Нейтральные страны мира. Нейтральные государства в европе. Как себя ведут неприсоединившиеся государства

Самая смертоносная война, 65 миллионов убитых и раненых, 62 государства-участника - с этих фактов начнётся любая статья о Второй мировой. Но там вряд ли скажут о странах, которые в годы этого конфликта смогли сохранить нейтралитет.

Испания

Генерал Франко победил в гражданской войне во многом благодаря поддержке «Оси»: с 1936 по 1939 год бок о бок с фалангистами сражались десятки тысяч итальянских и немецких солдат, а с воздуха их прикрывал «отличившийся» бомбардировкой Герники легион люфтваффе «Кондор». Неудивительно, что к новой всеевропейской бойне фюрер попросил каудильо отплатить по долгам, тем более, что на Пиренейском полуострове находилась английская военная база Гибралтар, контролировавшая одноимённый пролив, а значит, и всё Средиземноморье.

Однако в глобальном противостоянии выигрывает тот, у кого сильнее экономика. И Франциско Франко, трезво оценивший силы противников (ибо в одних только США, Британской империи и СССР на тот момент проживала почти половина населения Земли), принял верное решение сосредоточиться на восстановлении истерзанной гражданской войной Испании.

Франкисты ограничились лишь отправкой на Восточный фронт добровольческой «Голубой дивизии», которую успешно помножили на ноль советские войска на Ленинградском и Волховском фронтах, попутно решив ещё одну проблему каудильо - избавив того от собственных оголтелых наци, по сравнению с которыми даже правые фалангисты были образцом умеренности.

Португалия

Португалия оставалась одной из последних европейских стран, вплоть до 1970-х годов сохранявшей обширные колониальные владения - Анголу и Мозамбик. Африканская земля дарила несметные богатства, например, стратегически важный вольфрам, который пиренейцы за дорого продавали обеим сторонам (по крайней мере, на начальном этапе войны).

В случае же вступления в любой из противоборствующих союзов последствия просчитываются легко: вчера вы подсчитывали торговые барыши, а сегодня оппоненты с энтузиазмом начинают топить ваши транспортные суда, обеспечивающие связь метрополии с колониями (а то и вовсе оккупируют последние), притом, что ни крупной армии, ни флота для защиты морских коммуникаций, от которых зависит жизнь страны, у благородных донов, к сожалению, нет.

Вдобавок, португальский диктатор Антониу ди Салазар помнил уроки истории, когда в 1806 году, во время Наполеоновских войн, Лиссабон захватили и разорили сначала французские, а два года спустя - английские войска, так что вновь превращаться в арену столкновения великих держав у маленького народа не было никакого желания.

Конечно, во Вторую мировую жизнь на Пиренейском полуострове, аграрной периферии Европы, протекала отнюдь не вольготно. Однако героя-рассказчика уже упомянутой «Ночи в Лиссабоне» поразила довоенная беспечность этого города, с яркими огнями работающих ресторанов и казино.

Швейцария

Швейцарская гвардия - старейшая (из сохранившихся поныне) воинских подразделений мира, с 1506 года охраняющая самого Папу Римского. Горцы, пусть даже из европейских Альп, во все времена считались прирождёнными воинами, а система армейской подготовки граждан Гельвеции обеспечивала отменное владение оружием чуть ли не каждым взрослым жителем кантона. Победа над таким соседом, где естественной крепостью становилась каждая горная долина, по расчётам германского штаба, могла быть достигнута лишь при неприемлемом уровне потерь вермахта.

Собственно, сорокалетнее покорение Кавказа Россией, а также три кровавых англо-афганских войны показывали, что для полного контроля над гористыми территориями нужны годы, если не десятилетия вооружённого присутствия в условиях постоянной партизанской борьбы - чего стратеги ОКВ (немецкого генштаба) не могли не учитывать.

Впрочем, есть и конспирологическая версия отказа от захвата Швейцарии (ведь, например, нейтралитет стран Бенилюкса Гитлер без колебаний растоптал): как известно, Цюрих - это не только шоколад, но и банки, где якобы хранили золото и нацисты, и финансировавшие их англо-саксонские элиты, вовсе не заинтересованные в подрыве мировой финансовой системы из-за атаки на один из её центров.

Швеция

В 1938 году журнал Life отнёс Швецию к числу стран с самым высоким уровнем жизни. Стокгольм, отказавшись от всеевропейской экспансии после многочисленных поражений от России в XVIII веке, не был настроен менять масло на пушки и теперь. Правда, в 1941-44 годах на стороне Финляндии против СССР на разных участках фронта сражались рота и батальон подданных короля Густава - но именно в качестве добровольцев, которым его величество не мог (или не хотел?) мешать - общим числом около тысячи бойцов. Небольшие группы шведских нацистов имелись также в некоторых частях СС.

Есть мнение, что Гитлер не напал на Швецию якобы из сентиментальных соображений, считая её жителей чистокровными арийцами. Подлинные причины сохранения нейтралитета Жёлтого креста, конечно, лежали в плоскости экономики и геополитики. Со всех сторон сердце Скандинавии окружали подконтрольные Рейху территории: союзная Финляндия, а также захваченные Норвегия и Дания. При этом вплоть до поражения в Курской битве Стокгольм предпочитал не ссориться с Берлином (скажем, официально принимать бежавших от холокоста датских евреев было разрешено только в октябре 1943-го). Так что даже в конце войны, когда Швеция прекратила поставлять Германии дефицитную железную руду, в стратегическом смысле оккупация нейтрала ничего бы не изменила, заставив лишь растянуть коммуникации вермахта.

Не знавший ковровых бомбардировок и репараций имущества, Стокгольм встретил и проводил Вторую мировую оживлением многих сфер экономики; например, будущая всемирно известная компания «Икеа» была основана именно в 1943 году.

Аргентина

Немецкая диаспора в стране Пампы, равно как и численность резидентуры абвера, относились к крупнейшим на континенте. Армия, воспитанная по прусским лекалам, поддерживала нацистов; политики и олигархи, наоборот, ориентировались скорее на внешнеторговых партнёров - Англию и США (например, в конце тридцатых годов 3/4 знаменитой аргентинской говядины поставлялось именно в Британию).

Отношения с Германией тоже были неровными. В стране практически в открытую орудовали немецкие шпионы; во время Битвы за Атлантику кригсмарине потопило несколько аргентинских торговых судов. В конце концов, в 1944 году, как бы намекая, страны антигитлеровской коалиции отозвали из Буэнос-Айреса своих послов (ранее введя запрет на поставки Аргентине оружия); в соседней Бразилии генеральный штаб не без помощи американских советников вынашивал планы бомбардировки испаноязычных соседей.

Но даже несмотря на всё это страна объявила Германии войну лишь 27 марта 1945-го, и то, разумеется, номинально. Честь Аргентины спасали лишь несколько сотен добровольцев, сражавшихся в рядах англо-канадских ВВС.

Турция

Одна из многочисленных причин Второй мировой войны - территориальные претензии, имевшиеся у всех (!) стран фашистского блока к соседям. Турция же, несмотря на традиционную ориентацию на Германию, здесь, однако, встала особняком из-за взятого Ататюрком курса на отказ от имперских амбиций в пользу построения национального государства.

Соратник Отца-основателя и второй президент страны, Исмет Инёню, возглавивший Республику после смерти Ататюрка, не мог не учитывать очевидные геополитические расклады. Во-первых, в августе 41-го, после малейшей угрозы выступления Ирана на стороне «Оси», советские и британские войска одновременно вошли в страну с севера и юга, взяв под контроль всё Иранское нагорье за три недели. И хотя турецкая армия не в пример сильнее персидской, можно не сомневаться, что антигитлеровская коалиция, вспомнив успешный опыт русско-османских войн, не остановится перед упреждающим ударом, причём вермахт, 90% которого уже задействовано на Восточном фронте, вряд ли придёт на помощь.

А во-вторых и в-главных, какой смысл драться (смотри цитату Ататюрка), если можно хорошо нажиться, поставляя дефицитный эрзурумский хром (без которого не сделать танковую броню) обеим враждующим сторонам?

В конце концов, когда увиливать стало совсем уж неприлично, 23 февраля 1945 года под давлением союзников война Германии всё-таки была объявлена, правда, без реального участия в боевых действиях. За 6 предыдущих лет население Турции возросло с 17,5 до почти 19 миллионов: наряду с нейтральной Испанией - лучший результат среди европейских стран.

Нейтральными странами на европейском континенте принято считать Швейцарию, Швецию, Австрию, Финляндию, Ирландию. С некоторыми оговорками к этой группе можно отнести Мальту, Сан-Марино и Ватикан, а также Лихтинштейн, который не имеет собственных вооруженных сил и во внешней политике ориентируется на нейтральных соседей.

К нейтралитету эти страны приходили различными путями и в разное время. В течение самого продолжительного срока, придерживается нейтралитета Швейцария. После подписания в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о признании и гарантии ее нейтралитета великими державами, в том же году в Париже это решение было подтверждено в политико-правовом плане подписанием соответствующего акта. В 1848 г. нейтралитет Швейцарии получил закрепление в Конституции страны. Новая редакция Конституции Швейцарии была принята в 1999 г. В ней подтверждалось сохранение прежнего курса: в обязанности правительству, по-прежнему, вменяется «принимать меры для обеспечения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии» (Ст. 185, абзац 1).

Швейцария не понесла материального ущерба в годы Второй мировой войны, благодаря выдерживаемой правительством внешнеполитической линии. Она сохранила вся свою производственную базу и даже получила выгоды, происходившие из ее особого положения. Предприятия, занимавшиеся военными заказами для воюющих стран (химическая отрасль, машиностроение, металлообработка) работали на полную мощность, экспорт продукции значительно увеличился.

То, насколько удалось Швейцарии сохранить чистоту нейтралитета в период Второй мировой войны и, в какой мере пришлось в национальных интересах отступить от принципа абсолютного невмешательства, до сих пор вызывает споры историков. В сентябре 1996 г. Швейцария в очередной раз столкнулась с претензиями относительно позиции ее политического руководства и финансовых кругов во время Второй мировой войны. Дискуссии вышли за пределы страны. В сейфах швейцарских банков был обнаружен выморочный капитал, принадлежавший репрессированным гитлеровцами евреям и нацистское партийное золото, значительная часть которого была изъята на оккупированных территориях.

Профессор социологии Женевского университета и бывший национальный советник от партии социалистов Жан Зиглер вновь подверг разоблачению не вполне законную деятельность швейцарских банковских учреждений во время войны. В его книге «Швейцария, золото и мертвые» Ziegler J. La Suisse, l"or et les morts. - Paris, 1997. утверждается, что швейцарские банки сознательно финансировали военные расходы Гитлера, и что они также послужили укрывателями имущества, украденного у депортированных или отправленных в газовые камеры. Подобные утверждения заставляют задуматься о степени добровольности таких шагов, о том, не были ли действия Швейцарии вызваны очевидной, хотя и косвенной угрозой ее статусу и безопасности, заставлявшей «подыгрывать» потенциальному агрессору.

Политологам и экспертам-международникам важно понять, в какой мере нейтралитет Швейцарии обезопасил ее от немецкой агрессии, и каких уступок потребовало даже формальное невмешательство во внутренние дела нейтрального государства. Тогда швейцарцы были напуганы самой мыслью о том, что даже всеми признаваемый нейтралитет их страны не может гарантировать им безопасности. Стало в очередной раз понятно, что нормы и традиции международной жизни целиком и полностью зависят от доброй воли действующих на мировой арене государств.

Вместе с тем, военный опыт Швейцарии лишний раз подтвердил, что в условиях крупномасштабного военного конфликта попираются все нормы международного права. Однако статус нейтральности позволяет надеяться на сохранение пусть очень хрупких, но мирных взаимоотношений с воюющими государствами. Полный же отказ от обеспечения защиты и неприкосновенности территории статусом постоянно нейтрального государства, был сочтен ставящим под прямую угрозу «независимость конфедерации … и безопасность Швейцарии» Rechtsaussen attackieren Ziegler mit Strafklage. // Sonntagszeitung , Ndu 27 septembre, 1998..

В настоящее время Швейцария является не только процветающей европейской страной, но и государством, где наиболее активно проявляется международная жизнь, деятельность гуманитарных международных организаций. Именно благодаря своему нейтральному статусу Швейцария является европейским центром деятельности ООН. В Женеве находится Европейское отделение ООН, штаб-квартира Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и многих других крупнейших международных организаций.

Гибкое толкование политики нейтралитета позволило Швейцарии сотрудничать с государствами-членами НАТО. Так, например, швейцарская армия сотрудничала с армиями стран НАТО в процессе подготовки военных кадров, стандартизации вооружений. Западные фирмы, выполняющие заказы НАТО по производству вооружений, были размещены на территории Швейцарии.

Еще одна влиятельная европейская страна - Австрия, пришла в лагерь нейтральных государств, в соответствии с Московским меморандумом 1955 г., где была зафиксирована договоренность о том, что австрийское правительство возьмет на себя обязательство придерживаться нейтралитета. Тогда это давало Австрии возможность восстановления хозяйственного комплекса после военных разрушений. В том же году был подписан договор со странами-победительницами о восстановлении независимой и демократической Австрии.

В национальном законодательстве нейтралитет получил закрепление принятием 26 октября 1955 г. федерального конституционного закона о постоянном нейтралитете, в котором Австрийская республика обязалась поддерживать и защищать свой новый политический и международно-правовой статус «всеми имеющимися в ее распоряжении средствами» (ст.1) Международное право в избранных документах. - М., 1957. Т. 3. С. 211.. Статус постоянного нейтралитета принес Австрии, так же, как и другим вышеназванным государствам, политическую стабильность и экономическое благосостояние. Территория страны постепенно становилась местом проведения важных международных встреч. Авторитет страны, доверие к ее политике с принятием нейтрального статуса только возросли.

Весьма значительное влияние на международный престиж страны оказало принятие нейтралистского внешнего курса Ирландией. Она получила фактическую возможность придерживаться нейтралитета в 30-х годах, после ликвидации на своей территории военно-морских баз Великобритании. Основой для принятия политики нейтралитета стала ирландская Конституция, которая была ознаменована отказом от статуса доминиона.

Нейтралитет Ирландии изначально имел своеобразную форму и подходил скорее под определение «вооруженный нейтралитет». Статья 28 Конституции Ирландии гласит, что «война не должна объявляться и государство не должно участвовать в какой-либо войне без согласия Палаты представителей» Конституции государств Европейского союза. - М. 1997. С. 56. . В то же время, Конституция оставляла Ирландии право на самооборону: «в случае вторжения на ее территорию, правительство может предпринимать действия, которые сочтет необходимыми для защиты» Указ. соч. С. 58.. Нейтралитет Ирландии заключался в отказе от участия в военных блоках, прежде всего в НАТО. Ирландия не входила в группу нейтральных и неприсоединившихся стран СБСЕ и в 1973 г. стала первым нейтральным государством-членом Общего рынка. «Ирландский нейтралитет не является доктриной, застывшей во времени и изолированной от реалий безопасности. Он не навязан извне, не гарантирован никаким международным договором. Эта политика поддерживалась всеми ирландскими правительствами. Ее суть, главная характеристика - уклонение от участия в военных альянсах» Ireland and the Partnership for Peace: an Explonatory Guide. - Dublin, 1999. P.7/. Центральным направлением ирландской внешней политики начала 60-х гг. стало миротворчество в различных регионах мира, прежде всего, в Европе.

Свою специфику имеет нейтралитет Люксембурга. Нейтралистская политика не стала долговременной характеристикой международного положения этой страны. Под влиянием политической конъюнктуры правящие круги Люксембурга добровольно отказались от нейтрального статуса, как препятствия к тесному экономическому сотрудничеству с ведущими западноевропейскими державами. Это государство более половины национального дохода получало от металлургической промышленности, соответственно более половины рабочих были заняты в этой отрасли. Такое положение в экономике делало Люксембург зависимым от экспортно-импортных обменов и иностранных инвестиций, что, в свою очередь, накладывало отпечаток на внешнюю политику. В сентябре 1944 г. правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали соглашение об унификации таможенных пошлин, а в 1948 г. объединились в свой собственный таможенный союз. В том же году вместе с Англией и Францией они подписали Брюссельский Акт о создании Западного союза.

Включение стран Бенилюкса в план Маршала и начало «холодной войны» определили дальнейшее развитие политики этих стран в сторону «атлантизма». В 1949 г. они вошли в Организацию Североатлантического договора. От Люксембурга это потребовало предварительного изъятия из Конституции статьи о нейтралитете.

Примером успешной реализации принципа нейтралитета является Швеция. Она долгое время на протяжении своей истории находилась в вооруженном противостоянии с Россией, однако, не достигла военных побед и была лишь финансово истощена. Политика нейтралитета дала ей возможность резко сократить военные расходы, аккумулировать финансовые средства, осуществить экономический подъем и сделала, в конечном итоге, одним из самых преуспевающих государств Европы.

Политика Швеции - это классический пример традиционного нейтралитета. При этом, в отличие от швейцарского варианта, обязанность Швеции придерживаться политики нейтралитета не закреплена ни в одном законодательном акте. Нет документов, где упоминается о статусе нейтралитета этого североевропейского государства. После Второй мировой войны Швеция придерживалась во внешней политике «воздержания от членства в союзах с целью соблюдения нейтралитета во время войны» Международные договоры, содержащие правила нейтралитета. /Материалы МИД России. Указ. соч. С.15.. Поскольку внешняя политика этой страны с XIX в. неизменно остается нейтральной, все прочие государства признают эту позицию в международных отношениях.

Приверженность политике нейтралитета и, как следствие, стабильность и социальная бесконфликтность в обществе позволили Швеции провести ряд успешных реформ. Быстрый экономический рост превратил Швецию в самую развитую европейскую страну. Комплекс социально-экономических и политических мер, успешно воплощенных в жизнь Швецией, получил даже название «шведской модели социального государства». Широко используется право государственного контроля в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода в целях повышения жизненного уровня населения. Столь же активно шведское государство в выработке внешнеполитической стратегии. Репутация страны, стремящейся в любых международных конфликтах придерживаться нейтральной позиции, позволяет Швеции играть активную посредническую роль, выступать в качестве беспристрастного арбитра, к услугам которого охотно прибегают конфликтующие стороны.

Финляндия начала придерживаться политики нейтралитета с момента подписания в Москве Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндской Республикой. В нем указывалось на «стремление Финляндии оставаться в стороне от противоречий между интересами великих держав» Внешняя политика Советского Союза. 1948 год. - М.,1950. Ч. 1. С. 183.. Из сути договора следовало, что Советский Союз выступал гарантом безопасности Финляндии в случае нападения Германии или ее союзников. Финской стороной военная помощь СССР должна была быть оказана только в случае нападения на него через территорию Финляндии. В этом случае применение Финляндией вооруженных сил не противоречило нейтралитету, так как совпадало с самообороной.

Оставшись в стороне от активных военных операций, страны Северной Европы понесли сравнительно небольшой материальный ущерб в годы Второй мировой войны. После подписания двусторонних договоров о перемирии с СССР и Великобританией Финляндия стала утверждать новый курс во внутренней и внешней политике.

Подписание североевропейскими странами Устава ООН не означало полного разрыва с политикой нейтрализма. Все страны заявили о своем желании держаться вне блоков. Летом 1947 г. Швеция, Норвегия, Дания приняли план Маршала. 4 апреля Дания, Норвегия и Исландия стали соучредителями НАТО с «базовыми оговорками», означавшими, что территории трех стран не будут в мирное время использоваться для размещения иностранных вооруженных сил. Швеция не вступила в НАТО, сохраняя верность политике нейтралитета.

С распадом Советского Союза на постсоветской территории образовалось много новых независимых государств. Каждое из них по-своему подходило к процессу государственного строительства с целью переустройства политической системы. Для молодых суверенных государств очень привлекательной была идея нейтрализма. Нейтралитет, как сложившийся институт, уже доказал свою состоятельность и целесообразность для государств, выстраивающих независимость. Он являлся, по сути, апробированным механизмом сохранения суверенитета и отстаивания своих национальных интересов для стран, не являющихся великими державами.

Идея приобретения статуса постоянно нейтрального государства, или провозглашения политики нейтралитета в свое время прорабатывалась во многих бывших советских республиках. Практически во всех созданных после дезинтеграции СССР государствах обсуждали этот вариант внешнеполитического курса. Подобные дискуссии проходили в Прибалтийских республиках, Беларуси, в Казахстане и Украине.

Сегодня Украина воспринимается Европой как государство, придерживающееся нейтральной политики, поскольку она не заявила прямо о своем намерении вступить в Североатлантический альянс или какой-либо другой военно-политический блок.

Туркменистан, оказавшись в силу своего геополитического положения вблизи со странами, где политическая ситуация крайне нестабильна, а также ввиду неоднозначных оценок международным сообществом развития своих религиозных контактов с исламским миром, посчитал для себя выгодным приобрести статус постоянно нейтрального государства.

К тому времени ни одно из вновь образовавшихся на постсоветском пространстве государств еще не создало своих национальных законов. Определяющей идеей Конституции независимого Туркменистана явилось органичное соединение традиционного и современного, достижений мировой цивилизации и исторического опыта государственного и общественного строительства Кадыров В. Конституция - олицетворение демократизма и гуманизма политики Сапармурата Туркменбаши. //Нейтральный Туркменистан . 18 мая, 2000..

Используя мировой опыт, Туркменистан провозгласил статус постоянно нейтрального государства с главной целью - идентифицировать страну в системе международных отношений. В 1992 г. Туркменистан вошел в Европейскую организацию безопасности и сотрудничества.

Механизм признания нейтралитета Туркменистана был абсолютной новацией в истории этого института мировой политики. Туркменистан стал первым в мире государством, нейтралитет которого утвержден ООН. 12 декабря 1995 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Резолюцию «Постоянный нейтралитет Туркменистана». Она была поддержана представителями 185 стран.

Очевидно, что нейтральные страны современной Европы не только пришли к нейтралитету различными путями и в разное время, но также имеют различный круг политических и международно-правовых обязанностей. Кроме того, в различные исторические периоды содержание и толкование этих обязанностей изменялось.

Так, право нейтрального государства иметь собственные вооруженные силы для самообороны в случае нападения и отстаивания нейтралитета, появилось далеко не сразу. Сегодня «гибкое» понимание термина позволяет даже государствам со статусом постоянного нейтралитета не только закупать вооружения для своих воинских подразделений, но и самим производить его. Развитие высоких технологий, интеграция европейских стран в экономической сфере естественным образом привели к тому, что нейтральные государства уже не считают неприемлемым для себя экспорт вооружений.

Являясь членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development) нейтральные страны имеют военно-промышленные компании, выпускающие вооружения. Так, Швейцарская «Eidgenossische Rustungsb» изготавливает стрелковое оружие и боеприпасы, двигатели, авиационную и артиллеристскую технику, а «Oerlikon-Buhrle» - еще и ракетную технику Ежегодник СИПРИ. 2000. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М., 2001. С. 357-359. . Швейцарская «Celsius» производит боеприпасы, стрелковое оружие и артиллеристскую технику, корабли и суда. Всемирно известные «Saab» и «Ericsson» - военную электронику. Кроме того, «Saab» занимается выпуском артиллеристской и ракетной техники Указ. соч. С. 357-361.. Экспорт различных видов обычных вооружений производит также Австрия. В период с 1995 г. по 1999 г. обычных вооружений в Швейцарию было поставлено на 1 млрд. 672 млн. долл., в Финляндию - 2 млрд. 513 млн. долл. Указ. соч. С. 371.

Начиная с 60-х годов, Швейцария проявляет интерес к сближению с другими нейтральными странами Европы - Швецией и Австрией. В мае 1960 г. как Швейцария, так и Австрия вошли в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), задуманную, как альтернатива ЕЭС, чисто экономическую организацию, не предусматривающую создание наднациональных институтов.

Договор между ЕЭС и ЕАСТ о создании Европейского экономического пространства вызвал дополнительную заинтересованность нейтральных стран в интеграции. В январе 1995 г. Австрия стала членом Европейского сообщества.

Исключения лишь подтверждают общую тенденцию. Население Швейцарии, например, настолько одобряет политику нейтралитета своей страны, что отказывается поддерживать вступление в какие бы то ни было международные союзы. На референдуме 1992 г. 50,3 % населения высказалось против присоединения к объединенной Европе Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век (1945 - 2000). - М.,2001. С. 18..

Таким образом, можно заключить, что институт нейтралитета претерпел длительную эволюцию. Он возник в европейской политике на заре становления крупных государств и стал специфическим дипломатическим инструментом для обеспечения безопасности и экономической стабильности отдельных государств, оказывавшихся во враждующем окружении в условиях международных кризисов и войн. Современное состояние института нейтралитета базируется на сложном комплексе норм международного права. Вместе с тем, очевидно, что этот феномен мировых международных отношений как никакой другой отличается множеством форм и вариантов, которые отражают национальную специфику нейтральных государств и являются их специфическим вкладом в сохранение общеевропейского мира. Нейтралитет невозможно рассматривать вне живого контекста мировой политики. Его вариативность является лишь подтверждением того, что этот институт, базируясь на международном праве, тем не менее, в значительной степени может функционировать лишь в результате «гибкого» использования доказавших свою эффективность внешнеполитических подходов нейтральных стран.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в ка­ких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь та­кое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтраль­ные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообще­ства в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничест­ва между государствами. Таким образом, постоянный нейтра­литет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является за­ключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наде­ляемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто­янно-нейтральное государство должно соблюдать правила ней­тралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной вой­не (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвен­ция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не мо­жет допускать использования своей территории, включая воз­душное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь

свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указан­ного права является выбор государством способов установле­ния статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполага­ет, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних ак­тов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Авст­рия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под­писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос­становлении независимой и демократической Австрии, в кото­ром союзные в ходе Второй мировой войны великие держа­вы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным Договором. Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем

постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать созда­ния военных опорных пунктов чужих государств на своей тер­ритории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегу­лированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единст­во и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной цело­стности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Дру­гие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным госу­дарством и отказывается от участия в каких-либо военных сою­зах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте ино­странных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержа­ние указанных документов и закрепляется положение, согласно

§ 5. Признание государств

которому «признанный сообществом нейтралитет Туркмени­стана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международ­ного права - государство - может обладать статусом постоянно­го нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоян­но-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоян­но-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфлик­тах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «пра­во на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблю­дения международных обязательств, создает тем самым для го­сударств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни­тельные гарантии его обеспечения.

Признание государств

Признание государства непосредственно связано с его меж­дународной правосубъектностью.

Признание как правовой институт включает главным обра­зом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересо­ванных государств и резолюциями международных организа­ций. Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. В 1949 г. Комиссия международного права ООН включила во­прос о признании государств и правительств в список тем, под­лежащих первоочередной кодификации, однако проблема эта не получила разрешения.

В науке сложились определенные суждения о значении при­знания для нового государства, а в международной практике - различные правовые решения, отражающие ту или иную док­трину признания.

Исторически сложились две теории признания - деклара­тивная и конститутивная.

Декларативная теория исходила из того, что государство яв­ляется субъектом международного права с момента своего воз­никновения. Признание не наделяет государство международ­ной правосубъектностью, а лишь констатирует такую право-

Глава 3. Субъекты международного права

субъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.

Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила междуна­родную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невоз­можности реализовать свои основные права и обязанности, ус­тановить стабильные межгосударственные отношения. Призна­ние, таким образом, «конституировало» государство как субъ­ект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших госу­дарств.

Из данной концепции исходил Парижский конгресс 1856 г., утверждая зависимость выхода государства на международную арену от согласия ведущих держав. Именно таким путем Тур­ция на этом конгрессе была «допущена» к сотрудничеству с ев­ропейскими странами. Хорошо известна сложная история при­знания РСФСР и затем СССР, затянувшаяся на долгие годы. После образования в 1949 г. КНР западные государства, прежде всего США, много лет отказывали ей в признании.

Взгляды отечественных юристов-международников в совре­менный период базируются на представлении о том, что при­знание нового государства является актом большой политиче­ской важности. Оно дает возможность новому государству эф­фективно реализовать свою международную правосубъектность. И непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конфе­ренциях, договорах, международных организациях. Так, уста­навливая норму о том, что членом ООН может быть только го­сударство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его приня­тие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом между­народного права с момента своего возникновения.

Не создавая государства как субъект международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связан-

§ 5. Признание государств

ного с появлением нового государства. Признание позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм. Признание осу­ществляется в рамках принципов международного права. В ча­стности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отноше­ний, что невозможно без признания.

Практика государств выработала различные объемы призна­ния. В связи с этим существуют две формы признания: юриди­ческая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатически­ми представительствами, т. е. установление стабильных поли­тических отношений. Практика государств выработала опреде­ленные способы оформления полного юридического призна­ния. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Воз­можно и подразумеваемое признание. Де-факто как особая юридическая форма признания является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отно­шений.

От юридического, официального признания следует отли­чать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляет­ся в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вари­антом фактического признания считается признание ad hoc (ра­зовое, на данный случай).

Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. «О признании Эритреи». В нем сказано: «Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независи­мости провозглашается новое государство - Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государ­ства».

Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании прави-

Глава 3. Субъекты международного права

тельства, то это означает и признание государства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о призна­нии нового правительства в уже существующем государстве. Обычно это обусловлено приходом к власти правительства не­конституционным путем. Данная ситуация породила ряд юри­дических доктрин. Так, в 1907 г. министр иностранных дел Эк­вадора Тобар выдвинул доктрину о непризнании правительств, пришедших к власти революционным путем. Принципиально иной характер имела доктрина министра иностранных дел Мексики Эстрады, провозглашенная в 1930 г. и устанавливав­шая, что в подобных ситуациях иностранные государства не должны применять специальный акт признания, достаточно аккредитации дипломатических представителей государств при пришедшем к власти правительстве.

В современных условиях признание правительств, пришед­ших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический полити­ческий режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.

Проблема признания может возникать применительно к на­ционально-освободительному движению в лице его органов, а также в отношении воюющей стороны.

Национально-освободительное движение основано на реа­лизации права народа (нации) на самоопределение. Народ, бо­рющийся за свою государственность, является субъектом меж­дународного права. В ходе этой борьбы он создает органы, вы­ступающие от его имени. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию ее международной правосубъ­ектности. Это облегчает реализацию права на получение помо­щи как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав. Примерами такого рода были признание Организации освобождения Палестины в качестве единственно законного представителя палестинского народа, а также Народной организации Юго-Западной Африки в качестве представителя народа Намибии (до завоевания неза­висимости).

Признание органов сопротивления получило широкое рас­пространение со стороны государств антигитлеровской коали­ции в годы Второй мировой войны. Признание органов сопро­тивления, которые создавались на территории государств, вре­менно захваченных Германией и ее союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов. Одни орга­ны власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмигра­ции (французский Комитет национального освобождения, че­хословацкий Национальный комитет и др.), а другие - на ок­купированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся, что означало распространение на них правил ведения войны, юридически обосновывало оказание помощи.

Правопреемство государств

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому. По­мимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство - сложный международно-правовой ин­ститут, нормы которого длительное время имели обычно-пра­вовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении догово­ров, в 1983 г. - Венская конвенция о правопреемстве госу­дарств в отношении государственной собственности, государст­венных архивов и государственных долгов. Эти конвенции оп­ределяют, что могут применяться только к последствиям правопреемства, а это означает, в частности, что соответствую­щие территориальные изменения сами по себе не рассматрива­ются как правопреемство, а являются лишь его основаниями. Вместе с тем из положений о применимости конвенций можно сделать вывод, согласно которому буквальный смысл термина «правопреемство» означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государ­ства-субъекта к другому государству - субъекту международно-

Глава 3. Субъекты международного права

го права. Положительной чертой названных конвенций являет­ся указание в их текстах на то, что правопреемство осуществля­ется в соответствии с международным правом, в том числе с теми международно-правовыми принципами, которые вопло­щены в Уставе ООН.

В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отноше­ния какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с между­народными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Само выражение «несение ответственности за международные отношения какой-либо территории» весьма неопределенно и не выражает существа государства-правопреемника как суверенно­го субъекта, обладающего территорией, неотъемлемой от него. Территория является характеризующим признаком государства. Последнее распространяет свою публичную власть на всю на­ходящуюся под его суверенитетом или правомерно перешед­шую под его суверенитет территорию. Публичная власть госу­дарства как осуществляемая на всей его территории определяет и осуществляет его международные отношения, что не согласу­ется с неким «несением ответственности» за международные отношения территории. Территория в принципе сама по себе каких-либо международных отношений не осуществляет. Их осуществляет государство и в определенных случаях составляю­щие его публично-властные образования, например субъекты, входящие в состав федеративного государства. Поскольку ука­занные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство го­сударств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к друго­му происходит в случаях возникновения нового государства - субъекта международного права; возникновения нового госу­дарства на месте колониального владения государства-метропо­лии; разделения одного государства на несколько новых госу­дарств; объединения нескольких государств в одно государство; отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства и т. д.

Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения но­вых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

§ 6. Правопреемство государств

Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего ре­шать путем соглашения заинтересованных государств, приня­тия соответствующего акта международной организацией, вы­несения решения международным судебным органом. Так, по­сле распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судь­бу Австрии и Венгрии; после Второй мировой войны ООН за­нималась вопросом о международной личности Израиля и Ин­дии. В начале 90-х гг. в связи с распадом Югославской федера­ции возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.

Существует несколько объектов правопреемства, в круг ко­торых в первую очередь включаются права и обязанности, вы­текающие из международных договоров государства-предшест­венника, государственная собственность, государственные ар­хивы, долги.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшест­венника к государству-преемнику. По этому поводу в науке ме­ждународного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII-XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует между­народную личность государства-предшественника. Своими корнями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождествен­ности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнч-ли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в на­следство новое государство, оставались такими же, что были и У государства-предшественника; государство-преемник продол­жало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяю­щим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущ­ности доктрина континуитета, обосновывая идентичность пра­восубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.

Глава 3. Субъекты международного права

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наи­большее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет междуна­родной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью дру­гого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государ­ство начинает свои договорные связи «с чистого листа».

Эти теории не получили подтверждения в практике право­преемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшест­венника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значе­ние имеет суверенная воля государства-преемника, определяю­щего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам междуна­родного права, наносить ущерб остальным государствам и на­родам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия.

Правопреемство в отношении международных договоров. В пе­риод Великой французской революции XVIII в. после сверже­ния монархии национальный Конвент Франции отказался от династических договоров, которые потеряли смысл. В 1793 г. он аннулировал все союзные или торговые договоры, существо­вавшие между бывшим французским правительством и госу­дарствами, с которыми республика находилась в состоянии войны. В то же время было заявлено о важности действия принципа соблюдения международных договоров.

В 1917-1918 гг. Россия провозгласила отказ от ряда догово­ров ввиду их противоречия демократическому правосознанию и «внутреннему строю России». Были отменены все договоры, касавшиеся разделов Польши, «ввиду их противоречия принци­пу самоопределения наций». Но многие договоры царской Рос­сии сохранили свое действие, например соглашения по вопро­сам защиты жертв войны, здравоохранения, Всемирная почто­вая конвенция, Конвенция о сотрудничестве на море и т. д.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отноше­нии договоров 1978 г. установила общее правило, согласно ко­торому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в си-

§ 6. Правопреемство государств

лу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве уста­новить свой статус в качестве участника любого многосторон­него договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объек­том правопреемства (ст. 17).

Более того, новое независимое государство посредством уве­домления о правопреемстве может принять участие в многосто­роннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреем­ства, если в момент его правопреемства государство-предшест­венник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства. Согласно п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отно­шении договоров, «если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний дого­вор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, при­нять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписа­ло само, и тем самым оно может стать договаривающимся госу­дарством или участником этого договора». Подписание госу­дарством-преемником договора, если иное намерение не вытекает из положений договора или не установлено иным об­разом, рассматривается как выражение его намерения распро­странить этот договор на всю территорию, за международные отношения которой государство-предшественник несло ответ­ственность. Когда же из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении нового незави­симого государства явилось бы несовместимым с объектом и Целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем Договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в перего­ворах государств и из объекта и целей договора следует, что Участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся госу­дарств, «новое независимое государство может стать договари­вающимся государством или участником этого договора только

Глава 3. Субъекты международного права

при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоя­тельство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного государства выполнять любое записанное в договоре обязатель­ство, которое имеет для него силу в соответствии с междуна­родным правом независимо от договора.

Государства, возникшие в результате освобождения их наро­дов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, .поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из москов­ского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 авгу­ста 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей от­ветственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присое­динился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые го­сударства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отноше­нии которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отноше­нии договоров устанавливает также условия преемства обяза­тельств по двусторонним соглашениям. Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе меж­ду новым независимым государством и другим государством-участником, если: «а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразивши­ми такую договоренность» (ст. 24).

Примером закрепления правопреемства на основе «явствен­ной договоренности» новых государств в отношении опреде­ленных международных договоров прекратившего свое сущест­вование субъекта - СССР - может служить содержание Про­токола о применении подписанного 3 февраля 1994 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о международном автомо­бильном сообщении. Согласно ст. 4 Протокола, подписанного одновременно с указанным Соглашением, «Договаривающиеся

§ 6. Правопреемство государств

Стороны согласились сохранить действующий порядок осуще­ствления международных перевозок, установленный ранее за­ключенными межправительственными соглашениями СССР с другими странами, а также действие конвенций и других согла­шений в области автомобильного транспорта, участником кото­рых являлся СССР».

В случае объединения двух или нескольких государств в од­но государство любой договор, находившийся в силе в отноше­нии любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение составляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник ли­бо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что приме­нение этого договора в отношении государства-преемника бы­ло бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).

Когда же часть или части территории государства отделяют­ся и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшествен­ник, презюмируется следующее решение: «а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государст­ва-предшественника, продолжает находиться в силе в отноше­нии каждого образованного таким образом государства-преем­ника; Ь) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, ко­торая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника» (ст. 34).

Правопреемство в отношении государственной собственности. Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве госу­дарств в отношении государственной собственности, государст­венных архивов и государственных долгов государственная соб­ственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства госу­дарств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обуслов­лено заинтересованными сторонами или не решено соответст­вующими международными органами. Государство-предшест­венник принимает все меры по предотвращению ущерба или

Глава 3. Субъекты международного права

уничтожения государственной собственности, которая перехо­дит к государству-преемнику. Когда государство-преемник яв­ляется новым независимым государством, недвижимая государ­ственная собственность государства-предшественника, находя­щаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с х его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшествен­ников переходит к государству-преемнику. Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделен­ных частях территории образуются два или несколько госу­дарств-преемников, то, если последние не условились иначе: «а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на тер­ритории которого она находится; Ь) недвижимая государствен­ная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преем­никам в справедливых долях; с) движимая государственная соб­ственность государства-предшественника, связанная с его дея­тельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; d) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преем­никам в справедливых долях» (ст. 18).

Когда часть территории государства передается им другому государству, переход государственной собственности от госу­дарства-предшественника к государству-преемнику регулирует­ся соглашением между ними. Если же соглашение отсутствует, то недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопре­емства, переходит к государству-преемнику. Движимая собст­венность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреемства (ст. 14).

Правопреемство в отношении государственных архивов. Госу­дарственные архивы являются частью государственного имуще­ства. В связи с этим правила правопреемства в отношении го-

§ 6. Правопреемство государств

сударственных архивов во многом близки правилам, установ­ленным для правопреемства государственной собственности как таковой. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государст­ву. Та часть государственных архивов государства-предшествен­ника, которая в целях нормального управления территорией - объекта правопреемства - должна находиться на этой террито­рии, переходит к новому независимому государству (ст. 28).

Когда государство разделяется и прекращает свое существо­вание и на бывшей его территории образуются два или не­сколько государств-преемников, если последние не договори­лись иначе, часть государственных архивов государства-пред­шественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).

Вчера директор ФСБ РФ Бортников приказал создать пограничную зону на границе с Беларусью. Так у нас впервые за историю суверенитета появилось какое-то подобие размежевания с Россией. Сегодня интернет наполнился слухами о том, что Беларусь подумывает о выходе из ОДКБ и Таможенного Союза.

Если так действительно когда-либо произойдет, это обозначит новый вектор во внешней политике Беларуси. Мы не на словах, а на деле движемся к созданию нейтрального государства. Но что это вообще такое — нейтральное государство?

ШВЕЙЦАРИЯ

Процесс законодательного оформления швейцарского нейтралитета начался ещё в 1815-ом году на Венском Конгрессе, который перекраивал мир после Наполеоновских войн. Но и до этого Швейцария сотни лет не брала участие в вооруженных конфликтах и захватнических войнах.

Эта горная страна умудрилась в XX-ом веке пережить 2 мировых войны и стать центром посредничества по многим вопросам. Несмотря на внеблоковый статус, на территории страны расположены штаб-квартиры множества международных организаций:

  • Европейское Отделение ООН
  • Всемирная организация здравоохранения
  • Международная организация труда
  • Международный Комитет Красного Креста
  • Всемирный совет церквей
  • Всемирная торговая организация
  • Всемирная организация интеллектуальной собственности
  • Международный олимпийский комитет

Швейцария считается самой надежной страной для вложений и инвестиций, именно поэтому ее выбирают самые важные и влиятельные международные организации. Настоящая стабильность привлекает тех, кому нужны прозрачные правила игры и соответствующий бизнес-климат. Ну и да, швейцарцы одна из самых милитаризованных наций мира, поэтому с войной к ним лезть побоялся даже Гитлер.

АВСТРИЯ

Австрийский нейтралитет официально закреплён с 1955-го года законом на конституционном уровне. Закон провозглашает вечный нейтралитет и отказ от военных союзов, запрет на размещение любых военных баз на своей территории. Зато Вена остаётся важным мировым и дипломатическим центром мира. В австрийской столице размещаются штаб-квартиры ОПЕК, ОБСЕ, МАГАТЭ.

Австрийский нейтралитет довольно подвижен и гибок. Австрия не осталась в стороне во время балканских войн, открыв свое воздушное пространство для самолётов НАТО. Таким образом страна лавирует, в критические моменты охраняя свои интересы в регионе. Однако население в целом не горит желанием вступать в какие-либо военно-политические блоки. Да и зачем, когда жизнь и так прекрасна, если судить по показателям ВВП на душу населения!

ФИНЛЯНДИЯ

Формально политика Финляндии звучит как «военное неприсоединение и самостоятельная оборона». Страна не является членом НАТО (имеет статуса наблюдателя) и не посылает войска в международные горячие точки. Тем не менее Суоми активна в международных делах, поддерживает все основные миротворческие инициативы ООН.

Парламент Финляндии

Несмотря на свою нейтральную позицию, Финляндия внимательно следит за мировой политикой. После крымских событий у населения возросли симпатии к членству в НАТО. Армия Финляндии проводит совместные учения с Альянсом в различных областях и сферах. Фины слишком хорошо помнят Зимнюю войну 1939-1940 годов.

ИРЛАНДИЯ

Ирландия, имея непростую историю отношений с Англией, не является членом НАТО и стремится проводить свою самостоятельную внешнюю политику. Также Ирландия является настоящей Европейской силиконовой долиной, активно привлекая международных гигантов в данной сфере. Microsoft, Amazon, Google, Oracle, Dell, Apple, SanDisk, Kingston, Facebook, Intel, HP, Eircom, EMC, IBM, Red Hat, Ericsson, Bentley Software, Siemens, Twitter, Linkedin,Yahoo!, Cisco, Dropbox, Electronic Arts, Alcatel, AOL — вот краткий список основных компаний, центры которых располагаются на острове. Если львиная доля влияния Швейцарии это банковские активы, то Ирландия же собирает в своём мега-хабе всех крутых игроков интеллектуального труда.

В итоге в Ирландии третий год подряд рекордно растёт ВВП. Пока общий рост по ЕС составляет 1,5%, то у ирландцев в 2015-ом году — 26%. Вот так выглядит настоящая стабильность и нейтралитет.

МАЛЬТА

Мальтийские кадеты

Мальта получила независимость от Великобритании в 1964-ом году. И первым делом она сразу же стала избавляться от чужих военных баз и закрыла офис НАТО. Какое-то время остров даже отказывался принимать военные корабли США для совместных учений. Мальтийцы грамотно взвешивают все «за» и «против» различных союзов. Когда им понадобилось больше экономических связей и туристов, они в 2004-ом вступили в ЕС.

Валлета — столица Мальты

Несмотря на небольшое количество населения (чуть более 400 тысяч), островитяне содержат около 2 тысяч военных для защиты своей страны. Экономически мальтийцы также чувствуют себя спокойно. Мальта входит в топ-30 стран по ВВП на душу населения, а также имеет высокий потенциал по индексу человеческого развития.

Таким образом, мы видим конкретный пример, как в Европе спокойно существуют страны, которым не нужны Союзные Государства или ОДКБ. И интересно, что они все являются высокоразвитыми и экономически стабильными государствами. Именно с такой стабильности и надо брать пример.

Вконтакте

10 Самых Безопасных Стран Мира в Случае Мирового Конфликта June 28th, 2013

В какой стране Вы хотели бы оказаться, если разразится третья мировая война или нечто похожее? Мы можем все дружно молиться, чтобы этого не случилось и искренне надеяться на лучшее, но войны во все времена становились самой острой и важной причиной для массовой иммиграции. Мы можем вспоминать как семья фон Трапов из мюзикла «Звуки Музыки» с песней об Эдельвайсе и улыбкой пешком уходила из Австрии в Швейцарию, но на деле, если придется идти пешком и с детьми на руках, большинство из нас будут вряд ли петь песни.

Безопасность и максимальная удаленность от мирового конфликта может стать мотивирующим фактором именно для Вас, если придется выбирать, куда бежать. Естественно, многие из читателей нашего блога имеют недвижимость за границей, а кто-то побежит к родственникам, живущим за рубежом. Я же расскажу о своем топ 10 стран, которые я на данный момент считаю безопасными в случае мирового конфликта.

10. Швейцария

У Швейцарии долгая история нейтралитета и эта страна спрятана в Альпах. Соседняя Австрия также считается нейтральной нацией и, кстати, очень многие наши читатели интересуются иммиграцией в Австрию.

В Швейцарии в каждом доме есть бомбоубежище.


9. Коста Рика

В Коста Рике стабильная демократия и страной проводится политика нейтралитета. Коста Рика занимает высокие позиции в различных независимых обозрениях и рейтингах, например, в рейтинге Глобального Мира (Global Peace Index), Рейтинге Счастливой Планеты (Happy Planet Index) и в рейтинге удовлетворения жизнью (Life Satisfaction Index). И хотя Коста Рика находится в достаточно неспокойном регионе, но сама по себе считается очень мирной и нейтральной. С целью поиска своей идеальной страны на случай конфликта Вы можете также сверится с последними новостями вышеупомянутых мировых рейтингов.
8. Папуа Новая Гвинея

Если цель - изолированное место в мире и стана в которой еще есть места, куда не ступала нога человека, то переезд в Папуа Новую Гвинею позволит максимально изолироваться от внешнего мира.
7. Канада

Канада - вторая по количеству населения страна в мире, но у нее лишь одна граница с другой страной - США и это мирная граница. У Канады в мире немного врагов и эта страна также высоко расположена во всемирном индексе мирных стран.
6. Сейшелы

Кроме того, что Сейшелы изолированы от всего мира и находятся посреди Индийского океана, эти острова еще и очень красивы. Здесь вы сможете не только изолироваться, но и насладится жизнью. Более подробно о возможностях райской жизни на Сейшельских островах можно узнать из статьи - Лучшая налоговая гавань мира - Сейшельские Острова .
5. Финляндия

У Финляндии есть долгая история успеха в способности выходить сухой из воды в международных конфликтах. Финляндия считается политически нейтральной страной и всегда входит в десятку самых мирных стран на планете в Глобальном Рейтинге Мира - Global Peace Index. Если вы не боитесь холода, то северная часть Финляндии отличное место для того, чтобы исчезнуть.
4. Тувалу

Эта страна располагается в центре Микронезии и находится среди самых безопасных и отдаленных мест в мире. Это третья по количеству населения страна с конца в списке всех стран мира и четвертая с конца по размерам. В мире есть совсем немного мест, которые так удалены и изолированы от активной глобальной жизни как Тувалу.
3. Исландия

У Исландии нет границ и врагов в мире. Эта страна всегда высоко в рейтинге самых мирных стран. Если случиться мировой конфликт, то очень маловероятно, что Исландия будет в нем участвовать.
2. Бутан

Находящийся среди Гималайских гор Бутан - одна из самых изолированных стран мира и отличный пример достижения баланса между модернизацией и сохранением древней культуры. Религиозное население Бутана верит в мирные способы разрешения всех конфликтов и, хотя Бутан находится в сравнительно неспокойном регионе - географически страна защищена.
1. Новая Зеландия

Новая Зеландия самая изолированная из крупных и развитых стран. У Новой Зеландии нет границ и страна находится в удалении от других стран мира. У Новой Зеландии нет национальных врагов, но есть безопасная демократия и разнообразный географический масштаб с множеством удаленных мест, где можно спрятаться. У нас на блоге есть очень много актуальной и свежей информацией о переезде в Новую Зеландию для инвесторов и бизнес иммигрантов. Новой Зеландии на блоге посвящен целый