Напиши мне письмо гусиным пером

От гусей, кроме мяса, получают и ценное сырье -- гусиный пух и перо.

Благодаря своим высоким технологическим качествам сырье из гусиного пуха и пера широко используется в промышленности и в домашнем хозяйстве для изготовления теплой одежды, подушек, теплых одеял, головных уборов. На мировом рынке гусиный пух очень ценится.

Даже при жизни от гусей можно получать часть пухового сырья способом периодической ощипки. Это делают во время линьки (естественной смены оперения).

Взрослые гуси линяют два раза в год. Этот процесс обычно происходит в середине лета и осенью. В летний период гуси полностью меняют оперение, а осенью меняют лишь среднее, мелкое и рулевое перо. Поэтому ощипывать гусей можно два раза в год. От одной взрослой птицы получают до 500 г пуха. Из пуха, собранного с 15--17 гусей, можно сделать одеяло.

Гусиный пух очень хорошо согревает даже в сильные морозы, именно поэтому его используют для изготовления верхней одежды.

После завершения продуктивного периода при наличии первых признаков линьки можно проводить первое ощипывание. Приходится этот период на конец мая -- начало июня.

Через 7 -- 8 недель можно провести второе ощипывание (конец июля -- начало августа).

С каждого гуся после ощипывания можно набрать до 100 г перьевого сырья, из них 35 -- 40 г чистого пуха.

Ремонтный молодняк гусей во время роста можно ощипывать два раза: в 75 --80-дневном возрасте, а во второй раз -- в 125 --130-дневном. Если вы выращиваете гусей до возраста 150--180 дней, то на раннем этапе роста лучше сбор пера не проводить. А ощипать уже в возрасте 130--150 дней, в этом случае вы получите с каждого гуся от 90 до 100 г сырья, из которых 30 --35 г -- будет пух.

Все-таки сроки и количество сбора с молодняка перо-пухового сырья зависят прежде всего от времени вывода (например, апрельских гусят можно ощипывать три раза в год).

Когда вы начинаете ощипку всех гусей, целесообразнее сначала собрать перо с нескольких птиц, но обязательно с разных частей их тела. Это необходимо для того, чтобы определить, закончен ли рост пера. Если перо хорошо выдергивается, со светлым и сухим очином, то пора проводить ощипку. А если у выдернутого пера очин с кровью или лимфатической жидкостью, то следует еще подождать, ведь незрелое перо не представляет такой ценности, да и птица от такого ощипывания страдает. Также воздержитесь от сбора пера с больной, слабой птицы или с птицы, у которой имеются кожные заболевания.

Подготовить гусей необходимо за день до намеченного ощипывания. Создайте им условия для хорошего купания, так они смоют с перьев всю пыль и грязь. Для этого нужно дать возможность птицам выкупаться в чистом и просторном водоеме, например в пруду. Можно, конечно, воспользоваться и корытом с водой во дворе дома. Но для тщательной очистки пера и пуха необходимо достаточное количество воды и продолжительное купание, чего невозможно сделать птицам в ограниченной емкости. Не следует кормить птиц в день ощипки, но давайте больше воды для питья.

Большую часть пера нужно снимать с нижней части тела и задней части спины птицы. С этих мест удаляют все мелкое перо, а пух снимают не полностью, а частично, чтобы не оголять кожу. С крыльев, бедра, верхней части шеи, зоба и хвоста пух и перо удалять нельзя! От этого птица может заболеть.

Процедуру ощипывания проводят следующим образом. Возьмите в руки гуся и сядьте на стул или табурет, положите птицу на спину (ногами от себя) к себе на колени. Лапы гуся можно связать или придерживать свободной рукой. Шею птицы выгните назад и зажмите слегка локтем левой руки. Для начала проведите несколько раз по животу птицы, взъерошивая перья.- Это делается для того, чтобы в перьях не осталось пыли, помимо этого, таким образом, проверяется состояние кожи птицы и смотрят, растут или нет новые, молодые перышки.

Ощипку проводят сначала с заднего конца киля грудной кости. Большим и указательным пальцами за раз нужно выдергивать немного перьев, но при этом обязательно по направлению их роста. Закончив обрабатывать заднюю часть живота, приступайте к его передней части до подвилочковой впадины. Дальше следует обрабатывать (ощипывать) заднюю часть спины и бока под крыльями. В конце ощипывают перья переднего участка спины.

Если вы будете правильно проводить ощип, то гусь не будет испытывать боли, кричать и выбиваться из ваших рук.

После таких процедур на птице должно остаться достаточное количество перьев и пуха, чтобы птица не страдала от плохой погоды. Следующие две недели гусей нужно держать в сарае и в питание включить продукты с высоким процентом содержания сырого протеина, который способствует быстрому восстановлению перьевого покрова.

Гусь опять покроется пером примерно через 1,5 месяца, но только при условии хорошего содержания и полноценного кормления.

Выдергивать перо и пух нужно по направлению роста, чтобы сохранить их чистыми. Собранный пух и перо необходимо тщательно промыть и хорошо просушить. Для этого удобнее поместить перо и пух в большой бак с водой (40 -- 45 °С) и мыльным раствором. Всю эту массу нужно хорошо "постирать". А затем несколько раз прополоскать в теплой воде, каждый раз отжимая перо и меняя воду. Оставшееся в воде перо соберите, сливая воду через дуршлаг.

Отжатое перо разложите тонким слоем в марлевом мешке и просушите в сухом прохладном и хорошо проветриваемом помещении. При этом необходимо периодически перемешивать перо, не развязывая мешок.

Можно обойтись и без водных процедур. Для этого летом в жаркие дни набейте перо и пух в чистые мешки из плотной ткани (чтобы пух не выветривался) и подвесьте в солнечное, хорошо проветриваемое место на 10 -- 14 дней (при хорошей погоде). Это необходимо сделать для того, чтобы удалить посторонний запах.

Вообще, гусиный пух и перо имеют довольно стойкий и специфический запах, избавиться от которого сразу не всегда удается. Поэтому обработанное перо лучше всего использовать через 5 -- 6 месяцев, в этом случае весь специфический запах исчезнет.

«Уронила меня мать, подняли люди, срезали голову, вынули сердце, дали пить - и стал я говорить...» Вот так загадка! Ничего не поймешь! Как это - голову срезали, а он пьет и говорит? Все-таки что же это такое? Оказывается, речь идет о гуси­ном пере. Подняли его, наискосок срезали кончик, прочистили середину, обмакнули в чернила - и стало оно писать, то есть го­ворить, рассказывать.

Гусиное перо, а иногда воронье, павли­нье, лебединое применяли для письма, уже начиная с VII века. А вот перья кур, индю­шек, цесарок, голубей для этого не годи­лись, так что ни одна курица, индюк или голубь не могли бы похвалиться тем, что они помогли знаменитым писателям созда­вать книги. Только гуси! Ведь и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь писали свои бессмерт­ные произведения, обмакивая в бронзовые чернильницы-непроливашки гусиные пе­рья. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Наш великий поэт Пушкин никому не до­верял этого важного дела. Мало того, он, как и некоторые другие любители хороше­го пера, знал одну тайну. Гусиные перья, взятые из левого крыла, гораздо лучше, красивее выписывают буквы, потому что их изгиб удобнее для руки.

Хорошее перо считалось ценным подар­ком. Гёте, известный немецкий поэт, при­слал в подарок Пушкину прекрасно отто­ченное перо в богатом футляре. Оно и сейчас хранится в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.

А писать гусиными перьями совсем не­просто. В неумелых руках каждая линия, выведенная справа налево или снизу вверх, любой овал заставляли перо брызгать мел­кими противными брызгами. При сильном нажиме оно «раскорячивалось» и довольно скоро списывалось. А скрип!.. Вот как Го­голь описывает одну петербургскую канце­лярию: «Шум перьев был больше похож на то, как несколько телег с хворостом проез­жали на четверть аршина иссохшими листь­ями...». Очень успокаивающая музыка!

И все-таки, несмотря на все свои недо­статки, гусиные перья успешно прослужи­ли пишущему человечеству целое тысяче­летие. Десять веков упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг. Сколько королевских указов подписано им!

Сколько таинственных сообщений, сколько формул вдохновенных алхимиков, рецеп­тов аптекарей написано им!

Говорят, владычество гусиных перьев окончилось таким образом. У одного челове­ка, которому приходилось много писать, был слуга. С жалостью смотрел он на своего хозяина, который то и дело менял перья. И тогда у слуги появилась идея: а что если сделать точно такое же перо, но только из прочного материала? Например, из стали? И слуга смастерил такое перо. Он очень ста­рался, но все же перо выглядело немного не­казистым, а главное, изобретатель не дога­дался сделать на кончике пера продольную прорезь. Перо очень брызгало чернилами и писало без нажима. Но вскоре догадались такую прорезь сделать, и тогдакетальное пе­ро совершенно вытеснило гусиное.

Казалось, что чернильницам ничего не грозит, и тогда еще мало кто предполагал, что они тоже уйдут в небытие. Мысль изоб­ретателей упорно работала над тем, как соединить в одно целое перо, ручку и чер­нильницу. В муках творчества, которые про­должались около ста лет, родилось наконец так называемое «стилографическое» перо. Оно работало так: в полую ручку заливали чернила. Ручка заканчивалась тонкой метал­лической трубочкой, в которую вставлялась проволочка. В результате образовывался уз­кий канал, через который просачивались, а не текли (что было очень важно!) чернила.

Изобретатели - люди удивительные. Порой их мысль взлетает так высоко, что достает прямо до потолка. Они придумали такое сооружение: под потолком висел ба­чок с чернилами, которые по резиновым трубочкам стекали вниз к металлическим стержням и краникам. Если повернуть краник и сжать пальцами стерженек, чер­нила течь не будут, если отпустить - потекут вниз. Такие «вечные перья» уста­навливали в конторах, банках, других присутственных местах. А дома? Кто же захочет держать у себя под потолком боч­ку с чернилами? Тогда один догадливый человек придумал вот что: он разрезал ме­таллический стержень на несколько час­тей, каждую заточил и вставил в палочку. Так появилась «вставочка» - ручка, кото­рую помнят еще те, кто учился в школе в шестидесятые, а в глубинке и в семидеся­тые годы. Канцелярские перья, надетые на крашеную деревянную палочку, можно встретить еще и сейчас, например, на не­которых почтах.

Каких только перьев не придумали за два последних столетия! Остроконечные и с за­гнутым носиком - канцелярские. Плакат­ные для художников, картографические для составления географических карт, нотные с двойным расщепом - для переписчиков нот. Перья в форме Эйфелевой башни, перья с портретами Наполеона и английской коро­левы. Существовали именные перья, украшенные гербами. Это, конечно, для знатных людей, у которых гербы имелись.

Однако нельзя сказать, что гусиное перо было самым древним пишущим приспособ­лением. В Древнем Египте, например, еще четыре с половиной тысячи лет назад поль­зовались каламом - заостренной тростни­ковой палочкой, которую обмакивали в чернила. Каламы не сохранились до наших дней, их не увидишь в музее, но зато до нас дошли подробные описания, как их изго­товляли и как ими пользовались.

У тех же египтян существовало и другое изобретение, его обнаружили в гробнице Ту- танхамона. Оно представляло собой свинцо­вую трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли тростинку, наполнен­ную темной жидкостью. Жидкость понемно­гу стекала к заостренному концу, и когда трубочкой водили по папирусу, на нем оста­вался четкий черный след. Это изобретение древних египтян просто-напросто было забы­то, и долгие века гусиное перо оставалось са­мым совершенным пишущим средством.

Из этой статьи вы узнаете:

    Кем и когда было придумано письмо пером

    Какие перья не требуют заточки

    Как заточить гусиное перо самостоятельно

    Как заточить перо для магических целей

Каллиграфию можно назвать искусством, довольно распространенным по всему миру. Вплоть до окончания XIX века люди делились своими идеями, мыслями и эмоциями через письма, которые писались пером. Наша статья посвящена истории возникновения пера для письма, кроме того, мы расскажем, как заточить перо для письма самому.

История возникновения письма пером

Уже с VII века для того, чтобы написать письмо, использовали заточенное перо птицы. Но не каждое перо могло подойти для этого процесса. Чаще всего это были вороньи, павлиньи или лебединые. Так, великие писатели, такие как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, создавали свои бессмертные шедевры только с помощью хорошо заточенного гусиного пера.

Очень важно было знать, как заточить перо для письма, потому что от этого зависело качество написания. Например, Пушкин никому не позволял затачивать свои перья. Более того, ему была известна тайна о гусином пере: если взять его из левого крыла, то оно за счет своего изгиба удобно ложится в руку и красиво выписывает буквы.

Хорошо сделанное и прекрасно заточенное перо могло стать дорогим подарком. Так, перо Пушкина, которое было подарено ему немецким поэтом Гете, по сей день хранится в том же богатом футляре в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.

На самом деле не так-то просто написать письмо с помощью заточенного гусиного пера. Если человек не знал и не умел правильно с ним обращаться, то при выведении любой линии или овала справа налево или снизу вверх от пера отлетали мелкие противные брызги. Более того, если нажимать очень сильно на перо, оно стачивалось за короткое время. А какой при написании раздавался скрип! Даже Гоголь однажды упомянул об одной из петербургских канцелярий: «Шум перьев был больше похож на то, как несколько телег с хворостом проезжали на четверть аршина иссохшими листьями...».

Однако вопреки всем имеющимся недостаткам гусиное перо отлично послужило человеку в течение целого тысячелетия. Ни один королевский указ, ни одна рукописная книга не обошлись без применения хорошо заточенного пера.

Пером пользовались алхимики для создания формул, аптекари – для записи рецептов. Им было написано немало таинственных сообщений.

Рассказывают, что господство заточенных для письма гусиных перьев окончилось таким образом. Слуге одного человека, который очень много писал и из-за этого постоянно менял перья, было жаль хозяина. И однажды ему в голову пришла мысль о том, почему бы не сделать такое же перо, но из более прочного материала, к примеру, из стали. Несмотря на все его старания, перо у него получилось непривлекательным на вид, более того, слуга не догадался сделать продольную прорезь на кончике. Его перо писало без нажима и чернила сильно разбрызгивались. Спустя время догадались сделать такую прорезь, и тогда перо для письма из стали полностью заменило заточенное гусиное.

Никто бы не подумал, что о чернильницах тоже забудут. Изобретатели только и размышляли о том, как сделать заточенное перо, ручку и чернильницу единым целым. Спустя почти сто лет было придумано так называемое «стилографическое» перо для письма. Как же оно работало и что из себя представляло? Это была полая ручка, в которую заливались чернила. На конце ручки – тонкая металлическая трубочка, куда вставлялась проволочка. За счет этого образовывался узкий канал, через который при письме просачивались, а не текли (важный момент!) чернила.

Какими только идеями ни удивляли изобретатели того времени. Например, было придумано сооружение, представляющее собой подвешенный бачок, наполненный чернилами для письма, которые и стекали по резиновым трубочкам вниз. Когда поворачивали краник и сжимали пальцами стерженек, чернила не текли, отпускали – начинали течь. Эти «вечные перья» применялись для письма в банках, конторах и других присутственных местах.

А вот в жилых домах это приспособление для письма не использовали, ведь кто же захочет установить у себя под потолком целую бочку с чернилами? Один человек нашел выход из ситуации. Оказывается, нужно было всего лишь разрезать металлический стержень на части, заточить каждую и вставить в нее палочку. У него получилась так называемая «вставочка». Подобной ручкой для письма пользовались школьники в 1960-е годы, а в деревнях – и в 1970-х. По сей день некоторые почты еще используют для письма канцелярские перья на деревянной палочке.

За последние 200 лет было придумано множество специально заточенных перьев для письма: канцелярские – с острыми концами и с загнутым носиком, плакатные – их использовали художники, картографические – с их помощью рисовали карты, нотные имели двойной расщеп и применялись переписчиками нот. Перья для письма были различной формы (например, в форме Эйфелевой башни), на них изображались портреты императора Наполеона и королевы Англии. Для знатных людей перья для письма украшались именными гербами.

Тем не менее, гусиное перо не настолько древнее приспособление для письма. Самыми первыми были каламы, которые использовали для письма еще в Древнем Египте 4500 лет назад. Это были заостренные палочки из тростника, которые обмакивали в чернила. К сожалению, каламы не «дожили» до наших дней, их нет ни в одном музее, но само изготовление с подробным описанием их использования у нас имеется.

Было у египтян еще одно изобретение для письма, которое нашли в гробнице Тутанхамона. Это свинцовая трубочка, конец которой был заострен. Внутри нее находилась тростинка, заполненная темной жидкостью, которая, стекая к самому кончику, оставляла за собой темный след на папирусе. Таким образом, еще раз подтверждается, что египтяне изобрели пишущее средство раньше, чем появилась идея применять для письма гусиное перо. Но об этом все забыли, и перо считалось единственным изобретением для письма.

Какие перья затачивать не надо

Возникновение металлического пера так до конца и не выяснено, так как изобреталось оно, судя по всему, не один раз и даже не в одной стране. В английской и немецкой литературе по-своему описаны версии создания металлического пера, и это вполне объяснимо, так как важные изобретения иногда делались одновременно в разных государствах.

Металлическое перо – это не просто изобретение, а достижение человечества. Казалось бы, мельчайшая доработка – переход с заточенного гусиного пера на металлическое – повлияло на развитие мировой письменности, фиксировать мысли стало удобнее, скорость письма увеличилась.

В самом начале мы упомянули лишь одну легенду о возникновении стального пера для письма. А как это происходило в других странах?

В Древнем Риме перья для письма тоже были известны и изготавливались из таких металлов, как бронза, медь и серебро. Обрезалось и расщеплялось перо почти как современное. Главная особенность заключалась в том, что перья были очень прочными, не списывались и не ржавели. Таким пером Теодорих Великий (VI в. н. э.) оставлял свою подпись на приказах.

Книга Ойле излагает такую версию, что в XV в. германские мастера знали перья для письма из серебра и меди, которые постоянно надо было затачивать, и они уступали в гибкости и эластичности другим видам перьев. Поэтому массовым спросом они не пользовались.

1798 г. стал годом изобретения стального пера, которое способно было писать на литографском камне. Такое перо придумал Алоиз Зенефельдер. Именно после него, как писал Ойле, его изобретением воспользовались английские фабриканты Мэзон, Пери и Вайзев 30-х годах XIX в.

В 1818 г. жителем Аахена Янсеном было изготовлено металлическое перо. Передавая собственное изобретение конгрессу своего города, он пожелал такого прочного мира, как материал, из которого сделано его перо.

В 1828 г. в Берлине механик, занимающийся изготовлением хирургических инструментов, также смастерил стальное перо, которое было приспособлено К. Бюргером к гусиному. Получилась ручка, которая так и не стала пользоваться успехом у современников.

По версии английской литературы изобретение металлического пера для письма приходится на 1780 г. Его изобрел Самюэль Гаррисон из Бирмингема. В 1803 г. в Лондоне перья уже продавалисьене 5 шиллингов за штуку (т. е. приблизительно по 2 руб. 30 коп. по курсу того времени). Тем не менее, такие перья не совсем схожи с современными.

По форме они походили на трубку или цилиндрик со сходящимися краями, которые образовывали щель по центру. Бока были обрезаны, как у гусиных перьев. В чем же они были несовершенны? Они имели неудобную конструкцию, были жесткими и твердыми. Из-за этого они не пользовались особым спросом. Но в 1828–1829 гг. Гаррисон и Мэзон усовершенствовали модель, придав перу эластичность и сделав центральные отверстия в металлической полоске и широкие выступы.

При помощи металлического пера скорость письма увеличилась. Поэтому 30-е годы XIX в. стали временем появления таких перьев в России, но они были только заграничного производства. И когда в 1832 г. Вадим Пассек отправил Т. П. Кучиной стальное перо, для нее этот подарок был необычным.

В начале 50-х годов XIX в. не все могли освоить технику письма с помощью стального пера, это было не так просто. Помните, как писал арестант из «Записок Мертвого дома», который «прежде умел, а вот как перьями стали писать, так я уж и разучился» (ч. II, гл. 3).

Чтобы найти отличие между письмом, написанным гусиным пером или металлическим, вам не понадобится опыт Шерлока Холмса, как в рассказе Конан Дойля «Знатный холостяк». Металлическое перо для письма оставляет за собой углубления в большинстве букв, это заметно даже без увеличительного стекла.

У металлического пера хоть и были конкуренты, но вытеснить его смогли нескоро, несмотря даже на изобретение учителя каллиграфии Злея в 1856 г. Для своих перьев он придумал особый состав, который делал их твердыми и упругими, и якобы поэтому они превосходили «возможные железные перья».

Как заточить гусиное перо для письма

Чтобы изготовить и заточить перо, нужно иметь:

    скальпель (можно использовать маленький нож, только хорошо его заточить);

    кусочек толстого провода;

    стеклянную баночку;

    небольшое количество речного песка.

Важным моментом является подбор пера для письма. Как правило, хорошим вариантом станет гусиное длиной 25–30 см или перо из хвоста индейки.

    Взяв гусиное перо, пройдитесь по нему скальпелем по всему стволу, срезая «зубчики». Делайте это до тех пор, пока перо не будет удобно лежать в руке. По традиции нужно срезать все зубчики, а ствол оставлять длиной 15–20 см. Но все же оперение придает привлекательность перу, поэтому зубчики частично оставим.


    После обрезки ствол пера необходимо закалить в песке в течение 30 минут. Для этого песок надо нагреть в духовке, пересыпать в стеклянную банку, и поставить в него перо.

    Далее формируется кончик пера. Для начала нужно определиться, как именно вам удобно держать перо при написании. Потом, запомнив, где будет верх, а где низ у пера (обычно ручку все держат так, чтобы она располагалась на среднем пальце, с пером то же самое – низ находится там, где средний палец касается пера). Положив перо так, чтобы эта сторона была сверху, сделайте срез под углом приблизительно в 45°.

    После того как удалось перо заточить, удалите его внутреннее содержимое с помощью провода. Для этого нужно его пропихнуть внутрь ствола и резко вынуть. Таким образом зацепится внутренний пух, и его с легкостью можно будет вынуть вручную.


    С помощью скальпеля снова сделайте срез под более острым углом, немного отступив в сторону оперения. Посмотрите на рисунок и сравните с тем, что у вас получилось.

Как заточить перо для письма в магических целях

Неважно, чем вы пишете дневники, отчеты и записки, магический текст еще с древних времен требует написания исключительно гусиным пером. В нашем интернет-магазине представлены на выбор специальные заточенные черные и белые перья для письма и колдовства.

Все это и многое другое вы можете его заказать в нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

В нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье» вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Кроме того, в нашем магазине представлены различные эзотерические товары. Вы можете приобрести все необходимое для проведения магических ритуалов: гадания на картах Таро, рунических практик, шаманизма, викки, друидкрафта, северной традиции, церемониальной магии, а также многое другое.

У вас есть возможность приобрести любую заинтересовавшую вас продукцию, заказав ее на сайте, работающем круглосуточно. Любой ваш заказ будет выполнен в кратчайшие сроки. Жители и гости столицы могут посетить не только наш сайт, но и магазин, находящийся по адресу: ул. Маросейка, 4. Также наши магазины есть в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Самаре, Оренбурге, Волгограде и Шымкенте (Казахстанн).

Посетите уголок истинной магии!

Помню, когда я учился в школе, у нас в классе висел портрет Пушкина с гусиным пером в руке. Глядя на это гусиное перо, я тогда сочувствовал Александру Сергеевичу: как же трудно было ему писать таким пером.
Из любопытства, я тогда решил сам изготовить гусиное перо и проверить его в деле. Я аккуратно срезал наискось конец пера, сделал надрез посредине как в металлических перьях, обмакнул в чернила, а дальше на чистом листе появлялись вместо букв только жирные кляксы - перо категорически отказывалось писать. И если при чрезмерном старании и аккуратности мне все же удавалось избежать клякс, то все равно одного обмакивания пера в чернила не хватало даже на одну букву. Это сколько же раз, думал я, надо было Пушкину обмакнуть перо в чернила, чтобы написать, например, сказку «Руслан и Людмила»?

Это сегодня разных ручек навалом - и шариковые, и перьевые, и гелиевые, - а во времена Пушкина не было даже ручек, которыми я писал в начальных классах, обмакивая, надетое на деревянную палочку железное перо в чернильницу-непроливашку. Помню, писал я пером «Звездочка». Были еще перья «Лягушка», «11-й номер» и другие.

Уже взрослым я узнал, что не такие уж плохие были гусиные перья, и писали они не хуже наших «лягушек» и «звездочек». А все потому, что перья во времена Пушкина изготовлялись иначе, чем я думал. Брали перья у живых гусынь, и брали только из левого крыла (для левшей брали из правого крыла) и только весной. Затем перья втыкали в раскаленный песок или золу, чтобы размягчить их и очистить от жира. Затем полую трубку надрезали и туда вставляли точно такую же, но объемом поменьше. Получалось наподобие капсулы внутри пера, где скапливались чернила. Кончик пера надрезался специальным перочинным ножичком (название «перочинный ножик» дошло до наших дней). Вот когда такое перо брал в руку Пушкин, у него сразу
«И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут».
Чтобы написать такое стихотворение, Пушкину достаточно было обмакнуть перо в чернила не больше трех раз. Одного обмакивания пера было достаточно, чтобы написать целое предложение.

Мало кто знает, что Россия являлась одним из крупнейших производителей перьев во всем мире. Только в одну Англию Россия экспортировала 27 миллионов гусиных перьев в год. В российских городах перья поступали в продажу в пучках, обтянутых бечевкой по 25 штук в пучке.
Недостаток таких перьев был один – их часто приходилось затачивать, поскольку кончик пера от трения в бумагу быстро стачивался, издавая характерный скрип. Вот как об этом скрипе писал Гоголь в «Мертвых душах»: «Шум от перьев был большой и походил на то, как будто несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями».

Однако же из-под такого вот скрипучего пера выходили гениальные произведения Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Лермонтова... После того, как в середине 19 века в Германии началось производство металлических перьев, исчезли не только гусиные перья, но и не стало поэтов, равных Шекспиру, Пушкину и другим вышеперечисленным гениям. Может быть, в гусиных перьях скрыта какая-то побуждающая и вдохновляющая на творчество сила?
Кстати, гусиное перо и сегодня служит людям – из него изготовляют волан для игры в бадминтон. Волан состоит из 16-ти гусиных перьев и пробковой головки, обтянутой тонкой лайковой кожей.

Деревянные ручки с металлическим пером просуществовали более века. Помню, когда я учился в первом классе, нам первое время не разрешали писать даже такими ручками, а только карандашом, пока не «набьем» руку и не научимся правильно выводить буквы. Какая радость была, когда тебе разрешали, наконец-то, писать настоящей ручкой.

Для ручки на партах был предусмотрен специальный желобок. Сегодня таких парт, к сожалению, давно уже нет. Парты тогда представляли собой цельную мощную конструкцию целиком из дерева. Двухместная парта объединяла в одно неразрывное целое сиденье со спинкой и столешницу, наклоненную под углом примерно 25-30 градусов. Для удобства, в столешнице было предусмотрено два откидных клапана-крышки. Помню, учителя часто нас журили за то, что мы грохотали этими крышками, тренировали нас опускать их плавно, бесшумно. Во время урока мы старались не хлопать крышками, но зато после звонка грохот от крышек напоминал артобстрел.
Под столешницей располагалась полка для портфелей. Передний край столешницы был выполнен в виде неширокой горизонтальной планки, на которой размещались два углубления для чернильниц-непроливашек и два желобка для ручки или карандаша. Для того чтобы парты «росли» вместе с учениками, их выпускали четырех размеров.

Ручки с металлическим пером постепенно стали заменяться шариковой ручкой, которую изобрел в 1938 году венгерский журналист Ладисло Биро. Его ручки были далеки от совершенства и претензий к ним было много. До ума довел шариковую ручку Джордж Паркер. Ручкой «Паркер» Эйзенхауэр подписывал акт о капитуляции фашистской Германии.

В СССР выпуск шариковых ручек был налажен в 1949 году, а доступными для всех граждан они стали где-то в 60-х годах. Когда заканчивалась паста, стержни, помню, тогда не выбрасывали, а по нескольку раз заправляли в специальных заправочных пунктах.

Пишу и думаю: какой же я старый! Я еще захватил парты, деревянные ручки с металлическим перьями и чернильницы-непроливашки. Если бы я обладал способностью перемещаться во времени, я бы из этого современного сумасшедшего мира вернулся во времена Пушкина, где влюбленные писали друг другу записочки и письма гусиными перьями.

Как живёшь ты одна в этом мире своём,
Кто с тобой танцевал на осеннем балу,
А потом получил от Эрота стрелу.

Может, юный корнет глаз не смог отвести -
Заказал фаэтон, чтоб тебя увезти,
Поглощённый твоей неземной красотой,
Поздно понял герой: его план был пустой!

Или пылкий поэт тебе стансы читал,
А потом музыкант наиграл мадригал,
Как он любит тебя беззаветно одну
И готов подарить тебе с неба луну.

А быть может сейчас ты по саду идешь
Вспоминаешь меня и по-прежнему ждёшь...
Шелестит под ногами цветная листва,
И звучат для меня дорогие слова:

«Напиши мне письмо
гусиным пером,
Как живёшь ты один
в этом мире своём,
Почему танцевал
не со мной этот вальс,
Я тоскую одна,
я тебя заждалась.

Почему танцевал
не со мной этот вальс,
Я тоскую одна,
я тебя заждалась».
(ОСЕННИЙ ВАЛЬС
Стихи Юлия ХАРИСА)

Рецензии

"О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!"

Я ведь и до сей поры предполагал, что гусиное перо просто обрезают и пишут:) А тут столько важных деталей! Это ведь, как попытаться из фанеры сделать скрипку - внешне, может быть, получится также, а вот звука извлечь не получится.