Основные признаки и определение терроризма. Это насильственные действия (преследование, разрушение, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, - презентация

Терроризм – термин происходит от латинского слова terror, означающего страх, ужас. Им обозначаются насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определённой линии поведения. Различают индивидуальный и групповой террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов). В 70–90-х годах XX века получил распространение международный терроризм. Такое определение терроризму дано в популярном энциклопедическом словаре, вышедшем в Москве в 1999 году, аналогичен этому и смысл соответствующих статей в других словарях, причем содержание понятий «террор» и «терроризм» в них оказывается практически идентичным.

«Террор» в русском языке определяется как устрашение противника путём физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм – это практика террора. Действия террористов не всегда связаны с убийством, но всегда подразумевают насилие, принуждение, угрозу. Различными могут быть и цели: сугубо корыстные, в основе которых жажда наживы; политические, в том числе от узкокорпоративных до свержения государственного строя. Террористические действия совершаются и ради идеи. Поэтому те, кто разделяет идеи террориста, нередко называют его патриотом, борцом за свободу, оппозиционером и т.д.

Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения, каких-либо объектов: самолётов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечения и т. п. Одно из главных средств достижения целей для террористов – запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких. Уничтожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм. Терроризм – преступление, которое может быть совершено и одним лицом против одного или нескольких человек или каких либо объектов (террористический акт). Для терроризма как международного преступления совершение преступного деяния в одиночку в настоящее время не характерно.

Более развёрнутое и юридически очерченное определение терроризму содержится в Федеральном законе «О противодействии терроризму», а также в Уголовном кодексе Российской Федерации:

«Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»

Основные признаки терроризма:

1) применение насилия и устрашения;

3) направленность на достижение политических целей, на ослабление политических противников, укрепление собственных политических позиций;

4) общественная опасность, связанная с созданием непосредственной угрозы для жизни и свободы людей;

5) использование конспирации как необходимого условия существования террористических структур и их действий;

6) опосредованный способ достижения планируемого конечного политического результата через совершение посягательств на жизнь и здоровье людей

ТЕРРОРИЗМ (насильственные действия)

ТЕРРОРИ́ЗМ (террор) (от франц. terreur - страх, ужас), термин вошел в употребление в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) . Впоследствии приобрел универсальное значение и используется для обозначения мотивированного насилия с политическими целями.
Термин «террор» в современной литературе употребляется обычно для характеристики политики насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны, насилие со стороны «сильного» - государства.
Под терроризмом понимается насилие со стороны «слабого» - оппозиции. Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять также поджоги или взрывы магазинов, вокзалов, трнспортных средств, штаб-квартир политических партий и т. п. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов. Терроризм находится на вооружении партий и групп различной политической ориентации, как левой, так и правой. Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов - им стали рядовые граждане - посетители ресторанов, случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров, школьники. К таким методам борьбы прибегают такие организации, как «Аксьон директ (см. АКСЬОН ДИРЕКТ) », «Красные бригады (см. КРАСНЫЕ БРИГАДЫ) », «Красной Армии фракция (см. КРАСНОЙ АРМИИ ФРАКЦИЯ) », баскская ЭТА и др. В большинстве случаев СМИ, идеологически близкие к террористам, начинают активно выдвигать версии о причастности правительства, государственных органов безопасности и пр. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (шахиды), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.
С 1970-х гг. широко используется термин «международный терроризм», который проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН определяет как «совершение, организацию, содействие осуществлению, финансирование или поощрение агентами или представителями одного государства актов против другого государства или попустительство с их стороны совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют цель вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом».
В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.
В Уголовном кодексе РФ существуют четыре специальные нормы о терроризме: террористический акт (ст. 66), террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67), терроризм (ст. 213/3), заведомо ложное сообщение о терроризме (ст. 213/4).
К крупным терактам конца 1990 - начала 2000-х гг. можно отнести газовую атаку нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс человек), взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек), взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек), атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (см. НЬЮ-ЙОРК (город)) и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс человек), захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников), взрыв дискотеки курорта на острове Бали в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300), взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек), гибель детей и взрослых в школе г. Беслан в Осетии 3 сентября 2004 (погибло свыше 350 человек).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ТЕРРОРИЗМ (насильственные действия)" в других словарях:

    - (terrorism) Этот термин различные государственные деятели и ученые аналитики определяют по разному, хотя практически всегда его смысл имеет негативный оттенок. Чаще всего он употребляется по отношению к сопряженной с опасностью для жизни… … Политология. Словарь.

    ТЕРРОРИЗМ - (terrorism) форма политически мотивированной деятельности, сочетающая психологический (устрашение) и физический (насильственные действия) компоненты, осуществляемые индивидуумами или малыми группами с целью побудить сообщество или государство… … Большой толковый социологический словарь

    ТЕРРОРИЗМ - (от франц. terreur страх, ужас) насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и проч.) против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывания… … Большая актуальная политическая энциклопедия

    ТЕРРОРИЗМ - вид противоправной политически и/или финансово мотивированной активности, сочетающий в себе психологический (угроза насильственных действий) и физический (сами насильственные действия диверсии, захват заложников и др.) компоненты, осуществляемый… … Социология: Энциклопедия

    1) насильственные акты, совершаемые против лиц или объектов, находящихся под защитой государственных или международных прав. Как правило, используются экстремистскими организациями в качестве способа политической борьбы для оказания давления на… … Словарь черезвычайных ситуаций


24
Базовая основа идеи террора

В переводе с латинского слово «terror» - это страх, ужас. Основная цель террористов состоит в том, чтобы вызвать состояние ужаса не только у своих жертв-заложников, но и у всех остальных людей. Своевременную книгу «Психология терроризма» (2002) написал Д.В. Ольшанский. «Пожалуй, на фоне террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, - замечает он, - долго придется искать и трудно будет найти какой-либо другой феномен, информация о котором за последнее время так быстро распространилась и мгновенно подчинила себе сознание миллиардов людей во всем мире. У международного терроризма это получилось намного быстрее, чем компьютерная революция или внедрение ксероксов. Всеми овладел шок» (Ольшанский, 2002, с. 8).
Террор - это политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами. Террористы стремятся вызвать ситуацию хаоса в политических, экономических структурах общества, спровоцировать состояние страха в массовом сознании. Действия террористов направлены на то, чтобы создать панику в обществе, дезориентировать и дезорганизовать работу государственных органов.
«Экстремизм и терроризм, - отмечают Л. Дробижева и Э. Паин, - нельзя сравнить с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях» (Дробижева, Паин. Политический терроризм и экстремизм/ Век толерантности - 2003, с. 33). Они называют четыре основных источника терроризма и экстремизма.
Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.
Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
В-третьих, проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.
В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.
В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы (Дробижева, Паин, 2003, с. 28-32).
При изучении психологических проблем терроризма мы сталкиваемся с четырьмя вопросами:
1. Психология террористов.
2. Психология взаимодействия террористов и заложников.
3. Психология заложников - основных жертв действий террористов.
4. Психология ведения переговоров с террористами.
Психология людей, осуществляющих террористические акты, для научной психологии проблема довольно новая. Эмпирические исследования личности террористов не проводились, и не только из-за трудности подобной работы, но из-за отсутствия социального заказа.
Однако с проблемой терроризма человечество сталкивалось на протяжении всей своей истории. Д.В. Ольшанский рассматривает в качестве примера первых террористических актов те жуткие кары, которые Создатель наслал на Египет. Из Библии известно, что «более двух с половиной тысяч лет назад на территории Египта в течение почти трех месяцев было последовательно осуществлено десять террористических акций, именуемых как «Казни Египетские». В них были применены биологические, бактериологические, экологические, химические и другие средства массового поражения. Делалось это для устрашения фараона, державшего в рабстве еврейский этнос, но огромные жертвы понес народ Египта» (Ольшанский, 2002, с. 28). Таким образом, наглядный пример устрашающего воздействия на массовое сознание преподал сам Господь Бог. Согласно Ветхому Завету, объектами «Казней Египетских» стали все жители и все природные ресурсы страны - вода, растительность, урожай сельскохозяйственных культур, животные. Люди и скот в массовых количествах гибли от отравления водой, превращенной «в кровь», страдали от нашествия жаб, мошек, песьих мух. В результате насланной на страну «моровой язвы» произошел массовый падеж скота. Поражение людей, животных, травы и деревьев градом и огнем довершила саранча. Последней десятой казнью стало массовое уничтожение «ангелом-истребителем» всех первенцев в земле Египетской (по: Ольшанский, 2002, с. 29). Подобного террористического акта человечество не знало ни до, ни после этой насильственной акции.
Террористические акты случались и позже, причем совершали их не отдельные люди, а толпа. О. Кабанес и Л. Насс отмечают, что толпой может овладеть «садическое безумие», и тогда толпа является не жертвой террора, а сама выступает в качестве самых жестоких убийц и насильников. При резне прокаженных, в Сицилийскую Вечерню, в Варфоломеевскую ночь, при армянской резне и еврейских погромах, с одинаковой жестокостью и кровожадностью у людей в толпе пробуждался животный инстинкт. Избиения в Варфоломеевскую ночь характеризовались случаями осквернения и уродования трупов, изнасилованием и истязанием жертв, были и случаи людоедства. Жуткими примерами массовых террористических актов полна история Франции. «Тотчас вслед за убийством Генриха IV тело Равальяка было растерзано народом на куски, который тут же съел его мясо. Когда придворная интрига лишила власти маршала де Анкр и повергла его мертвым у подножия Луврской лестницы, то на следующий день после его похорон толпа ринулась на свежую могилу, вырыла труп, волочила его по грязи, повесила, а затем, сорвав с виселицы, приволокла останки напоказ юному королю Людовику XIII. Опьяненный чувством мести, он приказывает изжарить его сердце на угольях и съедает его» (Кабанес О, Насс Л. Революционный невроз. - М, 1998, с. 270). О. Кабанес и Л. Насс приводят примеры подобного терроризма толпы из истории Италии, Англии, Китая, России, Казахстана и других стран мира.
Д.В. Ольшанский называет основные сферы терроризма.
Первая сфера - это политический террор , имеющий целью оказать влияние на политических лидеров, представителей власти, вынудить принять те или иные решения и совершить определенные действия. Целью политического террора часто является устранение неугодных политических деятелей ради изменения политического строя. Главный метод подобного террора - захват заложников, жизни которых предлагаются в обмен на уступки со стороны властей.
Вторая сфера - информационный террор , проявляющийся в прямом воздействии на психику и сознание людей в целях формирования необходимого общественного мнения. Методом террора является распространение слухов («слухи-пугало» и «слухи-агрессии»).
Третья сфера - экономический террор , заключающийся в различных дискриминационных экономических действиях, имеющих целью оказать давление на экономических конкурентов (фирмы, государства). Методы террора такого типа могут быть самыми разнообразными - игра на понижение стоимости акций конкурента или доведения до банкротства.
Четвертая сфера - социальный (бытовой) терроризм . Сюда можно отнести любые акты запугивания и причинения вреда на бытовом уровне (Ольшанский, 2002, с. 19-23). Формула террора: выдвижение требований террористами - угроза насилия - отказ властных структур выполнить требования террористов - осуществление террористами насильственной акции - приведение в состояние ужаса населения страны - неадекватные действия правоохранительных органов - новые волны страха - новые террористические акции (Ольшанский, 2002, с. 29-30).
Изучение личности террориста - дело крайне трудное. Террористы практически не доступны исследователям. Они готовы встречаться с журналистами с целью пропаганды своих взглядов, но контакт с психологами для них нежелателен. Описывая мотивацию террористической деятельности, Д.В. Ольшанский выделяет семь типов мотивов:
1. Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором - это способ заработать деньги.
2. Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность.
3. Мотивы преобразования и активного изменения мира. Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира и желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости.
4. Мотив власти над людьми. Через насилие террорист утверждает себя и свою личность. Вселяя страх в людей, он укрепляет свою власть.
5. Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, разработка планов, специфика осуществления террористических актов.
6. Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе. Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников.
7. Мотив самореализации. Это парадоксальный мотив. С одной стороны, самореализация - удел сильных духом людей. С другой стороны, подобная самореализация - признание ограниченности возможностей, констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия (Ольшанский, 2002, с. 118-119). «Терроризм, - отмечает А. Кара-Мурза, - это действия, направленные на уравнение шансов… С точки зрения самих террористов, их действия - это форма восстановления попранной справедливости» (по: Дробижева, Паин, 2003, с. 37). Терроризм представляет собой извращенные представления о справедливости в мире, но всегда является неадекватным ответом слабой стороны на действия сильного.
Основные качества личности террориста описаны в литературе как требования к членам террористических организаций. В уставе Боевой организации партии социалистов-революционеров, который составлял известный в начале XX века террорист Б. Савинков, записаны эти требования. Спустя столетие, в конце XX века, исламское движение «Хамаз» приводит практически аналогичные требования. Бойцы террористических организаций, таким образом, должны обладать следующими качествами:
1. Преданность своему делу (террору) и своей организации. Б. Савинков писал: «Член боевой организации должен быть человеком, обладающим безграничной преданностью делу организации, доходящей до готовности пожертвовать своей жизнью в каждую данную минуту».
2. Готовность к самопожертвованию. «Воин Аллаха, - записано в уставе движения «Хамаз», - готов стать шахэдом и в любую минуту отдать свою жизнь ради победы».
3. Выдержанность, дисциплинированность, способность контролировать свои эмоции, порывы, инстинкты.
4. Умение соблюдать конспирацию, регулировать удовлетворение своих потребностей.
5. Повиновение, безоговорочное подчинение лидеру. «Послушание старших - святая обязанность воина Аллаха».
6. Коллективизм - способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами боевой группы. Современный терроризм является групповым действием. Для обеспечения его эффективности, в подготовку и осуществления террористического акта должны быть вовлечены несколько человек (Ольшанский, 2002, с. 124-125).
Для личности террориста характерно то, что весь мир замыкается на своей группе, своей организации, на целях своей деятельности. Поэтому организация накладывает жесткие требования на индивидуальность человека, ограничивая свободу его выбора. Д.В. Ольшанский отмечает, что личность террориста отличает психологическая ущербность, дефицит чего-либо в жизни, корни которого прослеживаются с самого детства. Такая ущербность приводит к потребности гиперкомпенсации в первую очередь за счет других людей. В психике террориста эмоции занимают больше места, чем рациональное мышление. «Об искаженной логике террористов, - пишет Д.В. Ольшанский, - свидетельствует такой интересный факт. Они практически не могут работать в режиме диалога… Известно, что повсеместно почти любые предложения компромиссов вызывают у террористов неадекватную, искаженную реакцию. В подавляющем большинстве случаев они жестко и категорично отвергаются на основе своеобразных рассуждений: «Их предложения - хитроумная ловушка. Они хотят расправиться с нами. Они вынуждают нас продолжить борьбу»» (Ольшанский, 2002, с. 138).
Террористы - особый тип людей, у которых рациональные компоненты в поведении и характере почти отсутствуют, а эмоциональные компоненты преобладают до такой степени, что становятся аффективными. В этом отношении психика террористов приближается к психике человека толпы. Низкий уровень культуры и искаженные представления об окружающем мире, о том, что только насилие и угрозы являются наиболее эффективными способами преобразования мира, делают личность террориста особым социокультурным феноменом. Примеры подобного проявления личности мы наблюдали у террористов М. Бараева, захвативших заложников в культурном центре на Дубровке в Москве.
По степени выраженности эмоций различаются два типа террористов . Первый тип характеризуется предельным хладнокровием. «Отсутствие очень сильных эмоций, подчеркнутое хладнокровие считается качеством, повышающим эффективность террористической деятельности и снижающим степень риска для террориста», - отмечает Д.В. Ольшанский. Второму типу террористов свойственна глубокая эмоциональная жизнь. Повышенный темперамент ведет к гиперактивности и сверхэмоциональности. Как правило, при выполнении террористического акта такой человек собран и сдержан, но в обыденной жизни он не способен сдерживать свои эмоции, порывы, аффекты, агрессию.
Серьезные моральные проблемы присущи только «идейным» террористам, с достаточно высоким уровнем образования и интеллектуального развития, способным отрефлексировать свои поступки. Для большинства же террористов характерно наличие примитивных синдромов, препятствующих разрешению сложных этических и моральных проблем. Д.В. Ольшанский называет три таких синдрома:
1. «Синдром Зомби» проявляется в постоянной естественной сверхбоеготовности, активной враждебности по отношению к реальному или виртуальному врагу, устремленности на сложные боевые действия. Это «синдром бойца». Такие люди постоянно живут в условиях войны, они всячески избегают ситуаций мира и покоя, блестяще владеют оружием.
2. «Синдром Рембо» выражается в невротической структуре личности, раздираемой конфликтом между стремлением к острым ощущениям и переживаниями тревоги, вины, стыда, отвращения за свое участие в них. Для подобных людей характерно осознание добровольно возложенной на себя «миссии» спасения мира, мысль о благородных альтруистических обязанностях, позволяющих реализовать агрессивные стремления. Это «синдром миссионера».
3. «Синдром камикадзе-шахэда» свойствен террористам-смертникам, уничтожающим себя вместе со своими жертвами в ходе террористического акта. К основным психологическим характеристикам таких людей относится экстремальная готовность к самопожертвованию. Террорист - «камикадзе» счастлив возможности отдать свою жизнь и унести на тот свет с собой как можно больше врагов. Для этого он должен как минимум преодолеть страх собственной смерти. Многочисленные свидетельства говорят, что террористы боятся не самой смерти, а связанных с нею обстоятельств: ранений, беспомощности, вероятности попадания в руки милиции, пыток, издевательств. Вот почему террористы скорее готовы к самоубийству, чем к самосохранению. Поскольку реально они присваивают себе право распоряжаться чужими жизнями (жизнями своих жертв), то право распоряжаться собственной жизнью подразумевается автоматически (Ольшанский, 2002, с. 145-154).
Психолог Тель-Авивского университета Ариэль Мерари считает, что в мире достаточно религиозных фанатиков, но в реальности немногие из них готовы пожертвовать собой. Десять лет назад А. Мерари взял интервью у члена террористической организации «Хамаз», друг которого погиб сознательно при совершении террористического акта. Опрашиваемый выразил надежду, что его другу хорошо в раю. Однако он сам не хотел бы погибнуть подобным образом. А. Мерари отмечает, что этот человек выражает мнение многих террористов.
Террористические группы - это военизированные подразделения боевых организаций. Роли в группах распределены таким образом: инициаторы, организаторы и исполнители террористических актов. В тени за пределами группы стоят заказчики и финансисты террористических актов. Преступные группы характеризуются следующими чертами:
1) разделением ролей, выполняемых членами группы;
2) наличием лидера;
3) общностью цели и совместной деятельности;
4) устойчивыми межличностными отношениями и сплоченностью группы;
5) психологическим единством группы, выражающимся в субъективном понятии «мы».
Слабым звеном в организации преступной, в том числе и террористической группы, - отмечает В.П. Илларионов, - является обязательное наличие в ней индивида, уступающего лидеру в силе характера, степени агрессивности, отличающегося трусостью, а также наличием чувств взаимного недоверия и подозрительности, усугубленных экстремальностью ситуации. Лидер группы обычно испытывает особую подозрительность к соучастникам, которые могут «предать» (Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. - М, 1993, с. 93-94). Поэтому он должен постоянно контролировать своих соучастников. В группах, где высока взаимная подозрительность, частота конфликтов обычно превышает обычный средний уровень конфликтности. Психологические особенности террористической группы важно знать при проведении их захвата или ведения переговоров по освобождению заложников.
Взаимоотношения террористов с захваченными заложниками является сложным социально-психологическим явлением. Все россияне были свидетелями драматических событий, произошедших с 23 по 26 октября 2002 году в Москве. Террористическая группа под командой М. Бараева захватила более 700 заложников в театральном центре на Дубровке. Группа требовала прекращения военных действий в Чечне и проведения переговоров с лидерами боевиков. На примере данной экстремальной ситуации разберем особенности взаимоотношений террористов с заложниками и психологию людей, волею террористов ставших заложниками.
Взаимодействие террористов с заложниками можно разложить на несколько этапов. Каждый этап отличается своей социально-психологической спецификой.
Первый этап - захват заложников, характеризующийся молниеносными действиями террористов и полной неожиданностью для заложников. Заявление террористов о том, что присутствующие в театре захвачены в заложники.
Второй этап - подчинение террористами воли заложников путем запугивания. Агрессивные действия террористов, выстрелы, запах пороха, угрозы предназначены для того, чтобы мгновенно сломить волю заложников, отнять надежду на скорое спасение. Организация охраны заложников, постоянного наблюдения за поведением.
Третий этап - недопущение открытой паники среди заложников. Средством этого может быть избиение или даже расстрел паникера. Внутренняя психологическая паника закрадывается в душу заложника.
Четвертый этап - введение жестких норм поведения заложников, диктат того, что можно, а что нельзя делать.
Пятый этап - оповещение внешнего мира о захвате заложников. В театральном центре на Дубровке террористы разрешили заложникам поговорить по телефону со своими родственниками и знакомыми. Затем мобильные телефоны были у заложников отобраны.
Шестой этап - сортировка заложников с целью разрушить установившиеся межличностные связи. Террористы отделили мужчин от женщин, детей от взрослых, россиян от иностранцев.
Седьмой этап - организация террористами жизни заложников, обеспечение питания, сна и пр.
Восьмой этап - адаптация заложников к экстремальной ситуации, наступление усталости, притупление чувств.
Девятый этап - возникновение у заложников состояния депрессии, возможны эмоциональные срывы, как со стороны заложников, так и со стороны террористов.
Десятый этап - освобождение заложников и уничтожение террористов.
После освобождения у заложников возникает посттравматический синдром. У каждого освобожденного заложника этот синдром проходит по-своему. Анализ ситуации в театральном центре на Дубровке показывает, что легче переносит ситуацию заложничества тот человек, который постоянно чем-то занят. Важная задача заложников - это постоянное сохранение познавательной активности, стремления к познанию. Пример журналистки Ольги Черняк является показательным. Она внимательно отслеживала действия террористов, анализировала ситуацию, запоминала, кто пришел, кто что сказал, кто как был одет. Она постоянно общалась с окружающими людьми, оказывала им психологическую помощь. В результате после освобождения Ольга одной из первых пришла в себя, вышла из состояния стресса и смогла дать интервью журналистам по телевидению.
Психологически заложники могут реагировать на стрессовую ситуацию трояким образом. Первый тип реакции - большинство заложников морально подавлены, переживаемые ими страдания заглушают все остальные чувства, познавательные ориентации минимизированы. Второй тип реакции - среди заложников могут выделиться лидеры. Как правило, это уравновешенные, стойкие, выдержанные люди, помогающие другим выжить и выстоять в этой ситуации. Пример подобного поведения мы видели в сложной ситуации захвата заложников на Дубровке. Мария Школьникова, врач-кардиолог, профессор, проявила свои лидерские способности, организовала сбор подписей среди заложников в поддержку требований террори и т.д.................

Террор и терроризм – родственные ли эти понятия или имеют кардинально разные основы под собой? Справедливо ли говорить об исламистском терроризме в средние века? Именно эти вопросы волновали молодых людей, пришедших на лекцию «Особенности формирования радикальных течений в исламе: средневековье и современность», которую в стенах Российского исламского института читал Айрат Тухватуллин, кандидат исторических наук.

Прежде, чем заводить речь о появлении радикальных течений среди мусульман, необходимо развести понятия террор и терроризм. Террор – это устрашение политических противников путём физического насилия. Также террором называют угрозу физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам, запугивание с угрозой расправы или убийства. А терроризм представляет собой совершение насильственных действий (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и проч.), направленных против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.

Если говорить об определении понятия «терроризм» в Штатах, то там он понимается как предумышленное, политически мотивированное насилие против мирного населения, определённого объекта различными группами и агентами с целью повлиять на настроения общества.

Однако насколько правы те, кто оправдывает свои противоправные действия религией Ислам, прикрываясь воплощением «благородной идеи»?! Зачастую сторонники радикальных организаций в основу своих действий выносят желание отразить агрессию немусульманских стран и противостоять идеологии западного мира, насаждающего вокруг свои законы и разлагающего население других государств.

Мы должны понимать, что радикальный Ислам – это политическая идеология, сторонники которой всё же пытаются апеллировать к религиозным нормам. Стоит отметить, что впервые термин «терроризм» как таковой появился именно в новое время, в годы буржуазных революций в Европе. Если обратиться к истории Ислама, то первое покушение (именно покушение, а не террористический акт) было совершенно хариджитами, которые предали Али.

Рассказывая о появлении первых деструктивных культов, «опирающихся» на Ислам, лектор отдельное внимание уделил вопросу, кто такие ассасины и почему сегодня их ассоциируют либо с наркоманами, либо с беспринципными убийцами, готовыми лишить жизни любого за определённую сумму.

Ассасины - наименование, под которым получили широкую известность в Средние века исмаилиты и низариты. Употребление слова хашишийа по отношению к низаритам можно заметить в письменных источниках с начала XII века. К этому времени относится обострение полемики между двумя течениями исмаилизма - низаритами и утвердившимися в фатимидском Египте мусталитами.

В одном из сочинений, написанных в правление фатимидского халифа аль-Амира, в 1122 году, сирийские низариты (шииты) были впервые названы хашишийа. Термин был снова употреблён по отношению к ним в сельджукской хронике Нусрат ал-фатра. Персидские низариты аламутского периода также назывались хашиши в зайдитских сочинениях. Во всех названных источниках нет обвинений в употреблении низаритами гашиша; слово хашишийа использовалось в уничижительных значениях «чернь, низшие классы» и «неверующие социальные парии». Поэтому довольно глупо отождествлять этих людей с суннитами, обвиняя последних в терроризме. Вообще же первая радикально настроенная организация среди суннитского мусульманского общества – Талибан (запрещенная в РФ группировка - прим.ред. ).

Первые столкновения низаритов с крестоносцами относятся к началу XII века. По сути, это единственная организация, которая давала отпор натиску крестоносцев. Со времён главы сирийских низаритов Рашид ад-Дина Синана в сочинениях западных летописцев и путешественников появляется термин ассасин, производный от хашиши.

Что лежит в основе у многих приверженцев радикальных течений? Полное неприятие других мусульман. А попасть в рай можно только через насильственную смерть, выполнив приказ своего шейха.

Так каковы же причины появления таких движений? Во-первых, это возникновение оппозиционных организаций.

Вспомните ситуацию после завершения Первой мировой войны. Именно страны блока Антанты явились инициаторами возникновения радикальных течений. Такая персона, как Лоуренс Аравийский, возникновение Аль-Каиды (запрещена в РФ - прим.ред. ) в Афганистане (как противостояние советской «оккупации») – всё это американские проекты, которые чуть позже вышли из-под контроля. Именно тогда появляется и движение ваххабитов.

Во-вторых, нельзя забывать и об изменении исторически сложившихся границ между странами и регионами. Наглядный пример – ситуация между Палестиной и Израилем, которая вылилась в захват делегации Израиля на Олимпийских играх в 1972 году и последующих их расстрел палестинскими террористами.

Другая причина, названная авторами учебного пособия «Новый терроризм в мире и на юге России», - возникновение и дальнейшее неразрешение иных существующих проблем. При этом стоит отметить, что зачастую мусульманские организации были тайными (это хорошо видно на примере шиитов).

- «Стремление спасти традиционное исламское устройство от пагубного взаимодействия с западными ценностями» - об этом на каждом углу говорили радикалисты.

Первая же террористическая исламистская группировка появляется в 1928 году в Египте. Это «Братья мусульмане» (запрещена в РФ - прим.ред.) , у истоков которых стоял Хасан аль-Банна, желающий «исправить нравы мусульман». Это была политическая партия с чётко продуманной идеологией. «Надо жить проблемами всего мусульманского мира. Религия и власть неотделимы» - таковы были их лозунги.

В 1974 году образуется «Партия исламского освобождения» (запрещена в РФ - прим.ред.) , а три года спустя убивают шейха Мухаммада аз-Захаби и происходит нападение на христиан и светских мусульман. Сторонники радикальных взглядов каждым действием показывали недовольство излишней мягкостью по отношению к населению. Это является наглядным примером смешивания собственных политических идей с исламским мировоззрением.

Новая волна в деструктивных культах пошла после всемирного экономического кризиса в 2008 году, когда ужесточилась борьба за контроль над ресурсами. Как результат – «Арабская весна», зародившаяся в Тунисе и захватившая практически все страны магриба. Дольше всего сопротивление шло в Ираке и Сирии. Само усложнение глобально-экономических отношений привело к тому, что терроризм прочно вошёл в государства.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Круглый стол «Экстремизму, терроризму и нацизму – НЕТ»

Цели:

Познавательные. Дать представление о явлениях экстремизма, терроризма и нацизма, его причинах и негативных последствиях; формировать уважительное отношение к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности.

Коммуникативные. Развивать культуру межнациональных отношений в коллективе, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Регулятивные . Принимать решения в различных ситуациях, навыков общения в коллективе.

Классный руководитель . Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о таких опасных и страшных явлениях, как терроризм, нацизм и экстремизм. На сегодняшний день насчитывается более 100 определений терроризма. Слово «терроризм» широко распространенное. Оно пришло из латинского языка: terror – страх, ужас и очень близко к таким понятиям, как «терроризировать», «держать в повиновении», «запугивать», «творить расправу».

Словарная работа « Непонятные слова».

Классный руководитель. Прежде всего нужно разобраться со смыслом слов, которые мы будем сегодня употреблять. Многие любят разгадывать кроссворды, где нужно угадать слово по его значению. Я предлагаю подобную игру.

    Игра « Найди слово»

Классный руководитель. Посмотрите на доску. Там в столбик записаны слова.

Нацизм.

Гуманизм.

Агрессивность.

Террор.

Интернационализм.

Нацисты.

    Внимание и любовь к человеку, уважение к человеческой личности. (Гуманизм)

    Враждебность, стремление к захвату, к завладению. (Агрессивность)

    Равенство, солидарность и сотрудничество всех стран и народов. (Интернационализм)

    Одно из названий германского фашизма. (Нацизм)

    Сторонники нацизма (Нацисты)

    Насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления. (Террор)

Классный руководитель. Что такое нацизм? Мы с детства слышим эти слова, активно из употребляем, но не все могут внятно объяснить, что это такое.

Ученик. Нацизм – это система взглядов, которые исповедовали члены партии Гитлера. Сторонников этой партии и называли нацистами.

Классный руководитель. Какие у них были взгляды, принципы и убеждения? В основе гитлеровского нацизма три идеи.

Ученик. Первая – это идея расового превосходства немцев над всеми другими народами. Согласно этой идее есть «высшая раса», вершиной которой являются немцы, а есть «низшие расы», неполноценные народы, недочеловеки, которых необходимо подавлять и истреблять.

Ученик. Второй важной идеей нацизма стало учение о жизненном пространстве. Согласно ему «высшая раса», немцы, должна расселяться и укореняться на самых лучших и богатых землях – имеется в виду Россия. А низшая раса» - местные жители – должна изгоняться, порабощаться, истребляться.

Ученик. И третья идея – это мирового господства. Гитлер обещал немцам, что установит новый мировой порядок, который будет длиться тысячу лет.

Классный руководитель. Вот какая программа была у тех, кто пришел с оружием на Русскую землю в 1941 году. Расовое превосходство над народами России, расчистка жизненного пространства для немцев, установление такого порядка на 1000 лет.

В настоящее время нацизм, экстремизм приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч человек и более 11000 пострадало. Террористические акты принося массовые человеческие жертвы; разрушают материальные и духовные ценности, не поддающиеся восстановлению; сеют вражду между государствами и народами; провоцируют войны. Терроризм – это насилие, содержащее в себе угрозу другого, более жестокого насилия, для того, чтобы вызвать панику, внушить страх, разрушить государственный порядок, заставить противника принять желаемое решение. Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

    Ученик. 1999 год в Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.

    Пятигорск, Каспийск,Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.

    Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубовке.

    6 февраля 2004 год – взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.

    12 мая – взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения.

    5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло 17 человек, 74 получили ранения.

Крупной солью посыпали ранку,

Мозг взорвала дикая весть:

«7.50. Взорвали «Лубянку»

И погибшие, к ужасу,есть.

Ученица читает стихотворение Людмилы Дубинской

Час прошел. Бог, такое возможно?

«Парк культуры» и месиво тел.

Кто же нас убивает безбожно?

Кто устроил такой беспредел?

Как такое позволили боги?

Почему милосердная Мать,

Когда Пасха стоит на пороге,

Позволяет детей убивать?

Неужели, все ради мундиров:

Эта бойня, война, кровь и ложь?

Может вам не хватило сортиров?

Ваши речи, как ломаный грош.

Ничего, к сожалению не стоят…

Наша жизнь, без сомнения, тоже.

Убиенным могилочки роют.

Как же ты допустил это, Боже.

Классный руководитель. В мою память глубоко врезались события происходившие 1-3 сентября 2004 года в школе №1 г.Беслан, когда праздник превратился в трагедию, потому что, ученики, их родители, учителя оказались заложниками.

Хронология событий

9.15 – 9.20 – группа боевиков на двух автомобилях подъехала к школе №1 в городе Беслан. В школе только что закончилась торжественная линейка, и дети с родителями заходили в здание. Боевики стали загонять людей в здание школы. Лишь некоторым сразу удаётся сбежать.

10.50 – вокруг школы выставляется оцепление из бойцов ВВ, милиции и спецназа. К кольцу оцепления собираются родственники и жители города.

В здании находится 1128 заложников. Большинство – дети. Их удерживает 32 террориста. Среди них – женщины-шахидки

Почти все заложники были согнаны в спортзал, который боевики заминировали несколькими цепями взрывчатки. Самая большая бомба была подвешена к баскетбольной сетке.

11.15 – боевики разбивают окна школы. Специалисты считают, что это делается для того, чтобы невозможно было использовать газ.

11.25 – террористы выдвигают первое требование: выпустить боевиков, арестованных за нападение на Ингушетию.

13.20 – новое требование террористов: вывод всех российских войск из Чечни. В первый день было убито около 20 заложников.

Освобождены трое женщин с грудными детьми и чуть позже ещё 26 человек – женщин и детей. Ведутся переговоры с боевиками. Намерения штурмовать школу нет.

12.55 – сотрудники МЧС начинают эвакуацию тел заложников, убитых в первый день.

13.05 – в школе прогремели два мощных взрыва, началась стрельба. Причина взрыва официально не названа. Террористы запаниковали. Из школы выбегает первая группа заложников – около 30 человек.

13.19 – третий взрыв. Перестрелка усиливается. Военные эвакуируют людей под открытым огнём.

13.30 – в школе обрушилась часть крыши. Начался пожар, в результате которого погибло большинство заложников.

13.52 – в здание входит спецназ, продолжается бой. Боевики пытаются выбраться и скрыться. Некоторым это удалось.

Все остальные действия направлены на то, чтобы потушить пожар, выловить боевиков (из 32 террористов перед судом предстал только один), освободить оставшихся заложников.

В результате террористического акта в городе Беслане в школе№1 погиб 331 заложник, из них – 186 детей.

Спустя несколько лет после трагедии вышла в свет книга Юлии Юзик «Бесланский словарь», в которой собраны воспоминания участников и очевидцев событий. Приведём несколько фрагментов из этой книги.

    Мы вышли с сыном в коридор и увидели там женщину славянской внешности, с длинными волосами. На ней был комбинезон, а на голове – повязка с арабской надписью. Она стояла и курила, придерживая винтовку. Она была снайпером. Я видела её всего один раз. Среди убитых террористов её не было, и никто вообще про неё нигде не упоминал.

Зарина Пухаева, заложница.

    Больше всего в спортзале я думала о воде. Никогда не думала, что вода – самое ценное для человека. Без воды мы умирали.

Ирина, заложница.

    На второй день очень хотелось кушать. Я отпросилась в туалет, а сама побежала по классам. В вазе стояли розы. Я стала отрывать лепестки и засовывать их в рот. Роза немного горчит, но вообще-то она сладкая. Анжела, заложница.

    Дышать в спортзале было нечем. Духота и вонь невыносимая. От испарений, пота, мочи голова отказывалась соображать. И тогда я придумала вот что: подошла к боевику и сказала, что мой сын астматик. Он разрешил нам выйти. Мы пошли в класс, где открыты окна. Никогда не думала, что воздух бывает так вкусен, так дорог, дороже денег. Залина, заложница.

    Сколько парт можно было сделать из того леса, что ушёл на гробы?! 40 кубов леса. Школьных парт получилось бы больше, чем гробов. Парта – простая конструкция. Гроб – это же целый ящик с человеческий рост. Солтан Цховребов, директор бюро ритуальных услуг.

    Аланка смотрела на меня, смотрела, а потом вдруг спросила:

Мама, если бы тебе пришлось выбирать, чью жизнь спасти, твою или твоей мамы, ты бы что выбрала?

Жизнь моей мамы, Алана.

И я тоже. Твоя жизнь для меня дороже моей, - она серьёзно посмотрела мне в глаза. Анета, мать.

    А сколько было живых, когда пожар начинался! Кошмар! Настоящий ковёр из тел и тянущихся рук. Они ждали помощи, спасения. Они заживо сгорели. Амран, заложник.

    Беслан высветил нас, как рентген. У моего знакомого погибли жена и две дочери. На второй день умерла младшая девочка. Мать, боясь, что боевики отберут тело и выкинут его в окно, ещё сутки прижимала его к себе, как будто ребёнок спит. Она никому не сказала, что дочка мертва. Так и сидела с трупом на руках. Третьего числа при штурме погибли мать и старшая дочь. А мужчина этот получил три миллиона рублей, купил машину и стал кутить по борделям. Владимир, отец.

    Утро. Необычайная тишина в небе. Но что это? Сладкая, едва уловимая музыка. Это запел жаворонок. Сверху так интересно смотреть на людей. Слышно, как лает собака, кричат петухи. Звуки заполнили тишину, а я всё лечу и лечу по небу. Эмма Хаева. Сгорела в школе .

: Долго еще мы будем скорбеть о погибших. Скорбят все. Все, кто может назвать себя «ЧЕЛОВЕК». Вечная память детям Беслана, гибель которых стала еще одной страницей в траурной книге последнего тысячелетия! Вечная память их учителям, которые до последней минуты оставались верны своему святому долгу, самым светлым и чистым чувствам общечеловеческой любви! Вечная память родителям, погибшим на глазах собственных детей! Вечная память людям, спасавшим заложников в этой жестокой войне без правил! Всем погибшим вечная память!

Объявляется минута молчания.

Ученик читает стихотворение Людмилы Дубинской.

В рай улетают наши дети

И вопрошают6 « Почему?

Нет мира на большой планете.

Мы задыхаемся в дыму!»

Мы в школу щли, а нас убили!

Мы – дети? Что с нас было взять?

Букашку каждую любили. Мы не хотели умирать.

А наши Мамы…Наши Мамы…

Они спасали нас в огне.

Свинец летел. Есть смерти граммы.

А, выжившие, в страшном сне

У извергов водички просят.

Те мочатся…Смеются: «Пей»!

Отцы гробы наши выносят…

Бог завещал всем: « Не убей!»

А наши Мамы! Наши Мамы..

Платками машут нам с небес.

Как будто не было той драмы…

И, не вселился в людей Бес!

Они нас в школу провожают.

Опять для нас звенит звонок.

Друзья сидят… Они не знают.

Мы вместе слушаем урок

Мы – дети! Бог нас отпускает.

Закончить школу нужно нам.

Душа, она в Беслан летает..

В ней масса пули: девять грамм.

Мы прилетели… Ваши дети…

Чтобы спросить Вас: «Почему?!»

Рефлексия. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы обезопасить себя от столь ужасного явления, как терроризм? (Ответы учеников). Не стоит знакомиться с подозрительными людьми (странное поведение, одежда, речь); не надо приближаться к бесхозным предметам (чужим сумкам, пакетам, вещам и т.д.); следует уделять больше внимания собственной национальной культуре (традиции, религия, памятники).

Фонограмма колокола.

Учитель зажигает свечи и раздает их ведущим.

Учитель. По ком звонит колокол?

Все. По погибшим в террористических актах.

Учитель. Это жертвы в г Москве, Пятигорске, Каспийске, Владикавказе, Буйнаксе, Буденовске, Кизляре, Волгодонске, Беслане.