"служебный роман" по андрею дементьеву. Смотреть что такое "Дементьев, Андрей Дмитриевич" в других словарях

Поэт Андрей Дементьев - жидовствующий

Поклонники его пишут: «Дементьев самый читаемый и любимый поэт многих поколений! Каждая книга автора - событие в поэтической жизни России. На его стихи написаны десятки песен, его цитируют, переводят на другие языки». О том, что он жидовствующий и держит нос по ветру, редко пишут.

По национальности (по генам) он - русский, по духу - весьма порченный жидами - весьма жидовствующий русский. Таких среди русской (по генам) интеллигенции за последние сто лет были и есть десятки, а может, и сотни тысяч.
Дементьев: «И хотя еврейской крови нет ни в предках, ни во мне, я горжусь своей любовью к этой избранной стране»
Дементьев: «Я в Израиле, как дома». «Иерусалим всегда поможет мне. Я живу по его заветам, Породнившись душою с ним…»

Андрей Дементьев родился в 1928 в Твери (ранее Калинин) на Волге. По национальности русский. Отец — Дементьев Дмитрий Никитич (1901-1992). Мать — Орлова Мария Григорьевна (1908-1998). Отец получил при Сталине в 1941 пять лет лагерей по 58 статье, «за контрреволюционную деятельность». Работал в лагере на лесоповале, потом агрономом подсобного хозяйства.

В 1946 Андрей Дементьев окончил школу. Поступил в педагогический институт. Через три года переехал в Москву, окончил Литературный институт имени Горького (1949—1952). Еще когда учился в институте, вступил в ВКП (б). Потом поработал в сельхозотделе «Калининской правды», потом три года в молодежной областной газете «Смена», был заведующий отделом комсомольской жизни в этой газете (1955—1958). Работал в радиокомитете и издательстве, в областном комитете партии. Потом в 1967 снова перебрался в Москву и стал сотрудником аппарата Центрального комитета ВЛКСМ. Потом - инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК.

Был редактором отдела поэзии издательства «Молодая Гвардия». Двадцать один год Дементьев был ещё и начальником в литературно-художественном журнале «Юность» (1972—1993). С 1972 по 1981 он - первый заместитель главного редактора, а потом 12 лет (1981 - 1992) — главный редактор этого журнала. Тираж этого издания - 3 млн. 300 тыс. экземпляров. Зомбирование русского народа шло полным ходом.
В ранних его стихах - «комсомольский задор». Дементьев: «Великий Ленин сумел зажечь своим романтизмом и безграничной верой в будущее сердца миллионов…». Дементьев - романтический строитель коммунизма. Он абсолютно не соображал, что романтическое будущее страны и Человечества, которое было в его голове, - утопия. Абсолютно не понимал, что после 1917 (если рассматривать события в национальном аспекте) - Первый Большой Прыжок жидов во власть. Абсолютно не понимал Русско-жидовский вопрос. В его голове не было такого вопроса.
Он издал более тридцати поэтических сборников, за сборник - «Азарт» получил Государственную премию СССР. На счету поэта более 100 текстов к песням «для народа». Стихи Дементьева переведены на десяток языков.

Много «работал» он при КПСС также в Телеящике. В 1980-х Дементьев - ведущий серых передач «Добрый вечер, Москва», «Клуб молодоженов», «Браво», «Семейный канал», «Воскресные встречи».

С 1981 по 1991 Дементьев — секретарь Правления Союза писателей СССР. В 1990 году Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира (позднее - Международный общественный фонд - «Российский фонд мира»). Но никаких войн на Земном шаре этот фонд не предотвратил. Он награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени…

Он строил коммунизм и других призывал, но вдруг к его удивлению Варшавский военно-политический Союз развалился как карточный домик. Коммунистическая держава СССР развалилась на 15 кусков, как карточный домик, а КПСС была запрещена. НАТО стало расширяться на восток. Власть в России захватили существа, которые стали строить дикий, криминальный капитализм. Бедняга, естественно, даже не понял, что произошло и почему произошло. Он не увидел, что сделан Второй Большой Прыжок жидов во власть (если рассматривать события в национальном аспекте). Он даже не понял, что произошла страшная для русского народа Катастрофа. Он не написал ни одного стиха о развале, геноциде и дискриминации русского народа.

Он и не соображал, что происходит. Хранит ли он свой партийный билет и другие «красные» книжки или выбросил на помойку?
Отметим: в тяжелый период для русского народа поэт Дементьев с жидовинкой-женой улетел в Израиль. Тогда многие жиды, полужиды, четвертьжиды и жидовствующие перебрались в Израиль.

Цитирую из сайта жида Гордона

«И ХОТЯ ЕВРЕЙСКОЙ КРОВИ НЕТ НИ В ПРЕДКАХ, НИ ВО МНЕ, Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ К ЭТОЙ ИЗБРАННОЙ СТРАНЕ»

Вы, Андрей Дмитриевич, были частью советской номенклатуры: работали в ЦК комсомола, возглавляли журнал «Юность», входили в Комитет по Ленинским и Государственным премиям, столько званий имели, постов...
- Добавьте еще 14 нагрузок общественных.
- Ну страшное дело! - почему же вдруг вы, как Высоцкий писал, «проверенный, наш товарищ», решили все бросить и уехать в Израиль? Такой зигзаг судьбы и в страшном сне не мог привидеться тем, кто вас на идеологические должности выдвигал и был в вас уверен...
- Вы знаете, это все-таки 97-й год был, мы с Аней уже поженились. Конечно, я был проверенным и довольно удачливым: не просто член КПСС, а член бюро Краснопресненского райкома партии, депутат Моссовета двух созывов - то есть в полном порядке, но, даже в ЦК комсомола работая, какие-то добрые дела все-таки делал. Например, когда несколько месяцев заведовал отделом поэзии в издательстве «Молодая гвардия», мне дали три рукописи. Все три я решил редактировать сам, но если две из них - Расула Гамзатова и Роберта Рождественского - быстро издали, то третью, Булата Окуджавы, задержали. Он тогда - шел 68-й год! - подписал письмо против ввода танков в Чехословакию, и книгу остановили, но я пробил ее все равно - она таки вышла. Потом, спустя какое-то время, Булат на моем юбилее об этом вспоминал и в мой адрес хорошие произносил слова
.
- Это понятно, но что вас, абсолютно русского человека, на Землю обетованную потянуло?
- В какой-то момент я понял, что дело свое сделал и журнал «Юность» нужно оставить молодым. Мои коллеги по редакции не хотели ничего менять, и у меня не оставалось другого выхода, как вместе с Аней уйти.

Из книги Андрея Дементьева «Ни о чем не жалейте вдогонку»:
Это был довольно тяжелый период: без работы, без денег... Книг у меня тогда издавалось не так много, потому что, пока занимался журналом, писать было некогда...
Мы оказались в весьма стесненных материальных условиях, и Эдуард Сагалаев, тогдашний председатель ВГТРК - Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании - мне предложил: «Андрюш, поезжай в Израиль, поработай. Представляешь, как интересно - поэт на Святой земле? Стихи там напишешь...». Я слегка растерялся: «Эдик, я же корреспондентом никогда не был». - «Ну и что? Не Боги горшки обжигают». - «Сначала, - я рассудил, - должен посмотреть, что там да как», и мы с Аней полетели туда на разведку…

В Израиле у нас был друг - главный редактор русскоязычной газеты «Вести» Эдуард Кузнецов. Когда-то он хотел угнать самолет («кукурузник» первого секретаря Ленинградского обкома Толстикова. - Гордон) и потребовать, чтобы Советский Союз разрешил евреям уезжать в Израиль, поскольку страна была за железным занавесом. Так вот, этот Эдик, которого в Союзе сперва посадили, а потом обменяли на арестованных на Западе советских шпионов (сотрудников секретариата ООН Вальдика Энгера и Рудольфа Черняева. - Гордон), оказался на исторической родине и стал там влиятельной фигурой. В конце 91-го года, задолго до предложения Сагалаева, он пригласил нас с Аней в Израиль...

- ...и вам понравилось...
- Мало того, мы сделали там три телевизионных фильма - спасибо, ребята помогли (эти ленты с успехом прошли в Америке, в Германии, в Израиле и в России). В общем, мы уже были как бы в материале, об Израиле я говорил с придыханием, потому что, во-первых, встретил много близких по духу людей, бывших соотечественников, во-вторых, там история нашей цивилизации кругом сосредоточена, а в-третьих, Иерусалим - столица трех религий. Все это нас захватило, и когда Эдик предложил, я, конечно, с точки зрения чисто практической, немножко перепугался, но все-таки это выглядело заманчиво, и мы рискнули. Первое время рвались назад, потому что было довольно сложно, да и скучали...

- ...а потом втянулись...
- Чем больше узнавали эту страну, тем сильнее к ней прикипали, и, в общем-то, во всех моих последних книгах обязательно есть разделы, посвященные Израилю, а буквально месяца три назад вышла новая - под названием «Припав к Земле обетованной», где собраны 140 стихотворений о Святой земле. Там и про Иорданию есть, про короля Хусейна, очень много об Израиле, о бывших наших, о традициях и исторических местах. Я уже считаю Израиль своей второй родиной и написал однажды: «И хотя еврейской крови нет ни в предках, ни во мне, я горжусь своей любовью к этой избранной стране». Полюбил я Израиль, и, что меня радует, взаимно.
(В гостях у Гордона).
http://www.gordon.com.ua/tv/dementjev-2/

Итак, в 1997 при Ельцине Дементьев был назначен на должность директора ближневосточного представительства РТР в Израиле. Жиды надеялись, что Дементьев будет способствовать сближению Израиля и России. Дементьев вместе с коллегами создал три телевизионных фильма, посвященных Израилю, Святой земле. Понятно, что никакой правды об Израиле не написал и не сказал в этих фильмах. Никакой правды об истории взаимоотношений с Израилем, о русско-жидовском вопросе не сказал. Он даже не знал, что Иерусалим город не 3-х, а 4-х религий. Город Иерусалим был построен задолго до того, как у стен этого города появились жидовские войска царя Давида. Жидовские войска тогда разгромили иевусеев, вырезали все мирное население города, кроме девственниц. А на горе Сион царь Давид приказал построить царский дворец.
От горы Сион с дворцом кровавого жидовского царя Давида и родилось слово сионизм.

Поэт Дементьев, бывший коммунист, а потом демократ-либераст и большой жидофил не мог сказать и не сказал никакой правды об Израиле, не просветил русский народа, да и его начальники не увидели большой пользы от него для Израиля. Поэтому в 2000 поэт был отозван из Израиля.

Но ему, конечно, помогли устроиться в России, когда он вернулся. Ведь он «перестроился». Он стал даже жидовствующим. Он глаголит нынче: "Советская власть? Это же была труха!"… "Время делало людей карьерными, хитрыми. Это было время интриг, авантюр, подсиживаний" ("Прошлое и будущее"). И вот с марта 2001 Дементьев уже — политический обозреватель «Радио России», ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени». Программа рейтинговая, так что зомбирование русских шло успешно. Он, как и раньше, не был просветителем русского народа, он был затемнителем. Самое главное: упорно ничего не говорил против геноцида и дискриминации русского народа.

Дементьев со своими друзьями и подобранными гостями разглагольствуют на разные темы, но упорно обходит главные проблемы русского народа. В 2005 году за эту программу на радио Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение». Держит, как и при КПСС, нос по ветру. Темы, которые неприятны власти, неприятны жидам, - не затрагивает. Среди посетителей программы много, естественно, жидов: Иосиф Кобзон, Леонид Рошаль, Майя Плисецкая, Александр Градский, Игорь Крутой, Оскар Фельцман, Евгений Евтушенко, Владимир Жириновский…

Дементьев - член Общественной палаты Российской Федерации с 2008 года. Понятно, что ни одной важной темы на трибуне Палаты он тоже не поднял. Ещё Дементьев - Первый заместитель председателя Международного общественного фонда «Российский фонд мира». Но ни одной войны, конечно, не предотвратил. Никакой стратегии развития Человечества у него в голове нет…

В 2003—2006 Дементьев - ведущий ток-шоу «Народ хочет знать» на канале ТВ-Центр (вместе с жидовинкой Кирой Прошутинской). Правды о жизни в России и вокруг России, конечно, упорно не изрекал ни Дементьев, ни Кира Прошутинская, ни приглашённые персонажи. Потом был уволен руководством канала без объяснения причин.

Очень высоко взлететь пенсионеру всё же не дают, считая его уже профнепригодным. Он попытался ещё в 1995 стать депутатом в Госдуме, но жиды не помогли и народ русский, конечно, не поддержал. Но на среднем уровне он процветает. Издано более 50 книг стихов этого поэта, не считая многочисленных сборников избранных стихов разных лет. Его, как и при КПСС, награждают и ласкают. При КПСС был награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового Красного Знамени, и Знаком Почета. Получил Государственную премию СССР, премию Ленинского комсомола, имени Лизы Чайкиной… «Получил шестиоконную квартиру в Безбожном переулочке…» (Бушин). При новой власти поэта тоже награждают. В 1998 награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», в 2008 награжден вторым орденом «За заслуги перед Отечеством», в 2013 - орденом Почёта. В 2002 получил Золотую медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность»… В 2013 его 85-летний юбилей покровители поэта-жидолюба, славящего жидов, отметили в Государственном Кремлёвском дворце съездов…

Жены поэта и потомство
В первый раз поэт Дементьев женился в 19 лет на своей однокласснице - красотке-блондинке Алисе, она работала кассиршей в Доме мод. Через два года супруги развелись. Второй раз Дементьев женился в 26 лет, после окончания литературного института. Жена Ирина была студенткой английского отделения факультета иностранных языков пединститута. Эта жена в 1954 родила поэту дочку Марину. В третий раз Дементьев женился, когда ему было 30 с лишним. Жена - Галина Степина. работала отоларингологом. У этой жены была дочка Наташа, которую Дементьев усыновил. Эта жена в 1958 родила ему сына Дмитрия. Четвёртая жена - юная сотрудница «Юности», жидовинка Пугач Анна Давыдовна. Дементьев старше её на 30 лет. Она работала в редакции учётчицей писем, а потом литературным сотрудником отдела писем. Дементьев назначил её членом редколлегии и заведующей отделом международной жизни и критики.
В 1996 его сын Дементьев Дмитрий Андреевич застрелился. Через несколько лет его супруга выбросилась из 12-го этажа. Остался внук Андрей Дмитриевич Дементьев. Он актёр. В 19 лет сыграл главную роль в фильме «Дерзкие дни» с Гошей Куценко, потом снялся в 20-серийном телефильме «Барвиха»…

Поэт Дементьев и его жена - жидовинка Анна Давыдовна Пугвч

«Я живу по заветам Иерусалима»

Дементьев, уяснив, что жидовство в России - сила, прямо-таки стелется перед жидами… «Я в Израиле как дома». Он воспевает жидовских жен. «Престиж еврейских жён недосягаем…». «Еврейских жён не спутаешь с другими. Пусть даже и не близок им иврит. Я каждую возвел бы в ранг богини…». Они «своих мужей выводят в короли» (и себя, наверное, считает королём). Он просит прощения у жидов. Он, конечно, называет их не жидами, а евреями. Хотя он сам «ничего плохого им не сделал, я от вины пред ними изнемог». Многие русские виноваты за неприязнь к евреям, за злобу к ним. «Простите нас, хотя не все виновны.
Не все хулу держали про запас».
«Иерусалим всегда поможет мне. Я живу по его заветам, Породнившись душою с ним…»

И уж тут сатирик Юрий Лопусов не выдержал:

Он был певцом Страны Советов,
Он комсомольский был вожак…
Да, есть продажные поэты,
Но чтобы так? Но чтобы так?!

(Владимир Бушин. Москва. Кремль. Тов. Дементьеву. 2013)
Владимир Бушин

Меньше месяца не дожил до 90-летнего юбилея знаменитый советский и российский поэт Андрей Дмитриевич Дементьев

2018 год продолжает забирать из нашей реальности тех, на ком держалась культура огромной страны. К таким, безусловно, относится Андрей Дементьев , о кончине которого и которому 16 июля должно было исполниться 90 лет!

Отметим, что, несмотря на возраст, Дементьев всегда безупречно выглядел: у него были идеально уложенная прическа, модные костюмы, ничего общего с общепринятым представлением о «творце» с растрепанными волосами и плохо отстиранными рубашками.

Мало кто знал, что судьба с детства гнула и ломала Дементьева, и только чудо и порядочность людей позволили состояться знаменитому русскому поэту.

Андрей Дементьев: дитя многих талантов

Его родители, жившие в российской глубинке, в Тверской области, были людьми незаурядными. Отец сначала выучился на парикмахера и театрального гримера, а потом, уже после рождения Андрея, окончил Тимирязевку и ушел в науку. Мама занималась в самодеятельной оперной студии. Прекрасный голос был и у деда, который пел в церкви.

И Андрей пел с детства, не только вслед за родителями, но и вслед за знаменитым тенором Сергеем Лемешевым , который тоже родился в тех краях и стал знаменитым на всю страну.

Мальчик буквально «до дыр» заслушивал пластинки с операми, романсами, народными песнями и грезил о певческой карьере.

А стихи…до поры до времени это был способ покорить одноклассницу. Ведь Андрей был самым обычным мальчишкой, заглядывался на подружек, успешно занимался спортом. И жизнь могла стать такой прекрасной…

Москва. 25.12.1978 г. Поэт Андрей Дементьев. Источник: Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС/

Тяжелая судьба поэта

Казалось бы, отца Андрея, Дмитрия Никитича , следовало бы выставить на «витрину социализма»: сельский интеллигент! Но однажды мужчина рассказал анекдот на рыбалке и получил пять лет лагерей и три года поражения в гражданских правах. Посадили дядьев-парикмахеров, двое из которых не вернулись, посадили деда. За что – Бог весть.

Осиротевшая семья жила очень трудно. И нищета только усилилась, когда началась война: из их мест были видны всполохи бомб над Москвой. Спасали весной щи из крапивы, летом грибы, которые Андрей продавал.

Поэт вспоминал, что его отец был очень честным человеком, и Андрей, который был весьма разнообразен в своих планах на будущее, во всех анкетах пунктуально указывал репрессированных родных. Единственное, что тщательно скрывала семья, это то, что они прятали отца, вернувшегося из лагерей: жить в Калинине (название Твери при советской власти – прим. ред.) ему было запрещено.

Андрей хотел поступить в медицинскую академию, где студенты жили на гособеспечении, но документы завернули. Поступил в другой институт, но узнал, что там пятикурсника отчислили за вскрывшуюся «неблагонадежную» биографию, и в результате перебрался в Калининский педагогический. А стихи писать продолжал...

Однажды его поэзию услышал поэт-фронтовик Сергей Наровчатов . Он тут же позвонил своему другу, тоже поэту-фронтовику Михаилу Луконину , и оба рекомендовали юношу в Литературный институт.


Поэт Андрей Дементьев у Центрального Дома литераторов, где прошла церемония прощания с поэтом Андреем Вознесенским. Источник: Максим Шеметов/ИТАР-ТАСС

Как родилась «Баллада о матери»

Стихи Андрея Дементьева знают даже те, кто думает, что их не знает. «Не смейте забывать учителей», «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушаете вы», «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку» - пусть в виде цитат, но эти и многие другие на слуху и сегодня.

Дементьева никто не причислял к «датским» поэтам. Его творчество всегда было о любви, о чувствах, неслучайно на его произведения написан более ста великолепных лирических песен. Но однажды поэт действительно написал песню по случаю.

…В середине 60-х в грузинское село привезли военную кинохронику. И пожилая мать, давно выплакавшая все слезы, увидела на экране своего сына, пропавшего без вести. Он бежал в атаку.

Узнав об этом, Дементьев, обычно долго «раскачивающийся», написал стихи. И вместе с музыкой Евгения Мартынова , постоянного соавтора поэта, родилась «Баллада о матери».

Еще через какое-то время поэту написала женщина из Ташкента. Дескать, спасибо вам, уважаемый товарищ Дементьев, но наш Алешенька не пропал, он в Венгрии похоронен, нашли мы его могилку. Что тут сказать... Слова, написанные Дементьевым, каждый считал предназначенными себе лично.

«Юность» Андрея Дементьева

В Советском Союзе издавалось немало «толстых» журналов. Но нечасто какой-то из них зачитывали до дыр и передавали из рук в руки. Одним из таких был журнал «Юность», который от писателя Бориса Полевого принял в качестве главреда Андрей Дементьев.


22 ноября 1988 г. Главный редактор журнала "Юность" Андрей Дементьев во время выступления на встрече, посвященной памяти жертв сталинских репрессий, в зале Дворца культуры "МЭЛЗ" .

Имя: Андрей Дементьев (Andrey Dementiev)

Возраст: 89 лет

Деятельность: поэт

Семейное положение: был женат

Андрей Дементьев: биография

Андрей Дементьев – российский поэт, в прошлом - редактор легендарного журнала «Юность», ведущий на телевидении, автор передачи, которая много лет выходила на «Радио России». Стихи Андрея Дмитриевича не оставляют равнодушным, добираются до самых потаенных струн души. А еще отличаются невероятной музыкальностью, поэтому десятки произведений из-под пера поэта превратились в популярные песни.

Детство и юность

Андрей Дмитриевич родом из Твери. Отец – выходец из бедных крестьян деревни Старый Погост, простой человек со сложной судьбой, как его называет сын-поэт. Сумел подняться до неплохих высот в жизни: работал парикмахером и гримером в театре, а уже после рождения Андрея с отличием окончил Тимирязевскую академию в Москве и трудился научным сотрудником в опытной станции. Еще до войны выпустил книгу по специальности, публиковался в газете «Сельская жизнь».


Крестьянин, ставший интеллигентом, за нелицеприятные высказывания в адрес властей попал под подозрение и был обвинен по 58-й статье. За плечами отца - пять лет ГУЛАГа и три года поражения в правах – запрет на жизнь в крупных городах и работу по специальности. В лагере оказались также отец Дмитрия Никитича и четыре брата, двое из которых не выжили.

Семья Дементьевых, пока отец сидел, едва сводила концы с концами. Мать Мария Григорьевна крутилась одна, как могла, денег ни на что не хватало. Поэт вспоминает, какой восторг вызывала подаренная пыжиковая шапка – предел мечтаний.


Вернувшийся на волю глава семейства соорудил дома точильный станок и принимал заказы из магазинов и парикмахерских на заточку ножей и ножниц. В финансовом плане стало легче, но отца приходилось прятать в подвале от участковых, ведь в Калинине (такое имя носила Тверь в советское время) жить ему было запрещено.

В детстве и юности будущий поэт любил спорт, в набор увлечений входили гимнастика, гребля, плавание. Подпорченная репрессиями биография близких дала о себе знать. После школы Андрей Дмитриевич собирался поступать в военно-медицинскую академию. Хотелось облегчить жизнь семье и себе, потому что студенты учебного заведения находились на полном государственном обеспечении. Но юношу не приняли.


Андрей Дементьев с родителями

Удалось поступить в институт международных отношений. Парень решил забрать документы, испугавшись слухов об отчислении студента-пятикурсника, в биографии которого всплыла информация о бабушке-белогвардейке. Пришлось пополнить ряды учеников пединститута в родном городе, а после четвертого курса, по рекомендации поэтов Михаила Луконина и Сергея Наровчатова, Андрей числился студентом Литературного института им. Горького в столице.

Литература

Литературный дебют Андрея Дементьева состоялся до поступления в институт им. Горького. В сентябре 1948 года, на страницах газеты «Пролетарская правда» напечатали стихотворение «Студенту». Сейчас поэт может похвастаться литературным наследием, которое составляет более 50 поэтических сборников.

Творчество Дементьева наполнено романтикой и состраданием. Из-под его пера вышли строки, призывающие вспомнить первого учителя («Не смейте забывать учителей»), отпускать выросших детей («Не обижайтесь на детей»), достойно встречать старость («Быть стариком – не простая штука»). Одно из знаменитых произведений «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку», рожденное в 1977 году, поднимает вопросы упущенных возможностей. Андрей Дмитриевич пронзительно писал и о любви – километры строк посвящены нежным чувствам к женщине.


Общий тираж книг превысил 300 тысяч экземпляров. Наиболее известными стали сборники стихов «Я живу открыто», «Нет женщин нелюбимых», «Лирика», «Виражи времени», «Стихотворения». А за книгу лирики «Азарт» Дементьев получил Государственную премию СССР. В копилке литературных наград поэта также премия им. Александра Невского «России верные сыны» и Бунинская премия.

Даже если имя поэта кому-то ни о чем не говорит, каждый россиянин все равно знаком с Андреем Дементьевым. На его стихи созданы десятки популярных песен: «Отчий дом» в исполнении , «Яблоки на снегу» из репертуара , а призывала: «Отцы, не оставляйте сыновей».

Широкую известность получили композиции советской эпохи «Баллада о матери», «Лебединая верность», «Аленушка». Андрей Дмитриевич сотрудничал с именитыми композиторами – , Никитой Богословским, .

Андрей Дементьев писал и прозу. В 2009 году, на страницах книги «Ни о чем не жалейте вдогонку» литератор вспомнил тех, с кем пересеклись дороги жизни – , и многих других именитых личностей.

Работа в прессе, на телевидении и радио

После окончания литинститута Андрей Дементьев долгие годы работал в газетах и журналах. Сначала молодой человек вернулся домой, где устроился в «Калининскую правду» литературным сотрудником, заведовал отделом комсомольской жизни в газете «Смена», был редактором областного комитета по радиовещанию и даже редактором книжного издательства.


В 1967 году Дементьев перебрался в Москву, а спустя пять лет, в качестве заместителя главного редактора, примкнул к составу коллектива литературно-художественного издания «Юность», новый номер которого с нетерпением ждали почти в каждом советском доме. В 1981 году Андрей Дмитриевич сменил , возглавлявшего журнал.

Поэт оказался талантливым редактором, сумел довести тираж «Юности» до небывалого размера – 3,3 млн экземпляров. При нем зажглись новые звездочки литературы, печатались , .


Радушно приняли Андрея Дементьева и на телевидении: в конце 80-х вел передачи «Клуб молодоженов», «Семейный канал», «Добрый вечер, Москва». А новое тысячелетие встретил в Израиле – в роли шефа бюро российского телевидения на Ближнем Востоке.

Вернувшись на родину, Дементьев показал себя на «Радио России», где числился политическим обозревателем, а раз в неделю встречался со слушателями в авторской передаче «Виражи времени». Архивные черно-белые фото из яркой жизни поэта можно увидеть на его официальном сайте.

Личная жизнь

У Андрея Дмитриевича была бурная личная жизнь, за плечами – четыре брака и трое детей. Впервые женился в 19 лет на однокласснице Алисе. Этот союз поэт не считает полноценным браком, потому что юные супруги почти не жили вместе – спустя три месяца после оформления отношений Дементьев уехал учиться в Москву.


В 26 лет литератор влюбился в молодую студентку, в семье на свет появилась дочь Марина. Третий раз поэт женился в зрелом возрасте, в 30 с лишним лет. Удочерил дочь супруги Наталью, а в 1969 году у пары родился сын Дмитрий.

С третьей женой Андрей Дмитриевич прожил несколько лет, но ушел, взяв лишь бритву и зубную щетку, к литературному сотруднику журнала «Юность» Анне Пугач. С ней и делил быт до конца жизни. Мужчина был старше жены на 30 лет, разница в возрасте не смущала: поэт признавался, что они идеально совпали по духовному складу, интересам и отношению к жизни.


В 1996 году Андрей Дмитриевич пережил страшную трагедию – застрелился единственный сын Дима. Молодой человек оставил после себя наследника, сегодня , внук поэта, - известный актер театра и кино.

Литератор по натуре человек домашний, любил уют и теплую семейную атмосферу. В душе очень суеверный, был уверен, что все предначертано свыше. Андрей Дмитриевич обожал аккуратность во внешнем виде, считал, что человек должен хорошо одеваться. И сам этому правилу не изменял, всегда выглядел импозантно.


В круг интересов поэта входила классическая музыка, с удовольствием слушал произведения и . Любовь к классическому балету привела к многолетней дружбе с .

Смерть

В 2018 году Андрей Дмитриевич отпраздновал бы 90-й год рождения, но даже в таком преклонном возрасте поэт не сидел без дела. Вел радиопередачу «Виражи времени», колесил по миру с творческими встречами, каждый год занимал место почетного гостя на праздновании дня рождения «Дома поэзии Андрея Дементьева», который проходит в родном городе. Фестиваль собирает поэтов, писателей и артистов.


Андрей Дмитриевич радовал читателей и новыми произведениями. В 2016 году свет увидели сборники «Утро начинается с любви», «Любимые стихотворения в одном томе» и «Лебединая верность».

26 июня 2018 года стало известно, что в Москве. Поэт умер в Первой Градской больнице, куда он попал после длительной болезни. До своего 90-летия Андрей Дмитриевич не дожил менее месяца.

Библиография

  • 1955 – «Лирические стихи»
  • 1958 – «Родное»
  • 1960 – «Дорога в завтра: поэма о Валентине Гагановой»
  • 1962 – «Глазами любви»
  • 1963 – «Про девочку Марину и про смешную птицу»
  • 1964 – «Солнце в доме»
  • 1965 – «Наедине с совестью»
  • 1973 – «Боль и радость»
  • 1973 – «Первый ученик: рассказ о М. И. Калинине»
  • 1976 – «Рядом ты и любовь»
  • 1978 – «Рожденье дня»
  • 1982 – «Письмо в Ташкент»
  • 1983 – «Азарт»
  • 1985 – «Стихотворения»
  • 1986 – «Характер»
  • 1993 – «Снег в Иерусалиме. Книга лирики»
  • 2002 – «У судьбы моей на краю»
  • 2004 – «Виражи времени»
  • 2006 – «Нет женщин нелюбимых»
  • 2007 – «Лирика»
  • 2008 – «Припав к земле обетованной»
  • 2008 – «И все полно здесь именем его»
  • 2008 – «Все начинается с любви»
  • 2009 – «Ни о чём не жалейте вдогонку»
  • 2010 – «В будущем году, в Иерусалиме»
  • 2010 – «Я прочел рублевскую газету, словно сел в роскошную карету»
  • 2011 – «Года любви и дни печали»
  • 2012 – «Пока я боль чужую чувствую…»
  • 2013 – «Все в мире поправимо…»
  • 2014 – «Спасибо за то, что ты есть»
  • 2014 – «Россия - страна поэтов»
  • 2015 – «Я продолжаю влюбляться в тебя…»
  • 2016 – «Лебединая верность»
  • 2016 – «Любимые стихотворения в одном томе»
  • 2016 – «Утро начинается с любви»

Был редактором отдела поэзии издательства «Молодая Гвардия» , заместителем главного редактора (1972), а затем главным редактором журнала «Юность» (1981-1992). В октябре 1990 года подписал "Римское обращение".

В 1997 году был назначен на должность директора ближневосточного представительства РТР в Израиле . Отозван с этой должности в 2000 году после публикации в «Московском комсомольце» стихов, обличающих российских чиновников. В 2003-2006 годах был ведущим программы «Народ хочет знать» на канале ТВ-Центр , однако был уволен руководством канала без объяснения причин, скорее всего за публикацию книги острой публицистической поэзии «Новые стихи».

Ведёт авторскую программу «Виражи времени » на Радио России с июля 2001 года .

Издано более 50 книг стихов поэта, не считая многочисленных сборников избранных и лучших стихов разных лет.

Творчество

Дементьев - один из известнейших советских поэтов второй половины XX века. Диапазон его творчества - от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи: «Алёнушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие в исполнении Евгения Мартынова .

В своем творчестве Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. По словам самого Дементьева,

Стихи Дементьева отличает обострённое чувство патриотизма , неприятия отрицательных черт современности, горькая ирония , лиричность, оптимизм , наслаждение элементарными радостями жизни, любовь к природе, в ранних стихах - комсомольский задор.

Дементьев пишет традиционные, легко доступные, отличающиеся музыкальностью стихи, о которых, хотя они и не упоминаются в историях русской литературы, пишутся доброжелательные рецензии. <…> Его стихотворения сконцентрированы на одном вопросе или одной проблеме, которая рассматривается с разных точек зрения в строках, часто выстроенных по принципу параллелизма (анафоры и другие формы повторов). Мотивы лирики Дементьева связаны с природой; он рассматривает также этические вопросы и отношения между людьми, причем главное для него в человеке - душевные качества.

Книги А. Д. Дементьева «Лирика», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Избранное», «Я живу открыто», «У судьбы моей на краю» выдержали не менее 40 изданий, общий тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров .

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу «Народ хочет знать ». С марта 2001 года А. Д. Дементьев - политический обозреватель «Радио России », ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени », которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней поэт говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А. Д. Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение».

Своеобразие и успех «Виражей времени » обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговор собеседников на равных. За три года в гостях у А. Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон , Илья Глазунов , Вера Васильева , Леонид Рошаль , Майя Плисецкая , Ризван Садырканов , министр культуры Александр Соколов , Николай Басков , Александр Градский , Андрей Вознесенский , Зураб Церетели , Михаил Горбачев , Игорь Крутой , Александр Шилов , Родион Щедрин , Евгений Евтушенко , Екатерина Шаврина , Юлиан , Оскар Фельцман , Николай Сличенко , депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев , Владимир Рыжков , Станислав Говорухин ,Владимир Жириновский , Светлана Горячева , председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин , (Валентина Толкунова) и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые стихи и еженедельные передачи на радио и телевидении - яркое тому свидетельство.

Общественно-политическая деятельность

Более 40 лет А. Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А. Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира , ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира». При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира. А. Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен целый ряд благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва , Московская область , Петербург , Тверь , Пенза , Псков , Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США , Франция , Германия , Сербия , Хорватия , Чехия , Израиль).

В октябре 1993 года подпись Дементьева появилась в письме сорока двух в поддержку силового разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. 30 сентября 2012 года в интервью на радио «Эхо Москвы» Дементьев отрицал своё подписание этого письма, а также его подписание Беллой Ахмадулиной и Булатом Окуджавой : «Я был на Северном Кавказе, в это время наши писатели, ну, невысокого класса писателей, которые руководили Союзом писателей, решили поддержать и начали собирать подписи под этим письмом. Позвонили мне домой, - не помню, кто у меня был дома в это время. Говорят - вот письмо, он его подпишет? - А кто его подписал? - Это в защиту демократии, - так сказали. Подписали Окуджава, Ахмадуллина. - Ну, если они подписали, Андрей подпишет. И они поставили мою подпись» .

Награды и премии

Государственные награды Российской Федерации и СССР

Награды субъектов Российской Федерации

  • Почётный гражданин города Твери

Общественные награды

  • Памятный знак Российского фонда мира «Символ мира» () - за активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности
  • Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (Российский фонд мира) ()

Премии

  • премия Ленинского комсомола () - за стихи последних лет
  • Государственная премия СССР () - за книгу лирики «Азарт»
  • Всероссийская литературная премия имени М. Ю. Лермонтова () - за большой вклад в пропаганду творчества М. Ю. Лермонтова
  • Литературная премия имени Александра Невского «России верные сыны» ()
  • Бунинская премия ()
  • Царскосельская художественная премия (18 октября ) - за долгое и преданное служение поэтической музе, яркую личность и открытую гражданственность в книгах последних лет
  • Премия «Золотой Дельвиг» () - «За выдающийся вклад в отечественную словесность и в связи с 85-летием со дня рождения»

Напишите отзыв о статье "Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)"

Примечания

Литература

  • Акимов В. Исследование и исследователь. - Вопросы литературы, 1984, № 4
  • Баруздин С. Стихи Андрея Дементьева. - Москва, 1959, № 3
  • Вышеславский Л. Позывные добра. - Дружба народов, 1984, № 12
  • Дементьев А. Избранное. М., 1988
  • Дементьев А. Аварийное время любви: Стихи. Статьи. Песни. М., 1996
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Карцев В. Андрей Дементьев: «Скоро - домой…» // Тверская Жизнь. - 2000. - 3 ноября.
  • Я ваш друг. Я все равно в читателе воскресну (рец. на Дементьев А. У судьбы своей на краю. М., 2000) // Тверская Жизнь. - 2001. - 8 сент.
  • Кузьмин В. Андрей Дементьев: Тверь - вся моя суть // Тверская Жизнь. - 2001. - 18 сент.
  • Прийма А. Плоть от плоти эпохи своей… - Знамя, 1984, № 3

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)

Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.
Генерал, который вел депо, с красным испуганным лицом, погоняя свою худую лошадь, скакал за каретой. Несколько офицеров сошлось вместе, солдаты окружили их. У всех были взволнованно напряженные лица.
– Qu"est ce qu"il a dit? Qu"est ce qu"il a dit?.. [Что он сказал? Что? Что?..] – слышал Пьер.
Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности.
Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.

Российский и советский поэт, радио- и телеведущий, редактор легендарного журнала «Юность».

Детство и образование

Андрей Дмитриевич родился 16 июля 1928 года в Твери. Его отец, уроженец тверской деревни, за свою жизнь успел поработать и парикмахером, и гримером в театре, а после рождения сына стал научным сотрудником. Еще в довоенные годы Дмитрий Дементьев выпустил книгу по аграрной тематике, а также занимался редакторской деятельностью в газете «Сельская жизнь».

Простой крестьянин, попавший в круги интеллигенции, за нелестные высказывания в адрес правящих кругов был обвинен по статье 58 за контрреволюционную деятельность и отправлен в исправительно-трудовой лагерь.

Пока отец отбывал наказание, мать Андрея, Мария Григорьевна, хваталась за любую работу и едва сводила концы с концами. В своих стихотворениях Дементьев с трепетом и теплотой вспоминал детские годы, проведенные на тверской земле у берега Волги. Здесь же он пошел в среднюю школу № 6, которую окончил под конец войны. Часть школьных лет выпала на тяжелые военные годы, когда ни один урок не обходился без сводки с фронта. Еще будучи учеником, Андрей Дмитриевич писал стихи и посещал литературный кружок.

После окончания школы Дементьев мечтал заниматься военной медициной, но подпорченная репутация отца не позволила ему развиваться в этой области. По этой же причине за пределами мечтаний остался и Институт международных отношений. Тогда его выбор пал на филологический факультет местного пединститута. Первое творение поэта под названием «Студенту» широкая публика увидела в 1948 году на страницах газеты «Пролетарская правда», когда Дементьев учился на втором курсе. Здесь он стал первым лауреатом премии имени Лизы Чайкиной.

Первое стихотворение Андрея Дементьева

Литература и поэзия постепенно становились неотъемлемой частью жизни студента, и в 1949 году, прямо с четвертого курса, по рекомендации своих друзей – известных поэтов того времени, он перевелся в знаменитый Литературный институт им. А.М.Горького. Погружение в родную стихию еще сильнее вдохновило молодого поэта, ведь среди его преподавателей были известные советские писатели: Самуил Маршак, Константин Паустовский и Александр Твардовский.

Литературная деятельность Дементьева

После окончания столичного института Андрей Дмитриевич вернулся в родной город, где начал работать сотрудником редакции газеты «Калининская правда». В 27 лет он был назначен завотделом комсомольской жизни газеты «Смена», тогда же вышел его первый сборник стихов под названием «Лирические стихи». Автор позднее скажет, что эта книга была неровной, так как жизнь была в то время неоднозначной.

После Дементьев был назначен редактором областного комитета по радиовещанию и активно участвовал в работе местного литературного объединения. В родном городе увидели свет первые 5 книг Дементьева, вышедшие с 1955 по 1963 годы. Среди них сборник стихов «Родное» о любви к малой родине.

На сегодняшний день в копилке поэта более 50 сборников. Творчество Дементьева наполнено романтикой и состраданием. Пронзительно автор писал и о любви – множество стихотворений посвящено нежным чувствам к женщине. Общий тираж книг писателя составил более 300 тысяч.

Дементьев – обладатель ряда литературных наград и премий. На его стихи созданы популярные песни в исполнении звезд отечественной эстрады.

Работа в прессе и на телевидении

В 1967 году Андрей Дмитриевич возвратился в столицу и был назначен на работу в отдел агитации и пропаганды ЦК ВЛКСМ. Несмотря на то, что у его отца за плечами значилось 5 лет ГУЛАГа, он смог войти в ряды бюрократического аппарата.

Тогда же он вошел в состав редакторского коллектива советского общественно-политического журнала «Юность», новый номер которого ждали в каждой советской семье. Уже через четыре года Дементьев сменил писателя Бориса Полевого на посту главного редактора. При Дементьеве тираж «Юности» достиг рекордных размеров – 3,3 миллиона экземпляров. 21 год своей жизни Дементьев отдал изданию. При нем журнал стал отправной точкой в творчестве многих известных писателей того времени: Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы и многих других. Журнал был исключительным изданием, так как в нем можно было найти материалы, недоступные для широкой публики.

Умение Дементьева заинтересовать публику оценили и пригласили работать на телевидении. В конце 80-х он был ведущим популярных телепередач: «Клуб молодоженов», «Добрый вечер, Москва», «Воскресные встречи» и других.

В конце 20 века несколько лет работал в Израиле в должности директора ближневосточного представительства РТР. За это время им и его коллегами было снято несколько фильмов, связанных со Святой землей и Израилем.

Вернувшись в Москву, попробовал себя на «Радио России» в качестве политического обозревателя, а после стал ведущим авторской радиопередачи «Виражи времени».

26 июня 2018 года на 90-м году жизни писатель скончался в больнице, куда он попал после продолжительной болезни. Андрей Дмитриевич не переставал работать и в преклонном возрасте - вел радиопередачу и ездил в разные города и страны с творческими вечерами.

Личная жизнь Андрея Дементьева

За 89 лет жизни писатель был женат четыре раза. Первой супругой Андрея Дмитриевича стала его одноклассница Алиса. Молодые люди узаконили отношения, когда им было по 19 лет. Сам писатель называет этот брак неполноценным, так как спустя три месяца после женитьбы он уехал учиться в столицу.

Второй раз Дементьев женился в 26 лет. От этого брака родилась дочь Марина, которая сейчас проживает в Санкт-Петербурге.

Третий раз писатель связал себя семейными узами, когда ему уже было за 30. От третьего брака у него - дочь жены (удочеренная) и сын Дмитрий, который трагически покончил с собой, застрелившись на глазах у матери. Единственный сын поэта оставил после себя внука Андрея, который сегодня снимается в кино и играет в театре.

Андрей Дементьев и его супруга Анна Пугач

Четвертой супругой поэта стала Анна Пугач, которая была младше его на 30 лет и работала в журнале «Юность». С ней Дементьев прожил до конца своих дней.