Какое наклонение у слова бывает. Повелительное наклонение в русском языке: правило, примеры

Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью речи, с реальной действительностью. Так, различают изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонение глагола. При этом первые два противопоставлены третьему по признаку реальности/нереальности действия. Каждое из наклонений имеет свои смысловые и грамматические характеристики.

Изъявительное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения выражают действие, происходящее реально в одном из трех времен: я спал, я сплю, я буду спать (посплю) . Следовательно, глаголы в этом наклонении имеют категорию времени, лица и числа (в настоящем и будущем временах), а также рода (в прошедшем времени). Формальным показателем данного наклонения глагола являются личные окончания.

Повелительное наклонение глагола

Данное наклонение - это языковой способ выразить побуждение к действию, приказ либо просьбу. В отличие от изъявительного, глаголам в форме повелительного наклонения свойственны лишь категории лица и числа, а время у них отсутствует. Данное наклонение имеет несколько форм со своими формальными показателями и семантическими особенностями:

    форма 2-го лица обоих чисел производится при помощи суффикса -и- / бессуффиксально и с помощью постфикса -те. Она обозначает побуждение к действию, обращенное непосредственно к собеседнику: беги, делай, коснитесь, прыгните ;

    форма 3-го лица - это побуждение к действию третьих лиц и даже неодушевленных предметов. Повелительное наклонение глагола в этом случае образуется аналитическим способом, то есть состоит из нескольких слов: пусть, пускай, да плюс форма 3-го лица изъявительного наклонения, например, да здравствует, пусть сделают, да взойдет солнце и т.д. ;

    форма 1 лица также образуется аналитически (добавлением слов давай, давайте к начальной форме несовершенного вида или к форме 1 лица будущего времени совершенного вида) и обозначает побуждение к действию, участником которого желает стать и сам говорящий: давай убежим, давай петь, давайте потанцуем и др.

Условное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения обозначают действие нереальное - желаемое или возможное при определенных условиях. Формальный показатель - частица бы (б), которая может располагаться как непосредственно перед глаголом или после него, так и дистантно, отделенная от глагола другими членами предложения: я сделал бы, я бы сделал, я бы наверняка сделал . Глаголам в форме условного наклонения свойственно изменение по родам и числам.

Употребление одного наклонения в роли другого

Часто встречаются речевые ситуации, когда для достижения максимального эффекта одно наклонение глагола в русском языке используется в значении другого, например:

    изъявительное в роли повелительного: Ты сейчас же ляжешь спать!

    повелительное в значении условного: Будь я немного прозорливее…

    условное в роли повелительного: Прислушался бы ты к мнению специалистов.

Формы наклонений

1) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходит, происходило и будет происходить. Из самого названия - "изъявительное" - следует, что действие происходит наяву, в реальности.

Глагол в изъявительном наклонении может изменяться по временам: например, играю, играл, буду играть .

2) Глаголы в условном наклонении обозначают действие, которое могло бы произойти при соблюдении определенных условий.

Условное наклонение образуется при помощи частицы "бы", а также формы прошедшего времени: выучил бы, прочитал бы .

3) Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить.

Такие глаголы в большинстве случаев употребляются в форме второго лица (сядь, встань), а также с частицей "-ка" (прочитай-ка, сбегай-ка). Часто глаголы повелительного наклонения сопровождаются восклицательным знаком.

Правила: изъявительное наклонение

Чтобы определить, какого наклонения глагол, необходимо посмотреть на предложение, в котором он используется, обратить внимание на наличие частицы "бы" или факта просьбы, приказа.

Чаще всего встречаются глаголы изъявительного наклонения - это та форма, которую мы используем в повседневной жизни.

Глаголы изъявительного наклонения можно увидеть в повествовательных, описательных и текстах-рассуждениях, поскольку такая форма практически универсальна.

Глаголы в изъявительном наклонении могут стоять в любом времени - прошедшем, настоящем или будущем. Это связано с тем, что изъявительное наклонение не несет в себе практически никакой эмоциональной окраски (в отличии от, например, повелительного, которое возможно только в будущем времени).

Также глагол в изъявительном наклонении может изменяться согласно категории лица, а также категории вида - быть совершенного либо несовершенного вида.

Необходимо помнить, что в отдельных случаях глаголы изъявительного наклонения могут использоваться в значении повелительного наклонения: "Пошла, пошла!", "И квасу мне принесёшь" - как правило, такой выбор делается, чтобы обращение звучало вежливо, а не как приказ.

Глагол изъявительного наклонения может содержать в себе вопросительную интонацию. Но возможна и обратная связь: использование глагола повелительного наклонения в значении изъявительного - "Мне кто-то и шепни на ухо..." - для создания эффекта описания.

Такой выбор, как правило, объясняется желанием автора придать своему тексту более яркую стилистическую окраску. В нейтральной речи такие приёмы обычно не используются.

Наклонение глагола

Глагольная категория, выражающая отношение действия (состояния) к действительности, устанавливаемое говорящим, т. е. определяющая модальность действия.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "наклонение глагола" в других словарях:

    наклонение изъявительное - Наклонение глагола, обозначающее реально совершаемое действие в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы в изъявительном наклонении представляют действие, которое: 1) совершилось в прошлом; 2) совершается в настоящем; 3) совершится в… …

    наклонение сослагательное - Наклонение глагола, обозначающее возможное, желаемое действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях. С.н. обозначает ирреальное действие, находящееся вне категории времени. Глаголы С.н. изменяются по … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Наклонение, грамматическая категория глагола, выражающая отношение содержания высказывания к действительности. В разных языках имеется разное число Н. Немаркированное (формально не выраженное специальными признаками) Н., обозначающее, что… … Большая советская энциклопедия

    НАКЛОНЕНИЕ, наклонения, ср. 1. Действие по гл. наклонить наклонять и наклониться наклоняться. 2. Форма глагола, выражающая, каким представлено действие реальным, желаемым, требуемым и т.п. (грам.). Изъявительное наклонение. Повелительное… … Толковый словарь Ушакова

    наклонение повелительное - Наклонение, имеющее значение побуждения, обозначающее действия, которые в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего могут произойти (но могут и не произойти): читай, думай, пойди, читайте, думайте, пойдите. П.н. – это ирреальное … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    НАКЛОНЕНИЕ, я, ср. В грамматике: система форм (парадигма) глагола, выражающих отношение действия к действительности. Изъявительное, повелительное, сослагательное н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    НАКЛОНЕНИЕ, грамматическая категория глагола (см. ГЛАГОЛ), формы которой выражают различия в отношении содержания высказывания к действительности или в отношении говорящего к содержанию высказывания (изъявительное, сослагательное, повелительное,… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Наклонение. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Наклонение в лин … Википедия

    Наклонение - Наклонение грамматическая категория, выражающая отношение действия, названного глаголом, к действительности с точки зрения говорящего. Наклонение грамматический способ выражения модальности (В. В. Виноградов). Грамматическое значение форм… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Я; ср. 1. к Наклонить наклонять и Наклониться наклоняться. 2. Лингв. Категория глагола, выражающая отношение к действительности. Изъявительное н. Повелительное н. Сослагательное н. ◊ Магнитное наклонение. Физ. Угол, образуемый силовой линией… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Комплект таблиц. Русский язык. Морфология. 15 таблиц , . Учебный альбом из 15 листов. Арт. 5-8681-015. Морфологический разбор слова как части речи. Выделение морфологических признаков имен существительных и имен прилагательных путем сравнивания.…
  • Очерки по морфологии русского глагола , С. П. Обнорский. Вниманию читателя предлагается работа выдающегося отечественного языковеда, академика АН СССР С. П. Обнорского, написанная на основе специального курса, который автор в течение многих лет…

Категория наклонения глагола

Наклонение — это словоизменительная грамматическая категория глагола, обозначающая отношение процесса к действительности. Значение это выражается в формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.

Изъявительное наклонение представляет процесс как реальный в прошлом, настоящем или будущем (читал — читаю — буду читать ). В отличие от повелительного и сослагательного наклонений изъявительное наклонение не имеет особого морфологического показателя наклонения: в этом качестве используются морфемы времени и лица.

Значение реально осуществляемого процесса может быть совмещено с дополнительными модальными характеристиками — решимости, готовности, угрозы и другими, привнесенными лексической семантикой, синтаксисом и интонацией: Пойду-ка я домой!; Она обязательно придет; Вот я ему задам!

Повелительное наклонение выражает волеизъявление говорящего — просьбу, приказ или побуждение к действию: Принеси документы; Отдайте билеты; Пойдемте в театр. Повелительное наклонение не имеет форм времени. В систему форм повелительного наклонения входят формы 2 л. ед. и мн.ч. и 1 л. мн.ч. (формы совместного действия). Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего времени глаголов совершенного и несовершенного вида.

Форма 2 л. ед.ч. образуется с помощью окончания или нулевого окончания. При этом конечная парно-твердая согласная основы чередуется с соответствующей мягкой. Для правильного образования формы необходимо знать место ударения в форме 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени изъявительного наклонения. Если ударение падает на окончание, то форма 2 л. ед.ч. образуется, как правило, с помощью окончания -и: пишу — пиши , иду — иди , учусь — учись.

В глаголах бить , вить , лить , пить , шить , а также в глаголах с основой настоящего или будущего простого времени на [j ] и инфинитивом не на -ить форма 2 л. ед.ч. образуется посредством нулевого окончания: бью — бей , вью — вей , лью — лей , пью — пей , шью — шей (при одновременном чередовании нуля звука в производящей основе и гласной е в форме повелительного наклонения), а также стоять стою стой , петь пою пой , жевать жую жуй.

Если ударение в форме 1 л. ед.ч. настоящего или будущего простого времени падает на основу, то форма повелительного наклонения образуется с помощью нулевого окончания и равна основе (орфографически в форме повелительного наклонения й после гласной, ь после мягкой и шипящей): читать читаю читай , сесть сяду сядь , резать режу режь .

От этого правила отступают глаголы, основа которых заканчивается несколькими согласными, а также глаголы с ударной приставкой вы- (соотносительный глагол без приставки вы- имеет ударение на окончании): помнить помню помни , морщить —морщу морщи , вынести вынесу вынеси , выгнать выгоню выгони. В некоторых случаях возможны вариантные образования, причем формы с нулевым окончанием чаще употребляются в разговорной речи: чистить чищу чисти и чисть , выставить выставлю выстави и выставь. Наконец, некоторые глаголы образуют форму 2 л. ед.ч. от основы, отличающейся от основы настоящего времени: -давать- — -давай , вставать — вставай , создавать — создавай , -знавать — знавай , дать — дай , создать — создай , есть — ешь , ехать — поезжай.

Форма 2 л. ед.ч. используется для побуждения к действию собеседника, адресата речи: Алла, напиши письмо. В разговорной речи, в командах возможно употребление формы 2 л. ед.ч. с вторичным значением для побуждения к действию некоего множества собеседников или адресатов речи: Все наверх! Слушать команду! Ставь фор-бом-брам-сели! (А. Н. Толстой).

Форма 2 л. мн.ч. образуется с помощью постфикса -те , присоединяемого к форме 2 л. ед.ч. (хвали хвалите , отрежь отрежьте , вставай вставайте ). Эта форма используется для побуждения к действию нескольких лиц, адресатов речи (Пассажиры , будьте бдительны ) или одного лица в случае вежливого обращения на "Вы" (Владимир Николаевич , проходите в комнату ).

Формы 1 л. мн.ч. (формы совместного действия) могут быть синтетическими и аналитическими. Синтетическая форма совместного действия внешне совпадает с формой 1 л. мн.ч. изъявительного наклонения у глаголов совершенного вида и несовершенного вида, обозначающих однонаправленное движение, но отличается от них особой интонацией побуждения: идем , бежим , летим.

К этой форме при вежливом побуждении может присоединяться постфикс -те: Поспоримте , пожалуйста , о чем-нибудь (А. Герцен). Аналитическая форма совместного действия образуется сочетанием частицы давай (те ) с инфинитивом глагола несовершенного вида: Давайте работать до седьмого пота над поднятием количества , над улучшением качества (В. Маяковский). Форма совместного действия используется для побуждения к такому действию, в котором предполагает принять участие и говорящий.

Побуждение к действию может иметь различные оттенки значения. Для выражения приказа или категорического требования чаще употребляются формы глаголов совершенного вида (сядь, купи , встань ). Формы глаголов несовершенного вида обозначают самое широкое приглашение к действию — просьбу, совет и т.д. (садись , покупай , вставай ). При употреблении с отрицанием повелительное наклонение глаголов несовершенного вида выражает, как правило, запрещение (Не ставь вещи в угол ). Для выражения предостережения с отрицанием употребляются глаголы совершенного вида, обозначающие такие процессы, которые нежелательны и осуществляются помимо воли носителя процессуального признака: заблудиться , заболеть , заразиться , испачкаться , простудиться и т.п. {На улице ветрено , не простудись; Будь осторожен , не оступись ). В разговорной речи в таких конструкциях для усиления значения предостережения нередко употребляется семантически опустошенная форма смотри: Смотри , не опоздай; Смотри , не проговорись. Различные оттенки побуждения морфологически не выражены, они создаются интонацией и лексическим значением глагола: одна и та же форма, произнесенная с разной интонацией, может обозначать и приказ, и требование, и совет, и мольбу, и вежливое приглашение к действию.

Форма 2 л. ед.ч. может быть адресована не только собеседнику, но и самому говорящему или третьемулицу, а также употреблена в обобщенно-личном значении: Брат нашалит , а я держи ответ;

Что за житье никогда не солги (И. Гончаров); Нас с тобой , будь мы хоть статские советники , ни за что не пустят (А. Чехов). При этом выражается не собственно побуждение во всех его разновидностях, а желательность, допущение, долженствование.

С близким значением желательности, допущения, долженствования часто употребляются и сочетания частицы пусть (пускай ) с формами 3 л. ед. и мн.ч. изъявительного наклонения (пусть читает , пускай войдет ). Такие сочетания иногда включают в парадигму повелительного наклонения в качестве аналитических форм 3 л. ед. и мн.ч. Частица пусть (пускай ) может сочетаться с формами 1 и 2 л. изъявительного наклонения: Пусть вы будете рассказчиком; Пусть мы будем на высоте. Близость таких сочетаний к свободным синтаксическим конструкциям, не позволяет включать их в парадигму повелительного наклонения в качестве полноправных членов.

Сослагательное наклонение обозначает предполагаемый, возможный или желаемый процесс: Сказал бы ты это вовремя. , ничего бы не случилось; Почитал бы он книгу. Особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица. Формы сослагательного наклонения аналитические, они образуются сочетанием глагольной формы на -л, совпадающей с формой прошедшего времени, и частицы бы и изменяются по числам и родам (в ед.ч.): светило бы , светила бы , светило бы , светили бы. Частица бы может быть отделена от формы на -л другими словами, а также входить в состав союзов чтобы , дабы , если бы , как если бы и некоторых других. В том случае, если частице предшествует оканчивающееся на гласный звук слово, частица может выступать в виде б: Когда б не смутное влеченье / Чего-то жаждущей души , / Я здесь остался б наслажденье / Вкушать в неведомой тиши: / Забыл бы всех желании трепет. / Мечтою б целый мир назвал (А. Пушкин).

Формы сослагательного наклонения могут также употребляться для выражения желания или совета: Хорошо бы он пришел сегодня; Ехал бы ты в деревню. В сложноподчиненных предложениях формы сослагательного наклонения используются с уступительным значением, обычно в сочетании с союзами и союзными словами: Что бы ни было , мы неразлучимы перед вечностью (Ю. Бондарев).

Сфера употребления частицы бы в русском языке очень широка. Эта частица и без сочетания с формой глагола на -л может выражать присущие сослагательному наклонению значения: Ну и жара , кваску бы; Поспать бы немного; Узнай бы я об этом , ему несдобровать. Как довольно редкую можно отметить возможность сочетания частицы бы с причастием: Человек , обретший бы уверенность , с большим оптимизмом смотрит в будушее. Однако все эти случаи не входят в морфологическое сослагательное наклонение.

Формы наклонений могут выражать самые разнообразные значения и употребляться в переносных значениях, т.е. в функции других наклонений.

Например, для выражения побуждения наряду с формами повелительного наклонения в русском языке широко используются формы изъявительного и сослагательного наклонений. Такое употребление характерно для форм 2 л. ед. и мн.ч. изъявительного наклонения, причем важную роль при этом играет побудительная интонация: Сейчас же пойдешь домой и принесешь мне книгу!; Вы немедленно возвращаетесь к себе в часть и обо всем докладываете командиру! С побудительным значением встречаются и формы прошедшего времени глаголов начать , кончить , пойти , поехать , полететь , взять , взяться и др.: Ну , вместе , дружно начали !; Пошел вон отсюда вот что я тебе говорю. Использование форм изъявительного наклонения с побудительным значением усиливает категоричность побуждения: говорящий таким образом подчеркивает уверенность в выполнении выраженного им волеизъявления. Вместе с тем в конструкциях с частицей не формы изъявительного наклонения могут выражать и смягченное побуждение, просьбу:

Не расскажете ли нам что-нибудь , Иван Федорович? С таким же значением ослабленного побуждения употребляются и формы сослагательного наклонения: Сергей , шел бы ты домой. Но если в конструкции есть частица чтоб , побуждение, выраженное формой сослагательного наклонения, имеет весьма категорический характер: Чтоб немедленно вернул мне книгу!

Точно так же значение предполагаемого или возможного процесса может быть выражено не только сослагательным наклонением, но и формами изъявительного и повелительного наклонений. Формы прошедшего времени изъявительного наклонения употребляются для обозначения возможного, легко осуществимого действия: Не канатом он с Ермилом-то связан , бросил да пошел (А. Островский). С условным или уступительным значением нередко употребляются и формы повелительного наклонения: Об этом и слова не скажи ; За что ни возьмись , все из рук валится; Приди ты раньше , все было бы хорошо; Ей волю дай , и тебя из избы выгонит.

Особый случай представляет употребление формы 2 л. ед.ч. повелительного наклонения для обозначения неожиданного действия, всегда в сочетании с и , да и: Ведь узнала барыня Матрену и меня узнала , старая , да жалобу на меня и подай (И. Тургенев); А я и вспомни о вашем предложении. Для усиления значения внезапности, неподготовленности действия в таких конструкциях часто употребляется форма возьми: А он возьми да и скажи это вслух. Осуществление названного глаголом действия (подай, вспомни , скажи ) никак не связано с волеизъявлением говорящего. Такое употребление формы дает возможность говорящему лишь квалифицировать действие как неожиданное, неподготовленное. Форма 2 л. ед.ч. повелительного наклонения в таком употреблении по значению очень близка форме прошедшего времени глаголов совершенного вида.

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.