Политическая система ссср. Особенности политической системы при создании ссср

Чтобы адекватно воспринимать изменения, происходящие в политической системе российского общества, необходимо знать, что послужило основой для построения современной политической системы.

В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал вопрос о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет «Об учреждении Совета народных комиссаров», как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.
Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 7 (20) января 1918 года оно было распущено.
В связи с тем, что надежды большевиков на легитимацию политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности иным способом, что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов первой советской Конституции. Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125 тыс. избирателей. Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИКу. Этот вывод подтверждает практика законодательной деятельности этого периода.

После образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти. С образованием СССР правовой статус России изменился, возникла необходимость ее конституционного закрепления. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1925 году, воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежним Основным законом. Однако произошли некоторые изменения в объеме компетенции законодательных органов. К исключительным полномочиям съезда, помимо ратификации мирных договоров и установления и изменения конституционных начал, теперь относилось право окончательного утверждения частичных изменений Конституции РСФСР, принятых сессиями ВЦИК, а также окончательного утверждения конституций автономных республик. Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 году новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входящие в него союзные республики. В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике Конституция была принята 21 января 1937 года Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов. Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. К числу достоинств следует отнести: замену двухступенчатой системы единственным высшим законодательным органом - Верховным Советом; закрепление на конституционном уровне института депутатской неприкосновенности; закрепление института всеобщих, равных, прямых выборов Верховного и других Советов при тайном голосовании.
В Конституции СССР 1977 г. в ст.6 была закреплена роль КПСС, как ядра советской политической системы, руководящей и направляющей силы советского общества. Это положение было продублировано в конституциях союзных республик. В Конституции РСФСР 1978 года также появилась норма, устанавливающая, что проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются на его заседаниях, а также появился перечень субъектов законодательной инициативы в Верховном Совете, а также то, что законы РСФСР принимаются не только Верховным Советом, но и народным голосованием (референдумом).

В России с октября 1917 по 1989 гг. сложилась не имеющая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров (до марта 1946 года - Совет Народных Комиссаров). Суды были полностью подконтрольны партийным органам и исполнительной власти. Значительные изменения в политической жизни СССР и РСФСР начались с 1989-1990 гг. В феврале 1990 г. КПСС отказалась от своего зафиксированного статус-кво, в результате чего была отменена ст.6 Конституции СССР, что нашло свое отражение в организации государственной власти и реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов. Однако, процесс внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ 1978 года осуществлялся непоследовательно, без какого-либо заранее разработанного плана государственно-правовой реформы.

В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР и в 1990 году – народных депутатов РСФСР на альтернативной основе. Принцип «полновластия Советов», несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР. Поэтому одномоментно преодолеть этот подход и за сравнительно короткий срок создать теорию и практику российского парламентаризма было невозможно. В силу отмеченных причин Конституция Российской Федерации в более поздней редакции (1992 г.) носит переходный характер и соединяет в структуре и организации деятельности государственной власти как элементы прежней концепции «полновластия Советов», так и элементы парламентаризма.

В соответствии с Конституцией Верховный Совет формировался не избирателями, а Съездом народных депутатов из его состава. Хотя элементы репрезентативности в подборе членов Верховного Совета все же присутствовали и даже использовался нетрадиционный для нашей страны принцип их ротации, в данном случае можно говорить о попытке партийно-государственной бюрократии воспроизвести традиционную для нашей страны двуединую систему законодательных органов: съезд Советов - ВЦИК, Верховный Совет - Президиум, Съезд народных депутатов - Верховный Совет. Таким образом, характер формы правления и организации государственной власти можно определить как президентско-парламентскую республику советского типа. Смешанные формы правления, как показывает практика, не бывают устойчивыми, и кризис этой формы правления в России исторически был вполне закономерен, о чем свидетельствуют события октября 1993 г., которые были инициированы президентским указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В результате была прервана деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и в корне изменена система органов власти страны. Главные звенья политической системы СССР были определены Конституцией СССР 1977 г. Она же регулировала основные нормы отношений между этими звеньями. Согласно Конституции, вся власть в Советском Союзе принадлежала народу. Государственную власть он осуществлял через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража. Статья 6 Конституции СССР в прямой форме юридически закрепляла особую роль Коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы. К звеньям политической системы Конституция относила профсоюзы, комсомол, кооперативные и Другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция закрепила трудовой коллектив.

Основные недостатки (или пороки) политической системы СССР, осознанные и озвученные в конце 80-х годов, сводились к следующему: во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и ее отдельных звеньев, в частности; во-вторых, смещение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций).

Первоначальная концепция реформы политической системы, предложенная М. Горбачевым от имени ЦК КПСС XIX партконференции, официально провозгласила целью укрепление народовластия и проводилась под лозунгами - «Больше социализма!», «Вся власть Советам!». Ее конкретные задачи сводились к следующему: во-первых, преобразовать систему Советов, создав новый, высший орган государственной власти - Съезд Народных Депутатов, и превратив Верховный Совет в постоянно действующий орган; во-вторых, изменить избирательный закон, введя альтернативные и двухступенчатые выборы и выборы трети депутатского корпуса непосредственно от общественных организаций; в-третьих, совместить в одних руках посты партийного и советского руководителя, одновременно введя пост Председателя Совета (вместо Председателя Президиума и Председателя исполкома); в-четвертых, создать Комитет Конституционного Надзора как шаг к будущему Конституционному Суду, символизирующему разделение трех ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной; наконец, отказаться от неоправданной засекреченности деятельности политической системы, перейдя к гласности.

На партийном форуме впервые после 20-х годов Генеральному секретарю партии возразили. Возразили против идеи съезда и прямого представительства общественных организаций, обоснованно считая, что подобные предложения являются отступлением от основных принципов демократической избирательной системы - прямых и равных выборов.

Важной составной частью новой концепции перестройки политической системы стал взятый III съездом курс на восстановление многопартийности в СССР. Из 6-й статьи Конституции СССР было изъято положение об особой роли КПСС. Принятый в октябре 1990 г. Верховным Советом СССР закон об общественных организациях возвратил страну к свободному функционированию различных партий и общественно-политических движений.


Похожая информация.


Подробное решение параграф § 17 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Почему политическая система, сложившаяся в СССР в 1930-х гг., получила название «сталинский социализм»?

Потому что в СССР установился режим единоличной власти И.В. Сталина

Какую роль играла коммунистическая партия в советской политической системе 1930-х гг.?

Коммунистическая партия стала основной политической силой в в советской политической системе 1930-х гг. Такой режим называется однопартийная диктатура.

1. Какие изменения в советском обществе были отражены в Конституции 1936 г.?

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища

4. Расскажите о репрессивной политике, проводимой в СССР. Оцените её последствия.

Убийство С.М. Кирова

Борьба за власть. Сталин стремился избавиться от потенциальных и бывших конкурентов

Уничтожение потенциальной «пятой колонны» - тех на кому советское руководство не могло доверять в условиях международного кризиса

Ликвидация командного состава Красной Армии, который не был лично преданным Сталину.

5. Назовите массовые общественные организации, действовавшие в СССР. Какова была их роль в жизни страны, советского народа?

Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС)

Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ)

Сеть массовых организаций охватывала все слои советского общества и объединяла представителей различных профессий

1. Как в данных документах эпохи отразилось формирование режима личной власти Сталина?

В первом документе Рютин обвиняет Сталина за те методы, которыми он добился единовластия в партии и в стране. Второй документ показывает создание культа личности Сталина.

2. На основании известных вам фактов подтвердите или опровергните утверждения авторов документов.

Рютин прав, т.к. Сталин укреплял свою власть при помощи террора и устранения несогласных и конкурентов. Второй документ, возвеличивая Сталина, приписывает ему все мыслимые и немыслимые заслуги и в частности то, что Сталин был основоположником коммунизма, хотя теория была разработана Марксом и Энгельсом и переложена на российский реалии Лениным.

1. Дайте характеристику «сталинскому социализму». Запишите в тетради основные его черты.

Сталинский социализм – политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и правящей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем над всеми сторонами жизни общества

2. Какие права, провозглашённые в Конституции 1936 г., позволяли назвать Основной закон СССР самым демократичным в мире? Как на деле в СССР соблюдались заявленные права и свободы граждан?

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища. Многие нормы Конституции оказались формальными. Под контролем партии проходили выборы заранее подобранных кандидатур в Советы всех уровней на безальтернативной основе. Любой гражданин мог быть арестован без санкции суда и прокуратуры

3. Раскройте понятие «культ личности» на исторических примерах.

Культ личности - возвеличивание отдельной личности, как правило, государственного деятеля). Например это возвеличивание Сталина, как это показано на примере второго документа на стр. 147.

5. В чём состояли особенности советской политической системы 1930-х гг. по сравнению с 1918-1920 гг., 1921 - 1928 гг.?

Особенностями политической системы 1930-х стало формирование единоличной диктатуры Сталина в противовес коллективным формам 1920-х гг. Также особенностью является размах репрессий, с помощью которых контролировалась элита и все общество.

6. В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин - это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей? Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и методы осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач. Подготовьте сообщение по данной теме.

Да правомерно, хотя Сталин во многом отошел от ленинских принципов построения социалистического государства. В частности Ленин подразумевал отмирание государства на пути движения к социализму и склонялся к преимуществу коллективного руководства, в то время как Сталин провозгласил идею отмирания государства через его усиление, благодаря чему смог сформировать централизованную систему единоличного управления страной. Но при этом идейно-теоретическое основы построения государства оставались одинаковыми – идеи коммунизма, хотя методы его построения опять же разнились. Сталин предполагал форсированные методы, в то время как Ленин после перехода к НЭПу согласился, что процесс трансформации должен быть более плавным и постепенным без резких скачков.

Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности

В чём заключалась противоречивость национальной политики в СССР в 1920-1930-е гг.?

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала для самостоятельной работы и проектной деятельности.

Проведение индустриализации в основном в восточных регионах, где были запасы природных ископаемых;

Появление новых союзных, автономных республик и округов: к 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР;

Проведение жесткой централизованной политики;

Русификация всех республик (преподавание в школах, вузах на русском языке);

Реализация плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».

2. Раскройте региональную и национальную специфику индустриализации в СССР.

Индустриализацию национальных районов не только строительство предприятий промышленности, но и процесс освоения природных богатств, создания национальных квалифицированных кадров инженерно-технических работников и рабочих.

В республиках, кроме РСФСР и УССР, был очень низок процент рабочего класса и инженерно-технического состава. Поэтому в формировании квалифицированных кадров в союзных республиках важная роль принадлежала работникам центральных промышленных регионов.

Если в масштабе СССР обеспечивалось преимущественное развитие тяжёлой промышленности, то в отдельных республиках преобладали отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Так обстояло дело в начальный период индустриализации в республиках Средней Азии, Закавказья.

Новые отрасли хозяйства в республиках создавались с учётом потребностей всей страны, если для этого имелись сырьевые ресурсы. Так, в Белорусской ССР возникли машиностроительная, химическая, топливная (торфяная), швейная, трикотажная и другие отрасли промышленности.

3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР в 1930-ые годы.

В 1930-е гг. в СССР появились новые союзные и автономные республики. Возникают Казахская и Киргизская ССР, упраздняется Закавказская федерация, а Грузия, Армения и Азербайджан вошли в СССР на правах союзных республик. Были созданы Еврейская автономная область, 8 национальных округов и 14 национальных районов на Крайнем Севере. Всего во второй половине 1930-х гг. в СССР входило 11 союзных республик, 22 автономные республики, 9 автономных округов, 9 национальных округов. В 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР.

По Конституции 1936 г. за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действовал общесоюзный закон. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.

Утверждение в обществе административно-командной системы управления и режима личной власти И.В. Сталина оказывало влияние на национальную политику. Под видом федерации в СССР утверждается жёсткое централизованное унитарное государство. Ни одна советская республика не обладала правом принимать любые решения без согласования с Центром. Право свободного выхода из СССР носило формальный характер. В Конституции не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.

4. Как реализовывался план ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию»?

Централизация всех сторон общественной жизни требовала большего единства национальных республик. Произошёл определённый поворот и в национальной политике. Уже в 1930-1931 гг. на Украине и в Белоруссии были репрессированы представители национальной интеллигенции по делу о так называемых контрреволюционных националистических организациях «Союз освобождения Украины» и «Союз освобождения Белоруссии». Они необоснованно обвинялись в создании независимого национального государства. К 1933 г. речь велась уже о разоблачении сторонников «националистического» уклона во всех союзных республиках. Н.А. Скрыпник, старый член большевистской партии, член Политбюро ЦК КП(б)У и нарком просвещения, в 1928 г. утвердил новое украинское правописание. В 1933 г. его обвиняют в том, что он стремился «оторвать украинский язык от русского» и продать его «польскому, немецкому и другим западным языкам». Череда разоблачений «национал-уклонизма» прошла и по Белоруссии. Здесь одновременно боролись с местными белорусскими, еврейскими и польскими националистами внутри КП(б) Белоруссии.

На XVII съезде партии в 1934 г. И.В. Сталин в отчётном докладе выделил необходимость борьбы с «национал-уклонизмом». Раньше указывалось, что главную опасность представляет великодержавный шовинизм. По всем национальным республикам прокатилась волна разоблачений партийно-советских работников за националистические уклоны. Руководителей всё чаще стали присылать из Центра. Обычно местных руководителей заменяли русскими или послушными представителями местных народов. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы.

7 августа 1929 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза ССР». Ставилась задача унификации новых латинизированных алфавитов. Так начался переход на новый алфавит всех тюркоязычных народов СССР. С 1923 по 1939 г. на латиницу было переведено более 50 языков (всего в 1939 г. в СССР письменность имели 72 народа).

С 1932-1933 гг. кампания по латинизации пошла на убыль. Первым документом новой буквенной реформы стало постановление Президиума ЦИК СССР от 1 июня 1935 г. о переводе на кириллицу языков народов Севера. В печати появились многочисленные письма-обращения рабочих и колхозников о том, что латиница им не подходит. Отмечалось, что с ростом культурного уровня народов СССР латинизированный алфавит перестал удовлетворять потребности развития языков. Он не обеспечивал условий к сближению с культурой великого русского народа.

Таким образом, многие языки прошли через двойную реформу алфавита. В 1939 г. большинство языков народов СССР перевели на кириллицу.

В массовом порядке закрывались национальные газеты, русифицировалось начальное образование. В декабре 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) признало вредным существование особых национальных школ (финские, эстонские, латышские, немецкие, греческие и др.). Наркоматам просвещения национальных республик было рекомендовано реорганизовать указанные школы в школы обычного типа. 13 марта 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях.

Увеличивалось количество школ, где преподавание велось только на русском языке. На русский язык было в основном переведено преподавание в высшей школе. Вместе с тем в средних и высших учебных заведениях сохранялось преподавание на языках народов СССР, что в значительной мере способствовало формированию национальных элит.

Фактическое признание русского языка государственным языком СССР создавало условия для межнационального общения. Русское население в национальных республиках, которое значительно увеличилось, чувствовало себя более комфортно. Молодое поколение в национальных республиках приобщалось к государственному языку и получало знания, необходимые для успешного продвижения в различных сферах общественной жизни.

В национальной политике руководство СССР в 1930-е гг. приступило к реализации плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».

5. Назовите особенности политики «коренизации», проводимой в 1930-ые годы.

Советская политика «коренизации», проводимая в 1920-е гг., была направлена на исправление дореволюционного курса на русификацию. Она формировала уважение к советской власти и укрепляла новую власть в национальных регионах. Вместе с тем такая политика способствовала определённой разобщённости, замкнутости союзных республик, что не соответствовало общему курсу развития союзного государства.

Цели национальной политики, проводимой в СССР в 1930-е гг.:

Создание единой общности – русский народ

Единение народов для проведения индустриализации

Преодоление отставания национальных окраин

Подготовка национальных кадров для индустрии

2. Почему руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике?

Руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике потому, что признание русского языка государственным языком СССР создавало условия для межнационального общения. Русское население в национальных республиках, которое значительно увеличилось, чувствовало себя более комфортно. Молодое поколение в национальных республиках приобщалось к государственному языку и получало знания, необходимые для успешного продвижения в различных сферах общественной жизни.

3. Приведите факты, доказывающие свёртывание курса на развитие национальных культур в СССР в 1920-х гг.

На XVII съезде партии в 1934 г. И. В. Сталин в отчётном докладе выделил необходимость борьбы с «национал-уклонизмом». Раньше указывалось, что главную опасность представляет великодержавный шовинизм. По всем национальным республикам прокатилась волна разоблачений партийно-советских работников за националистические уклоны. Руководителей всё чаще стали присылать из Центра. Обычно местных руководителей заменяли русскими или послушными представителями местных народов. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы.

Немцы, финны, корейцы беспочвенно обвинялись в антисоветской деятельности и шпионаже. В Белоруссии и Украине признавалось нецелесообразным сохранять национальные районы, сельсоветы. Десятки тысяч финнов, поляков, немцев депортировали из приграничных районов Ленинградской области, Украины. Больше всех пострадали от депортаций корейцы. В сентябре 1937 г. более 170 тыс. человек из них были переселены с Дальнего Востока в Казахстан и Узбекистан.

4. Опишите достижения в сфере национального образования в СССР в 1930-е гг. Используйте краеведческий материал.

В 1920-1930-х гг. советское руководство стремилось быстрыми темпами осуществить преобразования во всех сферах жизни общества, в том числе повысить образовательный уровень населения, ввести всеобщее начальное обучение. Это было вызвано потребностями модернизации экономики страны для преодоления тяжелых последствий Первой Мировой и гражданской войн, стремлением догнать развитые европейские страны, в том числе и по уровню образования. Главную роль в решении этой задачи играл учитель.

Государственная политика в отношении учительства включала в себя следующие основные задачи:

1. повысить общеобразовательный и профессиональный уровень педагогов;

2. улучшить материально-правовое положение школьных работников;

3. «перевоспитать» дореволюционную учительскую интеллигенцию в духе советских идей, воспитать новых педагогов, полностью поддерживающих политику большевистского руководства.

На качество работы учителей оказывал влияние их общеобразовательный уровень, который в начале 1920-х гг. оставался низким. Благодаря деятельности различного рода учебных заведений к 1929 г. в Уральской области количество учителей удалось увеличить более чем на треть, однако высшее образование было только у 4,2% школьных работников, низшее и среднее незаконченное - у 30%, что накануне введения всеобщего начального обучения было явно недостаточным. Это было следствием неудовлетворительного финансирования курсов повышения квалификации учителей, перевода финансирования специальных педагогических учебных заведений на местный уровень. В то же время задача введения всеобщего начального обучения требовала расширения профессиональной подготовки преподавателей общеобразовательных школ, увеличения сети педагогических учебных заведений.

Партийно-советскому руководству стало ясно, что без чрезвычайных мер невозможно быстрыми темпами подготовить достаточное количество учителей для введения всеобуча. Поэтому в 1930-х гг., по сравнению с предшествующим периодом, значительно усиливается роль административно-командных и насильственных методов в пополнении учительских рядов.

Под административным давлением в трудовых коллективах и общественных организациях стали проводиться мобилизации «добровольцев» на педагогическую работу, использовались и другие методы привлечения общественности к учительскому труду. Местные руководители, ощущавшие острую нехватку в преподавательских кадрах, искали решение этой проблемы при помощи новых, по большей части надуманных форм. В начале 1930-х гг. такими формами стали месячники «борьбы за кадры» и бригады по вербовке студентов в педтехникумы и педвузы.

Проводившиеся мероприятия позволили увеличить количество учителей в школах, но одновременно привели к значительному понижению образовательного уровня педагогов. Вследствие этого необходимость педагогической подготовки большинства выдвиженцев выходила на первый план.

Самой распространённой формой подготовки учителей в первой половине 1930-х гг. были краткосрочные педагогические курсы. Это объяснялось тем, что такая система позволила в короткие сроки подготовить большое количество школьных работников с наименьшими финансовыми затратами для государства. Педагогические курсы создавались при пединститутах и педтехникумах. По сравнению с педагогическими курсами 1920-х гг. продолжительность обучения планировалось увеличить с 1,5 месяцев до одного года. Но в 1930/31 уч. г. в связи с острой нехваткой учителей, вызванной потребностями ускоренного введения всеобуча, проводились трёхмесячные и даже двухмесячные курсы. Изменился и принцип комплектования курсов. Если в 1920-х гг. на курсы посылались, как правило, по желанию педагоги, проявлявшие активный интерес к школе и общественной жизни, то в 1930-е гг. на курсы мобилизовывались с предприятий в основном члены ВЛКСМ и профсоюзных организаций. Большее место в учебных планах отводилось общественно-политической подготовке учительства в духе советской идеологии.

В 1930-х гг. пополнение учительских кадров начальных и неполных средних школ начало осуществляться и за счёт выпускников специальных педагогических учебных заведений - педагогических техникумов (с 1937 г. они стали называться училищами) и вузов. Однако, несмотря на расширившуюся сеть этих учебных заведений, вплоть до конца 1930-х гг. решить кадровую проблему неполных средних и средних школ не удалось. В сельской местности на Урале из-за отсутствия учителей не велись такие предметы как история, иностранные языки, география, математика, русский язык и другие предметы, даже в выпускных классах.

Значительную часть требуемого количества учителей планировалось подготовить на педагогических курсах: 30% учителей начальной школы и 20% преподавателей неполной средней и средней школ Свердловской области. На краткосрочных курсах Челябинский облоно планировал подготовить около 50% учителей необходимых для ликвидации дефицита педагогических кадров. Заменить в полной мере стационарной подготовки краткосрочные курсы не могли, а выпуски из педтехникумов и педвузов были незначительными. Поэтому в условиях резкого увеличения количества преподавателей школ Урала уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки даже к началу 1940-х гг. оставался низким. Хотя необходимо отметить, что выпуски учителей из средних и высших специальных педагогических учебных заведений, начавшиеся во второй половине 1930-х гг., сыграли определённую роль в повышении общеобразовательной подготовки уральских учителей.

Существенные изменения в 1920-1930-х гг. произошли в материально-правовом положении учительства. С одной стороны, новая экономическая политика в первой половине 1920-х гг. позволила улучшить материальное положение советских людей, в том числе и учителей. С другой стороны, задача по повышению жизненного уровня учителей, ставившаяся партийными органами, не была решена в этот период. Рост цен на основные продукты питания опережал рост заработной платы. Размер оплаты труда учителей школ I ступени (в то время начальные школы) так и не достиг уровня заработной платы рабочих крупной промышленности. Выплата заработной платы систематически задерживалась на срок от одного до нескольких месяцев и более, что также сказывалось на социальной защищённости этой категории граждан государства. Материальные трудности усугублялись жилищным кризисом, который в равной степени затрагивал как городское, так и сельское учительство Урала. Тяжёлые условия жизни, отсутствие необходимого количества учреждений здравоохранения, общественного питания, приводило к росту заболеваемости среди педагогов. Невнимательное отношение к ним со стороны властных органов, вмешательство в дело образования некомпетентных чиновников приводило к тому, что права учителей нарушались довольно часто. Типичными для 1920-х гг. были случаи перевода учителей в течении учебного года из школы одного района в школу другого и увольнение с работы без объявления причин.

В начале 1930-х гг. уровень жизни педагогов по сравнению с предшествующим периодом, значительно снизился, что отражало изменения социально-экономической обстановки в отношении всех слоев населения советского государства. Попытки партийно-советских органов директивным порядком решить эту проблему результатов не принесли. Об улучшении положения можно говорить только со второй половины 1930-х гг. По сравнению с концом 1920-х гг., средняя заработная плата учителей начальных школ увеличилась в пять раз, учителей средних школ - в 3,7 раза. Однако в некоторых районах Свердловской и Челябинской областей продолжались задержки с выплатой зарплаты вплоть до конца 1930-х гг.

Пагубное воздействие на состояние учительского корпуса оказали репрессии 1937 - 1938 гг. К расстрелу и длительным срокам заключения внесудебными органами были приговорены как руководители народного образования, так и простые учителя.

Изменения в общественно-политической жизни страны в 1920-х гг., связанные с переходом к новой экономической политике, ознаменовали новый этап во взаимоотношениях между советской властью и учительством. С этого момента начинают проводиться широкие кампании по политической переподготовке учительства, одной из задач которых было «перевоспитание» дореволюционной учительской интеллигенции в духе марксистско-ленинской идеологии, привлечь учителей к пропаганде социалистической идеологии в обществе. Уральское учительство в этот период принимало участие в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, кампаниях по перевыборам в советы, распространении государственных займов, книг идеологического содержания и т.д. Отличительной чертой этой «общественной нагрузки» было отсутствие в большинстве случаев какой-либо оплаты и принудительный ее характер.

В 1920-х гг. происходит становление новой советской школы. Начался коренной пересмотр подходов к содержанию и методам образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах.

Эти радикальные преобразования неоднозначно оценивались в учительской среде. Большей части уральских учителей, особенно с дореволюционным стажем работы, отказ от предметного метода изучения основ наук, домашних заданий, экзаменов, классной системы, т.е. методов обучения свойственных дореволюционной школе не был понятен. Поэтому новые учебные программы медленно прививались в педагогической практике. И дело здесь, на наш взгляд, во все не в консерватизме «старого» учительства, а в том, что эти революционные преобразования школьной системы вели к ухудшению навыков письма, счета и чтения. Во многом благодаря этой «консервативной» части просвещенцев в 1920-е гг. на Урале удалось сохранить традиционные подходы в обучении детей. Влиянием дореволюционного учительства на взгляды молодых учителей, наряду с другими причинами, на наш взгляд, можно объяснить и невысокий процент учителей-членов ВКП(б), низкую посещаемость учителями кружков и курсов политического просвещения.

В 1930-х гг., по сравнению с предшествующим периодом, усиливается административно-командное давление на педагогов. Спускаемое сверху планирование, административный нажим на работников органов народного образования и учителей с требованием любой ценой осуществить стопроцентный охват обучением. Ощущение своего бесправия и страх перед чиновниками заставлял идти на фальсификацию итогов работы по всеобучу.

Подчинение профессиональной деятельности учителей интересам бюрократической системы, политизация и идеологизация учительского труда негативно влияло на такую составляющую воспитательной работы, как нравственное воспитание. Это, в свою очередь, приводило к рецидивам детского хулиганства, половой распущенности, примеры которых можно было наблюдать как в городской, так и сельской местности. Учителей, основной своей задачей считавших обучение и воспитание детей, а не участие в различных идеологических акциях партийно-советские чиновники обвиняли во внедрении «враждебных методов преподавания в советской школе». В основном это были преподаватели, много лет отдавшие народному просвещению.

Вместе с тем, на наш взгляд, противопоставлять «старое» и «новое» учительство не вполне правомерно. Скорее всего, большая часть дореволюционной учительской интеллигенции ко второй половине 1930-х гг. приняла новые правила игры, установленные государством. Тем более, что идея введения всеобщего обучения активно поддерживалась в дореволюционных педагогических кругах. Большую роль, на наш взгляд, сыграли и мотивы морального порядка, связанные с особенностями социальной психологии российской интеллигенции, к которым можно отнести глубоко укоренившуюся традицию и идею служения народу, патриотизм, преданность своему делу, своей профессии, осознание необходимости своего труда для общего блага. Рычагами, которые позволили партийно-советским органам ускорить этот процесс, было сочетание «мягких» и «жестких» мер командно-административного воздействия на старую учительскую интеллигенцию. Основную роль в этом процессе, на наш взгляд, сыграла, с одной стороны, работа аттестационных комиссий, которые удаляли из учебных заведений людей с враждебной с их точки зрения антисоветской идеологией, с другой стороны присвоение учительских званий людям лояльным власти, повышало престиж учительской профессии, а вместе с тем и гарантировало рост материального благосостояния.

В начале 1930-х гг. произошел отказ от педагогических экспериментов 1920-х гг. Содержание школьных программ и учебные планы были переработаны в системе единомыслия, единообразия, установки на «усреднение и выравнивание» личности. Отказ от исследовательских методов обучения, распространенных в 1920-е гг. привел к преобладанию методов получения готовых знаний. Одновременное присутствие в школьной системе образования общегуманистического содержания и прагматических политических задач привело к формированию крайне идеологизированного сознания учащихся. «Классовый подход» к людям, событиям, явлениям оправдывал пренебрежение к человеческой жизни.

Вполне объективным процессом представляется нам установление единых типов общеобразовательной школы - начальной, неполной средней и средней. Эта преемственность позволила создать благоприятные условия подготовки кадров для советской промышленности.

Формирование чувства государственного патриотизма становится одной из приоритетных задач в школьной воспитательной работе во второй половине 1930-х гг. На наш взгляд в идее советского патриотизма можно наблюдать преемственность с русским дореволюционным патриотизмом. Прослеживается ярко выраженная тенденция военизации школьного образования, как накануне Первой Мировой войны так и Великой Отечественной войны.

В 1920 - 1930-х гг. произошли серьезные изменения в жизни уральского учительства. Во многом, благодаря целенаправленной государственной политике, к концу 1930-х гг. удалось повысить жизненный уровень учителей, решить проблему всеобщего начального обучения, развить сеть специальных педагогических заведений. Вместе с тем, политика партийно-советского руководства направленная на политизацию образования привела к формированию учителя нового типа, отличительными чертами которого были идеологизированное сознание, государственный патриотизм, агрессивность по отношению к мнимым и настоящим «врагам», преобладание коллективных ценностей над индивидуальными проявлениями личности. Созданная командно-административная система делала зависимыми школьных работников от партийно-советских чиновников различного ранга, сковывала творческую инициативу педагогов. Не удалось «революционным» путем в кратчайшие сроки кардинально поднять образовательный уровень учителей.

Октябрьская революция 1917 г. утвердила в России власть новых органов власти – Советов, утвердила Советскую республику. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стали политической основой Российского государства.

Первая советская Конституция 1918 г. юридически закрепила систему советской государственности. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшим органом исполнительной власти и управления был Совет Народных Комиссаров (СНК), ответственный перед Съездом и ВЦИК. Губернские, областные, уездные, городские, волостные съезды Советов, а в период между съездами – их исполнительные комитеты, являлись местными органами власти. Советский парламентаризм и советские правительственные учреждения стали составлять основное сущностное содержание советской государственности.

    Сущность советской политической системы.

Советы составляли основу советской политической системы, Коммунистическая партия – ее стержень, ядро, выполняя руководящую роль (Конституция СССР 1977 г., ст. 6). Действовала целая система политических институтов – профсоюзы, комсомол, общественные организации и объединения, трудовые коллективы. Сложилась однопартийная политическая система. Ее сущностью было народовластие, т.е. осуществление интересов трудящихся и привлечение их к управлению государством.

Вопрос 18.Коренные изменения политической системы в начале 90-х годов.

В 1989 г. руководство Советского Союза, осуществлявшее реформаторскую политику "перестройки", оказалось в состоянии кризиса доверия к нему со стороны большинства населения страны. Попытки Генерального секретаря ЦК КПСС, а с 1990 г. – Президента СССР, М.С.Горбачева провести экономические и общественно-политические преобразования провалились, т.к. у него не было четкой программы "перестройки". В этих условиях 15 республик СССР решили самостоятельно выходить из затяжного экономического кризиса, для чего им требовался государственный суверенитет. В СССР начался "парад суверенитетов", т.е. одностороннее решение целого ряда союзных республик (Латвийской, Литовской, Эстонской ССР и др.) о самоопределении и создании независимых национальных государств. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации.

12 июня 1991 г. всенародным голосованием из шести кандидатур был избран первый президент РСФСР – Б.Н.Ельцин. Это событие означало в сущности зарождение в Советском Союзе двоецентрия: в Москве одновременно действовали правительство СССР и правительство РСФСР. Открытое столкновение между ними было делом времени. Политический кризис был разрешен посредством так называемого "августовского путча". 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) первые лица Белоруссии, России и Украины подписали соглашение о прекращении существования СССР, об образовании Содружества независимых государств (СНГ). 25 декабря 1991 г. М.С.Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР в связи с отсутствием Советского Союза как государства. Советский Союз исчез из реальной действительности, на его месте появились 16 новых суверенных государств. В этот же день Верховный Совет РСФСР принял новое наименование республики – Российская Федерация.

В Российской Федерации, как самостоятельном государстве, первоочередными становились теперь следующие задачи: осуществление радикально-рыночной экономической реформы и введение нового государственного устройства. Проведение радикальных рыночных реформ, начавшихся с 1992 г., вызвало обострение социальной напряженности, политическое противостояние в обществе, рост протестного движения, кризис власти.

К осени 1993 г. Российская Федерация оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. В президентских структурах разрешение кризисной ситуации решили осуществить через принятие новой Конституции, которая должна была утвердить в стране президентскую республику. Ввиду этого Президент Б.Н.Ельцин перешел в решительное наступление: 21 сентября 1993 г. он подписал Указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", объявлявший о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Издав этот Указ, Президент сознательно пошел на превышение своих властных полномочий, установленных Конституцией и Законом "О Президенте РСФСР". Тем самым он осуществил государственный переворот, т.е. захват государственной власти, принадлежавшей Съезду и Верховному Совету.

3 октября в Москве введено чрезвычайное положение. В столицу вошли войска, блокировавшие Белый дом. 4 октября проельцинские силовики начали штурм здания парламента – Дома Советов. Произошел военный переворот.

>>История: Политическая система в 30-е гг.

Политическая система в 30-е гг.

1.Особенности политической системы СССР в 30-е гг. Роль партии в жизни государства.

2.Государственная идеология. Система массовых организаций.

3.Формирование культа личности Сталина.

4.Массовые репрессии.

5.Показательные судебные процессы.

6.Конституция «победившего социализма».

Особенности политической системы СССР в 30-е гг.

Роль партии в жизни государства. Поставленные перед страной грандиозные задачи потребовали централизации и напряжении всех сил. Они привели к формированию особою политического режима, при котором государственная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии , уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. Правящая группа полностью подчинила жизнь общества своим интересам и сохраняла власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному подчинению населения.

Ядром политического режима в была большевистская партия. Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов различных уровней. Только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного одобрения его в Политбюро. Многие государственные и хозяйственные функции были переданы партийным органам. Политбюро определяло внешнюю и внутреннюю политику государства, решало вопросы планирования и организации производства. На нужды партии тратились не только партийные средства, но и деньги из государственного бюджета, в том числе часть из них направлялась за границу на нужды мировой революции.

В 30-е гг. в стране сложилось положение, когда было совершенно невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела официальный статус - красное знамя и партийный гимн «Интернационал» стали государственными.

К концу 30-х гг. изменился и облик ВКП(б). Она окончательно утратила остатки былого демократизма. Исчезли бурные дискуссии, характерные для 20-х гг. В партийных рядах воцарилось полное «единомыслие». При этом рядовые члены партии и даже большинство членов ЦК были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата.

Государственная идеология. Система массовых организаций.

К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм стал не только партийной, но и официальной государственной идеологией. На практике это означало усиление борьбы с инакомыслием. Если до середины 20-х гг. иногда еще издавались работы политических и идейных оппонентов большевиков , то с середины 30-х гг. вся эта литература была изъята из библиотек.

Особую роль играл партийный контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. При помощи железного занавеса была решена проблема проникновения иных идеологических взглядов извне.

Изменениям подверглась и система образования . В основу обучения теперь была положена марксистско-ленинская теория не только в общественных науках, но порой и в естественных. Партия взяла под свой контроль воспитание детей как в школе, так и в семье. Все средства массовой информации, литература, кино и другие виды искусства внушали, что интересы коллектива, государства выше интересов семьи и личности, что человек без колебаний должен разоблачать членов своей семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии.

Под партийным влиянием оказалась творческая интеллигенция, идеологический контроль за деятельностью которой наряду с партийными органами осуществляли специально созданные творческие союзы. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было решено «объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей... Провести аналогичные изменения но линии других видов искусства». В августе 1934 к состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. Съезд принял устав и избрал правление Союза во главе с М. Горьким.

Началась работа по созданию творческих союзов художников, композиторов, кинематографистов, архитекторов, которые должны были объединить всех профессионально работавших и этих областях в целях установления над ними партийного контроля. За «духовную» поддержку со стороны творческой интеллигенции власть предоставляла членам союзов различные материальные блага и привилегии (пользование домами творчества, мастерскими, получение авансов во время длительной творческой работы, обеспечение жильем, пенсией и пр.).

Помимо творческих работников, массовыми организациями были охвачены и другие категории населения. Все работники предприятий и учреждений состояли в профессиональных союзах, которые полностью находились под партийным контролем. Молодежь с 14 лет состояла в единой организации - Всесоюзном ленинском коммунистическом союзе молодежи (ВЛКСМ), объявленном резервом и помощником партии. Массовые организации были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников и прочих категорий населения. Дети являлись членами Всесоюзной пионерской организации.

В 30-е гг. усилился нажим на церковь . По всей стране прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов и отправка их на переплавку для нужд индустриализации. В сельской местности, как правило, после создания колхоза церковь закрывали и превращали в склад или клуб, а священника арестовывали или отправляли в ссылку вместе с кулаками.

Формирование культа личности Сталина.

Одним из элементов политического режима СССР в 30-е гг. стало формирование культа личности Сталина.
21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. До этого все члены Политбюро назывались «вождями партии» и перечислялись в алфавитном порядке. С этого дня «институт вождей» был ликвидирован, а Сталин был публично объявлен «первым учеником Ленина» и единственным «вождем партии». Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной армии и выдающимся полководцем - победителем армий белогвардейцев и интервентов, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки. Его стали именовать «мудрым», «великим», «гениальным». В стране появился «отец народов» и «лучший друг советских детей». Академики, артисты, рабочие и партийные работники оспаривали друг у друга пальму первенства по восхвалению Сталина. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в «Правде» писал, что «Сталин - глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он - учитель Вселенной».

Массовые репрессии.

Наряду с идеологией сталинский режим имел и другую опору - систему карательных органов для преследования инакомыслящих.

В начале 30-х гг. прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков - бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря.

В конце 20-х гг. Шахтинское дело послужило толчком для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно-технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства.

С начала 30-х гг. развернулись массовые репрессии против кулаков и «подкулачников». 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон «о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался длительный срок заключения или расстрел.

С ноября 1934 г. при наркоме внутренних дел было образовано Особое совещание, которое наделялось правом в административном порядке отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет. Особому совещанию предоставлялось право рассматривать дела в отсутствии обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката.

Поводом для развертывания массовых репрессий в стране стало убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградскою губкома ВКП(б) С. М. Кирова. Через несколько часов после этого убийства был принят закон о введении «упрощенного порядка» рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Согласно ему следствие должно было вестись ускоренным порядком и заканчивать свою работу в течение десяти дней; обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде; дела слушались без участия сторон - прокурора и защитника; просьбы о помиловании запрещались, а приговоры о расстреле приводились в исполнение немедленно после их оглашения.

Появились и другие законы, ужесточающие наказания и расширяющие круг лиц, подвергающихся репрессиям. Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. предписывало «несовершеннолетних начиная с 12-летнею возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания», включая смертную казнь.

Показательные судебные процессы.

В 1936 г. состоялся первый из крупных судебных процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых оказались ближайшие соратники Ленина - Г. Зиновьев, Л. Каменев и др. Их обвиняли не только в убийстве Кирова, но и в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть. Прокурор Л. Вышинский в заключительном слове заявил: «Взбесившихся собак я требую расстрелять - всех до одного!» Суд удовлетворил это требование.

В 1937 г. состоялся второй процесс, в ходе которого была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». В том же году по решению закрытого суда была репрессирована большая группа высших офицеров во главе с маршалом М. Н. Тухачевским.

В марте 1938 г. прошел третий судебный процесс. Были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин. Каждый из таких процессов вызывал волну репрессий по отношению к десяткам тысяч людей, прежде всего к родственникам и знакомым, сослуживцам и соседям по дому репрессированных. Только в высшем руководстве армии были уничтожены:

из 5 маршалов - 3;
из 5 командармов I ранга - 3;
из 10 командармов II ранга - 10;
из 57 командиров корпусов - 50;
из 186 комдивов - 154;
из 16 армейских комиссаров I и II ранга - 16;
из 26 корпусных комиссаров - 25;
из 64 дивизионных комиссаров - 58;
из 456 командиров полков - 401.

Всего было репрессировано около 40 тыс. офицеров Красной армии.

Тогда же был создан Секретный отдел в НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом. В августе 1940 г. в Мексике был убит Л. Троцкий. Жертвами сталинского режима стали многие деятели Коминтерна и даже белого движения за рубежом.

В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей.

По официальным данным, в 1930 - 1953 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано 3,8 млн. человек, из них 786 тыс. расстреляно.

Конституция «победившего социализма».

Несмотря па массовые репрессии, официальная советская пропаганда продолжала называть СССР самым демократическим государством в мире. Огромное значение имело принятие 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР.

Сталин, обосновывая необходимость новой Конституции, заявил, что советское общество «осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма, - социализм». Экономическим критерием построения социализма сталинская Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности (а значит, и эксплуатацию человека человеком) и создание двух форм собственности - государственной и колхозно-кооперативной. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм-ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией.

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы - свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища, а также прямое равное избирательное право.

Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между его сессиями исполнительную и законодательную власть должен был осуществлять Президиум Верховного Совета СССР. В составе СССР было закреплено 11 союзных республик: Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Грузинская, Армянская, Туркменская, Узбекская, Таджикская, Казахская, Киргизская Советские Социалистические Республики.

Новая советская Конституция была удивительным по своей двойственности документом. К реальной жизни многие ее нормы, связанные прежде всего с демократическими правами населения, не имели никакого отношения. С другой стороны, вполне реальными для советских граждан были некоторые записанные в Конституции социальные права: право на труд, на бесплатное здравоохранение и т. д. Однако главной целью социализма «по-сталински» являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства, зачастую за счет ущемления интересов болынинства его граждан. Функции по распоряжению «социалистической» собственностью и политическая власть сосредоточились в руках Сталина и партийно-государственного аппарата и оказались отчужденными от народа. Тем не менее демократизм содержания Конституции оказал большое воздействие на общество.

Таким образом, в 30-е гг. XX в. в СССР государственная власть полностью оказалась в руках узкого круга партийных деятелей во главе с И. В. Сталиным, в стране утвердился жесточайший политический режим, характеризовавшийся полным свертыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.

Документ

Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)

В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие... Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить... Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты го-воришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может... Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства... Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают это нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими - но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными - но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем - разве только что с про-клятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом - убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).


Вопросы и задания:

1. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР жесткого политического режима?

2. Какие субъективные факторы способствовали этому?

3. Докажите, что ВКП(б) являлась стержнем советской политической системы.

4. Какая роль в государстве отводилась общественным организациям?

5. Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.? Какими способами оно формировалось? (При ответе используйте документ.)

Особенности политической системы советского государства. Конституция 1936 г. и советское общество

Основные черты советской политической системы начали формироваться еще в период Гражданской войны и интервенции. В молодом советском государстве основополагающим элементом системы государственного управления стала партия большевиков, члены которой возглавили армию, промышленные предприятия, государственные учреждения и т. д. Таким образом, произошло сращивание партийного и государственного аппаратов. В 20-х годах этот процесс был фактически завершен: наиболее значительные государственные решения принимались сначала Центральным комитетом РКП(б) и только после этого закреплялись в решениях государственных, т. е. советских органов, которые возглавляли так же члены ЦК М. И. Калинин (председатель ВЦИК с марта 1919 г.), Л. Д. Троцкий (нарком по военным и морским делам), Л. Б. Каменев (заместитель председателя СНК), И. В. Сталин (нарком по делам национальностей) и др. РКП(б) стала ядром политической системы общества. Это привело к еще одной существенной особенности политической системы в СССР – фактическом отсутствии разделения властей на независимые ветви (исполнительную, законодательную, судебную). Ни правительство, ни Верховный совет не могли принять решений отличных от директив коммунистической партии. Формально все советские конституции провозглашали, что власть принадлежит народу в лице выборных Советов. Однако на деле это была всего лишь декларация, депутаты послушно голосовали за принятые партией установки. Утверждение в конце 20-х годов единоличной власти Сталина привело к складыванию культа личности. По всей стране Сталину воздвигались памятники, его именем назывались колхозы, улицы, школы и города. По существу, он стал богом еще при жизни. Газеты были полны хвалебных статей о мудром руководстве «вождя, учителя, друга». «Пусть живет отец, да здравствует наш отец родной – Сталин-солнышко!» – писала «Правда» в марте 1939 г.

Государство в лице коммунистической партии играло огромную роль в жизни общества, стремясь контролировать все сферы его жизнедеятельности через созданную систему массовых организаций (пионерские и комсомольские организации, профкомы, месткомы, женсоветы, объединения ученых, физкультурников, художников и пр.). Созданная система поддерживалась широкими репрессивными акциями, и конец 1930-х годов стал, пожалуй, самой кровавой страницей в советской истории. В 1936 г. состоялся первый процесс над внутрипартийной оппозицией – Г. Зиновьевым и Л. Каменевым. Список обвинений был длинным и тяжелым: убийство 1 декабря 1934 г. С. Кирова (секретарь ЦК и Ленинградского обкома ВКП (б)), заговор с целью убийства Сталина и свержения советской власти. Всем им был вынесен суровый приговор – расстрел. Репрессии ширились, в обыденный обиход прочно вошло словосочетание «враг народа». С декабря 1934 г. был введен «упрощенный порядок» рассмотрения дел: следствие длилось 10 дней, дела слушались без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались. К концу 30-х годов маховик репрессий был запущен на полную мощность: в 1937 г. состоялся суд над большой группой высших офицеров во главе с маршалом М. Тухачевским (всего 40 тыс. офицеров Красной армии), а в 1938 г. были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин.

В 1936 г. была принята новая Конституция, в которой Советский Союз объявлялся социалистическим государством рабочих и крестьян. Ведущая роль при этом отводилась рабочему классу. Все эксплуататорские классы признавались ликвидированными. Сталинская модернизация требовала огромного количества рабочей силы, что привело к росту городского населения, однако не улучшило его социального положения. В апреле 1929 г. была введена карточная система на многие виды продовольствия, позднее она распространилась и на промышленные товары. В 1929 г. рабочему полагалось: 600 г хлеба в день (членам семьи по 300 г), 1 кг сахара в месяц, 30-36 м ситца в год. Проявление недовольства жестко подавлялось – рабочих увольняли, что влекло за собой лишение карточек, выселение из общежитий, арест. На страницах периодической печати все трудности объяснялись «вредительством», рабочих призывали быть бдительными. По стране прокатились судебные процессы: «шахтинское дело» (1928), «дело врачей» (1933) и др. Отмена карточек в 1935 г. не привела к улучшению жизни. Если в 1913 г. среднемесячная заработная плата рабочего позволяла купить 53 кг мяса, то в 1935 г. – всего 19 кг. Результатом раскулачивания и коллективизации стало устранение социальной градации в крестьянской среде: исчезли кулаки, середняки и бедняки. Положение крестьянства было крайне сложным и тяжелым. На протяжении 30-х годов существовали твердые цены на зерновые, тогда как цены на промышленные товары постоянно увеличивались. Это приводило к разорению колхозов, переводу их в разряд должников. Доходы колхозников исчислялись трудоднями, деньгами труд колхозников практически не оплачивался. С 1935 г. колхозникам было разрешено иметь приусадебный участок, корову, двух телят и свинью с поросятами. Тем не менее крестьяне в 30-х годах продолжали оставаться самой бесправной категорией населения. Они были лишены свободы передвижения и выбора занятий, поскольку не имели паспортов. По сути, это было восстановление крепостного права. Между классом рабочих и классом крестьян по Конституции 1936 г. признавалось существование трудовой, или народной, интеллигенции – «прослойки». Официальная статистика причисляла к этой группе чиновников, учителей, врачей, инженеров и пр. В социальной структуре советского общества в 1930-е годы сформировалась еще одна группа, получившая название «номенклатура». Формально, будучи равноправными гражданами общества, номенклатурные работники фактически имели огромные преимущества перед всеми остальными, пользуясь в условиях ограниченных средств многими материальными льготами.

Номенклатура (от лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) – перечень наиболее важных должностей в государственных и общественных организациях СССР, назначение на которые осуществлялось решением партийных организаций соответствующего уровня. Номенклатурный принцип формирования управленческого аппарата начал складываться сразу после прихода в октябре 1917 г. большевиков к власти и просуществовал до конца 1980-х годов.

В исторической науке, как в России, так и за рубежом, неоднократно предпринимались попытки определить характер сложившейся в 1920-1930-е годы советской политической системы.



Первая точка зрения . В СССР было создано реальное социалистическое общество.

Вторая. После октября 1917 г. Россия стала первой страной в мире, начавшей переход к социализму. Однако в силу ряда причин была создана особая его модель сталинская, характеризовавшаяся сосредоточением власти в одних руках. Эту модель по-разному называют в исторической науке: феодальный социализм, казарменный социализм, государственно-бюрократический социализм, грубый социализм.

Третья. В СССР был построен государственный капитализм, где эксплуатация государства была жестче, нежели при капитализме «чистом».

Четвертая. На рубеже 20-30-х годов в СССР сформировалась тоталитарная система управления, венцом которой была личная власть Сталина (культ личности). Черты тоталитарной системы: однопартийность; отсутствие разделения властей; единообразие всей общественной жизни и др. Пятая. Ее сторонники оценивают политическую систему в СССР с позиций цивилизационного подхода, отмечая преобладание в ней восточных черт (сильная вертикаль власти, сосредоточение ее в руках одного человека, отсутствие диалога власти и общества и др.).

Отметим, что социально-политическая система, сложившаяся в СССР к концу 1930-х годов, была довольно противоречива. В сжатые сроки, невероятным напряжением всех сил общества было создано сильное индустриально развитое государство – сверхдержава, способная конкурировать со странами Запада. Однако высокие темпы экономического роста были обеспечены за счет сверхцентрализации отраслей народного хозяйства, создания системы административно-командного управления, огосударствления всех сфер жизни общества, в том числе и частной жизни граждан. Широкое провозглашение демократических свобод (Конституция 1936 г.) сочеталось с массовыми репрессиями; применение принудительного труда заключенных – с энтузиазмом стахановского движения. Неоднозначный характер происшедших в СССР перемен отчетливо проявится в период страшного испытания для советского народа – в годы Великой Отечественной войны.