Сущность профессии менеджера в современных условиях. Профессия – менеджер. Раскрытие главных составляющих менеджмента – понятия и определения

Введение

Актуальность. Ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, профессия менеджера является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых в современной экономической системе.

Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, непосредственно либо опосредованно влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение имеют и непременно должны учитываться положения трудового права.

Объект - процесс управления персоналом на предприятии.

В качестве предмета - менеджер в современном обществе.

Целью работы является осмысление особенностей качественного управления персоналом компании современным менеджером. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить особенности профессии менеджера.

2. Рассмотреть существующие типы профессии управленца.

3. Ознакомиться с ролью менеджера в организации.

4. Дать оценку профессиональным и личностным качествам менеджера.

5. Проанализировать уровни и роли управления.

В процессе работы использовались следующие общенаучные методы: анализ и синтез.

Практическая значимость. Полученные теоретические результаты имеют большое практическое значение при анализе работы менеджера-управленца на предприятии. Они позволяют сформировать образ высококвалифицированного работника сферы управления. Материал может быть использован в преподавании дисциплин, входящих в изучение специальности менеджмент организации, например, таких как социология и психологии управления, основы менеджмента.

Менеджер как профессия

Профессия менеджера

Основное содержание деятельности менеджера - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства.

Принято выделять следующие основные формы власти: основанную на принуждении, традиционную, компетентную, базирующуюся на мотивации, эталонную, власть-харизму. Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руководитель может оказывать влияние на подчиненных, если он контролирует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено. В этой связи следует учитывать, что управление, базирующееся на принуждении, на страхе подчиненных, может привести только к кратковременному успеху, в долгосрочной перспективе такой руководитель обречен на провал. При таком способе осуществления власти возрастает риск саботажа со стороны подчиненных.

Традиционная (законная) власть - основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего должностного положения в структуре организации, а также на вере подчиненных в незыблемость традиций и в то, что существующее положение вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой, что это положение не только невозможно, но и нецелесообразно изменять. Вместе с тем неоправданное преобладание традиционной власти, чрезмерная приверженность устаревшим традициям и ценностям может привести к тотальному консерватизму, блокировать творческую инициативу в организации.

Компетентная (экспертная) власть - осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний, возможно, недоступных по тем или иным причинам подчиненным, и является таковым. Это наиболее надежная опора для руководителя любого уровня управления, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Залогом стабильности и эффективности такой власти является постоянная нацеленность руководителей всех уровней на саморазвитие.

Власть, базирующаяся на мотивации (вознаграждении), означает, что руководитель имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что руководитель может вознаградить его или отказать в этом. Вместе с тем, учитывая сложность и большое разнообразие иерархий потребностей людей, существует проблема идентификации иерархии потребностей подчиненного. Кроме того, в арсенале руководителя может не оказаться средств, адекватных индивидуальным потребностям всех подчиненных. При осуществлении управления, основанного на мотивации, менеджеры нередко сводят всю гамму средств воздействия к денежному стимулированию, а его возможности нередко ограниченны как по размеру, так и по эффективности воздействия на подчиненного.

Эталонная власть (власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Вместе с тем, представления об эталоне поведения и деятельности могут коренным образом измениться под воздействием внешних обстоятельств или вследствие развития коллектива и отдельных исполнителей. Это способно поставить под угрозу сложившиеся связи и в целом эффективность управления.

Власть-харизма - поддерживается убежденностью в наличии у человека, выступающего в качестве носителя власти, «богом данных» качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и возможности. Харизматичный лидер (руководитель) выступает, как правило, в роли избавителя и благодетеля. Ему обычно приписываются все успехи его сторонников. Неудачи используются для прославления лидера, в них обвиняются другие люди или обстоятельства. Следует учитывать, что главной угрозой для стабильности управления, основанного на такой власти, является низкая результативность работы организации.

Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:

l неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);

l высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;

l повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;

l положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;

l особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления - к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;

l наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта - гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;

l весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;

l определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;

l конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;

l уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников (каждый человек - уникален), каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

l характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек - человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - живая природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.

По условиям труда профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера организации):

l руководитель. Его основная деятельность - управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;

l консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;

l ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;

l преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента - его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях.

Включение этого вопроса в состав практикума определено тем, что именно оценка понятия "менеджер" оказывается самой дискуссионной и полезной в данном разделе, чему посвящена большая часть предлагаемых к рассмотрению ситуаций. Субъекты менеджмента - менеджеры -руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».

В российских условиях понятия «менеджер» и «предприниматель» стали широко употребляться в конце 80-х-начале 90-х гг. в связи с начавшейся перестройкой в стране. Переход от административно-командной системы управления к рыночной потребовал изменений как в социально-политической жизни общества, так и во всей экономической сфере. Необходимо было пересмотреть сложившуюся ранее систему управления, в основе которой лежали принципы централизованного директивного планирования, жесткого распределения материальных, людских и финансовых резервов и ресурсов из центра. Нужно было менять всю систему подчинения и контроля, фундаментом которой являлись демократический централизм, народный контроль и т. д. Рыночные отношения предполагают иной подход к управлению: более демократических методов работы; новых взаимоотношений «руководитель - подчиненный»; следование жестким правилам рынка, конкуренции, частного интереса, а также стремление людей извлечь наибольшую выгоду от предпринятого дела.

К 1993 г. в народном хозяйстве России насчитывалось более 4% населения, занятого предпринимательской деятельностью. Сотни тысяч рабочих, служащих, крестьян, начальников цехов и участков, директоров заводов, партийных и комсомольских работников предприняли попытку организовать свой бизнес. Появилось понятие «малый и средний бизнес», возникли мелкие и крупные банки и соответственно банкиры, биржевики, управляющие крупными компаниями и руководители небольших заводов, магазинов и других коммерческих и некоммерческих организаций.

Финансовый кризис 17 августа 1998 г. подорвал материальную основу ряда предпринимательских организаций и привел к уменьшению их количества, но не приостановил самого процесса движения. Предпринимательство получило право на жизнь и, несомненно, будет развиваться и впредь.

Большие возможности для развития предпринимательства открылись в результате приватизации (при всех ее издержках и злоупотреблениях), которая позволила создать частные предприятия, акционерные общества, ассоциации и союзы в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Новые экономические отношения потребовали не только предпринимателей, но и профессиональных управляющих - менеджеров.

Бизнес - это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы).

Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.

Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности - профессиональный менеджер.

Конечно, предприниматель как собственник может и сам заниматься вопросами управления, оставив участие в непосредственном производстве. В данном случае предприниматель (бизнесмен) и менеджер объединяются в одном лице. Это характерно в основном для малого бизнеса. Но многие средние, по определенным критериям, предприятия и все крупные, как правило, управляются наемными профессиональными управляющими - менеджерами.

Итак, предприниматель, бизнесмен и менеджер - это близкие понятия, но не одно и то же. Бизнесмен - это собственник, применяющий свои или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.

Слово «менеджер» имеет несколько значений:

1) наемный профессиональный управляющий;

2) специалист по управлению производством;

3) предприниматель в профессиональном спорте.

Таким образом, менеджер - это наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.

В работе менеджера и предпринимателя есть общие черты: оба преследуют цели, поставленные перед предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют и контролируют деятельность работников предприятия; работают на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй - собственным капиталом. Для России это новое явление. Ранее руководители рисковали своей должностью, а в сталинские времена и свободой.

Менеджеры решают, какие цели в области производительности будут поставлены перед организацией, какие методы получения продукции будут использованы, какие формы стимулирования наиболее приемлемы и другое. Именно руководители своей организованностью, личным примером задают

тон в организации. Именно они определяют, будет ли в своей работе организация ориентирована на качество, производительность и на потребителей или останется к ним безразличной.

Кто же такие менеджеры? В чем сущность их профессии и каковы требования, предъявляемые к ним.

Содержание самого понятия «управленческий персонал» трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ), например, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой категории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации.

Чтобы дать ответы на вопросы о содержании профессии менеджера, необходимо разобраться в сущности разделения труда и определения объема задач, стоящих перед менеджерам в организации.

По мере роста организации менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Следовательно, в определении сфер деятельности менеджеров, особенностей работы на том или ином месте очень важно рассмотреть горизонтальное и вертикальное разделение труда в аппарате управления организацией.

В отечественной теории и практике управления принято выделять в связи с горизонтальным разделением труда три группы управленческих кадров:

Руководители- управленческий персонал, который определяет работу других людей. Причем эта группа делится на две части - линейных руководителей (их подчиненные выполняют производственные функции) и функциональных руководителей (их подчиненные выполняют функции управления);

Специалисты - управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (управленческие функции), требующую высокой квалификации;

Служащие - управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (функции управления), не требующую высокой квалификации.

Горизонтальное разделение труда называют также специализацией между областями менеджмента. В связи с этим интересным для понимания сущности менеджмента является выделение функциональных, генеральных, линейных и аппаратных менеджеров, показанное К.Хэйлс.

Функциональные менеджеры несут ответственность за отдельные элементы деятельности организации, такие как управление, персоналом, исследованиями, маркетингом или производством.

Генеральные менеджеры, обычно возглавляют подразделения организации, такие как отделение или дочерняя компания, призванные выполнять комплекс функций. Генеральный менеджер несет ответственность за общую деятельность организации или подразделений, а, следовательно, полагается на управленцев, ответственных за выполнение отдельных функций.

Линейные менеджеры несут ответственность за выполнение функции, напрямую связанных с производством или поставкой продукта услуг потребителям. В зависимости от уровня они могут управлять работой магазина торговой компании, группы медсестер, департамента по социальной работе или производственной деятельностью предприятия.

Аппаратные менеджеры отвечают за исполнение непроизводственных функций деятельности предприятия, таких как финансы, персонал, закупки или правовые вопросы. При управлении подчиненными аппаратные менеджеры обычно действуют так же, как линейные менеджеры.

По мере роста организации возникает необходимость в должностной иерархии менеджеров. Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предприятиях до восьми-десяти и более в крупных объединениях и корпорациях. В зависимости от «ступеньки», которую занимает в ней управленец, объемы «менеджмента» и «неменеджмента» существенно различаются. Отличается и степень горизонтального разделения труда на каждой ступени управления. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это - горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. З.П. Румянцевой выделены пять подсистем: персонал, исследования и разработки, маркетинг, производство и финансы. В определенной степени это разделение условно, но оно имеет под собой обоснование, полученное обобщением имеющейся практики управления и выделения подсистем на современных предприятиях.

С точки зрения раскрытия механизма управления, как кибернетической системы, имеющей 1 - вход (ресурсы), 2 - выход (результаты), 3 -преобразование (производство), можно выделить такие подсистемы:

1- управление персоналом, финансами, информацией, техникой и запасами,

2- целеполагание и стратегическое управление, маркетинг,

3- исследования и разработки, снабжение, производство.

Вертикальное разделение труда в отечественной и зарубежной теории и практике чаще всего приводит к выделению менеджеров высшего, среднего и низшего (низового) уровня или звена. Это деление относится в основном к одной категории менеджеров в отечественной классификации -руководителям. Руководители низового звена руководят непосредственными исполнителями, руководители среднего звена являются своеобразными передаточными звеньями между руководителями высшего и низового уровня, выполняя частично функции и тех и других, руководители высшего звена руководят организацией в целом, определяя пути ее развития.

Менеджеры низового уровня осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень - самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала организации, - включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персонала.

В зарубежной литературе выделяют должности, связанные со следующей деятельностью: выполнением прямых рабочих операций, управлением персоналом, занятом прямыми операциями, управлением менеджерами, управлением бизнесом.

Исполнение прямых рабочих операций

Менеджеры, ответственные за выполнение прямых операций, заняты умственным и физическим трудом по организации производства и поставок товаров и услуг. Такой труд включает в себя и низкооплачиваемую вспомогательную деятельность, и

квалифицированную или техническую работу, и высокооцениваемую профессиональную или творческую деятельность. Нередко функции менеджмента и

непосредственного труда не разделяются; в этом случае ответственность по планированию или контролю за некоторыми видами деятельности возлагается на

непосредственных исполнителей.

Управление персоналом, выполняющим прямые операции

Менеджеров, выполняющих данные функции, иногда называют управленцами первого уровня или низшего звена; они несут ответственность за исполнение подчиненными ежедневных, принятых в организации операций и участвуют в решении возникающих проблем. К ним относятся мастера (бригадиры) на производстве (супервайзеры), менеджеры отелей, старшие медсестры в больницах или менеджеры банков. Обычно исполнение прямых рабочих операций занимает у них значительно меньшее время, чем

у их подчиненных (за исключением небольших компаний).

Управление менеджерами

Менеджеры, исполняющие данные обязанности, обычно считаются руководителями

среднего звена (весьма многочисленная группа). Их основная функция - направление деятельности управленцев низшего звена в русло политики компании. Они проверяют достижение подчиненными поставленных целей, постоянно Держат руку на пульсе событий и, в зависимости от ситуации, обеспечивают своим сотрудникам поддержку или оказывают на них давление. «Менеджеры менеджеров» ответственны за

формирование и бесперебойную связь коммуникационных линий, обеспечивающих беспрепятственную циркуляцию информации в организации. Именно они доводят до

управленцев низшего звена ожидания руководства, а до менеджмента высшего звена - информацию о реальном положении дел в компании. Кроме того, значительную часть

рабочего времени руководителей среднего звена занимает взаимодействие с

вышестоящими управленцами и коллегами, находящимися на том же уровне иерархии. Некоторые менеджеры очень тесно и часто общаются с управленцами из других организаций, от которых они некоторым образом зависят.

Управление бизнесом Управлением бизнесом занимается относительно небольшая группа индивидов, несущих ответственность за общее управление и деятельность организации. Высшие менеджеры определяют политику и несут ответственность за управление отношениями с представителями и институтами внешнего мира, такими как акционеры, средства

массовой информации, органы государственной власти. Они должны иметь полную

информацию о состоянии дел в организации, в то же время направляя основные усилия на определение перспектив ее развития или взаимодействие с внешними агентами. Выполнение прямых операций такими менеджерами занимает минимум времени (впрочем, в небольших компаниях руководители непосредственно вовлечены в рабочий процесс) .

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

Например, за рубежом для оценки качеств менеджера, его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его

отсутствия фирма работает успешно, то это является позитивной оценкой

деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия руководителя деятельность становится менее эффективной - это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегическое развитие фирмы), а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их руководителям среднего звена. .

Требования к их профессиональной компетенции очень разнообразны. Отечественные ученые предлагают следующую их совокупность, которую можно условно подразделяют на две группы.

В современном мире востребованность профессии менеджера неоспорима. Сегодня в любой компании, холдинге или корпорации есть люди, являющиеся представителями именно этого вида деятельности. Чтобы понять, в чем же заключаются особенности профессии менеджера, надо четко знать значение этого заимствованного слова. В лексику русского человека оно стремительно ворвалось из английского языка. "Manager" – это управляющий, который организует работу в компании или на предприятиях. Он координирует деятельность сотрудников, руководит производством и обращением товаров. По сути, это начальник, который в компании является представителем среднего или высшего руководящего состава.

В наши дни многие выпускники ВУЗов непременно хотят стать управляющими, желательно на крупных предприятиях. Но далеко не все понимают, какими качествами надо обладать, чтобы преуспеть на этой ответственной работе. Итак, что же входит в обязанности менеджера?

  • управляющим нужно подбирать необходимых специалистов для предприятия, учитывая при этом будущие перспективы компании. Качественная работа управленцев исключает нехватку квалифицированных кадров;
  • профессия менеджера предполагает непосредственную работу с персоналом. И тут надо быть инноватором, чтобы выискивать новые способы мотивации работников для повышения производительности труда. Управляющий должен быть психологом и обладать богатым воображением, чтобы стимулировать кадры не только материально;
  • управляющий должен планировать коммерческую и предпринимательскую деятельность, то есть он обязан следить за воплощением в жизнь бизнес-планов, заключать договора, контракты и соглашения, сводя при этом возможный риск к минимуму;
  • на менеджере лежит ответственность за конкурентоспособность продукта или услуг, за качество предлагаемых товаров и за увеличение объемов их сбыта;
  • при этом руководитель обязан экономно и максимально эффективно использовать трудовые и материальные ресурсы;
  • анализ потребительского спроса, прогноз сбыта, переговоры с деловыми партнерами – все это тоже лежит на плечах управляющего.

В профессии менеджера, как и в любой другой, есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам следует отнести следующее:

  • большая востребованность, ведь менеджеры сегодня требуются во всех сферах;
  • возможность карьерного роста;
  • командировки, в том числе и за границу;
  • интересные знакомства и общение с разными людьми.
Отрицательные стороны этого рода деятельности:
  • Руководить – не значит распределить все обязанности на подчиненных и при этом ничего не делать. Работа менеджера часто очень нервная, так как ему приходится работать в интенсивном режиме. Иногда в течение всего дня нет возможности отвлечься и расслабиться. Высокий темп работы может вызывать стрессы.
  • Монотонность, отсутствие разнообразия, ответственность за принятие решений в экстренных, не терпящих отлагательств ситуациях может сказаться на здоровье и самочувствии человека этой профессии не лучшим образом.
  • Отсутствие продаж может значительно снизить зарплату менеджера.

Личные качества менеджера

Одно из основных качеств – коммуникабельность, умение ладить с самыми разными людьми. Для менеджера важны также стрессоустойчивость, умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, принимать решение при недостатке информации и в условиях ограниченного времени. Желательно также наличие лидерских качеств, амбициозности, желания расти самому и способствовать процветанию компании. Как отмечают многие специалисты в области кадровой деятельности, менеджер – это мыслитель и деятель, а хороший менеджер – это еще и прирожденный лидер.

Образование: что надо знать?

Чтобы получить хорошее предложение от работодателя на место менеджера, желательно иметь высшее профильное образование. Правда, зачастую наличие диплома не свидетельствует о том, что сотрудник изначально будет хорошо разбираться в товаре или в оказании определенного рода услуг. Но то, что кандидат на работу смог отучиться 5-6 лет, говорит о том, что он, скорее всего, легко обучаем, усидчив и интеллектуально развит.

Освоить профессию менеджера можно и посещая всевозможные курсы по управлению кадрами, по ведению документации, по основам маркетинга. На психологических тренингах вас научат технике общения, умению избегать конфликтов, возможно, и ораторскому искусству. Стоит отметить, что многие компании предпочитают самостоятельно обучать свой персонал, основываясь на особенностях своей организации.

Место работы и карьера

Менеджер по продажам

Основная его задача - сделать все возможное и невозможное, чтобы прибыль компании постоянно росла. Для этого он должен быть коммуникабельным и убедительным, умеющим общаться с людьми. Такие навыки необходимы для привлечения новых клиентов и эффективной работы с уже имеющимися партнерами. Самое главное для такого руководителя – это обладать знаниями всевозможных технологий продаж.

Менеджер по туризму

Такой специалист предлагает туристические поездки, привлекая как можно больше клиентов в свое агентство. Именно он консультирует желающих отправиться в путешествие, помогая им выбрать оптимальный вариант тура, исходя из их желаний, возможностей и потребностей. Организация перевозок, взаимодействие со страховыми агентами, постоянный мониторинг рынка в сфере туристических услуг и компаний – все это входит в обязанности руководителя данного направления.

Менеджер по персоналу

Этому руководителю требуется обладать знаниями не только в сфере делопроизводства и трудового кодекса, но и социально-психологическими навыками. Именно управляющий по кадровой политике и создает комфортную атмосферу для персонала. Ведение документации по приему на работу или увольнению, создание графика отпусков, приказы о наказаниях или поощрениях персонала, повышение квалификации кадров и многое другое – вот, что подразумевает в себе профессия менеджера по персоналу.

Офис-менеджер

В должностные обязанности этого руководителя входит эффективная организация управленческой деятельности и ведение необходимой документации. Это своего рода помощник Генерального директора, приказы, распоряжения и поручения которого следует выполнять качественно и в срок. Прием телефонных звонков, получение и рассылка корреспонденции, подготовка и ведение протоколов совещаний и заседаний, организация деловых встреч и переговоров, контроль и координация некоторых сотрудников (водителя, уборщиц, курьеров) – это далеко не полный перечень всех обязанностей офис-менеджера. Чаще руководство организации предпочитает видеть на это месте скорее немолодую женщину с опытом работы, со знанием персонального компьютера, умением пользоваться офисной техникой. Знание иностранных языков только приветствуется.

Тема 1. Сущность деятельности по управлению и направления специализаций

История зарождения и развития профессии менеджер.

Задачи и цели менеджмента. Основы философии для формирования мировозренческих позиций. Методы анализа развития общества для выявления этапов и закономерностей развития общества.

Модели и методы управления.

Менеджмент в микро- и макроэкономике.

Роль информации в подготовке управляющих для предприятий.

Функции менеджмента.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Сегодня менеджмент рассматривается как система экономического управления, как орган управления, как форма предпринимательской деятельности. Собственно, к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимаются искусство управления, основные результаты управления, процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями.

Менеджер - это специалист по управлению.

История зарождения и развития профессии менеджер

Предпосылкой становления профессии менеджер явилась сложившаяся ситуация, когда умение решать вопросы измерения и нормирования труда отдельного человека с целью рационального управления работниками привлекло внимание к более сложной задаче - мотивирования работников и установления производственных отношений между ними. Эта ситуация прослеживается со времени цехового производства. Основой цеха был человек - мастер, у которого учились ученики, подмастерья. Соответственно, управление строилось исходя из того, как устанавливались отношения между этими людьми. Важным было то, какую позицию в цехе люди занимали по отношению друг к другу.

Появление мануфактуры (фабрики, где использовался дробно разделенный ручной труд) принизило индивидуальность человека, на первое место вышли производственные операции. Мануфактура подготовила базу для следующей стадии индустриального развития, когда появилась машинная фабрика. Если в мануфактуре человек был подчинен операции, процедуре, схеме, то на фабрике человек становится полностью подчиненным машине. Крайним проявлением этого может служить конвейер. На фабрике управление строится уже в соответствии с логикой, задаваемой машиной.

В XX в. в 60-70-е и частично в 80-е гг. человек перестает подчиняться машине. В производство внедряются автоматы. Человек начинает подчинять себе машину. Возрастают проблемы творчества в труде, использования человеческого потенциала, расширяется использование групповой формы организации труда. Соответственно, принципиально изменяется подход к управлению. В 1980-1990-е гг. получают широкое распространение компьютерные информационные системы. Изменения в управлении персоналом становятся еще более существенными, потому что появилась возможность «вынести» машину за пределы организации. Это значительно меняет систему взаимоотношений между людьми в коллективе.

В XXI в. наиболее актуальной проблемой профессии менеджера будет дифференциация видов труда. Если сейчас управленческая теория учит тому, как сравнивать свое управление с управлением в других организациях (так называемый бенчмаркинг) и как измерять это сравнение, то управленческие теории XXI в. будут учить тому, как не быть таким, как все остальные. Если до этого управление учило тому, как правильно работать и создавать эффективные, правильные организационные системы, то в XXI в. возникает вопрос, как уйти от стандартов, от принятых систем, как быть другим. По мнению некоторых профессионалов, работающих в этой области, управленческие концепции будут связаны с тем, как разработать методологию управления, используя которую организации смогли бы найти способ отличаться от других. Быть непохожим на других очень трудно, но это будет основой управленческого успеха в XXI в.

Сущность и содержание менеджмента организации.

Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно усложнилось, так как расширяются их права и ответственность и требуется более гибкая адаптация к изменениям в окружающей среде. Возникают новые цели и функции, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создаются новые организации; под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности и организационно-правовые формы организаций, разрабатываются и внедряются новые экономические механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного менеджмента.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части :

Теория руководства;

Практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Понятие «менеджмент» прочно вошло в обиход и стало привычным для деловой российской жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина «менеджмент». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. Термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент», потому что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления - об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Введение

1. Определения менеджмента как науки

2. Профессия менеджер

3. Качества, необходимые управленцу

4. Функции управления

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема менеджмент как профессия особенно актуальна в наше, современное время. Согласитесь, что большинство людей не хотят работать в качестве подчиненных, а желают управлять организацией. Все больше людей стремятся к этому, но далеко не каждый достигает своих целей, да и не каждый заслуживает роли управленца.

Лично меня, как студента факультета государственного и муниципального управления эта тема сильно волнует. Я, как будущий специалист, руководитель, хочу узнать, что такое менеджмент, какие существуют определения для этой науки. Также, то, что включает в себя эта профессия; то, какими качествами должен обладать специалист, чтобы стать успешным в своем роде деятельности. Я хочу быть успешным, благодаря работе я смог узнать, что поможет мне в достижении цели.

Главная цель моей работы – определить сущность менеджмента как вида деятельности человека.

Перед собою поставил следующие задачи:

Рассмотреть историю происхождения менеджмента.

Определить роль управления в современном мире.

Рассмотреть функции менеджмента.

Объект моего исследования – менеджер, управляющий организацией.

Предмет моего исследования – качества, различные грани личности.

Для достижения цели необходимо рассмотреть периодическую литературу, книги, справочники и энциклопедии по данной тематике, проанализировать полученные знания, выписать тезисы ответа на данный вопрос. Думаю, что собственные рассуждения также помогут мне в раскрытии темы.


Определения менеджмента как науки

За последние годы в нашей стране произошли глубокие экономические преобразования. Российская Федерация как самостоятельное государство взяла курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики. Действительно, время, в которое мы живем, - эпоха перемен. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.

Существенно изменились отношения собственности, а вместе с ними цели деятельности организации, механизмы их взаимодействия. В этих условиях существенно возросла и роль управляющих структур - менеджмента.

Можно сказать, что управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием "управление организацией или предприятием" стало нередким и другое – "менеджмент организации или предприятия". В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Что же такое менеджмент?

Определений и толкований этому слову множество. Рассмотрим некоторые из них.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.

В американском учебнике для студентов по курсу менеджмента дается следующее определение: «Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей». Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры компании.

Объектом управления могут быть природное явление, техническая или хозяйственная система. Несмотря на специфику каждого из видов управления, они имеют общую особенность: воздействие на объекты при небольших затратах энергии должно давать весомый результат.

Так мы познакомились с определениями менеджмента, а теперь хотелось бы поговорить о профессии менеджера.


Профессия менеджер

Профессия менеджера трудна, но в тоже время в ней есть много привлекательных сторон, она очень интересна. В современном мире далеко не каждый человек способен стать хорошим управленцем. Почему я так считаю? Потому что в прошлом рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. Да и управленцами были люди в первую очередь с явными диктаторскими способностями. Людей заставляли работать не рассуждая.

В наше время все абсолютно по-другому. С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились требования к управляющим. Менеджер как главы семьи, отец, который относится к подчиненным с твердостью, но по справедливости.

Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Эта профессия предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной.

Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Также можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.


Качества, необходимые управленцу

Менеджеру, чтобы быть успешным необходимо обладать целым рядом качеств. Просто ужиться с людьми не достаточно, взаимодействие нужно обеспечить надежной материальной базой, которую создает надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребует от менеджера еще и маклерских способностей.

И наконец, сегодня, фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимается самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становится менеджером-организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, это – новатор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

К личным качествам менеджера в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим.

Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться.