Сборник психологических игр и упражнений. Ролевая игра

// Кадровая служба. – 2008. – № 12.

Что ни толкуй Вольтер – или Декарт,
Мир для меня – колода карт,
Жизнь – банк: рок мечет, я играю
И правила игры я к людям применяю.
М.Ю. Лермонтов

Одной из задач корпоративной вечеринки является смена обыденной монотонной офисной обстановки на яркое и необычное ощущение праздника. Почему необходима такая «смена декораций»? Потому что однообразие в работе и в отношениях приводит к , снижению работоспособности. Общение в непринужденной обстановке даёт сотрудникам возможность лучше узнать друг друга. Разговорившись по душам, коллеги могут быть приятно удивлены тем, что в одном коллективе с ними работают интересные люди («Удивительно, но Марина совсем не такая зануда, как кажется: она остроумна и эрудирована»), лучше понять своих оппонентов и – на время или навсегда – объявить с ними перемирие. Ещё одной задачей проведения корпоративных вечеринок может быть установление связей с новыми партнёрами, нужными людьми. Кроме прочего, корпоративные вечеринки позволяют сотрудникам и руководству укрепить свой авторитет и авторитет компании, улучшить . Именно на таких мероприятиях награждаются лучшие, а провинившимся прощаются мелкие промахи.

Необходимо подчеркнуть, что обстановка на корпоративе должна быть непринужденной. Ни в коем случае нельзя заставлять человека присутствовать на корпоративной вечеринке, чему бы она ни была посвящена. Не стоит угрожать лишением премии или обидой руководства – в противном случае, человек будет вынужден прийти на праздник в ущерб своим личным или семейным интересам и затаит обиду.

Корпоративные вечеринки не должны быть слишком частыми. Конечно, в небольшом коллективе (6-10 человек) есть возможность отмечать дни рождения каждого из сотрудников. Однако в корпорациях с численностью сотрудников свыше 100 человек это достаточно затруднительно, и что самое главное – не нужно. Ежегодной корпоративной встречи Нового года для большой фирмы вполне достаточно. В подобных компаниях лучше устраивать небольшие вечеринки для отделов.

Корпоративные вечеринки могут быть нескольких видов. Презентация обычно посвящена открытию нового филиала, освоению нового вида продукции, демонстрации производственных мощностей нового оборудования. Она необходима для привлечения интереса потенциальных клиентов, рекламы нового брэнда и повышения его узнаваемости. При этом её целью не является налаживание внутрикорпоративных отношений. Как правило, такие праздники проходят без особой развлекательной программы. Настроение публике задает ведущий мероприятия, к подбору которого необходимо подойти очень серьезно. Второй вариант презентации – это представление какого-либо торгового центра, магазина. Такая презентация направлена на потенциальных покупателей, интерес которых необходимо привлечь. Для этой цели необходима развлекательная программа, включающая конкурсы, розыгрыши призов и всевозможные викторины. Для организации презентации лучше всего обратиться к специалистам. Они помогут подобрать развлечения, выбрать ведущего, который сможет поддержать настроение, соответствующее случаю.

Отдых на природе является одним из самых лучших способов поднять командный дух в коллективе. Обычно такие мероприятия проводятся в теплое время года. Это могут быть как короткие выезды на шашлыки, так и совместные поездки в пансионат или дом отдыха на weekend. Как правило, в такой расслабляющей обстановке люди чувствуют себя спокойно, им уже не до выяснений отношений.

Банкет – это самый традиционный способ проведения корпоративных праздников. Он проводится, как правило, в ресторанах или банкетных залах. Традиционно на банкете сотрудники кушают, выпивают, слушают отчет о проделанной работе и о том, что еще предстоит сделать, еще выпивают и расходятся по домам. Разнообразить банкет можно при помощи развлекательной программы, забавных викторин, призов, поощрения работников.

Домашние праздники проводятся непосредственно на предприятии. На них приглашаются семьи сотрудников. Можно организовать краткую экскурсию по производству или офису и перейти к развлечениям. Лучше всего разделить программу для детей и взрослых (хотя в определенные моменты они могут пересекаться). Такие мероприятия поднимают престиж предприятия в глазах не только сотрудников, но и их родственников.

Итак, одним из элементов корпоративного праздника являются развлечения. Как правило, это игры, которые поднимают настроение, зажигают сотрудников чувством азарта, поднимают командный дух. Однако набор корпоративных игр невелик. Кроме традиционного дартса, конкурса скульптур и танцев на газете мало что приходит в голову.

Между тем, по мнению А.С. Макаренко, «хорошая игра» похожа на «хорошую работу».

Их сходство заключается в следующем:

В каждой «хорошей игре», как и в «хорошей работе» есть прежде всего усилие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное;
- «хорошая игра», точно также, как и «хорошая работа», доставляет радость – творчества, победы, качества;
- в «хорошей игре», как и в «хорошей работе», есть такая же большая ответственность.

Мы предлагаем расширить спектр развлечений на корпоративной вечеринке за счёт психологических игр. Это позволяет «убить двух зайцев»: с одной стороны, психологические игры веселят и развлекают, с другой стороны, – развивают и, как говорится, дают «информацию к размышлению». Для корпоративной вечеринке больше всего подходят коммуникативные игры и игры на развитие творческих способностей.
Коммуникативные игры создают праздничное настроение, способствуют развитию коммуникативной компетентности, взаимопониманию между участниками и сплочению группы.

Начать можно со знакомства. Даже если вы долгое время работаете вместе, это не гарантия того, что вы хорошо знаете друг друга – не профессионально, а чисто по-человечески.

Знакомство-представление позволяет лучше узнать своих коллег.
Каждый из участников предлагает свою визитную карточку. Это может быть песня, стихотворение, афоризм, девиз, рисунок, рассказ о себе и т.д.

Как вариант знакомства, может использоваться игра «Имя – черта характера». Каждый из участников называет своё имя и черту характера, которая у него выражена, – на букву имени. Например, Ольга – оптимистка.

Дождик .
Это красивое упражнение может служить в качестве настройки на какое-либо важное мероприятие. Перед его выполнением можно сказать о волшебстве, которому всегда есть место в нашей жизни, но для этого важно быть чутким и внимательным. Волшебный дождик, который сейчас прольётся, можно услышать, если будет полная тишина и внимание.

Все участники стоят в кругу. Ведущий идёт внутри круга, и когда он заглядывает в глаза каждому участнику, то начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий снова не подойдёт к нему, не заглянет в глаза и не поменяет движение. Ведущий идёт по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам, на 1-м круге – трёт ладошкой о ладошку, на 2-м – щёлкает пальцами, на 3-м – хлопает ладонями по коленям, на 4-м – стучит ладонями по коленям и топает ногами, на 5-м – хлопает ладонями по коленям, на 6-м – щёлкает пальцами, на 7-м – трёт ладошкой о ладошку, на 8-м – просто опускает руки.

Так дождик заканчивается и затихает. Целью этого упражнения является релаксация, настрой на лиричный лад. Можно сказать, что только что прошедший дождик навеял спокойствие и размышления.

Ветер дует…
Известно, что в группе может быть разная погода: солнечная радость, грозовое напряжение, туманная неработоспособность, прохладное невнимание. Но бывает и весьма ветрено. Прогнозы в данном случае хорошие, ведь ветер, который дует на участников в этом упражнении, способствует освоению территории, позволяет присмотреться друг к другу внимательнее и даже узнать немало новой информации.
Участники сидят в кругу на стульях (свободных стульев быть не должно). Водящий стоит в центре и говорит: «Ветер дует на тех, кто…» и называет какой-нибудь внешний признак, который есть у участников, например, на тех, кто в чёрных ботинках.

Участники в чёрных ботинках меняются между собой местами (с соседями меняться местами нельзя).

Задача водящего – занять свободное место.
Тот из участников, кто не успел занять место, становится водящим.
Некоторым сотрудникам сложно сбросить с себя эмоциональное напряжение и оставить мысли о работе даже на вечеринке. Им и их коллегам помогут расслабиться приведённые ниже игры.

Поросячьи бега
Перед началом игры ведущий сообщает, что открыт новый олимпийский вид спорта, стремительно завоёвывающий симпатии участников. И сейчас каждый из присутствующих может попробовать себя в нём. Итак, мы попали на соревнования по новому олимпийскому виду спорта – поросячьим бегам. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. Сначала давайте потренируемся в хрюкании.

А теперь начнём игру. Соревнование проводится на время. « Хрюк» передаётся от одного участника к другому поворотом головы. Старайтесь добиться рекорда.

Группа в 30 человек обычно справляется в две секунды. Выглядит это как единый длительный «хрюк» – волна. Это внешне простое и несерьёзное упражнение хорошо повышает эмоциональный уровень, способствует сплочению группы и настраивает участников на взаимодействие.

Пишущая машинка
Всем участникам раздаются буквы. Ведущий командует: «По алфавиту рассчитайся!». Затем задаётся какая-нибудь фраза, например, пословица или строчка из стихотворения, и она «печатается» таким образом: каждый отхлопывает свою букву, свой знак препинания. Все отхлопывают паузы. Эта игра способствует установлению взаимосвязи с партнёрами.

Моя прелесть
Участников просят провести «ревизию» содержимого своих сумок и карманов и найти какой-либо предмет, который им нравится, про который они могли бы сказать: «Моя прелесть» (так говорил про Кольцо Всевластья Горлум – персонаж книг Толкиена). В течение нескольких минут участники размышляют над вопросами: Чем мне нравится этот предмет? Что он для меня символизирует, почему я ношу его с собой? Чем этот предмет может понравиться другим?

Потом каждый из участников поочерёдно получает слово для того, чтобы провести публичную презентацию «своей прелести» (1-2 минуты каждому), в которой были бы представлены ответы на эти вопросы. Форма презентации может быть различной – устный рассказ, небольшая пантомима и т.д. Упражнение способствует самораскрытию, преодолению застенчивости и развитию коммуникативной компетентности.

Чепуха
Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нём ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы ответ был не виден, и передаёт своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передаёт дальше и т.д. Когда вопросы закончились, последний участник разворачи-вает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нём ответы.

Примерный перечень вопросов.
Кто?
Где?
С кем?
Чем занимались?
Как это происходило?
Что запомнилось?
И что в итоге получилось?

Внешне игра напоминает шутку, однако получившиеся тексты порой оказываются весьма неожиданными и заставляют задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

Угадайка + испорченный телефон
Ведущий загадывает какой-нибудь предмет и сообщает шёпотом его название первому участнику. Этот участник (и все последующие) должны рассказать об этом предмете остальным шёпотом по цепочке, не называя его, а описывая его свойства, области приме-нения. Слушающий может задавать уточняющие вопросы. Последний по очереди участник называет задуманный предмет. Можно усложнить игру, введя ограничение по времени и элемент соревновательности.

К.У.Б.О.У
Загадочное название этой игры расшифровывается как «Каратист Убил Быка Одним Ударом». Игра очень похожа на «Испорченный телефон», но требует точной фиксации понятого на бумаге. Она очень нравится и детям и взрослым, потому что позволяет от лёгкости и азарта участия прийти к серьёзным и важным выводам.

Несколько участников (обычно 7-8 человек) выходят за дверь, одни из них остаётся в помещении. Оставшемуся участнику ведущий говорит фразу: «Каратист Убил Быка Одним Ударом». Входит один участник, и первый ему без помощи слов объясняет эту фразу, тот записывает её на бумаге так, как он её понял, не озвучивая. Затем показывает следующему то, что понял сам (записал на бумаге) и т.д. В финале упражнения все фразы зачитываются в обратном порядке их написания. Это упражнение способствует развитию творческого потенциала участников и навыков невербальной коммуникации.

Интервью
Ведущий получает роль Примерные роли: победительница конкурса красоты; известный острослов, весельчак и болтун; очень серьёзный немногословный тип, не умеющий смеяться и шутить; дама-академик, сделавшая важное открытие; человек-маска, без эмоций; резкий, прямой человек, не скрывающий своего недовольства миром; неизменно приветливый человек, довольный всем миром и собой. Все остальные выступают в роли дотошных журналистов, которые берут у него интервью на пресс-конференции. Участники игры должны задавать ведущему каверзные вопросы, а он – попытаться на них достойно ответить. Время ограничивается. После окончания игры интересно узнать у ведущего, какой вопрос вызвал самые большие затруднения с ответом и почему.

Перетягивание газеты
Участники разбиваются на пары (желательно, чтобы партнёры были примерно равны по физическим возможностям), получают по газете и сворачивают из неё трубочку. Потом они становятся на одну ногу на расстоянии примерно метра друг от друга, подгибая другую и придерживая её одной рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают перетягивать её, стремясь вывести друг друга из равновесия, но дозируя усилие таким образом, чтобы газета не порвалась.

Упражнение иллюстрирует сценарий, по которому развиваются межличностные конфликты: партнёры «перетягивают» друг друга, но при этом не могут применять силу и вынуждены действовать мягко, полагаясь в большей степени на хитрость, в противном случае это грозит разрывом отношений.

Лауренсия
Очень хорошая игра на двигательную активность, но прежде чем её проводить, нужно оценить степень физической готовности к этой игре участников. Это старинная немецкая игра. Лауренсия – имя девушки.
Все участники стоят в кругу и повторяют за ведущим следующие слова:

Лауренсия, где ты?
Лауренсия, ждём!
Ну когда же с тобой танцевать мы пойдём?
Ну когда, наконец, понедельник настанет?
И мы с тобой танцевать станем?
Лауренсия!

Затем в следующий раз добавляется вторник, потом среда и так все дни недели. На каждый день недели и на имя участники приседают. Темп игры постоянно увеличивается.

Букет
Участниками игры являются 9 человек, все остальные наблюдатели, которые не должны общаться с участниками. В центре помещения ставится в круг 9 стульев. Ведущий приглашает участников и предлагает им сесть на стулья в центре аудитории. Все остальные (наблюдатели) располагаются на расстоянии 1-1,5 м от основных участников.

На первом этапе каждому из основных участников на лоб приклеивается с помощью скотча этикетка с изображением цветка и названием роли в организации (директор, менеджер по продажам, психолог, кадровик, техничка и т.д.). Все участники будут видеть социальные роли друг друга, но собственную роль не будет знать никто, так как по условию игры нельзя произносить их названия вслух. Все участники, задавая косвенные вопросы и давая косвенные подсказки должны как можно скорее помочь друг другу определить свою роль. Название считается отгаданным, если сам участник правильно назовёт свою роль. На втором этапе участники должны составить три композиции из цветов: сесть рядом по три человека и сделать обоснование объединения в композицию именно этих трёх социальных ролей.

Пум-пум
Ведущий: Сейчас мы сыграем в игру «Пум -пум». «Пум -пум» –это какая-нибудь характеристика, которая присутствует у некоторых участников, а у некоторых её нет. Это обязательно будет объективная характеристика. Для того чтобы подтвердить наличие или отсутствие этой характеристики, необязательно хорошо знать друг друга.

Например, я могу загадать простой «пум - пум» – шнурки на обуви. Любой случайно вошедший в комнату человек подтвердит, что у кого-то есть шнурки, а у кого-то их нет. Таким же «объективным будет и тот «пум - пум», который я сейчас загадаю, но, конечно, это будут не шнурки.

Задавайте мне открытые вопросы. Я буду давать честные ответы. По моим ответам можно будет догадаться, что это за пум-пум. Ваши вопросы могут быть такими: «Для чего нужен этот пум-пум? Каким образом он проявляется у человека? И т.д.» Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое «пум-пум»?» Игра способствует лучшему пониманию партнёра, учит задавать открытые вопросы.

Игры на развитие творческих способностей направлены на развитие и активизацию креативности – системы творческих способностей. Задача этих упражнений – научить человека продуктивно действовать в новых и неопределённых ситуациях, опираясь на свой творческий потенциал, ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте сведений.

Рекламный ролик
Ведущий: Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление о том, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. Поскольку мы все потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе.

Представим себе, что мы собрались здесь для того, чтобы создать собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публично так, чтобы подчеркнуть лучшие его стороны, заинтересовать им. Всё – как в обычной деятельности рекламной службы.

Один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из присутствующих. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придётся рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет ещё одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в виде какого-либо товара или услуги. Подумайте, кем бы мог оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламной ролике должны быть отражены самые важные – и истинные достоинства рекламируемого объекта.

Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна угадать, кто из её членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можно использовать в качестве антуража любые предметы и просить других игроков помочь вам.

Сделать полезнее
Участникам предлагается поразмышлять, какие вещи станут полезнее, если их:
увеличить (уменьшить);
поднять (опустить);
удорожить (удешевить);
изменить их геометрическую форму;
сделать съедобными (несъедобными).

Упражнение выполняется в командах по 4-5 человек на протяжении 10-12 минут. После этого представители от каждой из подгрупп озвучивают свои варианты. Помимо тренировки умения генерировать идеи, упражнение способствует сплочению группы, вы-явлению лидеров.

Оригинальное использование
Эта игра подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных, принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например:
бумажных листов или старых газет;
спортивных обручей, гантелей;
кирпичей;
автомобильных покрышек;
бутылочных пробок;
порванных колготок;
перегоревших лампочек;
пластиковых бутылок;
алюминиевых банок из-под напитков.

Задание выполняется в командах по 4-5 человек на протяжении 10 минут. Наиболее наглядно и весело игра проходит, если есть возможность дать участникам те предметы, о которых идёт речь, и попросить не только назвать, но и показать предлагаемые способы их использования. Выигрывает команда, предложившая и показавшая наибольшее количество оригинальных способов использования предметов.

Изменчивый рынок
Коллективная игра на 10-15 человек. Её условия таковы. Есть некоторое количество определённых ресурсов. Задача каждого, продать свои ресурсы задорого, купить чужие (нужные) задёшево. Каждые пять-десять минут ведущий изменяет курсы стоимости ресурсов (в плюс или в минус, изменения могут быть большими или небольшими). Кроме этого, сами игроки могут менять или удерживать текущий курс (стоить это должно много, но грамотное использование должно принести дивиденды, особенно если тратиться будет не один игрок, а коалиция). В игре должны быть неявные коалиции – группы людей, чьи цели друг другу не противоречат.

Что делать, если...
Участникам предлагаются затруднительные ситуации, связанные с их работой, из которых им необходимо найти оригинальный выход. Тот участник, который, по мнению зрителей, даст наиболее находчивый ответ, получает призовое очко.

Примеры ситуаций:
Что делать, если вы проиграли зарплату своих подчиненных или общественные деньги в казино?
Что делать, если вас случайно заперли в офисе поздно вечером?
Что делать, если ваша собака съела важную отчетность, которую вы должны утром пред-ставить директору?
Что делать, если вы застряли в лифте с генеральным директором вашей фирмы?

Тайная строка
Один из участников задумывает строчку из известной песни или стихотворения, состоящую из 6-7 слов. Участники могут задать загадавшему строку 10 вопросов. В 6 или 7 ответов (смотря сколько слов в строке) он должен включить по одному слову из этой строки.
Слова нельзя изменять по падежам, временам, числам. Предлоги включаются вместе со следующим словом. В ответах слова появляются в любом порядке.

Допиши стихи
Допишите две строчки:

Как-то раз один чудак
Головой пробил чердак…

Мой приятель Валерий Петров
Никогда не кусал комаров…

Тонет муха в сладости,
В банке на окне….
Японские хокку
Предлагается дописать окончание в трёхстишиях (хокку) японского поэта.

Ива склонилась и спит
И кажется мне
Соловей на ветке
……………….
Это её душа.

Цветы увяли…
Сыплются, падают семена
……………………………
Как будто слёзы

Наша жизнь росинка
Пусть лишь капелька росы
………………………
Наша жизнь – и всё ж

По мнению Й. Хейзинги, игра украшает жизнь, дополняет её, вследствие чего она является жизненно необходимой для каждого человека независимо от его возраста и социального положения. Она необходима индивиду как биологическая функция, она нужна обществу в силу заключённого в ней человеческого смысла, в силу своей выразительной ценности, в силу завязываемых ею социальных и духовных связей. Игра находится на границе с серьёзным: сама превращается в серьёзное, превращая серьёзное в игру. Она оформляет праздник и в то же время входит в него как составная часть. Современная игра позволяет выйти за пределы обычного хода вещей, предоставляет человеку возможность творить. Игра даёт возможность уйти из глубины своих чувств, повернуться от себя, забитого работой и заботами повседневности, к другим людям, почувствовать единение с ними. А там, где единение и сплочённость, там нет деструктивных конфликтов, нет манипуляций и интриг. Одним словом, нет – «войнушкам» и распрям в организации, да – конструктивной игре, способствующей личностному росту и раздвигающей горизонты.

Студенческая пора-время незабываемых приключений, новых открытий и влюблённостей. Вместе с приобретением фундаментальных знаний мы приобретаем новых друзей, многие из которых останутся с нами на всю жизнь.

Для более гармоничного существования студенческого коллектива можно использовать психологические игры . Это очень эффективный инструмент в педагогической работе со студентами.

Такие игры актуальны, как для первокурсников, с целью более быстрой и качественной адаптации , так и студентов старших курсов. Через призму игровой деятельности ребятам проще наладить коммуникацию, решить возникающие разногласия, научиться доверять друг другу и развивать навыки общения.

Кажущаяся незатейливость некоторых игр - огромный материал для работы профессионального психолога. С помощью анализа игр может решаться множество важных задач:

  • Определение акцентуаций развития личности учащегося
  • Выявление психологических проблем и барьеров
  • Помощь в адаптации внутри коллектива
  • Решение и корректировка межличностных конфликтов
  • Помощь и рекомендации для преподавательского состава

В психологические игры можно играть как в учебной аудитории, так и в неформальной обстановке на студенческих посиделках и вечеринках.

Игры в аудитории:

Отличная игра для компании из 8-24 человек.

Способствует развитию командного духа , навыков совместной работы, творчества и изобретательности.

Цель - строительство самой высокой башни

Понадобится степлер для каждой команды, много бумаги формата А4 (можно использованной).

Все игроки делятся на команды из 4-5 человек. Каждой команде даётся инвентарь. За заданное время - 10 минут, команды должны сделать устойчивую башню. Листы бумаги скрепляются с помощью степлера, при этом их можно сгибать и складывать как угодно.

Выигрывает команда, построившая самую высокую башню.

Отличная игра, направленная на анализ своих чувств и мыслей . Помогает понять себя и открыть окружающих людей с неожиданной стороны, развивает эмпатию.

Цель - подобрать для себя предмет, который вызывает ассоциации со своей личностью.

Реквизитами послужат обыденные предметы - различные игрушки, куклы, машинки, книга, тетрадь, заколка, брелок, ключ и т. д.

Участники садятся в круг и из всего многообразия выбирают любую вещь. После недолгой подготовки каждый человек должен объяснить почему был выбран тот или иной объект. Рассказ должен быть от лица этого предмета. Нужно поведать о сильных и слабых сторонах, победах и достижениях, обидах и разочарованиях в проекции собственной личности. Суть в том, что человеку не всегда легко говорить о чем-то важном другим людям. Мешают зажимы, комплексы, заниженная самооценка. Другое дело поведать о жизни плюшевого медведя, это уже само по себе вызывает улыбку и доброжелательный настрой .

  • Комплименты

Прекрасная игра для старшекурсников, хорошо знающих друг друга.

Цель - создание благоприятной дружеской обстановки, формирование доброжелательности и эмпатии .

Из реквизитов нужен только мяч. Студенты садятся в круг и кидают мяч любому из участников, сопровождая действие комплиментом для человека.

Получается очень весело и по-дружески. Выявляются интересные нюансы межличностных отношений.

Динамичная игра на скорость и взаимодействие для 14-20 человек. Зрители приветствуются.

Способствует выявлению лидерских качеств и навыков общения.

Цель - разбиться на две команды и составить слово из отдельных букв.

Понадобится маркер и самоклеящиеся листочки бумаги.

Ведущий, он же судья, заготавливает два слова с одинаковым количеством букв и одной тематики, например, географические объекты, психологические термины, название музыкальных произведений и пр.

Затем ведущий берёт самоклеящиеся листочки двух цветов. На каждом из листков одного цвета пишутся буквы слова. Два цвета - два слова одинаковой длины. Затем участники игры становятся в один ряд спинами к аудитории. На их спины в хаотичном порядке приклеиваются буквы. После того как ведущий даст команду, ребята должны будут самоорганизоваться в две команды, разгадать слово и встать спинами к аудитории в том порядке в котором требует слово. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием. Важно то, что узнать букву на своей спине можно только с помощью другого человека, нельзя сдирать буквы со своей спины или спины другого участника.

Это очень весёлая игра. В процессе очень ярко проявляются организаторские и лидерские способности студентов.

Эту игру знают все - от мала до велика. Участников может быть сколь угодно много.

Цель - лучше понять друг друга, посмотреть на себя со стороны, проявить свои актёрские способности .

Инвентарь не нужен, только доброжелательный настрой и самоирония. Ведущий должен жестами, мимикой, походкой показать своего одногруппника или преподавателя. Остальные участники должны отгадать загаданную персону.

  • Взгляд со стороны

Это замечательная игра для самопознания. Игроков может быть от 10 и больше.

Цель - получить личностные характеристики от своих однокурсников. Провести анализ полученных данных, провести совместное обсуждение.

Реквизитом для игры могут стать любые коробочки, конверты или мешочки, подписанные именами участников. Понадобится много листочков с написанными на них чертами характера, например, дружелюбие, усидчивость, надменность, спокойствие, самонадеянность, ответственность и др. Каждую карточку с одной надписью делаем по количеству участников плюс запас в 10 штук.

В начале игры каждый студент берёт две любые карточки, кажущиеся подходящими для своего однокурсника и кладёт в соответствующий конверт. При этом каждый человек должен быть максимально объективным в своих оценках. Далее, ребята разбирают свои конверты и анализируют содержимое. В конце игры участники садятся в круг и проводит рефлексию. Студенты по очереди делятся полученной информацией о себе, соглашаются с ней или нет, благодарят друг друга за искренность.

Результаты игры помогут понять адекватность самооценки, провести корректировку собственного поведения и отношения к окружающим людям.

Игры в неформальной обстановке:

  • Постановка театральной пьесы

Интересная творческая игра для большой компании, помогает формированию позитивного мышления и умения работать в команде, способствует эмоциональной разрядке .

Цель - раскрытие творческого потенциала, повышение уровня доверия в группе.

Реквизиты могут отсутствовать вовсе, ведь это условный театр, но как показывает практика, они не бывают лишними.

В основу ложится любая всем известная сказка, далее всем участникам присваиваются роли как одушевлённых героев, так и неодушевлённых предметов. Это может быть дуб, лавочка, фонарь, театральный занавес и многое другое. Из всей компании выбирается чтец, человек с хорошей дикцией и громким голосом.

Репетиций не нужно, вся пьеса происходит в реальном времени. Чтец произносит:« Акт первый. Занавес открывается! Жили были дед да баба» И в это время назначенные на роль занавеса актёры разбегаются в разные стороны, и выходят дед с бабкой.

Сценарий можно придумывать всем вместе, добавляя смешных героев и моментов. Кто-нибудь обязательно должен снимать это действо, так как удовольствие от просмотра гарантировано .

Весёлая и динамичная игра, предполагающая тесное взаимодействие и быструю реакцию. Участников от 8 до 16. Способствует созданию комфортной дружеской обстановки и реализации творческого потенциала, формирует командный дух .

Реквизиты - карточки с названиями общеизвестных литературных произведений или фильмов (лучше из двух слов), по одной карточке для каждой пары игроков и таймер. То есть если в командах по шесть участников, то и карточек должно быть заготовлено по три штуки на каждую.

Первая пара команды получает карточку и за 2 минуты показывает все согласные буквы в карточке с помощью рук, ног или всего тела. Но всегда буква должна состоять из двух частей. Другие участники должны буквы записать, подставить гласные буквы и отгадать название. Если получилось выполнить задание, то плюс 1 балл. Далее, очередь другой команды.

Затем подсчёт результатов и награждение.

Очень подвижная игра, понадобится много места. Участников должно быть не меньше 10, по 5 для каждой команды. Игра способствует формированию навыков командной работы, создаёт благоприятный эмоциональный фон, снимает зажатость и напряжение в малознакомом друг с другом студенческом коллективе.

В игре участвуют N Игроков и Ведущий. Игроками могут быть и отдельные знатоки, и целые компании. Число N обычно лежит в пределах 5-8. Меньшее число дает совсем неинтересную игру; при большем числе команд версии трудно запоминать на слух. Впрочем, их можно записывать. На турнире "Великолукская Осень - 99" в игре одновременно участвовали 15 команд.

Каждая команда получает пакет из К слов. Число К обычно равно 8 или 10. Этого вполне достаточно, чтобы расставить всех Игроков по местам. Предполагается, что эти слова Игрокам неизвестны. (У нас в клубе действует джентльменское соглашение: Игрок, знающий значение какого-либо из предложенных слов, просит его заменить. Ведущим, страдающим от недостатка слов, этим придется пренебречь). Считается, что все слова написаны прописными буквами (чтобы Игроки могли предлагать в качестве собственных версий и имена собственные, и имена нарицательные). Во всех словах указывается ударение.

Ко всем предложенным словам каждый Игрок (втайне от остальных Игроков) пишет определение, стараясь, чтобы оно звучало как можно правдоподобнее. Юмор при написании версий приветствуется, но самоцелью не является. Наукообразность определений ценна только в том случае, если она помогает кого-то обмануть.

Ведущий собирает карточки с определениями и добавляет к ним правильный вариант. После этого он читает первое слово и полученные N+1 определение этого слова. При этом Игрокам и Ведущему запрещается комментировать правдоподобие любых версий. Первый Игрок выбирает верное по его мнению определение; далее это делает второй Игрок, затем третий и так далее. Очередность выбора определяется жребием. В случае небольшого количества Игроков выбор версии делается устно. При этом запрещается называть свою версию; это делается для того, чтобы внести в игру дополнительный элемент логики - в этом случае Игрокам легче вычислять правильную версию, а в конце игры на последних вопросах можно выбрать правильную стратегию, чтобы удержаться лидером или попытаться догнать лидера. При большом количестве команд все ответы приходится сдавать письменно. Свою версию, впрочем, и в этом случае называть нельзя.

Затем Ведущий сообщает правильный ответ и определяет, кто кого надул.

Затем Ведущий переходит ко второму слову и цикл повторяется. Первый выбор делает теперь Игрок, который в предыдущий раз делал его вторым.

После последнего слова пакета Ведущий подводит итоги. Игрок получает одно очко за каждого, кто "купился" на его версию. Игрок получает два очка в случае угадывания правильного определения. (Впрочем, в клубе у Игоря Сафронова все наоборот - за каждого надутого дается два очка, а за угаданную версию добавляется одно очко. Вариант странный, поскольку вычисление правильной версии практически обесценивается - в то время как в первоначальной версии игры оба таланта Игрока вносят сравнимый вклад.)

Победителем является Игрок, набравший максимальное количество очков. При равенстве очков у двух или нескольких человек победитель определяется по результату встреч между собой, а в случае необходимости - по разнице очков в этих встречах. Почетное звание "насос" присваивается Игроку, получившему больше всех баллов за "надувательство". Почетное звание "баллон" присваивается человеку, который чаще всех выбирал неправильные версии, то есть которого надували чаще всех. Иногда это один и тот же человек - "самодостаточная система".

В заключение предлагается оценить некоторые реальные определения, предлагавшиеся на играх в нашем клубе. Практически во все эти определения поверил хотя бы один Игрок. Пусть многие из них покажутся совершенно идиотскими. Не спешите осуждать.

1) Они не так уж сильно отличаются от истинных определений (также у нас игравшихся):

СЕБАСТРЫ - мордовские шитые женские портянки.

БРУСБАРТ - порода собак: помесь пуделя с легавой.

АДИПОЦИР - мылоподобное вещество, в которое иногда превращаются трупы.

ГОРЛОПЯТИНА - согласно Далю, противная пища, которую пятит из горла.

НИФО-ОТИ - ритуальное танцевальное копье самоанских вождей.

МАГЛАЛАТИК - филиппинский танец со скорлупой кокосового ореха.

Приходится поэтому верить и в сумасшедшие определения. У нас в клубе при выборе такой версии обычно используется формулировка: "Дураков нужно поощрять!"

2) Многие из них были выбраны в конце, когда по стратегическим соображениям нужно с гарантией не попасть на версию лидера.

Итак, наслаждайтесь:

МАОЦЗЕДУНОВКА - китайская раскладушка, что-то вроде нашей лампочки Ильича.

ЛАГРЕТТ - некролог без упоминания фамилии умершего.

СТАБУРАДЗЕ - фамилия неизвестного грузинского художника.

АЛАЛА - шнур с кистями у входа в шатер монгольского хана, служивший удавкой.

ВИЛЬКОМ - имя 20-х годов: Владимир Ильич Ленин - коммунистический образец для молодежи.

АМЕРИКАНСКАЯ КЛЕТКА - парадокс, доказывающий невозможность справедливых выборов.

ХО-ЧЭ-ТОУ - произносимая по-вьетнамски фамилия Курчатов.

БУХМАНИЗМ - игра народных депутатов СССР по мнению газеты "Дурацкая правда".

КАРОТИДНЫЙ СИНУС - оптимальный угол наклона внешнего откоса крепостного вала.

АНИ-АНИ - на Таити: любое число, большее трех.

КАНЕЛО - успешная ликвидация сезонной эпизоотии у сусликов.

ПАДМАРАГАЙЯ - аналог "Ой ты, гой еси" у индусов.

ФУСЕН-ГАЧИ - "Сумасшедший альбатрос" - прозвище, данное Крузенштерну в Океании.

СТРЕЛА ГРОМОСВЕТЛАЯ - вид кометного хвоста по классификации Ломоносова.

ОРФИЗМ - получение сексуального удовлетворения от собственного пения.

ДУАДАСТАНОН - гладиаторский бой 2 - 2.

КВЕРУЛЯНТСТВО - уклонение от казни.

ГЕРЛЫГА - на сленге хиппи: девушка старше 18 лет с плохим характером.

ФАРФОРИКИ - огни святого Эльма на кладбищенских крестах.

КЛИСМОС - внутривенное слабительное.

6 выбрали

Даже в крепких отношениях порой возникают проблемы: накапливаются мелкие обиды и недовольства, происходят конфликты. Чтобы свести их к минимуму, над отношениями нужно работать: обсуждать проблемы, идти на компромиссы… или играть в игры. Существуют психологические игры для двоих, которые помогают добиться большего взаимопонимания в паре.

Сверху вниз

Общаясь с людьми, мы всегда выбираем одну из позиций: общение на равных, сверху вниз (начальственное положение, так родители часто общаются с ребенком) или снизу вверх (зависимая позиция). Это выражается и в нашем положении в пространстве, и в интонации. Причем мы сами можем не замечать, что разговариваем с одной из этих позиций. Но "нижний" в такой беседе обычно закрывается от "верхнего", не слушает и не слышит его. Распространенный пример такого взаимодействия – мама читает нотации ребенку, а тот смотрит по сторонам с отсутствующим видом.

Но часто мы так общаемся не только с детьми, но и со сверстниками, в том числе с близкими людьми. Жена может с верхней позиции что-то выговаривать мужу, а потом удивляться, что он полностью проигнорировал ее пламенную речь. Чтобы лучше понимать эту ситуацию, ее можно проиграть. Пообщайтесь на какую-нибудь нейтральную тему в таком положении: один сидит на полу, другой стоит, как бы нависая над ним. Потом поменяйтесь местами, а в конце займите равное положение друг напротив друга. Обычно "нижнему" некомфортно обсуждать даже самые простые вопросы. Куда приятней разговаривать на одном уровне. Так почему бы не общаться так и в реальной жизни?

Гляжусь в тебя как в зеркало…

Еще одна психологическая игра называется "Зеркало". Муж и жена садятся лицом к лицу и по очереди начинают "зеркалить" друг друга: повторять мимику и жесты. Можно записать все эти веселые кривляния на видеокамеру и по результатам сравнить – у кого вышло лучше. Играя в такую игру, супруги учатся сосредотачиваться друг на друге, думать в первую очередь не о себе, а о партнере. А это в любых отношениях пригодится.

За тобой – хоть на край света

Психологи очень любят игры на доверие. Идею падать спиной на руки к партнеру – это они придумали. Более безопасная игра из этой серии – "Поводырь". Один участник завязывает глаза, а другой должен провести его по комнате с препятствиями, руководя только голосом. Потом супруги меняются ролями. В процессе игры они выясняют для себя, насколько доверяют друг другу, а заодно учатся прислушиваться к советам друг друга.

О чем ты думаешь?

Забавная психологическая игра – "Телепатия". Правила очень простые: супруги садятся лицом к лицу и один пытается без слов передать другому какой-то мысленный образ. Второй следит за глазами и выражением лица собеседника и старается "прочитать" его мысли. В конце такого сеанса показания сверяются. Практика показывает, что часто удается угадать если не сам загаданный объект, то связанный с ним эмоциональный фон. Что вызывают мысли о нем: радость или печаль, страх или спокойствие? Такая игра научит быть внимательнее друг к другу и понимать эмоции партнера без слов.

Только хорошее

Это даже не совсем игра, скорее, полезная для любой пары традиция. Устройте сеанс позитива, во время которого будете рассказывать, за что вы любите мужа, что вас в нем восхищает. Ведь часто мы озвучиваем претензии и негативные эмоции, а про хорошее как-то забываем. И, кстати, зря! Ведь когда мы говорим о любви, мы ощущаем ее гораздо сильнее. Так что устаивайте себе почаще сеансы взаимных любовных признаний.

Уважаемые посетители сайта психологической помощи , сегодня Вы узнаете, что такое на самом деле психологические игры в жизни взрослых людей .

Сразу обратите внимание, что это не те психологические игры , или вообще игры, которые радуют детей в песочнице и взрослых в развлечениях и времяпрепровождении. Это социально-психологические, ролевые, в большинстве своем неосознанные самими игроками, зачастую деструктивные, драматические, а порой и трагические игры, в которые играют взрослые люди — часто всю свою жизнь.

Психологические игры, в которые играют взрослые люди, практически всю жизнь

Про игры, в которые играют люди написал, еще в прошлом веке, в своем одноименном психоаналитическом бестселлере известный канадо-американский психотерапевт и ученый, основатель трансактного анализа и психотерапии Эрик Берн.
(см. анализ психологической игры в сказке «Красная шапочка» или «Золушка»)

Суть психологических игр, в которые играют взрослые люди в ТОМ , что игровой, часто нечестный и скрытый процесс общения и межличностных взаимодействий приносит некоторые, иногда неосознанные, социальные, эмоционально-психологические, и даже биологические выгоды (некий «выигрыш») участникам игры.

Другими словами, игровые отношения (психологические игры в отношениях) удовлетворяют многие врожденные потребности человека. А именно: психологические, эмоциональные, биологические и социальные.

Конечно, человек, как и любое другое высокоразвитое животное, мог бы удовлетворять свои природные, естественные потребности нормальным, честным, прямым и естественный путем, не прибегая к психологическим играм, различным ухищрениям и обманам.

Но человек существо общественное, и большинство законов природы умаляет и попирает социум: нормы и правила морали и нравственности, этика и общественное мнение, способы выживания, создавая стереотипы мышления и поведения.

Психологическим играм обучаются в детстве

Обратите внимание на совсем маленького ребенка — он естественный, природный, настоящий. Ему еще не нужны психологические игры…он удовлетворяет все свои потребности прямо, просто и спонтанно…так, как и задумано самой природой.

Если ребенок хочет есть — он просит (например, плачет, и успокаивается когда получает еду).
Если малыш хочет общения с мамой — он всем своим видом показывает это.
Если ему страшно, больно или грустно — то и это Вы легко заметите…
Если ему хорошо и весело — он улыбается и радуется…

Но по мере развития, воспитания и социализации ребенка — он обучается правилам поведения в обществе, а заодно и психологическим играм. Большинство этих правил неписанные, поэтому ребенка обучают, большей частью невербально (без слов) и неосознанно, сами родители.

Ребенок просто «тупо» (не осознавая) копирует с родителей и впитывает в себя все эти правила поведения и выживания в социуме. Он учится не быть собой, он учится носить социальную маску и играть в психологические игры.

Потом, уже во взрослой жизни, эта неестественность в отношениях, эти неосознанные, заученные в детстве психологические игры во взаимоотношениях людей, доставят множество проблем человеку. Начиная от внутриличностных конфликтов , непонимания себя и внутренних психологических проблем (неврозов, фобий…), и кончая проблемами в межличностных отношениях (в семье, в коллективе, в бизнесе…).

Конечно, у всех по-разному — кому как «повезло» с родителями и воспитателями; у кого какой запрограммирован сценарий жизни , как раз на основе семейных психологических игр.

Типичная семейная психологическая игра, разыгрываемая по ролям, согласно треугольнику Карпмана, описана в статье проблемы в отношениях людей .

Почему люди играют в психологические игры — подробней

Как уже было сказано выше, люди играют в психологические игры для получения выгод (условно говоря, «выигрыша»), т.е. для удовлетворения своих потребностей, которые они разучились удовлетворять естественным путем.

Психологическая выгода от игры:
У всех есть потребность в психологической безопасности и защищенности. С помощью психологических игр (похожих на психологические защиты), человек пытается избегать стрессовых ситуаций и поддерживать свою психическую стабильность.

Однако, такие игры, как правило, приводят к обратному.

Эмоциональная выгода от игр:
Каждому человеку необходим эмоциональный обмен. И если его ребенком обучили обмениваться эмоциями с помощью игр, то он может стать эмоциональным (энергетическим) вампиром. Такой высосет из Вас, если Вы в игре, всю эмоциональную энергию, доведя Вас до депрессии, невроза или психоза.

Биологическая выгода от игры:
Людям для выживания необходимы телесные контакты: объятия, ласки, поцелуи…поглаживания…, если человек не умеет обмениваться ими естественно, то он прибегает к играм. А по игре такие контакты могут быть и негативные, например побои…пинки и т.п. Что подсознательно, у некоторых людей, например скрытых или явных мазохистов, воспринимается как удовлетворение потребности в телесном контакте.

Отсюда можно увидеть таких людей, которые как бы сами напрашиваются на пинки (даже словесные), например жены, которые подсознательно выбирают себе мужа тирана , который будет ее бить и унижать . На самом деле — это неосознанная игра.

Социальная выгода от игр:
Человеку необходимо полностью занять свое время, структурировать его, иначе, он либо сойдет с ума, либо умрет от скуки (буквально).
Также, люди — животные социальные, и им необходимо общение с себе подобными.

Деструктивные психологические игры

Большинство из неосознанных или частично осознанных психологических игр в отношениях и взаимодействиях между людьми являются деструктивными для всех участников.

Эриком Берном и его последователями описано множество игр, в которые играют взрослые люди. Все они разделены на категории. Коротко о них…

Игры с самим собой
Например, когда человек надувает сам себя…что-то себе обещает (бросить курить, начать новую жизнь с понедельника и т.п.), но не выполняет, придумывая для себя кучу оправданий…

Семейные и супружеские игры
Например, когда жена играет Жертву, терпя побои и издевательства мужа, а потом переключается в Преследователя, делая из мужа Жертву — сдает его в полицию…

Или, например, когда мама играет в Спасителя, зашнуровывая обувь ребенку до старших классов, при этом делая его беспомощной жертвой, а через некоторое время ребенок из Жертвы переключается в Преследователя, и терроризирует маму, скажем, вымогая у нее пенсию на алкоголь или наркотики…

Сексуальные игры
Одна из популярных сексуальных игр описана в примере выше («Соблазн» или «Динамо»)…

Игры на вечеринках
Это большей частью сплетни и осуждения третьих лиц, а также популярнейшая игра «Почему бы Вам не… Да, но…», где один игрок как бы просит совета и помощи…другие в это время стараются и дают их…но в итоге он все отвергает, зачастую приводя в тупик беседу…

Игры на всю жизнь
Например, игра в алкоголика с созависимостью (соучастием) членов семьи.

Или игра в постоянного должника, который берет кредиты и никак не может их погасить…

Игры преступного мира
Например, кражи, надувательство и мошенничество…

Игры в кабинете психотерапевта
Например, когда клиент на приеме у психотерапевта, начитавшись википедии и представляя себя всезнающим, подсознательно настроен на то, чтобы не получить помощь. При этом он всячески саботирует работу психолога, например, играя в «психотерапевта».

Когда же он действительно, как и хотел, не получит помощи — он может сказать: «Я же говорил, что он мне не поможет…»…

Конструктивные психологические игры
Конструктивными игры могут стать лишь при их понимании и осознании. Некоторые перечисленные выше деструктивные игры можно переделать в конструктивные, а после этого вовсе выйти из игр и начать естественные отношения, особенно это необходимо во взаимодействии с близкими людьми.

К конструктивным играм относятся и лечащие, развивающие и обучающие психологические игры, для взрослых и детей.…..