Новый порядок вторая мировая. Нацистский "новый порядок" в европе


В течение первого периода войны фашистские государства силой оружия установили свое господство почти над всей капиталистической Европой. Кроме народов Австрии, Чехословакии и Албании, ставших жертвами агрессии еще до начала второй мировой войны, под игом фашистской оккупации к лету 1941 г. оказались Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Люксембург, значительная часть Франции, Греция и Югославия. В это же время азиатский союзник Германии и Италии - милитаристская Япония оккупировала обширные районы Центрального и Южного Китая, а затем и Индокитая.

В захваченных странах фашисты установили так называемый «новый порядок», воплощавший главные цели государств фашистского блока во второй мировой войне - территориальный передел мира, порабощение независимых государств, истребление целых народов, установление мирового господства.

Создавая «новый порядок», державы оси стремились мобилизовать ресурсы оккупированных и вассальных стран с тем, чтобы, уничтожив социалистическое государство - Советский Союз, восстановить безраздельное господство капиталистической системы во всем мире, разгромить революционное рабочее и национально-освободительное движение, а вместе с ним все силы демократии и прогресса. Именно поэтому «новый порядок», опиравшийся на штыки фашистских войск, поддерживали наиболее реакционные представители господствующих классов оккупированных стран, проводившие политику коллаборационизма. У него находились сторонники и в других империалистических странах, например профашистские организации в США, клика О. Мосли в Англии и т. п.

«Новый порядок» означал прежде всего территориальный передел мира в пользу фашистских держав. Стремясь максимально подорвать жизнеспособность захваченных стран, немецкие фашисты перекраивали карту Европы. В состав гитлеровского рейха были включены Австрия, Судетская область Чехословакии, Силезия и западные области Польши (Поморье, Познань, Лодзь, Северная Мазовия), бельгийские округа Эйпен и Мальмеди, Люксембург, французские провинции Эльзас и Лотарингия. С политической карты Европы исчезли целые государства. Одни из них подверглись аннексии, другие расчленялись на части и прекращали существование как исторически сложившееся целое. Еще до войны было создано марионеточное словацкое государство под эгидой фашистской Германии, а Чехия и Моравия превращены в германский «протекторат».

Неаннексированная территория Польши стала именоваться «генерал-губернаторством», вся полнота власти в котором находилась в руках гитлеровского наместника. Францию разделили на оккупированную северную зону, наиболее развитую в промышленном отношении (при этом департаменты Нор и Па-де-Кале подчинялись в административном отношении командующему оккупационными войсками в Бельгии), и неокку-пированную - южную, с центром в городе Виши. В Югославии были образованы «независимые» Хорватия и Сербия. Черногория стала добычей Италии, Македония была отдана Болгарии, Воеводина - Венгрии, а Словения поделена между Италией и Германией.

В искусственно созданных государствах гитлеровцы насаждали покорные им тоталитарные военные диктатуры, такие, как режим А. Паве-лича в Хорватии, М. Недича в Сербии, Й. Тиссо в Словакии.

В странах, подвергшихся полной или частичной оккупации, захватчики, как правило, стремились сформировать марионеточные правительства из коллаборационистских элементов - представителей крупной монополистической буржуазии и помещиков, предавших национальные интересы народа. «Правительства» Петэна во Франции, Гахи в Чехии были послушными исполнителями воли победителя. Над ними обычно стоял «имперский комиссар», «наместник» или «протектор», который держал в своих руках всю власть, контролируя действия марионеток.

Но создать марионеточные правительства удалось не всюду. В Бельгии и Голландии агентура германских фашистов (Л. Дегрель, А. Муссерт) оказалась слишком слаба и непопулярна. В Дании в таком правительстве вообще не было нужды, так как после капитуляции правительство Стау-нинга послушно выполняло волю немецких захватчиков.

«Новый порядок» означал, таким образом, порабощение европейских стран в различных формах - от открытой аннексии и оккупации до установления «союзнических», а фактически вассальных (например, в Болгарии, Венгрии и Румынии) отношений с Германией1.

Не одинаковы были и насаждаемые Германией в порабощенных странах политические режимы. Одни из них являлись открыто военно-диктаторскими, другие, следуя примеру германского рейха, маскировали свою реакционную сущность социальной демагогией. Например, Квислинг в Норвегии объявлял себя защитником национальных интересов страны. Вишистские марионетки во Франции не стеснялись кричать о «национальной революции», «борьбе против трестов» и «отмене классовой борьбы», в то же время открыто сотрудничая с оккупантами.

Наконец, имелось некоторое различие в характере оккупационной политики немецких фашистов по отношению к разным странам. Так, в Польше и ряде других стран Восточной и Юго-Восточной Европы фашистский «порядок» сразу проявил себя во всей своей античеловеческой сути, поскольку польскому и другим славянским народам предназначалась участь рабов германской нации. В Голландии же, Дании, Люксембурге и Норвегии гитлеровцы на первых порах выступали в качестве «нордических братьев по крови», стремились привлечь на свою сторону некоторые слои населения и социальные группы этих стран. Во Франции оккупанты первоначально проводили политику постепенного вовлечения страны в орбиту своего влияния и превращения ее в своего сателлита.

Однако в собственном кругу главари немецкого фашизма не скрывали, что такая политика является временной и продиктована лишь тактическими соображениями.

1 Н. Мюллер. Вермахт и оккупация (1941 - 1944). Перевод с немецкого. М., 1964, стр. 38.

Гитлеровская верхушка считала, что «объединение Европы можно осуществить... только с помощью вооруженного насилия»1. Гитлер намеревался заговорить с правительством Виши другим языком, как только закончится «русская операция» и он высвободит свой тыл.

С установлением «нового порядка» вся европейская экономика была подчинена германскому государственно-монополистическому капитализму. Из оккупированных стран в Германию вывозилось огромное количество оборудования, сырья и продовольствия. Национальная промышленность европейских государств была превращена в придаток немецко-фашистской военной машины. Из захваченных стран в Германию гнали миллионы людей, где их заставляли работать на немецких капиталистов и помещиков.

Установление господства немецких и итальянских фашистов в порабощенных странах сопровождалось жестоким террором и массовыми убийствами.

По образцу Германии оккупированные страны стали покрываться сетью фашистских концентрационных лагерей. В мае 1940 г. начала действовать чудовищная фабрика смерти на территории Польши в Освенциме, которая постепенно превратилась в целый концерн из 39 лагерей. Здесь вскоре построили свои предприятия немецкие монополии «ИГ Фарбениндустри», Круппа, Сименса, чтобы, используя даровую рабочую силу, получить, наконец, некогда обещанные Гитлером прибыли, каких «не знала история»2. По свидетельству узников, продолжительность жизни заключенных, работавших на заводе «Бунаверк» («ИГ Фарбениндустри»), не превышала двух месяцев: через каждые две-три недели проводился отбор и всех ослабевших отправляли в печи Освенцима 3. Эксплуатация иностранной рабочей силы превратилась здесь в «уничтожение путем работы» всех неугодных фашизму людей.

Среди населения оккупированной Европы фашистская пропаганда усиленно насаждала антикоммунизм, расизм и антисемитизм. Под контроль германских оккупационных органов были поставлены все средства массовой информации.

«Новый порядок» в Европе означал жестокое национальное угнетение народов оккупированных стран. Утверждая расовое превосходство германской нации, фашисты обеспечивали немецким меньшинствам («фолькс-дойче»), проживавшим в марионеточных государствах, например в Чехии, Хорватии, Словении и Словакии, особые эксплуататорские права и привилегии. Фашисты переселяли немцев из других стран на присоединенные к рейху земли, которые постепенно «очищались» от местного населения. Из западных районов Польши было выселено 700 тыс.4, из Эльзаса и Лотарингии к 15 февраля 1941 г.-около 124 тыс. человек5. Выселение коренных жителей проводилось из Словении и Судетской области.

Фашисты всячески разжигали национальную рознь между народами оккупированных и зависимых стран: хорватами и сербами, чехами и словаками, венграми и румынами, фламандцами и валлонами и т. д.

С особой жестокостью фашистские оккупанты относились к трудящимся классам, промышленным рабочим, видя в них силу, способную к сопротивлению. Поляков, чехов и других славян фашисты хотели превратить в рабов, подорвать коренные основы их национальной жизнеспособности.

1 Н. Р i с к е г. Hitlers Tischgesprache im Fuhrerliauptquartier 1941 -1942, S. 420.

2 Германская история в новое и новейшее время. Т. II. М., 1970, стр. 258.

3 Германский империализм и вторая мировая война. Материалы научной конференции комиссии историков СССР и ГДР в Берлине (14-19 декабря 1959 г.). М., 1963, стр. 453.

4 «Internationale Hefte der Widerstandsbewegung». Wien, 1963, № 8-10, S. 108.

5 E. Jackel. Frankreich in Hitlers Europe. Die deutsche Frankreichspolitik im zweiten Weltkrieg. Stuttgart, 1966, S. 231.

«Отныне,- заявил польский генерал-губернатор Г. Франк,- политическая роль польского народа закончена. Он объявляется рабочей силой, больше ничем... Мы добьемся того, чтобы стерлось навеки само понятие «Польша»1. По отношению к целым нациям и народам проводилась, политика истребления.

На присоединенных к Германии польских землях, наряду с изгнанием местных жителей, проводились политика искусственного ограничения роста народонаселения путем кастрации людей, массовое изъятие детей для воспитания их в германском духе2. Поляков даже запрещалось именовать поляками, им давались старые племенные названия - «кашубы», «мазуры» и т. п. Планомерное истребление польского населения, особенно интеллигенции, осуществлялось и на территории «генерал-губернаторства». Например, весной и летом 1940 г. оккупационные власти провели здесь так называемую «акцию АБ» («чрезвычайную акцию по умиротворению»), в ходе которой уничтожили около 3500 польских деятелей науки, культуры и искусства, а также закрыли не только высшие, но и средние учебные заведения3.

Изуверская, человеконенавистническая политика проводилась и в расчлененной Югославии. В Словении гитлеровцы уничтожали очаги национальной культуры, истребляли интеллигенцию, служителей культа, общественных деятелей. В Сербии за каждого немецкого солдата, убитого-партизанами, подлежали «беспощадному уничтожению» сотни мирных жителей.

Обрекался на национальное вырождение и уничтожение чешский народ. «Вы закрыли наши университеты,- писал национальный герой Чехословакии Ю. Фучик в 1940 г. в открытом письме Геббельсу,- вы онемечиваете наши школы, вы ограбили и заняли лучшие школьные здания, превратили в казармы театр, концертные залы и художественные салоны, вы грабите научные учреждения, прекращаете научную работу, хотите сделать из журналистов убивающие мысль автоматы, убиваете тысячи работников культуры, уничтожаете основы всей культуры, всего того, что создает интеллигенция»4.

Таким образом, уже в первый период войны расистские теории фашизма обернулись чудовищной политикой национального угнетения, разрушения и истребления (геноцида), проводимой по отношению ко многим народам Европы. Задымившиеся трубы крематориев Освенцима, Майданека и других лагерей массового уничтожения людей свидетельствовали о том, что изуверские расовые и политические бредни фашизма осуществляются на практике.

Социальная политика фашизма была крайне реакционной. В Европе «нового порядка» трудящиеся массы, и прежде всего рабочий класс, подвергались самым жестоким гонениям и эксплуатации. Сокращение заработной платы и резкое увеличение рабочего дня, отмена завоеванных в длительной борьбе прав на социальное обеспечение, запрещение забастовок, собраний и демонстраций, ликвидация профсоюзов под видом их «унификации», запрещение политических организаций рабочего класса и всех трудящихся, в первую очередь коммунистических партий, к которым нацисты питали звериную ненависть, - вот что нес с собой фашизм народам Европы. «Новый порядок» означал попытку германского государственно-монополистического капитала и его союзников сокрушить руками фа-

1 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в трех томах (далее - Нюрнбергский процесс (в трех томах).. Т. 3. М., 1966, стр. 125.

2 «Internationale Hefte der Widerstandsbewegung», 1963, № 8-10, S. 108.

3 Ibid., S. 109.

4 Ю. Ф у ч и к. Избранное. Перевод с чешского. М., 1973, стр. 232.

шистов своих классовых противников, разгромить их политические и профсоюзные организации, искоренить идеологию марксизма-ленинизма, все демократические, даже либеральные взгляды, насадив человеконенавистническую фашистскую идеологию расизма, национального и классового господства и подчинения. В дикости, изуверстве, мракобесии фашизм превзошел ужасы средневековья. Он был откровенным циничным отрицанием всех прогрессивных, гуманных и моральных ценностей, которые выработала цивилизация за свою тысячелетнюю историю. Он насаждал систему слежки, доносов, арестов, пыток, создавал чудовищный аппарат репрессий и насилия над народами.

Смириться с этим или вступить на путь антифашистского сопротивления и решительной борьбы за национальную независимость, демократию и социальный прогресс - такова была альтернатива, вставшая перед народами оккупированных стран.

Народы сделали свой выбор. Они поднялись на борьбу против коричневой чумы - фашизма. Основную тяжесть этой борьбы мужественно взяли на себя трудящиеся массы, в первую очередь рабочий класс.

Цели и задачи урока:

  • Охарактеризовать особенности оккупационного режима и движения сопротивления на оккупированных территориях, его политическую ориентацию и формы борьбы.
  • Пояснить причины перехода военной инициативы в советским войскам в 1943 году.
  • Работать с новыми историческими понятиями: “Новый порядок”, “Движение Сопротивления”, “Коллаборационизм”, “Холокост”.
  • Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.
  • Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий.
  • Формировать умения и навыки работы с обобщающими таблицами и схемами; систему работы с картами, атласами, историческими первоисточниками, учебником.
  • Воспитывать в учениках толерантность, уважение к людям разных национальностей, увлечение историей, умение находить в событиях из прошлого связь с историей своей семьи.

Оборудование урока:

  • Мультимедиа-проектор для показа подготовленной презентации (смотри Приложение 1 ).
  • Карта “Вторая Мировая война”.
  • Учебник по всемирной истории для 11 класса.
  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  • Раздаточный материал для учащихся (смотри Приложение 2 ).
  • Задания для групповой работы (по двум вопросам).
  • Тестовые задания для итогового контроля знаний учащихся.

Основные термины и понятия:

Тип урока: Комбинированный урок усвоения новых знаний с элементами критического мышления учащихся в процессе групповой работы с историческими источниками.

Структура урока:

1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.

2. Проверка предыдущего домашнего задания (на основе беседы по вопросам).

3. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся (вступительное слово учителя).

4. Изучение нового материала по следующему плану:

План изучения нового материала:

  1. Работа над историческими понятиями (“Новый порядок”, “Движение Сопротивления”, “Коллаборационизм”, “Холокост”).
  2. “Новый порядок”.
  3. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.
  4. Движение сопротивления.
  5. Холокост.

5. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся с последующей взаимопроверкой в парах и анализом путем беседы по вопросам).

6. Объяснение нового домашнего задания.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

Эпиграф урока:

“Но повсюду клубится за нами,
Поколеньям другим не видна,
Как мираж, как проклятье, как знамя,
Мировая Вторая война”
Юлия Друнина

II. Проверка предыдущего домашнего задания.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Какие страны оккупировали Германия, Италия и Япония на протяжении 1939 – 1942 гг.?
  2. Какие цели ставили перед собой агрессоры, захватившие территории других стран?

III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вступительное слово учителя:

Совершая агрессию в Европе, Азии и Африке, страны фашистского блока проводили жестокую оккупационную политику, которая включала в себя нещадную эксплуатацию и ограбление подневольных народов, ужасные разрушения, террор и массовое истребление населения. Претенденты на мировое господство, взяв за основу расовую теорию, провозглашали “Новый порядок”, суть которого сводилась к ликвидации всех прав человека и демократических свобод, к грубому насилию и бесправию, геноциду “неполноценных народов” – славян, евреев, ромов (цыган).

IV. Изучение нового материала.

1. Работа над историческими понятиями (учащиеся работают в тетрадях).

“Новый порядок” – террористический режим фашистов на оккупированных территориях.

“Движение Сопротивления” – антифашистское движение в оккупированных странах.

“Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и физическое уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

2. “Новый порядок”.

Рассказ учителя:

Нацистский “новый порядок” в Европе представлял собой:

  • Безграничное оккупационное управление на захваченных территориях.
  • Воцарение марионеточных правительств (правительство Виши во Франции и Квислинга в Норвегии).
  • Создание профашистских правительств (Чехословакия – правительство Венеша, Хорватия – правительство Усташи).
  • Проведение политики “союзнических” отношений с фашистскими режимами.
  • Ликвидация реальной независимости страны.
  • Политика геноцида.
  • Устранение всех демократических свобод и завоеваний.
  • Экономическая эксплуатация населения и природных богатств страны.
  • Использование экономического потенциала страны в личных целях.

3. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.

Рассказ учителя:

План “Ост” был подан Гитлеру 25 мая 1940 года. Он сразу же утвердил его как директиву. Этим планом предусматривалось колонизация Советского Союза и стран Западной Европы, уничтожение миллионов людей, превращение в рабов рейха русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов и другие народы Западной Европы, которые останутся в живых.

Планировалось выселить за 30 лет 65% населения Западной Украины, 75%населения Белоруссии, 80-85% поляков с территории Польши, значительную часть населения Литвы, Латвии и Эстонии – всего 31 миллион человек. Позднее немецкое правительство увеличило число лиц, которые подлежали выселению из Западной Европы до 46-51 миллиона человек. Намечалось на свободные земли переселить 10 миллионов немцев, а местных жителей, которые остались (по подсчетам гитлеровцев – около 14 миллионов человек), постепенно “онемечить”. Документы нацистского рейха свидетельствуют, что СССР подлежал расчленению и ликвидации. На его территории предполагалось создать четыре рейхс-комиссариата – немецкие колониальные провинции “Остланд”, “Москва”, “Украина”, “Кавказ”, управление которыми должно осуществляться специальным “восточным министерством” под руководством А. Розенберга.

Смысл “нового порядка”, как нацисты называли установленный ими режим, сводился к ликвидации независимости и суверенитета всех демократических и социальных завоеваний, безграничной экономической эксплуатации и своеволию оккупантов.

Экономики всех захваченных стран были поставлены на службу захватчикам. Промышленность работала по заказу оккупантов. Сельское хозяйство снабжало их продовольствием, рабочая сила использовалась на строительстве военных объектов.

Миллионы жителей Европы были насильственно угнаны на работы в Германию. Ближе к концу войны нехватка рабочей силы стала настолько острой, что нацисты стали использовать даже труд детей. Для удерживания покорности населения широко использовалась система доносительства и массовых экзекуций. Символом этой политики стало полное уничтожение жителей сел Орадур во Франции, Лидице в Чехословакии, Катынь в Белоруссии, в Российской Федерации гитлеровцы уничтожили более 10 миллионом мужчин, женщин и детей. Нацистский режим демонстрировал всему миру свою античеловеческую сущность.

История никогда не простит фашизму эти нечеловеческие злодеяния, которые именовались “Новым порядком”

Назовите составные части “Нового порядка”.

Работа с документом №1:

Из Комюнике Французского Национального комитета про зверства гитлеровцев от 23 июня 1942 года.

“3 октября 1941 года Германия начала использовать во Франции свои обычные методы насилия. Сейчас нет возможности установить, сколько французов стали жертвами этих методов… Среди методов насилия, которые используют немцы, можно выделить:

1. Массовые казни заложников. После первой казни заложников в Нанти в октябре 1941 года по всей оккупированной территории Франции ширится практика казни от пятидесяти до ста французов-заложников за каждого убитого немца.

2. Насильственное сопровождение французскими гражданскими лицами немецких военных эшелонов. После случая, который произошел возле Каена с одним из немецких эшелонов, груженным оружием, было решено, что с этого дня французов будут насильно размещать в каждом немецком поезде. Так погибло тридцать французов, когда один из эшелонов сошел с рельсов возле города Вира.

3. Массовые выселения… Тысячи людей, которые находились в концентрационных лагерях парижского района, прежде всего евреи, были отправлены группами по пятьсот человек на территорию Польши и оккупированной России.

4. Репрессии относительно семей так называемых “саботажников”.

Вопрос к документу:

Какие методы насилия использовали гитлеровцы относительно гражданского населения Франции?

4. Движение Сопротивления.

Рассказ учителя:

Движение Сопротивления – это борьба демократических сил в оккупированных странах против захватчиков, которую можно разделить на два основных направления – национальное и коммунистическое. В то время как в странах Западной Европы оба эти направления соприкасались, в Центральной и Юго-Восточной Европе представители этих течений не только боролись с фашистами, но и воевали между собой.

Формы этого движения были разнообразными. В одних случаях это были собрания и передача союзникам ценной информации, в других – саботаж, срыв военных поставок, нарушение ритма военного производства, диверсии. В эти же годы появляются первые партизанские отряды в Польше, Югославии, Албании, Греции. Одним из первых актов европейского движения сопротивления стало восстание в варшавском гетто в 1943 году. Почти месяц плохо вооруженные жители гетто, обреченные на уничтожение, сражались с немецкими войсками.

На территории, оккупированной Японией, положение было почти таким же. Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Бирма, Индонезия и Филиппины до войны не имели независимости. Японская оккупация означала лишь смену метрополии. Более того, какое-то время народы этих стран надеялись, что из рук Японии они получат независимость; в качестве оправдания своих завоеваний она выдвинула лозунг “Азия для азиатов”. Так что иллюзия быстро развеялась. Японский оккупационный режим оказался наиболее жестоким, чем колониальный. Антияпонское сопротивление возникло в Бирме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.

Аналогично сложилась ситуация и в оккупированной Советской Украине, когда лидеры Украинского Национального движения ожидали с приходом нацистов получить из их рук независимость, создать свое государство. 30 июня 1941 года в оккупированном немцами Львове был провозглашен “Акт о независимости Украины” и создано украинское правительство во главе с Я. Стыцко.

На этот шаг оккупанты отреагировали быстро и жестко – арестовав всех членов этого правительства и отправив их в концентрационные лагеря, где они пробыли до конца войны.

Работа с таблицей:

“Национально-освободительное движение в странах Европы”.

Страна Течения движения сопротивления
Национальное Коммунистическое
Франция Организация “Свободная Франция” во главе с генералом Шарлем де Голлем.

Создание в стране разветвленной агентурно-диверсионной сети.

Ноябрь 1942 г. – договор Шарля де Голля с компартией о совместных действиях.

Май 1943 г. – создание национально-освободительного фронта.

Июнь 1943 г. – создание Французского Комитета Национального освобождения (ФКНО), который провозгласил себя правительством.

Коммунистическая партия Франции (КПФ).

Создание партизанских отрядов (маки).

Сентябрь 1943 г. – создания Партизанского комитета освобождения.

Особенность французского движения сопротивления: совместная работа всех течений
Югославия Организация четников генерала Д. Михайловича. (чета – отряд) Народно-освободительная армия под командованием И. Броз Тито
Особенность югославского движения сопротивления: противоборство между течениями внутри движения.
Польша Эмигрантское правительство в Лондоне и подчиненная ему Армия Крайова под командованием генерала Бур-Комаровского. Польская рабочая партия и созданная ею Армия Людова
Особенности польского движения сопротивления: значительный авторитет среди населения Армии Крайовой, руководимой из Лондона эмигрантским правительством, и Армии Людовой, созданной польской рабочей партией. Существование существенных разногласий между двумя направлениями движения сопротивления.

Чем национально-освободительное движение в Польше отличалось от подобных движений в Югославии и Франции?

Рассказ учителя:

Наибольшего размаха партизанское движение достигло на территории Украины, Белоруссии, в западных районах России.

“Национально-освободительное движение на территории бывшего СССР”.

Условия Партизанские отряды Подпольные организации Формы борьбы
Начало 30-х гг. – создание в западных районах СССР тайных партизанских баз на случай войны.
  • 1937 – 1939 гг. – полная ликвидация секретных баз.
  • Подозрительное отношение Л.Берия к народному партизанскому движению.
  • Стихийные, народные, околовластные (просоветские).
  • Чекистские, созданные из работников органов контрразведки.
  • Национальные (Украинская повстанческая армия) – антисоветские
Просоюзнические; на Украине еще и антисоветские – ОУН(Б) – с 1942 г.
  • Диверсии на коммуникациях
  • Разгром вражеских штабов, комендатур и прочее.
  • Разрушение линий связи, дорог, мостов.
  • “рельсовая война”.
  • Убийства калаборационистов

Коллаборационисты – представители местного населения, которые сотрудничали с оккупационными властями.

Патриотическое и антифашистское Движение Сопротивления играли очень важную роль в победе над фашизмом. И, несмотря на то что его участники выбирали различные формы и способы борьбы против врага, их деятельность существенно ослабляла врага и приближала Победу.

Работа в группах № 1: (класс делится на 4 группы).

Задание для группы № 1.

“Национально-освободительное движение во Франции”.

Задание для группы № 2.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Италии”.

Задание для группы № 3.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Югославии”.

Задание для группы № 4.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Польше”.

После обсуждения материала таблиц, заполненных учениками, проводится первичная проверка их знаний по изучаемой теме по следующим вопросам:

  1. В чем состоял план “Ост”?
  2. Обозначьте особенности “Нового порядка” в оккупированных странах Европы.
  3. Чем объясняется участие в Движении Сопротивления представителей гражданского населения независимо от их политических и религиозных убеждений?

5. Холокост.

Рассказ учителя:

Слово “холокост” обозначает катастрофу или уничтожение еврейского народа в годы Второй Мировой войны. Напомню, что “Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

“Новый порядок” предполагал осуществление особой расовой политики, жертвами которой стали евреи, ромы (цыгане), а, со временем, и славянское население Восточной Европы.

В 1942 году правительство Германии принимает решение о начале физического уничтожения всех евреев в Европе. 25 января 1942 года в городе Ванзее под Берлином состоялось совещание “об окончательном решении еврейского вопроса”. Гейдрих рассказал на этом совещании про точное количество евреев, которые подлежат уничтожению в Европе, назвав 33 страны.

В Польше были созданы сеть “фабрик смерти” – концентрационных лагерей, наибольшими из которых были Освенцим (на территории этого польского города было расположено два “лагеря смерти” – Аушвиц и Беркенау) – с мая 1940 г. до января 1945 г. в нем было уничтожено более 4 миллионов людей, Майданек – здесь погибло более полутора миллионов заключенных, Треблинка, Собибур, Хелмо, Белжец. На территории Германии возникли лагеря Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен и Равенсбрюк. Так же на территории Австрии появился лагерь Маутхаузен.

Всего в концентрационных лагерях оказалось около 18 миллионов человек, более 12 миллионов из которых были уничтожены. Среди погибших евреи составляли 6 миллионов человек. Только в “Бабьем яру” в Киеве нацисты уничтожили за 2 дня 195 тысяч человек, 150 тысяч из которых были евреями. Кровавые погромы проводили специально созданные зондер-команды.

Работа с документом № 2: (проводится в группах, класс делится на 5 групп).

Задание для группы № 1.

Вопрос к группе:

Задание для группы № 2.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Что вы думаете о социальном статусе семьи автора этих строк?

Задание для группы № 3.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Как вы бы чувствовали себя, оказавшись в такой ситуации?

Задание для группы № 4.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

В какой стране и в какие годы, на ваш взгляд, происходили описанные события?

Задание для группы № 5.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Какие мысли возникли у вас после прочтения дневниковой записи?

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся с последующим анализом при беседе по вопросам).

1. Расположите в хронологической последовательности:

А) Курская битва.
Б) Создание штаба партизанского движения.
В) Сталинградская битва.
Г) Создание антигитлеровской коалиции.
Д) Утвержден план “Ост”.
Е) Трагедия в Бабьем Яру.

А
Б
В
Г
Д
Е

2. Соотнесите понятия:

1
2
3
4

3. Как назывался план наступления на Москву войсками нацистской Германии?

А) Буран.
Б) Тайфун.
В) Прорыв.

4. Сколько дней длилась героическая оборона Одессы?

А) 70 дней.
Б) 71 день.
В) 73 дня.

5. Какой город в СССР первым был удостоен звания “Город-герой”?

А) Севастополь.
Б) Москва.
В) Одесса.
Г) Ленинград.
Д) Сталинград.

Проверка теста осуществляется путем взаимопроверки в парах с помощью учителя.

После проверки теста проводится заключительная беседа с учащимися по следующим вопросам:

  1. Что такое Движение Сопротивления? Какой характер оно имело?
  2. Какие слои населения и почему принимали участие в Движении Сопротивления?
  3. Назовите страны, в которых Движение Сопротивления приняло массовый характер?
  4. Как в начале XXI века чтят жертв холокоста?

VI. Объяснение нового домашнего задания.

  • Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.
  • Подготовьте сообщения о соотношении сил на советско-германском фронте к осени 1942 года.
  • Ответьте на вопрос: Что вам говорит название волжского города – Сталинград?

При желании каждый учащихся может сопроводить свое сообщение компьютерной презентацией.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

краткое содержание других презентаций

«Антигитлеровская коалиция» - План урока. Потсдамская конференция. Окончательно определены западные границы Польши. Тегеранская конференция. Тегеран. Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира. Антигитлеровская коалиция и итоги Второй мировой войны. Русские армии, несомненно, захватят всю Австрию и войдут в Вену. Итоги второй мировой войны. Решение вопросов. Решающая роль в разгроме фашистской Германии и императорской Японии.

«Нормандия-Неман» - Встречи с ветеранами. Французские и Советские награды. Панно «Сергей Агавельян». Игорь Эйхенбаум. Боевой путь авиаполка. Панно «Переводчики авиаполка». Школа. Трехцветные шторы-панно. Сердцем полка были пилоты. Французские механики. Французский авиаполк. Панно «Асы». Советские механики. Генерал де Голль. Возникновение сопротивления во Франции. Альбер Мирлесс. Экспозиция музея. Авиаполк «Нормандия-Неман».

«Уроки Второй мировой» - Создание Организации Объединённых Наций. Нюрнбергский процесс. Продолжительность. Изменение границ в Европе. Международный военный трибунал. Изменение границ. Потери во Второй мировой войне. Создание ООН. Уроки Второй мировой войны. Вторая Мировая война. Итоги Второй мировой войны. Итоги и уроки Второй мировой войны.

«Итоги Второй мировой войны» - У Ливадийского дворца. Разгром держав. Первое испытание американского атомного оружия. Потери СССР. Вторжение американских войск. Итоги Второй мировой войны. Поражение политики. Окончание войны в датах. Победа. После войны. Человеческие потери. Атомная бомбардировка. Цифры и факты.

«Вопросы о Второй мировой войне» - Германия разрабатывает план захвата СССР. Как вы думаете, на чьей стороне воевали США. Сколько государств участвовало во второй мировой войне. Знаете ли вы, что произошло 22 июня 1940 года. Назовите дату капитуляции Германии. Городами какого государства являются Хиросима и Нагасаки. В 1944 году Советский Союз был полностью очищен от врагов. В военных действиях приняли участие 110 млн. человек. Почему 1943 год является переломным во второй мировой войне.

«История Второй мировой» - Борьба с Англией. Освобождение Орла. СССР потребовал отодвинуть финскую границу от Ленинграда. Героическая оборона Одессы. Захват Польши. СССР на завершающем этапе войны. Высадка американской и французской армий. Овладение Северной Африкой. Наступление на Карельском перешейке. Силы сторон накануне войны. Союзники оказались зажаты на побережье у Дюнкерка. Объединение государств и народов. СССР в первые дни войны.

В Беларуси под нацистскую оккупацию попало около 7 млн. человек или почти 70 % всего населения. Это не была оккупация в общепринятом значении этого понятия, изложенного в 4-й Гаагской конвенции 1907 г. На захваченной территории Беларуси нацисты отбросили все международные правовые нормы оккупации и установили т.н. «новый порядок», который отличался исключительной жестокостью и зверствами по отношению к населению – массовыми репрессиями и уничтожением граждан, разрушением и разграблением народного хозяйства, культурных ценностей. Никаких законов, охраняющих от произвола оккупантов и их пособников не существовало. Население было лишено элементарных гражданских и человеческих свобод, были введены чрезвычайное положение, система заложников.

Повсеместно для граждан в возрасте от 18 до 45 лет (для граждан еврейской национальности от14 до 60 лет) была введена трудовая повинность. Рабочий день даже на вредных производствах длился 14-16 часов в сутки. Лиц, уклонявшихся от работы, отправляли в каторжные тюрьмы или на виселицу.

Снабжения населения продовольствием со стороны оккупационных властей не было. В особенно трудных экономических условиях оказались городские жители. Ряд городов охватил голод. На оккупированных территориях повсеместно были установлены штрафы, телесные наказания, натуральные и денежные налоги. К неплательщикам налогов захватчики применяли различные репрессии вплоть до расстрела. Часто взимание налогов превращалось в крупные карательные операции.

Оккупационный режим – результат планомерного осуществления государственной политики фашистской Германии. Его идеологической основой были «теории» нацистов о «расовом превосходстве» немецкой нации над другими народами, о необходимости расширения «жизненного пространства» для немцев и «права» на мировое господство «Третьего Рейха» - Великой Германской империи.

Оккупационная политика в отношении Советского Союза и Беларуси была заранее разработана гитлеровцами. План «Барбаросса» (1940 г.) определял стратегию и тактику нападения на СССР; генеральный план «Ост» - программу колонизации территории, германизации, выселения и уничтожения народов Восточной Европы; «Инструкция об особых областях» к директиве № 21 плана «Барбаросса» (13.03.1941) – децентрализацию и расчленение территории СССР; «Директивы по управлению экономикой в оккупированных восточных областях» - наиболее эффективные методы экономического грабежа.

Целью оккупационной политики гитлеровцев было планомерное уничтожение народов. Согласно плану «Ост» в Беларуси предусматривалось уничтожить и выселить на восток 75 % населения, непригодного по так называемым расовым и политическим признакам; 25 % белорусов подлежали онемечиванию и использованию в качестве сельскохозяйственных рабов. План был рассчитан на 30 лет. Чтобы сократить срок, фашисты стремились, как можно больше уничтожить людей в ходе войны. Этому служила система концентрационных лагерей, тюрьмы, карательные экспедиции и др. На оккупированной территории Беларуси гитлеровцы создали более 260 концентрационных лагерей. Чтобы ускорить «естественное вымирание», узников держали под открытым небом, морили голодом, заставляли работать до изнеможения, зверски мучили, намеренно заражали инфекционными болезнями, проводили на людях запрещённые международными законами медицинские опыты. Процесс уничтожения населения они механизировали – людей отравляли газами в камерах, в специальных автомобилях, так называемых душегубках. Жестоко расправлялись гитлеровцы с советскими военнопленными. К военнопленным верховное командование приказывало относить «всех лиц, которые встречаются в непосредственной близости от районов военных действий…, всех трудоспособных мужчин в возрасте 16 – 55 лет.


Главным средством насаждения и поддержания «нового порядка» был массовый террор, который осуществляли войска СС (охранные отряды) и СА (штурмовые отряды), полиция безопасности и служба безопасности СД, ГФП (тайная полевая полиция), охранная полиция, полиция поддержания порядка, уголовная полиция, контрразведывательные органы «Абвера», жандармерия, специальные полицейские подразделения, а также вооружённые силы вермахта, охранные войска. Директива фельдмаршала Кейтеля «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и особых полномочиях войск» (13.05.1941) снимала с военнослужащих армии ответственность за любые преступления на оккупированной территории Беларуси. В циркуляре Гитлера от 27.06.1941 г. оккупационным властям запрещалось заниматься судопроизводством и ставилась задача навести ужас на население любыми средствами. Из членов СС, СА, СД, ГПФ, гестапо, уголовной и охранной полиции были созданы особые оперативные группы, которые подразделялись на специальные команды, оперативные команды. Перед ними ставилась задача сокращения населения путём массового уничтожения.

Оккупанты принесли белорусскому народу неисчислимые беды и потери. Чем обернулся «новый порядок» видно из документов Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и учёту причиненного ими ущерба. За годы оккупации фашисты уничтожили в Беларуси более 3 млн. советских граждан, в том числе и военнопленных; вывезли в Германию на каторжные работы около 400 тыс. человек. Не менее 100 тыс. из них после войны так и не вернулись домой. Из 9 200 населённых пунктов, разрушенных и сожжённых оккупантами в Беларуси, 628 уничтожены со всеми жителями, 4 667 – с частью населения. После освобождения в республике насчитывалось 60 тыс. детей-сирот.

За годы оккупации Беларусь потеряла половину своего национального богатства. Почти полностью были уничтожены энергетические мощности, 90% станочного парка, на 40% сократились посевные площади, без жилья осталось около 3 млн. человек. Полностью были уничтожены 6 177 и частично 2 648 школьных зданий, 40 ВУЗов, 24 научных учреждения, 4 756 театров и клубов, 1 377 больниц и амбулаторий, 2 188 детских учреждений, более 10 тыс. промышленных предприятий. Разграблены 10 тыс. колхозов, 92 совхоза.

"НОВЫЙ ПОРЯДОК"

Цельного, последовательно изложенного описания "нового порядка" никогда не существовало, однако из захваченных документов и реальных событий явствует, каким представлял его себе Гитлер.
Это - управляемая нацистами Европа, ресурсы которой поставлены на
службу Германии и народы которой порабощены германской расой господ, а
"нежелательные элементы", прежде всего евреи, а также большая часть славян
на Востоке, особенно их интеллигенция, истреблены.
Евреи и славянские народы представлялись Гитлеру
"унтерменшен"человекообразными. Фюрер считал, что они не имеют права на
существование, за исключением, пожалуй, некоторых славян, которые могли
понадобиться на фермах, полях и в шахтах в качестве рабочего скота.
Предполагалось стереть с лица земли {Так, 18 сентября 1941 года Гитлер отдал
приказ "стереть с лица земли" Ленинград. После окружения "сровнять город с
землей" путем бомбардировок и артобстрелов, а население (три миллиона
человек) уничтожить вместе с городом. - Прим. авт.} не только крупнейшие
города на Востоке - Москву, Ленинград, Варшаву, но и уничтожить культуру
русских, поляков и других славянских народов, полностью закрыть им доступ к
образованию. Оборудование процветающих отраслей промышленности подлежало
демонтажу и вывозу в Германию. Население должно было заниматься
исключительно сельскохозяйственными работами, чтобы производить
продовольствие для немцев, а себе оставлять столько, сколько необходимо,
чтобы не умереть с голоду. Саму же Европу нацистские главари намеревались
"избавить от евреев".

"Меня ни в малейшей степени не интересует, что произойдет с русскими
или чехами, - заявил Генрих Гиммлер 4 октября 1943 года в секретном
обращении к офицерам СС в Познани. К этому времени Гиммлер, будучи щефом СС
и всего полицейского аппарата третьего рейха, уступал по своему положению
только Гитлеру, сохранив право распоряжаться не только жизнью и смертью
более чем 80 миллионов немцев, но и жизнью и смертью еще большего числа
жителей порабощенных стран.
"Все, что другие нации смогут предложить нам в качестве чистой крови,
наподобие нашей, - продолжал Гиммлер, - мы примем. При необходимости сделаем
это путем похищения их детей и воспитания в нашей среде. Процветают ли нации
или погибают голодной смертью, подобно скоту, интересует меня лишь
постольку, поскольку мы используем их в качестве рабов для нашей культуры. В
противном случае они не представляют для меня интереса. Погибнут от
истощения 10 тысяч русских женщин при рытье противотанковых рвов или нет,
интересует меня лишь в том смысле, отроют они эти рвы для Германии или
нет..."
Нацистские вожди изложили свои идеалы и планы порабощения народов на
Востоке задолго до речи Гиммлера, произнесенной в Познани в 1943 году, к
которой мы вернемся позднее, поскольку в ней изложены другие аспекты "нового
порядка".
К 15 октября 1940 года Гитлер уже решил судьбу чехов - первого
завоеванного им народа. Половину чехов предполагалось ассимилировать
преимущественно путем переселения в Германию в качестве подневольной рабочей
силы. Другая половина, особенно, "интеллектуалы", подлежала "ликвидации",
как говорилось в секретном докладе.
За две недели до этого, 2 октября, фюрер разъяснил свои замыслы
относительно поляков - второго народа из числа обреченных на порабощение.
Его верный секретарь Мартин Борман составил обширную памятную записку о
планах нацистов, которые Гитлер изложил Гансу Франку, генерал-губернатору
порабощенной Польши и другим лицам из своего окружения.
"Поляки, - подчеркивал фюрер, - от рождения предназначены для черной
работы... Не может быть и речи об их национальном развитии. В Польше
необходимо поддерживать низкий уровень жизни, не допуская его повышения...
Поляки ленивы, поэтому, чтобы заставить их работать, следует прибегать к
принуждению... Генерал-губернаторство (польское) следует использовать лишь
как источник неквалифицированной рабочей силы... Ежегодно необходимое
количество рабочей силы для рейха должно доставляться отсюда".
Что касается польских священников, фюрер предрекал:
"...Они будут проповедовать то, что хотим мы. Если кто-либо из
священников начнет поступать по-иному, мы быстро расправимся с ним. Долг
священника обеспечить, чтобы поляки проявляли спокойствие, глупость и
тупость".
Было еще два класса поляков, судьбу которых предстояло решить, и
нацистский диктатор не преминул о них упомянуть.
"Безусловно, следует помнить, что польское дворянство должно исчезнуть,
как бы жестоко это ни звучало, его необходимо уничтожить повсеместно...
И для поляков и для немцев существует лишь один господин. Двух господ,
стоящих бок о бок, не может и не должно быть. Посему все представители
польской интеллигенции подлежат уничтожению. Это звучит жестоко, но таков
закон жизни".
Одержимость немцев идеей, что лишь они являются господствующей расой, а
славянские народы их рабами, была особенно губительна для России. Эрих Кох,
рейхскомиссар Украины, выразил эту мысль в своей речи, произнесенной 5 марта
1943 года в Киеве: "Мы - раса господ и должны управлять жестко, но
справедливо... Я выжму из этой страны все до последней капли... Я пришел
сюда не ради благотворительности... Местное население должно работать,
работать и еще раз работать... Мы пришли сюда отнюдь не для того, чтобы
осыпать их манной небесной. Мы пришли сюда, чтобы заложить основы победы.
Мы - раса господ и должны помнить, что последний немецкий труженик в
расовом и биологическом отношении представляет в тысячу раз большую
ценность, чем местное население".
Примерно за год до этого, 23 июля 1942 года, когда немецкие армии в
России подходили к Волге и нефтяным месторождениям Кавказа, Мартин Борман,
секретарь гитлеровской партии и правая рука фюрера, направил пространное
письмо Розенбергу, изложив в нем взгляды фюрера по этому вопросу. Содержание
письма было кратко суммировано чиновником из министерства Розенберга:
"Славяне призваны работать на нас. Когда же мы перестанем в них
нуждаться, они могут преспокойно умирать. Поэтому обязательные прививки,
немецкая система здравоохранения для них излишни. Размножение славян
нежелательно. Они могут пользоваться противозачаточными средствами или
делать аборты. Чем больше, тем лучше. Образование опасно. Вполне достаточно,
если они смогут считать до 100... Каждый образованный человек - это будущий
враг. Мы можем оставить им религию как средство отвлечения. Что касается
пищи, то они не должны получать ничего сверх того, что абсолютно необходимо
для поддержания жизни. Мы господа. Мы превыше всего".

Когда немецкие войска вступили в Россию, в ряде мест население,
испытавшее на себе террор сталинской тирании, приветствовало их как
освободителей. Имело место поначалу и массовое дезертирство советских
солдат, особенно в Прибалтике и на Украине. Кое-кто в Берлине считал, что
если бы Гитлер вел свою игру похитрее, проявляя внимание к нуждам населения
и обещая помощь в освобождении от большевистского правления (предоставляя
религиозные и экономические свободы и создавая кооперативы вместо колхозов),
а в будущем самоуправление, то русских можно было бы привлечь на свою
сторону. И они не только стали бы сотрудничать с немцами в оккупированных
районах, но и могли бы подняться на борьбу против сталинского жестокого
правления на неоккупированных территориях. При этом утверждалось, что, если
бы все это было сделано, большевистский режим рухнул бы сам по себе, а
Красная Армия распалась бы, подобно царским армиям в 1917 году. Но
жестокость нацистской оккупации и откровенно провозглашаемые цели германских
завоевателей - ограбление русских земель, порабощение населения и
колонизация Востока немцами - быстро исключили возможность такого развития
событий.
Никто не описал эту катастрофическую политику и, как ее следствие,
утраченные возможности лучше, чем д-р Отто Бройтигам, профессиональный
дипломат и заместитель начальника политического департамента вновь
созданного Розенбергом министерства оккупированных восточных территорий. В
пронизанном горечью конфиденциальном докладе своему начальству от 25 октября
1942 года Бройтигам осмелился указать на ошибки нацистов в России:
"Вступив на территорию Советского Союза, мы встретили население,
уставшее от большевизма и томительно ожидавшее новых лозунгов, обещавших
лучшее будущее для него. И долгом Германии было выдвинуть эти лозунги, но
это не было сделано. Население встречало нас с радостью как освободителей и
отдавало себя в наше распоряжение".
Фактически такой лозунг был провозглашен, но русские вскоре
разуверились в нем.
"Обладая присущим восточным народам инстинктом, простые люди вскоре
обнаружили, что для Германии лозунг "Освобождение от большевизма" на деле
был лишь предлогом для покорения восточных народов немецкими методами...
Рабочие и крестьяне быстро поняли, что Германия не рассматривает их как
равноправных партнеров, а считает лишь объектом своих политических и
экономических целей... С беспрецедентным высокомерием мы отказались от
политического опыта и... обращаемся с народами оккупированных восточных
территорий как с белыми "второго сорта", которым провидение отвело роль
служения Германии в качестве ее рабов..."
Произошли еще два события, как заявил Бройтигам, которые настроили
русских против немцев: варварское обращение с советскими военнопленными и
обращение русских мужчин и женщин в рабов.
"Не составляет отныне секрета ни для друзей, ни для врагов, что сотни
тысяч русских военнопленных умерли от голода и холода в наших лагерях...
Сейчас сложилось парадоксальное положение, когда мы вынуждены набирать
миллионы рабочих рук из оккупированных европейских стран после того, как
позволили, чтобы военнопленные умирали от голода словно мухи...
Продолжая обращаться со славянами с безграничной жестокостью, мы
применяли такие методы набора рабочей силы, которые, вероятно, зародились в
самые мрачные периоды работорговли. Стала практиковаться настоящая охота на
людей. Не считаясь ни с состоянием здоровья, ни с возрастом, их массами
отправляли в Германию..." {Ни истребление советских военнопленных, ни
эксплуатация подневольного труда русских не составляли секрета для Кремля.
Еще в ноябре 1941 года Молотов заявил официальный дипломатический протест
против истребления русских военнопленных, а в апреле следующего года заявил
еще один протест против программы использования Германией подневольного
труда. - Прим. авт.}
Политика немцев в России вызвала, по словам этого чиновника,
"колоссальное сопротивление восточных народов".
"Наша политика вынудила как большевиков, так и русских националистов
выступить против нас единым фронтом. Сегодня русские дерутся с
исключительной храбростью и самопожертвованием во имя признания своего
человеческого достоинства, ни больше ни меньше".
Заканчивая свой 13-страничный меморандум на положительной ноте, д-р
Бройтигам просил в корне изменить политику. "Русскому народу, - утверждал
он, - необходимо сказать нечто более определенное относительно его
будущего".
Но это был глас вопиющего в нацистской пустыне. Гитлер, как известно,
уже изложил (еще до вторжения) свои директивы относительно будущего России и
русских, и не нашлось ни одного немца, который мог бы убедить его изменить
эти директивы хоть на йоту.
16 июля 1941 года, менее чем через месяц после начала русской кампании,
когда уже стало очевидно, что большая часть Советского Союза скоро будет
захвачена, Гитлер вызвал в свою ставку в Восточной Пруссии Геринга, Кейтеля,
Розенберга, Бормана и Ламмерса, главу рейхсканцелярии, чтобы напомнить им о
своих планах относительно только что завоеванных земель. Наконец-то его
столь откровенно изложенные в "Майн кампф" цели - завоевать обширные
жизненные пространства для немцев в России - были близки к осуществлению, и
это со всей ясностью следовало из секретного меморандума, составленного
после этой встречи Бормана и всплывшего на Нюрнбергском процессе. И Гитлеру
хотелось, чтобы его сподвижники четко представляли себе, как он собирается
использовать это пространство, однако он предупредил, что его намерения не
должны стать достоянием гласности.
"В этом нет необходимости, - говорил Гитлер. - Главное - что мы знаем,
чего хотим. Никто не должен распознать, что с этого начинается окончательное
решение проблемы. В то же время это не должно помешать нам применять все
необходимые меры - расстрел, перемещение лиц и т. п., и мы их применим. - И
далее продолжал: - ...Мы стоим сейчас перед необходимостью разрезать пирог в
соответствии с нашими потребностями, чтобы иметь возможность, во-первых,
доминировать на этом жизненном пространстве, во-вторых, управлять им и,
в-третьих, эксплуатировать его". Он заявил, что для него несущественно, что
русские отдали приказ о ведении партизанской войны в тылу немецких войск.
Это, по его мнению, позволит ликвидировать любого, кто оказывает
сопротивление.
Вообще, разъяснял Гитлер, Германия будет господствовать на русской
территории вплоть до Урала. И никому, кроме немцев, не будет позволено
ходить на этих обширных пространствах с оружием. Затем Гитлер изложил, что
будет конкретно сделано с каждым куском "русского пирога".
"Прибалтика должна быть включена в состав Германии. Крым будет
полностью эвакуирован ("никаких иностранцев") и заселен только немцами, став
территорией рейха. Кольский полуостров, изобилующий залежами никеля, отойдет
к Германии. Аннексия Финляндии, присоединяемой на основе федерации, должна
быть подготовлена с осторожностью. Фюрер сровняет Ленинград с землей, а
затем передаст его территорию финнам".
Нефтяные месторождения Баку по распоряжению Гитлера станут германской
концессией, а территории немецких поселений на Волге будут немедленно
аннексированы.
Когда же дошло до дискуссии, кому из нацистских лидеров управлять
новыми территориями, началась перебранка.
Розенберг заявил, что намерен использовать для этой цели капитана фон
Петерсдорфа в силу его особых заслуг (все поражены; кандидатуру единодушно
отвергают); фюрер и рейхсмаршал (Геринг) подчеркнули, что нет никаких
сомнений в том, что фон Петерсдорф умалишенный.
Возник также спор о наилучших методах проведения политики в отношении
покоренного русского народа. Гитлер предложил, чтобы немецкая полиция была
оснащена броневиками. Геринг выразил сомнение в необходимости этого. Его
самолеты, как заявил он, способны разбомбить непокорных.
Естественно, добавил Геринг, что гиганское пространство должно быть
умиротворено как можно скорее. Наилучшее решение - пристреливать всякого,
кто отводит взгляд.
На Геринга как руководителя 4-летнего плана была возложена также
экономическая эксплуатация России {Директивой Экономического штаба Геринга
для Востока от 23 мая 1941 года намечалось уничтожение русских промышленных
районов. Рабочие этих районов и их семьи обрекались на голод. Любая попытка
спасти население от голодной смерти путем привоза продовольствия из
черноземной зоны (России) в соответствии с директивой воспрещалась. - Прим.
авт.}, то есть грабеж, если употребить более точное слово, как разъяснил
Геринг в речи, произнесенной 6 августа 1942 года перед нацистскими
комиссарами на оккупированных территориях. "Обычно это называется грабежом,
- сказал он. - Но сегодня обстоятельства стали более гуманными. Однако
вопреки этому я намерен грабить и буду делать это со всем старанием". В
данном случае он по меньшей мере сдержал свое слово, и не только в России,
но и во всей оккупированной нацистами Европе. Ибо это являлось частью
"нового порядка".