Кондратий Федорович Рылеев родился 18 сентября 1795 г. в небогатой дворянской семье. Его отец, управляющий делами кн. Голицына, был человек суровый и деспотичный. Мать Рылеева, Анастасия Михайловна Эссен, отдала ребенка в первый кадетский корпус, чтобы избавить мальчика от жестокого обращения. Интерес к поэзии пробудился в Рылееве довольно рано. Едва ли не первым его поэтическим опытом стала шуточная («ирои-комическая») поэма «Кулакияда», описывающая смерть и походы корпусного повара Кулакова и выставлявшая в юмористическом виде эконома Боброва, оставившего своеобразный след в истории корпуса. В 1814 г. Рылеев был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и отправился в действующую армию. Весной 1817 г. он возвращается в Россию, выходит в отставку, поступает на гражданскую службу. После женитьбы на Н.М. Тевяшевой переезжает в Петербург, вступает в Вольное общество любителей российской словесности и масонскую ложу «Пламенеющая звезда». В 1821 г. Рылеев был избран от дворянства заседателем уголовной палаты и приобрел некоторую популярность как неподкупный поборник справедливости. С 1824 г. Рылеев (по рекомендации Н.С. Мордвинова) - правитель канцелярии российско-американской компании, входит в состав ее акционеров.
1820-е гг. - время активной литературной деятельности К.Ф. Рылеева. С самого приезда в северную столицу он начинает печататься в «Невском зрителе», «Благонамеренном». С 1823 г. совместно с А. Бестужевым издает альманах «Полярная звезда». На 1826 г. издателями была запланирована «Звездочка» (альманах меньшего объема), но опубликована она была лишь в 1870 г. (в «Русской старине»). В 1824-1825 гг. он издает «Думы» (исторические картины в стихах), поэмы «Войнаровский» и «Наливайко». Но уже первое печатное произведение Рылеева - «К временщику» (1820) сделало его имя широко известным.
В начале 1823 г. Рылеев вступает в Северное общество, а через год - он его фактический глава.
В его квартире находился штаб подготовки восстания. Накануне 14 декабря в доме Рылеева было собрание будущих участников восстания. «Как прекрасен был в тот вечер Рылеев, - вспоминал Михаил Бестужев. - Он был нехорош собой, говорил просто, но не гладко, но когда он попадал на свою любимую тему - на любовь к родине, физиономия его оживлялась, черные, как смоль, глаза озарялись неземным светом, речь текла плавно, как огненная лава, и тогда, бывало, не устанешь любоваться им».
После провала восстания, ожидая неминуемого ареста, Рылеев уничтожил все документы, связанные с деятельностью тайного общества. Часть литературного архива он передал Ф.В. Булгарину. Рукописи стихотворений, наброски поэм и трагедий, личная переписка - все эти документы попали в следственную комиссию, а затем весь этот «рылеевский архив» при невыясненных обстоятельствах попал в Саратовскую губернию; и лишь в конце XIX в. он был частично опубликован.
Рылеев был отправлен в Петропавловскую крепость со следующим указанием Николая I: «...Посадить в Алексеевский равелин, но не связывая рук, без всякого сообщения с другими, дать ему и бумагу для письма, и что будет писать ко мне собственноручно, мне приносить ежедневно». Месяцы, проведенные в крепости, - трагичная и тяжелая полоса в жизни поэта. Его угнетало постоянное чувство вины перед товарищами, которых он привел к гибели, и он признал себя «главнейшим виновником происшествия 14 декабря». В росписи преступников Рылеев поставлен вторым: «умышлял на цареубийство... на лишение свободы и истребление царской фамилии... усилил деятельность Северного общества, управляя оным, преуготовлял способы к бунту... сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи, возбуждая к мятежу низших чинов... во время мятежа сам выходил на площадь...»
13 июля 1826 г. состоялась казнь 5 декабристов через повешение. Но Рылееву, Каховскому и Муравьеву пришлось пережить казнь дважды - веревки не выдержали тяжести кандалов, надетых на декабристов. Небывалая вещь в истории - их вешали вторично, хотя сорвавшийся с петли был достоин прощения.
Интересные факты из жизни и творчества русского поэта, общественного деятеля, декабриста изложены в этой статье.
Интересные факты из жизни Кондратия Рылеева:
Рылеев был пятым и самым желанным дитем в небогатой семье, в которой четыре предыдущих ребенка умерли в младенческом возрасте. Согласно народному обычаю, дабы избавиться от преследующих напастей, родители взяли в крестные для малыша первых встречных, которыми оказались двое нищих. В честь одного из них был назван сын Кондратием
Говорят, его мать предвидела во сне его гибель на виселице
В 1820 году Кондратий Рылеев написал свою самую знаменитую сатирическую оду «К временщику». В 1823 -1825 годах поэт совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». Состоял в масонской петербургской ложе под названием «К пламенеющей звезде». Вступил в ряды декабристов и брал участие в бунте на Сенатской площади
Дума Рылеева «Смерть Ермака» была частично положена на музыку и стала песней
Когда ему еще не было и 6 лет, Кондратия отдали в кадетский корпус в Петербурге
Кондратий Рылеев был влюблен в Наталью Тевяшову, дочку помещика из Подгорно. Он просит у матери благословления на брак. Она дала согласие при одном условии – если сын расскажем потенциальным родителям невесте о своей бедности. В 1820 году Наталья и Кондратий обвенчались. В браке родилась дочь. Знакомые друзья уговаривали поэта с семьей переехать в Украину. Но Рылеев рвался в Петербург, где ему было суждено умереть
РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович родился в семье небогатого помещика - поэт- декабрист.
Отец Кондратия Федоровича был, подполковник в отставке, управлявший имениями князя Голицына.
Шести лет был отдан в 1-й кадетский корпус в Петербурге, который закончил в начале 1814, получив чин прапорщика.
С 1814-15 находился за границей в составе артиллерийской бригады. Впоследствии в своих показаниях на суде Кондратий Федорович свидетельствовал, что «свободомыслием первоначально заразился... во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах». Решающее значение здесь имело пребывание в армии, освободившей Европу от диктатуры Наполеона, связь с героическим русским народом.
С 1819-1819 Рылеев служил в Конно-артиллерийской роте, стоявшей в Воронежской губернии, в Острогожске. Формирование взглядов Рылеева здесь протекало под влиянием передовой острогожской интеллигенции, злейшего разгула крепостников и произвола властей.
В декабре 1818 Кондратий Федорович оставляет службу в армии, не принимая все усиливавшийся аракчеевский режим.
В начале января 1819 Рылеев женился на дочери острогожского помещика Наталье Михайловне Тевяшевой.
В 1820 переехал в Петербург.
В январе 1821 был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы угнетенных (например, в деле разумовских крестьян, протестовавших против жестокой эксплуатации их помещиком).
В октябре 1823 он был принят в Северное тайное общество по рекомендации И. И. Пущина, сослуживца по уголовной палате.
В 1824 Рылеев перешел на службу в «Российско-Американскую торговую компанию» в качестве правителя ее канцелярии. Работая в этом, уже не государственном учреждении, Кондратий Федорович энергично ратовал в пользу экономических интересов России. Наряду со служебными делами он был занят и издательской деятельностью.
В 1822-24 Рылеев ежегодно издавал совместно с А. Бестужевым альманах «Полярная звезда».
В 1825 - сборник «Звездочка» . Эти издания, очень успешно осуществленные, служили распространению передовых идей и вместе с тем имели в виду материально поддержать нуждающихся авторов. В этих сборниках были напечатаны произведения Жуковского и Пушкина , Грибоедова и Крылова , Баратынского и самого Рылеева, Вяземского , Давыдова, Языкова , А. Бестужева, Гнедич и других.
На основе наблюдений над русской действительностью, в итоге изучения трудов французских энциклопедистов, сочинений Бентама, Монтескье, Бенжамена Констана, а также русских историков - Карамзина , Строева, Корниловича , Кондратий Федорович сложился как активный общественный деятель и революционер. Он боролся за республиканский образ правления, за освобождение крестьян, свободу книгопечатания, открытое судопроизводство, личную безопасность.
В Северном обществе он занял ведущую роль и возглавил восстание 1825. Рылеев мужественно провел последние семь месяцев своей жизни в Алексеевской равелине Петропавловской крепости. На оловянной тарелке он, по преданию, написал в тюрьме четверостишие, свидетельствующее о стойкости борца за свободу:
«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдится сих цепей,
Когда ношу их за отчизну?»
Повешен в числе пяти руководителей восстания.
В деятельности Рылеева значительное место занимала литература, которой он, как и другие декабристы, придавал большое общественное значение, видя в литературе важнейшее средство вовлечения образованных людей в круг своих идей.
Творческий путь Рылеева-поэта характерен для большинства поэтов-декабристов. Это путь от идеи личной свободы к свободе общественной. На этом пути также и осознание противоречий декабристской идеологии, и преодоление их. При всей недолговременности литературной деятельности Рылеева его творчество наиболее последовательно раскрывает внутреннюю логику развития поэта-декабриста. Вместе с тем в своем творчестве последних лет Кондратий Федорович обнаруживает отчетливое своеобразие, индивидуальную характерность стиля. Как и другие поэты, впоследствии связанные с освободительным движением на его дворянском этапе, он начинает с увлечения анакреонтикой, со следования Батюшкову, с утверждения идеалов личной свободы, жизни, замкнутой в сфере интимных отношений
«К другу» ,
«К Делии» ,
«Счастливая перемена» - 1820;
«Заблуждение» ,
«Нечаянное счастье» - 1821, и другие.
«К К - му» - 1821,
«Я не хочу любви твоей...» - 1824.
Уже в 1822 Рылеев утверждает идеал гражданского поэта, сперва в этом плане трактуя Державина («Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» - дума «Державин»), а затем заявляя в посвящении к поэме «Войнаровский» (1825). «Я не поэт, а гражданин». Эта формула подчеркивала подчиненность поэтической деятельности гражданским, революционным целям. Формула Рылеева была затем перефразирована Некрасовым («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). В своей дальнейшей деятельности Кондратий Федорович строго следовал определившемуся пониманию поэзии и поэта.
Обратившись к мотивам политической свободы, поэт, как и другие идейно близкие декабризму поэты, естественно, прежде всего использовал традиционные формы гражданской поэзии, формы классицизма, подчинив их идеям свободолюбия. Очень близки к традиционному жанру торжественные оды Рылеева. Идею декабристской гражданственности выражают послание -
«А. П. Ермолову» (1821)
«Гражданское мужество» (1823),
«На смерть Байрона» (1824).
Гораздо значительнее сатирические оды Рылеева - «К временщику» (1820) и ода «Гражданин» (1825) -
«Я ль буду в роковое время
Позорить Гражданина сан...».
Первая из них была направлена против всесильного тогда Аракчеева и предрекала ему неизбежность кары со стороны разъяренного народа и суровый приговор потомства. Вторая имела в виду тоже крайне враждебную декабристскому движению силу-общественную пассивность большинства образованного общества, «переродившихся славян», тех, кто не готовился «для будущей борьбы за угнетенную свободу человека». Обе оды получили очень широкое распространение и многие десятилетия находились в обращении в революционной среде.
Изначальная связь с традицией психологического романтизма обусловила в творчестве писателей, в том числе и Рылеева, ставших гражданскими поэтами, трансформацию дружеских посланий анакреонтиков в послания политические. Такими были и послания Рылеева, в частности «Бестужеву» (1825), где основным был мотив неколебимой верности «высоким думам», любви «к общественному благу», а также послание «Вере Николаевне Столыпиной» (1825), содержащее призыв воспитывать детей в соответствии с идеалами человека- гражданина.
В литературе психологического романтизма широкое распространение имели имитации народных песен (Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и других). И Рылеев в ранние годы писал подобные песни. Теперь Кондратий Федорович совместно с А. Бестужевым пишет политические агитационные песни, рассчитанные на распространение среди солдат в целях пробудить в них общественное самосознание, понимание нестерпимости своего экономического и социального положения. До нас дошло семь таких песен (1823-24).
Они очень близки традициям Радищева и противостоят песням в духе Карамзина и Жуковского.
Одна из них - «Ах, тошно мне...» прямо противопоставлена романсу Нелединского-Мелецкого , начинающемуся теми же словами. Эта песня вместе с другой - «Как идет кузнец да из кузницы...» наиболее последовательны в своей народности и революционности. Агитационные песни Рылеева и Бестужева получили широкое распространение, проникли в народ, стали явлениями фольклора, содействовали формированию аналогичных произведений в последующие десятилетия.
Наиболее ярко своеобразие поэзии Рылеева внутри декабристской литературы сказалось в его думах и поэмах. Двадцать пять дум Рылеева Кондратия Федоровича
(1821-23, отдельное издание - 1825; четыре были опубликованы только во 2-й половине XIX в.) и его поэмы:
«Войнаровский» , 1822-24;
незаконченные -
«Наливайко» , 1824-25;
«Гайдамак» ,
«Палей» ,
«Партизаны» - все три 1825) - произведения гражданского романтизма, проникнутые пафосом революционного патриотизма. Рылеев создал оригинальную форму думы, использовав украинские народные думы (сборник Н. А. Цертелева «Опыт собрания старинных малороссийских песен», 1819), «Spiewy Historyczne» польского поэта Ю. Немцевича (1816 и другие издания), а также воспринял влияние поэм Байрона и южных поэм Пушкина.
Структура дум Кондратия Федоровича и его поэм очень сходна; они отличаются только объемом: дума - небольшая поэма, «Войнаровский» - развернутая дума. Большинство дум - обрамленный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. Это легендарный Боян, исторические личности Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Курбский, Наливайко, Державин, Иван Сусанин и др. Герои даны резкими красками, без светотеней, без полутонов. Внутренний мир их обнаруживается в конфликте с окружающей средой, в столкновении с тиранией. Поступки героев иллюстрируют их неизменный облик. Любовный конфликт отсутствует или только слегка намечен. Герои раскрыты в их беззаветном служении делу борьбы за освобождение от тирании, за свободу отчизны, в их преданности этой идее и людям, ею захваченным, в их стойкости и твердости, в готовности жертвовать собой. Утверждение единства интересов личности и общества на основе борьбы личности за свободу родины, борьбы, в условиях которой личность готова жертвовать собой, характерно для дворянских революционеров Представление об исторически и социально неизменном национальном характере человека-гражданина, русского человека, обусловило обращение Рылеева к историческому материалу и характер его трактовки. Прошлое отличалось, в понимании Рылеева, от современности только «местностью», конкретными событиями, но не характерами творивших историю людей, поскольку они были русскими людьми. Объективная историческая правда не интересовала поэта- романтика. Герои дум и поэм Кондратия Федоровича целиком захвачены современным поэту пафосом свободолюбия и лишь в своем внешнем облике отнесены к прошлому. Думы и поэмы его наглядно показывают крайне интенсивное развитие его творчества, что было следствием углубления его революционного мировоззрения и роста дарования. Усиливалась политическая острота его произведений.
Первые думы («Боян», «Олег Вещий» ) в политическом отношении довольно неопределенны. Последующие думы, а затем поэмы типично декабристские по своему содержанию. Думы, особенно ранние, весьма несовершенное осуществление принципов гражданского романтизма в жанре поэмы. «Войнаровский» - гораздо более зрелое произведение. Образ главного героя значительно осложнен. Отчетливее дан колорит местности.
В «Наливайко» и «Палее» элементы историзма еще сильнее.
Совершенствуется язык, в последних думах, особенно в «Войнаровском», речь в значительной мере освобождается от метафоричности, синтаксис становится более сжатым, уменьшается число славянизмов, чаще встречаются местные слова. Пушкин отрицательно отнесся к думам, за исключением «Ивана Сусанина». Но гораздо благосклоннее воспринял он «Войнаровского».
«Рылеева «Войнаровский», - писал Пушкин, - несравненно лучше всех его дум», поэма «нужна для нашей словесности». Произведения Рылеева К.Ф. явились образцами для целого ряда поэм гражданского романтизма (Языков, А. Бестужев, Ф. Глинка Давыдов , Языков, Вяземский), другая - вернулась к традициям психологического романтизма (Веневитинов, Баратынский); если Пушкин перенес свое внимание художника и мыслителя на осознание причин общественной пассивности большинства, Рылеев К.Ф оставался верен идее борьбы во имя конечной победы свободы, сознавая неизбежность гибели на данном этапе этой борьбы. В поэме «Наливайко», в главе «Исповедь Наливайко», он писал:
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа;
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной,-
Я это чувствую, я знаю,
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!
Рылеев Кондратий Федорович и в своей политической деятельности, и в своей поэзии был одним из тех, кого имел в виду В. И. Ленин, когда отмечал: «Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (Соч., т. 19, с. 295).
Умер - , Петербурге.
Слово «декабристы» в сознании многих людей ассоциируется с благородными и самоотверженными смельчаками, которые, несмотря на свое дворянское происхождение, пошли против высшего общества, т. е. общества, к которому они сами принадлежали. Вот и биография Рылеева Кондратия Федоровича - одного из лидеров - является свидетельством его самоотверженной борьбы за справедливость и права простых людей.
Детство и юность поэта
18 сентября 1795 года в обедневшей дворянской семье родилсяРылеев Кондратий Федорович. Его отец, служивший управляющим у был человеком с крутым нравом и вел себя как настоящий деспот по отношению к своей жене и сыну. Анастасия Матвеевна - мать Рылеева, желая избавить своего маленького сына от жестокого обращения отца, была вынуждена отдать его в шестилетнем возрасте (в 1801 году) на воспитание в первый кадетский корпус. Именно здесь юный Кондратий Рылеев обнаружил свой сильный характер, а также талант к написанию стихов. В 1814 году 19-летний кадет становится офицером, и его направляют на службу в конную артиллерию. В первый же год службы он побывал в походах в Швейцарию и во Францию. Военную карьеру Кондратий Федорович закончил через 4 года, выйдя в 1818 году в отставку.
Кондратий Федорович Рылеев. Биография начинающего поэта-бунтаря
В 1820 году, после женитьбы на Наталье Тевяшовой, Рылеев переезжает в Петербург и сближается со столичными интеллигентными кругами. Он становится членом вольного общества любителей российской словесности, а также его заинтересовала масонская ложа «Пламенеющей звезды». Литературная деятельность будущего революционера начинается в этот же период. Он публикует свои произведения в нескольких петербургских изданиях. Неслыханная дерзость и смелость стихотворения «К временщику» поразила друзей Рылеева, ведь оно метило в самого генерала Аракчеева. Репутацию неподкупного поборника справедливости молодой поэт-бунтарь приобрел, когда получил должность заседателя уголовной палаты. Биография Рылеева Кондратия Федоровича, касающаяся первых лет жизни в столице, содержит данные о его дружбе со многими знаменитыми литературными деятелями того времени: Пушкиным, Булгариным, Марлинским, Сперанским, Мордвиновым и др.
Рылеев: «Я не поэт, а гражданин»
В доме Рылеевых часто собиралось литературное общество, и на одном из таких собраний, в 1823 году у Рылеева и Марлинского (А. А. Бестужева) зародилась идея выпуска ежегодного альманаха «Полярная Звезда», который стал предшественником газеты «Московский Телеграф». Тогда же вышла в свет поэма «Войнаровский» и знаменитые патриотические баллады «Думы» Рылеева. Поэт становится членом революционного Северного общества, а уже через год его избирают руководителем этого общества.
Закат
С этого времени биография Рылеева Кондратия Федоровичаполностью посвящена его революционной деятельности. После легендарного поэт-революционер был арестован и заключен в крепость. На допросах он вел себя спокойно и брал ответственность за организацию восстания на себя. Рылеев стал одним из пяти декабристов, приговоренных к смертной казни. Герои-революционеры были повешены 13 июля 1826 года. К сожалению, биография Рылеева Кондратия Федоровича совсем короткая, ведь прожил он всего 31 год. Однако жизнь его была яркой и насыщенной и полностью посвящена гражданскому служению и
Кондратий Федорович Рылеев - декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье 28 сентября 1795 года. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать, Анастасия Матвеевна (урожденная Эссен), желая избавить ребенка от жестокого отца, отдала его в первый кадетский корпус, когда Кондратию было лишь шесть лет. В 1814 году Рылеев стал офицером конной артиллерии и участвовал в походе в Швейцарию, в 1815 году во Франции. В 1818 году вышел в отставку.
В 1820 году Кондратий Рылеев женился на Наталье Михайловне Тевяшовой и переехал в Петербург. Сначала он устроился на должность судьи, причем стал известен своей неподкупной честностью, а вскоре открыл в себе два таланта: поэтический и коммерческий. Он поступил в российско-американскую торговую компанию и страстно полюбил Соединенные Штаты, видя в них образец свободного государства. Первым стал он издавать литературный журнал ("Полярная звезда"), который давал писателям и поэтам приличные гонорары. Тогда же Рылеев написал свои "Думы", в которых, вдохновленный Карамзиным, попытался набросать поэтические образы самых ярких личностей русской истории. Затем выпустил поэму "Войнаровский", высоко оцененную Пушкиным. Поэма эта замечательна тем, что в ней он описал именно те места, где спустя несколько лет пришлось отбывать ссылку его друзьям-декабристам.
В Петербурге Рылеев знакомится со многими заговорщиками, узнает в них ту же поэтическую, слепую и наивную жажду свободы и становится, по его собственным словам, "пружиной заговора". Он и вправду стал душою, вдохновителем и певцом восстания. Любые трезвые сомнения своих соратников он рассеивал порой нелогичными, но твердыми доводами. Он спокойно и в то же время неотступно убеждал одного, другого, третьего в том, что Россия вся заражена злом, что ничего не осталось в ней живого, что всюду разврат, мздоимство, несправедливость. Повсюду правит временщик Аракчеев, образ которого был для Рылеева мифическим слиянием всех самых гнусных черт ненавистного ему "деспотизма". Россия пресмыкается во тьме, и один только выход из этой тьмы - переворот. Нужно начать, считал Рылеев, и тогда люди увидят правоту начатого дела и подхватят эстафету. Россия будет перевернута, и родится из этого хаоса богиня свободы, которая озарит возлюбленное отечество новым светом.
Николай Павлович никак не мог решиться взойти на престол, а Константин Павлович от царства отказывался, заговорщики поняли, что выдался единственный и неповторимый момент . Было решено распространять среди солдат слухи, что их обманывают, что Константин вовсе не отрекался от престола, что умерший царь оставил завещание, в котором солдатам уменьшен срок службы и дана свобода крестьянам. Рылеев весь отдался революционной экзальтации. Он знал, что скорее всего их дело обречено на провал, но некий рок влек его на площадь, он видел себя жертвой, приносимой за освобождение человечества. "Да, мало видов на успех, - говорил он, - но все-таки надо, все-таки надо начать". А за несколько месяцев до того в "Исповеди Наливайко" Рылеев писал: "Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа; / Судьба меня уж обрекла. / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?"
В ту же ночь Рылеев прощался с женой. Всей силой страдающего женского сердца она удерживала его. "Оставьте мне моего мужа, не уводите его, я знаю, что он идет на погибель", - твердила она, обращаясь к друзьям Рылеева. Но все было уже решено. Ничего не могли изменить даже рыдания пятилетней дочери, которая обнимала колени отца, вглядываясь в его сосредоточенное лицо своими чистыми, пронзительными, полными слез глазами. Рылеев вырвался из объятий дочери, уложил почти лишенную чувств жену на диван и выбежал вслед за Николаем Бестужевым, который много лет спустя запечатлел в своих воспоминаниях эту сцену.
А к вечеру того же дня все было кончено. Еще ходили кучками разбушевавшиеся простолюдины, еще убирали с площади последние следы безумной ревности дворянских революционеров, еще Карамзин с тремя сыновьями бродил по сумеречным улицам Петербурга, вглядываясь в страшное лицо той силы, которая через сто лет поглотит столь любимую им Россию и столь драгоценную для него самодержавную власть. А Рылеев воротился домой. Что-то навсегда рухнуло в его душе, какой-то новый голос начал приглушенно звучать в ней. Заговорила совесть. "Нехорошо сделали, вся Россия погублена", - сказал он после возвращения с площади.
А вскоре он и большинство других декабристов были в Петропавловской крепости. Известно, как малодушно выдавали они друг друга, как усердствовали в разоблачениях, как легко рассыпались основания всех их теоретических построений перед ужасом тюрьмы и властной силы. Рылеев же с первых дней заключения стал ощущать все более нарастающий голос высших сил души, голос, зовущий человека к вечному, горнему, неподвластному законам земной жизни. Если до того он думал всегда о царстве справедливости здесь, на земле, а не за пределами гроба, то теперь он все серьезней вглядывался в облик Христа, пострадавшего за людей и звавшего их к непостижимому Небесному Царству. Нам невозможно с точностью проследить, как и с какой скоростью происходил этот переворот в душе узника. Но свершившееся перерождение очевидно. Дореволюционный исследователь жизни и творчества Рылеева Нестор Котляревский пишет, что "к концу заключения у него не осталось ни тени революционного духа".
Лучше всего свидетельствуют об этом чудные письма Кондратия Федоровича к жене. Все они пронизаны одним: уверенностью в благости и милосердии Провидения. Царь для него теперь не самовластный деспот, а выразитель этой воли. "Положись на Всевышнего и милосердие государя", - пишет множество раз Рылеев из крепости. Предугадывая грядущую казнь, он никоим образом не считает ее жестокой или несправедливой и взывает к жене: "Что бы ни постигло меня, прими все с твердостью и покорностью Его (Бога. - Т.В.) святой воле". Потрясенный царской милостью (Николай прислал жене 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери тысячу), Рылеев со всей силой русской души отдается чувству любви и благодарности царской семье. "Чтобы со мной ни было, - говорит он, - буду жить и умру для них". (Надо отметить, что царь продолжил свою заботу о семье Рылеева, и жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь - до совершеннолетия.) Рылеев говорит также о том, что "по сю пору обращаются с ним не как с преступником, а как с несчастным". И видя в этом заслугу царя, он пишет жене: "Молись, мой друг, да будет он (царь. - Т.В.) иметь в своих приближенных друзей нашего любезного отечества и да осчастливит он Россию своим царствованием".
Рылеев благодарит судьбу за случившееся с ним. "Пробыв три месяца один с самим собою, - пишет он жене - я узнал себя лучше, я рассмотрел всю жизнь свою и ясно увидел, что я во многом заблуждался. Раскаиваюсь и благодарю Всевышнего, что Он открыл мне глаза. Что бы со мной ни было, я столько не утрачу, сколько приобрел от моего злополучия, жалею только, что уже не могу быть полезным моему отечеству и государю столь милосердному". С горечью чувствует Рылеев страшную вину перед своей семьей. Ему остается одно утешение: горячо молиться за жену и дочь. "Мой милый друг, - пишет он, - я жестоко виноват перед тобою и ею (дочерью. - Т.В.): простите меня ради Спасителя, которому я каждый день вас поручаю: признаюсь тебе откровенно, только во время молитвы и бываю я спокоен за вас. Бог правосуден и милосерд, он вас не оставит, наказывая меня".
Незадолго до казни Рылеев составляет записку, обращенную к Николаю. В ней он отрекается от "своих заблуждений и политических правил" и мотивирует это отречение тем, что дух его открыл для себя мир христианской веры и теперь все предстало ему в новом свете, и он "святым даром Спасителя мира примирился с Творцом своим". В этой записке он не просит о помиловании, признает свою казнь заслуженной и "благословляет карающую десницу", но молит лишь об одном: "Будь милосерд к товарищам моего преступления". Рылеев возводит основную вину на себя, утверждая, что это он "преступною ревностию своею был для них гибельным примером" и из-за него "пролилась невинная кровь".
В ночь перед казнью Кондратий Федорович был кроток и тих. Приходил священник отец Петр Смысловский, который более полугода был, по словам самого узника, "его другом и благодетелем". Священник причастил осужденного. В предрассветные часы Рылеев писал свое последнее письмо к жене: "Бог и государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на государя: это будет и безрассудно, и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые пути Непостижимого? Я ни разу не возроптал во время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашей малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином…" Уже светало, раздались шаги и голоса за дверями, Рылеев дописывал последние слова своего последнего письма: "Прощай! Велят одеваться. Да будет Его святая воля".
Ранним утром 13 (25) июля 1826 года небольшая толпа людей сошлась на одной из петербургских набережных. Лица были сосредоточенны и мрачны, восходящее солнце освещало тела казненных. Дело было для России небывалое. Со времен Пугачева здесь не знали казней. Виселицу сделали неловко, слишком высокой, пришлось нести из находящегося по соседству училища торгового мореплавания школьные скамейки. Веревки долго подбирали, но так и не смогли найти годные. Трое из казнимых сорвались. Сами производители казни жалели преступников, которые, воздев руки к небу, молились перед смертью, целовали крест священника и восходили на эшафот, становившийся для них ступенью к непостижимой вечности.
Эта казнь Павла Пестеля, Сергея Муравьева-Апостола, Кондратия Рылеева, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского и предшествующие ей трагические события дали одну из самых страшных трещин в нашей истории. Царь, помимо своей воли восходивший на престол, встретил в лице самой талантливой, знатной и образованной молодежи врагов своего государства, и на протяжении всего царствования он не мог отделаться от глубокого сомнения в благих намерениях дворянского общества, а общество, в свою очередь, пока приглушенно и тайно, но все больше вставало в оппозицию русскому историческому строю.
Понимая всю действительную преступность наших первых революционеров, признавая глубоко негативные последствия их действий, нельзя, однако же, не заинтересоваться их противоречивыми и странными судьбами. Вглядываясь в глубину этих душ, пылких и поэтичных, но взбаламученных до крайности духом времени, можно подчас обнаружить удивительные жемчужины. И кажутся глубоко верными слова, сказанные о декабристах священником Петром Смысловским, который исповедовал их в крепости. "Они страшно виноваты, - говорил он, - но они заблуждались, а не были злодеями! Их вина произошла от заблуждений ума, а не от испорченности сердца. Господи, отпусти им! Не ведали, что творили. Вот наш ум! Долго ли ему заблудиться? А заблуждение ведет на край погибели".