое время руководил его духовным возрастанием, «соблюдая его отечески». Когда же Никон пришел в совершенные лета, он благословил его принять священный сан и отпустил к прп. Сергию.

Никон - второй игумен Радонежский

«Добре пришел еси, чадо Никоне!», — встретил его игумен Радонежский и поставил служить братии, что тот исполнял со всяческим прилежанием, радуясь такой возможности. Радовался и Сергий, глядя на его житье.

В скором времени он повелел Никону Радонежскому «во единой келии с собою пре-бывати, яко да и причастника того сотворит деланий духовных восхо-ждениа». Так Никон стал ближайшим учеником Сергия Радонежского.

Сергий готовил Никона к исполнению настоятельских обязанностей. И действительно, после кончины учителя прп. Никон принял на себя бремя игуменства и самоотверженно нес его, неустанно заботясь о братии. Вскоре слава о его добром настоятельстве вышла за пределы монастыря.

«И бе Никоново имя, — говорит агиограф, — яко свягцение некое, обносимо и всякими усты человечьски-ми хвалимо. И от прочих стран, градов же и весей, мнози благоговеинии и благороднии прихождаху к нему, ползы ради».

Но не радость приносили святому похвалы. Он скорбел о том, что не может вести, как прежде, уединенное житие, и в конце концов решил оставить игуменство и подвизаться в безмолвии. Троицким монастырем управлял некоторое время вместо него прп. Савва, будущий основатель Саввино-Сторожевской обители.

«Не скорби, но мужайся...»

Когда Савва ушел от Троицы, братия умолили Никона вновь быть у них настоятелем. Преподобный вынужден был согласиться, но теперь он отделял себе ежедневно некоторое время для безмолвия и молитвы.

В 1408 году монастыря достиг слух, что в русские пределы вторгся хан Едигей. Преподобный Никон встал на молитву. И в тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий, а с ними преподобный Сергий, предупредившие его о разорении обители. Но еще они пообещали, что место сие не запустеет, и монастырь возродится.

Перед приходом Едигея иноки скрылись в леса, забрав святыни и келейные вещи. Вернуться им предстояло на пепелище. Но Никон твердо помнил обращенные к нему слова Петра, Алексия и Сергия:

«Ты же, чядо, не скорби: но мужайся и да крепится сердце твое»

— и ревностно взялся за восстановление обители. В 1411 году вырос новый деревянный храм во имя Троицы Живоначальной, а через некоторое время игумен приступил к строительству каменной церкви над гробом преподобного Сергия. И здесь братию ждала великая радость: когда копали рвы под фундамент, обрели нетленные мощи основателя Троицкого монастыря. Было это в 1422 году.

Смерть преподобного Никона Радонежского

Строить каменный собор Никон пригласил «отвсюду зодчиа и каменосечца мудры и плинфотворителя», а украшали его прпп. Даниил Черный и . Тогда-то Андрей Рублев и написал дивную икону Пресвятой Троицы, являющуюся символом древнерусского искусства — и, добавим, древнерусской святости. Сквозь икону эту действительно что-то просвечивает, она являет собой не только недостижимо-высокий шедевр иконописи, но предельную богословскую высоту. Когда-нибудь, Бог даст, нам придется поговорить о рублевской «Троице» подробнее, но сейчас, увы, за недостатком места мы не можем с должным вниманием отнестись к этому «откровению художественного Боговидения».

После постройки собора игумен Никон недолго потрудился на земле. 17 ноября 1426 года, он, напутствовав братию и причастившись Святых Таин, мирно отошел ко Господу со словами:

«Изыди, душе моя, идеже ти уготовася: поиди радующеся, Христос зовет тя».

Погребли преподобного рядом с его учителем, мощи его почивают под спудом по сей день. Никон очень почитаемый .

Церковный календарь. 30 ноября (17 ноября ст. стиль).

Продолжается Рождественский пост.

И сегодня Православная Церковь творит память: свт. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского III века. Мч. Ацискла и мц. Виктории Кордувийских IV века. Прп. Лазаря иконописца IX века. Мч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов, пострадавших 914 году. Прп. Никона Радонежского, ученика прп. Сергия, подвижника XIII-XIV веков.

Прославляется Елеоточивая икона Божией Матери.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к памяти ближайшего ученика и преемника самого преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Никон, игумен Радонежский, родился в Юрьеве-Польском в 1352 году. Услышав об ангельской жизни Сергия Радонежского, отрок пришел к преподобному и просил постричь его в иночество. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание - послал к своему ученику, преподобному Афанасию Высоцкому. Но и святой Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в монашество. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника.

Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с преподобным Сергием. Радонежский чудотворец, весело взглянув на него, сказал: «Хорошо, что ты пришел, чадо Никон», и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, святой Сергий повелел Никону пребывать с собой в одной келье, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил своего 40-летнего ученика преемником.

После преставления преподобного Сергия 25 сентября 1392 года отец Никон с любовью поддерживал всё, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя игуменства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келью. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский. В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея, преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении монастыря. В тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий с преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, взяв с собой святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды.

Прежде всего был построен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте - храм в честь сошествия Святого Духа).

Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во имя в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения церкви преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда святой Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто преподобному Сергию. До конца жизни Никон Радонежский заботился об устроении Троицкой церкви.

В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки преподобного Сергия.

При святителе Ионе, в середине XV века, иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году святому было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь, освященная в его честь, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом мощи святого. Уже через 10 лет, в 2026 году, в Троице-Сергиевой Лавре будет торжественно отмечаться 600-летие преставления преподобного Никона.

Преподобне отче Никоне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился 26 сентября 1888 года в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь».

Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял преподобный старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется «духовным родством».

9 декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии. В октябре 1908 года брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года - в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября). 10 апреля 1916 года преподобный Никон был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду» - так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии. Трудоспособные монахи создали «сельскохозяйственную артель», дававшую пропитание. Именно тогда преподобный Никон ревностно трудился, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. В Оптиной было тяжело, но служба в храмах продолжалась. Первый раз его арестовали 17 сентября 1919 года. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель преподобный Исаакий, отслужив последнюю соборную литургию в Казанском храме, передал ключи от него преподобному Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке преподобный Нектарий стал направлять своих духовных чад к преподобному Никону. До этого преподобный Никон не дерзал давать советы обращавшимся к нему, а когда начал принимать народ, то, давая советы, всегда ссылался на слова Оптинских старцев. Изгнанный из обители в июне 1924 года, он поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой был преподобный Никон. Его арестовали в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Три страшных года провел преподобный Никон в лагере «Кемперпункт».

По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у преподобного Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, преподобный Никон попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и преподобный Никон смирился.

3/16 августа 1930 года его «переместили» из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка, как батрак, выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому.

Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия: погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом. В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В самый день его блаженной кончины, 25 июня/8 июля 1931 года, он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно. Промыслом Божиим на погребение блаженнопочившего старца преподобного Никона одних священнослужителей собралось двенадцать человек. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье. Господь, даровав Своему верному слуге мирную кончину, и по преставлении почтил его соответствующим его сану и заслугам погребением.

Память о нем жива в душах любящих и помнящих его. В день блаженной кончины преподобного отца нашего Никона оптинские насельники начиная с 8 июля 1989 года служат панихиды на месте его упокоения на кладбище на Валдокурье. Жизнь праведных начинается по их кончине…

Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергия Радонежского (+ 1392), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание - послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому (+ после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный. Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника. Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником. После преставления Преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал всё, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+ 1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326; память 21 декабря) и Алексий (+ 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом свего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного) . Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия. При святителе Ионе (1448 - 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона. В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона.

Никон Радонежский

Икона Никон Радонежский

Никон родился в 1352 году в городе Юрьев-Польский.


Памятная табличка. Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь Юрьев-Польского

С детства имел склонность к монашеской жизни и, узнав о Сергии Радонежском, захотел стать его учеником. Придя в обитель преподобного Сергия Никон не был принят в число братии, Сергий направил его к своему ученику Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря. Никон повиновался и поступил в Высоцкий монастырь.

Прп. Афанасий не без испытания принял Никона. Духом Святым прозревая в нем будущее, святой старец устрашал его трудностями монашеского жития: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания, не от мучителей, но внутри от естества собственной плоти и от врагов мысленных бывают боримы и до последнего издыхания страдают. Чадо, если приступаешь работать Господу, уготовь душу свою терпеть искушения и страдания, и если это претерпишь, то получишь великое мздовоздаяние на небе». Но видя его твердую решимость на все требуемое и слезы, принял его и облек в иноческий образ. Прп. Никон следовал руководству опытного подвижника, как бы самого прп. Сергия: учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершенного возраста он был возведен в сан иеромонаха.

Блаженный Афанасий любил Никона, но душа Никона стремилась в пустынь великого Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители, как возникло в нем сильное желание видеть преподобного Сергия, получить его благословение и слышать его богомудрое наставление. То было сокровенное мановение благодати, зовущей его к предопределенному назначению. Он открыл свое желание прп. Афанасию и, получив благословение, пришел в лавру Сергия. Угодник Божий не только с любовью принял его, как посетителя, но и оставил в своей обители. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался духовным преуспеянием смиренного послушника, который с усердием принимал наставления и поучения, ибо искренно желал быть подобным своему великому старцу. В лице своего учителя он видел образ Христа и всегда мыслил себя предстоявшим Богу, каждое послушание духоносного Сергия он принимал с верой и исполнял без промедления. Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел ему пребывать с собой в одной келлии. Здесь нашел для себя преподобный Никон и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам и добродетелям в близком его примере, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Желая видеть в подвижнике соучастника духовного делания, авва Сергий с любовью поучал его добродетели и разъяснял сущность духовной жизни. Любящее сердце прп. Сергия было для прп. Никона отверстой дверью, отколе исходил к нему благодатный свет и мир; верное сердце Никона к Сергию было также отверстой дверью для открытия помыслов и душевных движений, дабы никакая мгла сомнения или смущения не уменьшала чистоты совести. Уже одно открытие старцу худых помыслов, по свидетельству опытных подвижников, истребляет их и обессиливает страсти. Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями прп. Сергия в открытую для них душу прп. Никона! Так почил на блаженном Никоне дух великого Сергия.


Преподобные Никон Радонежский, Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий и князь Владимир Андреевич Храбрый. Миниатюра вкладной книги Высоцкого монастыря.

За полгода до своей смерти в 1392 году, уйдя в затвор, Сергий поставил Никона игуменом Троицкого монастыря. Никон недолго был игуменом и вскоре после смерти своего учителя ушёл в затвор, оставив руководство монастырём преподобному Савве Сторожевскому.
Шесть лет обителью руководил вновь избранный игумен преподобный Савва Сторожевский.


Сергий Радонежский и Никон Радонежский. Шамордино, вышитые иконы монастыря.

В 1398 году Савва Сторожевский по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича покинул монастырь и переселился в окрестности Звенигорода где основал свой Саввино-Сторожевский монастырь.

Тогда братия обители Сергиевой, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, пришли к нему вновь и со слезами умоляли его паки вступить в должность игумена. «Неприлично, - говорили они, - тебе, отче, искать пользы для себя одного; попекись лучше и о спасении ближних». Закон братолюбия победил, богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.
Никон, выйдя из затвора, вновь вернулся к управлению Троицким монастырём. Он назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326) и Алексий († 1378) с Преподобным Сергеем и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище.

При Никоне Троицкий монастырь был полностью разрушен войсками хана Едигея в 1408 году, удалось спасти только книги и священные сосуды.

Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября по ст. стилю. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия.

При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа).

Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма им были приглашены иконописцы Даниил Чёрный и Андрей Рублёв . Церковное предание, поддерживаемое большинством исследователей, приписывает Никону заказ Андрею Рублёву «в похвалу Сергию Радонежскому» знаменитой иконы Троицы.

До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 (30 н.ст.) ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия.


Троицкий собор (XV в.) с приделом преподобного Никона Радонежского

Над могилой преподобного Никона построен ок. 1560 г. каменный придел во имя его. Мощи преподобного Никона почивают здесь под гробницей. Рака великого Сергия отделяется одной каменной стеной от раки ученика его. Близки были друг к другу в земной жизни преподобные Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Неоднократно они оба вместе являлись и совокупно чудодействовали.

При митрополите Ионе Московском иеромонахом Пахомием Логофетом были написаны житие и служба преподобному Никону, а в 1547 году митрополитом Макарием было установлено его общецерковное почитание.

Память

30 ноября Православная церковь чтит память преподобного Никона Радонежского, в день его преставления

Copyright © 2015 Любовь безусловная