Экскурсия в Собор Святого Петра в Риме — что смотреть. Собор Святого Петра – главный храм Ватикана

Andy Hay / flickr.com David Merrett / flickr.com faungg’s photos / flickr.com Площадь Святого Петра — вид из верхней части купола базилики Святого Петра (Seba Sofariu / flickr.com) Scott Cresswell / flickr.com Diana Robinson / flickr.com Обелиск в центре площади перед собором Святого Петра (Diana Robinson / flickr.com) Diana Robinson / flickr.com Jeroen van Luin / flickr.com Jiuguang Wang / flickr.com Randi Hausken / flickr.com Maria Eklind / flickr.com Статуи над колоннадой на площади Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com) Статуи на крыше собора Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com) Maria Eklind / flickr.com Akuppa John Wigham / flickr.com Sébastien Bertrand / flickr.com David Merrett / flickr.com Francisco Diez / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Randi Hausken / flickr.com Randy OHC / flickr.com Michael Day / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Brad Bridgewater / flickr.com David Jones / flickr.com Andy Hay / flickr.com Stizod / flickr.com David Merrett / flickr.com David Merrett / flickr.com Балхадин Бернини (Stizod / flickr.com) Балхадин Бернини (Hec Tate / flickr.com) Пьета Микеланджело в соборе Святого Петра. (faungg’s photos / flickr.com) Stefan Karpiniec / flickr.com Son of Groucho / flickr.com

Достаточно значительное время Собор Святого Петра превышал по размерам все храмы мира. Теперь он находится на четвертом месте после Собора Святого Павла в Великобритании, Кельнского собора в Германии и Нотр дам де лапе в Ямусукро.

Он венчает захоронение главного апостола Христа - Святого Петра, которое по последним археологическим данным является настоящим. Над воздвижением собора работали известные мастера, среди которых были: Браманте, после него Рафаэль, Микеланджело и Бернини.

Собор Святого Петра является одной из четырех патриарших базилик и, кроме того, церемониальным центром Ватикана.

Размеры этого всемирно известного сооружения в Ватикане поражают. Высота его равна 189 метрам. Протяженность — 211 метров. Сам собор Святого Петра способен вместить внутри себя 60 тысяч человек на очень большой площади в 22 тысячи квадратных метров.

Собор Святого Петра находится на территории старейшего цирка возведенного еще Калигулой и Нероном. В этом сооружении, вместо которого теперь здесь площадь и католический храм, на всеобщем обозрении казнили последователей Христа.

Обелиск в центре площади перед собором Святого Петра (Diana Robinson / flickr.com)

В 67 году нашей эры здесь произведена, описанная в Библии, казнь Петра - одного из 12 учеников Иисуса Христа. Он просил, чтобы его казнили не так, как Христа, а распяли на кресте головой вниз к земле.

Распятие Петра происходило недалеко от обелиска, расположенного на площади перед стоящей теперь церковью. Здесь же он и был похоронен. В дальнейшем верующие начали посещать это место для поклонения Святому Петру.

Первое сооружение – базилику построили в честь известного апостола здесь в 326 году благодаря правившему тогда Константину. Алтарь базилики и сейчас находится прямо над захоронением апостола.

Второй собор построен в 800 году, для коронации Карла, как императора Запада. Спустя несколько веков Николай V приказал в 1452 году произвести перестройку и расширение постаревшей и обветшалой базилики.

Строительство величайшего в мире храма

Кардинальные изменения произошли при Юлие II в начале XVI века. Он доверил постройку церкви огромных размеров Донато Браманте - первому из архитекторов храма. Изначально церковь по замыслу Браманте планировалось построить в форме греческого креста.

Купол изнутри Собора Святого Петра (Francisco Diez / flickr.com)

Собор Святого Петра Браманте поручили построить таких размеров, чтобы он превосходил все существующие на тот момент языческие и другие храмы. И это удалось реализовать – новый собор Петра возвышался над остальными храмами Европы и всего мира. Он выигрывал по величине у других подобных сооружений в мире до 1990 года. Но Браманте не закончил собор в Риме, архитектор работал над ним 8 лет, а затем умер.

Последующее строительство было под руководством знаменитого итальянского художника и великого мастера – Рафаэля Санти. Он отошел от первоначально задуманного проекта Браманте и планировал построить храм в виде латинского креста, такая форма была традиционной. Перруци строивший храм после него, опять возвратился к изначальному замыслу Браманте в 1532 году. Также свой вклад в архитектуру собора внес Сангалло – ученик Браманте.

Работа Микеланджело и других известных мастеров над храмом

Еще один известный мастер, который работал над возведением храма в Риме – Микеланджело Буаноротти. Руководил строительством он 18 лет. Трудился над внешним и внутренним куполами итальянской церкви.

Купол Собора Святого Петра в Ватикане (Maria Eklind / flickr.com)

Его целью было создать купол такой же, как и у Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. И Микеланджело ее достиг, хотя если посмотреть на внешний вид собора в Риме, кажется, что купол немного отличается от купола флорентийского храма. Колонны у римского храма более мощные и массивные, а прямо под куполом установили алтарь.

Закончить свою работу, ему не удалось, Микеланджело успел сделать основание для купола. Когда он умер два архитектора Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана продолжили осуществлять идеи Микеланджело.

В 1590 году они закончили купол собора Святого Петра. Который получился достаточно вытянутый, высота его составляет около 136 метров. Идея с латинским крестом осуществилась в начале XVII века. Павел V приказал пристроить к храму еще одну часть, чтобы восточная половина креста стала длиннее. Также возвели строгий фасад храма, хотя при нем ощущение высоты купола немного потерялось.

Еще один мастер – Джованни Бернини работал над созданием площади перед собором во второй половине XVII века. Обелиск, который стоит на площади, был привезен римским императором Калигулой из Египта еще в I веке н.э. Поставили его в 1586 году.

Балхадин Бернини (Stizod / flickr.com)

Бернини работал также над внутренним интерьером собора, сделав его очень гармоничным при столь внушительных размерах храма. Благодаря этому архитектору собор Святого Петра содержит внутри себя множество элементов, символизирующих христианскую веру: статуи, алтари и надгробия.

Самая выдающаяся его работа – балхадин с витыми изящными колоннами. Он имеет высоту около 29 метров, под сенью его находится знаменитая могила Святого Петра и престол правителя и папы Ватикана. Больше других мастеров над храмом трудился Бернини – целых 50 лет.

Оформление фасада и строительством продольных капелл занимался Карло Модерно. Строительство трех огромных нефов состоялось в начале XVII века. В это же время собор стал таким, каким его можно увидеть сегодня.

Внешний вид

Внешний вид этого величественного сооружения в Ватикане грандиозен и сам храм впечатляет своим величием. Около одного из входов, ведущих в собор Святого Петра, посетителей встречают две скульптуры – Петра и Павла. В руках Петра виднеются ключи от Царства на Небесах.

Вид на площадь из верхней части купола базилики Святого Петра (Seba Sofariu / flickr.com)

Площадь около церкви в Риме имеет очертания похожие на скважину замка, как раз для ключа, что очень символично. Эллипс как часть обширной площади, в середине которой расположен обелиск, имеет самый большой диаметр – 240 метров.

Площадь обрамляет великолепная колоннада – творение Бернини. Ее венчают 140 скульптур всевозможных персонажей из библии и святых.

У собора в Ватикане есть пять дверей. Пятая названа Святой, и ее открывают в определенное время. Дверь эта заделана бетонным раствором и перед Рождеством католиков один раз в 25 лет бетон разбивают и в нее можно войти.

Купол Собора Святого Петра (Andy Hay / flickr.com)

Купол собора продуман известным художником и в то же время архитектором Микеланджело, он был крупнейшим в Европе на момент своей постройки. Теперь же он третий в мире по величине.

Купол стоит на колоннах, между которыми есть лоджии. По бокам от большого купола стоят еще два маленьких. Первоначально задумывалось, что их будет четыре.

Фасад также поражает своими размерами: высота – 45 метров и ширина – 115. Венчают его статуи Христа и его учеников, а также Иоанна Крестителя. Высота каждой скульптуры – 5 метров, всего их тринадцать. Кроме того на фасаде имеются часы в окружении ангелов, автором которых является Джузеппе Вальдье.

За фасадом находится портик – одна из лучших работ Карло Модерно. Своды его украшает золоченая лепка. Также по краям здесь стоят статуи императоров на конях – Карла Великого и Константина.

Вид изнутри Собора Святого Петра

Внутри храм Ватикана обладает богатым убранством. Его внутреннее пространство сделано в форме латинского креста. Огромное количество лепнины в популярном в те времена стиле барокко, изобилуют мозаики и различные скульптуры.

Интерьер собора Святого Петра (Michael Day / flickr.com)

Зайдя в храм, сразу же справа можно увидеть пьету Микеланджело, сотворенную им в 25-летнем возрасте. Она располагается за толстым стеклом в первой часовне. И называется «Оплакивание Христа». Богоматерь держит на руках своего распятого сына.

Это единственная работа, которая имеет подпись своего создателя. Высота свода поражает – она достигает 46 метров.

Еще одно знаменитое произведение искусства, которое находится здесь «Сикстинская капелла», это огромная фреска Микеланджело, чтобы пройтись по ней взглядом потребуется очень много времени. Она изображает сюжеты из Библии.

Знаменитый купол Микеланджело изнутри украшен изображениями и символами 4-х апостолов: Марка и льва, Матвея и ангела, Луки и вола, Иоанна и орла. На стенах написана позолоченная фраза на латинском языке. Под куполом сооружения можно увидеть главный алтарь, под которым похоронен Святой Петр.

Интерьер собора Святого Петра (Randy OHC / flickr.com)

Выше стоит балхадин Бернини с колонами, имеющими витую форму. Всего колонны 4, а высота всего сооружения 29 метров. Венчают его скульптуры ангелов. Алтарь собора Святого Петра отличается от других тем, что он обращен в западном направлении, а не как алтари остальных храмов в восточном.

Также здесь был сделан склеп, по довольно мрачной лестнице можно спуститься в него и увидеть останки святых. Главная достопримечательность – статуя Святого Петра, вырезанная из мрамора. Многие посетители храма считают важным обязательно прикоснуться к этой скульптуре, которая тоже считается святой.

В многочисленных капеллах собора Ватикана стоят статуи, надгробия и гробницы святых и правителей Рима. Здесь хранят важные для Ватикана реликвии, среди которых есть и знаменитое копье, с помощью которого убили Христа.

Интересные факты о Соборе Святого Петра

  • При создании собора умерли три архитектора – Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
  • На полу храма можно увидеть метки, которые обозначали границы всех предыдущих базилик, построенных здесь. Таким образом, можно проследить, как храм увеличивал свою площадь в течение многих веков.
  • В соборе Святого Петра есть дверь, которая названа Святой. Каждую четверть века ее открывают. От этой традиции и возникло слово юбилей, от названия козлиного рога «vobel», в который трубят раз в 25 лет.
  • В храме есть пол, полностью состоящий из надгробий. Эта часть храма пользуется особой популярностью среди посетителей.

Собор Святого Петра – непросто величайший храм Ватикана, но еще и произведение искусства, в которое внесли свой вклад известные художники и архитекторы.

Собор Св. Петра в Риме — самая известная римско-католическая церковь и одно из самых святых мест в христианском мире. В статье описаны

  • особенности архитектуры здания и коротко об истории создания;
  • самые известные работы великих мастеров, украшающие интерьер;
  • христианские реликвии, хранящиеся под сенью храма.

А так же Вы узнаете

  • какую печальную роль сыграло строительство здания в судьбе католицизма;
  • кто из великих зодчих принимал участие в работе и не дожил до завершения строительства;
  • и чем на самом деле является собор.

Чем на самом деле является собор Св. Петра в Риме?

Обратите внимание: церковь является папской базиликой (Папале ди Сан-Пьетро) , а не собором. Базилика - это почётный титул для храма, который дарует Папа Римский. Папская — значит, что подчиняется только Папе. Но у этого слова есть и другое значение, которое определяет античную или средневековую прямоугольную постройку с двумя продольными рядами колонн внутри (обычно храм).

Собором называют церковь, где находится кафедра или трон (кресло) епископа, на котором он восседает во время богослужения. Кафедральный собор Рима — базилика Арчи Святого Иоанна Латеранского . Последний функционирует как главная церковь для верующих Рима.

Папскую базилику называют собором, видимо, потому что в ней хранится трон Св.Петра.

Что было раньше на месте базилики?

Святой Петр, один из двенадцати учеников Иисуса, свидетель его воскресения и первый епископ Рима, был замучен в 64 году н. э. и похоронен на этом месте. Могила Св. Петра стала культовой около 160 г. После признания религиозной воли христиан император Константин велел здесь построить базилику. Случилось это примерно в 320 г.

Именно эта могила является центром и сутью всех строений города-государства Ватикана.

Кто начал строительство и зачем?

Папа, который впервые озвучил идею замены старой Константиновской базилики, был Николас V (1447-55). Он поручил Леону Баттиста Альберти (1404-72) и Бернардо Росселлино (1409-64) подготовить план для новой структуры религиозного центра.

Папа Сикст IV (1471-84) построил новые церкви (в том числе Сикстинскую капеллу), расширил улицы и помог превратить Рим в город эпохи Возрождения. Но базилику, где в день 800 Рождества императором Священной Римской империи был коронован Карл Великий, не тронул.

Только когда его племянник Папа Юлий II стал понтификом в 1503 году, все началось. Юлий решил снести старую базилику и заменить ее новой, где приготовить гробницу и для себя. Длительная последовательность Пап, архитекторов, дизайнеров и масонов-каменщиков в конце концов довела проект до завершения в 1626 году. Прошло 123 года!

Кто из великих «руку приложил»?

Активными понтификами были:

  • Лев X (1513-1521),
  • Климент VII (1523-1534),
  • Павел III (1534-1549),
  • Сикст V (1585-1590),
  • Григорий XIV (1590-1),
  • Климент VIII (1592-1605),
  • Павел V (1605-1621) и
  • Урбан VIII (1623-1644).

Среди самых известных архитекторов (Capomaestro ), участвующих в его возведении, были

  • Донато Браманте (1444-1514),
  • Рафаэль (1483-1520),
  • Джулиано да Сангалло,
  • Бальдессаре Перуцци,
  • Антонио да Сангалло Младший,
  • Микеланджело (1475-1564),
  • Джакомо делла Порта,
  • Карло Мадерно (1556- 1629) при содействии Франческо Борромини 1599-1667 и
  • Джованни Бернини (1598-1680).

Архитектурный стиль базилики Святого Петра в Ватикане

Длительный и прерывистый ход его строительства иллюстрирует меняющийся курс искусства высокого Ренессанса :

  • переход от строгой античности к более свободным эклектическим тенденциям маньеризма и,
  • в конечном счете, к .

Артистизм и архитектурное величие папской базилики должны подтверждать статус Ватикана как духовного дома христианства.

Какая христианская церковь больше, чем собор Св. Петра?

Построенный из травертинового камня, здание имеет

  • высоту 138 м,
  • 223 метра в длину и
  • 152 метра в ширину,
  • с внутренней длиной примерно 211 метров.
  • Площадь — 2,3 гектара, где помещаются 60 000 человек.

Это была самая большая христианская церковь в мире до 1989 года. Теперь таковой считается церковь в столице западно-африканского государства Кот д’Ивуар — Ямусукро.

Интерьер: самые известные шедевры

Собор Св. Петра в Риме можно назвать хранилищем ценнейших произведений искусства от пола до креста на куполе. Паломников, входящих в базилику, контролируют церковные чиновники и Швейцарские гвардейцы. Внутри базилика имеет форму латинского креста. Удлинённый неф обрамлен широкими проходами, дающими доступ к нескольким часовням. В их числе капеллы:

  • Преподобной Девы,
  • Клементины,
  • Мадонны Колонны,
  • Григорианская,
  • несколько других алтарей.

Кроме того, в центре базилики находится Часовня Исповеди.

Интерьер Святого Петра содержит ряд бесценных сокровищ в мраморе и бронзе величайших скульпторов эпохи Возрождения.
Одно из них — Пьета (1500г) Микеланджело.

Скульптуры в стиле барокко, такие как балдахин (киворий) или церемониальный навес над главным алтарем, и кафедра (трон) Святого Петра (Cathedra Petri), спроектированные Бернини. Зодчий поместил его в золочёную бронзовую композицию.

Неоклассические скульптуры (например, мраморная статуя папы Пия VI), созданные величайшими мастерами Европы, такими как итальянский гений Антонио Канова (1757-1822).

Он также содержит многочисленные папские гробницы, украшенные

  • мраморными статуями и рельефами (могила Папы Льва XI (1634-44) Алессандро Альгарди (1598-1654)),
  • а также мозаикой и драгоценными металлами.

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.

План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра . Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира . Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева - «Врата смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр - 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.

В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

«… чтобы церковь вышла на улицы» или Почему столько шедевров в храме?

Начиная с девятого века христианская церковь неразрывно связана с

  • изобразительным искусством архитектуры,
  • скульптурой (рельефами и статуями),
  • живописью (алтарными панелями, монументальными произведениями).

Она стала крупнейшим заказчиком и покровителем искусств в Европе. Чтобы понять, почему мировой центр Римской Церкви в лице базилики Святого Петра в Ватикане так щедро наделён множеством шедевров, вспомните вот о чём.

Чтобы вдохновлять религиозные общины христианским посланием церковью было создано

  • декоративное искусство (витражи в готических соборах),
  • искусство гобеленов,
  • огромный ассортимент настенной росписи (Сикстинская капелла),
  • мозаичное искусство и
  • богатство иконописи.

Фактически, с середины XVI века скульпторы и художники получили подробные инструкции, как представлять особенности новозаветной истории. Притом, что читать библию имели право только священники. А для безграмотных и невежественных рисовали картинки.

Базилика — двуликий Янус

Главный храм католицизма имеет два лица:

  • одно — символ могущества и величия церкви;
  • другое — раскол, потеря авторитета и силы.

Для оплаты стоимости базилики и ее содержания требовалась фантастическая сумма — 46 миллионов дукатов. а. Огромная и агрессивная компания по сбору средств вызвала протест в Европе. Она-то и стала важным фактором в инициировании Реформации и рождении Протестантизма. Как Вы думаете, ирония судьбы или закономерное явление? Напишите своё мнение в комментарии, пожалуйста.

Какие христианские реликвии хранятся в соборе?

В базилике хранятся, но не демонстрируются публике, частица Распятия Христа и Плат Вероники, а также мощи Св. Лонгинуса (легионера, пронзившего копьём тело Иисуса), и Св. Андрея (брата Св. Петра).

В нишах, установленных в четырех опорах купола, находится ряд статуй, связанных со святыми мощами базилики. К ним относятся:

  • Св. Елена, держащая Истинный Крест (Андреа Болги);
  • Св. Лонгинус с копьем, пронзившим рёбра Иисуса на кресте (Бернини, 1639);
  • Св. Вероника, на платке которой проявился лик Иисуса (Франческо Мочи) и
  • Св. Андрея с Андреевским крестом (Франсуа Дюкенуа).

Чьи могилы находятся в соборе Святого Петра в Риме?

Около 100 гробниц находятся в базилике Святого Петра, в том числе в Ватиканском гроте под базиликой. В них покоятся 91 Папа (в их числе Иоанн Павел II), император Священной Римской империи Отто II, святой Игнатий Антиохийский. В подземном склепе, прямо под куполом и главным алтарем, находится гробница самого Святого Петра.

Короткое видео по теме.

Как добраться до собора Св. Петра в Риме

Доехать до места можно

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: №№ 23, 32, 81, 590, 982, 11, остановка Risorgimento,
  • экспресс-маршруты от вокзала Термини (Termini) №№64, 40, 116, остановка Terminal Gianicolo.

Собор Св. Петра в Риме можно посетить бесплатно, как любую церковь. Он открывается в 7 часов утра.

Собор Святого Петра в Риме - самый большой в мире и один из самых прославленных. Его купол, возведённый под руководством гениального Микеланджело, виден и с противоположного берега Тибра, и с окрестных холмов.

Иногда, при особой освещённости, он словно утрачивает материальность и, подобно видению, парит над городом. (Таким, в частности, он предстаёт на закате со стороны виллы Абамелек, принадлежащей России.) Этот колоссальный купол венчает главный католический храм, где совершает богослужения сам папа Римский. Сюда, дабы поклониться мощам св. апостола Петра, другим многочисленным реликвиям и получить благословение наместника Бога на земле, прибывают верующие со всего света. И в положенный час папа, если только не остановит его тяжкий недуг, неизменно показывается на одной из лоджий (хорошо известной в Риме и старому и малому), с тем чтобы наделить жаждущих незримой силой своего благословения. Воздействие его сакрального жеста распространяется и на туристов, восхищённых блистающей красотой грандиозного Сан Пьетро, как называют собор итальянцы.

В античные времена здешние места считались окраиной Вечного города. В этой части Рима на одном из холмов располагался цирк Нерона. На его арене устраивали гладиаторские бои, забавные представления, травлю зверей, а в первые годы христианства казнили поборников новой веры. Всех погибших неподалёку и хоронили. В 64 г. к сонму убиенных христиан-мучеников примкнул апостол Пётр, тот ученик Иисуса, кому Он предрёк: «И Я говорю тебе: ты - Петр (от греч. «петра» - «камень». - Прим, ред.), и на сем камне Я создам Церковь Мою…» (Мф. 16, 18). Эти слова вьются лентой классического римского начертания под куполом храма, и он держится, будто опираясь именно на них. А глубоко в иодклете огромного сооружения, в скромной маленькой нише, первые римские христиане похоронили самого апостола и сделали надпись: «Здесь Петр». Он и сейчас там. Вернее, его мощи. А св. Пётр с ключами от Царствия Небесного встречает всех праведников на небесах - так издревле его чаще всего изображают.

В середине II в. над могилой апостола установили памятный знак, а два века спустя по просьбе папы Сильвестра он был
включён в алтарь первой базилики, построенной императором Константином. О величине того сооружения можно судить, спустившись в подклет нынешнего храма. Там ещё видны основания колонн и нижние части стен базилики, возведённой в 20-х гг. IV в. По размеру она существенно превышает другие римские церкви IV-V вв. То был обширный храм с 96 мраморными колоннами, стоящими в пять рядов, с деревянным потолком и стропильными перекрытиями. По традиции вход в него располагался с востока, а алтарь, находящийся над местом погребения апостола Петра, - в западной части здания. Такая планировка, естественно, сохранилась в соборе Святого Петра и в наши дни.

Первоначальное имя апостола было Симон. Имя Пётр возникло от прозвища Кифа (камень), которое ему дал Иисус. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19).
По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
После смерти Учителя апостолы отправились проповедовать в разные страны Евангелие, Петр, зная, что в конце концов его предадут мучительным пыткам и казнят, сам выбрал Рим - оплот неверия и жестокости. В 64 году н. э., в царствование императора Нерона, Петра распяли, а чтобы кончина была особо мучительной, повесили головой вниз. Но этот бесстрашный человек, который, успел многих обратить в христианство. И даже сама его смерть стала проповедью новой веры: к могиле апостола шли толпы людей, чтобы поклониться мученику.

Император Константин Великий приказал воздвигнуть часовню над могилой Петра, которая простояла здесь целую тысячу лет.
Когда в 1452 году это скромное строение обветшало, Папа Николай V решил построить здесь новый храм. Но строительство не ладилось, а все, кто принимал в нем участие, не доживали до старости: Николай V, архитектор Браманте, художник Рафаэль, скульптор Микеланджело…

Наконец в 1626 году строительство было завершено, и над Римом поднялся знаменитый купол христианского храма, Собор святого апостола Петра , который долгое время был самым высоким в мире. Здесь разместилась знаменитая Сикстинская капелла, где хранятся работы выдающихся художников итальянского Возрождения — Рафаэля и Микеланджело.
В соборе - самое большое в мире собрание произведений искусства и огромная библиотека.
А с 1929 года это место стало центром государства римских пап - Ватикана и духовной столицей всего католического мира. Расположенное посреди Рима, оно имеет свою армию и полицию. Одетые в яркую полосатую желточерную, разработанную Микеланджело форму, с алебардами в руках, наемные швейцарские гвардейцы вызывают восторг туристов. Здесь в ходу собственные деньги, выпускаются газеты, работают католические радио- и телестанции.
Базилика, воздвигнутая при Константине, простояла более тысячи лет, но к XV в. обветшала настолько, что при папе Николае V храм до основания разобрали, а на его месте развернулось строительство нового собора. Первоначальный план составил самый прославленный архитектор того времени Донато Браманте. По его замыслу собор должен был иметь форму равностороннего греческого креста и объединять в себе архитектурные образы крупнейших древнеримских построек - Пантеона и базилики Максенция. Храм заложил папа Юлий II 18 апреля 1506 г. Однако смерть понтифика и архитектора привела к изменению проекта, и собор начали воздвигать в форме латинского креста, вытянутого по оси запад - восток. В 1546 г. главным архитектором собора папа Павел III назначил Микеланджело. Зодчий решил вернуться к центрическому плану Браманте, но сделал центральный купол значительно выше, благодаря чему собор стал несравненно более монументальным и цельным. Правда, в начале XVII в. по просьбе папы Павла V архитектор Карло Мадерна несколько нарушил архитектурное единство собора: удлинив восточный рукав креста, он завершил его помпезным фасадом, выходящим на площадь.

В храм ведут пять дверей, центральные - porta argentae («серебряные двери») перенесены из древней базилики. Остальные выполнены в первой половине XV в. скульптором Антонио Филарете. Отдавая дань увлечению античной культурой, свойственному эпохе Возрождения, этот мастер помимо канонических изображений Христа, Мадонны и святых ввёл сцены из «Метаморфоз» Овидия и басен Эзопа. По установившейся традиции крайняя дверь справа - porta santa («святая дверь») открывается лишь раз в 25 лет, в юбилейный год.

Интерьер собора на протяжении столетий изменялся, наполнялся и теперь поражает богатством, гармонией форм и внутренней целостностью. По сторонам центрального нефа расположены пилоны с пилястрами коринфского ордера. Они поддерживают цилиндрический свод высотой 44 м, украшенный позолоченными кессонами (геометрические углубления). Сочетание двух типов пространства - базиликального (в части храма, пристроеной Мадерной) и центрического (над гробницей Петра) - приводит к потрясающим эффектам. Неторопливое движение человека, вступающего в собор и с благоговейным трепетом направляющегося к главному алтарю, сменяется молитвенным предстоянием у святынь неоценимой важности - мощей апостола Петра, хранящихся в крипте. Находясь под главным куполом, ощущаешь себя в центре мира. И в некотором смысле это действительно так: если Ватикан - сердце католического мира, то Сан Пьетро - его душа.

Сакральное пространство храма над главным из 50 алтарей собора, папским, выделено пышной сенью - балдахином из золочёной бронзы. Это фантастически-прекрасное произведение Лоренцо Бернини - скульптора, архитектора, много привнёсшего в общий спиритуалистический облик Рима и в собор Святого Петра в частности. Грандиозная, но изящная сень, увенчанная куполом с крестом в форме короны, покоится на четырёх причудливых колоннах и естественно вписывается в торжественный, почти аскетичный интерьер, созданный Микеланджело. Увитые виноградной лозой и цветами колонны балдахина перекликаются с декором балконов на центральных пилонах, где гений барокко сохранил фрагменты прежней базилики.

В нишах пилонов расположены статуи святых: апостола Андрея Первозванного, Вероники, Лонгина Сотника и равноапостольной царицы Елены. Часть древних реликвий, хранившихся ещё в константиновской базилике, тоже была художественно отделана в духе новомодного барокко.

Так, по просьбе папы Урбана VIII оставшимся фрагментам деревянного трона апостола Петра Бернини придал форму замысловатой кафедры, которую украсил цветным мрамором и золочёной бронзой и поместил в центральной части апсиды. В результате декоративные мотивы сени и балконов получили в ней смысловое и эмоциональное завершение. Трон апостола поддерживают бронзовые фигуры Святых Отцов. Чудится, что их выразительные силуэты колеблются, изгибаются под действием потоков света, символизирующих благодатную энергию, исходящую от святыни.

Справа от кафедры св. Петра погребён папа Урбан VIII Барберини, по чьему заказу великий скульптор наполнил интерьер храма пышной декоративностью. Надгробие понтифика работы Бернини издали напоминает своеобразную пирамиду. Композиционный и смысловой центр её - бронзовая фигура папы с поднятой в жесте благословения рукой. Ниже, по сторонам саркофага, восседают две высеченные из белого мрамора фигуры, олицетворяющие милосердие и правосудие. На светлом пьедестале скульптор расположил несколько золочёных пчёл - символ рода Барберини.

Статуя св. павла перед входом в собор

Собор Святого Петра необычайно богат произведениями искусства замечательных мастеров. Надгробия пап Иннокентия VIII и Сикста IV созданы знаменитым флорентийским скульптором эпохи Возрождения Антонио Полайоло, статуя св. Петра- Арнольфо ди Камбио. Много картин выдающихся живописцев хранится в сакристии (сокровищнице), среди них - Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем кисти Джулио Романо, современника и коллеги Рафаэля в некоторых больших работах. В боковой капелле рядом со «святой дверью» под бронированным стеклом находится удивительная «Пьета» («Оплакивание Христа») - творение Микеланджело. Спокойные линии тела Иисуса, Его умиротворённый лик не несут следов крестных мук. Кажется, что Он погружён в глубокий сон, и это сон, предвосхищающий Воскресение.

О Воскресении пророчит и не искажённый горем облик вечно юной Мадонны; Она держит Сына с такой лёгкостью, будто Он - спящий младенец, а не мёртвый, только что снятый с креста Спаситель. «Пьета» и в наши дни - самая прекрасная из 450 статуй собора Святого Петра. Как бы предвидя её не угасающую в веках силу воздействия, Микеланджело высек чёткими буквами налейте Мадонны своё имя. Правда, когда молодой скульптор ваял «Оплакивание Христа», он и не предполагал, что 70-летним старцем возьмётся за строительство главного римского собора и справится с необыкновенной трудности задачей - возведением его колоссального купола.

Алтарная апсида, на заднем плане - колонны сени Бернини.

Древняя базилика
Первую базилику, построенную императором Константином, возвели из мраморных блоков, разрушив стоящий рядом цирк Нерона; позднее её покрыли черепицей из золочёной бронзы, снятой с крыши базилики Максенция, что на Римском форуме. С востока к зданию примыкал просторный атриум — прямоугольный в плане церковный двор, со всех сторон окружённый портиками, где собирались готовящиеся к принятию крещения. В центре атриума бил фонтан для омовений с огромной бронзовой шишкой пинии. Ныне она украшает один из дворов папского дворца, а пинии растут по всему Риму, по всей Италии, и чуть подует ветер — огромные тяжёлые шишки падают наземь словно природные сувениры.

Непревзойдённую по совершенству площадь перед собором Святого Петра спланировал в 1657-1663 гг. Лоренцо Бернини, великий мастер римского барокко. Она состоит из двух частей — овальной, обрамлённой двумя колоннадами, крытыми в сторону города, и трапециевидной, примыкающей к восточному фасаду. В основе овальной части лежит правильный эллипс, центр его обозначен египетским обелиском (по преданию, именно на нём изощрённые палачи распяли апостола Петра), а «фокусы» перспективы - фонтанами.
Использование овала позволило существенно увеличить размер пространства перед храмом, вмещающим тысячи верующих, а благодаря плавной изогнутой форме колоннады окна папского дворца может видеть каждый стоящий на площади.

Собор Святого Петра - главная достопримечательность не только Ватикана, но и Рима. Свое название он получил от могилы апостола Петра, предположительно находящейся на этом месте. Это грандиозный собор, внутри которого могут поместиться крупнейшие храмы Европы. Высота купола собора - 136 м. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Собор строился около 50 лет и был почти полностью завершен в 1607 году. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади.

Обычно посещение собора Святого Петра является продолжением экскурсии по музеям Ватикана. После осмотра Сикстинской капеллы мы спускаемся во внутренний дворик, и переходим в собор Святого Петра.

Группы идут одна за другой непрерывным потоком

По пути я снимаю скульптуру в нише зданий

В источнике можно бесплатно попить святую воду

Источник «Святой воды»

Известно, что в Собор Святого Петра ведут 5 дверей. Одна из дверей, ведущих в Собор, особенная. Это Святая дверь, она замурована бетоном. Открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой yobel, откуда и произошло слово «юбилей».

Нам повезло, что нынешний папа Франциск решил сократить этот срок до пятнадцати лет. Последний Юбилей был в 2000 году, а новый начался в декабре 2015 года, и поэтому до 25 декабря 2016 года дверь открыта. Поторопитесь, кто хочет ее увидеть

Фрагмент Святой двери.

16 прямоугольных панелей Святой двери разделены гербами 36 римских пап, праздновавшие очередные юбилейные годы. Основная тема сюжетов, изображенных на панелях, это искупление грехов человека по милости Божией. Господь стучит в дверь каждого и ждет, что мы откроем ему.

Снимать приходится над головами, идет сплошной поток, и останавливаться нельзя. Поэтому показываю только несколько верхних панелей.

Вверху: Благовещение.

Внизу: Возвращение блудного сына (слева) и Исцеление расслабленного (справа).

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

По всему периметру Собора Св. Петра идут многочисленные капеллы, каждая из которых по-своему прекрасна. В первой капелле правого нефа рядом со Святой дверью находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà).

Скульптура была высечена из единого блока белого каррарского мрамора, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец”. Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром. Микеланджело был первым мастером, который полировал свои мраморные скульптуры. В результате они гладкие и блестящие, до него этого никто не делал. Лет тридцать назад, когда я здесь был первый раз, к Пьете можно было подойти вплотную. После того, как какой-то вандал набросился на статую с молотком и повредил ее, теперь она находится под специальным стеклом. У ограждения, за которым находится Пьета, всегда стоит много народу. Мы тоже долго стояли там, разглядывая детали и восхищаясь тем, насколько точно гений Микеланджело смог передать тончайшие эмоции скорбящей матери и детали тела и одежд.

Собор Святого Петра хранит бесконечное множество знаменитых памятников, в том числе бронзовую статую XIII века Св. Петра Благословляющего, которой приписываются чудодейственные свойства.

.

Статуя Святого Петра Благословляющего

Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

В левой руке Святой апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором Св. Петра. Буквы выполнены из меди. Чтобы отметки были видны, их огораживают от туристов бордовыми барьерами.

Знаменитый купол, сконструированный Микеланджело, составляет в диаметре 42,5 метра.

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором. Стоять, задрав голову кверху, и разглядывать купол Собора и детали его декора можно часами.

В самом центре купола изображен Бог-отец. Вокруг надпись по-латински: "S. PETRI GLORIAE SIXTUS PP. V.A. MDXC PONTIF. V." ("К славе Св. Петра, папа Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата")

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 4-этажному зданию.

Считается, что под ним и находится место, где был похоронен апостол Пётр. Лестница отсюда ведёт вниз, в ватиканский некрополь.

Сквозь балдахин видна созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло Св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Внутри собора множество капелл, где находятся статуи и скульптуры, надгробия и гробницы римских пап и императоров. Богатство внутреннего убранства просто поражает своим великолепием!

Все папы похоронены в некрополе под Собором Святого Петра. Надгробия лишь самых достойных из них установлены в самом соборе.

Одним из таких был папа Бенедикт XIII

Ангелочки, держащие сосуд со святой водой. В разных местах они разные

Гробницы, выполненные итальянскими мастерами, уже сами по себе - произведения искусства.

Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII

Блаженный Иоанн XXIII (25 ноября 1881 - 3 июня 1963), римский папа с 1958. Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Итальянцы называли его "Добрый папа".

Алтарь Непорочного зачатия в капелле хора. Мозаика 1744-47 гг. по картине Bianchi с изображением Непорочной Девы в славе, окруженная ангелами. 8 декабря 1854 г. в день установления догмата Непорочного зачатия папа Пий IX украсил изображение Марии короной, через 50 лет папа Пий X добавил 9 звезд,

Роскошь и грандиозность

Конная статуя императора Карла Великого, первого кого короновали в соборе (старом)

Карл Великий преклонил колени, когда в 800 в рождество он был коронован папой Львом III императорской короной.

Выходим из Собора Святого Петра и направляемся к площади

Площадь Святого Петра

Вход и выход из Ватикана охраняется швейцарской гвардией.

Швейцарский гвардеец

Бросается в глаза пестрая форма, восходящая еще к XVI веку. С тех пор она почти не изменилась: шлем или берет, белый воротник, камзолы и панталоны в красно-желто-голубую полоску. По преданию, форму папских гвардейцев придумал Микеланджело.

Единственным оружием швейцарских гвардейцев на протяжении многих веков была двухметровая средневековая алебарда.

Гвардия официально была основана в 1506 году, и в ней насчитывается чуть более 100 человек. Гвардейцы выстраиваются в почетный караул во время приемов и государственных визитов в Ватикан. Гвардейцы отвечают также за личную безопасность Папы, сопровождая его во время выездов на площадь Святого Петра на специальной бронированной машине (так называемом «папамобиле»).

Два швейцарских гвардейца - представители вооружённых сил государства Ватикан. Им запрещено жениться, носить усы и бороду, иметь рост ниже 174 см и возраст меньше 19 и больше 30 лет. Кстати, в гвардию принимают только холостяков. Жениться они могут только по специальному разрешению, которое выдаётся тем, кто прослужил более трёх лет и имеет звание капрала, причём их избранницы обязательно должны придерживаться католического вероисповедания.

Пройдя несколько метров, мы попадаем на Площадь Святого Петра - самую большую римскую площадь, ее размеры - 340 на 240 метров. Площадь была спроектирована Джованни Лоренцо Бернини в 1656-1667 гг.

Вид на собор Святого Петра со стороны площади.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра. Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.

В заключение несколько фото самой площади

Площадь Святого Петра двумя дугами окружают величественные колоннады, украшенные великолепными скульптурами из 140 статуй. В центре находится древнеегипетский обелиск, доставленный сюда по приказу императора Калигулы в 37 г.

В левой части фото над колоннадой видна часть резиденции Папы Римского. Отсюда Папа читает воскресную проповедь.

Площадь Святого Петра

Собор Святого Петра и площадь неоднократно описаны во множестве источников, но ни один из них не может передать то священное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

Мы прощаемся с Собором Святого Петра и с Ватиканом, и говорим Италии: «До свидания!»

Апрель, 2016

Более подробно с музеями Ватикана и с наиболее интересными экспонатами в них можно познакомиться в книге:

ВАТИКАН

Что можно увидеть за один день в Ватикане, какие музеи осмотреть, на что обратить внимание и как лучше подготовится к такой экскурсии? Книга снабжена большим количеством фотографий, и может служить своеобразным путеводителем по музеям Ватикана, а также виртуальным гидом для тех, кто готовится к такой поездке.

Цена книги 100 рублей

Чем знаменит собор Святого Петра - как добраться и что смотреть. Советы: как одеться и что нельзя брать с собой. Базилика Св. Петра на карте Рима.

Древней святыней всего христианского мира является собор Святого Петра, находящийся в центре Ватикана. История строительства связана с именами известных итальянских архитекторов и художников. Кроме того, место, выбранное для возведения церкви, является археологическим памятником.

Базилика Св. Петра - история

Первую христианскую базилику на месте нынешнего собора построили в начале 4 в., исполняя приказ римского императора-христианина Константина. До этого тут располагались сады цирка другого правителя Рима Нерона. Считается, что от его строения остался только обелиск. Сейчас он высится на площади перед собором. В базилике был возведен алтарь, который разместили прямо над могилой святого Петра. По иронии судьбы, его за веру казнил Нерон, а святой был похоронен в его садах. Христианская церковь простояла более 11 веков, когда Папа Николай Пятый решил ее перестроить и реконструировать.

Его деятельность продолжил Юлий Второй, который заменил старинную базилику большим собором. Это было сделано для безопасности верующих, а также для укрепления могущества папской власти.

Строительство и задумки мастеров

Новый собор Святого Петра проектировал архитектор Д. Браманте, благодаря которому построили центрическое здание крестообразной формы (равные стороны).

А где же купол?.. Не все знают, что фасад собора не обладает идеальными пропорциями 🙂

После него работу продолжил Р. Санти, сделавший ставку на традиционный латинский крест. В соответствии с разработкой Рафаэля, центр собора был несколько смещен и перенесен. К затее Браманте вернулся другой мастер Б. Перуцци, стремящийся к центризма. Далее над собором работал А. да Сангалло, предпочитавший форму базилики. Завершение работ приписывают Микеланджело, который был сторонником того, чтобы купол в храме был по центру. На этом основывалась и вся остальная конструкция и интерьер собора. Вход был создан в виде портика с колонами. Он располагался на востоке, а не на западе. Микеланджело создал массивные несущие конструкции и начал строительство барабана для главного купола собора Святого Петра.

Закончить строительство выпало другим зодчим - Д. делла Порта, Виньола, К. Мадерна. В соборе появилось только 2 небольших купола из планируемых четырех, а центр стал трехнефной базиликой. Был построен и еще один фасад, который полностью закрыл . Его теперь можно увидеть со стороны площади.

Интересные факты о соборе Св. Петра

  • Обелиск, установленный на площади Св. Петра, - высокая каменная стела XIII века до н. э. - был привезен из Египта в самом начале нашей эры. Лоренцо Бернини сделал эту стелу центром овальной площади;
  • На гербе Ватикана изображены тиара и ключи. Это ключи от Царства Небесного, которые, как утверждает христианское предание, Симон (св. Петр) получил от Иисуса;
  • Римских пап хоронят в подземелье собора Святого Петра. 8 апреля 2005 года здесь был погребен Иоанн Павел II;
  • В Константиновой базилике, на месте которой построен собор Св. Петра, было 120 алтарей. Свет внутрь храма проникал через 72 окна. В базилике короновались 23 императора Священной Римской империи.

Как проходит экскурсия в собор Святого Петра

Эта базилика - целый комплекс сооружений, ведь не зря это крупнейший христианский храм в мире. А потому будьте готовы, что экскурсия в собор Святого Петра (включая осмотр площади, фото и селфи) займете у вас не меньше часа. А лучше и все 1,5 – 2 часа. Забежать в этот храм на минуточку не удастся. Хотя бы потому, что сначала придется отстоять огромную очередь.

Площадь собора - место для верующих

Собор Святого Петра в Риме имеет огромные размеры - длину в 211 метров и высоту в 136 метров. Но даже при таких размерах все желающие не могут поместиться внутри, поэтому было создано дополнительное пространство. В середине 17 в. Джованни Бернини выполнил заказ Папы и начал строить огромную площадь, располагающуюся напротив собора.

Площадь Святого Петра - лучшая панорама базилики открывается отсюда!

Очередь в собор, окольцовывающая площадь. Стоит прийти пораньше, не правда ли?

Площадь - одно из самых узнаваемых мест в Риме (несмотря на то, что это другое государство, на минуточку!). Большинство экскурсий по собору Святого Петра начинаются именно из этой отправной точки. Ближе к полудню огромная очередь как будто окольцовывает площадь слева направо. Чтобы добраться до заветной «рамки» металлоискателя, придется отстоять около часа.

Совет: если вы оказались в районе собора утром, и очередь на глаз не доходит до конца колоннады одной из сторон, то вам повезло - смело занимайте ее! Так вы сэкономите кучу времени, которое в Риме очень дорого.

Вход в храм - запрещенные предметы и одежда

На входе в Ватикан стоят металлоискатели, поэтому лучше не брать с собой колющие предметы (ножнички, пилочки и прочее). А также режущие - например, любимый нож Victorinox, который незаменим во время спонтанного пикника. Но в данном случае лучше отказаться от подобного аксессуара.

Есть требования для девушек и дам. При всей европейской демократичности католическая церковь в последнее время ревностно относится к внешнему виду. В Ватикане это достигло апогея. В 98% случаев вас не пустят в собор Святого Петра с открытыми плечами и коленями. Причем на декольте и прочие прелести ограничения не распространяются. Покрывать голову платком не требуется.

Такие правила действуют в «чужом монастыре», и к ним стоит проявить уважение.

Интерьер собора Св. Петра - что смотреть

Итак, предварительно отстояв длиннющую очередь на входе в Ватикан, вы, наконец, у заветной цели. Все еще не веря глазам, действуете пошагово. Для начала застываете у великой Пьеты Микеланджело , что у самого входа в Собор. И пусть она с недавних пор помещена за толстое стекло - подальше от вандалов и сумасшедших - это ничуть не убавило ее красоты, божественного величия и торжественной скорби.

Потом, словно в тумане (разум уже помутился от того, что только что ты стоял рядом с самой Пьетой!), осматриваете величественные усыпальницы Пап, знатных особ и надолго замираете в немом восхищении у величайшего творения Бернини - знаменитого Балдахина над главным Алтарем собора! Это основные шедевры собора Святого Петра, которые нельзя пропустить.

Если вы не прочь загадать желание, можно подойти с статуе самого Петра, прикоснуться к нужному месту (оно поблескивает от прикосновений) и попросить о наболевшем. Все обязательно исполнится и наладится! Остальное время лучше посвятить спокойному созерцанию величественного интерьера. Вдумчиво насладиться красотой храма, подойти к каждой ниже, полюбоваться на купол собора, восхититься игрой потоков света, пробивающихся сквозь витражи.

Базилика Святого Петра на карте Рима

Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Папский Престол (Ватикан).

Собор Святого Петра - как добраться

Если отели в районе площади Святого Петра вам не приглянулись, то добраться до базилики можно будет на общественном транспорте. Ближайшая к собору станция метро - Ottaviano . Ее даже специально отметили - Ottaviano-San Pietro . От нее почти по прямой, а именно одноименной Via Ottaviano, вы выйдете к главной площади.

Есть еще одна станция метро недалеко от собора - это Cipro . Улица Via Fra Albenzio, ведущая от нее, практически упирается в суровую ватиканскую стену с тыльной стороны - это граница государства. Станция больше подойдет тем, кто ищет вход в музеи Ватикана, а не в собор Святого Петра. Если вы также сначала планируете полюбоваться на Сикстинскую капеллу, то запоминайте название - Cipro-Musei Vaticani .

Недалеко от «соборной» площади останавливается экспресс-автобус №40. Им можно воспользоваться, если вы хотите доехать в собор Святого Петра из Старого города. Этим же автобусом можно воспользоваться, чтобы добраться в - мавзолей Адриана. Это еще одна значимая .

Как узнать, что выйдя из метро, вы следуете в правильном направлении? Очень просто: вас тут же атакуют многочисленные промоутеры, предлагающие экскурсии в собор Святого Петра и Ватикан - лицензированные, с русскоязычным гидом и т. д. В Риме к этому придется привыкать и не раздражаться напрасно.

Отели в районе собора и площади Св. Петра

Есть отличная идея забронировать отель в Риме в районе собора Святого Петра. Так у вас будет шанс все успеть и даже побывать в Ватикане не единожды. Ведь охватить все за раз - посетить базилику, подняться на купол, побывать в музеях - очень трудно. К тому же это престижный район, а из большинства номеров открываются виды на главную христианскую святыню: