Полезные советы о том, как получить золотую медаль в школе. Об утверждении порядка выдачи медали "за особые успехи в учении"

Золотая медаль по окончании школы – это достойное вознаграждение за нелегкий труд ученика. Для получения медали недостаточно учиться на одни пятерки, важно еще принимать активное участие в школьной жизни. Что необходимо сделать для получения медали, какие перспективы в будущем она открывает, мы расскажем в нашей обзорной статье.

Немного истории

Свою историю в России золотая медаль начала в 1828 г. Однако после Октябрьской революции вручение золотой и серебряной медалей было отменено. Вернулась же она в мае 1945 г. благодаря Постановлению СНК СССР № 1247. Вплоть до 2012 года с золотой медалью происходили изменения, но они касались больше внешнего изображения, нежели вознаграждения учеников.

В 2013 году отделом Минобразования и науки было принято решение не вручать золотую медали на федеральном уровне, вместо них выдавался аттестат с отличием, внешне похожий на аттестат золотой медали. Право на вручение медалей оставили за властями регионов.

Но в 2014 г. президентом РФ был подписан закон, который предусматривает возвращение золотой медали вновь на федеральный уровень.

Медаль образца 2014 г.

Некоторых учеников интересует вопрос: а правда, что она золотая? Интересный факт в истории медали: в период с 1946 по 1954 год она действительно была вылита из золота 583-й пробы весом примерно 10,5 грамма.

Но из чего сделана современная золотая медаль? Теперь символ отличия в учебе состоит из сплава меди, цинка и никеля. Но покрытие выполнено чистым золотом весом 0,3 грамма. Примечательно, что и тиснение на аттестате, который прилагается к золотой медали, также выполнен золотым напылением.

Дизайн медали также претерпел некоторые изменения. Сейчас медаль с одной стороны имеет надпись «За особые успехи в учении», а с другой стороны – появился двуглавый орел. В 2007 г. под орлом появилось изображение российского триколора.

К сведению: для придания блеска медали не стоит тереть ее ластиком. Это приведет к нарушению слоя специального лака и медаль быстро потемнеет.

Условия, при которых гарантировано награждение медалью

  1. Согласно законодательству, основное и главное условие для получения медали – это итоговая оценка «отлично», полученная по всем предметам, в рамках школьной программы в 10-м и 11-м классах. Помимо этого, пятерка должна быть по предметам в итоговой аттестации.
  2. Решение о вручении медали принимает собрание педагогического состава, закрепляется директором общеобразовательного учреждения. Документы для согласования передаются в местный отдел Минобразования.
  3. Если ученик получал образование на очной форме обучения, при этом возможно освобождение от физкультуры по состоянию здоровья. Ученики, обучающиеся экстерном и на дому, к сожалению, на медаль рассчитывать не могут.

Это основные требования к ученику. Но просто учиться на отлично недостаточно. Именно на педсовете принимается решение о награждении. Что может повлиять на положительное решение преподавателей?

  • как правило, учитель любит свою работу, свой предмет. Следовательно, проявляя интерес к науке, можно заполучить лояльное отношение учителя, привлекая к своей персоне определенное внимание;
  • особой «галочкой» в пользу медали станет участие в олимпиадах, как районного, так и городского или областного масштаба;
  • принимая активное участие в жизни школы, не важно, что это будет: творческие конкурсы или работа оформителем. Привлекается внимание не только учителей, но и более «старшего по званию» состава: директора и завучей. Этому же и может послужить участие в спортивных соревнованиях, выступая за честь школы;
  • желательно отсутствие переаттестации для повышения баллов на протяжении курса обучения.

Наивно полагать, что обучаясь «как-нибудь» на протяжении 9 лет, можно получить золотую медаль, если немного подтянуть учебу. Как ни крути, но мнение об ученике у учителя складывается годами, и кардинально изменить отношение вряд ли получится. Максимально можно получить статус «подающего надежды» ученика. Поэтому необходимо учиться, начиная с 5 класса.

Возможности медали

Еще совсем недавно золотая медаль открывала двери буквально во все ВУЗы страны. Достаточно было пройти собеседование с приемной комиссией. Но начиная с 2009 г., медалисты приравнены ко всем выпускникам, и зачисление в ВУЗ проходит на основании среднего балла аттестата и итогов ЕГЭ. Единственное, чему способствует медаль – лишь добавит приоритета в выборе между двумя студентами с одинаковым средним баллом, а порой это существенная помощь в рамках высоких конкурсах при поступлении на бюджетное место.

Всем читателей блога «ШколаЛа» моё здравствуйте! Уже позади половина . Все воткнулись в учёбу и с усердием грызут гранит науки. Скоро окончание первой четверти, а это значит, что будут выставлены промежуточные оценки. И так каждый год, до окончания школы.

Если ребёнок дойдёт до финиша с отличием, то государство обещает вместе с красным аттестатом ещё и медаль вручить. Кстати, а знаете ли вы, как получить золотую медаль в школе и действительно ли она даётся только лишь круглым отличникам? И вообще, есть ли в её составе хоть чуточку драгоценного «аурума»?

План урока:

Из истории школьных медалей

Решила окунуться в далёкие времена и проследить историю становления школьной награды как таковой. Никогда бы не подумала, что своё начало школьная медаль берёт аж с времён российской империи, а именно с 1828 года, когда ещё были гимназии и приходские и уездные училища.

Золотая награда давалась тем гимназистам, которые получили отличные отметки по всем предметам. С 1835 до 1917 Николай I утвердил единый образец для преуспевающих мальчишек-выпускников «За успехи в науках», который чеканился размером побольше в серебре и размером поменьше в золоте.

Тогдашние награды за отличную учёбу были самыми что ни на есть настоящими – из чистого серебра и чистого золота. Девчонки право быть отмеченными медалями получили лишь в 1870 году.

Это интересно! Императорские мужские медали на аверсе были украшены двуглавым орлом, а на реверсе – изображением покровительницы науки Минервы. Императорские женские награды отличались лицевой стороной, на которой было выбито изображение императрицы, а на оборотной была выгравирована надпись «Достойнейшимъ изъ окончившихъ курсъ въ женскихъ гимназияхъ».

Императорские медали просуществовали вплоть до революции, и с 1917 до 1945 никто старательных учеников не награждал. Традиция отмечать государственной наградой самых лучших восстановилась после войны.

Золото и серебро «За отличные успехи и примерное поведение» в Советском Союзе заметно полегчали в своей цене, так как стали чеканиться не из чистых металлов, а из сплавов, но ещё с присутствием серебра и золота. Отмеченные школьными медалями имели преимущество при поступлении в ВУЗы страны, проходя без вступительных экзаменов.

Это интересно! Золотые и серебряные школьные медали времён СССР штамповались у каждой из 16-ти союзных республик в своём варианте с надписью на национальном языке и гербом республики на реверсе, а их основой на аверсе была открытая книга, окаймлённая лавровой веткой.

Год за годом по составу драгоценных металлов медали «худели», их внешний вид менялся, с 1960-го года золото заменила латунь (томпак), серебро – мельхиор (медь с никелем), от былого золота и серебра осталось лишь напыление.

Вплоть до 2014 года в России были обе медали «За особые успехи в учении» — золотая и серебряная. На золото могли рассчитывать те, кто получил круглые пятёрки в двух старших классах за полгода, год и в итоге по всем предметам без исключения. Серебром отмечались ученики, у которых в дневнике было не больше двух четвёрок за те же полгода, год и по итогу.

Чем и как награждают сегодня?

Современные школьные медали пришли после принятия закона об образовании в 2012 году и с 2014 года приняли единственный вид. Никаких тебе золотых и серебряных поощрений. Их сегодня нет, есть одна-единственная 40 миллиметров в диаметре «За особые успехи в учении».

В законодательной базе в письме Минобразования 2014-го года нашла, из чего сегодня штампуют высшие школьные награды, выдаваемые вместе с аттестатом по окончании школы. Оказывается, что это медно-цинковый состав с латунью. Декоративная лента под гербом нашей страны начерчена эмалью белого, синего и красного цветов.

Цветом медаль золотистая, но ювелирная ценность её на цвете и заканчивается. Не нашла в официальном описании награды даже намёка на драгоценное напыление. Наверное, нет его. Упомянуто только, что лаком покрыта и в футляр упаковывается – бархатный либо пластиковый.

Тем не менее, такое поощрение от государства нужно ещё заработать упорной учёбой. Для желающих на выпускной получить заветный пусть хоть пластиковый, пусть хоть бархатный футляр с золотистым диском, придётся чуток попыхтеть и выполнить ряд условий, перечисленных в статье 10 закона «Об образовании»:

  1. нужно получить итоговые отметки «отлично» по всем дисциплинам,
  2. необходимо успешно пройти государственную аттестацию.

Всё, других условий нет. Таким образом, по окончании школы ребёнку необходимо сдать ЕГЭ как минимум на «удовлетворительно», так как закон сегодня разрешает пройти ГИА успешно, а вовсе не требует это сделать «на отлично». А вот что касается «пятёрок», то стараться отлично учиться нужно уже в 10-м классе, так как по принятому в 2014 году приказу Минобрнауки России итоговые оценки за 11 класс теперь подсчитываются математическим путём.

Итоговая отметка вычисляется как средняя арифметическая из шести полугодовых и годовых отметок за каждый год учёбы, то есть за 10 и 11 класс, округляясь до целого по законам математики.

На практике это выглядит так: складываем два полгода в 10-м классе, в итоге получаем годовую за 10-ый. Аналогично складываем два полгода за 11-ый класс, получаем годовую за 11. Получится всего 6 оценок. Их мы тоже складываем и выводим среднюю арифметическую. Это и будет итоговая отметка, которая пойдёт в аттестат по окончании школы. Что радует: округляется оценка всегда в пользу ученика.

Заработал медаль. Что дальше?

Трудился ребёнок, усердно идя к финишу, получил заветный красный аттестат и коробочку с медалью, что дальше? А ничего, увы. Сегодня на законодательном уровне никакого магического действия школьная медаль, к сожалению, не имеет, потому автоматически двери всех высших учебных заведений страны она не открывает.

Есть, конечно, те ВУЗы, которые накидывают энное количество проходных баллов при поступлении своим отмеченным государством абитуриентам, но это только исключительно по их собственному желанию.

Ползая по просторам интернета, наткнулась, что несколько лет назад Аэрофлот для медалистов сделал красивый жест – провёл акцию по продаже им авиабилетов с суперскидками. Некоторые регионы благодарят своих выпускников, кто во что горазд, но тоже исключительно по их собственной инициативе, насколько позволяют их региональные кошельки.

Сегодня в Государственную Думу поступают предложения внести изменения и вернуться к старым добрым временам, когда школьная медаль давала привилегии детям при поступлении, мол, так в рядах студентов будет больше действительно умных учеников. Будет ли поддержана такая инициатива в свете событий, происходящих с субъективными оценками в некоторых регионах и пристрастиями учителей, выбирающих любимчиков, — большой вопрос.

И всё-таки, согласитесь, всегда приятно быть первым, ведь медаль, пусть она сегодня и не золотая, а всего лишь золотистая, — всё равно награда, признание со стороны государства твоего труда. А это дорогого стоит.

Ну что, настроились стать медалистами? Пока закончится начальная школа, может и качество высшей школьной награды изменится. Всегда нужно надеяться на лучшее.

Не забудьте подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» , чтобы не пропустить ничего интересного)

Об этом заявила Министр образования и науки России О.Ю.Васильева 5 апреля 2018 года в эфире телеканала «Россия 1» (https://russia.tv/).

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» медаль «За особые успехи в учении» вручается выпускникам, успешно прошедшим ГИА и имеющим итоговые отметки «отлично» по всем предметам . Итоговые отметки определяются как среднее арифметическое годовых и полугодовых отметок за 10 и 11 класс. Прохождение ГИА считается успешным, если выпускник получил на ЕГЭ количество баллов выше минимального. Другое по результатам ЕГЭ не учитывается.
При поступлении в вуз медаль по усмотрению вуза может принести до 10 дополнительных баллов, а также преимущество на зачисление, если оба абитуриента (с медалью и без) набрали одинаковое количество баллов.
Комментируя в эфире телеканала «Россия 1» развернувшуюся в СМИ дискуссию по поводу выдачи медалей, глава Минобрнауки О.Ю. Васильева отметила, что за последние несколько лет произошла страшная девальвация самого понятия «золотая медаль». По ее мнению, главная цель идущих изменений - отмена этой девальвации, ведь медаль — это большой внутренний стимул для того, чтобы учиться хорошо.
Как сообщает ТАСС, начальник управления оценки качества общего образования Рособрнадзора Игорь Круглинский 5 апреля на открытии акции «100 баллов для победы» в школе «Надежда Сибири» в Новосибирске сообщил, что уже до начала нового учебного года будут рассмотрены подготовленные изменения, чтобы установить порог ЕГЭ, который бы являлся основанием для выдачи медали «За особые успехи в учении». Также он добавил, что практика выдачи собственных медалей, при которой учитываются баллы за экзамены, уже существует в ряде регионов России. Так, в Москве уже существует городская медаль для школьников, которую могут получить победители и призёры всероссийской олимпиады школьников, выпускники, получившие сто баллов за какой-либо предмет ЕГЭ, а также школьники имеющие в аттестате только пятёрки и набравшие на ЕГЭ не менее 220 баллов.
По информации федерального портала «Российское образование» в пресс-службе Минобрнауки сообщили, что медали выпускникам школ будут выдавать не только за отметки «отлично» по всем предметам учебного плана, но и при сдаче обязательных ЕГЭ как минимум на 70 баллов.
Напомним, что ещё в 2017 году накануне Дня учителя Министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева в интервью РИА Новости по поводу предложения привязать результаты ЕГЭ к выдаче золотых медалей выпускникам, сказала, что эта идея подлежит обсуждению.
«Для меня золотая медаль - она навсегда осталась золотой медалью, и привязка, как вы говорите, должна быть к оценке высоких знаний выпускника. Медаль - это медаль, это человек учился все годы и показывал действительно высокие результаты. А когда выдают медали, а ученик не демонстрирует высоких результатов в обучении, то это недопустимо », — заявила О.Ю.Васильева.
Также в 2017 году в Рособрнадзор обратились с письмом представители столичных ассоциаций в сфере образования с предложением изменить критерии получения золотой медали, объясняя свое предложение необходимостью повышения объективности уровня достижений в образовании, ибо по действующему порядку не нужно подкреплять школьные отметки высокими результатами внешних независимых процедур, и это приводит к тому, что некоторые медалисты, придя в вуз, не готовы к обучению и не могут сдать уже первую сессию. Представители ассоциации предложили: выпускник, набравший меньше 220 баллов по ЕГЭ, не должен получать медаль.
Также Общественный совет при Рособрнадзоре попросил ведомство рассмотреть возможность учета результатов ЕГЭ при выдаче медалей выпускникам школ.
Глава Рособрнадзора С.С.Кравцов обратился к региональным министрам образования оценить объективность выдачи медалей выпускникам школ.

Минобрнауки России подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115», согласно которому для получения аттестата о среднем общем образовании с отличием выпускникам необходимо, завершив обучение по образовательным программам среднего общего образования, получить итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования, а также успешно пройти государственную итоговую аттестацию и набрать по результатам сдачи ЕГЭ не менее 70 баллов по обязательным учебным предметам. Проект вынесен на общественное обсуждение 9 апреля 2018 года(http://regulation.gov.ru/projects#departments=13&npa=79812)

Департамент образования г. Москвы по поручению Мэра Москвы разработал положение о медали «За особые успехи в обучении», которой будут награждаться выпускники школ.

«Одной из традиционных форм поощрения выпускников до 1 сентября 2013 года было награждение школьников золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении», которые были учреждены Министерством образования РФ, – сказала заместитель руководителя Департамента образования столицы Татьяна Васильева. – Эти медали были формой общественного поощрения выпускников. Награждение было и остаётся для тех, кто награждён, и для их родителей вещью почётной и очень значимой. К этой награде всегда трепетно относились и бережно хранили».

С этим согласилась директор средней общеобразовательной школы № 1481 Надежда Перфилова: «Когда появилось первое сообщение о том, что медали в нашей стране отменяются, то и педагогическое сообщество, и родители очень огорчились. И огромное спасибо за то, что мы на уровне Москвы сохраняем данную награду. А для ученика, который 11 лет доказывал себе и окружающим, что он лучший, эта награда – весомая».

Кто может претендовать на получение медали «За особые успехи в обучении»? «Существует три возможности, в соответствии с которыми можно претендовать на данную награду, – сообщила на пресс-конференции Татьяна Васильева.– Первая категория – выпускники, ставшие победителями и призёрами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В данном случае речь идёт о самой значимой олимпиаде школьников (вузовские и прочие олимпиады в зачёт не идут). Это огромный труд для учеников на протяжении многих лет. Победителями и призёрами становятся ученики, действительно, проявившие особые успехи в обучении. В 2013 году в Москве был 321 успешный олимпиадник.

Вторая группа учеников, кто может претендовать на награду, – это выпускники, набравшие 100 баллов на ЕГЭ по одному из общеобразовательных предметов ЕГЭ, это может быть не только обязательная дисциплина – математика или русский язык, но и любой из предметов по выбору ученика. Также сохраняется традиционный подход к награждению медалью – это выпускники, имеющие в школе итоговые отметки «отлично» по всем предметам за 10–11 классы и набравшие 220 баллов по трём (на выбор) любым предметам единого государственного экзамена. Этот подход сочетает в себе два вектора оценки качества образования: с одной стороны, это высокие отметки, заработанные учеником в школе в течение всего периода обучения и подтверждённые «пятёрками» в аттестате, а с другой стороны – это независимая оценка качества знаний, которые продемонстрировал ученик на выпускных экзаменах в школе».

Уже утверждена форма медали: это диск диаметром 40 мм, толщиной 3 мм золотистого цвета. На реверсе нанесено рельефное изображение раскрытой книги, обрамлённой двумя скрещенными лавровыми ветвями, сверху – надпись «За особые успехи в обучении». На аверсе – фасад здания Правительства Москвы и надпись «Москва».

Медаль не будет давать абитуриенту никаких преимуществ при поступлении, но её наличие будет учитываться лишь при прочих равных условиях.

Власти Москвы решили сохранить традицию вручения медалей в школах, так как считают, что это дополнительный стимул для школьников лучше учиться.

Тем временем группа депутатов и сенаторов внесла в Государственную Думу законопроект, который дополняет существующие формы поощрения учеников школ за особые успехи в учебе, а также в физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. Законопроектом планируется закрепить за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, полномочия по определению условий поощрения золотой медалью и похвальной грамотой.

В документе помимо похвальных грамот и золотых медалей предусмотрено вручение ребятам ценных призов и денежных премий. Также парламентарии включили в список поощрений похвальный отзыв в письме к родителям, устную или письменную благодарность, грамоту. Кроме того, фамилия учащегося может быть помещена в Книгу почета или на Доску почета школы. Учебным заведениям разрешено разрабатывать и вводить собственные виды поощрений.

Напомним, право школьника на поощрение закреплено в действующей редакции Закона «Об образовании в РФ», однако норм, раскрывающих порядок и формы такого поощрения, закон не содержит. Предлагаемые поправки направлены на устранение указанного правового пробела.

С полным текстом законопроекта № 460240-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Медаль «За особые успехи в обучении»

получат около 5 тысяч выпускников московских школ

Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина в ходе заседания Правительства рассказал о том, что московские школьники уже в этом году будут награждаться новой медалью. «Предлагаем награждать московской медалью «За особые успехи в обучении» тех ребят, которые в старшей школе имеют итоговые пятёрки и получат аттестат с отличием», – сказал министр и добавил, что награждаться будут выпускники, показавшие выдающиеся результаты в изучении отдельных предметов – победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады и ученики, получившие 100 баллов по результатам ЕГЭ.

По предварительным оценкам властей города, в 2014 году московскую медаль получат порядка 5 тысяч выпускников.

В целях стимулирования и поощрения обучающихся, проявивших выдающиеся способности в учебной деятельности, Правительство Москвы постановляет:

1. Учредить медаль "За особые успехи в обучении".

2. Утвердить:

2.1. Положение о медали "За особые успехи в обучении" (приложение 1).

2.2. Описание медали "За особые успехи в обучении" (приложение 2).

3. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с изготовлением медали "За особые успехи в обучении", осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту образования города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период в рамках реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Положение
о медали "За особые успехи в обучении"

Достигшие особых успехов в учебной деятельности выпускники образовательных организации, реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, расположенных на территории города Москвы (далее - выпускники), награждаются медалью "За особые успехи в обучении".

Выпускники признаются достигшими особых успехов в учебной деятельности в случае, если они:

Являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников;

Набрали высшее количество баллов единого государственного экзамена по одному общеобразовательному предмету;

Имеют итоговые отметки "отлично" по всем предметам учебного плана по образовательным программам среднего общего образования и набрали при сдаче единого государственного экзамена в сумме не менее 220 баллов по трем общеобразовательным предметам.

В целях формирования списка выпускников, рекомендованных к награждению медалью "За особые успехи в обучении". Департаментом образования города Москвы создается комиссия.

Решение о награждении принимается руководителем Департамента образования города Москвы в соответствии с заключением комиссии, созданной Департаментом образования города Москвы, и утверждается приказом Департамента образования города Москвы.

Положение о комиссии и ее состав, порядок награждения медалью "За особые успехи в обучении" утверждаются Департаментом образования города Москвы.

Награждение медалью "За особые успехи в обучении" повторно не производится.

Описание
медали "За особые успехи в обучении"

Медаль "За особые успехи в обучении" представляет собой диск диаметром 40 мм, толщиной 3 мм, изготовленный из томпака. Цвет медали - золотистый.

На лицевой стороне медали (аверсе) нанесено рельефное изображение фасада здания Правительства Москвы, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 13. По верхнему краю лицевой стороны медали над изображением здания Правительства Москвы расположена выпуклая надпись "Москва".

На оборотной стороне медали (реверсе) нанесено рельефное изображение развернутой книги, обрамленной внизу двумя лавровыми скрещенными ветвями. Над развернутой книгой расположена выпуклая надпись "За особые успехи в обучении".

Каждая медаль упаковывается в бархатный футляр синего цвета.

Обзор документа

Выпускники образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, достигшие особых успехов в учебе, награждаются медалью "За особые успехи в обучении".

Чтобы получить такую медаль, необходимо быть победителем и призером Всероссийской олимпиады школьников; набрать высшее количество баллов ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету; иметь итоговые отметки "отлично" по всем предметам и набрать по результатам ЕГЭ не менее 220 баллов по трем общеобразовательным предметам.

Решение о награждении принимается руководителем Департамента образования.