Психотерапия бронхиальной астмы. Психотерапия у детей и подростков с бронхиальной астмой. Психические расстройства при бронхиальной астме

Дыхание — это жизнь. Почему же тогда возникают ситуации, когда наш организм отказывается дышать, попросту лишая нас возможности не просто нормально функционировать, а фактически ставя под угрозу само наше существование? Давайте поподробнее разберемся в том, каковы психологические причины бронхиальной астмы и механизм ее развития.

Бронхиальная астма представляет собой один из наиболее опасных видов аллергий. Она проявляется в виде приступов удушья, при которых человеку труднее сделать вдох, чем выдох. Т.о. организм как бы отказывается впускать в себя кислород и другие вещества, находящиеся в воздухе. На физиологическом уровне это выражается в сужении просвета бронхиол — мельчайших веточек нашего бронхиального дерева, через которые и поступает в легкие кислород. А просвет сужается благодаря спазму гладкой мускулатуры бронхиального дерева, что сопровождается также отеком слизистой и избыточным выделение мокроты. Как результат — невозможность сделать вдох, или сильные затруднения в этом процессе.

Поводом для запуска подобной реакции могут послужить самые разные причины - присутствие аллергена в воздухе (например, пыли, пыльцы, шерсти животных и т.п.), резкий запах, холод, физическая нагрузка, сильный эмоциональный стресс, обиды, перенапряжение в работе или учебе, семейные ссоры, конфликт взглядов. Все это может вызвать возникновение или обострение данной болезни.

Причина может быть довольно незначительной, но реакция может оказаться весьма серьезной и даже угрожающей жизни. Очень часто приступ удушья может запускаться так называемыми «якорями », т.е. повторяющимися ситуациями, в которых наблюдается схожий набор условий. И далеко не всегда необходимо физическое присутствие аллергена в воздухе. Аллергическую реакцию вполне можно запустить, просто думая о нем.

До того времени, как сформировались научные представления об аллергической природе бронхиальной астмы, ее относили к разряду нервных болезней. И это неудивительно — ведь кроме затрудненного выдоха и нехватки кислорода во время астматического приступа человек испытывает нервное потрясение, становится недоступным и немного неадекватным. Отсюда становится понятным влияние психики на течение астмы, и обратная зависимость.

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием , т.е. заболеванием, в основе которого лежит нарушение психической деятельности человека. Бронхиальная астма — это хроническое заболевание дыхательных путей, это не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма. Она может возникнуть в любом возрасте и может протекать в виде единичных приступов, а может иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.

Для понимания ситуации приведем следующие цифры:

Бронхиальная астма — наиболее распространенное хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В 90% случаев оно начинается в возрасте до пяти лет. Мальчики заболевают в 2 — 3 раза чаще девочек. К подростковому возрасту половина детей выздоравливает. Среди взрослых пик заболевания приходится на возраст 21 — 35лет, болеют преимущественно женщины.

Установлено, чтоэмоциональный стресс вызывает приступы удушья у 70 % взрослых. В особой группе риска дети. 5 % детей начинают чувствовать себя хуже даже после небольшого стресса, причем состояние их стабилизируется только после удаления причины стресса. У 44 % больных бронхиальной астмой ухудшение состояния связано с различными конфликтными ситуациями в семье, у 9 % — на работе. Особенно впечатляет факт, что у 55% взрослых больных имеются нарушения высшей нервной деятельности. В клиниках зачастую можно встретить больных, первый приступ у которых возник в результате стресса.

Психологический портрет астматика

Общий психологический портрет астматика выглядит следующим образом — он:

  • Любит уединение, склонен к самоизоляции

Больные другими заболеваниями легких, которые сопровождаются одышкой, легче идут на контакт и меньше отчуждаются, чем астматики. При хроническом течении астмы самоизоляция человека только усиливается. Такие люди склонны к самокопанию.

  • Капризен. Астматик своенравен, ему сложно угодить и понравиться, в быту он излишне педантичен. Предпочитает, чтобы ход событий происходил по его прогнозу, и если этого не случается, сильно расстраивается и замыкается.
  • С трудом принимает решения

В случае конфликтной или сложной ситуации человек с бронхиальной астмой долго не может решиться, как ему следует поступать. Если ему приходится принять точку зрения оппонента, то он принимает ее только внешне, а глубоко в душе все равно остается при своем мнении. Астматики не умеют справляться со стрессом, в результате он негативно влияет на психику и вызывает постоянные обострения астмы.

  • Нервозный, обидчивый

Нервное возбуждение чувствуется даже при нахождении рядом с таким человеком, а тем более оно проявляется при общении. Для него характерна прерывистая, быстрая, зачастую негативно окрашенная речь и отрицательные эмоции. Возникает ощущение, что астматик остался непонятым окружающими, и выражает это всем своим видом.

По мнению психологов, причины бронхиальной астмы лежат чаще всего в детстве , в конфликте между беззащитностью ребенка и недостатком или избытком заботы родителей , в неразрешенной зависимости от родителей. Но обостряется заболевание в ситуациях, когда человеку необходимо проявить самостоятельность, ответственность, независимость, смелость или пережить одиночество, печаль, т.е. во взрослом возрасте.

Характерной чертой астматиков является то, что они переживают и выражают большее количество негативных эмоций, чем другие люди . У них также наблюдается недостаточная устойчивость к стрессам, инфантилизм, т.е. демонстрация детских форм поведения, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, низкий уровень осознания себя, своих переживаний, желаний, потребностей. Также для них характерно неадекватное представление о себе, которое выражается в заниженной самооценке и высокой зависимости от мнения окружающих.

У астматиков часто обнаруживается повышенная чувствительность к запахам, которая ничем физиологически не обусловлена. При этом нужно отметить, что такая сверхчувствительность относится, прежде всего, к тем запахам, которые каким-то образом связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью к запахам также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Однако для возникновения бронхиальной астмы недостаточно только лишь психологических причин. Аллергическая предрасположенность имеет также достаточно весомое значение. При совпадении аллергических и психологических факторов появление бронхиальной астмы становится наиболее вероятным.

Заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран с середины 1980-х годов имеет тенденцию к постоянному росту. Считается, что развитие бронхиальной астмы в 30% случаев - вызывают психологические факторы, 40% — относятся к инфекциям и 30% — к аллергии.

«Сдерживание» и «вытеснение» — психические механизмы защиты при бронхиальной астме. Как сдерживание эмоций, так и вытеснение тревожащих мыслей, оказывают эффект, схожий с неконтролируемым стрессом. Это ведет к биохимическим и иммунным изменениям в организме, предрасполагающим к обострению астмы. В результате эмоции, которые не нашли выход, оказывают деструктивное влияние на здоровье.

Психотерапия при бронхиальной астме может быть направлена на раскрытие у человека способности осознавать и проявлять «запретные» эмоции, научится быть спонтанным, ценить каждую эмоцию, даже слёзы - «дышать полной грудью», реагировать свободно.

Психотерапия астматиков достаточно сложна и длительна, и может проводиться только профессиональным психологом, специализирующимся на решение такого рода вопросов.

Методики для разрядки негативных эмоций:

В случае астмы происходит спазм гладких мышц, который невозможно снять осознанно, силой воли. Гладкая мускулатура способна расслабиться за счет соответствующего эмоционального фона. Существует много методик для разрядки негативных эмоций. Большое распространение получили различные дыхательные упражнения. Дыхание — это процесс, которым управляют и механизмы тела, и эмоции. Помочь нормализовать свой эмоциональный фон могут дыхательная психотерапия, рейки, йога, медитация и др.

  • Дыхательная психотерапия устраняет энергетическую и физическую блокаду дыхания, она основана на сознательном подходе;
  • Рейки — энергетический способ лечения, когда при повышенной тревожности создается дополнительная энергетическая защита на бессознательном уровне, которую человек воспринимает в виде реальных симптомов;
  • Йога и медитация формируют умение расслабляться, избавляться от негативных мыслей и возвращают эмоциональное равновесие.
Отдел межведомственных связей и комплексных программ профилактики ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики города Старого Оскола» Ппсихолог Безлепкина О.А.

Эмоциональный стресс, раздражение, неурядицы на работе и в семье, как указывалось, утяжеляют течение заболевания, нередко провоцирует его обострение. В таких случаях седативные лекарства в комплексе с другими средствами нередко дают эффект. В тех случаях, когда в патогенезе приступов удушья психоэмоциональное факторы являются преобладающие, в комплекс лечения должна быть включена психотерапия. В задачи ее входят формирование правильных взглядов на свое заболевание, изменение жизненной позиции больного, выработка умения преодолевать жизненные трудности, подавлять психоэмоциональное напряжение в конфликтной ситуации и т.д. Выполнение этих задач возможно при глубоком анализе факторов, усугубляющих тяжесть заболевания, затрудняющих его лечение, облегчающих реализацию нервно-психического механизма развития приступов удушья.

Многие проблемы в психотерапии могут быть решены лечащим врачом. Чуткое и внимательное обращение к больному, умелый выбор тех или иных средств и методов в соответствии с фазой болезни, обучение больного умению ориентироваться в своем состоянии зачастую снимают тревожное состояние, и улучшает состояние пациента. В последнее время в зарубежной литературе обсуждаются вопросы целесообразности обучения пациентов или родителей больных детей программам самопомощи. Главная цель такого обучения - научить предупреждать приступы бронхиальной астмы.

В лечении больных бронхиальной астмы с нервно-психическим вариантом течения болезни широко используются такие методы, как индивидуальная и групповая психотерапия, аутогенная тренировка. Более углубленный анализ причин, опосредующих влияние нервно-психических факторов на течение бронхиальной астмы (поведенческие стереотипы, особенности жизненной позиции), делает необходимым в ряде случаев проведение семейной психотерапии. В ее задачи входят нормализация семейного климата, выработка правильного отношения членов семьи к больному, для оценки «семейного климата» используется шкала семейного окружения. Она предназначена для измерения и описания особенности отношения между членами семьи. Оценивается субъективное представление об имеющемся и идеальном семейном климате каждым членом семьи, а также вычисляется показатель несовместимости семьи, отражающий степень различия восприятия семейного климата различными членами семьи.

Показания к психотерапии

Психотерапия как основной вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов самыми различными заболеваниями. Объем психотерапевтических воздействий, их направленность, определяются факторами, которые рассматриваются как показания к психотерапии. К ним относятся: роль психического в этиопатогенезе заболевания; возможная вторичная невротизация как следствие соматического патологического процесса, реакция личности на болезнь, динамическая трансформация личностных особенностей в процессе заболевания.

При этом необходимо учитывать наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), что обуславливает необходимость соответствующих воздействий, с учетом механизмов каждого фактора и обязательным учетом и пониманием их взаимосвязи и взаимовлияния.

Показания к психотерапии необходимо определять на разных уровнях (социальном, психологическом, биологическом), воздействовать на возможные проявления тех синдромов, коррекции которых возможна с помощью психотерапии как главного или дополнительного метода лечения.

С помощью гипносуггестии можно воздействовать на все симптомы при неврозах, касающиеся как основных психопатологических их проявлений (страх, тревога, астения, депрессия), так и другие невротических синдромов. В последние годы расширяется круг показаний гипноссугестивной психотерапии при соматических заболеваниях. Внушение в гипнозе с эффектом применяется при бронхиальной астме. С помощью этих методов можно воздействовать психопатологические нарушения - страх, астению, депрессию, ипохондрию.

Рассматривая вопрос о применении психотерапии в лечении больных соматическими заболеваниями, необходимо отметить значимость работ, определивших системность и многоуровневость психотерапевтического воздействия охватывают три направления: биологического, психологического, социального и таким образом реализуется в практике современный биопсихосоциальный подход. В каждом из этих направлений определено несколько уровне реализации психотерапевтического влияния, как то: уровень организма, функциональных систем, физиологических систем, органов, клеток (биологический); личности, сфер психики, психических свойств (психологический); макросоциальный, микросоциальный реадаптации, аутореабелитации (социальный). В этом подходе отмечается необходимость разноплановость методов коррекции с точки зрения меры участия сознания, количества людей на сеансе, дидактический подход к динамике психотерапевтического процесса, этапность.

При этом предложена методика объективации эффективности психотерапии соматических больных, включающая блоки: оценка динамики невротических жалоб, экспериментальных показателей психоэмоционального состояния больного, исчисление оценки коэффициентов медицинской, социальной, экономической эффективности. Психотерапия становится существенным компонентом лечения на всех этапах восстановительной терапии пациентов с бронхиальной астмой.

Основными целями психотерапии заявляются - воспитание гибкости, умение находить новые, эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; изыскивать сохранять и развивать ресурсные состояния, обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и развивать здоровье.

Психосоматические заболевания - группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика - это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

Психосоматические заболевания

Психологическая характеристика астматика

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Астма на нервной почве

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматика астмы у детей

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Статистика

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

Среди множества факторов , влияющих на развитие бронхиальной астмы , выделяют и психологические . Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием . Для многих заболеваний , названных психосоматическими (к ним, в частности , относится бронхиальная астма ), установлена взаимосвязь между психоэмоциональными состояниями , стрессом и возникновением и развитием этих заболеваний . Статья подготовлена на основе анализа имеющихся в литературе материалов и исследований по психотерапии бронхиальной астмы .

Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний , в механизмах возникновения которых большую роль играют эмоциональные , то есть психосоматические факторы . В настоящее время признается роль следующих психических факторов в возникновении и развитии психосоматических заболеваний : хронический неконтролируемый стресс , тревога , депрессия , алекситимия , подавленная агрессия . Для некоторых из них выявлены определенные нейрофизиологические и нейромедиаторные корреляты . Рассматриваются так же уровень враждебности и уровень аутоагрессии (или чувство вины ).

Бронхиальная астма .

Бронхиальная астма (от греческого asthma - тяжелое дыхание , удушье ) - это хроническое заболевание лёгких , поражающее людей всех возрастных групп . Оно может протекать в виде единичных , эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом . По данным медицинской статистики , за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла . Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания . Печальным фактом является то , что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств , заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают . Это характерно для большинства стран Европы , США, Австралии . Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости .

* Бронхиальная астма — заболевание дыхательных путей , которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов . Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей , которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения . Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек , бронхоспазмом и нарушением секреции . С этиологических позиций бронхиальная астма — гетерогенное заболевание , которое может вызываться разными воздействиями . Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения .

* Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация ) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами . Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца . При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном , инфекция , стресс , психические перегрузки , прием лекарств , влияние среды ) активируются тучные клетки и макрофаги . Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин , брадикинин и др .), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров , вызывая интенсивную локальную реакцию , которая и приводит к астматическому приступу . В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные , нейроэндокринные и клеточные системы . Таким образом , бронхиальная астма — не локальный процесс , а сложный вид взаимодействия всех систем организма .

* Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха . При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох , который становится громким , отчетливо слышимым . Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания . Больной поглощен состоянием своего дыхания . В его поведении примечательно то , что во время приступа он недоступен , держится отчужденно , с ним трудно установить контакт . Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями , сопровождающимися одышкой . При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции . Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте , но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни . Преобладают мальчики , которые заболевают в 2—3 раза чаще , чем девочки . В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде .

* Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы . Наблюдения показывают , что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно , под влиянием настроения больного , которое он сам вызывает . Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены , прежде всего , неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью .

Психосоматические факторы развития бронхиальной астмы .

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные , аллергические или психологические факторы . Становится очевидным , что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание , но и функциональные системы всего организма .

* Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы . Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием . У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль . Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы . В клинической практике встречаются больные , у которых первый приступ возник в результате стресса . Так, среди факторов , имеющих значение в ее развитии , 30% относятся к психологическим , 40% — к инфекциям и 30% — к аллергии . Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни , при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы . Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни , но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс . Характерными ситуациями , способствующими заболеванию , являются те , которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств . Такому проявлению чувств противостоит , однако , защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции . Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения . Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи ).

* Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов , которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку . Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением . Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери . Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов .

* Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача : плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком , потому что он боится материнских упреков и ее отказа . Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение , которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого . Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом , то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом , ее замещающим . Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим . Отсюда возникают нарушения функции дыхания : астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения .


Психотерапия бронхиальной астмы (применяемая совместно с медикаментозной терапией ).

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении . Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой , а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства . Выявление психологических особенностей больных , своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы . Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия , уверенности в обратимости приступа . Для этого используются психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация , функциональная разрядка , десенсибилизация и биологическая обратная связь ), гипноз , групповая психотерапия , семейная психотерапия , долгосрочная индивидуальная психотерапия , аутотренинг . Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше , чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений ) начато лечение . Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы :

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга , дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой . Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги ) и напряжения вегетативной активности . Нейродинамические сдвиги могут быть первичными , возникающими в связи с повреждением структур , или вторичными - при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов . В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями .

Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом : психотравма , усиливая тревогу , через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий ) отрицательно влияет на диэнцефальную область , что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов . При этом следует учитывать , что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация , поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой . В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария , обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память , позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе , несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций . Лечебные мероприятия , помимо традиционных методов , должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия , целью которых является снижение уровня тревожности . Полезным является использование методов двигательной коррекции , способствующих формированию межполушарного взаимодействия .

2. Исследование личностных особенностей : удается найти такие личностные особенности , которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах . К ним относятся замкнутость , сдержанность , недоверчивость , тревожность , сенситивность (чувствительность ), склонность к легкому возникновению фрустрации , преобладанию отрицательных эмоций над положительными , невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов . В результате проведенных исследований выяснено , что такие психосоматические факторы как алекситимия , повышенный уровень враждебности , личностная тревожность , депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие , а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы . Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы : отрицание , вытеснение и регрессия . При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности ). И поскольку для этих пациентов описан другой защитный психический механизм - вытеснение , при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала , часть тревоги может быть проявлена . Однако вытесненная часть , возможно , создает постоянное напряжение , аналогично хроническому неконтролируемому стрессу , с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе , что ведет к определенным изменениям в иммунной системе , предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы . Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах , снижающих тревогу , используются психотерапевтические методы , снижающие внутреннее напряжение .

Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой , наблюдавшихся до начала болезни , наиболее часто отмечались необычная чувствительность , тревожность , возбудимость , эмоциональная изменчивость , склонность к развитию сниженного настроения , обидчивость , впечатлительность . У подростков , страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства , значимые для психотерапевтического вмешательства : астения , тревога со вторичной гипотимией , эмоциональная неустойчивость .

Не существует единой всеобъемлющей структуры личности , характерной для всех астматиков . При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест ) наиболее значительными оказываются такие показатели , как депрессия , истерия , ипохондрия . Характерны также низкая самооценка , снижение уровня социальных контактов , эмоциональные трудности , включающие проблемы энергии и самоуверенности . В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных , прежде всего агрессивных , побуждений , а также скрытое желание нежности и близости . За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке . Так же всеми исследователями отмечаются такие черты , как чрезмерный или отрицаемый страх .

В другом исследовании установлены следующие личностные особенности : астматики очень сильно переживают агрессивность , но не проявляют её ; они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию . У больных подавляется агрессивное поведение , направленное вовне ; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу .

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается , что при бронхиальной астме поражаются органы , выстланные гладкой мускулатурой , которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается . Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния . Значит , какие гормоны внедряются в циркулирующее русло , так она себя и ведет . С этой позиции любой спазм - это реакция , которая нужна была древнему человеку для того , чтобы адекватно отреагировать на происходящее : перехватывает дыхание от страха . Затаить дыхание - реакция беззащитного человека , во многом свойственная для ребенка , который не может напасть на объект , вызывающий страх . Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций , подавляющим проявления чувств .

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то , что при астме происходит напряжение определенных мышц . Человек начинает задыхаться за счет того , что в тот момент , когда необходимо сделать вдох или выдох , мышцы спазмируются . Человек физически просто не может вдохнуть . При чем дальше происходит такая петля обратной связи : человек не может вдохнуть , у него возникает тревога , спазм усиливается , еще более не может вдохнуть , наступает паника . Этот механизм можно разрушить , если снять этот мышечный зажим , расслабить мышцы , буквально размять их руками , разогреть , обратить внимание человека , на то , какие мышцы у него напряжены . Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц . Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо , чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла , гортани , грудной клетки .

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь , детерминированную стремлением , страстным порывом докричаться до матери . Степень выраженности аффекта , беспомощности , безнадежности и страха , а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом . Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности , в результате чего могут возникнуть как психические , так психосоматические расстройства . Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве , что и определяет специфичность поражений . Развитию заболевания предшествуют состояния "отказа ", "ухода ", "капитуляции ", отражающие чувства безнадежности и беспомощности . Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей , болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации . Все изменения семейных взаимоотношений , препятствующие развитию индивидуальности ребёнка , не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции , делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов . Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте , особенно между матерью и ребёнком , в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний . Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери .

Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме , а выражение эмоций в процессе психотерапии , их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния .

Повышенная личностная тревожность , часто переживаемая больным как беспричинная , является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности , с одной стороны , и страхом , отвержением их , с другой .

Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача . Его сравнивают с криком и плачем ребенка , протестующего против утраты защищенности . Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах , которым подвергались больные в детстве , если хотели позвать мать плачем или криком .

Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация "желания нежности " и "страха перед нежностью ". От самих больных их страх остается скрытым . В. Бройтигам пишет : "При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции ".

Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций "отдать - принять " и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами , "быть сплавленными с ними ".

Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой . Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение , которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого . Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим . Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей .

6. И, естественно , наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам . В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции . Наследственно-конституциональные особенности , наличие места наименьшего сопротивления .

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве . В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм : вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток , создание подкорковых центров застойного очага возбуждения , дисгармония вегетативной нервной системы , развитие висцеральных расстройств . Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний , включая развитие психосоматических заболеваний , позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития , так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг ), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды . При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям .

Другие популярные статьи

Добавить комментарий

Для бронхиальной астмы характерна повышенная реактивность трахеобронхиальной системы, которая становится гиперчувствительна к целому ряду факторов. Список «провокаторов» может спонтанно меняться или дополняться, и проявления дыхательной аллергии могут быть вызваны одним определенным аллергеном либо провоцироваться целой группой веществ.

Однако на развитие сенсибилизации со стороны дыхательных путей влияют не только ингаляционные аллергены, но и психологические факторы. В ряде случаев чрезмерные эмоциональные реакции на стрессовую ситуацию запускают механизм развития сенсибилизации даже в условиях физического отсутствия аллергена в воздухе. По статистике, в 7 случаях из 10 острый стресс провоцирует развитие приступа бронхиальной астмы. При этом не все люди подвержены такой реакции со стороны иммунной и дыхательной систем, а только обладатели специфической психоконституции. В частности, существует такое понятие, как «психологический портрет астматика». Собирательный образ пациента с бронхиальной астмой включает такие черты характера, как:

  • склонность к уединению;
  • эмоциональная чувствительность;
  • склонность к рефлексии;
  • нервозность и повышенная тревожность;
  • низкая устойчивость к стрессу, впечатлительность;
  • зависимость от оценки и мнения окружающих;
  • высокая потребность в поддержке и одобрении.

Помощь психотерапевта при бронхиальной астме

Взаимосвязь заболевания с особенностями психологического реагирования пациента позволяет проводить терапию астмы двумя путями – классическими медикаментозными методами у аллерголога-иммуннолога и регулярными сеансами у врача-психотерапевта. Специалист по психокоррекции поможет разобраться с причинами, повлиявшими на развитие аллергического заболевания, выявит ваши индивидуальные особенности, научит отслеживать состояния, которые негативно сказываются на течении заболевания. После психотерапии вы сможете самостоятельно справляться со стрессами, открыто и безопасно выражать в повседневной жизни различные эмоции, которые раньше подавлялись, провоцируя развитие бронхиальной обструкции.

Психотерапевтическое лечение бронхиальной астмы в Москве

Если вы живете с бронхиальной астмой или от проявлений заболевания страдает кто-то из ваших близких, если при этом отмечается низкая эмоциональная устойчивость, повышенная впечатлительность, неумение противостоять стрессам, задумайтесь над тем, чтобы записаться к врачу-психотерапевту. Посещение специалиста позволит разобраться в причинах обостренных эмоциональных реакций, развить стрессоустойчивость, что в конечном итоге будет способствовать уменьшению частоты и тяжести приступов бронхиальной астмы.

С помощью психокоррекции возможно снизить количество приступов и их интенсивность, повысить эффект от медикаментозного лечения бронхиальной астмы и взять под контроль проявления заболевания. Запишитесь на прием к врачу-психотерапевту лечебно-диагностического центра AllergyFree, чтобы выйти на новый уровень управления своим состоянием и получить шанс на выздоровление. Администраторы клиники ожидают вашего телефонного звонка с 8 утра до 21 вечера. Вы также можете оставить заявку на запись прямо на нашем сайте (круглосуточно).