Особенности месяца рамазан - правила поста, комментарии по сомнительным вопросам. Особенности месяца рамазан - правила поста, комментарии по сомнительным вопросам Разрешается ли глотать слюну во время уразы

Вопрос: Дозволено ли использовать сивак во время дневного поста в Рамадан? Можно ли проглотить слюну после его использования?

Ответ: Хвала Аллаху

Использование сивака является желательным в любое время: в пост и в обычный день, утром и вечером. Это подтверждается следующим:

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Аль-Бухари, 887.

Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сивак очищает рот и приятен Господу». Ан-Насаи, 5; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ан-Насаи», 5.

Эти хадисы доказывают, что использование сивака является желательным в любое время, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал исключения для постящихся. В общий смысл этого хадиса включены и те, кто постятся, и те, кто не постятся.

Дозволено сглатывать слюну после использования сивака, но если из него вышли соки или какой-то привкус, то необходимо сплюнуть это, а затем сглатывать слюну. Это подобно тому, как постящийся во время омовения сплевывает воду, а затем сглатывает слюну, и ему не нужно сушить рот после полоскания.

Сказал ан-Навави в «Аль-Маджму», (6/327): «Аль-Мутавалли и другие сказали: «Когда постящийся полощет рот, он должен сплевывать воду; ему не нужно сушить рот тканью или чем-то подобным. Среди ученых нет разногласий в этом вопросе».

Аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) писал в главе «Использование свежего или сухого сивака постящимся»: передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Аль-Бухари сказал: «Нет разницы между постящимся и не постящимся. Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сивак очищает рот и приятен Господу». ‘Ата и Кутада сказали: «Он может сглатывать слюну».

Аль-Хафиз сказал в «Аль-Фатх»: «Давая такое название главе, он опровергает тех, кто считает использование сивака во время поста нежелательным. Это было до того, как Ибн Сирин сравнил использование свежего сивака с полосканием рта во время омовения.

Слова «нет разницы между постящимся и не постящимся» также подразумевают, что нет разницы между свежим и сухим сиваком. Все, что передано в этой главе, соответствует ее названию. В хадисе от Абу Хурайры подводится итого: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Это означает, что дозволено использовать сивак в любое время и при любых обстоятельствах.

‘Ата и Кутада сказали: «Он может сглатывать слюну». Этот комментарий соответствует названию главы в том смысле, что самое большее, чего можно опасаться при использовании влажного сивака – это выделение из него соков или привкуса, которые могут попасть в рот. Это подобно воде для полоскания рта; если человек сплюнет ее, то уже не важно, будет ли он сглатывать слюну».

Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильно мнение состоит в том, что использование сивака утром и вечером во время поста является Сунной». См. «Фатава Аркан аль-Ислам», стр. 468.

Использование сивака это Сунна для того, кто постится в любое время дня, даже если он свежий. Если постящийся использует сивак и обнаруживает или привкус горечи от него или другой привкус, и проглатывает это, или если он вынимает сивак изо рта и видит слюну на нём, затем кладёт его обратно в рот и проглатывает слюну, это не нарушает его пост. (Аль-Фатава ас-Са’дийа, 245). Он должен избегать те виды сиваков, которые содержат в себе растворимые вещества, такой как зелёный сивак, или сивак, с вкусовыми добавками, как лимон или мята. Он должен выплёвывать самый маленький кусочек, который отделился от сивака в его рту; он не должен проглатывать его намеренно, но если проглотит его случайно, нет вреда в этом. См. «

НАРУШАЕТСЯ ЛИ УРАЗА ОТ СЛЮНЕЙ, ЖВАЧКИ, СИГАРЕТ И НАСВАЯ? Вопрос: мой рот постоянно наполняется слюной, я ее проглатываю. Не нарушаю ли я этим пост? Ответ: Нет. Даже если вы ее специально собираете и потом глотаете, ваш пост не нарушится. Но это нежелательно. От глотания слюны пост не нарушается, но если вы специально копите слюну, чтобы потом побольше сглотнуть, это считается макрух. Если вы выплюнете слюну наружу, а потом снова проглотите ее, тогда есть опасение что ваш пост нарушится. Вопрос: ассалам алейкум. Пусть примутся ваши посты. У меня есть аллергия, сегодня как раз был приступ и я выпил лекарство. Мой пост нарушен? Ответ: Если вы выпили лекарство, тогда нарушен. А если лекарство было в виде запаха и в горло попал только его вкус и запах, тогда пост не нарушится. Но если вы выпили его, тогда нарушится. Из-за того, что вы прервали пост по причине болезни, вы можете потом возместить прерванный пост, ин шаа Аллах. Вопрос: я соблюдаю пост. Можно ли мне курить сигарету и жевать жвачку? Ответ: Курение сигарет нарушает пост. И вообще, сигареты нельзя курить ни тем кто постится, ни другим остальным. По поводу жвачки, если вы жуёте новую жвачку, у которой есть вкус, вы нарушите пост. А если вы жуёте старую жвачку, которая уже потеряла вкус, и если она не крошится на кусочки, которые могут попасть в горло, тогда пост не нарушается. А если есть опасения что жвачка во рту раскрошится, и ее кусочки попадут в горло, тогда вам нежелательно жевать ее, уважаемые друзья. Вопрос: ассалам алейкум. Если глотать слюну, это не нарушит пост? Ответ: Не нарушит. В том случае, если человек глотает свою собственную слюну, пост не нарушится. А если он копит слюну во рту, а потом глотает ее целым глотком, это будет считаться макрух. Ну а если человек с кем-то поцеловался и проглотил чужую слюну, тогда его пост будет считаться нарушенным. Слюни, а также мокрота, выделяемая в горле, одним словом, всё что выходит из организма человека, не портит уразу. Если у него кровоточит нос или любое другое место, или если текут слёзы, или сопли из носа, всё это не нарушает пост. Он нарушается от тех вещей, которые вводятся в организм. Например, если вводится еда через рот, или в нос попадает вода. А вода попавшая в уши, не портит уразу. Вопрос: можно ли жевать жвачку? Если я буду жевать во время поста, это нарушит его? Ответ: Если вы жуёте импортные жвачки, которые продаются в магазинах, то у них есть вкус, и этот вкус вместе со слюной попадает в желудок, соответственно, это нарушает пост. А если вы жуёте уже старую использованную жвачку или чёрную смоляную жвачку, которую мы раньше все жевали, тогда пост не нарушится. А если есть опасение что у жвачки отделится кусочек и попадёт в горло, тогда возможно пост нарушится. А вообще, просто так жевать жвачку без причины нежелательно. Особенно мужчинам не следует жевать ее в общественных местах. Мы же видим иногда как некоторые чиновники и влиятельные люди по телевизору жуют жвачку. Можно например жевать там где мало народу, с целью освежить рот или немного успокоить себя, или чтобы не уснуть на дороге. Но жевать на виду у всех – это некрасиво. Такое занятие больше подходит женщинам. А для мужчин это считается неприличным. Вопрос: можно ли во время поста курить или употреблять насвай? Спасибо. Ответ: Могли бы и не писать «спасибо». Потому что мне не нравится ваш вопрос. Употребление насвая нарушает пост. И курение сигарет тоже нарушает пост. Шариат однозначно говорит что эти вещи нарушают пост и употреблять их нельзя. Лучше всего вам вообще отказаться от сигарет. Вопрос: здравствуйте, если во время поста засыхает рот, можно ли прополоснуть его водой? Ответ: Можно, если вы прополоснёте рот а потом выплюнете воду, это не страшно. Вопрос: можно ли жевать жвачку в день Ураза байрам? Ответ: В день праздника вы вправе делать всё что хотите. Но мужчинам жевать жвачку нежелательно. Женщинам в любое время можно жевать, а мужчинам жевать перед людьми крайне неприлично. А если вы во время поста жуёте новую жвачку, тогда пост нарушится. Поскольку у неё есть вкус. Есть ещё некультурные люди, которые пожуют жвачку, потом приклеят ее за ухо, потом снова возьмут ее, пожуют и снова приклеят, и так до тех пор, пока белая жвачка не превратится в чёрную. Если жевать такую жвачку, ваш пост не нарушится. Потому что у неё уже давно не осталось вкуса. Ну а те жвачки, что имеют вкус, в полном смысле нарушают пост. Вопрос: я так хочу поститься, но мне мешает курение. Можно соблюдая пост, одновременно заниматься спортом? Ответ: Курение сигарет нарушает пост. Потому что у сигарет есть дым, и этот дым, попадая в горло нарушает пост. Поэтому постарайтесь бросить сигареты и держать пост. Даже те люди, которые всю свою сознательную жизнь курили сигареты, смогли бросить их съездив один раз на хадж. А вы, если не можете, значит у вас нет силы воли. Если вы приложите достаточно усилий, у вас всё получится, уважаемый брат. А тем кто спрашивает: можно ли поститься и одновременно заниматься спортом, я скажу так: если занятие спортом делает вас изнеможённым и бессильным, и каким-то образом негативно влияет на ваш голодный организм, тогда вам нужно пока взять отпуск и перестать ходить в спортзал. Да и вообще, любую деятельность, которая заставляет терять силы и чувствовать изнеможение, нужно отложить во время уразы. Это будет лучше для постящегося и одобряется шариатом. Но если несмотря на это, вы всё же хотите заниматься спортом, вы можете это делать. Во всех шариатских нормах, которые Всевышний предписал нам, есть свой глубокий смысл. Среди этих смыслов есть те, которые мы знаем, и те, которых не знаем. Вот из-за этих смыслов и определённых полезных свойств Всевышний Аллах предписал нам эти вещи. Точно так же и ураза имеет свой глубокий смысл. Мы, мусульмане, не обязаны выискивать эти скрытые смыслы и мудрости. Нам необязательно исследовать и задаваться вопросом: какой в этом смысл? Какая мудрость здесь заключена? Мы обязаны лишь верить, что во всём предписанном для нас Аллахом, есть скрытый и явный смысл. Потому что Аллах Мудрый, и во всём что Он предписал, есть своя определённая мудрость. А здесь мы постараемся найти первую мудрость, и это, как сказал сам Всевышний – богобоязненность. Соблюдайте пост, быть может вы станете из тех, кто богобоязнен. Люди всегда спрашивают: как мне стать богобоязненным? Ты станешь богобоязненным, соблюдая пост. Ни намаз, ни закят, ничто другое не делает людей такими богобоязненными как пост. Именно пост ставит человека в ряд богобоязненных. Много братьев жалуются, говоря: когда я остаюсь один, или нахожусь в командировке, я просматриваю фото обнажённых девушек и с головой погружаюсь в них, не могу оторваться. Другие говорят: я когда общаюсь с девушками, начинаю заходить слишком далеко. Много таких жалуется. У этих мужчин и иман есть, и знания, и образование, но они не в силах сдерживать себя и мучаются вопросом: как мне стать богобоязненным? Ещё кто-то говорит: я вроде богобоязнен, но когда дело доходит до запретных денег, всё, не могу себя держать, всё время хочется положить их в карман. Короче говоря, многие люди задаются вопросом: как стать богобоязненным? Первое условие, дорогие братья, чтобы стать богобоязненным, сделай намерение и начни поститься. Если ты будешь поститься в том виде в каком его требует Всевышний, ты станешь из тех, кто богобоязнен, и здесь говорится: возможно. Слова «возможно ты станешь богобоязненным» означает – если ты будешь действительно поститься. А если ты создаёшь только внешний образ постящегося, тогда это не принесёт тебе пользы. Это означает превосходство духовных ценностей над материальными ценностями. Когда дело касается еды, человеку очень трудно себя сдерживать. Отказ от еды очень трудное дело. Употребление еды относится к материальным ценностям. А духовная ценность человека заключается в отказе от своей шахвы. Что такое шахва? Это интерес, желание. Есть два основных желания: это желание желудка и желание половых органов. Если человек смог отказаться от этих двух вещей, следовательно, он может отказаться от всего остального. И это то, что приводит к богобоязненности. Все твои грехи появляются из двух мест. Либо изо рта, когда ты ешь во время поста, либо из твоих половых органов. Всё. И мудрость состоит в том, что если человек смог уберечь себя в этих двух местах, он сможет уберечь себя и во всём остальном. Третье – человек соблюдающий пост, способен благодарить Бога. Он способен замечать и помнить о тех благах, которые послал ему Всевышний. Допустим, ты всё время недоволен. Ты недоволен светом, домом или ещё чем-то. А стоит свету отключиться на некоторое время, ты сразу начнёшь благодарить. Следовательно что? Для того чтобы человек знал ценность хлеба и воды, которые у него в руках, нужно иногда отстранять его от них. Тогда он начнёт благодарить Аллаха и говорить спасибо за то, что имеет. Хвала Аллаху, посмотрите, среди сидящих здесь нет ни одного голодающего. Да что там, сейчас у кыргызов даже мода пошла на еду. Я не кушаю жирное, а я не ем жир на мясе, а когда приходят в кафе, сразу спрашивают: из какого мяса это? если говядина, буду есть, а если баранина, то не буду. На кого ни посмотри, все диету держат! Что это такое? Кыргызы испокон веков не сидели на диете. Это значит, что мы настолько разбогатели, что уже стали выбирать еду. А когда мы познаем ценность своего богатства? Когда мы будем соблюдать пост, уважаемые мои. @ Шейх Чубак ажы Жалилов © Насаат Медиа

https://youtu.be/Lk5jtr3YU8Q

Ответ: Если это проглатывание является проглатыванием обычным, то есть то проглатывание, каким занимается человек в течении дня, обычно проглатывает слюну, которая накопилась у него во рту, то это не является тем, что аннулирует уразу, по единогласному мнению. Единогласное мнение об этом передал ан-Навави. Это потому, что тяжело освободиться от этого, человек не способен постоянно выплевывать слюну, которая есть у него во рту, а так же потому, что это касается всех людей, если бы это нарушало уразу человека, то посланник Аллаха, саля Ллаху аляйхи ва саллям, разъяснил бы это. И сказал бы: «Слюну во время уразы не глотайте и постоянно ее выплевывайте».

Вопрос: Если же человек накопил много слюны во рту, а затем проглотил её, портит ли это пост?

Ответ: В этом вопросе есть два мнения, Шафиитов и Ханбалитов. И более правильное мнение из этих двух мазхабов, то, что это не портит уразу потому, что нет довода на то, что проглатывание слюны, таким образом, портит уразу. Это мнение выбрал ибн Кудама. - Потому, что мы ранее сказали то, что если человек не копит слюну, а просто проглотил то, что образуется во рту, это не портит его уразу, даже если он проглатывает ее намеренно, то же самое можно сказать и здесь, нет какой-то очевидной разницы между этими двумя моментами. И это мнение выбрал шейх ибн Баз, а так же шейх ибн Усеймин, рахматуЛлахи алейхима.

Итог: если человек глотает свою собственную слюну, много он ее проглотил или мало проглотил, копил он ее намеренно или просто проглотил то, что образовалось во рту, в любом случае данное деяние не портит уразу, из-за отсутствия довода на то, что это портит уразу.

[Примечание редактора стенограммы]:

Что касается слюны, то в данном вопросе есть несколько разных картин в которых есть разграничения у ученых.

1. Первый случай – у кого была слюна во рту, и он ее проглотил, без того, чтобы специально собирать её.
В таком случае, учёные единогласны что его пост не нарушен и это является дозволенным без нежелательности

Сказал имам Бурхану Ддин Ибн Муфлих : «Если постящийся просто проглотит слюну, без того, чтобы специально копить её, то это не является нежелательным без разногласий ».

Источник: «Аль-Мубди», 3/36.

И это потому, что от этого невозможно уберечься человеку

Сказал Ан-Навави : «Проглатывание слюны не нарушает пост по иджма , если это было обычным образом. И это потому, что трудно уберечься от этого». Источник: «Аль-Маджму», 1/62.



2. Второй случай : если во рту у постящегося собралось большое количество слюны, однако ненамеренно, по причине увлеченности разговором, и т.д., и он проглотил её

В таком случае пост не портится также, по тем же причинам что и в первом случае.

Сказал имам аль-Имрани аш Шафии : «Если собралось много слюны во рту постящегося не специально, как например затянулся разговор, и по этой причине собралась слюна, и он проглотил ее, или подступила мокрота и слизь и он не мог ее сплюнуть – то его пост не нарушается по причине этого, так как он не мог уберечься от этого». Источник: «Аль-Баян», 3/505.

3. Третий случай – если человек собрал слюну во рту специально, и проглотил.

В этом разногласят учёные, и в этом вопросе 2 мнения как у ханбалитов, так и у шафиитов и маликитов.

И те, кто сказали, что портит, мотивировали тем, что проглатывания этого можно избежать.

А те, кто сказали, что не портит, исключили слюну из этого правила, так как она из внутренних жидкостей организма, и ее пребывание во рту и проглатывание привычное и обычное дело.

Сказал имам Ибн Кудама :

«То, чего невозможно избежать попадания в желудок - и это подобно проглатыванию слюны – не портит пост постящегося, потому что уберечься от этого затруднительно, и это похоже на пыль дороги, или то пыль от просеивания муки.

А если постящийся намеренно собрал слюну во рту, а затем намеренно проглотил её – то это не нарушило его пост, так как слюна появилась внутри него из желудка, и нет разницы между этим случаем, и между тем, кто не собирал слюну (так как в обоих случаях эта жидкость из его организма)

И в этом вопросе есть и другое мнение, а это то, что это нарушает пост, так как постящийся мог избежать этого, и это похоже на то, как если бы он. И первое более достоверно»

1. Нарушает ли пост рвота?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:

«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост » (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ

От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).

2. Нарушается ли пост от уколов?

Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).

3. Можно ли во время поста глотать слюну?

В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).

4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?

В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:

«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах » (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).

ولا قضاء عليه ولا كفارة

(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).

5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?

В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).

6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?

Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).

7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?

Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:

1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.

2. Совершеннолетие и разум.

3. Наличие силы держать пост.

4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.

5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.

(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)

8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?

В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается » (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).

9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?

Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).

10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:

«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся) » (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).

Для того, чтобы глотание слюны не нарушило пост нужно соблюдать три условия.

1. Проглатывание еще со рта. Если слюна покидала рот, например, вывел слюну на губы и была затем проглочена, пост нарушается, если даже была возвращена, касаясь губ. Если слюной намочить нитку или сивак, и затем эту влагу, которая имеется на ней, проглотить, пост нарушается, а если не было мокроты, которая не может отделиться, пост не нарушается.

Те, кто занят шитьём или пользуется сиваком, должны быть очень осторожны в этих случаях.

Если высунуть язык со слюной изо рта, затем проглотить слюну, то пост не нарушается, т. к. язык является внутренним органом рта. Также не нарушается пост, если с языка монетой или ей подобным отделить слюну и проглотить её еще с языка.

От проглатывания слюны, собравшейся во рту, пост не нарушается. Если человек соберёт во рту слюну и затем проглотит её, то, по достоверному слову, пост не нарушается, но есть и те, которые утверждают о нарушении.

2. Слюна должна быть чистой. От проглоченной нечистой слюны пост нарушается, если даже в слюне будет кровь, выделяющаяся из десен.

Рамали в «Нихаяте» пишет: «Если у человека большинство времени или всё время десна кровоточат, то насколько ему трудно беречь его ему прощают и делают облегчение. Ему достаточно выплюнуть слюну».

3. Несмешивание ни с чем чистой слюны. От глотания слюны, с которой что-то смешано, пост нарушается. К примеру, если проглотить слюну с изменившимся цветом от того, что вы намочили крашеную нитку, или от намоченного водой сивака проглотить воду со слюной, пост нарушается. Не вредит слюна, проглоченная после полоскания рта, т. к. трудно от неё защититься.

Тот, кто без цели набрал в рот воды, затем позабыл о посте и проглотил, его пост не нарушается. Если вода проникнет внутрь от того, что в воде постящийся открыл рот, пост нарушается.

Если постящемуся в рот попадет муха, комар или дорожная пыль и он это проглотит, пост его не нарушается, если даже у него была возможность закрыть рот и уберечься от этого. Это потому, что трудно постоянно от них защититься.

Более того, если эти предметы попадут внутрь от того, что мы будем держать рот открытым, пост наш не нарушается. Но если мы при открытии рта что-то добровольно втянем внутрь, от этого пост нарушается. Если нарочно держать рот открытым и этим пустить в рот пыль, нужно промыть рот, также нужно промывать рот, если мы, имея возможность защититься от пыли, но не сделав этого, набрали грязную пыль.

ИбнуХаджар говорит, что грязная пыль вредит посту, а Рамали утверждает обратное. Аллах лучше знает.

Ибрагим Нажмутдинов