Инфинитив без суффикса. Инфинитив в английском языке: полный разбор начальной формы глагола

Особой формой глагола − её ещё называют начальной или неопределённой − является инфинитив (от латинского infinitivus - «неопределённый»).

Он обозначает состояние и действие, которое не относится ни к лицу, ни к числу, ни к наклонению, ни к времени.

Эта неизменяемая форма легко узнаётся по суффиксам ТЬ, ТИ, ЧЬ, которые находятся либо в конце слова, либо перед постфиксом СЯ: ходить, идти, беречь, смеяться.

Вообще инфинитив можно назвать «хамелеоном», он способен быть похожим на имена существительные, на слова категории состояния. В этом мы сможем убедиться, когда будем анализировать предложения с инфинитивами.

Нужно ли знать, что такое инфинитив? Когда потребуется применить это знание? Конечно, важно иметь сведения о глагольных формах и применять их на практике. Во-первых, тогда, когда делаем морфологический разбор глагола , во-вторых, для определения его спряжения , в-третьих, для выбора правильного написания личных глагольных окончаний и, наконец, чтобы выяснить его синтаксическую роль и не забыть о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Кроме того, от инфинитива образуются формы прошедшего времени (ЧИТА+Л), формы условного наклонения (РЕШИЛ БЫ), некоторые формы причастий (РАССМОТРЕ+ВШИЙ, ПЕРЕПИСА+ННЫЙ) и деепричастий (ПОБЕДИ+В, ВЕРНУ+ВШИ+СЬ).

У любого инфинитива есть только постоянные признаки :

  • вид (совершенный/несовершенный),
  • переходность,
  • возвратность,
  • спряжение.

Когда определяем вид, задаём вопросы : ЧТО ДЕЛАТЬ? (петь, нести, печь) и ЧТО СДЕЛАТЬ? (спеть, принести, испечь).

Переходный инфинитив переносит действие на предмет, сочетаясь с именами существительными в Вин. падеже без предлога (строить башню, вынести чай, беречь родину) и в Род. падеже при отрицании или указании на часть предмета и большое количество (не найти дороги, съесть мяса, набрать ягод).

Непереходный инфинитив может иметь постфикс СЯ/СЬ, его тогда называют возвратным (улыбаться, поберечься, нестись). Непереходный инфинитив сочетается с именами существительными в Дат., Твор., Предл. падежах (идти к друзьям, переписываться с другом, думать о семье), а также в Вин. и Род. падежах с предлогами (войти в дом, ждать от друга).

Если мы определяем спряжение по инфинитиву, то не забываем о словах-исключениях. У I спряжения на ИТЬ: БРИТЬ и СТЕЛИТЬ; у II спряжения на ЕТЬ и АТЬ: видеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, зависеть и гнать, держать, дышать, слышать) и разноспрягаемых формах (хотеть, бежать, есть, дать).

Как правило, смотрим на последние три буквы: к I спряжению относятся глаголы на ОТЬ, УТЬ, ЫТЬ (колОТЬ, завянУТЬ, дУть, крЫТЬ), где перед ТЬ стоят глагольные суффиксы О, НУ и даже корневые гласные У, Ы.

Однако часть глаголов на АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ с глагольными суффиксами А, Я, Е, которые обычно относят к первому спряжению, свойственны и второму спряжению, например: молчАТЬ - молчит, стоЯТЬ - стоит, сидЕТЬ - сидит. В примерах видно, что их можно узнать по ударным личным окончаниям спрягаемых форм. Значит, используем проверку с помощью форм настоящего времени.

Ко II спряжению в основном относятся глаголы на ИТЬ (повторИТЬ) и 11 глаголов-исключений, которые мы уже перечислили выше. Но и тут есть некоторые особенности: к первому спряжению относят небольшую группу инфинитивов с корневым гласным И (бИть, пИть, шИть, гнИть).

Попробуем определить спряжение у глаголов быть, ехать, сесть, выйти, деть, брести, идти, жать. Образуем формы множественного числа настоящего времени: быть - будУт, ехать - едУт, сесть - сядУт, выйти - выйдУт, деть - денУт, брести - бредУт, идти - идУт, жать - жнУт или жмУт (по смыслу!). Все они имеют I спряжение, но их личные окончания могут быть безударными и ударными.

Как ведёт себя инфинитив в предложении? По-разному, являясь не только сказуемым, но и подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством. Он обозначает предмет речи в двусоставном предложении и выполняет роль подлежащего: Курить - здоровью вредить (сравните: Курение приносит вред здоровью).

Как узнать инфинитив в этой роли? Первый признак - это позиция перед сказуемым. Второй - отсутствие какой-либо зависимости от других членов предложения. Третий признак - инфинитив можно заменить синонимичным существительным.

Рассмотрим примеры:

1)Охотиться на лыжах очень утомительно. 2)Угодить тебе не так легко.

Инфинитив "охотиться" стоит на первом месте в предложении, не зависит от других слов, легко заменяется существительным: Охота на лыжах очень утомительна. Но во втором примере такая замена невозможна! Задаём вопрос от сказуемого, выраженного категорией состояния ЛЕГКО, к подлежащему: легко (что?) угодить.

Нетрудно определить инфинитив в роли простого глагольного сказуемого. Здесь учитываем, что форма такого сказуемого имеет значение будущего времени: Я буду просить тебя о помощи. Сказуемое состоит из двух слов БУДУ и ПРОСИТЬ. Это сложное будущее время!

При определении составного глагольного сказуемого (его ещё называют "инфинитивным"!) отталкиваемся от принципа: инфинитив несёт основное значение, а вспомогательная часть состоит из спрягаемых форм модальных слов и фазовых глаголов.

МОДАЛЬНЫЕ глаголы, прилагательные и слова категории состояния: мочь, хотеть, уметь, готовиться, решить, любить, следовать; должен, обязан, готов, рад; можно, нельзя, необходимо, пора.

ФАЗОВЫЕ глаголы обозначают начало, продолжение или конец какого-либо действия: начать, стать, приняться, продолжить, перестать, закончить.

Анализируем примеры:

1) Она не должна думать о нём. 2) Девочка перестала плакать и вытерла слёзы.

В первом случае используется МОДАЛЬНОЕ СЛОВО, выраженное кратким прилагательным, во втором - ФАЗОВЫЙ глагол "перестала".

Самое опасное - это перепутать составное глагольное сказуемое с дополнением, в роли которого выступает инфинитив! В этом случае он отвечает на вопросы косвенных падежей, связан с вспомогательным глаголом со значением просьбы/требования: просил, советовал, помог, заставил, приказал, уговорил, потребовал. Его можно заменить существительным в роли дополнения.

В примерах (Дед запретил мне гулять под дождём. Он научил меня экономить слова.) вспомогательные глаголы заменяем на существительные и задаём вопросы косвенных падежей: запретил (Вин. падеж: что?) прогулки; научил (Дат. падеж: чему?) экономии.

И кроме этого, учитываем, что при инфинитиве в роли дополнения действия выполняются разными лицами, а не одним лицом:

1)Я решил уехать в деревню. 2)Дед велел мне ехать в деревню.

В первом предложении "Я" сам решил и сам уеду, во втором - дед велел, а еду "Я".

Инфинитив в роли несогласованного определения зависит от имени существительного и связывается с ним при помощи примыкания: Привычка странствовать его одолела. Она обратилась с просьбой помочь её родителям. Делаем синонимичную замену: привычка (какая?) к странствиям; с просьбой (какой?) о помощи. В этом случае связь между словами - управление.

Инфинитив в роли обстоятельства выражает значение цели и отвечает на вопросы С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗАЧЕМ? Он привязан к вспомогательному глаголу со значением движения: шёл освежиться, спешит одеться, собрались встречать, садился писать, уехал искупаться, пригласил поужинать.

Можно перестроить предложение и сделать синонимичную замену с помощью придаточной части СПП: шёл, чтобы освежиться; спешит, чтобы одеться; собрались, чтобы встретить; садился, чтобы писать; уехал, чтобы искупаться; пригласил, чтобы поужинать.

Предположим, для синтаксического разбора даны предложения, в которых нужно найти инфинитив и определить его синтаксическую функцию:

1)Говорить было трудно. 2)Трудно было решить задачу. 3)Решено ехать в деревню. 4)Ждать ответа не приказано. 5)Отдано починить.

В первом двусоставном предложении инфинитив "говорить" стоит в самом начале, выполняя роль подлежащего при сказуемом "было трудно".

Во втором и третьем односоставных безличных предложениях инфинитивы "решить" и "ехать" входят в составное именное сказуемое.

В четвёртом "Я" решил ехать сам, по своей воле. Здесь инфинитив "ждать" является дополнением: не приказано (что?) ожидание, "Я" жду, а мне не приказывают ожидать.

В пятом - инфинитив "починить" является обстоятельством цели: отдано (зачем?) для починки.

Как видим, определять роли инфинитива трудно, но возможно. Переходим к тренировке. Предлагаем выполнить задание на определение синтаксической роли инфинитива. Потом можно свериться с ответами!

ЗАДАНИЯ

1.Каким членом предложения является инфинитив? Ответ запишите словами.

Я велел ямщику ехать. Я советую тебе вернуться домой. Вы меня просили рассказать о моём проекте.

2. Каким членом предложения является инфинитив? Ответ запишите словами.

У Мцыри было одно стремление победить. Я получил возможность поближе узнать попутчика.

Ответ: ____________________________ .

3. Каким членом предложения является инфинитив? Ответ запишите словами.

Ответ: ____________________________ .

4. Каким членом предложения является инфинитив? Ответ запишите словами.

Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу. Мы зашли узнать о предстоящей экскурсии.

Ответ: ____________________________ .

5. Каким членом предложения является инфинитив? Ответ запишите словами.

Не может судьба одни щедроты сыпать. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.

Ответ: ____________________________ .

6. Каким членом предложения является инфинитив? Ответ запишите словами.

Ответ: ____________________________ .

7. Каким членом предложения является инфинитив? Ответ запишите словами.

Мы начали работать. Ты должен извиниться. Вы закончили переписывать?

Ответ: ____________________________ .

8. Каким членом предложения является инфинитив? Ответ запишите словами.

Он не будет больше драться? Мы будем тебя ждать. Сны будут сниться хорошие.

Ответ: ____________________________ .

9. Каким членом предложения является инфинитив? Ответ запишите словами.

Охота странствовать напала на него. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.

Ответ: ____________________________ .

10. Каким членом предложения является инфинитив? Ответ запишите словами.

Родители с детьми приходят в парк отдохнуть. Я вышел на берег насладиться ароматом моря.

Ответ: ____________________________ .

ОТВЕТЫ

1.Дополнение.
2.Определение.
3.Подлежащее.
4.Обстоятельство.
5.Составное глагольное сказуемое.
6.Дополнение.
7.Составное глагольное сказуемое.
8.Простое глагольное сказуемое.
9.Определение.
10.Обстоятельство.

Литература

1. Глухих В.М. Инфинитив как член предложения (Материал для синтаксического разбора в педвузе) /Русский язык в школе. - 2002. - №4.

2. Казакова Л.Ф. Изучение синтаксических функций инфинитива в VII классе / Русский язык в школе. - 1988. - №6.

3. Политова И.Н. Словосочетания с зависимым инфинитивом в составе предложения / Русский язык в школе. - 2009. - №1.

4. Сергеева Ж.А. О синтаксических функциях инфинитива в предложениях типа Решено ехать/Велено ехать / Русский язык в школе. - 2006. - №2.

5. Тухватулина С.И. Предложения типа Кататься весело и Весело кататься с точки зрения смысловой и интонационной целостности /Русский язык в школе. - 2014. - №1.

Морфология русского литературного языка*

ГЛАГОЛ

Спряжение глаголов

Инфинитив

В системе спряжения глагола инфинитив противостоит предикативным и аттрибутивным формам, которые выражают процесс в определенном отношении к лицу или предмету. В отличие от них, инфинитив сам по себе не выражает никаких синтаксических отношений к другим словам речи и представляет собой наиболее общее отвлеченное выражение процесса: работать, читать, нести, искать, итти, стеречь, мешать, лежать и т.д. Таким образом, по своему грамматическому значению инфинитив является отрицательной глагольной формой.

Отношение инфинитива к остальным формам глагола можно сопоставить с отношением именительного падежа существительных к косвенным падежам. Обе эти формы по отношению к другим формам тех же слов являются отрицательными, или «прямыми» формами, которые лишь выражают обозначаемые ими признаки как процесс или предмет, не указывая на их отношение к другим словам речи. Благодаря грамматической близости именительного падежа существительного и инфинитива глаголов, что отражается и на их синтаксическом употреблении, существительные в именительном падеже, обозначающие действия в отвлечении от лица или предмета, которые их производят, например: работа, чтение, ходьба, курение и т.д., сближаются по значению с инфинитивами глаголов, обозначающих те же действия без указания на производящее их лицо или предмет: работать, читать, ходить, курить и т.д. Основное различие между ними заключается в способе выражения обозначаемого признака – действия. Существительное, обозначая действие, выражает его как предмет, а инфинитив выражает это же действие как процесс. Являясь формой, выражающей предмет, именительный падеж противостоит косвенным падежам существительного, указывающим на различные отношения этого предмета к другим словам речи. Инфинитив же, являясь выражением процесса, противостоит прочим формам глагола, как формам, которые выражают отношения процесса к лицу или предмету.

Поскольку инфинитив является формой, которая не выражает отношений к другим словам речи, он может выступать, как и существительное в именительном падеже, в качестве подлежащего предложения: Курить воспрещается, Но умирать и вам будет страшно. (А.Чехов), Выкупиться на волю было его заветной мечтой. (И.Гончаров), Написать его биографию было бы делом его друзей. (А.Пушкин), Жизнь прожить – не поле перейти (посл.). Кроме того, инфинитив может употребляться в роли второстепенных членов предложения (но не определения и обстоятельства, для выражения чего у глагола имеются особые формы – причастие и деепричастие): Он придет проститься, Я прилег отдохнуть, Доктор предписал больному лежать, Он любитель играть на скрипке, Ну и мастер ты песни петь!

В эмоциональной речи инфинитив широко употребляется в значении предикативных форм глагола. Так, он может выступать в значении изъявительного наклонения: Я его окликнул, а он бежать! Дрозд горевать, дрозд тосковать! Инфинитив с отрицанием и реже без отрицания может употребляться в значении повелительного наклонения: Не шуметь! Не разговаривать! Не баловаться! Молчать! Смирно сидеть! и др.

Такое разнообразие в синтаксическом употреблении инфинитива объясняется его грамматическим значением как формы, которая не выражает какого-либо определенного синтаксического отношения. По этой же причине он используется для образования аналитических форм спряжения глагола, например, сложного будущего времени: буду читать, буду работать, или сложных форм повелительного наклонения: будемте работать, давайте читать . В этих формах инфинитив является носителем только реального значения и несинтаксических формальных значений, а формальные синтаксические значения выражаются присоединяемыми к нему вспомогательными частицами или словами.

Образование инфинитива

Форма инфинитива образуется посредством суффиксов -ть, -сти (-сть), -ти, -чь . Из всех этих суффиксов продуктивным является только один суффикс -ть . Посредством него образуется инфинитив у всех глаголов продуктивных классов: игра-ть, беле-ть, рисова-ть, бели-ть, толкну-ть, а также у большей части глаголов непродуктивных классов: вяза-ть, коло-ть, крича-ть, горе-ть, мерзну-ть, де-ть, -шиби-ть, тере-ть и т.д. Остальные суффиксы инфинитива -сти (-сть), -ти, -чь непродуктивные: они представлены у небольшой группы глаголов, причем только глаголов непродуктивных классов.

Инфинитив с суффиксом -сти (-сть) имеют глаголы с непроизводной основой прош. и наст. вр. на согласные б, с, з: греб, греб-ут – гре-сти; скреб, скреб-ут – скре-сти; нес, нес-ут – нести; пас, пас-ут – па-сти; вез, вез-ут – ве-зти, лез, лез-ут – ле-зть и др. Исключение представляет лишь один глагол с основой на б : -шиб, -шиб-ут – -шибить . Кроме этих глаголов, посредством суффикса -сти (-сть) образуют инфинитив еще глаголы с непроизводной основой наст. вр. на согласные т, д, н , выпадающие в основе прош. вр.: мет-ут, ме-л – ме-сти; плет-ут, пле-л – пле-сти; клад-ут, кла-л – кла-сть; пряд-ут, пря-л – пря-сть; клян-ут, кля-л – кля-сть; ед-ят, е-л – е-сть и др. Все глаголы, которые имеют суффикс -сти (-сть) , за исключением изолированного глагола есть , принадлежат к III непродуктивному классу.

Из двух вариантов инфинитивного суффикса -сти и -сть вариант -сть имеют глаголы с неподвижным ударением на основе в прошедшем времени: гры"з, гры"зли – гры"зть; кла"л, кла"ли – кла"сть; се"л, се"ли – се"сть и др., а также один глагол, у которого благодаря выпадению в основе прошедшего времени беглой гласной, ударение переносится на окончание: -чёл, -чли" – -че"сть (за-, про-, у-) . Другой вариант этого суффикса -сти представлен у глаголов с ударением в прошедшем времени на окончании (кроме, конечно, формы мужск. рода, где из-за отсутствия окончания ударение, естественно, стоит на основе): гребли" – грести", несли" – нести", везли" – везти", мели" – мести " и др. Вариант -сти имеет всегда на себе ударение и лишь у глаголов с приставкой вы- , переносящей ударение на себя, он является безударным: грести" – вы"грести, нести" – вы"нести, ве"сти – вы"вести и т.д.

С суффиксом -чь инфинитив образуется у глаголов с непроизводной основой прошедшего и настоящего времени, оканчивающейся на задненёбные к и г : пек, пек-ут – пе-чь; влек, влек-ут – вле-чь; берег, берег-ут – бере-чь; жег, жг-ут – же-чь и др. Эти глаголы также принадлежат к III непродуктивному классу. Но, кроме них, суффикс -чь в инфинитиве имеет еще один глагол II непродуктивного класса, у которого в прошедшем времени непроизводная основа на задненёбную г , а в настоящем времени производная основа с суффиксом -н-: достиг – достигн-ут – дости-чь . Параллельно с достичь употребляется и обычная для II непродуктивного класса форма инфинитива достигнуть .

Инфинитивный суффикс -ти представлен только у одного изолированного глагола: шел – идут – ид-ти (орфогр. идти и итти ).

При образовании инфинитива указанные суффиксы, как правило, присоединяются к основе прошедшего времени. От этой основы образуется инфинитив у всех глаголов продуктивных классов: игра-л – игра-ть, беле-л – беле-ть, рисова-л – рисова-ть, бели-л – бели-ть, толкну-л – толкну-ть , и у большей части глаголов непродуктивных классов: вяза-л – вяза-ть, коло-л – коло-ть, крича-л – крича-ть, горе-л – горе-ть, де-л – де-ть, жи-л – жи-ть и т.д. Но у некоторых глаголов непродуктивных классов суффикс инфинитива присоединяется к основе, отличной от основы прошедшего времени. Таковы, во-первых, почти все глаголы II непродуктивного класса (кроме деть, стать, стрять ), т.е. глаголы с непроизводной основой прошедшего времени и производной основой настоящего времени с суффиксом -н- : они образуют инфинитив от особой основы с суффиксом -ну- , ср.: блек – блекн-ут – блек-ну-ть, дрог – дрогн-ут – дрог-ну-ть, зяб – зябн-ут – зяб-ну-ть, вял – вян-ут – вя-ну-ть и др.; во-вторых, большая часть глаголов III непродуктивного класса, а именно глаголы с непроизводной основой прошедшего и настоящего времени на согласные к, г, б, с, з , у которых инфинитив образуется от основы без этих согласных: пек – пек-ут – пе-чь, стерег – стерег-ут – стере-чь, греб – греб-ут – гре-сти, нес – нес-ут – не-сти, вез – вез-ут – ве-зти и т.д., затем глагол -шиб – -шиб-ут , у которого инфинитив образуется от основы на суффикс -и- : -шиб-и-ть, – и, наконец, глаголы с непроизводной основой на согласную р , образующие инфинитив от основы на гласную -е- : тер – тр-ут – тер-е-ть, пер – пр-ут – пер-е-ть и др.; в-третьих, один изолированный глагол образует инфинитив не от основы прошедшего времени, а от основы настоящего времени, ср.: шел – ид-ут – ид-ти .

Формы наклонения глагола

Отличительной чертой глаголов является наличие у них особых предикативных форм, т.е. форм, в которых глагол выступает в предложении в качестве сказуемого. Прочие части речи сами по себе не могут быть сказуемыми, потому что они не имеют таких форм. Имена существительные, прилагательные, числительные и наречия выступают в роли сказуемого только при помощи особого служебного слова-связки, которая выражает отсутствующие у них предикативные формы, ср.: Здесь будет город заложен назло надменному соседу . (А.Пушкин), Богатырь ты будешь с виду . (М.Лермонтов) и др. Таким образом, по образованию предикативных форм глагол противостоит остальным частям речи, как часть речи, имеющая предикативные формы, частям речи, у которых эти формы отсутствуют.

Предикативные формы глагола выражаются особыми формами, называемыми наклонениями . Посредством этих форм обозначаются различия в характере утверждения, которое выражается глаголом, как сказуемым предложения, по отношению к реальности или нереальности этого утверждения. В современном русском языке имеются три основные формы наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

Изъявительное наклонение обозначает, что процесс, выраженный глаголом, рассматривается как реальный, как действительно происходящий, например: Он написал письмо, Он пишет письмо, Он напишет письмо; или: Он не написал письма, Он не напишет письма и т.д. Изъявительному наклонению противостоят условное и повелительное наклонения.

Условное наклонение обозначает, что процесс, выраженный глаголом, рассматривается не как реальный, а как предполагаемый, например: Он бы тебе написал, Только бы он написал, Вы бы нам что-нибудь написали, Я бы написал, если бы не был так занят; и др. Точно так же не как реальный обозначается процесс в повелительном наклонении , выражающем побуждение к действию: Напиши письмо, Давай напишем, Пусть он напишет . Выражая волевое отношение говорящего к лицу, побуждаемому к действию, повелительное наклонение является эмоциональной, экспрессивной формой и в этом отношении противостоит изъявительному и условному наклонениям, которые не представляют собой форм волеизъявления.

Формы времени изъявительного наклонения

Изъявительное наклонение выражается формами времени, указывающими на время, когда совершается процесс, выраженный глаголом. Обозначение времени процесса производится по отношению к моменту речи, т.е. по отношению к тому времени, в которое происходит речь говорящего. Следовательно, формы времени указывают на соотношение между временем совершения процесса и моментом речи. По отношению к моменту речи процесс может обозначаться или как происходящий до него, или одновременно с ним, или после него, или же, наконец, процесс может обозначаться как происходящий безотносительно к моменту речи. В русском языке формы времени имеет только изъявительное наклонение, тогда как в условном и повелительном наклонениях они отсутствуют, и выражаемый в этих наклонениях процесс обозначается всегда как происходящий безотносительно к моменту речи. Изъявительное наклонение, таким образом, как форма, обозначающая время совершения процесса по отношению к моменту речи, противостоит условному и повелительному наклонениям, как формам, обозначающим процесс, который совершается без отношения ко времени речи.

В современном русском языке изъявительное наклонение имеет три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее. Их образование и значение тесно связаны с видом глагола. Все три формы времени имеются только у глаголов несовершенного вида, тогда как глаголы совершенного вида образуют лишь два времени: прошедшее и будущее.

Форма прошедшего времени обозначает, что процесс, выраженный глаголом, предшествовал моменту речи. При этом у глаголов несовершенного вида процесс выражается как развертывающийся в прошлом без указания на его законченность, например: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась, луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные глядела... (А.Пушкин) У глаголов же совершенного вида процесс обозначается как законченный к моменту речи, в моменте достижения им предела: Я взял твою книгу, Над лесом нависли тучи, В Москву приехала делегация, Отец уехал в командировку . Обозначая процесс законченным к моменту речи, глаголы совершенного вида в форме прошедшего времени могут выражать, что результаты этого процесса существуют в самый момент речи. Поэтому приведенные примеры могут обозначать: «твоя книга у меня», «тучи над лесом», «отец в настоящее время в командировке».

Форма настоящего времени имеется только у глаголов несовершенного вида. Основное временное значение этой формы – выражение процесса, который совершается безотносительно к моменту речи, постоянно или обычно, ср.: Земля вращается вокруг солнца, Волга впадает в Каспийское море, Рыбы плавают, а птицы летают, Трамвай останавливается у самого нашего дома, Он к нам часто заходит и т.д. Обозначая процесс, который происходит постоянно или обычно, эта форма тем самым включает в общее время течения процесса и время, совпадающее с моментом речи. Такое значение данной формы позволяет ее использовать в значении собственно настоящего времени, т.е. для выражения процесса, происходящего одновременно с моментом речи: Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Н.Некрасов), А нынче погляди в окно: под голубыми небесами великолепными шатрами, блестя на солнце, снег лежит, прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит . (А.Пушкин) Значение собственно настоящего времени, следовательно, является частным, хотя и не редким случаем употребления данной формы. Обозначать процесс, который протекает в момент речи, может только эта форма, почему она и называется формой настоящего времени.

Значение формы настоящего времени позволяет употреблять ее также для выражения процесса, происходящего во время, предшествующее моменту речи. Так бывает, например, когда говорящий, сообщая о прошлом, изображает его так, как если бы оно происходило в настоящее время, ср.: Пошел я к нему, звонюсь, стучусь: никто не отпирает... В этом случае время процесса соотносится не с моментом речи, а с временем какого-либо события или процесса, которые произошли до него. У глаголов со значением передвижения форма настоящего времени может обозначать процесс, который совершается тотчас, в ближайшем будущем после момента речи, например: Скажи, что сейчас иду, Завтра едем за город, Бегу, бегу!

Форма будущего времени обозначает, что время совершения процесса, выраженного глаголом, последует за моментом речи. Такое значение форма будущего времени имеет, собственно говоря, только у глаголов несовершенного вида, т.е. так называемое будущее сложное, например: Буду думать, что скучаешь ты в чужом краю. (М.Лермонтов), Он будет постоянно ставить их в затруднительное положение. (Гл. Успенский), Ты будешь аккуратно получать то же, что и раньше. (А.Чехов) Будущее же время у глаголов совершенного вида (так называемое будущее простое) по своему временному значению аналогично со значением формы настоящего времени у глаголов несовершенного вида, так же как эти формы аналогичны по своему образованию. А именно, у глаголов совершенного вида форма будущего времени обозначает, что время совершения процесса безотносительно к моменту речи, ср.: Что ни заметит, ни услышит об Ольге, он про то и пишет. (А.Пушкин), Татьяна в лес... то длинный сук ее за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок, поднять ей некогда . (А.Пушкин) Однако, в отличие от настоящего времени, эта форма обозначает процесс в его законченности, и это позволяет представить его как осуществленный в будущем, т.е. как законченный после момента речи: Блеснет заутра луч денницы и заиграет яркий день; а я – быть может, я гробницы сойду в таинственную сень, и память юного поэта поглотит медленная Лета, забудет мир меня . (А.Пушкин) По выражению процесса в его законченности после момента речи будущее время у глаголов совершенного вида (будущее простое) противостоит будущему времени у глаголов несовершенного вида (будущему сложному), которое также обозначает, что процесс будет происходить после момента речи, но не содержит указания на законченность, завершенность этого процесса. Таким образом, форма будущего времени у глаголов совершенного вида соотносительна, с одной стороны, с формой настоящего времени и, с другой стороны, с формой будущего времени у глаголов несовершенного вида.

Продолжение следует

* Из кн.: Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка. Ч. I. Фонетика и морфология. М.: Учпедгиз, 1945.

Зачастую, изучая русский язык в школе, ученики так до конца и не понимают, что такое инфинитив. Первое, что стоит упомянуть, говоря про эту форму: она относится к глаголам. Является самой обобщенной и отвлеченной от всего комплекса личных форм. Так для чего она нужна в речи и что такое инфинитив вообще?

Описание

В русском языке довольно распространенным является составное сказуемое, содержащее два слова. Если второе из них имеет один из формообразующих суффиксов (-ть или -ти), то это инфинитив глагола. Например, играл - любит играть, спал - хочет поспать. Окончание таких слов зависит от того, какой звук стоит перед суффиксом. Если он гласный, то глагол будет заканчиваться на -ть (прыгать, кушать, пахать, молчать). Если же он согласный и является частью корня, то окончание будет -ти (идти, везти, нести), но тут есть исключения. Если ударение не падает на суффикс, он превращается опять же в короткое -ть (например, лезть). Если же глагол заканчивается на -чь, следует помнить, что это часть корня, а не окончание. Просто такие слова имеют нулевой словоизменительный суффикс. Подтвердить это легко при спряжении, например, течь - течет, жечь - жжет, печь - печет. Таким образом, безличная форма глагола, которая характеризуется неопределенностью, - это инфинитив. Примеры его использования:

1) Нужно уметь молчать в любой ситуации.

2) Играть было довольно интересно.

Происхождение

Исследованиями в этой области занимался известный отечественный лингвист и семиотик В.В. Иванов. Он считает, что инфинитив глагола в русском языке корнями восходит к существительным, имеющим глагольную основу при склонении в винительном и дательном падежах, так как эти падежи наиболее склонны к динамике. Но главное отличие этой формы - отсутствие каких-либо личностных выражений. Отглагольные существительные в склонении показывают, что их созданию содействовало желание представить действие в виде объекта. Но инфинитив, который возник из них, не просто не потерял первоначального предназначения, но и расширил сферу своего применения. Но многие ученые-лингвисты отвергают данную теорию, так как она не имеет никакого подтверждения в письменных источниках того времени, когда нормы русского языка только формировались. К тому же такой взгляд опирается на версию о существовании праславянского языка, которая пока также находится под большим сомнением. Поэтому существуют и другие версии происхождения инфинитива. Первая из них - эта форма глагола когда-то согласовывалась с подлежащим, которое имело дательную форму (тебе ли не знать, не ей решать, ему не спится). Вторая - несовершенные глаголы в будущем времени имели особую форму, которая утратила согласование по лицам и числам (Он просил меня молчать).

Множество сомнений

Но противоречия в полемике исследователей вызывает не только происхождение инфинитива, но и его основная черта - принадлежность к глаголу. Некоторые из ученых считают, что это лишь форма имен, которая никоим образом не может обозначать действие. Другие говорят о том, что это номинатив, то есть первоначальная форма глагола, которая несет в себе потенциальное отношение к чему- или кому-либо. То есть инфинитив предоставляет нам лишь идею для действия и не имеет дополнительных осложнений, как другие категории. Аргументом, которым пользуются все защитники неопределенной формы глагола, выступает вид - признак, по которому действие может быть совершенным или несовершенным. Это доказывает, что глагол в форме инфинитива имеет место право на существование в русском языке, и его принадлежность именно к этой части речи. Но это не все. Возвратность, которая присуща глаголам, так же есть и у инфинитива.

В немецком языке

Множество языков всего мира имеют эту форму глагола. Исключением не стал и немецкий. Что такое инфинитив в этой грамматике? Это абстрактное действие, которое не имеет никакого отношения к тому, кто его выполняет. Это основная форма глагола, которая в древневерхненемецком зачастую спрягается с другими словами из этой части речи. Но эта способность не дожила до наших дней. При инфинитиве в этом языке стоит предлог zu, который полностью утратил свое первоначальное значение и стал просто формальным сопровождением. В немецком также существует схожесть неопределенной формы с отглагольными существительными, но она очень мала. Выражается в субстантивации, то есть в переходе действий в объекты из-за их способности указывать на тот или иной предмет. Приближает эту форму к именам еще и то, что она часто используется в качестве дополнения или подлежащего. В немецком языке выделяют 6 форм инфинитива, которые делятся по признакам актива, пассива и состояния.

В английском языке

Неличная форма глагола в английском, которая имеет отношение лишь к действию, но не несет какой-либо информации о том, кто его выполнил, - это инфинитив. Таблица с примерами для этого языка изучается еще в школе. Она имеет такой вид:

Таблица показывает, что инфинитив имеет в активном состоянии и время, и залог, а в пассивном состоянии - только время.

Одним из главных признаков этой формы считается частица to. Опускается она лишь в редких случаях. Инфинитив может быть использован в шести формах:

  • простой в активном залоге;
  • продолжительный;
  • совершенный;
  • совершенно-продолжительный;
  • простой в пассивном залоге ;
  • совершенный в пассивном залоге.

То, какая форма будет использоваться, полностью зависит в предложении от сказуемого. Если частица to не употребляется, это так называемый «голый инфинитив». Такое возможно в трех случаях:

1) Он идет после одного из модальных глаголов (may, will, shall и другие).

2) Он встроен в конструкцию, которая имеет глагол восприятия (feel, see, hear и другие), но часто в таких случаях его заменяют герундием.

3) Он стоит возле глаголов побуждения или разрешения (bid, have, make и другие).

Во французском языке

Что такое инфинитив во французской лингвистике? Это неспрягаемая, а значит, неличная форма одной из самых главных частей речи, а именно глагола. В этом языке он может обозначать как действие, так и предмет. В предложении он может быть подлежащим, дополнением (прямым, косвенным и обстоятельственным), сказуемым. Глагол, который находится в форме инфинитива, всегда имеет окончание - ir. Он может быть в прошедшем или настоящем времени.

Таким образом, глагол, который характеризуется неопределенностью и не имеет связи с тем, кто выполняет действие, - это инфинитив. Примеры этой формы можно найти во многих языках мира, например, в русском, немецком, английском и французском.

Инфинитив, или неопределенная форма глагола, относится к неличным формам глагола и сочетает в себе свойства глагола и существительного. Инфинитив отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»: to read - читать , to write - писать , to learn - учить , to remember - помнить , to promise - обещать и т. д.

Формальным признаком инфинитива является частица to, которая стоит перед ним. В некоторых случаях частица to опускается.

Indefinite Infinitive Active является единственной простой формой инфинитива.

I want to play chess.
Я хочу играть в шахматы.

Все остальные формы являются сложными, так как образуются при помощи вспомогательных глаголов to be , to have и причастия .

Правила образования и употребления инфинитива в английском языке

1. Indefinite Infinitive Active образуется от основы глагола с частицей to (например, to write) и употребляется для выражения действия, которое происходит одновременно с действием, выраженным глаголом-сказуемым, в настоящем, прошедшем и будущем времени или безотносительно ко времени его совершения.

I am glad to hear it. Я рад слышать это.
He wanted to play chess. Он хотел играть в шахматы.
I shall hope to see you tomorrow. Буду надеяться увидеть вас завтра.
To swim is pleasant. Плавать приятно.

Indefinite Infinitive Passive образуется при помощи вспомогательного глагола to be + 3-я форма глагола (Participle II) (например, to be written) и употребляется для выражения действия, одновременного с действием, выраженным глаголом-сказуемым.

Не wanted her article to be translated .
Он хотел, чтобы её статья была переведена (= чтобы её статью перевели).

2. Continuous Infinitive Active образуется при помощи вспомогательного глагола to be + Participle I смыслового глагола (например, to be writing) и употребляется для выражения длительного действия, которое происходит одновременно с действием, выраженным глаголом-сказуемым. Эта форма часто употребляется после глаголов to seem, to appear - казаться и после вспомогательных глаголов .

Не seems to be writing much. Кажется, он очень много пишет.
Не seems to be waiting for us. Кажется, (что) он ждёт нас.

3. Perfect Continuous Infinitive Active образуется с помощью вспомогательного глагола to be в Perfect Infinitive (to have been) + Participle I смыслового глагола (=ing форма) - (например, to have been writing) - и выражает длительное действие, предшествующее действию, выраженному глаголом- сказуемым.

He is reported to have been writing a new novel.
Сообщают, что он пишет новый роман. (Сообщают сейчас, а начал он писать новый роман до этого, поэтому глагол to write употреблен в Perfect Continuous Infinitive Active.)

4. Perfect Infinitive Active образуется при помощи вспомогательного глагола to have + Participle II смыслового глагола (например, to have written).

Perfect Infinitive Passive образуется при помощи вспомогательного глагола to be в Perfect Infinitive (to have been) + Participle II смыслового глагола (например, to have been written).

Perfect Infinitive (Active, Passive) употребляется:

1. Для выражения действия, предшествующего действию, выраженному глаголом-сказуемым .

Не is said to have won the Olympic Gold (medal).
Говорят, что он выиграл золотую медаль на Олимпийских играх.

She seems to have forgotten about our request.
Кажется, она забыла о нашей просьбе.

2. После модальных глаголов should , would , ought to , could , might для выражения невыполненного морального долга, обязательства.

Не should have helped her.
Ему следовало помочь ей (но он этого не сделал ).

You ought to have congratulated him with the defence of his thesis.
Вам следовало бы поздравить его с защитой диссертации.

3. После was, were для выражения невыполненных планов и договоров.

The school was to have been ready by the 1st of September, but it is still only half finished.
Школа должна была быть готова к 1 сентября, но она готова ещё только наполовину.

4. После модальных глаголов must , may для выражения предположения, заключения.

Не must have read this book. Он, должно быть, читал эту книгу.
She may have married . Она, возможно, вышла замуж.
He must have come this way. Here are his footprints.
Он, должно быть, пришёл этой дорогой. Вот его следы.

5. После глаголов to hope (надеяться ), to expect (ожидать ), to want (хотеть ), to intend (намереваться ) для выражения действия, которое вопреки надежде, ожиданию не совершилось.

She hoped to have met a good man.
Она надеялась встретить хорошего человека (но не встретила ).

He intended to have put up an advertisement yesterday.
Он намеревался сделать объявление вчера (но не сделал ).

Инфинитив с частицей to

1. Инфинитив обычно употребляется с частицей to: to read, to write, to work. Но если в предложении стоят рядом два инфинитива, соединенные союзом and или or, то перед вторым инфинитивом частица to обычно опускается.

She decided to go and buy something for supper.
Она решила пойти и купить что-нибудь на ужин.

2. Частица to иногда употребляется в конце предложения без глагола. Это делается во избежание повторения одного и того же глагола в одном предложении. Такое употребление частицы to обычно встречается после глаголов to wish - желать , to want - хотеть , to try - пытаться , to allow - разрешать , to have to - быть должным и др.

I didn’t want to take a taxi but I had to (take one) as I was late.
Я не хотела брать такси, но вынуждена была (взять такси), так как опаздывала.

He wished to go but he wasn’t able to .
Он хотел идти, но был не в состоянии (не мог идти).

Did you get a ticket? - Ты достал билет? -
No, I tried to , but there weren’t any left.
Нет. Я пытался, по ни одного билета не осталось.

3. После глаголов to be, to have , используемых в качестве модальных глаголов , ставится частица to.

I am to meet him here.
Я должен встретить его здесь.

Не has to do it in September.
Он должен сделать это в сентябре.

4. После слов the first, the second… the last, the only.

He loves parties: he is always the first to come and the last to leave .
Он любит вечеринки: он всегда приходит первым и уходит последним.

Инфинитив без частицы to

1. После вспомогательных и модальных глаголов.

Не can play chess. Он играет (умеет играть) в шахматы.
We shall go by foot there. Мы пойдём туда пешком.

2. После глаголов to make - заставлять , to let - разрешать и иногда после to help - помогать .

She made him give up smoking. Она заставила его бросить курить.
I let him read this book. Я разрешил ему читать (прочесть) эту книгу.

3. После глаголов to see - видеть , to hear - слышать , to feel - чувствовать , to watch - наблюдать , to make - заставлять и некоторых других в обороте «Объектный падеж с инфинитивом».

I heard her leave the house.
Я слышал, как она ушла из дома.

They made us work all night long.
Они заставили нас работать всю ночь.

НО: Если глаголы, перечисленные во 2-м и 3-м пунктах, употребляются в страдательном залоге, то следующий за ними инфинитив употребляется с частицей to.

Инструкция

Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?». Например, расти, печь, затопить, развести, лечь.
На конце таких глаголов всегда мягкий знак.

Трудно отличить инфинитив от личной формы, если слово записано в транскрипции. Запись финалей данных форм совпадают: [уч"ица] (учится) - [уч"ица] (учиться). В таком случае обратите внимание на , гласную перед [-ца] или контекст, где можно задать вопрос. Если эта работа невыполнима, то здесь уместны обе формы.

Неопределенная форма глагола входит в составное именное сказуемое. В таком случае в предложении находятся два неоднородных глагола. Чтобы определить, какой из них инфинитив, нужно обозначить грамматическую основу. Сказуемое будет состоять из двух глаголов. Тот, в котором заключается лексическое значение, - инфинитив, в нем надо мягкий знак. Так, в предложении «Ученики смогут позаниматься дополнительно» сказуемое «смогут позаниматься». А неопределенная форма - «позаниматься».

Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения. Определить ее в таких случаях можно, следуя логике рассуждений. Задайте вопрос косвенного падежа от сказуемого к инфинитиву. Если это возможно, то в данном случае он дополнение. Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В таком случае рассуждайте так: действие, обозначенное в глаголе «велел», выполняет , а выполнять его будут другие. Значит это не сказуемое, ведь простое.

Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола, чаще всего отвечают на вопросы «с какой целью?», «по какой причине?». В предложении «Я пришел в зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?».
К определению задавайте вопрос от . В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - : умением (каким?) играть.

Видео по теме

Обратите внимание

Только в односоставных предложениях с главным членом сказуемым нет слов, от которых задается вопрос к глаголу.

Полезный совет

Вопросы задавайте от одного слова к другому. Если второстепенный член выражается глаголом, то это только неопределенная форма. Обязательно пишите мягкий знак.

Источники:

  • глаголы в неопределенной форме

Глагол – это часть речи с постоянными и непостоянными признаками. Лицо глагола является его непостоянным признаком, причем оно есть лишь у глаголов в настоящем и будущем временах. Не все его могут сразу определить. Для этого мы и приведем небольшую инструкцию, как определить лицо глагола.

Инструкция

Во-вторых, нужно выделить окончание у глагола, например, у глагола «смотрят» окончание «–ят».

Далее надо посмотреть на окончание и местоимение. Если к глаголу подходит местоимение «я» или «мы», то у вас глагол первого лица, и указывает он на . Если к глаголу подходит местоимение «ты» или «вы», то это глагол второго лица, а указывает он на собеседника говорящего. Если глагол сочетается с одним из этих : он, она, оно, они, то это глагол лица. У нашего примера окончание «-ят» и местоимение «они», значит глагол третьего лица.

Но, как и в любом правиле, есть исключения. В этом правиле исключением являются безличные . К таким глаголам невозможно подобрать местоимение, привязать действие к какому-либо предмету, человеку, животному и прочему тоже нельзя. Эти глаголы показывают то, что они само собой, без чьей либо помощи. Например, это глагол «смеркается».
Некоторые глаголы могут не иметь форм во всех лицах, эти глаголы недостаточными. Примером может служить глагол «победить», этот глагол не может употребляться в 1 лице единственного , в данном случае говорят «одержу победу», а не «побежу».

Видео по теме

К изучению глаголов, в том числе его неопределенной формы, школьники приступают еще в начальных классах. Если материал будет усвоен плохо, возможны ошибки в написании «тся» и «ться». Поэтому учителю необходимо обратить их внимание на опознавательные признаки а.

Инструкция

Вы должны знать, что неопределенную форму глагола часто называют инфинитивом. Глагол в такой форме не изменяется ни по числам, ни по лицам. Нельзя у него определить и наклонение, и вид.

Можно, конечно, образовать неопределенную форму глагола при помощи вспомогательных вопросов «что делать?»,«что сделать?». Но такой способ не всегда может вам полезным. Так, школьникам трудно поставить в инфинитив безличные глаголы, что в дальнейшем может стать следствием орфографических ошибок.

Дети также путают глаголы в форме третьего лица с инфинитивом, а значит, не смогут определить, написать: «тся» или «ться». Например, к глаголу в синтаксической конструкции «кажется успешным» дети затрудняются поставить вспомогательные вопросы «что делать?», «что сделать?». Таким образом, они не смогут проверить написание .

Находить неопределенную форму глагола или образовывать ее проще, обращая внимание на некоторые детали. Так, вы должны знать, что инфинитив имеет окончание «ть» или «ти». Например, в «принести» окончанием будет «ти», а в слове «успеть» - «ть».

Окончание «ти» в неопределенной форме, если перед ним находится гласный звук, а «ть» - после согласного. Так, в инфинитиве «цвести» перед окончанием «ти» стоит согласный звук «с», а в слове «увидеть» - гласный «е».

Источники:

  • не случится глагол в неопределённой форме

Имя существительное является отдельной частью речи русского языка. Ему присущи формы числа и падежа, классифицирующие категории рода, а также одушевленности и неодушевленности в зависимости от обозначаемых предметов.

Инструкция

Представьте несколько вариантов одного и того же : «дом», «дому», «домом». Как определить его начальную форму (или словарную форму )? Начальной формой существительного является форма именительного . Этот падеж обозначает понятие, выражаемое словом. Наиболее часто имена в данном падеже выполняют роль подлежащего в предложении, реже - сказуемого. Именительный на вопросы: «кто?», «что?» Например, «что?» – «дом», «кто?» – «птица». Задайте подобные вопросы, чтобы определить форму существительного.

Вспомните из школьной программы, что , стоящее в начальной форме, в большинстве случаев находится в единственном числе. Поэтому, чтобы определить словарную форму данной части речи, поставьте ее в единственное число: «много домов» – «один дом».

Учтите, что некоторые существительные имеют лишь форму множественного числа, и видоизменить их, приведя к единственному, невозможно. К ним можно отнести, к примеру, названия временных отрезков, парных предметов, массы вещества: «сутки», «очки», «брюки», «будни», «макароны», «каникулы», «чернила», «ножницы». Начальной формой у подобных является форма именительного падежа множественного числа.

Обратите внимание на необходимость омонимов (слов, одинаковых по звучанию и написанию, но различных по значению) друг от друга. Например: «На стене висят часы» (здесь «часы» будет иметь начальную форму только во множественном числе). Или же: «В эти часы небо обычно светлое» (начальная форма существительного «часы» будет иметь вид «час»).

Глагола задать вопросы: «что делает?», «что сделает?», «что будет делать?», «что делала?», «что делал? » и т.д. То есть инфинитив по определению имеет минимальное количество морфологических признаков.

Примеры. Глагол «идти» отвечает на вопрос «что делать?». Соответственно, это глагол в неопределенной (начальной) форме, или инфинитив. Однако глаголы «идет», «будет идти», «идут» отвечают на вопросы «что делает?», «что будет делать?», « ?». Эти глаголы уже имеют морфологические признаки – лица, числа и времена - и инфинитивами не являются.

Другой пример. Глагол «написать» отвечает на вопрос «что сделать?» и является инфинитивом. От этой начальной формы образуются глаголы в прошедшем и будущем временах, первого, второго и третьего лиц, единственного и множественного чисел: «написал», «написали», « », « », «напишет».

Иными словами, глагол в инфинитиве – это всегда нулевая (неопределенная) форма, от которой всегда можно образовать разные формы этого же слова в различных лицах и числах. Этот процесс называется спряжением.

Какие признаки глагола можно определить по начальной форме

Если инфинитив – это начальная, нулевая, неопределенная форма глагола, можно ли по ней определить какие-то признаки этой части речи, или морфологические признаки? Да, можно определить постоянные, признаки глагола.

Во-первых, по неопределенной форме можно определить виды глагола – совершенный или . Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает незавершенное действие. Например, «гулять», « », «петь», « » и т.д. Глагол совершенного вида в инфинитиве отвечает на вопрос «что сделать?» и обозначает завершенное, законченное действие. Например, «погулять», «прочитать», «пропеть», «сочинить», «слетать» и т.д.

Во-вторых, по инфинитиву можно определить . В существует два спряжения – первое и второе. К первому спряжению относятся все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –еть, -ать, -уть, -оть, -ть, -ыть, а несколько глаголов-исключений на –ить. Ко второму спряжению относится большая часть глаголов на –ить, а также некоторые глаголы-исключения на –ать, -ять и –еть.