Лошадь сказала взглянув на верблюда анализ. «Стихи о разнице вкусов» В. Маяковский. «Стихи о разнице вкусов» Владимир Маяковский

Лошадь
сказала,
взглянув на верблюда:
«Какая
гигантская
лошадь-ублюдок».
Верблюд же
вскричал:
«Да лошадь разве ты?!
Ты
просто-напросто —
верблюд недоразвитый».
И знал лишь
бог седобородый,
что это —
животные
разной породы.

Анализ стихотворения «Стихи о разнице вкусов» Маяковского

Произведение «Стихи о разнице вкусов» Владимира Владимировича Маяковского был опубликовано на страницах журнала с говорящим названием «Чудак».

Стихотворение написано осенью 1928 года. Его автору в эту пору исполнилось 35 лет, он давно уже один из главных глашатаев нового социалистического искусства, регулярно публикуется, проводит встречи с пролетариями. В этот период он находится в поездке по Франции, там же и пишет «Стихи о разнице вкусов». По жанру – типичная для поэзии В. Маяковского сатира, по размеру — акцентный стих с рифмовкой, весьма похожей на смежную. Конструкция этого стихотворения – апофеоз лесенки, столь привычной для поэта. За образами животных скрываются, разумеется, люди. Каждый слышит только самого себя, не желает менять точку зрения, свысока смотрит на непохожих, не способен увидеть гармонию в новом, незнакомом. Конфликт лошади и верблюда начинается с реплики непарнокопытного животного, привыкшего все измерять конями и их потребностями. «Какая лошадь-ублюдок»: просторечное устаревшее слово, давно приобретшее негативную окраску, указывает на нечистопородное происхождение. Поэт поднимает еще пушкинскую тему о невозможности впрячь вместе «коня и трепетную лань». Ритм в середине стихотворения нарушается, чтобы подчеркнуть возмущение оскорбленного верблюда. Этой же цели служат поставленные вместе вопросительный и восклицательный знаки. Стихи построены на диалоге. Один из подтекстов – несовместимость мира капитализма и социализма. Впрочем, в данном стихотворении нет явного противопоставления, только конфликт вместо сотрудничества. «Верблюд недоразвитый»: с такого ракурса верблюд обозревает жизнь и ее обитателей. «Бог седобородый»: помимо явного антропоморфизма, не одобряемого церковью, поэт утверждает, что только взгляд со стороны, вне определенного сообщества, над событием, может помочь дать верную оценку явлению и факту. Творец здесь – единственный, кто знает, что такими они были изначально созданы, и нет нужды одному становиться другим, каждый на своем месте, у всех свой путь. В мире же людей есть еще и соработничество ради общей цели. Тире финальных строк подчеркивает стремительность словесной схватки. Животные одушевлены, как это принято в баснях. Эпитеты: гигантская, недоразвитый, седобородый.

Тема узости мышления – одна из главных в творчестве В. Маяковского. Он всегда охотно бичует нравы как капиталистического, так и социалистического общества.

У Маяковского есть такой незамысловатый, вроде бы, стишок:
Сказала лошадь, взглянув на верблюда:
- Какая гигантская лошадь-ублюдок!
Верблюд же сказал:
- Да лошадь разве ты?
Ты просто-напросто верблюд недоразвитый!
И знал один лишь Бог седобородый,
Что это животные – разной породы.
Недавно на каком-то новостном сайте (неважно, на каком: это типично) прочёл: европейцы осознают, что народ России пока поддерживает политику Кремля, однако из-за санкций и падения цен на нефть экономическое положение будет ухудшаться – и тогда россияне неизбежно изменят своё мнение.
Повторяю, это настолько типично, что я даже не стал искать ссылку.
Подобные суждения о России для европейцев: в том числе тамошних интеллектуалов и политиков – всегда были характерны.
Однако этот гипотетический «народ России», который пока «поддерживает политику Путина» - а потом подумает-подумает, сделает правильные выводы и перестанет поддерживать – это на самом деле западный электорат. Подставленный вместо русского народа.
Это прославленный в веках способ – судить о людях по себе.
На самом же деле Россию населяют не граждане, а рабы. А раб – существо, совершенно не похожее на гражданина, - и даже противоположное, даже антагонистичное ему.
Да, внешне – вроде, похожи. Ушки, глазки. Штаны носят. Речь относительно членораздельная.
Но, как говорил профессор Преображенский, «этого ещё недостаточно, чтобы быть человеком».
Раб – это в своих общественных проявлениях не человек, а что-то вроде биоробота.
Представьте себе такую куклу: впереди у неё белая кнопка – нажмёшь на неё, кукла бьёт в ладоши, кричит «Ура!» - поддерживает. На спине – красная кнопка: нажмёшь – кукла осуждает и протестует.
Понятно, у куклы есть Хозяин: он и нажимает какую ему нужно кнопочку.
Что в России есть «народ», что он чего-то там «поддерживает» (посмотрели, подумали: а чего? разумная политика! мы поддерживаем!»), – иллюзия. Просто Хозяин нажал на нужную кнопку.
Если бы нужно было поддержать не войну с Украиной, а дружбу с Украиной – точно так же поддержали бы. Нажали на кнопку – есть реакция. Естественно, та, какая запрограммирована. Это же не живое существо, которое само решает, что ему делать – а имитирующая человека кукла.
Очень нравятся советы украинцев: вот, мы сбросили своих мерзавцев – и вы своих сбросьте. Трогательные люди!
Что ж, мол, русские, такие «верблюды недоразвитые»? Давайте, превращайтесь в нас, правильных, - в лошадей!
А верблюды не могут превратиться в лошадей. Потому что они «другой породы».
Да, русские сами себя такими выбрали, сами себя такими сделали. Но раз сделали – то вот они такие. И это объективно.
Так же объективно, как объективно, например, неумение играть на фортепиано. Бесполезно советовать: «А ты сядь, сыграй-ка «Аппассионату»!» Не сыграет. Не умеет.
«Мнения» и пр. общественные проявления рабов – суть не что иное, как автоматизированные реакции на нажатие нужной кнопки. Нажатие – Кремлём, разумеется.
Так что «изменить своё мнение» биороботы могут только и только тогда, когда Хозяин нажмёт на другую кнопку.
Для каких-то изменений в России воздействовать, таким образом, надо на Хозяина, так как только он является Субъектом, все остальные – объекты, куклы.
Но Запад продолжает жить иллюзиями, веря, что 100 миллионов «верблюдов» вот-вот – под благотворным влиянием санкций – сами себя преобразуют в добропорядочных европейских «лошадей».
Подобное чудо гораздо менее вероятно, чем подвиги барона Мюнхаузена, вроде выдёргивания себя – вместе с конём – из болота за волосы.
Но книга о многомудром Бароне – шутка, ирония. А современные европейцы – повторяю, в том числе и их политические лидеры! – вполне серьёзно верят в преображение России. Вот они увидят, что экономическое положение ухудшается – и тогда!!!........
Интересно, а как отреагировал русский народ, когда увидел, что тов. Сталин его очень подвёл: крепил-крепил дружбу с немцами, гнал тоннами в Германию стратегическое сырьё – а немцы-то взяли и на нас напали?
В трудные моменты рабы всегда сильнее всего жмутся к Барину – как псы к ногам своего хозяина.
* * *
Эта слепота для Европы может плохо кончиться.
Впрочем, если так и будет, то для развития человечества это ещё не так плохо.
Потому что мешает ему не столько Россия – сколько как раз Европа. Уверенная, что вот такие люди, слепые и безумные, живущие детскими иллюзиями, - но ездящие в «Мерседесах» и пользующиеся айфонами – это и есть Вершина Развития.
Увы. Это самое вонючее болото.
Мераб Мамардашвили говорил об «антропологической катастрофе» - и был прав.
Развились машины. А люди выродились.
Когда-то этому должен придти конец.
Может быть, и впрямь России – с её мощным ядерным потенциалом – суждено этот самый конец положить?
Потому как иначе будет эта цивилизация гнить ещё сотни, если не тысячи лет.
Что будет собой представлять человечество тогда?
Страшно представить!
Россия – территория Зла. Но Империя Зла – это Западная цивилизация, уничтожающая Человека в человеке.
И если они таки доиграются и добьются того, что начнётся Третья мировая, то поделом им.
Хорошо упакованные, но не способные самостоятельно мыслить, утратившие всякое человекоподобие – хоть и мещански благополучные – они вряд ли достойны того, чтобы долго занимать место цивилизационных лидеров.
Они его и уступят, рано или поздно.
Как это произойдёт – в каком-то смысле не так важно.
Плохо то, что пока не видно никого, кто мог бы после них подхватить знамя.
На самом деле растворяться в воздухе этот соблазнительный мираж начнёт тогда, когда люди научатся чему-то в области социального строительства и – пусть в одной какой-то маленькой стране – сумеют создать нечто отличное от Западной модели, и явно лучшее.
Именно это – а не ядерные ракеты – главная угроза Западу. И именно это его когда-нибудь неизбежно похоронит.
* * *
А пока мы, увы, будем наблюдать препирательство «лошадей» и «верблюдов», вполне в стиле персонажей Маяковского.
- А вы вот не цените величия России! А вы ценИте!!!
- А вы не цените западных ценностей! А вы оценИте!!!
Каждый видит прогресс человечества единственно в том, чтобы все вокруг стали похожи на меня, любимого. Я то – совершенен! Вот и будьте все – как я. Вот тогда заживём!
А ведь для жизни и развития человечества на самом деле нужно МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ культур, ценностей, образа жизни.
Но все дружно хотят его УНИЧТОЖИТЬ. И этим, кстати, и впрямь неотличимо похожи друг на друга.
Вместо того, чтобы искать другой способ существования, более удовлетворяющий духовным потребностям человека, препираются, кто из них «всех милее, всех румяней и белее».
Увы!
Придётся ещё подождать. Ничего с этими тупыми животными не сделаешь.

Великая, но, к сожалению, неоконченная поэма Блока «Возмездие» была задумана в Варшаве после похорон профессора Блока. Эпиграф взят из Ибсена: «Юность - это возмездие». Это произведение родилось из посмертной любви поэта к отцу, который при жизни был ему совершенно чужим.

В четвертом номере московского журнала «Золотое руно» за 1907 год было напечатано извещение «от редакции»: «Вместо упраздняемого с № 3 библиографического отдела редакция «Золотого Руна» с ближайшего № вводит критические обозрения, дающие систематическую оценку литературных явлений. На ведение этих обозрений редакция заручилась согласием своего сотрудника Ал. Блока, заявление которого, согласно его желанию, помещаем ниже».

Всего двадцать лет прошло с того времени, как Александр Блок написал первые стихи, составившие цикл Ante Lucem, до поэмы «Двенадцать», венчающей его творческий путь. Но какие шедевры создал за эти два десятилетия великий поэт. Теперь мы можем проследить путь Блока, изучая его биографию, историю отдельных стихотворений, перелистывая страницы старых газет и журналов, читая воспоминания современников. И постепенно раскрывается перед нами прекрасная и загадочная душа одного из проникновеннейших певцов России.