Методы психопрофилактики и социальной реабилитации больных психическими расстройствами. Профилактика психических расстройств средствами народной медицины Профилактика нарушений нервных и психических заболеваний

Профилактика заболеваний - мероприятия, направленные на предупреждение болезней: борьба с факторами риска, иммунизация, замедление развития заболевания и уменьшение его.

Уровни профилактического воздействия:

    Укрепление здоровья - процесс предоставления отдельным людям и сообществам возможностей повысить контроль над факторами, определяющими здоровье.

    Первичная профилактика - комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболеваний, общих для всего населения и отдельных (региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных) групп и индивидуумов.

Первичная профилактика

    Меры по уменьшению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга.

    Формирование парадигмы здорового образа жизни через создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний населения о влиянии отрицательных факторов на здоровье и уменьшении их воздействия; санитарно-гигиеническое воспитание.

    Меры по предупреждению соматических и психических заболеваний и травм (в том числе профессионально обусловленных), несчастных случаев, инвалидизации и смертности от внешних причин, дорожно-транспортного травматизма и др.

    Выявление в ходе профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, принятие мер по их устранению.

    Оздоровление отдельных лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов, с применением мер медицинского и немедицинского характера.

    Профилактические мероприятия должны ориентироваться не только на какой-то один фактор риска, а на суммарный риск, определяемый имеющейся совокупностью факторов.

Адаптационный синдром , общий адаптационный синдром, совокупность общих защитных реакций, возникающих в организме животных и человека при действии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренний среды организма - гомеостаза. Понятие адаптационный синдром выдвинул канадский учёный Г. Селье (1936). Факторы, вызывающие развитие адаптационного синдрома (инфекция, резкие изменения температуры, физическая и психическая травма, большая мышечная нагрузка, кровопотеря, ионизирующее излучение, многие фармакологические воздействия и др.), называемые стрессорами, а состояние организма, развивающееся при их действии, - стрессом (от английского stress - напряжение). Основные признаки адаптационного синдрома - увеличение коры надпочечников и усиление их секреторной активности, изменение состава крови, нарушение обмена веществ (с преобладанием процессов распада), ведущее к похуданию, падение кровяного давления и др. Развитие адаптационного синдрома проходит 2 или 3 стадии.

1-я - стадия тревоги, продолжается от 6 до 48 часов и делится на фазы шока и противошока; на этой стадии усиливаются выработка и поступление в кровь гормонов надпочечников - глюкокортикоидов и адреналина, организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям,

2-я - стадия резистентности, когда устойчивость организма к различным воздействиям повышена; к концу этой стадии состояние организма нормализуется и происходит выздоровление.

Если действие раздражителей велико по силе и продолжительности, то наступает 3-я стадия - стадия истощения, которая может завершиться гибелью организма.

В уставе ВОЗ здоровье определяется как «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. Несмотря на то, что данное определение не может считаться достаточно научным, оно ясно показывает, что здоровье человека является сложным (многоуровневым) состоянием. И следовательно, его надо рассматривать с позиции структурного анализа.

На физиологическом уровне основу здоровья составляет гомеостаз - способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И наоборот, оно ухудшается (возникает болезнь), если нарушение гомеостаза носит стойкий характер (В.М. Дильман, 1987). Стремление к внутреннему постоянству - важнейший механизм организма. Но организм человека, как известно, на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешанности с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается к окружающей среде, реагируя на поступающие из нее раздражители. Поэтому жизнедеятельность (а значит, и здоровье) человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной фундаментальной способностью организма - адаптацией. В этой связи следует заметить, что приспособление к новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма. И если "плата за адаптацию" выходит за пределы его резервных возможностей, появляется опасность возникновения болезни.

Понятие психической нормы.

    Норма человека - понятие многокомпонентное, включающее психологические, физические и социальные составляющие. Рассматривая норму и ее отклонения, нельзя оценивать только одну какую - либо область (например: степень адаптированности человека в обществе, уровень его развития, наличие генетической предрасположенности к психиатрическому или соматическому заболеванию...), рискуя получить однобокие и искаженные результаты. Только принимая во внимание все стороны функционирования индивида в комплексе можно говорить о его «нормальности» или отклонении от нормы.

    Норма имеет определенный диапазон или «коридор» значений, так же как и ее отклонения. В психодиагностике они обычно обозначаются как: высокие показатели; норма; низкие показатели и т.д. В психиатрии - это переход от нормы к акцентуациям, дальше к неврозам, психопатиям и болезни. У становить четкие границы между нормой и пограничными состояниями на данный момент все еще не представляется возможным. Эта оценка до сих пор остается крайне субъективной и зависящей от многих составляющих.

    Нормальный человек не является образцом безупречности. Он имеет свои недостатки и достоинства; сильные и слабые стороны в развитии и здоровье; и может быть даже свои странности и причуды характера и поведения.

    Норма - понятие динамическое, изменяющееся во времени и с течением времени.

Причем в некоторых направлениях эти изменения происходят сравнительно быстро (в данном случае имеются в виду психологические, физические и др., но не психиатрические феномены).

Нарушения психической адаптации

Общепринятым является представление о том, что психика является "наиболее совершенным и наиболее ранимым аппаратом приспособления человека к социальной и экологической среде" , соответственно при действии на организм экстремальных нагрузок, особенно в ситуации хронического напряжения, этот вид адаптации может нарушаться в первую очередь. Нарушение психической адаптации в условиях хронической стрессогенной ситуации развивается поэтапно, соответственно 4 этапам, рассматриваемым как последовательные стадии психологического кризиса:

1) первичный рост психического напряжения, сопровождающийся различными попытками приспособления к ситуации;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти попытки оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение психического напряжения;

4) если все оказывается тщетным, наступает стадия срыва, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.

Нарушение отдельных составляющих психической адаптации, согласно описанию Ф.Б. Березина, представляется следующим образом:

а) нарушение собственно психической адаптации проявляется в форме пограничных психопатологических явлений, которые носят характер неврозов, функциональных расстройств, сопровождающихся oщущением болезни и определяющихся в основном интрапсихическими конфликтами.

б) Снижение эффективности социально-психологической адаптации выражается тенденцией к возникновению неадекватного поведения в сфере межличностных отношений, которое зависит от особенностей личности, от ее неадаптивного формирования, и приводит к рассогласованию взаимодействия между индивидуумом и окружением (психопатические peaкции или состояния).

в) Ухудшение преимущественно пcихoфизиологической адаптации проявляется в психосоматических, или так называемых <функциональных> расстройствах (изменение психофизиологических соотношений, приводящее к нарушениям соматического здоровья).

Синдром хронической усталости (СХУ) впервые был описан в 1984 году А. Ллойдом. Характерным его признаком он назвал хроническое утомление, испытываемое больным, которое не исчезает даже после длительного отдыха и со временем приводит к значительному снижению работоспособности – как умственной, так и физической.

В клиническом отношении постоянными симптомами СХУ являются: выраженная усталость и мышечная слабость, которая не проходит после ночного сна, поверхностный сон с кошмарными сновидениями, трудности с засыпанием. Характерны изменчивость настроения в течение дня под влиянием самых незначительных психогенных факторов и периодически возникающее состояние депрессии, при котором больные испытывают необходимость уединения, у них возникает чувство подавленности, а иногда и безысходности.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика (secondary prevention) - комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений и осложнений заболеваний, а также комплекс мер по предотвращению снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика включает:

1) проведение диспансерных медицинских осмотров с целью выявления заболевания и факторов, влияющих на их течение;

2) целевое санитарно-гигиеническое воспитание (обучение) пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

3) проведение оздоровительных и лечебных мероприятий по устранению отрицательных для здоровья факторов, осуществление динамического наблюдения.

Психологическая поддержка – это система специальных приемов и мероприятий, целью которых является помощь в коррекции чувств и переживаний личности.

Профилактика психосоматических и психиатрических заболеваний

Могут быть использованы такие методы, как: создание благоприятной психологической обстановки, при этом могут проводиться индивидуальные и групповые психотерапевтические беседы с больными; в других случаях широкий арсенал психотерапевтических методов может быть направлен на решение лечебно-реабилитационных задач, содержание которых определяется этапом болезни, ее выраженностью и прогнозом. Может применяться аутогенная тренировка, методы поведенческой психотерапии. В начальный, диагностический период, когда больные испытывают тревогу и страх, целесообразна рациональная психотерапия, направленная на успокоение больного, его активирование, формирование более адаптивного отношения к болезни и лечению. В тяжелых случаях рекомендуется гипнотерапия. В период сложных переживаний (например: перед операцией) считается показанной рациональная психотерапия, приемы самовнушения, направленные на устранение страха, вселение уверенности в успех лечения. Помимо указанных выше используются такие приемы, как "психотерапевтическое зеркало", "лечебная перспектива", "анонимное обсуждение".

Третичная профилактика

Третичная профилактика - это комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма).

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Для профилактики самоубийств важное значение имеет выяснение состояния эмоционально-волевой сферы человека, покончившего с собой, его психическое отношение к предстоящему суициду.

Факторы риска . Определенные аспекты человеческой жизни увеличивают вероятность попыток суицида.

1. наиболее важный фактор суицида – ощущение человеком безнадежности. Лица с ощущением безнадежности могут рассматривать суицид как единственный способ решение своих проблем. Люди с душевными болезнями, расстройствами личности, а также лица, злоупотребляющие психоактивными веществами, имеют высокий риск суицида. В действительности, люди, страдающие не диагностированными психическими болезнями, совершают около 90% всех суицидов. Соматические болезни также увеличивают риск суицида, особенно когда они сопутствуют депрессии. Около 1/3 взрослых, совершивших суицид, страдали от соматических болезней во время своей смерти.

2. Другой фактор риска суицида заключается в наличии предыдущих суицидальных попыток, а также в наличии случаев суицида среди родственников. Важную роль играет социальная изоляция индивида. Люди, живущие одиноко или имеющие мало близких друзей, не получают эмоциональной поддержки, которая предупредила бы появление чувства безнадежности и иррациональных мыслей во время трудного периода их жизни.

Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба (“телефон доверия”)

Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и, в первую очередь, на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными.

Психологический кризис - эмоционально - поведенческая или невротическая реакция личности на непреодолимую или неразрешимую для нее в данное время ситуацию (препятствие, срыв, острейший, острый или хронический стресс), нарушающую ее важнейшие жизненные цели и ведущую к социально - психологической дезадаптации.

Кризисные состояния может спровоцировать такой патологический вид поведенческой защиты как аутоагрессивное поведение. Формами такой защиты может быть как суицидальное поведение, возникновение психосоматических расстройств, так и различные виды негативных зависимостей - наркомания, алкоголизм, зависимости от азартных игр и от влияния различных тоталитарных религиозных сект.

Движение «Хоспис»

Хосписы развиваются как альтернатива эйтаназии - медицинские учреждения, осуществляющие лечение и уход за умирающими и за престарелыми, но в первую очередь для облегчения страданий в основном раковых больных на поздних стадиях развития болезни..

Латинское слово hospes первоначально означало гостя. Но в познеклассические времена значение его изменилось, и оно стало обозначать также хозяина, а слово hospitalis, прилагательное от hospes, означало "гостеприимный, дружелюбный к странникам". От этого слова произошло и другое - hospitium, означавшее дружеские, теплые отношения между хозяином и гостем, а впоследствии, и место, где эти отношения развивались.

Принципы работы хосписов :

    Утверждает жизнь и рассматривает смерть как нормальный процесс;

    Не ускоряет и не замедляет смерть;

    Обеспечивает облегчение боли и других беспокоящих симптомов;

    Объединяет психологические и духовные аспекты ухода за больным;

    Предлагает систему поддержки, чтобы помочь больным жить активной жизнью до конца;

    Предлагает систему поддержки, чтобы помочь семьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а также после его смерти.

В запущенной стадии заболеваний применяются методы психотерапии, способствующие ослаблению болей, улучшению сна, включающие как важный компонент эмпатическое, сопереживающее отношение к больному, вселение надежды.

Целью психотерапии умирающего больного является сопровождение на его скорбном пути в соответствии с этапами, выделенными Кюблер-Росс.

Пять стадий умирания (Кюблер-Росс)

    Отрицание. Больной не может поверить, что это действительно с ним случилось.

    Гнев. Возмущение работой врачей, ненависть к здоровым людям.

    Попытка заключить сделку с судьбой. Больные загадывают, допустим, что они поправятся если монетка упадет орлом.

    Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни.

    Принятие. «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть». Не более 2 % людей переживают эту стадию.)

Р. Кочюнас (1999) выделяет следующие принципы психотерапии умирающего человека:

    к умирающему нельзя относиться как к уже умершему; он нуждается в поддержке.

    следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его просьбы.

    необходимо обеспечить умирающему участие в принятии решений о лечении, посетителях и т. п.

    в общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.

    умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать собеседника.

    сочувственное выслушивание помогает умирающему выразить сожаление о нанесенных им обидах, простить своих врагов, принять смерть как торжественный момент жизни, такой же важный и неотъемлемый от нее, как рождение.

Биологическая обратная связь (англ. Biofeedback) - технология, включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических физиологических процедур, в ходе которых пациенту посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.

Используются зрительные, слуховые, тактильные и другие сигналы-стимулы, что позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки. БОС-методология позволяет человеку модифицировать свое поведение с помощью обратной физиологической связи в сторону большей степени саморегуляции и гомеостатичности. БОС-процедуры применяются при различных формах психосоматических нарушениях, когда одним из ведущих факторов является хронический стресс. Огромное преимущество БОС-метода состоит в том, что он позволяет работать с основными типами дисфункций регуляторных систем организма - нервной (центральной, периферической, вегетативной), иммунной и гуморальной, которые возникают при стрессе.

Нейро-лингвистическое программирование - это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было "Метазнание", то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт.

В названии "НЛП" часть "Нейро" указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать "языки мозга" - те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации.

"Лингвистическое" подчеркивает важное значение языка в описании особенностей механизмов мышления и поведения, а также в организации процессов коммуникации.

"Программирование" определяет системность мыслительных и поведенческих процессов: "программа" в переводе с греческого означает "четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата".

НЛП можно рассматривать и как научную область знаний, и как искусство, поскольку оно может быть представлено как на уровне практических инструментов и технологий, так и на уровне духовности. НЛП основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека исходя из концепции единства разума, тела и духа.

Наркомания

За последние годы наркомания, а в более широком аспекте зависимость от психоактивных веществ, стала глобальной проблемой мирового масштаба. На фоне относительной стабилизации ситуации в нашей стране к 2007 году, продолжается эпидемический рост потребления наркотиков и других психоактивных веществ. Причем все больший процент среди наркозависимых приходится на молодежь, подростков и детей, которые являются наиболее уязвимой категорией для данной зависимости. Знакомство детей и подростков с наркотиками происходит очень рано: согласно опросам, уже в 11 лет почти каждый третий ребенок информирован о популярных наркотиках. Такая ситуация не может не вызывать тревогу и озабоченность происходящим, зная о негативных последствиях злоупотребления психоактивными веществами как для отдельного человека так и для общества в целом. Например – заболевания самого человека (СПИД, гепатит…), нарушения здоровья его будущих детей (а в сумме национального здоровья), преступность, нежелание, а зачастую уже и невозможность работать и многое другое.

По мнению сотрудников Госнаркоконтроля, в связи с кризисом и тяжелой экономической ситуацией в России, в 2009 году следует ожидать резкого всплеска наркомании и связанной с ней преступности.

Наркотик - психоактивное вещество, которое включено в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом - психическую или физическую зависимость от него. Наркотик характеризуют три признака:

    специфическое действие на психику - успокаивающее, активизирующее, галлюциногенное и др;

    широкое распространение используемого вещества, в связи, с чем возникают отрицательные социальные последствия;

    юридическое признание наркотиком и занесение Министерством Здравоохранения России в список наркотических веществ. Уголовное законодательство России устанавливает уголовную ответственность за незаконное приобретение, хранение, изготовление, переработку, перевоз, пересылку и сбыт наркотических средств;

Наркотизм - социальный феномен, выражающийся в относительно распространенном, статистически устойчивом потреблении частью популяции наркотических (или иных токсических, психотропных) средств, влекущем определенные медицинские (заболеваемость наркоманией) и социальные последствия.

Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением средств, включенных в государственный список наркотиков и проявляющаяся психической, а иногда и физической зависимостью от них.

Психоактивные вещества обладают теми же свойствами, что и наркотики, но в официальный список они не включены, так как их социальная опасность не так велика. Нередко эти средства называют токсическими. Примером могут быть некоторые успокаивающие (транквилизирующие) лекарства: сибазон, элениум или вещества, используемые для ингаляций: бензин, ацетон и др. Здесь, так же как и в других случаях нередко этим термином будут обозначаться любые вещества, к которым может возникнуть зависимость.

Злоупотребление наркотиками или другими токсическими веществами без зависимости от них не считается наркоманией или токсикоманией. Основная масса наркоманов - это те, кто потребляет наркотические средства не по медицинским показаниям.

Зависимое поведение можно определить как внешние действия человека, связанные с непреодолимым влечением к какому – либо объекту. Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а, с другой стороны - ведущим мотивом деятельности. В случае наркозависимости в роли объекта и мотива деятельности выступает психоактивное вещество (нелегальное).

На зависимое поведение влияет ряд факторов: биологические, социальные, духовные (культурные) и психологические. Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к зависимому поведению.

Все уровни жизнедеятельности взаимосвязаны и в процессе развития зависимого поведения все более фокусируются на психоактивных веществах (ПАВ). Формирование заболевания во всех случаях наркозависимостей, будь то табакокурение, алкоголизм, токсикомании и др., проходит несколько этапов. Один из наиболее значимых - это формирование аддиктивного поведения - злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака до того как сформировалась физическая зависимость.

Синдром физической зависимости характеризуется следующими признаками:

    непреодолимым желанием употреблять психоактивные вещества;

    снижением контроля за началом, окончанием или общей дозировкой их приема;

    употреблением с целью смягчить синдром отмены (абстинентный синдром);

    повышением толерантности к наркотику (потребность в более высоких дозах);

    снижением ситуационного контроля (употребление в непривычных обстоятельствах);

    игнорированием других удовольствий ради приема наркотиков;

    психическими расстройствами или серьезными социальными проблемами вследствие употребления.

Вначале (во время первых проб) в зависимости от типа высшей нервной деятельности, вида наркотика, дозы, метода его введения в организм, психической установки субъекта вызывается эйфорический эффект. Формируется желание принимать определенный вид наркотиков. Их начинают принимать регулярно.

Затем меняется реактивность организма - исчезают защитные реакции. Потребление наркотика приобретает систематический характер, происходит изменение толерантности. Наркоманы принимают в 2-10 раз более высокие дозы, чем принято использовать их в лечебных целях. Постепенно формируется психическая зависимость от наркотического вещества. Далее вырабатывается физическая зависимость с неодолимым влечением к приему наркотика и выраженным абстинентным синдромом.

Этапы развития зависимости от наркотиков

8-11 лет. Детей этого возраста интересует все, что связано с наркотиками - их действием, способами употребления. Наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследованиях дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены по слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).

11-14 лет . Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием легких наркотиков.

О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику, если и не позитивное, то с присутствием определенного "ореола привлекательности". Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.), и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам. аддиктивное поведение.

14-17 лет . Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Возраст часто называют - возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, на молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо - опосредованный через близких знакомых и друзей.

Медицинская классификация стадий развития наркомании . Она основана на анализе проявления различных форм зависимости - социальной, психической и физической.

О социальной зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употребление наркотиков, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Он внутренне готов сам начать употребление. Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что заслоняет привычные представления, изменяет поведение. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания - наличие группы (которая может формироваться даже вокруг одного употребляющего наркотики). Единственным способом предотвращения дальнейшего развития заболевания является своевременное выявление и разрушение группы. Необходимо работать с лидерами группы, препятствовать вовлечению в нее новых членов, пусть даже путем изоляции лидеров. На этом этапе остановить развитие заболевания проще всего. Упустить этот момент - значит, затруднить дальнейший контакт с членами группы, для которых развитие заболевания может перейти на следующую стадию.

После начала употребления наркотиков у подростка быстро формируется психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения от приема наркотиков, которые могут быть очень сильны, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае человек, будучи лишен возможности принимать наркотики, воспринимает действительность "серой", недостаточно динамичной и живой, во втором, оказывается подавлен проблемами, от которых он и пытался уйти, прибегая к употреблению наркотиков. В зависимости от вида наркотика его воздействие на человека может проявляться по-разному. Стремление избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления. На этой стадии заболевания ему уже необходима помощь специалистов - психологов и врачей, которая приносит результаты только при поддержке близких людей, особенно родителей.

При более продолжительном употреблении наркотиков формируется физическая зависимость, которая проявляется вследствие включения наркотика в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести - от легкого недомогания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома. Конкретные его симптомы зависят от вида наркотика и от особенностей организма человека. Такому больному необходима серьезная медицинская помощь для того, чтобы выдержать состояние абстиненции ("ломки").

В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота употребления наркотиков - от периода проб через эпизодическое употребление к систематическому. Однако систематическое употребление не обязательно связано с наличием физической зависимости, а может начаться и значительно раньше.

Три стадии (этапа) развития зависимости: 1 - адаптация (изменение реактивности организма, появления психической зависимости); 2 - возникновение физической зависимости в форме абстинентного синдрома; 3 - истощение всех систем (снижение толерантности, затяжной абстинентный синдром, возникновение в ряде случаев полинаркомании).

1. Первая стадия наркомании - стадия психического влечения к наркотику - характеризуется не только возникновением синдрома психической зависимости от препарата, но и уменьшением его эйфоризирующего действия при повторных приемах. Начинающему наркоману для воссоздания прежних ярких эйфорических ощущений становится необходимым постепенно увеличивать дозу наркотика. При этом в перерывах между приемами наркотика больной испытывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, у него снижается работоспособность. Прием препарата в несколько повышенной дозе полностью снимает эти ощущения. В результате все помыслы и стремления больного направляются к одной цели - получению все новых и новых доз препарата. Первая стадия наркоманий (в зависимости от их вида) длится относительно недолго - от 2 до 6 месяцев.

2. В дальнейшем употребление наркотика приводит к развитию второй стадии наркомании , во время которой формируется синдром физической зависимости от наркотика. В течение второй стадии наркомании организм больного адаптируется к наркотику, и вследствие этого прекращение приема препарата вызывает разнообразные функциональные расстройства, характеризующие синдром абстиненции .

Абстинентный синдром - это сложный комплекс психовегетативных расстройств. Для него типичны изменения психического состояния больного - появление длительных состояний дискомфорта, беспокойства, неудовлетворенности, те или иные вегетативные сдвиги. У больных возникают повышенная секреция слизистых оболочек, насморк, чихание, слезотечение, ощущается перемежающее чувство жара и озноба. Появляются мышечные боли, периодические судороги мышц ног. Резко снижается аппетит. Могут возникнуть рвота, тенезмы, понос, боли в желудке и кишечнике. Больной становится беспокойным, у него преобладает злобно-плаксивое настроение.

Острый период абстиненции длится до 4-5 недель и постепенно (в случае воздержания от приема наркотика) больной приходит в нормальное состояние. Однако остаточные явления абстиненции могут сохраняться в течение нескольких месяцев. Развитие абстиненции в том случае, если лечение наркомании не начать в течение первой или в начале второй стадии заболевания, служит основой для продолжения потребления больным наркотика во все более возрастающих количествах. На данной стадии наркомании толерантность к наркотику резко увеличивается, и ежедневная доза препарата, например морфина, может доходить до 40-50 мл 1%-ного раствора. При этом прием наркотика даже в таких количествах уже не вызывает острой эйфории, которую больной переживает на первой стадии заболевания, но служит лишь для избавления от абстиненции. В течение конца первой и всей второй стадии заболевания нарастают явления интоксикации организма.

3. На третьей стадии заболевания развивается соматическая патология, происходят значительные изменения психики больного. Нарастающие диспепсические расстройства, полное отсутствие аппетита, регулярно повторяющаяся рвота, хронические поносы приводят к резкому, а в отдельных случаях – резкому похуданию. Больные на этой стадии заболевания апатичны, слабы, у них снижено артериальное давление, замедлен пульс, расстроена координация движений, походка шаткая, спотыкающаяся. Характерен внешний вид больных: из-за истощения, сухости кожи, далеко зашедшего кариеса, ломкости волос и ногтей больные среднего и молодого возраста выглядят глубокими стариками.

Психические расстройства вызывают развитие астении и анергии. Толерантность к наркотику в этот период снижена, поэтому прием его становится менее регулярным, а для предупреждения абстиненции требуются несколько меньшие дозы, чем на второй стадии заболевания. На протяжении всей третьей стадии заболевания введение наркотика не вызывает эйфорического состояния и потребность в препарате обусловлена только необходимостью избегать абстиненции. На заключительных этапах наркомании нарастают расстройства пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, может развиться токсическая миокардиопатия, усиливается истощение. Смертельные исходы, как правило, связаны с тотальным перерождением сердечной мышцы, нефропатией, присоединившейся инфекцией.

Основные виды наркоманий

1. Конопля и ее препараты (это гашиш, анаша).

2. Опий и синтетические препараты морфиподобного действия (маковые препараты).

3. Стимуляторы нервной системы типа амфетаминов (эфедрон).

4. Кокаиновые препараты.

5. Снотворные препараты.

6. Галлюциногены.

7. никотинизм.

8. токсикомания

1. К наркоманиям, обусловленным препаратами конопли, относится так называемый гашишизм . Гашиш (индийская конопля ) – наркотик, известный также под названием марихуана, анаша, план, банг, харас, хусус, даг и др. Употребляют гашиш по-разному, чаще всего курят, иногда жуют, делают напитки, добавляют в пищу. При однократном приеме (курении) действие наступает через 10-15 мин.

На начальной (I) стадии потребление гашиша становится регулярным, неприятные ощущения исчезают, растет количество выкуриваемых сигарет. В синдроме психической зависимости отмечается навязчивое стремление к наркотической эйфории. Одурманивание становится единственным состоянием неудовлетворенности.

Физическая зависимость только начинает формироваться, но психические изменения уже проглядывают в виде сужения круга интересов, снижения волевой активности, появления неврозоподобных расстройств.

В хронической (II) стадии наркомании сопротивляемость удерживается на одном уровне при систематическом потреблении гашиша. Отмечается выраженная психическая зависимость в виде постоянного синдрома навязчивости. Только в состоянии одурманивания наркоман испытывает оптимальный физический комфорт и работоспособность. Психические нарушения выражаются в снижении интеллекта, отсутствии интереса к окружающему, страхах, беспокойстве, бредовых идеях преследования. Могут отмечаться острые психозы, мышечная слабость, ухудшение координации движений.

В поздней (III) стадии количество потребляемого гашиша снижается, т.е. сопротивляемость организма падает. Психическая зависимость уступает место растущей физической зависимости. Абстинентный синдром становится затяжным, тяжелым. На первом плане - выраженная астения с ипохондричностью. Повторные потребления гашиша лишь на короткое время и не полностью облегчают тяжесть абстиненции.

Соматоневрологическое состояние утяжеляется, нарастает общее физическое истощение, кожа становится дряблой, землисто-серого цвета, отмечаются выпадение волос, хрупкость костей, зубов, прогрессируют соматические и неврологические заболевания, выявленные на хронической стадии, возможны поражения сетчатки глаза и зрительных нервов. Психозы, вызванные употреблением гашиша, довольно разнообразны, они могут возникнуть при однократном употреблении наркотика и выражаются острым нарушением сознания, страхами, гиперестезиями. Психоз может развиться на высоте абстинетного синдрома, на 2-3 день и спровоцировать начало шизофренического процесса.

2. Наиболее неблагоприятно протекает опийные наркомании , вызываемые злоупотреблением алкалоида опия (морфина) и его производных (морфия, пантопона, омнопона, кодеина, промедола).

К опийным препаратам организм привыкает довольно быстро в результате введения их внутрь, подкожно, внутримышечно или внутривенно либо вдыхания в виде дыма (опиокурение). По мере употребления возникает потребность в увеличении дозы в 10-15 раз в связи с возрастающей толерантностью к препарату. Действие опиума после введения в организм обнаруживается примерно спустя 15-20 с: появляются легкий зуд в области носа, подбородка, лба, сухость во рту, общая заторможенность, зрачки сужаются. Через 7-10 мин возникают чувство благодушия, умиротворенности (эйфория), ощущение приятного тепла в конечностях, разливающегося по всему телу, множество радужных мыслей, повышается активность. Окружающий мир воспринимается иллюзорно, в виде причудливых, красочных картин, сцен. Затем наступает сон, после чего больной испытывает подавленность, угнетение, чувство общего дискомфорта.

При передозировке препарата состояние эйфории сопровождается повышенной возбудимостью, сухостью в полости рта, нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания. Лицо становится багрово-красным, появляется кожный зуд, возможны судорожные припадки. При неблагоприятном течении могут наступить декомпенсация сердечно-сосудистой деятельности и паралич дыхательного центра.

Морфинизм тяжелое заболевание, при котором организму требуется постоянное введение морфина в высоких дозах, иногда в сотни раз превышающих обычную терапевтическую дозу. Абстинентный синдром у морфинистов протекает тяжело. При этом появляются общая слабость, профузные поносы, проливной пот, нарушается сердечно-сосудистая деятельность. Симптомы абстиненции при внезапной отмене наркотика развиваются через 12-20 ч и наибольшей выраженности достигают на 2-4 сутки после последней инъекции, но спустя 1-2 недели наркоманы постепенно успокаиваются. По мере привыкания к морфину постепенно развиваются психопатические черты личности, грубость, эгоистичность, лживость, наступает социальная деградация. Внешний облик морфиниста носит отпечаток недостаточности питания; у него отмечается сухость кожи, землистый цвет лица, гипотрофия мышц, уменьшение массы тела, зрачки узкие, пульс редкий, наблюдаются вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, парестезий, запоров. На различных участках тела, чаще всего в области предплечий и кистей, заметны рубцы и кровоизлияния от инъекций, следы нагноений и инфильтратов.

3. Наркоманический эффект может быть вызван препаратами из группы стимуляторов ЦНС, например фенамином и др. Эти препараты могут назначаться для уменьшения чувства утомления, повышения настроения, ощущения прилива сил, бодрости, повышения работоспособности, уменьшения потребности во сне. Неправильный прием препаратов может привести к развитию наркомании. Привыкание наступает быстро, затем повышается толерантность к препарату, необходимо увеличить дозу вещества для того, чтобы вызвать эйфорию и успешно бороться с депрессией и усталостью.

4. Кокаинизм - наркотическое и тонизирующее действие листьев кустарника коки. Кокаин нюхают, курят, принимают внутрь.

Привыкание и зависимость от кокаина наступает чрезвычайно быстро - иногда по прошествии нескольких дней после начала его регулярного потребления.

Память постепенно снижается. Наркоманы становятся черствыми, эгоистичными, мнительными, подозрительными. Отмечается ряд соматоневрологических расстройств - зрачки расширяются, реакция зрачков на свет вялая, глаза приобретают своеобразный блеск, появляется сухость в полости рта, шум в ушах, сердцебиение. Аппетит снижается. Кожа бледная, мышцы дряблые. Некоторым кажется, что под кожей заложены кристаллы кокаина, что там ползают черви, жучки, клопы.

Происходит истощение организма, снижение реактивности, отсюда повышенная склонность к инфекционным заболеваниям. Отмечаются фурункулезы, обостряются ранее имевшие место хронические болезни (туберкулез и т.д.). При кокаиновой наркомании отмечается делирий, очень схожий с алкогольным. Начинается на 2-3 день абстиненции с короткого периода предвестников - плохого сна, подозрительности, настороженности. Затем возникают иллюзии, галлюцинации - зрительные, слуховые. Больным кажется, что их окружают люди, звери, преобладают мелкие животные - жуки, пауки, клопы, черви, мыши и т.д. Им "строят" угрожающие рожи.

Слуховые галлюцинации комментирующего, осуждающего характера. Монологи, диалоги. При последних одни голоса их ругают, оскорбляют, другие - жалеют, защищают. Появляются и психические автоматизмы, больные ощущают, как на них действуют посторонние силы, воздействуют электричеством, магнитом, космическими лучами. На основе этих галлюцинаций формируется вторичный бред преследования, воздействия. Находясь во власти описанных переживаний, они нередко сами становятся преследователями и нападают на невинных людей, совершают преступления. На основе зрительных, слуховых галлюцинаций возможен бред ревности.

5 . Наркомания снотворными препаратами

Данная группа веществ, обладающих снотворным эффектом, состоит из 2 подгрупп: а) производные барбитуровой кислоты; б) средства небарбитурового ряда, но вызывающие снотворный эффект. Все эти средства объединяет схожая клиническая картина, возникающая в результате постоянного или периодически возобновляемого приема этих средств. Дозы принимаемых лекарственных средств, как правило, превышают терапевтические. Привыкание к этим веществам идет несколькими путями - неосторожное длительное лечение бессонницы, проводимое вначале под контролем врача, а затем самостоятельно самим больным, прием медикаментов без совета и контроля врача, употребление этих средств как наркотических.

При хроническом употреблении снотворных постепенно нарастает потребность продолжать прием препаратов. Во время абстинентного синдрома наблюдается широкая гамма вегетососудистых, неврологических и психотических симптомов. Возникает беспокойство, нарушается сон, появляются слабость, головокружение, тошнота, рвота, нередки коллаптоидные состояния, артериальное давление резко снижается. Возможны искажения зрительных восприятий. Отмечается повышение рефлексов, тремор, оходящий до судорожных подергиваний мышц. У многих больных возникают эпилептиформные припадки. Больные становятся раздражительными, гневливыми, злобными.

Возможны кратковременные, а порой длительные делириозные состояния и галлюцинозы. Все явственнее выявляются изменения личности. Вначале преобладают раздражительность, взрывчатость, эгоизм, злобность. Затем появляются нарушения памяти, замедляется темп мышления (становится тугоподвижным).

Психические заболевания, называемые также расстройствами человеческой психики, встречаются у людей разных возрастов, от младенчества до старости. Вопреки распространенному мнению, они не всегда проявляются внешне - например, агрессивным поведением или другими грубыми нарушениями, именуемыми как «безумие» или «ненормальность».

Список и описание таких болезней не смогут дать исчерпывающую информацию, так как каждое проявление какой-либо патологии - индивидуально.

Особенность таких недугов в том, что некоторые из них имеют эпизодический характер, то есть проявляются время от времени, и считаются неизлечимыми. Также, многие психические болезни до сих пор до конца не исследованы врачами, и никто не может точно объяснить факторы, их вызывающие.

Люди, у которых были диагностированы какие-либо болезни, получают определенные ограничения и запреты - например, им могут не выдать водительские права или отказать в принятии на работу. Избавиться от проблемы можно не только в амбулаторных условиях - необходимо сильное желание самого пациента.

Сейчас существуют разные виды психических недугов, в зависимости от их особенности, среднего возраста больных и других характеристик.

Психические заболевания, передающиеся по наследству

Их возникновение не всегда можно предугадать. Ребенок, у которого родители имели подобные расстройства, не обязательно должен родиться больным - он может только иметь предрасположенность, которая навсегда останется таковой.

Список наследственных психических недугов таков:

  • депрессия - человек постоянно находится в подавленном настроении, испытывает отчаяние, его самооценка снижается, и он не интересуется окружающими людьми, теряет способность радоваться и испытывать счастье;
  • шизофрения - отклонения в поведении, мышлении, движениях, эмоциональной и других сферах;
  • аутизм - наблюдается у маленьких детей (до 3 лет) и выражается в задержках и нарушениях социального развития, однообразном поведении и ненормальных реакциях на окружающий мир;
  • эпилепсия - характеризируется припадками внезапного характера.

Классификация подобных расстройств включает в себя также самые страшные и опасные психические заболевания. К ним относят такие, которые могут нанести большой вред здоровью и жизни человека:

  • невроз - основан на галлюцинациях, бреде и неадекватном поведении;
  • психоз - временное нарушение, возникает как реакция на стресс, когда человек впадает в состояние аффекта;
  • Психопатия - состояния неуравновешенности, связанное с ощущением собственной неполноценности, в основном формирующееся в детстве. Точные причины до сих пор неизвестны.
  • Зависимости - от алкоголя, наркотиков, сигарет, компьютерных и азартных игр. Их коварство в том, что больные часто не подозревают о наличии проблемы.

Эндогенные заболевания - такие, в появлении которых большую роль играет наследственность. Это:

  • шизофрения;
  • маниакальные, депрессивные психозы;
  • эпилепсия.

Отдельное место занимают психические заболевания в пожилом и старческом возрасте:

  • ипохондрия - убеждение в наличии тяжелых физический отклонений без подтверждения существования таковых от врача;
  • мания - повышение настроения, перемежающееся с внезапной агрессивностью, некритичность к себе;
  • бред - заболевший становится подозрительным, его посещают странные мысли, галлюцинации, он может слышать голоса или звуки;
  • деменция или слабоумие - нарушение памяти и других функций;
  • болезнь Альцгеймера - забывчивость и рассеянность, бездеятельность и прочие расстройства.

Существуют также редкие психические заболевания, о которых многие не слышали никогда.

Некоторые из них получили свое название в честь знаменитых людей или героев сказок:

  • синдром Алисы в стране чудес - нарушение восприятия пространства;
  • синдром Капгра - человек уверен, что кого-то из его друзей подменили двойником;
  • деперсонализация - характеризируется отсутствие ощущения собственной личности, и потеря контроля над собой;
  • страх перед числом 13;
  • ощущение отрезанных частей тела.

Психические заболевания у детей:

  • задержки речи, развития;
  • гиперактивность;
  • умственная отсталость.

Такой список психических расстройств неполный, на самом деле существует очень много, редких и неизвестных, либо еще не определенных докторами видов.

Самые распространенные недуги в наше время - аутизм, речевые и двигательные нарушения у детей, депрессии, различные формы психозов и шизофрении.

Заболевания психики характеризируются созданием неудобств для окружающих людей, особенно родных и проживающих в одной квартире с заболевшим. Не всегда они обращаются в больницу.

Некоторые нервно-психические отклонения неизлечимы, и может возникнуть потребность в пожизненном содержании человека в специальном учреждении.

Симптомы психических заболеваний

Признаки такого типа проблем разнообразны, и имеют индивидуальный характер:


При возникновении таких симптомов психических недугов необходима консультация у доктора. Возможно, состояние временное, и его реально устранить.

У женщин признаки психической болезни могут быть связаны с моментами их жизни (родами, беременностью, менопаузой):

  • склонность к голоданиям, или наоборот, приступы обжорства;
  • угнетенное состояние, чувство собственной никчемности;
  • раздражительность;
  • послеродовые депрессии;
  • нарушения сна, снижение либидо.

Не всегда эти проблемы неустранимы, в большинстве случаев после консультаций психолога и адекватного лечения удается справиться с ними.

Причины психических заболеваний

Они бывают разными, в некоторых случаях определить их невозможно. Ученым до сих пор точно неизвестно, почему возникает аутизм или болезнь Альцгеймера.

Влиять на психологическое состояние человека и изменять его могут такие факторы:

Обычно к патологии приводит совокупность нескольких причин.

Лечение психических заболеваний

Методы терапии нервно-психических патологий предусматривают комплексный подход, и имеют индивидуальную направленность. Они состоят из:

  • медикаментозной схемы - приема антидепрессантов, психотропных, стимулирующих препаратов;
  • Аппаратного лечения - некоторые виды расстройств могут устраняться посредством воздействия электротоков. Например, при аутизме часто используется процедура микрополяризации мозга.
  • психотерапии - методик внушения или убеждения, гипноза, бесед;
  • физиотерапии - иглоукалывание, электросон.

Широкое распространение получили современные методики - общение с животными, лечение творческим трудом и другие.

Узнайте о психических расстройствах, проявляющихся соматическими симптомами

Профилактика психических заболеваний

Избежать проблем с психикой возможно, если:


К профилактическим мероприятиям относится и регулярное посещение больницы для проведения обследований. Расстройства на начальных этапах, возможно, предотвратить, если вовремя их диагностировать и принять меры.

Психические расстройства - это общее понятие, которое включает в себя не только психические заболевания, но и состояния психики, отличные от нормальных. Не каждое психическое расстройство является медицинской проблемой, так как не всегда его причины кроются в наличии органической патологии. Согласно статистике, каждый четвёртый человек на земле имеет (или испытывал когда-либо в жизни) то или иное расстройство поведения или психики.

Причины возникновения

На сегодняшний день причины некоторых психических патологий достоверно не известны. Однако в зависимости от типа расстройства, существуют определённые факторы, способствующие их развитию. Так, выделяют биологические, психологические факторы и факторы среды.

Некоторые психические заболевания могут иметь генетическое происхождение, то есть передаваться по наследству. Таким образом, это является первой биологической причиной. Также существует множество патологий и заболеваний, ведущих к повреждению определённых участков головного мозга, что может спровоцировать поведенческие и психические изменения.

Факторы окружающей среды в большой степени влияют на психическое здоровье человека. Так, статистически было установлено, что душевные болезни и расстройства чаще встречаются среди малообеспеченного населения. Кроме того, бесконечно возрастающий уровень стресса в обществе, безусловно, часто является причиной возникновения многих психических расстройств.

Психологическим фактором называют комбинацию неблагоприятной наследственности (биологического фактора) и реакции на экзогенные раздражители (факторы окружающей среды).

Симптомы

Симптомы психических расстройств разнятся в зависимости от типа расстройства, согласно классификации. Однако можно выделить перечень характерных для нарушения психики признаков. Основными симптомами являются нарушения мышления, поведения и настроения. Люди с психическими расстройствами часто могут не адекватно оценивать ситуацию и своё положение в ней, испытывать эмоции несоразмерные произошедшей ситуации, то есть слишком сильно расстраиваться или радоваться чему-либо, а иногда - вообще не проявлять никаких чувств. У таких людей могут нарушаться причинно-следственные и логические связи, внезапно возникать резкие и категорические суждения о чем-либо или о ком-либо (даже о самом себе). Также при многих видах психических расстройств у пациентов наблюдается нарушение в привычных формах поведения, иногда, выходящие за рамки общественной морали. Человек может спонтанно демонстрировать чрезмерную агрессивность или наоборот - апатичность.

Также существует много симптомов, характерных для определённых видов психических расстройств, включая галлюцинации, навязчивые идеи, нарушения сна, потерю памяти, депрессию и т.д.

Диагностика

Психическое расстройство может быть диагностировано на основании возникновения определённых поведенческих расстройств и наличия (или отсутствия) определённых соматических заболеваний. Диагноз может быть выставлен врачом-психиатром.

Виды заболевания

Согласно МКБ-10 психические расстройства подразделяют на следующие группы:

  • органические, симптоматические расстройства - расстройства, спровоцированные явными нарушениями или травмами головного мозга;
  • психические расстройства, вызванные применением психоактивных веществ - как следует из названия, к этой категории относятся психические дисфункции, спровоцированные употреблением психоактивных веществ, включая наркотики, алкоголь и лекарственные препараты;
  • шизотипические расстройства - категория бредовых расстройств психики, включающая шизофрению и многие острые психические расстройства;
  • аффективные расстройства - расстройства настроения и поведения;
  • невротические - расстройства, связанные с физическими факторами и факторами окружающей среды;
  • поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями;
  • возрастные расстройства поведения и личности;
  • умственная отсталость;
  • нарушение психологического развития;
  • эмоциональные и поведенческие расстройства, начавшиеся в детском возрасте;
  • неуточнённые расстройства.

Действия пациента

При обнаружении у себя или близких каких-либо симптомов психического расстройства (изменения в поведении, мышлении или эмоциональных реакциях) рекомендуется обратиться к психиатру для обследования.

Лечение

Лечение психических расстройств зависит от их типа. Применяется как медикаментозное, так и психотерапевтическое лечение. При тяжёлых психических расстройствах может понадобиться госпитализация в психиатрическую клинику. Лечение лёгких расстройств может проходить амбулаторно и путём посещения сеансов психотерапии.

Осложнения

Следует помнить, что многие психические расстройства без надлежащей терапии имеют свойство прогрессировать и несут потенциальную опасность как для самого пациента, так и для окружающих.

Профилактика

В качестве профилактики психических расстройств рекомендуется не поддаваться стрессу, отводить достаточно времени для отдыха и вести активную социальную жизнь.

Более половины психических расстройств у людей обнаруживается до 14 лет и не поддается излечению. Подобные заболевания существенно отражаются на статистике общей заболеваемости в мире, к примеру, около 42-44% психических расстройств в США приходится на молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет. Соответствующие заболевания у подростков являются одной из главных причин самоубийств, однако не только этот факт говорит о чрезвычайной важности такого вопроса, как профилактика психических расстройств у детей. Задача эта особенно актуальна, поскольку указывает на то, какие граждане будут населять планету в будущем и если не прилагать необходимых усилий для исправления ситуации сегодня, то уже в ближайшем будущем мы получим огромное количество взрослых людей с различными психическими патологиями.

На сегодняшний день профилактика психических расстройств включает в себя не изменение образа жизни у детей и их родителей, а общепринятые, обычные психотерапевтические подходы. Для профилактики нервно-психических расстройств у детей, наряду с ролью невропатологов и психиатров, огромное значение имеет и фигура врача-педиатра. Обусловлен данный факт тем, что именно этот специалистодним из первых встречается с малышом после его рождения и нередко продолжает наблюдать его в течение длительного периода. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы заподозрить у ребенка какие-либо отклонения в поведении, проблемы со здоровьем, именно к педиатру приводят детей, почувствовав неладное с психикой. Чаще всего это случается по причине проявления подобных заболеваний соматическими симптомами, либо в сочетании с ними.

Очень важно в развитии ребенка и подростка его психическое здоровье, которое во многом формируется в детстве или даже во время внутриутробного развития. Полностью здорового ребенка в наше время родить чрезвычайно сложно, еще труднее воспитать его так, чтобы не затронуть чувствительную психику, не нанести ей непоправимого вреда. Нередко родители слишком заняты, чтобы уделять особое внимание подобного рода вопросам, а в большинстве случаев и вовсе не подозревают, в чем состоит профилактика возникновения психических расстройств у маленьких детей и подростков. Специалистами давно отмечено, что огромная часть детей подходит к подростковому возрасту с крайне неустойчивой психикой и нередко для родителей становится сюрпризом, когда их сын или дочь проявляют признаки подобных недугов.

Это может показаться удивительным, но именно родители должны следить за психическим здоровьем своего ребенка, поскольку их поведение нередко становится причиной нервных расстройств у детей. К примеру, одним из главных факторов возникновения и дальнейшего прогрессирования психических заболеваний у детей является насилие в семье. Насмешки, чрезмерные упреки, битье – все это может стать причиной нервных расстройств, формирования комплекса неполноценности, снижения уровня самооценки.

Возможности для профилактики поведенческих и психических расстройств у детей и подростков в последние годы значительно расширились. Превентивные вмешательства могут быть как универсальными, так и избирательными, специфическими и являются основой первичной профилактики психических расстройств. Универсальные меры – рассчитаны на всю группу повышенного риска, избирательные на ее часть или отдельных индивидов, среди которых риск возникновения психических расстройств выше среднего (это может подтверждаться различными факторами – социальными, психологическими, биологическими). Наконец, специфические профилактические меры используются для работы с детьми, входящими в группу высокого риска, с минимальными обнаруженными симптомами развития психических отклонений.

В медицине существует также вторичная профилактика, направленная на снижение уже известных случаев болезней среди населения, и третичная профилактика, нацеленная на снижение тяжести инвалидности, предотвращение обострений и рецидивов, улучшение реабилитации. Для профилактики поведенческих и психических расстройств у детей крайне важным представляется формирование баз данных, что позволит избежать неопределенности вследствие отсутствия информации. Специалисты тщательно изучают факторы риска и меры защиты от подобных заболеваний, вырабатывают стратегии, направленные на снижение уровня заболеваемости. Однако все это не говорит о том, что сами родители не должны предпринимать необходимых усилий для того, чтобы максимально снизить вероятность развития отклонений у ребенка. Что можно сделать для этого?

Необходимо знать, какие симптомы возникновения нервных расстройств могут проявить себя у ребенка. Заподозрить неладное можно в следующих случаях:

1. Ребенок длительное время находится в угнетенном, подавленном состоянии

2. В момент депрессии ребенок перестает быть активным, становится вялым, раздражительным

3. В отношении с окружающими возникает стена

4. Могут произойти внешние изменения: возникает сутулость, шарканье ногами, плаксивость, ухудшение памяти

5. Начинаются проблемы с учебой

6. Возникают проблемы со сном

7. Снижается самооценка

8. Возможно возникновение маний, фобий, вплоть до аутизма

Очень важным представляются меры профилактики таких заболеваний, которые может предпринять мама еще во время беременности, в частности, последние исследования показали, что определенная диета для беременных женщин способствует предотвращению риска развития нервно-психических патологий. Установлена связь между питанием матери и развитием иммунитета ребенка, его центральной нервной системы. Микроэлементы, входящие в рацион питания, влияют на пластичность мозга, уровень активации симпатической нервной системы, вероятность развития синдрома гиперактивности.

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время (остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

Стресс — защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители.

Дистресс - форма стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий роль патологического фактора.

Невротические расстройства — это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

  • все они относятся к функциональным видам расстройств, т. е. не сопровождаются органическим поражением головного мозга;
  • имеют невротический уровень проявления, т. е. больной независимо от тяжести состояния не утрачивает контакта с реальной действительностью;
  • расстройство имеет четкую временную связь с провоцирующим его фактором.

Профилактика психического стресса

Повышение устойчивости к психическому стрессу. Она заключается в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, а также приобретение навыков управления состоянием психики.

Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть непосредственным, либо в позже смоделированной ситуации. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков, людей атлетической конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада).

Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах они может включать: комплекс движений для внутренней утилизации адреналина); релаксацию всевозможными способами; самовнушение; использование внешних расслабляющих воздействий (музыка, запахи, природные факторы).

Фармакологическая коррекция, которая включает использование лекарственных препаратов или трав (адаптогенов), преимущественно успокаивающего характера.

Необходимо применять методы снятия стрессовых реакций, как:

  • глубокий здоровый сон, достаточный по продолжительности;
  • повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охотой (во время мышечной активности сжигаются излишки адреналина — химической причины стресса);
  • различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов — социального работника или психолога (медитация, аутогенная тренировка, групповой тренинг);
  • занятие любимым или монотонным делом (вязание, наблюдение за рыбками, перебирание четок, раскладывание пасьянса, рыбалка);
  • нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения — смехотерапия);
  • секс и др.

Для укрепления психического здоровья существуют эффективные мероприятия

  • Мероприятия в раннем детстве (например, посещения на дому беременных женщин, дошкольные психо-социальные мероприятия, сочетание мероприятий по питанию и психо-социальных мероприятий среди популяций, находящихся в неблагоприятных условиях);
  • Поддержку детей (например, программы по выработке навыков, программы по развитию детей и молодежи);
  • Предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию, схемы микрокредитов);
  • Социальную поддержку популяций пожилых людей (например, инициативы дружеской поддержки, дневные центры и центры помощи пожилым людям в общинах);
  • Программы, нацеленные на уязвимые группы, включая меньшинства, коренные народности, мигрантов и людей, пострадавших во время конфликтов и стихийных бедствий (например, психо-социальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • Деятельность по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические перемены в школах, школы с благоприятными условиями для детей);
  • Мероприятия по охране психического здоровья на работе (например, программы по профилактике стресса);
  • Политика по решению жилищных проблем (например, улучшение жилищных условий);
  • Программы по предупреждению насилия (например, инициативы по полицейской охране общественного порядка в общинах)
  • Программы по развитию общин (например, инициативы «Общины, проявляющие заботу», комплексное сельское развитие)