Возможными ошибками при наложении транспортных шин являются. Возможные ошибки при наложении транспортных шин. Общие правила наложения шин

Первая помощь при переломах конечностей

Тема переломов актуальна для любого времени года. Но, как отмечают мои коллеги-травматологи, зимой, особенно в гололед, в травмопунктах и приемных отделениях больниц происходит настоящий «фестиваль» таких травм. И чаще всего туда обращаются с переломами конечностей. Поэтому и начнем мы именно с этого.

Переломы бывают открытые и закрытые, со смещением отломков и без смещения. Закрытые переломы потому так и называются, что происходят без нарушения кожного покрова. При открытом переломе отломки кости разрывают мягкие ткани, кровеносные сосуды, кожу и торчат наружу. Такая рана становится входными воротами для инфекции. Именно из-за этого открытый перелом опаснее закрытого.

Ну, а теперь я опять обращаюсь к вашему воображению. Представьте себе, что у вас на глазах пожилая женщина споткнулась или поскользнулась и упала. Теперь она лежит на земле и стонет от боли. Ситуация стандартная и случиться она может где угодно - в городе, в лесу, на даче. Пройти равнодушно мимо пожилого человека, оказавшегося в таком положении, невозможно, и вы тоже постараетесь ей помочь. Начнете её поднимать, чтобы поставить на ноги, а она сопротивляется и уже со слезами на глазах жалуется на боль в ноге. Попутно хочу заметить, что у пожилых людей из-за недостатка кальция очень хрупкие кости, которые легко ломаются. Если дело происходит зимой, да ещё женщина умудрилась упасть на проезжей части, то провести визуальный осмотр будет затруднительно. Но по совокупности признаков - женщина упала, жалуется на боль, в сознании - вам следует заподозрить у неё перелом. Конечно, есть истероидные особы, которые и из занозы в пальце делают трагедию, но пусть лучше вы ошибетесь, перестрахуетесь, чем оставите человека без помощи. И для начала вам надо расспросить её, где именно болит нога. Если произошел перелом голени, то женщину можно поднять и перенести в какое-нибудь ближайшее помещение или, в конце концов, на тротуар. С переломом голени человека можно даже посадить. Гораздо хуже, если это перелом бедра. Поднимать и переносить женщину без иммобилизации нельзя, так как есть риск смещения отломков и дальнейшего травмирования мягких тканей, что впоследствии грозит пострадавшей тромбоэмболией. И в то же время оставить её лежать на проезжей части тоже рискованно. Найдется какой-нибудь лихач и наедет на неё. Помощь в этом случае мне это представляется так: надо попросить кого-нибудь придерживать сломанную ногу, а самой прямо за ворот, волоком, утащить пострадавшую с проезжей части. А вот когда женщина оказалась в безопасности, можно вызвать скорую.

Теперь представьте себе другую ситуацию. Вы с друзьями поехали в лес по грибы. Ходите по лесу и вдруг слышите детский голос, который зовет на помощь. Идете на голос и обнаруживаете рыдающего мальчика. Оказывается, он с дедушкой тоже пошёл за грибами, да только с дедушкой случилось несчастье. Не заметил старик пенек подо мхом, зацепился за него и упал. Да так неудачно упал, что поранился торчащим сучком и теперь у него течет кровь и очень болит нога. На этом ваше собирание грибов закончилось. Вызвать скорую в лес нереально, надо оказывать помощь самим. Осматриваете ногу пострадавшего. Голень неестественно изогнута, отечна, в предполагаемом месте перелома образовалась гематома. Когда вы осторожно пытаетесь ощупать ногу, мужчина начинает стонать от боли. Выше предполагаемого места перелома рваная рана, из которой течет темная кровь. Темная кровь, как вы уже читали, - этовенозное кровотечение и останавливается такое кровотечение тампонадой. Бинтов, естественно, ни у кого нет. Используете для тампонады подручные средства, то есть детали одежды. Дальше пострадавшему надо провести иммобилизацию, то есть зафиксировать два сустава выше и ниже перелома, чтобы отломки не сместились. Шины, я так полагаю, не только в лес никто не носит, но даже и в обиходе их не имеет, поэтому есть две возможности. Первая - это привязать поврежденную ногу к здоровой, и вторая - это зафиксировать суставы подходящими палками. И в первом, и во втором случае такая иммобилизация будет ненадежной, хотя я более склоняюсь к первому варианту. После всего этого надо вытащить пострадавшего на дорогу и уже туда вызвать скорую или самим отвезти мужчину в ближайшую больницу.

Правила и способы наложения шин


А теперь я повторю признаки перелома. О переломе может говорить деформация конечности и ненормальная подвижность нижнего сегмента конечности (например, часть голени может "болтаться" ниже зоны перелома). В месте перелома очень быстро, прямо на глазах, образуется отек и гематома (кровоизлияние). Двигать конечностью больно. Движение конечности резко ограничено и если вы все-таки попытаетесь двигать ею, то пострадавший будет вам в этом мешать. Сильная боль при ощупывании конечности.

При открытом переломе ни в коем случае нельзя вправлять отломки. Надо прямо на месте наложить на рану стерильную давящую повязку. Эта повязка не только защитит рану от инфицирования, но и остановит кровотечение. Необходимость в наложении кровоостанавливающего жгута возникает редко.

Правило наложения шины при переломе плеча

При наличии у больного перелома надо приступить к иммобилизации, т.е. к обездвижить конечность. Ваша задача - создать покой в зоне перелома. При иммобилизации соблюдают следующие правила:

* шина должна фиксировать не менее двух суставов, а при переломе бедра - все суставы нижней конечности. Это правило часто нарушают даже практикующие врачи, но следствием подобной ошибки является обычно смещение отломков во время транспортировки пациента. Если у пострадавшего перелом голени, то шина должна фиксировать голеностопный и коленный суставы. Если сломано бедро,то фиксируется голеностопный, коленный и тазобедренный суставы. При переломах предплечья фиксируют лучезапястный и локтевой суставы, плеча - локтевой и плечевой суставы;
* перед наложением шины ее необходимо подогнать под размер поврежденной конечности. Подгонку шины проводят на себе, чтобы не нарушать положение травмированной части тела;
* шину накладывают поверх одежды и обуви, которые при необходимости разрезают;
* для предупреждения сдавливания тканей в местах костных выступов накладывают мягкий материал;
* шину нельзя накладывать с той стороны, где выступает сломанная кость.

Фиксирование руки при переломе плеча

Иммобилизацию обычно проводят вдвоем - один из оказывающих помощь осторожно приподнимает конечность, не допуская смещения отломков, а другой - плотно и равномерно прибинтовывает шину к конечности, начиная от периферии. Концы пальцев, если они не повреждены, оставляют открытыми для контроля за кровообращением. При ограниченном количестве перевязочных средств шины фиксируют кусками бинта, веревки, ремнями.

Но если под рукой нет ничего такого, из чего бы можно было сделать хоть какое-то подобие шины, а иммобилизацию сделать надо, то можно использовать такие приемы:

* При переломе лопатки подвесить руку на шарфе или платке.
* При переломе ключицы - привязать руку к туловищу.
* При переломах верхнего конца плечевой кости руку подвешивают на шарфе, а при сильной боли привязывают к туловищу.
* При переломах нижнего конца плечевой кости руку аккуратно сгибают в локте под прямым углом и накладывают шину из подручных материалов. Это могут быть любые деревяшки и даже лыжи. То же самое делают при переломах кости предплечья.

Пострадавшему надо дать обезболивающее.

И совет напоследок. Выезжая за город, не забывайте брать с собой хоть минимальную аптечку. Ведь в жизни всякое может случиться.

При наложении шин следует фиксировать не только место перелома, но и суставы, расположенные выше и ниже перелома. Накладывать шины надо осторожно, не нанося дополнительной травмы пострадавшему. Перед наложением шин необходимо положить слой ваты или мягкую ткань на определяющиеся под кожей костные выступы.

При повреждениях лучезапястного сустава или кисти предплечье и кисть укладывают на шину, повернув кисть ладонью к туловищу. Пальцы необходимо фиксировать полусогнутыми с противопоставлением большого пальца. Для этого под ладонь подкладывают ватно-марлевый валик.

Прибинтовывать лучше, начиная с предплечья. Перегибы бинта делают над шиной, чтобы исключить давление на мягкие ткани. На кисти циркулярные туры бинта проходят между большим и указательным пальцами. Обычно к валику на шине прибинтовывают только поврежденные пальцы. Иммобилизацию заканчивают подвешиванием предплечья на косынке.

При повреждениях только пальцев можно ограничиться прибинтовыванием их к ватно-марлевому шару или валику и подвесить предплечье и кисть на косынке Поврежденный большой палец следует фиксировать на валике в положении противопоставления остальным пальцам, что лучше осуществить на валике цилиндрической формы.

При переломах костей предплечья шина должна быть наложена от пальцев по тыльной поверхности руки, согнутой в локтевом суставе под углом 90° и фиксированной бинтом или косынкой.

При переломах плечевой кости необходимо фиксировать лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. Шина накладывается по тыльной поверхности предплечья и плеча на согнутую под углом 90° в локтевом суставе руку от пальцев до противоположного плечевого сустава. При отсутствии шины руку укладывают в косынку, второй косынкой ее фиксируют к туловищу. В крайнем случае возможна иммобилизация верхней конечности с помощью бинта или полы куртки.

При переломах костей стопы, лодыжек и нижней трети голени шина должна быть наложена по подошвенной поверхности стопы и задней поверхности голени от кончиков пальцев до верхней трети голени, стопа к голени должна быть под углом 90°.

При переломах костей голени в средней и верхней ее трети и при переломах бедренной кости необходимо фиксировать голеностопный, коленный и тазобедренный суставы. Фиксация осуществляется с помощью трех шин. Одна накладывается по подошвенной поверхности стопы, задней поверхности голени и бедра от концов пальцев до верхней трети бедра, вторая - по внутренней поверхности стопы, голени и бедра, третья - по наружной поверхности ноги и туловища от стопы до подмышечной впадины. При отсутствии шин поврежденную ногу прибинтовывают к выпрямленной здоровой ноге, которая в данном случае служит шиной. Фиксировать можно также с помощью мягкой шины из одеяла.

Возможно применение импровизированных шин при переломах бедра, голени. При переломе бедренной кости такая шина недостаточна для транспортировки пострадавшего на большие расстояния.

При растяжении связок голеностопного сустава шину накладывают по подошвенной поверхности голени от кончиков пальцев до верхней трети голени. Стопа должна быть к голени под углом 90°. При растяжении связок коленного сустава шину накладывают по задней поверхности ноги от голеностопного сустава до ягодицы.

При шинировании часто допускают следующие ошибки:

1) под шину не помещают мягкую прокладку, что приводит к давлению на костные выступы и вызывает боль; возможно образование пролежней.

2) шина коротка, и кисть или стопа свисают.

3) отсутствует ватно-марлевый валик, на котором фиксируют кисть.

4) шина фиксирована непрочно.

5) иммобилизацию руки не завершают ее подвешиванием на косынке.

Профилактика переломов заключается в строжайшем соблюдении правил техники безопасности на производстве, в сельском хозяйстве, на транспорте, при занятиях спортом.

Наложение шины является одним из основных методов при повреждениях и травмах. Процедура направлена на обездвиживание пораженного участка, за счет чего исключается возможность увеличения нанесенного урона в процессе транспортировки пострадавшего. Обеспечить обездвиживание сустава возможно только при правильном наложении шины.

Существуют различные способы иммобилизации, которые применяются . В естественных условиях, в большинстве случаев, возможность использовать специальную медицинскую шину отсутствует, ввиду чего возникает необходимость осуществлять иммобилизацию при помощи подручных средств. В целях обездвиживания могут использоваться любые подходящие предметы.

Основные виды медицинских шин:

  • Шина Дитерихса. Устаревшая конструкция, изготовленная из дерева, применяемая для обездвиживания нижних конечностей. Преимущество шины заключается в том, что при ее наложении возможность усугубления травмы исключается. Главный недостаток – неудобство в применении.
  • Лестничная шина Крамера. Представляет собой металлическую эластичную решетку, которая принимает практически любую форму. За счет этого, с помощью такой шины может обездвиживаться практически любой отдел скелета. Конструкция характеризуется высокой прочностью и часто используется не только при оказании неотложной помощи, но и в период .
  • Пневматическая шина. Представляет собой полую камеру, в которую помещают поврежденную конечность. После этого в стенки шины накачивают воздух, за счет чего она повторяет форму поврежденного отдела и надежно фиксирует область повреждения.
  • Воротник. Используется для фиксации позвоночника в случае травм шеи. В современной медицине применяются мягкие шины-воротники. Их используют в профилактических и терапевтических целях.

Таким образом, транспортная иммобилизация производится при помощи разных видов шин, в зависимости от характера травмы, окружающих условий и других факторов.

Особенности наложения

Иммобилизация конечности – это сложная процедура, которую необходимо выполнять с максимальной осторожностью, чтобы не ухудшить состояние травмированной области. Наложение шины необходимо не только для исключения осложненной травмы, но и снижения болевых проявлений у пострадавшего.

Следует запомнить, что наложение транспортной шины должно происходить непосредственно в том месте, где травмировался пациент. Предварительная транспортировка не обездвиженного пострадавшего исключена.

Прежде чем зафиксировать пораженную область, рекомендуется разрезать одежду. В случае открытых переломов, сопровождаемых обильной кровопотерей, возможно потребуется наложение жгута. Не следует пытаться убрать с места повреждения налипшую грязь или осуществлять обработку антисептическими средствами. Основные усилия должны быть направлены на обездвиживание.

Сейчас поговорим о том, как выполнять транспортную иммобилизацию стандартными шинами при повреждениях костей, суставов и мягких тканей конечностей, а также о транспортировки пациента в стационар

Иммобилизация - создание с помощью разнообразных средств неподвижности поврежденной части тела.

Различают транспортную и лечебную иммобилизацию.

Транспортная иммобилизация - обеспечение неподвижности поврежденной части тела для
создания благоприятных условии транспортировки, доставки пострадавшего в медицинское учре-
ждение.
Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью мягких повязок, разнообразных шин заводского изготовления: деревянных, фанерных, проволочных, сетчатых, пластмассовых, пневматических.

Правила наложения транспортных шин

Для правильного наложения транспортной шины и предупреждения осложнений необходимо соблюдать следующие правила:
  • Накладывать шины непосредственно на месте происшествия
  • Перенос пациента без иммобилизации недопустим
  • Снимать обувь, одежду с пациента не рекомендуется, так как это не только причиняет боль, но и может вызвать дополнительную травму
  • Перед наложением шины необходимо разрезать одежду пациента по шву (если ее невозможно снять) на месте травмы и осторожно осмотреть; при наличии кровотечения произвести остановку его, наложить асептическую повязку на рану и сделать инъекцию анальгетика.
  • Придать поврежденной конечности по возможности удобное физиологическое положение перед наложением шины.
  • Накладывая шину, при закрытых переломах (особенно нижних конечностей), производить легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси, которое следует продолжать до полного окончания наложения повязки.
  • Иммобилизовать шиной два соседних с местом травмы сустава (выше и ниже места повреждения), а при переломах плеча и бедра - три сустава.
  • При перекладывании пациента с наложенной шиной на носилки, поврежденную конечность или часть тела должен осторожно поддерживать помощник.

Правило «Трижды осторожно»


При транспортной иммобилизации рекомендуется выполнять правила, условно названные «трижды осторожно»:
1. Осторожно наложить повязку
2. Осторожно наложить транспортную шину
3. Осторожно перенести, переложить на носилки и транспортировать пострадавшего

Подводные камни

Возможные ошибки при наложении транспортных шин:
  • Применение необоснованно коротких шин нарушает правило иммобилизации - создание неподвижности.
  • Наложение жестких стандартных шин без предварительного обертывания их ватой и марлей.
  • Неправильное моделирование шины в соответствии с анатомической локализацией области повреждения
  • Недостаточная фиксация шины к поврежденной конечности бинтом.
  • При наложении кровоостанавливающего жгута, закрытие его повязкой является грубой ошибкой.
  • Недостаточное утепление иммобилизованной конечности в зимнее время ведет к отморожению, особенно при кровотечении

При шинировании часто допускают следующие ошибки:

  • 1. Под шину не помещают мягкую прокладку, что приводит к давлению на костные выступы и вызывает боль; возможно образование пролежней.
  • 2. Шина коротка, и кисть или стопа свисают.
  • 3. Отсутствует ватно-марлевый валик, на котором фиксируют кисть.
  • 4. Шина фиксирована непрочно.
  • 5. Иммобилизацию руки не завершают ее подвешиванием на косынке.

Правила наложения шин

  • 1. Следует обеспечить неподвижность по крайней мере 2 суставов - одного выше, другого ниже места перелома, а при переломе крупных костей, даже 3;
  • 2. Центр шины должен находиться у места перелома;
  • 3. Шинная повязка не должна сдавливать крупные сосуды, нервы и выступы костей; на выступы костей подложить мягкую ткань;
  • 4. Шину прочно фиксируют бинтом, косынкой, поясным ремнем, лямками на всем протяжении, а не только на уровне поврежденного сегмента.
  • 5. К месту перелома необходимо прикладывать "холод" (пузырь со льдом, колодной водой, холодные примочки и т.д.) для уменьшения болей, а также дать пострадавшему обезболивающее средство.

Дальнейшее лечение

Дальнейшее лечение большинства закрытых и всех открытых переломах проводиться в больничных условиях. Здесь вправление отломков производят, при необходимости, с помощью особых приспособлений, а лечебную иммобилизацию осуществляют различными способами - гипсовой повязкой, постоянным вытяжением или с помощью особой компрессионно-дистракционной аппаратуры, которая не только удерживает отломки в правильном положении, но и прижимает их друг к другу. Иногда приходится прибегать к операции, скрепляя отломки металлическими пластинками, стержнями, шурупами и пр. При некоторых закрытых П. (напр., пальцев, отдельных костей кисти, стопы, одной из костей предплечья и др.) назначают амбулаторное лечение в поликлинике, травматологическом пункте. В этих случаях пострадавший должен знать, что правильно наложенная врачом гипсовая повязка может через несколько часов оказаться тесной, т.к. увеличится припухлость на месте переломов. При появлении признаков сдавления (болей, бледности или синюшности пальцев) нужно тотчас обратиться к врачу, не путаясь надрезать повязку. Нужно помнить также, что при лечении переломов иммобилизации полный покой конечности не только не обязательно, но вреден, т.к. ведёт к ослаблению мышц, трудоподвижности суставов, замедляет сращение. Поэтому необходимо дома заниматься лечебной гимнастикой, выполняя, по указанию врача, движения при которых не нарушается неподвижность отломков (например, движения пальцами руки при переломе плеча, предплечья, движения в локте при переломе. кисти и т.п.). Лечение в больничных условиях также включает занятия лечебной физкультурой, массаж, физиотерапевтические процедуры и т.д. Не менее важно правильно проводить лечение после сращения перелома и снятия иммобилизации. Проводиться оно должно под контролем врача. Часто в процессе лечения переломов костей нижних конечностей больные пользуются костылями. Деталь это можно только по разрешению врача. Костыли необходимо подгонять по росту больного так, чтобы при пользовании ими большая часть веса тела приходилась на руки, а не на подмышечные впадины.

При лечении переломов большое значение имеет рациональное питание. Пища должна быть лёгкоусваемой, полноценной по калорийности и составу. Особую ценность имеют насыщенные витаминами и минеральными солями свежие фрукты и овощи.

Профилактика переломов заключается в строжайшем соблюдении правил техники безопасности на производстве, в сельском хозяйстве, на транспорте, при занятиях спортом.