Жил ли иисус христос. Был ли Иисус Христос на самом деле в реальной жизни истории человечества

Хотя и крайне редко, но существуют историки, считающие, что Иисус был чисто мифической или вымышленной личностью. Но что важнее, многие далекие от истории люди склонны сомневаться, жил ли когда-либо Иисус вообще. В данной работе представлены пять доводов, подтверждающих историчность Иисуса Христа:

1- Свидетельства нехристианских источников
2- Довод, основанный на историческом критерии "несоответствия"
3- Свидетельства писем апостола Павла
4- Результаты жизни Иисуса
5- Соответствие истории жизни Иисуса археологическим находкам

Свидетельства нехристианских источников


1. Первый текст, который я приведу в подтверждение историчности Иисуса, принадлежит римскому историку Тациту, жившему в конце первого - начале второго веков.

Имя христианин произошло от Христа, который был казнен Понтием Пилатом во время правления Тиберия. Это пагубное суеверие было подавлено на некоторое время, но затем вспыхнуло снова не только в Иудее, начале всякого зла, но также и по всему городу… (Annals 15.44)

Этот текст подтверждает не только то, что Иисус существовал, но и что Он был распят, как об этом говорится в Новом Завете, и что Его смерть произошла во время прокураторства Понтия Пилата. Этот фрагмент с большим трудом можно посчитать христианской фальсификацией, как порой утверждают, поскольку Тацит называет христианство пагубным суеверием (exitiabilis superstitio).

Следующий текст принадлежит древнееврейскому историку Иосифу Флавию , который жил в последней половине первого века:

Примерно в это время жил Иисус, мудрый человек, если в действительности его следует называть человеком, поскольку он был тем, кто совершал удивительные подвиги и был учителем тех, кто с радостью принимал истину. Он обратил многих евреев и многих греков. Он был Машиахом. Когда Пилат услышал в его адрес обвинения людей в том, что он возносил себя среди них, он приговорил его к распятию . Те, кто пришли к нему сначала, чтобы любить его, не оставили своей привязанности к нему. На третий день он явился им, вернувшимся к жизни, как об этом, а также о многих других удивительных вещах касательно его предсказывали Божьи пророки. И род христиан, так названный в его честь, до сих пор не исчез (Antiquities 18.63f; translation in Feldman, Josephus).

Подчеркнутые места этой цитаты - явная интерполяция, внесенная христианами в текст Иосифа Флавия. Но является ли все это местом поддельным, неподлинным? Это маловероятно. Во-первых, у Иосифа Флавия есть еще одна ссылка на Иисуса (первосвященник приговорил Иакова, "брата Иисуса, называемого Христом", Antiquities 20.200), которая не содержит ни одного из чудесных описаний, упомянутых выше. Таким образом, Иосиф Флавий точно знал об Иисусе. Во-вторых, существует две другие версии работ Иосифа Флавия в дополнение к греческим рукописям. Славянская и, что особенно важно, арабская версии, которые являются более ранними и выверенными, не имеют фраз, которые мы встречаем в греческом тексте. В-третьих, Иосиф Флавий описывает историю другого человека, о котором повествуют Евангелия, - Иоанна Крестителя, уделяя ей достаточно внимания (Antiquities 18.116-119).

В этих фрагментах не заметно никаких признаков христианских интерполяций. Следовательно, можно сделать вывод: поскольку Иосиф Флавий знал об Иоанне и считал достаточно важным упомянуть о нем, тогда, вероятно, он сделал то же самое и с Иисусом. В-четвертых, место об Иисусе встречается в "Иудейских древностях" в каждой греческой рукописи (всего 133), так же, как и в латинском, сирийском, арабском и славянском переводах. В-пятых, христианский писатель, Ориген (3 в. н.э.), подтверждает, что его текст Иосифа Флавия содержит места об Иисусе без интерполяций (Commentary on Matthew 10:17). Ориген писал, что Иосиф Флавий поразил его тем, что последний не видел Машиаха-Мессию в Иисусе. Таким образом, нет никаких убедительных причин, чтобы сомневаться в подлинности места из рукописей Иосифа Флавия относительно Иисуса - при условии, что мы уберем подчеркнутые слова, включенные позднее христианами, переписывающими текст, который по праву принадлежит древнееврейскому историку Иосифу Флавию.

Таким образом, Иосиф Флавий подтверждает основное содержание всех четырех Евангелий. Иисус творил чудеса и был Учителем, за Которым следовало большое количество людей. Он был приговорен к смерти и распят Понтием Пилатом. Его последователи до сих пор верят в Него. Это, в основном, соответствует и информации, которую мы находим у Тацита.

В дополнение к этим двум очень важным фрагментам, существуют многочисленные упоминания Иисуса в еврейском Талмуде и у языческих авторов: Талла, Флегона, Лукиана из Самосата, Мара Бар Серапиона, Светония, Плиния. Эти источники, которые обычно содержат насмешку, а иногда даже враждебны по отношению к Иисусу, дают нам следующее представление о Нем. Во-первых, Иисус был учителем евреев. Во-вторых, многие люди верили в то, что Он исцелял и изгонял злых духов. В-третьих, некоторые верили в то, что Он был Мессией. В-четвертых, Его отвергали иудейские лидеры. В-пятых Его распяли при Понтии Пилате. В-шестых, несмотря на позорную казнь, число последователей, веривших, что Он все еще жив, распространились за пределы Палестины. В-седьмых, люди из городов и деревень поклонялись Ему как Богу (Lee Strobel, The Case for Christ, p. 115).

Вы можете соглашаться или не соглашаться с отношением ранних христиан к Иисусу, но отрицать факт, что Иисус реально жил на свете, в свете не христианских источников о Нем, кажется для меня очень затруднительным.

Довод, основанный на историческом критерии "несоответствия"


2. Исторический критерий "несоответствия" состоит в том, что люди склонны создавать нелестные, вымышленные фразы или истории о героях. Например, о шестнадцатом президенте Соединенных Штатов Америки, Аврааме Линкольне, обычно говорят, что он был некрасивым человеком; и якобы даже один ребенок посоветовал ему отпустить бороду, чтобы скрыть некрасивые черты лица. Конечно, лучший способ убедиться, что Линкольн был не красавец, это взглянуть на его портреты. Но и без этого, широко распространенное мнение о его непривлекательной внешности - мнение о человеке, высоко уважаемом американцами - убедило бы меня в том, что это действительно так. Мы бы не придумывали этого о человеке, к которому мы так относимся.

То же самое можно сказать и о Иисусе. Там где мы видим примеры несоответствия (того, что нам сообщается, с нашим априорным к Нему отношением), нам, наверное, следует согласиться, что они не были придуманы в первом веке. Приведем лишь частичный список примеров несоответствий в Евангелиях:

Некоторые люди подвергали сомнению законное рождение Иисуса (Иоанна 8:41);
- другие подозревали, что Ему не хватает образованности (Марка 6:3-4; Иоанна 7:15);
- Его не приняли как обещанного пророками Машиаха (или даже просто как учителя) в Его родном городе (Марка 6:5, Луки 4:29); собственная - - Его семья не верила в то, что Он был пророк или Мессия (Марка 3:21, Иоанна 7:5);
- были те, кто обвинял Его в том, что он изгонял злых духов пользуясь темными силами, - другими словами, они обвиняли его в колдовстве и волшебстве (Марка 3:23-30, Иоанна 7:20);
- Его предал один из Его ближайших последователей (Марка 14:10-11);
- когда Иисус был арестован, все Его ученики разбежались, спасая собственные жизни (Марка 14:50);
- апостол Петр отрекся от Иисуса, чтобы спасти свою жизнь (Марка 14:66-72);
- Его лишили жизни через распятие, которое считалось особенно позорной смертью в древнем мире (Марка 15:24);
- умирая на кресте, Он закричал: "Боже Мой! Боже Мой для чего Ты Меня оставил?", - полное выражение безнадежности;
- после Его смерти никто из ближайших учеников не пришел забрать Его тело, чтобы похоронить в соответствии с требованиями иудейской традиции (Марка 15:43).
Ни одно из этих событий не льстит Иисусу. Люди намекали на то, что Он был незаконнорожденный; говорили, что Он сумасшедший; утверждали, что Он занимался колдовством. Он умер самым постыдным способом, который только может себе представить древний человек. Конечно же, люди, почитающие мифическую личность, не придумывают для нее подобных черт!

Свидетельства писем апостола Павла


3. Одним из древнейших документов, свидетельствующих о жизни Иисуса, является 1-е послание Коринфянам апостола Павла, написанное около 54 года н.э. В нескольких местах Павел обращается к учению Иисуса и событиям Его Жизни (см. напр. 1 Кор. 7:10). Однако я хотел бы остановиться на двух местах из 1 Коринфянам: это стихи 11:23-26 и 15:3-11. В первом фрагменте Павел рассказывает об установлении Иисусом одного из таинств- евхаристии. Павел рассказывает, что Иисус установил Вечерю Господню в ту ночь, когда Он был предан, дав Своим ученикам на Пасхальном ужине хлеб и вино как Свое Тело и Свою Кровь.

Во втором отрывке Павел приводит список свидетелей, которые видели Иисуса живым после погребения в могиле. Павел говорит, что после того, как Иисус был распят и погребен, он явился Петру, потом остальным апостолам, своему неверующему брату Иакову, а затем более чем пятистам человек. Павел замечает, что большинство из этих свидетелей были еще живы в то время, когда он писал свое послание, и могут подтвердить его рассказ.

Важно не только то, что это написано, когда еще были живы свидетели, способные подтвердить сказанное, но и то, что Павел аккуратно использует языковые средства для передачи своей мысли. Он пишет: "То, что я получил, я преподаю вам". Так говорили в еврейских кругах, когда передавали материал от учителя ученику. Раввин запоминал то, что ему рассказывал его учитель, а затем учил этому своих учеников. Терминология, которую использует Павел, говорит, что описанные события тщательно передавались их свидетелями другим людям.

Результаты жизни Иисуса


4. Довольно трудно сделать вывод, что Иисуса не было, когда мы явно видим результаты и влияние Его жизни.

В первую очередь, существует церковь. Во всех описаниях, как языческих (Плиний, Тацит), так и христианских (см. Деяния Апостолов и у Евсевия, Ecclesiastical History), Христианство не сулило и не сулит легкой жизни. Многие христиане были гонимы и приговорены к смерти. Но несмотря на все опасности, многие люди в первом веке настаивали на том, что они знали Иисуса, видели Его после смерти (т.е. воскресшим), и верили в то, что Он был Спасителем и Божьим Сыном. Исторически невероятно, чтобы люди так лгали, чтобы навредить себе. Обычно лгут, чтобы избежать вреда, а не заработать неприятности.

Во-вторых, есть Новый Завет, который написан вскоре после смерти (и Воскресения) основателя христианства. Для сравнения: учение зороастризма, возникшего за 1000 лет до н.э., не было записано до третьего века н.э.; Будда жил в шестом веке до н.э., но его биография не была написана до первого века н.э. Даже биография Мухамеда, жившего в 570-632 годах н.э., была записана лишь в 767 году - почти через сто лет после его смерти (см. Strobel, The Case for Christ, стр. 114). Евангелия же были написаны в течение одного поколения после смерти Иисуса. Большинство историков соглашаются, что Евангелие от Иоанна написано последним из четырех. Сейчас мы располагаем манускриптом этого Евангелия, датируемым около 125 года н.э. Этот манускрипт, найденный в Египте, указывает, составлено Евангелие было еще раньше (не позднее, чем в 100 году н.э.). Если Евангелие от Иоанна - последнее по написанию, то другие три написаны еще раньше (возможно, в 60-х или 70-х годах). Я думаю, было бы трудно объяснить неожиданное появление четырех биографий, начиная с середины и до конца первого века н.э., излагающих вымышленную историю о личности, которая якобы существовала всего за 30-70 лет до момента их написания.

Соответствие истории жизни Иисуса археологическим находкам


5. Наконец, особенности биографий Иисуса соответствуют археологическим данным. Например, одно время бытовало мнение, что родной город Иисуса, Назарет (Мф. 2:23, Лк. 2:39, Мк. 1:24, Ин. 1:46), вымышлен. Действительно, Назарет не упоминается в Талмуде, в Ветхом Завете, Иосифом Флавием или каким-либо другим историком древнего мира. Однако это неудивительно, поскольку Назарет был маленьким городом. В то же время два вида вещественных доказательств подтверждают древность Назарета. В 1962 году, в Кесарии была найдена надпись.

Возможно, она находилась на стене иудейской синагоги в третьем веке н.э. Надпись говорит, что в Назарете жили священники. Во-вторых , археологи раскопали современный город в Галилее, который называется Назарет, возле Аравии, и открыли целое селение первого века. Население этого селения составляло 480 человек и, в основном, занималось сельским хозяйством (J. Finegan, Archaeology of the New Testament). Эта деталь из жизни Иисуса очень важна. Назарет, очевидно, был незначительным городом, так что древние источники не усматривали необходимости упоминать о нем. Можно ли поверить, что авторы всех четырех Евангелий плюс множество других раннехристианских авторов выбрали бы этот город в качестве родины для вымышленного великого героя?

Остановимся кратко еще на двух других деталях. Евангелия согласны в том, что Иисус распят Понтием Пилатом, во время, когда Иосиф Каиафа был первосвященником Иудеи. Оба эти человека упомянуты Иосифом Флавием, а Пилата упоминает и Тацит. Кроме того, сегодня мы располагаем надписями из Палестины, где идет речь о них. Надпись, в которой говорится о Пилате, найдена в Кесарии в 1961 году и называет его префектом Иудеи (Finegan, Archaeology). Надпись, в которой упоминается Каиафа, обнаружена в гробнице на юге Иерусалима. Слова "Иосиф Каиафа" находились на одной из сторон каменной гробницы с костями внутри. Другими словами, это были останки Каиафы" (R.Reich, "Caiaphas" Names Inscribed on Bone Boxes" Biblical Archaeology Review 18/5 (1992) 38ff).

Ко всему вышесказанному можно добавить и другие открытия, такие как данные раскопок в Капернауме, Вифсаиде и Иерусалиме. Я думаю, приведенных примеров достаточно, чтобы сделать вывод. Хотя эти реальные находки не доказывают существование Иисуса, они полностью согласуются с биографическими данными, представленными в Евангелиях Нового Завета. Они подтверждают правдоподобие Евангелий, которое является важным элементом, необходимым при исследовании любого исторического события или личности. Другими словами, археологические находки, вместе с другими древними историческими источниками, образуют картину, в которую хорошо вписываеться жизнь Иисуса. Я не думаю, что это было бы возможно по отношению к выдумке.

Представленные пять доводов, по моему мнению, являются сильным свидетельством того, что Иисус - действительно историческая Личность. Если все рассматривать их вместе, можно сделать вывод: Иисус из Назарета жил, был распят и, как верят многие, воскрес из мертвых.

Доказательства достоверности четырех жизнеописаний Иисуса, основанные на ранних Новозаветных рукописях, весьма убедительны...


Обычно, особа, задающая такой вопрос, определяет его как «не относящийся к Библии». Мы не поддерживаем точки зрения, что Библия не может рассматриваться как источник доказательств существования Иисуса. Новый Завет содержит сотни упоминаний об нем. Некоторые исследователи датируют написание Евангелий вторым столетием н.э., то есть за сто с лишним лет после смерти Иисуса. Даже если бы это было так (хотя мы сильно сомневаемся в этом), в исследовании древности письменные документы, созданные менее чем 200 лет после описанных событий, считаются очень надежными доказательствами. Более того, подавляющее большинство ученых (как христиан, так и нехристиан) согласится, что послания апостола Павла (или, по крайне мере, часть из них) были на самом деле написаны Павлом в средине первого столетия н.э., менее чем через 40 лет после смерти Иисуса. Говоря о древних рукописных материалах, это чрезвычайно мощное доказательство существования в Израиле человека по имени Иисус в начале первого столетия н.э.

Также нам важно помнить, что в 70 году н.э. римляне захватили и уничтожили Иерусалим, а также большую часть Израиля, зверски убивая его жителей. Целые города были буквально сравнены с землей! Поэтому не следует удивляться, что много доказательств существования Иисуса было утеряно. Много очевидцев Иисуса было убито. Эти факты, возможно, ограничили число уцелевших свидетельств очевидцев Иисуса.

Принимая во внимание то, что служение Иисуса было, в основном, ограничено территорией сравнительно незначительного морского залива в отдаленном уголке Римской империи, из светских исторических источников может быть получено поражающее количество информации об Иисусе. Ниже приведены некоторые из важнейших исторических свидетельств о Христе:

Римлянин Тацит, живший в первом столетии и считающийся одним из наиболее точных историков древнего мира, упоминал о суеверных «христианах» (производное от имени Иисуса Христа), которые пострадали при Понтии Пилате во время правления императора Тиберия. Светоний, главный секретарь императорской охраны, писал, что в первом столетии существовал человек по имени Крестус (или Христос) (Анналы 15.44).

Иосиф Флавий является наиболее известным иудейским историком. В своих «Древностях» он упоминает об Иакове, «брате Иисуса, называемого Христом». В этом произведении есть спорный текст (18:3), звучащий следующим образом: «В то время был Иисус, мудрый человек, если будет правильно называть его человеком. Ибо он совершал удивительные поступки… Он был Христом… он опять объявился им живым на третий день, как божественные пророки и предсказали это и десятки тысяч других чудесных вещей о нем». Один из переводов этого текста звучит так: «В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его поведение было достойным, и он был известен своей добродетелью. И многие люди из иудеев и других народов стали его последователями. Пилат приговорил его к распятию и смерти. Но ставшие его последователями не оставили его учения. Они сообщили, что он объявился им через три дня после распятия, будучи живым; соответственно, он, возможно, был Мессией, о котором пророки предсказывали удивительные вещи».

Юлий Африканский цитирует историка Талла, обсуждая тьму, последовавшую за распятием Христа (Сохранившиеся письмена, 18).

Плиний Младший в Письмах (10:96) упоминает о раннехристианской вере, включая тот факт, что христиане поклонялись Иисусу как Богу и были чрезвычайно моральны. Также он упоминает о Господней вечере.

Вавилонский талмуд (Синедрион 43а) подтверждает распятие Иисуса в канун Пасхи и его обвинения в колдовстве и поощрении отступничества людей от иудейской веры.

Луциан Самосатский, греческий писатель второго столетия, признавал, что христиане поклонялись Иисусу, который принес новое учение и был распят за это. Он упоминает, что учение Иисуса включало братские отношения между верующими, важность раскаяния и отказа от других богов. По его словам, христиане жили согласно законам Иисуса, считали себя бессмертными и характеризировались презрением к смерти, самопожертвованием и отречением от материальных благ.

Мара Бар-Серапион подтверждает, что Иисуса считали мудрым и добродетельным человеком, многими он почитался царем Израиля, был предан иудеями смерти и продолжал жить в учениях своих последователей.

Фактически, мы можем почти восстановить жизнеописание Иисуса Христа на основании ранних нехристианских источников: Иисус назывался Христом (Флавий), творил чудеса, принес в Израиль новое учение и был распят на Пасху (Вавилонский талмуд) в Иудее (Тацит), но говорил о Себе, что является Богом и вернется (Елиезер), во что верили Его последователи, поклоняясь Ему как Богу (Плиний Младший).

Таким образом, в светской и библейской истории существует огромное количество доказательств существования Иисуса Христа. Возможно, величайшим подтверждением того, что Иисус действительно существовал, является тот факт, что буквально тысячи христиан в первом веке н.э., включая 12 апостолов, были готовы умереть мученической смертью за Иисуса Христа. Люди готовы умереть за то, что они считают правдой, но никто не умрет за то, что, как заведомо известно, является ложью.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Согласно христианскому, традиционному вероучению, Иисус Христос был богочеловеком, который в своей ипостаси вмещал всю полноту божественной и человеческой природы. В одном лице христиане видели Бога, Сына, Логос, который не имеет ни начала дней, ни конца жизни, и человека, с вполне определенной этнической принадлежностью, возрастом и физическими приметами, который родился и в конечном итоге был умерщвлен. И на второй план отходит то обстоятельство, что рожден он был от непорочного зачатия, и за смертью последовало воскрешение.

В исламе также был свой Христос. Это Иса, один из пророков, который предшествовал Мохаммеду.

Если говорить с позиции секулярной исторической науки, то Иисус Христос был религиозным деятелем первой половины I столетия до н.э., который действовал в иудейской среде. С деятельностью его учеников и связывают зарождение христианства. В его историчности не приходится сомневаться, несмотря на активные попытки околонаучных деятелей начала прошлого столетия убедить общество в обратном. Родился Иисус Христос примерно до 4 года до н.э. (точка отсчета от Рождества Христова, которая была предложена в 6 столетии, не может быть выведена из текстов Евангелия и даже противоречит им, потому как находится после даты смерти царя Ирода). Со временем Иисус начал проповедовать в Галилее, а затем и в других палестинских землях, за что и был казнен римскими властями примерно в 30 году н.э.

В ранних внехристианских источниках практически не сохранилось никакой информации о личности Иисуса Христа. О нем можно найти упоминания у Иосифа Флавия, еврейского историка 1 столетия н.э. В частности, в его работах говорится о неком мудром человеке, которого звали Иисусом. Он вел достойный образ жизни и был известен своей добродетелью. Многие иудеи и люди других народов стали его учениками. Пилат приговорил Иисуса к смерти через распятие, однако его ученики не отреклись от его учения, а также рассказали о том, что их учитель воскрес и через три дня явился им. В текстах Флавия также говорится о том, что его считали Мессией, о котором предсказывали пророки.

В то же время, у Флавия упоминается другой Иисус, по прозвищу Христос, родственник побитого камнями Иакова (согласно христианской традиции, Иаков был Братом Господним).

В Талмуде Древнего Вавилона есть упоминания о некоем Йешу га-Ноцри или Иисусе Назарянине, человеке, творившем чудеса и знамения и сбивавшем с пути Израиль. За это он и был казнен накануне Пасхи. В то же время, необходимо отметить, что запись Талмуба была произведена на несколько столетий позже составления Евангелий.

Если говорить о христианской традиции, то в ее канон вошло 4 евангелия, которые возникли спустя несколько десятков лет после распятия и воскрешения. Помимо этих книг параллельно существовали и другие повествования, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились. Из самого названия Евангелия проистекает, что это не просто тексты, в которых рассказывается об определенных событиях. Это некая «весть» с определенным религиозным смыслом. В то же время, религиозная ориентация Евангелий ни в коем случае не исключает правдивой и точной фиксации фактов, которые иногда очень непросто уложить в схемы благочестивой мысли того периода. Так, к примеру, можно упомянуть рассказ о безумии Христа, которая распространялась между близкими ему людьми, а также о взаимоотношениях между Христом и Иоанном Крестителем, которые толковались как превосходство Крестителя и неверность ученика-Христа. Можно упомянуть и истории об осуждении Иисуса Христа римской властью и религиозными авторитетами его народа, а также о смерти на кресте, которая вызывала настоящий ужас. Повествование в Евангелиях гораздо менее стилизовано по сравнению с большинством житий святых, написанных в Средние века, в историчности которых не приходится сомневаться. В то же время, Евангелие очень сильно отличается от апокрифов, которые появились в поздние века, и в которых разрабатывались эффектные сюжеты творения чудес Иисусом в детские годы, или живописные детали казни Христа.

Авторы Евангелий основной упор делают на рассказах последнем периоде жизни Иисуса Христа, связанном с его публичными выступлениями. Евангелия от Иоанна (Апокалипсис) и от Марка начинаются с момента прихода Христа к Иоанну Крестителю, Евангелия от Марка и от Матфея, кроме того, добавляют рассказы о рождении и детстве Иисуса, а сюжеты, связанные с временным отрезком от 12 до 30 лет, полностью отсутствуют.

Евангельские рассказы начинаются с того, что рождение Иисуса Христа предсказывает архангел Гавриил, который явился Деве Марии в Назарете и возвестил, что у не родится сын от чудесного зачатия от Святого Духа. Эта же тайна была рассказана Иосифу Обручнику другим ангелом. Позже Иосиф стал усыновителем будущего ребенка. Согласно пророчествам Ветхого Завета, Мессия должен родиться в иудейском городе Давида Вифлееме.

Причиной, которая заставила Марию и Иосифа отправиться в путешествие, стало объявление переписи населения римскими властями. Согласно правилам переписи, каждый человек должен был записаться по месту исконного проживания рода.

В Вифлееме и родился Иисус, в хлеву, поскольку мест в гостинице не было. После того, как Ирод узнал а пророчествах и приказал уничтожить всех младенцев, которые родились в Вифлееме, Мария и Иосиф забрали ребенка и бежали с ним в Египет, где находились до момента смерти Ирода. Затем были годы, проведенные а Назарете, но о них мало что известно. В Евангелиях сообщается о том, что Иисус выучился ремеслу плотника и что в момент достижения им религиозного иудейского совершеннолетия мальчик исчез во время семейного паломничества в Иерусалим. Его нашли в одном из Иерусалимских храмов, в окружении учителей, которые были очень удивлены ответам мальчика и его уму.

Затем в евангельских текстах следует рассказ о первой проповеди. Перед выходом Иисус отправился к Иоанну Крестителю и принял от него крещение, после чего ушел на 40 дней в пустыню для того, чтобы выдержать духовное противостояние с дьяволом и воздержаться от пищи. И только после этого Иисус решился выступить с проповедью. На тот момент Христу было примерно 30 лет – весьма символичное число, обозначающее совершенную зрелость. В это время у него появились и первые ученики, которые до этого были рыбаками Тивериадского озера. Вместе они ходили по Палестине, проповедовали и творили чудеса.

Необходимо отметить, что постоянным мотивом евангельских текстов являются постоянные столкновения с иудейскими церковными деятелями из числа противоборствующих религиозных течений саддукеев и фарисеев. Эти столкновения были спровоцированы постоянными нарушениями Христом формальных табу религиозной практики: он исцелял в субботу, общался с ритуально нечистыми лицами и грешниками. Большой интерес вызывает вопрос его отношения к третьему направлению в иудаизме того времени – ессейству. Сам термин «ессейство» в Евангелиях не встречается. В связи с этим некоторые специалисты высказали гипотезу о том, что обозначение «прокаженный», которое было дано Симону из Вифании, не соответствует по смыслу с ритуальным запретом прокаженным проживать рядом со здоровыми людьми в городах или общаться с ними. Это, скорее, искажение слова, обозначавшего «ессея».

Сам наставник в иудейском контексте воспринимается не иначе, как «рабби» (учитель). Христа так называют, к нему так обращаются. И в евангельских текстах он показан именно учащим: с пристройках иерусалимского храма, в синагогах, проще говоря, в традиционной обстановки деятельности рабби. Отсюда немного выбиваются его проповеди в пустынях где его поведение больше напоминает поведение пророка. Другие учителя общаются с Христом как со своим конкурентом и коллегой. В то же время, Иисус Христос представляет собой совершенно особый случай, потому как учил, не имея соответствующего образования. Как он сам говорил – как имеющий власть, а не как фарисеи и книжники.

В своих проповедях Иисус Христос акцентировал внимание на необходимости самоотверженной готовности отказаться т социальных преимуществ и выгод, от обеспеченности в пользу духовной жизни. Христос собственной жизнью странствующего проповедника, который не имел, где преклонить голову, подавал пример подобного самоотречения. Еще одним мотивом проповедей была обязанность любить своих гонителей и врагов.

Накануне иудейской Пасхи Иисус Христос приблизился к Иерусалиму и торжественно въехал в город на ослице, что являлось символом миролюбия и кротости. Он принимал приветствия от людей, которые обращались к нему как к мессианскому царю с ритуальными возгласами. Кроме того, Христос изгнал из иерусалимского храма торговцев жертвенными животными и менял.

Старейшины иудейского синедриона решили предать Иисуса суду, поскольку увидели в нем опасного проповедника, который находился за пределами системы школ, вождя, который мог поссорить их с римлянами, нарушителя обрядовой дисциплины. После этого учителя выдали на казнь римским властям.

Однако перед этим Иисус вместе с учениками-апостолами совершил тайную пасхальную трапезу, больше известную, как Тайная Вечеря, во время которой предсказал, что дин из апостолов его предаст.

Ночь он провел в Гефсиманском саду в молитве, и обратился к трем самым избранным апостолам не спать вместе с ним и молиться. А посреди ночи пришли стражники и отвели его на суд синедриона. На суде Христу внесли предварительный смертный приговор и утром отвели к римскому прокуратору Понтию Пилату. Христа ждала участь бесправных: сначала его бичевали, после чего распяли на кресте.

Когда же через несколько дней женщины из окружения Христа пришли к саркофагу, чтобы в последний раз омыть тело и умастить его благовониями, склеп оказался пуст, а ангел который сидел на краю, сказал, что Христос воскрес, и ученики увидят его в Галилее.

Некоторые евангельские тексты дают описание явления Иисуса Христа ученикам, которое завершилось вознесением на небо, однако само воскрешение описано только в апокрифических текстах.

Необходимо отметить, что образ Христа в культуре христианских народов имел большой спектр интерпретаций, которые образовали в конечном итоге сложное единство. В его образе слились воедино аскетизм, отрешенная царственность, тонкость ума, идеал радостной нищеты. И не так уж и важно, был ли Иисус Христос реально существовавшим в прошлом человеком, или это образ вымышленный, гораздо важнее, кем он стал для миллионов людей по всему миру. Это образ страдающей человечности, идеал жизни, к которому стоит стремиться или хотя бы попытаться осмыслить и понять.

No related links found



Существовал ли Иисус Христос на самом деле, или же христианство основано на вымышленном персонаже, подобном Гарри Поттеру?

В течение почти двух тысячелетий большая часть человечества считает, что Иисус Христос был реальным историческим лицом — человеком, который обладал исключительными чертами характера, силой над природой и мог повести за собой людей. Но сегодня некоторые отрицают его существование.

Аргументы против существования Иисус Христа, известные под названием «Теории о мифе Иисуса Христа», возникли через семнадцать столетий после жизни Христа в Иудее.

Эллен Джонсон, президент Организации американских атеистов, так резюмировала взгляд приверженцев теории о мифе Иисуса Христа в передаче Larry King Live телеканала CNN:

Реальность такова, что нет ни капли нерелигиозных доказательств в пользу того, что Иисус Христос когда-либо жил. Иисус Христос – собирательный из многих других богов образ… происхождение и смерть которых подобны происхождению и смерти мифологического Иисуса Христа»

Ошеломленный телеведущий спросил: «Значит, вы не верите, что Иисус Христос жил на самом деле?»

Джонсон резко ответила: «Дело в том, что не было… и нет никаких нерелигиозных доказательств того, что Иисус Христос когда-либо существовал».

Ларри Кинг, ведущий телепередачи, немедленно попросил рекламную паузу. И международная телеаудитория осталась без ответа.

В начале своей литературной карьеры в Оксфорде исследователь К. С. Льюис также считал Иисуса Христа мифом, выдумкой, как и многие другие религии.

Спустя много лет, он как-то сидел в Оксфорде у камина вместе со своим приятелем, которого называл «самым матерым атеистом, каких мне приходилось знать » Неожиданно его приятель выпалил: «Доказательства исторической достоверности Евангелия выглядели на удивление вескими …похоже, что описываемые в них события все-таки, наверное, имели место.»

Льюис был поражен. Замечание друга о существовании реальных доказательств жизни Иисуса Христа подтолкнуло его на то, чтобы самому начать искать правду. Свой поиск правды об Иисусе Христе он описал в книге «Просто христианство» (Mere Christianity ).

Итак, какие же доказательства в пользу реального существования Иисуса Христа обнаружил приятель Льюиса?

О чем говорит древняя история

Давайте начнем с более фундаментального вопроса: Чем отличается мифический персонаж от реального исторического лица? Например, какие доказательства убеждают историков в том, что Александр Македонский был реальным историческим лицом? И есть ли такие доказательства в отношении Иисуса Христа?

И Александр Македонский, и Иисус Христос были изображены харизматичными лидерами. Жизнь каждого, по-видимому, была коротка, и оба погибли в возрасте чуть более тридцати лет. Про Иисуса Христа говорят, что он нес людям мир, покоряя всех своей любовью; Александр Македонский наоборот – нес войну и страдания и правил мечом.

В 336 г. до н.э. Александр Македонский стал царем Македонии. Этот военный гений с красивой внешностью и надменным нравом потопил в крови и покорил немало деревень, городов и царств периода греко-персидских войн. Говорят, что Александр Македонский заплакал, когда ему нечего было больше завоевывать.

История Александра Македонского написана пятью разными древними авторами через 300 или более лет после его смерти. Нет ни одного повествования очевидцев Александра Македонского.

Однако историки считают, что Александр Македонский действительно существовал, главным образом, потому, что арехеологические исследования подтверждают повествования о нем и его влияние на историю.

Точно так же, чтобы подтвердить историчность Иисуса Христа, нам нужно найти доказательства его существования в следующих областях:

  1. Археология
  2. Ранние христианские описания
  3. Ранние рукописи Нового Завета
  4. Историческое влияние

Археология

Пелена времени покрыла многие тайны об Иисусе Христе, которые лишь совсем недавно увидели свет.

Наиболее значительным открытием, пожалуй, являются древние рукописи, найденные в период между XVIII и XX веками. Ниже мы более подробно ознакомимся с этими рукописями.

Археологи также обнаружили многочисленные места и реликвии, которые упоминаются в описании жизни Иисуса Христа в Новом Завете. Малкольм Мугеридж, британский журналист, считал Иисуса Христа мифом, пока не увидел эти доказательства во время своей командировки в Израиль при подготовке репортажа для телеканала Би-Би-Си.

После подготовки репортажа о тех самых местах, связанных с Исусом Христом, о которых повествует Новый Завет, Мугеридж писал: «Я убедился в том, что Христос был рожден, проповедовал и был распят … Я осознал, что действительно жил такой человек, Иисус Христос ….»

Но до ХХ века не было никаких веских доказательств существования Римского прокуратора Понтия Пилата и иудейского первосвященника Иосифа Каиaфы. Они оба были ключевыми фигурами суда над Христом, в результате которого он был распят. Отсутствие доказательств их существования было важным аргументом скептиков в защите теории мифа о Христе.

Но во время археологических раскопок в 1961 г. была найдена плита из известняка с высеченной надписью «Понтий Пилат – прокуратор Иудеи». А в 1990 г. археологи обнаружили оссуарий (склеп с костями), на котором было высечено имя Каиафы. Его подлинность была подтверждена «вне всяких разумных сомнений».

Кроме того, до 2009 г. не было веских доказательств того, что Назарет, в котором жил Иисус, существовал в период его жизни. Скептики, подобные Рене Сальм, считали отсутствие доказательств существования Назарета смертельным ударом по христианству. В книге «Миф Назарета» (The Myth of Nazareth ) она писала в 2006 г.: «Радуйтесь, вольнодумцы.… христианству, в том виде, в котором оно нам известно, возможно, приходит конец!».

Однако 21 декабря 2009 г. археологи объявили о находке глиняных черепков первого века из Назарета, подтвердив таким образом существование этого крошечного поселения во времена Иисуса Христа (см. «Был ли Иисус действительно родом Назарета?» («Was Jesus Really from Nazareth?»)).

Хотя эти археологические находки не подтверждают, что Иисус Христос жил там, они тем не менее подкрепляют повествование Евангелия о его жизни. Историки замечают, что растущее число археологических доказательств не противоречит, а подтверждает повествования об Иисусе Христе».

Ранние нехристианские описания

Скептики, подобные Эллен Джонсон, ссылаются на «недостаточное количество нехристианских исторических доказательств» Иисуса Христа как свидетельство того, что он не существовал.

Нужно отметить, что о любом лице периода жизни Иисуса Христа сохранилось очень мало документов. Многие древние исторические документы были разрушены за многие годы войнами, пожарами, грабежами, да и просто в результате обветшания и естественного процесса старения.

Историк Блэйклок, составивший каталог большинства нехристианских рукописей периода Римской империи, говорит, что «практически ничего не сохранилось со времен Иисуса Христа», не сохранились даже рукописи периода таких видных мирских лидеров как Юлий Цезарь. И при этом никто из историков не подвергает сомнению историчность Цезаря.

И учитывая тот факт, что он не был ни политической, ни военной фигурой, замечает Дэррелл Бок, «удивительно и примечательно то, что Иисус Христос вообще попал в те источники, которыми мы располагаем».

Итак, что же это за источники, о которых говорит Бок? Кто из ранних историков, писавших об Иисусе Христе, не был благосклонен к христианству? Прежде всего давайте обратимся к врагам Христа.

Иудейские историки — иудеям было выгоднее всего отрицать существование Христа. Но они всегда считали его реальным лицом. «В нескольких иудейских повествованиях Иисус Христос упоминается как реальное лицо, противниками которого они были.

Известный иудейский историк Иосиф Флавий писал об Иакове, «брате Иисуса, так называемого Христа». Если Иисус не был реальным лицом, то почему Флавий не сказал этого?

В другом, несколько противоречивом отрывке, Флавий говорит об Иисусе более подробно.

В это время жил человек по имени Иисус.Он был доброго поведения и добродетелен. И многие из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к казни через распятие, и он умер. И те, кто стали его учениками, не оставили его учения. Они говорили, что он явился им через три дня после распятия, будучи живым. Поэтому его считали Мессией».

Хотя некоторые заявления Иосифа Флавия оспариваются, его подтверждение о существовании Иисуса Христа принимается широкими кругами исследователей.

Израильский ученый Шломо Пайнс пишет: «Даже самые рьяные противники христианства никогда не сомневались в том, что Христос действительно существовал.»

Историк Уилл Дюрант, занимающийся изучением мировой истории, отмечает, что ни иудеи, ни прочие народы, жившие в первом веке, не отрицали существования Иисуса Христа.

Историки Римской империи: ранние историки Римской империи писали главным образом о том, что было важно для самой империи. Поскольку Иисус Христос не играл очень важной роли в политической и военной жизни Рима, о нем очень мало упоминается в римской истории. Тем не менее, два известных римских историка — Тацит и Светоний подтверждают существование Христа.

Тацит (55-120 г.г.), величайший ранний историк Римской империи писал, что Христос (по-гречески Christus жил во время правления Тиберия и «пострадал при Понтии Пилате, что учение Иисуса Христа распространилось до самого Рима; а христиан считали преступниками, подвергая их различным пыткам, в том числе и распятию».

Светоний(69-130 писал о «Христе» как о подстрекателе. Многие ученые считают, что здесь упоминается именно Иисус Христос. Светоний также писал о преследованиях христиан римским императором Нероном в 64 г.

Римские официальные источники: христиан считали врагами Римской империи, поскольку они поклонялись Иисусу Христу как своему Господу, а не Цезарю. Ниже приводятся официальные римские источники, включая два письма Цезарей, упоминающие Христа и происхождение ранних христианских верований.

Плиний Младший – древнеримский политический деятель, писатель и адвокат во времена правления императора Траяна. В 112 г. Плиний писал Траяну о попытках императора заставить христиан отречься от Христа, которому они «поклонялись как богу».

Император Траян (56-117 г.г.) в своих письмах упоминал Иисуса Христа и ранние христианские верования.

Император Адриан (76-136 г.г.) писал о христианах, как о последователях Иисуса Христа.

Языческие источники: некоторые ранние языческие авторы вкратце упоминали Иисуса Христа и христиан до конца второго века. Среди них Таллий, Флегон, Мара Бар-Серапион и Лукиан из Самосаты. Замечания Таллия об Иисусе Христе написаны в 52 г., приблизительно через двадцать лет после жизни Христа.

В целом, в течение 150 лет после смерти Иисуса Христа он упоминается как реальное историческое лицо девятью ранними нехристианскими авторами. Удивительно, что Христос упоминается нехристианскими авторами столько же раз, сколько и Тиберий Цезарь, римский император, находившийся у власти во время жизни Иисуса Христа. Если считать как христианские, так и нехристианские источники, то Иисус Христос упоминается сорок два раза в сравнении с всего лишь десятью упоминаниями Тиберия.

Исторические факты об Иисусе Христе

Следующие факты о Иисусе Христе были записаны в ранних нехристианских источниках:

  • Иисус Христос был из Назарета.
  • Иисус Христос вел мудрую и добродетельную жизнь.
  • Иисус Христос был распят в Иудее при Понтии Пилате во время правления Тиберия Цезаря во время еврейского праздника Песах и считался царем иудеев.
  • По верованию своих учеников Христос умер и воскрес из мертвых через три дня после смерти.
  • Враги Христа признавали его необыкновенные деяния.
  • Учение Христа быстро нашло многих последователей и распространилось до самого Рима.
  • Ученики Христа вели моральный образ жизни и почитали Христа за Бога.

«Это общее описание Иисуса Христа точно соответствует описанию в Новом Завете».

Гари Хабармас отмечает: «В общем, около трети этих нехристианских источников относятся к первому веку; а в большинстве своем они написаны не позднее середины второго века». Согласно энциклопедии Британика, эти «независимые повествования подтверждают, что в древности даже противники христианства нисколько не сомневались в исторической достоверности Иисуса Христа».

Ранние христианские описания

Иисус Христос упоминается в тысячах писем, проповедей и комментариев ранних христиан. Кроме того, уже через пять лет после распятия Христа, его имя начинает упоминаться в Словах веры.

Эти небиблейские описания подтверждают бо льшую часть подробностей из жизни Христа, содержащихся в Новом Завете, включая его распятие и воскресение.

Невероятно, но было обнаружено более 36 тысяч таких полных или частичных описаний, некоторые из которых относятся к первому веку. По этим небиблейским описаниям можно восстановить весь Новый Завет, за исключением нескольких стихов.

Каждый из этих авторов пишет о Христе как реальном лице. Сторонники теории мифа о Христе отметают их как предвзятые. Но им все равно придется дать ответ на вопрос: Как объяснить то, что о мифическом Иисусе Христе, написали так много в течение всего лишь нескольких десятилетий после его смерти?

Новый Завет

Скептики, подобные Эллен Джонсон, также отрицают Новый Завет как доказательство жизни Христа, считая его «небеспристрастным». Но даже большинство нехристианских историков считает древние рукописи Нового Завета веским доказательством существования Иисуса Христа. Майкл Грант, атеист и историк Кембриджского университета, считает, что Новый Завет следует считать таким же свидетельством, как и другие свидетельства древней истории:

Если при рассмотрении Нового Завета мы используем те же критерии, что и при анализе других древних повествований, содержащих исторический материал, мы не можем отрицать существование Иисуса Христа больше, чем существование большого количества языческих персонажей, историческая достоверность которых никогда не подвергается сомнению.

Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) являются основными описаниями жизни и проповедей Иисуса Христа. Лука начинает свое Евангелие со слов к Теофилу: «Поскольку я лично тщательно изучил все с самого начала, я тоже решил написать тебе, мой уважаемый Теофил, свое повествование по порядку».

Известный археолог, сэр Уильям Рамзей, сначала отверг историческую достоверность Христа в Евангелии от Луки. Но позже признал: «Лука является первоклассным историком.… этого автора нужно поставить в один ряд с величайшими историками.… Повествование Луки с точки зрения достоверности является непревзойденным.»

Самые ранние повествования о жизни Александра Македонского были написаны через 300 лет после его смерти. А как скоро после смерти Христа были написаны Евангелия? Были ли еще живы очевидцы Христа, и прошло ли достаточно времени для создания легенды?

В 1830-х годах немецкие ученые заявляли, что Новый Завет был написан в 3-м веке, и, таким образом, не мог быть написан учениками Христа. Однако, обнаруженные археологами в 19-м и 20-м веках копии рукописей подтверждают, что эти повествования об Иисусе Христе были написаны намного раньше. См. статью «Но правда ли все это?»

Уильям Олбрайт датирует Евангелия Нового Завета периодом «между около 50 и 75 г.г.». Джон А. Т. Робинсон из Кембриджского университета относит все книги Нового Завета к периоду 40-65 г.г. Такое раннее датирование означает, что они были написаны при жизни очевидцев, то есть намного раньше, и поэтому не могли быть ни мифом, ни легендой, для развития которых требуется много времени.

После прочтения Евангелий К. С Льюис написал: «Теперь, как историк текста, и я совершенно убежден, что …Евангелия…не легенды. Я знаком со многими великими легендами и для меня совершенно очевидно, что Евангелия не являются таковыми.»

Количество рукописей Нового Завета огромно. Существует более 24 тысяч полных и частичных копий рукописей книг, из которых он состоит, что намного превосходит количество всех других древних документов.

Ни одно другое древнее историческое лицо, будь то религиозное или светское, не имеет такого количества материла, подкрепляющего его существование, как Иисус Христос. Историк Пол Джонсон отмечает: «Если, скажем, описания Тацита сохранились лишь в одной средневековой рукописи, то количество ранних рукописей Нового Завета просто удивительно».

(Дополнительную информацию о достоверности Нового Завета см. в статье « »

Историческое влияние

Мифы почти не влияют на историю. Историк Томас Карлайл говорит: «История человечества есть не что иное, как история великих людей».

В мире нет ни одного государства, которое своим происхождением было бы обязано мифическому герою или богу.

Но каково же влияние Иисуса Христа?

Обычные граждане Древнего Рима узнали о существовании Христа лишь через много лет после его смерти. Христос не командовал армиями. Он не писал книги и не менял законы. Иудейские вожди надеялись стереть его имя из памяти людей, и казалось, что это им удастся.

Однако сегодня от древнего Рима остались только руины. А могущественные легионы Цезаря и помпезное влияние Римской империи канули в лету. А как помнят Иисуса Христа в наши дни? В чем его непреходящее влияние?

  • Об Иисусе Христе написано книг больше, чем о ком-либо другом за всю историю человечества.
  • Государства брали его слова за основу своего устройства. Согласно Дюранту, «Триумф Христа стал началом развития демократии».
  • Его Нагорная проповедь заложила новую парадигму этических норм и морали.
  • В память о нем закладывались школы и больницы, создавались организации гуманитарной направленности. Более 100 великих университетов — Гарвардский, Йельский, Принстонский и Оксфордский, а также многие другие были основаны христианами.
  • Возросшая роль женщин в западной цивилизации уходит своими корнями к Иисусу Христу. (Женщин во времена Христа считали низшими существами и почти не считали за людей до тех пор, пока у его учения не появились последователи.)
  • Рабство в Великобритании и Америке было отменено благодаря учению Христа о ценности каждой человеческой жизни.

Удивительно, что Христос смог оказать такое влияние в результате всего лишь трехлетнего служения людям. Когда исследователя мировой истории Герберта Уэллса спросили, кто оказал на историю самое большое влияние, он ответил: «Первым в этом ряду стоит Иисус Христос».

Историк Йельского университета Ярослав Пеликан заявил, что «независимо от того, что каждый лично думает о нем, Иисус из Назарета был доминирующей фигурой в истории западной цивилизации в течение почти двадцати столетий… Именно от его рождения большая часть человечества ведет отсчет календаря, именно его имя миллионы людей произносят в сердцах и именно во имя его миллионы людей произносят молитвы «.

Если Христос не существовал, то каким образом миф мог так изменить историю.

Миф и реальность

В то время как мифические боги изображаются супергероями, воплощающими в реальность человеческую фантазию и желания, Евангелие изображает Христа смиренным, сострадательным и морально безупречным человеком. Его последователи представляют Христа реальным человеком, за которого они готовы отдать жизнь.

Альберт Эйнштейн сказал: «Евангелие невозможно читать, не чувствуя реального присутствия Иисуса Христа. Им напитано каждое слово. Ни в одном из мифов нет такого присутствия жизни.… Никто не может отрицать ни того факта, что Иисус Христос существовал, ни красоты его слов».

Возможно ли, чтобы смерть и воскресение Христа были заимствованы из этих мифов? Питер Джозеф в своем фильме Zeitgeist, предложенном вниманию зрителей на вебсайте YouTube, привел такой смелый аргумент:

В действительности Иисус Христос был…мифической фигурой….Христианство, как и все системы верований в божество, является самым большим обманом века.

Если сравнить евангельского Христа с мифологическими богами, отличие становится очевидным. В отличие от реального Иисуса Христа в Евангелии, мифологические боги представлены нам нереалистичными, с элементами фантазии:

  • Митра якобы родился из камня.
  • Гор изображен с головой сокола.
  • Бахус, Геркулес и другие унеслись на небеса на Пегасе.
  • Осирис был убит, порублен на 14 частей, затем собран воедино своей женой Исидой и вновь возвращен к жизни.

Но могло ли христианство скопировать смерть и воскресение Христа из этих мифов?

Однозначно, что его последователи так не думали; они сознательно отдали свою жизнь, проповедуя истину воскресения Христа. [См. статью «Действительно ли Христос воскрес из мертвых?»]

Более того, «повествования о смерти и воскресении бога, очень похожие на историю воскресения Иисуса Христа, появились, как минимум, через 100 лет после описываемого воскресения Христа».

Иными словами, описания смерти и воскресения Гора, Осириса и Митры не были частью первоначальных мифологий, а были добавлены после повествований Евангелия об Иисусе Христе.

Т.Н. Д. Меттингер, профессор Университета Лунд, пишет: «Современные ученые – почти едины – во мнении, что умирающих и воскреснувших богов до христианства не было. Они все датируются после первого века». [См. примечание 50]

Большинство историков считает, что настоящей параллели между этими мифологическими богами и Иисусом Христом не существует. Но, как замечает К.С. Льюис, есть несколько общих тем, которые перекликаются с желанием человека быть бессмертным.

Льюис вспоминает свой разговор с Дж. Р. Р. Толкиен, автором трилогии «Властелин колец» (The Lord of the Rings ). «История Иисуса Христа», сказал Толкиен, «есть история сбывшегося мифа: мифа … отличного в огромной степени тем, что он действительно имел место».

Ф. Ф. Брюс, исследователь Нового Завета, делает такой вывод: «Некоторые авторы могут заигрывать с с идеей мифа о Христе, но не по причине исторических доказательств. Историческое существование Христа для непредвзятого историка является такой же аксиомой как и существование Юлия Цезаря. Теории о том, что Иисус Христос является мифом, распространяются не историками».

И был такой человек

Итак, что же считают историки — был ли Иисус Христос реальным лицом или мифом?

Историки считают и Александра Македонского, и Иисуса Христа реальными историческими лицами. И в тоже время, рукописных свидетельств о Христе намного больше, и по времени написания эти рукописи на сотни лет ближе к периоду жизни Христа, чем исторические описания жизни Александра Македонского к соответствующему периоду его жизни. Более того, историческое влияние Иисуса Христа намного превосходит влияние Александра Македонского.

Историки приводят следующие доказательства существования Иисуса Христа:

  • Археологические открытия продолжают подтверждать историческое существование людей и мест, описанных в Новом Завете, включая последние подтверждения о Пилате, Каиафе и существовании Назарета в первом веке.
  • Тысячи исторических документов говорят о существовании Иисуса Христа. В течение 150 лет после жизни Христа 42 автора упоминают его в своих повествованиях, в том числе в девяти нехристианских источниках. Тиберий Цезарь за этот же период упоминается лишь девятью светскими авторами; и лишь пять источников сообщают о завоеваниях Юлия Цезаря. При этом ни один историк не сомневается в их существовании.
  • Как светские, так и религиозные историки признают, что Иисус Христос оказал на наш мир такое влияние, как никто другой.

Исследовав теорию мифа о Христе, величайший историк всемирной истории Уилл Дюрант пришел к выводу, что, в отличие от мифологических богов, Иисус Христос был реальным лицом.

Историк Пол Джонсон также заявляет, что все серьезные ученые принимают Иисуса Христа как реальное историческое лицо.

Атеист и историк Майкл Грант пишет: «В целом, современные методы критики не могут подкрепить теорию мифического Христа. «Ведущие ученые неоднократно отвечали на этот вопрос и снимают саму постановку вопроса».

Пожалуй, лучше всех среди нехристианских историков о существовании Иисуса Христа сказал историк Г. Уэллс:

И был такой человек. Эту часть истории трудно придумать.

Действительно ли Христос воскрес из мертвых?

Слова и поступки свидетелей Иисуса Христа говорят о том, что они верили в его физическое воскресение из мертвых после распятия. Ни у одного бога из мифов или религии не было столько последователей с такими стойкими убеждениями.

Однако должны ли мы принимать воскресение Иисуса Христа только на веру, или же тому есть веские исторические доказательства? Некоторые скептики начали исследовать исторические материалы с целью доказать несостоятельность воскресения. Что же они обнаружили?

Замечания и пояснения

Разрешение на размножение этой статьи: Издатель дает разрешение на размножение этого материала без письменного разрешения, но только с целью некоммерческого использования и в полном объеме. Запрещается изменение или использование вне контекста любых частей статьи без письменного разрешения издательства. Печатные экземпляры этой статьи и журналов Y-Origins и Y-Jesus можно заказать по адресу:

© 2012 JesusOnline Ministries. Эта статья является дополнением к журналу Y-Jesus, публикуемому издательством Bright Media Foundation & B&L Publications: Ларри Чапмэн, главный редактор.

Был ли Иисус Христос на самом деле, или же христианство основано на вымышленном персонаже, подобно деду морозу?

В течение почти двух тысячелетий большая часть человечества считает, что Иисус Христос был реальным историческим лицом — человеком, который обладал особыми способностями.

Но сегодня некоторые отрицают его существование. Они утверждают, что до сегодняшнего нет никаких нерелигиозных доказательств того, что Иисус Христос когда-либо существовал.

Чем отличается мифический персонаж от реального исторического лица? Например, какие доказательства убеждают историков в том, что Александр Македонский был реальным историческим лицом? И есть ли такие доказательства в отношении Иисуса Христа?


И Александр Македонский, и Иисус Христос были изображены харизматичными лидерами. Жизнь каждого, по-видимому, была коротка, и оба погибли в возрасте чуть более тридцати лет. Про Иисуса Христа говорят, что он нес людям мир, покоряя всех своей любовью; Александр Македонский наоборот – нес войну и страдания и правил мечом.

В 336 г. до н.э. Александр Македонский стал царем Македонии. Этот военный гений с красивой внешностью и надменным нравом потопил в крови и покорил немало деревень, городов и царств периода греко-персидских войн. Говорят, что Александр Македонский заплакал, когда ему нечего было больше завоевывать.

История Александра Македонского написана пятью разными древними авторами через 300 или более лет после его смерти. Нет ни одного повествования очевидцев Александра Македонского.

Однако историки считают, что Александр Македонский действительно существовал, главным образом, потому, что арехеологические исследования подтверждают повествования о нем и его влияние на историю.

Точно так же, чтобы подтвердить историчность Иисуса Христа, нужно найти подобные доказательства его существования.

Рассмотрим еще несколько исследований. До ХХ века не было никаких веских доказательств существования Римского прокуратора Понтия Пилата и иудейского первосвященника Иосифа Каиaфы. Они оба были ключевыми фигурами суда над Христом, в результате которого он был распят. Отсутствие доказательств их существования было важным аргументом скептиков в защите теории мифа о Христе.

Но во время археологических раскопок в 1961 г. была найдена плита из известняка с высеченной надписью “Понтий Пилат – прокуратор Иудеи”. А в 1990 г. археологи обнаружили оссуарий (склеп с костями), на котором было высечено имя Каиафы. Его подлинность была подтверждена «вне всяких разумных сомнений».

Кроме того, до 2009 г. не было веских доказательств того, что Назарет, в котором жил Иисус, существовал в период его жизни. Скептики, считали отсутствие доказательств существования Назарета смертельным ударом по христианству.

Однако 21 декабря 2009 г. археологи объявили о находке глиняных черепков первого века из Назарета, подтвердив таким образом существование этого крошечного поселения во времена Иисуса Христа

Хотя эти археологические находки не подтверждают, что Иисус Христос жил там, они тем не менее подкрепляют повествование Евангелия о его жизни. Историки замечают, что растущее число археологических доказательств не противоречит, а подтверждает повествования об Иисусе Христе.

Скептики, ссылаются на «недостаточное количество нехристианских исторических доказательств» Иисуса Христа как свидетельство того, что он не существовал.

Однако следует отметить, что о любом человеке периода жизни Иисуса Христа сохранилось очень мало документов. Многие древние исторические документы были разрушены за многие годы войнами, пожарами, грабежами, да и просто в результате обветшания и естественного процесса старения.

Историк, составивший каталог большинства нехристианских рукописей периода Римской империи, говорит, что «практически ничего не сохранилось со времен Иисуса Христа», не сохранились даже рукописи периода таких видных лидеров как Юлий Цезарь. И при этом никто из историков не подвергает сомнению историчность Цезаря.

И учитывая тот факт, что Иисус Христос не был ни политической, ни военной фигурой, удивительно и примечательно то, что он вообще попал в те источники, которыми сегодня располагает история.

Что же это за источники? Кто из ранних историков, писавших об Иисусе Христе, не были благосклонны к христианству и даже считали их врагами?

Иудейские историки — иудеям было выгоднее всего отрицать существование Христа. Но они всегда считали его реальным лицом. «В нескольких иудейских повествованиях Иисус Христос упоминается как реальное лицо, противниками которого они были.

Известный иудейский историк Иосиф Флавий писал об Иакове, «брате Иисуса, так называемого Христа». Если Иисус не был реальным лицом, то почему Флавий не сказал этого?

В другом, несколько противоречивом отрывке, Флавий говорит об Иисусе более подробно:

"В это время жил человек по имени Иисус.Он был доброго поведения и добродетелен. И многие из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к казни через распятие, и он умер. И те, кто стали его учениками, не оставили его учения. Они говорили, что он явился им через три дня после распятия, будучи живым. Поэтому его считали Мессией".

Хотя некоторые заявления Иосифа Флавия оспариваются, его подтверждение о существовании Иисуса Христа принимается широкими кругами исследователей.

Историк Уилл Дюрант, занимающийся изучением мировой истории, отмечает, что ни иудеи, ни прочие народы, жившие в первом веке, не отрицали существования Иисуса Христа.

Ранние историки Римской империи писали главным образом о том, что было важно для самой империи. Поскольку Иисус Христос не играл важной роли в политической и военной жизни Рима, о нем очень мало упоминается в римской истории. Тем не менее, два известных римских историка — Тацит и Светоний подтверждают существование Христа.

Тацит (55-120 г.), величайший ранний историк Римской империи писал, что Христос жил во время правления Тиберия и «пострадал при Понтии Пилате, что учение Иисуса Христа распространилось до самого Рима; а христиан считали преступниками, подвергая их различным пыткам, в том числе и распятию».

Светоний(69-130 г.) писал о «Христе» как о подстрекателе. Светоний также писал о преследованиях христиан римским императором Нероном в 64 г.

Римские официальные источники считали христиан врагами Римской империи, поскольку они поклонялись Иисусу Христу как своему Господу, а не Цезарю. Сегодня имеются в наличии официальные римские источники, включая два письма Цезарей, упоминающие Христа и происхождение ранних христианских верований.

Плиний Младший – древнеримский политический деятель, писатель и адвокат во времена правления императора Траяна. В 112 г. Плиний писал Траяну о попытках императора заставить христиан отречься от Христа, которому они «поклонялись как богу».

Император Траян (56-117 г.г.) в своих письмах упоминал Иисуса Христа и ранние христианские верования.

Император Адриан (76-136 г.г.) писал о христианах, как о последователях Иисуса Христа.

Другие источники: некоторые ранние языческие авторы вкратце упоминали Иисуса Христа и христиан до конца второго века. Среди них Таллий, Флегон, Мара Бар-Серапион и Лукиан из Самосаты. Замечания Таллия об Иисусе Христе написаны в 52 г., приблизительно через двадцать лет после жизни Христа.

В целом, в течение 150 лет после смерти Иисуса Христа он упоминается как реальное историческое лицо девятью ранними нехристианскими авторами. Удивительно, что Христос упоминается нехристианскими авторами столько же раз, сколько и Тиберий Цезарь, римский император, находившийся у власти во время жизни Иисуса Христа. Если считать как христианские, так и нехристианские источники, то Иисус Христос упоминается сорок два раза в сравнении с всего лишь десятью упоминаниями Тиберия.

Гари Хабармас отмечает: «В общем, около трети этих нехристианских источников относятся к первому веку; а в большинстве своем они написаны не позднее середины второго века». Согласно энциклопедии Британика, эти «независимые повествования подтверждают, что в древности даже противники христианства нисколько не сомневались в исторической достоверности Иисуса Христа».

Ранние христианские описания

Иисус Христос упоминается в тысячах писем, проповедей и комментариев ранних христиан.
Эти описания не являющиеся частью библии подтверждают большую часть подробностей из жизни Христа, содержащихся в Новом Завете, включая его распятие и воскресение.

Невероятно, но было обнаружено более 36 тысяч таких полных или частичных описаний, некоторые из которых относятся к первому веку. По этим небиблейским описаниям можно восстановить весь Новый Завет, за исключением нескольких стихов.

Каждый из этих авторов пишет о Христе как реальном лице. Как объяснить то, что о "мифическом" Иисусе Христе, написали так много в течение всего лишь нескольких десятилетий после его смерти?

Скептики отрицают Новый Завет как доказательство жизни Христа, считая его “небеспристрастным”. Но даже большинство не христианских историков считает древние рукописи Нового Завета веским доказательством существования Иисуса Христа. Майкл Грант, атеист и историк Кембриджского университета, считает, что Новый Завет следует считать таким же свидетельством, как и другие свидетельства древней истории:

"Если при рассмотрении Нового Завета мы используем те же критерии, что и при анализе других древних повествований, содержащих исторический материал, мы не можем отрицать существование Иисуса Христа больше, чем существование большого количества языческих персонажей, историческая достоверность которых никогда не подвергается сомнению."

Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) являются основными описаниями жизни и проповедей Иисуса Христа. Лука начинает свое Евангелие со слов к Теофилу: «Поскольку я лично тщательно изучил все с самого начала, я тоже решил написать тебе, мой уважаемый Теофил, свое повествование по порядку».

Известный археолог, сэр Уильям Рамзей, сначала отверг историческую достоверность Христа в Евангелии от Луки. Но позже признал: «Лука является первоклассным историком.… этого автора нужно поставить в один ряд с величайшими историками.… Повествование Луки с точки зрения достоверности является непревзойденным.»

Самые ранние повествования о жизни Александра Македонского были написаны через 300 лет после его смерти. А как скоро после смерти Христа были написаны Евангелия? Были ли еще живы очевидцы Христа, и прошло ли достаточно времени для создания легенды?

Уильям Олбрайт датирует Евангелия Нового Завета периодом «между около 50 и 75 г.г.». Джон А. Т. Робинсон из Кембриджского университета относит все книги Нового Завета к периоду 40-65 г.г. Такое раннее датирование означает, что они были написаны при жизни очевидцев, то есть намного раньше, и поэтому не могли быть ни мифом, ни легендой, для развития которых требуется много времени.

После прочтения Евангелий К. С Льюис написал: «Теперь, как историк текста, и я совершенно убежден, что …Евангелия…не легенды. Я знаком со многими великими легендами и для меня совершенно очевидно, что Евангелия не являются таковыми.»

Количество рукописей Нового Завета огромно. Существует более 24 тысяч полных и частичных копий рукописей книг, из которых он состоит, что намного превосходит количество всех других древних документов.

Ни одно другое древнее историческое лицо, будь то религиозное или светское, не имеет такого количества материла, подкрепляющего его существование, как Иисус Христос. Историк Пол Джонсон отмечает: «Если, скажем, описания Тацита сохранились лишь в одной средневековой рукописи, то количество ранних рукописей Нового Завета просто удивительно».

Историческое влияние

Мифы почти не влияют на историю. Историк Томас Карлайл говорит: «История человечества есть не что иное, как история великих людей».

В мире нет ни одного государства, которое своим происхождением было бы обязано мифическому герою или богу.

Но каково же влияние Иисуса Христа?

Обычные граждане Древнего Рима узнали о существовании Христа лишь через много лет после его смерти. Христос не командовал армиями. Он не писал книги и не менял законы. Иудейские вожди надеялись стереть его имя из памяти людей, и казалось, что это им удастся.

Однако сегодня от древнего Рима остались только руины. А могущественные легионы Цезаря и помпезное влияние Римской империи канули в лету. А как помнят Иисуса Христа в наши дни? В чем его непреходящее влияние?

Об Иисусе Христе написано книг больше, чем о ком-либо другом за всю историю человечества.
Государства брали его слова за основу своего устройства. Согласно Дюранту, “Триумф Христа стал началом развития демократии”.

Его Нагорная проповедь заложила новую парадигму этических норм и морали.

Возросшая роль женщин в западной цивилизации уходит своими корнями к Иисусу Христу. (Женщин во времена Христа считали низшими существами и почти не считали за людей до тех пор, пока у его учения не появились последователи.)

Удивительно, что Христос смог оказать такое влияние в результате всего лишь трехлетнего служения людям. Когда исследователя мировой истории Герберта Уэллса спросили, кто оказал на историю самое большое влияние, он ответил: “Первым в этом ряду стоит Иисус Христос”.

Историк Йельского университета Ярослав Пеликан заявил, что “независимо от того, что каждый лично думает о нем, Иисус из Назарета был доминирующей фигурой в истории западной цивилизации в течение почти двадцати столетий… Именно от его рождения большая часть человечества ведет отсчет календаря, именно его имя миллионы людей произносят в сердцах и именно во имя его миллионы людей произносят молитвы.

Если Христос не существовал, то каким образом миф мог так изменить историю.

Миф и реальность

В то время как мифические боги изображаются супергероями, воплощающими в реальность человеческую фантазию и желания, Евангелие изображает Христа смиренным, сострадательным и морально безупречным человеком. Его последователи представляют Христа реальным человеком, за которого они готовы отдать жизнь.

Альберт Эйнштейн сказал: «Евангелие невозможно читать, не чувствуя реального присутствия Иисуса Христа. Им напитано каждое слово. Ни в одном из мифов нет такого присутствия жизни.… Никто не может отрицать ни того факта, что Иисус Христос существовал, ни красоты его слов».

Возможно ли, чтобы смерть и воскресение Христа были заимствованы из мифов?

Если сравнить евангельского Христа с мифологическими богами, отличие становится очевидным. В отличие от реального Иисуса Христа в Евангелии, мифологические боги представлены нам нереалистичными, с элементами фантазии. Не могло ли христианство скопировать смерть и воскресение Христа из этих мифов? Однозначно, что его последователи так не думали. Они сознательно отдавали свою жизнь, проповедуя истину воскресения Христа.

Ф. Ф. Брюс, исследователь Нового Завета, делает такой вывод: «Некоторые авторы могут заигрывать с с идеей мифа о Христе, но не по причине исторических доказательств. Историческое существование Христа для непредвзятого историка является такой же аксиомой как и существование Юлия Цезаря. Теории о том, что Иисус Христос является мифом, распространяются не историками».

Итак, что же считают историки — был ли Иисус Христос реальным лицом или мифом?

Историки считают и Александра Македонского, и Иисуса Христа реальными историческими лицами. И в тоже время, рукописных свидетельств о Христе намного больше, и по времени написания эти рукописи на сотни лет ближе к периоду жизни Христа, чем исторические описания жизни Александра Македонского к соответствующему периоду его жизни. Более того, историческое влияние Иисуса Христа намного превосходит влияние Александра Македонского.

Историки приводят следующие доказательства существования Иисуса Христа:

Археологические открытия продолжают подтверждать историческое существование людей и мест, описанных в Новом Завете, включая последние подтверждения о Пилате, Каиафе и существовании Назарета в первом веке.
Тысячи исторических документов говорят о существовании Иисуса Христа. В течение 150 лет после жизни Христа 42 автора упоминают его в своих повествованиях, в том числе в девяти нехристианских источниках. Тиберий Цезарь за этот же период упоминается лишь девятью светскими авторами; и лишь пять источников сообщают о завоеваниях Юлия Цезаря. При этом ни один историк не сомневается в их существовании.
Как светские, так и религиозные историки признают, что Иисус Христос оказал на наш мир такое влияние, как никто другой.

Исследовав теорию мифа о Христе, величайший историк всемирной истории Уилл Дюрант пришел к выводу, что, в отличие от мифологических богов, Иисус Христос был реальным личностью.

Историк Пол Джонсон также заявляет, что все серьезные ученые принимают Иисуса Христа как реальное историческое лицо.

Пожалуй, лучше всех среди нехристианских историков о существовании Иисуса Христа сказал историк Г. Уэллс:

И был такой человек. Эту часть истории трудно придумать.