Речевой этикет. Правила этикета. Основные правила речевого этикета в различных речевых ситуациях: примеры. Реферат: Речевой этикет

речево́й этике́т

система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контак­та собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. В широком смысле Р. э., связанный с семиоти­че­ским и социальным понятием этикета, осуществляет регулирующую роль в выборе того или иного регистра общения, например «ты»или «вы»-форм, обращений по имени или при помощи иной номинации, способа общения, принятого в деревенском обиходе или в городской среде, среди старшего поколения или молодежи и т. п. В узком смысле сло́ва Р. э. составляет функционально-семантическое поле единиц добро­же­ла­тель­но­го, вежли­во­го общения в ситуа­ци­ях обращения и привлечения внимания, знакомства, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, просьбы, приглашения, совета, предложения, согласия, отказа, одобрения, комплимента, сочувствия, соболезнования и т. п. Коммуни­ка­тив­ные стерео­ти­пы Р. э., не внося в общение нового логического содержания, выражают социально значимую информацию типа «Я вас замечаю, признаю, хочу с вами контакта», т. е. отвечают важным целе­уста­нов­кам говорящих и манифестируют существенные функции языка.

Функции Р. э., базируясь на присущей языку коммуникативной функции, складываются из взаимо­свя­зан­ных специализированных функций: контактоустанавливающей (фатической), ориен­та­ции на адреса­та (конативной), регулирующей, волеизъявления, побуждения, привле­че­ния внимания, выраже­ния отно­ше­ний и чувств к адресату и обстановке общения.

Речевая ситуация, в которой бытует Р. э., - это ситуация непосредственного общения комму­ни­кан­тов, ограни­чи­ва­е­мая прагматическими координатами «я - ты - здесь - сейчас», кото­рые организуют ядро поля языковых единиц Р. э. Грамматическая природа этих единиц опреде­ля­ет­ся дейктическими указателями «я - ты - здесь - сейчас», спроецированными в структуру единиц («Благодарю вас!», «Поздравляю!» и т. д.). Утрата высказыванием координат «я - ты - здесь - сейчас» выводит его за пределы Р. э. (ср. «Поздравляю вас!» и «Вчера он поздравлял её»). Единицы Р. э. сформированы одно­вре­мен­ным актом номинации события и предикации и представляют собой перформативные высказы­ва­ния-действия, изучаемые в прагматике.

Системная организация тематических (и синонимических) рядов-формул Р. э. проходит на семанти­че­ском уровне, например в русском языке: «До свидания», «Прощайте», «До встречи», «Всего доброго», «Всего хорошего», «Пока», «Разрешите попрощаться», «Позвольте откла­нять­ся», «Честь имею», «Наше вам» и т. д. Богатство синони­ми­че­ских рядов единиц Р. э. обусловлено вступлением в контакт разных по социальным признакам коммуникантов при разных социальных взаимодействиях. Маркированные единицы, употребляясь преиму­ще­ствен­но в одной среде и не употребляясь в другой, получают свойства социального символизма.

Р. э. представляет собой функционально-семантическую универсалию. Однако ему свой­ствен­на яркая националь­ная специфика, связанная с неповторимостью узуального речевого поведения, обыча­ев, ритуалов, невербальной коммуникации представителей конкретного региона, социума и т. п. Фразео­ло­ги­зи­ро­ван­ная система формул Р. э. содержит большое число фразеологизмов, пословиц, поговорок и др.: «Добро пожаловать!», «Хлеб да соль!», «Сколько лет, сколько зим!», «С лёгким паром!» и др. Национально специфичны и формы обращений, в т. ч. образованные от собственных имён (см. Антропонимика). Термин «Р. э.» впервые введен в русистике В. Г. Костомаровым (1967). Собствен­но научное изучение системы Р. э. в языке и речи было начато в СССР (с 60‑х гг. 20 в. - работы Н. И. Формановской, А. А. Акишиной, В. Е. Гольдина). Проблемы Р. э. изучаются в рамках социо­линг­ви­сти­ки, этнолингвистики, прагма­ти­ки, стилистики, культуры речи.

Костомаров В. Г., Русский речевой этикет, «Русский язык за рубежом», 1967, № 1; Акишина А. А., Формановская Н. И., Русский речевой этикет, М., 1975; 3 изд., М., 1983; Национально-культурная специфика речевого поведения, М., 1977; Формановская Н. И., Русский речевой этикет: лингвистические и методологические аспекты, М., 1982 (лит.); 2 изд., М., 1987; её же, Употребление русского речевого этикета, М., 1982 (лит.); 2 изд., М., 1984; её же, Вы сказали: «Здравствуйте!». Речевой этикет в нашем общении, М., 1982; 3 изд., М., 1989; её же, Речевой этикет и культура общения, М.,1989; Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР, М., 1982; Теория речевых актов, в кн.: Новое в зарубежной лингвистике, в. 17, М., 1986; Гольдин В. Е., Речь и этикет, М., 1983 (лит.); Austin J. L., Performative-constative, в кн.: Philosophy and ordinary language, 1963.

Н. И. Формановская.

В Новокузнецком педагогическом институте подготовлен к изданию Словарь-справочник русского речевого этикета и простонародного доброжелательного обхождения XIX-XX вв. Труд по многим своим параметрам уникальный. По объёму и содержанию он не имеет аналогов в отечественной и, насколько нам известно, зарубежной лексикографии, хотя нельзя сказать, что русский речевой этикет совершенно неизведанная область. Собирание формул русской речевой учтивости, вежливости, обходительности имеет в России давнюю историю. Известно, что ещё в XVII-XVIII и особенно в XIX веках издавались разнообразные справочники и руководства для учтивого устного обхождения, а также для писания бытовых и официальных писем ("письмовники"). Предпринимались и попытки составления сборников "приветливых" слов и выражений. После революции само слово "этикет" попало в разряд "старорежимных", и работа в этом направлении была надолго прервана, что, конечно же, негативно отразилось на изучении и состоянии русской речевой культуры. С середины 1970-х гг. в период "разрядки", когда русский язык стал широко распространяться в качестве одного из мировых языков, русские лингвисты и методисты издавали справочники и учебные пособия по речевому этикету (см. широко известные работы проф. Н.И. Формановской и её коллег).

Составленный словарь по типу представляет собою тематический толковый словарь-справочник. "Тематический", то есть посвящённый одной теме, охватывающий лексику и фразеологию тематических групп одного семантического поля - вежливого, доброжелательного обхождения. "Словарь-справочник" - по классификации академика Л.В. Щербы - означает "описательный словарь", который не является строго нормативным, а стремится отразить знаки речевого этикета разных социальных сфер и территориальных говоров русского языка. Принцип нормативности описания выдерживается лишь частично: расстановкой ударений; указанием отдельных грамматических форм; стилистическими пометами, устанавливающими сферу и границы употребления слова; цитатами, показывающими употребление слова или выражения в конкретной речевой ситуации; отражением некоторых особенностей орфографии. В задачу составителя не входило давать оценки: "правильно - неправильно" и рекомендации: "так надо говорить - так не надо говорить". Подобные указания более уместны в практикумах по речеведению. Задачам словаря больше отвечает информация - "так (было) принято говорить (писать)

«Доброе утро» – так мы обычно приветствуем коллег, приходя на работу, и сами того не подозревая соблюдаем правила речевого в общении. Они довольно разнообразны и, на первый взгляд, скучны и только мешают нормальному течению разговора. Но на самом деле, без таких ограничений сделать беседу понятной для каждого ее участника было бы невозможно.

Понятие современного речевого этикета

Любой разговор ведется по своим правилам, причем они настолько устойчивы, что мы следуем им, абсолютно не задумываясь над последовательностью действий. Никому же не придет в голову начинать разговор с формулы прощания? Соблюдение правил речевого этикета способствует доброжелательному ходу беседы, а вот пренебрежение ими может даже стать предпосылкой конфликта. Например, обращение на «ты» к незнакомому человеку допускается лишь в интернете, в «живом» разговоре это вызовет недоумение, а если человек старше по возрасту, то и негодование. Этикет общения регламентирует поведение в различных ситуациях, а используемые обороты сообщают информацию о степени знакомства собеседников, их социальном положении, возрасте, обстановке общения. Несмотря на свою устойчивость, речевые формулы подвержены историческому изменению, к примеру, обращение «сударыня» сегодня выглядит безнадежно устаревшим.

Любопытно, что основываются эти правила не только на моральных нормах, но и на культурных и национальных традициях. То есть, знакомясь с правилами речевого этикета, мы можем получить некоторое представление о культуре страны или области, с представителями которой нам нужно будет общаться. Стоит учитывать, что эти правила неоднородны, то есть помимо национальных различий существуют отличия социального характера. Например, формулы, используемые в разговоре с ребенком, будут неуместны при общении с взрослым человеком. Такое часто встречается у воспитателей детских садов и учителей начальных классов, привыкнув к одним нормам общения, им бывает сложно перестроиться, поэтому окружающим кажется, что с ними обращаются, как с детьми. В таких нюансах и состоит сложность понятия «речевой этикет», устроите вы переговоры с деловыми партнерами или соберетесь на дружеские посиделки, пойдете получать паспорт или направитесь в салон красоты – каждый вид вашего будет подчиняться своим правилам.

Признаки современного речевого этикета

Как уже говорилось выше, правила, которым подчиняется общение, настолько закрепились, что мы используем их неосознанно. Чтобы лучше понимать это явление, стоит знать о его основных признаках.

Речевой этикет регламентирует не только способы обращения и прощания, но и ведение разговора. Так, требуется следить, чтобы тема разговора была интересна всем участникам беседы, поддерживать интерес слушающего и избегать категоричности. На самом деле правил много больше, но соблюдение этих является определяющим для успешного ведения беседы.

— Извиняюсь!
К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения — не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

  • Содержание:

Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и , построения крепких семейных и дружеских отношений.

Понятие речевой этикет

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

  • речевой этикет — система правил

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета .

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

  • формулы речевого этикета — устойчивые выражения

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой — деликатным. При обращении с просьбой желательно избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент . Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

Ситуации речевого этикета

Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация . Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

  • личности собеседников
  • место
  • время
  • мотив

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата — человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения — на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая — на уважение и большую формальность в разговоре.

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

Любой национальный речевой этикет предъявляет определенные требования к представителям своей культуры, и имеет свои особенности. Само появление понятия речевой этикет связано с древним периодом в истории языков, когда каждому слову придавалось особое значение, и сильной была вера в действие слова на окружающую действительность. А появление определенных норм речевого этикета обусловлено стремлением людей вызвать к жизни определенные события.

Но для речевого этикета разных народов характерны также и некоторые общие черты, с различием лишь в формах реализации речевых норм этикета. В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению. В замкнутом обществе представитель чужой культуры, не знакомый с особенностями национального речевого этикета , представляется необразованным, плохо воспитанным человеком. В более открытом социуме люди подготовлены к различиям в речевом этикете разных народов, в таком обществе нередко практикуется подражание чужой культуре речевого общения.

Речевой этикет современности

В современном мире, и тем более в городской культуре постиндустриального и информационного общества, понятие культуры речевого общения изменяется коренным образом. Скорость изменений, происходящих в современности, ставит под угрозу сами традиционные основы речевого этикета, основанные представлениях о незыблемости социальной иерархии, религиозных и мифологических верований.

Изучение норм речевого этикета в современном мире превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у адресата, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Однако роль национального речевого этикета остается важной — знание особенностей иностранной речевой культуры является обязательным признаком свободного владения иностранным языком.

Русский речевой этикет в обращении

Основной особенностью русского речевого этикета можно назвать его неоднородное развитие на протяжении существования российской государственности. Серьёзные изменения норм русского языкового этикета происходили на стыке 19 и 20-го веков. Прежний монархический строй отличался разделением общества на сословия от дворян до крестьян, что определяло специфику обращения в отношении привилегированных сословий — господин, сударь, барин. При этом отсутствовало единое обращение к представителям низших сословий.

В результате революции были упразднены прежние сословия. Все обращения старого строя были заменены на два — гражданин и товарищ. Обращение гражданин приобрело негативную окраску, оно стало нормой в применении заключенными, судимыми, арестантами по отношению к представителям органов правопорядка. Обращение товарищ, напротив, закрепилось в значении «друг».

Во времена коммунизма всего два типа обращения (а по сути, только одно — товарищ), образовали своего рода культурно-речевой вакуум, который был неформально заполнен такими обращениями, как мужчина, женщина, дяденька, тётенька, парень, девушка и пр. Они остались и после развала СССР, однако в современном обществе воспринимаются как фамильярность, и свидетельствуют о низком уровне культуры того, кто их использует.

В посткоммунистическом обществе постепенно стали вновь появляться прежние виды обращения: господа, сударыня, господин и др. Что касается обращения товарищ, то оно законодательно закреплено в качестве официального обращения в силовых структурах, вооруженных силах, коммунистических организациях, в коллективах заводов и фабрик.

При подготовке статьи использованы материалы Онлайн Энциклопедии Кругосвет и Библиотеки РГИУ.

Речевой этикет - это принятые в определенной культуре совокупности требований к содержанию, форме, порядку, характеру и уместности ситуативных высказываний. К этому понятию также относят выражения и слова, которые употребляются людьми для просьбы, прощания, извинения. Также сюда необходимо отнести и различные формы обращений, интонационные особенности. Стандарты этикета даже получают свои названия относительно стран или мест их применения. В качестве примера можно привести так называемый «русский речевой этикет» как форму этики, присущую исключительно русским. Изучением этого феномена занимаются лингвисты, историки и культурологи, психологи, страноведы, этнологи и географы.

Речевой этикет и его границы

В самом широком понимании этого слова его можно трактовать как любой более менее успешный момент (акт) коммуникации. Именно поэтому речевой этикет связан с определенными постулатами общения, делающими возможным и более успешным взаимодействие всех участников коммуникации. К таким постулатам относятся:

Качество (речевое сообщение должно иметь под собой должные основания, не быть заведомо ложным);

Количество (баланс и гармония между краткостью и лаконичностью изложения и его пространной размытостью);

Отношение (релевантность по отношению к адресату);

Способ (ясность, четкость передаваемой информации для адресата).

Речевой этикет и его периферийные постулаты

Если рассматривать вышеперечисленные правила исключительно как необходимые для эффективного исполнения задачи передачи информации, то вежливость и тактичность можно выкинуть оттуда. Это значит, что такие требования, как правдивость и релевантность также можно опустить в некоторых допустимых случаях.

Речевой этикет и его уровни

В узком смысле это понятие можно охарактеризовать как систему определенных языковых средств, которые требуются для налаживания контактов и отношений. Элементы данной системы можно рассматривать на разных уровнях:

Уровень лексики и фразеологии (сюда относят устойчивые выражения и специальные слова);

Грамматический уровень (использование множественного числа для вежливого обращения, например, местоимение «Вы»);

Стилистический уровень (культурная, грамотная речь, отказ от непристойных и шокирующих слов);

Интонационный уровень (вежливая интонация, использование смягчающих эвфемизмов);

Орфоэпический уровень (например, использование вместо «здасьте» или «здорово» слова «здравствуйте»);

Организационно-коммуникативный уровень (запрет на перебивание собеседника, вмешательство в чужой разговор).

Речевой этикет в повседневной практике

Эта норма так или иначе привязана к ситуации общения. Правила речевого этикета - это набор параметров, которые соответствуют ситуации, личности собеседника, месту, мотиву, времени и цели беседы. Прежде всего, это критерии явлений, которые ориентированы на адресата, однако личность самого говорящего, несомненно, учитывается. Правила общения могут варьироваться в зависимости от ситуации, темы. Существуют более специфические нормы лексики (например, выступления во время застолья, на похоронах и прочее).