Толстой воскресенье главные герои. «Воскресение»: история создания, анализ и значение романа

«Воскресение» — роман Л.Н. Толстого. Начат в 1889, завершен в 1899 г. Публиковался (с цензурными изъятиями) в 1899 г. еженедельным петербургским журналом «Нива», одновременно В.Г. Чертковым в Англии (полный текст). В 1900 г. появились отдельные русские издания, переводы на основные европейские языки (переводы тоже выходили с купюрами). Вскоре новое сочинение Толстого читалось, обсуждалось во всем мире. В архиве сохранилось более семи тысяч листов автографов, копий, корректур.

Замысел романа «Воскресение»

Исток замысла — история, рассказанная в Ясной Поляне летом 1887 г. известным судебным деятелем А.Ф. Кони. Когда Кони был прокурором Петербургского окружного суда, к нему обратился молодой человек из аристократического общества: как присяжный заседатель он участвовал в суде над Розалией Онни, соблазненной им, а теперь обвиненной в краже у пьяного «гостя» в публичном доме ста рублей. Молодой человек решил жениться на ней и просил передать ей в тюрьму письмо. Вскоре Розалия умерла от сыпного тифа, дальнейшую историю ее соблазнителя Кони не знал. Толстой горячо советовал написать об этом повесть для «Посредника»: «сюжет прекрасный». Но Кони не собрался, и спустя два года писатель попросил отдать ему тему.

История создания

Первая редакция — рассказ о Валерьяне Юшкине и совершенном им грехе (фамилию Юшкова носила в замужестве тетка Толстого). Рукопись доведена до приезда в окружной суд. Конец действительной истории казался Толстому слишком «простым»: важно было показать путь раскаяния и новой жизни. Уже в следующем автографе появилось окончательное заглавие «Воскресение» и эпиграф из Евангелия от Иоанна: «Я есмь воскресение и жизнь». Герой назван Аркадием Неклюдовым, потом Дмитрием Нехлюдовым. Эта фамилия — Нехлюдов — была хорошо знаком читателям Толстого по «Юности», «Утру помещика», рассказу «Люцерн». Очевидно, что в образе Нехлюдова воплотились многие автобиографические моменты

В романе Толстой намеревался, по его собственным словам, показать «два предела истинной любви с серединой ложной». «Истинная» — это юношеская любовь и затем христианская любовь «воскресшего» Нехлюдова к Масловой; «ложная» — чувственное влечение к ней. Без намерения жениться и сознания каких-либо обязательств, кроме «красненькой», сунутой на прощанье.

Начиная с 1891 г. Толстой мечтал о романе «большого дыхания», где бы все изображенное освещалось «теперешним взглядом на вещи». Такой роман начал получаться только после творческого решения, возникшего четыре года спустя: главное — не история Нехлюдова, а жизнь Катюши Масловой. Новое «Воскресение» не только было начато с Масловой, суда над нею, но, в сущности, весь сюжет подчинился истории ее жизни. Одна из главных мыслей романа: «очень уж обижен простой народ». (Катюша и говорит эти слова в последней, третьей части), и потому естественно, с полным правом, на полотно ложились сцены и картины народной обиды, люди, в ней виновные, пользующиеся всеми благами жизни за счет угнетенного положения жертв. Конечно, Нехлюдов, его личная вина остается в завязке сюжета; его нравственное прозрение служит компасом, ориентиром в оценке всего, что он видит; но его собственная духовная жизнь и судьба все же уходят в тень. Сердце создателя романа отдано «обиженной» Катюше, а не кающемуся дворянину. Нехлюдов нарисован холодно, как-то рассудочно, иногда в самом деле иронично. Это хорошо почувствовал А.П. Чехов, один из вдохновенных, безграничных ценителей искусства Толстого, но, вместе с тем, и один из трезвых судей.

«Воскресение» (Толстой): анализ романа

Создатель «Воскресения» говорил, не без полемического задора, что весь роман написан для того, чтобы люди прочли его последние страницы. Евангелие — важнейший источник всей книги. Толстой дорожил истинами, открывающимися Нехлюдову за чтением вечной книги (поразительно, как этот финал напоминает, повторяет конец «Преступления и наказания» Ф. М Достоевского). Однако сам удивлялся и радовался тому, как много удалось сказать о несправедливости существующего строя жизни. Целая галерея лиц, протестующих против этой несправедливости, «народные заступники» (если употребить слово Некрасова), неизбежно ворвалась на страницы «Воскресения». Толстой не принимал революционных методов, особенно террора, и ввел много отрицательных черт в образы революционеров (таких, как Новодворов, Кондратьев, Грабец); но вместе с тем сочувственно писал о побудительных мотивах их борьбы с властью, их самоотверженности и нравственной чистоте. Воскресение Катюши происходит, в конечном итоге, не из-за раскаяния Нехлюдова, а от общения ее с «политическими». В конце романа происходят два «воскресения» — Нехлюдова и Катюши, и неясно, какое из них подлиннее и надежнее.

Довольно долго, работая над «Воскресением», Толстой именовал его «коневской повестью»; потом согласился на предложение издателя А.Ф. Маркса назвать сочинение романом. Но к жанровому определению всегда приходится добавлять пояснительно слово. Применительно к «Воскресению» уместны, видимо, два: «обозрение» и «проповедь». Широчайшая панорама русской жизни в последнюю треть прошлого века развертывается перед читателем, создавая как бы художественное обозрение; но многие страницы отданы прямой проповеди добра и прямого же обличения зла. Самый зачин романа звучит как начало проповеди. Дальше говорится о весне, она «была весною даже и в городе» — той весне, которая с «Юности» символизирует в мире Толстого возможность обновления, нравственного роста души человека. Неудивительно, что позднейшая инсценировка романа (спектакль МХАТа) потребовала звучания со сцены «голоса автора» (в превосходном чтении В.И. Качалова). Да и кинопостановки не обходились без него («закадровый голос»).

Лаконизм описаний свойственен стилю «Воскресения» больше даже, чем «Анне Карениной». «Пушкинский» принцип изображения душевной жизни, отвергнутый Толстым в начале его литературного пути («повести Пушкина голы как-то»), сыгравший такую большую роль в «Анне Карениной», в романе «Воскресение» стал главенствующим. Определение дано самим художником (в письме В.Г. Черткову, 1899 г.): «душевная жизнь, выражающаяся в сценах». Не «диалектика души» с ее «подробностями чувств», пространными внутренними монологами и диалогами, снами, воспоминаниями, а показ душевной жизни такою, какою она предстает во внешнем проявлении, поступке, «сцене», движении, жесте. Рассказ о душевном перевороте, о той «страшной ночи», когда Маслова перестала верить в Бога и добро, занимает три страницы, всего три — в главе XXXVII первой части и повествует о том, как она озябшей рукой стучала в окошко поезда, потом бежала и бежала за уходящими вагонами, потеряла платок с головы: «Тетенька, Михайловна! — кричала девочка, едва поспевая за нею. — Платок потеряли!» А Катюша кричит одно слово: «Уехал!» И этого достаточно, чтобы передать всю безысходность ее положения. Так же лаконично, преимущественно глаголами, фиксирующими внешнее поведение, жесты Масловой, изображена она на суде: «Сначала она плакала, но потом затихла и в состоянии полного отупения сидела в арестантской, дожидаясь отправки». «Каторжная» — с ужасом думает она, проснувшись в тюремной камере на другой день, и опять нескольких слов довольно для характеристики ее душевного состояния. Дар речи она обретает лишь в столкновениях с Нехлюдовым, к тому же выпив для храбрости; но и там все драматично, напряженно и кратко.

Своего героя Толстой заставляет не анализировать мельчайшие детали собственных внутренних переживаний, а искать ответы на коренные вопросы русской жизни. Почему судят невинную Маслову, а он, Нехлюдов, бывший причиной ее падения, выступает в качестве судьи? Зачем сажают в тюрьму мальчика, перед которым общество гораздо больше виновато, чем он перед обществом? Почему голодают, изнемогают, преждевременно дряхлеют и умирают крестьяне? Зачем делает то, что он делает, и так озабоченно делает очевидно равнодушный ко всему важный чиновник Топоров? Зачем страдал и умер революционер Крыльцов? Зачем держали в крепости невинную Шустову? Движение чувства и мысли героя представлено обычно так: удивление, недоумение, осознание сущности, возмущение и протест. В этом смысле Нехлюдов, несомненно, очень близок автору романа. Все творчество Толстого позднего периода, в особенности могучая его публицистика, есть остро поставленный вопрос и стремление дать ответ: «Так что же нам делать?», «Для чего люди одурманиваются?», «Где выход?», «Неужели так надо?», «Богу или маммоне?», «За что?».

Значение романа

«Воскресение» стало последним романом Толстого. Опубликованный за год до наступления нового века, он воспринимался современниками (да и потомками) как завещание писателя, его напутствие. Об этом с восхищением писал автору и другим лицам В.В. Стасов, выражая всеобщее чувство. С другой стороны, «Воскресение» ускорило давно замышлявшуюся карательную акцию против Толстого — отлучение от церкви (1901 г.). Но могучее слово продолжало звучать в мире, стремясь разбудить уснувшую совесть и направить людей к нравственному «воскресению», покаянию, перемене жизни, единению. Творчество Толстого, его критическое начало, бесспорно, содействовало краху строя, снесенного русской революцией. А.С. Суворин в своем дневнике проницательно заметил, что в России два царя: Николай II и Толстой; при этом Николай не может ничего поделать с Толстым, а Толстой не переставая колеблет его трон. Но Толстой всегда, и в романе «Воскресение» тоже, был против насильственных, революционных способов разрушения отжившего. Он звал не к уничтожению, а к добровольному отказу и возрождению. По мысли Толстого, для того чтобы строй жизни стал лучше, каждому человеку следует начать с себя; тогда один, многие, наконец все станут лучше, и строй изменится сам собой. Мысль, может быть, утопическая, однако не более утопическая, чем надежда добиться справедливости враждой и политическими переворотами.

Ставшие классическими иллюстрации Л.О. Пастернака воспроизводились, начиная с «Нивы», в многочисленных изданиях, русских и зарубежных. В 1951 г. роман иллюстрировал современный художник А.И. Хоршак. Инсценировки начались при жизни Толстого (1903 г., Нью-Йорк) и продолжались потом. Особенно знаменита японская 1914 г. и спектакль Московского Художественного театра (1930 г.), поставленный В.И. Немировичем-Данченко. В разных странах созданы фильмы. Наиболее значительный — в 1960 г. по сценарию Е. Габриловича режиссером М. Швейцером. Существуют оперы итальянца Ф. Альфано(1904 г.), словака Я. Циккера (1960 г.).

Еще в конце 80-х годов Толстой написал первую редакцию будущего романа «Воскресение» (опубликован в «Ниве» в 1899 г. с цензурными изъятиями и за границей полностью), называвшуюся тогда «коневской повестью», так как в основе сюжета лежала действительная история, рассказанная Толстому известным юристом А.Ф. Кони. К завершению работы над романом он обратился в 1898 г., чтобы, вопреки объявленному отказу от вознаграждения за поздние произведения, получить гонорар и передать его духоборам (сектантам протестантского толка), переселявшимся из России в Канаду.

В новом романе Толстого прочно соединились социальная тематика и моралистическая тенденция. Сюжетный узел романа завязывается во время, казалось бы, случайной встречи на судебном заседании князя Нехлюдова и осужденной за отравление пьяного купца проститутки Масловой. В этой женщине Нехлюдов узнает когда-то соблазненную им и покинутую на произвол судьбы воспитанницу своих тетушек Катюшу.

У Катюши Масловой сложилась обычная для простой девушки, взятой в барский дом, судьба: ее выгнали, она опускалась все ниже и ниже, пока не стала продажной женщиной и не попала на скамью подсудимых. Из чистой и отзывчивой девушки, глубоко переживавшей свое падение и позор, она превратилась в человека, переставшего даже замечать противоестественность своего положения.

Князь Дмитрий Нехлюдов продолжает череду толстовских героев, знаменуя новый этап размышлений автора над миром и жизнью. В этом смысле герой автобиографичен так же, как и герои предшествующих произведений. Под влиянием встречи с Катюшей Нехлюдов внезапно, без всякой предшествующей подготовки, решает порвать со своим прошлым, искупить вину перед Катюшей, женившись на ней и посвятив ей свою жизнь. Условность ситуации «перелом-прозрение» в данном случае не проходит бесследно ни для развития образа героя, ни для романа в целом. Продолжая философскую связь с предшествующими романами, в «Воскресении» Толстой изображает заведомо преступившего нравственный закон человека, оставляя ему только один достойный путь: воскресение. Однако Нехлюдов пытается нравственно «воскреснуть» в толстовском духе: в его поведении с другими людьми просматриваются все большее и большее раздражение всем вокруг и гордое сознание единоличного владения истиной.

В основе сюжета - личные судьбы Нехлюдова и Масловой, но композиционно роман построен так, что сфера его действия все время расширяется за счет включения в повествование описания жизни в деревне, в Петербурге, в Сибири, противопоставления мира господ (Корчагины, Масленниковы, Шенбок, графиня Катерина Ивановна и др.) и народа. Стремление Нехлюдова изменить судьбу осужденной Катюши ставит его в исключительное положение между двумя резко противопоставленными друг другу в романе мирами: арестованные, каторжные, несчастные и барский, бюрократический мир, определяющий вместе с правительством все условия жизни государства. В отличие от прежних романов Толстого, романов «широкого дыхания», отражавших картину мира во всем объеме, в новом романе не остается места никакой другой России, кроме той, что выведена на страницах романа. В «Воскресении» предстает безрадостная картина жизни, строящейся на всеобщей лживости, бессмысленной деятельности одних и каторжных муках других. Если верить роману, никаких светлых сторон жизни не существовало. Все светлое было подавлено, замучено, обмануто или заключено в тюрьму. В этом контексте очень важное значение и почти символический смысл приобретала сцена суда, помещенная не в конце, а в начале романа и превращающая Нехлюдова из судящего в подсудимого.

Искажение реальной картины мира сочетается в романе с непревзойденным мастерством Толстого - художника, создавшего произведение, насыщенное социальным содержанием, опирающегося на документализм и отличающегося огромной обличительной силой. Столкновения Нехлюдова с разными представителями привилегированных слоев общества приводят его к отрицанию экономического, общественного и государственного устройства, а Толстому позволяют поставить в романе острейшие социальные вопросы эпохи: бедность и бесправие крестьянства, бедственное положение простого городского населения, эффективность деятельности государственного аппарата, несправедливость общественного устройства жизни.

Роман «Воскресение» принято считать одним из величайших творений Толстого, но это одно из самых сложных его произведений и одно из сложнейших явлений русской классической литературы. Это своеобразный документ, отражающий состояние самого писателя и его видение мира в этот период. На страницах романа всюду присутствует сам Толстой, но в роли сурового моралиста, высказывающего по каждому поводу свои замечания и часто придающего тем самым произведению публицистическое звучание.

Обычно жанр «Воскресения» определяется прежде всего как новый тип социального романа, в чем есть большая доля справедливости. Новаторский характер этого жанра обусловлен религиозно-моралистическим содержанием романа. Главные герои, по мысли автора, должны были обрести свое нравственное «воскресение». У Нехлюдова это путь нравственного самосовершенствования, завершающийся чтением Евангелия, понятого в духе Толстого. В статье «Что такое религия и в чем сущность ее?» писатель дал свое определение: «Истинная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками». В русле такого понимания религии действует и герой Толстого. От этого рассудочного отношения к религии происходило у Толстого и отторжение религиозной догматики, что в романе вылилось в создание прямо кощунственной по своему смыслу сцены богослужения, которая, в числе прочих, и была запрещена цензурой.

«Воскресения» Катюши Масловой в религиозно-нравственном плане практически не происходит: она лишь как бы распрямляется к концу романа, отказавшись от брака с Нехлюдовым и обретя спокойствие, примирившись с жизнью под влиянием своих новых друзей - революционеров. Толстой считал революционеров заблуждающимися людьми, но в романе изобразил их с большой симпатией. Призывая к ненасилию, к братской любви, он предпочел не заметить «нелюбовной» деятельности новых учителей Катюши Марии Павловны, Симонсона и других, приведшей их в тюрьму.

Соединяя в одном произведении религиозно-моралистическое и остросоциальное содержание, Толстой не мог не впасть в явные противоречия. Жанр социального романа требовал беспощадного обличения и анализа причин сложившейся ситуации. Религиозно-духовный или религиозноморалистический роман по природе своей ориентирован на показ не сущего, а «должного», чего вообще вряд ли возможно достичь в рамках реалистической литературы. Толстой попытался совместить несовместимое в рамках своего понимания жизни.

С появлением романа непосредственно связано важнейшее событие в жизни Толстого. В 1901 г. было опубликовано определение Святейшего Синода об отпадении Льва Толстого, находящегося «в прельщении гордого ума своего», от Церкви, констатировавшее факт еретического заблуждения писателя и предупреждавшее об опасности такого пути. Вопреки широко распространившемуся и утвердившемуся мнению, Толстого не отлучали от Церкви с положенным преданием анафеме.

В последние годы жизни писатель создал еще несколько ярких художественных произведений, написанных в «старой манере»: рассказы «За что?», «После бала», ряд неоконченных повестей, например, «Посмертные записки старца Федора Кузмича» и другие, среди которых выделяется и имеет значение своего рода художественного завещания повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904). Ее сюжет возвращал писателя к годам юности на Кавказе, рассказывая о событиях кавказской войны и одном из сподвижников Шамиля Хаджи-Мурате. Действующими лицами повести стали многие исторические деятели той поры, в том числе сатирически изображенные император Николай I и наместник Кавказа Воронцов. Но центральное место в повести принадлежит главному герою, чьи поступки неоднозначны, а характер сложен и соединяет в себе смелость, чувство собственного достоинства, добродушие, гордость и непосредственность с мстительностью и жестокостью. Самым главным качеством Хаджи-Мурата Толстому видится его удивительная жизнестойкость, о которой писателю напомнил случайно встреченный на пути «раздавленный репей среди вспаханного поля». Этот образ имеет в повести символическое значение, предваряя и завершая повествование о судьбе героя и превращая повесть в своеобразную притчу, истолковывающую образ, данный в ее начале. Столь же значима и другая особенность поэтики повести - использование горского фольклора. Горские песни всякий раз предвосхищают самые драматические эпизоды жизни Хаджи-Мурата и превращаются в повести в своеобразный повторяющийся композиционный прием.

Художественное творчество Толстого в поздний период не было однородным, рассчитанным только на интеллигентного читателя. Самым заветным желанием Толстого было желание писать так, чтобы его понимал «50-летний, хорошо грамотный крестьянин». В позднем творчестве представлен целый ряд произведений, предназначенных для так называемого народного читателя. В 1884 г. по инициативе Толстого и при содействии его единомышленников и последователей было основано издательство «Посредник», целью которого стало распространение среди народа достойных его книг художественного и научного содержания. Для этого издательства предназначался цикл народных рассказов, являющихся лучшими образцами произведений Толстого для народа.

Отдельные отличительные черты народных рассказов и их художественный метод в целом сложились под влиянием традиций «народной литературы». Толстой создавал не стилизацию под древнюю литературу и фольклор, а совмещал прямой способ изображения действительности (картины реальной жизни современного ему крестьянства) с показом идеального мира, идеальных отношений и «должного». В некоторых рассказах преобладают фольклорные мотивы («Работник Емельян и пустой барабан», «Сказка об Иване-дураке...»), другие восходят к литературным истокам («Где любовь, там и Бог», «Чем люди живы»), третьи являют как бы синтез тех и других начал («Крестник»).

Ориентация на «народную литературу» сказалась в характерном отборе сюжетов, восходящих к древним литературным источникам («Два брата и золото», «Два старика»), в подчеркнутом дидактизме, определяющем и общий пафос произведений и особенность авторской позиции, в традиционной функции «демонических» персонажей, в особенностях языка и приемах цитирования евангельских текстов, в лаконизме рассказов. Толстой прибегает к изображению фантастических эпизодов и ситуаций, видений, чудес. Поэтика народных рассказов резко отличается от всего предшествующего художественного творчества писателя отсутствием психологически тонкого изображения внутреннего мира героев, которые здесь характеризуются через свои поступки и действия. При обилии обращений к древним литературным традициям и фольклору в литературе того времени (Лесков, Гаршин, Короленко, Салтыков-Щедрин и др.) толстовские рассказы были явлением уникальным, так как писателю удалось создать оригинальный и самостоятельный жанр.

Свой последний роман, "Воскресенье", Толстой писал в течение 10 лет. Произведение стало своеобразным творческим итогом, а также открыло новые перспективы для дальнейшего развития искусства 20 века.

Композиция

Композиция произведения, которое написал Толстой - "Воскресенье" - содержание его основаны на многообразном и последовательном противопоставлении жизни народа и господ. Автор прямо противопоставляет условия существования Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. За каждым элементом одежды героя, обстановки, предметом быта встает представление о чужом труде, которым они были добыты, что отмечает в своем произведении Л.Н. Толстой ("Воскресенье"). Краткое описание этих и других бытовых предметов автор приводит, таким образом, совсем не случайно.

Нехлюдов завершает галерею образов, созданных Толстым на протяжении всего его творчества. Однако теперь герой полностью отходит от своей среды, общества, осознавая со временем неестественность, ненормальность, жестокость окружающего мира. Встреча с Катюшей Масловой пробуждает чувство раскаяния, стремление загладить вину. Вся дальнейшая его жизнь и действия оказываются соотнесены с мирами народа и господ - двумя противоположными полюсами.

Особенности повествования

Роман "Воскресенье" Толстой написал в своеобразной манере. Повествование полностью лишено эпического спокойствия. Антипатии и симпатии выражены открыто и четко. Что позволяет говорить о некотором возврате к манере повествования "Войны и мира". Слышится неподкупный и суровый голос автора-судьи, который обвиняет не конкретных представителей общества, но весь мир, искалечивший людские души и пытающийся также изуродовать природу.

Это был последний роман, который создал Л.Н. Толстой. "Воскресенье", краткое содержание по главам которого приводится в статье, построено совсем не на любовном сюжете, как может на первый взгляд показаться. Произведение определяется социальной, общественной проблематикой. Обзорный, панорамный принцип повествования захватывает различные области жизни. Складывается впечатление о тесной связи всех лиц и событий, которые отвечают за все, что происходит в мире, друг перед другом. Этот принцип будет использоваться и в последующих произведениях Толстого.

Книга 1

Роман "Воскресенье" Толстой начинает следующими событиями. Одним весенним днем, 28 апреля, в один из 1890-х годов надзиратель в московской тюрьме отпирает замок в камеру и зовет: "Маслова, на суд!"

Предыстория героини

Во второй главе рассказывается история этой заключенной. У арестантки Масловой жизнь была самая обыкновенная. Она рождена незамужней дворовой девушкой от проезжего цыгана в деревне у двух сестер-помещиц. Когда мать заболела и скончалась, Катюше было всего три года. Ее взяли к себе старые барышни в качестве горничной и воспитанницы. Когда Катюше исполнилось 16 лет, к ним в деревню приехал богатый князь, племянник сестер, еще невинный юноша, студент - Нехлюдов. Девушка, не смея даже себе признаться в этом, в него влюбилась.

И это только начало событий романа, который написал Толстой - "Воскресенье". Краткое содержание их следующее. По прошествии нескольких лет Нехлюдов, будучи уже произведен в офицеры и развращен службой в армии, заехал к помещицам по дороге на войну и пробыл в их доме 4 дня. Накануне отъезда он соблазнил Катюшу и уехал, сунув ей бумажку в сто рублей. По истечении пяти месяцев после его отъезда девушка узнала точно, что беременна. Она попросила расчет, наговорив сестрам грубостей, в которых после сама раскаивалась, и они вынуждены были ее отпустить. Катюша поселилась в этой же деревне у вдовы-повитухи, которая продавала вино. Роды прошли легко. Однако повитуха заразила героиню от больной деревенской женщины, и мальчика, ее ребенка, решили отправить в воспитательный дом, где он сразу же после приезда скончался.

На этом предысторию главной героини романа не заканчивает описывать Лев Толстой. "Воскресение", краткое содержание которого мы рассматриваем, продолжается следующими событиями.

Маслову, сменившую уже нескольких покровителей к тому времени, разыскала сыщица, доставляющая девушек в дома терпимости. С согласия Катюши она отвезла ее в популярный в ту пору дом Китаевой. В острог ее посадили на седьмом году работы в этом заведении, а теперь вместе с воровками и убийцами ведут на суд.

Встреча Нехлюдова с Масловой

Дмитрий Иванович Нехлюдов, князь, тот самый племянник помещиц, в это время, лежа в постели утром, вспоминает события вчерашнего вечера у знаменитых и богатых Корчагиных, на дочери которых, как планировалось и предполагалось, он должен в скором времени жениться. Немного позже, выпив кофе, он подъезжает к судебному подъезду и, надев пенсне, в качестве присяжного заседателя разглядывает находящихся в помещении подсудимых, которые обвиняются в отравлении одного купца с целью ограбления. Вдруг взгляд его останавливается на одной девушке. "Не может быть", - говорит Нехлюдов себе. Черные глаза, которые на него смотрят, напоминают герою что-то черное и страшное. Это она, Катюша, которую он увидел впервые, еще будучи студентом третьего курса, когда, готовя сочинение о земельной собственности, провел лето у своих тетушек. Это та самая девушка, в которую он некогда был влюблен, а затем в чаду безумия соблазнил, бросил и никогда больше не вспоминал, поскольку воспоминание обличало гордящегося своей порядочностью юношу. Но он еще не хочет покориться возникшему в нем чувству раскаяния. События представляются лишь неприятной случайностью, которая не может нарушить счастливой сегодняшней жизни.

Суд

Однако суд продолжается, присяжные должны огласить свое решение, повествует Толстой. "Воскресенье", краткое содержание которого вы читаете, продолжается следующим образом. Маслова, невиновная в том, в чем ее подозревали, была признана таковой, так же как и ее товарищи, хотя и с определенными оговорками. Но даже сам председатель удивлен тем, что, оговорив условие "без умысла ограбления", присяжные забывают огласить и другое - "без намерения лишить жизни". По их решению выходит, что Маслова не воровала и не грабила, но тем не менее отравила без всякой видимой цели купца. Ее в результате этой грубой приговаривают к работам на каторге. Описанию судебного процесса посвящены главы с 9 по 11, а также с 19 по 24 первой книги (Лев Толстой, "Воскресение").

Нехлюдову гадко и стыдно, после того как он возвратился домой от своей богатой невесты Мисси Корчагиной (которой очень хочется выйти замуж, а Нехлюдов - подходящая партия), и его воображение очень ясно и живо рисует арестантку с косящими черными глазами. Казавшаяся недавно такой неизбежной и близкой женитьба на Мисси теперь представляется герою абсолютно невозможной. Нехлюдов просит в молитве помочь Господа, и живший в нем Бог просыпается в его сознании. Он ощущает себя способным на все самое лучшее, что только может сделать человек. Особенно герою нравится мысль пожертвовать всем ради своего нравственного удовлетворения и жениться на Масловой.

Свидания с Масловой

Продолжим рассказывать о романе, который написал Толстой - "Воскресенье". Краткое содержание его следующее. Молодой человек добивается свидания с подсудимой и как заученный урок, без интонации говорит ей о том, что хотел бы искупить свой грех и добиться ее прощения. Катюша удивляется: "Что было, то прошло". Герой же ожидает, что, узнав о его раскаянии и намерении служить ей, Маслова умилится и обрадуется. К своему ужасу, он замечает, что прежней Катюши нет, а есть лишь одна только проститутка Маслова. Его пугает и удивляет, что она не только не стыдится своего нынешнего положения проститутки (тогда как положение заключенной кажется ей унизительным), но даже гордится им как полезной и важной деятельностью, ведь ее услуги нужны стольким мужчинам.

В следующий раз, застав ее пьяной при визите в тюрьму, герой сообщает, что, несмотря ни на что, чувствует себя обязанным жениться на ней, чтобы делом искупить свою вину. Катюша отвечает: "Повешусь скорее". Так, в 48 главе первой книги романа, который написал Лев Толстой - "Воскресение", Маслова отказывается выйти замуж. Но Нехлюдов решает служить ей и начинает хлопотать за исправление ошибки и помилование. Он даже отказывается отныне быть поскольку считает суд делом безнравственным и бесполезным. Чувство радости и торжественности нравственного обновления пропадает. Он решает, что не бросит Маслову, не изменит решения жениться на ней, если она сама захочет, однако это ему мучительно и тяжело.

Книга 2

Продолжаем рассказывать о произведении, которое написал Лев Толстой - "Воскресение". Краткое содержание его включает в себя также вторую книгу. События, о которых в ней рассказано, следующие. Нехлюдов отправляется в Петербург, где в сенате будет рассматриваться дело Масловой. В случае неудачи предполагается по совету адвоката подать прошение на имя государя. Если же и это не сработает, необходимо готовиться к поездке в Сибирь за Масловой. Поэтому герой отправляется по принадлежащим ему деревням, чтобы урегулировать отношения с мужиками. Это было не отмененное в 1861 году живое рабство. Не конкретных лиц, а общее рабство малоземельных и безземельных крестьян по отношению к крупным землевладельцам. Нехлюдов понимает, как это жестоко и несправедливо. Еще являясь студентом, он отдал крестьянам землю отца, считая обладание ею столь же тяжким грехом, каким ранее было владение крепостными. Однако наследство, оставленное матерью, вновь поднимает вопрос собственности. Несмотря на предстоящую поездку в Сибирь, для которой нужны деньги, он решает в ущерб себе отдать в аренду за небольшую плату землю крестьянам, дав им возможность не зависеть от землевладельцев вообще. Однако герой видит, что крестьяне ожидают большего, несмотря на благодарственные слова. Он недоволен собой. Чем именно, сказать не может, но Нехлюдову почему-то все время стыдно и грустно.

Петербург

Рассматриваем дальше краткое содержание. "Воскресение" Толстого продолжается следующим образом. После поездки в деревню Нехлюдов испытывает отвращение к среде, в которой жил до сих пор, допускающей страдания миллионов для удовольствия и удобства нескольких людей. В Петербурге к заботе о Масловой добавляются и хлопоты за некоторых других политических, а также сектантов, которых хотят сослать на Кавказ за то, что они неправильно толковали Евангелие. Однажды после многочисленных визитов Нехлюдов просыпается с чувством, как будто совершает какую-то гадость. Его начинают преследовать мысли о том, что нынешние намерения: отдача земли крестьянам, женитьба на Катюше - неосуществимые мечты, неестественные, искусственные, а жить следует так, как было всегда. Однако герой осознает, что теперешняя жизнь для него единственно возможная, а возвращение к старому означает смерть. По прибытии в Москву он передает Масловой решение сената и сообщает о необходимости подготовки к отправлению в Сибирь. Сам герой направляется за ней следом. Вторая книга завершена, так заканчивается ее краткое содержание. "Воскресение" Толстого продолжает третья книга.

Книга 3

Уже около пяти тысяч верст прошла партия, с которой идет заключенная. Часть пути она проходит с уголовными, но Нехлюдов добивается перемещения к политическим, которые лучше поселяются, питаются и подвергаются меньшим грубостям. Такой перевод улучшает положение Катюши еще и тем, что прекращаются приставания к ней мужчин и наконец появляется возможность забыть о прошлом, о котором ей постоянно напоминали.

Двое политических идут рядом с ней: Марья Щетинина, хорошая женщина, а также Владимир Симонсон, сосланный в Якутскую область. Истории этого героя посвящена четвертая глава третьей книги (Толстой, "Воскресенье"). Нынешняя жизнь после роскошной, развратной и изнеженной, которую вела Катюша в последние годы в городе, несмотря на тяжелые условия, кажется ей лучше. При хорошей пище переходы физически укрепляют ее, а общение с товарищами открывает новые интересы в жизни. Таких чудесных людей она не могла себе даже представить.

Новая любовь Масловой

Катюшу любит Владимир Симонсон, и она благодаря женскому чутью скоро догадывается об этом. Сознание, что она способна вызвать любовь в столь необыкновенном человеке, поднимает героиню в собственном мнении, заставляет ее стремиться быть лучше. Симонсон любит ее такой, какая она есть, просто так, в отличие от Нехлюдова, предлагающего брак по великодушию. Когда последний приносит весть о выхлопотанном им помиловании, она решает остаться там, где будет Владимир Иванович Симонсон. Решение Масловой описано в 25 главе 3 "Воскресенье").

Нехлюдов, ощущая потребность остаться одному и обдумать все произошедшее, приезжает в одну из местных гостиниц и долго ходит по номеру. Он больше не нужен Катюше, дело кончено, но мучает его не это, а все зло, которое он видел за последнее время. Нехлюдов осознает его, оно его терзает, требует деятельности. Однако он не видит возможности не то что победить зло, но даже узнать, как это сделать. Последняя, 28-ая, глава 3 книги (роман "Воскресенье", Толстой Л.Н.) посвящена новой жизни Нехлюдова. Герой садится на диван и достает машинально Евангелие, данное одним проезжим англичанином. Открывается 18 глава от Матфея. С тех пор для Нехлюдова начинается совсем другая жизнь. Чем кончится этот новый для него период, неизвестно, поскольку Лев Толстой нам об этом не рассказал.

Вывод

Прочитав произведение, которое написал Толстой - "Воскресенье", краткое содержание его, можно сделать вывод о том, что необходимо разрушить в корне буржуазный "людоедский" строй и освободить народ путем революции. Однако писатель его не делает, поскольку он не понял и не принял революции. Толстой проповедовал идею насилием. Он хотел устыдить представителей господствующих классов, уговорить их отказаться добровольно от богатства и власти.

Роман "Воскресение" Толстого, краткое содержание которого было представлено в этой статье, заканчивается тем, что автор побуждает князя Нехлюдова искать спасения в Евангелие. Однако все содержание романа призывает к другому выводу - к разрушению порочного строя угнетения и насилия народа и замене его справедливым общественным устройством, при котором все люди будут свободными и равными, исчезнут распри, нищета и войны, станет невозможной эксплуатация одного человека другим.

Основным персонажем произведения является Катюша Маслова, представленная писателем в образе женщины легкого поведения.

Катерина оказывается обвиняемой в совершении преступления в виде отравления и ограбления купца Смелякова и находится в тюремной камере, ожидая судебного разбирательства.

Во время судебного процесса девушку осуждают к четырем годам каторги, среди присяжных заседателей находится молодой человек, именуемый Дмитрием Нехлюдовым, который видит в осужденной свою старую знакомую, соблазненную и брошенную им десять лет назад.

Услышав решение суда, Нехлюдов начинает мучиться угрызениями совести, осознавая мерзкий и подлый поступок, который он в прошлом совершил по отношении к Катюше Масловой. Дмитрий решается на визит к девушке с целью получить у нее прощение, однако встречается не с той милой Катюшей, которая живет в его воспоминаниях, а с расчетливой барышней, желающей получить определенную денежную сумму.

Маслова отправляется по этапу в сибирскую ссылку, а Нехлюдов, неспособный найти душевное успокоение, продолжает заботиться о девушке и добивается переквалификации ее приговора как политзаключенной и улучшений условий содержания Катюши, где наблюдает слегка оттаявшую девичью душу.

Через некоторое время Дмитрий получает долгожданную весть от старинного друга Селенина о том, что Катерине отменена каторжная работа и она направляется на отбывание наказания в сибирском поселении. В душе Нехлюдова поселяется надежда о совместном будущем с Масловой, однако Дмитрий узнает о начавшемся во время ссылки романа Катерины с Владимиром Симонсоном, таким же заключенным, как и она, искренне любящем девушку и желающим вступить с ней в брак. Катюша соглашается на свадьбу, понимая, что не испытывает к избраннику никаких чувств, но не желает портить будущее своему тайно любимому человеку, Дмитрию. Девушка осознает, что Нехлюдов мечтает о браке с ней исключительно ради великодушия и замаливания своих прежних перед ней грехов, в результате которых она потеряла ребенка и вынуждена стать женщиной легкого поведения.

Дмитрий возвращается в гостиницу, понимая, что с этого момента Катюша для него полностью потеряна и ему предстоит начинать сначала свою никчемную жизнь. Раскрывав Евангелие, Нехлюдов пытается переосмыслить все произошедшее с ним на его жизненном пути.

Повествуя о событиях в романе, писатель обращается к животрепещущей теме о воскрешении к жизни заблудшего в душе человека.

Пересказ

Роман начинается с картины, где надзиратель выводит в зал суда заключенную, главную героиню повествования. Далее мы узнаем трагическую судьбу женщины. Она родилась вследствие внебрачной связи крестьянской девушки и бродячего цыгана. Рано потеряв мать, Катюша поселилась у двух сестер-барынь в качестве прислуги. В 16 лет она влюбилась в племянника барышень.

Через некоторое время Неклюдов, совсем уже не ангельский молодой человек, а самодовольный и наглый офицер, заехав погостить в деревню, обольстил девушку. На прощание он спешно сунул ей сто рублей. Вскоре Маслова узнает, что она ждет ребенка. Нагрубив хозяйкам, и потребовав жалования, она ушла жить к повитухе, которая еще и приторговывала спиртными напитками.

Роды были тяжелыми, и Катюша заболевает. Сына отправляют в приют, где он вскоре и умирает. После тяжелых событий, Маслова вступает на путь проституции. Неожиданно она попадает в публичный дом госпожи Китаевой, где она отравила купца, и ее должны были теперь судить.

На суде взгляд Масловой пересекается с Неклюдовым, который был одним из присяжных заседателей. Это был представительный господин, готовый вскоре жениться на дочери знатных людей. Спорный вопрос возник между прокурором и присяжными заседателями по поводу обвинения арестантки. И все же ее приговорили к каторжным работам.

Неклюдов после заседания долго думал о Катюше. Ему было стыдно за свой прошлый поступок, он уже больше не хотел жениться на богатой барышне, а хотел загладить свою вину, женившись на Масловой. Он получил свидание с ней в тюрьме, и пытается ей об этом сказать. Но к величайшему разочарованию и огорчению, в Масловой Неклюдов не видит той Катюши. Перед ним находится порочная женщина, которая довольна своим положением.

Но он не сдается, начав хлопотать о помиловании возлюбленной. И пока дела решались у государя, Неклюдов выехал в имение, чтобы решить вопрос с крестьянами. Уладив все, он узнает, что дело Масловой осталось на том же уровне, и он следует за ней в Сибирь. Неклюдову удается переместить ее к политическим заключенным, где она за несколько месяцев сильно преобразилась, похорошела, до нее перестали домогаться мужчины, да и питание стало лучше.

Екатериной увлекается Владимир Симинсон и предлагает стать его женой. И она принимает его решение. Ведь он полюбил ее такой, какая она есть, а Неклюдов лишь хочет снять с себя вину за произошедший эпизод с ней. Когда ей приносят выхлопотанное помилование, Маслова твердо говорит о том, что она останется с Владимиром Ивановичем.

Неклюдов, уехав назад, долго раздумывает о том, насколько зло велико, но как ему противостоять, он не знает. Перебирая вещи в чемодане, он наткнулся на Евангелие, которая была подарена иностранцем в остроге. Прочитав несколько страниц, Дмитрий узнал, наконец, ответ на свой вопрос. Ведь зло уйдет, если мы простим, друг друга и покаемся Господу богу за свои грехи.

Произведение заставляет нас задуматься над вопросами добра и злобы, любви и дружбы, помогает жить с правдивыми и прекрасными поступками.

Свое произведение автор создал в оригинальном стиле. В изложении необычной истории практически не прослеживается спокойствие. Звучит голос писателя, который выступает в роли судьи, обвиняющего не только конкретное общество, но и весь мир, изуродовавший человеческие судьбы.

Картинка или рисунок Воскресение

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Астафьев Кража

    Хочется поговорить о повести, название которой Кража автор Виктор Астафьев работал над ней около 4 лет. Начал писать он с 1961 года, закончил в 1965 году. Для него данная повесть была, наверное с каким то смыслом

  • Краткое содержание Салтыков-Щедрин Коняга

    Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами. Каторжной работой замучен Коняга

  • Краткое содержание У войны не женское лицо Алексиевич

    Война – это слово всегда вызывает только самые тяжелые, страшные ассоциации. Но все мы привыкли, что война это в первую очередь мужское дело – защищать Родину, убивать врагов, брать на себя заботу и ответственность за слабых.

  • Краткое содержание Астафьев Пастух и пастушка

    Сам автор охарактеризовал жанр своего произведения как «современная пастораль». Причиной этому послужило то, что Астафьев хотел показать высокую сентиментальность пасторали и одновременно суровый быт войны. Виктор Астафьев говорит нам о том

  • Краткое содержание Поколение П (Generation «П») Пелевин

    Действие романа развивается в Москве во время распада СССР и строительства нового российского государства. Главный герой – Вавилен Татарский