Богоявление господне. Особенности богослужения Крещения Господня. Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

18 и 19 января православные христиане традиционно отмечают Крещение. Этот день имеет свою историю, уходящую корнями в древние времена, а церковные каноны за долгое время тесно переплелись с народными поверьями.

Праздник Крещения Руси принято отмечать 28 июля. Это событие, по данным исторических исследований, датируют 988 годом. Однако принятие на Руси христианской веры было не кратковременным действием, а длительным процессом, требующим переосмысления жителями языческого государства новых форм жизни и взаимодействия.

История праздника. Крещение

В переводе с греческого слово «крещение» означает погружение. Именно так проводят очистительное омовение человека, решившего принять христианскую веру. Истинный смысл ритуала с водой состоит в духовном очищении. Согласно христианской традиции, 19 января принял крещение Иисус Христос, а также в этот день отмечают Богоявление, когда миру явился Всевышний в трех ипостасях.

В Крещение Господне (история праздника так повествует) Бог-сын проходил Таинство в реке Иордан в возрасте 30-ти лет, где ему в образе голубя явился Святой Дух, а Бог-Отец дал знать с небес о том, что Иисус Христос - его сын. Отсюда и второе название праздника - Богоявление.

18 января по православной традиции принято поститься до выноса свечи, который следует за Литургией, сопровождающейся причащением водой. Праздник Крещения Господня, точнее, его канун, также называют сочельником, что связано с обычаем варить пшеничное сочиво с добавлением изюма и мёда.

Традиции празднования

Крещение - праздник, традиции которого связаны с необыкновенной способностью воды исцелять, причем ее можно взять из самого обычного водоема. Даже та, которая подается в квартиры наших домов, наделена этим свойством. Для исцеления необходимо принимать освященную крещенскую воду на голодный желудок в очень маленьком объеме (чайной ложки вполне достаточно). После приема нужно выждать время перед тем, как принимать пищу.

Целебные свойства крещенской воды

Крещение - православный праздник и, согласно христианской вере, святая вода - это самое эффективное лекарство от всех болезней. Для избавления от телесных и духовных недугов ее нужно пить ежечасно, глубоко веруя в целительную силу. Женщинам в критические дни прикасаться к святой воде нельзя, можно только в исключительном случае, например, при тяжелой болезни.

В православных традициях хорошо известна история праздника. Крещение Господне наделяет воду чудодейственной силой. Ее капелька может освятить огромный источник, и она не портится при любых условиях хранения. Современные исследования подтвердили, что крещенская вода не меняет свою структуру без холодильника.

Где хранить крещенскую воду

Вода, собранная в день праздника Крещения, должна храниться в Красном углу возле икон, это самое лучшее для нее место в доме. Брать ее из Красного угла надлежит без ругани, в этот момент нельзя ссориться и позволять себе неблагочестивые помыслы, от этого теряется святость волшебного напитка. Окропление дома водой очищает не только жилище, но и членов семьи, делает их более здоровыми, нравственными и счастливыми.

Крещенские купания

Традиционно 19 января, в праздник Крещения Господня, вода из любого источника обладает чудодейственными свойствами и способностью исцелять, поэтому в этот день все православные христиане набирают ее в различные емкости и бережно хранят, добавляя по необходимости небольшими капельками, например, в стакан с водой. Как вы помните, даже небольшая порция способна освятить огромные объемы. Однако наиболее широко известен праздник Крещения массовыми купаниями. Конечно, решиться на это может далеко не каждый. Однако в последнее время крещенские купания становятся все более популярны.

Погружения проводятся в вырезанной в форме креста проруби, которая называется Иорданью. Окунувшись в холодную воду 19 января в Крещение, православный праздник, верующий человек, как гласит поверье, избавляется от грехов и всех хворей на целый год.

Когда принято набирать воду

В церковь за святой водой люди идут утром 19 января. Есть примета, что нужно взять ее первому. Это делает поведение некоторых прихожан неприемлемым для храма, ибо в священном месте нельзя толкаться, ругаться и суетиться.

Освященную воду можно набирать также накануне, 18 января, в Крещенский Сочельник. Служба в церкви идет и в этот день. Как говорят священники, вода освящается одинаково и 18, и 19 января, поэтому на ее целебных свойствах время сбора не отражается. При невозможности пойти в церковь можно воспользоваться обыкновенным квартирным водопроводом. Набирать воду из-под крана лучше в ночь с 18 на 19 января между 00.10 до 01.30. Это время считается наиболее благоприятным. Когда и где купаться в праздник Крещения? Относительно купания церковь отмечает, что оно не является каноном христианства, а просто стало традицией. Окунаться на Крещение можно как в ночь с 18 на 19 января, так и утром 19-го. В каждом городе к этому празднику организуются специальные места, узнать о них можно в любой церкви.

О принятии крещения в православной традиции

В Крещение Господне (история праздника повествует об этом) миру впервые явился Бог в трех ипостасях (Богоявление). Мало кто задумывается, что приобщение к Господу - важное событие в жизни каждого православного христианина. В день принятия крещения человек усыновляется Богом и становится частью Христа.


Крещение, как уже говорилось выше, следует переводить как погружение или обливание. Оба значения так или иначе связаны с водой, которая является символом православной христианской религии. Она обладает огромной разрушительной и созидательной силой. Вода - символ обновления, преображения и духовного очищения. Первые христиане проходили обряд принятия крещения в реках, озерах. В последующем, как и в настоящее время, это действо стали совершать в купелях. Православное крещение обязательно для освобождения от негативных сил.

После прохождения обряда крещения человек принимается Православной Церковью и перестает быть рабом сатаны, который теперь может искушать его только хитростью. После обретения веры можно посещать храм и молиться, а также пользоваться другими Таинствами православной веры.

Принятие Крещения взрослым человеком совершается осознанно, поэтому наличие крестных родителей не обязательно. Будущий христианин должен обязательно ознакомиться с основами православной веры и, по желанию, выучить молитвы.

Когда речь идет о младенцах, то им необходимы крестные родители, которые в последующем должны позаботиться о религиозном развитии ребенка и, конечно, молиться за него. Они должны быть примером нравственности для своих крестников.

Перед совершением Таинства всем, кто будет присутствовать в церкви, рекомендовано соблюдать пост и воздерживаться от мирских развлечений. Сами младенцы не нуждаются в подготовке.

Сейчас в каждой церкви существует запись на крещение, там же можно узнать, что необходимо взять с собой. Обязательно нужно приготовить освященный крестик и, по желанию, крестильный набор, в который входят рубашка, чепчик, пеленка. Для мальчиков чепчик не обязателен.

После проведения обряда вы получите «Свидетельство о крещении». Храните его, если ваш ребенок решит поступать в духовное училище, оно обязательно потребуется.

Надо сказать, что крещение ребенка - праздник, которому в России с каждым годом придается все большее значение.

Народные обычаи и традиции, связанные с Крещением

Праздник Крещения, конечно, менее популярен, чем Рождество Христово, однако он очень богат различными ритуалами. Вот некоторые из них.

В этот день принято выпускать в небо голубей во время богослужения, что является символом Духа Божьего, явившегося на землю в обличие этой птицы. Также этот ритуал «отпускает» рождественские праздники.

Обязательно происходит освящение воды в церквях. Накануне Крещения в водоемах вырезается крестообразная прорубь, крест же устанавливают вблизи от нее и иногда украшают. Воду крестят огнем, для чего священник опускает в нее горящий трехсвечник.

Чтобы смыть грехи во время крещенского купания, нужно окунуться с головой три раза.

В прежние времена молодежь в этот день развлекалась, катаясь на каруселях и коньках. Также парни и девушки колядовали - обходили с песнями и поздравлениями дома, а хозяева давали им угощение.

После этого праздника заканчивался пост. Молодые люди снова начинали собираться вместе на гулянья, где можно было выбрать себе вторую половинку. Период от окончания Крещенского и до Великого поста - время, когда можно было сыграть свадьбу.

В Крещение не принято работать и много есть.

Приметы и поверья

Договориться о свадьбе в этот день - к счастливой жизни для будущей семьи. Вообще, любое доброе дело, начатое в этот день, благословенно.

Снег в Крещение - к богатому урожаю.

Солнце в этот день - быть плохому урожаю.

Умыться льдом и снегом в этот день - быть целый год красивой, милой да пригожей.

В Крещенскую ночь сны - вещие.

Девушки в этот вечер собирались вместе и гадали.

Крещенские гадания

Наиболее популярны, конечно, гадания на суженого. Способов узнать имя и увидеть будущего мужа - великое множество, некоторые из них достаточно жутковаты: с зеркалами, свечами, «спиритическими кругами» и алфавитом.

Практически каждая современная девушка знает о гадании на жениха по методу Татьяны Лариной: чтобы узнать имя суженого, нужно в полночь выйти на улицу и спросить у первого попавшегося мужчины, как его зовут.

А вот очень забавное гадание на исполнение желания. Задаете вопрос, хорошо представляя то, о чем спрашиваете (вопрос действительно должен быть важен для вас, ну а если делаете это ради шутки, то и ответ будет неправдивым), а потом зачерпываете из мешка зерна (крупу). Далее высыпаете все на тарелку и пересчитываете. Если количество зерен четное - сбудется, нечетное - не сбудется.

Что означает Святое Богоявление - Крещение Господне? История праздника, его древний и измененный позже смысл будут рассмотрены в данной статье. Мы также расскажем о том, как отмечают этот день разные христианские народы. Что принято говорить и как поступать в этот праздник? Какие ритуальные кушанья употреблять? Следует ли в этот день поститься? Особое внимание мы уделим отмечанию этого праздника у

Святое Богоявление - Крещение Господне: описание

Что говорит об этом событии Новый Завет? Все четыре канонических Евангелия упоминают Крещение Христа. История Крещения Господнего описывается так. Будучи в возрасте около тридцати лет, Спаситель решил открыться людям - явить Свою божественную сущность. «Во те дни, - пишет евангелист Матфей, - Иоанн Креститель проповедовал и говорил: «Предуготовьте прямые стези Господу, покайтесь в грехах своих, ибо близится Царствие Небесное». «Был человек от Бога, - вторит ему Иоанн, - Он был послан свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали в Него». Когда же Христос приблизился к берегу куда приходили толпы иудеев, Иоанн Предтеча сказал: «Мне следовало бы креститься от Тебя», подразумевая тем самым, что окропление материальной водой - ничто перед облечением в Дух Святой. Но Господь сказал: «Так надобно исполнить правду». И когда окропил его водой, «открылись небеса, Дух Святой снизошел в виде голубя и раздался голос: Сие есть Мой возлюбленный Сын».

Святое Богоявление - Крещение Господне: история праздника

Первое упоминание об отмечании этого дня восходит ко второму столетию. О празднике говорят гностики и такой известный теолог, как Климент Александрийский. Изначально это событие интерпретировалось именно как «Открытие Христа народу». Празднование приобрело массовый характер сначала на востоке а потом - и на западе. В этот день - шестого января - чествовались сразу три события из жизни Иисуса в нашем мире: Рождество, поклонение волхвов и Крещение Господне - Святое Богоявление. Причем это последнее интерпретировалось как начало служения людям, исполнение миссии. После этого Иисус удаляется в пустыню и постится там сорок дней, будучи искушаем Сатаною. И только потом Он совершает Свое первое чудо - на свадьбе в Кане Галилейской. Вот почему в ранней Церкви в этот день крестили послушников (их называли «оглашенными»). Они сначала принимали крещение водой, а потом - Духом Святым. Но с течением времени праздники разделились. Рождество стало отмечаться 25 декабря, а приход волхвов и крещение - 6 января.

Празднование в Средние века

На протяжении столетий смысл события, описанного в книгах Нового Завета, стал восприниматься иначе. Был сделан акцент на ценности крещения водой. Хотя сам Иоанн Предтеча отрицал, что он пророк или мессия. Он говорил: «Придет Некто, больший меня, чью обувь я недостоин развязать… Это я крещу вас земной водой. Он же будет делать это Святым Духом, а еще огнем». Тем не менее Крещение Господне - Святое Богоявление получило и другую интерпретацию - чествование Троицы. Стало считаться, что во время этого события народу Моисеевому открылся Бог-отец. Сын показал пример омовения в смывающей грехи воде. А еще явился Дух Святой в виде голубки. Однако старинные «рудименты» празднования продолжали сохраняться. Так, например, на Крещение Христово принято есть кутью (сочиво), как и на Рождество. С разделением Церквей на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую) праздник получил различную интерпретацию в их традициях. В православии он именовался Епифанией или Теофанией (в переводе с греческого «Богоявление». Также этот праздник назывался «Святые Светы». Таким образом, наибольшую важность в описываемом Евангелиями событии Церковь видела в открытии небес, сошествии Святого Духа и гласе Бога-Отца. В католицизме праздник называется Manifestatio - явление, утверждение.

Поздняя интерпретация

Как только праздники Рождества и Крещения Христова разделились во времени (двадцать пятого декабря и шестого января), смысл последнего события стал переосмысливаться теологами обеих Церквей. Еще в шестом столетии в Византии, как доказывает история, Крещение Господне Богоявление означало начало исполнения Миссии Христом. А после тысячного года акцент сместился на чудотворность омовения церковной купели. Вся традиция чествования этого праздника теперь состоит в освящении попами воды. В западной традиции «Манифестацио» получило осмысление в явлении народу Лиц Троицы - то есть Отца, Духа Святого и Сына. Кроме того, в этот день также поминают приход волхвов («Адорацио»). В странах, где разговаривают по-испански, именно в праздник «Трех Королей» («Los Reyes Magos») принято делать детям подарки, а не на Рождество. Истинное же значение - «предуготовить свою душу к служению Богу», как призывал Иоанн Креститель - было забыто.

Интерпретация Богоявления в катарской традиции

На переломе двух тысячелетий (около 1000 года), когда Римская и Православная Церкви активно боролись за власть в этом мире, существовал члены которого буквально придерживались Заповедей Христовых. Они учили, что «Мир во зле лежит» (1 Иоанн. 5:19) и что материальная вода не творит никаких чудес. Эта Церковь Добрых Христиан, которую оппоненты назвали катарской ересью и физически уничтожили в XIII-XIV веках, не праздновала Крещение Господне - Святое Богоявление. Путь к душе - вот главный посыл, который эти монахи видели в описываемом Евангелиями событии. Перед тем как взять крест добрых дел и следовать за Христом (Мар.10:21), нужно очистить свое сердце от грехов. Их снимает не материальная вода, а искреннее покаяние. Ведь и Иоанн Предтеча так учил. Он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Перед тем как душа примет крещение Духом Святым, чтобы стать «храмом Божьим», она должна быть свободна от грехов. Ибо если слепой поведет слепого, оба окажутся в яме.

Крещение Христово в церковном каноне

В православной двунадесятый Господский праздник. Так чествуются дни, связанные с событиями жизни Иисуса Христа в этом мире - от Рождества до Вознесения. Крещение Господне Святое Богоявление празднуется сейчас 19.01. По эта дата соответствует шестому января. Накануне праздника духовенство и верующие должны соблюдать строгий пост. Поэтому и кутья, подаваемая в этот день, называется «Голодной». На сам праздник духовенство облачается в белые ризы. Священники дважды освящают воду. В первый раз, накануне, Великой агиасмой (особым чином крещения), а второй раз - во время Божественной литургии. Поэтому и праздник в украинском языке называется «Водохреща» или «Йордань» (в честь реки, где крестился Спаситель). Он знаменует собой окончание чествования Рождественских святок.

Празднование в народной традиции

А как отмечалось Крещение Господне - Святое Богоявление у восточных христиан? В России, Украине, Беларуси, Болгарии в этот день священники «освящают воду». Это происходит как у церквей - в чанах, так и на реках или озерах. Там, где очень холодно и водоемы замерзают, специально делают проруби, которые называются «иордань». Считается, что окунание в такие лунки смывает все грехи и приносит телу здоровье. Особенно следует погрузиться в «иордань» тем, кто ворожил на святках. Поскольку Церковь считает гадание грехом. В Украине первые лица государства в этот день совершают омовения в Днепре. А в Болгарии священник бросает в воду крест. Верующие (преимущественно молодые парни) ныряют за ним. Считается, что того, кто поднимет крест на поверхность, ждет удача. Миряне несут воду из церкви и пьют ее потихоньку весь год, веруя, что она лечит различные болезни.

Празднование в Западной Европе

В католицизме день 6 января, Крещение Господне - Святое Богоявление, сейчас уже полностью связан с приходом волхвов. В церквях освящают ладан, мел и воду. Дети ходят по домам и хозяева их одаривают, а за это малыши им рисуют на дверях «С+М+В». Это начальные буквы имен трех королей - Каспар, Мельхиор и Балтазар. Но надпись может интерпретироваться и как «Christus mansionem benedicat» («Христос да благословит этот дом»). Еще в этот день по традиции готовят «Пирог Магов». В тесто запекается монетка, боб или фигурка. Пирог разрезается и раздается членам семьи. Тот, кому достался «сюрприз», будет счастлив весь год.

Экология жизни: Крещение Господне - один из великих двунадесятых праздников, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Праздники Рождества Христова и Крещения Господне связанны между собой святками и составляют единое торжество – праздник Богоявления.

Сущность Праздника

Крещение Господне - один из великих двунадесятых праздников, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Праздники Рождества Христова и Крещения Господне связанны между собой святками и составляют единое торжество – праздник Богоявления. В единстве этих праздников являются все три лица Пресвятой Троицы:

    в Вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий;

    при крещении Сына Божиего, из отверстых небес "Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь" (Лк. 3, 22);

    и был слышен Глас с Небес провозгласивший: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение".

Богослужение

Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием.

Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения (малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время). Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме. Второе - в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.

В день Крещения обряд освящения воды совершается в проруби, сделанной в виде православного креста. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено было в воспоминание крещения Господня. Второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Поэтому Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан.

Библейские события

Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве плотницким ремеслом.

Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому.

Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему”.

Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него.

У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым”.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Иисус Христос не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни. Но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения.

Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”.

Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом "тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки.

Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).

После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на Землю. Иисус Христос сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Место расположения Святого Крещения

Место, в котором проповедовал и крестил Иоанн Креститель, согласно церковному преданию, называлось Вифавара (местность за Иорданом, где находилась переправа чрез реку, чем и объясняется название города - дом переправы.

Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено. С XVI века им считается место, где сейчас находится греческий монастырь Святого Иоанна Предтечи , в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона и в 5-ти километрах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом”, из-за множества паломников стекавшися сюда для омовения в водах Иорданских.

Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этим же путем ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

Православные Святки

Святки в православии - это двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января. Часто также святки именуются святыми вечерами, в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после торжества Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это служили 13 бесед св. Ефрема Сирина, вымолвленных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.

Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается духовным уставом преподобного Саввы Освященного.

То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., круглые дни от Рождества Христова до Богоявления наречены праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих пунктах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднований того же времени.

Работает православный закон который запрещает "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старым идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и напевало соблазнительные песни ". опубликовано

Крещение Господне. Мозаика, монастырь Осиос Лукас, XI в.


Праздник Крещения Господня (другое название - Святое Богоявление ) - это православный праздник, который совершается ежегодно 19 января (6 января по старому стилю). Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание события евангельской истории - Крещения Исуса Христа в Иордане от Иоанна Предотечи. Крещению Господню предшествует несколько дней предпразднества, а после него - попразднество. Все знают, что в этот день и накануне, в сочельник, бывает освящение воды . Обычно в эти дни в храм приходят даже те, кто обычно не посещает службы - «за водой».

Иоанн Предотеча был на полгода старше Исуса Христа. Предание говорит о том, что во время избиения младенцев Иродом Елизавета скрылась со своим сыном Иоанном в пустыне, а его отец, первосвященник Захария, был убит в храме, поскольку не выдал своего сына воинам Ирода. В память об этом в каждом православном храме из Алтаря, через Царские врата на амвон и вниз по ступеням, расстилается красная ковровая дорожка, как символ пролитой крови праведника.

Еще полезного чтения:

————————

Библиотека Русской веры

Воспоминание святаго Богоявления Господа и Бога нашего Исуса Христа.

История празднования Крещения Господня

Праздник Богоявления Господня известен уже во II-III веках. Тогда одновременно праздновали и Его Крещение . Начиная с IV века Рожество Христово празднуется 25 декабря, а 6 января - Крещение Господне. Второе название праздника, Богоявление, указывает на явление Троицы. Когда Господь Исус Христос выходил из вод Иордана, все присутствовавшие слышали голос Бога Отца и видели, как Дух Святой сошел в виде голубя. Празднику Крещения Господня, как и Рожеству Христову, предшествует сочельник - день строгого поста. Если сочельник совпадает с воскресеньем, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, а Литургия Василия Великого совершается в сам день праздника.

Иоанн Предотеча (т.е. идущий впереди) проповедовал в пустыне Иудейской, подготавливая людей к принятию учения Господа Исуса Христа. «Покайтесь, - говорил он пришедшим людям, - приблизилось Царствие Небесное!» Множество народа приходили слушать его проповедь, каялись в своих грехах и принимали крещение в водах Иордана. Исус Христос пришел из Галилеи к Иоанну, прося крещения. Иоанн отвечал ему: «Мне следует креститься от Тебя, а Ты требуешь от меня крещения! » Но Господь повелел Предотече совершить крещение. Когда Исус Христос вышел из воды, раскрылись небеса, и Дух Святой сошел в виде голубя, и слышен был голос Бога Отца:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17).

Крещение Господне. Праздничное Богослужение

Праздничные службы на Богоявление продолжаются несколько дней: накануне - навечерие («сочельник»), затем сам праздник Крещения, на третий день совершается служба . Тексты богослужений содержат в себе не только рассказ о событиях праздника, но и объяснение его значения, а также воспоминание всех прообразов, предсказаний и пророчеств. Так, прообразом Крещения Господа во Иордане было разделение речных вод, которое совершил пророк Елисей милотью (одеждой) пророка Илии. О Крещении пророчествовал Исаия: «Измыйтеся, и чисти будете » (Ис. 1, 16-20). Псалмы царя Давыда, в которых содержатся пророчества о Крещении Господа, также читаются за праздничной службой.

В древности на праздник Богоявления Господня совершалось крещение оглашенных, долгое время готовившихся к принятию Таинства. Об этом обычае напоминают многие моменты службы: бо́льшее, чем обычно, количество паремий, отрывков из пророческих и повествовательных книг Ветхого Завета, во время чтения которых совершалось Таинство крещения, пение «Елицы во Христа крестистеся…» и даже само освящение воды.

Служба празднику Крещения совершается особенно торжественно, в древности она продолжалась всю ночь. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!» Затем следует лития - ряд стихер, в которых говорится о событиях, происходивших на Иордане 2000 лет назад. Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня.

Вот Иоанн Предотеча, зная, Кого ему предстоит крестить, не смеет подойти к Нему: «Как может сено прикоснуться огню?» Видя Господа, Предотеча «рaдуетсz дш7eю и3 трепeщетъ рук0ю. показu1етъ є3го2, и3 гlетъ лю1демъ, сeй и4же и3збавлszи ї}лz, свобождaz нaсъ t и3стлёніz» .

Другая стихера рассказывает о том, как дрожала рука Крестителя и потекли назад речные воды - они не смели прикоснуться ко Господу: «Трепетaше рукA кrти1телева, є3гдA пречcтому ти верхu2 коснu1сz. во€врати1сz їwрдaн8скаz рэкA в8 спsть, не смёz прибли1житисz тебЁ ».

Иоанн Креститель исполняет повеление Божие и крестит Того, чьим вестником, предшественником, Предотечей является. « Е$же t дв7ы сlнца, ви1дz и4же t непл0дове свэти1лникъ свётлыи. во їwрдaнэ просsща кRщeніz. ќжасомъ и3 рaдостію вопіsше к8 немu2, ты2 мz w©ти2 вLко б9eственымъ kвлeніемъ свои1мъ ».

(Перевод: Светильник, родившийся от неплодной матери, увидев Солнце, родившееся от Девы, Господа, просящего крещения во Иордане, с ужасом и радостью говорит ему: «Ты мя освяти, Владыко, явлением Своим»).

Каноны празднику написали гимнографы, жившие в VIII веке, - преподобные Козма Маиумский и Иоанн Дамаскин. Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле (Тит. II, 11-14; III, 4-7) говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии (Мф. III, 13-17) повествуется о крещении Спасителя от Иоанна Предотечи.

————————
Библиотека Русской веры

В праздник Крещения Господня совершается два водоосвящения. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое - в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь - «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя » и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи ». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

В о їwрдaнэ крещaющутисz гDи, трbческое kви1сz поклонsніе, роди1телевъ бо глaсъ свидётельствоваше ти, во€лю1бленнаго тS сн7а и3менyz, и3 д¦ъ в8 видёніи голуби1нэ, и3звёствоваше словеси2 ўтвержeніе. kвлeисz хrте б9е, и3 мjръ просвэщeи, слaва тебЁ.

Русский текст

Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца): Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Я ви1лсz є3си2 днeсь вселeннэй, и3 свётъ тв0й гDи знaменасz на нaсъ, и4же в8 рaзумэ пою1щихъ тS, пріи1де и3 kви1сz свётъ неприкосновeнныи.

Русский текст

Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам».

Святая вода, великая Агиа́сма

По церковному Уставу освящение воды бывает пять раз в год: накануне и в день праздника Крещения, на праздник Преполовения Пятидесятницы (между Пасхой и Троицей), на праздник происхождения Честнаго Креста («первый Спас», 1/14 августа) и на престольный, храмовый праздник. Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой».

Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени - три часа после освящения или, за дальностью пути - один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами (как и в том случае, если пролилось Причастие). Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « » .

Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв.

Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника.

Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи

Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение.

Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте (даже дети и подростки старались не есть «до звезды»), а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. е. до освящения воды после обедни.

По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» (признак, что Христос погрузился в воду). Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение.

В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами (для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня), а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние (углубление), после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад - все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться.

К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих. Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню.

Есть также люди, относящиеся к святой воде как к о́берегу. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры.

Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться. Не обходится тут и без спиртных напитков. Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение. О том, как правильно относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби, подробно рассказывает о. Иоанн Курбацкий в статье « ».

Издавна также существовал благочестивый обычай призывать в свои дома священника со святой богоявленской водой в дни попразднества Богоявления. В настоящее время этот обычай, к сожалению, почти утрачен.

Иконы Крещению Господню

Образы Богоявления появились уже в первые века христианства. Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где крещаемый от Предотечи Христос изображался молодым юношей.

В дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.

Часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках.

Богоявленские храмы

Храмов, освященных во имя Богоявления Господня, на Руси было сравнительно немного. Возможно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника.

Известно, что Богоявленским был древнейший монастырь в Москве, в Китай-городе. Он был основан в 1296 г. сыном благоверного великого князя Александра Невского - первым московским князем Даниилом. Одним из его первых игуменов был Стефан - старший родной брат преподобного Сергия Радонежского. Церковь Богоявления сначала была деревянной, каменная построена в 1342 г. тысяцким Протасием. В 1624 г. храм начали перестраивать. Он состоит из двух ярусов. Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом, с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления и Спаса Нерукотворенного выстроена в 1693 году. В советское время в соборе находилось общежитие. В начале 1980-х годов начинаются реставрационные работы. Богослужение возобновились в начале 1990-х годов.

Во имя Богоявления Господня освящена церковь в Пскове. Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье. Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик - бегунок - поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи.

Во имя Богоявления освящена церковь Иосифо-Волоцкого монастыря под Волоколамском. Эта церковь была заложена в 1504 году преподобным Иосифом. Церковь строилась на деньги князя Семена Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.

Во имя Богоявления освящен Авраамиев монастырь в Ростове Великом. Богоявленский собор был построен между 1553 и 1554 гг. Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид, нетронутые узкие окна (в первом ярусе оформленные своего рода порталами) позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проемы четверика - часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках. Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием - нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, вместо шлемовидных. Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы. Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами (не сохранилось). К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом (не сохранились).

Во имя Богоявления освящен собор Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря в Костроме. Богоявленский собор - древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций.

Церковь Богоявления Господня в пос. Красное-на-Волге Костромской области имеет богатейшую историю. Храм был построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова - Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном - это единственный каменный шатровый храм XVI века в Костромской области. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Ш. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В 1990 году церковь отдали Костромской и Галичской епархии РПЦ.

В честь Богоявления освящена церковь в с. Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами.

Богоявленская церковь в селе Пянтег Пермской области - самая древняя деревянная постройка Урала. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным. Шестерик на подклете (он убран в начале XX века) завершался открытым ярусом звона и высоким шатром.

В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь. Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехренгу, и по реке Мехренге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г. В 1933 г. храм был разрушен.

Церковь Богоявления Господня располагалась в г. Мценске Орловской области. Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг., где упоминаются стоявшие на этом месте две церкви:

Церковь Богоявление Господне да церковь Пятницы Парасковеи деревянные клецки, а в них Божие милосердия образы месныя и книги и ризы и колокола и всякая церковное строенья тое ж церкви попа Еуфимья Иванова.

Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в. здесь упоминается только одна деревянная церковь - Богоявленская. В XVIII столетии деревянный храм заменили каменным. Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли.

На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда (ныне Няндомский район Архангельской области) при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным (1631-1642 гг.). В книге «Русское деревянное зодчество» (1942 г.) в Елгомской пустыни среди храмов пустыни упоминается в том числе и Богоявленская церковь, построенная в 1643 г. Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась.

Также церковь во имя Богоявления располагалась на Красновском погосте, в д. Труфановская Архангельской области. В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы.

Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области. Храм датируется 1649 годом. Церковь является типичным образцом шатровых построек XVII века. К ней примыкает церковь св. Ферапонта.

В г. Орше Республики Беларусь в 1623 г. был основан Богоявленский мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Обитель располагалась в Кутейно - юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор был построен в 1623-1626 гг. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г.

Во имя Богоявления освящена церковь в г. Остроге (Украина). Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят строительство церкви к первой половине XV в., другие - к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. В 1887-1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готико-ренессансными чертами. Сегодня это кафедральный собор.

Также во имя Богоявления Господня освящен придел (между 1537 и 1542 гг.) Преображенского собора Спасо-Прилуцкого монастыря в г. Вологде и придел (1648 г.) Вознесенской церкви в г. Великом Устюге.

Выговская обитель, старообрядческий центр поморского согласия, также носила наименование Богоявленской: Всепречестная и богоспасаемая киновия отец и братия Всемилостивого Спаса Господа и Бога нашего Исуса Христа Богоявления . Основанная уцелевшими иноками Соловецкого монастыря, обитель существовала до середины XIX века.

В настоящее время старообрядческих Богоявленских храмов немного. Престольный праздник сегодня в белокриницком приходе с. Новенькое (Румыния). Две поморские общины - в Латвии и в Витебской области (Беларусь) также отмечают сегодня храмовый праздник.

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

6 (19) января, двунадесятый непереходящий праздник

Богоявление

Фреска XVI в. Хилендарский монастырь

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: ""Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?"" Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы ""исполнить всякую правду"" – т. е. исполнить закон, ""водами погребсти человеческий грех"", освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: ""Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение"" (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).

КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
Главы из Закона Божия, Серафима Слободского

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.


Река Иордан

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.


Крещение Господне

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ".

Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

ПРИМЕЧАНИЕ :

См. Евангелие от Матфея, гл. 3 , 13-17;

от Марка, гл. 1 , 9-11;

от Луки, гл. 3 , 21-22;

от Иоанна, гл. 1, 32-34.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления , потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог .

Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником . В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан .

Тропарь праздника

Извествоваше словесе утверждение - подтверждал истинность этого слова; явлейся - явившийся; мир просвещей - мир просветивший.

- подтверждал истинность этого слова; - явившийся; - мир просветивший.

Этот Праздник иначе называется Богоявлением, потому что в этот день было явление Пресвятой Троицы и, в особенности, явление Божества Спасителя, торжественно вступившего в Свое спасительное служение.

Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием. Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения, так называемые в отличие от малого, ибо малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время.

Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме, а другое - в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено было в воспоминание крещения Господня; второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан.

Источник