Фармаконадзор как единая функциональная система. Система фармаконадзора в россии. Для чего и кем осуществляется фармаконадзор

Необходимо направить сообщение в службу фармаконадзора, если при медицинском применении препаратов ГЕРОФАРМ возник случай:

  • Нежелательной реакции, которая может быть связана с применением препарата
  • Отсутствия эффективности препарата
  • Лекарственного взаимодействия, не описанного в инструкции по медицинскому применению препарата
  • Обнаружения фальсифицированной продукции
  • Ошибки при медицинском применении препарата
  • Передозировки при применении лекарственного препарата
  • Злоупотребления лекарственным препаратом
  • Неправильного применения лекарственного препарата
  • Развития нежелательной реакции при применении медицинского изделия

Необходимо направить сообщение, даже если

  • Вы не уверены, что нежелательная реакция связана именно с этим препаратом
  • У Вас нет всей информации

2. Как направить сообщение?

  • Максимально подробно заполните разделы данной формы, согласно имеющейся у Вас информации
  • Если у Вас имеется информация о нескольких случаях возникновения нежелательных реакций, для каждого из них используйте новую форму
  • Направьте сообщение в службу фармаконадзора ГЕРОФАРМ по электронной почте, по факсу или по почте.
  • Также Вы можете передать заполненную форму через медицинского представителя ГЕРОФАРМ

3. Когда направить сообщение?

  • Сообщение необходимо направить как можно быстрее после того, как информация стала Вам известна

4. Куда и как направить заполненную форму?

5. Защита персональных данных

Информация о пациенте хранится строго конфиденциально. Заполнение данной формы означает согласие субъекта персональных данных на их обработку службе фармаконадзора ГЕРОФАРМ. Сведения о сообщающем лице не будут распространяться публично. Они могут быть представлены в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если иное не указано при подаче сообщения.

С лицом, направившим сообщение, может связаться представитель службы фармаконадзора ГЕРОФАРМ для уточнения информации, представленной в сообщении.

Если у Вас остались вопросы, пожалуйста, позвоните на «Горячую линию» ГЕРОФАРМ

Фармаконадзор – особый вид государственных мер, которые позволяют оценить безопасность и эффективность лекарств, применяемых в медицинской практике. Приведены основные рекомендации по организации фармаконадзора в медучреждении. Проверочный лист и полезная информация для скачивания

Фармаконадзор – особый вид государственных мер, которые позволяют оценить безопасность и эффективность лекарств, применяемых в медицинской практике.

Этот вид госконтроля регулирирует Приказ Росздравнадзора N 1071: о порядке осуществления фармаконадзора

С 1 апреля 2019 года начала работу новая национальная база сведений о побочных действиях лекарств по адресу external.roszdravnadzor.ru. Полный переход на нее произошел 1 сентября.

В базе автоматически обрабатываются сообщения, отправленные с помощью программного обеспечения российских медучреждений, а также:

  • хранятся результаты международного мониторинга безопасности лекарств, который проводит ВОЗ;
  • предлагаются пользователям современные методы анализа данных о безопасности;
  • поддерживается русский перевод регуляторной информации MedDra.

Больше статей в журнале

Из статьи Вы узнаете

Для чего и кем осуществляется фармаконадзор

– одно из направлений государственной деятельности, задачами которого являются:

  1. Постоянное отслеживание безопасности и эффективности медпрепаратов.
  2. Выявление о предотвращение отрицательных реакций при применении медикаментов.

Фармаконадзор препарата позволяет предупредить медработников и пациентов, защитить их от применения некачественных и неэффективных препаратов в медицинской деятельности.

Об организации системы фармаконадзора в России при применении лекарственных препаратов сказано в приказе Росздравнадзора № 1071 от 15.02.2017 года, в нем приведен порядок организации контрольных мер по этому направлению.

Фармаконадзор осуществляется Росздравнадзором РФ, именно это ведомство реализует основные цели фармаконадзора и анализирует информацию, полученную от всех субъектов оборота медикаментов (например, от медучреждений, держателей регистрационных удостоверений и т.д.).

Субъекты представляют в ведомство следующую информацию для дальнейшей аналитики:

  • о наличии нежелательных реакций при непосредственном использовании медпрепаратов (в том числе непредвиденных и серьезных;
  • о наличии побочных эффектов при применении медикаментов;
  • о случаях индивидуальной непереносимости пациентами медикаментов;
  • о неэффективности конкретных препаратов;
  • о других обстоятельствах, которые свидетельствуют о наличии угрозы для пациентов при применении того или иного препарата.

Последние изменения

Требования к внутреннему контролю качества стали едиными. Алгоритм, который поможет быстро перестроить работу по новым требованиям – в журнале «Заместитель главного врача».

Нормативные документы

Система фармаконадзора в России обеспечивается действием следующих базовых нормативных источников:

  1. Основной закон – «Об обращении лекарственных средств.
  2. Порядок фармаконадзора, утвержденный приказом Росздравнадзора № 1071.
  3. Выборочный контроль медицинских препаратов – приказ Минздрава РФ № 5539 от 07.09.2015 года.
  4. Европейские стандарты фармаконадзора GVP, утвержденные в 2016 году Советом Евразийской экономической комиссии.
  5. Действующие в пределах стран ЕЭС единые правила и принципы оборота медицинских препаратов.

Фармаконадзор в системе обращения лекарственных препаратов

В процессе обращения лекарственных средств для реализации системы фармаконадзора субъекты направляют в Росздравнадзор уведомления по утвержденным формам.

К ним относятся следующие формы:

  • извещение о нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта лекарственного препарата;
  • сообщения о серьезной непредвиденной нежелательной реакции на лекарственный препарат, изучающийся в клиническом исследовании.

Любой субъект, у которого возникли сомнения в безопасности лекарственных средств, а также при выявлении побочных реакций и других проявлений могут направить в адрес Росздравнадзора письмо по электронной почте или направить сообщение через единую информационную систему ведомства.

Фармаконадзор в конкретном медучреждении организуется с целью выявления признаков небезопасности приема лекарств в целях медицинского применения и регламентируется комплексом локальных актов, утвержденных главным врачом.

Обратите внимание

Росздравнадзор стал чаще привлекать медорганизации к ответственности за нарушения при оказании скорой и неотложной помощи. Эксперт ведомства объяснил , как снизить риски и подготовиться к внештатным ситуациям. В журнале «Заместитель главного врача» - готовые укладки и инструкции для персонала.

В частности, в медучреждении назначается уполномоченное лицо по фармаконадзору. Именно оно направляет в ведомство сообщения о небезопасности или неэффективности медикаментов.

Когда нужно информировать надзорные органы о нежелательных реакциях препаратов

В таблице ниже представлены те сроки, в которое Росздравнадзор обязывает медучреждения сообщать ведомство о нежелательных реакциях.

Сроки направления информации

О каких ситуациях нужно сообщать

Примечание

рабочих дня

  • непредвиденные реакции после приема препаратов, которые привели к ситуациям, угрожающим жизни пациента или к наступлению смерти.
Срок необходимо исчислять от того дня, когда в ведомство была предоставлена минимальная информация – о нежелательной реакции, подозреваемом препарате и отправителе информации

календарных

  • серьезные реакции, которые являются нежелательными, исключая те случаи, которые инициировали угрожающие жизни состояния или привели к смерти пациента;
  • заражение пациента инфекционной болезнью вследствие приема лекарственного средства;
  • неэффективность препаратов, которые назначаются при особо опасных болезнях, представляющих опасность для жизни пациента, вакцины против инфекций и для предотвращения беременности во всех случаях, когда заявленный производителем эффект от их приема не наступает. Сообщать в Росздравнадзор не нужно, если клинический эффект от приема препарата не наступил из-за индивидуальных особенностей больного;
  • наступление побочных и опасных эффектов от приема препарата вследствие его передозировки или злоупотребления лекарством. Также к этой группе относятся случаи воздействия препарата на медработника непосредственно при осуществлении трудовых обязанностей, а также тогда, когда кто-то умышленно ввел или дал пациенту лекарство с целью причинения вреда здоровью и жизни пациента.

рабочих дней

  • случаи, когда зафиксирован случай индивидуальной непереносимости медикамента, если пациент получил его по льготному рецепту по торговому наименованию (подробности деятельности врачебной комиссии по выписыванию таких препаратов содержатся в приказе Минздрава РФ № 502н от 05.05.2012 года).
Срок необходимо исчислять от того дня, когда препарат, вызвавший реакцию был выписан по рецепту (по торговому наименованию)

С целью контроля врачебные комиссии, назначающие льготные препараты и выявившие случаи их индивидуальной непереносимости, должны сообщить об этом в Росздравнадзор с момента его выписывания пациенту. Препарат при этом должен быть выписан по торговому наименованию.

Таким образом, за направление уведомлений в Росздравнадзор отвечает уполномоченное лицо по фармаконадзору, требования к которому законом не предъявлены.

В папку начмеду

Когда клиника вправе отклониться от стандартов? Четыре случая из практики и контраргументы для инспекторов, чтобы избежать санкций Росздравнадзора – в журнале «Заместитель главного врача».

Сроки уведомлений исчисляются с того дня, когда ответственному стала известна следующая информация о нежелательных эффектах приема лекарств:

  • идентификационные данные о физическом или юридическом лице, которое выявило особую ситуацию или нежелательную реакцию;
  • данные о пациенте или другом лице, у которого наблюдалась такая реакция/ситуация;
  • идентификационные данные о медицинском препарате;
  • данные о симптомах, проявившихся после приема препарата.

В рамках внутреннего мониторинга эффективности и безопасности лекарств копии уведомлений в Росздравнадзор должны быть сохранены в медицинских документах пациентов.

В дальнейшем ведомство, отвечающее за фармаконадзор – Росздравнадзор, на своем портале публикует сведения о том, какие решения были приняты по поводу поступивших обращений.

Это может быть одно из следующих решений:

  1. Препарат изъят из оборота для применения в медицинских целях.
  2. В инструкцию медикамента внесены соответствующие изменения.
  3. Приостановление применения лекарства.
  4. Возобновление применения лекарства в медицинских целях.

Приказом Минздравсоцразвития № 758н от 26.08.2010 года подробно описана процедура приостановления действия медпрепаратов.

Ответственность

Фармаконадзор препарата обязателен для всех субъектов оборота лекарственных средств.

В целях реализации утвержденных требований к системе фармаконадзора установлена персональная ответственность должностных лиц, которым стала известна информация об опасности того или иного препарата, о наличии побочных реакций и других ситуациях, в том случае, если они не сообщили об этом в Росздравнадзор.

Так, за скрытие информации о безопасности лекарственных препаратов, в том случае если эта информация создала опасность для здоровья и жизни пациентов, средний медперсонал и врачи несут ответственность по ст. 237 УК РФ. При этом медработники могут заплатить большой штраф (до 500 тыс. рублей) или получить наказание в виде лишения свободны до 2-х лет.

Медучреждения, которые не направляют периодические отчеты в ведомства, могут быть привлечены к административной ответственность по ст. 19.7 КоАП, штраф составляет до 5 тыс. рублей.

Методы

Система фармаконадзора во всем мире использует разные методы. Основным из них является метод спонтанных сообщений.

Метод спонтанных сообщений в фрамаконадзоре

  1. Суть метода
Он предполагает немедленное информирование обо всех нежелательных реакциях препарата при его применении ответственное за государственный мониторинг ведомство – Росздравнадзор.
  1. Цель метода
Цель метода спонтанных сообщений – выявить неизвестные риски и новые проблемы, которые связаны с использованием конкретного лекарственного препарата. В первую очередь о нежелательных реакциях препарата узнают фармацевты, врачи и провизоры.
  1. Проблема метода

Далеко не все специалисты информируют Росздравнадзор о возникших осложнениях и побочных эффектах.

Причиной этого является:

  • недостаточные знания о системе фармаконадзора;
  • недостаток времени;
  • недооценка значимости полученной информации;
  • опасение санкций за выявленные нежелательные реакции.

Контроль на уровне МО

Фармаконадзор осуществляется в медучреждениях на основе следующих базовых принципов:

  • функционирование эффективной системы лекарственной безопасности в каждом подразделении;
  • внедрение системы управления качеством ведения медицинской документации, в том числе электронной;
  • отлаженная система преемственности медпомощи;
  • активное взаимодействие врача и пациента;
  • контроль использования медикаментов на всех этапах – от их хранения и назначения до приема или введения препарата пациенту.

Подробнее о том, как организовать фармаконадзор в медучреждении читайте в приложениях.

Обязана ли медорганизация мониторировать письма Росздравнадзора

Росздравнадзор в рамках фармаконадзора периодически публикует на своем сайте данные мониторингов в виде информационных писем. Законодательно обязанность медучреждений по их изучению и отслеживанию не установлена.

Это связано с тем, что информационные письма не являются нормативными актами, а это значит, что обязательных правил для медучреждений в них не содержится.

Как правило, в таких письмах ведомство предлагает организациям проверить наличие в них конкретных препаратов, признанных по итогам мониторинга небезопасными.

Вместе с тем, существует законодательное противоречие. С одной стороны, при вводе некачественного, небезопасного и неэффективного лекарства в соответствии с ФЗ «Об обращении лекарственных средств» отвечает его производитель.

С другой стороны, в соответствии с ФЗ «Об охране здоровья», медучреждения несут ответственность за причинение вреда здоровью и жизни пациентов при оказании медпомощи. Кроме того, медучреждения проводят фармаконадзор препарата, отвечают за использование в своих стенах только качественных и официально разрешенных к применению лекарств.

Таким образом, несмотря на установленную ответственность производителя, медучреждения должны проявлять разумную настороженность и проверять информацию о безопасности тех или иных лекарств.

Вся нужная информация представлена на сайте Росздравнадзора, и, несмотря на отсутствие такой обязанности, эту информацию целесообразно анализировать должностным лицам, которые ответственны за фармаконадзор в медучреждении.

Мы готовы предложить разработку системы фармаконадзора за оборотом лекарственных препаратов: разработку комплекта необходимых документов, медицинскую оценку каждого сообщения по безопасности на продукцию заказчика, заполнение базы АИС Росздравнадзора, проведение фармакоэпидемиологических исследований.

Согласно определению ВОЗ, «Фармаконадзор – это научные исследования и виды деятельности, связанные с выявлением, оценкой, пониманием и предотвращением побочных эффектов или любых других проблем, связанных с препаратом», они призваны обеспечить безопасность пациентов, при применении лекарственных средств, их конечной целью является снижение заболеваемости и смертности вызываемыми лекарственными средствами.

В настоящее время фармаконадзор представляет собой, специальную научную дисциплину, имеющую свои цели, задачи, методы. Проведение фармаконадзора в период клинических исследований является необходимым мероприятием для предотвращения неблагоприятных реакций во время медицинского применения препарата. В следствии ограниченности выборки пациентов/добровольцев, нарушений гомогенности выборок по различным показателям, влияние случайных факторов во время проведения клинических исследований не всегда удается выявить редкие нежелательные реакции, отсроченные нежелательные реакции, клинически значимые лекарственные взаимодействия с другими лекарственными препаратами. В рамках работы системы фармаконадзора выявляются данные особенности влияния лекарственных средств на организм.

«Изучение безопасности лекарственного препарата продолжается в течение всего периода его использования в медицинской практике» Астахова А.В., Лепахин В.К. «Лекарства. Неблагоприятные побочные реакции и контроль безопасности». Внедрение в медицинскую практику большого количества медицинских препаратов, нерациональное использование лекарственных средств, медицинские ошибки и другие факторы способствуют высокой актуальности проблемы безопасности лекарственных средств. В ходе проведения доклинических и клинических исследований лекарственных средств определяют уровень их безопасности и эффективности. Однако результаты фармакоэпидемиологических исследований, проведенных в последние годы, показали необходимость выявления побочных эффектов от приема лекарственных препаратов в течение всего времени его применения в медицинской практике. Система фармаконадзора функционирует для контроля безопасности лекарственных препаратов в течение всего их «жизненного цикла».

Основные показатели, выявляемые в ходе предрегистрационной стадии лекарственного препарата в рамках фармаконадзора: Нежелательное явление - любое выявленное у пациента или субъекта клинического исследования после применения лекарственного продукта неблагоприятное с медицинской точки зрения событие, которое может и не иметь причинно-следственной связи с его применением. Нежелательная реакция - все негативные реакции, связанные с применением любой дозы лекарственного продукта. Термин «связанные с применением лекарственного продукта» означает, что существует хотя бы минимальная возможность наличия причинно-следственной связи между лекарственным продуктом и нежелательным явлением, т.е. взаимосвязь не исключена. Непредвиденная нежелательная реакция - реакция, сущность или тяжесть которой не согласуется с известной информацией о продукте (например, с брошюрой исследователя для незарегистрированного исследуемого продукта).

Серьезным нежелательным явлением или реакцией является любое неблагоприятное медицинское событие, которое вне зависимости от дозы лекарственного продукта:

  • Привело к смерти;
  • Представляет собой угрозу для жизни;
  • Требует госпитализации или ее продления;
  • Привело к стойкой или значительной нетрудоспособности или инвалидности;
  • Представляет собой врожденную аномалию или дефект рождения.

Задачи системы фармаконадзора на пострегистрационной стадии:

  • Изучение безопасности зарегистрированных лекарственных средств в условиях массового клинического их применения;
  • Информирование о безопасности зарегистрированных лекарственных средств через специализированные средства массовой информации;
  • Выявление неблагоприятных взаимодействий лекарств с химическими веществами, другими лекарственными средствами и пищевыми продуктами;
  • Обнаружение фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и др.;
  • Выявление использования лекарственных средств по неизученным и неразрешенным показаниям;
  • Выявление нерационального применения лекарственных препаратов;
  • Выявление медицинских ошибок;
  • Выявление влияния лекарственных средств на качество жизни.

Неблагоприятные побочные реакции включают широкий спектр клинических проявлений, что затрудняет их выявление, идентификацию, интерпретацию, и, соответственно, своевременное проведение адекватных мероприятий. Систематизированный сбор информации и подробный анализ о побочных реакциях, проводимые в рамках фармконадзора поможет предоставлять врачам и пациентам наиболее полную и объективную информацию о профиле безопасности препарата. Фармаконадзор, осуществляющийся нашими специалистами проводится в тесном профессиональном контакте со специалистами заказчика, что позволяет выстроить лабильную систему фармаконадзора при меняющихся условиях.