Спорт в высшем учебном заведении. Студенческие спортивные соревнования

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему:

"Студенческий спорт"

Выполнил: студент 1-го курса

факультета естественных наук

Жилин Кирилл Сергеевич

Принял: Волченков

Алексей Викторович

Введение…………………………………………………………………………………………3 стр

Проблемы достижения высоких спортивных результатов в период обучения в вузе……..4-5стр

Оздоровительные функции студенческого спорта при подготовке к жизни и профессии 6 стр

Образ жизни студента и спорт…………………………………………………………………7-10стр

Спорт как активный отдых в учебном и профессиональном труде…………………………11стр

Индивидуальный выбор видов спорта и их краткая характеристика………………………12-13стр

Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость…………………………… 14-19стр

Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно-силовые качества…. 20-24стр

Заключение………………………………………………………………………………….. 25-26стр

Список литературы…………………………………………………………………………. 27 стр.

Введение

Слово спорт пришло в русский язык из английского (Sport), которое, в свою очередь, является вольным сокращением первоначального слова disport – игра, развлечение. Вот почему о старичке, передвигающемся по аллеям сквера называют джонингом, то есть сложным “гибридом” быстрой ходьбы с медленным бегом, за рубежом могут сказать, что “он занимается спортом”, а у нас – “физкультурой”.

Проблемы достижения высоких спортивных результатов в период обучения в вузе

Статистические данные по вузам страны показывают, что регулярно тренируются не только в специальные часы в вузе, но и в свободное время, а также участвуют в соревнованиях 15 – 20% студентов. Это типичные представители массового студенческого спорта.

Современная наука о спорте достаточно подробно и серьёзно изучает проблему человека в большом спорте. Спорт является как бы испытательным стендом, на котором моделируются требования экспериментальных условий и ситуаций, а сам спортсмен сознательно идёт на применение максимальных физических и психических нагрузок для демонстрации предельных психофизичеких возможностей человека. Ради чего? Мотивация такого «самопожертвования» может быть многообразна – от самоутверждения, честолюбия и других высоких порывов до самой тривиальной, обыкновенной меркантильности.

Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на степень формирования различных психических качеств, которые необходимы не только в спорте, но и в профессиональной деятельности.

Но факт остаётся фактом, что, например, командные спортивные игры приучают человека соотносить свои действия с действиями коллег по команде, способствуют формированию таких прикладных черт, свойств личности, как коллективизм, коммуникабельность, сознательная дисциплина и т.д.

Надёжность – одна из важнейших категорий в спорте. Она сложна именно потому, что в ней нет головокружительного взлёта с последующим весьма болезненным падением.

Мужество всегда эстетично, если в спортивной борьбе возникает гармония силы, разума и чувства.

Вот эти бесценные психические качества, черты и свойства личности.

Спорт не сошёлся клином только на большом спорте. Есть ещё массовый спорт, а он доступен каждому.

Оздоровительные функции студенческого спорта при подготовке к жизни и профессии.

Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.

Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких и др.)

Образ жизни студента и спорт.

Повседневная учебная работа, зачётно – экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики – всё это требует от учащихся и студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психо – физической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, но факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоёмкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учёбе.

Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет затрачиваемое на самоподготовку «средним» студентом, колеблется у отдельных молодых людей довольно существенно, занимая 3 – 5 ч., а в период зачётно – экзаменационной сессии – 8 – 9 ч.

Таким образом, если работники народного хозяйства, имеющие регламентированный рабочий день, трудятся 7 – 8 ч., то сумма учебного времени учащихся и студентов составляет в среднем 9 – 12 ч. в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряженным.

Но беда ещё и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22 – 24ч.! Как следствие у многих – нарушение режима сна. У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1 – 3ч. ночи. Отсюда – крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме от 7 до 8ч. отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только два раза в день.

Все эти «варварские» перегрузки и «варварское» отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной работоспособности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачётно-экзаменационной сессии. А период экзаменов – это не просто проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма молодого человека!

Например, специальные наблюдения показали, что в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80 – 92 уд./мин. против 76 – 80 в период обычных учебных занятий. А в день экзаменов, перед входом в аудиторию, где происходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд./мин., повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным и следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Казалось бы, именно в этот период надо особое внимание обратить на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление.

На практике же всё наоборот! В период экзаменов буквально «затворниками» становятся около 90% студентов. Их пребываниена открытом воздухе ограничивается не более чем 30 мин. в день. Наблюдается систематическое недосыпание, редкий и нерегулярный приём пищи. А потом кончается экзаменационная сессия. Каникулы! Отдых! И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие отклонения здоровья. Что это, случайно? Да нет же! Все эти, казалось бы, «обычные» заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т.п.) есть следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сессии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигательной активности.

Вместе с тем мы можем констатировать и тот факт, что учащиеся и студенты, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти «подводные рифы» студенческой жизни.

Учебное и свободное время – это неразрывное целое. Не случайно говорят: «Как отдохнёшь, так и поработаешь!» Изучение свободного времени студентов показало, что оно составляет около 2 – 3ч. в день. Конечно, условия, в которых они живут, учатся и отдыхают, оказывают существенное влияние не только на структуру свободного времени, но и на их работоспособность, состояние здоровья.

Вероятно, в каждом конкретном случае сочетание учёбы со спортивными занятиями должно иметь оптимальное соотношение, которое зависит как от индивидуальных качеств и способностей отдельного человека, так и от условий учебного труда, быта и наличия спортивных баз.

Приведём пример. В одном из институтов был разработан показатель, характеризующий уровень профессиональной пригодности студента. Этот интегральный показатель включал в себя следующие факторы, оцениваемые в баллах (от 2 до 5): физическое развитие; физическую, в том числе и профессионально-прикладную, пригодность; степень двигательной активности; устойчивость к временной потере трудоспособности (пропуски занятий по болезни); профессиональную заинтересованность; успешность обучения в вузе. Суммирование этих баллов экспертной оценки позволило сделать заключение о степени профессиональной пригодности каждого студента к сложным условиям и характеру труда. Оказалось, что высшую оценку (26 – 29 баллов) и даже среднюю (16 – 20 баллов) не получили студенты с низкой физической подготовленностью.

В этом же исследовании было установлено, что более высокую оценку за производственную практику, как правило, получали студенты, имевшие средние баллы по теоретическим знаниям, но лучшую физическую подготовленность по сравнению со студентами, имевшими более высокие баллы по теоретическому курсу, но слабую профессионально-прикладную физическую подготовленность.

Таковы факты, проливающие истинный свет на роль спорта, на роль хорошей физической подготовленности в успешном освоении избранной профессии.

Спорт как активный отдых в учебном и профессиональном труде

Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимает их как активный отдых, как разрядку от однообразного аудиторного учебного труда. И чем выше заинтересованность студента в этих занятиях, тем выше и сам разносторонний психофизический эффект такой физической нагрузки. Право студента на выбор различных видов спорта на каждый предстоящий учебный год (а в некоторых вузах и семестр) только поддержит его интерес к таким занятиям, ведь его мотивация – отдых. Перерастает ли этот интерес в более серьёзное увлечение определённым видом спорта – решать только ему, но хотелось бы, чтобы он понимал сущность воздействия такого активного отдыха на физическую и умственную работоспособность, на продуктивность учебного и профессионального труда.

Индивидуальный выбор видов спорта и их краткая характеристика

В спортивной педагогике, психологии и физиологии имеются различные подходы к группировке видов спорта по их отдельным признакам. Конечно, любой подход в определённой степени всегда условен, так как ни один вид спорта, ни одна система физических упражнений не воздействуют на человека одинаково, не развивает, например, одно из физических качеств в «чистом» виде. Однако эти условные группировки позволяют объединить различные виды спорта, системы упражнений по их ведущему признаку, на основе которого можно дать им развёрнутую характеристику, необходимую при индивидуальном выборе вида спорта для регулярных занятий. Кроме того, такая условная группировка представляет возможность систематизировано и кратко изложить в предложенных характеристиках роль отдельных видов и систем физических упражнений.

В то же время ещё раз подчёркиваем необходимость учёта личных психофизических качеств при выборе видов спорта. Приведём цитату из высказываний профессора прикладной социологии из университета Конкордия в Монреале Джеймса Гэвина: «Люди, ведущие социально изолированный образ жизни, тяготеют к тем видам, где можно тренироваться в одиночку. Люди с агрессивным характером выбирают «агрессивные виды спорта». Но существует и обратная связь: вид спорта оказывает влияние на характер человека. Вот почему важно сделать правильный выбор.

Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств человека – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости – всегда менее сложна на самых начальных этапах систематических упражнений, то есть у новичков, так как в этот период, как правило, наблюдается одновременное улучшение каждого из них. Если мы развиваем силу, то улучшается и выносливость, если развиваем гибкость, то в какой – то мере совершенствуется и силовая подготовленность. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект даёт комплексный метод тренировки, то есть общефизическая подготовка.

Однако по мере повышения тренированности в каком – либо отдельном физическом качестве, с постепенным повышением спортивной квалификации от новичка до спортсмена – мастера величина эффекта параллельного развития нескольких физических качеств постепенно уменьшается. Это требует тщательного подбора специальных упражнений в процессе тренировки, тем более что двигательные качества нервно – мышечного аппарата человека на высоком развитие физического качества начинает тормозить развитие другого. Вот почему штангисту высокого класса трудно достигнуть высоких показателей в упражнениях на выносливость, а бегуну на длинные дистанции – в силовых упражнениях.

Таким образом, акцентированное воспитание отдельных двигательных качеств с использованием конкретных видов спорта должно основываться на определённом минимуме развития всех основных двигательных качеств, что обычно достигается на уроках в средней школе, или в специальном учебном заведении на учебных практических занятиях по физкультуре, или в подготовительных группах по видам спорта в спортивных школах.

Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость

Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки в определённом виде спорта является одним из действенных средств достижения высокой общей и профессиональной работоспособности, основанной на повышении устойчивости центральной нервной системы, сердечно – сосудистой и других функциональных систем организма против утомления. Собственно, под выносливостью и понимается способность организма человека преодолевать наступающее утомление.

Физиологические механизмы этого процесса достаточно сложны, так как работа может относиться к различным зонам мощности (или интенсивности), а значит, и выносливость в каждой из них различна.

В зоне большой и умеренной мощности, которая может поддерживаться от 3 – 5 мин до более получаса, появляется так называемая общая выносливость. Общая выносливость проявляется в той или иной степени во всех других зонах мощности при всех видах деятельности. В её физиологической основе лежит развитие возможностей аэробного обмена в организме человека. Для проявления общей выносливости нужны хорошее сердце, здоровые лёгкие, достаточное количество гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение работающих мышц и т.д.

Главное, что под влиянием рациональной и систематической тренировки указанные органы, физиологические процессы могут повышать свои функциональные характеристики. Вот почему в данном случае нас больше интересуют те виды спорта, в которых, как и в большой части трудовых процессов (в течении всего рабочего дня), происходят аэробные реакции в организме. Поэтому наибольшее значение в обычной жизни, в профессиональной деятельности имеют такие виды спорта, которые развивают главным образом аэробные возможности организма, обеспечивающие длительную продуктивную работу сравнительно невысокой мощности не только в спортивной деятельности, но и в течение достаточно длительного по продолжительности рабочего времени на производстве.

Выносливость, как и другие двигательные качества, чаще всего проявляется специфически, в зависимости от особенностей деятельности, характера возникающего утомления.

В настоящее время различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связанное с преимущественной нагрузкой на органы чувств), эмоциональное, физическое, при которых характер и механизм утомления и проявление выносливости у данного человека на все разновидности проявления выносливости при выполнении разнообразных спортивных и трудовых действий.

Например, военными специалистами было установлено, что наиболее высокой и устойчивой скоростью работы на радиотелеграфных аппаратах (мелкие быстрые движения пальцев руки) обладали лица с лучше развитой выносливостью (в данном случае - способность к длительному бегу). Поэтому, приступая к развитию специальной выносливости в каком – либо спортивном или профессиональном действии, необходимо предварительно создать у человека определённую базу кроветранспортирующих и дыхательных возможностей, других физиологических механизмов общей выносливости.

Таким образом, акцентированное воспитание выносливости у молодых людей в целях подготовки к жизни и профессиональной деятельности требует решения задач всестороннего развития функциональных систем организма. Это связано с повышением физиологических и психологических границ устойчивости организма человека к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой. Важность подобной устойчивости для любого человека, для специалистов любой профессии не вызывает сомнения, благодаря чему определяется ведущая роль выносливости при подготовке к длительному и полноценному труду.

Общая выносливость необходима представителям всех видов спорта, так как она позволяет успешно справляться с большим объёмом тренировочной работы, эффективнее выполнять и усваивать специализированную тренировочную работу. Этим ещё раз подчёркивается особое значение воспитания общей выносливости у студенческой молодёжи вне зависимости от того, занимается ли её представитель спортом или только физкультурой, ибо высокий уровень общей выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья.

Итак, к видам спорта, акцентированно развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физические нагрузки продолжаются сравнительно длительное время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека. К таким видам спорта относятся: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции (марафон), лыжные гонки и биатлон, плавание, гребля, велосипедный спорт (шоссейные гонки, кросс, группа классических дистанций на треке), большая часть дистанций и многоборья в конькобежном спорте, альпинизм, спортивное ориентирование, туризм и некоторые другие.

Хотя все циклические виды спорта, связанные с проявлением выносливости, существенно различаются по структуре движений друг от друга, однако между ними имеются и общие положения: спортивные достижения атлетов основываются на достаточно объёмных тренировочных и соревновательных нагрузках. В процессе регулярных тренировок развивается в той мере, в какой это необходимо для каждого конкретного вида спорта, исполнительское функциональное «звено» – кислород – транспортная система и регулирующее «звено» – центральная и эндокринная система.

Спортсменам, специализирующимся в этих видах спорта присущи способности к длительному выполнению физической работы, успешное волевое противостояние утомлению. Их высокая работоспособность обеспечена разнообразными сдвигами приспособительного характера, происшедшими в организме под влиянием тренирующих воздействий: морфологическим и функциональным развитием мышцы сердца, повышением эластичных свойств стенок кровеносных сосудов, увеличением запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой степенью эффективности работы нервной системы и др.

Это можно иллюстрировать следующим примером. Одним из показателей (тестов) функционального развития дыхательной и сердечно – сосудистой системы служит результат выполнения мышечной работы при частоте сердечных сокращений 170 ударов в мин.

Следует отметить, что приступая к тренировке в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжёлую тренировочную работу. Это связано с воспитанием способности к высокому уровню мобилизации резервов организма («терпению») не только в ходе соревновательной, но и тренировочной деятельности, так как повышение тренированности связано с преодолением утомления. Регулярные тренировки в этой группе видов спорта, как и в других, воспитывают способность к саморегуляции эмоционального состояния в условиях стресса, в условиях острой спортивной борьбы. Но главное в том, что всё это может потребоваться именно в процессе обычной трудовой жизни, что ещё раз подчёркивает прикладность и воспитывающую сущность спортивной подготовки. Конечно, как и по всем видам спорта, у разных людей имеются большие способности к одним и меньше к другим. Сразу же может возникнуть вопрос: а какой уровень выносливости у меня сегодня (не с точки зрения сравнения с достижениями больших спортсменов, а сравнительно со здоровыми людьми, не занимающимися спортом). Такую оценку можно сделать и самостоятельно.

Более 15 лет назад американский физиолог К. Купер предложил характеризовать физическую работоспособность людей различного возраста с помощью определения расстояния, преодолеваемого за 12 мин. За прошедшие годы этот тест нашёл широкое распространение.

Практическое применение теста Купера, в наибольшей мере определяющего состояние сердечно – сосудистой системы, заключается в следующем. Надо преодолеть (пройти, пробежать) как можно большее расстояние в течение 12 мин. Делать это лучше на стадионе, где, как правило, общая длина круговой дорожки равна 400 м. При первом применении теста не следует стремиться к самоистязанию. Лучше проводить тест с чьей – либо помощью, чтобы не следить за временем и преодолеваемым расстоянием, а ориентироваться только на самочувствие. По окончании 12 мин надо измерить (запомнить) расстояние, преодоленное за это время, и по таблице 15 определить степень своей физической подготовленности.

После этого теста вы можете сами дать оценку исходному состоянию своей выносливости. Если у вас показатели в этом тесте достаточно высоки, то вы имеете способность к видам спорта, требующим и развивающим выносливость. А если нет, то вам надо обратить на это внимание и совершенствовать свою подготовленность в плане общей физической подготовки, применяя широкий спектр циклических упражнений, развивающих это жизненно необходимое качество.

Виды спорта, преимущественно развивающие силу и

скоростно-силовые качества

Под силой следует понимать способность человека преодолевать или противодействовать сопротивлению за счёт напряжения мышц. Сила может проявиться при статическом режиме работы мышц, когда они не изменяют свой длины (изометрический метод развития силы), и при динамическом, связанном либо с уменьшением, либо с увеличением длины мышц (изотонический метод). В различных видах спорта применение этих методов в тренировочных занятиях находится в различных соотношениях и во многом зависит от конкретных задач тренировки.

Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно-силовые качества, относятся в основном к группе ациклических видов спорта, характерными особенностями которых являются способность к проявлению силы и скорость сокращения мышц.

И здесь мы вынуждены обратиться к теории, которая поможет разобраться с некоторыми понятиями.

    К собственно силовым видам, таким, как тяжёлая атлетика, гиревой спорт, атлетическая гимнастика, относятся те виды спорта, в которых максимальная сила при спортивном движении меняется в зависимости от величины преимущественной массы (вес штанги и т.п.).

    Спортивные движения, при которых сила изменяется в соответствии с величиной ускорения, сообщённого постоянной массе (собственный вес атлета, спортивный снаряд), называются скоростно-силовыми .

Несмотря на то, что современный быт и производство всё меньше и меньше требуют от человека проявления физических усилий, сила как физическое качество имеет существенное самостоятельное и вспомогательное значение для успешного выполнения не только спортивных, но и профессиональных задач у представителей многих видов спорта и работников различных специальностей. Немаловажен и прикладной опыт правильного подъёма тяжестей, приобретаемых на занятиях по тяжёлой атлетике и упражнениях с отягощениями.

Доктор медицинских наук, профессор А.Н. Воробьёв, который около 50 раз обновлял рекорды в тяжёлой атлетике и дважды завоёвывал звание олимпийского чемпиона, по этому поводу говорил: «Сила нужна каждому человеку. Конечно, автоматизация, механизация производства с каждым годом облегчают работу, доля ручного труда становится меньше. Однако, если говорить откровенно, представителям многих профессий такого труда ещё надолго хватит. Скажем, среди шахтёров или строителей слабый просто-напросто не выдержит долго. Можно назвать десятки видов человеческой деятельности, требующих силы…»

Во многих видах современной спортивной и трудовой деятельности решающее значение имеет развитие не только абсолютной, но и относительной силы мышц. Она в значительной мере определяет быстроту движений каждого человека и играет большую роль в работе, требующей выносливости и ловкости. Считается установленным, что максимальные величины силы находятся в тесной зависимости не только от времени суток, но и от условий её проявления. Это положение весьма важно при определении методики тренировки представителей отдельных видов спорта и профессий, у которых проявление силы в спортивных движениях, в процессе труда, как правило, обусловливается режимом и условиями их двигательной деятельности.

В связи с тем, что далеко не каждое силовое упражнение обеспечивает специальную силовую подготовку, необходимо подбирать упражнения, сходные по структуре, величине и характеру нервно-мышечных усилий, угловой амплитуде рабочих движений и т.д. с основным действием.

Известно, что при воспитании силы максимальное силовое напряжение, дающее наибольший эффект, может быть создано: 1) предельным увеличением внешнего сопротивления в динамическом и статическом режиме, 2) преодолением непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным количеством повторений. Поэтому всё зависит от цели силовой подготовки. Например, в профессиональной деятельности подавляющего числа специалистов практически не встречаются ситуации, требующие максимальных мышечных напряжений. Значит, можно предположить, что второе направление воспитания силы более оправданно и приемлемо для достижения задач профессионально-прикладной подготовки студентов, имеющих, как правило, самый различный уровень физической подготовки.

Рассматривая вопрос о применении разных режимов упражнений при воспитании силы, необходимо также обратить особое внимание на существенное отличие большинства спортивных от профессиональных действий специалистов в сфере производства. Так, если в спорте статические усилия требуются относительно редко, причём лишь в качестве компонента динамических двигательных актов, то во многих видах современного труда наблюдается обратная картина – на фоне длительного статического напряжения значительных групп мышц происходит существенная динамическая нагрузка мелких мышц в микродвижениях. В этих условиях отдельные недостатки применения изометрических упражнений по сравнению с динамическими уже выглядят не столь существенными.

Конечно, соотношение максимальной силы разных мышечных групп у представителей различных видов спорта, профессий и профессиональных групп не может быть одинаковым. Следовательно, обоснованный подбор упражнений в целях акцентированного развития силы отдельных мышц в ходе спортивной или профессионально-прикладной подготовки предполагает необходимость предварительного изучения топографии мышц и режима из работы в данной спортивной дисциплине или в процессе конкретного вида труда.

Профессор В.М. Зациорский отмечает, что вне зависимости от спортивной специализации наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Такими мышечными группами, требующими особого внимания и специального локального воздействия, являются следующие: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Обязательной предпосылкой к развитию этих групп мышц является предварительное укрепление мышц брюшного пресса и поясничной области.

Существуют виды спорта способствующие: воспитанию быстроты; воспитанию ловкости и гибкости; воспитанию специальных прикладных качеств; освоению жизненно необходимых навыков.

Заключение

Говоря о роли спорта в подготовке к жизни и будущей профессии, вероятно, нельзя ограничиваться только решением задач развития и совершенствования различных функций организма, а надо ещё раз обратить внимание на повышение психологической подготовленности. Ведь очень часто молодые специалисты сетуют на то, что их многому научили за годы профессиональной подготовки в специальном учебном заведении, только не научили работать с людьми, не вооружили психологической уверенностью и устойчивостью при руководстве коллективом. И вот здесь следует особо отметить роль спорта в формировании людей с сильной волей и твёрдым характером, что напрямую связано с постоянной необходимостью переносить разнообразные физические и психические напряжения не только в соревнованиях, но и в процессе регулярных тренировок.

Эти нагрузки, часто более высокие, чем в обычной жизни и профессиональной работе, значительно влияют на формирование и становление личности человека. Спортивная подготовка «через метод приучения к практическим действиям и поведению» обеспечивает воспитание необходимых качеств – самодисциплины, настойчивости, упорства в преодолении трудностей, уверенности в себе, решительности и способности проявлять максимальные усилия и в спортивной, и в трудовой, и в общественной деятельности.

И здесь хочется ещё раз привести слова о том, что «нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанных качеств». В такие условия молодого человека многократно ставит спорт.

Список литературы:

1. «Для студентов вузов физического воспитания и спорта» Энока Р.М., 2000 г.

2. «Лечебная физкультура и спортивная медицина» Епифанов, изд. Медицина

Спорт студенческого спорта , ГУДО Центр спортивных... % Ходьба на лыжах - - - - Парусный спорт - - - - Экстремальные виды спорта 2 - 2 14% Коньки - - - - Хоккей...

  • Международное спортивное студенческое движение

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Проводятся Международной федерацией студенческого спорта (ФИСУ). С 1994 года Российский студенческий спортивный союз... в области физической культуры и спорта и IТ-технологий и СМИ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Студенческий спорт - отражение эффективности государственной...

  • Студенческий спорт и спортивная работа в вузе (определение, направление студенческого спорта, положение о соревнованиях)

    Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.

    Организационные особенности студенческого спорта:

    • * доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине "Физическая культура" (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном отделении);
    • * возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;
    • * возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).

    Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

    Спортивная подготовка проводится в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, не достаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта.

    Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине "Физическая культура".

    Спортивно-технические нормативы и требования в спортивном отделении ориентированы на Единую спортивную классификацию, на обязательное участие в спортивных соревнованиях определенного уровня. Дифференцированные по видам спорта нормативы и требования для основного и спортивного отделений разрабатываются кафедрой физического воспитания каждого вуза исходя из материально-технического обеспечения учебного процесса, особенностей контингента студентов. Эти требования доступны для каждого студента, но чтобы их выполнить, некоторым занимающимся придется не только усердно работать в часы учебных занятий, но и заниматься дополнительной самоподготовкой в свободное время, поэтому администрации вуза предписывается создавать студентам-спортсменам высокой квалификации необходимые материально-бытовые условия, а также возможность обучения по индивидуальному графику в установленном порядке.

    Таким образом, студенческий спорт по существу выполняет функции по подготовке спортивного резерва спорта высших достижений (СВД). Однако так как сочетание успешной учебной деятельности и повышения спортивного мастерства предъявляет к самому студенту серьезные дополнительные требования, следует согласиться с мнением специалистов о том, что занятия спортом в вузе на уровне СВД в лучшем случае, позволят выполнять поисковую, поддерживающую и сопровождающую функции.

    Спорт в свободное время -- неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта. Эти секции организуются и финансируются в вузах администрацией, коммерческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступает спортивный клуб, кафедра физического воспитания.

    Самостоятельные занятия -- одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно сократить временные затраты на организованные тренировочные занятия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спортивная подготовка не исключает возможность участия во внутри вузовских и вне вузовских студенческих соревнованиях.

    Спортивные соревнования как средство эффективной подготовки человека. Система студенческих спортивных соревнований.

    Спортивные соревнования -- одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов.

    Спортивные результаты -- это показатель качества и эффективности психофизической подготовки студента, проводимой на учебно-тренировочных занятиях. В условиях состязаний студенты более полно демонстрируют свои физические возможности. Именно поэтому прием нормативов по общей физической подготовке на учебных занятиях осуществляется в оревновательной обстановке на зачетных соревнованиях в учебной группе или на учебном потоке.

    Таким образом, спортивные соревнования могут выступать и как средство подготовки, и как метод контроля эффективности учебно-тренировочного процесса.

    Система студенческих спортивных соревнований

    Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутри вузовскихсоревнований (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским, российским, международным.

    Внутри вузовские спортивные соревнования включают в себя соревнования между курсами, факультетами. В межвузовских соревнованиях участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены в составе сборных команд вуза по видам спорта.

    Целевые задачи межвузовских состязаний, как и их спортивный уровень, могут быть самыми различными: к примеру, товарищеские спортивные встречи между студентами разных вузов или между командами однопрофильных учебных заведений, открытые соревнования вуза по виду спорта. Цель подобных соревнований -- скорее установить личные контакты между будущими коллегами по профессии, чем выяснять спортивное преимущество. Однако может быть поставлена и спортивная задача -- добиться наилучшего спортивного результата на соревнованиях между вузами города. Этим определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого вуза, а следовательно, и характер отношения администрации вуза к спортивным интересам своих студентов и к созданию необходимых условий для их спортивного совершенствования.

    На уровне отдельных вузов по инициативе ректората и общественных организаций могут быть организованы международные спортивные встречи. Международные студенческие соревнования организуются и межвузовскими общественными спортивными объединениями.

    Олимпийские игры -- самые авторитетные и представительные международные спортивные соревнования. В составе олимпийской команды бывшего СССР всегда успешно выступали студенты-спортсмены. Начиная с XIX Олимпийских игр 1968 г. в Мехико в составе команды было 45--48% студентов.

    Общественные студенческие организации и объединения. Универсиады.

    В организации и проведении учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований студентов во вне учебное время активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения.

    От активности внутри вузовской общественной организации - спортивного клуба во многом зависит спортивная жизнь студентов в учебном заведении. Ректорат и кафедра физического воспитания оказывают ему возможную материальную, методическую и практическую помощь как в работе отдельных спортивных секций и групп, так и в организации проведения соревнований.

    Значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играет общественное объединение студентов и работников высших учебных заведений - Российский студенческий спортивный союз (созданный в конце 1993 г.) и его региональные организации.

    В настоящее время РССС признан как единый орган по руководству студенческим спортом. РССС активно сотрудничает с Олимпийским комитетом России, являясь его членом. РССС - член международной федерации университетского спорта (ФИСУ), принимает активное участие во всех его мероприятиях. РССС - правопреемник упраздненного студенческого ДСО "Буревестник", продолжает его идеи и традиции.

    РССС объединяет различные спортивные клубы, различные физкультурные организации более 500 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. В структуре РССС созданы региональные органы руководства студенческим спортом. Для занятий спортом в распоряжение студентов предоставлены спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, лыжные базы, спортивные площадки высших и средних учебных заведений.

    Российским студенческим спортивным союзом ежегодно проводятся национальные и региональные чемпионаты по всем видам спорта, включенным в программы Всемирных универсиад и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.

    Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады) проводятся с 1924 года. Российские спортсмены-студенты выступали в Универсиадах с 1957 года.

    По решению Генеральной ассамблеи ФИСУ Всемирные студенческие спортивные игры проводятся один раз в два года: каждый нечетный год - летние и каждый четный год - зимние. Наиболее массовыми являются летние Универсиады. Программа летних Универсиад включает 10 видов спорта. Во всех Универсиадах, в которых выступали студенты России, они неизменно добивались общекомандной победы.

    Одновременно с Универсиадами проводятся чемпионаты мира среди студентов. В рамках последних Универсиад Международная федерация университетского спорта проводит международные научные конференции по проблемам физического воспитания в высших учебных заведениях и дальнейшего развития студенческого спорта. В работе этих конференций самое активное участие принимают ученые, работающие на кафедрах физического воспитания высших учебных заведений нашей страны, а также специалисты ведущих спортивных держав мира (России, США, Великобритании, Франции, Италии, Швеции).

    Характеристика соревновательного и игрового метода обучения

    Соревновательный метод -- это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

    В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется: 1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.); 2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

    Соревновательный метод позволяет:

    • · стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
    • · выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
    • · обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
    • · содействовать воспитанию волевых качеств.

    Игровой метод

    В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

    Основными методическими особенностями игрового метода являются:

    • 1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
    • 2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
    • 3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
    • 4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
    • 5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

    К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

    Характеристика игровой деятельности

    Действия игроков в спортивных играх отличаются большим разнообразием, сложностью и изобретательностью. Они требуют высокого физического и психического напряжения, обусловленного необходимостью превзойти соперника, со своей стороны прилагающего все силы, чтобы добиться превосходства. Каждое действие участника игры определяется внешними и внутренними условиями спортивного поединка. Поэтому успех соревнования в первую очередь зависит от адекватности отражения ситуации в сознании игрока и его способности выбрать и осуществить наиболее рациональное решение (с учетом внешних и внутренних причин). В связи с этим особую роль здесь играет психическая сторона игровой деятельности.

    Спортивные игры -- это ситуационный вид спорта, где ведущая роль принадлежит сенсомоторным механизмам. Произвольный характер действий играющих основывается на «ситуационной афферентации» (по Анохину). Он включает афферентный анализ, суть которого состоит в выделении из окружающей обстановки значимых сигналов, и афферентный синтез, который позволяет прогнозировать развитие ситуации.

    Сложный механизм сенсомоторных реакций складывается из трех взаимосвязанных блоков: антиципации, программирования и управления. Их полноценное функционирование обеспечивается высоким уровнем ориентировки спортсмена. Сенсорные процессы, основанные на избирательном внимании к изменениям временных и пространственных параметров, определяющих взаимоотношения между партнерами, соперниками и предметом игры, являются результатом деятельности сразу нескольких анализаторов. Ведущую роль в этом комплексе играет зрение игрока.

    Сложность игровой ситуации порождает обилие информации. Однако для принятия оптимального решения нужна лишь ограниченная ее часть. Поэтому исключительно важное значение приобретает развивающаяся у игрока способность к ограничению избыточной информации, которая регулируется акцептором действия.

    Двигательная реакция на определенные ситуации является результатом избирательного внимания и оперативного мышления игрока, обеспечивающих приспособление к постоянным изменениям обстановки в игре. Это приспособление не должно и не может быть пассивным. Успех в игре обеспечивает лишь активное, творческое приспособление к быстро и неожиданно меняющимся условиям.

    Наиболее часто повторяющиеся ситуации довольно быстро становятся привычными, легко распознаются и решаются. Это действия при численном перевесе (2*1, 3*2) и простые условия единоборства.

    Второй уровень тактического мышления -- это решение сложного комплекса игровых комбинаций, где игрок может выбрать оптимальное решение на основе освоенных алгоритмов, которые он реализует автоматизированно. Сюда относятся действия в так называемых типовых ситуациях.

    Третий, наивысший уровень принятия решений, основанный на творческих особенностях тактического мышления, действует при решении новых игровых ситуаций, с которыми игрок не встречался.

    Одно из условий эффективности двигательных действий играющих заключается в их гибкости, пластичности, предопределяющей способность изменять начатую программу, если соперник успешно применил контрприем. Этот запасной вариант действий должен заранее предусматриваться. Иначе внезапное изменение решения, вызывающее наложение одной программы на другую (интерференция), обрекает на неудачу тактический замысел игрока.

    Таким образом, действия игрока носят сложный характер, основываются на его интеллектуальных и двигательных возможностях. Постоянно меняющиеся взаимоотношения сотрудничества и конкуренции между играющими определяют сложность сенсомоторной деятельности в процессе игры.

    Существенной предпосылкой результативности игровой деятельности является волевая реакция игрока. От нее, в частности, зависит способность к длительной концентрации внимания в игре, выбор оптимального решения и управление своими действиями при его реализации.

    В ходе игры возникают различные факторы, затрудняющие сенсо-моторную деятельность. К их числу относятся утомление, низкий уровень и качество судейства. Все это отрицательно сказывается на центральных механизмах принятия решений. При снижении сенсорной активности игрок реагирует примитивно, теряет творческую инициативу, действует шаблонно и неуверенно. Это дает в руки соперников дополнительный шанс для победы.

    В каждой игре есть особенности, объясняющиеся ее спецификой. В играх с непосредственным единоборством -- это поведенческие реакции игроков, связанные с силовым характером противоборства сторон. Недостаток активности и ее избыток одинаково уязвимы. В играх без непосредственного контакта игровая активность чередуется с моментами относительной пассивности. Зато в гораздо большей мере ощущается напряженность, вызываемая ожиданием ответа соперника. В связи с этим исключительно важно развивать способность предугадывать.

    Скорость полета мячей (и других предметов) при ударах и других метаниях велика. Так, при подаче мяча в теннисе скорость его полета может достигать 140 км/ч, при игре в пилоту -- 210 км/ч, при броске шайба летит со скоростью 150 км/ч. Поэтому отразить мяч (шайбу) без опережающего реагирования невозможно. И здесь исключительно важную роль играют степень концентрации внимания, его стабильно высокий уровень, достигаемые усилием воли.

    Доказано, что ведущее для вратаря качество -- интуиция, понимаемая как сложный двигательно-интеллектуальный навык, который во время игры отражает связь перспективных мыслительных процессов с предстоящими собственными игровыми действиями. В эксперименте вратари угадывали до 60% направления ударов. В игре эти цифры бывают больше. Ярким примером могут стать действия вратаря гандбольной команды СССР Томина, который в одном матче на XXII Олимпиаде сумел отразить подряд пять семиметровых штрафных бросков и этим решил его судьбу.

    В играх с поочередным участием играющих психическая напряженность возрастает в момент, предшествующий началу действий. Игрок физически ощущает степень своей ответственности перед командой. Без хладнокровия, умения управлять собой здесь невозможно достичь точности, быстроты и рациональности действий. Трудность сохранения психической стабильности довольно часто усугубляется влиянием зрителей. Только шумовой эффект их присутствия на 20% снижает точность движений. Поэтому у игроков необходимо воспитывать психическую надежность соревновательной деятельности.

    Особую сложность в спортивных играх составляет коллективный характер игровых действий. Сыгранность команды -- важнейший фактор игрового превосходства. Она достигается не только благодаря адекватности понимания всеми участниками ситуации, но и желанию сотрудничества при правильном распределении ролей и функций внутри команды. Равновесие в команде достигается психологической совместимостью игроков, нормальным фоном межличностных отношений и здоровым психологическим климатом.

    Команда -- сложный организм, живущий сложной жизнью. Характерно, что трудности создания и сохранения команды, ее боеспособности особенно ощутимы в начале ее формирования и в период наивысших достижений, когда все более выражены признаки взаимной конкуренции. Это выражается в возрастании невротичности, агрессивности в поведении игроков. В таких ситуациях особенно велика роль лидеров -- капитана команды и ее тренера. От их поведения, основанного на понимании причин расстройства внутрикомандных взаимоотношений, зависит восстановление равновесия. Иногда подобная ситуация является результатом психического истощения, и тогда необходимы меры, способствующие восстановлению «нервной свежести»

    В играх индивидуального характера с особой силой проявляется значение полной мобилизации, высокой ответственности и психической стабильности спортсмена. Успех его выступления во многом зависит от умения навязать свою тактику, использования слабости соперника, способности действовать неожиданно для него, удерживая инициативу.

    Все эти особенности накладывают определенный отпечаток на процесс обучения и спортивную тренировку занимающихся спортивными играми.

    Для игровой деятельности характерна и особая сложность взаимодействия функциональных систем организма, обеспечивающих реализацию планов. В основе тактического мышления лежит сигнальная деятельность коры головного мозга. Высшие отделы центральной нервной системы осуществляют одновременно и нейрогуморальную регуляцию произвольной двигательной деятельности играющих.

    Разнообразие игровых условий требует различных уровней регуляции. В простых случаях, когда реакция элементарна, регуляцию берут на себя низшие отделы. В сложных ситуациях, когда необходимо выбрать из имеющихся в запасе двигательных навыков наиболее подходящий, включаются высшие отделы и вторая сигнальная система. Действиям предшествует мысль о цели и способах ее достижения. Именно речь создает систему предпусковых афферентаций, которые имеют место в произвольной деятельности.

    Используемые в игре специализированные навыки формируются по типу условных рефлексов высшего порядка на базе врожденных двигательных навыков. Изменчивый характер игровых условий требует особо динамичного навыка. Жесткие стереотипные движения в таких условиях не всегда эффективны. Это нисколько не отвергает необходимости автоматизированных двигательных реакций. Однако они представляют наиболее простые и элементарные компоненты двигательной деятельности. Тогда как их выбор и создание оптимальных комбинаций, отвечающих ситуации, целиком осуществляются высшими отдела-ми головного мозга.

    Характерно, что чем выше мастерство спортсмена, тем в большей степени проявляется у него вариативность стандартных двигательных навыков. Более того, у него ярче выражена способность к осознанию своих движений в интервалах времени, что позволяет тоньше управлять ими в скоротечных двигательных актах.

    Большой объем автоматизированных навыков создает условия для высвобождения высших отделов центральной нервной системы от текущего контроля за выполнением намеченной двигательной программы. Тем самым увеличивается возможность для более полного восприятия информации, связанной с изменением внешних условий, для экстраорециальной выносливости, направленность игровой ситуации, динарного вмешательства, а в нужных случаях -- для перехода на новую программу.

    Процессы многоуровневого управления сложной системой двигательного аппарата спортсмена базируются на.исключительно высоком функциональном совершенстве деятельности анализаторных систем. Поэтому в процессе занятий спортивными играми в значительной степени совершенствуется острота зрительных, тактильных, кинестетических, вестибулярных, слуховых восприятий. Снижаются их пороги, и увеличивается диапазон ощущений. Это ведет к формированию обостренных ощущений предмета игры -- «чувства мяча», пространственных и временных параметров движений -- «чувства площадки», «чувства дистанции» и т. п.

    Спортивные игры отличаются не только сложностью деятельности анализаторов, регуляции движений, но и высокими требованиями к обеспечению обменных процессов в организме. Для игр, связанных с борьбой за мяч с соперниками, характерны энергетические траты, при-сущие упражнениям на выносливость (бег на лыжах, плавание, бег на средние и длинные дистанции). Например, при игре в настольный теннис затраты энергии составляют до 540 ккал, что в пересчете на килограмм веса спортсмена дает 9,1 ккал, одинаково с затратами лыжника-гонщика. В то же время при беге на 100 м расход энергии составляет 40 ккал.

    Энергетически наиболее нагрузочные - баскетбол, хоккей, гандбол и футбол, где уровень обменных реакций повышается по сравнению с основным в 10--15 раз. Такую нагрузку принято относить к субмаксимальной.

    Однако разнообразие игр не позволяет рассматривать их обобщенно. В играх с большим количеством участников, на больших площадках и с возможностью замены игроков нагрузка носит переменный характер: моменты наибольшей активности здесь чередуются с паузами малой активности и даже с пассивным отдыхом (например, в хоккее). Для других игр характерна непрерывность действий, но интенсивность их несколько меньшая. Поэтому энергообеспечение действий играющих разнообразно. Однако под влиянием современных тенденций интенсификации игры все больший удельный вес приобретает бескислородный (анаэробный) способ энергообразования. В отдельных случаях при максимальных напряжениях его доля составляет 77--90%. Это ведет к образованию значительного кислородного долга (7--10 л) и повышению уровня молочной кислоты в крови (на 150--250 мг%). Одновременно значительно возрастает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Частота пульса достигает 180--210 уд/мин, легочная вентиляция -- 80--130 л/мин, потребление кислорода возрастает до 3,5--4,5 л/мин. Этот уровень интенсивности обменных процессов сохраняется на протяжении 40--150 с, после чего появляется необходимость снизить двигательную активность.

    Нагрузки субмаксимальной интенсивности вызывают заметное повышение обменных процессов, когда около 80% необходимой энергии доставляется аэробным путем, поэтому уровень молочной кислоты в крови повышается лишь до 30--50 мг%. Частота сердечных сокращений достигает 170--190 уд/мин. В ткани ежеминутно поступает до 4 л кислорода, но все же величина кислородного долга сохраняется достаточно большой (7--9 л). Продолжительность таких нагрузок может составлять 5--7 мин.

    Нагрузки средней интенсивности могут выполняться на всем протяжении игрового времени (до 2--3 ч). Доля анаэробного извлечения энергии здесь снижается до 5--10%. Это позволяет снизить уровень молочной кислоты в крови до 15--30 мг%. При этом частота пульса находится в границах 140--170 уд/мин, минутная вентиляция -- 15-- 20 л. Потребление кислорода составляет 2--4 л/мин, а кислородный долг -- 3--5 л.

    Способность к высоко эффективным игровым действиям довольно тесно связана с уровнем деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Чем выше спортивная квалификация и игровая результативность, тем большие величины максимального потребления кислорода обнаруживаются у спортсменов (теннисистов, хоккеистов, баскетболистов).

    Большой резерв кислородного обеспечения позволяет улучшить деятельность центральной нервной системы и комплексного анализатора, а это, в свою очередь, сказывается на качестве тактической деятельности. Ее эффективность зависит также и от уровня анаэробного энергообеспечения, поскольку оно непосредственно участвует в скоростно-силовых движениях. Доказано, что уровень анаэробных возможностей у спортсменов возрастает по мере тренированности и тесно- связан с выполняемыми в команде функциями. Он выше у игроков, участвующих в скоростных и мощных силовых действиях.

    Педагогическая характеристика игры включает несколько важных аспектов. Первый из них -- аспект воспитательный. В этом отношении игре безусловно принадлежит главенствующая роль.

    Игра -- это прежде всего упражнение в правильном поведении, причем, в необычных, чрезвычайно затрудненных условиях. Правила игры, масштаб соревнования, судьи, зрители, наконец соперник, -- все это создает исключительный по разнообразию комплекс внешних воз-действий, требующий от играющих своего отражения при выборе поведения в игре.

    Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.

    Организационные особенности студенческого спорта:

    • - доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);
    • - возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;
    • - возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).

    Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

    Спорт в высшем учебном заведении.

    Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или Систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.

    Спорт в элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура». Спорт в элективном курсе физического воспитания студентов эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в которой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа предложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п. Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскетбольным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели Преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании. Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах/общей физической подготовки (например, у мужчин. -- бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе), преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязателен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер--из-за ограниченности мест занятий и других причин. Особенности организации учебных занятий по видам спорта в спортивном отделении Спортивная подготовка проводится и в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, не достаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Иными словами, в этом случае не только «ты выбираешь, но и тебя выбирают». Это связано с тем, что перед студентами, занимающимися в группах спортивного учебного отделения, ставятся задачи повышения спортивной квалификации, регулярного участия в спортивных соревнованиях за команду факультета, вуза. Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине «Физическая культура». Специальные зачетные требования и нормативы по видам спорта в основном спортивном отделении. Свободный выбор спортивной группы в основном отделении накладывает определенные обязанности на самого студента. Выбрав вид спорта, студент должен до следующего зачета по учебной дисциплине (т.е. до конца семестра или учебного года) заниматься именно в этой группе. Он также обязан овладеть специальным теоретическим, методическим и практическим учебным материалом и выполнять не только общие для всех зачетные требования и нормативы по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, но специфические спортивно-технические зачетные нормативы и требования по избранному им виду спорта. Занимающиеся в спортивном учебном отделении должны также пройти полный курс теоретической, методической и профессионально-прикладной физической подготовки и наряду с обязательными тестами дополнительно выполнить спортивно-технические нормативы и требования в спортивном отделении по избранному виду спорта. Обычно эти спортивно-технические тесты несколько выше, чем в группах по этому же виду спорта в основном учебном отделении. Спортивно-технические нормативы и требования в спортивном отделении ориентированы на Единую спортивную классификацию, на обязательное участие в спортивных соревнованиях определенного уровня. Дифференцированные по видам спорта нормативы и требования для основного и спортивного отделений разрабатываются кафедрой физического воспитания каждого вуза исходя из материально-технического обеспечения учебного процесса, особенностей контингента студентов. Эти требования доступны для каждого студента, но чтобы их выполнить, некоторым занимающимся придется не только усердно работать в часы учебных занятий, но и заниматься дополнительной самоподготовкой в свободное время.

    Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа. Спорт в свободное время -- неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планерный спорт, авто и мотоспорт). Эти секции организуются и финансируются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммерческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты. Самостоятельные занятия -- одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая Подготовка позволяет значительно сократить временные затраты на организованные тренировочные занятия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спортивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях. Планирование, контроль и учет - составные элементы управления подготовкой спортсменов. Привлекая спортсменов к разработке планов, анализу проделанной работы в течение определенного времени, надо иметь в виду, что эффективность подобного сотрудничества во многом зависит от того, насколько занимающиеся понимают значение планировании и учета, его содержание и технологию. Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки. Планирование и контроль неотделимы друг от друга. Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целенаправленно управлять им. Актуальность темы исследования в рамках дисциплины "Теория и методика физического воспитания" заключается в том, что планирование и контроль играет важную роль в процессе подготовки спортсменов к высоким спортивным результатам.

    Цель работы - изучить особенности планирования и контроля в системе подготовки спортсмена. В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

    • - определить сущность и назначение планирования, и его виды;
    • - изучить общие положения технологии планирования в спорте;
    • - изучить контроль в подготовке спортсменов.

    Объект исследования - спортивная тренировка.

    Предмет исследования - планирование и контроль в системе подготовки спортсмена.

    Студенческий спорт

    Студенческий спорт - составная часть спорта, культивируемая в высших учебных заведениях, интегрирующая массовый спорт и спорт высших достижений.

    Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.

    Можно выделить следующие организационные особенности студенческого спорта:

    Доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине

    "Физическая культура" (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);

    • - возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;
    • - возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (учебные зачетные соревнования, внутри- и вневузовские соревнованиях по избранным видам спорта).

    Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала ознакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

    Во многих вузах функционируют спортивные секции по различным видам спорта, в которых занимаются студенты курса спортивного совершенствования. Финансовые возможности, региональные и природно-климатические условия не всегда позволяют вузу культивировать большинство видов спорта на уровне специализированных спортивных секций. И все же, согласно статистическим данным, почти в каждом российском вузе работают не менее 15-17 спортивных секций и клубов, где студенты занимаются легкой атлетикой, лыжными видами спорта, различными видами спортивных единоборств, водными видами спорта, гимнастикой и акробатикой. В любом вузе развиваются какие-либо из игровых видов спорта.

    Студенты-спортсмены, входящие в группы высшего спортивного мастерства краевого или областного уровня, в составы сборных команд краев, областей или сборных команд России среди юниоров, молодежи, взрослых, часто проходят подготовку в системе учебно-тренировочных сборов. В таких условиях для спортсменов создаются все необходимые условия для восстановления после тренировочных нагрузок. Сюда входит сбалансированное питание, хорошие бытовые условия, восстановительные процедуры (сауна, массаж). На таких тренировочных сборах спортсмены ежедневно находятся под наблюдением спортивного врача и малейшие отклонения в состоянии спортсмена фиксируются и устраняются.

    Несмотря на значительные временные и энергетические затраты на тренировки, студенты-спортсмены, имея более высокую общую работоспособность, могут практически не отставать от своих сокурсников по освоению дисциплин

    учебной программы. Они легче переключаются с одного вида деятельности на другой, психологически более устойчивы к стрессовым ситуациям. В итоге подавляющее большинство студентов-спортсменов проходят полный курс обучения в вузе и получают высшее образование.

    Студенческие спортивные соревнования

    Спортивные соревнования - одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы. Без участия в них нет спорта, нет воспитания спортсмена.

    Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа "от простого к сложному", т.е. от внутривузовских зачетных соревнований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским и т.д. до международных студенческих соревнований.

    Внутривузовские спортивные соревнования включают в себя зачетные соревнования внутри учебных групп, учебных потоков на курсе, соревнования между курсами отделений, между отделениями (рис. 9.1). На первых этапах внутривузовских соревнований может участвовать каждый спортсмен вне зависимости от уровня его спортивной подготовленности.

    Рис. 9.1.

    В межвузовских соревнованиях (первенства района, города, области, края, республики) обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд вуза. Целевые задачи межвузовских соревнований могут быть самыми различными: выяснить спортивное преимущество вуза; установить личные контакты между будущими коллегами по профессии (товарищеские встречи).

    Студенческие соревнования разного уровня служат хорошим показателем работы отдельных спортивных секций. А областные и краевые межвузовские спартакиады являются оценкой общего развития спорта в отдельном вузе. В программе таких студенческих спартакиад насчитывается более 20 видов спорта. Обычно им предшествуют спартакиады вузов. Последние, в свою очередь, являются финалом внутри вузовских соревнований, в которых любой студент вуза может принять участие.

    Координацию учебно-тренировочной деятельности курсов спортивного совершенствования и участия спортсменов в студенческих соревнованиях осуществляют спортивные клубы - внутривузовские общественные организации. От работы этих клубов во многом зависит спортивная жизнь студентов в учебном заведении. Ректорат и кафедра физической культуры оказывают спортклубу материальную и методическую поддержку в работе отдельных спортивных секций, в организации и проведении соревнований.

    Важную роль в организации межвузовских соревнований играет общественное объединение студентов и сотрудников высших учебных заведений - Российский студенческий спортивный союз (РССС), созданный в 1993 г. (рис. 9.2). Он призван консолидировать усилия всех причастных к студенчеству организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы и студенческого спорта. Российский студенческий спортивный союз устанавливает и поддерживает международные студенческие спортивные связи, являясь коллективным членом Международной федерации университетского спорта. По результатам студенческих соревнований, проводимых РССС, определяются составы команд студентов на международные соревнования. Самыми значимыми международными студенческими соревнованиями являются Всемирные студенческие игры, которые называются универсиадой. Всемирные студенческие игры проводятся один раз в два года: каждый нечетный год - летние и каждый четный год - зимние.

    Рис. 9.2.

    Спортивные успехи студентов становятся не только их личным достижением, но и достоянием вуза, в котором они обучаются, что, безусловно, поддерживает престиж высшего учебного заведения. Студенты-спортсмены России успешно выступают и на официальных международных стартах. Так, в составе олимпийской сборной России в Лиллехаммере (1994 г.) было около 75% студентов.

    Физкультура и спорт в вузе

    Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
    Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
    Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).
    Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.
    Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.
    Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют в качестве синонима к понятию «физическая культура». Спорт может рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований.
    Термин «спорт» употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставит перед собой занимающийся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт (спортивные занятия во время отдыха, в свободное от учёбы время), а также спорт высоких достижений — любительский и профессиональный (юниоры и взрослые спортсмены). Обострение конкуренции на международной спортивной арене сделало спорт одной из активных сфер человеческой деятельности.
    Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.
    В ряде исследований установлено, что у студентов, включен¬ных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вы¬рабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных уста¬новок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются со¬циальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно вза¬имодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них ча¬ще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.
    Эти данные подчеркивают основательное положительное воз¬действие систематических занятий физической культурой и спор¬том на характерологические особенности личности студентов.
    Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда).
    Направления использования средств физической культуры и спорта
    Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортив¬ных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация—восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направления.
    Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физиче¬ских упражнений.
    Оздоровительно-реакреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послерабочего восста¬новления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитии, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т. д.
    Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет на уровне требований и норм комплекса ГТО соответствующей возрастной ступени. Средствами подготовки по этому направлению являются виды упражнений, входящих в комплекс ГТО: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, игры и др. Для планомерной работы по этому направлению организуются группы ГТО и специальные секции, проводятся спортивные соревнования.
    Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных груп¬пах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спор¬тивного клуба или индивидуально; участие в спортивных сорев¬нованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.
    Профессионально-прикладное направление определяет ис-пользование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.
    Лечебное направление заключается в использовании физиче¬ских упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здо¬ровья или отдельных функций организма, сниженных или утра¬ченных в результате заболеваний или травм. Средствами явля¬ются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематиче¬ским врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
    Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
    Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.
    Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.
    Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
    Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.