Как отличить широкоугольный объектив от обычного. #3. Используйте искажения в свою пользу. Сверхширокоугольник для архитектуры - а вы уверены, что это хорошая идея

Под сверхширокоугольным в рамках данной статьи будем подразумевать любой объектив с фокусным расстоянием менее 20 мм (в пленочном эквиваленте). Под эту категорию попадают два вида объективов - обыкновенный сверхширокоугольник и "рыбий глаз". В статье речь пойдет не о технических возможностях данных объективах, а о возможностях творческих - "сверхширик" открывает нам возможность видеть мир в совершенно непривычном ракурсе, что, несомненно является благодатной почвой для различных творческих экспериментах.

"С широко открытыми глазами"

У меня есть опыт работы с двумя сверхширокоугольными объективами - рыбьим глазом Зенитар 16/2.8 (на кропе и на полном кадре) и с объективом Samyang 14mm f/2.8 . Сразу скажу, что оба эти объектива наилучшим образом проявляют себя на полнокадровом фотоаппарате, однако, в продаже есть "сверхширики" специально для кропа - их фокусное расстояние составляет 8-10 мм на коротком конце, что в пересчете на полный кадр дает 12-16 мм, поэтому мой опыт будет вполне применим и к этим объективам. Тем не менее, давайте сразу договоримся, что далее я буду оперировать именно "полнокадровыми" фокусными расстояниями.

В чем коварство сверхширокого угла?

На первый взгляд может сложиться впечатление, что широкий угол дает огромное преимущество при съемке архитектуры и других крупных объектов с близкого расстояния. Было бы очень удобно фотографировать во время экскурсий! В то время как владельцы стандартных объективов вжимаются в стены, чтобы уместить в кадр весь объект целиком, вы совершенно спокойно фотографируете архитектурные ансамбли и интерьеры соборов и музеев. Но за удобство приходится платить... Для начала, приведу два примера фотографии некого объекта, которые сняты при помощи объективов 14 мм и 50 мм так, чтобы масштаб был примерно одинаковым.

Насколько сильно отличаются фотографии одного и того же объекта! Как вы уже, наверное, догадались, левое фото было сделано на 14-мм объектив практически в упор. Возможно, для подобных "креативных" объектов, такой стиль съемки приемлем, но при фотосъемке классических архитектурных композиций столь агрессивная перспектива быстро начинает раздражать.


На левая фотография сделана на 14-мм объектив, правая - на 16-мм "рыбий глаз".

Конечно, при помощи Adobe Photoshop Lightroom можно частично скомпенсировать эффект перспективы...

Но при этом объекты получаются с жутко искаженными пропорциями - неправдоподобно вытянутыми вверх и сплющенной по бокам! К тому же для сохранения пропорций кадра пришлось его ощутимо обрезать. Таким образом, пострадало разрешение фотографии.

"Выпрямить" фотографию с Зенитара16 в Lightroom тоже можно, применив к ней профиль объектива Canon 15mm f/2.8 fisheye . Получится примерно то же самое, но с ощутимым размыливанием углов (собственно из-за этого я поменял фишай на обыкновенный сверхширокоугольник, дающий изначально "ровную" картинку).

Сверхширокоугольник для архитектуры - а вы уверены, что это хорошая идея?

Часто на сайтах с обзорами объективов, в частности на photozone.de , сверхширокоугольники позиционируются как чуть ли не специальные объективы для съемки архитектуры. Лично мне эта идея кажется не очень хорошей.

Как уже говорилось, если фотографировать здания с близкого расстояния и с низкой точки при помощи широкоугольного объектива, они получатся "падающими" назад. Еще один пример:

Перспективу можно выровнять в Photoshop, но это далеко не всегда получается качественно - при сильной компенсации эффекта здорово пострадают форма и пропорции объектов в верхней части кадра.

Если вам нужно получить действительно качественные фотографии объектов архитектуры, по возможности не используйте сверхширокоугольник. Ищите такую точку съемки, с которой объект поместится в кадр при использовании "нормального" объектива (40-50 мм) или даже телеобъектива. Линия горизонта - чем ближе к середине кадра, тем меньше перспективные искажения.

Вот пример фотографии объекта архитектуры, сделанной на фокусном расстоянии 105 миллиметров с большого расстояния.

Никаких падающих стен, кривых линий и искажения пропорций! Согласитесь, смотреть такие фотографии архитектурных объектов намного приятнее, чем такие:

Или такие:

Разумеется, использовать длиннофокусный объектив для съемки архитектуры получается не всегда. Часто бывает, что архитектурные объекты расположены очень неудачно - их закрывают деревья, рекламные щиты, другие здания. Тут уже делать нечего - спасение только в широкоугольнике. Но все же, старайтесь снимать на максимально возможном в данных условиях фокусном расстоянии.

p.s. Речь не идет о художественных фотографиях, в которых перспективные искажения играют роль художественного приема.

Съемка природы

Пейзажная съемка - вот истинный конек сверхширокоугольной оптики! Угол поля зрения 14-мм объектива на полном кадре составляет около 120 градусов по горизонтали -это примерно соответствует тому, что человек видит двумя глазами.

При съемке природы, в отличие от городского пейзажа, сильное искажение перспективы не столь уж критично, как при съемке зданий. Наоборот, агрессивная перспектива придает снимку дополнительную динамику и глубину.

При компоновке кадра с "верхним горизонтом" в кадр попадает большое количество объектов переднего плана (иногда даже ноги фотографа). Это заставляет более ответственно подходить к выбору точки съемки. Зато у фотографа есть возможность одним кадром передать все великолепие пейзажа во всех подробностях - от травы или воды под самыми ногами до линии горизонта.

При съемке пейзажа со сверхширокоугольником объекты заднего плана получаются очень мелкими - такова уж специфика столь малого фокусного расстояния, однако часто это превращается в огромное достоинство. Особенно хорошо со сверхширокоугольником получаются пейзажи с облаками. Если с обычным объективом облака являлись лишь фоном, дополняющим композицию, то со сверхширокоугольником они, зачастую, становятся полноправными ключевыми объектами.

А вот такая фотография получилась на 24-мм объектив:

Согласитесь, с 14-мм объективом получилось интереснее!

Даже если передний план как таковой отсутствует, "облачный рисунок", чуть усиленный в Фотошопе, сделать основным мотивом в пейзаже.

Разумеется, при таком ракурсе мы столкнемся с завалом вертикальных объектов из-за эффекта перспективы. Исходный вариант данной фотографии выглядел так:

Перспективные искажения в нижней части снимка кажутся катастрофическими! А что вы ожидали? Законов оптики никто не отменял. Про то, как исправить подобную беду без обрезки краев картинки (как на фото с колокольней), вы можете задать мне вопрос на Фотокурсах , я вам охотно все расскажу и покажу. Возможно, в обозримом будущем появятся видеоуроки.

Горизонт посередине - отступление от общепринятых правил композиции или полезный художественный прием?

Возможно, вам уже приходилось читать или слышать, что следует любыми способами избегать горизонта посередине кадра. По крайней мере, во многих учебниках серединный горизонт характеризуется как недостаток в композиции. Но, фотография - не физика и не математика! От правил можно и нужно отступать. Но, все же делать это следует с осторожностью, тщательно взвесив все за и против.

Долгое время я был противником серединного горизонта в пейзаже, однако, относительно недавно изменил свое мнение на этот счет. Основным поводом для этого стало пополнение моего арсенала сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием 14 мм. За небольшой промежуток времени с этим объективом было сделано немало удачных фотографий, горизонт на которых располагался, как будто в насмешку над всеми правилами и канонами, ровно посередине кадра. Вот несколько примеров:

Гороховец, вид с Лысой горы:

Вечер в Ворсме (1):

Вечер в Ворсме (2):

Я пытался понять, почему серединный горизонт на этих фотографиях абсолютно не режет глаз, а наоборот, обеспечивает некий эффект присутствия? И, похоже, выяснил это...

Объектив 14 мм на полном кадре имеет угол поля зрения, сопоставимый с углом зрения человека (2 глазами, с учетом периферийного зрения) - 115-120 градусов. В обычном состоянии мы держим голову прямо и, совершенно очевидно, что линию горизонта мы привыкли видеть посередине! Вот и вся разгадка. Именно поэтому, на фотографиях, сделанных с таким широким углом охвата линия горизонта, делящая кадр пополам - вполне разумный композиционный ход.

Из этого можно сделать смелый вывод, что классические правила композиции (пришедшие в фотографию из живописи) на сверхширокоугольных объективах не так уж незыблемы! Все равно что геометрия Евклида и геометрия Лобачевского, либо классическая механика и квантовая:)

Заключение

В заключение хочу сказать, что фотографировать сверхширокоугольный объектив не так легко, как может показаться на первый взгляд. Вам почти всегда будут сопутствовать такие сложности. Многие разочаровываются в подобной оптике, из-за ряда ее особенностей:

  • Сильные искажения перспективы (нужно учиться их исправлять в редакторе, либо использовать в качестве творческого приема)
  • Дисторсия (относительно легко правится в Adobe Lightroom)
  • Недостаток динамического диапазона (из-за угла большого поля зрения в кадр будут попадать объекты хорошо освещенные, а также объекты в глубокой тени - осваивайте HDR)
  • При использовании мануальных объективов нужно привыкать к ручному режиму

Если же вы успешно освоите сверхширокоугольник и "проникнетесь" им, вам откроются огромные творческие возможности!

Широкоугольный объектив – один из самых популярных инструментов фотографов-пейзажистов. Однако, использовать его правильно не так уж и просто. Угол поля зрения широкоугольных объективов настолько отличается от привычного человеческому глазу, что неопытный фотограф, снимая с таким объективом, легко может совершить досадные ошибки. С другой стороны, правильное использование широкоугольного объектива может помочь получить эффектную фотографию. Так как же фотографировать с широкоугольным объективом? В этой статье собраны все ключевые моменты, которые вам необходимо знать для успешной съёмки с широкоугольным объективом.

Если вы впервые взяли в руки широкоугольный объектив, то сразу же обратите внимание на то, что он заметно преувеличивает линейную перспективу.

Мы привыкли к тому, что чем ближе мы подходим к объекту – тем больше его изображение на снимке, вплоть до того, что на фотографии будет умещаться только какая-то отдельная часть снимаемого объекта. Угол зрения же широкоугольных объективов настолько широк, что позволяет располагаться невероятно близко от объекта съёмки и, по-прежнему, полностью уместить его в кадре.

Конечно, фактическая перспектива снимков в действительности зависит не от используемого объектива, а от расстояния между фотографом и снимаемым объектом. Тем не менее, широкоугольные объективы изменяют перспективу сильнее, чем другие объективы, позволяя снимать объекты с более близкого, чем обычно, расстояния.

Но не забывайте, что преувеличение перспективы – палка о двух концах. С одной стороны, она позволяет вам получить обширное и детальное изображение переднего плана. А с другой – всё, что находится дальше переднего плана неимоверно сжимается. К примеру, если вы будете снимать с широкоугольным объективом горы, то на фотографии вы получите крупные и детализированные изображения предметов на переднем плане, тогда как сами горы будут выглядеть крошечными и совершенно лишёнными величия.

Именно эта особенность является главной проблемой, с которой сталкиваются фотографы, использующие широкоугольный объектив для пейзажной съёмки. Поэтому прежде, чем сделать фотографию пейзажа, оцените снимаемую сцену – если в кадре на заднем плане есть крупные объекты, масштабность которых вам хотелось бы передать, то широкоугольный объектив будет не лучшим выбором для этих целей.

Для наглядности сравните две фотографии, размещённые ниже. Первая была сделана с 20-мм объективом. Как видите, горный массив на заднем плане выглядит невзрачным и каким-то мелким:

Фото на 20 мм. NIKON D800E + 20mm f/1.8 @ 20mm, ISO 100, 3/1, f/16.0 © Spenser Cox

Вторая же фотография сделана с 70-мм объективом. Оцените, как те же самые горы выглядят на ней. Как говорится, без комментариев:

Фото на 70 мм. NIKON D800E + 70-200mm f/4 @ 70mm, ISO 100, 1/25, f/11.0 © Spenser Cox

Так мы приходим к ещё одному ключевому моменту, о котором следует помнить при съёмке с широкоугольным объективом: всегда обращайте внимание на передний план. Если объекты на переднем плане получаются крупнее и детальнее, то, естественно, что они должны быть интересными и привлекающими взгляд зрителя.

Ещё раз взгляните на передний план первого фото, размещённого выше. Он откровенно скучен. Всё, что мы видим – это обычные кусты травы и куски горных пород, которые, несомненно, не настолько важны, чтобы занимать половину фотографии.

Несмотря на эти особенности, широкоугольные объективы идеально подходят для многих видов пейзажной фотографии. Если у вас есть хороший передний план, то смело используйте широкоугольный объектив – он позволит создать у зрителя ощущение, словно он может войти в фотографию. Добиться подобного эффекта, используя телеобъективы — более приспособленные для съёмки удалённых объектов — практически невозможно.

Особенности съёмки с широкоугольным объективом: Широкий обзор

Многие фотографы считают, что не стоит использовать широкоугольный объектив, как средство уместить в кадре все желаемые объекты съёмки. Но с этим мнением можно не согласиться.

Иногда перед вашим взором может открыться такая картина, запечатлеть которую можно только при помощи широкоугольного объектива (либо сделать несколько снимков на телеобъектив и «сшить» из них в редакторе панораму). Очевидно, что вам необходимо будет внимательно следить за передним и задним планом, но результат стоит того. Пример такой ситуации – когда вы замечаете . Если вы хотите запечатлеть это потрясающее зрелище на фоне пейзажа, то оптимальным выбором станет широкоугольный объектив.

Широкий угол обзора иногда ставит в тупик фотографов, которые начинают снимать пейзажи с широкоугольным объективом. Завидев красивый вид, они снимают его на самом широком угле, который доступен на их объективе. Затем, открыв полученные фотографии на компьютере, они видят большие незаполненные области в отснятых кадрах, и пытаются понять: что же пошло не так.

Снимая с широкоугольным объективом, всегда будьте внимательны к композиции кадра, убедитесь, что в каждой области фотографии есть какие-нибудь интересные элементы. В большинстве случаев ваш широкоугольный объектив заполнит значительные области фотографии травой и небом. Согласитесь, что такие изображения, скорее всего, будут не очень эффектными.

Запомните простое правило: использование широкоугольного объектива оправдано тогда, когда есть необходимость уместить в кадр множество интересных объектов, и каждая область изображения будет содержать что-то, что сможет привлечь внимание зрителя. Откровенно говоря, такие ситуации случаются реже, чем можно подумать.

Как фотографировать с широкоугольным объективом: Негативное пространство

Ещё один вариант использования широкоугольного объектива – создание фотографий с большим количеством негативного пространства .

Что такое негативное пространство? В фотографии, негативным пространством называется область изображения, ничем не занятая и не привлекающая внимание зрителя. Если на вашей фотографии запечатлено одинокое невысокое дерево, окружённое заснеженным полем, то в таком изображении будет много негативного пространства.

Широкоугольные объективы отлично справляются с задачей наполнения фотографии негативным пространством, но чаще всего это происходит вопреки желаниям фотографа. Если вы хотите запечатлеть красоту далёкой горы, то вы вряд ли захотите, чтобы 3/4 кадра были заняты пустым небом, на которое мало кто посмотрит.

Тем не менее для некоторых изображений негативное пространство является невероятно мощным инструментом. Оно позволяет выделить ваш объект съёмки, окружив его пустой областью.

Негативное пространство придаёт фотографии атмосферу одиночества и пустоты. Если вы пытаетесь показать незначительность снимаемого объекта в окружающем мире, то негативное пространство – это именно то, что вам нужно.

Конечно, в пейзажной фотографии к этому приёму прибегают нечасто. И решение о его использовании зависит исключительно от творческого замысла фотографа.

Заключение

Широкоугольные объективы неспроста являются одними из самых популярных инструментов в пейзажной фотографии. Только они позволяют фотографу снимать близко от объекта съёмки, не беспокоясь о том, что он не уместится в кадр. Кроме того, если вы снимаете сцену, наполненную множеством интересных и эстетичных элементов, то широкоугольный объектив может стать лучшим способом для её захвата.

Широкоугольные объективы непросты в использовании. Они, как правило, добавляют в кадр много негативного пространства, что не всегда желательно. В то же время они уменьшают площадь фона фотографии по отношению к остальной её части. Поскольку широкоугольные объективы выдают изображение, сильно отличающееся от привычного человеческому глазу, многие фотографы используют их неправильно.

Если вы научитесь справляться с трудностями и особенностями использования широкоугольных объективов, они надолго займут место в вашем арсенале. Кроме того, чем дольше вы снимаете с широкоугольным объективом, тем лучше вы его осваиваете и эффективнее используете.

А как вы используете широкоугольные объективы? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже.

В качестве традиционного бонуса предлагаем вам интересный видеоролик о съёмке широкоугольным объективом:

По материалам Photographylife.com. Автор и фото: Спенсер Кокс.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

    Взгляд фотографа дается от рождения, как светлые волосы или голубые глаза. Но чтобы стать настоящим художником, нужен еще и жизненный опыт, культура.
    Вилли Ронис

    Выбираем объектив

    Решение творческих задач в репортажной съемке значительно облегчается, если фотограф имеет опыт работы с разными объективами, знает их преимущества и умело использует при съемке.

    В арсенале профессиональной и любительской фотографии в настоящее время имеется большой выбор съемных объективов с постоянным (фиксированным) значением фокусного расстояния и зум-объективов (объективы с изменяемым фокусным расстоянием).

    На втором уроке я писал об оптимальном «джентльменском наборе» оптики для репортажного фотографа. Он может содержать небольшую линейку объективов от 24 до 200 мм и/или зум- объективы с фокусом в тех же пределах, желательно светосильные. В зависимости от целей и условий съемки целесообразно подбирать и работать тем объективом, который поможет четко выполнить фотографическую задачу. Как же выбрать нужный объектив? На чем остановиться: на зуме или объективе с фиксированным фокусом?

    Напомню, что объективы с фиксированным фокусным расстоянием делятся на нормальные (стандартные, штатные), длиннофокусные (телеобъективы) и короткофокусные (широкоугольные). Эти объективы довольно компактные, как правило, имеют хорошую или высокую светосилу, способны работать в сложных световых условиях. Они различаются прежде всего по фокусному расстоянию и углу зрения объектива.

    В центре линейки находятся нормальные объективы. Диапазон фокусов условно нормальных объективов колеблется, на мой взгляд, примерно от 40 до 60 мм для фотоаппаратов с форматом кадра 24×36 мм. Объективы называются нормальными, поскольку «видят» как человеческий глаз, то есть захватывают в кадр приблизительно столько же пространства, сколько может видеть человек акцентированным зрением. Стандартный классический 50 мм объектив («полтинник») наиболее точно отражает наше восприятие мира. Угол съемки у «полтинника» примерно тот же, что и у наших глаз – около 30 градусов. Он составляет так называемое акцентированное зрение или зону ясного зрения. На фотографиях, сделанных нормальной оптикой, линейная перспектива будет выглядеть естественно, правильно. Под линейной перспективой понимается впечатление глубины пространства, создаваемое на плоскости фотографии схождением параллельных линий и уменьшением размеров объектов по мере их удаления от объектива.

    Нормальные объективы применимы везде, в том числе в репортаже. Они отличаются высоким качеством изображения и большой светосилой. Многие известные фотомастера начинали свой путь в фотографию с увлечения телевиками, потом широкоугольниками,но в дальнейшем отдавали предпочтение легендарному «полтиннику». Почти все фотографии Анри Картье-Брессона сделаны объективами 50 и 35 мм.

    Фотографии Анри Картье-Брессона из альбомов «Москвичи» (1954) и «О России» (1974)

    Фотографии Анри Картье-Брессона из альбомов «Москвичи» (1954) и «О России» (1974)

    Длиннофокусные объективы имеют по сравнению с нормальными более узкий охват пространства. Фокусное расстояние телеобъективов (телевиков) находятся в диапазоне от 80 до 300 мм и более. В зависимости от фокуса, телевики бывают слабыми (портретными), сильными и сверхсильными. Они позволяют изображать объекты крупным планом, с относительно удаленных точек съемки. Узкий угол съемки создает иллюзию сжатого пространства, в котором расстояние между удаленными предметами укорачивается, мало ощущается. То есть, с одной стороны, телевик «сплющивает» пространство, лишает его глубины, но, с другой стороны, позволяет снять крупным планом недоступные для приближения объекты. Для этих целей пригодны сильные (до 300 мм) и сверхсильные (от 300 мм и более) объективы.

    Слабые телеобъективы, находящиеся в самом начале длиннофокусного диапазона, являются портретными (70-105 мм). Они дают возможность хорошо скомпоновать снимок, «собрать» портрет, выдержав привычную для нашего общения дистанцию в 1,5- 2,5 метра. Кстати, именно с такого расстояния художники пишут классические портреты.

    Телеоператор Борис Обедников. Фото Михаила Рогозина

    Радиожурналист Сергей Сыноров. Фото Михаила Рогозина

    Короткофокусные или широкоугольные объективы имеют более широкий угол съемки, чем нормальные объективы. Для 35 мм камер широкоугольными объективами считают такие, у которых фокус 35 мм и меньше. По мере увеличения угла поля зрения объектива широкоугольники делятся на слабые (35-28 мм), сильные (24-20 мм) и сверхсильные (менее 20 мм).

    Торговля в порту. Андалусия, Испания. Фото Михаила Рогозина

    Сборочный цех авиазавода. Фото Михаила Рогозина

    Колокольный звон. Фото Геннадия Михеева

    Широкий угол съемки, превышающий угол нормального зрения, позволяет охватить большое пространство, показать в нем взаимодействие людей и окружающей среды. Своим зрением мы можем наблюдать широкое пространство перед собой, только попеременно передвигая и фокусируя свой взгляд на отдельных объектах. А широкоугольник охватывает то же самое пространство моментально в одном кадре. И на плоской фотографии мы видим необычную картину, какую в жизни не наблюдаем.

    В порту. Андалусия, Испания. Фото Михаила Рогозина

    Май. Фото Михаила Рогозина

    Главное достоинство широкоугольника в том, что он позволяет, максимально приблизившись к объекту съемки, выделить его крупно на переднем плане, одновременно как бы раздвинуть пространство за ним, показать максимально все окружение. В результате возникает замечательное ощущение, будто ты в сердцевине события. Наиболее эффективно объектив работает, на мой взгляд, в двух случаях. Во-первых, когда мы хотим укрупнить и выделить передний план, оторвать от фона главное действие. И второе, при создании портрета, в котором человек отражен в окружающем его мире.

    Литератор Денни Боржуа. Фото Михаила Рогозина

    Писатель Сергей Михалков. Фото Павла Кривцова

    Кинооператор Александр Киселев. Фото Павла Кривцова

    Широкоугольный объектив годится для любой съемки. Им можно снимать и портрет, и кадр-действие среднего плана, и информационные общие планы, и пейзаж, и архитектуру. Весь репортаж, включающий все типы кадров, можно снять одним широкоугольником.

    Окно. Фото Михаила Рогозина

    Фото Геннадия Михеева

    Соловецкие острова. Вид на Сельдяной мыс. Фото Михаила Рогозина. (Вся серия в Примерах)

    Современные зум-объективы позволяют заменить сразу несколько объективов с фиксированными фокусами. Например, зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 24-85 мм способен заменить широкоугольный (24-28 мм), стандартный (50 мм) и портретный (85 мм) объективы.

    Преимущество зумов неоспоримо при оперативной и протокольной съемке, когда фотограф ограничен временем и зачастую лишен свободы передвижения. В этих ситуациях зумы более удобны, так как для изменения фокусного расстояния достаточно лишь повернуть кольцо управления и не тратить время на смену объективов.

    Во всех остальных случаях я рекомендую использовать объективы с фиксированным фокусом. Они требуют от нас постоянного передвижения в поиске точки съемки. Ведь ключ к созданию яркого фотографического образа заключается в поиске этой, всегда единственной, точки съемки. Чрезмерное же увлечение зумом таит опасность привить себе пагубную привычку заполнять кадр, зумируя фокус, не сходя с места. Ну и, конечно, объективы с фиксированным фокусом компактней, легче и обладают большей светосилой.

    Особенности съемки широкоугольным объективом

    Изобразительные возможности широкоугольника высоко ценятся профессионалами и мастерами фотографии. В репортажной съемке он применяется весьма часто. Но короткофокусный объектив довольно капризен, легко дает нежелательные оптические эффекты, которые необходимо научиться контролировать и, по возможности, нейтрализовать.

    Что я имею в виду? Прежде всего – искажения. При съемке широкоугольником они присутствуют всегда, более выражены у сильных объективов. Искажения могут затрагивать геометрическую перспективу – заметно искривлять линии, вытягивать,деформировать привычные формы по периферии кадра. Если при съемке пейзажа, интерьеров, архитектуры эти эффекты мы можем замечать, но они не мешают и не раздражают нас, то при съемке людей они могут создать неприятные пропорции тела, исказить облик. Эта проблема с людьми возникает при съемке с близкого расстояния. В данных условиях съемка широкоугольником, по меткому выражению Павла Кривцова, это, «как по лезвию ножа…».

    Почему? Широкоугольник «просит» как можно ближе подойти к человеку. Чем ближе мы подходим, тем объемнее видим человека, тем шире за ним открывается обзор, расширяется перспектива. Но чем ближе мы приближаемся, тем сильнее искажаются ближайшие к объективу части тела. Они увеличиваются, вытягиваются, нарушая естественные пропорции. Даже сантиметры влияют на ту грань, за которой начинаются грубые, уродующие человека, искажения. Это неприятно, неэстетично! Кому хочется видеть себя Карликом-Носом или тыквоголовым инопланетянином?

    Что же предпринять, чтобы не допускать искажений? Безусловно, главный прием – поиск точки съемки! Сделайте шаг назад от вашего героя – искажений не будет. Но если вы хотите максимально приблизиться к портретируемому, то следите за тем, чтобы оптическая ось объектива была направлена перпендикулярно условной плоскости, в которую мысленно вписывается фигура человека, и всегда, обязательно, – в центр этой фигуры. Оптимальная точка съемки будет та, которая расположена на равноудаленном расстоянии от разных частей тела, образующих эту самую плоскость. Тогда по краям будут создаваться приблизительно одинаковые незначительные искажения, то есть они будут незаметными. Активно ищите эту точку!

    Еще раз подчеркну, что искажения при съемке широкоугольником бывают всегда, но мастера фотографии снимают так, что они незаметны. Рассмотрим другие секреты уходаот искажений. Это композиционные отвлекающие приемы. Снова вернемся к работам Павла Кривцова. Современные исследователи фотографии считают его непревзойденным
    мастером съемки портрета широкоугольным объективом. Разберем его основные приемы.

    1. Рядом с ближайшей искажаемой частью фигуры располагаем сюжетно-важный предмет. Изменение его формы, величины может быть даже эффектным и отвлечет внимание от диспропорций тела.

    Лена Кочеткова – художник декоративной росписи из Жостово. Фото Павла Кривцова

    Писатель Олег Волков. Фото Павла Кривцова

    Воспоминание о Курской дуге. Старший сержант Данила Ильич Еремченко. Фото Павла Кривцова

    1. Светотеневые композиционные решения. Искаженную часть тела уводим в тень.

    Мария. Фото Павла Кривцова

    Преувеличенно крупная рука не бросается в глаза своими размерами, потому что уведена в тень.

    1. Мощные геометрические композиции, линии способны увести наш взгляд от искажений.

    Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко, летчик-истребитель, участник Курской битвы. Фото Павла Кривцова

    Мы не замечаем громадную левую руку, потому что наш взгляд уходит в «коридор воздушного боя».

    Давайте и мы с вами в работе широкоугольником экспериментировать, искать и другие приемы создания красивых, гармоничных фотографий. В фотографической теории этот раздел мало исследован. Возможно, вы откроете здесь что-то новое.

    Дополнительная литература по теме урока

    1. Вартанов Анри. «Эстетика фотографии. Ракурс», «Советское фото», 1985, No9
    2. Э. Хокинс, Д. Эйвон. «Фотография. Техника и искусство», М., «Мир», 1986

    Задания к уроку No7 «Выбор объектива. Съемка широкоугольником»

    Учимся снимать широкоугольником портрет без искажений

    Снимите широкоугольником репортажные портреты, одиночные или групповые, используя все перечисленные на уроке приемы ухода от искажений (четыре приема). По возможности примените эти приемы в вашей теме.

    Напоминаю вам, что выполненные задания принимаются в виде ZIP-архива, внутри которого находятся снятые вами фотографии. Архив необходимо загружать в поле для исходной фотографии, а в поле для загрузки основной фотографии задания необходимо загрузить один выбранный вами снимок.

    Статьи и Лайфхаки

    Читая характеристики установленной в смартфоне камеры, нередко мы можем встретить упоминание о том, что объектив в ней широкоугольный.

    Почти всегда это относится к , за последние пару лет превратившимся в устойчивый тренд даже на бюджетных моделях.

    С другой стороны, далеко не всегда речь идет о «родной» оптике девайса: вполне может иметься в виду специальный аксессуар. Постараемся разобраться во всём ворохе информации, связанном с данным вопросом.

    Зачем вообще нужен широкоугольный объектив

    Основное предназначение такой оптики – получение панорамных снимков.

    Навскидку можно назвать несколько областей, в которых подобная оптика просто незаменима :

    • Съемка интерьеров помещений: музеев, магазинов, выставок.
    • Получение качественных снимков архитектурных сооружений.
    • Фотографирование пейзажей, ландшафтов.
    • Фото масштабных мероприятий: концертов, спортивных состязаний, народных гуляний.
    То есть, любая ситуация, когда требуется захватить в кадр как можно больше деталей.

    К сверхширокоугольным относятся специализированные объективы под названием «рыбий глаз» или фишай (fish eye). Благодаря неисправленной дисторсии с их помощью можно получать эффект «круглого» изображения пространства.

    Основные параметры

    Ключевой характеристикой объектива, определяющей угол его обзора, является . Однако для смартфонов она не слишком критична, поскольку в них по умолчанию устанавливается оптика с постоянным коротким фокусом: 27-35 см.

    Поэтому, если для фотоаппарата широкоугольным считается объектив с углом поля зрения от 52° до 82°, то в мобильных устройствах эта величина куда выше: 100 – 120°.

    Для панорамной съемки, особенно в закрытых помещениях, очень важна хорошая светосила. Именно поэтому она в широкоугольниках обычно существенно выше, чем в «телескопах»: f/1,7-1,8 против f/2,0-2,4.

    В двухмодульных камерах


    Использование двух модулей с различными характеристиками до определенной степени решило проблему фиксированного фокусного расстояния в объективах мобильных девайсов.

    Наиболее распространенным в современных качественных гаджетах является сочетание двух модулей: широкоугольного с высокой светосилой и телескопического, у которого апертура поменьше.

    Причем основным в большинстве случаев является именно широкоугольник, угол обзора которого может достигать 125°. В результате разрешение сенсора телевика в бюджетных аппаратах может быть существенно меньше, чем у «ширика».

    Любителям селфи


    Угол обзора может быть весьма критичен для поклонников селфи, понятно, что в данном случае он относится уже к .

    С одной стороны, объективы с широким углом позволяют захватить как можно больше интересных деталей фона, на котором производится съемка: деталей строения, природного ландшафта и т.п.

    С другой – в кадр может «поместиться» сразу несколько человек, что очень актуально в больших компаниях.

    При этом необходимо помнить о глубине резкости, поскольку в противном случае можно получить незапланированный . Обычно эта проблема решается с помощью автофокуса, но иногда приходится и поковыряться в настройках.

    Съемные объективы


    Чтобы компенсировать недостатки смартфонной оптики, для мобильных устройств создан аксессуар, представляющий собой насадку, закрепляемую непосредственно на корпусе гаджета. Он еще известен как Clip Lens.

    В комплект подобной «прищепки» входит несколько различных объективов, которые можно быстро заменять применительно к конкретной ситуации. Среди них обычно имеется и широкоугольный.


    Следует сказать, что качество полученных с использованием таких насадок снимков существенно страдает: возникают искажения, теряется резкость по краям.

    Но во многих случаях можно получить эффекты, принципиально недоступные штатной оптике мобильных девайсов, как, например, тот же «рыбий глаз» или макросъемка.

    В заключение

    С каждым годом камеры мобильных устройств становятся всё совершеннее. Разработчики прилагают максимум усилий, чтобы обойти ограничения, накладываемые на оптику габаритами.

    Это делает возможность получения качественных панорамных снимков чуть ли не в любых условиях.

    Особенный прогресс в этом отношении был достигнут с широким распространением двойных камер, снявших ультимативное требование универсальности оптики объектива.

    Ведь, как известно, универсальный инструмент делает очень многое, но одинаково плохо. Как следствие, пользователям гаджетов теперь не приходится выбирать между углом обзора и масштабом изображения.

    Для начала давайте взглянем на некоторые сюрпризы и недостатки этого объектива.

    • Если правильно использовать этот объектив, вы можете заставить зрителя почувствовать себя в середине сцены.
    • Вы, как фотограф, можете стать гораздо ближе, чтобы получить фантастические картины. Если вы не можете достаточно приблизиться, забудьте о широком угле.
    • Этот объектив имеет свойство преувеличивать вещи, в том числе и предметы, и явления, и эмоции. Люди, лица, или местность – кажется, все это переполняет кадр, если его правильно составить и обработать.
    • Состав действительно имеет значение, когда дело касается этого объектива, минимальное передвижение с камерой и позиционирование самого себя внутри сцены может дать резкое изменение в фотографии. Избегайте захвата ног во время съемки при кадрировании.
    • Съемка портретов с широкоугольными объективами, конечно же, требует большого количества практики и определенного мастерства. Поверьте, даже профессионалы бывает, затрудняются получить достойный портретный снимок. Нужно взять во внимание, что человек может утратить пропорциональность и принять меры для предотвращения такого явления. Помните, что это не портретный объектив.

    В этой статье мы обсудим с вами плюсы широкоугольной фотографии, а также некоторые интересные методы для съемки и негативные аспекты широкоугольных фото.


    Искажение

    Искажение в объективе вызывает дефект снимка. Практически не существует оптики, которая не вызывала бы некоторое количество искажений в изображении. Но когда речь идет о широкоугольных объективах, следует отнестись к этому моменту особенно внимательно. Как правило, в углах фотографии происходит растяжение, из-за которого объект или субъект теряет реальную форму и выглядит на снимке деформированным. Избежать этого довольно сложно, но можно все же использовать такой недостаток в пользу изображения. К тому же, этот вопрос легко решаем, если прибегнуть к более качественному оснащению. Существует много доступных методов, позволяющих исправить деформации при обработке кадров.


    Фото: Todd & Sarah Sisson


    Обрамление

    Четко представляйте себе внутри чего находится ваш объект, то есть что его обрамляет. Идеальное размещение предмета – это центр кадра. Таким образом, можно избежать огромного количества искажений, которые характерны для углов снимка. К тому же, возникает более четкое представление о природе образа и получается отличная широкоугольная фотография.


    Фото: Кевин Макнил


    Позиция фотографа и состав кадра

    Вы можете немного переместиться либо минимально наклонить камеру и при этом получить значительные изменения внутри кадра. Это хорошая возможность улучшить вид сцены. Для этого продолжайте экспериментировать и делайте больше пробных снимков, чтобы получить прекрасные результаты. Также пригодится способность к самоанализу и терпение.


    Фото: Джаред Ропилато


    Потрясающие примеры широкоугольных фотографий


    Фото: Mac Danzig


    Фото: Willie Huang


    Фото: Джошуа Криппс


    Фото: Филипп Иглсфилд


    Фото: Chip Phillips


    Фото: Michael Ryan


    Фото: Брент Пирсон


    Фото: Jason Theaker


    Фото: Джеффри Шмид


    Фото: Joserra Irusta


    Фото: Джошуа Криппс


    Фото: Ларс ван де Гур