Василий 3 какой век. Василий III: какой след в истории оставил сын Софии Палеолог

В 1490 г. умер старший сын Ивана III от первого брака, носивший тоже имя Иван. Возник вопрос, кому быть наследником: второму сыну государя – Василию или внуку Дмитрию, сыну умершего князя? Знатным, сановникам очень не хотелось, чтобы престол достался Василию , сыну Софии Палеолог . Покойный Иван Иванович титуловался великим князем, был как бы равным отцу, и потому сын его даже по старым родовым счетам имел право на старшинство. Зато Василий, со стороны матери, происходил от знаменитого царского корня. Придворные разделились: одни стояли за Дмитрия, другие – за Василия. Против Софии и ее сына действовали князь Иван Юрьевич Патрикеев и зять его Семен Иванович Ряполовский. Это были лица очень близкие к государю, и все важнейшие дела шли чрез их руки. Они и вдова умершего великого князя – Елена (мать Дмитрия) пустили в ход все меры, чтобы склонить государя на сторону внука и охладить к Софии. Сторонниками Дмитрия пущены были слухи, что Ивана Ивановича извела София. Государь видимо стал склоняться на сторону внука. Тогда сторонники Софии и Василия, по большей части люди незнатные – боярские дети и дьяки, составили заговор в пользу Василия. Заговор этот был открыт в декабре 1497 г. В то же время до Ивана III дошло, что какие-то лихие бабы с зельем приходили к Софии. Он пришел в ярость, жены и видеть не хотел, а сына Василия велел держать под стражей. Главных заговорщиков казнили мучительной смертью – сперва отрубили руки и ноги, а потом головы. Баб, приходивших к Софье, утопили в реке; многих побросали в тюрьмы.

Желание бояр исполнилось: 4 января 1498 г. Иван Васильевич короновал своего внука Дмитрия с небывалым торжеством, как будто в досаду Софии. В Успенском соборе среди церкви было устроено возвышенное место. Здесь поставлено было три стула: великому князю, внуку его и митрополиту. На налое лежала Мономахова шапка и бармы. Митрополит с пятью епископами и многими архимандритами отслужил молебен. Иван III и митрополит заняли свои места на возвышении. Князь Дмитрий стоял пред ними.

«Отче митрополит, – громко сказал Иван Васильевич, – издревле предки наши давали великое княжение первым своим сыновьям, так и я первого своего сына Ивана при себе благословил великим княжением. Волею Божиею он умер. Благословляю ныне старшего сына его, внука моего Дмитрия, при себе и после себя великим княжеством владимирским, московским, новгородским. И ты, отче, дай ему свое благословение».

После этих слов митрополит пригласил Дмитрия стать на предназначенное ему место, положил ему на преклоненную голову свою руку и громко молился, да сподобит Всевышний его Своею милостию, да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие и т. д. Два архимандрита подали митрополиту сначала бармы, потом Мономахову шапку, тот передавал Ивану III, а он уже возлагал их на внука. Вслед за этим последовала ектения, молитва Богородице и многолетие; после чего духовенство поздравляло обоих великих князей. «Божиею милостию радуйся и здравствуй, – провозгласил митрополит, – радуйся, православный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим великим князем Дмитрием Ивановичем, всея Руси, на многая лета!»

Затем митрополит приветствовал Дмитрия и произнес ему краткое поучение, чтобы он в сердце имел страх Божий, любил правду, милость и суд праведный и так далее. Подобное же наставление повторил внуку и князь. Этим обряд коронации и кончился.

После обедни Дмитрий из церкви вышел в бармах и венце. В дверях его осыпали золотыми и серебряными деньгами. Это осыпание повторялось у входа в Архангельский и Благовещенский собор, куда ходил нововенчанный великий князь помолиться. В этот день был устроен у Ивана III богатый пир. Но недолго радовались бояре своему торжеству. И году не прошло, как страшная опала постигла главных противников Софии и Василия – князей Патрикеевых и Ряполовских. Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке. По просьбе духовенства Патрикеевым была оказана пощада. Отца постригли в монахи в Троицко-Сергиевском монастыре, старшего сына в Кирилло-Белозерском, а младшего стали держать под стражей в Москве. Ясных указаний, за что государева опала постигла этих сильных бояр, нет. При одном случае только Иван III выразился о Ряполовском, что он с Патрикеевым «высокоумничал ». Бояре эти, видно, позволяли себе своими советами и соображениями надоедать великому князю. Несомненно также, что открылись какие-нибудь их козни против Софии и Василия. В то же время опала постигла Елену и Дмитрия; вероятно, участие ее в жидовской ереси тоже повредило ей. София и Василий опять заняли прежде свое положение. С этой поры начал государь, по словам летописцев, «не радеть о внуке», а сына Василия объявил великим князем Новгорода и Пскова. Псковичи, не зная еще, что Дмитрий с матерью попали в немилость, прислали просить государя и Дмитрия, чтобы они держали свою отчину по старине, не назначали бы отдельного князя во Псков, чтобы тот великий князь, который будет на Москве, был бы и во Пскове.

Эта просьба рассердила Ивана III.

«Разве я не волен в своем внуке и в своих детях, – сказал он в гневе, – кому хочу, тому и дам княжество!»

Двоих из послов он велел даже посадить в тюрьму. В 1502 г. было приказано Дмитрия и Елену держать под стражей, на ектениях в церкви не поминать их и не величать Дмитрия великим князем.

Отправляя послов в Литву, Иван наказывал им так говорить, если дочь или кто иной спросит о Василии:

«Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь».

Посол, поехавший в Крым, должен был говорить о переменах при московском дворе так:

«Внука своего Дмитрия государь наш было пожаловал, а он стал государю нашему грубить; но ведь жалует всякий того, кто служит и норови т, а который грубит, того за что жаловать».

В 1503 году скончалась София. Иван III, чувствуя уже слабость здоровья, приготовил завещание. Василию между тем пришла пора жениться. Попытка женить его на дочери датского короля не удалась; тогда, по совету одного придворного, грека, Иван Васильевич последовал примеру византийских императоров. Ко двору велено было собрать на смотрины красивейших девиц, дочерей бояр и боярских детей. Собрано было их полторы тысячи. Василий избрал Соломонию, дочь дворянина Сабурова.

Этот способ женитьбы вошел потом у русских царей в обычай. Мало в нем было хорошего: при выборе невесты ценили здоровье да красоту, на нрав и ум не обращали большого внимания. Притом женщина, случайно попавшая на престол, часто из незнатного состояния, не могла держать себя, как следует настоящей царице: в муже она видела своего владыку и милостивца, была для него не подругою, а рабою. Равною с царем она никак себя не могла признать, и сидеть на престоле рядом с ним ей казалось некстати; но вместе с тем ей, как царице, не было ровни между окружающими. Одинокая в блестящих царских покоях, в драгоценных украшениях, она была словно заключенная; а царь, повелитель ее, был тоже одиноким на престоле. Нравы и порядки двора отзывались и на жизни бояр, и у них отдельность женщин от мужчин, даже затворничество, еще больше усилилось.

В тот же год, как совершен был брак Василия (1505), скончался Иван III, 27 октября, 67-ми лет от роду.

По завещанию все его пять сыновей: Василий, Юрий, Дмитрий, Симеон и Андрей получали наделы; но старшему назначено было 66 городов, самых богатых, а остальные четверо все вместе получили 30 городов; притом у них отнято было право в уделах судить уголовные дела и чеканить монету.

Стало быть, младшие братья Ивана III уж никак не могли называться государями; они обязывались даже присягой держать великого князя господином «честно и грозно, без обиды». В случае смерти старшего брата младшие должны были подчиняться сыну умершего, как своему господину. Таким образом устанавливался новый порядок престолонаследия от отца к сыну. Еще при жизни своей Иван Васильевич приказал Василию заключить подобный договор с Юрием, вторым сыном своим; притом в завещании говорилось: «Если кто из сыновей моих умрет и не оставит по себе ни сына, ни внука, то удел его весь идет сыну моему Василию, а меньшие братья не вступаются в этот удел». О внуке Дмитрии уже и не поминалось.

Все свое движимое имущество, или «казну», как тогда говорилось (драгоценные камни, золотые и серебряные вещи, меха, платья и проч.), Иван III завещал Василию.

Василий Иванович
(при крещении дано имя Гавриил)
Годы жизни: 25 марта 1479 - 4 декабря 1533
Годы правления: 1505-1533

Из рода Московских великих князей.

Русский царь. Великий князь московский и всея Руси в 1505-1533.
Князь новгородский и владимирский.

Старший сын и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора.

Василий III Иванович — краткая биография

Согласно существующим брачным договоренностям дети великого московского князя и византийской царевны Софьи не могли занимать московский престол. Но Софья Палеолог не хотела смириться с этим. Зимой 1490 года, когда наследник престола Иван Молодой (старший сын от 1-го брака) заболел, по совету Софьи был призван лекарь, но через 2 месяца он умер. При дворе заподозрили отравление, но казнили лишь лекаря. Новым наследником престола стал сын умершего наследника — Дмитрий.

Накануне 15-летия Дмитрия Софья Палеолог и ее сын задумали заговор с целью убийства официального наследника престола. Но бояре разоблачили заговорщиков. Некоторых сторонников Софьи Палеолог казнили, а Василия Ивановича посадили под домашний арест. Софье удалось с большим трудом восстановить хорошие отношения с мужем. Был прощен отцом и его сын.

Вскоре позиции Софьи и сына так окрепли, что уже сам Дмитрий и его мать Елена Волошанка подверглись опале. Наследником престола был провозглашен Василий. До смерти великого князя московского, Василий Иванович считался великим князем новгородским, а в 1502 году получил от отца еще и великое владимирское княжение.

Князь Василий III Иванович

В 1505 г. умирающий отец просил сыновей помириться, но едва Василий Иванович стал великим князем, он сразу же приказал посадить Дмитрия в подземелье, где тот и умер в 1508 году. Вступление Василия III Ивановича на великокняжеский престол вызвало недовольство среди многих бояр.

Как и его отец, тот продолжил политику «собирания земель», укрепления
великокняжеской власти. За время его правления к Москве отошли Псков (1510), Рязанское и Угличское княжества (1512, Волоцк (1513), Смоленск (1514), Калуга (1518), Новгород-Северское княжество (1523).

Успехи Василия Ивановича и его сестры Елены, отразились в договоре Москвы с Литвой и Польшей в 1508 году, согласно которому за Москвой были сохранены приобретения его отца в западных землях за Москвой.

С 1507 года начались постоянные набеги крымских татар на Русь (1507, 1516–1518 и 1521). Московский правитель с трудом договорился с ханом Менгли-Гиреем о мире.

Позже начались совместные набеги казанских и крымских татар на Москву. Князь московский в 1521 году принял решение о строительстве городов-крепостей в районе «дикого поля» (в частности, Васильсурска) и Большой засечной черты (1521–1523гг.) с целью укрепления границ. Также он приглашал татарских царевичей на московскую службу, давая им обширные земли.

Летописи свидетельствуют о том, что князь Василий III Иванович принимал послов Дании, Швеции, Турции, обсуждал с папой римским возможность войны против Турции. В конце 1520-х гг. начались отношения Московии с Францией; в 1533 году прибыли послы от султана Бабура, индусского государя. Торговые отношения связывали Москву с Италией, Австрией.

Политика в княжение Василия III Ивановича

В своей внутренней политике он в борьбе с феодальной оппозицией пользовался поддержкой Церкви. Также увеличилось земельное дворянство, власти активно ограничивали привилегии бояр.

Годы правления Василия III Ивановича ознаменовалось подъемом русской культуры, широким распространением московского стиля литературного письма. При нем московский Кремль превратился в неприступную крепость.

По рассказам современников, князь был крутого нрава и не оставил благодарной памяти о своем правлении в народной поэзии.

Великий князь московский и всея Руси Василий Иванович умер 4 декабря 1533 года от заражения крови, которое было вызвано нарывом на левом бедре. В агонии он успел постричься в монахи под именем Варлаама. Был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Наследником престола был объявлен 3-летний Иван IV (будущий царь Грозный), сын Василия Ивановича , а регентшей назначена Елена Глинская.

Василий был женат дважды.
Его жены:
Сабурова Соломония Юрьевна (с 4 сентября 1506 года по ноябрь 1525 года).
Глинская Елена Васильевна (с 21 января 1526 года).

Московский Василий III правил в 1505-1533 гг. Его эпоха стала временем продолжения свершений его отца Ивана III. Князь объединял русские земли вокруг Москвы и воевал с многочисленными внешними неприятелями.

Престолонаследие

Василий Рюрикович родился в 1479 году в семье Великого князя Московского Иоанна III. Он был вторым сыном, а значит, не претендовал на престол после смерти своего оцта. Однако его старший брат Иоанн Молодой трагически скончался в 32 года от смертельной болезни. У него развился недуг ног (видимо, подагра), который стал причиной ужасных болей. Отец выписал из Венеции известного европейского врача, который, однако, не смог побороть болезнь (позже его казнили за эту неудачу). Скончавшийся наследник оставил сына Дмитрия.

Это привело к династическому спору. С одной стороны, Дмитрий имел право на власть как сын умершего наследника. Но у великого князя были живы младшие сыновья. Сначала Иоанн III склонялся к тому, чтобы передать трон внуку. Он даже устроил церемонию венчания его на царство (это был первый подобный обряд на Руси). Однако скоро Дмитрий оказался в опале у деда. Считается, что причиной тому стал заговор второй жены Иоанна (и матери Василия) Она была родом из Византии (к этому времени Константинополь уже пал под напором турок). Супруга хотела, чтобы власть перешла к ее сыну. Поэтому она и ее верные бояре начали убеждать Иоанна изменить свое решение. Незадолго до смерти тот согласился, отказал Дмитрию в его правах на престол и завещал Василию быть великим князем. Внук оказался в заточении и скоро там скончался, ненадолго пережив своего деда.

Борьба с удельными князьями

Великий князь Василий 3, внешняя и внутренняя политика которого были продолжением деяний его отца, взошел на престол в 1505 году, после смерти Иоанна III.

Одним из ключевых принципов обоих монархов являлась идея об абсолютном самодержавии. То есть великий князь пытался сосредоточить власть только в руках монархов. У него было несколько противников.

В первую очередь - другие удельные князья из династии Рюриковичей. Причем речь идет о тех, кто являлся непосредственным представителем московского дома. Последняя крупная смута на Руси началась именно из-за споров о власти вокруг дядей и племянников, бывших потомками Дмитрия Донского.

У Василия было четыре младших брата. Юрий получил Дмитров, Дмитрий - Углич, Семен - Калугу, Андрей - Старицу. При этом они являлись только номинальными наместниками и полностью зависели от московского князя. В этот раз Рюриковичи не совершили той ошибки, которая была допущена в XII веке, когда распалось государство с центром в Киеве.

Боярская оппозиция

Другую потенциальную угрозу для великого князя представляли многочисленные бояре. Некоторые из них, кстати, были далекими потомками Рюриковичей (как, например, Шуйские). Василий 3, внешняя и внутренняя политика которого подчинялись идее необходимости борьбы с любыми угрозами власти, пресекал оппозицию в самом ее корне.

Такая судьба, например, ждала Василия Ивановича Шуйского. Этот вельможа был заподозрен в переписке с литовским князем. Незадолго до этого Василию удалось отвоевать несколько старинных русских городов. Наместником одного из них и стал Шуйский. После того как о его предполагаемой измене стало известно князю, опальный боярин был заточен в тюрьму, где и скончался в 1529 году. Такая бескомпромиссная борьба с любыми проявлениями нелояльности была стержнем политики по объединению русских земель вокруг Москвы.

Другой похожий случай произошел с Иваном Беклемишевым по прозвищу Берсень. Этот дипломат открыто критиковал великого князя за его политику, в том числе за стремление ко всему греческому (эта тенденция стала нормой благодаря матери князя Софии Палеолог). Беклемишева казнили.

Церковные споры

Церковная жизнь также была объектом внимания великого князя. Ему требовалась поддержка религиозных лидеров, чтобы обеспечить легитимность собственных решений. Этот союз государства и церкви считался нормой для тогдашней Руси (кстати, слово «Россия» начало использоваться при Иоанне III).

В это время в стране имел место спор между иосифлянами и нестяжателями. Эти два церковно-политических движения (в основном внутри монастырей) имели противоположные точки зрения на религиозные вопросы. Их идеологическая борьба не могла пройти мимо правителя. Нестяжатели стремились к реформам, в том числе к отмене землевладения монастырями, в то время как иосифляне оставались консерваторами. На стороне последних оказался Василий III. Внешняя и внутренняя политика князя соответствовала взглядам иосифлян. В итоге церковная оппозиция оказалась репрессирована. Среди её представителей были такие известные лица, как Максим Грек и Вассиан Патрикеев.

Объединение русских земель

Великий князь Василий 3, внешняя и внутренняя политика которого были тесно переплетены, продолжал присоединять к Москве оставшиеся независимыми русские княжества.

Еще во время правления Иоанна III стала вассалом южного соседа. В 1509 году в городе собралось вече, на котором жители выразили неудовольствие правлением Василия. Он прибыл в Великий Новгород, чтобы обсудить этот конфликт. В итоге вече отменили, а вотчине.

Однако такое решение могло вызвать беспорядки в свободолюбивом городе. Чтобы избежать "брожения умов", самые влиятельные и знатные аристократы Пскова были переселены в столицу, а их место заняли московские назначенцы. Этот эффективный прием был использован еще Иоанном, когда он присоединял Великий Новгород.

Рязанский князь Иван Иванович в 1517 году попытался заключить союз с крымским ханом. Москва воспылала гневом. Князя заключили под стражу, а Рязань стала частью объединенного русского государства. Внутренняя и внешняя политика Василия 3 оказалась последовательной и успешной.

Конфликт с Литвой

Войны с соседями - еще один важный момент, которым отличалось правление Василия 3. Внутренняя и внешняя политика князя не могли не способствовать конфликтам Московии с другими государствами.

Литовское княжество было еще одним русским центром и продолжало претендовать на лидирующее положение в регионе. Оно являлось союзником Польши. На службе у литовского князя состояло много русских православных бояр и феодалов.

Главным между двумя державами стал Смоленск. Этот древний город в XIV веке стал частью Литвы. Василий же хотел вернуть его Москве. Из-за этого в его правление было две войны (в 1507-1508 и 1512-1522 гг.). В итоге Смоленск был возвращен России.

Так противостоял многим противникам Василий 3. Внешняя и внутренняя политика (таблица - отличный формат для наглядного изображения сказанного нами) князя, как уже упоминалось, являлась закономерным продолжением действий Ивана 3, предпринятых им для отстаивания интересов православной церкви и централизации государства. Ниже обсудим, во что все это вылилось.

Войны с крымскими татарами

Успех сопутствовал тем мерам, которые предпринимал Василий 3. Внешняя и внутренняя политика (кратко таблица хорошо показывает это) являлась залогом развития и обогащения страны. Еще одной причиной беспокойства были Они совершали постоянные набеги на Русь и часто вступали в союз с польским королем. С этим не хотел мириться Василий 3. Внутренняя и внешняя политика (кратко об этом рассказать вряд ли получится) имела четко определенную цель - оградить земли княжества от нашествий. С этой целью была введена довольно своеобразная практика. На службу стали приглашать татар из знатнейших родов, выделяя им при этом земельные владения. Дружественно был настроен князь и к более далеким государствам. Он стремился к развитию торговли с европейскими державами. Рассматривал возможности заключения унии (направленной против Турции) с Папой Римским.

Семейные проблемы

Как в случае с любым монархом, было очень важно, на ком женится Василий 3. Внешняя и внутренняя политика были важными сферами его деятельности, однако от наличия продолжателя рода зависела будущая судьба государства. Первый брак еще наследника великого княжества был организован его отцом. Для этого в Москву прибыло 1500 невест со всей страны. Женой князя стала Соломония Сабурова из небольшого боярского рода. Это был первый случай, когда русский правитель сочетался узами брака не с представительницей правящей династии, а с девушкой из чиновничьих кругов.

Однако этот семейный союз оказался неудачным. Соломония оказалась бесплодной и не смогла зачать ребенка. Поэтому Василий III в 1525 году с ней развелся. При этом некоторые представители Церкви подвергли его критике, так как формально он не имел права на такой поступок.

Уже в следующем году Василий женился на Елене Глинской. Этот поздний брак подарил ему двух сыновей - Иоанна и Юрия. После смерти великого князя старший был объявлен наследником. Иоанну тогда было 3 года, поэтому вместо него правил Регентский совет, что способствовало многочисленным склокам при дворе. Также популярностью пользуется теория о том, что именно боярские смуты, свидетелем которых в детстве оказался ребенок, испортили его характер. Позже уже повзрослевший Иоанн Грозный стал тираном и расправлялся с неугодными приближенными самыми жестокими способами.

Смерть великого князя

Василий скончался в 1533 году. Во время одной из поездок он обнаружил у себя небольшую опухоль на левом бедре. Она загноилась и привела к заражению крови. Пользуясь современной терминологией, можно предположить, что это было онкологическое заболевание. На смертном одре великий князь принял схиму.


В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А. Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г.Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей "старицы Александры", умершей в 1525 г., и "старицы Софии", умершей в 1542г. Известно, что София - это первая жена Великого московского князя и государя Василия III, Соломония Юрьевна Сабурова, обвиненная в бесплодии и постриженная в монастырь в 1525 г. Однако ходили слухи, что обвинение было несправедливым, что Соломония ждала ребенка и родила сына в монастыре, который вскоре умер. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница сына Соломонии Сабуровой? Он принимает решение вскрыть захоронение. Каково же было его удивление, когда в гробнице он не обнаружил следов захоронения. Вместо скелета там лежала полуистлевшая от времени деревянная кукла, одетая в шелковую мальчишескую рубашечку, какие в 16 в. носили дети царского рода. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы.

Итак, ложное захоронение 16 в.? Кому это понадобилось? Тайну этого захоронения историки пытались разгадать на протяжении всего 20 в.
Великий князь Василий III был сыном Ивана III и его второй жены, византийской принцессы Софьи Палеолог. Правил он с 1505 по 1533 год. При нем было закончено объединение русских земель вокруг Москвы. В отношениях с татарскими ханствами он уже называл себя "царем всея Руси". Германский посол Сигизмунд Герберштейн писал о нем: "Это такой государь, каким не был ни один монарх в Европе. Только он один и правит".
В 26 лет он надумал жениться. Тогда и произошел знаменитый "девичий переполох", ставший в наши дни сюжетом для оперетты Ю.Милютина. Великий князь велел собрать для смотрин самых красивых девушек, невзирая на их знатность. Из полутора тысяч отобрали и привезли в Москву 500, из них выбрали 300, из трехсот 200, после 100, наконец только 10, тщательно осмотренных повивальными бабками; из этих десяти Василий выбрал себе невесту и затем женился на ней. Чем не конкурс красоты 16 века?
Выбор Василия пал на Соломонию Юрьевну Сабурову, происходившую из старинного, но "захудалого" московского боярского рода.
Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Однако прошли годы, а Соломония оставалась бездетной. Василий не хотел оставлять престол братьям. Он даже не позволял им жениться, пока у него самого не родится наследник, но время шло, не помогали ни врачи, ни священники, ни поездки по монастырям и усердные молитвы - детей не было. Тогда Василий решился на развод с Соломонией и ссылку ее в монастырь. У него уже была на примете другая невеста, молодая красавица Елена Глинская.
Для Руси того времени этот случай был беспримерный. Во-первых, уход в монастырь одного из супругов дозволялся православной церковью только при их обоюдном согласии. Но Соломония и слышать не хотела о разводе. Во-вторых, ни о каком новом браке при живой первой жене и речи быть не могло.
С просьбой о разрешении на развод Василий III обратился к константинопольскому патриарху, главе всех православных церквей мира, но получил категорический отказ. На помощь великому князю приходит московский митрополит Даниил, который нашел князю оправдание для развода, сказав: "Неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда". Начался розыск о "неплодии" Соломонии. В ходе его выяснилось, что великая княгиня прибегала к помощи гадалок и знахарок, к колдовству и "заговорам" - это резко ухудшило ее положение, так как возникло подозрение, а не было ли от того колдовства порчи великому князю?! Участь Соломонии была решена. 29 ноября 1525 г. она была пострижена в московском Рождественском монастыре.

Есть свидетельства о том, что постриг был насильственным, что Соломония противилась ему. Об этом пишет князь Андрей Курбский. Германский посол
Герберштейн пишет, что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом! Однако многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: "Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!" Поскольку в Москве многие поддерживали Соломонию, Василий III отправил ее подальше от Москвы - в суздальский Покровский монастырь. Менее чем через два месяца Василий III сыграл свадьбу с Еленой Глинской, которой только исполнилось 16 лет. Князю было уже 42 года, чтобы понравиться молодой жене и выглядеть самому моложе, Василий, отступив от обычаев старины, даже сбрил бороду!
Прошло несколько месяцев… И вдруг по Москве пошли слухи, что
Кудеяр

Соломония в монастыре родила Василию III наследника престола, царевича Георгия. Глинские были в ярости, Василию также не понравились эти слухи. Распространительницы слухов были выявлены и наказаны, а в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения этого скандального дела. Соломония встретила дьяков враждебно и отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия не сохранилось никаких документов. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына. Великокняжеским послам показали гробницу.

Однако был ли сын у Соломонии? Это осталось неизвестным. Некоторые историки убеждены, что был. Археолог и историк граф С.Д.Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей, так как понимала, что его не оставят в живых. Эту версию подтверждает находка Варгановым пустой гробницы в 1934 г. К тому же, во втором браке у Василия III также долго не было детей. Только в 1530 г. у великого князя родился сын Иван - будущий Иван Грозный. Теперь всякие разговоры о каноничности второго брака Василия III означали отрицание законности прав наследника престола. За это отрубали головы, морили голодом в темницах, ссылали на север. Вскоре у Елены Глинской родился второй сын Юрий (оказавшийся глухонемым), и только теперь Василий III разрешил своим братьям жениться. К этому времени их осталось только двое.

Василий III умер в 1533 г. Власть при малолетнем Иване перешла к его матери, правившей вместе со своим фаворитом, князем Иваном Оболенским. Поговаривали, что именно он был отцом детей Елены (Иван страдал эпилепсией, как и князь Оболенский). Для Елены Соломония и ее сын, если он существовал, были очень опасны. Поэтому Соломония была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Елены Глинской. После смерти Елены Глинской к власти пришли князья Шуйские, пренебрежительно обращавшиеся с малолетним Иваном IV. Казалось бы, вот удобный случай для появления на политической арене царевича Георгия. Однако, ничего подобного не произошло. И все же в этой истории остается много тайного.

Если Георгия не было, то почему Иван IV, уже твердо утвердившийся на престоле, затребовал к себе все архивные документы следствия о "неплодии" Соломонии? И куда затем эти документы исчезли? Некоторые историки считают, что Иван Грозный всю жизнь искал сына Соломонии Георгия. Известно, что Иван IV совершил разорительные походы на Тверь и Новгород Великий. По его приказу там совершались массовые истребления мужчин. Есть предположения, что Иван Грозный получал донесения о том, что в этих городах скрывался Георгий, и пытался его уничтожить.
Имя Георгия в народе связано с легендарным разбойником Кудеяром, героем многих песен и легенд, русским Робином Гудом. По одному из преданий, Кудеяр разбойничал в лесах между Суздалем и Шуей. Здесь в вотчинах князей Шуйских Кудеяр мог в молодости скрываться от гнева Глинских. Но это всего лишь предположения, не подкрепленные никакими документами.

В 1542 г. Соломония умерла. Через 8 лет патриарх Иосиф признал ее святой. Мощи старицы Софьи были и остались почитаемы многими людьми. Сам Иван Грозный, якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приходили к мощам св. Софии и оба его сына с женами, и первый царь из династии Романовых, и многие другие.
Ну а Георгий? Существовал ли он на самом деле, или это только вымысел? Об этом никто не знает и вряд ли узнает. Сейчас в подклете монастырского Покровского собора, среди многочисленных древних гробниц совершаются богослужения - здесь вновь храм, как в древние времена. Мощи св. Софии перенесены в основной храм, а безымянную маленькую гробницу больше никто не тревожит.

По материалам газеты "Вечерний звон"

Хотя его сына, Ивана Грозного, вспоминают чаще, именно Василий III во многом определил как векторы политики государства, так и психологию русской власти, готовой идти на все, ради своего сохранения.

Запасной царь

На троне Василий III оказался благодаря успешной борьбе за власть, которую проводила его мать, София Палеолог. Соправителем своим отец Василия, Иван III, ещё в 1470 году объявил своего старшего сына от первого брака Ивана Молодого. В 1490 году Иван Молодой скоропостижно скончался от болезни и за власть принялось бороться две партии: одна поддерживала сына Ивана Молодого Дмитрия Ивановича, другая - Василия Ивановича. София и Василий перестарались. Их заговор против Дмитрия Ивановича был раскрыт и они даже подверглись опале, но Софию это не остановило. Она продолжала влиять на власть. Ходили слухи, что она даже ворожила против Ивана III. Благодаря распускаемым Софией слухам, ближайшие сподвижники Дмитрия Ивановича попали в немилость к Ивану III. Дмитрий стал терять власть и тоже попал в опалу, а после смерти деда был закован в кандалы и скончался спустя 4 года. Так Василий III, сын греческой принцессы, стал русским царем.

Соломония

Первую жену Василий III выбрал в результате смотра (1500 невест) ещё при жизни отца. Ей стала Соломония Сабурова, дочь писца-боярина. Впервые в российской истории правящий монарх брал себе в жены не представительницу княжеской аристократии или иностранную принцессу, а женщину из высшей прослойки «служилых людей». Брак 20 лет был бесплодным и Василий III пошёл на крайние, беспрецедентные меры: он первым из русских царей сослал жену в монастырь. По части детей и наследования власти у Василия, приученного бороться за власть всеми возможными способами, был «пунктик». Так, боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Сын так и не родился. Виновата кто? Жена. Жену - в монастырь. Надо понимать, что это было очень неоднозначное решение. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана.

Кудеяр

Существует легенда, что во время пострига Соломония была беременна, родила сына Георгия, которого передала «в надежные руки», а всем объявила, что новорожденный скончался. После этот ребенок стал знаменитым разбойником Кудеяром, который со своей ватагой грабил богатые обозы. Этой легендой очень интересовался Иван Грозный. Гипотетический Кудеяр приходился ему старшим сводным братом, а значит мог претендовать на власть. Эта история, скорее всего, народный вымысел. Желание «облагородить разбойника», а также дать себе поверить в нелегетимность власти (а потому возможность её свержения) свойственно русской традиции. У нас, что ни атаман, то законный царь. В отношении Кудеяра же, персонажа полумифического, существует столько версий его происхождения, что хватило бы на полдюжины атаманов.

Литовка

Вторым браком Василий III женился на литовке, юной Елене Глинской. «Весь в отца», он женился на иностранке. Только через четыре года Елена родила первенца - Ивана Васильевича. Согласно легенде, в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас». Эта легенда стоит в ряду многих, сочиненных про рождение Ивана IV. Ходили слухи, что Иван - незаконорожденный сын, но это маловероятно: экспертиза останков Елены Глинской показла, что у неё были рыжие волосы. Как известно, Иван тоже был рыжим. Елена Глинская была похожа на мать Василия III, Софию Палеолог, с властью она управлялась не менее уверенно и страстно. После смерти своего мужа в декабре 1533 года она сделалась правительницей Великого княжества Московского (для этого она отстранила регентов, назначенных мужем). Таким образом, она стала первой после великой княгини Ольги (если не считать Софию Витовтовну, власть которой во многих русских землях вне Московского княжества была формальной) правительницей русского государства.

Итальяномания

Василий III унаследовал от отца не только любовь к волевым заморским женщинам, но и любовь ко всему итальянскому. Нанятые Василием Третьим итальянские зодчие строили в России церкви и монастыри, кремли и колокольни. Охрана Василия Ивановича состояла также сплошь из иностранцев, и итальянцев в том числе. Они жили в Наливке, «немецком» поселении в районе современной Якиманки.

Брадоборец

Василий III был первым русским монархом, освободившимся от волос на подбородке. По легенде, он подстриг бороду, чтобы выглядеть моложе в глазах Елене Глинской. В безбородом состоянии он проходил недолго, но это Руси чуть не стоило независимости. Пока Великий князь щеголял гладковыбритой молодостью, в гости пожаловал крымский хан Ислям I Герай в комплекте с вооруженными редкобородыми земляками. Дело грозило обернуться новым татарским игом. Но Бог сохранил. Сразу же после победы, Василий снова отпустил бороду. Дабы не будить лиха.

Борьба с нестяжателями

Время правления Василия III отмечено борьбой «нестяжателей» с «иосифлянами». Очень непродолжительное время Василий III был близок к «нестяжателям», но в 1522 г. вместо попавшего в опалу Варлаама на митрополичий престол был назначен ученик Иосифа Волоцкого и глава иосифлян Даниил, сделавшийся горячим сторонником укрепления великокняжеской власти. Василий III стремился обосновать божественное происхождение великокняжеской власти, опираясь при этом на авторитет Иосифа Волоцкого, который в своих произведениях выступал как идеолог сильной государственной власти и «древляго благочестия». Этому способствовал и возросший авторитет великого князя в Западной Европе. В договоре (1514 г.) с императором «Священной Римской империи» Максимилианом Василий III был даже назван царем. Василий III был жесток со своими противниками: в 1525 и 1531 гг. дважды подвергался осуждению Максим Грек, которого заточили в монастырь.