Деятельность как способ существования людей. Мотивация и стимулирование деятельности. План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему: Деятельность как способ существования человека

Конспект урока обществознания на II курсе

Тема: "Деятельность как способ существования людей".

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

Осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;

Понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;

метапредметных:

Умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;

Умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);

Умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;

Способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;

предметных:

Владение понятиями «деятельность», «потребности»;

Целостное представление о структуре деятельности;

Понимание связей между сознанием и деятельностью;

Умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;

Умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.

Задачи занятия:

1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;

2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;

3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;

4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;

5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.

II. Место темы в системе учебных занятий

При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).

Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса - с деятельностью учёных, её научными результатами.

III. Литература и оборудование

Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., «Просвещение» 2009 (§ 5).

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. - М., 2003. - Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).

Оборудование

Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка Д/З

индивидуальный письменный опрос (карточки)

  1. I-вариант Соотнеси понятие с определением:

1. мораль

Это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

2.идеал

Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

3. ценности

Это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

4. совесть

Это то, что дорого и свято, как для одного человека так и для всего человечества.

II- вариант Верны ли суждения?

  1. Какую сферу общества представляет религия, наука, искусство?

1) экономическую; 2) политическую; 3) социальную; 4) духовную.

  1. Перечисли какие виды мировоззрения ты знаешь?___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Определение темы урока. Учитель: Перед вами слайды. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайдах.(деятельность )

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд1). Нам предстоит уяснить действительно ли деятельность -это способ существования людей?. (слайд 2) план: (слайд 3)

  1. Что такое деятельность?
  2. Каковы её составляющие? (структура деятельности)
  3. Виды деятельности.

Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация).

1. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование .(слайд 5)(записать в тетрадь).

Учитель: Можем ли мы жить и ничего не делать? Отличается ли деятельность человека от поведения животных?(Слайд 6,7) (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды) .

Учитель. Работа со схемой стр 169 (1,2 абзац). Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 8. )

Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 9,10)

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

Вопросы:

  1. Каковы были цели помещика?
  2. Какие он выбрал средства для их достижения?
  3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 11,12)

2. Структура деятельности

  1. Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
  2. Действия.
  3. Средства.
  4. Результат.

Мотивы деятельности.(слайд 13)

Работа по закреплению структуры деятельности по конкретным примерам или упражнение «дополни схему», первый пример вместе, остальные по вариантам самостоятельно.

  1. 1. отремонтированная дорога, ; 2. трактор; 3 рытье траншеи.

Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) (слайд)14

Как вы думаете, что движет деятельностью человека? (Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)

Какие мотивы вы знаете?(слайд 15)

  • потребности
  • интерес
  1. Виды деятельности

Работа с учебником, (пр. 5 стр. 46) заполнение таблицы, с последующей проверкой.

Итоги урока

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока. Объясни почему именно это высказывание.

  1. Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.
    В.Г.Белинский
  2. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    А.С. Макаренко
  3. Когда мы перестаем делать - мы перестаем жить.
    Б. Шоу
  4. Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
    Ф.Н. Глинка

Вернёмся к вопросу нашего урока: В чем сущность человеческой деятельности?

Рефлексия. Вопросы:

Что я делал на уроке?

Что узнал нового?

Как я узнавал новое?

Какой этап урока мне понравился?

Домашнее задание : пр. 5 сообщение по теме «Виды деятельности»


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока 1. Сущность и структура деятельности 2. Потребности и интересы 3. Многообразие видов деятельности 4. Творческая деятельность

3 слайд

Описание слайда:

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой животные приспосабливаются к окружающей среде, они используют то, что дала им природа Человек преобразует существующую природу, творит «вторую природу» поведение целесообразно но инстинкт разумное преобразование целеполагание деятельность

4 слайд

Описание слайда:

Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающаяся в целесообразном изменении окружающего мира, а так же преобразовании человеком самого себя Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразовании объекта что объединяет эти два понятия? активность субъекта в целесообразном преобразовании окружающего мира

5 слайд

Описание слайда:

Структура деятельности субъект деятельности тот кто осуществляет деятельность человек группа людей организация государственный орган объект деятельности на что направлена деятельность природные материалы различные предметы сферы или области жизни человек

6 слайд

Описание слайда:

цель средства результат осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность должна соответствовать реальности то что помогает достичь цели, могут быть материальными (природные материалы и инструменты) и духовными (знания) что значит средства должны соответствовать цели? это оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? цель и результат могут не совпадать между собой

7 слайд

Описание слайда:

Деятельность состоит из действий Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат Причины несовпадения цели и результата выдвижение заведомо недостижимой цели выбор не вполне соответствующих цели средств выдвижение заведомо недостижимой цели отсутствие необходимых умений проявление недобросовестности непредвиденное изменение условий, в которых протекала деятельность

8 слайд

Описание слайда:

Что движет человеческой деятельностью? Прочитайте п. 2 стр. 171 Что такое «мотив»? Что может выступать в роли мотивов? Что такое потребности? На какие большие группы разделили потребности авторы учебника? Какие их них вам кажутся наиболее важными? Какую шкалу потребностей разработал А.Маслоу Что такое социальные установки? Приведите примеры? Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека? Что такое интересы, как они формируются, от чего зависят? Что такое «идеал»? Чем различаются понятия «сознательная деятельность» и «бессознательное»

9 слайд

Описание слайда:

Мотивы - это психические явления, ставшие побуждениями выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив - это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности. Стимул - это объективное явление, действующее на человека, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив - отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы. Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.

10 слайд

Описание слайда:

Основные виды деятельности Игра Учение Труд Общение имитация действительности, важен не результат, а процесс приобретение знаний и способов действий достижение практического результата это вид деятельности, при котором происходит обмен эмоциями и идеями, чувствами, переживаниями

11 слайд

Описание слайда:

Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются

12 слайд

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?

Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.

3. Как связаны деятельность и потребности?

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

ЗАДАНИЯ

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;

б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;

в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
Рубрика (тематическая категория) Культура

Деятельность понимается как проявление активности человека, в какой либо сфере ᴇᴦο существования. В процессе деятельности про­исходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от жи­вотных человек не только приспосабливается к окружающей сре­де, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связан­ные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т.д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех её этапов. В связи с этим вы­деляют такую разновидность деятельности, как мыслительную.

Субъектом деятельности , т.е. тем, кто се осуществляет, явля­ются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект , в качестве которого могут выступать различные предметы как ес­тественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так, из руды производят металл, из глины - посуду, из кирпичей - дом. Фермер обраба­тывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культу­ры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители инфор­мации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человече­ской деятельности.

Субъект, объект и орудие деятельности представляют и сово­купности её структуру . Деятельность не должна быть полноценной без какого-либо элемента её структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата ʼʼголыми рукамиʼʼ - необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.

Деятельность имеет целенаправленный характер.
Размещено на реф.рф
Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель - это мысленная модель будущего ре­зультата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель должна быть сформулирована в устной или письменной фор­ме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В тоже самое время, цель должна быть реальной. Можно поста­вить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпа­дать с реальными условиями окружающею мира и возможностя­ми самого человека. Вне всяких сомнений, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Од­нако часто бывает, что одною желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средства­ми могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкрет­ные действия человека на пути к поставленной цели. Причем сред­ства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого доста­точно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскава­тор.
Размещено на реф.рф
Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА" 2015, 2017-2018.

Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человег живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу,одежду, жилье и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой , музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание тoгo, чего нет в природе. Деятельности человека присущи такие черты, как coзнательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.

Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. вo-втopыx, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно coвершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об opyдийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий eгo мир и caмoгo себя - свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности .

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности. По-другому их мoгyт нaзывать врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе , воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По- другому их называют дyховными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.

Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.

Описывая человеческие потребности, американский ученый-психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.), которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960), говоря о «ненасыщаемости.) потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.

Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ МОТИВАЦИЯ

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как ее сознательный характер. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ новoгo здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нoвoгo здания - предвосхищаемый результат.

Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В ходе деятельности возникают определенные пpoдукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения , знания caмoгo человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Eгo побуждают к этому мотивы. «Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человeк»,- объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий.

Мотив - это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвертый хочет caмoyтвердиться. В то же время один и тот же мотив может вecти к разной деятельности. Например, стремясь caмoyтвepдиться в своем коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким- либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, кoмпозиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

В мотивах деятельности человека проявляются eгo потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, про ведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.

Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что дeятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в peальной жизни процесс деятельности выводит ее из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся peзультат деятельности оказывается беднее или богаче нaчального замысла.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те вpeмeна земля, кто и какими орудиями ее обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.

Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкpeтноисторическом характере.

МНОГООБРА3ИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества . Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, С общественным прогрессом, то выделяют npoepeccивную или реакционную направленность деятельности, а тaкже созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим обще культурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны цeлей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную. монотонную деятельность, которая выполняется cтpoгo по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще вceгo отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «твоpчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая дeятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы твоpчества мoгут найти место в любой деятельности. И чем мeнее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме тoгo, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны гoсударственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие ocновные виды деятельности людей. Во-первых, это иера: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Вo-втopыx, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве ocновнoгo вида деятельности людей выделяют общение - ycтановление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений , мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внyтренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, coздаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. она возникает на основе внешней и через нее реализуется. это важно учитывать при paccмoтрении связи деятельности и сознания.

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством .

В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.

Принято условно различать три вида деятельности : практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.

Деятельность человека имеет принципиальное отличие от активности животных.

Активность животного обусловлена адаптационными биологическими закономерностями, ее цель – лишь приспособление к природным условиям. Целесообразная регуляция взаимоотношений животного с окружающей средой происходит на основе инстинктов и рефлексов.

Человеческая деятельность предполагает, во-первых, не только приспособление к среде, но и ее преобразование. Это практически-преобразовательная деятельность. Во-вторых, человек сам ставит цели деятельности, осуществляя самостоятельное целеполагание. Деятельность человека является не только целесообразной, но и целенаправленной. Это позволяет способностям человека выходить за рамки опыта. В-третьих, и это главное, человеческая деятельность предполагает наличие сознающего себя субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Целенаправленность деятельности становится возможной, поскольку человек обладает сознанием, позволяющим намечать цель в виде идеального образа, проекта желаемого результата. Т. о., деятельность включает в себя две противоположные формы – идеальное и материальное преобразование объекта.

Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на

1) практическую и духовную деятельность или

2) продуктивную и репродуктивную деятельность.

Практическая деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).

В качестве фундаментальных видов человеческой деятельности принято выделять игру, общение и труд. Специфика игры как вида деятельности заключается в том, что целью становится сам процесс, а не результат. Общени е предполагает обмен идеями и эмоциями. Причем, если этот обмен включает и обмен материальными предметами, то такая деятельность представляет собой коммуникацию . Труд определяется как социальная деятельность человека, т.е. способность преобразовывать среду существования. Сочетание этих видов деятельности порождает другие ее виды, например, образовательную, социально-преобразовательную и т.д.