Церковь св марии в контакте. Кафедральный собор святой марии. История строительства собора

В Санкт-Петербурге, на улице Большой Конюшенной в доме под номером 8-а располагается евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии. В настоящее время этот действующий приход является и кафедральным собором Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (ЕЛЦИ) и главным финским приходом Петербурга.

Начало общине было положено в середине 17 века в Ниеншанце. Тогда она находилась под юрисдикцией шведской церкви. После окончания Северной войны и передачи Ингерманландии Российской империи жители тех земель переселились в Санкт-Петербург. На новом месте собрания и службы проходили в частном доме. Вел их пастор Яков Майделин.

В царствование Анны Иоанновны, в 1734 г. общине подарили участок земли неподалеку от того места, где ныне расположен Невский проспект. Там была заложена церковь Святой Марии. После того, как в 1745 г. финская и шведская общины разделились, за финской было оставлено прежнее место. Изначально здесь был сооружен деревянный храм, который, когда он обветшал, заменили каменным. В церкви было два приюта, касса для бедных, богодельня, школа. К приходу относились молитвенный дом в местечке Лахта и часовенка на финском участке на Митрофаниевском кладбище.

Церковь Святой Марии всегда была центром финской общины Санкт-Петербурга. Петербургские финны делились на две группы – чухон-ингерманландцев, коренных жителей приневских земель и финляндцев, приехавших из княжества Финляндского. Согласно переписи населения, в 1881 г. финнов в Петербурге было порядка 20 тысяч. Женщины в основном трудились прачками, прислугой, няньками, кухарками, а мужчины – извозчиками, сапожниками, трубочистами, портными. В число элиты входили финские шведы, среди них были ювелиры и ремесленники, которые, получив необходимые знания и скопив денег, возвращались на родину. Из этих кругов происходили и пасторы церкви. После революции и гражданской войны большевики с большим доверием относились к ингерманландцам, поскольку они помогали завозить в Петербург оружие и революционную литературу. Финляндцы в подавляющем своем большинстве были высланы.

Здание церкви в нынешнем виде было возведено по проекту архитектора Г. Паульсена в 1803 г., а освящено в декабре 1805 г. Реконструкция 1871 года проходила под руководством известного зодчего К. Андерсона, а 1890 года – Л. Бенуа.

Фасад храма, обращенный на ул. Большую Конюшенную, украшен портиком с треугольным фронтоном. Над церковью – сферический купол. На портике фасада – ниши, в которых некогда были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Позже они были заменены вазами парапета.

В 30-е годы 20 века церковь закрыли, а здание отдали под общежитие. С 70-х годов там был «Дом Природы». Возрождение общности финской общины города было положено в 1988 г. с открытием общества «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз). В постперестроечный период, в 1990 г. церковь передали ЕЛЦИ. Повторное освящение состоялось в 2002 г. На церемонии присутствовал президент Финляндии Т. Халонен и 1-й губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев.

В 2010 г. в церкви был установлен 27 регистровый необарочный духовой орган с механическими игровой и регистровой трактурами. В декабре того же года орган был освящен и инаугурирован. В этом мероприятие участвовали Марина Вяйзя, главный органист церкви св. Марии, профессоры Сибелиус-академии (Финляндия) К. Хямяляйнен, О. Портан, К. Юссила. На следующий день состоялся концерт, посвященный Дню независимости Финляндии.

В настоящее время пастором прихода является Михаил Иванов. Сейчас в приходе Святой Марии проводятся разного рода торжественные собрания, фольклорные праздники и концерты.

Около Невского проспекта, на Большой Конюшенной улице скромно спряталась простая, невыразительная постройка. Это и есть церковь святой Марии.

Что интересно, недалеко есть Шведская церковь Святой Екатерины , история и судьбы которых тесно переплетены.

Если убрать дворовые дома, то они окажутся в 50 шагах, но их фасады обращены против друг друга, - таков уж архитектурный итог многовекового соперничества соседних народов.

Участок, который в 1733 году по указу императрицы Анны Иоановны был отдан под строительство, принадлежал шведско-финской общине.

Сначала там появился молитвенный дом, первыми прихожанами которого стали торговцы и ремесленники шведской и финской национальностей.

Саму церковь начали строить в 1803 году.

Архитектор Паульсен стремился создать по-домашнему уютный приход. В результате, получилось строгое, лишенное изысков здание, единственным украшением которого стали арочные окна и портик с четырьмя колоннами.

В 1805 году её освятили во имя святой Марии. Долгое время она оставалась единственным местом для прихожан финской национальности в Санкт-Петербурге.

Ее закрыли в 1937 году, а в 1970 году в здании открыли «Дом природы». Так ее до сих пор и называют многие горожане.

Вернули церковь святой Марии финской общине лишь в 1990 году, а в конце 90-х ее начали реставрировать.

За пять лет был возвращен не только прежний внешний вид, но и историческое внутреннее убранство.

Весной 2002 года её заново освятили в присутствии президента Финляндии.

Сейчас здесь проводятся регулярные службы и действует воскресная школа.

Вообще, этот уголок Санкт-Петербурга – большая скандинавская вотчина. Здесь Шведское консульство, шведская школа, шведский бизнес-центр и бизнес-клуб. А что скрыто в глубине двориков знают только в местном ЖЭКе…

Адрес:

Санкт-Петербург, улица Большая Конюшенная, дом 8-а.

Как добраться:

От метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) легко прогуляться пешком по Невскому до Большой Конюшенной, где повернуть на эту улицу, и через 200 метров Вы окажетесь у дверей.

Ну что, продолжим наши прогулки по летнему Санкт-Петербургу? Сегодня мы побываем на красивой Исаакиевской площади со знаменитым собором и посетим финскую церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице. И, как всегда, покажу интересные городские детали, встречавшиеся мне на пути.

Итак, гуляем по Питеру…

В тот день 31 июля 2016 года самым главным впечатлением для меня был , который я смотрела, стоя вооон на тех ступеньках дома № 20 по Английской набережной:

Ну, и куда же в Питере без советского прошлого! Поэтому на здании я нашла и вот такую мемориальную табличку:

Парад закончился, и я отправилась гулять по городу, но тут начался ливень, который пугал чёрными тучами ещё с самого раннего утра. Поэтому я спряталась в подземном переходе и обнаружила там вот такой памятный уголок:

Оказывается, на месте Конногвардейского бульвара когда-то проходил канал, по которому возили строевой лес из складов Новой Голландии на Адмиралтейскую верфь. Теперь я знаю, что в городе на Неве и подземные переходы с историей)))

Дождь был сильный, но недолгий, и вот я снова на улицах города. На этот раз ноги принесли меня на Исаакиевскую площадь с расположенным на ней одноимённым собором:

Здание собора огромно – общая высота 101,5 м, площадь – более 1 га.
Все четыре фасада собора украшены колонными портиками. Всего колонн 48:

Эти грандиозные колонны высечены из выборгского гранита «рапакиви». Их подвозили по Неве, а затем на платформах с чугунными шарами катили по лоткам из толстых досок к стройке.
А установка колонн собора так и вообще считается одним из выдающихся достижений русских строителей - 128 рабочих при помощи специальных лесов и кабестанов (специальных лебёдок) устанавливали одну колонну за 45 минут:

Барабан центрального купола также окружают 72 монолитные гранитные колонны весом от 64 до 114 тонн:

Внутреннее убранство Исаакия роскошно, так как для украшения была подобрана изумительная гамма разноцветных камней – русский, итальянский и французский цветной мрамор, уральский малахит и лазурит. Я уже посещала собор годом ранее, поэтому в этот раз решила просто полюбоваться его не менее красивым фасадом:

Расскажу ещё немного об историческом прошлом собора.
В мае 1858 года собор торжественно освятили, и он стал главным кафедральным храмом столицы.

За работу государь пожаловал архитектору Огюсту Монферрану золотую медаль с бриллиантами и 40 000 рублей серебром. Через месяц Монферран скончался. В своём завещании архитектор просил похоронить его под полом собора, но так как он не был православным, то гроб с его телом лишь обнесли вокруг собора, а отпевали Монферрана в на Невском проспекте. Я рассказывала об этой церкви в отдельном посте.
После отпевания вдова архитектора увезла его тело во Францию, где его и похоронили.
В 1931 году в соборе устроили Антирелигиозный музей.
Во время блокады в подвалах собора хранились ценности, перевезённые туда из пригородных царских дворцов – Пушкина, Павловска, Петродворца, Гатчины и Ломоносова.

Об Исаакиевском соборе поговорили, теперь настало время осмотреться по сторонам.
Современная Исаакиевская площадь образовалась из слияния двух старинных площадей – Исаакиевской и Мариинской. Название Мариинской площади дал стоящий на другом берегу Мойки Мариинский дворец. Виднеется на фото на заднем плане:

До 1839 года в здании, стоявшем на этом месте, располагалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в ней учился Лермонтов. В 1839-1844 годах архитектор-эклектик Андрей Штакеншнейдер перестроил его для великой княжны Марии Николаевны, дочери Николая I, после чего дворец стал называться Мариинским.
С 1884 года во дворце заседал Государственный совет. В 1907-м архитектор Леонтий Бенуа превратил двухъярусный зимний сад в зал заседаний. В 1917 году в Мариинском дворце работало Временное правительство. В годы первых пятилеток дворец был отдан Промышленной академии им. Сталина (Промакадемии). Сейчас во дворце заседает городское Законодательное собрание.
В 1859 году площадь между дворцом и собором украсил памятник Николаю I работы Петра Клодта и Огюста Монферрана:

Есть ещё одно примечательное здание на углу площади. В 1807 году Джакомо Кваренги возвёл на левом берегу расположенного там тогда канала здание Конногвардейского полкового манежа.
Перед портиком манежа стоят статуи юношей, укрощающих коней, - это копии знаменитых античных статуй, украшающих Квиринальский дворец в Риме:

Статуи изображают Диоскуров, сыновей Зевса – близнецов Кастора и Поллукса, они считались покровителями воинов, всадников и моряков.
Сегодня Манеж используется в качестве выставочного зала:

После прогулки по Исаакиевской площади я отправилась на Большую Конюшенную улицу, чтобы наконец-то попасть внутрь небольшой финской церкви, расположенной там:

В один из предыдущих дней мне это не удалось, потому что на входной двери висел лист бумаги с надписью: «Не входить! Не стучать! Идёт запись!!!». Поэтому, потоптавшись возле входа и сделав несколько снимков здания церкви, я решила вернуться сюда в другой день:

Я расскажу об истории возникновения финской церкви на этом месте, сопровождая рассказ снимками деталей интерьера и экспонатами с выставки рукодельных работ, которая в то время проходила в церкви.
В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила шведско-финской общине Санкт-Петербурга участок на Большой Конюшенной улице, на котором была построена первая деревянная кирха, освящённая 19 мая того же года в честь Святой Анны.
В 1745 году шведско-финская община разделилась, однако богослужения совершались в общей церкви.

В 1767 году кирха перешла во владение финской общины.
В 1803 году финская община начала строительство новой каменной церкви на 2400 мест.
12 декабря 1805 года, в день рождения императора Александра I, храм освятили в честь Святой Марии, тезоимённой его матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
Ну, а потом пришла Советская власть, и в 1938 году кирха Святой Марии была закрыта, а её здание передано Эрмитажу.

В 1940 году здание было перестроено под общежитие строительного управления, а с 1970 года в здании церкви находился «Дом природы».
В 1990 году усилиями пастора Арво Сурво был возрождён и вновь зарегистрирован лютеранский приход Святой Марии, которому сначала выделили лишь несколько помещений в здании церкви.
Борьба прихожан за полное возвращение здания увенчалась успехом лишь в 1994 году. После этого начался сбор средств на реставрацию.

В 1999 году под руководством Центра зарубежной помощи Церкви Финляндии, при поддержке финских приходов и под контролем Музейного ведомства Санкт-Петербурга начали проводить реставрацию церкви. Здание церкви Святой Марии было восстановлено исключительно благодаря пожертвованиям лютеран Финляндии, которые собрали для этой цели почти 20 млн. финских марок.

Церковь была повторно освящена в мае 2002 года в присутствии архиепископа Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии Юкки Паарма, президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева.

В сентябре 2002 года по решению церковного правления кирха Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору.

И на снимке внизу расписание богослужений. Вдруг кому захочется поприсутствовать:

В церкви я пробыла совсем немного, так как там проходила подготовка к какому-то мероприятию, и было не совсем удобно фотографировать. Да и сам по себе храм очень небольшой и с минимальными украшениями интерьера. Это ведь лютеранская церковь, а они чаще всего очень аскетичны в плане декорирования.

В общем, после пищи духовной мне захотелось хлеба, а точнее, известных местных пышек. Но в знаменитую Пышечную на Большой Конюшенной была огромная очередь. Кстати, в этом здании в 18-м веке располагалась Французская реформаторская церковь:

Ну, а я в следующий раз покажу ещё пару интересных церквей Санкт-Петербурга – шведскую Святой Екатерины и немецкую Святых Петра и Павла.
Так что, до встречи в Питере!

Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:

Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии - воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.

Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.

История строительства собора

Первую церковь на этом месте построили римляне. В V-VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.

В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.

Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.

Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.

Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий . Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.

В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.

Главный фасад, фото viajeblogevasion

Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.

Северный фасад

Портал Часов (Puerta del reloj), фото viajeblogevasion

Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.

Южный фасад

Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.

Клуатр, фото viajeblogevasion

Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.

Внутреннее убранство

Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м². В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.

Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.

Главная капелла

Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.

Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.

Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.

Хоры, фото santiago sanz romero

В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)

Капелла Святого Причастия

Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.

Часовня Святого Ильдефонса

Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).

Другие часовни

Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей.
Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем.
Капелла Транспаренте (1729-1732 гг.) уникальна способом освещения.
В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.
Главная ценность капеллы Сан-Блас — фрески.

Ризница, фото Jose Luiz

В ризнице храма устроена картинная галерея, где можно увидеть полотно Эль Греко «Эсполио» и ряд работ Тициана, Веласкеса, Ван Дейка и Гойи. Выставлены здесь и другие произведения искусства, старинные культовые предметы и церковные облачения, украшенные драгоценными камнями.

Сокровищница находится под главной башней собора. В этом месте планировалось устроить фамильную усыпальницу. Но позднее организовали сокровищницу, где разместили ювелирные изделия, подаренные храму. В экспозицию включена 2,5-метровая дароносица. На самом деле их 2. Золотая дароносица с драгоценными камнями и жемчугом Изабеллы Католической, древняя весом 17 кг, помещена в центр серебряной (позже позолоченной) большой дарохранительницы (160 кг).

Храм сегодня является действующим. В нем проводятся богослужения. В это время вход в Кафедральный собор бесплатный. В другое время храм работает как музей.

Часы работы музея

ПН-СБ: 10:30-18:00;
ВС: 14:00-18:30.

Входной комплексный билет — €12,50.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.