Почему майкл джексон стал белокожим. Почему майкл джексон поменял цвет кожи. Почему же Майкл Джексон отбелил кожу

Майкл Джексон - бессмертный король поп-музыки конца прошло столетия и начала 21-го века. Такое звание певцу дали миллионы фанатов и коллег, среди которых ему не было равных. За свою короткую жизнь артист покорил публику гениальными хитами и танцевальными движениями; продал огромное количество музыкальных альбомов, опередив "Битлов" и Элвиса Пресли; отдал на благотворительность миллионы долларов и спас жизни безнадежно больных детей.

Личная жизнь известного человека неустанно обсуждается поклонниками. Джексон как персона мировой значимости не избежал такой участи. Его личность остается на слуху даже после кончины. Этому способствует не только легендарное творчество артиста, но и его внешний вид, который в середине 90-х вызвал шок у мировой общественности.

На протяжении всей жизни Джексон прибегал к услугам пластических хирургов и "совершенствовал" свою внешность. Он стал первым в мире человеком, которому удалось видоизменить генетические признаки негроидной расы и поменять цвет кожи. Почему Майкл Джексон стал белым, и что его заставило прибегнуть к таким радикальным переменам? Узнаем ответы на все вопросы в этой статье.

Популярный миф

Почему Майкл Джексон стал белым? Поклонники долгое время не находили ответа на этот вопрос. Среди фанатов пользовалось популярностью вполне логичное объяснение, которое, как выяснилось позже, не имеет никакого отношения к действительности.

Поклонники решили, что человеку с темным цветом кожи трудно добиться грандиозных высот в сфере шоу-бизнеса. Когда певец начинал карьеру, общество всячески притесняло и унижало "цветных" людей. Считалось, что именно по этой причине Майкл Джексон хотел быть белым и прибегал к помощи врачей и пластических хирургов для осуществления своей мечты.

Врачебный приговор

Доля правды в таких домыслах все же присутствует. Певец действительно постоянно наблюдался у врачей и неоднократно ложился под нож хирурга, но причиной этому послужило вовсе не общественное мнение.

В середине 90-х годов стало известно, почему Майкл Джексон стал белым и что предшествовало такому радикальному изменению внешности. Оказалось, что король поп-музыки страдал редким аутоиммунным заболеванием кожи. Витилиго - так звучал приговор от врачей. Болезнь не поддается лечению, а добиться ее ремиссии практически невозможно.

Что такое витилиго

Витилиго - редкая прогрессирующая болезнь, проявляющаяся в обесцвечивании отдельных участков кожи по причине отсутствия пигментного вещества (меланина). То же самое происходит с альбиносами, только у них кожный покров лишен пигмента полностью, а не частично. Витилиго не представляет никакой опасности для здоровья и не передается окружающим. Носителю заболевания грозит только неэстетичный вид кожного покрова.

Для европейца депигментация кожи не так страшна, как для афроамериканца. Если у первого белые пятна практически незаметны, то у второго они отчетливо видны даже на расстоянии десяти метров. Именно этого и боялся Джексон. Кумир миллионов не мог себе позволить появиться на публике с ужасающим дефектом кожи.

Как Майкл Джексон стал белым

В начале 80-х у Джексона начался стремительный рост белых пятен по всему лицу и телу. Певец сильно переживал из-за болезни, которая превращала его внешность в предмет насмешек окружающих. Врачи разводили руками и ничем не могли помочь человеку, готовому заплатить десятки миллионов долларов за полное выздоровление.

У певца оставался единственных выход - грим. Когда была поражена меньшая часть кожного покрова, Джексон маскировал светлые пятна темным тональным кремом. Со временем, когда заболевание начало прогрессировать, большая часть кожи стала белой. Следовательно, появилась необходимость гримировать темные участки на лице с помощью светлой тональной основой.

Сложно сказать, в каком году Майкл Джексон стал белым. Одномоментного и резкого перехода не было, так как болезнь прогрессировала несколько десятков лет. Все это время гримеры певца тщательно подбирали тональную основу, начиная от темной в начале 80-х, заканчивая светлой в середине 90-х. Приблизительно в конце прошлого века Джексон практически полностью лишился пигмента и начал появляться на публике с аристократично белой кожей. До конца жизни певец пользовался тональным кремом, так как на лице оставались малозаметные темные пятна.

Причем здесь нос?

Мы уже выяснили, что отнюдь не по своей воле Майкл Джексон стал белым. А почему он постоянно корректировал форму носа? Неужели такая болезненная процедура приносила певцу какую-то пользу?

Но представьте себе афроамериканца и его широкий от природы нос. У темнокожих вполне привычно видеть такую форму носа, а вот у белых людей она смотрится весьма непривлекательно. Так как Джексон был публичным человеком, ему пришлось сделать операцию. Первая ринопластика прошла безуспешно, и у певца начались серьезные проблемы со здоровьем. Все последующие операции проводились не ради эстетики, а по медицинским показаниям.

Все началось в далеком 1979-м, когда во время концерта Майкл Джексон упал со сцены и сломал себе нос. Этот инцидент послужил толчком к началу его бесконечной гонки за совершенством. Первая ринопластика оказалась вынужденной и не очень удачной, за ней последовала вторая - корректирующая. Именно после неё на лице Майкла стали видны первые незначительные изменения: широкий африканский нос певца стал немного уже и меньше по размерам.

Однако с такой внешностью Джексон прожил недолго: в 1984 году он сделал первый серьезный шаг на пути к своему нынешнему состоянию.

В результате полной ринопластики был сужен кончик и сдвинуты стенки носа. Лицо Майкла моментально преобразилось: черты лица стали более тонкими и выразительными, а об афроамериканском происхождении говорил только цвет кожи. Новый Майкл Джексон моментально оказался на пике популярности. В том же году он установил рекорд по числу премий «Грэмми» (он получил их аж 8 штук!) за свой легендарный альбом «Thriller» («Триллер»). В это время публика обожает Майкла, обожает его лунную походку и его новый нос.

Майкл Джексон - абсолютный рекордсмен среди западных звезд по пластическим операциям. Он перенес более 50 хирургических вмешательств.

Но, похоже, Майкла никак не оставляла мысль о том, что совершенству нет предела. Уже в 1985-м он снова идет к пластическому хирургу - и тот делает его нос еще уже. Более того, невооруженным глазом стало заметно, как постепенно светлеет цвет кожи звезды. Мало кто акцентировал на этом внимание, ссылаясь на чудеса сценического грима. Да и не до этого было, ведь все внимание тогда еще было сосредоточено на его творчестве, а не на скандалах и пластических перевоплощениях. Новая песня Джексона «We are the world» не сходит с первых строчек чартов и получает все возможные награды. Джексон получает внегласный титул короля поп-музыки.
Зависимость от скальпеля

Страсть к хирургическим вмешательствам стала наркотиком Майкла. Через 2 года, в 1987-м, поп-идол окончательно слетел с катушек: ринопластика сделала нос Джексона еще тоньше, певец увеличил скулы, вставив в них лицевые имплантаты, поднял уголки бровей с помощью эндоскопической техники и до предела отбелил кожу. Сам Джексон объяснил причину своего «осветления» кожным заболеванием под названием витилиго. То есть единственным способом избежать тотального нарушения пигментации лица и тела для певца стало радикальное изменение цвета кожи. Кстати, по одной из версий, именно многочисленные пластические операции стали причиной пигментации кожи Джексона. Якобы из-за этой болезни певцу даже приходится избегать прямых солнечных лучей, носить темные очки и шляпу. Однако так это или нет – неизвестно, ведь лечащие врачи Майкла обязаны хранить врачебную тайну.

В 2001 году в прессе пишут, что с носом Джексона начались серьезные проблемы: на фотографиях было заметно, что он провалился, а кое-где даже отсутствовал кончик.

Все, что происходило с Джексоном дальше, больше похоже на хронику самоуничтожения. В 1991-97 годах фотографии Майкла Джексона в желтой прессе пугают его поклонников. В челюсти появился огромный имплантат, нос стал совсем узким, острым и вздернутым. Уже практически невозможно увидеть Майкла без солнечных очков и повязки на лице.

В 40 лет Майкл предпринял отчаянные попытки по «реконструкции» своего лица. Кончик носа стал чуть-чуть шире, а имплантат в подбородке - чуть-чуть уже. Но в 2001 году в прессу просачивается информация, что с носом Джексона начались серьезные проблемы. На некоторых фотографиях было заметно, что нос провалился, а кое-где даже отсутствовал кончик. Майкл Джексон стал популярной мишенью для слухов, язвительных шуток и анекдотов. В том же году на певца обрушились судебные разбирательства и скандалы. Карьера и репутация Майкла трещали по швам.

В 2004-м смелый немецкий доктор Вернер Манг взялся оперировать нос Джексона, чтобы спасти этот жизненно важный орган от полного разрушения.
Путь саморазрушения

Пластические хирурги отказывались от дальнейших операций на лице Майкла, и бедняге долгое время приходилось прятать свое обезображенное лицо под марлевой повязкой. Однако в 2004-м смелый немецкий доктор Вернер Манг взялся оперировать нос Джексона, чтобы спасти этот жизненно важный орган от полного разрушения. По словам хирурга, лицо поп-короля могло «непоправимо испортиться», а виной тому - многочисленные пластические операции, из-за которых носовой хрящ стал очень хрупким. Чтобы соорудить Майклу новый нос, хирургу пришлось взять хрящ из уха певца.

После операции доктор Манг с гордостью заявил, что теперь нос Майкла Джексона просто великолепен. Но он также отметил, что певец слишком увлечен эстетической хирургией, и это очень опасно для его здоровья и кожи. «Похоже, Майкл Джексон собирается путем хирургического вмешательства переделать себя из чернокожего мужчины в белую женщину», - пошутил пластический хирург. Ссылаясь на утверждения своих коллег, Вернер Манг заявил, что Джексон прибегает к услугам пластического хирурга после выпуска каждого своего альбома. Если бы он остановился хотя бы после выхода альбома «Thriller» («Триллер»), тогда сейчас не было бы проблем ни с носом, ни вообще с лицом. И уж если Джексон хочет сохранить лицо в прямом смысле этого слова, не стоит больше делать на нем никаких операций.

Бесспорно, Майкл Джексон - абсолютный рекордсмен среди западных звезд по пластическим операциям. По неподтвержденным данным, чтобы избавить свое лицо от признаков негроидной расы, он перенес более полусотни пластических операций (около 30 только в первый заход) и исправил в себе все, начиная от формы носа и цвета кожи и заканчивая структурой волос. Возникает один закономерный вопрос - стал ли он от этого более счастливым? Что-то сомнительно.
Бомонд
Екатерина Еремина

Клип на песню Smooth Criminal заставил телезрителей поломать голову над тем, как танцорам Майкла удалось бросить вызов гравитации. Загадка оказалась несложной: во время съемок Джексон и другие артисты клипа использовали поддерживавшие их струны в ботинках.

Но позже Майкл Джексон в сотрудничестве с дизайнерами действительно сумел создать антигравитационные ботинки. В каблуке ботинок был встроен специальный паз, который цеплялся за штифт, в нужный момент выдвигавшийся из сцены. Благодаря этому изобретению и создавалось известное движение, при котором певец и его танцоры могли наклоняться вперед под углом почти 45 градусов.

Брак с Лизой Марией Пресли

Популярное

Всего три месяца прошло с момента развода дочери Элвиса Пресли Лизы Марии и ее первого мужа Дэнни Кио, когда женщина вышла замуж за Джексона. Говорят, что пара познакомилась на одном из концертов Майкла в 1975 году, но их отношения начались лишь в 1992 году. Когда Майкла обвинили в растлении малолетних, Лиза поддерживала его. Пара скромно обвенчалась в Доминиканской Республике 26 мая 1994 года, и Лиза Мария Пресли, дочка короля рок-н-ролла, стала женой поп-короля. Майкл и Лиза Мария развелись 18 января 1996 года, хотя Лиза Мария рассказывала в интервью с Опрой, что после развода они с Майклом много путешествовали вместе. Детей у супругов не было. Позже дочка легендарного Пресли призналась: «Майкл очень хотел от меня детей, но я боялась, что если мы расстанемся, то потом будем судиться за опеку над малышами».

Обвинения в растлении несовершеннолетних: правда или вымысел?

Дважды Майкл Джексон представал перед судом по обвинению в растлении несовершеннолетних.

В 1993 году его обвинили в сексуальных домогательствах к 13-летнему Джордану Чандлеру. Джордан был фанатом Джексона и часто бывал у него на ранчо« Неверлэнд». В итоге стороны заключили мировую: Джексон заплатил семье Чандлера $22 миллиона, а Джордан отказался свидетельствовать против Майкла.

В 2003 году Майклу снова предъявили обвинение — в растлении 13-летнего Гэвина Арвизо, тоже постоянного гостя знаменитого ранчо с аттракционами. Джексон отрицал обвинение, заявляя, что семья Арвизо просто пытается заниматься вымогательством. Музыкант был арестован, но почти сразу же выпущен под залог. Суд над Майклом продолжался с февраля по май 2005 года. В итоге суд присяжных постановил, что улик недостаточно и Джексон невиновен.

Постоянные судебные разбирательства подорвали здоровье Джексона, опустошили его банковские счета. Услуги лучших адвокатов США стоили более… $100 000 000.

Уже после смерти певца в 2009 году Джордан Чандлер признался, что оклеветал Майкла. Отец заставил его пойти на это ради денег.

Тайна изменения цвета кожи

Майкл Джексон страдал редким заболеванием — витилиго(нарушением пигментации), он раскрыл это в начале 90-х. Дерматолог Джексона, доктор Арнольд Кляйн также диагностировал у артиста волчанку. Эти аутоиммунные заболевания создали белые« заплатки» на коже Майкла и сделали его чувствительным к солнечному свету.

Витилиго изменило лицо Майкла, и это же заболевание косвенно стало причиной странного поведения музыканта. Майкл использовал тонны косметики, чтобы скрыть пятна.

Изменение цвета кожи Майкла породило множество слухов. Некоторые считали, что Майкл просто отбелил кожу, потому что ему не нравился ее естественный цвет. Другие спрашивали, почему Майкл решился депигментировать здоровую кожу, вместо репигментации больной. Хотя многие обвиняли Джексона в том, что он нарочно сменил цвет кожи на белый, Майкл всегда гордился своей расой и даже расплакался во время интервью с Опрой, когда речь зашла о его болезни.

Тайна белого цвета кожи детей Джексона


Мать двоих из троих детей Джексона — вторая жена музыканта Дебби Роу. Биологическое отцовство Джексона вызывало сомнения. И Принс, и Пэрис — светлокожие. Такое, впрочем, иногда случается. Свойства и качества негроидной расы передаются через женщин, а в роду самого Джексона были светлокожие люди. Поэтому дети Джексона могут быть белыми, с намеком на негроидность. Но в них решительно нет негроидных черт и почти никакого внешнего сходства с отцом.

Слухи о том, что все трое детей Джексона, включая младшего сына от суррогатной матери, на самом деле не его биологические отпрыски, ходили еще при жизни певца. А после его смерти стали один за другим появляться кандидаты в отцы этих детей.

Актер Марк Лестер первым заявил, что именно он отец Принса и Пэрис. Марк попытался заявить о своих правах и стать опекуном детей, но встретил жесткий отпор со стороны родственников Майкла.

Другим претендентом стал Арнольд Кляйн, дерматолог Джексона, но он на своих правах настаивать не стал.

Младший сын Майкла Принс-младший был рожден суррогатной матерью, личность которой неизвестна. Но и о нем ходили слухи, будто бы его биологический отец — охранник Джексона.

Тайна смерти Майкла Джексона

По первой версии гибели певца, вызвать остановку сердца могло чрезмерное употребление обезболивающих. Король поп-музыки принимал сильнейшие препараты, чтобы уменьшить боль из-за проблем с позвоночником, и стал зависеть от них. Представитель семьи Джексона, адвокат Брайан Оксман рассерженно заявил: «Это было то, чего я боялся и о чем я предупреждал. Это — случай злоупотребления медицинскими препаратами. Других причин его смерти, известных мне, нет. Люди, окружающие его, позволяли ему это делать с собой!"

По второй версии, певца сгубили его многочисленные пластические операции. Пластические операции сами по себе не могут стать прямой причиной смерти человека, но здоровье сильно подрывают их последствия — частые пребывания под общим наркозом, прием препаратов в послеоперационный период. Сообщается, что после очередной операции на носу Майкл заразился стафилококком, который разрушал его тело. Также некоторые медики называют одним из последствий пластики кислородную недостаточность, вызванную уменьшением носовых ходов. Это могло стать причиной хронической гипоксии, которая, в свою очередь, нередко приводит к внезапной остановке сердца — апноэ.

Третью версию смерти певца высказал его адвокат. По его мнению, гибель артиста могла стать следствием давления, которое оказывало на певца обязательство выступить в июле на многомиллионной концертной площадке в Лондоне. Если верить его словам, в гибели Джексона виноваты« посредники», вынудившие певца переносить чрезмерные физические нагрузки в рамках подготовки к концерту.

Майкл Джексон стал легендой еще при жизни, его песни входят в золотой фонд мировой поп-музыки, а видеоклипы ─ такая же классика для клипмейкеров, как фильмы Феллини для современных режиссеров. Выбрать лучшие песни из огромного наследия Майкла – все равно, что выбирать любимого из нескольких родных детей. Но мы постарались собрать самые знаковые его клипы. Не забудьте надеть наушники и включить на видео звук.

Thriller (1982)

Альбом «Thriller» вошел в историю как самая продаваемая пластинка в мире, а клип настолько полюбился зрителям, что танец из него до сих пор считается одним из самых часто повторяемых, наравне с попыткам изобразить «лунную дорожку» Майкла Джексона. Благодаря невероятной поулярности альбома Майкл Джексон стал первым чернокожим исполнителем, чьи клипы попали в постоянную ротацию канала MTV.

Billie Jean (1983)

Премьера этого клипа состоялась 2 марта 1983 года. Видео снял режиссер Стив Беррон, а ролик стал первым клипом чернокожего певца, попавшим в горячую ротацию MTV. Майкл Джексон нанял этого режиссера, чтобы рассказать в клипе историю: по сюжету он идет по городу, а за ним повсюду следует папарацци. Джексон заходит в номер отеля и ложится на кровать той самой Билли Джин. В тот момент, когда фотограф делает снимок, певец исчезает, а папарацци уводит полиция. Режиссер признался, что хотел снять под эту песню нечто магическое, и в качестве вдохновения взял историю царя Мидаса – намек на это мы видим в светящейся под ногами Майкла Джексона плитке.

Beat it (1983)

«Beat it» – третий хит с альбома «Thriller». В этом ролике Майкл Джексон носит кожаную черную куртку - модель, которая получила большую популярность в 80-х после выхода этого клипа. Изначально видео снова должен был снимать Стив Беррон, но в его сюжете было много политики, поэтому Майкл Джексон обратился к Бобу Джиральди. В этом ролике певец пытается примирить две уличные банды, его попытки заканчиваются общим танцем. Режиссера обвиняли в пародировании сюжета «Вестсайдской истории», но он всегда отрицал эту связь.

Bad (1987)

Клип на композицию «Bad» с одноименного альбома вышел в августе 1987 года. Ролик длиной 4 минуты снял сам Мартин Скорсезе. Он также выпустил 18-минутный короткометражный фильм с тем же сюжетом, и его бюджет составил 2 200 000 млн долларов. В этом фильме сыграл тогда еще никому не известный актер, будущая звезда ленты «Час пик» Уэсли Снайпс.

Smooth Criminal (1988)

Изначально любящий рассказывать истории Майкл Джексон хотел выпустить клип в жанре вестерна, но позже сделал выбор в пользу гангстерского видео. Именно этот ролик лег в основу фильма «Moonwalk», который вышел позже. В клипе певец носит белый костюм и шляпу.

Liberian Girl (1989)

Совершенно неожиданный клип на песню, которая, как писали критики, «впервые воспевает красоту африканской женщины». По сюжету видео, режиссером которого выступил Джим Юкич, голливудские знаменитости и звезды музыки собрались в некоем кафеи ждуи Майкла Джексона, который должен вот-вот появиться и начать съемки клипа. Сама песня, на которую должен сниматься видеоролик, звучит фоном к непрекращающимся диалогам актеров и музыкантов. Ролик, между прочим, побил рекорды по количеству знаменитостей: в клипе их свыше 30. Среди них можно легко узнать Стивена Спилберга, Джона Траволту, Полу Абдул, Бриджит Нильсен, Оливию Ньютон-Джонс, Розанну Аркетт, Дэнни Гловера и даже иллюзиониста Дэвида Коперфильда. Стоит посмотреть и послушать хотя бы ради ностальгии по кино и музыке конца 80-х. Майкл, кстати, появляется в конце клипа, к удивлению окружающих.

Black or White (1991)

В этом антирасистском клипе вместе с Майклом Джексоном снимались Маколей Калкин, Тесс Харпер и Джордж Вендт. А в финале расширенной версии появляются даже Барт и Гомер Симпсоны. Как и все предыдущие видеоролики Майкла, этот стал культовым не только, благодаря гению музыканта, но и за счет невероятно сложных для тех лет компьютерных спецэффектов. Именно в этом видео на 6-й минуте используется прием «превращения» одного лица в другое (актер, снятый крупным планом по плечи, поворачивает голову в сторону или вниз, и вот – мы уже видим совершенно другое лицо и так далее). Этот прием стал культовым и даже спустя столько лет его цитируют и пародируют режиссер и комики по всему миру.

Remember The Time (1992)

Еще один культовый и очень часто цитируемый клип Майкла Джексона был снят на второй сингл альбома Dangerous. Для тех лет это был не просто прорыв. По сути, Макл в очередной раз порвал шаблоны музыкального видео, сотворив моду на приглашение в клипы знаменитостей первого эшелона. В мини-фильме, где сам Джексон играет чародея, снялись известенейший в то время комик Эдди Мерфи, и одна из первых темнокожих супермоделей, Иман .

In the Closet (1992)

Третий клип с альбома Dangerous стал одновременно режиссерским дебютом певца. Вообще же и видео, и сама песня примечательны тем, что, во-первых, изначально она должна была стать дуэтом Джексона и Мадонны (но не сотрудничество не задалось из-за разногласий по тексту). Во-вторых, в клипе снялась «черная пантера», Наоми Кэмпбелл. А в-третьих, «мистический» женский голос за кадром и в треке принадлежит не Наоми, как могло бы показаться, а… принцессе Монако Стефании, младшей дочери Грейс Келли и князя Ренье .

Earth Song (1995)

Одна из самых пронзительных социально окрашеных песен Джексона. Певец заостряет внимание общественности на проблемах соблюдения прав человека, браконьерства и охраны окружающей среды. Видео снималось в тропическом лесу Амазонки, часть которого вырубили на следующий день после съемок, на месте военных действий в Хорватии, в деревне народа масаи в Танзании и на пожарище кукурузного поля в нью-йоркском пригороде Уорвике.

Неизлечимая болезнь витилиго поражает всего один-два процента населения Земли. Остальные 98% почти ничего не знают о ней. Поэтому, хотя витилиго меняет лишь кожную пигментацию, не затрагивая здоровье организма, психологические страдания больных трудно переоценить. Однако, если белокожих пациентов мучит лишь неэстетичность пятен на коже, то чернокожие вынуждены терпеть еще и тяжелейший психологический прессинг из-за расового разделения. Поговорим немного о том, каково это - болеть витилиго, странным заболеванием, название которого знакомо не понаслышке всем фанатам Майкла Джексона. Им не раз приходилось слышать оскорбления в адрес артиста - в том числе даже то, что болезнь, якобы, «выдумали специально для него».

Витили́го (лат. vitiligo - «накожная болезнь» от vitium - «порок, недостаток, изъян») - это нарушение пигментации, выражающееся в исчезновении пигмента меланина на отдельных участках кожи, сообщает Википедия. Причины возникновения заболевания до конца не изучены, ученые описывают самый широкий их спектр - от сильного стресса до химического отравления или аллергии. Кроме того, в 15-40% случаев болезнь передается по наследству. Она может начаться в любом возрасте, но чаще в молодости, с появления на неизменённой коже белых пятен различной величины и формы. Пятна постепенно увеличиваются в размерах, сливаются, образуя обширные участки бело-молочного цвета. Волосы на пораженных участках часто тоже обесцвечиваются. Очаги витилиго могут возникать на любом участке кожного покрова, но чаще всего первые пятна образуются на кистях, локтях, коленях - там, где кожа больше всего травмируется. Больному следует избегать длительного пребывания на солнце, так как на загоревшей коже белые пятна выделяются сильнее, а незащищённые пигментом участки очень быстро «сгорают» до волдырей.

Когда-то чернокожих, больных витилиго, демонстрировали как «уникальных уродов»

Больные витилиго часто очень страдают из-за своего косметического дефекта: далеко не всегда окружающие их люди, в том числе близкие, могут спокойно принять даже такие незначительные внешние изъяны, какие имеет белокожий человек, страдающий витилиго. Так, на русском форуме для больных витилиго нередки откровенные признания, рассказывающие об отчуждении самых близких людей.

Старая открытка: «единственная в мире девочка-леопард»

«Мы совершенно правильно не сдаемся, хохмим и бодримся. Но обстоятельства у всех разные: хорошо бодриться, если единственный, хоть и очень многочисленный «враг» (ну ладно, неприятель) — посторонние люди с косыми взглядами. Они посторонние, с такими разошелся — и забыл. А если даже со стороны самых близких нет поддержки? Если родные люди стесняются нас, брезгуют, явно побаиваются? И ведь если говорить начистоту, они правы: пятна ЕСТЬ, они заметны, лечиться можно годами и безрезультатно. Как нам оправдываться, чем искупать вину? — пишет одна из форумчанок . — Мне как-то не повезло: когда стало известно, что у меня витилиго, мама сразу сказала: «Как хорошо, что пятна у тебя не на лице, а то ведь стыд какой!» К тому времени мне уже было под тридцать, я жила отдельно от родителей и никак от них не зависела. Но как нам всем известно, пятна разрастаются. Я была бы рада не вспоминать про них — родители напоминали. «Ты совсем запаршивела, уже из-под рукавов видно». «С тобой стыдно выйти на улицу». «Нет, пока не наденешь что-нибудь с длинными рукавами, мы с тобой никуда не пойдем». Еще хуже были постоянные вопросы: «У тебя уже прошли пятна?» «Ты уже вылечилась? Если не вылечилась — не приезжай к нам летом, лучше зимой, не так видно будет». Ничто не изводило так, как этот вечный вопрос — «КОГДА же наконец ты вылечишься?» Ответ «бывают неизлечимые случаи» не принимался в принципе. Родителей я люблю и уважаю, в случае с пятнами признаю их правоту и потому стараюсь зря не раздражать своим присутствием и видом. Но вслед за ними слова «с тобой стыдно выйти на улицу» на полном серьезе повторил мой в то время десятилетний сын…»

При этом чернокожие больные переживают, наверное, вдесятеро больший дискомфорт, чем белые, потому что к людскому неприятию из-за болезни прибавляется весь комок комплексов, связанный с расовым вопросом, обвинения в «предательстве расы» и абсолютное отчуждение - как со стороны белых, так и со стороны черных. История британца Люка Дэвиса – наглядное тому подтверждение.

«Шантель Браун-Янг еще недавно помышляла о самоубийстве, но сегодня она - финалист 21-го сезона телешоу «Будущая модель Америки». Ей всего 19 лет, она родилась в Канаде, а родители родом с Ямайки. Основное отличие Шантель от подавляющего большинства моделей, стремящихся к идеальности, в том, что у нее есть ярко выраженное витилиго.

С пятнами юная Браун-Янг знакома с самого детства. Основной цвет ее кожи - шоколадный, и на этом фоне пятна видны особенно отчетливо. «Меня все время дразнили, называли разными именами вроде «корова», «зебра» и им подобными, - откровенничала будущая модель в ролике, снятом еще перед публичными выступлениями. - Постоянные издевательства и отчаяние довели меня до мыслей о самоубийстве». Матери, видевшей все это, оставалось только молиться.

Модель Шантель Браун-Янг

Сменив несколько школ и побывав в различных компаниях, Шантель однажды поняла, что ее судьба в ее же собственных руках. Однако это требовало кардинальных перемен во взглядах, и вот, наконец, вместо того, чтобы винить витилиго во всех бедах, она повернулась к нему лицом, отбросив от себя плохие мысли и плохих людей. После этого жизнь перестал казаться ужасной и начала подкидывать новые возможности, включая съемки для журналов, что в итоге привело юную модель к финалу популярного телешоу. В этом ей помогли не только родители с младшей сестрой, но также друзья и миллионы телезрителей».

Другой пример — Ли Томас, очень известная в мировом сообществе витилиго личность, популярный телеведущий американского канала «Fox 2 News», активно распространяющий информацию об этом заболевании. Русский сайт о больных витилиго рассказывает об истории его жизни .

«…жизнерадостным и словоохотливым в отношении своего недуга Ли был далеко не всегда. Поначалу он даже старался не выходить днем на улицу, чтобы прохожие не увидели его истинного лица, скрытого под гримом во время передач. С самого момента первой постановки диагноза в 1994-м году он жил в постоянном страхе, что пятна будут разрастаться и быстро, что его жизнь изменится и не в лучшую сторону. Ведь ему, как и всем другим людям с витилиго, пришлось услышать неутешительное «не лечится», а это на какое-то время почти каждого повергает в шоковое состояние.

«Врач точно что-то говорил, потому что я видел, как двигаются его губы, но… ничего не слышал, - вспоминает Ли. - В конце концов, мне пришлось сказать «Постойте, вы сказали, что это не лечится?». Не знаю, можете ли вы представить, что такое - смотреть в зеркало и не видеть себя, но мне это хорошо известно. Я стоял перед зеркалом и думал, не посчитают ли другие люди, что я - монстр, когда увидят меня».

Ли решил никому не рассказывать о витилиго, кроме ближайших друзей и семьи. Четыре года он держал это в тайне, пока скрывать стало невозможно. Витилиго хоть и не смертельно, но тогда казалось, что оно положит конец его телевизионной карьере, о которой Ли мечтал с детства. Однако все сложилось с точностью до наоборот. После того, как пятна покрыли больше трети тела, он сознался во всем коллегам, но руководство не только не уволило телеведущего, а попросило его рассказать свою историю с экрана.

<…>В 2005-м году в одной из передач Томас прямо в эфире смыл с себя грим, показав, как выглядит его кожа на самом деле. Реакция зрителей была ошеломляющая: письма и звонки буквально завалили редакцию. Но больше всех был удивлен сам виновник торжества: «Я получил кучу писем со всего мира от людей с подобным недугом, и решил, что раз пошла такая реакция на одну передачу, значит, я могу как-то помочь им». С тех пор он ездит по всему миру, показывая себя и рассказывая другим о витилиго в рамках различных мероприятий, включая дерматологические симпозиумы».

Но, безусловно, в самом сложном положении оказываются те больные витилиго, кто связан со сценой, танцем, вокалом, театром или кино. Лицо и тело артиста - это его хлеб, дело его жизни, способ его существования. Болезнь, кардинально меняющая внешность, для артиста может стать крушением всей жизни и всех надежд. Какой же силой характера надо было обладать, чтобы не просто справиться со стрессом, клеветой, ложными обвинениями, но, несмотря на все, добиться своей заветной мечты - стать кумиром миллиардов?

Майкл Джексон не был первым и единственным профессиональным певцом и танцором, потерявшим пигментацию своей кожи из-за витилиго. Однако он довольно редко и скупо говорил в интервью о своих переживаниях по поводу здоровья. Так, в 1993 году, в интервью Опре Уинфри, он сказал несколько слов о том, что имеет кожное заболевание, которое заставляет его кожу терять пигментацию, и признался, что не может на это повлиять. Медицинские проблемы были для него делом глубоко личным и интимным.

Даже сейчас это интервью продолжают комментировать так: «А насчёт цвета кожи Майкл конечно же лукавит, чтобы негров не обижать, ведь в Америке их много. Про какую-то болезнь сказки рассказывает: вдруг ни с того ни с сего он единственный в семье начал превращаться в белого! Как же! Просто захотел быть белым с помощью медицины! »

Есть еще несколько интервью и заявлений, в которых Майкл упоминает о своей болезни. Это интервью 1996 года:

И конечно, заявление о невиновности, записанное в связи с обвинениями Эвана Чандлера в 1993 году. В заявлении Майкл, в частности, рассказывает о жуткой процедуре осмотра и фотографирования, которую его вынудили пройти. Застенчивый от природы и ставший еще более застенчивым из-за своей болезни человек вынужден был раздеться догола и стоять так перед толпой фотографов, которые «документировали» состояние его кожи и гениталий:

И все же все свои переживания, связанные с болезнью, Майкл предпочитал скрывать. Он никогда не говорил о них в подробностях: это было его privacy, которое он неуклонно старался отстоять. Некоторые спросят – а что такого, почему он не рассказал обо всех интимных проблемах со здоровьем, не сделал их достоянием публики? Но такой вопрос лишь обнажает незнание психологии публичности и реакций толпы.

«Почему он не говорил об этом направо и налево, спросите вы? Почему он не опровергал обвинения в отбеливании? – пишет один из фанатов . — А вы представьте себя Майклом Джексоном. Представьте, что вы — Король музыки, что вы собираете стадионы, что вы — лицо множества рекламных роликов, что вас фотографируют чаще, чем вы ходите в туалет, а ваш папаша при этом постоянно ржет над ваших толстым носом, прыщами и белыми пятнами на ушах, доставшимися от бабушки. Представьте, что для каждой фотосессии, для каждого интервью, да вообще для каждого выхода из дома вам нужно накладывать тонны грима на себя. Представьте, что ваши губы теряют пигмент, и у вас почти нет рта. Вы захотите говорить об этом? Вы захотите, чтобы о том, что вы больной и пятнистый человек, писали все издания? Вы бы хотели, чтобы ваши фото без мейк-апа, черных авиаторов и маски фотографировали постоянно и ржали над вашими пятнами? И не надо говорить, что люди бы поняли, успокоились и пожалели бы бедного Майкла. Никто бы не пожалел. Мы же обожаем смотреть мерзкие фото знаменитостей и постоянно их комментировать и злорадствовать. Во всех поисковиках, например, на имя «Janet Jackson» выплывают подсказки из серии «Janet Jackson fat». Вот, что нам интересно. Не музыка, не танцы, не шоу — цвет кожи и пятна, пятна, пятна… Мне искренне жаль Майкла, как человека, потому что я даже представить не могу, как больно человеку такой популярности смывать лицо вечерами и видеть в зеркале не то, что мы видим в видео ».

Оставим же Майклу Джексону возможность и право иметь privacy. Ведь каждый из нас не сомневается в своем собственном праве на это. А что касается психологии артиста, поставленного болезнью в такие условия, то составить о ней представление и почувствовать то, что он чувствовал, поклонники Майкла могут по некоторым примерам похожих артистических биографий. Так, в ноябре 1978 года Ebony magazine опубликовал рассказ Рона Харриса под названием «Человек, который стал белым» — об Артуре Райте (Arthur Wright), чернокожем артисте, которому пришлось пройти через большие испытания после того, как он обнаружил у себя это заболевание.

Рон Харрис, «Ebony», ноябрь 1978 (перевод с Натальи Китаевой ):

«На высоте многообещающей карьеры, которая включала сотрудничество с The Jean Leon Destine Company of Haitian Dancers , работу со знаменитым Negro Dance Theatre, выступления перед президентом Кеннеди в Белом доме, бродвейский мюзикл, азиатские и европейские танцевальные туры, Артур Райт однажды обнаружил, что стал жертвой витилиго — заболевания, которое лишает кожу ее природного цвета. На его смуглой коже вдруг стали появляться белые пятна. Райт был ошеломлен. Он не мог понять, отчего это произошло именно с ним. И он не имел представления о том, как это изменит его жизнь.
<…>

Внешне здоровый человек вдруг обнаруживает, что в одночасье он трансформировался в социальную ненормальность, в пятнистого «урода», «фрика», существуя при этом в обществе, где цвет кожи имеет в высшей степени статусное значение, где физический облик может означать разницу между хорошей работой или безработицей, социальной приемлемостью или отчуждением, общением или одиночеством. Для Райта, танцора, певца и артиста в расцвете перспективной театральной карьеры, этот опыт был чрезвычайно травматичным. В театре физический облик артиста имеет важное значение, зачастую даже большее, нежели талант. Многие некогда знаменитые талантливые артисты постепенно оказывались в забвении, как только их красота начинала угасать.

Райт обнаружил у себя болезнь вечером 22 ноября 1961 года, через пять дней после закрытия бродвейского мюзикла «Kwamina». Райт, которому в то время было 34 года, переехал в свою бруклинскую квартиру, имея в планах новую перспективную работу и подумывая о курсах актерского мастерства. «Это было в четверг утром, — рассказывает Райт, глядя на мраморный столик в своей квартире на Манхэттене и вспоминая подробности того катастрофического дня. — Всю неделю я был дома, намереваясь отдохнуть и решить, что я буду делать дальше. Я пошел в ванную бриться, и, включив свет, увидел, что все те места, которые я обычно брею, побелели. Я просто смотрел в зеркало. Я не мог поверить в то, что я увидел. Наконец я выключил свет и мгновенно оказался в полутьме. Тогда я просто осел на пол, и стонал, и плакал».

«Я не мог поверить, что это происходит со мной. Я был танцором, был совершенно здоров, и вдруг это происходит. Почему я? Я сразу же стал отшельником. Я не выходил из дома более недели. Наконец, я понял, что мне придется выйти из дома, если я собираюсь работать, но что подумают обо мне люди? Мой сосед предложил мне попробовать использовать косметику, чтобы скрыть белые пятна. Работая в театре, я знал, как наносится макияж. Я стоял в ванной около часа, накладывая косметику, добиваясь, того чтобы каждая мелочь стала идеальной перед тем, как я выйду из дома. Я живо помню, как мы прошли вниз по улице до угла, и тут я посмотрел в витрину магазина. То, что я увидел, было для меня шоком. В ванной комнате моей квартиры макияж, казалось, был такого же цвета, как моя кожа. Но в солнечном свете он был другого цвета. Я выглядел, как клоун. Я побежал обратно в свою квартиру и заплакал», — рассказывает Райт.

За этим памятным днем последовало восемь лет страданий, в течение которых над ним смеялись, обсуждали его и показывали на него пальцем. Это были годы, когда Райт ежедневно использовал макияж для лица. В конце концов, когда болезнь распространилась на грудь, бедра, руки и ноги, Райт должен был наносить макияж на все тело, прежде чем он мог появиться на сцене.

Он проконсультировался у восьми врачей-дерматологов в Нью-Йорке, Чикаго, Вашингтоне и даже в Европе. Каждый предлагал свое лекарство, но ничто не помогало. Он использовал многочисленные таблетки, лосьоны, кремы и бальзамы, которые, якобы, могли помочь восстановить когда-то глубокий коричневый цвет кожи. Не помогло. Райт впал в глубокую депрессию и в результате лечения, прописанного одним из дерматологов, пристрастился к барбитуратам. Он потерял друзей и вынужден был расставаться с девушками из-за страха, что маска, создаваемая при помощи макияжа, который он так старательно накладывал каждое утро, будет обнаружена, что его состояние «раскроют», и вслед за этим, как обычно, последует отторжение.

Чтобы избежать разглядывания и едких комментариев, Райт погрузился в работу. «Мне нужно было работать. Я знал, что пока мой разум был занят, я не зацикливался на болезни и на том, что происходит с моим телом. Работа стала почти навязчивой идеей. Я каждый день ходил на кастинги», — рассказываает Райт. Он нашел работу – это было годичное турне по Европе, где он был представлен как «the colored recording star from America» («цветная» эстрадная звезда из Америки), хотя он никогда не записал ни одного сольного трека. Он также работал в ночном клубе в Чикаго.

Артур Райт — до и после.

Но даже всей этой работы, включая даже работу почтового клерка, было недостаточно, чтобы избавить Райта от страданий, которые он испытывал из-за своей болезни. В 1969 году, после восьми лет, проведенных в надежде, что будут сделаны какие-то новые открытия в области медицины, которые могли бы вернуть ему природный цвет кожи, он устал быть ни черным, ни белым и отправился в Вашингтон, чтобы повидаться с доктором Робертом Столаром, известным дерматологом. Под руководством д-ра Столара он прошел курс депигментации — процесса по удалению темного цвета кожи с использованием специального крема. Доктор Столар прописал такое лечение более чем 50 черным, страдавшим от этой болезни.

«Потребовалось три года, чтобы принять решение, — говорит Райт. — Я просто не мог поверить, что не существует способа, чтобы получить свой собственный цвет обратно. Кроме того, я не хотел, чтобы люди думали, что я хотел быть белым. Я всегда считал, что черное — это красиво, и гордился тем, что я черный. А теперь я был готов превратиться в белого. Но я не мог жить так, как я жил, всю свою оставшуюся жизнь. Я не мог всю жизнь убегать от людей и быть отшельником. Я должен что-то делать, и депигментация, как мне казалось, была единственным выходом».

Потребовалось пять лет для завершения всего процесса, но Райт перестал краситься уже после трех месяцев после того, как все его лицо стало белым. «Я был так счастлив, что мне теперь не надо наносить ни капли макияжа, что я не знал, что делать, — говорит он, с ликованием сложив руки. — Вы не представляете, какое это было облегчение. Я был так рад освободиться от этой кабалы. Она стала настолько привычной, что это было так же естественно, как дышать, как чистить зубы или расчесывать свои волосы. Каждый раз, когда я шел в ванную комнату для этого ритуала, это было все равно что стоять перед зеркалом за кого-то другого, создавать этого другого человека и затем накладывать его на себя. Понимаете, без макияжа это был не я. Я должен был признать свое лицо прежде, чем выйти, а человек со всеми этими пятнами был не я».

Битва Райта с таинственным витилиго не только изменила его внешне. Она также изменила его мнение о многих вещах, о самой жизни. В течение 12 лет, которые прошли с момента обнаружения болезни, он не мог говорить о своем состоянии. Но сегодня он рассказывает о нем свободно и даже написал книгу о своем опыте, озаглавленную «Color-Me-White». Правда, Райт до сих пор не может найти издателя и подумывает о публикации рукописи в Европе, наряду со второй книгой стихов, которую он писал в то время, когда подвергался депигментации в Вашингтоне. После переезда обратно в Нью-Йорк Райт занимается живописью и работает над своей книгой стихов.

Среди многочисленных бразильских, африканских и афроамериканских картин, которые украшают стены его квартиры, есть и две его последние работы - абстрактная картина и автопортрет. «Я начал рисовать, когда был в Вашингтоне, чтобы скоротать время, но я потом действительно к этому привык», — говорит он.

Райт также стал возрождать свою певческую карьеру. «Я написал несколько мелодий, и у меня также есть несколько готовых вещей и баллад, которые я соединю вместе, — говорит он. — Я никогда не смогу танцевать так, как раньше, но у меня до сих пор есть мой голос».

Райт говорит, что он больше не является объектом для постоянных взглядов и ехидных замечаний, хотя признается: «Я иногда чувствую странные взгляды людей азиатского происхождения. Но теперь я вообще не стесняюсь. Теперь, если кто-то на меня смотрит, это меня не беспокоит, потому что я знаю, что это не из-за пятен или из-за того, что я ношу макияж».

После 17 лет «пребывания в тюрьме» Райт возобновил активную жизнь. У него нет такого количества друзей, как в 1961 году, но теперь это его выбор. «Мои старые друзья, которые были тогда рядом со мной, дружат со мной до сих пор, и есть несколько новых друзей. Но мой подход к людям изменился. Я в восторге от нового себя, и я жду встреч с новыми людьми, но на этот раз отношения будут гораздо глубже, потому что я вступил в свою зрелость».

«Каким-то образом я знал, что все, что произошло, имело какой-то смысл, — негромко говорит он. — И это все было для того, чтобы сделать меня лучше. Этот опыт сделал меня гораздо более сострадательным человеком. Я много страдал из-за состояния моей кожи. Я был очень общительным человеком, когда это случилось, я был деятельным человеком, был всегда в движении. Но после этого я стал чем-то вроде отшельника. Я потерял много друзей, и это было больно. Я боялся людей, боялся быть отвергнутым. У меня не было никакой интимной жизни в течение многих лет, и совсем немного, когда я начал свое возвращение. Я бежал от каждого, кто проявлял ко мне интерес. Я не хотел быть отвергнут, но у меня не было возможности узнать, примут ли они меня с этими пятнами по всему телу».

«Я встречался с людьми, которые не хотели пожать мне руку, потому что на ней были пятна. Я был урод. Когда я ехал в метро, люди начинали смеяться, хихикать и показывать на меня, потому что макияж стирался с моих губ, и они были розовые, <…> темный цвет лица и розовые губы. Я обнаружил, что многие люди, о которых я думал, что они мои друзья, оказались ненастоящими друзьями, и я начал избавляться от них от всех. Все происшедшее заставило меня потерять веру в людей и в их искренность, заставило увидеть тупость среднестатистического человека при общении с другими, то, как люди ранят ближних — вольно или невольно. Потому что это все было больно. Я был ожесточен, а иногда зол. Теперь я знаю, что это такое — иметь одну ногу или одну руку, и я понял это, хотя у меня самого совершенно здоровое тело… Я узнал, что только то, что внутри, имеет значение. Это был урок. <…> После восьми лет внутреннего хаоса и насмешек я нахожусь в мире с самим собой, и это значит для меня так много, так много…»

«Don’t you black or white me/ Не смейте решать, черный я или белый», — гневно заявляет Майкл Джексон в песне «They don’t care about us». «It don’t matter if you’re black or white/ Неважно, черный ты или белый», — говорит Майкл в песне «Black or White». Невольно задумываешься о том, насколько символична эта судьба: в государстве, где одним из главных исторических вопросов был и остается «черно-белый» вопрос, расовое разделение, самый известный артист XX века вынужден был прожить жизнь и черным, и белым, самой своей природой утверждая равенство и призывая людей к человечности. Но символика в судьбе Майкла – это уже другая тема, относящаяся скорее к истории искусства и общества, чем к его личной жизни.

Нам же остается только вновь и вновь поражаться силе его личности, той настойчивости, с которой он старался быть совершенством, несмотря ни на что. Быть джентльменом во всем. Быть лучше всех. Его каждодневная борьба за то, чтобы «Король поп-музыки» выглядел безупречно, достойна только восхищения и уважения. И это самая малая дань из всех, что он заслужил.