Гештальт-терапия – Что это такое? Гештальт терапия. Что это такое, техники, упражнения, основы, суть, практикумы, методы и механизмы

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга начиналась как рукопись Фредерика С. Перлза. Материал был развит и разработан Паулем Гудменом и получил практическую разработку у Ральфа Хефферлина. В том виде, в каком эта книга существует сейчас, - это результат совместных усилий трех авторов.

Общей была у нас одна цель: развить теорию и создать методики, которые расширили бы границы и область применения психотерапии. У нас было много разногласии; обсуждая их, вместо того, чтобы вежливо скрывать, мы не раз приходили к решениям, которых ни один из нас не мог предвидеть. Многие идеи первоначальной рукописи сохранились, но столь же многое добавилось в результате совместных усилий трех авторов и, что еще важнее, многое получило новое значение в контексте книги в ее окончательном виде.

* * *

Первая половина этой книги приглашает вас погрузиться в себя и предлагает технику для того, чтобы это осуществить. Что может получиться из этой затеи - вот вопрос, который вы сразу зададите; но ответ на него нельзя поднести вам на словесном блюдечке с каемочкой. В действительности наиболее существенная часть ответа невербальна, и такой она и должна оставаться. Если вы получите этот ответ, то лишь проделав такую работу, как здесь описано. Но поскольку мы не можем ожидать от вас, что вы приметесь за работу, которая требует времени и усилий, поверив, что в конце концов овчинка стоит выделки, то попытаемся в этой книге описать общую человеческую ситуацию, а также показать, почему мы уверены в том, что можем дать что-то важное каждому, кто действительно хочет улучшить себя и свое положение.

То, что мы предлагаем вам сделать для самих себя, на первый взгляд может напоминать избитые истины, так как мы хотим помочь вам открыть себя, свою самость и мобилизовать её, сделать более эффективной в удовлетворении своих потребностей в качестве биологического организма и общественного человеческого существа.

Открытие себя может напомнить кому-нибудь старую историю о «вытаскивании самого себя за волосы». Но, как мы понимаем данный термин, - это трудный процесс. Далекий от внезапной вспышки озарения, этот процесс более или менее постоянен и кумулятивен - и не прекращается, пока человек жив. Он предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в действии. Для того чтобы рассматривать себя в действии - то есть рассматривать себя как действие, требуется техника, совершенно отличная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и признали недостаточной - техника интроспекции.

Если открытие себя кажется небесполезным, но пугающим, мы не будем спорить с такой реакцией. Предположение, что у вас есть некое тайное или скрытое «я», что оно значительно хуже вас и лучше оставить его в покое, - не всегда у вас было, и вряд ли стоит навсегда его сохранять. Оно происходит от того, что в прошлом, в момент стресса, вы отвергли некоторую часть себя, доставлявшую вам слишком много беспокойства. В тогдашних обстоятельствах эти части вас были худшими, и чтобы жить в той ситуации, вам надо было от них избавиться. Это похоже на то, как ведет себя дикий зверь, попавший лапой в капкан. В таких условиях лапа становится угрозой и иногда зверь отгрызает ее, чтобы спастись, хотя и остается калекой.

Ваша жизнь сейчас может быть совершенно иной, чем тогда, когда вы отвергли часть себя, но в отличие от лапы зверя, эта часть может быть возвращена. Все ли еще существуют первоначальные причины, по которым вы ее отвергли, или они давно исчезли? Это, по меньшей мере, заслуживает рассмотрения. Мы предлагаем вам метод систематического рассмотрения и реконструкции вашей нынешней ситуации. Вы можете двигаться в своем собственном темпе. Процедуры организованы так, что каждая предыдущая составляет необходимую основу для последующей. Какую работу вы можете проделать за определенный интервал времени, зависит от того, какую часть себя вы отбросили и какова ваша нынешняя жизненная ситуация. В любом случае вы не сделаете ни одного шага быстрее или больше того, что сами хотите.

Мы не предлагаем вам ни «легкого пути к мастерству», ни программы морального усовершенствования, ни правил, обеспечивающих разрушение дурных привычек, которые вы на самом деле хотите сохранить. Мы вообще не собираемся ничего за вас делать. Мы предлагаем вам инструкции, с помощью которых вы - если захотите - можете отправиться в личное приключение и в процессе этого вы, своими собственными активными усилиями, можете сделать что-то для себя, для своей самости - открыть ее, организовать и направить на конструктивное использование в проживании своей жизни.

Парадоксы в этих утверждениях мы разъясним позже. Пока достаточно сказать, что, говоря «Ваше я», вместо того, чтобы просто сказать «Вы», мы бы хотели подчеркнуть особый смысл обладания, кроющийся в притяжательном местоимении «вам»: это ваше «я». Заметьте также, что «Вы», о котором идет речь, - то самое «Вы», которому предстоит делать открытия в течение Вашего «путешествия», и, одновременно, это составная часть «Вашего я». Эта та часть, которая читает эти строки, скорее все-го, проговаривая их про себя.

Не предполагается, что это предприятие будет легким. Может показаться, что выполнить указания легко - так легко, что вполне возможно, к концу вы решите: в этом ничего нет; вы проскочите все это, не получите никаких результатов, которых бы не предвидели заранее, и на этом остановитесь. Если же, с другой стороны, вы более тесно соприкоснетесь с экспериментальными ситуациями, которые создадите, то можете обнаружить, что в некотором смысле это самая трудная и раздражающая работа из всех, с какими вы сталкивались, - но и наиболее удивительная.

На этих страницах мы стараемся разговаривать с вами, как будто мы находимся лицом к лицу. Разумеется, у вас нет возможности, как в обычном разговоре, взять слово - ответить, задать вопрос, добавить подробности относительно своей личной ситуации; и мы, к сожалению, не знаем вас лично. Если бы мы знали касающиеся вас подробности - возраст, пол, образование, работу, ваши успехи и неудачи, ваши планы и ваши страхи, мы кое-что сократили бы или, наоборот, развили подробнее, где-то, может быть, переставили бы акценты, поменяли порядок; но это не изменило бы фундаментальным образом то, что мы хотим передать. Мы полагаем, что практически все, с чем мы будем иметь дело, применимо в той или иной степени, в том или ином отношении, к каждому человеческому существу, живущему в наше время в условиях западной цивилизации. Применить то, что соответствует вашей ситуации, и так, как это вам подходит, - это ваша работа в нашем совместном предприятии.

ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ ЭТО СТРАННОЕ СЛОВО ГЕШТАЛЬТ?

Первоначально существовала гештальт-психология, изучающая динамику человеческого восприятия. С точки зрения этой науки, человек не просто воспринимает происходящее, он структурирует и навязывает правила своему восприятию. Так круг нарисованный непрерывной линией и круг нарисованный отдельными точками будут восприниматься как два круга на фоне белого листа. Многим знакомы изображения молодой девушки и старухи, которые можно увидеть вглядываясь в разные детали картинки. Или два профиля и ваза, которые проступают то, как фон, то как фигура. Фигура выступающая на фоне и есть гештальт (немецкое слово, обозначающее образ, совокупность деталей, формирующих что-то целое). Точно так же и ситуацию мы можем оценивать так, как привыкли или так, как хотим видеть.

Какое отношение это имеет к гештальт-терапии? Фриц Перлз, талантливый ученик Фрейда, выросший, потом, в не менее знаменитого основателя нового направления психотерапии использовал закономерности восприятия для создания новой психотерапевтической системы и гуманистических представлений о человеческом существовании. Понятия фигуры и фона он применил для обозначения важных вещей в нашей жизни.

Наши чувства — это непрерывный процесс. Каждое мгновение жизни можно определить по крайней мере как приятное или неприятное, комфортное или дискомфортное. Если свое состояние воспринимать более дифференцированно, то можно говорить о чувствах. В современном обществе чувства, ориентирующие человека по отношению к ситуации, рассматриваются скорее как помеха. Принято быть невозмутимым, холодным и собранным. Проявление эмоций рассматривается как потеря контроля и воспитание направлено на то, чтобы человек учился контролировать себя и выражение своих чувств. Отправляясь в “крестовый поход за контроль над эмоциями” родители нетерпеливо требуют, чтобы ребенок поскорее справился со своими естественными проявлениями, после чего слезы и плач вполне серьезно считаются взрослыми за что-то совершенно неприличное. Поэтому часто спокойствие только изображается, считаясь проявлением хорошего тона в поведении.

Такое спокойствие — маска, которая надевается, например, для того “не показывать свои слабости” или демонстрировать “владение собой”. Однако избегая боли, человек “прячет” важные чувства и переживания в фоне, “забывая” о них… И тогда на вопрос “Что Вы сейчас чувствуете?” пациент отвечает “Ничего! А что я должен чувствовать?”, демонстрируя один из механизмов психологической защиты. Он нужен для того, чтобы защитить человека от слишком сильных чувств: душевной боли, разочарования, страха, ненависти и др. Все же человек не бывает “пустым”. И подавленные, не выраженные им чувства могут жить с ним долгие годы. Отсутствие “фигуры”, а проще подавленные и невыраженные чувства, ведут к эмоциональному напряжению, беспокойству, раздражительности, плохому сну, потере аппетита или, наоборот, его чрезмерному усилению.

Очень важно осознавать непрерывность своего эмоционального опыта и принимать чувства не как помеху мешающую управлять своей жизнью, а как ориентиры по отношению к своим желаниям. Пациенты-невротики, например, часто не могут понять каковы их конкретные желания или не могут определить свое собственное отношение к окружающему так, чтобы важные их жизненные потребности удовлетворялись. Вот одна из пациенток жалуется на то, что она не может определить своего отношения к молодым людям. Если ей говорят, что молодой человек нравится другим, он и ей становится симпатичен. При этом она не может никак понять, почему у нее самой не складывается устойчивых отношений с мужчинами, почему ее бросают…

Если такой способ обращения с самим собой становится преобладающим, пациент перестает ориентироваться в своей жизненной ситуации (фон). Люди без желаний страдают депрессией. Все им кажется ненужным, ничего не хочется. Для того чтобы ориентироваться нужно уметь “чувствовать себя”. Чувствуя себя, проще находить свои желания (фигура). Желание — это указатель дороги в будущее. Желание мобилизует человека, направляет в нужное русло и определяет цель. А дальше можно принимать решение — делать что-либо или не делать для их осуществления и что именно.

Если мы прислушиваемся к своему организму, (своему телесному Я), то заметим, что он выбирает делать то, что относится к его потребности. Если мы испытываем жажду, то и наши действия будут направлены на поиски стакана с водой… Конечно можно сказать “ Я буду воспитывать волю и не буду целый день пить воду!”. Однако согласитесь, что мы будем постоянно возвращаться к мыслям о ней… “случайно” оказываться возле графина с водой… злиться “по-другому” поводу… Человек же живущий в соответствии с естественным ритмом появления и завершения потребности (желания) чувствует себя ясным и эффективным.

НЕЗАВЕРШЕННЫЕ СИТУАЦИИ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

В основе гештальт-терапии лежит и психологическая концепция “незавершенных действий”. Очень часто пациент — это тот человек, который попросту уходит из проблемной ситуации, чтобы избежать болезненных чувств, защитить себя от непереносимых для себя горя или презрения, ярости или печали т.е. не завершая ее для себя.

Эта накопившаяся эмоция может “сдетонировать” в любой момент и не по “тому” поводу. Если человек не решается высказать начальнику свое мнение, есть вероятность, что дома он “совершенно справедливо” (и повод подходящий найдет!) отругает детей. Да и все равно пациенты постоянно возвращаются к тем ситуациям, а вернее тем людям, которые вызвали эти чувства.

Продолжение ссоры с женой в голове пациента, мучительное возвращение к ситуациям, возникавшим в браке, когда уже оформлен развод, “застревание” на детских обидах во взрослом возрасте — все это примеры незавершенных ситуаций. Все эти невыраженные чувства, непроясненные отношения и несказанные слова, несделанные поступки могут жить в нас многие годы. Спустя двадцать пять лет пациентка вспоминает детскую обиду на подругу, которая спокойно уходит играть с детьми во дворе, а она оказывается нечетной, лишней. И, вспомнив это, догадывается почему сейчас, будучи уже взрослой, она нашла массу уважительных причин, чтобы не встретиться с ней, приехавшей погостить к родителям.

И неважно насколько человек успешен в других сферах жизни — ему важно завершить именно эти ситуации. Если незавершенное дело становится центром существования человека, оно всегда будет мешать его жизни. Пациент должен вернуться к “незаконченным делам”, которые он оставил в прошлом, потому что они были столь болезненными, что ему пришлось бежать от этого. Поэтому гештальт-терапевт за жалобами и действиями пациента стремится обнаружить незавершенные ситуации его жизни, вернуться к ним, чтобы пациент мог пройти через переживание и завершить ситуацию так, как хочет сейчас.

ЖИЗНЬ “ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС”

С точки зрения гештальт-терапии главная беда современного человека — это отчужденность от самого себя, от своего внутреннего опыта, своих ощущений и своих чувств. Гештальт-терапия отличается от других форм психологической практики своей философией — философией целостности, полноты жизни, проживания каждого момента во всей его остроте “здесь и сейчас”.

Важен акцент на настоящем, на том, происходит в данный момент (в жизни или в сессии) с клиентом. Вместо бесконечных объяснений того, что с клиентом происходит, терапевт побуждает его к узнаванию и выражению переживаний, лежащих в основе проблемного поведения. Даже, если содержанием встречи в данный момент являются воспоминания о неприятном событии, главное — сознавание тех чувств и переживаний, мыслей и желаний, которые испытывает пациент сейчас. То, что было “забыто”, подавлено, возрождается и концентрируется до тех пор, пока напряжение не покинет человека.

Гештальт-терапевт редко задает вопросы “Почему?”. Этот вопрос часто только вариант самообмана для пациентов, приводящий к бесконечному пережевыванию (а не переживанию!) прошлого. Отвечая на него, они заставляют себя верить в то, что поскольку они говорят о своих проблемах, то уже как бы решают их и растут как личности. Чтобы помочь пациенту находиться в контакте с настоящим, гештальт-терапевт поощряет диалог в настоящем времени, задавая вопросы типа “Что сейчас с вами происходит?”, “Как Вы ощущаете свой страх?” или “ Как именно Вы сейчас не отвечаете на мой вопрос?”

Однако на пути сознавания и переживания “здесь и сейчас” стоят так называемые психологические защитные механизмы или сопротивление. Пациент бессознательно пытается защититься от острых и неприятных чувств. Эти психологические защиты — тоже предмет пристального рассмотрения в диалоге психотерапевта и клиента.

КОНТАКТ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

В гештальт-терапии есть понятие контакт. Это взаимодействие с окружающей средой и людьми без потери индивидуальности. Гештальт-терапевты стимулируют пациентов лучше узнавать свое тело, ощущения, чувства и собственные желания. Однако особенности воспитания, запреты, налагаемые обществом, незавершенные ситуации препятствуют переживанию настоящего момента. Существуют бессознательные механизмы психологической защиты, которые не дают возможности людям быть подлинными.

Мешает, например, тенденция некритически воспринимать взгляды и стандарты других людей, являющиеся чуждыми по отношению именно к этой личности пациента. Или неосознанное стремление отрицать свои, часто запретные, чувства и желания и приписывать их окружающим. Этот вариант психологической защиты отражен в рисунке Херлуфа Бидструпа, где разъяренный мужчина разъяренно спрашивает близких “Кто злой? Я — злой?”. Возможно и чрезмерное отождествление себя с другими, избегание осознавания и даже запрещение различий по отношению к близким. Это обычная болезнь браков и длительной дружбы. Иногда бывает и так, что пациент ругает или обвиняет себя за то, что адресовано другим людям и не осознает настоящего адресата.

Обычно такие стили поведения ускользают от нашего сознания и блокируют ту энергию, которая может быть направлена на удовлетворение потребности пациента. Блокированная энергия проявляется в напряженной позе, дрожании, сдавленном голосе и необычных жестах, отворачивании в разговоре от собеседника и т.п. и приводит к бессилию. Наблюдательный и чуткий психотерапевт помогает клиенту обнаружить, где он блокирует энергию и поощряет направление этой энергии в более адаптивное русло.

САМОСОЗНАНИЕ И САМОМАНИПУЛЯЦИИ

Универсальный способ справиться с проблемной ситуацией — переживание. У чувств чаще всего есть внешний адресат, человек, которому они направлены. Большинство же людей более склонны избегать болезненных переживаний, чем делать то, что необходимо для изменения ситуации и себя. Поэтому они оказываются в тупике, блокирующем возможности их роста.

У многих из нас есть тенденция избегать конфронтации и полного переживания беспокойства, вины, гнева и других “неудобных” чувств. Обычно это происходит из-за катастрофических ожиданий по отношению к другим. “Из-за моего гнева люди могут отвернуться от меня…” или “ Если я начну плакать и горевать, то не смогу остановиться…” — страхи часто встречающиеся в общении. Для этого они приучаются не чувствовать того, что есть (самоманипуляция), но это не дает им возможности быть полностью живыми.

Что же сориентирует пациента вовремя, на что нужно обратить внимание? А вот как раз на те чувства, от которых мы бежим к другим, более комфортным или к “нечувствованию ничего”… Если перестать торопиться в “любимой” ситуации и обратиться к себе, можно понять что приносит нам такую боль, какого чувства мы стараемся избежать. Если это бессилие, то может быть лучше признать его существующим для себя и уйти? Или наметить план действий. Если это нестерпимый страх одиночества, “поверх которого” мы кричим на близкого человека, чтобы он не ушел (а он, конечно, убегает…), то может быть лучше сказать ему о своем желании быть ближе, быть с ним… Вполне возможно, это будет для него “новой информацией к размышлению” и проложит путь к новым отношениям.

Для чего же нужен психотерапевт? Как раз для того, чтобы остановить пациента в точке избегания (или убегания, как вам больше нравится) и спросить, что же происходит. Именно в этот момент становится возможна для пациента встреча с собой, своими чувствами и желаниями.

Личностный рост требует определенного риска в чувствовании и выражении себя. Ведь может оказаться, что пациент чувствует именно то, что осуждает сам или то, что находится под запретом. Поэтому гештальт-терапевт поощряет выражение в “здесь и теперь” всех актуальных на этот момент чувств. С помощью терапевта, направляющего внимание на важные детали его поведения, человек учится лучше осознавать те чувства, которые прежде игнорировались. Проживая избегаемые чувства и действия, пациент получает возможность найти и завершить то незавершенное действие, которое мешает жить полно и счастливо в настоящей жизни.

ВНИМАНИЕ: ОРГАНИЗМ!

Массу времени в работе с клиентом гештальт-терапевт уделяет физиологическим проявлениям пациента, находящегося в контакте с психотерапевтом. Нарушения контакта, сдерживание себя может проявляться зажатым или поверхностным дыханием, изменением тембра голоса, монотонными интонациями, ощущением кома в горле (говорят даже, что это “проглоченные” т.е. несказанные слова). Наблюдательный терапевт вскоре отметит или попытается выяснить, с подавлением каких неприемлемых для пациента чувств связан, вдруг появившийся, глухой и надтреснутый голос, интонация ставшая необычно монотонной. Тревога, на которую жалуется пациент, часто связана с неосознанным “придушиванием” возбуждения, которое могло бы быть использовано в действии для решения проблем.

Точно так же имеют значение походка, поза и жесты. Даже просто заходя в кабинет человек способен многое рассказать о своем состоянии с помощью движений. Один идет легко и свободно, опираясь на пол, другой крадучись, третий еле переставляя ноги, четвертый “паря” над землей…. Или, например, пациент качает головой из стороны в сторону, говоря о своей любви, но движения головы отрицают словесное сообщение. Иногда в контакте с пациентом терапевт не может поймать его взгляд, поскольку пациент не смотрит на него. Недоверие к терапевту, опасения в его адрес делают пациента “слепым”. Точно так же и в своей жизни он не получает зрительной информации от других людей. Игнорируя их, он остается в одиночестве, не получая ни осуждения, ни поддержки.

Невыраженные чувства проявляются часто незавершенными движениями. Вот пациентка монотонно повествуя о своих отношениях с мужем, придерживает правую руку левой. Терапевт предлагает освободить руку, дать возможность ей двигаться свободно и продолжить свой рассказ. Рука при этом начинает жить собственной жизнью, сжимаясь в кулак и ударяя по подлокотнику кресла. Осознавание этого движения ведет к осознаванию и выражению чувства гнева, которое было подавлено. Терапевт стимулирует пациента к тому, чтобы он прочувствовал свои движения, ища возможность восстановить доступ к настоящему переживанию.

СНОВИДЕНИЕ — ЭТО ТОЖЕ Я…

Сновидения в гештальт-терапии рассматриваются, как мир его внутренних переживаний, а все ситуации сновидения, его персонажи, имеющие отношение к пациенту или не имеющие, представляют самого пациента. Особенно это касается повторяющихся, необычных и кошмарных сновидений. В них нередко встречаются удивительные, неприемлемые или загадочные для пациентов образы. Эти образы, не подчиняющиеся логике и разуму, ведущие себя по своему усмотрению и в принципе не контролируемые пациентом, очень важны для терапии.

Гештальт-терапевт побуждает пациента стать персонажем сновидения и проиграть приснившуюся ситуацию так, как будто бы она существует в действительности. Когда человек погружается в собственное сновидение, он испытывает очень разные и волнующие переживания по поводу тех аспектов своего существования, которые он себе запрещает, не считает своими или приписывает другим людям.

Пациентка может стать Королевой-матерью из своего сна и проиграть ситуацию взаимодействия со своим сыном. При этом становятся ясными все те ее особенности, которые ранее не были очевидными. Или, ненадолго “став сыном”, ощутить изнутри эту позицию и придти к необходимости выбора иного поведения в семейной жизни. Пациент узнает много нового о своей сексуальности, отождествляясь с водой в бассейне, вышкой над ним и одиноким пловцом из сновидения.

Какие бы направления ни принимала работа со сновидением, она всегда точно соответствует реальным отношениям человека со значимыми людьми его жизни, его позиции по отношению к миру. Проработанный на сессии с терапевтом сон способен поведать пациенту о его внутренней жизни не менее красочно и интересно, чем его история и его поступки.

НОВЫЙ ОПЫТ

Психотерапия оказывается эффективной и полезной для пациента только тогда, когда в ней человек встречается с новым опытом — опытом восприятия себя, своих действий, отношений с другими людьми. Таким новым для пациента опытом может оказаться безоценочное восприятие психотерапевтом его чувств и желаний, обмен чувствами с другим человеком, принятие того, что другой человек отличается по ценностям и поведению, пребывание в растерянности, но без лихорадочной борьбы с ней, опыт одиночества и опыт независимого поведения, новой может быть возможность побыть слабым или открытое проявление любви и нежности, опыт открытого протеста и опыт предъявления себя другим, новой может стать возможность пожить безмятежно без осуждения себя за это… Словом, новым опытом может стать все, что отличается от старого, проблемного…

ПАЦИЕНТ И РОДСТВЕННИКИ

Иногда пациенты приходят к психотерапевту по настоянию родственников, а иногда по собственной инициативе, тщательно скрывая свои визиты к психотерапевту. И тот и другой случай означает, что поддержки процессу изменения пациента со стороны родственников маловато. В первом случае — это, как правило, манипуляция, пациентом по типу “Доктор, переделайте мне мужа” (ребенка, жену, маму), чтобы сделать их послушными. Во втором родственники отрицательно относятся к пациенту, желающему изменить что-то в семейных отношениях или имеющему слабость лечиться от “чего-то психического”. В любом случае пациенту придется выдержать скрытое или явное давление близких, привыкших к определенному типу отношений и желающих вернуть все обратно, в удобное русло.

Перестройка отношений процесс рискованный, но если пациент меняется, в выигрыше т.е. обретении более близких и свободных отношений могут оказаться все. Конечно неплохо, если пациента поддерживает кто-то близкий. Когда это не так, поддержку могут оказать друзья или знакомые, которые успешно прошли терапию, члены психотерапевтической группы, сам психотерапевт.

РОЛЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Вспомним еще раз о мифах, сопровождающих работу психотерапевта. Один из вариантов — выдача рецепта. Предполагается, что психотерапевт — это суперчеловек, который все видит, все знает и может рассказать клиенту, как вести себя правильно, после чего клиент пойдет выполнять предписания терапевта и все наладится.
По этому поводу существует парадоксальное высказывание известного английского психотерапевта Вилфрида Байона -“В любом кабинете (психотерапевта) всегда можно найти двух довольно напуганных людей: пациента и психоаналитика. Если этого нет, то тогда вообще непонятно, зачем они пытаются выяснять общеизвестные истины”

Это высказывание свидетельствует о том, что психотерапевт не имеет заранее заготовленного мнения о пациенте, а знание пациента о себе не всегда дает облегчение и комфорт … сразу же. А также о том, что понимание себя и своих проблем психотерапевт не приносит пациенту “на блюдечке с голубой каемочкой”. И работа может сопровождаться самыми разными чувствами — радостью и гневом, грустью и болью, смехом и страхом, любовью и ненавистью — у обоих участников психотерапевтической сессии. Это совместные усилия и совместная, подчас нелегкая душевная работа и пациента и его психотерапевта.

Иногда психотерапевтам приходится переживать довольно длительные периоды, в течение которых они пребывают в неведении и беспомощности. Качество работы психотерапевта зависит от его способности переживать чувство не-знания, некомпетентности и готовности ждать, пока в его диалоге с пациентом не покажется что-то значимое. Тем самым он избежит предвзятого взгляда на пациента и сохранит свежесть восприятия, именно этого, уникального в своей проблеме человека.

Психотерапевт — это в какой-то степени проводник, сопровождающее лицо, в поиске пациентом своего Я. Он никогда не будет оценивать и осуждать пациента, говорить что и как делать. Это может решать только сам пациент. Но психотерапевт создаст все необходимые условия для того, чтобы такое решение было для пациента посильным, адекватным и было принято в его интересах. Поэтому стремясь понять пациента психотерапевт терпеливо ждет момента, чтобы уловить нить того самого смысла, который имеет отношение к проблеме пациента.

Эмоциональные отношения между психотерапевтом и клиентом, которые появляются в работе над проблемой, очень существенны. Для психотерапевта собственные эмоциональные реакции на поведение клиента — чрезвычайно важный диагностический инструмент. В этом смысле, профессионально компетентный психотерапевт должен быть свободнее клиента в понимании и выражении своих чувств. Последние дают ему возможность понять, какую роль в их взаимодействии отводит ему клиент или клиентка, каково жить в этой роли, каким способом клиент будет реагировать на ее изменение… Все это очень важно для понимания проблемы клиента… и, разумеется не исключает простого человеческого интереса, сочувствия и симпатии к клиенту.

ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Так, что же происходит на приеме у психотерапевта, когда он рассказал свою, часто невеселую, историю? Итак, пациент растерян… Все известные ему способы справиться с ситуацией он уже перепробовал. И, чаще всего, знает сам, как было бы нужно в ней вести. Но не может … и с этого “знаю как, но не получается” и начинается психотерапия.

Причину своих трудностей и проблем многие пациенты видят в других людях. И, конечно, при таком подходе просят психотерапевта научить их более тонким манипуляциям в отношениях с другими, чтобы лучше контролировать их поведение. Причем хотят гарантий в том, что неизвестные психотерапевту люди начнут вести себя так, как ему (пациенту) надо. Ничем таким психотерапия не занимается. Да и просто нереально справиться с толпой родственников и знакомых, которую пациент мысленно “приводит” с собой в кабинет. Реальность же заключается в том, что поведение другого человека может измениться только тогда, когда меняется наше собственное. Вот это желание изменений и является предметом встречи двух личностей — психотерапевта и его пациента.

Некоторое время терапии занимает “легенда” пациента — рассказ о том, что он уже знает о себе и как к этому относится. “Фасадные” сведения о себе, обычно, не содержат ничего нового для пациента, но сам этот период чрезвычайно важен для знакомства обеих сторон. Пациент очень внимателен к реакциям психотерапевта, он оценивает насколько подходит ему сидящий напротив человек, можно ли быть с ним открытым и откровенным…

Некоторые пациенты начинают и, не получив магической формулы от одного психотерапевта, прерывают лечение, переходя к следующему. Они остаются в убеждении, что психотерапевт не понимает их случай. Бывает и так, но гораздо чаще пациенты сознательно или бессознательно хотят до некоторой степени предписать психотерапевту, как их следует лечить. Как правило, такой рецепт не предполагает их собственной ответственности и собственных стараний в процессе лечения.

Между тем врач ждет от пациента выполнения трудной работы по возвращению переживаний. И тогда наступает реакция разочарования, поскольку пациент надеялся получить от врача нечто прямо противоположное — лучший способ избегания переживаний, боли, действий. Кажется даже абсурдом, что терапия предлагает испытать пациенту то, что он непременно старается избежать. И если пациент терпеливо преодолевает реакцию разочарования не прекращая терапии, он постепенно обретает ориентацию в терапевтической ситуации. Работа по изменению себя начинает приобретать смысл и перспективу.

Выслушивая пациента психотерапевт тоже определяет свое отношение и свои чувства к нему. Несмотря на мифы о “сверхчеловечности” психотерапевта, он все же обычный человек и пациент может быть ему симпатичным и не очень (и в этом “не очень”, если разбираться, как и от чего, может быть корень проблем пациента с другими). В контакте с пациентом психотерапевту важно быть очень внимательным, не только к нему, но и к себе (да-да!), своим чувствам и желаниям. Это самый ценный ориентир в том, что происходит в отношениях между ними. Самое лучшее, что может дать психотерапевт пациенту в начале знакомства — это поддержку его желанию разобраться в себе и измениться, а также передать собственное ощущение ценности происходящего. Постепенно между психотерапевтом и пациентом развиваются особые, не имеющие аналогов в обыденной жизни отношения.

Внутри этой встречи вскоре проявляется то, что происходит между ними “здесь и теперь”, на терапевтической сессии. И на эти отношения очень серьезно влияет история жизни пациента, его отношения с родителями — самыми важными людьми его детства, стереотипы поведения (это, когда знаю, как нужно, а делаю, как всегда), излюбленные чувства, которые он испытывает в стрессовых ситуациях. Многие из этих паттернов поведения (термин, обозначающее совокупность характеристик) являются неосознанными и задача психотерапевта создать условия для их осознавания.

Не получив в детстве достаточно любви и принятия, пациент может косвенным образом требовать этого от других людей (и от психотерапевта тоже), причем достаточно умело манипулировать ими для достижения своей цели. Но суть в том, что он начинает полностью зависеть от реакции этих людей и обижаться на них, если не достигает желаемого. Близким такая зависимость бывает в тягость, многие ее не выдерживают, возникают конфликты. В основе такого поведения часто лежит страх и недоверие — пациент может быть бессознательно убежден, что любви и поддержки окружающие ему не дадут или просто “не видеть”, что ее оказывают.

Итак, психотерапевт для пациента в символическом смысле, в той или иной степени — родитель. Пациент просит у него поддержки и совета, просит научить вести себя по-другому. Позиция его по отношению к психотерапевту отличается тем, что он воспринимает его как могущественного и авторитетного человека (какими когда-то были родители для ребенка) и “не замечает” того, что отличает его от родителей.

Своим поведением, репликами и вопросами пациент бессознательно изменяет ситуацию так, чтобы психотерапевт по своим реакциям не слишком отличался от одного из родителей. И тогда психотерапевт может почувствовать себя “строгим и рассерженным отцом” пациента или на время стать “отвергающей клиентку матерью”. В их взаимодействии может появиться конкуренция свойственная пациенту в обыденной жизни (а это уже отражение отношений со старшим братом), и стремление доказать терапевту, что он не справится. Это явление в психотерапии называется трансфером или переносом (этот термин пришел в гештальт-терапию из психоанализа).

Для чего же анализируется в психотерапевтической сессии трансфер? Появляется очень ценная возможность понять и “проработать” ранний опыт взаимодействия с людьми, имеющими фундаментальное значение для жизни человека(родителями). Совместное изучение этих отношений может очень много дать пациенту для своей жизни, особенно если в результате пациент начинает пользоваться большим набором поведенческих реакций. Трансфер оказывает помощь пациенту в понимании и принятии своих потребностей.

Это нормально и становится стимулом для разбора отношений, чувств, которые они вызывают, желаний пациента и прямых(!), а не косвенных, способов их удовлетворения. И, тогда, пациент может честно смириться с тем, что на прямую и открытую просьбу, он рискует получить прямой и открытый отказ. Или, наоборот, согревающее его, согласие. И… обрадоваться тому, что такой путь к исполнению желаний не портит отношений, а делает их теплыми и близкими.

В том случае, когда у пациента не было возможности в детстве увидеть своих родителей идеально красивыми, умными и достойными любви, он будет склонен приписывать качества идеала психотерапевту (а в жизни — другим людям), ждать от него похвалы. А затем, естественно, разочаровываться, сердиться (ведь люди так далеки от идеала) и требовать, чтобы они соответствовали его ожиданиям. И это тоже вызывает напряжение в отношениях с людьми и конфликты.

В подобном случае, принять поддержку или недовольство от реального, а не идеального человека будет означать для пациента, что со временем он и сам сможет поддерживать и любить других людей. А его связи с ними станут глубже. Перед психотерапевтом стоит нелегкая задача, не поддаваясь соблазну быть идеалом, предстать перед пациентом именно обычным, возможно несовершенным, но реальным человеком, с которым можно строить отношения по-иному. Опыт взаимоотношений между пациентом и психотерапевтом играет большую роль в формировании зрелой личности. Такой человек начинает лучше понимать себя и других и становится более привлекательным для окружающих — супругов, друзей, сослуживцев.

ТУПИКИ И ПРОГРЕСС В ТЕРАПИИ

В длительной работе терапевта и клиента иногда возникают тупиковые ситуации. Клиент прекращает продвигаться вперед и чувствует, что терапия перестала приносить ему пользу. Результаты терапии кажутся небольшими, по крайней мере не соответствующими затраченным усилиям. Конечная цель представляется все так же далекой и малодостижимой. Терапевт, который раньше казался всезнающим и необыкновенным оказывается обычным и, часто, скучным человеком.

Как ни странно тупик — это, прежде всего, свидетельство хорошей терапии — между пациентом и психотерапевтом установлена близкая дистанция. Но развивается он только тогда, когда терапевт и клиент оказываются в тисках жесткой ролевой структуры. Каждый играет свою роль, не выходя за ее пределы и каждый “оправдывает ожидания другого” с позиций этой роли. Реальная личность каждого из участников терапевтического процесса временно прячется под маской роли.

Это очень опасный момент в терапии. В благоприятных случаях пациент выражает свое недовольство терапевтом, упрекая или обвиняя его в недостаточном продвижении терапии вперед или каких-то личностных качествах. Это обычно делает атмосферу терапии более безопасной для клиента, убеждающегося в том, что выражение негативных чувств не ведет к разрыву отношений. Если пациент “слишком вежлив для выражения гнева”, накапливаются невыраженные обиды и терапия может быть прервана пациентом.

В терапевтическом пространстве тупика проявляется еще одна очень важная вещь — это бессилие. Бессилие — это реальный факт отношений, реальный факт жизни. В жизни очень много событий, на которые невозможно повлиять и возможно только принять. Бессилие неизбежно и заключено в духе самой терапии. Взаимодействие приводит к бессилию не только терапевта, но и пациента. Когда им делится не только пациент, но и терапевт, этот опыт становится метасобытием — двое исследуют что-то, что выходит за рамки отношений.

Выход из этой ситуации часто находится совсем рядом. Из тупика можно выйти осознавая свои негативные чувства и меняя ролевую структуру общения. В ходе психотерапии любой свободный творческий поток общения предохраняет от закрытых патовых ходов. Когда пациент связал психотерапевта по рукам и по ногам ролевой структурой, лучше, если роль меняет терапевт. И чем больше собственной личности и чувств будет в этой измененной роли, тем скорее поменяется ролевая структура. И тогда пациент сможет опробовать новую для себя роль и это будет обсуждаться в процессе терапии. Новая роль для пациента, роль в которой он чувствует себя по другому — свидетельство несомненного прогресса в лечении.

ГРУППОВАЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Гештальт-терапия — это не только индивидуальная работа с клиентом. В том случае, когда клиент испытывает трудности в общении с другими людьми, очень ценным может оказаться для него опыт психотерапевтической группы. Во всем мире психологические группы — это привычный элемент культуры, вошедший в жизнь многих людей.

В группу приходят по-разному. Одни загораются сразу, как только терапевт рекомендует им это, другие осторожничают и просят гарантий безопасности…. Но вот члены группы собираются вместе и смотрят друг на друга. Тренеры (обычно группу ведет два терапевта) объявляют начало и воцаряется тишина. Кто-то первый прерывает ее и рискует познакомить группу со своими проблемами. И это, обычно вызывает вполне доброжелательную реакцию группы в виде вопросов или советов по типу “А ты ей скажи…” или “Надо сделать так…” Как правило эти советы не содержат ничего нового, все это он(она) уже делать пробовал.

Но вот еще один участник рассказывает о себе, а другой в это время предпочитает молчать или обсуждать чужие проблемы. (в группе каждый волен говорить о себе или молчать…). А кто-то задает вопрос о том впечатлении, которое он производит на других или жалуется, что его в группе не понимают. Так группа подходит к своему самому главному барьеру в общении — страху самораскрытия, начиная чувствовать, что поверхностное взаимодействие ничего не дает “ни уму ни сердцу”.

И этот барьер непонимания в группе преодолевается только тогда, когда участники начинают говорить на особом, уникальном языке группы — языке личных переживаний и чувств. Такой язык может быть непонятен людям “извне”. Но именно этот язык дает возможность точно описать реальность личного и группового опыта. И то, что начинает обсуждать группа, смещается от взаимодействия с другими людьми “за кругом”, сюда, в круг, в “здесь и сейчас”, к себе. Концентрированность эмоций и переживаний — одна из особенностей гештальт-группы.

И тогда, чувства участников группы становятся важны для каждого и каждый может сориентироваться в том, что делает по отношению к другому человеку и как это воспринимается другим, что в нем привлекает окружающих, а что отталкивает. Здесь каждый интересен другим, потому что другой. Самое удивительное, что высказываются сначала так называемые негативные чувства: раздражение, досада, страх, неприязнь… И только вслед за ними поддержка, симпатия, любовь.”Ты здесь как парадный портрет в раме!” — могут сказать никак не проявляющему себя участнику. Или “Тебя спросишь который час?” , а ты в ответ “А Вы читали сегодняшнюю газету?” — участнице, уклоняющейся от выражения переживаний.

Что же в этом полезного, придти в группу и узнать, что тебя боятся или ты раздражаешь кого-то? В психотерапевтической группе, (да и в жизни, как это ни парадоксально) выражение негативных чувств приводит к …свободе и близким отношениям с людьми. К свободе быть таким, как есть, и свободе принимать других такими, каковы они есть. К свободе рассказывать о себе, не заботясь о том, поднимают или роняют вас эти чувства в глазах окружающих… Личностная история участников становится подлинной. Но не в смысле объективной, а как раз субъективной, субъективной и… живой. Надо видеть, как при этом меняются лица участников группы! Взволнованные, наполненные чувствами и энергией сопереживания…

Самый ценный опыт, который получают члены этих групп, в описании одного из участников выглядит так
- И я подумал… Я не мог говорить о тех проблемах, которые меня волновали, даже с друзьями. Мне казалось, что я умру от стыда, если кто-нибудь узнает об этом. Здесь, в группе, я сумел преодолеть свой страх, нашел понимание в людях, которых месяц назад еще не знал. И теперь думаю, я смогу найти общий язык с другими, я знаю, как это сделать…

Приходящие в психотерапевтическую группу люди обычно имеют только один способ решения своих проблем. В этом смысле отсутствие у человека поведенческого выбора напоминает езду на велосипеде по круговой дорожке… мимо развилки, по которой можно попасть на трассу и доехать до цели своего путешествия. И задача участника в группе не только понять имеющийся способ поведения в проблемной ситуации (а в этом всегда поможет группа), но и обнаружить развилку, то есть возможность выбора других вариантов действия.

Это и есть настоящий результат работы группы — найти для себя альтернативные способы поведения в проблемной ситуации, которые не замечались раньше. Для этого и необходимо взаимодействие с другими, не похожими по характеру, возрасту и проблемам, участниками группы.

Ценность группового опыта заключается еще и в том, что каждый участник, основываясь на своих чувствах формулирует и свои желания. И это уже другие желания, чем в начале (Я хочу, чтобы он изменился”). Эти желания подкреплены личной ответственность за выбор и свои действия. И тогда участники группы прощаются друг с другом и уходят из круга в большой мир, полный риска и радостей, потерь и находок, опасностей и любви, принимая его таким, какой он есть — неправильный… живой… прекрасный…

КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Когда же завершается работа гештальт-терапевта и его пациента? Окончанием работы над проблемой будет не только понимание роли пациента в создании собственной проблемы и не столько даже изменение его поведения. Сигнал о завершении работы — это свобода в эмоциональном и поведенческом реагировании (от автоматических действий и стереотипов). А также осознанная личная ответственность за последствия своего выбора.

Терапия заканчивается тогда, когда пациент начинает воспринимать и принимать психотерапевта живым, со своими слабостями и достоинствами, достижениями и промахами, без ореола всезнайства и непогрешимости. Это означает, что он становится способным самостоятельно справляться со своей жизнью и возникающими проблемами, обретает способность любить и быть независимым, а также возможность выбирать самому устраивающий его стиль жизни, людей, работу….

Работа с психотерапевтом предполагает преодоление собственных ограничений, обретение свободы расти и развиваться. И в этом смысле сам пациент определяет направление своего развития. Подходя без страха и предубеждения к тому, что есть внутри него, пусть это сила или слабость, ненависть или любовь, жестокость или мягкость, или все это вместе, он становится реальным человеком в реальном мире. Такой подход, в отличие от мифа о себе, замечается пациентом по хорошему самочувствию, появившейся энергии и активности.

Незнакомое слово «гештальт» многим еще режет слух, хотя, если разобраться, гештальт-терапия – не такая уж незнакомка. Многие понятия и приемы, разработанные ею за 50 лет существования, стали буквально «народными», поскольку так или иначе включены в различные направления современной психотерапии. Это принцип «здесь и сейчас», позаимствованный из восточной философии; холистический подход, рассматривающий человека и мир как целостное явление. Это принцип саморегуляции и взаимообмена со средой и парадоксальная теория изменений: они происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не старается быть тем, кем он не является. Это, наконец, техника «пустого стула», когда ты высказываешь свои претензии не реальному, а воображаемому собеседнику – начальнику, другу, собственной лени.

Гештальт-терапия – самое универсальное направление психотерапии, дающее основу для любой работы с внутренним миром – от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц. Гештальт-терапия воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно есть сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и планы на будущее. И все это – только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе». Внешний мир отнюдь не враждебен нам (как утверждал психоанализ), напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь. Только в контакте с внешним миром мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы привычно все ходим и ходим по кругу.

Цель гештальт-терапии даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: мы вольны уходить и возвращаться, бегать по кругу или спать под открытым небом.

Внучка за бабку

Гештальт-терапию называют внучкой психоанализа. Ее основатель, австрийский психиатр Фредерик Перлз, в начале профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя, объединив западные психотерапевтические школы с идеями восточной философии. Для создания нового направления (впрочем, как и для личной жизни Перлза) важную роль сыграло его знакомство с Лаурой, доктором гештальт-психологии, ставшей впоследствии его женой. Само слово gestalt (нем.) точного перевода не имеет. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную структуру. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Ее суть в том, что мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений (гештальтов). Нармипер, бкувы в солве могту слдеоавть в лоюбм пояркде – мы все равно понимаем смысл. Если мы видим что-то незнакомое, мозг сначала быстренько пытается отыскать, на что же это похоже, и под это подогнать новую информацию. И только если это не удается, включается ориентировочный рефлекс: «Что такое?»

На постулаты нового направления сильно повлияла теория «поля», разработанная гештальт-психологом Куртом Левиным. По сути, это открытие показало: в мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что хотим увидеть, что нам важно в данный момент нашей жизни, а остальное становится незаметным фоном, проносится мимо, как пейзаж за окном автомобиля. Когда нам холодно – мы мечтаем о тепле и уюте, когда ищем сапоги – смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины перестают для нас существовать.

Еще одна теория – «незавершенных действий» – экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. Пока работа не сделана, мы не свободны. Она нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в состоянии заняться чем-то другим.

В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии. Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции. Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов. На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20–30-х годов.

Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, – все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма.

Миссия выполнима

В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути – о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен – как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья.

Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание – голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации. И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности. Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.

В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег. Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите (и можете себе позволить) именно сейчас. Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» (или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся»). А этот гештальт – в еще больший («Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи»). Так вся наша жизнь (и жизнь всего человечества) – как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни.

Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты (пока работа не выполнена, мы не свободны), а с другой – голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано (обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась).

И здесь – один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку (вспоминаем теорию поля) в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет – ищет способы, а кто не хочет – причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник.

Задача терапии – найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе.

Стерео-эффект

Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция («чистый лист»). Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни. Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные (и неэффективные) отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию – прямо здесь и сейчас – и свои новые возможности или ограничения. И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь.

Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он – знает.

За все в ответе

Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».

Осознавание – чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным.

Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение – мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ.

Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным – со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается.

Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность (данная нам в ощущениях), но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего. Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый?

Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага!». Распространенная реакция на встречу с реальностью – сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. «Да, это была правда. Но какая-то вероломная правда», – призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает.

Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.

Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом – и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (в настоящий момент)?

Диалог в гештальт-терапии – это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент (иногда впервые!) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я–Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними (происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится).

Это уникальный опыт, поскольку терапевт – человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.

Гештальт-терапия – вне морали и политики. Единственная ее задача – сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, – важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.

Идущие вместе

В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление (и ощущение), что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа. Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира.

Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо. Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Иди к другому человеку – и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир – и там ты обретешь себя.

Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно. Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром. Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, – на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное Я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире.

Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? Лишь при соприкосновении с миром (другим человеком) наша уникальность обретает практический характер. Сталкиваются две реальности, рождая третью. Таким образом происходит социализация индивидуальности: самобытность человека – неповторимость его функций, – и это определяет его ценность для других. Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других. Например: «Я авторитарный» – &ldauo;Ну, тогда руководи». «Я поэт» – «А сделай так, чтобы запела душа».

Таким образом, мы выходим за пределы определения социума как сдерживающих рамок и предписаний, они просто перестают играть определяющую роль. Значимым становится то, что в человеке представляет ценность для других. И что в других представляет ценность для этого человека. Это наш опыт, переживания и идеи, наши неповторимые особенности или просто способности, которых нет у другого. Это обусловливает нашу нуждаемость друг в друге и определяет наши отношения.

Глаз-алмаз

Помните молитву, которую приписывают оптинским старцам: «Господи, дай мне сил изменить то, что я не могу вынести! Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить! И, Господи, дай мне мудрости отличить первое от второго!» У меня есть впечатление, что гештальт-терапия постепенно учит меня этой мудрости. Она сделала мою жизнь интересной, поскольку помогает быть очень избирательной, быстро отказываться от того, что мне не подходит, искать и находить то, что мне нужно. И все, что происходит в моей жизни: люди, дело, увлечения, книги, – это то, что мне нравится, интересно и нужно.

Еще гештальт-терапия подарила мне покой. Я могу доверять той реке, которой является моя жизнь. Она дает мне знать, когда и где я должна быть начеку, а когда и где я могу бросить весла и просто отдаться потоку и солнцу.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Много вы помните таких ситуаций, когда, например, общение с вашими клиентами на работе прошло на позитивных нотах, и вы при этом сумели очень легко договориться о сделке? Немного? Смутно? Помните что было, но детали в памяти не сохранились?

А когда, наоборот, всё закончилось ссорой, непониманием? Намного лучше и ярче отображается в воспоминаниях? Все верно, именно так оно и бывает у большинства людей. Это и есть гештальт .

Пока он не закрыт и «это все вертится у вас в голове», вам трудно будет обрести покой, равновесие и почувствовать себя счастливым. Методы гештальтпсихологии как раз и помогают избавиться от всего «застрявшего в голове» и продолжить счастливо жить, получая от этого удовольствие.

Что такое гештальт и почему он нас преследует

Слово само по себе происходит от немецкого (кто бы сомневался, исходя из его звучания) Gestalt . В буквальном переводе оно означает фигуру, образ, форму или структуру (можете сами в Гугл переводчике глянуть). Другими словами, это целостный образ, который является чем-то большим, чем сумма его составляющих.

Ввел его в обиход немецкий философ более века назад, и дал более точное, но менее понятное объяснение (оно приведено в размещенном ниже ролике).

Хотите пример такого образа (гештальта)? Ну, возьмите мелодию. Ведь это много больше, чем отдельные звуки ее составляющие. То же самое можно сказать про картину. Это свойство психики — искать в разрозненном целое.

Какие-то отдельные вещи мы может умственно собирать в единый образ. Так работает наша психика и это помогало нам выживать веками (например, распознавая фигуру хищника затаившегося в кустах).

Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению . Наверняка у вас в памяти сохранился лучше образ фильма, который вам не удалось досмотреть. Покопайтесь в своей голове. А сколько раз вы видели, когда травмированный спортсмен все равно стремиться хотя бы доковылять до финиша. Стремление к завершению — оно присуще всем нам.

Все это происходит на уровне подсознания и обычный человек (не умеющий профессионально копаться в своей голове) всего этого просто не осознает. Однако, некоторые незавершенные гештальты очень глубоко «заседают в голове» и преследуют нас (порой всю жизнь), накладывая свой отпечаток на поведение. Больше всего склонны к этому люди , то есть с .

Человек раз за разом вытягивает из памяти какую-то проблемную, так до сих пор и не разрешенную ситуацию, и она его терзает. Это может длиться годами, уходя корнями зачастую в самое детство. Вся загвоздка в том, что причина проблемности этой ситуации (незавершенность гештальта) нами попросту не осознается , что и мешает выйти из нее.

Это как заноза, от которой мы чувствуем дискомфорт, но понять первопричину не можем. Гештальтпсихология как раз и признана указать человеку на эту занозу и помочь от нее избавиться. Нет, даже не так. Не указать, а научить самим находить эту взаимосвязь и избавляться от таких душевных заноз в дальнейшем уже самостоятельно.

Такая терапия призвана научить человека самостоятельно избавляться от деструктивных гештальтов , чтобы он мог идти по жизни не хромая на обе ноги, а спокойно и конструктивно строя свое будущее (без лишних незавершенных психологических проблем за плечами).

Первопричиной всех проблем в гештальтпсихологии признается то, что данный конкретный человек не может жить настоящим и тащит с собой из прошлого все незакрытые гештальты. Постоянно их извлекает из памяти, прокручивает и страдает оттого, что сделал тогда что-то не так. Закрыть все эти проблемы и научить человека жить настоящим — это и есть задача терапевта практикующего эту методику.

Взгляд в историю гештальтпсихологии

До 1940-х годов в мире психотерапии царил метод Фрейда. Его немецкий ученик – Фриц Перлз совместно со своей супругой пересмотрели свои взгляды на его теорию. Они добавили новые понятия и немного поменяли способ общения с человеком на сеансе.

«Гештальт-терапия : возбуждение и рост в человеческой личности» — это первая изданная книга на данную тематику, написанная им вместе с Полом Гудменом. По её концепции и принципам проводилась психотерапия в клинике (точнее, просто в квартире) Перлзов.

Что представляла из себя такая психотерапия? Фриц вступал в конфликт с клиентами , поднимал у них сильную бурю негативных эмоций. Чуть позже была введена терапия в группе, поскольку он считал индивидуальный формат слишком устаревшим.

В сети можно найти редкие исторические кадры его гештальт-сеансов, посмотрев которые (правда, только с русскими субтитрами, а не с русским переводом) вам станет понятен его метод:

Со временем такая практика распространилась по всей Европе. Только отношение к людям на сеансе стало более . Хотя некоторые заядлые гештальт-терапевты до сих пор остаются приверженцами старой школы и могут позволить себе накалить атмосферу.

Помните картинки, где изображена то ли ваза, то ли лица людей, которые смотрят друг на друга? Что-то из этого становится основной фигурой, а что-то, соответственно, фоном для неё.

Эдгар Рубин изучал это явление. Пришёл к выводу, что некоторые ситуации из жизни человека становятся главными , на них обращается больше внимания. Всё остальное отходит на задний фон.

Незавершённый гештальт — в чем суть проблемы

Гештальт – это целостность, завершённость. Относится не только к классическим отношениям между родителями, друзьями, парой. А вообще к удовлетворению желаний, достижению поставленных целей и т.п.

Когда кто-то находится в соре с близким человеком или не может долгое время найти работу – это сильно удручает, согласитесь. Давайте рассмотрим пару распространенных жизненных ситуаций, чтоб понять что к чему.

Примеры

Представьте ситуацию. Человек очень сильно хотел стать художником, пытался рисовать, но потом забросил это дело. Проходит время, все идет как обычно, но вот когда он лезет в шкаф за какими-то вещами, то случайно натыкается на свои работы.

Что происходит? Он огорчается, поскольку вспоминает о своём желании, которое не достиг . Потом целую неделю ходит грустным по квартире.

Рассмотрим незавершённый гештальт на примере расставания мужчины и женщины. Допустим, кто-то из них решил разойтись. Как правило, такая новость будет как снег на голову в середине лета. Человек будет обескуражен, огорчён.

Возможно, он впадёт в состояние безысходности, углубится в депрессивное состояние. Его будут терзать мысли, что нельзя вернуть всё, как раньше, что-то исправить.

Эта ситуация останется незакрытой , если ее не проработать правильным образом в своей голове самостоятельно или с помощью психотерапевта.

Как проходит сеанс гештальт-терапии

Терапия-гештальт – это, простыми словами, попытка закрыть те вещи и жизненные ситуации, которые не дают человеку покоя .

Если это индивидуальный сеанс, то клиент рассказывает психологу о том, что его тревожит. И терапевт помогает найти выход. Главное здесь слово – «помогает», а не «указывает» на решение проблемы.

Если психотерапевт сразу укажет, как стоит поступить, что делать, как мыслить, то гештальт закроется, да. Но при дальнейших похожих ситуациях человек снова не будет знать, что делать, как совладать с собой и окружающим миром. Поэтому психолог учит правильно мыслить , самостоятельно выходить из лабиринта неурядиц.

В арсенале терапевта не только обычная беседа с клиентом, но и много методик. Например, есть методика, подходящая для людей, у которых остался незакрытый гештальт с каким-то человеком, с которым уже невозможно физически поговорить и решать проблему. Допустим, он не желает с ним видеться, выехал в другую страну либо скончался.

В этом случае, напротив клиента ставят стул и просят представить, что на нём сидит тот, с кем произошло непонимание или на него таят сильную обиду. Это может занять некоторое время, поскольку нужно углубиться в ситуацию. После чего клиент должен сказать образу, что он его прощает, отпускает, больше не держит негативные чувства. Перед этим может «ему» высказать весь негатив – выпустить пар.

Принцип «Здесь и сейчас» в гештальтпсихологии

Гештальт — это то, что нужно закрыть, чтобы быть счастливым . А принцип «здесь и сейчас» — это подход к мышлению, который берёт свои истоки из философии буддизма. К слову, Фриц Перлз тщательно изучал восточную культуру.

Психотерапевт всегда спрашивает, как чувствует себя пациент в данный момент, какие у него эмоции и чувства. Если человек рассказывает о прошлом, психолог пытается вернуть его в настоящее вопросами:

  1. А какие у вас сейчас отношения?
  2. Что вы чувствуете, когда это говорите?
  3. Как можно исправить данную ситуацию сегодня?
  4. Как эта ситуация влияет на вас сейчас?

Это создаёт уверенность в том, что клиенту подвластна проблема здесь и сейчас. Даже если она произошла несколько лет назад.

Понимание того, что человек должен жить в данный момент и час, даётся нам очень сложно. Мы часто застреваем то ли в прошлом, то ли в мечтах о будущем.

Поэтому есть упражнения, как этому научиться. Одно из них можно делать во время завтрака, обеда и ужина. Нужно сосредоточиться на столовых приборах, которые подносим ко рту; на процессе пережёвывания пищи; на руке, которая тянется за солью. Здесь и сейчас.

Когда стоит обратиться к гештальт-психологу?

Разные направления психотерапии подходят для какого-то типа людей и определённой сферы проблем, а для каких-то не подходят. Как понять, что нужно вам и нужно ли вообще?

При каких обстоятельствах нужно обращаться к профессионалу , который разбирается в гештальт-терапии? Ответ вовсе не очевиден, но честные ответы на ряд вопросов (они приведены ниже), помогут вам разобраться.

Если вы нашли в себе какой-то их приведенных ниже симптомов (или несколько из них сразу), то стоит всерьез задуматься о методах гештальтпсихологии:

  1. У вас часто случаются стрессовые ситуации;
  2. Имеются трудности общения с родителями/детьми/друзьями/мужем/женой;
  3. Сложно адаптироваться к новому окружению;
  4. Вы погружены в длительное депрессивное состояние;
  5. Вы жертва морального или физического насилия;
  6. Периодически возникает непонятное чувство грусти или пустоты;
  7. Вы пережили тяжёлую потерю и нуждаетесь в поддержке;
  8. У вас есть фобии, которые ухудшают качество жизни;
  9. Вы не можете достичь поставленной цели;
  10. Вы не можете удовлетворить своё желание;
  11. Вы не можете начать жить сегодняшним днём;
  12. Вам сложно определить, что чувствуете.

Нужно подобрать психотерапевта, с которым будем комфортно общаться. Не бойтесь поменять нескольких, пока не найдёте подходящего. Тогда эффективность сеансов будем намного выше, и вы останетесь довольны результатом.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Ипохондрия - это обычное нытьё или серьёзное заболевание Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой Депрессия - это плохое настроение или психическое заболевание Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения