Орловская область. Орловская губерния: история Орловской губернии

Благодаря своему местоположению, а также культурному наследию Орловская губерния считалась не только центром, но и сердцем России. Создание ее главного города Орла связано с правлением Ивана Грозного, а формирование вокруг него губернии происходило во времена Екатерины Великой.

Что же представляла собой губерния и ее главный город, можно узнать из статьи.

Место расположения

Орловская губерния была частью Российской империи, а позже Советской России. Она существовала с 1796 по 1928 год. Располагалась в европейской части страны, с ней граничили следующие губернии:

  • Калужская, Тульская, Курская (север).
  • Курская (юг).
  • Воронежская (восток).
  • Смоленская, Черниговская (запад).

Площадь составляла более сорока шести километров квадратных, а население достигало двух миллионов человек. Главным городом был Орел.

История земли

Орловская губерния была создана в восемнадцатом веке, но еще до того на этих землях жили славяне. Древнейшими обитателями считаются вятичи. В одиннадцатом веке они создали первые города для защиты от враждебных племен половцев и печенегов.

До шестнадцатого века земли были подвержены многочисленным нападениям и разорениям из-за монголо-татарского нашествия, а позже владычества Литвы и Польши. Одним из значимых в этот период являлось Брянское княжество, располагавшееся на землях будущей губернии.

История Орловской губернии связана с появлением города Орла. Годом его возникновения считается 1566-й. С этого времени формируется Орловский уезд. К восемнадцатому веку Орловская провинция была частью Киевской губернии, а позднее относилась к Белгородской, пока со временем не стала административно-территориальной единицей империи.

История губернии

В 1778 году императрицей Екатериной Второй был издан Указ, в результате которого была учреждена Орловская губерния. Изначально ее разделили на тринадцать уездов, хотя на протяжении истории их количество менялось. Политическим, религиозным, культурным центром стал город Орел.

После 1917 года губерния просуществовала еще одиннадцать лет, пока ее не упразднили. К 1937 году была создана Орловская область, в которую вошла часть бывшей губернии. Главным городом в образованной области вновь стал Орел.

Город Орел

Орловская губерния, фото которой представлены в виде всегда была связана со своим центральным городом. Основали его в 1566 году (по упоминанию в В это время по указу Ивана Четвертого Грозного основали крепость Орел с целью защитить южные границы царства.

С 1577 года здесь размещалась казачья слобода. Жили в ней городские казаки. В слободе была своя деревянная церковь, которая называлась Покровской.

В 1605 году город занял Лжедмитрий Первый с войском. А спустя еще два года он стал резиденцией Лжедмитрия Второго. Через несколько лет город был полностью разрушен поляками во главе с А. Лисовским. Восстановили его лишь в 1636 году, поскольку он имел особое значение в охране русских земель от татарских набегов.

Постепенно граница царства отодвигалась на юг. Поэтому в начале восемнадцатого века крепость в Орле была упразднена, утратив свое оборонное значение. Город начал специализироваться на хлебной торговле, а также стал центром созданной Орловской провинции, которая впоследствии преобразовалась в губернию, а в современное время является областью Российской Федерации.

Развиваться город стал в девятнадцатом веке. В этот период было уложено дорожное покрытие, создана городская профессиональная пожарная охрана, установлено телеграфное сообщение, развивалось банковское дело, появился водопровод. Проложенное железнодорожное и шоссейное покрытие связало Орел с землями Украины, Поволжья, Прибалтики и, конечно, Москвы. Это позволило ему стать крупным транспортным центром.

Известные люди губернии

Описание Орловской губернии было бы не полным без упоминания о выдающихся личностях края. На землях располагалось множество поместий известных в России дворянских родов. Связаны с Орловщиной имена таких писателей, как Тургенев И. С., Фет А. А., Пришвин М. М., Писарев Д. И.

Связывают появление большого количества писателей, философов, историков на этих землях с ее прекрасной природой, исконной народной культурой и мудрыми крестьянскими традициями.

УКАЗ ОБ учреждении Орловской гукернии ( 1778 г .)

Мы, почитая за благо учредить вновь Орловскую губернию, всемилостивейше повелели нашему генералу князю Репнину оную губернию, не упуская времени, объехать и по данному от нас примерному расписанию оной на 12 уездов на месте удобность их освидетельствовать и, как о сем, так и какие вновь города для приписания к ним уездов назначить нужно будет, нам самолично представить.

Екатерина Вторая

Точкой отсчета истории Орловской губернии можно считать основание города Орла в 1566 году царём Иваном Грозным и образование Орловского уезда.

В 1708 году в России образовались первые губернии - Орловский уезд вместе с Волховским, Брянским, Ливенским, Мценским, Новосильским и другими вошёл в состав Киевской губернии.

Уже в 1719 году появляется Орловская провинция в составе Киевской губернии и объединяет уездные города Волхов, Белёв, Мценск, Новосиль и Чернь.

Сохранив свои границы, Орловская провинция в 1727 году переходит в состав Белгородской губернии, и в этих условиях жизнь орловцев спокойно протекает вплоть до 1778 года.

И вот 5 сентября выходит Указ Екатерины II об образовании Орловского наместничества из тринадцати уездов: Архангельского, Волховского, Брянского, Дешкинского, Елецкого, Карачевского, Кромского, Ливенского, Луганского, Мценского, Орловского, Севского и Трубчевского. Территория Орловского наместничества занимала 41 040 квадратных вёрст, а его население составляло 968 300 человек.

До 1796 года генерал-губернатор правил Орловским, Белгородским и Смоленским наместничествами. А в 1796 году генерал-губернаторства были ликвидированы. Название "наместничество” упразднено, и территория Орловского края стала именоваться только как Орловская губерния.

Преобразовывались города и сёла Орловщины. Сёла Дешкино, Лугань, Архангельское были преобразованы в города с переименованием последнего в Малоархангельск.

Новосильский уезд был отнесён к Тульскому наместничеству.

В 1782 году уездный центр из села Лугани был перенесён в село Дмитровку, переименованное в город Дмитровск.

Дешкинский уезд просуществовал до 1798 года, затем разделён между Волховским и Мценскими уездами. Город Дешкин упразднён (ныне деревня Дешкино Мценского района). В том же году были упразднены города Дмитровск и Малоархангельск, в 1802 году были снова восстановлены и стали вновь центрами уездных городов. Наконец, с вышеуказанного года Орловская губерния сформировалась окончательно, и её административно- территориальное деление сохранилось до 1920 года.

Итого в XIX веке существовало двенадцать уездов: Волховский, Дмитровский, Брянский, Елецкий, Карачевский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Орловский, Севский и Трубчевский.

Территория губернии занимала 46,7 тыс. квадратных километров, население по переписи 1897 года составляло 2 033 798 человек.

Орловская область во времена Киевской Руси

Древнейшими обитателями Opловского края были вятичи; первые города, оплот от нападений печенегов и половцев, возникают с начала XI в. В это же время начинает проникать сюда и христианство, распространившееся, однако, не ранее XII в., во время проповедничества святого Кукши, одного из первых просветителей края. С начала XII до половины XIII в. в крае были княжества Вщижское, Елецкое, Трубчевское и Карачевское. Позже Орел, расположенный на реке Оке, стал центром обширного хлебного рынка, обеспечивавшего Москву зерном и мукой. Затем территория края входит в состав Черниговской Руси, а после ее распада в состав Верховских княжеств, затем Литовского государства, и только в XV в. территория области переходит под власть Москвы.

Орловская область в XIII-XVII вв.

Орловский край не раз становился местом сражений с татарскими кочевниками, здесь разворачивались драматические события Смутного времени в начале ХVII века. Орловские жители были служилыми людьми на неспокойном пограничье, которое противостояло татарским набегам, прикрывало Москву от лютого врага.
Город Орел начинает свою историю с 8 сентября 1566 года, когда по указу Ивана Грозного началось строительство Орловской крепости на южной границе Московского государства, он сразу же стал центром большого Орловского уезда. Свое название, по мнению историков, город получил от реки Орел, на берегу которой и был построен.
В 1611 году Орел был опустошен поляками, а еще через четыре года он был разрушен до основания. И только 1636 г. крепость Орел была восстановлена и вновь заселена. За все время своего существования город не раз разорялся, выгорал дотла и возрождался заново.
Как город - крепость Орел существовал до 1702 года, постепенно он терял свое военное значение и благодаря плодородным землям, труду крестьян, выращивающим на ней пшеницу и рожь, город заслужил славу хлебного города. Вскоре Орел стал центром хлебного рынка, который обеспечивал Москву зерном и мукой.
Орёл с 1708 года входил в состав Киевской губернии, в 1719 году была образована Орловская провинция, в 1727 году включённая в Белгородскую губернию.
Указ Екатерины II об образовании Орловской губернии последовал в 1774 году. 5 сентября 1778 года последовал указ об образовании Орловского наместничества из 13 уездов, в январе 1779 года наместничество торжественно открыто.
С 1781 года Орловским и Курским наместничествами управлял один генерал-губернатор.
В 1796 году вновь восстановлено название Орловская губерния. Уездными городами Орловской губернии были: Болхов, Брянск, Дешкин, Елец, Кромы, Карачев, Ливны, Лугань, Малоархангельск, Мценск, Орел, Севск, Трубчевск. В 1782 году уездным городом стал Дмитровск.

Орловская область во время Гражданской войны

Осенью 1919 года под Орлом и Кромами произошли кровопролитные сражения войск Деникина и Красной Армии.
После революции Орловская губерния претерпела значительные административно-территориальные изменения: в 1920 году в связи с образованием Брянской губернии из Орловской губернии были выделены Брянский, Карачевский, Севский и Трубчевский уезды, затем в 1928 году территория Орловской губернии в качестве Орловского и Елецкого округов вошла в состав вновь образованной Центрально-Черноземной области. В 1934 году Орел и прилегающие районы вошли в состав Курской области. Орловская область была образована Постановлением ЦИК СССР 27 сентября 1937 года.

Орловская область в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны для области начались годы суровых испытаний, еще продолжались оборонительные бои на северном и южном фасах Курского выступа, а советское командование уже готовило наступление под кодовым названием "Кутузов". Войска трех фронтов - Западного, Брянского и Центрального должны были нанести удары с севера, востока и юга на Орел.
Наступление началось 12 июля 1943 года. Прорвав оборону гитлеровцев и заставив их отступить, Советская Армия 5 августа изгнала их из Орла. Память об этом событии в Первомайском сквере Орла (сейчас сквер танкистов) на братской могиле 7 августа 1943г. установлен танк "Т-70".
В честь освобождения Орла 5 августа 1943 года в Москве был дан первый за годы Великой Отечественной войны салют.
Орловщина — родина 179 Героев Советского Союза.

Орловская область в послевоенные годы

После завершения Великой Отечественной войны в сжатые сроки были восстановлены промышленные предприятия и коммунальное хозяйство, за короткий период промышленный потенциал города был многократно увеличен. В городе появились предприятия новых отраслей: сталепрокатный и часовой заводы, а так же предприятия приборостроения и электроники. В городах области также сложилась многоотраслевая промышленность: машиностроение, электроника, металлургия. В 1966 году город Орел отметил свое 400-летие, в честь этого праздника был воздвигнут двадцатиметровый монумент, у основания которого было замуровано письмо для поколения 2066 года. А в 1996 году город Орел отметил свое 430-летие.
Замечательная среднерусская природа, мудрые крестьянские традиции и исконная народная культура стали той благодатной почвой, на которой взросла целая плеяда известных не только в России, но и во всем мире талантов. Орловщина — родина писателей И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, Л.Н.Андреева, поэтов А.Н.Апухтина, А.А.Фета, философов С.Н.Булгакова, М.М.Бахтина, историка Т.Н.Грановского. С орловским краем связаны жизнь и творчество Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина, М.М.Пришвина.
Главной особенностью культурной среды Орловского края является неразрывная связь с его историческим прошлым, славными традициями Российской культуры и искусства, развития, самореализации личности, сохранения национальной самобытности.
На Орловщине в последние годы идет процесс возрождения давних традиций земства, казачества (в области создан Орловский казачий Союз, в Новодеревеньковском районе — казачий округ).

Христианизация вятичей была поздней. Причинами этого историки называют тяжелые условия обработки земли, когда у леса с трудом отвоевывалась пашня - у «лесных» племен в связи с этим дольше, чем у других, держался уравнительный принцип распределения продукта, который соответствовал языческому принципу: «всем богам поровну, главному богу рода больше; всем членам рода поровну, старейшине больше». Неравенство с трудом пробивало себе дорогу в этих краях. А ведь именно оно разрушало принцип уравнительного распределения и наносило удар по язычеству.

Инициаторами перемены религии стали племенная знать и дружинники во главе с князем. При накоплении материальных благ они первыми отказались от полигамии (это распыляло наследство), от человеческих жертвоприношений по жребию и от кровной мести, от которой не были застрахованы. Сильное недовольство язычеством возникло, прежде всего, в дружинной среде. Дружинники, как известно, первыми принимали крещение.

Те из славянских племен, которые жили «у великого водного пути», сближавшего их между собою и знакомившего с просвещенной Византией, скорее других вошли в состав Русского государства и первыми приняли христианство. Обитатели же Орловского края находились в стороне от него, посреди дремучих лесов, непроходимых топей и болот, в соседстве с финнами, хазарами и печенегами, которые стояли к ним во враждебных отношениях и, во всяком случае, не могли служить хотя бы косвенными проводниками христианства.

Россия ждала себе просвещения с юга, со стороны православного Царьграда, а географические условия ставили наших предков лицом то к мрачному северу, где они должны были завоевывать у финнов место для своих поселений, то к варварскому востоку, который готовился сделать их своими данниками. Вятичи первые из южнорусских славян должны были признать над собою власть хазар и последними вышли из-под их зависимости. Хазарское владычество тяготело над ними более века. А жизнь в кругу враждебных соседей, чуждых им по языку, нравам и обычаям, при полном разобщении с единоплеменниками, группировавшимися у Днепровского бассейна, развивала в вятичах исключительную самозамкнутость, строгий племенной сепаратизм и слепую преданность своим началам. Вот почему, когда под грозными ударами Святослава Игоревича сокрушилось могущество хазар и пало их царство, наши предки с такой энергией принялись защищать свою свободу от Русских князей и после, когда они принуждены были уступить силе русского меча, - так долго и упорно отстаивали ещё свой языческий быт и свои предания.

В IX-Х веках вятичи вынуждены были платить дань хазарам. Великому князю Святославу Игоревичу (правил с 957 по 972 г.г.), победившему хазар, удалось обложить их данью, но он не смог их окончательно покорить. Никоновская летопись донесла до нас смутное известие о том, что киевский князь Владимир Святославович крестил «лучших мужей» вятичей, расселенных в пограничных городах по рекам Десне, Осетру, Трубежу и Суле. Основная же масса вятичей по-прежнему оставалась языческой. В бывших племенных центрах, возможно, во Мценске, Кромах, Дедославле и других, князь располагает свою администрацию и гарнизоны, а после крещения Руси - духовенство. Строятся новые города и первые церкви, а вятические городища-убежища передаются боярам под владельческие замки. Но Владимир не лишил вятичей самоуправления и перед смертью не назначил сюда на княжение ни одного из своих сыновей.

Вятичи регулярно отказывались платить дань киевским князьям, и те приводили их к покорности. Отголоски того времени отражены в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике, в которой, возможно, изображен поход княжеского дружинника против вятического князька. Вероятно, имя «Соловей» являлось не только именем собственным, но и племенным тотемом. В верховьях реки Вытебеть находились владения Соловья Рахматовича. Там, по преданию, в урочище Девять Дубов (современный Хотынецкий район), произошла его схватка с Ильей Муромцем. Село находится недалеко от водораздела рек Снежеть и Цон, и Соловей- разбойник мог нападать на воинские и купеческие суда, когда они пользовались переволокой, чтобы попасть из бассейна Десны в Оку. Здесь же протекает и упоминаемая в былине речка Смородинка.

Страна вятичей была глухим углом Киевского государства. Сюда с юга не было прямой дороги. Когда в 1015 году князь Глеб из Мурома, на Оке, ехал в Киев, то повернул на северо-запад, пересёк Волгу выше Твери, свернул к югу на Смоленск и по Днепру спустился в Киев.

В 1078 - 1097 гг. Черниговский князь Владимир Мономах предпринимает два зимних похода и заставляет это племя признать свою власть. Существует предание, что князь решил наказать вятичей за отказ платить дань и военное сопротивление, и поэтому двинул свою рать вглубь их страны. Вятичи выставили против него несколько отрядов, во главе которых стояли князья - Ходота и его сын Кордн. Они были разобщены между собой, и Мономах убил непокорных Ходоту и Кордна, а Кукшу взял живым в плен. (Впрочем, существует другая интерпретация слова Кордн, или Кордно, считающая его названием города).

После Любечского съезда и договора 1097 года земли вятичей окончательно входят в состав Северского и Рязанского уделов Черниговского княжества. К первому отошли земли по Десне и Оке, а ко второму - все течение реки Сосны. Позднее из него образуются три самостоятельных княжества: Черниговское, Новгород-Северское и Муромское. По этому разделу земля вятичей отходит к Новгород-Северскому княжеству. Однако их земли в церковном отношении пока составляли нечто единое и находились под управлением Черниговской кафедры, которая могла взять на себя распространение христианства среди вятичей. Первые миссионеры появляются в этих краях в начале XII века.

В 1113 году в область Вятичей отправляется христианская миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном. Иаков Тихомиров считал, что, опасаясь восстаний и желая отрешить захваченного в плен князя Кукшу от наследственной власти, Владимир Мономах отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. «Спустя много времени, некогда воинственный князь вятичей делается известным в истории уже под именем смиренного инока Кукши, просветителя своего народа», - замечает Тихомиров. По другой версии, Кукша был выходцем из числа «лучших мужей», крещенных святым Владимиром, в среде которых продолжало развиваться христианство, и этим могут объясняться смутные предания о его знатности. При пострижении, по преданию, он получил имя Иоанн. Однако достоверных сведений об этом нет, поскольку Церковь причислила его к лику святых под тем именем, которое он получил в язычестве. В этом многие историки также усматривали дополнительное свидетельство его знатного происхождения. Обычай, кроме христианского имени, иметь ещё и народное, долго сохранялся в нашем крае после принятия христианства. Даже при царе Михаиле Федоровиче в переписных книгах Болховской десятни, изданных Апухтиным, упоминаются такие имена: «Медведь Нечаевъ, сынъ Кишаевъ», «Неустрой Ивановъ, сынъ Беленихинъ», «Селя Ивановъ, сынъ Кокоревъ», «Дружина Василевъ», «Миленька Карповъ, сынъ Калининъ», «Шестакъ Мих, сынъ Иващенцевъ», «Жданко Ивановъ, сынъ Кудиновъ». Среди таких имен обычным было и имя Кукши.

Орловским Церковным историко-археологическим обществом в ХIХ веке были сделаны попытки филологически объяснить имя подвижника. Указывалось, что на языке народа, который вятичи вытеснили из нашего края, «Кукшею» назывался молитвенный дом, и служитель храма на том же языке тоже мог получить имя Кукши. По мнению сторонника финно-угорского происхождения вятичей П.И.Якобия, в основе имени священномученика лежит корень Кук, что означает сухой. Обширный список географических названий Орловской губернии начала XX века с этим корнем убеждает в том, что св. Кукша являлся выходцем из земель вятичей.

Достоверно известно то, что святой равноапостольный священномученик Иоанн Кукша был иноком знаменитого Киево-Печерского монастыря, основанного в середине XI века преподобным Антонием в княжение Ярослава Мудрого. Уже во времена основателя численность монастырской братии достигла ста человек. Обитель был ведущим духовным центром, а монахи, по выражению Н. М. Карамзина, «служили ревностно Богу и человечеству», оставляя свои имена в отечественной истории.

Одной из основных форм деятельности монастыря в то время была апостольская миссия в землях язычников. В этом отношении территория вятичей, вероятно, давно привлекала внимание киевских иноков, в числе которых упоминается некий Феодосий из области курской, соседней вятичам, а потом в обитель вступает преподобный Никола Святоша, князь Черниговский. Он и посещавшие его черниговские князья с семействами могли немало рассказать о воинственных язычниках.

Киево-Печерская Лавра, откуда совершалась миссия, была тесно связана с Черниговской кафедрой. Вероятнее всего, на проповедь Евангелия среди вятичей святого Кукшу призвал Черниговский архипастырь Иоанн, который обращает свое внимание на духовное состояние вятичей. Очевидно, миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот.

В 1113 г. архиепископа Иоанна сменил святой Феоктист, игумен Киево-Печерского монастыря с 1103 по 1113 годы, ближайшим сподвижником которого и был Кукша. Духовная миссия под настоятельством преподобного Кукши соединила лучшие силы Киево-Печерской лавры и Черниговской епархии, при содействии со стороны светской власти.

Историки полагают, что миссионеры отправились в путь весной-летом 1113 года, а не осенью и не зимой, так как вообще лучшими путями сообщения служили водные артерии, а к вятичам вел только один удобный путь из Чepнигова - по реке Десне. Из летописи известно, что св. Кукша шёл на проповедь к вятичам именно по этой реке.

Далее путь представлял уже значительные трудности. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные северянами, миссия достигла пределов вятичей вблизи города Брянска и развернула свою деятельность. В Брянском уезде, по наблюдениям Иакова Тихомирова, сохранилось предание о «великом муже», когда-то бывшем в той местности и творившем великие дела. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по реке отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле Новосильской.

Согласно преданиям, святой Кукша во мценской Введенской церкви - маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости - поставил чудотворный образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и большой восьмиконечный каменный крест. Образ Николая Чудотворца был высечен из дерева в человеческий рост. В правой руке он держал меч, а в левой - ковчег для Святых Даров. Вскоре о нем пошла весть, что он исцеляет и имеет чудотворную силу. В 1238 году, когда Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия соборной горы в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства во Мценске.

Проповедь Кукши сопровождалась чудесами. О них составителем песнопений в честь святого сказано так: «Кукше священне со учеником сосуды священник суще, пронесесте имя Христово пред неверными, их же знамении и чудесы удививши к благоразумию приведосте». Как поется в 4-й и 5-й песне канона, Кукша «недужных исцелял и чудодеиствием многих приведе ко Христу».

В Печерском Патерике читаем, что современник Кукши, епископ Владимирский преподобный Симон (Симеон), в своем послании к блаженному Поликарпу, впоследствии архимандриту Киево-Печерского монастыря, писал: «Не подобает глаголати много, идеже дела свидетельствуют ясно, якоже и о сих блаженных. Блаженный же священномученик, нарицаемый Кукша, един от отец святого Печерского монастыря, всем знаем бе, зане вятич и людей неверствием помраченных крести и многих верою просвети. Многи же и велика чудеса сотвори». Он бесов прогна, «дождь с невесе сведе, езеро иссуши». В числе обожествляемых стихий была вода, олицетворяемая в образе Купалы, а все озера и реки, по представлению наших предков, были наполнены низшими божествами, носившими общее название «водяных». Таким образом, иссушенное святым Кукшей озеро имело для вятичей священный характер.

«Осененный благодатию свыше, - говорится о Кукше в Словаре Историческом Святых, прославленных в Российской Церкви,- он творил многия чудеса», и «изумленные чудною его силою язычники начали принимать учение св. проповедника и креститься». В Киево-Печерском патерике сообщается, что святой «много чудес сотвори, и по многих муках усечен бысть со своим учеником Никоном». О том, кем он был, сведений до нас не дошло, но Киево-Печерская Лавра совершает его память вместе с памятью святого Кукши и постника Пимена. Так как святой Симон не называет Никона священномучеником, то не подлежит сомнению и то, что он не имел священного сана, а был простым послушником или келейником при Кукше.

По преданию, для молитвы святой просветитель Орловщины в 12 км от города Мценска, по направлению к Болхову, около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный», или «страдальческий святой», колодец. В начале ХХ века местные жители говорили, что святой Кукша жил в этих местах. Местный старый крестьянин рассказал Тихомирову, что от своих дедов слышал, будто Кукша пришел во Мценск, возле Карандаковой кровь пролил, и показал место, расположенное в полуверсте от колодцев, в лесу при большой дороге у болота, берега которого постепенно сужались. На дне его виднелось немного воды.

Видимо, августовской ночью язычники именно здесь напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а затем святой Кукша «по многих муках от неверных», был отведён на полверсты в сторону и у болота обезглавлен - мечом «усечен бысть с учеником своим» (Никоном). Мученическую кончину святого прозрел его духовный брат, подвижник Печерского монастыря блаженный Пимен Постник. В Печерском Патерике мы читаем, что он тоже от Бога «прозрел усечение отстоящего далече, посреде церкве печерския велегласно возопи: брат наш Кукша в сей день, противо света убиен есть. И сие рек, преставися во един день с Кукшею, святым учеником его». Слова «против света», вероятнее всего, надо понимать так, что мученическую кончину он принял на утренней заре 27 августа 1113 г. Видимо, убийцы стремились застать его врасплох.

Нет сведений об убийцах святого Кукши. Составители «Исторического словаря о святых, прославленных в Российской Церкви», полагали, что мучителями и убийцами преподобного были жрецы из вятичей. Хотя, если допустить отсутствие у вятичей, как и у других славян, особого жреческого сословия, то, возможно, убийцами были старейшины, потомки князей, боровшиеся с русским владычеством. Г. М. Пясецкий предполагал, что, лишившись политического значения в своей стране, эти старейшины надеялись удержать за собой влияние в религии и быту племени.

Киевские монахи отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Прибывшие на место трагедии печерские иноки увезли только мощи первокрестителя, которые были помещены в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где находятся и поныне. Ученик Кукши Никон мог быть связан и отведен для расправы на другое место. Ходили легенды о его мощах, которые, возможно, откроются в селе Григорово. Память святого мученика Кукши празднуется Русской Православной Церковью 22 августа (8 сентября).

Анонимный автор «Церковно-исторического исследования о древней области вятичей» (1862 г.) писал о святом Кукше так: «Великость совершенного им подвига затмила в памяти современников прежние не столь благоприятные усилия; и близкие к тому времени летописцы, благоговея перед памятью святаго мученика, относили к его лицу всю честь обращения суровых вятичей». Христианская проповедь священномученика пустила корни в вятической среде.

Спустя пять лет по смерти Кукши можно найти следы христианства в городах края. Так, возле Кром, в 1147 году, был подписан и утвержден крестным целованием видных вятичей мирный договор Святослава Ольговича с его Черниговскими родственниками. В клятве 1147 года, подтверждающей верность черниговским князьям, они ведут речь о повиновении земным властям - эти идеи почерпнуты ими из христианского вероучения. Историк В. И. Татищев отмечал, что не только посадники, но и значительная часть вятической «старшины» уже были приобщены к христианству. К этому времени относятся и первые летописные упоминания о городе Мценске, входившем в Северское княжество. Епископы Порфирий I и Порфирий II на своем пути во Владимир не раз проезжали через Мценский край. Помощниками епископам в деле христианского просвещения края являлись его светские властители - князья Черниговские и Северские, строившие церкви и достойно их украшавшие.

Так, при тесном только единении великих центров христианской жизни Киева и Чернигова, смогла наконец образоваться духовная миссия, имевшая своею задачей насадить и утвердить христианство в пределах Орловского края и смежных с ним местностях. В этом благодетельном взаимодействии не сомневался и Черниговский архиепископ Филарет: «По времени, к которому должны быть отнесены подвиги просветителя Вятчан преподобного Кукши, по благочестию преподобного епископа Феоктиста и по духовной любви, связывавшей Печерских подвижников, не можем сомневаться в том, что Черниговский святитель Феоктист принимал живое участие в апостольском подвиге преподобного Кукши и содействовал ему всеми способами, зависевшими от него». Автор «Истории Русской Церкви», профессор Е. Е. Голубинский считает святого Кукшу только одним из многих проповедников в земле вятичей; он говорит: «Из немалого, вероятно, числа проповедников, трудившихся над обращением особенно упорных в отечестве людей, мы знаем только одного стороннего, - монаха Печерского монастыря св. Кукшу».

По церковному делению XI века, земля вятичей была отнесена к Черниговской епархии. Поддержать начатое святым Кукшей дело христианского просвещения вятичей было, следовательно, обязанностью черниговских архиереев. И черниговские епископы исполнили эту обязанность: они посылали к вятичам новых проповедников и священников для укрепления и распространения христианства, совершения служб и таинств, иногда и сами, хотя бы проездом, посещали этот далекий от них край.

Память о священномученике Кукше первое время поддерживалась. Так, святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ум. в 1226 году) писал о том, что в его время святой Кукша был всеми знаем и почитаем.

По утверждениям крестьян в XIX веке, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом» и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота на месте гибели священномученика Кукши, над «Богомольным», или «страдальческим святым», колодцем, его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно, на второй день праздника Святой Троицы - День Сошествия Святого Духа, собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма с. Тельчье. На вопрос, что их заставляет идти с иконами так далеко от села, они отвечали: «Наши деды и отцы так молились, и мы молимся; а как не помолимся, так случится какая-либо беда». Рассказывали, что в один год местные жители не пошли молиться на колодец, и случилась засуха, горели нивы, падал скот. Устрашенные бедствиями, крестьяне пошли крестным ходом с иконами к колодцу. Вскоре бедствия прекратились. На дороге против колодца был поставлен крест с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени это почитание постепенно стало ослабевать. К концу XIX века эти сооружения разрушились и были возобновлены только в начале ХХ века. Видимо, эти места долго находилось в забвении потому, что в крепостное время владелец Карандаково помещик Шереметьев купил у помещика Лыкова крестьян из деревни Рыбиной (Мценского уезда) и поселил их в Карандаковой. Коренных же ее жителей он перевел под Белев и Москву.

На Орловской земле старые языческие верования тогда были ещё сильны. Язычники по-прежнему сходились между селами «на игрища и на плясания и на бесовския песни, и тут умыкали себе жен, с какою кто из них совещался наперед»; имели у себя по две и по три жены. Покойников своих не хоронили, а сжигали на кострах и, собрав пепел в глиняные урны, уставляли ими перепутья дорог. Рядом с мирным населением жили во множестве и разбойники, мешавшие проповедникам. В четырех верстах от Нарышкино у села Сергиевское была гора с трясиной посередине, окаймленная лесом. По преданию, здесь жил разбойник Кудеяр, пока, под старость, не переселился в Брянские леса. В Болхове покрытые дубами овражистые урочища Рагозино, Обрынь, Ястребиный, Охотный - служили прибежищем разбойников; не менее был страшен и Алляной луг, а Сухая Зуша Мценского уезда была ещё ужаснее. Те, кто ехал из Болхова во Мценск, прощались с родными, готовясь на смерть, и по ним плакали, как по покойникам.

Только к середине XII века движение переселенцев «сквозе вятичей» проложило настолько свободный путь с юга на север, что по этой дороге Юрий Долгорукий водил полки. Первоначально сюда переселялись жители Новгорода, а затем, в бегстве от кочевников, и киевляне.

К этому времени относится предание о том, что в середине XII века в Новосиле Ольгой - женой Юрия Долгорукого, был основан женский монастырь. Однако других сведений о нем нет. К середине XII века появляются и крепнут первые города: Вщиж (1142 г.), Болдыж (1146), Брянск (1146), Карачев (1146), Севск (1146), Домагощ (1147), Елец (1147), Кромы (1147), Мценск (1147), Новосиль (1155), Трубчевск (1185). В некоторых из этих городов поселяются Черниговские князья, в других - княжеские посадники, обязанные собирать дань с окрестностей. Нетрудно понять сколь сильную поддержку черниговским архиереям в деле христианского просвещения вятичей оказывали светские владетели края - черниговские, северские и муромо-рязанские князья. Надеясь посредством христианской веры сплотить в одно целое разноплеменный состав языческого населения в своих княжествах или по искреннему расположению к христианской вере, князья, прибегая часто к военной силе, утверждали христианство в своих уделах, особенно в тех городах, которые служили их резиденциями. Результатом этой совместной деятельности черниговских архиереев и князей было увеличение христианских общих среди вятичей, построение и украшение храмов, снабжение их церковной утварью и земельными угодьями. Первыми руководителями верующих в пределах Орловского края были Черниговские иерархи, разделившие впоследствии власть с Рязанскими епископами; им обязаны были наши предки проповедию святого Кукши и первыми успехами веры Христовой; но вообще медленно и с большими препятствиями укреплялась у нас церковь Христова под духовным рукодительством Черниговских архипастырей.

Успешному распространению христианства в Орловском крае препятствовала обширность Черниговской епархии, в состав которой, по описанию Черниговского архиепископа Филарета, входили следующие губернии: Черниговская, Орловская, Курская, Калужская, Тульская, Рязанская и отчасти - Воронежская, Владимирская, Московская, Могилевская и Смоленская. Понятно, что, при такой обширности епархиальной территории и при скудости просветительных средств, Черниговские архипастыри не могли лично наблюдать за состоянием своей паствы и своевременно удовлетворять духовным ее нуждам. Летописец упоминает о двух только путешествиях Черниговского владыки в течение XII века на дальний север своей епархии; но и эти путешествия, предпринятые епископом Порфирием в 1177 и 1187 г., были вызваны не нуждами церкви, а политическими видами Черниговского князя, и были так поспешны, что, во всяком случае, не могли сопровождаться благодетельными последствиями для Орловского края, чрез который должен был проезжать архипастырь. Кроме того, деятельность Черниговских иерархов по отношению к Орловскому краю немало стеснялась враждой, существовавшей между Черниговскими и Северскими князьями. При этом архипастырь, естественно, должен был поддерживать интересы первых, ближайших своих государей и покровителей, и находиться в некотором отдалении от последних. К счастью, недостаток епархиального внимания к духовным интересам Орловского края в значительной мере восполнялся благочестивым стремлением Северских князей к искоренению язычества между своими подданными. При этом, занимая нередко великокняжеский престол, Северские князья нередко находились в самых близких отношениях к Киево-Печерской лавре и могли удобно пользоваться ее духовными богатствами для христианского просвещения своей области.

Близкая духовная связь между Печерской обителью и Северскими владетелями, установившаяся со времен св. Кукши, продолжалась не только в XII-м веке, когда память о святом Кукше и его равноапостольных подвигах была ещё жива, но и спустя долгое время.

Подобно Северским князьям, заботились о своей волости и князья Рязанские. В 1198 году юго-восточная часть края, в бассейне реки Сосны, вошла во вновь образованную Рязанскую епархию. Размеры тогдашних епархий затрудняли проповедь христианства (от Орла до Рязани или Чернигова не менее 350 километров).

Это разделение Орловской губернии между двумя соседними епархиями было, без сомнения, выгодно для нее в церковном отношении. Но, прежде чем христианство успело одержать здесь полную победу над язычеством, обе эти кафедры - Черниговская и Рязанская, подверглись совершенному разорению от монголов.

В 1240 году, при нападении Батыя на Чернигов, Черниговский епископ Порфирий II был взят в плен и отведен в Глухов. Отсюда татары позволили ему идти, куда он хочет; но удрученный бедствиями святитель, как видно из жития святого благоверного князя Михаила Черниговского, не возвратился уже в Чернигов, где все предано было огню и мечу, а искал себе нового места для поселения. Наиболее удобным местом для пребывания Черниговских архипастырей представлялся тогда город Брянск, в котором утвердил свою резиденцию Черниговский князь Борис Михайлович, а с ними поселились бояре и все «лучшие люди» Черниговского княжества.

Для Орловщины это имело положительное значение: после сожжения Чернигова в середине ХШ века архиерейская кафедра была перенесена в Брянск, что приблизило центр духовного просвещения к территории будущей Орловской епархии. Но это случилось, когда здешняя округа вошла в состав Литвы. Захват земель края Литвой в 1365 году создал особенно нестабильную ситуацию. В течение полутора веков Черниговская епархия переходила то к Литовской митрополии, то под юрисдикцию Москвы. Великий князь литовский Ольгерд прилагал все свои усилия к тому, чтобы православная Русь на юге отделилась от Московского митрополита и подчинялась Константинопольскому Патриарху.

Время литовского владычества над Орловским краем - кровавая драма, разыгравшаяся на фоне спора сторон за обладание этими землями, продолжавшася около полутора веков. Спор вели и ханы Золотой Орды, и князья Рязанские, и князья Московские. Города Мценск, Карачев, Брянск, Трубчевск не один раз переходили из рук в руки, не один раз предавались огню и грабежу вместе со своими селами; жителей уводили в плен то в Орду, то в Рязань, то в Москву. «Жалобы слышались со всех четырех сторон; и все оправдывались друг перед другом огнем, пленом и убийством». Брянская епархия делается предметом долгой борьбы между Московским митрополитом и Литовским. Город Мценск тоже переходил из рук в руки; по настоянию литовского князя он был отчислен от Рязанской епархии к Брянской и таким образом разделил участь западных городов.

Борьба за Брянскую епархию сопровождалась разорением жилищ, церквей, городов, кровопролитием, причиняемыми литовским князем Ольгердом под влиянием митрополита Романа обитателям Брянской земли. Успех в этой борьбе был то на стороне литовского, то московского митрополита. Брянские епископы, втянутые в усобицу, иногда добровольно переходили на сторону литовского митрополита (как, например, архиепископ Исаакий).

В 1500 году западные города Орловского края были окончательно отвоеваны великим князем Московским Иоанном III (1462 - 1505) у литовского князя Александра. Брянский епископ Иона, сторонник литовского князя, был отправлен в Москву в качестве пленника, и Брянская епархия снова перешла в ведение Московского митрополита.

Время, когда пределы Черниговско-Брянской епархии были ареной политической и церковной борьбы между Москвой и Литвой, было неблагоприятным для церковного дела в западных пределах Орловского края. Смута вносила смущение и дезорганизацию в церковную жизнь - брянская паства все время колебалась между неизбежным выбором Московского или Литовского митрополита, Православия или унии с Римом.

В те годы окраина Руси находилась в 300 км от Москвы, и города края, в первую очередь, Мценск, находились на границе литовских владений с русскими. Великий князь Московский и митрополит не могли мириться с тем, что рядом с ними живут язычники, тем более, что Мценск оказался под Литвой сравнительно недавно.

В период временного обладания краем Москвой, по повелению князей Василия и Андрея 29 мая 1415 года происходит крещение амчан. Вот как об этом повествует древнее сказание об обращении жителей Мценска в христианство в 1415 г. и о явлении им чудотворного образа святителя Николая, предполагаемым автором которого являлся пресвитер Фотий, известный также под именем Иоанна: «В лето 6923, правящу скипетры великого княжества Василия Димитриевича и брата его Андрея Димитриевича, в пределех и градех и во всех весех неверующих просвещаху во Христову веру. Во граде Мценске мнози (беша) неверующи во Христа Бога нашего».

Это утверждение косвенно подтверждает и то, что христиане в городе имелись, пусть и малочисленные. И язычники, и христиане жили одной семьей, называя себя «амчанами». Политические смуты и нападения литовцев и татар, столкновения с соседями сближали их. «Тогда послани беша от князей великих вои со многим воинством и от митрополита Фотия просвитер (по преданию - Иоанн). Живущии Мецияне устрашишася и ратоваша на них, и одержими бяху слепотою», - то есть жители Мценска выступили против принятия христиантва и в наказание были поражены слепотой.

Это подействовало на них так, что они сами крестились и стали призывать других. «Они же прихождаху, и увещеваху их ко святому крещению. Десятый неделе по Пасце, в пяток, прием святое Крещение, мецняне Ходины, Юшинки, и Зикии и прозреши; и обретоша крест Господень, ино камень изсечен, и образ Святителя Николая, яко воин, в руце имущ ковчег, в нем жезлы тела и кровь Господни. Во граде вероваху, всяких недуг свобождавшеся; окрест страны живущий прихождаху, всякий болезни свобождахуся и создаша церковь десятыя недели пятка». Таким образом, сказание указывает, что первыми из жителей Мценска крестились Ходины, Юшинки и Зикии, тут же прозревшие, и нашли у подножия крутой горы образ Святителя Николая и большой каменный восьмиконечный Крест, спрятанные по преданию ещё при нападении войск Батыя в XIII веке.

В честь этого события жители Мценска построили на соборной горе два храма. Один - деревянный - в честь св. мученицы Параскевы Пятницы, так как событие это произошло в ее день, а другой - каменный - в честь Святителя Николая Мирликийского. Вплоть до революции паломничество ко Кресту было постоянным и многочисленным.

Ранняя этническая история Орловского края.

Доклад: Калужская археологическая
конференция."Верхнее Поочье".
Красницкий Л.Н.

Начальные этапы этнической истории любого по размерам региона всегда скрыты "пылью веков" и зависят от многих факторов- географического и исторического характера.

Характерно это и для Орловского края в современных границах, который выглядит в настоящее время практически единым этническим монолитом в центре Европейской России. Раннее прошлое Орловщины, являясь в целом страницей древней истории Верхнеокского региона, непосредственно связано с прошлым "орловского квадрата" (термин автора) четырех рек, окружающих область со всех сторон света: Десны, Угры, Верхнего Дона и Сейма.


Орловский край, как и окружающие его регионы, был освоен человеком современного вида в эпоху позднего палеолита 40-35тыс. лет назад. Следы его предшественников - неандертальцев эпохи мустье выявлены на Десне около Брянска и датированы 70-60 тыс. лет назад [ Палеолит СССС 1984, с.108, Брянская область 1993, с.36, Орловская область 1992, с.27, Архив НПЦ ] .

В среднекаменном веке (8-5 тыс. лет назад) Орловщина входила в ареал распространения мезолита Волго-Окского междуречья, а в 4-3 тыс. до н.э. регион заселяли неолитические племена охотников и рыболовов, близкие населению Десны, Средней Оки и Верхнего Дона [ Мезолит СССР 1989, с.68, Смирнов 1991, с.70, Орловская область 1992, с.54, Архив НПЦ ] .

Первые письменные источники, сообщающие о населении Орловщины, не опускаются ниже грани IX-X вв. и крайне фрагментарны. Основную информацию о ранних этапах истории региона несут археологические памятники, не случайно называемые генетическим кодом нации. Картотека Орловского Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры (далее НПЦ) содержит сведения о 400-х более или менее изученных и датированных археологических объектах области, что позволяет в какой-то мере реконструировать историческую картину прошлого нашего региона в период от 2 тыс. до н.э. по XIII век.

Природно-климатические условия Орловщины, близкие к современным, сложились около 4-х тысяч лет назад. Орловская область распологается по Среднерусской возвышенности Русской равнины на границе лесной полосы и лесостепи, отделяющей лес от степей Северного Причерноморья. Условной границей лесостепи по области считается течение Оки и Зуши [ Природа Орловского края 1983, с.40,94 ]

Юго-восток области - поречье Быстрой Сосны, как и поречья Верхнего Дона и Сейма входят в зону лесостепи. Левобережье Оки вместе с поречьями Верхней Десны и Угры относятся к лесной полосе

Граница леса и лесостепи часто сдвигалась в зависимости от периодов иссушения и увлажнения климата. Так 3 тыс. лет назад лесостепь продвинулась на север за Оку, а юго-восток области был полностью покрыт степью. Около тысячи лет назад, в период увлажнения, широколиственные леса (ныне почти вырубленные) достигали течения Сосны, оставляя "языки степей" в центральной части области. Природными памятниками передвижения границы леса и лесостепи остались реликтовая степная балка "Непрец" около Орла и "Орловское Полесье" на северо - западе области по р.Вытебеть - окраина знаменитых "дебрянских лесов" русских летописей [ Природа Орловского края 1983, с.8, Физическая карта Орловской области 1988 ] .

Большую роль в прошлом края играла его густая гидросистема. Берущие истоки на Орловщине Ока, Сосна и притоки Десны связывают регион как с центральными районами, так и с важнейшими речными артериями Руссой равнины- Волгой, Доном и Днепром. Реки в древности были дорогами расселения племен и народов, в историческое время - торгово-военными путями и всегда- местами проживания основной части населения региона. Водоразделы, малонаселенные до XIII-XIYвв., были обычно контактными зонами распространения археологических культур, племен, уделов, волостей и княжеств.

С середины 3 тыс. до н.э., когда природные условия стали близки к современным, лесную полосу осваивают пришлые племена большой исторической общности: "культуры боевых топоров и шнуровой керамики", принесшие в среду неолитических охотников и рыболовов пастушеское скотоводство, зачатки земледелия и бронзоволитейное производство. Продвигаясь по долинам рек, племена шнуровой керамики распространяются по лесной полосе от Балтийского моря до Средней Волги, часто спускаясь на юг в лесостепь. Большинство исследователей считают их первыми индоевропейцами лесной полосы Европы, еще не разделившимися на германцев и балтославян [ Третьяков 1966, с.63, Эпоха бронзы лесной полосы СССС 1987, с.35 ] .

Бассейн Десны с Сеймом и Угру занимают родственные племена среднеднепровской и фатьяновской культур. Во 2-ой пол. 2 тыс. до н.э. эти культуры в бассейне Десны сменяет сложившаяся на основе среднеднепровской сосницкая культура, племена которой ассимилировали остатки племен "пережиточного неолита" региона [ Эпоха бронзы лесной полосы СССС 1987, с.106 ] . По притокам Десны среднеднепровско-сосницкие племена проникали в лесное левобережье Оки. Их отдельные памятники открыты в Кромском и Шаблыкинском районах [ Орловская область 1992, с.46, 47, 75, 76 ] .

Основная часть известных памятников бронзового века открыта по течению Сосны на лесостепном юго- востоке области. Во 2-ой пол. 2 тыс. до н.э. в степях Северного Причерноморья складываются сменяющие друг друга катакомбная и срубная культуры степных скотоводов и земледельцев, а лесостепь от истоков Сейма до Урала во 2-ой пол. 2 тыс. до н.э. занимали племена абашевской культуры, продвинувшиеся позже в лесное Среднее Поволжье [ Эпоха бронзы лесной полосы СССС 1987, с.124 ] . Поселения и курганные погребения данных культур обследованы на р.Кшень (правый приток Сосны) у с.Рогатик Должанского района, на р.Ливенке севернее г.Ливны в урочище Ключевка и на всем протяжении орловского течения Сосны [ Краснощекова 1995, с.10, Орловская область 1992 с.43,49,52 ] .

Спорен вопрос этноса вышеназванных культур степных скотоводов и земледельцев. Если срубная культура считается основным субстатом исторически известных скифов 1 тыс. до н.э., то в отношении абашевцев, ранее относимых к предкам финно-угорских народов Поволжья, в настоящее время высказываются осторожно, чаще звучит определение их этноса как индоиранского [ Эпоха бронзы лесной полосы СССС 1987, с.131 ] . Таким образом, на основании археологических данных, можно предполагать, что в пределах Оровской области по лесостепному юго-востоку и лесному левобережью Оки во 2-ой половине 2 тыс. до н. э. проживали две группы населения, имевшие значительные отличия как в формах изготовления орудий и керамики, так и в основах экономики. Вероятно, можно говорить и об этнической разнице данных групп, ибо их потомки скифы и балты говорили в 1 тыс. до н. э. на разных языках.

Подавляющее большинство известных археологических памятников Орловщины относится к железному веку, общую временную протяженность которого можно разбить на следующие археологические периоды:

1. Ранний железный век (РЖВ)

Сер. 1 тыс. до н. э. - сер. 1 тыс. н. э.

2. Эпоха ранних славян

YIII - X вв.

3. Эпоха Киевской Руси

XI - XIII вв.

4. Эпоха позднего средневековья

XIY - XY вв.

5. Эпоха Московской Руси

XYI - XYII вв.

Уже в РЖВ помимо неукрепленных поселений - селищ, возводятся укрепленные - городища, некоторые из которых в дальнейшем стали историческими городами (Мценск, Кромы, Новосиль и др.). С рубежа н. э. до окончательной победы христианства господствует курганный погребальный обряд с кремацией, позже ингумацией покойных.

В середине 1 тыс. до н. э. в регионе "орловского квадрата" складывается следующая археологическая картина. В лесной полосе от Балтийского моря до Верхней Оки, на основе потомков племен шнуровой керамики формируется ряд родственных культур древних балтов, от которых уже отделились германцы, но еще не выделились славяне. Десну занимали балты юхновской культуры, основное течение Угры - племена смоленской группы балтов днепро-двинской культуры [ Седов 1970, с.25, Шмидт 1992, с.10 ].

Низовья Угры, Средняя Ока и Верхний Дон входили в регион обитания племен древних финно-угров дъяковской и городецкой культур. Памятники городецкой культуры известны в тульском правобережье Оки по р.Упе и по липецкому течению Сосны до устья р. Воргол [ Третьяков 1966, с.145, Елец и его окрестности 1991, с.9, 95 ].

По Сейму с сер. 1 тыс. до н. э. обитали племена лесостепной сейминской культуры эпохи РЖВ (старое название культуры -"позднескифская зольничная"). Известны их городища с деревянными конструкциями валов. Находки культурного слоя городищ характеризуют земледельческо - скотоводческий быт населения, развитое ремесло [ Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время 1989, с.74, 75 ].

Вопрос этноса лесостепного населения Европейской России в междуречье Днепра и Волги - самая сложная проблема эпохи РЖВ, хотя с середины 1 тыс. до н. э. появляются письменные источники. Один из них - труд древнегреческого "отца истории" Геродота (сер. 5 в. до н. э.), четвертая книга которого посвящена описанию Скифии и ее соседей [ Герадот 1972, кн. IY ]. Дав описание кочевых и оседлых скифов, в т.ч. степных "царских", Геродот перечисляет нескифские народы, обитавшие севернее "царских" в лесостепи и по южной окраине лесной полосы. Историк отмечает, что среди обитателей лесостепи были и скифы-отщепенцы, ушедшие на север от основного скифского степного ядра, и родственные скифам ираноязычные савроматы (сарматы), говорившие "на испорченном скифском языке", и гелоны - выходцы из греческих городов Северного Причерноморья, говорившие на греческом и скифском языках. Среди нескифских народов, упоминаемых Геродотом, нет споров об андрофагах и неврах, тиссагетах и ирках - их связывают с балтами лесной полосы и финно-уграми дъяковской и городецкой культур, основываясь на явно нескифском их образе жизни. В отношении других Геродот подчеркивает, что у многих из них одежда, обычаи и образ жизни были скифскими. Больше всего разногласий по археологической привязке геродотовых меланхленов ("черноплащевых") и будинов, на имя которых в числе претендентов стоит и лесостепное население Сейма [Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время 1989, с. 42,43,75,76, Медведев 1990, с.183, Елец и его окрестности 1991, с.95, 96 ].

Вопрос о языке лесостепного населения Сейма остается дискуссионным и, говоря о "вуали скифской культуры", часть исследователей относят культуру сейминцев к скифообразным. Однако один из крупнейших скифологов СССР Б.Н. Граков полагал, что ираноязычная, собственно скифская среда, в основу которой легла срубная культура бронзового века, победила местные языки на огромном пространстве степного Северного Причерноморья и прилегающей лесостепи [Граков 1977, с.152,217 ]

С эпохи РЖВ по Орловщине довольно неясно древнее прошлое юго-востока области и междуречья Оки, Зуши и Сосны. Если междуречье, пересеченное с юго-запада на северо-восток течением р.Неручи, является наиболее слабо археологически исследованной частью области, то по поречью Сосны ни исследования прошлых лет, ни сплошные разведки 90-х годов Краснощековой С.Д. практически не выявили памятников середины 1 тыс. до н. э. кроме нескольких одиночных [ Краснощекова 1989/96, Архив НПЦ ].

Для XII - XYI вв. это исторически объяснимо: За Сосной начиналось Половецкое поле, получившее имя "Дикого" после нашествия монголо-татар. В XIY - XYI вв. южнее современного г.Ливны сходились четыре знаменитых сухопутных "шляха" - Бакаев, Муравский, Изюмский и Кальмиуский, которые вместе с "Ногайскую догорою" , были не только торговыми дорогами, но и излюбленными путями походов и набегов кочевого населения южнорусских степей [ Советская историческая энциклопедия 1964, т.5, с627, Каргалов 1998, с.323 ].

В районе устья р.Ливенки в Сосну шляхи вновь раздваивались. Один путь на север - "Муравская дорога" шел на Тулу - Москву. Второй путь на северо-запад по "языку" степей достигал Оки в междуречье Рыбницы и Оптухи и за Окой расходился в разные стороны на Кромы, Карачев- Брянск и Болхов - Белев - Калугу. Неслучайно в XYI в. на северо-западном шляхе были основаны города-крепости: Болхов (1556г.), Орел (1566г.), Ливны (1586г.) и восстановлены укрепления летописных Кром.

Создается впечатление, что археологическое "белое пятно" по юго-востоку Орловщины вызвано тем, что регион соединения шляхов еще до н. э. был как торговыми, так и военными "воротами" дорог из Северного Причерноморья в лесные районы будущей Центральной России, что и вызвало его молонаселенность в бурное время со 2 пол. 1 тыс. до н. э. по XY - XYIвв., прокатившемуся по степи и лесостепи валом бечисленных войн. Скифов в последние века 1 тыс. до н.э. вытесняют сарматы, которых уже под именем алан в начале н.э. теснят с запада готы черняховской культуры, а с IYв.- пришедшие с востока гунны. После гуннов в южнорусских степях появляются тюрки - авары, болгары, хазары, основавшие в конце YIIв. Хазарский каганат [ Плетнева 1986, с.13 ].

С конца 1 тыс. до н. э. до установления власти золотоордынских татар происходит постоянная смена хозяев степи- хазар, угров(мадьяр), печенегов, торков, половцев. Часть степного населения в ходе войн уходила в лесостепь и оседала у границ лесной полосы, войдя в древнерусские летописи под именами черных клобуков, берендеев, ковуев и др. "своих поганых" [Степи Евразии в эпоху средневековья 1981, с.213, Плетнева 1990, с.70].

Значительно лучше по Орловской области археологически изучено левобережье Оки и правобережье Зуши. До 1950 года поселения эпохи РЖВ по Верхней Оке относили к памятникам древних финно - угров, занимавших во 2-й пол. 1 тыс. до. н. э. Среднюю Оку и Верхний Дон. Однако исследованиями 50-х годов Никольской Т.Н. установлено, что население Верхней Оки от устья р.Орлик до устья Угры со 2-й пол. 1 тыс. до н. э. по YII век н. э. относилось к самой восточной группе балтов лесной полосы, чья культура получила название верхнеокской. По водоразделу Оки и Десны верхнеокские балты граничили с юхновскими, водоразделу Оки и Угры - с днепро-двинскими балтами. Водораздел Оки и Верхнего Дона отделял верхнеокские племена от племен городецкой культуры. Всеми исследователями подчеркивается близость верхнеокских балтов с юхновскими и тесные связи населения Десны - Верхней Оки со скифским миром лесостепи [ Никольская 1959, с.80, Третьяков 1966, с. 173-174, Седов 1970, с.32, Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время 1989, с.75 ].

Если юхновские балты граничили с лесостепными скифами в IYв. до н. э. по правобережью Сейма, то контактная зона верхнеокских племен с лесостепными предполагалась по течению Сосны.

Но обследуя памятники балтов орловского течения Оки Никольская открывает два поселения середины 1 тыс. до н. э. у д.Лужки Кромского района и у д.Воротынцево Новосильского района, которые по характерным находкам и керамике отнесены ею к сейминской культуре. Позже поселения с аналогичной керамикой были выявлены по Оке от верховий у с. Тагино Глазуновского района до устьев Зуши и Нугри [ Никольская 1969, с.17, Фролов 1982, архив ИА РАН № 10655, Красницкий 1987, Архив ИА РАН № 12020 ].

Таким образом можно утверждать, что в середине 1 тыс.до н. э. племена лесостепных скифов занимали все орловское правобережье Оки. С Yв. до н. э. балты начинают продвижение на юг. Однако если юхновские племена вытесняют лесостепных скифов из правобережья Сейма, то верхнеокские, заняв течение Зуши, по Оке не продвинулись выше устья Орлика- лесостепные поселения у д.Лужки и с. Тагино функционировали до I в. до н. э. [ Фролов 1985, с.29, Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время 1989, с. 75, Архив НПЦ: паспорта городищ Лужки, Воротынцево, Тагино ].

На рубеже н.э. в лесной полосе происходят заметные изменения, связанные с продвижением со Среднего Днепра племен позднезарубинецкой (почепской) культуры. Вытесняя и ассимилируя юхновское население Десны, пришельцы вслед за уходящими юхновцами, проникают на Верхнюю Оку. Некоторые исследователи считают их протославянами, другие - балтами [ Третьяков 1966, с.234, Седов 1970, с.44 ].

Но если на Десне пришельцы сменили юхновское население, то по Оке они растворились в верхнеокской среде, войдя в мощинскую культуру поздних восточных балтов Верхней Оки IY -YIIвв., предшествовавшей летописным вятичам [ Седов 1982, с.43 ].

Мощинские племена заняли по Орловщине верховья Оки, но не продвинулись на юго-восток далее линии р.Неручь - Верхняя Зуша. Вниз по Оке мощинцы продвинулись до ее среднего течения, куда отошли потомки городецких племен, вытесненные с Верхнего Дона алано-болгарами [ Медведев 1990, с.181 ].

Во второй половине 1 тыс. до н. э. с Днепра на север и северо-восток продвигаются восточные славяне, осваивающие лесную полосу и лесостепь.

К YIIIв. Сейм и Десну занимают северяне, продвинувшиеся к югу и оставившие племенное имя в гидрониме "Северский Донец". На восток от Десны северяне продвинулись до водораздела Десны и Оки (западная граница Орловской области). В среду северян влились остатки алано-болгарского населения Посеймья, что подтверждается как археологически - памятниками волынцевской культуры по региону собственно северянской - роменской, так и племенным, явно не славянским именем (в летописях часто "север"), в котором видят иранский этноним "черный", что заставляет вспомнить геродотовых меланхленов [ Седов 1982, с.138 ].

Верхнюю Оку в YIIIв. занимают вятичи, пришедшие с родимичами по ПВЛ "от ляхов" - т.е. из земель к западу от Киева [ ПСВЛ 1997, т.1, стб.12 ].

Деснинские северяне разделили вятичей и радимичей, однако верховья Десны и Угру занимает смешанное славянское население из радимичей, северян, вятичей и смоленских кривячей [ Седов 1982, с.161].

Картографирование памятников вятичей YIII - Xвв. показывает, что их племена на юго - востоке Орловщины не перешли мощинскую границу Неручь - Верхняя Зуша [ Седов 1982, с.161].

Балты Верхней Оки очень быстро ассимилировались славянами, хотя отдельные "острова" мощинского населения упоминаются в летописях под именем "голяди" в сер.XIIв. на Протве (приток Оки) [ Седов 1982, с.161].

Верхний Дон в YIII - Xвв. занимало славянское население борщевской культуры. Донских славян ранее считали то северянами, то вятичами, основываясь на близости культур: роменской северян, ромено-борщевской вятичей и борщевской донских славян. В последнее время утвердилось мнение, что донские славяне это отдельная территориальная группировка славян, близкая как северянам, так и вятичам. К концу Xв. под напором печенегов основная часть донских славян отошла на Верхнюю и Среднюю Оку (будущая Рязанская земля). Когда же составлялась ПВЛ (конец XI - начало XIIвв.) крупной группировки уже не было, поэтому их племенное имя не попало на страницы летописей.

По Сосне поселения донских славян достигали устья р.Воргол у Ельца [ Седов 1982, с.161].

В середине IXв. северяне, вятичи и несомненно донские славяне попали в зависимость от Хазарского каганата. ПВЛ под 859г. сообщает, что хазары " ...с северян и вятичей брали по шелягу (серебрянной монете) и по белке от дыма" [ ПСВЛ 1997, т.1, стб.19 ].

Если северяне через год после захвата Олегом Киева (882г.) вошли в состав Киевской Руси, то племена вятичей платили хазарам дань "... по шелягу с рала" (с плуга) до середины 60-х гг. X в., что не мешало им участвовать в походах того же Олега и Игоря на Константинополь. Столь долгое сохранение политической зависимости вызвано вероятнее всего, выгодами торговли с Востоком по Волге и Византией по Дону, контролируемой Хазарским каганатом. Так как торговля Восточной Европы в YIII - Xвв. проводилась в основном по рекам, то вятичам Верхней Оки было выгодно сохранять самостоятельность при относительной зависимости от ослабевшего Хазарского каганата. К тому же на рубеже IX - Xвв. на Волге образуется другое государство - Волжкая Булгария, с которым вятичи имели прямую связь по Оке, а по окраинам их земель (по Верхнему Дону) проходил сухопутный путь из Киева в Волжскую Булгарию.

Вероятно, в самом выгодном положении оказались вятичи по орловскому течению Оки, связанные речными путями с Волгой, Доном и Днепром, сухопутными - с Северным Причерноморьем. Еще одна особенность гидросети Орловщины, вероятно, играла большую роль в данный период. В настоящее время Ока начинается у д.Александровка Глазуновского района у границы Курской области. Но как утверждают курские краеведы, в древности Ока начиналась южнее - из Самодуровского озера-болота. Вот описание его за 1929 год: "... впадина до 530м ширины, представляющая из себя сплошной торфянник, непересыхающий летом.... Эта впадина еще не так давно (лет 39-40) представляла из себя непроходимое болото (скорее озеро), ширина которого в некоторых местах доходила до 2км и глубина от 10 до 21 метра. Из этого, почти осушенного в настоящее время громадного болота берут начало: Свапа, Снова (притоки Сейма), р.Очка (верховье Оки) [ Хрестоматия 1994, с.114-115 ].

Т.е. был прямой путь, без тяжелых "волоков", с Днепра до Волги и по системе: Десна-Сейм-Свапа/Снова-Ока. Следует добавить, что в 2-4км от Самодуровки берут начало притоки Сосны и Неручь, впадающая в Зушу. Таким образом на юге Орловщины находился важный, хотя бы в весеннее половодье, речной узел, связывающий Днепр, Волгу и Дон. Использование данной речной системы в торговле подтверждают находки кладов серебрянных арабских дирхемов (самой распространенной денежной единицы IX - Xвв.) по берегам рек бассейна Сейма и Оки, а находки римских монет I - IIIвв. по Курской области говорят о ее использовании еще в 1-ой пол. 1 тыс. н. э. [ Хрестоматия 1994, с.111-113 ].

Возможно по Самодуровскому пути в 964-966гг. знаменитый киевский князь Святослав Игоревич прорвался в Поволжье и нанес смертельный удар Хазарскому каганату, покорив заодно и вятичей, а спустя 15 лет его сын Владимир Креститель дважды ходил усмирять "заратившихся" жителей дремучих лесов [ ПСВЛ 1997, т.1, стб.64,65,81,82 ].

Почти ненаселенный юго-восток Орловщины до конца Xв. оставался., вероятно, контактной зоной как славян: донских, вятичей и северян, так и лесостепного алано-болгарского населения X века.

После распада Киевской державы земли вятичей по орловскому течению Оки вошли в состав Черниговского княжества, его Новгород-Северского удела, волости "Лесная земля" [ Зайцев 1973, с. 98, Никольская 1981, с.10 ]. Черниговские князья продвигают форпосты до Сосны, о чем говорят возведение в XI - XIIвв. городищ Ключевка на р.Ливенке и Городецкое на р.Фошне, однако бассейн Сосны до Ельца исследователи включают в состав черниговских земель весьма предположительно [ Зайцев 1973, с. 8, рис.2 ].

Вхождение Верхней Оки в состав Киевской Руси вызвало рост числа городищ: центров княжеской административной знати, переселявшейся из Киевщины со своими "дворами". Кроме того, из- за напора кочевников не только с Верхнего Дона, но и с территории южнорусских княжеств часть населения уходит в "Лесную землю" по Оке. Так по исследованиям липецких краеведов выходцами из черниговских земель был заселен по Сосне район г.Ельца [ Елец и его окрестности 1991, с.30 ].

В связи с событиями феодальных войн XIIв. в летописях появляютяся первые упоминания о городах на земле будущей Орловщины: Мценске (1146г.), Кромах, Спащи, Домагоще (все - 1147г.), Новосиле (1155г.). Городов по региону было значительно больше, но часть из них, после упорного сопротивления, были настолько стерты с лица земли нашествием Батыя, что даже не оставили имен в письменных источниках (городища городского типа Воротынцево, Слободка, Ганючево и др.).

Летописцы подчеркивают стремление вятичей к внутренней автономии. Еще Владимир Мономах в своем "Поучении" с гордостью писал, что первый прошел "сквозь вятичей" в 80гг. XIв. прямым путем из Киева до Ростова и Мурома - до этого в междуречье Оки и Волги, княжеская администрация добиралась через Смоленск [ ПСВЛ 1997, т.1, стб.247 ].

Возможно эти события легли в основу былины " Илья Муромец и Соловей - разбойник", становище которого орловская легенда связывает с д.Девять Дубов на границе Хотынецкого и Карачевского районов. И в феодальных войнах XIIв. вятичи не желали участвовать на чьей- либо стороне.

Орловские вятичи, вероятно в силу упоминаемой склонности к обособлению, долго сохраняли старые границы своего компактного расселения на юго- восток до линии Неручь - Верхняя Зуша. Это прослеживается И.И. Борисовой при картографировании этнографических элементов знаменитого Орловского "списа", распространение которого совпадает с археологической картой вятичей YIII - XIIIвв. и не затрагивает юго- восток области [ Борисова 1999, с.109 ].

До нас не дошли сведения о набегах на орловское течение Оки ни печенегов, обезлюдевших Верхний Дон, ни половцев, хотя последние как союзники участвовали в феодальных войнах.XIIв. и ходили на Карачев, Брянск, Белев и Козельск. Возможно не сохранилось письменных источников, но вполне вероятно это связано с населением юго - восточных окраин русских земель, известных по летописям как "дикие половцы": остатки алано- болгар, печенегов, торков и небольшие орды половцев, не вошедшие в состав крупных половецких степных объединений XI - XIIвв., обитавших в лесостепи и не осевших, как вышеупомянутые "свои поганые" на русской границе.. Именно их чаще всего привлекали князья как союзников в междоусобицах. Враждуя со степными, "дикие половцы" отчасти прикрывали юго- восток Руси от набегов степных сородичей. Летописцы вместе с "дикими половцами" с XIIв. упоминают по правым притокам Дона "бродников" (протоказаков) - вольное русское население, которое вело подвижный образ жизни как и их лесостепные соседи [ Плетнева 1981, с.221, 257, Плетнева 1990, с.92,93 ]. Вероятно и бродники перекрывали пути набегов степных половцев на верховья Оки.

С середины XIIIв. за Сосной начинались земли золотоордынских кочевий. Оседали, вероятно, татары и на территории современной Орловщины. Так с.Борилово Болховского района краеведы в конце XIXв. называли татарским, что подтверждается находками золотоордынских монет на Бориловском городище [ Орловская область 1992, с.25 ].

В XIY - XYвв. с запада к Верхней Оке продвинулось Великое княжество Литовское - русско-литовское государство, не раз завоевывавшие или контролировавшее раздробленные "верховские княжества" удельных потомков черниговско- брянских князей. После вхождения Верхней Оки в состав Московской Руси в XYI - первой половине XYIIвв. наблюдается большой приток населения как из центральных районов, так и из русских земель, оставшихся в составе польско- литовской Речи Посполитой. Русские поселения по Орловщине достигли и перешли Сосну. Продвижение государства на юг превращало Орловщину в один из центральных районов России.

Как память былого балто- иранского контакта осталась разность гидронимов левобережья Оки и поречья Сосны. Если гидронимы с окончаниями на - МА, ЧА, СА, ША (Крома, Водоча, Ресса, Зуша) лингвисты считают балтскими, то в названиях правых притоков Сосны: Тим, Кшень, Олым - видят иранские корни [ Седов 1979, с.41, Седов 1970, с.9,11 ].

800 - летнее пограничье русских земель по региону сыграло большую роль в формировании "земляческого" самосознания населения верховий Оки. Ввиду интенсивного обмена социально- значимой информацией в среде в прошлом полиэтнического населения Орловщины возникает синтез многообразных традиций, формируется особый уклад как материальных, так и духовных ценностей, в т.ч. и языка.

Не случайно, по словам Н.С.Лескова "... Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины никакой другой русский город".