Бланш дюма французская куртизанка. Алесандр Дюма-сын и Мари Дюплесси: любовь, которая превратила куртизанку в «Даму с камелиями. Выглядит как "головная боль снаружи"

От сиамских близнецов до «человеческих зоопарков» - Bird In Flight вспоминает, какие зрелища развлекали горожан до появления телевидения, интернета и нашего журнала.

Вторая половина XIX века. В США проходит первая успешная операция под анестезией, в Англии пускают первую линию метрополитена, а в Российской империи наконец решают распустить крепостных. Мир стремительно меняется - но тяга людей ощущать превосходство над чужаками остается нерушимой. И пока ученые регистрируют патенты на телефон и лампу накаливания, а женщины вступают в борьбу за избирательное право, американский антрепренер и шоумен Финеас Барнум готовится представить миру еще одно чудо - карлика под именем Генерал Том-Там (Генерал Мальчик-с-пальчик), четырехлетнего племянника, которого сам Барнум учит эффектно отплясывать, артистично петь, пародировать Наполеона и врать, что ему уже 11. Трата времени будет не напрасной: увидеть диковинного коротышку пожелает даже английская королева Виктория, а заработки Том-Тама так возрастут, что артист, так никогда и не выросший выше 102 сантиметров, вскоре обзаведется яхтой и домом в одном из самых престижных районов Нью-Йорка. Сейчас мы назвали бы его звездой фрик-шоу - цирковых представлений с участием людей, чья внешность так сильно отклонялась от общепринятых норм, что на ней можно было сколотить состояние.

Привет из-за океана

Желание взглянуть на чужаков было не новым. Еще в середине XVII века широкую известность в Европе приобрели сиамские близнецы Лазарус и Иоанн Баптиста Коллоредо из Генуи. Лазарус мог бы считаться привлекательным мужчиной, если бы не брат, чье тело и левая нога свешивались из грудной клетки Лазаруса. Ради заработка Коллоредо устраивал европейские турне, демонстрируя свою особенность на специальных представлениях. И хотя в обычной жизни он пытался скрыть брата от посторонних глаз под одеждой и вообще избегал внимания, по легенде, тот не раз его выручал. Например, когда Лазаруса судили за убийство человека, его не приговорили к смерти, поскольку сочли, что такое наказание приведет к гибели невиновного - его брата Иоанна.

За несколько веков до расцвета фрик-шоу, в эпоху Великих географических открытий мореплаватели нередко привозили из экспедиций аборигенов, демонстрируя культурные различия между «примитивными» народами мира и развитой европейской цивилизацией. К XIX веку единичные демонстрации представителей заокеанских племен приняли форму «Человеческого зоопарка» - экспозиций с участием людей, завезенных из Азии и Африки, чья экзотическая внешность и чуждые традиции так удивляли посетителей. Одним из таких сувениров стала «готтентотская Венера» - завезенная в Лондон в 1810 году женщина из южноафриканского народа готтентотов, на чьи выпирающие ягодицы и удлиненные половые губы приходили посмотреть толпы английских зевак. Но людям хотелось большего.

Когда Лазаруса судили за убийство человека, его не приговорили к смерти, поскольку сочли, что такое наказание приведет к гибели невиновного - его брата Иоанна.

Расцвет

Викторианская эпоха стала золотым веком фрик-шоу. Промышленная революция привлекла ищущих работу деревенских жителей в города, а развитие науки и медицины подстегивало интерес горожан ко всему, что еще не смогли объяснить врачи и ученые. Бородатые женщины, мальчики-лобстеры, слишком высокие и очень низкие, необычно худые и просто непривычно сложенные люди возбуждали неподдельный интерес - желающие их увидеть не убывали. Учрежденный Барнумом в начале 1840-х Американский музей в Нью-Йорке, где выставлялись редкие находки и живые экспонаты (которые зачастую были результатом обмана и мистификации), к 1846-му принимал до 400 тысяч посетителей в год, а заработки звезд фрик-шоу по обе стороны Атлантики составляли больше $150 в неделю (около $4 500 сегодня).

Генерал Том-Там был не единственной удачной бизнес-идеей Финеаса Барнума. В 1871-м шоумен с партнером открыл представление, объединившее цирк, зверинец и фрик-шоу, которое провозгласил «Величайшим шоу на Земле» и где, среди прочих, демонстрировал уроженца Санкт-Петербурга Федора Евтищева, лицо и тело которого было полностью покрыто волосами из-за редкого заболевания - гипертрихоза. Впрочем, ни зрители, ни шоумены медицинскими деталями не интересовались: в 1884 году Барнум взял 16-летнего Евтищева в труппу и, выдумав историю о «мальчике с песьей мордой», то ли пойманного охотником в Костроме, то ли воспитанного волками в Сибири, запретил ему разговаривать на людях и велел только лаять. Незавидная собачья доля обернулась для Евтищева неплохим заработком - в 1880-х он считался одним из самых высокооплачиваемых артистов, чья выручка составляла $500 в неделю (около $11 000 сегодня).

Учрежденный в 1840-х Американский музей Барнума в Нью-Йорке, где выставлялись редкие находки и живые экспонаты, к 1846-му принимал до 400 тысяч посетителей в год, а заработки звезд фрик-шоу по обе стороны Атлантики составляли больше $150 в неделю (около $4 500 сегодня).

Еще один участник цирка Барнума - «полумальчик» Джонни Экк, чья нижняя часть тела при рождении оказалась абсолютно неразвитой - прожил жизнь, которой многие бы позавидовали. При рождении его рост составил всего 20 сантиметров, а вес - 0,9 килограмма. Но отсутствие половины туловища оказалось для Экка скорее вызовом, чем поражением. Когда его здоровый брат-близнец учился вставать на ноги, годовалый Джонни уже умел ходить на руках, а к 4 годам они оба умели читать, рисовать и сами шили Джонни одежду. В 12 лет Экк получил первый контракт на работу во фрик-шоу - карьера пошла в гору. Он демонстрировал чудеса проворства, срывая аплодисменты акробатическими номерами, и снялся в нескольких фильмах, в том числе - в скандальной ленте «Уродцы» Тода Браунинга 1932 года. Съемки в кино, успешные выступления на сцене цирка, игра на фортепиано, дирижирование оркестром - разносторонне развитый, энергичный и одаренный Экк совершенно не вписывался в стереотипы. Он даже сумел собрать гоночный автомобиль Johnny Eck Special, за рулем которого участвовал в любительских автогонках. К середине XX века, когда фрик-шоу оказались под запретом в большинстве американских штатов, Экк вместе с братом решили заняться игорным бизнесом. Успеха они не добились, и люди забыли бы «полумальчика», если бы на экраны не вышли «Уродцы», раньше находившиеся под запретом. Так в 1980-х 70-летний Экк ненадолго снова обрел популярность.

Съемки в кино, успешные выступления на сцене цирка, игра на фортепиано, дирижирование оркестром - разносторонне развитый, энергичный и одаренный «полумальчик» Джонни Экк совершенно не вписывался в стереотипы.

Американка Мертл Корбин впервые оказалась на сцене в 13 лет. В брошюрах ее анонсировали как «нежную, словно летнее солнце, и счастливую настолько, насколько долог день». Ее особенность была противоположной врожденному дефекту Экка - девушка родилась с удвоенным тазом и четырьмя ногами. Успех Корбин породил волну поддельных четырехногих актеров в других фрик-шоу. Однако сама девушка посвящать жизнь выступлениям не собиралась: в 19 лет Мертл вышла замуж и после первой неудачной беременности родила пятерых здоровых детей.

Она была не единственной девушкой, чьи физические особенности не помешали личному счастью. В конце XIX века на другом континенте популярностью пользовалась рожденная на острове Мартиник парижанка Бланш Дюма, известная под псевдонимом «Трехногая куртизанка». Кроме дополнительной ноги, она обладала рудиментарной грудью в области лобка, двумя вагинами и большим сексуальным аппетитом. Однажды узнав, что в Париж прибывает португалец Хуан Батиста душ Сантуш, которого природа одарила тремя ногами и двумя функционирующими пенисами, Бланш решительно настроилась на встречу - и, по легенде, быстро добилась взаимности.

Если в США главным популяризатором фрик-шоу был Финеас Барнум, в Англии таким человеком стал Том Норман, получивший от американского коллеги звание «Серебряный король». Сменив работу мясника на шоумена в 1874-м, Норман вскоре добился заметных успехов - позже, впрочем, биографы стали объяснять эти успехи грубым обращением с подопечными и попытками выставить их на сцену против желания. В его представлениях участвовали «женщина-скелет», «ребенок-шар», карлики, толстухи, гиганты и даже один престарелый белый моряк, которого перед выступлением выкрашивали в черный и заставляли говорить на выдуманном «первобытном зулусском» языке.

С именем Нормана связана артистическая карьера «Человека-слона» Джозефа Меррика. Тело артиста было сильно деформировано - как установили врачи спустя почти 100 лет после его смерти, вследствие нейрофиброматоза и синдрома Протея. Согласно же версии Меррика (или выдуманной версии Нормана), его непривычная внешность была результатом испуга вынашивавшей его матери, когда та увидела слона. Предприниматель и артист неплохо зарабатывали, пока шоу не закрыла полиция и Норман не продал подопечного. После долгих и не слишком удачных скитаний по Европе, которые закончились тем, что Меррика ограбил и бросил его собственный менеджер, он вернулся в Лондон. Здесь его отыскал давний знакомый доктор Фредерик Тривз и позаботился о том, чтобы Меррика приняли в Королевский лондонский госпиталь, где он наконец обрел покой. В госпитале он писал прозу и поэзию и собирал из бумаги модели соборов, которые дарил посетителям и медсестрам. В возрасте 27 лет Меррика не стало: решив уснуть лежа, а не сидя, как он делал обычно, чтобы тяжелая из-за наростов голова не перегнула шею, Меррик умер от асфиксии.

В нашем сегодняшнем списке - самые странные истории любви:

1. Мужчина живёт с трупом в качестве любовницы

Это Елена Ойос (Elena Hoyos), до и после смерти.

Что странного в истории? Настоящей фамилией Карла ван Косель (Carl Van Cosel) была Танзир (Tanzier). Одинокий рентгеновский техник стал одержим Еленой Ойос, которая была пациенткой в больнице, где он работал. Елена страдала от туберкулеза, и Карл пообещал восстановить её здоровье с помощью его рентгеновского аппарата. Втайне, он знал, что она умирает. Когда она, наконец, умерла 25 октября 1931 года, её похоронили, но Ван Козел убедил семью переместить её в мавзолей. Они не знали того, что у него был единственный ключ, и он посещал её каждую ночь. Через несколько лет он тайно перевёз её в свой дом, где он одевал её в свадебную одежду, а иногда и танцевал с ней (и, вероятно, занимался другими вещами). Он покрыл её разлагавшуюся плоть воском и гипсом и облил её духами. Впоследствии он был пойман и осужден за свои отвратительные деяния, но к этому времени прошёл срок исковой давности.

Он, возможно, страдал некрофилией, сексуальным влечением к трупу.

2. Человек с двумя пенисами влюбился в девушку с двумя влагалищами


Его брюки сидят на нём как влитые...

Бланш Дюма (Blanche Dumas) родилась в 1800 году с тремя ногами, четырьмя грудями, и двумя влагалищами. Можно было бы подумать, что это было помехой для её личной жизни, но нет. На самом деле, всё было как раз наоборот, так как она была известна как Трехногая Куртизанка. Однажды она услышала о Хуане Баптиста до Сантос (Juan Baptista do Santos), у которого также было три ноги, но, что более важно, два пениса. Думая обо всех возможностях, она настояла на встрече с ним, а остальное... ну, мы просто оставим это на ваше воображение.

Они страдали от трёхногости (tripedalism), родившись с тремя ногами и дифаллии удвоении полового члена, которая бывает у 1 человека из 5,5 миллиона людей. Она могла страдать от удвоения матки (uterous didelphys), что встречается чаще (у 1 из 3000 женщин), а также от нимфомании, ненасытного сексуального возбуждения.

3. Женщина выходит замуж за мужчину, который её ослепил


Ну, говорится же, что любовь слепа…

В 1959 году у жителя Нью-Йорка Берта Пугача (Bert Pugach) был роман с Линдой Рисс (Linda Riss). Когда она узнала о его жене и ребёнке, она порвала с ним. Разъяренный и подавленный, он нанял трёх мужчин для нападения на неё, и они бросили щелочь ей в лицо, ослепив и обезобразив её. Последовавший судебный процесс был сенсационным. Хотя он утверждал, что он действовал из любви, суд присяжных приговорил его к 15 годам заключения. Тем не менее, они переписывались, в то время как он был в тюрьме. Либо тронутая его преданностью, либо желая наказать его, или же потому, что у неё не было к кому обратиться, Линда вышла за Берта замуж в 1974 году, она умерла в 2013 году. Они написали книгу и снялись в документальном фильме, метко названном Сумасшедшая любовь (Crazy Love).

Она, возможно, страдала от стокгольмского синдрома, при котором люди влюбляются в издевавшихся над ними насильников.

4. Мужчина, который занимался сексом с 1 000 автомобилей


Только посмотрите на этого «любвеобильного» жучка.

Заниматься сексом на заднем сиденье автомобиля, это одно, но этот парень на самом деле занимается сексом с задним сидением автомобиля! Эдвард Смит (Edward Smith), которому 57 лет, говорит, что он занимался сексом с тысячей машин, но уже остепенился и состоит в моногамных отношениях с белым Фольксваген Битл по имени Ванила (Vanilla).

Возможно, он страдает от объектофилии (Objectum Sexualis) при которой люди влюбляются в неодушевленные предметы.

5. Геймер женится на персонаже из видеоигры

А вот и счастливая пара.

Как мог бы сказать Пи Ви Герман (Pee Wee Herman): «Ты любишь эту видеоигру так сильно, почему ты на ней не женишься?». Ну, один игрок принял этот совет близко к сердцу. 27-летний мужчина под ником Sal 9000 транслировал то, что было описано как «полусерьезная» свадьба с Нене Анегасаки (Nene Anegasaki), двумерным мультипликационным персонажем, который существует в игре Любовь Плюс (Love Plus) на приставке Nintendo DS. Он обменялся с ней любовными клятвами, там также был ди-джей, и церемония закончилась поцелуем. Смотрите ниже!

Возможно, он страдает от скедиафилии (Schediaphilia) сексуального возбуждения от мультипликационного персонажа.

6. Женщина выходит замуж за мужчину, осуждённого за убийство её сестры-близнеца


Смертельный треугольник: Джоанна (слева), Виктор, и Эдит

Виктор Чинголани (Victor Cingolani) и Эдит Касас (Edith Casas) любят друг друга и поженились, так почему же семья невесты так расстроена? Потому что в 2010 году Виктор был признан виновным в убийстве сестры-близнеца Эдит по имени Джоанна, которая была бывшей моделью. В настоящее время Виктор отбывает 13 лет за то, что он был добровольным участником расправы над Джоанной, которой выстрелили два раза в голову за несколько дней до её 20-летия. Счастливые влюблённые, которые были вместе ещё до убийства, клянутся, что он невиновен, и в настоящее время они подают на апелляцию дела. «Виктор не жестокий человек, и я не сумасшедшая... Мы любим друг друга», - сказала невеста. Ей пришлось пройти через психологические тестирования до краткой церемонии перед судьей. Виктор быстро вернулся в свою камеру. Семья Джоанны отреклась от неё. «Эдит виновна в ужасном предательстве», - сказала её мать.

Джоанна может страдать от гибристофилии (Hybristophilia), состоянии сексуального возбуждения от людей, которые совершали тяжкие преступления (это состояние также известно как синдром Бонни и Клайда) (Bonnie and Clyde Syndrome).

7. Братья-близнецы женились на сестрах-близнецах и у них родились близнецы


У вас двоится в глазах?

Братья близнецы Крейг и Марк Сандерс (Craig and Mark Sanders) встретили сестёр-близнецов Диану и Дарлин Неттермейер (Diane and Darlene Nettermeyer) на Фестивале Близнецов (Twins Festival) в городе Твинсберг (Twinsberg), штат Огайо. Крейг и Диана полюбили друг друга, и Марк с Дарлин также оказались влюблёнными друг в друга. В конце концов, они поженились в ходе одной и той же церемонии, переехали в соседние дома, и у Дианы с Крейгом родились мальчики-близнецы!

Монозиготные (идентичные) близнецы рождаются в соотношении 33.3 к 1000 рождений близнецов в США. Каковы шансы того, что у близнецов, женившихся на близнецах, родятся близнецы? Проконсультируйтесь с вашим букмекером.

8. Навязчивая женщина спланировала свадьбу со своей жертвой


Эта ситуация придаёт новый смысл фразе «свадьба-сюрприз»

Одним из очень важных аспектов свадьбы является то, что она должна произойти по обоюдному согласию. Однако это не останавливало 64-летнюю Мадлен Десмет (Madeline Desmet), от планирования свадьбы с мужчиной, которого она едва знала. Десмет встретила мужчину (имя которого не разглашается) в церкви в 2010 году и сразу же безумно влюбилась. Тем не менее, чувство не было взаимным, несмотря на то, что она послала ему 50 писем, провозглашающих её «вечную» любовь. Все стало действительно странно/страшно, когда женщина зашла настолько далеко, что спланировала свадьбу на декабрь, установив дату в муниципальном суде и даже выбрав кольца по этому случаю. Мужчина узнал, в чём дело только, когда ювелир позвонил ему насчёт оплаты кольца.

Она может страдать от влюблённости (Limerance), переполняющей чувства, романтической одержимости незнакомым человеком, а также от синдрома рокового влечения (Fatal Attraction syndrome).

9. Женщина вышла замуж за дельфина


Встречайте Шэрон Тендлер (Sharon Tendler) и её мужа Синди. Нет, это не однополый брак, Синди мальчик... дельфин! Это был первый межвидовой «брак» между человеком и дельфином. Мисс Тендлер, эксцентричная миллионерша встретила Синди на израильском курорте в начале 1990-х годов и ухаживала за ним более десятка лет. Наконец, Синди и Шарон поженились 28 декабря 2005 года. К сожалению, Синди умер в июне следующего года.

Она может страдать от зоофилии, сексуального влечения к животным, а также от скотоложества.

Знаете ли вы что, последние исследования показывают, что, состояние влюблённости очень похоже на состояние сумасшествия?

И сегодня люди рождаются на свет с аномалиями и болеют самыми страшными болезнями, а также видоизменяют свое тело до неузнаваемости. Однако сегодняшние уродства и мутации – просто детская игра по сравнению с тем, что было раньше, если судить по фотографиям! Встречайте – в этом посте вас ждет настоящая Кунсткамера.

Близнецы, которые доказывают, что люди не могут быть “слишком близки”
Чанг и Энг Банкеры были сиамскими близнецами, родившимися в 1811 году. Они гастролировали с цирком Барнума и завоевали всемирную известность, занимались возделыванием огородов, женились на двух женщинах-сестрах, и у них был 21 ребенок. Да-да, это не шутка. 21.

Он слишком рано родился
Этот мужчина страдал болезнью фон Реклингхаузена, или нейрофиброматозом – расстройством, при котором на ваших нервах появляются множество опухолей. Что самое ужасное в этой болезни? То, что, если родитель заболел, его ребенок унаследует этот недуг с вероятностью 50%.



Посмотрите вверх. Нет, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО вверх.

Знакомьтесь – Джон Аасен, один из самых высоких людей в мире. Он ездил с гастролями по всему миру и даже играл в кино! Ростом он был около 215 см.



Это были самые долгие шесть лет…

Мадам Диманш – француженка, у которой на лбу рос рог в течение целых 6 лет. В конце концов рог был удален французским хирургом.

Похоже, у него очень болит голова…
Это изображение из французского журнала 1821 года.



Думаете, у вас спина болит?

Сейчас есть разные способы зафиксировать позвоночник, который начал искривляться. Раньше таких способов не было, и позвоночник мог изгибаться почти до состояния знака вопроса.



К сожалению, это расстройство существует и сегодня

Эктродактилия – это врожденный дефект, в результате которого происходит недоразвитие одного или нескольких пальцев, и руки или ноги развиваются в форме клешни. Людей с такими “клешнями” называли “лобстерами”…



Поезда очень опасны!

Особенно опасными они были в прошлом до появления ряда правил. Это Джей Макнайт, которому пришлось пережить все эти ампутации в результате роковой “встречи” с поездом.

Так много ног – и такое большое сердце!
Джордж Липперт, человек с тремя ногами и двумя сердцами, был американским актером в 1800-х гг.

А этот мужчина страдал от слоновой болезни. По-настоящему страдал.
Слоновая болезнь – это редкая болезнь, при которой увеличиваются отдельные части тела. Например, этот мужчина умолял об ампутации ног. Особенно эта болезнь распространена в тропических регионах Азии и Африки.

Знакомьтесь – Бланш Дюма
Французская куртизанка родилась с тремя ногами, четырьмя грудями и двумя влагалищами. По слухам, она встречалась с мужчиной с тремя ногами и двумя пенисами!

Печальная реальность циклопии
Многие думают, что циклопы – греческий миф, но на самом деле циклопия существует и в реальности – у детей, у которых два глаза срастаются в один. К сожалению, в большинстве случаев это состояние летально.

Люди действительно делали ЭТО сами с собой
Именно до такой длины отращивали ногти в Древнем Китае, чтобы продемонстрировать свой высокий статус и благосостояние.



И, наконец: теперь вы убедитесь в пользе безопасного секса раз и навсегда

Он умер от сифилиса. Это правда сифилис. Ужасно, не так ли? Берегите себя.

Слово «куртизанка», произошедшее от французского слова courtisane и итальянского cortigiana, изначально переводилось как «придворная», а впоследствии стало означать женщину, которая, вращаясь в высшем свете, находилась на содержании богатых и влиятельных любовников. Однако не все было так прозаично — прекрасные французские «дамы полусвета», продолжившие зародившиеся в античной Греции традиции образованных независимых гетер, а затем великолепных венецианских и римских куртизанок, порой затмевали своим блеском любую «приличную» даму, а их влияние на лучшие умы королевства было просто безгранично…

1. Марион Делорм

Эта неординарная женщина была первой, кого впоследствии называли кокотками. Марион была настоящей «героиней романов» — красивой, умной, притягательной. Кроме того, со смертью этой французской куртизанки связана одна из самых загадочных историй Франции.

Рождённой в 1611 году в семье скромного судебного пристава провинциальной красавице повезло — ее крестной стала парижская аристократка, которая и забрала девушку в столицу. Очень скоро Марион обрела в салоне крестной такую популярность, что стала менять любовников, как перчатки — среди них были и легендарный кардинал Ришелье, и лорд Бэкингем (который и поплатился жизнью за то, что «увёл» куртизанку у не прощавшего обид кардинала). Вскоре Марион открыла собственный салон, который посещали не только вельможи, но и философы, литераторы — например, поэт Мильтон, «отец философии» Декарт, и юный Мольер.

После смерти Ришелье и короля Людовика XIII (тоже бывшего любовника куртизанки) Марион ввязалась в политику на стороне Фронды, после разгрома которой куртизанке грозил арест и Бастилия. Но в 1650 году Марион внезапно умерла — говорили, что при очередной беременности она прибегла к «слишком сильному средству». Как оказалось позже, куртизанка лишь инсценировала свою смерть и, налюбовавшись на свои «похороны», бежала в Англию. Она ещё три раза выходила замуж за вельмож, овдовев последний раз во Франции в 99 лет. Черты этой легендарной французской куртизанки вошли в образ Миледи в романе Дюма «Три мушкетера», также ее историю увековечил знаменитый Виктор Гюго в потрясающем романе «Марион Делорм».

Лучшие книги о куртизанках, гетерах — .

2. Нинон де Ланкло

Ее называли «царицей куртизанок», хотя она никогда не делала из этого профессии, как Марион Делорм — а лишь следовала «капризам тела». Нинон родилась в 1615 году в Париже в семье богатого аристократа и потеряла родителей, когда ей было шестнадцать. Куртизанка купила дом в центре Парижа и, великолепно образованная, превратила его в собиравший ее почитателей салон, где великолепную Нинон навещали Ларошфуко, Лафонтен, аббат Скаррон, Шарль Перро, Филипп II Орлеанский, и многие другие знаменитости той эпохи. А уж перечислять любовников куртизанки нет смысла — это были самые блестящие люди Франции.

Однако, возлюбленный у Нинон был всегда один — меняя одного на другого, она имела обыкновение сообщать ему об этом прямо. При этом куртизанка отказывалась принадлежать кому-то только за деньги — например, она отвергла провести ночь с кардиналом Ришелье за пятьдесят тысяч франков, сообщив ему, что «отдаётся, но не продаётся». Подобный «развратный» образ жизни и вольнодумство в вопросах религии привели к тому, что регентша Анна Австрийская решила заключить Нинон в монастырь, однако та была вызволена оттуда верными друзьями. В качестве реванша куртизанка начала писать произведения, в которых защищала свою позицию: достойная жизнь без какой-либо религии. Среди них особенно выделяется «Месть кокетки» (La coquette vengée, 1659).

Де Ланкло была противницей брака, считая, что «брак и любовь — это дым и пламя». Она родила троих детей от разных возлюбленных, при этом последняя девочка появилась на свет, когда Нинон было 55 лет! При этом куртизанка загадочным образом сохраняла молодость и красоту так, что молодые люди продолжали влюбляться в неё, когда ей было уже 70, и продолжала отдаваться любовникам даже в 80! Умерла куртизанка в девяностолетнем возрасте довольно богатой дамой.

3. Мадам де Рамбуйе

Классическим французским салоном принято считать салон маркизы де Рамбуйе (1588-1665). После рождения старшей дочери маркиза, которую часто называли просто мадам де Рамбуйе, почувствовала желание не появляться при полном интриг королевском дворце, и начала собирать вокруг себя в резиденции неподалёку от Лувра ставший впоследствии знаменитым кружок.

Салон мадам де Рамбуйе отличался от открытых в то время домов для приема тем, что пространство в нем состояло из нескольких отдельных комнат, где гости могли бы уединяться и передвигаться не в пример большим приемным залам. На пике славы, обязанный красоте своей хозяйки, салон французской куртизанки стал социальным и литературным светом для элиты Франции. Маркиза не имела сословных предубеждений и принимала у себя и принцев крови, и простых литераторов. Превосходное качество писем и мемуаров той эпохи во многом объясняется отношением к искусству разговора в салоне мадам де Рамбуйе — в нем был создан четкий стандарт для выражения чувств. Подражание нравам салона в буржуазном обществе высмеял Мольер в комедиях «Учёные женщины» и «Смешные жеманницы». Салон оставался действующим до смерти своей знаменитой хозяйки.

4. Маркиза де Помпадур

Жанна-Антуанетта Пуассон, больше известная как маркиза де Помпадур — французская куртизанка, сумевшая почти на двадцать лет сохранить за собой статус официальной фаворитки короля Франции и неофициального правителя страны.

Жанна-Антуанетта Пуассон родилась в семье небогатого аристократа, разорившегося и бежавшего из страны. Приемный отец девочки дал ей блестящее образование: к восемнадцати годам красавица разбиралась в музыке, пела, рисовала, играла на сцене и декламировала. Хоть Жанну и выдали в юном возрасте замуж по расчёту, но имя и деньги мужа открыли красавице двери высшего света. Красота и живой ум аристократки сделали ее известной в столичном обществе, и встречи с ней искал сам Вольтер. Один из поклонников куртизанки, богатый банкир, пытаясь добиться ее благосклонности, представил Жанну королю Людовику XV. Монарх хоть и заинтересовался красавицей, но не верил в женские чувства, тогда девушка пустила в ход все свои актерские способности, разыграв сцену побега от ревнивого мужа с тем, чтобы только увидеть солнценосного короля, чем покорила его, получив заветное место официальной фаворитки и титул маркизы де Помпадур.

С тех пор наступила эпоха правления энергичной куртизанки, которая, к тому же, покровительствовала науке искусству и литературе, особенно будучи благосклонной к представителям стиля рококо. Под руководством брата маркизы были созданы изысканнейшие ансамбли площади Людовика XV и военной школы на Марсовом поле, Малый Трианон, перестроен почти весь Компьенский дворец. Куртизанка знала толк в литературе, в ее ближний круг входили писатели Дюкло и Мармонтель. Жанна задала моду всей Европе на высокую прическу с валиком, которую назвали ее именем. Будучи любовницей, другом и советчицей Людовика XV, маркиза умело удовлетворяла прихоти похотливого монарха даже в преклонном возрасте, поставляя ему молоденьких любовниц. Эта знаменитая куртизанка сохраняла влияние на короля и во внешней политике, выдвинув в командующие в Семилетней войне своего друга кардинала Ришелье. Умерла Жанна-Антуанетта в возрасте 42 лет сразу после войны, но одно упоминание ее имени до сих пор будоражит умы.

5. Бланш д’Антиньи

Эта французская куртизанка, натурщица, певица и актриса времён Второй империи стала прототипом всемирно известного романа Эмиля Золя «Нана». В этом произведении она символизировала «блестящую внешность и порочную изнанку Второй империи» — по словам писателя, «безмозглая и бесчувственная Нана подобна навозной мухе, которая разлагает окружение одним своим прикосновением».

Родившись в 1840 году в семье бедного ризничего, авантюрная Бланш в четырнадцатилетнем возрасте убежала из дома с любовником в Бухарест. Затем бросила его, кочевала с цыганами, выступала в цирке, танцевальных залах, работала моделью — в том числе позировала и для знаменитого Поля Бодри, изображая на картине кающуюся Магдалину. Красавицу занесло и в Россию, где она сменила несколько высокопоставленных любовников, и была выслана лично по распоряжению императрицы за «вызывающее поведение». Прибыв в Париж, куртизанка блестяще выступала в операх-буфф — например, в «Маленьком Фаусте» (1869) и пародиях на «Фауста» Гёте и Гуно, а также исполняла ведущие роли в опереттах. После скандала с одним из богатых любовников, Бланш предпочла покинуть столицу и отправилась в Египет, где была в связи с вице-султаном. Заболев брюшным тифом, куртизанка вернулась в Париж, где вскоре и умерла в нищете и полном забвении.

6. Мадам Рекамье

Имя Жюли Рекамье во Франции стало синонимом хорошего вкуса и образованности. Ее знаменитый литературно-политический салон стал в конце 18 века стал интеллектуальным центром Парижа. Мадам Рекамье была «звездой» европейского масштаба, о которой говорили в России, Англии, Италии и Германии.

Будущая красавица родилась в 1777 году. В шестнадцать лет ее выдали замуж за престарелого банкира, который подарил девушке особняк в Париже. Именно это место, где образованная и обаятельная Жюли стала принимать гостей и стало впоследствии знаменитым салоном. В числе ее завсегдатаев был горячо любивший красавицу знаменитый писатель Рене де Шатобриан. Среди поклонников удивительной красоты Жюли были и принц Август Прусский (заказавший свой портрет на фоне портрета куртизанки), и маршал Жан-Батист Бернадот, Бенжамен Констан, брат Наполеона Люсьен Бонапарт.

Из-за того, что мадам Рекамье не скрывала своего недовольства государственной политикой, императорская полиция несколько раз закрывала ее салон и даже выслала оппозиционерку из Парижа. Вернувшись в столицу после Реставрации, куртизанка переехала в монастырь, где продолжала устраивать приемы. Ее близкий друг Рене де Шатобриан оставался с возлюбленной до самой ее смерти в 1849 году. Интересно, что именем этой французской куртизанки Рекамье названа кушетка с S-образной линией изголовья, имевшей разные углы наклона — та самая, на которой возлежит Жюли на знаменитой картине Франсуа Жерара (1802).

7. Мари Дюплесси

Прекрасная «Дама с камелиями», увековеченная Александром Дюма в его знаменитом на весь мир одноименном романе, по которому была поставлена не менее знаменитая опера Верди «Травиата», была экранизирована в разных уголках мира 16 раз, в том числе и с участием легендарной Греты Гарбо! А все произошло из-за несчастной любви писателя Дюма к известной французской куртизанке Мари Дюплесси.

Альфонсина Плесси, родившаяся в 1824 году в провинциальной семье фермера, переехав в Париж, какое-то время работала модисткой. Но вскоре жизнь шестнадцатилетней красавицы изменилась — она стала куртизанкой. Сначала ее взял на содержание владелец ресторана, а затем — открывший дорогу в высший свет герцог де Гиш. Красавица днём развлекалась прогулками в экипаже, вечером выходила в театр или оперу, а затем устраивала в своём салоне романтические встречи с мужчинами. Популярность этой «очень привлекательной молодой женщины с очаровательной улыбкой», как описывали ее современники, была так велика, что вскоре куртизанка приобрела довольно большое состояние, с удовольствием тратя его на драгоценности и развлечения. Несмотря на то, что в детстве Мари не получила образования, она живо интересовалась литературой и поэзией, училась музыке, приобрела изящные манеры и слыла самой изящной женщиной Парижа.

Ее роман с Александром Дюма-сыном продолжался чуть меньше года и закончился по инициативе писателя, который признавал, что он «недостаточно богат, чтобы любить куртизанку, как ему хотелось бы, и хотел бы поскорее забыть то счастье, которое ему недоступно». Вскоре Мари вышла замуж за английского аристократа, но уже через год, в возрасте 23 лет, скончалась от туберкулеза. Дюма в то время был в отъезде и, как только узнал о смерти возлюбленной, немедленно вернулся в Париж, только успев за те небольшие деньги, что у него были, купить на аукционе распродаваемого имущества куртизанки ее цепочку. Так мир узнал о французской куртизанке, которая из-за своей болезни легких любила камелии, которые совсем не пахнут…

Лучшие фильмы о куртизанках: западная классика — .

8. Аполлония Сабатье

Аполлония Сабатье — одна из вдохновительниц великолепного Бодлера в сборнике стихов «Цветы зла», муза самых знаменитых художников и выдающихся скульпторов Франции 1840-60х годов, хозяйка легендарного литературного салона, который посещали Виктор Гюго, Дюма, Флобер…

А была эта легендарная французская куртизанка, родившаяся в 1822 году, внебрачной дочерью прачки. Но девушка, имея необыкновенные таланты и тягу к искусству, сумела пробиться в высший свет, где долгое время была любовницей бельгийского богача Альфреда Моссельмана — они даже изображены вместе на картине Курбе «Мастерская художника». После смерти покровителя Аполлония вышла замуж за известного коллекционера сэра Ричарда Уоллеса, подарившего многим городам мира десятки уличных фонтанчиков с питьевой водой. Многие из известных писателей того времени оставили мемуары об этой великолепной куртизанке.

9. Лиана де Пужи

Эта дочь военного стала одной из парижских звёзд Прекрасной эпохи Франции — блистательная танцовщица и писательница, Лиана де Пужи вдохновляла художников и поэтов (Жана Лоррена, Макса Жакоба), композиторов (Рейнальдо Ана) и фотографов (Надара). Именно Лиана стала прообразом куртизанки Одетты в бессмертном романе Марселя Пруста «В сторону Свана», который впоследствии великолепно воплотила на экране Орнелла Мути. К поклонником таланта куртизанки принадлежал и член Королевской академии французского языка и литературы Бельгии, итальянский писатель, драматург и политический деятель Габриеле д’Аннуцио. Лиана де Пуажи в своё время была так же знаменита, как и легендарная испанская куртизанка Каролина Отеро, сводившая с ума монархов и ценителей искусства.

А начиналась карьера этой французской куртизанки не так уж блистательно — муж шестнадцатилетней Лианы избивал ее. Несмотря на то, что девушка уже родила сына, она сбежала от тирана в Париж, где при помощи популярного драматурга Анри Мельяка устроилась в знаменитое кабаре Фоли-Бержер, где и начала свою великолепную карьеру танцовщицы, блистая на лучших сценах Европы и сводя с ума величайших мужчин той эпохи. К слову, куртизанка отличалась бисексуальностью, и среди её романов известны близость с художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбёф и недолгая связь с Натали Барни, описанная Пужи в ее романе «Сапфическая идиллия» (1901). В конце своей карьеры куртизанка вышла замуж за румынского князя Георгия Гика, но после шестнадцати лет брака он поменял ее на более молодую любовницу, хотя и не хотел разводиться. Лиана подружилась с наставницей монастыря под Греноблем и жертвовала на обитель. После смерти мужа она вступила в доминиканский орден и ухаживала за детьми в сиротском приюте. Умерла эта легендарная французская куртизанка в 1950 году в ночь Рождества — как и мечтала…

10. Клео де Мерод

Клеопатра Диана де Мерод, французская танцовщица необычайной красоты стала любимой моделью скульпторов, художников, фотографов начала двадцатого века. Эта куртизанка блистала на сценах Гамбурга, Берлина, Петербурга, Нью-Йорка, а среди ее многочисленных поклонников был бельгийский король Леопольд II, за что посвящённые в эту его страстную историю с Клео парижане называли его Клеопольдом.

Клеопатра и сама была голубых кровей — она родилась в 1853 году в семье австрийского художника из старого и знатного голландского рода ван Мерод, связанного со многими аристократическими семействами Европы. На сцене талантливая красавица стала выступать с одиннадцати лет, и, имея за плечами балетную школу при Национальной опере в Париже, стала знаменита в 1900 году, продемонстрировав изумленной публике Парижской Всемирной выставки экзотические «камбоджийские танцы». На своих полотнах прекрасную куртизанку изображали знаменитые Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, а самые известные фотографы боролись за право запечатлеть эту совершенную модель на своих снимках. К слову, открытки с изображением прелестной Клео пользовались в то время невероятной популярностью.

Большой скандал в обществе вызвала продемонстрированная в Парижском салоне статуя французского скульптора Александра Фальгьера «Танцовщица», для которой позировала Клео: хоть куртизанка и настаивала, что портретной в этой скульптуре была лишь ее голова, но обнаженное тело из белого мрамора в статуе так походило на совершенные изгибы танцовщицы, что сомнений в том, кто позировал обнаженным, ни у кого не возникало. Необыкновенную красоту этой роскошной французской куртизанки признал и знаменитый в своё время журнал «Иллюстрасьон», избрав ее царицей красоты из ста тридцати красавиц конца девятнадцатого века…

Мари Дюплесси (фото см. ниже) - знаменитая французская куртизанка, которой посвящено немало стихов и произведений. Наиболее известное из них - «Дама с камелиями». Первая парижская красавица, муза и возлюбленная Ференца Листа, а также Александра Дюма-сына, она и по сей день поражает биографов как внешним, так и внутренним несоответствием этим скандальным титулам. В Мари не было и частицы всепобеждающей красоты от матёрой жрицы любви. Юная, трогательная, почти бесплотная нимфа скорее походила на чувствительную гризетку, желавшую не поклонения и страсти, а участия, поддержки и душевного тепла. К сожалению, ничего из этого она не получила при жизни.

Надо отметить, что Мари Дюплесси и Фанни Лир являлись наиболее обсуждаемыми девушками той эпохи. И это вовсе неудивительно, ведь первая трудилась куртизанкой, а вторая была американской танцовщицей и любовницей князя Николая Романова. Биография Фанни заслуживает отдельной статьи, а ниже мы подробно расскажем историю жизни Мари Дюплесси. Итак, приступим.

Детство

Мари Дюплесси появилась на свет в семье фермера в 1824 году. Но при рождении её звали не так. Настоящее имя девочки - Альфонсина Плесси. С детства судьба не баловала её своими милостями. Уделом будущей куртизанки было нищенское существование, постоянный голод, пустой дом, пьяный отец и вечно плачущая маленькая сестра. Мать Альфонсина практически не помнила, так как та сбежала из дома, когда девочке не исполнилось и пяти лет. Но две вещи навсегда врезались в память будущей куртизанки. Она помнила имя матери (Мари) и что та обещала за ней вернуться. Первые годы Альфонсина ждала её каждый день. Но потом в деревню пришло известие - Мари Плесси, работавшая горничной в богатом доме, скончалась от чахотки.

Первая любовь

Теперь у девочки был только один шанс избежать нищенствования - замужество с приличным человеком, пусть и небогатым. Таким тринадцатилетней Альфонсине показался парень с соседней фермы. Впервые в жизни девочка влюбилась и полностью доверилась своему избраннику, надеясь на скорую свадьбу. Но молодой человек не спешил жениться. Натешившись досыта, он не только бросил Альфонсину, но и выставил её доступной девицей перед всей деревней. Это перечеркнуло мечту будущей куртизанки о замужестве. Ведь никто в округе не пошёл бы свататься к «гулящей».

Занятия проституцией

Марэн Плесси (отец Альфонсины) втайне радовался «падению» дочери. Конечно, она присматривала за сестрой и вела хозяйство, но была очень хрупкой - никто не нанял бы такую батрачку на работу. Семье же требовались деньги: отцу - на выпивку, а сёстрам - на хлеб. Теперь никому не нужная и «падшая» Альфонсина могла трудиться только проституткой. По мнению Марэна, именно для этого занятия Бог и создал женщин.

Узнав, какую «карьеру» готовит ей отец, Альфонсина сильно возмутилась. Но Марэн не стал разводить дебаты. Он моментально продал дочь местному трактирщику, чтобы погасить кредит за вино. Потом девушке пришлось «отработать» ещё несколько долгов отца. Понимая, что её ожидает в будущем, Альфонсина сбежала в столицу Франции. Там она надеялась найти благопристойную работу.

Париж

Но столица не встретила девушку с распростёртыми объятиями. Её не брали ни в продавщицы, ни в прислуги - ведь Альфонсине было всего четырнадцать лет. К тому же она выглядела слишком хрупкой и не способной на любой физический труд. Альфонсина ночевала где придётся, голодала и в итоге вернулась к ремеслу куртизанки.

Правда, первые доходы не помогли ей выбраться из нищеты. Ведь клиентами ночной феи были бедные студенты, платившие девушке сущие гроши. Для поиска богатых поклонников требовался приличный «фасад» - ухоженный вид и хорошее платье. Но Альфонсине едва хватало средств на еду. Помимо этого, в ней ещё теплилась надежда, что кто-то из юношей сможет увидеть в ней не только тело, но и человека. Но каждый раз ожидания Альфонсины не оправдывались. Куртизанка убедилась, что мужчины жаждут от неё только удовольствия.

Крупная рыба

Но с усвоением этой горькой истины судьба дала девушке шанс выбраться из нищеты. Как-то Альфонсина гуляла с подругой по Парижу. Увидев ресторан, куртизанки решили в него зайти в надежде подцепить «крупную рыбу». Обычно шансов было мало: рестораторы сразу выставляли ночных фей. Исключение они делали лишь для тех, кто платил им часть выручки. Но сейчас хозяин принял куртизанок весьма любезно. Он угостил девушек выпивкой и в конце беседы попросил Альфонсину прийти к нему завтра - одной. Уже провожая, ресторатор поинтересовался именем девушки. «Мари Дюплесси» - представилась Альфонсина. Она понимала, что мелодичное и благородное имя придаст ей загадочности и шарма. Внезапно куртизанка осознала - с завтрашнего дня для неё начнётся безбедная жизнь.

Новый ухажёр

Мари Дюплесси не ошиблась. Ресторатор одел девушку, снял ей жильё и окутал такой заботой, которая и не снилась его законной жене. Но куртизанка быстро смекнула, что может получить от жизни намного больше. Однажды, одевшись по последней моде, Мари отправилась в оперу. Оттуда девушка уехала в карете первого бабника 1840-х годов графа де Гиша.

Новый ухажёр не только осыпал Дюплесси деньгами, он ещё и сделал из неё самую шикарную даму столицы. Теперь Мари одевалась только у дорогих портных. Также девушка не отказывала себе в драгоценностях, духах, изысканной еде и цветах. К последним куртизанка была очень неравнодушна. В шикарном доме Дюплесси цветов было настолько много, что у пришедших гостей складывалось впечатление, будто они попали в оранжерею. Также Мари с удовольствием хвасталась редкими растениями из Америки и Индии. В её доме отсутствовали только розы - от их запаха у девушки кружилась голова. Зато совсем не пахнущие и скромные камелии имелись в достатке. Свои пристрастия куртизанка комментировала весьма специфично: «Я обожаю засахаренный виноград, так как он безвкусный, и камелии за отсутствие запаха. Также люблю богатых людей за то, что у них нет сердца».

Появление покровителей

Вскоре де Гишу стало не хватать средств на содержание такой роскошной женщины. Поэтому он был вынужден ретироваться. С тех пор покровители в жизни Мари стали меняться один за другим. Отчасти этому способствовала нанятая ей сводня, собиравшая информацию о перспективных клиентах и договаривающаяся с ними о содержании Дюплесси. В Париже у неё был самый «высокий ценник». Но поклонников это только подстёгивало. Философы, музыканты, поэты и художники часто захаживали в салон Мари Дюплесси. Портрет девушки как раз и был написан одним из её гостей - талантливым живописцем по имени Эдуард Вьено. Он очень достоверно смог передать на холсте поразительную Викторианскую красоту девушки. Её глянцевые чёрные волосы, кожа цвета слоновой кости, овальное лицо и блестящие глаза восхищают даже современного искушённого зрителя.

Стоит отметить, что далеко не все гости куртизанки имели статус любовников. Некоторые приходили просто поговорить: душевная, остроумная и чувствительная Мари считалась отличной собеседницей и поклонницей всего прекрасного. Одновременно с этим ей была присуща кокетливость и романтическая печальность.

Мари Дюплесси и Дюма-младший

Но куртизанка не гналась за «светским трёпом» и страстями. Девушке хотелось преданности, понимания и влюблённости. Она надеялась, что хоть кто-нибудь из ухажёров увидит в ней человека, а не дорогую безделушку. Как только куртизанка чувствовала хотя бы намёк на нежность и сочувствие, в её душе появлялась надежда, которая в большинстве случаев так и не вырастала во что-то большее. Поэтому роман Мари с и закончился расставанием. Девушка сильно ошиблась, принимая его жалость моралиста за настоящую любовь.

Дюма-сын, или Аде (А. Д.), как его называла Дюплесси, был ровесником куртизанки и ещё не совсем испорченным высшим светом. К тому же писателя воспитывала только мама, поэтому он лучше остальных знал о безжалостности общественного мнения к согрешившим женщинам. Он искренне восхищался Мари, был полон сочувствия и понимал, что девушка выше собственной судьбы. То есть продавая тело за деньги, она очень страдает. И Дюплесси поверила в любовь Аде, надеясь на скорые изменения в своей жизни.

Конец романа

Но, увы, и в этот раз куртизанка тешила себя иллюзиями. Конечно, Дюма-младший был ею искренне увлечён. Тем не менее, молодой человек не собирался заботиться о Мари и становиться её «избавителем». У Аде не было ни средств, ни желания связывать навечно свою судьбу с какой-то куртизанкой. Вместо этого Дюма ревновал девушку к состоятельным поклонникам, взывал к её нравственности, а потом вообще покинул Париж, уехав в Испанию.

После этого Мари Дюплесси, фото которой можно наблюдать сейчас на обложке книги «Дама с камелиями», ещё глубже погрузилась в пучину удовольствий. На самом деле она уже вполне могла «завязать» с профессией и остаться только с одним поклонником, осыпавшим её деньгами, - Штакельбергом. Тем более что последнему требовались лишь нежность и внимание - граф перешагнул восьмой десяток. Но куртизанка уже не видела смысла менять привычный образ жизни. Так девушка могла более насыщено провести отмеренные ей несколько месяцев, ведь у неё обнаружили неизлечимую в то время чахотку.

Последние увлечения

Перед смертью у Мари Дюплесси, обсуждение образа жизни которой было тогда главной темой во многих французских салонах, случилось два романа - с Эдуардом де Перрего и Ференцом Листом. Некоторые люди, путающие куртизанку с упомянутой в начале статьи Фанни Лир, ошибочно приписывают ей ещё одну интрижку - с сыном императора Николаем Константиновичем. На самом деле Мари Дюплесси и князь Романов никогда не встречались.

Два последних увлечения куртизанки закончились неудачно. С Эдуардом де Перрего дело дошло до брака. Но вскоре Мари узнала о его незаконности на территории Франции. Дюплесси сочла это насмешкой и рассталась с графом. А покинул куртизанку сразу после завершения своих гастролей в столице.

Смерть

Мари Дюплесси, биография которой была представлена выше, скончалась в Париже в 1847 году. Последние месяцы девушка жила в бедности. Также её преследовали кредиторы. А многочисленные любовники покинули некогда самую яркую куртизанку столицы. Да и кому нужна чахоточная и умирающая девушка? Но такой человек нашёлся. Это был её «муж» Эдуард де Перрего. Он молил Мари о прощении и встрече. Но Дюплесси так и не ответила согласием. Самая желанная куртизанка Парижа умерла на руках у служанки. На похороны девушки пришли только два человека: Эдуард де Перрего, купивший место на кладбище, и рассчитавшийся с кредиторами граф Штакельберг.

Новость о смерти бывшей возлюбленной застала Дюма-младшего в Испании. Приехав в Париж, он сразу отправился на могилу Мари Дюплесси. «Дама с камелиями» - это именно тот роман, который написал «по свежим следам» потрясённый молодой человек. Произведение получилось лиричным и выражающим сочувствие к падшим женщинам. Был там и благородный герой, не имевший ничего общего с Дюма-сыном. Также присутствовала великая любовь - жертвенная, романтическая, вроде той, о которой всегда мечтала Дюплесси. Но, к сожалению, она так её и не дождалась. Трагичная жизнь «дамы с камелиями» стала обычной любовной историей с сантиментами и слезами. Хотя… Альфонсине, взявшей себе имя Мари Дюплесси, роман наверняка бы понравился.