Конспект занятий по внеурочной деятельности ко дню космонавтики "космос". Конспект интегрированного занятия на День космонавтики в детском саду. Подготовительная группа

МБОУ «Средняя школа №2 г.Навашино»

Конспект для проведения часа общения

на тему «День космонавтики».

Воспитатель ГПД: Вилкова Е.А.

г.Навашино

"День космонавтики".

Цели:

1. Образовательная - формирование представления об освоении космического пространства человеком;

2. Развивающая - формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;

3. Воспитывающая - эмоционально- положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств;

4. Культурологическая - развитие представлений о науке и технике.

Задачи:

    Опираясь на знания школьных предметов, рассмотреть этапы покорения неба человеком.

    Воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения.

    Обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями: воздушный шар, монгольфьер, дирижабль, цеппелин и т.д.

    Познакомить с первопроходцами, покорившими воздушное пространство.

Оборудование:

мультимедийной аппарат, демонстрационный экран, компьютер, (презентация), иллюстрации по теме урока, альбомные листы, геометрический материал для аппликации

Ход занятия

Эмоциональный настрой. Прозвенел звонок, мы начинаем классный час. Рада встречи с вами! Пусть наша работа будет успешной и порадует всех нас.

Вступительное слово.

Ах, этот день – двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землей-планетой был усыновлен.

Житель Земли, геройский этот малый,

В космической посудине своей

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней.

В тот день она как будто меньше стала,

Но стала людям может быть, родней.

Ах этот день с апрельской благодатью,
Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью...

И дышит все свершившейся мечтой.

Идет весна. Какой сейчас месяц? Какой праздник отмечает наша страна в апреле? Какого числа? (день космонавтики- 12 апреля) Кто догадался, какова тема классного часа?

В устах ученых много лет

Жила мечта заветная-

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное.

И вот летит ракета ввысь.

В гостях мы побываем у планет.

Землянин, ты домой вернись,

А звездам передай привет.

Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Вспомним, что вам уже известно о космосе и узнаем новое. (Класс делится на 2 команды).

1 задание. «Разминка» У вас на столах лежат листки. За определенное время нужно записать слова на тему «Космос». Время пошло. Проверка выполнения задания.

Посмотрите за окно: весна, голубое небо, яркое солнце- красота! Хочется парить в этой синеве! А еще заманчивее очутиться так, высоко, где никто никогда не был. Человек всегда мечтал полететь к звездам, но ведь это очень далеко, опасно, страшно, но очень интересно. Там может случиться всякое, человеку требуется совершить подвиг. Но человек все равно стремился покорить космос. И вот этот день настал. 12 апреля 1961 года Кто был первым космонавтом Земли? Первым посланцем Земли в космосе был Ю.А. Гагарин. Он совершил первый в истории человечества космический полет на космическом корабле «Восток». За 1 час 48 минут облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Памятник Ю.А. Гагарину стоит в Москве на Октябрьской площади. Его именем названы площади, улицы, города России.

2 задание. «Космонавты». А вы хотели бы быть космонавтом? Каким, по вашему мнению, должен быть космонавт? Что он должен знать и уметь? Выберите, качества, которыми должен обладать космонавт и докажите почему?

умным здоровым сильным необщительным добрым находчивым рассеянным тренированным Проверка выполнения задания.

Физминутка. «Космическая зарядка».

Чтобы в космос нам слетать,

Крепкими нам надо стать.

В космонавтов превратимся,

И к планетам устремимся

Что вы знаете о работе космонавтов в космосе? (Изучают поведение различных растений и животных в состоянии невесомости в космосе). А что значит невесомость? (Когда предметы не притягиваются к земле, а всё как будто плавает). Космонавты получают различные вещества, изучают погоду на Земле, фотографируют её, следят за стихийными бедствиями (ураганами, бурями). Изучают космос.

Посмотрите. Знаете ли вы кто на этих фотографиях? (Светлана Савицкая, Валентина Терешкова – первая женщина космонавт).

А то кто? (Алексей Леонов – первый человек, который вышел в открытый космос в 1965 году, а Светлана Савицкая – первая женщина, которая вышла в открытый космос в 1984 году.)

3 задание. «Вопрос- ответ».

1 команда:

Как называется костюм космонавта? (скафандр)

Как называется место старта космического корабля? (космодром)

2 команда:

Почему космонавты не едят ложкой? (им мешает невесомость)

Какой самый быстрый вид транспорта? (ракета)

Скажите, для чего космонавтам нужен скафандр? В космосе нет воздуха и там очень разная температура (то жарко, то холодно). Чтобы человек мог там существовать, космонавты надевают космический скафандр, который защищает от жары и холода и позволяет дышать.

4 задание. «Сборка ракеты»

Чтобы отправиться в космические дали, нужна ракета. Возьмите приготовленные детали и соберите ракеты. Наклейте их на лист. Проверка выполнения задания.

5 задание. «Угадай»

1 команда:

Из букв в конверте сложите название самой маленькой планеты. (Меркурий)

2 команда:

Из букв в конверте сложите название самой большой планеты. (Юпитер)

    Вы спешите, ребята, в свой класс,

Без учебы дела не пойдут.

Космонавты растут среди нас,

Но без знаний на Марс не возьмут!

Ребята! Готовьтесь к полету! Скоро, скоро настанет тот час, Когда будут дороги открыты. На Луну, на Венеру, на Марс!

    Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век,

И первый из первых в ракете Советский летит человек!

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летел он один по Вселенной,

Чтоб снова вернуться к Земле!

Не зря потрудились умелые руки

Во славу народа, во славу страны!

Рабочие люди науки Содружеством мирным сильны!

    Космонавтом хочешь стать

Должен много-много знать!

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Только дружных звездолет

Может взять с собой в полет.

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмем мы на орбиты.

4. Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему в след миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса,

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят!

Мчатся ракеты к дальним мирам.

К подвигам сердце рвется. Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьется!

Вот этими словами мы заканчиваем наш час общения на тему КОСМОС.

Приложение

Элина Шавалиева
Конспект занятия по познавательному развитию «День космонавтики»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему: «День космонавтики». для детей подготовительной группы.

Воспитатель: Шавалиева Э. Д. АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 150 «Брусничка»

Цель: Сформировать представления детей о празднике «День космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос, познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

Уточнить и обобщить знания детей о космосе, о знаменитых людях в космонавтике;

Закрепить названия планет;

Развивать вербальное воображение, активизировать словарный запас;

Развивать любознательность, воображение, творческое мышление;

Формировать познавательную активность.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать положительно-эмоциональный настрой, дисциплинированность;

Воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.

Воспитывать умение работать в команде.

ОО «Речевое развитие»

Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме;

Формировать умение детей правильно называть планеты, отвечать на вопросы полным ответом.

Развитие памяти, связной речи.

Развивать умение обобщать.

Материал: картинки – о космосе, фотографии знаменитых людей связанных с космосом; загадки о космосе, разрезные картинки про космос, схема для рассказа по картинке, раскраски про космос, мяч, фотографии планет (существующие и нет, магнитные буквы, напечатанные предложения про космос (разрезанные по словам).

В. : - Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о празднике который отмечают 12 апреля. Как вы думаете какой сегодня праздник?

- (ответы детей).

В. : - Сегодня праздник «День авиации и космонавтики»

А как вы думаете чему посвящён этот день?

- (ответы детей)

В. : Этот день посвящен первому полету человека в космос, и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники.

Как вы думаете почему человек захотел полететь в космос?

(ответы детей)

В: - Наверное ему захотелось узнать что же там находится в космосе? Есть ли там еще жизнь на других планетах? Давайте мы с вами посмотрим на нашу вселенную.

Слайды про космос: космос, спутники, планеты…

Красивые фотографии вы посмотрели про космос, ну а кто же первым все это увидел? И как?

А можно ли простом самолете добраться до других планет? А на чем можно? (ответы детей).

Так кто же придумал первую ракету?

Рассказ о космонавтах.

Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами, изучал их, и очень ему хотелось долететь до далёких планет.

Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он проводил расчёты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности этот летательный аппарат построить.

И только через много-много лет другой учёный - конструктор Сергей Павлович Королёв смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала полетели собаки Белка и Стрелка.

Под руководством С. П. Королёва была сконструирована ракета «Восток», в которой 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек.

Первым космонавтом который полетел в космос был Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий Гагарин первым полетел в космос. Он был военным летчиком, а позже стал космонавтом.

Во время подготовки к полету в космос, он готовился в центре подготовки космонавтов и там проходил разные испытания. Сначала он кружился на особом кресле, потом его помещали в барокамеру. Дышать в барокамере было трудно, закладывало уши. Если бы он нажал на красную кнопку, то испытание бы прекратилось и тогда прощай мечта о космосе.

Когда Юрий Гагарин достойно выполнил все испытания, он полетел в космос. Прозвучала со старта команда «Пуск». И ракета пошла вверх. Гагарин по рации лихо сказал свое знаменитое «ПОЕХАЛИ!»

После полёта Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, таких как Титов Герман Степанович - первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток, второй советский человек в космосе, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории. Он пробыл на орбите более 25 часов и совершил около 17 витков на аппарате «Восток-2».

Еще из космонавтов был Леонов Алексей Архипович – первый космонавт который вышел в открытый космос. Среди космонавтов были и женщины.

Кто знает, имя первой космонавтки? Ими были Валентина Терешкова – первая женщина космонавт и Светлана Савицкая – первая женщина космонавт, которая первая осуществила выход в открытый космос.

Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому, что во время космического полёта человек испытывает огромные перегрузки.

Б. Б. Егорову во время полёта в космос удалось собрать очень ценный в научном отношении материал.

-В: - Ребята посмотрите, а нам с космической станции космонавты прислали космические задания, они хотят знать, что мы знаем о космосе.

Разделитесь на 2 команды, выберите капитанов, дайте названия своим командам. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку, по итогу игры в конце викторины команды получат подарки от космонавтов (в 2 конвертах раскраски на тему космос).

1. Загадки о космосе.

В: - 1 задание от космонавтов – это загадки о космосе. Давайте вспомним правила игры в команде.

Д: - Не перебивать, слушать своего товарища, отвечает тот кто поднял руку, ответ зачитывается тому, кто первым поднял руку и правильно ответил.

Что нельзя сделать в космосе?

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект…

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…

(Метеорит)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар

Но уже ученый -

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный.

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом.

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … .

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе … .

(Звездочет)

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … (Ракете)

В: -Молодцы, с загадками справились.

2. Игра «Хоровод»

I. Мотивационный

- В: - Космонавты хотят знать много ли слов мы знаем о космосе и что в космос можно взять с собой. Расскажем им?

(Дети соглашаются).

II. Организационный

-В: - Играть будем по очереди.

Сначала 1 команда встанет в хоровод,. 2 команда выступает в роли наблюдателей. Потом команды поменяются.

1 команда будет называть слова о космосе.

2 команда – что можно взять с собой в космос.

Давайте вспомним правила.

(Дети встают в хоровод, вспоминают правила: мяч передавать по кругу, не мешать и не перевивать друг друга. Сначала выполняет 1 команда затем 2 команда).

III. Деятельностный

Воспитатель стоя в кругу первый называет слово:

2 команда – «КОСМИЧЕСКИЙ ШЛЕМ» и передает мячик дальше детям.

(Дети передают мячик по порядку при этом называют слова:

1- космонавт, планеты, метеорит, астероид, кометы, ракета, спутник…

2- скафандр, любимые книги, еда, одежда, обувь, фотографии родных, зубная паста, щетка).Команда наблюдателей дополняют ответы.

IV.Заключительный

-В: -Молодцы, справились с заданием много слов знаете о космосе и о том что можно взять с собой в космос. А почему у нас все получилось?

Две команды справились и получают по 1 фишки.

(Ответы детей:

Потому что мы друг друга не перевивали

Работали дружно, сообща).

3. Игра «Цепочка» (отгадай по первым буквам)

I. Мотивационный

-В: - Космонавты просят у нас разгадать ребус из газеты которую они взяли с собой у них не получилось.

1 команда - невесомость

2 команда – планетарий

(Дети соглашаются помочь космонавтам разгадать ребус).

II. Организационный

-В: - Давайте встанем в цепочку и по очереди друг за другом выходить и брать нужную букву и ставить ее на доску и у нас в итоге получится зашифрованное слово.

Вспомним правила.

(Дети вспоминают правила: друг друга не толкать, работать по очереди, не перебивать

Встают в цепочку).

III. Деятельностный

-В: - На доске в ряд представлены картинки (зашифрованного слова) надо первую букву картинки найти среди букв и поставить на доску и так по цепочке друг за другом.

Воспитатель помогает по мере затруднений.

(Дети друг за другом (сначала 1 команда, потом 2 команда) выходят, находят первую букву относящиеся к картинки и ставят на доску по порядку. Читают какое слово получилось).

IV.Заключительный

-В: - Выполнили, молодцы, справились а скажите почему у нас так хорошо это получилось?

(Ответы детей: - Мы не торопились, друг другу не мешали, были внимательными, мы можем находить правильные буквы).

-В: - Молодцы получайте фишки за проделанную работу.

4.Игра «Аквариум» Правильно расставить слова в предложении.

I. Мотивационный

-В: - Космонавты нечаянно испортили, порезали свою газету, а там была интересная статья которую они хотели бы прочитать. Поможем им восстановить статью?

(Дети соглашаются помочь космонавтам восстановить статью).

II. Организационный

-В: - Давайте первым будет помогать 1 команда, а вторая команда встанет за ними и будут наблюдателями, затем команды поменяются.

2 команда по завершению может дополнить или поправить если задание выполнено не верно. Давайте вспомним правила этой игры.

(1 команда садится за стол, а 2 команда встают за спины и наблюдают. Потом меняются.

Вспоминают правила: намешать команде соперников, не перебивать, слушать друг друга).

III. Деятельностный

-В: - Выполняют задания в конвертах находятся разрезанные предложения которые необходимо правильно собрать.

1 команда:

В космонавт летит ракете.

первая Валентина женщина Терешкова космонавт.

В корабль космический полет отправляется.

2 команда:

Падает с комета неба хвостатая.

полетел Юрий в первый космос Гагарин.

Звезды светят небе на 1 команда собирает слова, 2 – наблюдает, а потом меняются.

(Дети выкладывают предложения)

1 команда:

Космонавт летит в ракете.

Валентина Терешкова первая женщина космонавт.

Корабль отправляется в космический полет.

2 команда:

С неба падает хвостатая комета.

Юрий Гагарин первый полетел в космос.

На небе светят звезды.

IV.Заключительный

-В: - Справились и с этим непростым заданием, ловко собрали предложения правильно. Молодцы. А как вы думаете почему у вас это получилось?

(Ответы детей: - Потому что, мы слушали друг друга и правильно собрали предложения).

- В: - Обе команды справились отлично и за это вам еще по одной фишки.

5 . Конкурс капитанов. Собери разрезную картинку, и составь рассказ по схеме.

В: - Капитан космонавтов отдельно приготовил задание для капитанов, капитаны выходите надо собрать разрезанную картинку и рассказать что на ней изображено.

(Каждому капитану в конверте раздаются фрагменты разрезных картинок, необходимо собрать ее, схема составления рассказа вывешивается на доску или выводится на телевизор).

6.Дерево знаний. Планеты.

I. Мотивационный

-В: - Космонавты прислали нам фотографии планет, но они схитрили и прислали не только фотографии планет которые существуют, но и фотографии несуществующих планет, они хотят проверить наши знания о планетах. Покажем наши знания?

(Соглашаются разобраться с этим заданием).

II. Организационный

-В: - А поможет нам в этом дерево знаний. На дереве висят фотографии планет 1 команда будет собирать существующие планеты, а 2 команда – не существующие. Для того чтобы у нас все получилось, давайте вспомним правила как мы будем работать?

(Делятся на группы, и вспоминают правила: не перебивать, работать не мешая друг другу).

III. Деятельностный

-В: - Давайте подойдем к дереву знаний и найдем картинки нужные вам

1 команда собирает планеты которые существуют.

2 команда собирает планеты которые не существуют.

Помогаем по мере затруднений. Вспоминают, какие планеты, существуют, а какие выдуманные и расставляют их в ячейки по классификациям.

IV.Заключительный

-В: - Расставили, молодцы, давайте посмотрим, правильно ли мы рассортировали планеты.

Молодцы вы все сделали правильно, а почему у нас это получилось? Как вы думаете?

(Ответы детей: -Потому что мы работали вместе, не мешали друг другу и совещались).

В: - И за это задание вы получаете по одной фишки, молодцы.

В:- Ну вот и закончились задания от космонавтов и мы с вами выполнили все правильно и не постыдили честь своей группы, доказали что мы много знаем и умеем.

А что нового и интересного вы сегодня узнали?

О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?

Может быть, кто – то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и изобретёт такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты. И прославите нашу Родину.

У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране России есть такие замечательные люди.

Давайте подведем итоги, посчитайте у кого сколько фишек и получите призы от космонавтов.

Зал украшен к Дню космонавтики. На занавесках — звезды. На центральной стене — большой портрет Ю.А. Гагарина в ореоле небольших портретов космонавтов. Слева от портрета — рисунок ракеты «Восток», устремленной к звездам, и первого искусственного спутника, летящего по своей орбите вокруг Земли. Справа — вертикальный ряд больших фотографий, на которых изображены герб г. Королёва, памятник С.П. Королёву на проспекте, носящем его имя, международная космическая станция, знак «Наукоград Королёв».

Справа вдоль стены — накрытый голубым полотном ленточный стол, на котором расставлены следующие экспонаты: фрагмент лунной поверхности с астронавтом; макет космической гостиницы, значки по теме «Космос», вымпелы: «50 лет полету Гагарина в космос», «РКК "Энергия"», ракета «Р-7 (легендарная «семерка»), статуэтка человека, держащего в руках планету. У стола стоит макет «Лунохода». На левой стене размещена выставка детских работ на космическую тему.

Первая часть занятия

Под фонограмму песни «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельц- мана, сл. В. Войновича) дети входят в зал и рассаживаются перед большим экраном.

Ведущий. Ребята! Мы с вами собрались в нашем зале, который сегодня так необычно и празднично украшен. Знаете ли вы, какой праздник отмечает вся наша страна?

Дети . Сегодня День космонавтики.

Ведущий вовлекает детей в диалог следующими вопросами.

♦ Что такое космонавтика?

♦ Что такое космос?

♦ Кто такие космонавты?

♦ Почему город Королёв называют космической столицей России, столицей пилотируемой космонавтики?

♦ Где изобрели и собрали первую ракету?

♦ Кто первыми отправились в космос?

♦ Как звали первого космонавта Земли?

♦ Назовите имена космонавтов, которых вы знаете?

Ведущий (рассказывает стихотворение)

Мы все знаем, что в нашей Галактике

Звезд, планет и комет — миллион!

Королёв же — оплот космонавтики —

К этим звездам душой устремлен!

На большом экране под музыку Е. Волкова «Звездный город Королёв» демонстрируются старые и новые фотографии, на которых запечатлены эпохальные моменты истории города и всей страны, улицы г. Королёва, местные достопримечательности, горожане и т.п.

О нашей «столице пилотируемой космонавтики» королёвские поэты и композиторы написали множество стихов, песен и даже гимн. Вы его хорошо знаете. Давайте его споем вместе?

Звучит фонограмма гимна. Дошкольники, ведущий и гости праздника поют «Гимн городу Королёву» (сл. И. Яковлевой).

Дошкольники рассказывают про звезды, созвездия, «черные дыры», кометы, метеориты, планеты Солнечной системы, космические корабли, С.П. Королёва, о полетах первых космонавтов: Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой и о тех, кто покоряет космос сегодня: Олеге Скрипочке и Дмитрии Кондратьеве.

А стихи про космос знаете?

Любите вы детский сад,

Маму, папу, всех ребят?

Звезды, солнце в небе синем,

Нашу родину Россию?

И про космос и про мир,

Про космический эфир...

Все стихи ребята знают,

Их немедля прочитают!

Ребята, я знаю, вам очень понравились работы наших выпускников, выставленные в музее детского сада. А недавно все воспитанники и взрослые побывали на выставке ваших работ, которые вы делали вместе со своими родителями. Эта выставка произвела на всех большое впечатление. Как много новых знаний о космосе вы отразили в своих работах, какими выразительными оказались ваши рисунки! Как умело вы подбираете цвет красок и их оттенки, передаете в рисунке особенности космических кораблей, планет, космонавтов, созвездий.

Сейчас вы пройдете в групповую комнату, где приготовлено все необходимое для ваших новых рисунков, которыми пополнится выставка в нашем музее. На прощанье я вам прочитаю стихотворение «Мечтатель».

Мечтатель

За окошком дождик, нам нельзя гулять.

В круг столы поставили — сели рисовать.

Вот палитра красок, лист альбома чист,

В баночке намокла новенькая кисть...

Вот сижу. Все думаю, что нарисовать?

Может, передумать — книжку полистать?

Рассмотреть картинки звезд на небе синем,

И планеты, что вдали спрятались за ними.

Я листаю, я смотрю — любопытный парень...

Со страницы смотрит сам космонавт Гагарин.

Я горжусь, что он взлетел первым на планете,

Жил в России и взрослел, как другие дети.

И сумел стать космонавтом — летчиком военным.

Взрослым стану — полечу в космос непременно.

Тоже буду прославлять Родину родную —

На других планетах не найти такую.

Буду я в полете звезды изучать,

И научные отчеты ЦУПу посылать...

Я слетаю в космос и вернусь назад,

Будет мной гордиться весь наш детский сад!..

На картинку я смотрю, глаз не отрывая:

На меня глядит с портрета Терешкова Валя...

Называет так ее прадедушка мой, Саша,

Говорит, что «космонавтка» эта — гордость наша!

«Хватит!» — я сказал себе. Рисовать пошел...

Потому что для рисунка тему я нашел!

Я подумал и решил — ни на миг не загрущу —

Я еще один «Восток» на орбиту запущу.

Нарисую Землю, звезды — через них «Восток» летит...

А Вселенная безмолвно тайну вечную хранит...

Вот о родной Галактике Гагарин песню спел,

Он сказал: «Поехали!» — и Землю облетел...

А здесь моя ракета летит к родной планете,

Ее встречают радостно и взрослые и дети...

Мой рисунок так хорош! За себя я рад.

Что ж, пока моя орбита — это детский сад.

Время быстро пролетит: школа, институт...

И в отряд космический с гордостью пойду.

Я в открытый космос выйду через 20 лет,

Детский садик мой любимый, шлю тебе привет —

Помашу рукой в скафандре, и в корабль скорей...

Мой рисунок воспитатель отнесет в музей.

Вторая часть занятия

Цель: учить творчески применять знания и навыки рисования.

Задачи:

— закреплять навыки работы с кистью и гуашью;

— учить планировать свою работу в сотворчестве с другими детьми (учитывая размер предмета, изображаемого на рисунке, его цвет и расположение на бумаге); передавать в рисунке характерные особенности изображаемого предмета или объекта;

— закреплять коммуникативные навыки: договариваться, сообща придумывать идею и композицию рисунка, советоваться друг с другом;

— приучать к аккуратности и неторопливости в работе.

Оборудование : бумага, гуашь, кисти, ножницы и все необходимое для творчества (соответственно требованиям программы), карта звездного неба, магнитная доска с размещенными на ней картинками планет Солнечной системы, Солнца, международной космической станции, взлета ракеты, парада планет.

Перед началом работы создается творческая обстановка: стена слева оформлена фотографиями из музея детского сада, на подоконниках расставлены макеты «Лунохода», ракеты, космической гостиницы. Звучит негромкая музыка, подобранная для усиления детского самовыражения, к примеру, А. Рыбникова: «Свет звезд», «Голубая планета», «Млечный путь», «Тема мечты» из популярных кинофильмов. Воспитатель заранее вместе с детьми для общей работы затонировал лист в темно-синий цвет (космическое пространство).

Ведущий . Дорогие ребята! Мне было очень приятно, что вы продемонстрировали столько знаний о космосе, замечательно спели песню, прочитали стихи. Ваша выставка рисунков и поделок понравилась всем. Сейчас мне бы хотелось, чтобы все эти знания, ваши мысли, мечты и фантазии вы воплотили в своих рисунках, которые дополнят общую тему коллективной работы вместе с другими рисунками детей. Это «Космические просторы», а значит, рисовать можно все что угодно: планеты и ракеты, звезды и кометы с метеоритами, космические станции и спутники.

1 этап . Дети изображают то, что им нравится, что впечатлило их больше всего. Взрослый по необходимости помогает дошкольникам, подсказывает им, как лучше всего воплотить на бумаге задуманное.

2 этап. Пока сохнут работы детей, проводится небольшая физкультминутка.

Ведущий (рассказывает стихотворение)

На огромных скоростях

Вдаль летят ракеты.

Скоро будем мы в гостях

На других планетах.

Приготовиться к старту!

Дети. К старту готовы! (Прикладывают руку к голове.)

Ведущий . Пристегнуть ремни!

Дети. Есть пристегнуть ремни! (Имитируют пристегивание ремней на поясе.)

Ведущий. Включить зажигание!

Дети . Есть включить зажигание! (Имитируют включение тумблера.)

Ведущий . Начинаем обратный отсчет!

Дети. Пять, четыре, три, два, один — пуск! (Большим пальцем имитируют нажатие кнопки вперед. Из положения сидя в прыжке вытягивают руки вверх, изображая нос ракеты.)

Ведущий . Как проходит полет?

Дети. Земля, полет проходит нормально!

Ведущий . Как самочувствие?

Дети. Самочувствие отличное!

Ведущий

Сообщаю вам известие:

Держать вам нужно равновесие.

Ведь в состоянии невесомости

Все дело в этом, а не в скорости...

Дети, хаотично перемещаясь, выполняют различные упражнения, имитируя движения человека в состоянии невесомости.

3 этап. Вырезание. На сдвинутых столах раскладывается большой лист ватмана, заранее затонированный под космическое пространство. Дети рассаживаются на места и приступают к вырезанию своего рисунка. Воспитатель напоминает, что не нужно торопиться, а вырезать аккуратно, оставляя ровные края и не отрезая лишнего от нарисованного предмета. Каждый ребенок может подойти к листу ватмана и приложить свою работу, примерить ее к общему фону.

Взрослый косвенно контролирует процесс творчества и по необходимости направляет деятельность дошкольников наводящими вопросами (к примеру, Солнце находится в центре Солнечной системы или нет, какие вокруг него движутся планеты, какая из них расположена ближе всех к Солнцу, какая соответственно дальше, куда направляется ракета и т.п.).

Когда все рисунки вырезаны и разложены на большом листе ватмана, взрослый предлагает детям приступить к решающему этапу работы.

4 этап. Наклеивание вырезанного предмета. Сначала взрослый приглашает подойти к столу детей, у которых их вырезанные рисунки разложены на правой стороне листа ватмана. Дошкольники подходят к столу, наносят на свои рисунки небольшое количество клея и, слегка прижав (для этого дети используют сухую ветошь), приклеивают их к листу, затонированному под космическое пространство. Аналогичная работа проводится дошкольниками, чьи рисунки находятся на левой стороне ватмана. По ходу работы взрослый напоминает детям об аккуратности в своих действиях.

Пока подсыхает клей, взрослый проводит с дошкольниками небольшую беседу.

Ведущий . Ребята, сейчас вы выполнили очень сложную работу: нарисовали, раскрасили, вырезали и наклеили свою «космическую фантазию». Расскажите дома про ваш сегодняшний день и когда ваши родители придут за вами в детский садик, не забудьте показать им на звездном пространстве ватманского листа свой рисунок.

Рассматривание общей готовой работы: это сравнительный анализ работы товарища и, в первую очередь, самоанализ. Если ребенок не очень доволен результатами своего труда, нужно корректно поддержать его и выразить надежду, что в следующий раз он непременно справится с заданием.

А теперь послушайте несколько стихотворений о космосе. (Читает стихи.)

Планета Земля

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

Хочу на Луну

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

С. Баруздин

Космический телескоп

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно:

«Изучайте глубины Вселенной»

на тему:

«День космонавтики».

Цель: Дать детям представление о космосе и космонавтах. Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую монологическую речь детей. Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.

Образовательная область «Коммуникация»:

    побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью получения и закрепления знаний о космосе и космонавтах;

    формировать у детей умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;

Образовательная область «Социализация»:

    воспитывать уважение к профессии космонавта, развивать воображение, фантазию, воспитывать гордость за свою страну.

    воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;

    совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.

Образовательная область «Познание»:

    расширить кругозор детей по теме «Космос»;

    закрепить активный словарь по теме;

    формировать умение детей составлять рассказ по сюжетной картинке;

    формировать умение использовать в речи антонимы;

    совершенствовать умение согласовывать существительные с глаголом в единственном и множественном числе;

    развивать внимание, логическое мышление.

Речевой материал : космос, космонавт, космический корабль, Земля, планета, ракета, метеорит и т.д.

Оборудование: картины и иллюстрации о космосе, фотографии Ю.А.Гагарина, В.Терешковой, собак Белки и Стрелки; космического корабля «Восток» и «Союз». Глобус, мяч для игры.

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».

Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».

Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.

Разучивание стихотворений и загадок по теме.

Подбор дидактических игр в соответствии с темой.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, знаете ли вы, какой праздник будет отмечать наша страна в апреле месяце. (День космонавтики) Правильно.

Воспитатель: Человек всегда мечтал полететь к звездам. Так 19 августа 1960 года на ракете в космос были отправлены собаки-испытатели Белка и Стрелка. Для полета собакам сшили специальные костюмы красного и зеленого цветов. Кроме собак, на борту находились две белые крысы и несколько мышей. Вернувшиеся с орбиты собаки стали объектом повышенного внимания и чувствовали себя прекрасно. /Воспитатель показывает фото собак/.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас хотел бы отправиться в космос на ракете? (Ответы детей).

Воспитатель: Многие хотели бы полететь в космос. Скажите, а как называется человек, который совершает полет на космическом корабле? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно – это космонавт. А первым человеком, который полетел в космос и стал космонавтом, был Юрий Гагарин.

/ воспитатель показывает портрет Ю.Гагарина/

Он поднялся очень высоко над Землёй, так высоко, что и на самолёте туда не долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких лётчиков называют лётчиками космонавтами.

Именно, 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась и первым космонавтом Земли, стал Юрий Алексеевич Гагарин. Полет длился 108 минут. Корабль Гагарина «Восток», совершил всего один виток вокруг Земли. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов. За подвиг Юрия Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом. Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг, которым гордится наша страна, весь наш народ.

Воспитатель : Теперь наша страна отмечает этот праздник 12 апреля, в день, когда для всего человечества наступила эра полетов в космос.

Воспитатель : В космос летали не только мужчины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Терешкова .

(воспитатель показывает фотографию космонавта).

Воспитатель : И еще хочу показать вам иллюстрации, на которых изображены первые космические корабли - «Восход» и «Союз».

/дети рассматривают иллюстрации/.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей: космонавт должен быть – сильным, выносливым, смелым, решительным.)

Воспитатель : «Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, и тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества космонавты воспитывают у себя с детства.

Воспитатель : А теперь давайте с вами посмотрим на глобус.

Глобус это макет нашей планеты.

Какой формы наша планета?

Что означает на глобусе – голубой, желтый и зеленый цвета. /ответы детей/.

Воспитатель : А на этой картине изображена наша планета из космоса /воспитатель показывает иллюстрацию/. Ребята, кто хочет рассказать о том, что видит? Составление рассказа по иллюстрации « Земля из космоса ».

Воспитатель : А что же видят еще космонавты в космосе?

Игра «Космонавты видят …» (игра с мячом).

Что видят космонавты из ракеты?

Космонавты видят много звезд, созвездий (планет, гор, метеоритов и т.д.).

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что едят настоящие космонавты?

Дети: Кашу, суп.

Воспитатель : Да, все едят и каши, и супы, и овощи и фрукты.

Воспитатель : А как они едят? В кружки наливают чай и пьют?

Дети: – из тюбиков

Воспитатель : Дело в том, что в открытом космосе нет притяжения земли, все, как бы, плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, т.е. все становится легким, как пух. И поэтом есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывает. И все продукты у космонавта в тюбиках, как зубная паста.

А теперь, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …( телескоп )

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …( астроном )

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …( луна )

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета )

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …( космонавт )

Космонавт сидит в ракете

Вспоминая все на свете-

На орбите как назло

Появилось … ( НЛО )

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый…( гуманоид )

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость … (света )

Воспитатель : Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (Ответы детей)

1.Как называется планета на которой мы живем? (Земля)

2.Как называется праздник который будет отмечать страна в апреле? (День космонавтики)

3. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

4.Как назывался космический корабль Гагарина? («Восток »)

Мы сегодня с вами много интересного узнали, все вы сегодня молодцы.

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Кто полетел к планетам первый?

Какой в апреле праздник раз в году?

О космосе слагаются легенды,

Герои-космонавты на виду!

Им на земле спокойно не живется,

Их почему-то вечно тянет ввысь,

Им звезды покоряются, сдаются,

На их погонах золотом зажглись.

Прекрасно знает с детства мальчик каждый,

Гагарин Юрий – космоса герой,

Ведь космонавтом не рождаются однажды,

Он может рядом быть с тобой и мной.

И вновь в неведомые дали

Корабль космический взлетит…

Пусть сбудется, о чем во сне мечтали,

Летите, дети, в небо, путь открыт!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КО ДНЮ КОСМОНАВТИКИ.

Цели: закрепление представлений о космосе и профессии космонавт.

Задачи:

Образовательные: - расширять кругозор детей;

Закрепить знание и представление о космосе.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей;

Обогащение и активизация словаря по теме «Космос».

Воспитательные:

Воспитывать желание добиваться поставленной цели.

Оборудование: портреты космонавтов Ю. Гагарина, В. Терешковой, картины с изображением Солнечной системы, ракеты, видеофильмо космосе и Ю.Гагарине, костюм Незнайки, письмо с вопросами.

Действующие лица: Ведущий - воспитатель, Незнайка.


Ход занятия:

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Давным-давно, люди, жившие на нашей планете, мечтали отправиться в путешествия к звездам. Неизвестные дали манили их к себе, и прошло немало лет, прежде чем свершилось первое космическое путешествие. Давайте, вспомним имя человека, который первым совершил полет к звездам? (Ю. А. Гагарин) Как назывался первый космический летательный аппарат?

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звезд. (Ракета)

Каждый год 12 апреля наша страна отмечает праздник-День космонавтики, посвященный знаменательному событию в истории покорения космоса.

Вбегает Незнайка.

Незнайка: Ага! Без меня в космос собрались?

Воспитатель: А ты кто такой?
Незнайка: Ну, вот тебе раз! Они даже не знают, кто я! Я – великий космонавт! Я – первым побывал в космосе! Я - ….
Воспитатель : Дети, неужели это пожаловал к нам сам Юрий Гагарин? Ну, здравствуйте, мы очень рады вас видеть, простите, что сразу не признали.
Незнайка :
Не, я не Гагарин! Я даже и не знаю, кто это вообще такой.

Воспитатель (обращается к детям): А вы, ребята, знаете, кто такой Юрий Гагарин?

Ответы детей.

Воспитатель показывает портрет Ю. Гагарина.

В космической ракете
С названием "Восток"
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.

В оспитатель :
Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут!
Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара. И с 12 апреля 1961 года мы отмечаем каждый год День космонавтики.
Незнайка :
Ой, подумаешь, 108 минут! Я там провел бы все 200 минут! А вы, Гагарин, Гагарин!
В оспитатель :
Ну, ты и врунишка! А ты ведь даже и не представился нам еще!
Незнайка:
Я уж даже не знаю, представляться теперь вам или нет.

Воспитатель:
А я думаю, что уже знаю, кто ты. Ты – Незнайка!
Незнайка :
Ну вот, даже не интересно как-то стало. Пойду я от вас.
Воспитатель:
Подожди, не уходи! Останься, я думаю, тебе все же будет с нами интересно!

Воспитатель . Солнечное утро 12 апреля 1961 г. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О небе он мечтал с детства.

И Юрий стал летчиком-истребителем. А когда в 1959 г. узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестким. Учитывалось все: крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники... Началась подготовка. В барокамере создавали условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей Павлович Королёв пригляделся к Гагарину и решил: «Вот этот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и случилось. (Просмотр видеофильма)

Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Хотите ли вы сами стать космонавтами? (Ответы детей)

Чтоб ракетой управлять

Нужно сильным, смелым стать!

Слабых в космос не берут,

Ведь полет – нелегкий труд.

Воспитатель : Незнайка, а ты уже побывал в космосе?

Незнайка : Да, я побывал на Луне. Если не верите, посмотрите мультфильм «Незнайка на Луне».

Воспитатель : А с нами полетишь в космос?

Незнайка : Конечно, с большим удовольствием!

Физкультминутка «Космос»

Раз, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте )

В космос мы летим опять. (соединить руки над головой )

Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть )

Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться )

На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад )

И опять домой спешим. (ходьба на месте )

В ОСПИТАТЕЛЬ : Ну как, Незнайка, нравится тебе у нас?

Незнайка: Очень нравится! Я столько нового узнал!

Воспитатель: Мы рады, что тебе нравится, садись к ребятам и слушай дальше.

В ОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас, ребята, я вам расскажу о первой женщине - космонавте, Валентине Терешковой. (Показ портрета)

Свой космический полёт она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6. Полет Терешковой продлился 70 часов 50 минут. Как и 12 апреля 1961 года, 16 июня 1963 года полет готовился и начался отлично. Валентина Терешкова произнесла фразу, которая также стала легендарной: «Эй! Небо, сними шляпу». Полет был чрезвычайно рискованным - точными данными о возможных его последствиях для женского организма медицина не располагала. Кабина была настолько тесной, что космонавт мог шевелиться с огромным трудом. На Землю шли доклады: «Я - "Чайка». Полет проходит нормально». При катапультировании Терешкова ударилась головой о шлем - приземлилась с большущим синяком на щеке и виске. Валентина была почти в бессознательном состоянии. Ее срочно переправили в госпиталь в Москву. Лишь к вечеру врачи сообщили, что жизнь и здоровье Терешковой вне опасности».

Незнайка: Ой, ребята, я совсем забыл, мои друзья из Цветочного города просили меня узнать у вас про космос и передали вам вот такое письмо, чтобы вы ответили на вопросы:

Что сказал Юрий Гагарин в момент старта? (Полетели, Поехали, Вперед, Пока)

Как называется город космонавтов? (Звездный, Солнечный, Космический, Цветочный)

При помощи какого прибора люди могут наблюдать за звездами? (Микроскоп, Телескоп, Фильмоскоп, Калейдоскоп)

Как называется место старта космических кораблей? (Аэропорт, Аэродром, Космодром, Ракетодром)

В чем космонавты хранят пищу? (В кастрюлях, В банках, В термосах, В тюбиках)

На каком из устройств можно выйти в космос? (На воздушном шаре, На аэроплане, На самолете, На ракете)

Как называется камень, упавший с космоса на Землю? (Метеор, Болид, Астероид, Метеорит).

Незнайка : Спасибо вам, ребята, вы такие умные, так много знаете о космосе. Я теперь тоже много знаю. Пойду и расскажу все своим друзьям.

Воспитатель : Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Пройдут года, и вы окончите детский сад, затем школу, придет время выбирать профессию, и может быть кто-нибудь из вас решит стать космонавтом, и тогда вы вспомните о том, что в детском саду вы впервые узнали о космосе, о профессии космонавта, и я буду очень рада, если кто-нибудь из вас выберет эту нелегкую, но очень почетную профессию. Но для этого надо очень постараться-хорошо заниматься на занятиях, быть активными, стремиться узнать как можно больше всего нового. И особое внимание уделить физкультуре, ведь космонавты – люди очень тренированные, выносливые, закаленные, готовые вынести любые физические нагрузки.

На этом наше занятие окончено!