Страна где проводились древние олимпийские игры. Как зародились олимпийские игры

Слайд 1. «Древняя Греция - родина олимпиад».
Горы и вода, это то, что окружало древнего грека. Существование в таких условиях требуют от человека выносливости, отваги и быстрого реагирования на изменяющиеся условия. Физическая подготовка мужского населения обеспечивала силу и безопасность самого полиса, поскольку гарантировала хорошую подготовку и выносливость членов военного ополчения. Может быть, именно поэтому, греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь. И еще одно важное открытие сделали греки: спорт может мирить врагов. Вот с этой благородной целью и были задуманы Олимпийские игры.

Слайд 2. «Почему «Олимпийские» игры?» Олимп или Олимпия.
Олимпийский праздник получил свое название от местности, в которой совершался. Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии — роща вдоль реки Алфей, недалеко от впадающего в нее ручья Кладей. Впоследствии возле священной Олимпии вырос одноименный городок. В этом прекрасном городке почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца Зевса. (дополнительная информация Приложение №1 Олимпия - колыбель спорта.)

Слайд 3. «Кто придумал Олимпийские игры?»
Некоторые современные исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались венком. Время проведения Игр - август-сентябрь как бы подтверждает эту версию. Но… Существует множество мифов о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, мифических героев, царей и правителей.

Древнегреческие предания связывают возникновение игр с именами мифических героев Геракла и Пелопса. Более поздние предания указывают на заключение между Ифитом и Ликургом - правителями греческих государств Элиды и Спарты - соглашения о регулярном проведении в Олимпии общегреческих праздников дружбы.

Слайд 4. «Версия I. Геракл».
Согласно мифологии, основателем Игр считался величайший герой древности Геракл, учредивший соревнования спортсменов после успешной очистки от 30-летнего слоя навоза конюшен элидского царя Авгия. (дополнительная информация Приложение №1 VI подвиг Геракла»).

Слайд 5. «Версия II. Пелопс».
Согласно другой легенде, основателем Игр считался Пелопс. Он победил в состязаниях на колесницах жестокого царя города Писы Эномая: завоевал руку и сердце его прекрасной дочери Гипподамии и на радостях учредил спортивные состязания. (дополнительная информация Приложение №1 Миф о состязании Пелопса и Эномая).

Слайд 6. «Версия III . Элида+Спарта».
Если же перебраться из сказочного мира в реальный, то известен договор между элидским царем Ифитом и знаменитым спартанским законодателем Ликургом, которые в конце IX века до н. э. условились об учреждении Олимпийских игр. (дополнительная информация Приложение №1 Договор между царем Ифитом и законодателем Ликургом.)

Слайд 7. «Олимпия - место проведения Олимпийских игр».
«Радостная весть! Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» Эти слова разносили тысячи гонцов по всем городам Древней Греции в год Олимпийских игр. Олимпийские игры стали общенациональным событием, объединившим всю Грецию, в то время как до них Греция являла собой множество враждующих между собой государств.

Слайд 8. «Исторический факт» .
Что бы не говорили мифы, нам остается доверять историкам, которые уверяют, что Олимпийские игры, зародились в 776 году до н.э. в Древней Греции. (Пожалуйста, запомните этот год, это знание нам еще пригодится).

Слайд 9. «Олимпиада = 4 года».
С Олимпийских игр 776 до н.э. у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали "между жатвой и сбором винограда". Он должен был повторяться через каждые четыре года, составлявших Олимпиаду - греческий «олимпийский» год. Следовательно, Олимпиада - это период из четырех календарных последовательных лет. Именем олимпионика называли четырехлетний период между годом его победы и последующим Олимпийским праздником.

Так в Греции установился обычай, по которому раз в четыре года греки откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.

Слайд 10. «Все в гости к нам!»
Большинство государств Эллады отправляло священных послов для участия в этих праздниках. Масса публики съезжалась не только из любопытства и жажды к зрелищам, но и по торговым делам, так как здесь, благодаря стечению народа, происходила весьма оживленная торговля всякого рода товарами. Ораторы, поэты и философы приезжали сюда публично читать свои произведения. Художники выставляли напоказ свои произведения, государства обнародовали и выставляли во всеобщее сведение договоры и другие важные грамоты. Одним словом, Олимпийские игры служили для эллинов весьма важными объединяющим событием, заставляющим забывать хоть на время всю ту рознь, от которой эллины страдали.

Слайд 11. «5 дней».
Первые игры проводились в конце июня и длились всего лишь один день. Со временем Олимпиады продолжались уже пять дней. Участники приезжали за месяц до открытия праздника и начинали тренировки под наблюдением судей, которые допускали к выступлениям лишь сильнейших. Жертвоприношение Зевсу совершалось в первый день праздника. Со второго дня начинались состязания, сначала мальчиков, а затем взрослых. 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Слайд 12. «Внешний вид».
Участники состязаний сначала имели пояс на бедрах, но с 15-й Олимпиады вошло в обычай состязаться обнаженными. Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело.

Слово "гимнастика" происходит от древнегреческого "gymos", то есть "обнаженный".

Слайд 13. «Повар - первый чемпион».
Первым, известным по имени, олимпийским чемпионом был повар Кореб или Короиб из древнегреческого города Элида. Каким он был кулинаром — неведомо, зато бегал здорово, что и доказал на стадионе священного города Олимпия в 776 году до н. э.

Это был «первый год первой Олимпиады», от которого началось летоисчисление античного мира, и который навсегда стал годом имени первого олимпионика—победителя, опередившего всех на 192-метровой дистанции.

Слайд 14. «Зевс Олимпийский» .
Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до Н.Э. начали собирать пожертвования на его строительство. Строительство храма заняло около 10 лет. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса.

Двенадцатиметровая статуя Зевса была выполнена в золоте и слоновой кости - и стала одним из семи чудес света. Неудивительно, что храм, вмещавший в себе такое сокровище, был предметом славы и гордости для всех эллинов, и что тот, кто не видел Олимпийского бога, считался несчастным! (дополнительная информация Приложение №1 Статуя Зевса Олимпийского).

Слайд 15. «Олимпийские состязания» .
Единственным состязанием в течение нескольких Олимпиад, был бег на стадии. В 14-ю Олимпиаду (724 г. до Р. X.) введен был двойной бег, а в 15-ю Олимпиаду - длинный бег.. В 18-ю Олимпиаду (708 г.) введены были борьба и пятерное состязание (пентатлон), в 23-ю (688 г.) - кулачный бой и с 33-й Олимпиады (648 г.) - панкратион. В 65-ю Олимпиаду (520 г.) был введен бег в доспехах (в шлеме и со щитом на руке, впоследствии же только со щитом). (дополнительная информация Приложение №1 Программа Олимпийских состязаний.)

Слайд 16. «Вместо медалей - оливковая ветвь».
Согласно традиции, победитель игр в Олимпии провозглашался сразу по окончании состязаний на стадионе или на ипподроме. Награждение же проводилось в последний день олимпийского празднества. Глашатай громогласно объявлял имя победителя, имя его отца и название города, откуда он прибыл. Древних атлетов-чемпионов награждали: оливковыми венками, оливковым маслом в амфорах.

Каждый чемпион становился национальным героем всей Греции. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах. Всю жизнь он был центром внимания и пользовался неизменным уважением соотечественников.

Слайд 17. «Олимпийские игры - мужской праздник».
Выступать на Играх и наблюдать за состязаниями имели право только мужчины. Лишь одна женщина могла присутствовать среди зрителей — жрица богини плодородия Деметры. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть.

Право на участие в Олимпиаде было привилегией каждого свободного грека. Иноземцы и рабы к состязаниям не допускались, но им дозволялось присутствовать на стадионе в качестве зрителей (дополнительная информация ).

Слайды 18-19. «Древние Олимпийские игры способствовали:»
Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Греческие государства во время Олимпийских праздников объявляли о заключении важных договоров. На период проведения Игр все страны прекращали войны, на земле воцарялось согласие.

Борьба за звание лучшего велась достойными людьми и только в честной борьбе. Через личные достижения они достигали процветания своей страны. И до сих пор, чем больше в стране сильных, умных, успешных, способных реализовать себя, молодых людей, тем сильнее, величественнее и могущественнее становится держава.

Слайд 20. «Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие Олимпийские игры».

  • Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие Олимпийские игры. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.
  • Ныне Олимпия — типичный провинциальный городок, живущий на доходы от туризма. В нем решительно все олимпийское: названия улиц и отелей, блюда в тавернах, сувениры в многочисленных лавочках. Достопримечательностью города являются археологический и Олимпийский музеи.

В конце 19 века Олимпийские Игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена (1863-1937) (французский педагог, организатор олимпийского движения, идеолог современных Олимпийских игр) и стали самым популярным международным спортивным праздником современности.

Приложение 1. Мифы и легенды, связанные с возникновением Олимпийских игр.

VI подвиг Геракла.

Пожалуй, самой популярной в древности была легенда, о которой упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр Пиндар. По этой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его.

Геракл отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы Геракл принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.

Миф о состязании Пелопса и Эномая.

Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий в своих "Метаморфозах" и древнегреческий поэт Пиндар. Пелопс, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, после того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то побежденный должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра.

Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси.

Перед началом состязаний Эномай, уверенный, как всегда, в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай не спеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку.

Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя Писы, он оборачивается и видит, как царь с торжествующим смехом замахивается копьем. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.

С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гипподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

Договор между элидским царем Ифитом и знаменитым спартанским законодателем Ликургом.

Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие — экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.

Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II в. н.э. медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.

Интересны детали этого предания: по предположениям ученых Ифит и Ликург жили примерно в IX в. до н.э., т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр. Но и они лишь возобновили проведение игр. Значит, состязания в Олимпии проводились и раньше? Надо полагать, что в долине Алфея задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали им национальное значение. История нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний. Поэтому 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.

Олимпия - колыбель спорта.

Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей, на которой располагалось по 40 тыс. человек.

На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.

Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов. Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая статуя Зевса, высотой более 12 м, выполненная из слоновой кости и золота.

Программа Олимпийских состязаний.

Древнейшим состязанием, по крайней мере в Олимпии, был бег взапуски на стадии, но к нему постепенно, начиная с VII в. до Р. Х., присоединялись различные другие виды состязаний, разнообразие которых явилось следствием более строгого разделения состязающихся по возрастам (на детей, безбородых, мужей и т. д.), введения различных изменений и комбинаций в самые состязания, допущения разных видов бега на колесницах и т. п. Затем кроме гимнастических и конных состязаний были введены музыкальные, поэтические и т. п., так что эта часть праздника приобретала все большее и большее развитие и блеск, и стала привлекать участников и зрителей, не только из собственно Эллады, но и из малоазийских, сицилийских и южноиталийских колоний.

Статуя Зевса Олимпийского.

Главная святыня Олимпии - величественный храм со статуей Верховного бога Зевса, которая была создана одним из гениальных скульпторов Греции - Фидием. Эту статую по праву считали одним из семи чудес Древнего мира. Внутри храма находилась колоннада, поддерживавшая галерею, с которой можно было смотреть на колоссальную статую Зевса, великолепное создание знаменитого Фидия. Бог был представлен в том величественном и могущественном виде, в котором он изображен в «Илиаде» (I, 528 сл.). Он сидел на троне из кедрового дерева, обделанном эбеновым деревом и богато украшенном золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. Лик его и обнаженные руки, ноги и грудь были из слоновой кости, волосы и борода из чистого золота, глаза из драгоценных камней; из золота же был сделан украшенный изображениями животных и цветов плащ, ниспадавший с левого плеча на нижнюю часть тела бога, и обувь; на правой руке бог держал статую Победы из слоновой кости и золота, а в левой - скипетр, расцвеченный разными металлами и украшенный наверху золотым орлом (описание статуи см. у Павсания, V, 11). О силе впечатления, производимого этой статуей, одним из величайших созданий греческой пластики, свидетельствуют, между прочим, следующие слова Диона Хрисостома (I в. по Р. X.): «Кто станет пред этим образом, тот забудет обо всем, что огорчает и терзает человеческую жизнь».

Женщина на Олимпийском стадионе.

Выступать на Играх и наблюдать за состязаниями имели право только мужчины. Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама тренировала своего сына и, горя желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот... его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили.

Особенности древнегреческих спортивных дисциплин.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийских игр в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места - к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации.

Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.


Список литературы:

    Антонова Л. В. Удивительная археология / Л. В. Антонова. - М.: Энас, 2008. - 304 с. (О чем умолчали учебники)

    Булычев, К. Тайны античного мира / Кир Булычев. - М.: Армада Пресс: Дрофа, 2001. - 192 с.

    Воскобойников, В. Семь чудес света / Валерий Воскобойников. - М.: Оникс, 2006. - 96 с.

    Герои Эллады: из мифов Древней Греции /адапт. Вера Смирнова; худож. В. Юдин - М.: Росмэн, 2000. - 157 с. - (Читаем в школе и дома).

    Гик, Е. Популярная история спорта / Евгений Гик, Екатерина Гупало. - М.: Академия, 2007. - 448 с.

    Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Кун Н. А. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2000.- 480 с.

    Майорова, Н. Путешествие в Древнюю Грецию / Наталья Майорова. - М.: Белый город, 2009. - 32 с.

    Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - 736 с.

    Озерецкая, Е. Олимпийские игры, или рассказ об афинском мальчике, который побывал на олимпийских играх, о том, что он там увидел и какие необыкновенные события из-за этого произошли: научно-художественная книга / Е. Озерецкая; худож. С. Остров. - Л.: Дет. лит., 1990. - 152 с.

    Олимпийский калейдоскоп. Занимательная история Олимпийских игр: специальный выпуск журнала «Клепа». - М.: Клепа, 2012. - 96 с.

    Пиг, С. Греки / Сьюзан Пиг, Энн Миллард; пер. с англ. Н.В. Белоусовой. - М.: Росмэн, 1995. - 96 с.

    Седов, С. Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле / Сергей Седов.- М.: Самокат, 2011. - 112 с.: ил.

    Уильямс, Д. Древняя Греция / Д. Уильямс. - М.: Мир книги, 2007. - 128 с.

    Хавин, Б. Все об олимпийских играх / Б. Хавин. - Изд. 2-е, доп. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 607 с.

    Я познаю мир. Спорт: детская энциклопедия. - М.: АСТ: Астрель, 2000. - 448 с.

Составитель - библиотекарь отдела методической работы
Зеленчук Виктория Илларионовна

Рождение Олимпийских игр

В Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал барон Пьер де Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет — МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.

Первые Олимпийские игры современности первоначально планировалось провести на том же стадионе в Олимпии, где проходили Олимпийские игры Древней Греции. Однако это требовало слишком больших реставрационных работ, и первые возрожденные олимпийские состязания состоялись в столице Греции Афинах.

6 апреля 1896 года на отреставрированном античном стадионе в Афинах греческий король Георгий объявил первые Олимпийские игры современности открытыми. На церемонии открытия присутствовали 60 тысяч зрителей.

Дата церемонии была выбрана не случайно — в этот день пасхальный понедельник совпал сразу в трех направлениях христианства — в католицизме, православии и протестантизме. Эта первая церемония открытия Игр заложила две олимпийские традиции — открытие Игр главой государства, где проходят соревнования, и исполнение Олимпийского гимна. Однако таких непременных атрибутов современных Игр, как парад стран-участниц, церемония зажжения Олимпийского огня и произнесение Олимпийской клятвы, не было; они были введены позже. Не было Олимпийской деревни, приглашенные спортсмены сами обеспечивали себя жильем.

В Играх I Олимпиады приняли участие 241 спортсмен из 14 стран: Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии (на момент проведения Игр Венгрия входила в состав Австро-Венгрии, но на соревнованиях венгерские спортсмены выступали отдельно), Германии, Греции, Дании, Италии, США, Франции, Чили, Швейцарии, Швеции.

Спортсмены России довольно активно готовились к Олимпиаде , однако из-за отсутствия средств российская команда на Игры не была направлена.

Как и в древние времена, в соревнованиях первой Олимпиады современности принимали участие только мужчины.

Программа первых Игр включала девять видов спорта — борьба классическая, велоспорт, гимнастика, легкая атлетика, плавание, стрельба пулевая, теннис, тяжелая атлетика и фехтование. Было разыграно 43 комплекта наград.

Согласно античной традиции Игры начались с состязаний легкоатлетов.

Легкоатлетические соревнования стали самыми массовыми — в 12 видах приняли участие 63 спортсмена из 9 стран. Наибольшее количество видов — 9 — выиграли представители США.

Первым олимпийским чемпионом стал американский легкоатлет Джеймс Коннолли, победивший в тройном прыжке с результатом 13 метров 71 сантиметр.

Соревнования по борьбе проходили без единых утвержденных правил проведения схваток, не было также и весовых категорий. Стиль, в котором соревновались атлеты, был близок к сегодняшнему греко-римскому, однако разрешалось хватать соперника за ноги. Разыгрывался всего один комплект медалей среди пяти спортсменов, причем только двое из них соревновались исключительно в борьбе — остальные принимали участие в соревнованиях и по другим дисциплинам.

Поскольку искусственных бассейнов в Афинах не было, соревнования по плаванию были проведены в открытом заливе у города Пирей; старт и финиш были отмечены прикрепленными к поплавкам канатами. Соревнования вызвали огромный интерес — к началу первого заплыва на берегу собралось около 40 тысяч зрителей. Участие приняли около 25 пловцов из шести стран, большинство — морские офицеры и матросы торгового флота Греции.

Медали были разыграны в четырех видах, все заплывы проходили "вольным стилем" — разрешалось плыть любым способом, меняя его по ходу дистанции. В то время наиболее популярными способами плавания были брасс, "овер-арм" (усовершенствованный способ плавания на боку) и "треджен-стиль". По настоянию организаторов Игр в программу был включен также прикладной вид плавания — 100 метров в матросской одежде. В нем участвовали только греческие матросы.

В велоспорте было разыграно шесть комплектов медалей — пять на треке и одна на шоссе. Трековые гонки прошли на специально построенном к Играм велодроме "Нео Фалирон".

В соревнованиях по спортивной гимнастике было разыграно восемь комплектов наград. Соревнования проходили на открытом воздухе, на Мраморном стадионе.

В стрельбе было разыграно пять комплектов наград — два в стрельбе из винтовки и три в стрельбе из пистолета.

Соревнования по теннису прошли на кортах Афинского теннисного клуба. Было проведено два турнира — в одиночном и парном разряде. На Играх 1896 года еще не существовало требование, чтобы все члены команды представляли одну страну, и некоторые пары были интернациональными.

Соревнования по тяжелой атлетике проходили без разделения на весовые категории и включали в себя две дисциплины: выжимание двумя руками шаровой штанги и поднимание гантели одной рукой.

В фехтовании было разыграно три комплекта наград. Фехтование стало единственным видом спорта, куда были допущены и профессионалы: отдельно были проведены соревнования среди "маэстро" — преподавателей фехтования ("маэстро" были допущены также на Игры 1900 года, после чего подобная практика прекратилась).

Кульминацией Олимпийских игр стал марафонский бег . В отличие от всех последующих олимпийских состязаний в марафонском беге, длина дистанции марафона на Играх I Олимпиады равнялась 40 километрам. Классическая длина марафонской дистанции — 42 километра 195 метров. Первым с результатом 2 часа 58 минут 50 секунд финишировал греческий почтальон Спиридон Луис, ставший после этого успеха национальным героем. Кроме олимпийских наград ему достались золотой кубок, учрежденный французским академиком Мишелем Бреалем, настоявшим на включении в программу Игр марафонского бега, бочка вина, талон на бесплатное питание в течение года, бесплатный пошив платья и пользование услугами парикмахера на протяжении всей жизни, 10 центнеров шоколада, 10 коров и 30 баранов.

Награждение победителей происходило в день закрытия Игр — 15 апреля 1896 года. С Игр I Олимпиады установилась традиция исполнения в честь победителя национального гимна и подъема национального флага. Победителя увенчивали лавровым венком, ему вручали серебряную медаль, оливковую ветвь, срезанную в Священной роще Олимпии, и диплом, выполненный греческим художником. Обладатели вторых мест получили бронзовые медали.

Занявшие третьи места в то время не учитывались, и только позже Международный олимпийский комитет включил их в медальный зачет среди стран, однако не все медалисты были определены точно.

Наибольшее число медалей выиграла команда Греции — 45 (10 золотых, 17 серебряных, 18 бронзовых). Второй стала команда США — 20 наград (11+7+2). Третье место заняла команда Германии — 13 (6+5+2).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В Элладе (Древней Греции) являлись одним из наиболее почитаемых праздников, а позже не только Эллады, а всего античного мира. Ну а сегодня вряд ли можно встретить человека, который не слышал хоть что-нибудь про эти игры. В этой статье мы рассмотрим историю Олимпийских игр кратко, но по существу. По греческой мифологии, основоположником данных игры стал не менее известный герой Геракл. К первым достоверным источникам про игры относятся записи имен победителей игр, что происходили в 776 году до Р.X. Проводились игры в округе Альтис, который был священен для древних греков, также его называли Олимпией. Игры устраивали раз в четыре года, а продолжались они пять дней. По традиции они начинались помпезным шествием, а также жертвоприношением для бога Зевса. И наконец, на измеренном поле (“стадионе” – по-гречески), где вмещалось 40 000 зрителей, начинались спортивные состязания.

Программа состязаний содержала в себе: , кулачные бои, бег, бег с оружием, метание копья, диска и состязания на колесницах, запряженных четверками лошадей. Позже, с IV века до Р.X., в играх стали участвовать не только спортсмены, но и ораторы, историки, поэты, музыканты, драматурги и актеры. Далеко не каждый мог присутствовать на играх, а тем более участвовать в них. Рабы, женщины и персоны, которые судились за определенные преступления, не могли принимать участие в играх, даже как зрители. Однажды выяснилось, что известного кулачного бойца тренировала его мать, надев мужскую одежду, с тех пор спортсмены и тренеры были обязаны являться на состязания полностью нагими.

Огромное уважение и почет получали те, кто побеждал в Олимпийских играх. Победителям ставили памятники, поэты слагали в их честь хвалебные оды, их помпезно встречали на родине и награждали венками, сделанными из ветвей маслины. Но на этом привилегии не заканчивались, их пожизненно обеспечивали питанием за государственный счет, освобождали от налогов и выдавали крупные финансовые суммы. Во время игр прекращались любые военные действия между воюющими греческими державами. Эти считались настоящим праздником мира и служили укреплению культурных связей среди греческих государств.

Олимпийский игры продолжались до 394 года нашей эры, и были запрещены как языческий праздник римским императором Феодосией I, по настоянию христианского духовенства.

Однако в 1894 году происходит второе рождение Олимпийских игр, именно тогда в Париже произошел Международный спортивный конгресс. В конгрессе представились 34 страны (в числе которых была и Россия). На конгрессе было решено возобновить Олимпийские игры. В результате в Афинах, 5 апреля 1896 года открылись новые Олимпийские игры, которые с тех самых пор проводятся раз в 4 года. Однако в связи с войнами, некоторые из них не состоялись: в 1916, 1940, 1944 годах.

Олимпийские игры современного типа — это самое крупное в наши дни комплексное . Постоянной программы игр нет, поскольку она регулярно меняется. Как правило, в программу содержится больше 20 летних разновидностей спорта. Для примера, в программе XVI игр для мужчин были: гимнастика, легкая атлетика, вольная и классическая борьба, прыжки в воду, тяжелая атлетика, плавание, бокс, академическая гребля, современное пятиборье, гребля на байдарках и каноэ, стендовая и пулевая стрельба, конный спорт, водное поло, велосипедный спорт, фехтование, парусный спорт, баскетбол, футбол, травяной хоккей. А женщины сошлись в фехтовании, гребле на байдарках, плавание, прыжкам в воду, гимнастике, легкой атлетике.

Такова история Олимпийских игр кратко изложенная в данной статье. Также следует заметить, что в данных играх не устанавливается официального командного первенства, а проводятся только . Победивший в каком-нибудь спорте становиться обладателем золотой медали, тот, кто занял второе место – получает серебряную медаль, а за третье дают бронзовую медаль.

История возникновения Олимпийских игр

Один раз в четыре года проходят Олимпийские игры — так называются спортивные соревнования, в которых участвуют самые лучшие спортсмены из разных стран мира. Каждый из них мечтает стать олимпийским чемпионом и получить в награду медаль — золотую, серебряную или бронзовую. На олимпийские соревнования 2016 года в бразильский город Рио-де-Жанейро приехали почти 11 тысяч спортсменов из более 200 стран мира.

Хотя в этих спортивных играх участвуют в основном взрослые, однако некоторые виды спорта, а также история Олимпийских игр для детей тоже могут быть очень увлекательными. И, наверное, и детям, и взрослым интересно было бы узнать, когда же появились Олимпийские игры, как они получили такое название, а также какие виды спортивных упражнений были на самых первых состязаниях. Кроме того, узнаем, как проходят современные Олимпийские игры, и что означает их эмблема - пять разноцветных колец.

Родина Олимпийских игр — это Древняя Греция. Самые первые исторические записи о древних Олимпийских играх были найдены на греческих колоннах из мрамора, где была выгравирована дата — 776 год до н.э. Однако известно, что спортивные состязания в Греции проходили намного раньше этой даты. Поэтому история Олимпиады насчитывает уже около 2800 лет, а это, согласитесь, довольно много.

А знаете ли вы, кто, согласно истории, стал одним из первых олимпийских чемпионов? - это был обычный повар Корибос из города Элида , имя которого до сих пор выгравировано на одной из тех мраморных колонн.

История Олимпийских игр уходит корнями в древний город — Олимпию, откуда и возникло название этого спортивного праздника. Это поселение находится в очень красивом месте — возле горы Кронос и на берегу реки Алфей, и именно здесь с древних времен и до наших дней происходит церемония зажигания факела с олимпийским огнем, который потом передают по эстафете до города проведения Олимпийских игр.

Можно попробовать найти это место на карте мира или в атласе и заодно проверить себя — смогу ли я найти сначала Грецию, а затем Олимпию?

Как проходили Олимпийские игры в древности?

Сначала в спортивных соревнованиях принимали участие только местные жители, но потом это настолько всем понравилось, что сюда стали приезжать люди со всей Греции и подчиненных ей городов, аж от самого Черного моря. Добирались люди кто как мог — кто-то ехал верхом на лошади, у кого-то была повозка, но больше всего людей на праздник шли пешком. Стадионы всегда были переполнены зрителями — всем очень хотелось своими глазами увидеть спортивные соревнования.

Интересно еще и то, что в те дни, когда в Древней Греции собирались проводить олимпийские состязания, по всем городам объявлялось перемирие и примерно на месяц прекращались все войны. Для обычных людей это было спокойное мирное время, когда можно было отдохнуть от повседневных дел и повеселиться.

Целых 10 месяцев спортсмены тренировались у себя дома, а затем еще месяц в Олимпии, где опытные тренеры помогали им как можно лучше подготовиться к соревнованиям. В начале спортивных игр все приносили клятвы, участники - что будут соревноваться честно, а судьи - судить справедливо. Затем начинались сами соревнования, которые длились 5 дней. Начало Олимпийских игр объявлялось при помощи серебряной трубы, в которую трубили несколько раз, приглашая всех собраться на стадионе.

Какие же виды спорта были на Олимпийских играх в древние времена?

Это были:

  • состязания в беге;
  • борьба;
  • прыжки в длину;
  • метание копья и диска;
  • рукопашный бой;
  • гонки на колесницах.

Самым лучшим спортсменам вручали награду - лавровый венок или оливковую ветку, чемпионы торжественно возвращались в родной город и до конца своей жизни считались уважаемыми людьми. В их честь устраивались банкеты, и скульпторы делали для них мраморные статуи.

К сожалению, в 394 году уже нашей эры проведение Олимпийских игр было запрещено римским императором, которому такие соревнования очень не понравились.

Олимпийские игры наших дней

Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 году, в стране-родоначальнице этих игр — Греции. Можно даже посчитать, насколько долгим был перерыв — от 394 года до 1896 года (получается 1502 года). И вот спустя столько лет в наше время зарождение Олимпийских игр стало возможным благодаря одному известному французскому барону, его звали Пьер де Кубертен.

Пьер де Кубертен — основоположник современных Олимпийских игр.

Этот человек очень хотел, чтобы как можно больше людей занимались спортом и предложил снова возобновить проведение Олимпийских игр. С тех пор раз в четыре года проводятся спортивные игры, с максимальным сохранением традиций древних времен. Но теперь Олимпийские игры стали делиться на зимние и летние, которые чередуются друг с другом.

Традиции и символика Олимпийских игр



Олимпийские кольца

Наверное, каждый из нас видел эмблему Олимпиады — переплетенные цветные кольца. Их выбрали не просто так — каждое из пяти колец означает один из континентов:

  • кольцо синего цвета — символ Европы,
  • черный — Африки,
  • красный — Америки,
  • желтый — Азии,
  • зеленое кольцо — это символ Австралии.

А то, что кольца переплетаются между собой, означает единство и дружбу людей на всех этих континентах, несмотря на разный цвет кожи.

Олимпийский флаг

Официальным флагом Олимпийских игр был выбран белый флаг с олимпийской эмблемой. Белый цвет - это символ мира во время олимпийских соревнований, так же, как и во времена Древней Греции. На каждой Олимпиаде флаг используют при открытии и закрытии спортивных игр, а затем передают тому городу, в котором через четыре года состоится следующая Олимпиада.

Олимпийский огонь



Еще в древности возникла традиция зажигать огонь во время проведения Олимпийских игр, сохранилась она и до наших дней. За церемонией зажигания Олимпийского огня наблюдать очень интересно, это напоминает древнегреческую театральную постановку.

Все начинается в Олимпии еще за несколько месяцев до начала соревнований. Например, огонь для бразильских Олимпийских игр был зажжен в Греции еще в апреле этого года.

В греческой Олимпии собираются одиннадцать девушек, одетых в длинные белые платья, какие были раньше в Древней Греции, затем одна из них берет зеркало и с помощью солнечных лучей зажигает специально приготовленный факел. Это и есть тот огонь, который будет гореть на протяжении всего периода олимпийских соревнований.

После того, как факел загорится, его передают одному из лучших спортсменов, который дальше понесет его сначала по городам Греции, а затем доставит в ту страну, в которой будут проходить Олимпийские игры. Дальше эстафета огня проходит по городам страны и, наконец, прибывает на место, где будут проводиться спортивные соревнования.

На стадионе устанавливают большую чашу и зажигают в ней огонь тем факелом, который прибыл из далекой Греции. Огонь в чаше будет гореть до тех пор, пока не закончатся все спортивные состязания, затем он гаснет, и это символизирует окончание Олимпийских игр.

Церемония открытия и закрытия Олимпиады

Это всегда яркое и красочное зрелище. Каждая страна, принимающая Олимпийские игры, старается превзойти предыдущую в этом компоненте, не жалея на представление ни сил, ни средств. Для постановки применяются последние достижения науки и техники, инновационные технологии и разработки. Кроме того, задействуется большое количество людей - волонтеров. Приглашаются самые известные люди страны: артисты, композиторы, спортсмены и др.

Награждение победителей и призеров

Когда были первые Олимпийские игры, победители в качестве награды получали лавровый венок. Однако современные чемпионы награждаются уже не лавровыми венками, а медалями: первое место — золотая медаль, второе место — серебряная, и третье — бронзовая.

Наблюдать за соревнованиями очень интересно, но еще интереснее увидеть, как награждают чемпионов. Победители выходят на специальный пьедестал с тремя ступеньками, согласно занятым местам, им вручают медали и поднимают флаги тех стран, откуда приехали эти спортсмены.

Вот и вся история Олимпийских игр, для детей, думается, будет интересна и полезна выше изложенная информация

Древние Олимпийские игры были жестокими соревнованиями, в которых атлеты проливали свою кровь и даже отдавали жизни ради славы и первенства, во избежание позора и поражения.

Участники игр соревновались обнаженными. Атлетов идеализировали не в последнюю очередь из-за их физического совершенства. Их превозносили за бесстрашие, выдержку и волю к борьбе, граничащие с самоубийством. В кровавых кулачных боях и гонках на колесницах немногие приходили к финишу.

Появление Олимпийских игр

Не секрет, что для древних олимпийцев главной была воля. В этих соревнованиях не было места вежливости, благородству, упражнениям в любительских видах спорта и современным олимпийским идеалам.

Первые олимпийцы сражались за награду . Официально победитель получал символический венок из оливы, но они возвращались домой героями и получали необычные подарки.

Они отчаянно сражались за что-то, чего не понять современным олимпийцам – за бессмертие .

В религии греков не было загробной жизни. Надеяться на продолжение жизни после смерти можно было лишь через славу и доблестные подвиги , увековечивание в скульптуре и песнях. Проигрыш означал полный крах.

В древних играх не было серебряных и бронзовых призеров , проигравшие не удостаивались никаких почестей, они отправлялись домой к своим разочарованным матерям, как пишет древнегреческий поэт .

От древних Олимпийских игр мало что осталось. Празднеств, потрясавших некогда эти места, уже не вернуть. Эти колонны когда-то поддерживали своды , в честь которого и устраивались игры . Ничем не примечательное сейчас поле было стадионом, на котором проходили соревнования, на нем собирались 45 тысяч греков.

Сохранился туннель, в котором раздавались шаги олимпийцев, выходивших на поле. С вершины трехгранной колонны на все это взирала крылатая , богиня победы, символ и дух Олимпийских игр.

Происхождение можно назвать доисторическим, люди жили здесь в каменных домах около 2800 года до н.э. Около 1000-го до н.э. Олимпия стала храмом , бога грома и молнии.

Как появились игры?

Из религиозных ритуалов. Первым соревнованием стал бег к алтарю Зевса ритуальное приношение энергии богу .

Первые зафиксированные игры состоялись в 776 до н.э. , они проводились каждые 4 года непрерывно в течение 12 веков.

Участвовать могли все граждане . Негреки, которых сами греки называли , не допускались к участию, женщины и рабы также не допускались.

Игры проходили в августе в полнолуние. Атлеты прибывали сюда за 30 дней до открытия, чтобы месяц тренироваться. За ними внимательно следили судьи, называвшиеся .

Тем, кто тщательно готовился к олимпиаде, не ленился и не совершал ничего предосудительного, элланодики говорили смело двигаться вперед . Но если кто-то не тренировался должным образом, ему следовало уйти.

В те времена на олимпиаду съезжался весь Древний мир , 100 тысяч человек разбивали лагеря в полях и оливковых рощах. Они прибывали сюда по суше и по морю: из , Африки, территории современной Франции и южного побережья современной России. Часто сюда приезжали люди из городов-государств, воевавших друг с другом: греки по природе своей были довольно склочными.

Игры имели огромное значение и пользовались уважением, а потому в честь Зевса подписывалось перемирие на священном диске , которое в течение трех месяцев защищало всех прибывших гостей. Возможно, благодаря тому, что оно подкреплялось , наводившими страх на всех, перемирие практически никогда не нарушалось: даже самые заклятые враги могли видеться и соревноваться на олимпиаде в мире.

Но в первый день олимпиада соревнований не было, это был день религиозного очищения и напутствий. Атлетов вели в – святилище и место собраний. Здесь же была статуя Зевса с молнией в руке.

Под суровым взором бога жрец приносил в жертву гениталии быка, после чего атлеты давали соломонову клятву Зевсу: соревноваться честно и соблюдать правила.

Все было серьезно. Наказание за нарушение правил было жестоким . Вдалеке атлеты видели статуи Зевса, называвшиеся заны, воздвигнутые на деньги, полученные в виде штрафов, уплаченных нарушителями правил соревнований.

Победу нужно было заслужить не деньгами, а быстротой ног и силой тела – гласили предписания олимпиады. Но венец победителя давался немалой кровью.

Кулачный бой

Древние греки восхищались красотой и силой спорта, но их влекли и дикость, и насилие: в этом они видели метафору жизни.

По-гречески соревнование звучит как «агон», от него происходит слово агония. Понятие борьбы – одно из центральных в греческой культуре . В контексте атлетики «агон» означал соревнование с болью, страданиями и жестокой конкуренцией.


Без сомнения, ни в одном виде спорта нет такой ожесточенной борьбы, как в боксе, берущем свое начало в

Кулачные бои вошли в программу игр в 688 году до н.э., за ней последовала борьба и еще более жестокий вид спорта – . Все они быстро стали любимыми видами спорта толпы, потому что риск увечий или даже смерти здесь был чрезвычайно высок , а жертвы должны были умилостивить Зевса, потому бои проводились в священной части Олимпии – перед 9-метровым алтарем Зевса, сделанном из пепла жертвенных животных.

Современные боксеры были бы в ужасе от правил соревнования, вернее, от их практического отсутствия: не было ограничений по весу, не было раундов, соперники боролись без перерыва, воды, тренера в углу ринга и перчаток – бойцы были предоставлены сами себе.

Они наматывали ремни из грубой кожи на кулаки и запястья , чтобы увеличить силу удара. Кожа врезалась в плоть врага. Удары часто приходились в голову, все было забрызгано кровью, они боролись без остановки , пока один из противников не падет.

Начиная со 146 года до н.э. хозяевами олимпиады стали римляне . При них соперники стали вставлять трехсантиметровые металлические шипы между ремнями – это скорее напоминало поединок на ножах, чем кулачный бой, некоторые практически сразу выбывали из соревнований, кто-то был очень успешен. Многих новичков эти перчатки из ремней полосовали , вернее, даже разрывали на куски.

Чтобы ужесточить бои, их проводили в августе после полудня под палящим средиземноморским солнцем. Таким образом, соперники боролись друг с другом с ослепляющим светом, обезвоживанием и зноем.


Сколько длились бои? Четыре часа и больше, пока один из атлетов не сдавался, для этого достаточно было поднять палец .

Но поражение было куда более унизительным, чем в наши дни: многие борцы предпочитали умереть, чем проиграть .

Спартанцы, фанатичные солдаты, были приучены никогда не сдаваться, поэтому не участвовали в кулачных боях, так как поражение было смертельным позором .

Борцами восхищались не только за удары, которые они могли нанести противнику, но и за боль, которую могли вынести. Они ценили с физической и с философской точки зрения способность выдерживать боль до такой степени, что вы будете получать удар за ударом под палящим солнцем, зноем, дыша пылью – в этом они видели добродетель .

Если дело шло к ничьей, или в поединке наступала мертвая точка, судьи могли объявиться кульминацию , когда бойцы должны были обмениваться открытыми ударами. Есть известная история о двух бойцах, дошедших до такого момента в матче – Кревг и Дамоксена . Каждый должен был нанести по удару противнику. Первым был Дамоксен, он применил прокалывающий удар каратэ, проткнул плоть соперника и вырвал его кишки. Кревг был посмертно объявлен победителем , потому что судьи заявили, что технически Дамоксен нанес ему не один удар, а пять, потому что он использовал пять пальцев, чтобы проткнуть тело врага в нескольких местах сразу.

У древних бойцов не было снаряжения для тренировок, но они не уступали в физической силе современным коллегам.

Панкратион — бои без правил

Борцовские поединки были практически смертельной битвой, но для дикости – ударов ниже пояса и запрещенных приемов – был свой спорт, панкратион .

Панкратион был весьма брутальным мероприятием, это было самое жестокое из всех древних соревнований . Про него говорят, что это смесь нечистого бокса с нечистой борьбой: разрешалось бить, толкать, душить, ломать кости – все, что угодно, никаких запретов.


Панкратион появился в 648 году до н.э. В нем было только два правила: нельзя кусаться и выкалывать глаза , но и эти запреты не всегда соблюдались. Соперники сражались полностью обнаженными, удары по гениталиям были запрещены, но даже это правило нередко нарушалось.

Техника была не важна в этих древних боях без правил, очень скоро они стали самым популярным мероприятием на олимпиаде .

Панкратион был олицетворением насилия в древнем спорте , это было самое захватывающее и популярное зрелище, и это дает нам некоторое представление о духе человечества в те времена.

Борьба — относительно цивилизованный вид боевого спорта

Борьба была единственным боевым спортом, которое можно назвать относительно цивилизованным по сегодняшним меркам , но и здесь правила не отличались строгостью. Проще говоря, в ход шло все: многое из того, что запрещено сегодня – удушающие захваты, переламывание костей, подножки – все считалось нормальной техникой.

Древние бойцы были прекрасно натренированы и обучены множеству приемов: броску через плечо, тискам и различным захватам. Состязания проводились в специальной неглубокой яме .

Было два вида соревнований: лежа на земле и стоя . Борцы сражались или стоя на ногах – в этом случае три любых падения означали поражение, или же соперники дрались в скользкой грязи, где им трудно было держаться на ногах. Поединок продолжался, как и в спортивной борьбе или панкратионе, пока один из участников не сдавался. Бои нередко были сродни пыткам .

В 7 веке до н. э. судьи осознали необходимость ввести запрет на переламывание пальцев , но его часто игнорировали. В 5 веке до н.э. Антикозий с одержал две победы подряд, переломав пальцы своим противникам.

Гонки на колесницах — самый опасный вид спорта

Но не только борцы рисковали своим телом и жизнью на древних Олимпийских играх.


Еще задолго до появления Олимпийских игр греки любили сочетать спорт с иногда даже смертельной опасностью. Прыжки на быке были популярным спортом на в 2000-х годах до н.э. Акробаты буквально брали мчащегося быка за рога, выполняя на его спине.

Самым опасным Олимпийским спортом были гонки на колесницах . Колесницы соревновались на ипподроме, на месте которого сейчас находится оливковая роща: ипподром размыло, когда около 600-го года н.э. река Алтея неожиданно изменила русло.

Гоночная полоса ипподрома была длиной около 135 метров, по ширине на ней умещалось 44 колесницы, каждая из которых была запряжена 4-мя лошадьми.

Десятки тысяч греков наблюдали за гонками, которые были настоящим испытанием на мастерство управления и стойкость нервов . 24 круга по 9 километров свободно вмещали 160 лошадей, бьющих копытом на старте.

Самым сложным на дистанции был разворот : колесницу нужно было развернуть на 180 градусов практически на месте, т.е. колесница вращалась вокруг своей оси. Именно в этот момент происходило большинство несчастных случаев: колесницы переворачивались, атлетов выбрасывало, а лошади наталкивались и спотыкались друг о друга.

Степень опасности гонок доходила до абсурда , в основном из-за отсутствия разделительных полос. Колесницы нередко сталкивались лоб в лоб. Поэт пишет, что в одной из гонок разбились 43 из 44 колесниц, победитель остался единственным выжившим на поле.

Зевс правил Олимпом, но судьба колесниц скорее зависели от бога лошадей, чья статуя взирала на ипподром. Его звали , он нагонял страх на лошадей, поэтому перед гонкой участники старались задобрить его.

Единственный элемент порядка в этом гоночном хаосе вносили на старте. Греки придумали оригинальный механизм для обеспечения справедливости на поле: бронзовый орел Зевса поднимался над толпой , что означало начало гонки.

Колесницы были небольшого размера и имели по два колеса, сзади они были открыты, так что возничий не был никак защищен .

Была воздвигнута участниками , почти столь же престижных, как и Олимпийские. Греки восхваляли контроль и самообладание среди насилия и хаоса. Статуя воплощает эти идеалы.

Можно ли было женщинам участвовать в соревнованиях ? Не в качестве возничих, но они могли выставлять свои колесницы.

На постаменте, на котором стояла статуя дочери царя , существует надпись: « Спарты цари – мне отцы и браться. Победив колесницы на быстроногих конях, я, Киниска , воздвигла эту статую. С гордостью говорю: единственная из всех женщин я получила этот венок».

Киниска была первой женщиной, победившей на олимпиаде , прислав на игры свою колесницу.

Как и сегодня, в качестве жокеев в лошадиных скачках, последовавших за гонками на колесницах, часто выступали мальчики. Главное здесь было правильное сочетание неудержимости и контроля. Жокеи мчались на неоседланных лошадях, управляя ими лишь коленями и хлыстом .

Лошади были дикими. В 512 году до н.э. кобыла по кличке Ветер сбросила жокея, едва ворвавшись на поле, бежала без наездника и выиграла скачки .

Пятиборье — самое престижное состязание

Олимпийцы тренировались здесь в палестре , упражняясь в кулачном и рукопашном бою. В гимнасиуме они тренировались для самого престижного состязания среди древних Олимпийских игр – пятиборья .

Если в гонках на колесницах греки демонстрировали бесстрашие и неистовство, то в пятиборье ценились другие олимпийские идеалы: баланс, грация и всесторонняя развитость .


Мероприятие было пропитано идеализмом, греки придавали огромное значение пропорциям и сбалансированности в человеке . Мы можем видеть воплощение всего этого в пятиборцах.

Именно пятиборцы служили образцом идеального тела , когда древние скульпторы изображали богов. Греки ценили правильные пропорции , победитель в пятиборье признавался главным атлетом игр .

Он участвовал в пяти разных состязаниях: беге, прыжках, метании диска, метании копья и борьбе . Мастерство и умение уложиться по времени были чрезвычайно важны.

Пятиборцы годами тренировались в гимнасиуме в ритме под звуки флейты. Соревнования интересным образом отличались от современных. К примеру, в метании копья греки использовали петлю в середине древка копья для усиления броска . Они метали диск весом 6 килограммов 800 граммов – в три раза тяжелее современного. Возможно, поэтому они выполняли настолько совершенные скручивания и броски, что эти техники сохранились до наших дней.

Самое интригующее различие наблюдается в прыжках в длину: греки держали в руках грузы от 2 до 7 килограммов для усиления импульса и увеличения длины прыжка.

Держать тяжести, чтобы прыгнуть подальше – кажется абсурдным. В действительности вы можете поймать импульс летящего груза и он буквально протащит вас по воздуху так, что вы ощутите инерционную силу на себе. Это в самом деле добавляет длину прыжку.

Длина невероятная: яма для прыжков была рассчитана на 15 метров, это на 6 метров больше современного мирового рекорда. Пятиборцы, как и все олимпийцы, состязались обнаженными.

Обнаженная олимпиада

В точки зрения современных людей нагота – самый удивительный аспект древних Олимпийских игр. Все соревнования проходили без одежды : бег, метание диска, борьба и все остальное.

Но почему участники стали выступать нагими ? История гласит, что так повелось с 8 века до н.э. В 720 году бегун по имени Арсип потерял во время состязания набедренную повязку . Он победил, и все бегуны решили соревноваться голыми. Постепенно этот обычай распространился и на другие виды спорта.


Современные ученые отвергают подобные объяснения и отмечают, что нагота и гомосексуализм не считались постыдными в греческом обществе . Само слово «гимнасия», где греки обучались, означало «нагота».

Придумали в 600-х годах до н.э. Это были сооружения для тренировок. И в это же время значение гомосексуализма возросло, он перестал быть секретом среди греков. Возможно, отчасти поэтому в играх была введена нагота.

Гомосексуальность не только не была постыдной в , она даже поощрялась, потому что для мужчины важно жениться на девственнице и родить детей. Единственным способом сохранить девственниц нетронутыми были гомосексуальные связи. Атмосфера на олимпиаде была весьма наэлектризованной, это были лучшие мужи городов-государств: они были самыми привлекательными, натренированными и между ними было сексуальное притяжение.

Как и между мужчинами и женщинами, которые допускались смотреть обнаженные игры. Как ни странно, но замужним женщинам строго запрещалось смотреть игры , даже просто пересекать реку Альтис, огибавшую священное место. Нарушение запрета каралось смертью . Женщин, пойманных на священной земле, сбрасывали в пропасть, зиявшую вблизи храма.

Но юные девушки-девственницы могли смотреть игры, несмотря на наготу спортсменов и брутальность зрелищ. Незамужние девушки допускались на стадион , потому что в некотором смысле они были несведущими, им нужно было привыкнуть к мысли, что мужчина будет частью их жизни. Наилучшей прелюдией и было выступление обнаженных мужчин.

Кто-то из современных исследователей сказал, что такой порядок сложился, чтобы замужние женщины не видели, чего они уже не могут иметь, а юные девы посмотрели на лучших из лучших , чтобы знать, к чему стремиться.

Герейский игры

Девы могли соревноваться в своих играх, называвшихся Гереями в честь , жены Зевса. Гереи состояли из трех забегов: для девочек, девушек-подростков и молодых женщин длиной в одну дорожку на олимпийском стадионе, укороченную на одну шестую соразмерно женскому шагу.



Спартанские девочки тренировались с рождения наравне с мальчиками, поэтому они были лидерами игр.

В отличие от мужчин, девушки не соревновались нагими: они надевали короткие туники, хитоны, открывавшие правую грудь .

Женские соревнования были ритуальным действом, чем-то вроде публичной демонстрации их силы и духа перед тем, как их усмирят узы брака, и перед тем, как они станут женщинами, это был ритуальный переход.

Женские забеги проходили в день, когда мужчины отдыхали. Это был день ритуалов и пиршеств, подводивших к кульминации религиозной части древних игр.

Искусство в Олимпии


Но люди съезжались к Олимпу не только ради игр, они буквально хотели людей посмотреть и себя показать: , – здесь любого из них можно было встретить в толпе. , первый в мире профессиональный историк, заслужил себе славу именно здесь, читая свои труды у храма Зевса .

Люди приезжали насладиться произведениями искусства, украшавшими храм. Те, кто впервые видел это место, поражались его красоте. Когда-то на месте этих руин были тысячи шедевров, «лес скульптур», как выразился один писатель.

Но лишь несколько их них дошли до наших времен – те, что археологи вытащили из-под булыжников чуть более века назад. К сожалению, ничего не осталось от легендарной , стоявшей в храме и считавшейся одним из Семи чудес света.

На создание этой статуи ушло несметное количество золота и слоновой кости . Все тело Зевса было выполнено из слоновой кости, его трон был из слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Одеяние Зевса было целиком из золота – золотой фольги.

Десятки желобов в виде львиных голов украшали храм и окружали статую. Снаружи по периметру храма скульптуры изображали сцены из . Яркие орнаменты на стенах некоторых построек комплекса делали храм еще ослепительнее.

Руины, окруженные 182 колоннами, когда-то были гостиницей Леонидио , в которой останавливались лишь самые богатые люди. Из сотни тысяч приезжавших к Олимпу лишь 50 постояльцев могли разместиться здесь одновременно.



От алтаря Зевса не осталось и следа
. Когда-то он находился между храмами Зевса и , он был главной святыней Олимпии , здесь ежедневно приносили животных в жертву. Этот алтарь в виде конуса высотой более 9 метров был знаменит на всю Древнюю Грецию. Он целиком состояли из пепла жертвенных животных. Алтарь был символом поклонения Зевсу : чем больше ему приносили жертв, тем больше почестей ему оказывалось, а это наглядное напоминание о том, сколько жертв принесено его божественной сущности.

Пепел смешивали с водой и спрессовывали в форму. На склоне этого пепельного кургана были вырезаны ступени, по которым жрецы поднимались, чтобы сделать еще одно жертвенное подношение.

В полдень третьего дня игр жертвоприношение становилось особых зрелищем : стадо быков – целую сотню – закалывали и сжигали в честь Зевса . Но в действительности лишь маленький символический кусочек от каждого животного отдавали богу.

Они брали самые бесполезные части животных, клали на алтарь, а затем сжигали для богов. 90% туши они разделывали и готовили , а вечером каждому доставалось по куску. Мясо раздавали толпе, это было целое событие.

Бег — самый первый вид спорта

Еще большее событие было на следующее утро: соревнование по бегу среди мужчин. Самый первый и некогда единственный вид спорта имел особое значение для греков, называвших каждую олимпиаду в честь победителей кросса или спринта .


Беговые дорожки практически не отличались от современных. На стартовой линии были выемки , в которые бегуны могли упираться пальцами ног. Дистанция была длиной около 180 метров. По легенде мог пробежать именно такое расстояние на одном дыхании. По обеим сторонам на склонах сидело 45 тысяч ревущих зрителей. Многие из них разбивали здесь лагеря и ночью готовили еду.

Интересно, что даже под августовским зноем они смотрели игры с непокрытой головой: ношение головных уборов на стадионе запрещалось , потому что они могли загородить кому-нибудь вид.

Несмотря на богатство и престиж игр, на склонах холма никогда не строили лавки , как на других стадионах. Греки хотели сохранить древнюю демократическую традицию сидения на траве . Лишь 12 каменных тронов в центре предназначались элланодикам – судьям. Еще одно место для сидения отводилось единственной замужней женщине, которая могла присутствовать на стадионе – жрице , богине урожая, которой когда-то поклонялись на Олимпе еще до Зевса.

На стадионе могли одновременно соревноваться 20 бегунов. Стартовые позиции разыгрывались жеребьевкой, затем созывали их на старт по одному. Фальстарты были строго запрещены : тех, кто срывался с места раньше времени, судьи били розгами .


В 4 веке до н.э. греки изобрели стартовый механизм гисплекс – деревянные стартовые ворота , гарантировавшие честный старт.

В чем было основное отличие древних забегов от современных ? В стартовых позициях. Нам такая расстановка бегунов показалась бы странной, но нужно было понимать, как все было устроено: когда ограждающая доска падала, руки атлетов опускались, тело подавалось вперед, пальцы ног отталкивались от углублений в земле – стартовый рывок получался очень мощным .

Неизвестно, насколько быстро бегали греки, они не стали бы фиксировать время, даже если у них были бы секундомеры. Они никогда не сравнивали соревнования с какими бы то ни было рекордами. Для греков идея и смысл спорта были в поединке между мужчинами , в борьбе и том, что они называли словом «агон».

Однако, легенды о скорости сохранились. Одна из статуй гласит, что Флегий из Спарты не бегал, а летал над стадионом. Его скорость была феноменальной, неподдающейся вычислению.

Помимо бега на короткую дистанцию греки соревновались в беге на двойную дистанцию , т.е. туда и обратно по беговой дорожке, а также в Дарикосе – здесь нужно было бежать 20 раз по круговой дорожке длиной 3800 метров.

По иронии судьбы знаменитые эстафетные гонки с факелами не входили в программу Олимпийских игр, как и , которые греки считали формой общения , будучи феноменальными бегунами на длинные дистанции. Сразу после победы в Дорикосе в 328 году атлет по имени Авгий пробежал с Олимпа и до дома в 97 километров за один день.

Последняя гонка в такой день была самой необычной: изматывающее испытание на скорость и силу, в котором греческие пехотинцы, называвшиеся , бежали два раза туда и обратно по дорожке стадиона в полном обмундировании и снаряжении. Представьте себе, какого бежать с 20 килограммами оружия 400 метров на самой высокой скорости и разворачиваться.

Интересно, что забег гоплитов устраивался в самом конце олимпиады, он означал конец олимпийского перемирия и возвращение к вражде и военным действиям. Это было напоминание о том, что красота игр должна была подойти к концу, на смену ей приходили другие важные события.

Легенды древних Олимпийских игр

Более 12 веков лучшие атлеты Древнего мира съезжались в Олимпию, чтобы состязаться в играх, которые были главным испытанием на силу и ловкость.

Что получали победители? Всего лишь ветвь, срезанную с оливкового дерева в роще за храмом Зевса. Но стоило им вернуться домой, и их осыпали подарками: бесплатное питание до конца жизни и вознаграждение за каждую победу , соразмерное современной сотне тысяч долларов.

Им поклонялись, как героям или даже богам, даже их пот вызывал благоговение как символ борьбы. Пот атлетов был дорогим товаром . Он собирался вместе с пылью с площадки во время соревнований, помещался в бутылки и продавался как магическое снадобье .

Сохранился камень, который хранит имена победителей олимпиады. К сожалению, до наших времен не дошли статуи легенд игр, таких как – борец, выигравший 6 олимпиад подряд . Его так боялись, что соперники разом выбывали из игры, раздавленные его славой. Говорили, что он обладал нечеловеческой силой. Древние тексты сообщают, что однажды Милон пронес взрослого быка по стадиону, затем разделал его и съел его за день целиком.

Еще один олимпиец был известным силачем – , чемпион панкратиона в 408 году до н.э. Он был известен и подвигами и за пределами стадиона: говорили, что Полидам сражался со взрослым львом и убил его голыми руками, а также остановил на полном ходу колесницу , схватившись одной рукой за заднюю часть.

Среди бегунов лучшим был Леонид Родосский . Говорили, что он быстр, как бог. Он побеждал в трех гонках в течение 4 олимпиад подряд. На его почитали как бога.

Но главный олимпийский рекорд принадлежит прыгуну Фаилу , участвовавшему в 110-ой олимпиаде. История гласит, что яма для прыжков была длиной 15 метров, это невообразимо для нас, ведь современные спортсмены прыгают чуть дальше 9 метров. Говорили, что Фаил перепрыгнул ту яму и приземлился где-то на 17 метрах с такой силой, что сломал себе обе ноги.

Но прыжок Фаила ничто по сравнению со скачком самой олимпиады во времени. В храме отражена и выдающаяся история. Этот круглый монумент был воздвигнут царем и его сыном в честь победы над греками в 338 году до н.э. Они построили этот мемориал в сердце Олимпии, чтобы показать свою силу и власть.

Также поступили римляне пару веков спустя, установив 21 золотой щит вокруг храма Зевса , когда Греция стала римской провинцией. Таким образом, Олимпия стала воплощением римского величия, и римляне приложили немало усилий к поддержанию святилища в достойном состоянии: они построили акведук, подводивший воду к одному из сооружений, кроме того, римляне соорудили там термы и своеобразный клуб для спортсменов, обнаруженный немецкими археологами лишь в 1995 году.

Членами клуба могли быть лишь победители игр. Здание было выложено мраморной плиткой, ею были покрыты даже стены. В античных источниках есть подтверждения, что подобные клубы существовали . Победивший атлет в Олимпии сразу причислялся к кругу избранных.

Здание было построено императором , считавшим себя богом. В 67 году он принял участие в соревновании колесниц . Управляя повозкой, запряженной 10-ю лошадьми, Нерон не справился с управлением и, разбив колесницу, не закончил гонку. Тем не менее, победителем был объявлен именно он . Год спустя после смерти императора это решение было пересмотрено .

Конец древних Олимпийских игр

Как и когда прервалась традиция игр?

До самого недавнего времени считалось, что последняя олимпиада прошла в 393 году н.э., когда император Феодосий I , бывший глубоко верующим христианином, положил конец всем языческим традициям .

30 лет спустя, в 426 году н.э. его сын довершил начатое, предав огню святилище и Храм Зевса .

Однако ученым удалось обнаружить доказательства того, что традиция игр продолжалась еще почти целый век вплоть до 500-го года н.э. Эти сведения были обнаружены на мраморной табличке , найденной на дне древней уборной. На ней были надписи, оставленные рукой 14 разных атлетов – победителей олимпиад. Последняя надпись относится к самому концу 4 века н.э. Таким образом, следует считать, что история игр должна быть продлена еще на 120 лет.

Древние игры окончательно исчезли вместе с самой Олимпией, разрушенной двумя землетрясениями в начале 5 века. В последствии на руинах возникла небольшая христианская деревушка, жители которой превратили в церковь единственное уцелевшее здание – мастерскую великого скульптора , изваявшего некогда легендарную статую Зевса.

К 6 веку наводнения уничтожили ее вместе со всем , что оставалось от древней Олимпии, на долгие 13 веков скрыв руины под 8-ми метровым слоем грязи и земли.

Первые раскопки были проведены в 1829 году. Немецкие археологи появились здесь в 1875 году и с тех пор работы не прекращались никогда.

Однако, раскопки оказались столь тяжелыми и дорогостоящими , что стадион был освобожден из земляного плена лишь к 1960-м годам. Стоимость работ по раскопке ипподрома, скрытого рощами, столь велика, что он, вероятно, навсегда останется под землей.

Однако, дух этого места возрождается , как возродились в 1896 году в самый разгар раскопок и сами Олимпийские игры. Каждые 4 года на протяжении 12 веков здесь зажигался олимпийский огонь , и эта традиция возобновилась в наше время. Отсюда начинает свой путь в руках бегунов огонь, символизирующий начало игр, игр, которым никогда не удастся достичь размаха и блеска олимпиад прошлого.