Арт терапия подростки депрессия. Современные способы лечения депрессии. Видео: Арт-терапия - открытие себя

Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и новых технологий «Царицыно»

« Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.»

Педагог-психолог: Руденко С.Н.

Не вдаваясь в клинические синдромы и дифференциальные признаки депрессии, (это не является компетенцией педагога-психолога) , начнем с того, что каждый человек когда-либо ощущал угнетенное настроение, безразличие к жизни, отчаянье. Теоретические подходы к такому многоплановому явлению, как депрессия, очень различны. Так, существует рассмотрение депрессии у подростка, как утраты смысла жизни, связанной с неумением регулировать значимость перспективных жизненных планов со значимостью текущих событий и установления некоего баланса. Т.е. в данном случае необходима со стороны психолога работа по целевой регуляции: формирование жизненной перспективы. Но при этом не упускается и вторая стратегия поведения, ориентированная на умение получать удовольствие от настоящего. Иногда мы живем в «зале ожидания», ориентируясь на будущее счастье. И если это счастье не наступает, то разочарование от жизни нам обеспечено. И вместе с этим разочарованием мы испытываем все эмоциональные компоненты депрессивного спектра. И вот тогда умение жить «здесь и сейчас» приходится восстанавливать целенаправленно. Следовательно, владение обеими стратегиями поведения – и на будущее, и на настоящее- является условием полноценной и радостной жизни. И этот постулат как нельзя больше всего подходит к подростковому возрасту. Психологу необходимо знать уровень самооценки подростка и уровень его притязаний, и чем больше разрыв между этими показателями, тем больше вероятность невротизации и тем больше риск дезадаптации. То есть, стратегия психологической коррекции в данном случае очевидна.

На 1-м этапе интервенции, как правило, используется метод беседы.

Общеизвестные этапы беседы:

  1. Установление эмоционального контакта, сопереживающее партнерство.
  2. Установление последовательности событий, приведших к кризисной ситуации, при этом снимается ощущение безысходности такими приемами, как: «преодоление восприятия кризисной ситуации как исключительной», «поддержка успехами» и др.
  3. Подключаемся и вместе преодолеваем кризисную ситуацию с помощью следующих приемов: планирование жизни,т.е. побуждаем к словесному оформлению планов, поступков; держим паузу и целенаправленно молчим, чтобы дать возможность подростку проявить инициативу.
  4. Окончательное формирование плана деятельности, активная поддержка с помощью таких приемов, как: «логическая аргументация, «рациональное внушение уверенности», тренинг проблемно-разрешающего поведения с активной стратегией решения проблем, коррекция пассивной стратегии избегания, замена и анализ позиции «значимых других»», мотивация на достижение успеха.

В качестве психокоррекции депрессивного состояния также успешно используются следующие стратегии. Стратегия выхода из депрессии в соответствии с погружением в нее по Горину.

Стратегия входа в депрессию(визуальная, кинестетическая) определяет стратегию выхода из нее.

Н.Япко использует терапию на бессознательном уровне (прерывание механизмов, поддерживающих депрессию, что позволяет сделать доступными скрытые ресурсы, сформулировать цели и позитивное будущее.)

Эффективно используется рациональная психотерапия - логическая аргументация, внушение уверенности в себе.

Теоретической основой в терапии депрессивного состояния является также изучение иерархии потребностей, так как общеизвестно, что их фрустрация потенцирует развитие кризиса личности.

1.физиололические потребности (85%)

2. потребность в безопасности и защите (70%0

3. потребность в принадлежности и любви (50%) . Маслоу выделяет два вида любви: Б-бытийная - любить человека таким, какой он есть и Д-дефицитарная -эгоистический тип, стремится получать больше любви, чем давать.

Известно, что удовлетворение в принадлежности и любви формирует достоинство, в то время, как фрустрация этой потребности формирует враждебность, страх отвержения и душевную пустоту.

  1. потребность в самоуважении (ощущение компетентности, уверенности, достижений, независимости, свободы) 40%
  2. потребность в уважении другими(престиж, репутация, признание, статус, оценка, принятие)
  3. потребность в самоактуализации (10%). Именно на этом уровне люди отличаются друг от друга. Реализация этого потенциала рождает творческих, духовно богатых личностей. Фрустрация этой потребности влечет за собой экзистенциальный вакуум и потерю смысла жизни.

Потребности никогда не бывают полностью удовлетворены. Сначала из всей иерархии потребностей человек удовлетворяет физиологические и только после реализуются все остальные. Реже всех реализуется потребность в самоактуализации, менее 1% населения реализует свой потенциал из-за негативного влияния потребности в безопасности (самоактуализация требует риска, а это угрожает психологической и \или физической безопасности) , а также преодоления предрассудков, социальных стандартов, преодоления так называемого «комплекса Ионы»- страха и сомнения в способности достичь самоактуализации. В то же время характеристики самоактуализирующихся людей таковы:

1.Эффективность восприятия реальности.

2.Принятие себя и других.

3. Непосредственность, простота, естественность.

4.Центрированность на проблеме.

5. Независимость-потребность в уединении.

6. Автономность- независимость от культуры и окружения.

7. Свежесть восприятия.

8. Вершинные или мистические переживания.

9.Общественный интерес.

10.Глубокие межличностные отношения.

11.Демократический характер.

12.Разграничение средства и целей

13. Философское чувство юмора.

14.Способность к творчеству.

15. Сопротивление окультуриванию.

Фрустрация подразумевает, что есть потребность и есть преграда для ее реализации. Фрустрация врожденных, базовых потребностей(безопасность, уважение, любовь) носит патологический характер и вызывает психические и поведенческие расстройства, в том числе и депрессивные. Фрустрация приобретенных потребностей не вызывает психических нарушений.

В качестве барьеров на пути реализации потребностей являются:

Физические (тюрьма и т.д.)

Биологические (болезнь, стресс)

Психологические (страх, интеллектуальная несостоятельность)

Социокультуральные (правила, запреты)

В подростковом возрасте фрустрация потребностей также вызывает кризисное состояние. В колледже у подростков в кризисе (эмоциональное отвержение, унижение, буллинг (56%), неразделенная, несчастная любовь(70%), смерть близкого человека(20%), отмечается астения, постоянное чувство усталости или упадка жизненных сил, в мышлении- постоянное ощущение собственной никчемности или презрения к себе, уничижения. Чувство вины. Ослабление концентрации внимания, нерешительность. Время от времени могут возникать мысли о суициде как о выходе из кризисной ситуации, избавлении от душевных мучений, но без плана суицидальных действий. На данном этапе необходимо отслеживание: важно, если более месяца существуют эти симптомы.

Эти астенические симптомы могут выглядеть как адинамическая астения (малоподвижность, монотонность, вялость, снижение интереса, однообразие поведения, равнодушие. Либо как астеническая раздражительность - эмоциональная слабость, соматовегетативные симптомы, знобливость, потливость, неустойчивость АД. Для выявления маскированных, слабовыраженных и малоструктурированных депрессивных состояний, и поэтому более полезный, чем клинические тесты, используется опросник депрессивных состояний (ОДС) , как скрининговая методика, созданная в НИИ им.Бехтерева. Достоверно диагностирует депрессию невротического уровня. Если Т-баллы выше 70 и есть корреляция с депрессивными проявлениями в методах наблюдения и беседы, то необходимо незамедлительно делегировать подростка в клинические условия.

В эмоциональном состоянии печали, грусти, отчаяния, усталости, безнадежности и т.д., не достигающем уровня невротизации и суицидальных мыслей, хорошо зарекомендовали себя методы изотерапии.

В чем мы видим их преимущества – в проективном характере выражения своих чувств во внешней форме, это помощь в стремлении понять свои внутренние переживния, это удовлетворение потребности в общении через творческую деятельность. Изотерапия имеет два существенных аспекта коррекционного воздействия- психосоматическое воздействие на функции организма, и психотерапевтическое, когда осуществляется коррекция отклонений в психоэмоцональном состоянии. Арттерапия имеет также воздействие на психовегетативные процессы, приобетаются новые средства эмоциональной экспрессии, облегчаются коммуникативные функции, активизируется творчество.

В студии колледжа создается благоприятная атмосфера уединенности, безопасности, с релаксирующим музыкальным сопровождением. В методическом оснащении есть набор пейзажей русских и зарубежных художников, наборы красок, гуаши, карандашей и т.д. Задача: нарисовать по образцу пейзаж, который Вам по душе. При этом задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Анализ рисунка делается подростком. На следующих сеансах по мере улучшения эмоционального состояния, предлагается нарисовать проективный рисунок с позитивной тематикой «Мой лучший день», «Кто я»,» Автопортрет»,» Мои желания »и т.д. Используется также групповая арттерапия –совместное рисование на листе ватмана того, что приходит в голову. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах рисунка спонтанно. Рисунок может преобразить депрессивные чувства –подавленность, страх и т.д. и помочь их выразить. При этом, выражая в социально приемлимой форме эти чувства, дети освобождаются от них до некоторой степени, а затем и могут описывать их словесно. Следующий вид групповой арт-терапии – это психодинимаческий подход,когда вначале занятия группа голосованием решает, чья картина(ранее нарисованная) будет рисоваться вместе. Те проекции, которые близки к теме рисунка, называются «коллективным образом» и определяют ведущую тему занятия. Особенно тревожным подросткам это облегчает общение. Обсуждение отрицательных эмоций, вызываемых выбранной картиной, подталкивает к выяснению причин собственного плохого настроения. Рисуем то, что приходит в голову по данной тематике на общем листе ватмана. Инструкция: Как Вы думаете, о чем этот рисунок? Задача: все мысли и чувства, которые приходят Вам в голову, глядя на этот рисунок, нужно изобразить на общем листке ватмана.С точки зрения гештальт-терапии при этом задействуется функция постоянного осознания текущего момента. Можно дурачиться и привносить в рисунок все, что хочется, не сравнивая результаты своего рисунка. Психолог играет роль фасилитатора, побуждая к открытому выражению чувств.

Приложение 1

Фактор риска

Не выявлен

Слабо выражен

Сильно выражен

I. Биографические данные

1. Ранее имела место попытка суицида

– 0,5

2. Суицидальные попытки у родственников

– 0,5

3. Развод или смерть одного из родителей

– 0,5

4. Недостаток тепла в семье

– 0,5

5. Полная или частичная безнадзорность

– 0,5

II. Актуальная конфликтная ситуация

А - вид конфликта:

1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем)

– 0,5

2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой

– 0,5

3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями

– 0,5

4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность

– 0,5

Б - поведение в конфликтной ситуации:

5. Высказывания с угрозой суицида

– 0,5

В - характер конфликтной ситуации:

6. Подобные конфликты имели место ранее

– 0,5

7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)

8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий

– 0,5

Г - эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе

– 0,5

10. Чувство усталости, бессилия, апатия

– 0.5

11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности

– 0.5

III. Характеристика личности

А - волевая сфера личности:

1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений

– 1

2. Решительность

– 0,5

3. Настойчивость

– 0,5

4. Сильно выраженное желание достичь своей цели

– 1

Б - эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость

– 0,5

6. Доверчивость

– 0,5

7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)

– 0,5

8. Эмоциональная неустойчивость

– 0,5

9. Импульсивность

– 0,5

10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах

– 0,5

11. Низкая способность к созданию защитных механизмов

– 0,5

12. Бескомпромиссность

– 0,5

Приложение 2

Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.

Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков (см. текст опросника в приложении 2 ).

Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

менее 9 баллов - риск суицида незначителен;

9–15,5 баллов - риск суицида присутствует;

более 15,5 балла - риск суицида значителен.

Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.

3. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта (см. стимульный материал в приложении 3 ).

Интерпретация результатов

Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.

Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.

Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, - это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.

Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.


Существуют различные способы преодолеть накопившийся стресс. Кто-то справляется с ним путём выплёскивания эмоций, кто-то берёт на работе выходной и посвящает день сну и расслаблению, а кто-то решает сменить обстановку и отправляется в отпуск.

Тем не менее, одним из наиболее эффективных методов борьбы с плохим настроением было и остаётся творчество. Оно способно кардинально изменить ваше внутреннее состояние, благодаря ему вы легко забудьте про печаль и тревогу.

Простые приёмы как с помошь арт-терапии и творчества можно победить плохое настроение и депрессию.

Как творчество помогает избавиться от депрессии

Всем известно, что творческий процесс приносит радость. При этом совершенно не важно, каким именно видом творчества вы решили заняться. Это может быть рисование, лепка, написание музыки, пошив одежды, сборка моделей и не только.

Занимаясь одним из созидательных видов деятельности, вы моментально забываете о своих волнениях и тревогах. Ваши мысли начинают течь плавно и неспешно, вы полностью уходите в творчество и перестаёте акцентировать внимание на своих повседневных хлопотах.

Рисование, создание коллажей, написание стихов — это отличные способы выразить себя, выпустить на свободу свои мысли и чувства, донести их до окружающих. И вовсе не обязательно достигать в этом деле результата. Главное — сам процесс, а также то удовольствие, которое он приносит.

Как именно следует заниматься творчеством

Почему арт-терапия так важна при депрессии

Роль творчества в поднятии настроения действительно очень велика. Оно не только позволяет выплеснуть эмоции и отвлечься от своих ежедневных хлопот. С его помощью мы заново учимся познавать красоту вокруг нас.

Находясь в депрессии, мы практически перестаём обращать внимание на окружающий мир. Он начинает восприниматься нами как серое и безрадостное место. Но стоит взять в руки кисть, глину или шариковую ручку, как мы вновь замечаем красоту вокруг — яркость закатов, удивительную атмосферу городских улиц, особую симметрию человеческих лиц. Благодаря творчеству мы развиваем собственную любознательность и вносим в серые будни яркие и сочные краски.

Ещё один плюс арт-терапии заключается в том, что в процессе творчества мы всегда что-то создаём — картину, статуэтку, стихотворение. Мы сохраняем эти свидетельства пережитых эмоций как напоминания для самих себя. Напоминания о непростых временах и о том, как нам удалось справиться с ними. Со временем мы получаем возможность другими глазами посмотреть на собственные творения, повторно пережить давние дни, сравнить себя прошлого с собой настоящим. И если мы вновь почувствуем приближение депрессии, то все те же стихи и картины позволят нам снова справиться с непростым периодом.

Как мы видим, творчество представляет собой один из наиболее эффективных и в то же время приятных способов победить депрессию и плохое настроение. И, что самое главное, арт-терапия доступна совершенно каждому.

Весёлого вам творчества и хорошего настроения!

Видео: Арт-терапия - открытие себя

Некоторые симптомы депрессии нередко прячутся под разными масками, например, хронического стресса, затрудняя правильную постановку диагноза. Так, болезненные ощущения в области живота, чувство тяжести, головные боли, которые не проходят после приема сильнодействующих анальгетиков, боли в области тройничного нерва, сердца, печени и других внутренних органов лечатся годами. Причем без особого успеха.

На самом деле такие симптомы могут скрывать выраженное состояние депрессии, которая длится довольно долго и человек не испытывает ничего, кроме опустошенности и усталости от всего, что происходит в его жизни.

Лечение депрессии проводится с учетом тяжести перечисленных симптомов. В отдельных случаях достаточно психотерапевтических бесед, в других, особенно, если диагностирована глубокая депрессия, требуется сочетать с ними определенные препараты.

Некоторые люди считают, что депрессия – это полная ерунда, на которую не стоит даже обращать внимания. Мол, это все равно, что легкая простуда – немножко полежал, похандрил и все, пора заканчивать – медикаментозно лечить ее ни к чему. На самом деле это не так, поскольку нелеченная депрессия может обернуться и хроническим алкоголизмом, и наркоманией, и попытками суицида.

Сам по себе диагноз депрессии может поставить врач-психиатр или психотерапевт, либо клинический психолог. В некоторых случаях постановка диагноза осложняется тем, что у пациента до этого были выраженные эмоциональные или поведенческие расстройства или нарушения, связанные с нарушениями мышления, воли, памяти.

Лечение депрессии в легкой форме проходит на первых порах под наблюдением врача, который выписал специальные препараты –антидепрессанты. Помимо антидепрессантов, депрессии лечение предусматривает и чисто психологические возможности коррекции эмоционального состояния больных. Так, среди методов можно назвать:

  • психодинамический
  • когнитивно-поведенческую терапию
  • гештальт-терапию
  • музыко-терапию
  • арт-терапию и другие виды.

Выбор того или иного метода в лечении депрессии зависит от теоретической базы самого специалиста. Суть сводится к тому, что активизировать сознание пациента и сфокусировать его на других аспектах его бытия, научив его навыкам контроля собственных переживаний, не зацикливаясь на переживаниях стресса.

В более тяжелых случаях, особенно, когда речь идет о попытках суицида или разговоры о нем, депрессию лечить необходимо медикаментозно, используя соответствующие препараты.

Например, среди таковых можно указать трициклические антидепрессанты, которые успешно применяют для лечения не только депрессии, но и аффективных личностных расстройств, нарушений поведения. Обычно глубокая депрессия требует комплексного лечения, включая активную социальную и физическую реабилитацию.

Психодинамический подход в лечении депрессии

Суть данного подхода заключается в том, что специалист по психическому здоровью (психолог либо психотерапевт) помогает пациенту осознать суть беспокоящей его проблемы. Начнем с психоанализа, который, как было подмечено, лечит не самого пациента, а его личную историю.

Исторически психоанализ был создан австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом, который призывал в свое время лечить медикаментозно психические расстройства и последствия стресса при помощи коки. Согласно его учению, депрессии можно лечить, помогая человеку осознать, какие именно события и переживания из детского возраста или недавнего прошлого привели к ее формированию.

Психоаналитики называют депрессию молчаливой истерикой – внешне человек ничего не говорит, но его молчание действует сильнее любого крика. Корни этого поведения следует искать в детстве, когда ребенок впервые стал осознавать, что, стоит ему сделать грустное лицо и прекратить свою игру или иную деятельность, родители бегут сразу решать его проблемы. Психолог помогает пациенту осознать, с какого возраста он впервые стал понимать выгоду такого поведения, какова была роль родителей в такой ситуации, и что в настоящее время такая детская тактика приносит больше вреда, чем пользы.


Работа с пациентом строится по ассоциативному методу, который предполагает оперирование спонтанно возникающими ассоциациями. Переводя свободные ассоциации из области бессознательного в область сознания, психоаналитик тем самым помогает пациенту избавиться от гнетущего воздействия депрессии. Главный недостаток данного метода – сеансы длятся несколько лет и обходятся пациент в значительную сумму. А это для некоторых – тоже повод для стресса.

Поведенческий подход в лечении депрессии

Лечение депрессии посредством поведенческой терапии делает акцент на поведенческих аспектах депрессивного состояния. Например, глубокая депрессия, симптомы которых предполагают отказ от социальной активности, общения, трудности в выражении эмоций, пассивное поведение. Задача психолога заключается в том, чтобы разбить депрессивное поведение на отдельные поведенческие акты и научить пациента избавляться от них, обучаясь другим, более продуктивным, формам поведения.

В некоторых случаях поведенческая терапия отнимает около года или даже больше, если выявлена глубокая депрессия. Специалист предлагает выполнение действий, которые были раньше абсолютно не присущи данному человеку – это помогает открыть новые грани собственного поведения и закрепить те, которые можно обозначить как продуктивные. Схема такого «лечения» основывается на соотношении – стимул –реакция. Предъявляя новые стимулы, терапевт изменяет реакции клиента и закрепляет их, предъявляя соответствующие новые стимулы.

Когнитивная рациональная терапия

Когнитивная рациональная терапия обеспечивает лечение депрессии за счет изменения отношения и установок пациента относительно неправильных форм поведения и мышления. Здесь пациенту подносится идея, что неправильное поведение –это результат неправильного мышления и отношения. Изменяя установки, можно изменить поведение. В частности, если глубокая депрессия вызывает состояние крайне негативного восприятия окружающей реальности, то меняя отдельные ее аспекты, можно изменить состояние человека. Человек чаще всего попадает в плен депрессии, если он:

  • склонен переоценивать значение отдельных событий
  • склонен обобщать события, которые на самом деле имеют между собой мало чего общего
  • переоценивает собственный вклад в развитие сложившейся ситуации
  • видит все вокруг в черно-белом цвете, не признавая полутонов и переходов
  • воспринимает все происходящие события как относящиеся лично к нему
  • делает выводы преждевременно.

Задача терапевта в этой ситуации – показать, что отдельные установки и поведение пациента привели к такому состоянию. Для этой цели используется такой прием, как доведение ситуации до абсурда, «перекормить» негативными стимулами и другие. Например, человеку предлагают буквально упиваться его депрессивным состоянием, вживаясь в ее симптомы как можно сильнее и глубже. До тех пор, пока пациенту не надоест самому кормить себя такой ситуацией.


Шоковая терапия

В отдельных случаях депрессии лечение требует радикальных методов. Когда человек мучается ощущением того, что с ним что-то не то происходит, с его согласия его могут поместить в условия, которые резко отличаются от привычных. Например, некоторые больные алкоголизмом или другими формами зависимости испытывают такие симптомы, как ощущение ломки, которая сопровождается выраженным депрессивным фоном и другими проявлениями острого стресса.

Чтобы заставить его полностью переключиться, можно использовать прием полного погружения в другие условия, когда у него даже не будет времени предаваться дурным мыслям. Как правило, в случаях, когда пациент сталкивается с тем, что у кого-то ситуация намного хуже, чем у него, и что у него есть более важные проблемы, чем «умственная жвачка», состояние депрессии резко идет на убыль.

Особенно это эффективно в случаях, когда речь идет об интенсивной физической нагрузке или обучении новым навыкам.

В некоторых случаях можно использовать не только резкую перемену условий, но и электросудорожную терапию. Смысл такого воздействия заключается в том, чтобы разрушать патологические нейрохимические связи и образования в головному мозгу за счет воздействия электрического тока. Происходит воздействие на центры, которые отвечают за общую регуляцию настроения. Однако такой способ можно рекомендовать далеко не всегда, хотя его эффективность достаточно высока – в случае, когда заболевание исключает прием препаратов, улучшение наступает через две-три недели.

Техники внушения в лечении депрессии

Техники внушения также часто используются для лечения депрессивных симптомов. Суть данного метода лечения заключаются в том, чтобы внушить пациенту, что его состояние – результат негативного якорения.

Работая со скрытым эмоциональным опытом пациента, терапевт внедряет в его сознание новые, положительные установки.

Такая работа помогает успешно бороться с приступами паники, выраженными фобиями. Для пациента такой метод является безопасным, т.к. он позволяет прервать работу депрессивных установок и дать ему новые ресурсы для их преодоления. Методом, которые позволяет преодолеть прямое сопротивление сознания, является эриксонианский гипноз. Его отличие от классического гипноза заключается в том, что терапевт проводит внушение в мягкой и менее директивной манере.


Групповая психотерапия

Чаще всего, когда симптомы депрессии заходят довольно далеко, многие терапевты рекомендуют пройти не только индивидуальную, но групповую терапию. Плюсы данного вида терапии заключаются в том, что пациент сопоставляет собственное положение с положением других людей, учится эмоционально чувствовать их состояние и помогать тем, кто может оказаться в худшем положении, чем они сами. Многие больные получают такую обратную связь от других участников терапевтической группы, что практически без вмешательства терапевта начинают понимать непродуктивность собственного поведения и самостоятельно вырабатывают новые паттерны установок и поведения.

Трудотерапия для лечения депрессии

В народе нередко говорят, что депрессия – роскошь для бездельников. Доля правды в этом утверждении есть, т.к. возможность заниматься активным самоедством возникает тогда, когда человек бесцельно проводит время. В свете того, что ничего положительного не происходит, это накладывает на самооценку человека негативный отпечаток.

Трудотерапия с постепенным, или, напротив, стремительным вовлечением человека в активный деятельностный процесс заставляет переосмыслить содержание собственных переживаний.

С другой стороны, активная физическая деятельность способствует выработке гормонов счастья, поэтому такой вид терапии приносит со временем, кроме укрепления мышц, повышение чувства удовольствия от жизни и общей удовлетворенности собой. Человек как бы сам себе бросает вызов, доказывая, что он способен на нечто большее, чем просто валяться на диване в закрытой комнатке и упиваться жалостью к себе.

Гештальт-терапия – ключ к исцелению от депрессии

Суть гештальт-подхода в лечении депрессии – помочь структурировать человеку его жизненный опыт таким образом, чтобы все его переживания обрели гармоничную целостность. Гештальт, выражаясь профессиональным жаргоном самих гештальт-терапевтов, закрывается – когда пациент получает ощущение того, что все произошло именно так, как и должно было произойти. Все испытываемые человеком потребности получают возможность для реализации, когда он, наконец, учится понимать их и толковать нужным образом.

Исцеление от симптомов депрессии как таковой происходит в момент, когда пациент принимает простое решение – признает собственную ответственность за все события в собственной жизни.

Главный принцип – здесь и теперь – позволяет продуктивно работать с негативным опытом пациента, структурируя их новым образом.

Телесно ориентированная психотерапия

Данный вид психотерапии можно назвать психодинамическим, поскольку он базируется на положении, что все проблемы физического, социального и психического типа у пациента есть суть неотреагированные переживания. Все, что было когда-то блокировано и загнано в угол подсознания, со временем образует на теле человека особые симптомы – мощные соматические блоки, которые и приводят к ощущению подавленности, эмоциональному обеднению, телесной зажатости.

Зная, какая блокированная эмоция приводит к появлению тех или иных блоков, терапевт может, воздействуя на определенные группы мышц, причем заставляя пациента делать это осознанно, изменить его эмоциональное состояние. Например, переживание депрессии может быть связано с тем, что человек привык всю жизнь подавлять чувство боли или агрессии. Поскольку в головном мозге человека эти центры находятся близко друг к другу, высвобождение их через обратную мышечную связь помогает человеку осознать, что именно он испытывал в течение своей жизни – страх или агрессию.

Обычно, испытывая агрессию по отношению к своим близким, человек ощущает затем чувство вины. Чтобы больше не подвергаться этому ощущению, он учится подавлять в себе чувство злости – а на уровне тела это дает о себе знать болями в области головы, шеи, крупных конечностей.


Арт-терапия помогает в борьбе с депрессией

Для тех, кто слишком «завязан» на контроле сознания, лучшим средством в борьбе с депрессией выступает арт-терапия или терапия посредством искусства. Это означает не только посещение художественных выставок или собственноручное создание чего-то необычного. Речь идет о таких привычных на первый взгляд вещах, как лепка из глины или пластилина, выполнение разного рода поделок, фотографирование, написание литературных произведений и другое.

Причем написание имеет значительный плюс в том, что позволяет через вымышленные образы обработать неосознаваемые внутренние конфликты – слово выступает здесь в качестве основного средства.

Таким образом, методов лечения депрессии более, чем достаточно. Главное – чтобы у человека было желание преодолеть это состояние, не доводя себя до состояния сильнейшего личностного кризиса, из которого потом бывает почти невозможно выбраться самостоятельно.

Вам также может быть интересно

Знакомство с описанной методикой состоялось на семинарах Натальи Сергеевны Фомичевой по теме "Психология депрессии".

Понятие «депрессия» знакомо каждому. Депрессия – от латинского «давить», «подавлять», это психическое расстройство, которое сопровождается следующими симптомами:

  • Деперсонализация – нарушение осознания своего «Я», клиенты говорят: «делаю не я», «я не чувствую своего тела», «я не ощущаю…»
  • Астения – утрата способности чувствовать, переживать радость. Человек не может обозначить свое чувство, сказать его словами.
  • Тревожность
  • Нарушение мышления (вялость мыслей, негативные мысли, пессимизм)
  • Двигательная заторможенность
  • Потеря интереса к жизни
  • Снижение самооценки
В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо.

Почему я использую арт-терапию?

Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого. Клиент сделал что-то СВОИМИ руками. Как известно, в состоянии депрессии людям сложно делать элементарные вещи, вплоть до вопросов личной гигиены (тяжело вставать с кровати, почистить зубы и т.д.).

Результат любого творчества повышает самооценку. Арт-терапия позволяет показать клиенту, что он может. А может он многое: рисовать, творить, создавать, осознать причину своей депрессии, может изменить себя и свою жизнь.

Поэтому самым подходящим материалом, который целесообразно предложить клиенту, будет масляная пастель. Это очень яркие мелки, позволяющие легким нажимом изобразить сочные цвета. Рисунки получаются очень яркими, даже если человек и не хотел такого результата.


В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин "Внутренняя картина болезни" (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью.

Длительно болеющие люди, к сожалению, не знают, что такое ВКЗ. Помочь увидеть себя здоровым, визуализировать и зафиксировать образ здоровья, испытать положительные эмоции, сопровождающие здоровье, осознать вторичные выгоды болезни, – в этом заключается задача психолога. И справиться с этой задачей помогает техника «Создание образа болезни и здоровья».

Описание техники. Психолог просит клиента на одном листе бумаги нарисовать свою болезнь и свое здоровье. Психолог здесь выступает не только в качестве наблюдателя и анализатора творчества, но и влияет на ход выполнения задания.

На что следует обратить внимание? Во-первых, образы болезни и здоровья должны существенно отличаться. Если клиент нарисовал два совершенно одинаковых засохших дерева, нужно спросить, почему здоровье для клиента выглядит столь непривлекательно.


Попросите клиента "внести яркость" в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции.

Психолог помогает клиенту видоизменить картину здоровья в приятный глазу образ. Стандартным является следующее цветовое решение клиента: ВКБ – исполнена в синем цвете, ВКЗ – в зеленом. Это можно объяснить символикой цветов, синий цвет соответствует болезни, а зеленый – здоровью.

В-третьих, если клиент изображает на листе бумаги образ болезни больше образа здоровья или образ болезни подавляет образ здоровья, необходимо видоизменить образ здоровья: расширить, пустить густые зеленые ветки здоровья, пронизывающие и ломающие болезнь.

Когда обе картинки будут готовы, и картинка здоровья будет существенно отличаться от образа болезни, попросите клиента погрузиться в образ здоровья, прочувствовать здоровье в своем теле, побыть в здоровье. Такое упражнение можно проделывать несколько раз.

Далее, когда клиент уже нацелен на выздоровление, потому что в этом состоянии ему уютно, комфортно, он испытывает положительные эмоции, можно переходить к анализу вторичных выгод болезни. Для этого клиенту предоставляется 15 минут времени, в течение которых ему следует написать все ассоциации, которые всплывают на тему его болезни.

У каждого психолога выработаны свои тонкости определения «горячих мест» клиента, анализ ассоциаций всегда процесс индивидуальный, поэтому описывать подробно эту методику не считаю целесообразным.

Лечение депрессии с помощью арт-терапии.

Я психолог и одна из моих специализаций - арт-терапия.

Арт-терапия использует язык символов, цвета, образов, как способ выразить себя, понять свои желания, увидеть скрытые возможности. Арт - терапия при депрессии помогает мягко решить основные проблемы этого состояния.

Здесь я публикую с разрешения клиентов их рисунки в ходе терапии.

Депрессия и арт-терапия. Арт - терапия позволяет определить причины депрессии. Во время депрессии нарушается удовлетворение какой-то важной потребности, желания. Рисунок, язык творчества позволяет найти скрытый смысл того, что с вами происходит в этот период. Арт-терапевт выступает в роли проводника, помогает, направляет.

Депрессия и арт-терапия. Арт-терапия и общение с психологом дают возможность понять направление изменений - что нужно делать, чтобы улучшить свое состояние, чтобы справиться с депрессией. Каждая ситуация уникальна и для каждого человека свой рецепт и способ справиться с депрессией, понять, что нужно сделать, чтобы вернулось удовольствие от жизни. В процессе индивидуальной консультации с психологом арт-терапевтом или во время групповой работы вы создаете свой уникальный творческий продукт, который и становится вашим собственным лечением и рецептом избавления от депрессии.

Депрессия и арт-терапия. Арт - терапия дает доступ к скрытым ресурсам, к силам и энергии, которая блокируется во время депрессии.


Лечение депрессии с помощью арт-терапии. Арт - терапия возвращает удовольствие от жизни и не в будущем, а здесь и сейчас - когда вы занимаетесь творчеством - рисуете, создаете коллажи, фотографируете, сочиняете истории. Про этот эффект мне говорили практически все, кто занимался у меня - в группе или индивидуально. С помощью арт-терапии можно отвлечься от своих навязчивых и надоевших мыслей, уйти в другое эмоциональное состояние, расслабиться, создать что-то новое и удивиться - "Оказывается я так могу!"