Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей с дислалией. Дидактические игры при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Цель работы: Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.

Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Предлагаю некоторые из использованных мною игр:

– игры с мячом “Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”, “Разноцветные мячи”, “Звуковая цепочка” с передачей мяча, “Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй”, “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги” Т.А.Воробьевой и О.И.Крупенчук “Мяч и речь” КАРО Санкт-Петербург 2003г
– игры с прищепками: “Собери звуковые бусы”, “Различай и называй”, “Сороки”. Эти и другие игры с прищепками вы можете найти в пособии Ю.А.Фадеевой, Г.А.Пичугиной, И.И. Жилиной “Игры с прищепками: творим и говорим” – М.:ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).
– подвижные игры: “Цветы и пчелки”, “Живая стрелка”, “Найди свой домик” и другие вы сможете познакомиться в статье Сотниковой В.Н. “Подвижные игры в работе с детьми ОНР” журнал “Логопед” №3/2011.

Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

  • “Найди звук”
  • с помощью этой игры дети определяют наличие заданного звука в слове. Например: положить в корзинку только те продукты, в названии которых вы слышите звук А. <Рисунок 1>
  • “Божья коровка”
  • украшая крылья божьей коровки кружочками, дети закрепляют умение выделять в слове первый и последний звук. < Рисунок 2>

  • Похожие слова
  • игра соревновательного характера. На игровом поле слова, похожие по звучанию с картинками. Используется кубик, фишки, ребенку необходимо отыскать картинку со словом, которое звучит, похоже, и переставить на нее фишку, таким образом, ребенок может отдалиться от финиша или приблизиться. <Рисунок 3>

  • “Аквариум”
  • очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме. <Рисунок 4>

  • “Мы со звуком Р играем”
  • стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р]. <Рисунок 5>

  • “Рыбалов”
  • хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь. <Рисунок 6>

  • “Парные картинки”
  • Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными. <Рисунок 7>

  • “Улитка”
  • я использую два варианта игры. Одна плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки, а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком. <Рисунок 8, 9>

  • “Лягушка ловит комариков”
  • в этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков.<Рисунок 10>

  • “Лягушка убегает от цапли”,
  • чтобы убежать от цапли, нужно правильно определить есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит, то идет вперед, если нет, то возвращается назад. <Рисунок 11>

  • “Где спрятался звук”
  • что бы правильно расселить жильцов по квартирам, необходимо правильно определить заданный звук в слове. Очередной жилец ждет очереди на чердаке.<Рисунок 12>

  • “Покорми клоуна”
  • Я использую клоуна не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации необходимого звука. “Слово называй – горошинку бросай”. <Рисунок 13>

  • “Дружные пингвины”
увлекательная игра использую её для подгруппы детей. Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р), если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу. Особенно интересно, если дети используют вместо фишек игрушки пингвинов из Киндер-сюрпризов. <Рисунок 14>

  • “Баскетбол”
  • игру использую в нескольких вариантах:

1. Взрослый произносит первое слово со звуком С. Ребенок определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу), затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор, пока не попадем в корзину (лист 1).
2. Перед ребенком изображение трех баскетбольных корзин, мяч “забрасываем” в одну из них, в зависимости от положения звука в слове (лист 2).
3. Если в слове звук С “бросаем” мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую (лист 3).
4. Выложить столько мячей, сколько слогов в слове (лист 3). <Рисунок 15, 16>

  • “Зашифрованные скороговорки”
  • рекомендую вам эту игру, так как она позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков. Использовала прием мнемотехники, т.е. систему приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.<Рисунок 17 >

  • “Сундучки”
  • дети с удовольствием играют в эту игру, с ее помощью упражняются в дифференциации звуков Ш-С. <Рисунок 18>

  • “Кубикония”
  • существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса. <Рисунок 19>

  • “Подсолнух”
  • необычная красочная игра, вызывает большой интерес у детей. Элемент соревнования вносит в неё азарт. Ребенок достает семечко из подсолнуха, открывает его и произносит, что там изображено, если он произнес слово правильно, то забирает семечко себе, если нет, взрослый забирает его. По окончанию игры подсчитывается результат. <Рисунок 20>

  • “Цветное лото”
  • из пробок от бутылок я использую не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации поставленных звуков и развитие связной речи. <Рисунок 21>

  • “Холодильник”
  • эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления. <Рисунок 22, 23>

Варианты игры:

  1. Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
  2. Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.
  3. Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

В создании многих игр я использовала не только свои идеи, но и игры разработанные учителем-логопедом Матыкиной И.А. с её сайта ЛОГОРИНА.http://logorina.rusedu.net/, а также материалы из научно-методических журналов: “Логопед в детском саду”, “Обруч”, “Логопед” с приложением ”Библиотека логопеда”, “Конфетка”; “Дошкольная педагогика”.

Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

светлана аблёзгова
Дидактические игры по звукопроизношению у детей

Дидактическая игра является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Что же такое дидактическая игра ? Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей . Дидактическая игра имеет две цели : обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. Дидактическая игра имеет определенную структуру : дидактическая задача , решая, которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое дейст-вие-основа игры , является рисунком сюжета игры , правило, которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей прежде всего увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу . Дидактическая игра имеет и оп-ределенный результат, который является финалом игры , где под-черкиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результа-том является показатель успеха детей в усвоении знаний и умений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и про-явлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Игровой практикум.

Логопед : “ Уважаемые воспитатели! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране знаний. Чтобы попасть в страну не нужно идти нехожеными тропами, а нужно открыть несколько дверей. От каждой двери есть ключ, но, чтобы получить ключ, нужно разгадать задание. В увлекатель-ное путешествие есть два пути. Разделимся на 2 команды. Чья команда быстро и правильно справится с заданием, у кого больше будет ключей, тот и победит”.

Итак, в путь!

1. Перед вами страна Знаний. Нас встречает принц Знаний и принцесса Умений. Но, чтобы открыть первую дверь, вам нужно назвать имена принца и принцессы.

Дидактическая игра “Назови имя” .

Цель : упражнять детей в определении первого звука в слове и составлении слова из букв; воспитывать внимание, сосредото-ченность.

Ход игры : картинки с изображением мальчика или девочки. В каждой картинке нужно выделить первый звук и назвать имя . (Чья команда быстрее назовет имя, получает ключ.)

2. Итак, мы у следующей двери. Здесь вы увидите, какие чудеса могут происходить со словами, займитесь поиском сбежавших звуков .

Дидактическая игра “ Звуки заблудились” .

Цель : развивать слуховое восприятие, внимание, умение на-ходить ошибку в тексте.

Ход игры :. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку,

Итак! Внимание!

Неизвестно как случилось,

Только звуки заблудились ,

Заскочили в чей-то дом

И хозяйничают в нем!

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес) .

Пять баранов скушал Толька

И сказал : «Еще бы столько» (бананов) .

Мы собирали васильки

На головах у нас щенки (венки) .

Забодал меня котел

На него я очень зол (козел) .

Та команда, которая безошибочно справилась с заданием, по-лучает ключ.

3. Перед вами третья дверь!

Дидактическая игра “Цепочка слов” .

Цель : развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова .

Ход игры :для того чтобы получить ключ от третьей двери, нужно выложить цепочку из предметов. Команды получают по десять картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука , каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.

4. У четвертой двери вас ожидает следующее задание.

Дидактическая игра “Что лишнее” .

Цель : активизировать словарь детей ; развивать умение клас-сифицировать предметы по группам; развивать способность к логическому мышлению; воспитывать внимание, сосредото-ченность.

Ход игры : командам выставляется по одному плакату с изо-бражением 9-ти предметов. Для 1 команды - животные. Для второй - овощи Предлагается выделить лишний предмет, объ-яснить почему. Если команды справляются с заданием – полу-чают по ключу.

У пятой двери

" Сколько слов со звуком Ш ? "

Цель : научить находить слова с заданным звуком при про-слушивании стихотворного текста.

Ход игры:

Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш . Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их . После прочтения ведущий спра-шивает детей , какие слова они запомнили. Выигрывает тот , кто за-помнил больше слов.

Речевой материал к игре :

В тишине лесной глуши, шёпот к шороху спешит, Шёпот к шороху спешит, шёпот по лесу шуршит.

Наша Маша рано встала : кукол всех пересчитала :

2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,

2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке,

на дубовом сундучке.

Мы в магазин ходили, и шар себе купили,

Будем шар мы надувать, будем шариком играть,

Раздувайся наш шар, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

6. У шестой двери нас поджидает загадочное задание.

1)Дидактическая игра “ Чудесная удочка"”.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён маг-нит. Опуская удочку в ведро, где лежат несколько картинок, к ко-торым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт кар-тинку и называет первый, последний звук и дает характеристику.

2)"Утки и окуни".

Цель игры : научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Ход игры:

дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произ-вольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У , то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О , а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры . Выигрывает тот , кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры : обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

" Дружные звуки "

Цель : научить узнавать звуки , произносимые с утрированной инто-нацией.

Ход игры:

Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом : Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве . Когда стали соз-даваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука «А» появилось много таких же звуков «А» . Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе . Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые . Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить про-тяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся , если они одинаковые, хлопнем в ладоши.

" Куклы заблудились "

Цель : научить выделять в слове звук , произноси-мый с утрированной интонацией.

Ход игры:

У детей несколько кукол . Их имена : Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, назвать тот звук , который произносил ведущий с большей силой (выделяются удар-ные гласные) .

Дидактическая игра «Положи в корзину»

Цели : Определение места звука в слове . Автоматизация и диффе-ренциация согласных звуков «Р» «Л»

Таким образом, вы наглядно убедились, что благодаря использова-нию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей : пополняется и активизи-руется словарь, формируется правильное звукопроизношение , раз-вивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические игры по звукопроизношению

для дошкольников с общим недоразвитием речи

МАДОУ Д/С 9 «Радуга» г. Белореченск

учитель-логопед Чич И.С.

Цель работы : Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Дидактическая игра имеет определённую структуру (Е.В.Карпова). Структура – это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие ДИ:

Дидактическая задача;

Игровая задача;

Игровые действия;

Правила игры;

Результат (подведение итогов);

При провидении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации ДИ знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры. Нарушается это условие и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, ДИ – это игра только для ребёнка. Для взрослого- она способ обучения. В ДИ усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель ДИ и игровых приёмов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

В ДИ создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт.

ДИ позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль ДИ в учебном процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить свой собственный опыт. Игры и упражнения, в которых дети действуют путём проб и измерений, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

ДИ имеют большое познавательное значение, т.к. расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д.

В ходе игры развивается речевая активность детей, воспитывается выдержка (ребёнок должен отвечать тогда, когда его спрашивают). ДИ проводятся педагогом со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В ДИ ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, они формируют его движения, внимание, умение сосредоточится, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

Игра – это сложное социально-психологическое явление. Являясь основным видом деятельности дошкольного периода, игра обеспечивает существенные достижения в физической, психической и личностной сферах, даёт эффект общего психического развития. В игре ребёнок учится управлять собой.

Предлагаю некоторые из использованных мною игр:

игры с мячом “Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”, “Разноцветные мячи”, “Звуковая цепочка” с передачей мяча, “Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй”, “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги” Т.А.Воробьевой и О.И.Крупенчук “Мяч и речь” КАРО Санкт-Петербург 2003г
– игры с прищепками: “Собери звуковые бусы”, “Различай и называй”, “Сороки”. Эти и другие игры с прищепками вы можете найти в пособии Ю.А.Фадеевой, Г.А.Пичугиной, И.И. Жилиной “Игры с прищепками: творим и говорим” – М.:ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).

подвижные игры: “Цветы и пчелки”, “Живая стрелка”, “Найди свой домик” и другие вы сможете познакомиться в статье Сотниковой В.Н. “Подвижные игры в работе с детьми ОНР” журнал “Логопед” №3/2011.

Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Игры

(автоматизация звуков)

« День рождение Лунтика»

Цель: автоматизация звука [Л,Л] в слова, развивать словарный запас. Развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Оборудование: картинка с изображением Лунтика; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры:

1) У Лунтика - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Лунтику? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Л].

В ходе игры можно предложить ребенку:

Определить место заданного звука в словах(в начале, середине, конце)

Придумать предложение с названием любой картинки.

Разделить слово на слоги и посчитать их количество.

Выделить живое и неживое.

Назвать слова ласково.

Отгадать какой картинки не стало, закрыв ее карточкой.

«Холодильник» Э та игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.


Варианты игры:

    Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).

    Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.

    Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

    Дифференциация: на правую дверцу сложи продукты в названии которых есть звук С, на левую в которых есть звук Ш.

«Аквариум»

Варианты игры:

1 Очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). Если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме .

2 Вариант игры со звуком Р. Ребенок вылавливает рыбку, проговаривает слово с автоматизированным звуком Р. Если звук Р в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме .

Взрослому очень легко проверить ребенка - в первом будут только синие рыбки, во втором- желтые, а в третьем зеленые. Эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.


«Мы со звуком “Р” играем» стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р ].

«Веселые осьминожки» хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь .


«Весенняя полянка»

Цель:

Закрепить правильное произношение звуков Ш - Ж, С –З.

Задачи:

Учить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные.

- учить определять место звуков Ш –Ж, С – З в словах.

Развивать координацию движения рук

Развивать память, внимание, мышление.

Материал: панно, на котором изображена весенняя полянка. Картонные пчелки с одной стороны с изображением предметов и животных, в которых встречается звуки С –З, и картонные бабочки со звуками Ш –Ж. Пластмассовый сачок, к которому прикреплен магнит.

Описание: ребенок берет сачок, ловит пчелку и переворачивает ее, называя картинку, изображенную на обратной стороне. В одно ведерко он складывает картинки со звуком С, в другое со звуком З.

Аналогично с бабочками. В ходе игры можно предложить ребенку: место заданного звука в слове, назвать слово ласково. Выбрать любую пчелку и составить предложение с этим словом.

Парные картинки” Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными .

«Улитка». Я использую три варианта игры. Одна плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки, а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком.


«Что приснилось Зайке?». В этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Ребенку предлагается взять облачко и сказать, что приснилось Зайке. Если он называет звук З правильно, картинка остается у Зайки, если нет, остается у логопеда. Второй вариант игры: необходимо найти и назвать только те картинки, в которых звук З - твердый или только те, в которых звук З – мягкий.

«Накорми Зину пирожками и конфетами.» Ребенку необходимо взять пирожок и назвать правильно и четко с чем он. Если ребенок называет правильно, то пирожок остается Зине, если нет, то пирожок остается у логопеда. Аналогично игра проводится с конфетами.

«Дружные пингвины» увлекательная игра использую её для подгруппы детей. Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р), если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу. Особенно интересно, если дети используют вместо фишек игрушки пингвинов из Киндер-сюрпризов.

«Собери чемодан и рюкзак». Комплексная логопедическая игра на автоматизацию звуков

В комплекте 2 фона - семья собирает чемодан на море и семья отправляется на пикник в лес и 72 качественные предметные картинки. Помоги собрать все вещи, которые пригодятся на море. Помоги сложить все вещи, без которых не обойтись в лесу. Называй картинки и выделяй звук Р, Л, С... (в зависимости от того, что автоматизируется). Речевой материал: шоРты, саРафан, поЛотенце, БЛуза, РЕмень, чаСы, кРуг, РасЧеска, зубная паСта, кРЕм, туфЛИ, плееР, Сланцы, Шлепанцы, пЛатье, зеРкало, Зонт, фотоаппаРат, Сандалии, РубаШка, купаЛЬник, кроССовки, дЖинсы, теЛЕфон, Лак, боСоножки, тРуСы, Сумка, коШелёк, БРИтва, биЛЕты, кЛЮч, Зубная щетка, батаРЕйки, Шляпа, оЧки, моЧалка, футбоЛка, науШники, таБЛЕтки, паСпоРт, ноСки, маСка, тРубка, ноЖик, фонаРИк, бинокЛЬ, бейсбоЛка, удоЧка, пЛастыРЬ, пЛЕд, туаЛЕтная бумага, котеЛок, Лодка, бутеРброд, мыЛо, компаС, каРта, коСынка, Лопата, СпиЧки, тороР, Ракетки, пиЛа, теРмос, веРЕвка, воЛанЧик, паЛатка, шаШлык, соЛЬ.

Игры

(тематические)

Дидактическая игра «Веселые поварята»

Цель:

Активизировать словарь по теме « Овощи»

Учить составлять распространенные предложения.

Материал: сотейник и кастрюля, вырезанные из картона. Картинки с изображением овощей.

Описание: перед ребенком выкладывают картинки кастрюли и сотейника.

Предлагается разложить овощи в сотейник, а фрукты в кастрюлю.

Предложить ребенку сварить борщ, рагу и компот, сделать салат.

Учить детей составлять предложение с заданным словом.

Усложнить: Что можно сделать с оставшимися овощами и фруктами? Как их можно приготовить? (баклажаны, кукуруза, огурец, помидор, ананас, банан и т.д.)


Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными. Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи. Например: Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок. Одна куртка, две куртки … пять курток. Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов). Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот: Чистые ботинки – … грязные ботинки; Новые сапоги – … старые сапоги; Широкая юбка – … узкая юбка; Длинное пальто – … короткое пальто; Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


«Веселый поезд» существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса .


Речевая игра «Рассели по домикам»

В домиках "он", "она", "они", "оно" живут слова мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. "Расселить" слова по домикам – интуитивно определить их род и число без названия терминов.


Игра «Посудка»

Цель:

Активизировать словарь по теме « Продукты» и «Посуда»

Учить составлять распространенные предложения.

Закреплять знания цветов и их оттенков.

Развивать память, внимание, мышления.

Материал: Посудка: кастрюли, сковороды, протвени, картинки с изображением овощей, сыпучие крупы (гречка, перловка и т.д.)

Ход игры. Детям предлагается открыть кастрюльку такого цвета, который называет логопед и сказать, что в ней готовится.(например: суп из рыбы-рыбный суп, из фасоли – фасолевый, из лука- луковый и т.д.)



Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

В создании многих игр я использовала не только свои идеи, но и игры разработанные учителем-логопедом Матыкиной И.А. с её сайта http://logorina.rusedu.net/, а также материалы из научно-методических журналов: «Логопед в детском саду», «Обруч», «Логопед» с приложением «Библиотека логопеда», «Конфетка»; «Дошкольная педагогика».

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.

В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь - болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О - У -А-А - О - У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1 . Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А - А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1 .взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.

Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо - громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: педагог говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать воспитатель: Дети: релтака -тарелка щепера -пещера накомта -комната супода -посуда тривина -витрина локодец -колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния .

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Игры и упражнения для развития звукопроизношения

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет.

Как известно, дети дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Предлагаем вам несколько таких игр.

Что звучит?

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит названия предметов, ему предлагается послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он ребёнка. Ребёнок отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы ребёнок узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил его название.

Чудеса в мешке

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к ребёнку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Цель: добиться, чтобы ребёнок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.

Поедем или нет?

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): сан- ки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Ребёнок по очереди вынимает из коробки картинки, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

Повторюшки

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.

РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ ПО СВОИМ МЕСТАМ

Для занятия нужны примерно такие игрушки: слон, санки, лиса, автобус, цыпленок, курица, яйцо, заяц (могут быть и другие названия со звуками с (съ) или ц, но обязательно в начале, середине и в конце слова).

После уточнения названий игрушек предложите ребенку разложить игрушки, в названии которых есть звук с (съ) (санки, автобус, лиса), отдельно от игрушек со звуком ц (цыпленок, курица, заяц).

Взрослый следит за правильностью и четкостью произнесения ребенком этих звуков. Если при отборе игрушек допускается ошибка, взрослый произносит слово, выделяя голосом звук ц, и спрашивает: «В слове заяццц какой слышишь звук, с или ц?» После уточнения можно предложить ребенку произнести еще раз слово так, чтобы в нем слышался этот звук.