Чем старообрядцы отличаются. Почему староверы не могут ходить в храмы РПЦ

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан.

Терминология
Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами. В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался. Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».
В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста
Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.
Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки
Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус
В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры
В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть. Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу
К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава
В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе
На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза). Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом
Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки
Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением
Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение
После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Многие проживают за границей: в странах Южной Европы, в англоговорящих государствах и на южноамериканском континенте. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям».

и зарождение «раскольничества»

Различные религиозные течения, которые можно объединить термином «старообрядство», имеют древнюю и трагическую историю. В середине 17-го века при поддержке царя осуществлял религиозную реформу, задачей которой было приведение процесса богослужения и некоторых обрядов в соответствие со «стандартами», принятыми Константинопольской Церковью. Реформы должны были повысить престиж и Русской Православной Церкви, и русского государства на международной арене. Но не вся паства восприняла нововведения положительно. Старообрядцы - это как раз те люди, которые сочли «книжную справу» (редактирование церковных книг) и унификацию богослужебного чина кощунством.

Что конкретно было сделано в рамках реформы?

Изменения, утверждённые церковными Соборами в 1656 и 1667 годах, неверующим могут показаться слишком незначительными. Например, был отредактирован «Символ Веры»: о царстве Божием предписывалось говорить в будущем времени, из текста были убраны определение Господа и противопоставительный союз. Кроме того, слово «Иисус» отныне было велено писать с двумя «и» (по новогреческому образцу). Старообрядцы это не оценили. Что касается богослужения, то Никон отменил малые земные поклоны («метания»), традиционное «двуперстие» заменил «троеперстием», а «сугубую» аллилуйю - «трегубой». Крестный ход никонианцы стали проводить против солнца. Также были внесены некоторые изменения в обряд Евхаристии (Причастия). Реформа также спровоцировала постепенное изменение традиций и иконописи.

«Раскольники», «старообрядцы» и «староверы»: разница

На самом деле всеми этими терминами в разное время обозначались одни и те же люди. Однако эти названия неравнозначны: каждое имеет специфический смысловой оттенок.

Реформаторы-никонианцы, обвиняя своих идеологических противников в употребляли понятие «раскольник». Оно приравнивалось к термину «еретик» и считалось оскорбительным. Приверженцы традиционной веры так себя не называли, они предпочитали определение «древлеправославные христиане» или «староверы». «Старообрядцы» - это компромиссный термин, введенный в употребление в 19-м веке светскими авторами. Сами верующие не считали его исчерпывающим: как известно, вера не ограничивается одними обрядами. Но так сложилось, что именно он получил наибольшее распространение.

Надо отметить, что в некоторых источниках «староверами» называют людей, исповедующих дохристианскую религию неправильно. Староверы - это, вне всякого сомнения, христиане.

Старообрядцы России: судьба движения

Поскольку недовольство староверов подрывало основы государства, и светские, и церковные власти подвергли оппозиционеров гонениям. Их лидер, протопоп Аввакум, был сослан, а потом сожжён заживо. Та же судьба постигла многих его последователей. Более того, в знак протеста старообрядцы устраивали массовые самосожжения. Но, конечно, не все были столь фанатичны.

Из центральных областей России староверы бежали в Поволжье, за Урал, на Север, а также в Польшу и Литву. При Петре I положение старообрядцев чуть улучшилось. Они были ограничены в правах, им приходилось платить двойные подати, но зато они могли открыто исповедовать свою религию. При Екатерине II старообрядцам было разрешено вернуться в Москву и Санкт-Петербург, где они основали крупнейшие общины. В начале 19-го века правительство опять принялось «закручивать гайки». Несмотря на притеснения, старообрядцы России преуспевали. Самые богатые и успешные купцы и промышленники, самые зажиточные и рачительные крестьяне воспитывались в традициях «древлеправославной» веры.

Быт и культура

Большевики не видели разницы между ново- и старообрядцами. Верующим вновь пришлось эмигрировать, на этот раз преимущественно в Новый Свет. Но даже там они сумели сохранить национальную идентичность. Культура старообрядцев довольно архаична. Они не бреют бороды, не употребляют спиртное и не курят. Многие из них носят традиционную одежду. Староверы собирают древние иконы, переписывают церковные книги, учат детей славянскому письму и знаменному пению.

Несмотря на отрицание прогресса, староверы нередко добиваются успеха в предпринимательстве и сельском хозяйстве. Их мышление нельзя назвать инертным. Старообрядцы - этоочень упрямые, стойкие и целеустремленные люди. Преследования властей только укрепили их веру и закалили дух.

В ХVII веке Патриарх Никон провел реформы, которые были вызваны необходимостью привести богослужебную практику Русской Церкви к единому образцу. Часть духовенства вместе с мирянами отвергли эти изменения, заявив, что не отступят от старых обрядов. Они назвали Никоновскую реформу «порчей веры» и заявили, что сохранят в богослужении прежние уставы и традиции. Человеку непосвященному трудно отличить православного от старовера, поскольку не так велика разница между представителями «старой» и «новой» веры.

Кто такие староверы и православные христиане

Староверы – христиане,отошедшие от православной церкви вследствие своего несогласия с реформами, проводимыми Патриархом Никоном.
Православные христиане – верующие люди,признающие догматы Православной Церкви.

Сравнение староверов и православных христиан

В чем же разница между староверами и православными христианами?
Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов. Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.
В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы. При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа. Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы.
У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды. Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.
Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду. У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой. К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся.
Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме.
Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.
При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.
Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Ии сус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.
Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.

TheDifference.ru определил, что отличие староверов от православных христиан заключается в следующем:

Приверженцы старой веры в быту более отрешены от мира, нежели православные христиане.
Староверы совершают двоеперстное крестное знамение, православные – троеперстное.
Во время молитвы у староверов принято двукратное возглашение «Аллилуйя», у православных – трехкратное.
При богослужении староверы держат руки скрещенными на груди, православные – опущенными по швам.
Все действия во время службы староверы совершают синхронно.
Как правило, для участия в богослужении староверы надевают одежду в старорусском стиле. У православных только для священства существует особый тип одежды.
При богослужении староверы совершают земные поклоны, православные – поясные.
Староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми-, шести- и четырехконечный.
Различно у православных и староверов написание имени Христа, а также начертание букв над восьмиконечным крестом.
На нательных крестах староверов (восьмиконечные внутри четырехконечного) нет изображения распятия.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

В последнее время, увлекаясь изучением русской культуры, разными путями духовного и физического развития многие люди стали интересоваться староверами. Действительно, староверы - кто они? Существует множество мнений и взглядов на этот счет. Одни считают, что это те православные христиане, которые исповедуют веру, бывшую до церковного раскола времен реформы Никона. Другие думают, что это люди, которые избрали для себя веру, которую православные священники называют языческой. Старую веру, которая была распространена до Крещения Руси по приказу князя Владимира.

Староверы - кто они

Первые ассоциации, которые приходят на ум - это люди, живущие в тайге, отринувшие все блага цивилизации, следуют старинному укладу жизни, все делают сами, не используя при этом никакую технику. Медицина тоже не распространена, все болезни лечатся молитвами староверов и постом.

Насколько это правда? Сложно сказать, ведь староверы не распространяются о своей жизни, не сидят в соцсетях, не пишут о ней в блогах. Жизнь староверов скрытная, протекает в закрытых общинах, они стараются лишний раз не контактировать с людьми. Складывается ощущение, что их можно увидеть, только случайно заблудившись в тайге, блуждая не один день.

Где живут староверы

Например, живут староверы в Сибири. В условиях сурового и холодного климата именно благодаря им осваивались новые неизведанные и труднодоступные уголки страны. Есть деревни староверов на Алтае, их несколько - Верхний Уймон, Маральник, Мульта, Замульта. Именно в таких местах они скрывались от гонений со стороны государства и официальной церкви.

В деревне Верхний Уймон можно посетить музей старообрядцев и узнать подробно про их быт и веру. Несмотря на то что отношение к ним изменилось в лучшую сторону с ходом истории, староверы предпочитают выбирать для жизни удаленные уголки страны.

Чтобы прояснить вопросы, невольно возникающие при их изучении, стоит сначала понять, откуда они взялись и между ними в чем разница. Староверы и старообрядцы - это кто такие?

Откуда они взялись

Чтобы узнать ответ на вопрос, кто они, староверы, сначала предстоит окунуться в историю.

Одним из значимых и трагических событий в России стал раскол Русской церкви. Он разделил верующих на два лагеря: последователей «старой веры», которые не хотели принимать никакие нововведения, и смиренно принявших нововведения, возникшие благодаря реформам Никона. назначенный царем Алексеем, пожелавшим изменить Русскую церковь. Кстати говоря, понятие «православие» появилось вместе с реформой Никона. Поэтому словосочетание «православные староверы» несколько некорректно. Но в современности этот термин вполне актуален. Потому что на сегодняшний момент официально существует Русская православная иначе говоря церковь староверов.

Итак, изменения в религии произошли и повлекли за собой многие события. Можно сказать, в то время в 17 веке и появились первые староверы в России, последователи которых существуют и по сей день. Они протестовали против Никонских реформ, по их мнению, изменяющих не только особенности некоторых обрядов, но и саму веру. Нововведения эти проводились с целью сделать православные обряды на Руси как можно более похожими на греческие и общемировые. Обосновывались они тем, что церковные книги, которые переписывались вручную, со времен Крещения на Руси имели некоторые искажения и опечатки, по мнению сторонников нововведений.

Почему люди противились реформам Никона

Почему люди протестовали против новых реформ? Возможно, тут сыграла роль личность самого патриарха Никона. Царь Алексей назначил его на важный пост патриарха, дал ему возможность коренным образом изменить правила и обряды русской церкви. Но выбор этот был немного странным и не очень оправданным. Патриарх Никон не имел достаточного опыта в создании и проведении реформ. Он вырос в простой крестьянской семье, со временем стал в своей деревне священником. Вскоре перешел в Московский Новоспасский монастырь, где и познакомился с русским царем.

Взгляды их на религию во многом совпали, и вскоре Никон стал патриархом. Последний мало того что не обладал достаточным опытом для данной роли, но и, согласно многим историкам, был властным и жестоким. Он хотел власти, не имеющей границ, и завидовал в этом плане патриарху Филарету. Пытаясь всячески показать свою значимость, он проявлял активность везде и не только как религиозный деятель. Например, самолично участвовал в подавления восстания в 1650 году, именно он хотел жестокой расправы над восставшими.

Что изменилось

Реформа Никона внесла существенные изменения в русскую христианскую веру. Именно поэтому появились противники этих нововведений и последователи старой веры, которых потом начали именовать староверами. Они подвергались гонениям долгие годы, были прокляты церковью и только при Екатерине II отношение к ним изменилось в лучшую сторону.

В этот же период появилось два понятия: "старовер" и "старообрядец". В чем разница и кого они обозначают, сегодня многие уже не знают. На самом деле оба этих понятия по сути одно и то же.

Несмотря на то что реформы Никона принесли стране только раскол и восстания, почему-то есть мнения от том, что они почти ничего не поменяли. Чаще всего в учебниках истории указывают всего два или три изменения, на самом деле их больше. Итак, что же поменялось и какие нововведения произошли? Нужно узнать это, чтобы понять, чем отличаются староверы от верующих православных, принадлежащих официальной церкви.

Крестное знамение

Христиане после нововведения осеняли себя крестом складывая три пальца (или перста) - большой, указательный и средний. Троеперстие или «щепоть» подразумевает святую Троицы - Отца, Сына и Святого духа. Хотя раньше, до реформы, использовали для этого всего двуперстие. То есть два пальца - указательный и средний оставляли прямыми или слегка изогнутыми, а остальные складывали вместе.

Оно должно изображать основные два символа веры - Распятие и Воскресение Христа. Именно двуперстие было изображено на многих иконах и пришло из греческих источников. Староверы или старообрядцы до сих пор используют двуперстие, осеняя себя крестным знамением.

Поклоны во время служб

До реформ совершалось несколько видов поклонов на службе, всего их было четыре. Первый - до перстей или до пупа, назывался обычным. Второй - в пояс, считался средним. Третий назывался «метание» и производился почти до земли (малый земной поклон). Ну и четвертый - до самой земли (великий земной поклон или проскинеза). Вся эта система поклонов до сих пор действует при старообрядческих богослужениях.

После никонской реформы разрешено было кланяться только до пояса.

Изменения в книгах и иконах

В новой вере и старой по-разному писали имя Христа. Раньше писали Исус, как в греческих источниках. После реформ нужно было протягивать его имя - Иисус. На самом деле, тут сложно сказать, какое написание ближе к оригиналу, так как в греческом языке есть специальный символ обозначающий протягивание буквы «и», в русском языке его нет.

Поэтому, чтобы написание соответствовало звучанию, в имени Бога добавили букву «и». Сохранилось старое написание имени Христа в молитвах староверов, и не только у них, еще в болгарском, сербском, македонском, хорватском, белорусском и украинском языках.

Крест

Крест у старообрядцев и последователей нововведений значительно отличается. У последователей древнего православия признавался только восьмиконечный вариант. Старообрядческий символ распятия представлен восьмиконечным крестом, расположенным внутри более крупного четырехконечного. На наиболее древних крестах также отсутствуют изображения распятого Иисуса. Для его создателей важна была скорей сама форма, а не изображение. Нательный крест старообрядца тоже имеет такой же вид без изображения распятия.

Среди нововведений Никона, касающихся креста, можно выделить еще Пилатову надпись. Это буквы, которые видны на самой верхней малой перекладине обычного креста, который сейчас продается в церковных лавках - I N Ц I. Это надпись, которая оставлена Понтием Пилатом - римским прокуратором, приказавшим казнить Иисуса. Она обозначает «Иисус Назорей, Царь Иудеи». Она появилась на новых никонских иконах и крестах, старые версии уничтожались.

В самом начале раскола начались ярые споры о том, допустимо ли изображать эту надпись. Архидиакон Игнатий из Соловецкого монастыря написал по этому поводу челобитную царю Алексею, отвергая в ней новую надпись и требуя вернуть старую I Х Ц С обозначающую «Исус Христос Царь славы». По его мнению, старая надпись говорит о Христе как о Боге и Творце, который занял свое место на небесах после Вознесения. А новая говорит о нем, как об обычном человеке, пребывающем на земле. Но Феодосий Васильев, диакон церкви Красный ям и его последователи долгое время, наоборот, отстаивали «пилатову надпись». Их называли федосеевцами - особым ответвлением старообрядчества. Все остальные староверы используют более древнюю надпись в изготовлении своих крестов до сих пор.

Крещение и крестный ход

У старообрядцев возможно только полное погружение в воду, осуществляемое три раза. Но после никоновских реформ стало возможным либо частичное погружение при крещении, либо даже просто обливание.

Крестный ход раньше совершался по солнцу, по часовой стрелке или посолонь. После реформы во время обрядов его совершают против часовой стрелки. Это вызвало в свое время сильное недовольство, люди стали считать новую тьмы.

Критика старообрядцев

Староверов часто критикуют за их непременное соблюдение всех догм и обрядов. Когда изменили символику и некоторые особенности старых ритуалов, это вызвало сильное недовольство, бунты и восстания. Последователи старой веры даже могли предпочесть мученическую смерть, чем смириться с новыми правилами. Кто они - староверы? Фанатики или самоотверженные люди, отстаивающие свою веру? Современному человеку это сложно понять.

Как из-за одной буквы, которую изменили или выкинули или, наоборот добавили, можно обрекать себя на смерть? Многие авторы статей пишут, что символика и все эти мелкие, по их мнению, изменения после никоновской реформы носят лишь внешний характер. Но правильно ли так считать? Конечно главное - это вера, а не просто слепое соблюдение всех правил и обычаев. Но где предел этих допустимых изменений?

Если следовать такой логике, то зачем вообще нужны эти символы, зачем называть себя православными, зачем нужно крещение и другие ритуалы, если их так можно легко менять, просто получив власть, погубив при этом сотни людей, которые не согласны. Зачем нужна такая православная вера, если она совершенно не будет отличаться от протестантской или католической. Ведь все эти обычаи и обряды существуют не просто так, ради их слепого исполнения. Люди не зря хранили знание об этих ритуалах столько лет, передавали из уст в уста, переписывали книги вручную, ведь это огромный труд. Возможно, они видели за этими обрядами нечто большее, то, чего современный человек не в состоянии понять и видит в этом ненужную внешнюю атрибутику.